Меню Закрыть

Коэффициент скидки при страховании осаго

Оглавление:

Коэффициент скидки при страховании осаго

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди.

Льготы по ОСАГО для пенсионеров и инвалидов в 2018 году — Как рассчитывается и где посмотреть скидку на полис ОСАГО?

Приобретая страховой полис, каждый раз хочется сэкономить свои денежные средства, так как зачастую цена за данный документ составляет треть всей стоимости самого ТС. В данной статье мы обсудим как проверить максимальную скидку по ОСАГО в базе скидок, кому предоставляются льготы и что еще может повлиять на ценообразование полиса.

Для водителей категории «В» цена полиса состоит из множества коэффициентов, которые рассчитываются в индивидуальном порядке на основании следующей формулы: Т = ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КС * КН, где:

Т – страховая премия, которая подлежит уплате при оформлении полиса;

ТБ – базовый тариф, ограниченный минимальным и максимальным значением;

КБМ – коэффициент безаварийной езды;

КВС – коэффициент возраста и стажа;

КО – коэффициент открытого полиса;

КМ – коэффициент мощности двигателя;

КС – коэффициент периода использования;

КН – коэффициент нарушений.

Каждое из этих значений имеет свое влияние на стоимость вашего полиса. Предлагаю рассмотреть каждое отдельно.

Базовый тариф для транспортных средств категории «В» и «ВЕ» в 2018 году составляет:

— для юридических лиц – от 2573 рублей до 3087 рублей;

— для физических лиц и ИП – от 3432 рублей до 4118 рублей;

— для использования в такси – от 5138 рублей до 6166 рублей;

Как мы видим, в различных ситуациях расчет начинается с разных сумм, что уже в свою очередь влияет на ценообразование полиса.

Самым весомым коэффициентом является Бонус-Малус, так как именно может как понизить так и увеличить стоимость вашей страховки в разы. Официальная база данных скидок по ОСАГО содержится на сайте РСА, где непосредственно можно проверить свой коэффициент.

Чтобы определить КБМ нам необходимо указать следующие данные:

Количество лиц в договоре;

Паспортные данные собственника авто;

ФИО и дата рождения;

Если полис неограниченный, то данные ТС;

Дата начала действия договора;

При указании всех данных, ниже появится таблица, в которой будет указан коэффициент в отношении данного полиса, для предыдущей страховки, наименование прошлого страховщика и количество страховых возмещений.

Важно: вы можете менять страховую компанию по истечению срока действия полиса, не теряя скидку по ОСАГО. Официальная база данных является единой для всех страховщиков РФ, следовательно доступ к вашему КБМ имеется у любой страховой компании.

Теперь перейдем к вопросу о том, как рассчитывается коэффициент скидки при страховании ОСАГО. Подсчет Бонус-Малус производится в соответствии с единой таблицей, которую мы рассматривали в статье «класс водителя». Основной принцип ее действия – это увеличение или уменьшение размера коэффициента согласно количеству безаварийных лет.

Начисляется скидка на ОСАГО единожды в год в размере 5%. Если в страховой пеариод были страховые возмещения, то, на основании таблицы, класс будет уменьшен. Если в течение 10 и более лет не было ни одного страхового возмещения, вы сможете приобрести полис ОСАГО со скидкой 50%.

Возраст водителя также имеет свое влияние на стоимость полиса. Чем меньше стаж и возраст водителя, тем больше будет коэффициент. Максимальное значение составляет – 1,8, минимальное – 1.

Коэффициент открытого полиса.

Всем уже давно известно, что ограниченная страховка обходится страхователю дешевле, чем неограниченная. Однако для некоторых видов транспортных средств, например для мотоциклов, особой разницы в цене нет.

Менее мощные двигатели (до 50 л.с включительно) имеют наименьший коэффициент – 0,6, максимальное значение коэффициента составляет 1,6 при мощности от 150 л.с. и выше.

Как и всегда, чем меньше вы будете пользоваться своим транспортным средством, тем ниже будет коэффициент. Этот вариант отлично подойдет для сезонного ТС: мотоциклы, авто для дачи и т.д.

Данное значение было рассмотрено нами в статье «коэффициенты ОСАГО», однако здесь следует указать, что при совершении грубого нарушения, вам будет присвоен коэффициент 1,5.

Отдельно хочется рассмотреть вариант, когда вы точно знаете, что у вас был маленький коэффициент КБМ, но сотрудник страховой компании вам скидку не предоставляет. На это имеется ряд причин:

— Смена прав, пропала скидка по ОСАГО. Чтобы этого не допустить, после смены водительского удостоверения следует оповестить своего страховщика, о необходимости внесения соответствующих изменений в базу, иначе скидка пропадет, а стоимость страховки в соответствии с этим повышается;

— Допущена ошибка при заполнении оператором. Внимательно проверяйте заполненный полис, так как все данные в базу вносятся с него. Если при переносе информации будет допущена опечатка, то вина будет полностью на сотруднике СК;

— Страховая компания обанкротилась. В этом случае следует требовать восстановление коэффициента через РСА.

В любой отрасли всегда имеются определенные льготы для некоторых категорий населения. Зачастую это пенсионеры и инвалиды. Что касается страховки, льготы по ОСАГО пенсионерам в 2018 году не предусмотрены.

Как мы уже знаем, страхование гражданской ответственности в нашей стране обязательно для всех, у кого имеется транспортное средство. Согласно статье 17 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ, льготы на полис ОСАГО для инвалидов 2 и 3 группы предоставляются, но только при соблюдении следующих условий:

Инвалид должен иметь в собственности транспортное средство по медицинским показаниям и самостоятельно им пользоваться;

Если инвалидом является ребенок и управлять ТС он не может, то данное право предоставляется его законному представителю;

Кроме водителя инвалида (законного представителя), управлять автомобилем могут еще два человека, но не более.

Компенсация на ОСАГО таким лицам предоставляется в размере 50%. Другими словами, изначально вы приобретаете полис за полную стоимость, после чего получаете компенсационные выплаты.

Часть 1 статьи 17 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ:

Инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям предоставляется компенсация в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования. (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ)
Указанная компенсация предоставляется при условии использования транспортного средства лицом, имеющим право на такую компенсацию, и наряду с ним не более чем двумя водителями. (абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 306-ФЗ)
Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования являются расходным обязательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по выплате инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования, установленной настоящей статьей.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ) Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
Объем средств, предусмотренный бюджету субъекта Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, а также из размеров страховых премий, исчисленных в соответствии с настоящим Федеральным законом. (абзац введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей, а также с указанием объема произведенных расходов. В случае необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. (абзац введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Счетной палатой Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов полномочиями по выплате инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования, установленной настоящей статьей. (абзац введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

Для того чтобы компенсация была предоставлена, необходимо собрать и предоставить следующий комплект документов:

Проверить КБМ по базе Российского Союза Автостраховщиков

Подробная справка по сервису

КБМ по базе РСА

Возможности проверки КБМ

  • Проверить КБМ Физических и Юридических лиц
  • Проверка КБМ полиса без ограничений списка водителей
  • Показывает предыдущий полис, страховую компанию и количество убытков

На нашем сайте проверка КБМ в базе РСА абсолютно бесплатна. Чтобы узнать КБМ ОСАГО достаточно знать ФИО, дату рождения водителя, серию и номер водительского удостоверения. Проверка КБМ ОСАГО занимает не более 20 секунд.

Вы можете проверить КБМ нескольких водителей, а затем распечатать данные, чтобы приложить их к полису или заявлению ОСАГО.

РСА — Российский Союз Автостраховщиков

Российский Союз Автостраховщиков (РСА) является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования. РСА учрежден 8 августа 2002 года 48 крупнейшими страховыми компаниями страны и имеет государственную регистрацию от 14 октября 2002 года. РСА осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40-ФЗ от 25.04.2002.

Для проверки КБМ необходимо указывать дату СЛЕДУЮЩУЮ после окончания полиса.

Смотрите так же:  Выплата пособия на рождение ребенка в 2018 году

Скидки ОСАГО – как сэкономить на страховании

Новости по теме

Подготовленные Минфином поправки к закону об ОСАГО получили отрицательные оценки экспертов государственно-правового управления президента.

Благодаря новой версии мобильного приложения IngoMobile клиенты компании «Ингосстрах» могут оформить ДТП и получить выплаты по полису Каско.

Один из крупнейших российских страховщиков «РЕСО-Гарантия» снизил тарифы на полисы ОСАГО в 21 городе.

Стоимость обязательного автострахования определяется на законодательном уровне. На год устанавливается базовый тариф и размеры всех применяемых к нему коэффициентов. Сами страховщики не могут давать по ОСАГО скидки. Стоимость полиса строго фиксирована и призвана сделать его доступным всем автолюбителям.

Но сэкономить на страховании можно. Есть скидки по ОСАГО, зависящие конкретно от водителя и аккуратности его езды. Основную скидку дает КБМ – коэффициент бонус-малус. Он копится за аккуратное вождение и достигает максимального размера за 9 лет. При условии, что вы до этого ни разу не попадали в аварии.

КБМ – что это и как используется

Скидки на страховку ОСАГО применяются при расчете стоимости полиса автоматически. Страховая компания обязана использовать автоматизированную базу данных «Российского союза автостраховщиков», чтобы получить оттуда информацию о безаварийном стаже водители.

Если информация по текущему коэффициенту бонус-малуса отсутствует, то он приравнивается к единице. Это значение не оказывает никакого влияния на стоимость страховки, поэтому оплатить ее придется в полном размере.

Какие бывают коэффициенты бонус-малус

Чтобы рассчитать скидки на ОСАГО, страховщики используют следующие виды КБМ:

  • водителя – формируется индивидуально для каждого лица, допущенного к управлению транспортным средством;
  • собственника – определяется для владельца автомобиля;
  • начальный – значение КБМ, зафиксированное в момент заключения договора;
  • расчетный – значение коэффициента, используемая при подсчете стоимости полиса.

При расчете скидки на ОСАГО, коэффициент водителя используется при приобретении ограниченного полиса. Применяется максимальное из всех возможных расчетных значений. То есть, если транспортным средством будет управлять два водителя, у одного из которых коэффициент будет 1, а другого 0,5, то страховая использует в калькуляции 1.

Когда не используется скидка КБМ

Далеко не всегда можно получить ОСАГО со скидкой. В некоторых случаях коэффициент будет всегда равен 1, в том числе при:

  • получении транзитной страховки. Она всегда оплачивается по полной ставке;
  • страховании машин, зарегистрированных в иностранном государстве.

В этих случаях коэффициент приравнивается к 1 и никак не влияет на стоимость полиса.

Когда дается скидка от КБМ

Скидка ОСАГО по базе РСА рассчитывается только один раз за весь период действия полиса. То есть, если застрахованное лицо попадет по своей вине в аварию, увеличенная ставка будет применена только на следующий год.

Безаварийный стаж можно также частично потерять при досрочном расторжении договора. Если действие полиса было прекращено в течение года, то информация о КБМ в базе скидок по ОСАГО не меняется. Поэтому при заключении нового договора вы будете оплачивать ее по старому коэффициенту.

Скидка при ограниченном ОСАГО

В ОСАГО скидка за безаварийную езду по разному рассчитывается для ограниченного и неограниченного полиса. В первом случае коэффициент определяется:

  • по каждому водителю, допущенному до управления транспортным средством;
  • при калькуляции используется наихудший класс безаварийной езды из всех доступных;
  • скидка начисляется каждому водителю в отдельности, поэтому, если произойдет авария, КБМ уменьшится только у виновного лица;
  • коэффициент переносится при смене транспортного средства.

Такая скидка КБМ по ОСАГО будет выгодна, если к управлению машиной будет допущено несколько человек и все они имеют большой стаж безаварийной езды.

Скидка при неограниченном ОСАГО

Скидка по страховке ОСАГО при неограниченном полисе рассчитывается следующим образом:

  • класс присваивается только владельцу автомобиля;
  • коэффициент присваивается по последнему договору ОСАГО, только если тот был без ограничений и собственник и транспортное средство остались прежними.

При смене собственника или транспортного средства скидка при оформлении ОСАГО не применяется.

Максимальная скидка по КБМ

Вы можете проверить скидку по ОСАГО по базе РСА, указав информацию о водители. После этого система автоматически покажет текущий КБМ. Чем ниже его значение, тем большую скидку вы сможете получить при заключении нового договора страхования.

КБМ способен существенно снизить стоимость полиса. Максимальная скидка по ОСАГО с ним достигает 50%. Но следует помнить, что попадание в несколько аварий, произошедших по вашей вине, может привести не только к потере всех накопленных бонусов, но и применению повышающего коэффициента.

Как получить скидку за безаварийную езду в течение 28 лет? Все эти годы страхование автомобиля производил в Росгосстрахе.

Как рассчитывается скидка по ОСАГО («бонус-малус»)?

Коэффициент «бонус-малус» существенно влияет на стоимость ОСАГО. КБМ меняется в зависимости от частоты аварий по вине страхователя, а данные по показателю годами накапливаются в единой электронной базе РСА. Однако случается, что страховая история теряется или искажается. Как восстановить справедливость в этом случае?

Убыточность автолюбителя по ОСАГО влияет на величину расчётного коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Значение этого коэффициента используется при определении стоимости полиса. Каждому из значений КБМ соответствует свой «класс»:

Таблица 1. Классы страхователя ОСАГО.

Начальным является третий класс. Далее он меняется в зависимости от количества страховых случаев по полису:

  • При безубыточной езде класс увеличивается каждый год на один (становится четвёртым, пятым и так далее). Вместе с ним растёт и скидка – на пять процентов от базового расчёта за каждые двенадцать месяцев страхования. Максимальная скидка – 50%. Пример: водитель с тринадцатым классом КБМ платит за ОСАГО в два раза меньше, чем водитель с третьим классом.
  • Если по полису были убытки, класс уменьшается (вместе со скидкой). Например, если при оформлении договора актуален пятый класс (КБМ 0,9), то после страхового случая класс понизится до третьего (КБМ 1,0). То есть, скидки при пролонгации полиса уже не будет. Если же по такому полису было два убытка, класс снижается до первого. Коэффициент бонус-малус составит 1,55, что при пролонгации увеличит базовый ценник ОСАГО на 55%. Максимально возможное значение КБМ составляет 2,45.

Разумеется, случаи, когда страхователь при ДТП является потерпевшей стороной, не влияют на значение КБМ. Не влияют на него и размеры выплат. Поэтому клиенты с одним крупным убытком платят за полис меньше, чем автолюбители с множеством мелких возмещений «за плечами». Даже если последние в сумме оказываются финансово менее убыточными.

Объектом применения КБМ является:

  • Водитель, если договором ОСАГО предусмотрен ограниченный список лиц, допущенных к управлению авто. При этом расчёт стоимости страховки осуществляется исходя из худшего значения КБМ из всех водителей, «вписанных» в полис.
  • Собственник машины в «привязке» к транспортному средству, если полис не предусматривает ограничений по водителям. Таким образом, к примеру, автовладелец может иметь разный КБМ по двум своим машинам.

Следует понимать, что страховая история автолюбителя как собственника транспорта никак не связана с его же страховой историей в качестве водителя. Эти две величины учитываются параллельно и не влияют друг на друга.

Калькулятор ОСАГО

Выберите тип транспортного средства

Например, если водитель с максимальной скидкой застрахует по ОСАГО собственный автомобиль без ограничений по допущенным к управлению лицам – ему по такому договору будет присвоен третий класс с базовым КБМ.

Несложно догадаться, в каких случаях придётся доплатить при попытке вписать нового водителя в действующий полис. Так произойдёт, если КБМ нового водителя выше, чем у лиц, уже вписанных в страховку. Размер дополнительной премии определяется пропорционально оставшемуся сроку страхования. Аналогично, при исключении «дорогих» водителей из ОСАГО премия по страховке может быть уменьшена (и частично возвращена).

Важно понимать и особенности учёта коэффициента бонус-малус:

  • Скидка КБМ увеличивается только по результатам годового периода страхования. Если полис расторгается досрочно, при оформлении новой страховки безаварийность по нему учитываться не будет.
  • Страховая история водителя (при страховании с ограниченным списком водителей) учитывается по фамилии, имени и отчеству, дате рождения и номеру водительского удостоверения.
  • КБМ собственника (при страховке «без ограничений») привязывается к его фамилии, имени и отчеству, серии и номеру паспорта, а также VINу авто. При отсутствии последнего используется госномер, номер кузова или шасси. Юридические лица «опознаются» по ИНН.

Стоит отдельно обратить внимание, что запрашивать КБМ следует именно на дату начала действия будущего полиса. В противном случае результат может оказаться некорректным.

Недостатки системы

Данные о страховой истории всех водителей (автовладельцев) содержатся в единой автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (АИС РСА). Инструмент обеспечивает доступ к сведениям как страховщикам, так и страхователям. Тем не менее, ряд особенностей этой базы приводит к многочисленным случаям её некорректного использования.

«Обхитрить» электронный алгоритм

Известны способы избежать повышающего коэффициента за аварийную езду. Для этого при пролонгации полиса выполняются простые действия:

  1. Один из вариантов – использование вместо русских букв фамилии, имени или отчества латинских аналогов по написанию. К ним относятся, например, «а», «х», «с», «о» и другие. Программа воспринимает соответствующие знаки как разные символы. Достаточно лишь одной замены, чтобы система не нашла запрашиваемого водителя и «выдала» третий класс (КБМ=1). При этом в полисе всё будет выглядеть совершенно естественно. Конечно, для реализации здесь придётся договариваться с сотрудником страховой компании. Но порой продавцы готовы пойти навстречу в таких вопросах для удержания клиента.
  2. Другой способ доступен любому автолюбителю без обращения к иным лицам. Достаточно заявить очередной срок начала страхования на день более ранним, чем следующая дата после окончания «убыточной» страховки. То есть, на этот день сроки страхования двух полисов будут «пересекаться». АИС РСА при этом не учтёт страховые случаи по текущему договору, поскольку на момент начала нового он ещё не закончится.

Возможно, существуют и иные варианты подобных «подтасовок». Так или иначе, использовать их не рекомендуется: фактически речь идёт о недобросовестности со стороны клиента. К тому же, в результате происходит недобор премии по убыточным водителям (собственникам), что влияет на повышение тарифов.

Потерянные скидки по ОСАГО

Невозможно полностью исключить ошибки при внесении сведений по десяткам миллионов договоров, оформляемым ежегодно.

В базу попадают данные с многочисленными неточностями, которые впоследствии не позволяют идентифицировать автолюбителей.

Наиболее распространены следующие причины потери страховой истории:

  • Ошибки операторов при вводе данных. Здесь речь идёт о человеческом факторе. Перепутанные цифры даты рождения или номера паспорта сводят на нет будущие усилия по поиску автолюбителя в базе.
  • Смена фамилии, замена паспорта (для страхования «без ограничений») или водительского удостоверения. Часто страхователи не тратят время на внесение соответствующих корректировок в полис. Как правило, с ГИБДД в этих случаях не возникает проблем:
    • Несовпадение фамилии вполне объясняется копией документа о её замене.
    • В новом водительском удостоверении обычно указываются старые права.
    • Данные паспорта собственника авто в страховке вообще не фигурируют.

В то же время, такая ситуация ведёт к отсутствию новой информации в АИС РСА. При продлении по новым «характеристикам» автолюбителя накопленная скидка не будет найдена. Избежать этого можно, официально изменив соответствующие сведения на актуальные по текущему договору.

  • Непередача данных о КБМ страховыми компаниями. Наиболее часто встречается среди уходящих с рынка организаций. Впрочем, здесь всё зависит от добросовестности страховщика.
Смотрите так же:  Как разорвать контракт по 44 фз

К перечисленному добавляются программные сбои, а также упущения на этапе передачи сведений страхователем. В результате многие тысячи автолюбителей сталкиваются с незаслуженно завышенной стоимостью «автогражданки».

Где искать потерянную страховую историю?

К сожалению, на сегодняшний день нет чёткого успешного алгоритма для восстановления данных о КБМ. Но существуют некоторые варианты действий, которые могут дать положительный результат:

  • Привлечение официальных надзорных органов. В первую очередь данным вопросом занимаются РСА и Центробанк. Необходимо чётко изложить суть проблемы и предоставить всю имеющуюся информацию, включая копии документов. Обратиться в данные организации можно письменно или электронно.
  • Официальное обращение в страховую компанию, в которой оформлялся последний договор ОСАГО. Добросовестный страховщик произведёт проверку на основании подобного заявления. Бывает, это приводит к возвращению заслуженной скидки. В крайнем случае, организация может выдать справку о КБМ установленного образца.
  • Неофициальное обращение в страховую компанию. Порой специалисты страховщика идут навстречу, помогая выяснить причину возникшей ситуации или даже исправить её.
  • Отзывы на профильных интернет-площадках. Нередко представители компаний реагируют на подобные обращения. Попробуйте воспользоваться нашим сервисом отзывов о страховщиках .

Подобные проблемы часто усугубляются сложностью определения причины потери скидки. Наиболее быстро решить вопрос позволяют, безусловно, «неформальные» методы. Однако официальные обращения дают больше гарантий каких-то ответных действий. Как показывает практика, в большинстве случаев страхователю приходится оформлять «автогражданку» на предложенных условиях. А уже потом оспаривать их, добиваясь возврата излишне уплаченной премии.

Как происходит расчет КБМ и можно ли его вернуть

При оформлении или продлении полисов ОСАГО водители получают определенную скидку на страховые услуги за безаварийную езду.

Величина скидки зависит от коэффициента КБМ и класса водителя.

Для определения этих показателей необходимо учитывать ряд данных о водителе и транспортном средстве.

КБМ – «Коэффициент Бонус — Малус». Данный показатель определяет величину скидки за безаварийную езду, благодаря которой опытный и аккуратный водитель может значительно сократить размер страховых выплат по полису ОСАГО.

Чем выше коэффициент КБМ, тем меньше размер скидки у водителя, и наоборот.

Показатель введен в действие в 2003 году.

Изначально он был привязан исключительно к транспортному средству, то есть с приобретением новой машины водитель терял все прошлые скидки при продлении полиса ОСАГО.

С 2008 года КБМ стал присваиваться лично водителю и сохраняться за ним при смене автомобиля, таким образом он начал выполнять свою главную функцию – поощрять безаварийное вождение.

При переходе водителя из одной страховой компании в другую скидка, также, сохраняется за ним.

Существует единая таблица, по которой можно определить размер КБМ водителя на следующий год при учете его класса.

Все сведения о страховых договорах водителя, заключенных им с 1.01.2011 года содержатся в автоматизированной базе РСА (Российского союза автостраховщиков).

КБМ не используется, либо автоматически равняется единице в следующих ситуациях:

  • При первичном получении полиса ОСАГО, либо отсутствии в базе информации о прошлой страховой истории.
  • В случае транзита, когда страховка оформляется на период проезда к месту регистрации, либо к месту технического осмотра.
  • В случае оформления машины, зарегистрированной заграницей.


Возможно Вас заинтересует онлайн оформление страховки для выезда за границу и юридическая сила электронно-цифровой подписи с оригинальной факсимильной печатью

Или прочтите ТУТ про необычное страхование уникальных вещей или отдельных частей тела

Расчет скидки на ОСАГО

Конечный размер предоставляемой скидки на полис ОСАГО напрямую зависит от класса водителя.

При расчете класса клиента страховщики учитывают следующие данные:

  • Тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовая машина и т.д.).
  • Марка и модель машины. При расчете скидки страховщики обращают внимание на частоту попадания в аварии конкретных марок машин.
  • Регион. В каждом регионе свои статистические данные по дорожным происшествиям с участием различных машин.
  • Возраст водителя. Так, молодым водителям делают меньшую скидку, чем зрелым.
  • Стаж вождения. Чем больше стаж управления транспортным средством, тем выше размер скидки.
  • История вождения. Именно по истории страховщики делают вывод о размере КБМ и присваиванию клиенту класса.

При первичном оформлении страхового полиса водителю присваивают 3 класс с коэффициентом, равным 1.

За каждый год вождения без аварий водитель получает скидку в размере 5%.

Например, проездивший 4 года без аварий по собственной вине водитель получает скидку на страховку в размере 20% (5%*4 года водительского стажа).

В случае аварии класс водителя понижается, а его коэффициент КБМ увеличивается.

Соответственно, во время расчета скидки на страховку при продлении полиса или переходе к другому страховщику эти данные будут учтены, из-за чего скидка станет меньше.

Максимальная величина скидки за аккуратное вождение – 50%.

Водители с подобной скидкой имеют 0,5 коэффициент КБМ и относятся к 13 классу.

Подобная скидка предоставляется водителям, которые за 10 лет вождения ни разу не становились виновниками аварий.

Расчет КБМ для нескольких водителей

Если в полис ОСАГО вписано несколько водителей, то расчет КБМ производится следующим образом:

  • Если круг водителей ограничен.
    При ограниченном круге лиц, допущенных к управлению транспортным средством, размер КБМ и класс определяются для каждого водителя в индивидуальном порядке на основании указанной о нем в полисе ОСАГО информации.
    Общий КБМ и, соответственно, размер скидки рассчитывается на основании характеристик водителя с наименьшим классом. По этой причине для водителей с большим стажем и положительной историей вождения невыгодно принимать к себе новичка или неаккуратного водителя с плохими показателями.
    Так, при наличии у одного водителя 40% скидки, а у другого – 10%, водители получат общую скидку на страховку в размере 10%.
  • Если круг водителей неограничен.
    При неопределенном количестве людей, которые могут управлять транспортным средством, размер КБМ рассчитывается по собственнику автомобиля. При отсутствии страховой информации о собственнике автоматически присваивается КБМ — 1, класс – 3.

Процедура определения КБМ страховщиками

С 1 июля 2014 года все необходимые сведения о водителе страховщики могут узнать из автоматизированной системы Российского союза автостраховщиков (АИС РСА).

В данной информационной базе содержатся все данные о предыдущих страховых договорах водителя, заключенных им с 1.01.2011 года.

Для сверки данных представителям страховщика достаточно ввести номер водительского удостоверения клиента.

Создание подобного ресурса позволяет исключить мошенничество со стороны автовладельцев, когда водитель намеренно пытается скрыть информацию, понижающую класс и повышающую КБМ.

В настоящий момент страхователь может из АИС РСА узнать все о водителе как при оформлении нового полиса, так и при смене страховой компании.

Все данные и изменения данных вносятся в АИС РСА только страховыми компаниями.

Сам РСА не имеет прав на внесение или изменение сведений.

Представители страховой компании обязаны в течение 1 рабочего дня после заключения с клиентом договора ОСАГО вносить в базу необходимую информацию.

При продаже полиса страховщики должны брать в расчет все данные о классе водителя и коэффициенте КБМ.

Несоответствие данных о водителе и присвоенной ему скидки может обернуться для страховщика штрафными санкциями.

Важно учитывать, что при определении класса страховщики берут за основу класс, определенный последним закончившимся страховым договором, и сумму страховых выплат по предыдущим договорам, закончившимся не более года назад.


Узнайте как оформить страхование предпринимательских рисков

Для чего заключают договор перестрахования читайте в ЭТОЙ статье.

Всё о новом расчете пенсий с 2015 года и кто останется без выплат к 2025 году:

Как вернуть КБМ

Периодически встречаются ситуации, при которых владелец автомобиля обнаруживает понижение скидки на страховку при отсутствии в его истории вождения ДТП за соответствующий истекший период.

Для возврата КБМ необходимо сделать следующее:

  • Получить справку у последнего страховщика, в которой будет указана достоверная информация.
  • Скачать бланк заявления в РСА по КБМ.
  • Заявление и сканы справки страховщика, водительского удостоверения, действующего полиса отправить на электронный адрес РСА. Также, можно отправить бумажные копии документов по почте. При наличии неограниченного круга водителей необходимо приложить копию паспорта собственника автомобиля. При необходимости уточнения сведений по одному водителю из ограниченного круга лиц необходимо приложить копии его документов.

Получить ответ от РСА (срок рассмотрения заявления – 3-4 месяца).

  • Направить заявление действующему страховщику с приложением копии ответа из РСА.
  • После произведенного страховой компанией перерасчета переоформить договор ОСАГО и получить назад излишне уплаченные средства.

Скидки по ОСАГО: как восстановить коэффициент бонус-малус?

За каждый год безаварийной езды водителю полагается скидка на следующий полис ОСАГО в размере 5%. Ее максимальный размер – 50%. При нынешних ценах на обязательную страховку это весомый вклад в цену договора. Автомобилисты стараются скидку не упустить, страховщики, напротив, ее не дать. Итак, вы пришли в страховую компанию продлить ОСАГО или изменить состав допущенных водителей, а с вас требуют явно завышенную сумму. Рассказываем, что делать.

Попросите сотрудника компании показать ваш коэффициент на экране его компьютера. «Висящая» база АИС РСА (в ней хранятся данные всех водителей) или отсутствие скидки могут быть умышленным обманом. Если быть настойчивым, то при повторной проверке скидка может «внезапно» появиться.

По ссылке вы можете сами за минуту узнать свой коэффициент бонус-малус. Нужно ввести ФИО, дату рождения и данные водительского удостоверения. Это официальная информация из той же единой базы АИС РСА, но общедоступная. Если проверка покажет правильный результат, а страховщик продолжает уверять, что скидку не видит, смело жалуйтесь в РСА на его ложь или в Центробанк. Последний выступает регулятором системы ОСАГО.

Если самостоятельная проверка на сайте РСА показала, что скидка действительно исчезла, пишите заявление на восстановление данных. Сам Союз автостраховщиков только хранит информацию, так что обращаться нужно в свою страховую компанию. Она поднимет прежние полисы, историю страховых случаев и введет в базу правильное значение. Сколько это займет времени? Как повезет. Может, меньше недели, а может и месяц.

База АИС РСА наполняется с 2013 года. Если вы вдруг осознали, что ошибка в определении коэффициента бонус-малус тянется с более ранней даты, придется обратиться в страховые компании, где вы страховались до 2013 года. Они выдадут необходимые сведения (если они, конечно, сохранились), на основании которых вы будете требовать корректировки более поздних данных.

Если ваша скидка «пропала», а полис непременно нужно купить сейчас, придется заплатить по повышенному тарифу. Поверить вам на слово и применить меньший коэффициент, чем указан в АИС РСА, страховщик не может. Однако после того, как компания проведет проверку и введет в систему правильный коэффициент, переплату вам вернут. Смиритесь с тем, что деньги окажутся на время «замороженными», или же обращайтесь за продлением полиса заранее, чтобы в случае ошибки у вас было время на восстановление справедливости.

Скидка за безаварийное вождение по ОСАГО: КБМ

Продлевая ОСАГО, мы часто слышим от страхового агента вопрос о наличии аварий за прошедший период. Конечно, всем давно известно, что за каждый год безаварийного вождения нам полагается какая-то скидка. Но как ее правильно рассчитать, сохранить и приумножить, задумываются лишь единицы. А тем временем, используя этот самый Кбм (коэффициент бонус-малус) можно сэкономить до 40% на стоимости ОСАГО. Не верите? Тогда внимательно прочитайте данное руководство и убедитесь сами, что уменьшить стоимость автогражданки вполне реально.

Смотрите так же:  Оформление на полставки трудовой договор

Итак, для начала, давайте разберемся, что же такое Кбм или как его называют в народе: скидка за безаварийное вождение. Очевидно, что страховым компаниям крайне выгодны аккуратные водители. Ничего удивительного здесь нет, ведь это чистая прибыль. И чтобы хоть как-то их премировать в тарифах предусматриваются специальные коэффициенты, предоставляющие существенные скидки безаварийным клиентам.

Автострахование ОСАГО здесь не стало исключением. Страховщиками был разработан специальный показатель Кбм (коэффициент бонус-малус). В тарифах ОСАГО он отвечает за поощрение безаварийного вождения и предусматривает скидку 5% за каждый год такой езды. Сразу нужно отметить, что учитываются только аварии, в которых имело место страховая выплата. Другими словами, клиент стал виновником ДТП. Все остальные происшествия, в том числе аварии без оформления в ГИБДД (за исключением европротокола), страховщика не интересуют, ведь по ОСАГО застрахована ответственность, а не имущество. В свою очередь, за убыточность, наоборот, предусматриваются штрафные санкции, которые могут значительно увеличивать стоимость страховки.

Таким образом, получается, что за безаварийную езду нам предоставляется «бонус», а за аварии «малус». Отсюда и название этого хитрого коэффициента ОСАГО.

Ну а теперь давайте попытаемся понять принцип работы системы скидок по ОСАГО. Для этого нам нужно рассмотреть два базовых понятия: класс ОСАГО и коэффициент бонус-малус. Эти термины тесно взаимосвязаны между собой, ведь каждому классу соответствует свой коэффициент. В приведенной ниже таблице первая колонка содержит класс, а вторая значение коэффициента. К примеру, для первого класса значение Кбм всегда будет равно 1,55. Для шестого оно составит 0,85 и т.д.

В соответствии с тарифами обязательного страхования, человек, впервые заключивший договор ОСАГО получает 3 класс. Это своего рода начальный уровень, отправная точка страховой истории. Как мы можем видеть, коэффициент для данного класса составляет 1,00. То есть никаких скидок или наоборот надбавок он не предоставляет. Вполне логично, ведь премировать или наказывать его ещё не за что. Но это до поры до времени.

ИВозможно, не всем до конца понятно как коэффициент влияет на стоимость полиса. К примеру, скидка 5% аналогична коэффициенту 0,95. Чтобы узнать процентный аналог коэффициента бонус-малус достаточно из его значения вычесть единицу и умножить на сто. Например, для определения размера скидки при Кбм = 0,75 нужно проделать следующие нехитрые вычисления: (0,75 — 1) * 100 = -35%

Как вы уже могли заметить, в нашей таблице, наряду с уже рассмотренными имеются еще четыре столбца. Они обозначают количество страховых случаев за прошедший год. Ноль говорит о полном отсутствии ДТП (безубыточность), а 4+ соответствует четырем и более заявленным убыткам в прошедшем году. Сами столбцы содержат классы, которые присваиваются за те или иные показатели.

Таким образом, наш обладатель 3 класса ОСАГО при отсутствии ДТП может получить в следующем году 4 класс, а с ним и скидку за безаварийное вождение 5% (Кбм = 0,95). Если же его угораздит стать виновником одной аварии, то ему присвоят 1 класс. Но не спешите радоваться, это вовсе не означает, что он первоклассный водитель. Первый класс увеличит наш Кбм до 1,55 (+55%). А это приведет к тому, что продление страховки обойдется почти в полтора раза дороже, чем первоначально. Что ж, такова плата за невнимательность на дорогах.

Будем оптимистами и предположим, что наш водитель отъездил без происшествий и заслужено получил 4 класс. Тогда при следующем продлении ОСАГО агент будет руководствоваться уже другой строчкой. А вот все остальные манипуляции будут проделаны по тем же принципам.

У читателя наверняка уже возник вопрос: а что за таинственный класс М? Это самое ужасное, что может случаться с автовладельцем! Фактически, означает статус «особо опасен» для страховых компаний. Его обладатель вынужден платить за полис в 2,45 раза больше, чем обычные автолюбители. Более того, чтобы опять достичь 3 класс ему необходимо безубыточно отъездить целых пять лет. Правда, в нашем законодательстве существуют лазейки, позволяющие сделать всё это гораздо быстрее. Но об этом позже…

Вот так и происходит движение по «классовой лестнице». Работник страховой компании узнает у вас количество страховых случаев. Затем, используя приведенную выше таблицу, определяет класс и размер коэффициента бонус-малус на следующий год. Теперь вы знаете с какой целью агент интересуется вашими авариями.

Как узнать свой Кбм по осаго

Поняв принципы работы коэффициента бонус-малус, читателю наверняка захотелось узнать размер накопленной им скидки за безаварийное вождение. К счастью, сделать это достаточно просто. Существует всего три способа определения своего класса по ОСАГО.

Позвоните в страховую компанию. На бланке ОСАГО в верхнем левом углу имеется штамп страховщика, с указанием контактных телефонов. Позвоните туда и попросите соединить с отделом обязательного страхования автогражданской ответственности. Скажите, что собираетесь продлевать договор и хотели бы узнать свой класс на следующий год. Для поиска договора в базе данных потребуется назвать номер полиса и фамилию страхователя (того, кто подписывал полис).

Так же страховая компания по запросу клиента обязана в течение 5 дней представить справку формы №4. В ней будет содержаться подробное описание Кбм по каждому допущенному к управлению водителю. Вдобавок эту справку можно будет использовать при продлении ОСАГО в любой другой компании.

Посмотрите в полисе. Порой, страховые компании указывают Кбм прямо в страховке. Как правило, это делается напротив фамилии каждого водителя, либо в особых отметках. Данные записи не являются обязательными, поэтому на практике встречаются крайне редко.

Самостоятельный расчет. Данный способ определения Кбм несколько сложнее, ведь нам придется вручную рассчитать собственный класс ОСАГО. Для этого потребуется калькулятор ОСАГО, который можно найти на нашем сайте. Первым делом, необходимо указать калькулятору все необходимые параметры: мощность, регион, срок, возраст и страж. Причем эти данные должны быть точно такими, как и в имеющемся на руках полисе, то есть по состоянию на прошлый год. После этого начинайте изменять значения графы «договор заключается» до тех пор, пока стоимость ОСАГО не совпадет с текущей. Получившийся результат и будет общим Кбм всех допущенных в полис водителей.

Особенности скидки за безаварийное вождение

Кбм привязан к водителю. До недавнего времени, скидка за безаварийное вождение по ОСАГО числилась за конкретным автомобилем. В результате, при продаже авто, все бонусы обнулялись и владелец начинал свою страховую историю с чистого листа. Теперь же Кбм привязан к конкретному человеку. Класс ОСАГО полностью сохраняется даже при продаже автомобиля или смене компании. Главное, чтобы перерыв в страховании был не более одного года.

Как подтвердить свой класс? Порой человек вынужден сменить страховую компанию. Но как подтвердить новому страховщику свою безаварийную историю? В большинстве случаев достаточно ксерокопии прошлого полиса. В особых случаях, дотошные конторы требуют представить справку по форме №4.

Всегда берется минимальная скидка. При расчете тарифа ориентируются на самый худший Кбм среди всех допущенных к управлению водителей. Представим, что вы без аварий отъездили более пяти лет и накопили скидку 20%. Но при очередном продлении решили вписать в страховку друга, который имеет по своему полису скидку лишь 5%. Так вот, новый тариф ОСАГО будет рассчитан с учетом скидки 5%. Это вовсе не значит, что ваш бонус безвозвратно сгорел. Если в следующем году вы будете продлевать автогражданку без товарища, то скидка 20% успешно вернется. Более того, за прошедший год она возрастет до 25% (при условии отсутствия аварий). Поэтому, вписывая в страховку новых водителей всегда следите, чтобы их Кбм соответствовал вашему, иначе договор страхования может существенно подорожать.

Как сэкономить на ОСАГО

Без сомнения каждый хотел бы уменьшить стоимость страховки ОСАГО. Но не верьте пустым заявлениям сомнительных агентств, обещающих любому скидку в 10-30%. В большинстве случаев это оказывается обманом. В заявлении на страхование они напишут, что клиент уверил их, что имеет высокий безаварийный класс. В результате, при наступлении страхового случая обман раскроется и последует отказ в выплате. А это значит, что весь причиненный ущерб придется оплачивать из собственного кармана. В лучшем случае добровольно, а в худшем по принуждению судебных приставов. Доказать свою непричастность в данной ситуации будет проблематично. Также рекомендуем перед покупкой проверить полис ОСАГО на подлинность, используя наш бесплатный онлайн сервис.

Вынуждены вас разочаровать, но единственный легальный способ купить автогражданку дешевле – достичь высокого класса по ОСАГО. Для этого, прежде всего, нужно тщательно контролировать свою скидку за безаварийное вождение. Очень часто невнимательные автомобилисты теряют свои бонусы либо из-за ошибки агента, либо нечестной игры страховщика. К примеру, совсем недавно одна крупная страховая компания Санкт-Петербурга открытым текстом заявляла своим клиентам, что максимальная скидка по ОСАГО не может быть более 15%. Самое удивительное, что люди соглашались на эти кабальные условия. А виной всему полное незнание собственных прав.

Как известно, единой базы ОСАГО по ДТП до сих пор не создано. Точнее она работает в тестовом режиме среди крупнейших фирм: Росгосстрах, РЕСО-Гарантия, РОСНО и т.д. Мелкие страховые компании доступа к ней пока лишены. В связи с этим бытует мнение, что можно соврать страховщику о своем безаварийном стаже и получить крупную скидку. Сразу хотим предостеречь вас от подобных действий. Сейчас функцию контроля Кбм выполняют сами страховые компании. Дело в том, что для оформления ОСАГО нужно заполнить специальное заявление на страхование. А вот в нем как раз указывается информация о предыдущем полисе. Таким образом, новый страховщик всегда может проверить достоверность указанных сведений, отправив запрос в вашу прошлую компанию. Делается это, как правило, в случае ДТП, когда возникает необходимость найти повод для отказа в выплате. Более того, правилами ОСАГО предусмотрены санкции за предоставление заведомо ложных сведений. В лучшем случае это может повлечь увеличение стоимости страховки на 50%. В худшем – досрочное расторжение, без возврата денег.

Но в правилах ОСАГО все же существует одна лазейка, позволяющая избежать повышающего коэффициента. Для этого достаточно сменить страховую компанию, заявив новому страховщику, что договор заключается впервые. Ещё лучше, если вдобавок страхователем выступит человек, не указанный в прошлой страховке. Таким образом, всем допущенным к управлению водителям присвоят 3 класс (начальный), скидки будут обнулены, но и повышающий коэффициент тоже исчезнет. А так как номер прошлого договора в заявлении не указывается, то отследить его будет практически невозможно. Хотя конечно, небольшая доля риска в этом случае всё же присутствует, поэтому мы не можем советовать данный способ как 100% надежный и легальный.

На этом рассказ о Кбм подошел к концу. Надеемся, вы смогли разобраться в этом непростом коэффициенте. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то советуем посетить наш форум ОСАГО, где можно получить дельный совет по самым острым вопросам обязательного страхования. До новых встреч!