Меню Закрыть

Правила наложения взыскания за административное правонарушение

Оглавление:

§ 3. Правила наложения административных взысканий

Важное значение имеют средства, обеспечивающие законность при наложении таких взысканий. В этом смысле прежде всего следует характеризовать условия, исключающие административ­ную ответственность и, следовательно, наложение административ­ных взысканий.

Крайняя необходимость – причинение вреда охраняемым за­коном интересам, когда опасность, непосредственно угрожающая личности и правам данного лица или других лиц, охраняемым законом интересам общества и государства, не могла быть устране­на иными средствами и если причиненный правонарушением вред менее значителен, чем предотвращенный вред (ст. 18 КоАП).

Необходимая оборона – причинение административным пра­вонарушением вреда посягающему на государственный или обще­ственный порядок, собственность, права и свободы граждан, уста­новленный порядок управления, совершенное в состоянии необхо­димой обороны (ст. 19 КоАП).

Невменяемость так же, как и названные два условия исклю­чает применение к физическим лицам административных взыс­каний.

Административное взыскание – результат признания всту­пившего в законную силу постановления полномочного органа (должностного лица), установившего виновность данного лица. До того действует презумпция невиновности. Административная ответственность за невиновное причинение вреда не допускается.

Никто не может быть подвергнут административному взыска­нию иначе как на основании и в порядке, установленными зако­ном. Применение взысканий должно быть осуществлено в преде­лах компетенции уполномоченных органов (лиц) и в точном соответствии с законом.

Закон, смягчающий или отменяющий административную от­ветственность, имеет обратную силу. Устанавливающий или отяг­чающий ответственность закон обратной силы не имеет.

Административное взыскание должно быть справедливым, со­ответствовать характеру правонарушения, обстоятельствам его со­вершения и личности виновного. При наложении взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного правонару­шения, личность правонарушителя, степень его вины, имущест­венное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Наложение взыскания на юридичес­кое лицо предполагает учет в принципе таких же моментов (кроме личности).

Установлено, что никто не может нести ответственность дваж­ды за одно и то же правонарушение.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность, что влияет на выбор конкретного административного взыскания, относятся: раскаяние; предотвращение вредных последствий правонаруше­ния, добровольное возмещение ущерба; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной, а также под влиянием тяжелых личных или семейных обстоятельств (ст. 34 КоАП).

В числе обстоятельств, отягчающих ответственность, – совер­шение правонарушения в состоянии алкогольного или наркоти­ческого опьянения; группой лиц; в условиях стихийного бедствия; повторное в течение года совершение однородного правонаруше­ния и т.п. (ст. 36 КоАП).

При совершении одним лицом двух или более правонарушений административное взыскание налагается за каждое из них в от­дельности.

Лицо, на которое наложено административное взыскание, счи­тается подвергнутым данному взысканию в течение года со дня окончания исполнения постановления о наложении взыскания. Естественно, что наложение административного взыскания не тождественно судимости.

Установлена давность привлечения к административной ответ­ственности. Лицо не подлежит административному наказанию по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Административные взыскания могут налагаться также на лиц, в отношении которых отказано в возбуждении уголовных дел ввиду наличия в их действиях признаков административного пра­вонарушения.

§ 6. Общие правила наложения административных взысканий

При наложении административного взыскания всегда должны применяться два основных критерия:
а) объективный — заключается в том, что взыскание налагается в соответствии с КоАП. При этом должны быть учтены особенности совершенного правонарушения — причиненный им вред имущественного и неимущественного свойства, общественная опасность;
б) субъективный — предполагает оценку личных особенностей правонарушителя, его имущественного статуса, учет обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершенный проступок.
Оценивая указанные обстоятельства, орган или должностное лицо, участвующие в производстве по делу, обязаны исходить из принципа равенства всех граждан перед законом и судом (ч. 1,2 ст. 19 Конституции РФ, ст. 228 КоАП), которое означает неотвратимость применения карательных санкций ко всем гражданам, совершившим правонарушения (преступления и проступки), независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств. При назначении наказаний должно приниматься во внимание наличие субъективных и объективных признаков, указанных в КоАП или УК.
При оценке личности правонарушителя учитываются гуманитарные особенности лица: его отношение к факту совершенного проступка, причиненного им вреда. В целях более объективной квалификации проступка должны быть рассмотрены не только данные самого правонарушителя, но и показания граждан (родных и близких правонарушителя, его сотрудников и др.), подтверждающие или опровергающие их.
При выяснении в процессе производства по делу характера вины правонарушителя должны быть проанализированы все особенности субъективной стороны corpus delicti, позволяющие идентифицировать призна-

ки умышленного или неосторожного деяния, а также наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность.
При оценке имущественного положения правонарушителя должно быть выявлено наличие или отсутствие причинной связи между имущественным статусом лица и совершенным проступком.
Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение (ст. 34 КоАП), включают наличие признаков, позволяющих квалифицировать степень общественной опасности проступка и применение менее суровых санкций к правонарушителю. По смыслу КоАП такие обстоятельства учитываются непосредственно перед наложением взыскания, когда наличие признаков corpus delicti уже выявлено. Первым из них является раскаяние лица, совершившего правонарушение. Раскаяние означает негативную оценку лицом факта правонарушения и причиненного им вреда, всегда является следствием личной оценки правонарушителем совершенного им проступка. При этом гражданин основывается на собственном мировоззрении, характеризующем его негативное отношение к правонарушению. Раскаяние лица под воздействием мер морального или физического принуждения означает отсутствие обстоятельств, смягчающих ответственность.
К смягчающим обстоятельствам КоАП относит и предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда. При оценке этого признака следует иметь в виду следующее:
1) предотвратить причинение вредных последствий физическое лицо может только в случае добровольного или вынужденного отказа от совершения правонарушения, т.е. до начала административного производства;
2) поскольку иным способом предотвратить общественно опасные последствия правонарушения невозможно, лицо не может быть признано виновным ввиду отсутствия события и состава административного проступка, административное производство по делу в этом случае исключается (см. п. 1 ст. 227 КоАП);
3) в отличие от вышеуказанных особенностей предотвращения вреда от правонарушения возмещение вреда, причиненного проступком, или его устранение возможно только в случае уже совершенного административного правонарушения. Добровольность возмещения или устранения общественно опасных последствий означает, что лицо действует самостоятельно, без внешнего принуждения.
В соответствии со ст.

34 КоАП в этом случае подразумевается физическое лицо, уже признанное виновным в совершенном им проступке: должностное лицо или орган, участвующие в производстве по делу, обя-

заны учесть возмещение ущерба или причинение вреда виновным при наложении административного взыскания;
4) общественно опасные последствия проступка отождествляются КоАП с моральным или материальным вредом, причиненным правонарушителем физическому лицу либо государству.
Смягчающим обстоятельством является и совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств. Для подтверждения наличия в составе административного проступка признаков аффекта (сильного душевного волнения), как правило, требуется экспертная оценка, например проведение судебно-психиатрической экспертизы. Заключение эксперта может быть учтено в процессе административного производства. В случае несогласия с экспертной оценкой орган (должностное лицо) вправе назначить дополнительную экспертизу.
Следует учитывать особенности, смягчающие административную ответственность при квалификации тяжелых личных или семейных обстоятельств. Наличие у лица субъективных трудностей не всегда связано с его семейным статусом, именно поэтому закон различает эти понятия. Под тяжелыми обстоятельствами чаще всего имеются в виду материальные (имущественные) проблемы, следствием которых и является административное правонарушение.
Несовершеннолетний, совершивший административный проступок, чаще всего не способен самостоятельно оценить общественную опасность деяния, поэтому КоАП и квалифицирует совершение противоправных действий несовершеннолетним в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.
При рассмотрении правонарушения, совершенного беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года, принимаются во внимание физиологические особенности лица, которые не всегда позволяют предвидеть вред, причиняемый проступком.
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим: законами субъектов Федерации могут быть предусмотрены и иные подобные обстоятельства, не указанные в КоАП. Такое же право предоставлено и органу (должностному лицу), рассматривающему дело о проступке.
В отличие от обстоятельств, смягчающих ответственность, признаки, отягчающие ответственность, зафиксированы в КоАП и не могут быть изменены (дополнены) законами субъектов Федерации или должностными лицами, рассматривающими дело (за исключением п. 6 ст. 35 КоАП). К таким обстоятельствам относятся только действия (бездействие), способные увеличить вред проступка. Для административных про-

ступков с отягчающими признаками характерна вина в форме прямого умысла.
Рецидив административного правонарушения квалифицируется в двух случаях: 1) повторного проступка лица, совершившего в течение года однородное правонарушение; 2) если проступку предшествует преступление лица независимо от времени его совершения.
Усиливают общественную опасность групповые правонарушения, а также вовлечение в них несовершеннолетних.
Возможность субъективной квалификации признаков, отягчающих ответственность, т.е. по усмотрению уполномоченного органа (должностного лица), допускается лишь в одном случае: при совершении правонарушения в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Это обстоятельство может быть и не отнесено к отягчающим ответственность признакам.
Статья 35 КоАП не относит к отягчающим ответственность обстоятельствам одновременное совершение административных проступков, однако фактически это следует из ст. 36 КоАП: в этом случае взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более тяжкое из одновременно совершенных правонарушений.

Виды административных взысканий

  • Понятие административного права
  • Предмет административного права
  • Управленческие отношения
  • Методы административного права
  • Система административного права
  • Источники административного права
  • Функции административного права
  • Административное право как наука
  • Административная правовая политика

Административное правонарушение и административная ответственность

Административная ответственность — это самостоятельный вид юридической ответственности, которая заключается в том, что орган управления или должностное лицо вправе применить к лицу, совершившему административное правонарушение, меры административного взыскания.

Основанием административной ответственности служит административное правонарушение (проступок), за совершение которого к виновным применяются административные взыскания.

К административной ответственности привлекается широкий круг органов и должностных лиц, перечень которых содержится в Кодексе РФ об административных правонарушениях и других законах и подзаконных актах: органы исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица, суды и судьи. Административные взыскания в отличие от дисциплинарных применяются органами и должностными лицами в отношении лиц, не подчиненных им по работе или службе.

Административная ответственность регулируется нормами административного права, которые представляют исчерпывающий перечень административных правонарушений и административных взысканий, налагаемых за их совершение.

Основным нормативным актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц, является Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый 20 декабря 2001 г. (КоАП РФ). Он содержит не только материальные нормы (перечень взысканий, состав правонарушений и т. д.), но и нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях.

Смотрите так же:  Судебные приставы хамовнический район

Законодательство, регулирующее административную ответственность организаций, в настоящее время не кодифицировано. Отдельные законы и постановления правительства устанавливают виды административных правонарушений и субъекты административной ответственности за них.

Понятие и виды административных взысканий

Административное взыскание — это мера административной ответственности за административное правонарушение. Цели его — защита правопорядка, воспитание лиц, совершивших административные правонарушения, в духе уважения к закону и предупреждение совершения новых правонарушений самими правонарушителями и другими лицами.

В соответствии со ст. 3.2 КоАП за совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
  • конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация.

Административные взыскания в соответствии с законом делятся на основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация применяются в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, а все другие — как основные.

Предупреждение как мера административного взыскания применяется за незначительные административные правонарушения и выносится в письменной форме.

Штраф — взыскание имущественного (денежного) характера. Минимальный размер составляет одну десятую, а максимальный — сто минимальных месячных размеров оплаты труда или до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, а также размера незаконного дохода, полученного в результате совершенного административного правонарушения.

Определение размера штрафа с учетом инфляции производится по следующим основаниям:

  • по отношению к сумме стоимости предмета — объекта правонарушения. В частности, наложение штрафа в размере сокрытой (заниженной) суммы доходов от налогообложения;
  • в кратном исчислении к месячному доходу (до трехмесячного дохода, например);
  • в кратном исчислении к минимальному месячному размеру оплаты труда;
  • по отношению к должностному окладу.

Возмездное изъятие применяется как принудительная мера только в отношении предмета, который явился предметом или объектом административного правонарушения. Вырученная сумма за изъятый предмет передается бывшему собственнику имущества.

Конфискация — это принудительное безвозмездное обращение предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства.

Конфискация как мера административной ответственности состоит в безвозмездном изъятии только предмета правонарушения, но не вообще имущества правонарушителя как меры уголовной ответственности.

Лишение специальных прав, предоставленных гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты) на срок от пятнадцати дней до трех лет.

Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, пользующимся этими средствами в связи с инвалидностью, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота — основной источник существования.

Административный арест применяется в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений чрезвычайного положения — до 30 суток. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.

Законодательство об административной ответственности организаций не упорядочено и не представляет еще сложившуюся систему. Нормы об административной ответственности организаций содержатся в отдельных законах, принятых в последние годы (например, в Земельном кодексе РФ). По общему правилу субъектами административной ответственности выступают организации — юридические лица. В отдельных случаях к административной ответственности могут привлекаться обособленные подразделения юридических лиц — филиалы. Административная ответственность юридических лиц наступает в виде штрафа.

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Административное право

Общие правила наложения взысканий за админист-ративные правонарушения, конкретизирующие и углубляющие конституционные принципы законности, гуманизма, индивидуализации административной ответственности, закреплены в гл. 4 КоАП Украины.

Выполнение этих правил при применении админи-стративных взысканий проявляется прежде всего в неуклонном соблюдении принципа законности. Взыскание за административное правонарушение налагается в рамках, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное преступление, в точном соответствии с КоАЛ и другими актами об административных правонарушениях. Это правило означает:

во-первых, что за совершенный проступок налагается взыскание только того вида, который установлен в санкции соответствующей статьи КоАП;

во-вторых, возмездное изъятие и конфискация предмета как дополнительные взыскания могут применяться только в случаях, прямо предусмотренных законом;

эти взыскания не могут подменять друг друга; не допускается применение только дополнительного взыскания, если санкция статьи предусматривает обязательность его наложения вместе с основным взысканием;

в-третьих, взыскание налагается в точно определенных законом рамках. Не допускается применение взыскания меньше нижней границы, предусмотренной санк-

цией соответствующей статьи, а также превышение его максимального размера;

в-четвертых, при наложении административного взыскания следует придерживаться всех других требований законодательства об административных правонарушениях. Подразумеваются требования, касающиеся наличия состава проступка; суть обстоятельств, исключаю-щих административную ответственность; подведомственность дел; сроки давности.-Важно также знать, что некоторые виды взысканий вообще не применяются к определенным категориям граждан. Так, к военнослу-жащим и работникам органов внутренних дел не могут быть применены штраф, исправительные работы и административный арест.

С целью индивидуализации ответственности закон (ч. 2 ст. 33 КоАЛ) требует от органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дело об административном правонарушении, при наложении взыскания учитывать ряд факторов: характер совершенного пра-вонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.

О характере правонарушения свидетельствует его объект, то есть общественные отношения, на которые посягает проступок (например государственный и общественный порядок, права и свободы граждан и т.п.), а также признаки, характеризующие объективную сторону правонарушения (действие или бездействие, характер и размер причиненного ущерба, время, место, способ, средства совершения правонарушения и т.п.)

Некоторые обстоятельства, свидетельствующие о характере проступка, повышают административную ответственность за его совершение, то есть признаются квалифицирующими. Такими обстоятельствами являются, например, повторное совершение правонарушения. В некоторых случаях только грубое нарушение правил влечет административную ответственность (ст. 108 КоАЛ).

Иногда правонарушением признается только злостное деяние. Чаще это бездействие: невыполнение обязанностей (ч. 1 ст. 194 КоАЛ), неподчинение (ст. 185 КоАЛ), уклонение (ст. 1853 КоАП). О злостности свиде-

тельствует невыполнение определенных обязанностей, распоряжений, требований после неоднократного, настойчивого их повторения.

Личность нарушителя характеризуют прежде всего признаки, присущие субъекту проступка (возраст, пол, служебное положение, социальное положение, противоправное поведение в прошлом и т.п.), а также поведение в трудовом коллективе и в быту, отношение к семье, коллегам по работе, обучению и т.д. Все эти обстоятельства должны быть установлены органом (должностным лицом), рассматривающим дело, с тем чтобы иметь полное представление о личности нарушителя.

Степень вины правонарушителя зависит от формы вины, а также от мотива и цели совершения правонарушения. Следует различать правонарушения, совершенные умышленно или по неосторожности. В первом случае степень вины нарушителя наивысшая. Некоторые правонарушения могут быть совершены только преднамеренно. В этих случаях для определения степени вины имеет значение вид умысла — прямой или непрямой, если проступок совершен с прямым умыслом, степень вины нарушителя может увеличить наличие корыстного или другого низменного мотива.

Имущественное положение правонарушителя также должно быть учтено при применении отдельных административных взысканий: штрафа, конфискации, лишение специального права, исправительных работ.

Обстоятельствам, смягчающим или отягчающим от-ветственность за административное правонарушение, посвящены отдельные статьи КоАП. В ст. 34 смягчающими обстоятельствами признаются: 1) чистосердечное раскаяние виновного; 2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; 4) совершение правонарушения несовершеннолетним; 5) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года. Этот перечень может быть дополнен законодательством, то есть

он неисчерпаемый, открытый. Более того, орган (должностное лицо), рассматривающий дело, может признать смягчающими и обстоятельства, не предусмотренные законом (например безупречную трудовую деятельность, преклонный возраст, наличие у правонарушителя иждивенцев и т.п.).

В отличие от смягчающих обстоятельств в ст. 35 КоАП дан полный перечень обстоятельств, отягчающих ответственность за административное правонарушение, то есть его нельзя расширить органами административ-ной юрисдикции. К таким обстоятельствам относятся:

1 ) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; 2) повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление; 3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение; 4) совершение правонарушения группой лиц; 5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; 6) совершение правонарушения в состоянии опьянения. В зависимости от характера административного правонарушения орган (должностное лицо), налагающий взыскание, может не признать последнее (шестое) обстоятельство отяг-чающим (например для ответственности за нарушение правил пользования энергией и газом в быту безразлич-но, в каком состоянии совершено их нарушение).

При наложении взыскания обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, учитываются лишь при условии, что они находятся за пределами состава правонарушения, то есть не являются его составной частью. Так, совершение, например, мелкого хулиганства в состоянии алкогольного опьянения отягчает ответственность нарушителя, управление же транспортным средством в состоянии опьянения не отягчает, потому что данное обстоятельство непосредственно входит в состав правонарушения.

В ст. 36 КоАП определено, что при совершении од-ним лицом двух или более административных право-нарушений административное взыскание налагается за

каждое правонарушение в отдельности. Такой порядок назначения взысканий обусловлен тем, что дела об ад-министративных правонарушениях одного и того же лица решают чаще всего разные государственные органы (должностные лица) в рамках своей подведомственности. Например, гражданин, находясь в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную мораль, нарушил тишину в общественном месте. За первое правонарушение взыскание применяет начальник (заместитель начальника) органа внутренних дел, а за второе — административная комиссия.

Ситуация меняется, если дело о нескольких админи-стративных проступках рассматривает один орган (должностное лицо). В таких случаях налагается одно основное взыскание в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение из числа совершенных. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений. Так, при одновременном рассмотрении дел о мелкой спекуляции и злостном неповиновении законному распоряжению или требованию работника милиции, совершенных одним лицом, судья может применить административный арест на срок до 15-ти суток с конфискацией предметов спекуляции.

В случае причинения административным правонару-шением имущественного ущерба гражданину, предприятию, учреждению или организации при наложении ад-министративного взыскания одновременно может быть решен вопрос о его возмещении.

Смотрите так же:  Почетный донор санкт-петербурга льготы

та и имеет самостоятельный заработок. В таком случае, если сумма не превышает одного необлагаемого налогом минимума доходов граждан, судья имеет право наложить на несовершеннолетнего возмещение причиненного ущерба или обязать своим трудом его устранить.

Решение вопроса о возмещении убытка — право, а не обязанность уполномоченного на это органа, он может этот вопрос не рассматривать вообще.

Для обеспечения законности при применении мер воздействия за административные правонарушения большое значение имеет четкое регулирование разных сроков — давности привлечения к административной ответственности, погашения административных взысканий, а также порядка исчисления сроков взыскания.

Исчисление сроков административного взыскания, как определено ст. 37 КоАП, зависит от его вида. Так, срок административного ареста исчисляется сутками, исправительных работ — месяцами или днями, а лишения специального права — годами, месяцами или днями. Течение срока административного взыскания начинается в тот день (если он исчисляется месяцами и годами) или в тот час (если он исчисляется сутками), в которые вынесено постановление о наложении взыскания.

В ст. 38 КоАП устанавливаются сроки, по окончании которых исключается наложение административного взыскания. В этих случаях, согласно п. 7 ст. 247 КоАП, не может начаться производство по делу, а начатое подлежит прекращению. По общему правилу административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.

При длящемся правонарушении начало течения срока давности определяется иначе. Точкой отсчета в данном случае является момент обнаружения проступка. Это объясняется характером длящихся правонарушений. Они совершаются на протяжении более-менее про-должительного времени, характеризуются непрерывным осуществлением одного деяния. К ним можно отнести, например, неявку на вызов в военный комиссариат,

хранение крепких напитков домашнего изготовления, содержание диких животных в неволе и т.п.

На практике бывают случаи, когда по факту правонарушения сначала ставится вопрос о возбуждении уголовного дела, а затем принимается решение об отказе в его возбуждении или о прекращении уголовного дела. Если в действиях правонарушителя имеются признаки административного проступка, взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия такого решения. (ч. 2 ст. 38 КоАП). Срок при этом начинает течь с момента принятия постановления и равняется не двум, а одному месяцу. Здесь нет приостановления срока, поскольку приостанавливается , прерывается уже текущий срок, а в данном случае берется иная точка отсчета.

Перечисленные правила исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности не распространяются на случаи применения конфискации предметов контрабанды. Часть 3 ст. 38 КоАП определяет, что в таких случаях действуют правила, установленные Таможенным кодексом, согласно которому обнаруженные предметы контрабанды, а также транспортные и другие средства, предназначенные для перемещения через таможенную границу Украины или с сокрытием предметов контрабанды, подлежат конфискации независимо от сроков их обнаружения.

Для признания лица не подвергавшемся административному взысканию не требуется выдача какого-либо специального документа. Взыскание погашается автоматически по окончании годичного срока с момента исполнения постановления о наложении административного взыскания и в случае несовершения на протяжении этого года нового административного проступка. Если же лицо совершит новое правонарушение до погашения взыскания за предыдущее, течение срока прерывается. Давность в этих случаях начинается с момента исполнения административного взыскания, назначенного за вновь совершенный проступок.

Глава 4. НАЛОЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ.

Статья 33. Общие правила наложения взыскания за административное правонарушение.
Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных настоящим Кодексом и другими законами Украины.
При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
(В ред. от 05.04.2001 г.)

Статья 34. Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:
1) чистосердечное раскаяние виновного;
2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
3) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
4) совершение правонарушения несовершеннолетним;
5) совершение правонарушения беременной, женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.
Законами Украины могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение. Орган (должностное лицо), решающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе.
(В ред. от 05.04.2001 г.)

Статья 35. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;
3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
4) совершение правонарушения группой лиц;
5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо), налагавший административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения, может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Статья 36. Наложение административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений.
При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение из числа совершенных. К основному взысканию в этом случае может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

Статья 37. Исчисление сроков административного взыскания.
Срок административного ареста исчисляется сутками, исправительных работ — месяцами или днями, лишение специального права — годами, месяцами или днями.

Статья 38. Сроки наложения административного взыскания.
Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.
(В ред. от 05.04.2001 г.)

Статья 39. Срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.
Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

Статья 40. Возложение обязанности возместить причиненный ущерб.
Если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то административная комиссия, исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, если его сумма не превышает двух не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, а судья районного, районного в городе, городского или горрайонного суда — независимо от размера ущерба, кроме случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Если ущерб причинен несовершеннолетним, достигшим шестнадцати лет и имеющим самостоятельный заработок, а сумма ущерба не превышает одного не облагаемого налогом минимума доходов граждан, судья имеет право возложить на несовершеннолетнего возмещение причиненного ущерба или обязать своим трудом устранить его.
В других случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства. (В ред. от 15.11.94 г., 07.02.97 г., 05.04.2001 г.)

Административное взыскание. Порядок наложения административных взысканий

В Российской Федерации одной из форм противоправных действий или бездействий являются административные правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена КоАП РФ. В данном Кодексе подробно изложен порядок наложения административных взысканий. Также описываются их виды, сроки и другие особенности.

Понятие административного наказания

Административное взыскание (наказание) — это мера ответственности, установленная государством за совершение правонарушений административного характера, применяемая с целью предотвратить совершение новых возможных преступлений как гражданами, ранее совершившими их, так и иными лицами.

Смысл такого вида наказания не может заключаться в унижении человеческого достоинства субъекта, совершившего проступок, или в причинении ему страданий физического плана, а также его задачей не является нанесение вреда деловому престижу юрлица.

Цели и понятие административного взыскания закреплены в КоАП РФ, в главе третьей, статье 3.1.

Виды взысканий за совершение административных правонарушений

Рассматриваемые наказания, как правило, выражаются в воздействии на человека морально и (либо) материально. А именно к ним относятся такие меры принуждения, как:

  1. Предупреждение — официальное порицание нарушителя в письменной форме. Устанавливается только за впервые совершенное правонарушение и при отсутствии причиненного вреда или угрозы жизни и здоровью человека, животным, окружающей среде, предметам культурного наследия, госбезопасности, при отсутствии угрозы возникновения стихийных бедствий и имущественного ущерба.
  2. Штраф — денежное взыскание, максимальные размеры которого зависят от совершенных нарушений и прописаны в статье 3.5 КоАП РФ. Что же касается минимального размера данного взыскания, то, согласно этому же источнику права, размер штрафа не может быть меньше 100 рублей, а за совершение дорожно-транспортных правонарушений — 500 рублей.
  3. Конфискация — принудительное изъятие в государственную собственность орудия совершения или предмета административного нарушения.
  4. Лишение физлица специального права. Применение административных взысканий такого плана осуществляется за систематические или грубые нарушения порядка пользования правом, предоставленным ранее правонарушителю (например, лишение водительского удостоверения). Срок такого лишения не может составлять менее одного месяца и более 3-х лет.
  5. Арест — содержание физлица в условиях изоляции от общества. Законодатель предусматривает, в общем, максимальный срок ареста на 15 суток, а в случаях некоторых категорий нарушений — до 30-ти суток (например, за нарушение режима чрезвычайного положения).
  6. Административное выдворение за границы РФ — это принудительное, проходящее под контролем перемещение иностранных лиц или лиц без гражданства за пределы страны.
  7. Приостановление деятельности — это временное прекращение деятельности юридических лиц или граждан, занимающихся предпринимательством без образования юрлица. Такое административное взыскание является мерой наказания в случаях, когда существует угроза жизни или здоровью людей, возникновения заражения, эпидемии, техногенных катастроф, радиационной аварии, а также если правонарушителем совершены действия в области оборота наркотических, психотропных веществ, отмывания доходов, полученных незаконным путем, и финансирование терроризма, оборота и производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядка управления, общественных безопасности и порядка, градостроения, транспортной безопасности, охраны собственности, отдельных видов деятельности для граждан других стран и лиц без гражданства, а также в сфере привлечения их к труду на торговых объектах. Приостановление деятельности устанавливается на период до 90 суток. В ситуациях, когда утрачены обстоятельства, послужившие причиной назначения данного наказания, взыскание отменяется судом, должностным лицом досрочно.
  8. Дисквалификация — запрет занимать должности в федеральной государственной гражданской службе, аналогичных структурах субъектов РФ и т. д. Данная мера устанавливается на период от 6-ти месяцев до 3-х лет.
  9. Запрет на посещение спортивных соревнований — это временное ограничение права гражданина находиться в местах проведения официальных спортивных мероприятий в дни их проведения. Данное административное взыскание может быть наложено за ранее совершенное нарушение человеком поведения на подобном мероприятии и может составлять от 6-ти месяцев до 7-ми лет.
  10. Исправительные работы — это выполнение бесплатно в свободное время правонарушителем обязательных общественно полезных работ. Срок этого наказания может составлять от 20 до 200 часов, при этом в день человек может отрабатывать не более 4-х часов.
Смотрите так же:  Налоговая отчетность предоставляет следующие возможности

Основные и дополнительные взыскания

За совершение одного правонарушения может быть назначено основное наказание или основное и дополнительное административное взыскание. В ситуациях, когда гражданину вменяются и главные, и второстепенные санкции, но по каким-либо причинам одна из них не может быть к нему применена, правонарушителю назначают только ту, которая может быть установлена.

Предупреждение, лишение права (кроме изъятия водительского удостоверения), штраф, арест, приостановление деятельности, дисквалификация и обязательные работы могут применяться только как основные административные взыскания. КоАП РФ к дополнительным наказаниям относит конфискацию, лишение права управлять транспортным средством, выдворение за пределы страны, запрет на посещение спортивных мероприятий. В то же время их вправе применять и как основные взыскания.

Наказание за несколько совершенных правонарушений

Законодатель устанавливает порядок наложения административных взысканий в случае, когда лицом совершено несколько преступных деяний.

Так, согласно КоАП РФ, при учинении двух и более правонарушений административного характера наказание назначается за каждое из них. А при совершении одного действия (бездействия), которое содержит составы нескольких правонарушений, ответственность за которые предусматривается двумя или более статьями, наказание назначается в виде самой строгой из санкций.

При этом наложение административного взыскания может быть осуществлено с применением дополнительных административных наказаний, которые предусмотрены каждой из соответствующих санкций.

Общие правила назначения взыскания

Административное взыскание за совершение правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, налагается в пределах, установленных законом, в соответствии с данным кодексом. При назначении наказания за данные деяния учитываются обстоятельства, которые могут смягчать или отягчать ответственность, личность виновного и его материальное положение.

При наличии исключительных обстоятельств с учетом имущественного положения обвиняемого и характером совершенного деяния суд может назначить взыскание в виде штрафа, сумма которого меньше минимально установленного законом размера. Так, он составляет для граждан не менее 10 000 руб., для должностных лиц — не менее 50 000 руб., а для юрлиц — не менее 100 000 руб. При этом назначенный штраф не может быть меньше половины минимального установленного законом взыскания.

Если гражданин нарушил закон в области наркотических, психотропных или иных опасных веществ, суд может назначить ему принудительное медицинское обследование, профилактические мероприятия или лечение от зависимости.

Один и тот же человек, юрлицо за совершение одного и того же правонарушения не могут быть наказаны дважды.

Назначение административного взыскания не освобождает лицо от обязанности выполнить те действия, за несовершение которых ему было вменено соответствующее наказание.

Смягчающие обстоятельства

Мера административного взыскания, согласно законодательству РФ, должна быть избрана с учетом смягчающих обстоятельств, если таковые имели место быть в момент совершения правонарушения. К ослабляющим меру ответственности условиям относятся:

  • добровольное сообщение в органы власти о нарушении лицом, его совершившим;
  • раскаяние правонарушителя;
  • прекращение противоправных действий добровольно;
  • содействие органам следствия в установлении обстоятельств, относящихся к соответствующему деянию;
  • возмещение причиненного ущерба, устранение вреда правонарушителем добровольно или предотвращение им вредных последствий;
  • состояние аффекта или тяжелых жизненных обстоятельств у обвиняемого;
  • несовершеннолетие преступника;
  • беременность правонарушительницы или наличие у нее малолетнего ребенка.

Наложение административного взыскания может быть произведено с учетом и тех смягчающих обстоятельств, которые не указаны в КоАП РФ или законах субъектов, но таковыми признаны судьей, компетентным органом или должностным лицом в конкретном случае. А также в данном правовом источнике некоторые административные правонарушения предусматривают иные отдельные смягчающие ответственность обстоятельства.

Отягчающие обстоятельства

Наряду со смягчающими обстоятельствами, мера административного взыскания должна быть избрана и с учетом отягчающих ответственность условий при их наличии. К таковым относятся:

  • продолжение противоправных действий, невзирая на требования уполномоченных органов (лиц) прекратить их;
  • вовлечение граждан, не достигших совершеннолетия, в осуществление преступлений.

А также совершение административных правонарушений:

  • группой лиц;
  • однородного плана повторно, в тот период, когда человек считается подвергнутым административному взысканию за первое аналогичное преступление;
  • в состоянии алкогольного, наркотического, психотропного опьянения либо отказ от прохождения медицинской экспертизы на наличие данного факта;
  • в период стихийного бедствия или чрезвычайных ситуаций.

Судья, должностное лицо или компетентный орган не вправе признать то или иное обстоятельство отягчающим, если оно предустановлено в качестве квалифицирующего признака правонарушения соответствующими правилами об административной ответственности.

Срок давности административных правонарушений

В КоАП РФ в статьях 4.5, 4.6 и 4.8 указаны сроки административного взыскания и давность привлечения к такому виду ответственности. В соответствии с этими статьями, в ряде совершенных правонарушений постановление по их делу не может быть вынесено по прошествии 2-х месяцев со дня совершения данного злодеяния, если же данное дело рассматривается судьей, то по истечении 3-х месяцев.

К таким проступкам относятся нарушение законодательства, касающегося:

  • экспортного контроля, внутренних вод, континентального шлейфа, территориального моря, исключительной экономической зоны РФ, картографии и геодезии, названий географических объектов;
  • защиты окружающей среды, энергосбережения, охраны здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия людей;
  • защиты несовершеннолетних от информации, которая причиняет им вред;
  • налогов и сборов;
  • безопасности дорожного движения (статей 12.8, 12.24, 12.26, 12.27 (ч.3) и 12.30 (ч.2));
  • авторских прав, товарных знаков, защиты прав потребителей;
  • использования атомной энергии, электроэнергетики;
  • деятельности кредитных организаций, микрофинансовых предприятий, ломбардов, рынка ценных бумаг, страхования, клиринговой деятельности, торгов, инвестиционных и пенсионных негосударственных фондов;
  • рекламы;
  • спорта (в части, которая касается требований к регламенту официальных спортивных мероприятий);
  • референдумов, выборов, митингов, демонстраций и шествий;
  • государственного регулирования тарифов и цен, в том числе коммунальных, естественных монополий;
  • лотерей, азартных игр;
  • долевого строительства домов (многоквартирных);
  • сельскохозяйственных коопераций;
  • деятельности обществ с ограниченной ответственностью и акционерных предприятий;
  • финансирования терроризма;
  • банкротства;
  • исполнительного производства;
  • пожарной и промышленной безопасности, охраны культурного наследия;
  • сферы закупок, услуг и работ для гарантирования государственных и муниципальных потребностей (ст. 7.29-7.32, 19.5 (ч.7), 19.7.2 КоАП РФ), а также закупок, услуг и работ отдельными категориями юрлиц (ст. 7.32.3, 19.5 (ч 7.2), 19.7.2-1 КоАП РФ);
  • производства этилового спирта и алкоголя;
  • нарушений в области патентного, валютного, антимонопольного, трудового законодательства, правил нахождения в стране или проживания в ней иностранных граждан, законодательства в национальной платежной системе, о неправомерном использовании инсайдерской информации и манипулировании рынком.

Аналогичный срок давности применяется за непредоставление или несвоевременное предоставление в федеральный антимонопольный орган по его требованию сведений или же подача заведомо недостоверных данных.

По некоторым правонарушениям законодатель предусматривает срок давности в один год. К таковым относятся нарушения таможенного или бюджетного законодательства. Срок давности два года предусмотрен за неисполнение законодательства о политических партиях (ст.5.64-5.68 КоАП). Три года — за нарушение законодательства о противодействии терроризму. Шесть лет — за неисполнение законодательства о препятствованию коррупции.

В случае, когда за совершение преступления предусматривается административное наказание в форме дисквалификации, гражданин, нарушивший закон, может быть подвергнут наказанию не позже одного года с момента его совершения или со дня его обнаружения, если правонарушение длящееся.

В ситуациях, когда нарушаются требования о борьбе с допингом или предотвращении его в спорте, в части применения запрещенной первоосновы и (или) запрещенного метода, срок давности начинает исчисляться с момента получения заключения от лаборатории, которая прошла аккредитацию Всемирного антидопингового агентства.
Срок давности по антимонопольным нарушениям (ст. 14.9, 14.3114.31.1-.14.33) рассчитывается со дня вступления в силу постановления комиссии антимонопольной организации.

А срок давности за преступления, которые совершены в Антарктике, начинается с того момента, как в соответствующий компетентный орган поступили материалы дела о данном правонарушении.

Лицо, совершившее административные правонарушения, считается подвергнутым соответствующим санкциям со дня введения в законную силу решения о назначении наказания до окончания одного года со срока, предназначенного на исполнение административных взысканий.

Возмещение ущерба, вреда, нанесенного в результате административных нарушений

Статья 4.7 КоАП РФ закрепляет правила и порядок покрытия ущерба имущественного плана или морального вреда, причиненных в результате административного проступка. Согласно ей, судья при отсутствии споров в данном вопросе имеет право решить вопрос о возмещении такого убытка, рассматривая и устанавливая административные правонарушения и взыскания.

Если же в ходе дела возникают разногласия касаемо имущественного ущерба или причинённого морального вреда, то они должны быть решены в порядке, закрепленном гражданским судопроизводством.

Другие особенности при установлении административного наказания

В Российской Федерации предусмотрены категории граждан, к которым то или иное наказание не может быть применено. Так, например, административный штраф не может быть назначен матросам, солдатам, старшинам и сержантам, которые проходят военную службу по призыву, а также его нельзя наложить на курсантов военных учебных заведений до момента заключения с ними контракта.

Не может быть произведена и конфискация оружия, боеприпасов, предметов предназначенных для охоты или рыболовства, в случае, когда данные виды деятельности являются единственным источником дохода лица, совершившего правонарушение. Аналогичное правило распространяется и на наказание в качестве лишения права на охоту, кроме случаев, когда лицо охотилось в неразрешенное время или запрещенными способами, орудиями.

В РФ не выносится постановление о наложении административного взыскания в виде лишения водительского удостоверения лицам, которые пользуются ТС в связи со своей инвалидностью. Исключения составляют вождение транспортом в нетрезвом состоянии, невыполнение требований о прохождении медицинского освидетельствования, повторное нарушение статей 12.10, 12.15 (части 4), 12.16 (части 3), 12.24 и 12.27.

Арест не может быть назначен как административное взыскание для беременных, женщин, которые имеют детей до 14-ти лет, несовершеннолетних лиц, инвалидов 1-2 групп, военнослужащих и лиц, имеющих спец. звание работника следственного комитета РФ, ОВД и учреждений уголовно-исполнительного плана, работников гос. противопожарной службы, органов таможенных структур и контроля за оборотом наркотиков. Тем же категориям лиц не могут вменяться наказания в виде исправительных работ, за исключением женщин, у которых есть маленькие дети (в данном случае детям должно быть менее 3-х лет).

Административное выставление за пределы РФ не применяется как наказание к военнослужащим-иностранцам.

Рассмотрев подробно, что такое административная ответственность и административные взыскания, можно отметить несомненную роль наказаний, применяемых в данной области, обратить внимание на их воспитательный, профилактический или карательный характер. Также можно сделать вывод о важности закрепления порядка их применения на законодательном уровне во избежание ущемления прав и свобод граждан, которыми каждый человек наделен согласно Конституции.