Меню Закрыть

Компенсация в системе социального обеспечения

Компенсационные выплаты в 2018 году

Компенсационные выплаты — вид социальной поддержки граждан, вызванный необходимостью преодоления ряда негативных последствий перехода к рыночным отношениям, связанных с резким снижением уровня жизни неработающих граждан и адресованы узкому кругу лиц, нуждающихся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от гражданина, а также в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

Помимо категорийных компенсационных выплат по вышеприведенным ссылкам на федеральном уровне законодательно установлены также следующие виды компенсационных выплат:

Размер компенсационных выплат в 2018 году

  • Компенсационные выплаты инвалидам
    • Компенсационные выплаты инвалидам включают ряд мер социальной поддержки неработающих трудоспособных граждан, осуществляющих уход за инвалидами и престарелыми гражданами, достигшими возраста 80 лет либо нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения, а также ряд других мер, связанных с компенсацией вреда здоровью.
  • Компенсационные выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС
    • Назначаются отдельным категориям граждан, подвергшимся воздействию радиации, в форме ежемесячных, ежегодных и единовременных компенсационных выплат.

    Основание для назначения:

    • Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I
  • Компенсационные денежные выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк»
    • Назначаются отдельным категориям граждан, подвергшимся воздействию радиации, в форме ежемесячных, ежегодных и единовременных компенсационные выплат.

    Основание для назначения:

    • Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ
  • Компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
    • Назначаются отдельным категориям граждан, пострадавшим от ядерных испытаний, в форме ежемесячных компенсационные выплат.

    Основание для назначения:

    • Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ
  • Компенсационные выплаты гражданам из подразделений особого риска
    • Назначаются гражданам, принимавшим в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах в форме ежемесячных, ежегодных и единовременных компенсационные выплат.

    Основание для назначения:

    • Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1
  • Ежемесячные компенсационные выплаты студентам и аспирантам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям
    • 50 руб.

    Основание для назначения:

    • Указ Президента РФ от 30 мая 1994 г. N 1110
    • Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1206
  • Ежемесячные компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста
    • 50 руб.

    Основание для назначения:

    • Указ Президента РФ от 30 мая 1994 г. N 1110
    • Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1206
  • Ежемесячные компенсационные выплаты неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства
    • 50 руб.

    Основание для назначения:

    • Указ Президента РФ от 30 мая 1994 г. N 1110
    • Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1206
  • Ежемесячные компенсационные выплаты нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, уволенным в связи с ликвидацией организации
    • 50 руб.

    Основание для назначения:

    • Постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N 472
  • Компенсационные выплаты членам семей погибших военнослужащих по оплате жилья и коммунальных услуг
    • Члены семей погибших (умерших) военнослужащих осуществляют оплату жилой площади, коммунальных и других видов услуг в полном объеме с последующим получением компенсационной выплаты.

    Основание для назначения:

    • Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 г. N 475
  • Компенсационные выплаты по советским вкладам
    • Компенсационные выплаты по советским вкладам направлены на исполнение государством своих долговых обязательств перед российскими гражданами.

    Основание для назначения:

    • Федеральный закон от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ»
  • Компенсационная выплата вынужденным переселенцам за проезд и провоз багажа
    • Выплата компенсации расходов на проезд и провоз багажа вынужденным переселенцам осуществляется путем перечисления средств на счет по вкладу, открытому заявителем в кредитной организации.

    Основание для назначения:

    • Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 713
  • Компенсационная выплата на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионерам Крайнего Севера
    • Компенсация стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионерам Крайнего Севера может производиться 1 раз в 2 года. При этом двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена указанная компенсация в данном периоде, но не ранее чем с 1 января 2005 года. В случае если пенсионер не обращался с заявлением о компенсации в истекшие двухгодичные периоды, выплата компенсации за эти периоды не производится.

    Основание для назначения:

    • Постановление Правительства РФ от 1 апреля 2005 г. N 176

Новости по теме

«Право на социальную доплату к пенсии имеют только неработающие пенсионеры, если общая сумма их материального обеспечения ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в конкретном регионе по месту их жительства. Такое правило установлено ч. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Пенсионное обеспечение – острая проблема российского бюджета. Сегодня государственная помощь с трудом удовлетворяет основные нужды получателей, а её размер вряд ли вырастет в ближайшее время.

Российское правительство утвердило постановление, которым вносятся изменения в порядок расчета и подтверждения для установления страховых пенсий.

Компенсации в праве социального обеспечения и в трудовом праве (Адриановская Т.Л.)

Дата размещения статьи: 19.04.2015

Социальное обеспечение как реально существующее общественное явление нуждается в научно обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем, насколько полно и точно в ней отражены его существенные признаки, отмечают ученые [21, с. 5 — 10].
Некоторые ученые считают [10, с. 341 — 342], что появление в российском законодательстве о социальном обеспечении компенсаций вызвано необходимостью преодоления негативных последствий, связанных с переходом к рыночным отношениям, связанных, прежде всего, со снижением уровня жизни неработающих граждан, принятием государством дополнительных мер, направленных на их социальную защиту.
Е.А. Истомина отмечает [8, с. 27 — 29], что состояние системы социального обеспечения, в значительной степени — ее развитие, обусловлено экономическими процессами, происходящими в государстве. Перераспределение средств на цели социального обеспечения возможно только при наличии у государства этих средств, возможности предоставить их в виде пенсий, пособий, компенсаций и др.
Следует согласиться с Т.С. Гусевой [6, с. 11 — 13], что сейчас с уверенностью можно сказать, что компенсационные выплаты в праве социального обеспечения — это не временное явление. Современное федеральное и региональное законодательство подтверждает востребованность этих социальных выплат для возмещения гражданам последствий социальных рисков.
Компенсационные выплаты как понятие, как юридическая категория используются не только в праве социального обеспечения. Данная категория в какой-то степени является универсальной, поскольку широко применяется и в других отраслях российского права. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 164 ТК РФ компенсации — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Трудовое законодательство России делит все виды компенсационных выплат на две категории. Первая категория компенсационных выплат, связанных с условиями работы, на основании ст. 129 ТК РФ рассматривается как элемент труда работника, т.е. включается в его заработную плату. Вторая категория предусмотрена ч. 2 ст. 164 ТК РФ, где компенсации определяются как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.
Компенсациям посвящено достаточно много статей в ТК РФ (главы 24 — 28). В ст. 165 ТК РФ дается перечень случаев предоставления гарантий и компенсаций: при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника; в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами [2].
Безусловно, важной вехой в развитии трудового законодательства явилось принятие Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации». Данный Закон установил систему государственных органов занятости, определил права граждан в области занятости, предусмотрел социальные гарантии и компенсации безработных, отмечает П.Н. Сбирунов [13, с. 15 — 18].
Действующее трудовое законодательство предусматривает компенсацию не только материальных затрат работника, но и морального вреда (ч. 4 ст. 3 ТК РФ; ч. 9 ст. 394 ТК РФ).
Компенсации являются самостоятельным видом социального обеспечения. Отраслевое законодательство о социальном обеспечении не содержит определения компенсации [5]. До настоящего времени ни законодательство, ни теория не выработали общего определения социальной компенсации в праве социального обеспечения, т.е. не предложили ответ на вопрос, какие признаки присущи им как виду социального обеспечения, каким специфическим требованиям должно отвечать физическое лицо — потенциальный субъект права на социальную компенсацию.
И.Р. Маматказин отмечает [9, с. 212 — 217], что в праве социального обеспечения на сегодняшний день отсутствует как легальное, так и научное определение понятий «компенсация», «компенсационная выплата», также отсутствует определенность в отношении того, что собой представляет механизм компенсационности с точки зрения права социального обеспечения.
В юридической литературе при характеристике понятия и системы социальных компенсаций в сфере социального обеспечения используется разная терминология: «компенсационные выплаты», «социальные компенсации», «компенсации по социальному обеспечению», «компенсации» [18, с. 28 — 34].

Смотрите так же:  Как избежать лишение прав за езду в нетрезвом виде

В праве социального обеспечения под компенсационными выплатами (компенсациями) понимаются социальные выплаты, по своим признакам близкие к пособиям [7, с. 402]. Большинство исследователей отмечают сложность разграничения пособий и компенсаций в праве социального обеспечения, а некоторые авторы даже отождествляют их. Социальные компенсации часто в учебниках рассматриваются в разделе о социальных пособиях.
С.Б. Цветков полагает [20, с. 159], что «компенсационные выплаты близки по своим целям и правовой природе к пособиям. Их отличие видится в следующем: 1) пособия назначаются на основании федеральных законов, а компенсационные выплаты — на основании подзаконных актов; 2) размер пособий значительно выше размеров компенсационных выплат».
На наш взгляд, отдельные компенсационные выплаты предусмотрены федеральными законами, что противоречит высказанной позиции. Так, например, граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право на выплату ежегодно компенсации за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в соответствии с федеральным законом [3]. Гражданин, признанный инвалидом вследствие поствакцинального осложнения, имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в размере 1000 рублей, что также предусмотрено федеральным законом [4].
Находит много общего с пособиями Н.Л. Смирнова [15, с. 62]. Она считает, что сходство устанавливается по следующим признакам: ограничение временными рамками; основания назначения признаются социально значимыми с точки зрения государства; как и часть пособий, являются социально-алиментарными выплатами; предоставляются с определенными целями. Основное отличие — в самой сущности пособий и компенсационных выплат. Практически все компенсации выплачиваются с целью возмещения. Пособия выплачиваются с целью оказания помощи в случаях, установленных законом.
Следует отметить, что правовое регулирование пособий осуществляется и в трудовом законодательстве. Так, ст. 178 ТК РФ предусматривает выплату выходного пособия при расторжении трудового договора. О порядке выплаты пособия, о размерах пособия говорится также в ч. 3 ст. 84 ТК РФ, ч. 3 ст. 296 ТК РФ, ч. 1 ст. 318 ТК РФ. Трудовое законодательство допускает правовое регулирование выплаты пособий на локальном уровне, на уровне коллективного договора, соглашения и трудового договора.
В последние годы повышение уровня социальной защищенности работников стало в значительной степени обеспечиваться посредством коллективно-договорного регулирования, особенно в рамках отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключаемых на федеральном уровне, отмечает Г.С. Скачкова [14, с. 16 — 18] Тем самым, справедливо считает она, законодатель предоставляет возможность распространения льгот, гарантий и компенсаций, устанавливаемых отраслевыми соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне, на значительно большее число граждан, давая дополнительную социальную защиту в сфере труда тем, которые в этом особенно нуждаются (несовершеннолетним работникам, лицам с семейными обязанностями и т.д.).
Из данного правила предусмотрены некоторые исключения.
В ст. 181.1 ТК РФ сказано, что коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами либо решениями работодателя, уполномоченных органов юридического лица, а равно и собственника имущества организации или уполномоченных собственниками лиц (органов) не могут предусматриваться выплата работникам выходных пособий, компенсаций и (или) назначение им каких-либо иных выплат в любой форме в случаях увольнения работников по основаниям, которые относятся к дисциплинарным взысканиям (ч. 3 ст. 192 ТК РФ). Не могут предусматриваться указанные выплаты (компенсации, пособия и др.) в случаях прекращения трудовых договоров с работниками, если это связано с совершением работниками виновных действий (бездействия).

В ст. 349.3 ТК РФ предусмотрено ограничение размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников.
Изменения в трудовое законодательство (ст. 181.1 ТК РФ и ст. 349.3 ТК РФ) были внесены в 2014 г. [1]. Данный факт свидетельствует о том, что активное правовое регулирование вопросов, связанных с получением пособий, продолжается в рамках трудового законодательства, и сфера правового регулирования расширяется.
На наш взгляд, это обстоятельство свидетельствует не только о государственной важности выплаты пособий, но и о неопределенности правового регулирования, что затрудняет разграничение пособий в трудовом праве и праве социального обеспечения. Соответственно, труднее становится отграничивать пособия от компенсаций непосредственно в праве социального обеспечения.
В настоящее время идет ускоренный законодательный процесс на федеральном уровне, быстрыми темпами обновляется текущее законодательство, меняются правовые ценности, поэтому следует искать эффективные пути улучшения качества и действенности законодательных актов [19, с. 5 — 7].
Т.С. Гусева [6, с. 11 — 13] справедливо считает, что компенсационные выплаты в праве социального обеспечения отличаются от компенсаций, предусмотренных другими отраслями законодательства, тем, что условиями их назначения и выплаты являются наступление социальных рисков, а также определение видов и размеров компенсационных выплат в законодательстве, а не в договорном порядке. Осуществление компенсационных выплат в праве социального обеспечения основано на принципе солидарности, т.е. размер определяется не в индивидуальном порядке, а усредненно.
Авторы учебников по праву социального обеспечения дают различные определения компенсациям. Так, Г.В. Сулейманова считает, что компенсация по системе социального обеспечения — это возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством. Компенсации — это такие денежные выплаты, которые адресованы лицам, нуждающимся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от воли получателя компенсации [16, с. 342; 17, с. 546].
Шайхатдинов В.Ш. [12, с. 331 — 332] определяет компенсационные выплаты как разновидность денежных выплат, предоставляемых гражданам в определенных жизненных ситуациях, связанных с необходимостью восполнения некоторых затрат или повлекших снижение уровня дохода. Он считает, что компенсационные выплаты трудноотделимы от пособий.
Ю.П. Орловский [11, с. 325] считает, что компенсационные выплаты отличаются от пособий, т.к. их размер, как правило, незначителен и ограничивается определенным периодом.
Таким образом, однозначного ответа на вопрос отграничения пособий от компенсаций наука сегодня не дает.
Целевым предназначением социальных компенсаций является возобновление материального трудового дохода физического лица, объективно (в результате нетрудоспособности или невозможности найти адекватную работу) утратившего возможность самостоятельно реализовать свое право на оплату труда в размере, соответственном социальным стандартам. Социальные компенсации выплачиваются также тем физическим лицам, которые по уважительным причинам (например, необходимость ухода за ребенком до трех лет или постоянного ухода за нетрудоспособным членом семьи и т.п.) не могут трудиться и получать надлежащее материальное вознаграждение.
Порядок предоставления компенсаций регулируется, как правило, на законодательном уровне. Этот вид социального обеспечения также может быть предметом муниципального регулирования, коллективно-договорного или индивидуального соглашения сторон трудового договора. Компенсационные выплаты в системе социального обеспечения предоставляются гражданам безвозмездно и безвозвратно из бюджетных средств.
Таким образом, компенсационные выплаты — самостоятельный вид социального обеспечения, обладающий свойственными ему признаками: предоставляются при наступлении социальных рисков с целью возмещения, виды и размеры компенсаций устанавливаются в законодательстве, но возможно муниципальное, коллективно-договорное и индивидуально-договорное регулирование.
В настоящее время в праве социального обеспечения существует настолько широкий круг компенсационных выплат, что становится достаточно трудно дать им единое определение, каким-то образом классифицировать.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о необходимости законодательного упорядочивания регулирования правоотношений, связанных с выплатой компенсаций. Причем подобное упорядочивание должно происходить одновременно в двух отраслях: в трудовом праве и праве социального обеспечения.

Виды компенсационных выплат — кому положены по законодательству, размеры и порядок начисления

Многим гражданам выплачиваются компенсационные выплаты – с целью возмещения затрат, возникших из-за условий, связанных с их трудовой деятельностью. Их размер определяется трудовым договором и российским законодательством. Социальные же выплачиваются гражданам, которые попали в трудную жизненную ситуацию и нуждаются в поддержке. Они выделяются из госбюджета, назначаются подзаконными актами или указами Президента России и контролируются федеральной службой компенсационных выплат.

Что такое компенсационные выплаты

Согласно определению, выплаты компенсационного характера – система денежных начислений, которая направлена на поддержку граждан. Это может быть определенный круг лиц, которому нужна помощь:

  • молодые матери;
  • инвалиды;
  • пострадавшие в техногенных катастрофах;
  • работники и жители Крайнего Севера и прочие категории.

Сотрудники предприятий получают компенсационные доплаты от работодателя, если:

  1. их условия работы изменяются – переезд, работа в ненормированное время;
  2. к ним предъявляются повышенные требования – совмещение нескольких должностей, работа в тяжелых условиях.

Виды компенсаций

Существует классификация выплат по характеру периодичности: единовременные, ежегодные и раз в месяц. Получателями компенсаций от государства могут быть:

  • пострадавшие в техногенных катастрофах («Чернобыльская АЭС», МПО «Маяк»);
  • осуществляющие уход за инвалидами;
  • матери / другие родственники, растящие детей возраста до 3х лет;
  • студенты, которые ушли в академический отпуск;
  • неработающие жены военнослужащих;
  • члены семей погибших военных;
  • жители Крайнего Севера.

Компенсации по трудовому кодексу

Учтите: все компенсационные выплаты производятся из бюджета работодателя. Трудовое законодательство описывает систему выплат сотрудникам, занятость которых изменились по требованию или вине нанимателя. Что относится к компенсационным выплатам:

  • направление по работе в другой регион;
  • командировки;
  • получение образования по рабочему профилю;
  • прекращение действия трудового договора по причинам, не зависящим от сотрудника;
  • назначение сотрудника на общественные и государственные работы;
  • непредоставление вовремя трудовой книжки в момент увольнения.
Смотрите так же:  Адвокат недвижимость агентство

Выплаты по системе социального обеспечения

Законодательство определяет, что система соцобеспечения отвечает за компенсации:

  1. По уходу за ребенком дается члену семьи (жена, муж, опекун), которые растят детей до 3х лет.
  2. Лицам, которые вынуждены ухаживать за нетрудоспособными членами семьи.
  3. Жертвам техногенных аварий.
  4. Военнослужащим и членам семьи погибших при исполнении.
  5. Вынужденным переселенцам (единовременно на переезд и ежемесячное пособие).
  6. Инвалидам (компенсация взамен затрат на лечение, при отказе от автомобиля).
  7. Жителям крайнего Севера (компенсация на проезд к местам отдыха и выплата на момент переезда в Европейскую часть РФ).

Компенсационные и стимулирующие выплаты работникам бюджетной сферы

Работники госучреждений получают дополнительные компенсационные надбавки:

  • при работе на вредном производстве или в опасных условиях производства;
  • когда работнику предлагается совмещать несколько должностей;
  • при сверхурочной работе, в неурочное время, выходные и праздники;
  • за увеличение объема работы, прописанном в госконтракте;
  • при работе с государственной тайной.

Стимулирующие выплаты осуществляются, если работник госструктуры обеспечивает высокое качество труда, работа выполняется сверхурочно или же деятельность сотрудника приводит к существенной экономии. Величина стимулирующих выплат и порядок их начисления согласуется с профсоюзной организацией. Также надбавки начисляются за непрерывный успешный стаж и постоянное повышение квалификационных категорий.

При переезде в другую местность

Если организация отправляет сотрудников на работу в другой регион или город, ему возмещаются все затраты, связанные с переездом или обустройством на новом рабочем месте. Это нормировано ст. 169 Трудового Кодекса РФ. Направляя работника на новое место, работодатель должен понимать, что он оплачивает переезд не только сотрудника, но и членов семьи. Порядок компенсации устанавливается трудовым договором. Согласовывается:

  • оформление билетов;
  • вид и стоимость служебного жилья.

Возмещение расходов связанных со служебной командировкой

При направлении сотрудника в командировку, связанную с рабочей деятельностью, работодатель компенсирует стоимость транспортных услуг, оплату суточных. Он обязан предоставить номер в гостинице или же служебную квартиру на время пребывания в месте командировки. В законодательстве выплата компенсации командировочных расходов разъяснена статьей 168 Трудового Кодекса.

Компенсации при исполнении государственных или общественных обязанностей

В статье 170 ТК РФ указано, что учреждение обязано сохранить место, заработную плату или выплатить компенсацию работнику, если он в рабочее время направлен для исполнения общественных поручений и обязанностей. Это:

  • работа в органах самоуправления и на выборных государственных должностях;
  • деятельность в профсоюзных органах;
  • участие в комиссии по трудовым разногласиям;
  • освобожденные от работы для работы на государственной службе (присяжные или народные заседатели);
  • выполнение воинских обязанностей;
  • работа в качестве спасателей, консультантов и специалистов на чрезвычайных ситуациях.

Выплаты студентам находящимся в академическом отпуске

Существуют ситуации, когда студенты вынуждены уйти в учебный академический отпуск по медицинским показаниям или по сложившимся обстоятельствам (рождение ребенка, призыв в армию, тяжелая болезнь или жизненное положение). Хотя стипендия во время академического отпуска не начисляется, государством предоставлена ежемесячная компенсация в размере 50 рублей (Постановление Правительства номер 1206 от 03.11.1994).

Компенсация за неиспользуемый отпуск

В Трудовом законодательстве указано, что каждому работнику должен предоставляться ежегодный оплачиваемый отпуск. По разнообразным причинам сотрудник может отказаться использования отпуска и получить компенсацию за неиспользованный отпуск, что регламентировано ст. 140 ТК Российской Федерации. Это же полностью касается и бюджетных организаций.

Выплаты при увольнении в связи с ликвидацией

При процедуре ликвидации предприятия увольняются все работники, не исключая тех, кто на данный момент находится на больничном или в отпуске по уходу за ребенком. При этом работодатель предоставляет сотрудникам следующие виды компенсационных выплат

  • заплату за период, когда сотрудник исполнял свои обязанности (за месяц увольнения);
  • компенсацию за неиспользованный, основной и дополнительный отпускной период;
  • выплаты за досрочное расторжения договора;
  • выходное пособие.

Кто имеет право на компенсационные выплаты по социальному обеспечению

Существует ряд лиц, которым выплачиваются компенсации государством – так называемая социальная форма выплат. К ним относятся:

  • люди, работающие и живущие на Крайнем Севере;
  • учащиеся ВУЗов, находящиеся в вынужденном академическом отпуске;
  • лица, которые должны ухаживать за нетрудоспособном членом семьи и поэтому не выходящие на работу;
  • граждане, потерявшие здоровье из-за техногенных катастроф (ликвидаторы Чернобыльской АЭС, проживающие на территории НПО «Маяк»).

Компенсации в системе социального обеспечения

В некоторых случаях государство берет на себя обязанность материально поддерживать определенные круги населения, выплачивая им ежемесячные, ежегодные или разовые компенсационные выплаты. Они по своей сути похожи на социальные пособия, но не тождественны им. Выплаты по пособиям намного выше, а их нормативной основой является федеральное законодательство. Социальные компенсации утверждаются актами и Приказами Правительства РФ. Суть компенсации – возмещение вреда, причиненного в связи с:

  • природными явлениями;
  • катастрофами;
  • тяжелыми жизненными ситуациями.

Выплаты на детей

Самая распространенная выплата на детей выделяется женщинам или мужчинам, находящимся дома по уходу за ребенком до времени достижения им 3-х лет, что прописано в Постановлении Правительства РФ номер 1110 от 30го мая 1994 года. Выплата составляет 50 руб. Примечательно, что с того момента размер компенсации ни разу не индексировался. Компенсация выплачивается либо работодателем родителя (или иного лица), либо государством, если гражданин, получающий пособие, официально нигде не работает.

ПОСОБИЯ И КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ ПО СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В результате изучения главы 10 студент должен:

  • знать понятие пособий по социальному обеспечению: классификацию видов пособий по социальному обеспечению; круг лиц и условия назначения пособий по временной нетрудоспособности, по безработице, гражданам, имеющим детей, на погребение; понятие компенсационных выплат; круг лиц, имеющих право на представление компенсационных выплат; условия представления компенсационных выплат и их размеры; понятие и условия назначения материнского капитала;
  • уметь определять размер и порядок назначения и выплаты отдельных видов пособий; анализировать законодательство и практику его применения в области назначения и выплаты пособий; анализировать законодательство и практику его применения в области назначения и выплаты государственных пособий и компенсационных выплат; определять наличие оснований для назначения, порядок, размер и сроки выплаты государственных пособий;
  • владеть навыками подготовки консультаций и заключений по вопросам назначения и выплаты государственных пособий; применения полученных знаний к решению конкретных профессиональных задач.

Понятие и классификация пособий

Пособия – это денежные выплаты, выплачиваемые ежемесячно, единовременно или периодически в случаях, установленных в законе с целью компенсации временно утраченного заработка или повышенных расходов.

В науке права социального обеспечения пособия классифицируются:

  • по срокам выплаты – ежемесячные (например, пособие на ребенка), единовременные (пособие на погребение), периодические (пособие по беременности и родам);
  • по источникам финансирования – страховые (по временной нетрудоспособности), бюджетные (пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);
  • по целевому назначению – компенсирующие временно утраченный заработок (пособие по временной нетрудоспособности), компенсирующие повышенные расходы (пособие на рождение ребенка).

Современное российское законодательство устанавливает право и регулирует порядок назначения и выплаты следующих пособий:

  • – по временной нетрудоспособности;
  • – по беременности и родам;
  • – женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
  • – при рождении ребенка;
  • – при передаче ребенка на воспитание в семью;
  • – беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • – на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • – ежемесячное по уходу за ребенком;
  • – ежемесячное на ребенка;
  • – для граждан из числа детей-сирот;
  • – по безработице;
  • – па погребение;

гражданам при возникновении поствакцинального осложнения;

  • – гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;
  • – ежемесячное детям погибших военнослужащих;
  • – супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
  • – гражданам, проходящим военную службу;
  • – гражданам, уволенным с военной службы.

В настоящее время отсутствует единый нормативный документ, регламентирующий права и условия назначения и выплаты пособий. Вместе с тем ряд пособий все же собраны в кодифицированные акты. Так, большая часть пособий на детей регулируется Федеральным закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» регулирует порядок назначения выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию.

§ 2. Компенсационные выплаты по системе социального обеспечения

Ежемесячное компенсационная выплата матерям за время отпуска по уходу за ребенком до достижении им трех лет. В настоящее время система денежных выплат гражданам с целью их социальной поддержки непрерывно расширяется и включает не только действующие виды пособий, но и новые виды выплат.

30 мая 1994 г. был принят Указ Президента РФ № 1110 «О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан» [273] о назначении ежемесячной компенсационной выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями, организациями независимо от организационно-правовых форм, а также женщинам-военнослужащим.

Данная ежемесячная компенсационная выплата в размере 50% минимального размера оплаты труда назначается и выплачивается лицам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и находящимся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Смотрите так же:  Инструкция по делопроизводству как оформить

Право на данный вид выплаты имеют:

1. Мать (отец, усыновитель, опекун, бабушка, дедушка, другой родственник, фактически осуществляющий уход за ребенком), состоящие в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями, организациями независимо от организационно-правовых форм.

2. Мать, проходящая военную службу по контракту, службу в качестве лица рядового или начальствующего состава в органах внутренних дел.

3. Мать, проходящая военную службу по контракту, и мать из гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

4. Женщина, уволенная в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, если она находилась на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получает пособия по безработице. Данный вид компенсационной выплаты назначается в соответствии с Указом Президента РФ от 5 ноября 1992 г. № 1335 «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий , учреждений, организаций» [274] .

Заявление о назначении ежемесячных компенсационных выплат подается по месту работы (службы), а для лиц, указанных в пункте 4, — в орган социальной защиты населения по месту жительства. К заявлению прилагается копия приказа о предоставлении отпусков по уходу за ребенком.

В том случае, если ежемесячная компенсационная выплата назначается в органах социальной защиты населения по месту жительства, то к заявлению прилагаются следующие документы:

— копия свидетельства о рождении ребенка;

— справка органов государственной службы занятости о невыплате пособия по безработице.

Администрация предприятия, учреждения, организации, руководитель воинского формирования или орган социальной защиты населения обязаны в 10-дневный срок со дня поступления документов вынести решение о назначении ежемесячной компенсационной выплаты, а в случае отказа -письменно в 5-дневный срок известить заявителя о принятом решении с указанием причины отказа и порядка обжалования решения. Одновременно возвращаются все принятые документы.

Ежемесячные компенсационные выплаты назначаются со дня предоставления отпусков по уходу за ребенком, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня предоставления указанных отпусков.

Если обращение за назначением компенсационных выплат последовало по истечении 6 месяцев со дня предоставления отпусков по уходу за ребенком, они назначаются и выплачиваются за истекшее время, но не более чем за 6 месяцев со дня месяца, в котором подано заявление о назначении данных выплат.

Выплата ежемесячных компенсационных выплат, указанных в пунктах 1-3 производится за счет средств предприятия, направленных на оплату труда, и из средств федерального бюджета, а указанных в пункте 4 — за счет федерального бюджета.

Выплата осуществляется за текущий месяц с момента возникновения права на ежемесячную компенсационную выплату по месяц исполнения ребенку 3 лет включительно.

При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячных компенсационных выплат, а именно: увольнения работника по собственному желанию, получения пособия по безработице, помещения ребенка на полное государственное обеспечение, лишения родителя, осуществляющего уход за ребенком, родительских прав — выплата прекращается с месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили конкретные обстоятельства.

Обо всех изменениях, влияющих на выплату ежемесячных компенсационных выплат, получатели обязаны своевременно извещать администрацию предприятия, учреждения, организации, руководителя воинского формирования или органа социальной защиты населения.

Назначенные ежемесячные компенсационные выплаты, но не полученные своевременно, выплачиваются за прошлое время в размерах, предусмотренных законодательством РФ на каждый соответствующий период, если обращение за их получением последовало в течение 3 лет со дня предоставления отпусков по уходу за ребенком.

В том случае, если невыплата ежемесячных компенсационных выплат произошла по вине администрации предприятия, учреждения, организации, руководителя воинского формирования или органа социальной защиты населения, то они выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Для лиц, работающих, проходящих службу, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер ежемесячных компенсационных выплат определяется с применением коэффициентов независимо от фактического пребывания получателя в период отпуска по уходу за ребенком.

Споры, возникающие по вопросам назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат, разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством РФ, вышестоящим органом или судом.

Компенсация трудоспособным неработающим гражданам, занятым уходом за инвалидом I группы, престарелым или ребенком-инвалидом. Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами назначаются на основании Указа Президента РФ от 17 марта 1994 г.

В соответствии с Указом Президента РФ от 17 марта 1994 г. неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы либо престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения или достигшим 80 лет, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет (в дальнейшем именуются — «нетрудоспособный гражданин»), предоставляются ежемесячные компенсационные выплаты в размере 60% минимального размера оплаты труда.

Указанные компенсационные выплаты производятся названным категориям нетрудоспособных граждан к установленной им пенсии в период осуществления ухода за ними.

Ежемесячные компенсационные выплаты устанавливаются трудоспособному лицу (в дальнейшем именуется — «лицо, осуществляющее уход»), фактически осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином. Какие-либо обязательные формальные требования к лицу, осуществляющему уход, Указом не установлены (родственные отношения и совместное проживание значения не имеют).

Ежемесячные компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, производятся с первого числа месяца, в котором подано заявление о начислении компенсации со всеми необходимыми документами. Выплаты производятся за весь период такого ухода.

К числу документов, необходимых для установления компенсационных выплат, относятся следующие:

— паспорт лица, осуществляющего уход;

— заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала ухода;

— трудовая книжка лица, осуществляющего уход;

— справка органа социальной защиты населения по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пенсии;

— справка службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице;

— трудовая книжка нетрудоспособного гражданина;

— справка бюро медико-социальной экспертизы об установлении I группы инвалидности, медицинское заключение о признании ребенка в возрасте до 16 лет инвалидом; заключение лечебного учреждения о нуждаемости в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), если данные документы отсутствуют в пенсионном деле;

— заявление нетрудоспособного гражданина, подтверждающее осуществление за ним ухода. При необходимости подлинность подписи на заявлении нетрудоспособного гражданина может подтверждаться актом обследования.

В том случае, если нетрудоспособный гражданин является полностью или частично недееспособным, заявление подается от имени его законных представителей. Подобное заявление не требуется в отношении родителей, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет.

Вышеперечисленные документы представляются в орган, выплачивающий пенсию нетрудоспособному гражданину.

Орган, принявший документы, выдает расписку в их приеме и в течение 10 дней со дня приема всех необходимых документов рассматривает вопрос о назначении ежемесячной денежной компенсации. В случае отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации орган, принявший такое решение, в течение 5 дней письменно извещает об этом факте заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования.

Ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, производятся из источников, за счет которых выплачиваются соответствующие пенсии.

Выплата ежемесячной денежной компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили нижеуказанные обстоятельства:

— смерть нетрудоспособного гражданина либо лица, осуществляющего уход;

— назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера, либо пособия по безработице;

— поступление лица, осуществляющего уход, либо нетрудоспособного гражданина на работу;

— прекращение осуществления ухода, подтвержденное соответствующим заявлением нетрудоспособного гражданина либо его законного представителя;

— истечение срока, на который была установлена I группа инвалидности;

— достижение ребенком-инвалидом возраста 16 лет, если ему по достижении данного возраста не установлена инвалидность I группы;

— помещение нетрудоспособного гражданина на полное государственное содержание;

— лишение родителя, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, родительских прав;

— перемена места жительства нетрудоспособным гражданином, влекущая перемену органа, выплачивающего ему пенсию.

При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячной денежной компенсации, лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней сообщить об этом органу, назначившему (выплачивающему) компенсацию.

В случае перемены нетрудоспособным гражданином места жительства соответствующий орган, выплачивающий ему пенсию по новому месту жительства, по заявлению лица, осуществляющего уход, или нетрудоспособного гражданина возобновляет выплату ежемесячной компенсации с первого числа месяца, следующего за тем, в котором была прекращена ее выплата.

В случае, если суммы назначенной ежемесячной денежной компенсации своевременно не получены, они выплачиваются за все прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за их получением.

Трехлетний срок соответствует общему сроку исковой давности, принятому в гражданском законодательстве (ст. 196 Гражданского кодекса РФ).

Общее правило выплаты сумм назначенной ежемесячной денежной компенсации за прошлое время применяется во всех случаях, кроме невыплаты этих сумм по вине органа, назначающего и выплачивающего такую компенсацию. В этом случае суммы ежемесячной денежной компенсации выплачиваются за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Споры по вопросам назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации, в том числе о взыскании сумм компенсации, излишне выплаченных вследствие злоупотребления лиц, осуществляющих уход, либо нетрудоспособных граждан, разрешаются вышестоящим органом или судом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.