Меню Закрыть

Президент имеет право распустить правительство

Статья 111 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 111 Конституции РФ гласит:

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Комментарий к Ст. 111 КРФ

1. Комментируемая часть предусматривает при назначении главы Правительства РФ необходимость согласования воль Президента РФ и Государственной Думы. Это парламентарный элемент в российской форме правления, характеризуемой как смешанная («президентско-парламентарная») республика. Такое согласование воль призвано придать Правительству необходимую устойчивость и авторитетность, создать лучшие условия для взаимодействия законодательной и исполнительной власти.

Само назначение имеет место в случае смены Президента или его повторного избрания, после чего Правительство РФ слагает свои полномочия (см. комм. к ст. 116), либо в случае отставки Правительства по любой причине (см. комм. к ст. 117). Первый Президент РФ Б.Н. Ельцин в 1998 и 1999 гг. четыре раза отправлял Правительство в отставку, после чего происходило назначение нового Председателя Правительства. Второй Президент В.В. Путин после своей инаугурации назначил 17 мая 2000 г. Председателем Правительства М.М. Касьянова, которого 5 марта 2004 г. заменил М.Е. Фрадковым.

Здесь важно отметить, что кандидатура будущего Председателя Правительства определяется Президентом, а Государственная Дума лишь соглашается или не соглашается с ней, но свою кандидатуру выдвинуть не может. ФКЗ от 17 декабря 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; с изм. и доп.) устанавливает в действующей редакции ст. 7, что Председатель Правительства назначается Президентом из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание российского гражданина на территории иностранного государства. Председатель Правительства освобождается от должности Президентом по своему заявлению об отставке или в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий. Тем самым части 1 и 2 излагаемой статьи 7 ФКЗ о Правительстве ограничивают право Президента выбирать кандидатуру главы Правительства и увольнять Правительство в отставку, что не соответствует п. «а» и «в» ст. 83, комментируемой статье и ч. 2 ст. 117 Конституции РФ, которые никаких ограничений для Президента в этом вопросе не предусматривают (см. комм. к этим положениям). Об освобождении от должности Председателя Правительства Президент уведомляет палаты Федерального Собрания в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку всего Правительства. Согласия Государственной Думы на это не требуется.

2. В комментируемой части устанавливаются сроки для внесения Президентом РФ в Государственную Думу кандидатуры Председателя Правительства РФ. Необходимость конституционного установления таких сроков диктуется стремлением обеспечить непрерывность функционирования исполнительной власти, не допустить длительного отсутствия полномочного Правительства.

Сроки в комментируемой и следующей статьях установлены не в днях, как в остальных статьях Конституции, а в неделях, что не оставляет возможности для различного толкования соответствующих периодов времени (не может быть вопроса о том, рабочая неделя имеется в виду или календарная). Из такого определения сроков следует, что Государственная Дума не может прервать свою работу, если Председатель Правительства не назначен. Впрочем, отсутствие унификации при определении конституционных сроков объясняется, скорее всего, недоработкой редакторов, готовивших текст Конституции к вынесению на референдум и не располагавших необходимым временем для его тщательной отработки.

3. Комментируемая часть определяет срок для Государственной Думы, в течение которого она должна рассмотреть представленную Президентом кандидатуру на должность Председателя Правительства.

Регламент Государственной Думы от 22 января 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; с изм. и доп.) урегулировал в гл. 17 процедуру дачи Государственной Думой согласия на назначение Председателя Правительства РФ (см. комм. к п. «а» ч. 1 ст. 103).

4. Комментируемая часть регулирует ситуацию, которая складывается в случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства, представленных Президентом. Из текста Конституции неясно, вправе ли Президент повторно предлагать уже отклоненную кандидатуру и если он это сделает, то будет ли это считаться, соответственно, вторым или третьим представлением. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 11 декабря 1998 г. N 28-П по делу о толковании отдельных положений ч. 4 ст. 111 Конституции Российской Федерации (СЗ РФ. 1998. N 52. Ст. 6447) разъяснил, что Президент РФ при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства РФ вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. Право Президента предлагать ту или иную кандидатуру и настаивать на ее одобрении, с одной стороны, и право Государственной Думы рассматривать представленную кандидатуру и решать вопрос о согласии на назначение — с другой, должны реализовываться с учетом конституционных требований о согласованном функционировании и взаимодействии участников этого процесса, в том числе на основе предусмотренных Конституцией РФ или не противоречащих ей форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий главы государства и в парламентской практике.

Из текста комментируемой части следует со всей определенностью, что после третьего отклонения Государственной Думой представленной Президентом кандидатуры Председателя Правительства — независимо от того, представлялся ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды, — Президент уже обязан назначить Председателя Правительства и распустить Государственную Думу с назначением новых ее выборов. При назначении в этом случае Председателя Правительства Конституция уже ничем Президента не связывает: назначенной может быть любая из представлявшихся Государственной Думе кандидатур или даже лицо, кандидатура которого Государственной Думе не представлялась.

После выборов, однако, необходимо получить на произведенное назначение согласие новой Государственной Думы. Это следует из общего принципа, содержащегося в ч. 1 комментируемой статьи. В случае трехкратного отказа в даче согласия должен последовать роспуск и этой Государственной Думы. Такая гипотетическая ситуация свидетельствовала бы о полной неспособности Президента к нахождению компромиссов с политическими силами, которые находятся к нему в оппозиции, однако пользуются в стране значительным влиянием, поскольку от созыва к созыву располагают абсолютным большинством голосов в Государственной Думе. Ни один бюджет не выдержит многократных парламентских перевыборов, а кроме того, это могло бы привести к острому кризису власти на фоне раздражения и усталости избирателей. Поэтому реализация положения ч. 4 комментируемой статьи на практике маловероятна, а уж второй подряд роспуск Государственной Думы почти совсем невероятен.

Весной и осенью 1998 г. применение комментируемой части чуть было не состоялось, когда Государственная Дума дважды отказала в согласии на назначение Председателем Правительства С.В. Кириенко и В.С. Черномырдина. На назначение первого из них Государственная Дума на третий раз все же дала согласие, а В.С. Черномырдина в третий раз Президент представлять не стал. Компромиссное решение в данном случае было найдено, и Председателем Правительства стал тогда Е.М. Примаков. В период президентства В.В. Путина предложенные им кандидатуры М.М. Касьянова и М.Е. Фрадкова сразу получали согласие Государственной Думы.

Президент имеет право распустить правительство

Глава 6. Правительство Российской Федерации

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Смотрите так же:  Автострахование осаго в кирове

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Статья 109. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской.

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Процедура отставки правительства РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 7 мая 2018 года состоялось вступление в должность избранного президента РФ Владимира Путина. В связи с его инаугурацией правительство РФ во главе с премьер-министром складывает свои полномочия. Это требование содержится в статье 116 конституции РФ.

В новейшей истории России эта отставка правительства станет 16-й по счету. Дмитрий Медведев занимал пост премьер-министра с 8 мая 2012 года (2 тыс. 191 дней) — дольше всех своих предшественников. Прежний рекорд принадлежал Виктору Черномырдину — 1 тыс. 925 дней. Самый короткий срок пребывания в должности главы правительства был у Сергея Степашина — 82 дня.

С 1990 по 2018 год российский кабинет министров возглавляли 12 человек: Иван Силаев (дважды), Борис Ельцин, Егор Гайдар (занимал пост и. о. премьера), Виктор Черномырдин (дважды), Сергей Кириенко, Евгений Примаков, Сергей Степашин, Владимир Путин (дважды), Михаил Касьянов, Михаил Фрадков (дважды), Виктор Зубков и Дмитрий Медведев.

Основания для отставки правительства

Согласно основному закону РФ, решение об отставке правительства принимает только глава государства. Российское законодательство — конституция и федеральный конституционный закон о правительстве РФ — предусматривает несколько оснований для отставки кабинета министров:

  • в связи с инаугурацией избранного президента страны;
  • добровольно;
  • по инициативе президента;
  • в связи с отставкой председателя правительства;
  • в связи с вотумом недоверия Госдумы, принятым либо по инициативе большинства депутатов, либо в ответ на вопрос о доверии кабинету, поставленный перед Госдумой премьер-министром.

В связи с инаугурацией нового президента

Решение о сложении кабинетом министров своих полномочий оформляется распоряжением правительства в день вступления в должность нового главы государства.

В новейшей истории России таким образом в отставку ушли шесть правительств: Ивана Силаева (10 июля 1991 года), Виктора Черномырдина (9 августа 1996 года), Владимира Путина (дважды — 7 мая 2000 годаи 2012 года), Михаила Фрадкова (7 мая 2004 года) и Виктора Зубкова (7 мая 2008 года).

По инициативе правительства

Кабинет министров может самостоятельно на специальном заседании принять решение о своей отставке. Российское законодательство не предусматривает для этого каких-либо формальных оснований. Председатель правительства от имени своих коллег подает соответствующее прошение президенту, который может принять его или отклонить. В современной российской истории такой прецедент был лишь раз, когда 12 сентября 2007 года Михаил Фрадков подал президенту прошение об отставке правительства.

Согласно комментариям к основному закону под редакцией главы Конституционного суда Валерия Зорькина, такое решение было принято по согласованию с главой государства.

По инициативе президента

Российский президент может принять решение об отставке правительства самостоятельно, исходя из соображений политической необходимости.

С 1993 года главы государства пять раз распускали таким образом кабинет министров: Борис Ельцин отправил в отставку правительства Виктора Черномырдина и Сергея Кириенко в 1998 году, Евгения Примакова и Сергея Степашина в 1999 году, Владимир Путин — правительство Михаила Касьянова в 2004 году.

В связи с отставкой премьер-министра

Отставка главы правительства по закону автоматически ведет к роспуску возглавляемого им кабинета министров. Премьер может быть освобожден от должности президентом как по собственному заявлению, так и при «невозможности исполнения им своих полномочий». В последнем случае речь идет о тяжелой болезни или смерти главы кабинета, наличии фактов, компрометирующих председателя правительства, а также о ненадлежащем исполнении им своих обязанностей.

Глава государства обязан уведомить о своем решении Совет Федерации и Госдуму. В отечественной политической практике подобных прецедентов не было.

Вотум недоверия Госдумы

Отставка правительства может последовать в связи с вынесением Госдумой вотума недоверия кабинету. Соответствующую инициативу может выдвинуть одна из фракций или группа депутатов численностью не менее 1/5 от общего числа парламентариев. В течение недели Дума рассматривает данный вопрос на своем заседании и принимает решение простым большинством голосов. Если глава государства не согласен с мнением депутатского корпуса, Дума может в течение трех месяцев выразить недоверие правительству повторно.

Тогда президент объявляет или об отставке правительства, или о роспуске Госдумы и назначает новые выборы депутатов. Однако, согласно ч. 3 ст. 109 конституции, глава государства не имеет права распустить Госдуму в течение года после ее избрания, что предполагает единственно возможный исход — отставку правительства.

Единственный частично состоявшийся вотум недоверия правительству был объявлен в России 21 июня 1995 года, после теракта в Буденновске. Его инициатором стал представитель думской фракции Демократической партии России Сергей Глазьев. Из 449 депутатов за отставку кабинета министров проголосовал 241, против — 72, воздержались 20. Президент РФ Борис Ельцин не согласился с позицией парламентариев. При повторном голосовании депутатам не удалось собрать необходимое для вотума недоверия число голосов.

Однако своими действиями Дума вынудила главу государства пойти на компромисс, приняв отставку министров так называемого силового блока: вице-премьера, министра по делам национальностей и региональной политики Николая Егорова, министра внутренних дел Виктора Ерина, директора ФСБ Сергея Степашина, а также губернатора Ставропольского края Евгения Кузнецова.

Вопрос о доверии правительству

Премьер-министр может сам поставить перед Госдумой вопрос о доверии своему кабинету. Если Дума в доверии отказывает, президент обязан в течение семи дней подписать указ об отставке правительства или указ о роспуске Госдумы и назначении новых выборов. В случае, если Дума избрана менее года назад, единственным вариантом становится отставка правительства.

Подобный шаг был предпринят 22 июня 1995 года председателем правительства РФ Виктором Черномырдиным в ответ на выраженное 21 июня Госдумой недоверие его правительству. 1 июля 1995 года данное предложение в результате достигнутого накануне компромисса не набрало нужного числа голосов. Вновь поддержали отставку кабинета только 193 депутата, против проголосовали — 117, воздержались 48 парламентариев из 449. После этого Черномырдин отозвал свой запрос из нижней палаты парламента.

В регламенте Госдумы на случай, если премьер ставит вопрос о доверии своему правительству в период рассмотрения нижней палатой парламента вотума недоверия кабинету, закреплена особая процедура. Вначале выносится на голосование постановление о доверии правительству. Если оно не набирает большинства голосов, выносится на голосование постановление о недоверии правительству. Если и оно не набирает большинства, рассмотрение вопроса прекращается.

Формирование нового кабинета

После отставки члены правительства продолжают по поручению президента исполнять свои обязанности до момента создания нового кабинета. Максимальный срок для его формирования в соответствии со ст. 111 и 112 конституции РФ составляет один месяц. Предложение о кандидатуре на пост премьер-министра президент вносит в Госдуму не позднее двух недель после отставки предыдущего состава кабинета. Депутаты должны вынести свое решение в течение недели. В случае утверждения новый глава кабинета в течение недели представляет президенту предложения по структуре и составу своего правительства.

Как отправить правительство в отставку?

Согласно Конституции, правительство РФ работает в течение всего президентского срока и слагает свои полномочия лишь перед вновь избранным главой государства.

Всего существует 4 способа роспуска правительства.

1) Правительство РФ может добровольно подать в отставку. Если президент ее примет, министры будут освобождены от своих обязанностей.

3) Инициировать отставку исполнительной власти может также Государственная Дума. Если парламентарии выразят недоверие правительству РФ, президент вправе уволить кабмин или же не согласиться с Госдумой. Однако если в течение трех месяцев Дума выразит недоверие повторно, то глава государства будет обязан либо расформировать правительство, либо распустить саму Думу.

4) Кроме того, инициатором роспуска правительства может стать премьер-министр. Глава правительства имеет право поставить перед нижней палатой парламента вопрос о доверии к своему кабинету министров. Если Дума в доверии отказывает, то в течение недели президент должен решить: отправить в отставку исполнительную власть или распустить Госдуму и назначить новые выборы.

Кроме того, если премьер-министр ушел в отставку, правительство РФ автоматически слагает свои полномочия. Глава правительства может покинуть свой пост по решению президента или по собственному желанию.

Смотрите так же:  Заявление по форме 1-2-учет

Президент имеет право распустить правительство

Государственная Дума в политической системе РФ

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Без Государственной Думы не может быть осуществлен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Она выполняет три главные функции: законотворческую, контрольную и представительную. В современной ситуации, когда в нашей стране сформировался полупрезидентский стиль правления, а традиции парламентаризма в России невелики, рассмотрение места и роли Государственной Думы в политической системе РФ является актуальной темой для исследования.

-Дума является основным законодательным органом, ей принадлежит главная роль в законодательном процессе. Но, по сути дела, это право Думы ограничено с двух сторон: правом отклонить принятые ею законы обладает как Совет Федерации, так и Президент РФ. Государственная Дума может преодолеть решение Совета Федерации об отклонении закона, но только если за отклоненный закон проголосовало квалифицированное большинство депутатов – две трети от общего числа. Вето Президента может быть преодолено лишь квалифицированным большинством Совета Федерации и Государственной Думы. Единственным исключением являются федеральные конституционные законы, лишь они не могут быть отклонены Президентом.

За все время существования нижней палаты она рассмотрела и приняла огромное количество законов. Всего за 1996 – 1999 годы в Государственную Думу было внесено 3583 законопроекта. Было рассмотрено более 1700 законопроектов, из них принято около 1 тысячи законов, свыше 700 были подписаны Президентом.

Но в законодательном процессе наблюдаются и недостатки. Прежде всего, это касается ситуации, когда больше всего законопроектов на рассмотрение Думы вносят сами депутаты. Так, за 1993-1995 гг. депутаты внесли 55% законопроектов, Правительство – 20%, Президент – 10%. Это достаточно не типичное обстоятельство с точки зрения мировой практики. Такая лавинообразная реализация права индивидуальной законодательной инициативы во многом отрицательно сказывается на работе Государственной Думы. Из-за того, что многие депутаты соревнуются в выдвижении новых законопроектов, планы законотворчества становятся перегружены. Это приводит к их невыполнению, а время прохождения многих законопроектов затягивается.

Дума, как орган государственной власти, действует в сфере политики, но ее дееспособность, прежде всего, в ее законотворчестве, а не в политических баталиях. Законодательный процесс же излишне политизирован. Принимается немало законов по малозначительным вопросам. Сохраняется стремление идти путем принятия оперативных законов чрезвычайного характера по относительно частным, но злободневным вопросам, ускорить оформление кратких законов-поправок к существующему законодательству. Однако стремление бежать за событиями в условиях поляризации политических сил в парламенте не прибавляет ему дееспособности.

-Другой важной функцией Государственной Думы являются её контрольные полномочия. Но депутатские запросы часто не являются для органов исполнительной власти фактом, который подлежит обязательному рассмотрению и ответу на него. “Правительственный час” нередко превращается в политинформацию того или иного руководителя. Положительное решение вопроса о недоверии Правительству ставит Государственную Думу под угрозу роспуска. Выдвижение обвинения против Президента РФ является очень сложным политическим процессом и конечное решение этого вопроса не входит в компетенцию Думы. Контроль Счетной палаты по отношению к органам исполнительной власти является “внешним”, он мог бы стать более эффективным, если бы был подкреплен постоянным “внутренним” контролем со стороны Министерства финансов, Государственной налоговой службы, Государственного таможенного комитета. Контроль Уполномоченного по правам человека малоэффективен, так как существует слишком много нарушений. Другое дело, если его усилия направить на осуществление действенного контроля за исполнением федеральных законов, непосредственно защищающих права человека. Серьезным недостатком контрольных полномочий Государственной Думы является отсутствие парламентского контроля за исполнением федеральных конституционных и федеральных законов, а также отсутствие такого механизма, когда правительство должно регулярно отчитываться перед представителями народа – депутатами в своей деятельности. Только такой подход способен гарантировать ответственность за принимаемые решения. Кроме этого, парламентский контроль только тогда сможет обеспечить определенную степень эффективности, когда результаты его работы станут достоянием гласности. В этом плане нельзя игнорировать значение Государственной Думы как открытой политической трибуны в руках представительной власти. Но, к большому сожалению, данная сторона деятельности недооценивается. В определенной степени это связано с тем, что сами СМИ не способствуют такой стороне думской работы.

-Реальные полномочия Государственной Думы зависят от степени “равнозначности” разделения властей в РФ. В Конституции фактически закреплена новая ветвь власти – “президентская”. В руках Президента находятся самые эффективные механизмы “сдержек и противовесов”. Президент оказывает реальное влияние на курс законотворчества Государственной Думы через ежегодные послания Федеральному Собранию и через свою многочисленную администрацию (Аппарат администрации Президента; Главное Государственно-правовое управление; Управление по вопросам внутренней политики; кроме того, время от времени рождаются такие формально-представительские структуры, как большая “четверка”, президентский “круглый стол”). Президент имеет полномочия издавать указы законодательного характера, при этом не определены границы такого нормотворчества. Часто они противоречат Конституции или вторгаются в компетенцию Госдумы. Президент назначает выборы в Государственную Думу, а также может распустить ее в определенных ситуациях. Механизм же отрешения Президента от должности чрезвычайно сложен и, как уже отмечалось выше, окончательное решение этого вопроса не входит в компетенцию Государственной Думы. Если прибавить ко всему вышесказанному выведение этого мощного управленческого аппарата, подчиненного непосредственно Президенту, из-под парламентского контроля, то формируются реальные условия авторитарной власти, ее бесконтрольности и безответственности.

-Отношения с Правительством у Государственной Думы тоже складываются не простые. Это связано, прежде всего, с тем, что Государственная Дума, не обладая правом формирования Правительства, сильно ограничена в своем воздействии на исполнительную власть. Поэтому взаимодействие исполнительной и законодательной властей было в последнее время противоречивым. Правительство и Государственная Дума воспринимали друг друга скорее как конкурентов, чем как партнеров. Выборы 1999 года в Государственную Думу вывели на первое место фракцию “Единство”. Ее руководитель Б. Грызлов отметил, что впервые согласие законодательной и исполнительной власти – факт свершившийся. Он заявил, что его фракция является проправительственной и главная ее задача – это налаживание нормальной работы с исполнительной властью. Но такая ситуация может привести к тому, что исполнительной власти ничто не будет мешать оказывать первостепенное влияние на процесс прохождения законопроектов через Государственную Думу. Это обязательно скажется на механизме разделения властей и тогда станет непонятным, зачем вообще нужна представительная власть и выборы. Несомненно, плохо, когда парламент поглощен борьбой за власть; ничем не лучше, однако, будет послушный законодатель, с умилением внимающий всему, что делает правительство.

-В заключении хотелось бы сказать, что в стране не может быть подлинной демократии без сильного, авторитетного и уважаемого парламента. Государственная Дума — это не говорильня, как стремятся изобразить ее политически ангажированные СМИ. Государственная Дума – это мощный и эффективный созидательный фактор. Законодательная власть, представленная Думой, имеет исключительное право принятия законов. В передаче ей такого права реализуется принцип народного суверенитета. Недооценка роли Государственной Думы прямо отражается на экономической ситуации в стране, на правопорядке и уважении к закону, а в целом также и на легитимности власти в стране.

Статья 117 Конституции РФ

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Комментарий к Статье 117 Конституции РФ

1. Комментируемой статьей предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий Правительства. Часть 1 рассматриваемой статьи устанавливает право Правительства уйти в отставку. Никаких оснований для принятия такого решения не требуется.

Правительство, как коллегиальный орган, по сути, должен принимать такое решение на заседании его членов, хотя это основание отсутствует в перечне обязательных. Анализ конституционных положений и норм Закона о Правительстве РФ (ст. 7) позволяет сделать вывод, что такое решение может принять Председатель Правительства, поскольку его отставка даже в личном качестве влечет одновременную отставку всего Правительства.

Прошение об отставке Правительства рассматривается Президентом, который может принять его или отклонить. Конституция не оговаривает вариантов действий Президента в случае, если Правительство настаивает на своей отставке. Однако если высший исполнительный орган все-таки посчитает невозможным дальнейшее функционирование в существующем составе, разрешить ситуацию сможет Председатель Правительства, чье заявление в соответствии с Законом о Правительстве РФ подлежит обязательному удовлетворению (ст. 7).

Основанием отставки всего Правительства вследствие прекращения исполнения полномочий Председателем Правительства может также являться и невозможность исполнения Председателем Правительства своих полномочий (в связи с состоянием здоровья, с его несогласием с политикой Президента, с совершением действий, не совместимых с занимаемой должностью). Эти случаи досрочного прекращения полномочий Правительства не содержатся в Конституции, но также предусматриваются Законом о Правительстве РФ (ст. 7).

Конституция не предусматривает механизмов отставки отдельных членов Правительства РФ. Но Закон о Правительстве РФ закрепляет за ними право на подачу такого заявления (ст. 9).

Российской практике известен только один случай отправки Правительства в отставку по ч. 1 ст. 117 Конституции. В сентябре 2007 г. Председатель Правительства РФ М.Е. Фрадков подал Президенту заявление о своей отставке, что повлекло отставку всех членов высшего исполнительного органа государства*(1098).

2. Президент сам может отправить Правительство в отставку, не предоставляя каких-либо объяснений. Это наиболее весомая прерогатива Президента. Но осуществление Президентом конституционной функции по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов власти предполагает, что действия Президента по отставке Правительства должны быть мотивированными и соответствовать требованиям закона.

За период действия современной Конституции Президент РФ 5 раз воспользовался этим правом, отправив Правительство в отставку по собственной инициативе, из которых 4 раза приходятся на 1998-1999 гг. Официальные документы об отставках не содержат мотивов принятых Президентом решений*(1099).

Смотрите так же:  Гарант предварительный договор

3. Часть 3 ст. 117 регулирует порядок выражения Государственной Думой так называемого вотума недоверия — элемента парламентарной республики в условиях смешанной (президентско-парламентарной и парламентарно-президентской) формы правления. При этом во многих зарубежных конституциях основания так называемой парламентской ответственности правительства не определяются.

Конституция также не предусматривает оснований для постановки вопроса о доверии Правительству. Как правило, этот вопрос имеет политический характер, и возникновение возможности применения данной формы ответственности связано с активностью оппозиционных Правительству сил.

Зарубежная практика свидетельствует, что правительство отвечает чаще всего перед так называемой «нижней» палатой парламента, ответственность перед обеими палатами одновременно (Казахстан, Италия, Румыния) — редкость.

В зарубежных странах в основном имеет место коллективная ответственность правительства, когда недоверие адресуется правительству в целом либо даже отдельным членам правительства, оно рассматривается как отказ в доверии правительству, поскольку действия отдельных министров, как правило, связаны общей политикой правительства (например, в Великобритании).

В ряде стран недоверие может быть выражено не правительству в целом, а его главе (ФРГ, Албания, Венгрия), что для характеристики парламентской ответственности правительства не имеет принципиального значения, поскольку отставка главы правительства, как правило, влечет отставку правительства в целом.

В других государствах предусматривается и ответственность отдельных членов правительства (Дания, Латвия, Швеция, Эстония, Австрия, Греция, Финляндия, Польша). Правда, в некоторых странах индивидуальная ответственность министров наступает лишь в случае, если они официально не возражали против правительственного решения (Финляндия, Казахстан).

Анализируя ч. 3 рассматриваемой статьи, следует отметить, что в Российской Федерации предусмотрена исключительно коллективная ответственность Правительства перед Госдумой. Государственная Дума может принять решение о недоверии только Правительству в целом, а не его отдельным членам. В отношении конкретного члена Правительства депутаты могут предлагать рекомендации, которые могут быть учтены или не приняты во внимание Президентом.

Государственная Дума в недавнем прошлом практиковала применение такой специфичной формы выражения недоверия исполнительной власти, как заявление о недоверии отдельным членам Правительства*(1100). Однако такие вотумы недоверия носят чисто политический характер и не имеют юридических последствий*(1101).

Между тем высказываются мнения, согласно которым Государственная Дума должна иметь право выражать недоверие не только Правительству, но и любому члену Правительства. Одна из первых попыток Государственной Думы по внесению изменений в Конституцию также предполагала введение персональной ответственности членов Правительства. Так, 21 июня 1995 г. Дума большинством голосов одобрила закон о внесении поправок в ст. 103 и 117 Конституции*(1102). Согласно этим поправкам Государственная Дума могла добиться отставки отдельного члена Правительства. Предлагаемая процедура выражения недоверия не давала Президенту возможности распустить Государственную Думу. Но данные поправки не были приняты.

Общим правилом в конституционной практике является то, что с инициативой выражения недоверия правительству может выступать более или менее значительная группа парламентариев*(1103).

В соответствии с Регламентом Государственной Думы мотивированное предложение о выражении недоверия Правительству может вносить группа численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов Госдумы. Государственная Дума рассматривает вопрос о выражении недоверия Правительству в недельный срок после его внесения.

Председатель Правительства, а в его отсутствие один из заместителей Председателя Правительства, исполняющий его обязанности, вправе выступить на заседании Государственной Думы с заявлением в связи с внесенным предложением о выражении недоверия Правительству. Депутаты Государственной Думы вправе задать вопросы Председателю Правительства и другим членам Правительства, высказаться за выражение недоверия Правительству или против этого.

Если инициаторы выражения недоверия Правительству отзывают свои подписи и тем самым численность внесших предложение о выражении недоверия становится менее 1/5 от общего числа депутатов Государственной Думы, то вопрос о выражении недоверия Правительству исключается из порядка работы палаты без дополнительного голосования.

Постановление Государственной Думы о выражении недоверия Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов открытым или тайным голосованием (по решению Государственной Думы).

Проблематичность применения данной формы воздействия на Правительство заключается в ее последствиях. Выражение недоверия Правительству не влечет за собой обязательной отставки Правительства. Вопрос о его дальнейшей судьбе решает Президент. Он может согласиться с решением Государственной Думы и объявить об отставке Правительства или же не согласиться с таким решением. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу с назначением даты выборов ее нового состава.

Право роспуска парламента, принадлежащее Президенту, является элементом сдерживания, создает необходимое равновесие, которое вытекает из принципа разделения властей. Без этого права недоверие Правительству со стороны парламента превратилось бы в право смещения Правительства, что привело бы к нарушению баланса власти*(1104).

Досрочное прекращение полномочий Государственной Думы одного созыва и избрание нового состава указанной палаты Федерального Собрания не влияет на судьбу Правительства, поскольку в соответствии со ст. 116 Конституции Правительство слагает свои полномочия лишь перед вновь избранным Президентом России.

Несмотря на угрозу роспуска, Государственная Дума прибегала к попытке применения данной формы. Вопрос о доверии Правительству ставился в 1994 г. и в 1995 г.*(1105), однако юридически значимых последствий для парламента или Правительства подобные инициативы не имели.

27 октября 1994 г. вопрос не получил необходимой поддержки голосов, недоверие Правительству выразили только 198 депутатов*(1106).

21 июня 1995 г. Государственная Дума 241 голосом приняла соответствующее решение*(1107), однако 22 июня Президент письменно сообщил Государственной Думе, что не согласен с ее решением. Депутаты не смогли повторно выразить недоверие Правительству в конституционный трехмесячный срок. 1 июля 1995 г. «за» проголосовало только 193 депутата*(1108).

При определенных обстоятельствах у Президента не существует альтернативы в выборе решения. Часть 3 ст. 109 Конституции закрепляет случаи, когда Президент не имеет права распустить Государственную Думу (например, в течение года после ее избрания), что предполагает единственно возможный исход конфликта — отставку Правительства.

4. Часть 4 комментируемой статьи Конституции также регулирует вопрос о доверии, но по инициативе Председателя Правительства. Конституция закрепляет это полномочие исключительно за главой Правительства и не предполагает обсуждения этого вопроса на заседании Правительства.

Основанием для постановки перед Государственной Думой вопроса о доверии Правительству может служить, например, стремление скорого разрешения конфликта до истечения трехмесячного срока повторного вотума недоверия либо прояснение ситуации по поддержке Правительства перед внесением в Государственную Думу значимого законопроекта и т.п. Следует отметить, что во многих странах (Греция, Италия, Чехия, Польша, Турция) для того чтобы приступить к исполнению своих полномочий, правительство должно заручиться поддержкой парламента, которая чаще всего выражается в вотуме доверия его составу или программе.

Государственная Дума при постановке перед ней Председателем Правительства вопроса о доверии Правительству вправе выразить доверие или отказать в доверии Правительству.

Государственная Дума рассматривает вопрос о доверии Правительству во внеочередном порядке. Совет Государственной Думы вправе определить срок, необходимый для проведения правовой экспертизы и изучения фактических обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса о доверии Правительству.

При отказе Государственной Думы в доверии Президент принимает решение об отставке Правительства либо о роспуске Государственной Думы. Комментируемая статья устанавливает и срок, в течение которого Президент обязан принять одно из этих решений, — семь дней.

За всю историю современной Конституции был только один случай инициирования Председателем Правительства вопроса о доверии Правительству. Это было сделано 22 июня 1995 г. Председателем Правительства В.С. Черномырдиным в ответ на выраженное накануне Государственной Думой недоверие Правительству и несогласие с таким решением Президента. Таким образом Правительство пыталось разрешить парламентско-правительственный кризис до истечения предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи трехмесячного срока.

Созыв внеочередного заседания Государственной Думы по рассмотрению обращения Председателя Правительства был назначен на 1 июля 1995 г.

Исходя из позиции Президента РФ, отказ в доверии Правительству означал для Государственной Думы роспуск. Председатель Правительства предложил депутатам компромисс: Дума повторно ставит на голосование вопрос о выражении недоверия Правительству, и если большинство за недоверие не набирается — Председатель Правительства отзывает свой вопрос.

Кроме того, 30 июня Президент сделал шаг навстречу депутатам, освободив от занимаемой должности министра по делам национальностей и региональной политике, министра внутренних дел, директора Федеральной службы безопасности и главу администрации Ставропольского края (данные лица и были причиной конфликта). 1 июля предложение о недоверии не прошло, и Председатель Правительства отозвал свое представление.

Угроза роспуска Государственной Думы в подобных ситуациях стала причиной внесения изменений в ее Регламент уже в ноябре 1995 г., которые нашли свое развитие и в действующем Регламенте: в случае если Председатель Правительства поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству в период внесения либо рассмотрения депутатами Государственной Думы предложения о выражении недоверия Правительству, первым рассматривается предложение депутатов. Если Государственная Дума принимает постановление о недоверии Правительству, а Президент объявляет о несогласии с решением Государственной Думы, голосование по представлению Председателя Правительства рассматривается по истечении трех месяцев со дня его внесения.

Если решение о доверии не принято, ставится на голосование вопрос о недоверии, и если большинство не набрано — рассмотрение вопроса прекращается.

5. Целью ч. 5 комментируемой статьи является недопущение ситуации, при которой исполнительная власть в стране остается без руководства со стороны Правительства. Универсальная необходимость исполнительной власти состоит в том, что без нее невозможна целостность системы государственной власти, она должна действовать повсеместно, на всей территории государства и постоянно, без каких-либо перерывов в деятельности. В последнем заключается одно из существенных отличий исполнительной власти от власти законодательной. Постоянство деятельности Правительства в конституционно-правовом понимании означает, что оно не имеет зафиксированных правовыми актами перерывов в своей работе, подобных парламентским каникулам. Государственное управление не допускает перерывов, и в этом смысле исполнительная власть осуществляется постоянно.

В современных условиях государство не может длительное время обходиться без легитимного состава Правительства. Именно поэтому Конституцией регламентированы сроки, в течение которых должно быть сформировано новое Правительство, а ч. 5 ст. 117 Конституции устанавливается правило, в соответствии с которым по поручению Президента Правительство в случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства.

При этом согласно ч. 2 ст. 8 Закона о Правительстве РФ в случае освобождения от должности Председателя Правительства Президент вправе до назначения нового Председателя Правительства поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Председателя Правительства на срок до двух месяцев*(1109).