Меню Закрыть

Арбитражный суд орган государственной власти

Глава 7. Судебная власть

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Глава 1. Основы конституционного строя

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в системе государственных органов России тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.02, кандидат юридических наук Милованова, Екатерина Викторовна

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Милованова, Екатерина Викторовна

Глава I. Место Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в системе государственных органов России.

§1. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации — составная часть судебной системы России.

§2. Высший Арбитражный Суд РФ в системе арбитражных судов Российской Федерации.

Глава II. Компетенция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

§1. Полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в области разрешения экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

§2. Полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в области судебного надзора за деятельностью арбитражных судов.

§3. Полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по даче разъяснений по вопросам судебной практики.

Глава III. Порядок образования и состав Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Смотрите так же:  Листы на возврат 2018

§1. Порядок образования Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

§2. Состав Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Заключение.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в системе государственных органов России»

Актуальность темы исследования. Появление в России системы арбитражных судов, их развитие и совершенствование ставит задачу всесторонне изучить данные органы государственной власти. Федеральное законодательство уделяет Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации внимание, поэтому в настоящее время очень актуально изучать Высший Арбитражный Суд Российской Федерации именно в рамках конституционного права России. Это требует глубокого теоретического осмысления на уровне конституционного права. Вопросы правового положения, компетенции и деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ носят сугубо практический характер, их глубокое теоретическое исследование приобретает особый смысл, поскольку выполняет сразу две задачи — помогает лучше осмыслить практические проблемы и выносит их изучение на качественно новый теоретический уровень.

Актуальность темы определяется развитием политической и экономической ситуации, сложившейся в нашей стране, в результате которой появилось многообразие форм собственности и потребовались новые формы разрешения споров , возникающих в сфере экономики. Вместе с тем, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации пришел на смену успешно функционировавшему долгие годы Государственному арбитражу при Совете Министров СССР, воспринял многие принципы его деятельности, кадровое и организационное обеспечение. Можно говорить о постоянном развитии конституционно-правового статуса высшего экономического судебного органа страны и возглавляемой им системы. Еще в статье 163 Конституции СССР 1977 года устанавливалось, что разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции, а организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определяются Законом о государственном арбитраже в СССР. Закон СССР «О государственном арбитраже в СССР » был принят 30 ноября 1979 года, однако государственный арбитраж не являлся судом. 4 июля 1991 года был принят Закон РСФСР « Об арбитражном суде ». Был сделан важный шаг в развитии данной системы — образованы Высший Арбитражный Суд РФ и система арбитражных судов. Конституция Российской Федерации 1993 года поставила перед арбитражными судами новые задачи и по-другому определила компетенцию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Этим преследовалась цель окончательно преобразовать арбитражные суды из органов Госарбитража в полноценную ветвь судебной системы. Федеральный конституционный закон « Об арбитражных судах в Российской Федерации » от 28 апреля 1995 года и Федеральный конституционный закон « О судебной системе Российской Федерации » от 31 декабря 1996 года развили положения Конституции РФ, признавая арбитражные суды, возглавляемые Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации неотъемлемой частью судебной системы России.

Но даже сейчас, когда Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и система арбитражных судов успешно работают уже долгое время, их правовое положение установлено Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами, существует точка зрения о том, что нам не нужна отдельная система арбитражных судов и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации не является в полной мере высшим судебным органом. В данной работе сделана попытка посмотреть на этот вопрос с различных позиций: исследовать все «за» и « против » установленного действующим законодательством правового положения Высшего Арбитражного Суда РФ как органа, возглавляющего отдельную систему специализированных судов.

Перечисленные вопросы определяют актуальность темы исследования данной работы. Разобраться во многих из них можно только путем детального изучения всех сторон работы Высшего Арбитражного Суда РФ.

Состояние научной разработки темы. События в стране, которые привели к появлению различных форм собственности, вызвали изменения в законодательстве, регулировавшем экономические вопросы. Последнее обстоятельство породило дискуссии о том, какие органы должны разрешать хозяйственные споры . Появились научные работы, содержащие анализ законодательства об арбитражных судах и принципов их деятельности.

Учеными-юристами немало сделано для того, чтобы определить правовое положение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, что нашло свое отражение в разработке различных историко-теоретических и практических проблем организации и деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ в работах B.C. Анохина , Т.Е. Абовой, Л.А. Баталовой, О.В. Бойкова , И.К. Гамбурга, Р Ф. Каллистратовой , Б.Я. Полонского, В.М. Шерстюка, М.К. Юкова , В.Ф. Яковлева.

Отдельные проблемы роли Высшего Арбитражного Суда РФ в обеспечении деятельности арбитражных судов, его компетенции, судебного надзора , роли в формировании судебно-арбитражной практики, состава и формирования, рассмотрения отдельных категорий дел описаны в работах А.Ю. Баранова , В.В. Витрянского, С.А. Герасименко, В.Д. Горобец , М.И. Клеандрова, Д.С.

Кострова, В.Н. Литовченко , Л.А. Новоселовой, М.С. Фальковича, Д.А. Фурсова .

Признавая важность их вклада, приходится констатировать, что до настоящего времени нет ни одного монографического исследования, рассматривающего конституционно-правовой статус Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, и охватывающего весь комплекс проблем, связанных с сущностью, целями, направлениями деятельности, компетенцией, составом и положением в судебной системе. Таким образом, существующие исследования о Высшем Арбитражном Суде РФ не нашли отражения в ведущей отрасли — в конституционном праве Российской Федерации.

Объектом исследования являются фактические процессы становления, деятельности и развития в нашей стране нового высшего судебного органа по разрешению экономических споров, возглавляющего систему специализированных судов, определение места Высшего Арбитражного Суда РФ среди российских государственных органов.

Предмет, цели и задачи исследования. Актуальность и сложность темы, ее абсолютная неразработанность предопределили предмет, цели и задачи исследования Высшего Арбитражного Суда РФ в системе государственных органов России.

Предметом исследования выступают фактические процессы становления и развития в нашей стране нового высшего судебного органа по разрешению экономических споров, возглавляющего систему специализированных судов, его место в судебной системе РФ. В предмет входит изучение конституционно-правового статуса Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, роль в организации деятельности системы арбитражных судов, историческая преемственность, международный опыт рассмотрения споров. Следует рассмотреть компетенцию Высшего Арбитражного Суда РФ в области разрешения споров, возникающих из гражданских правоотношений , а также иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, полномочия в области дачи разъяснений по вопросам практики применения законодательства, совершенствования законодательства. Представляют интерес особенности формирования и состав Высшего Арбитражного Суда РФ, важно рассмотреть его роль в проведении правового эксперимента по рассмотрению дел с участием арбитражных заседателей .

Целью диссертации является определение закономерностей появления и развития в России высшего судебного органа по разрешению экономических споров, стоящего во главе соответствующей системы судов.

В результате конечной целью исследования является дача ответа на вопрос: насколько необходимо существование отдельной от судов общей юрисдикции системы арбитражных судов. Вывод по этой проблеме можно сделать, только детально изучив все аспекты деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ.

Исходя из намеченных целей, при написании диссертации поставлены следующие основные задачи. раскрыть содержание статьи 127 Конституции Российской Федерации и проанализировать сущность Высшего Арбитражного Суда РФ проанализировать законодательство об арбитражных судах в Российской Федерации; определить компетенцию Высшего Арбитражного Суда РФ — осуществление им полномочий , предоставленных законом, и выявить все их виды и направления; определить, как система арбитражных судов функционирует в нашей стране. Опираясь на исторический и международный опыт, а также на практическое положение дел, сделать вывод, способна ли она, учитывая ее нынешнее состояние, развиваться дальше; определить цели и задачи Высшего Арбитражного Суда РФ, его место в системе общих, конституционных и специализированных (арбитражных) судов, осуществление им судебной власти, определить роль государства в разрешении экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами; поставить и попытаться разрешить комплекс научных проблем, связанных с реализацией Высшим Арбитражным Судом РФ своих функций, исследовать его влияние на систему арбитражных судов и судебную систему вообще, его влияние на государственный механизм, также потенциальные и существующие проблемы, связанные с построением данной системы судов и пути их разрешения; выработать предложения по улучшению работы Высшего Арбитражного Суда РФ, более полному раскрытию его потенциала, учитывая весь спектр, все направления его деятельности, и внести по этим вопросам конкретные предложения; определить сущность и специфические черты его формирования и состава; раскрыть основные направления деятельности, в том числе организации им правового эксперимента, а также преемственности, развития, состояния, перспектив и совершенствования деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют комплекс научных методов познания, юридические и исторические труды, в которых исследуются проблемы деятельности коммерческих, торговых судов в нашей стране и за рубежом, их возникновение, состояние и перспективы, процессуальные проблемы, устройство судебной системы и сущность судебной власти, условия возникновения арбитражных судов вследствие появления различных форм собственности.

Наряду с общенаучными используются такие методы исследования, как системный анализ, конкретно-исторический, конкретно-социологический, сравнительно-правовой. Комплексный подход к изучению системы судов выражается в том, что проводится системный анализ состояния арбитражных судов в судебной системе и самой судебной системы, анализ всех сторон деятельности арбитражных судов, всех систем его обеспечения. Конкретно-исторический метод заключается в том, что мы рассматриваем функции Высшего Арбитражного Суда РФ в их исторической преемственности с полномочиями органов государственного арбитража и других ранее существовавших органов с аналогичной компетенцией. Конкретно-социологический метод проявляется в том, что проведен обзор статистических данных работы арбитражных судов и Высшего Арбитражного Суда РФ по каждому направлению работы, по каждой конкретной стадии рассмотрения дела и степени. Сравнительно-правовой метод заключается в применении сравнения зарубежного и отечественного опыта, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, сравнения деятельности арбитражных судов в момент их создания с их деятельностью в настоящее время, изучение того, как в разных актах и в разное время регулировались те или иные проблемы, как нынешняя трехзвенная система арбитражных судов функционирует по сравнению с двухзвенной, как проблемы решались обычным законом и как они решаются конституционным .

Автором использована обширная юридическая литература, работы по отечественной и зарубежной истории, посвященные вопросам торгового права, судоустройства , конституционного права, гражданского права и арбитражного процесса.

Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон « Об арбитражных судах в Российской Федерации » от 28 апреля 1995 года, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года « О судебной системе Российской Федерации », федеральные законы, а также многочисленные подзаконные акты. Вместе с тем в работе учитываются положения законодательства ряда других стран, ранее действовавшее законодательство, отечественный и зарубежный исторический опыт.

Эмпирическую базу диссертации составили результаты исследования, проведенного автором во время работы в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. Использованы также личный опыт диссертанта, участвовавшего в экспертизе ряда проектов новых законодательных актов РФ, создании и обсуждении проектов законов РФ, разработке замечаний к законопроектам , составлении проектов постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам выступления его с законодательной инициативой в порядке статьи 104 Конституции Российской Федерации, подготовке информационных писем, адресованных системе арбитражных судов РФ.

Научная новизна темы определяется тем, что в данной работе автором впервые рассматриваются проблемы конституционно-правового статуса Высшего Арбитражного Суда РФ, конституционные основы его организации и деятельности.

Надо отметить, что с момента создания арбитражных судов их научное исследование и все изучение их деятельности имеет четкую тенденцию. С одной стороны, работа арбитражных судов рассматривается с точки зрения арбитражного процесса.1 Разумеется, никто не оспаривает всю важность изучения арбитражно-процессуальных проблем. Между тем, подход представляется неверным, поскольку все внимание исследователей концентрируется на вопросах процесса, а проблемы конституционно-правового статуса арбитражных судов и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации как одного из высших органов судебной власти остаются недостаточно разработанными. Однако необходимо определить роль Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в системе государственных органов России, его место в судебной системе и взаимоотношения с нижестоящими арбитражными судами. С другой стороны, деятельность арбитражных судов изучается в рамках судоустройства. Такой подход также представляется односторонним, поскольку затрагивает только основы правового положения, организации и деятельности арбитражных судов. Таким образом, в обоих случаях проблемы конституционно-правового статуса Высшего Арбитражного Суда РФ как одного из высших органов судебной власти остаются недостаточно разработанными. Также важно рассмотреть компетенцию и состав Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с точки зрения конституционно-правового регулирования.

Смотрите так же:  П101 пдд возмещение ущерба

1 АбоваТ.Е. Арбитражный процесс. Понятия, основные принципы. Ответственный редактор А. А, Мельников. М„ Наука, 1993, с.32-33.

Настоящая работа — первая попытка проведения комплексного изучения актуальных проблем совершенствования работы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Их рассмотрение с позиций конституционного права России имеет важное методологическое значение для дальнейшего исследования поднятых проблем представителями различных юридических наук. К тому же, ситуация сложилась таким образом, что вопросы конституционного права рассматриваются в других отраслях права, в результате чего данные вопросы изучаются бессистемно, тогда как в настоящей работе предпринята попытка систематизировать различные направления исследования. Кроме того, научная новизна темы диссертации определена тем, что в настоящей работе впервые проведён полный анализ законодательства об арбитражных судах в Российской Федерации. В данной диссертации проанализированы различные стороны деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ, определена его роль в развитии арбитражных судов.

Автором впервые внесены следующие предложения по совершенствованию законодательства: определение правового положения арбитражного судопроизводства ; закрепление в законодательстве понятия «экономический спор »; установление в законодательстве права Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимать к своему производству любое дело, подсудное арбитражному суду Российской Федерации, в качестве арбитражного суда первой инстанции при невозможности рассмотрения дела соответствующим арбитражным судом; уточнение полномочий Высшего Арбитражного Суда РФ по обращению в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом в порядке, предусмотренном статьей 125 Конституции Российской Федерации Российской Федерации»; закрепление в законодательстве правового положения постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам судебной практики; систематизация правовой регламентации проведения эксперимента с участием арбитражных заседателей; создание механизма осуществления Высшим Арбитражным Судом РФ контроля за исполнением решений арбитражных судов.

Все указанные вопросы являются важнейшими для деятельности арбитражных судов и все они впервые соединены в едином комплексном исследовании.

Практическая значимость и апробация результатов исследования. Содержащиеся в диссертации выводы и предложения рассчитаны на использование в процессе дальнейшего совершенствования работы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и системы арбитражных судов. Данное обстоятельство обусловлено в первую очередь тем, что предмет исследования носит сугубо практический характер. В основе всей этой работы лежат материалы судебной практики, статистические данные, функционирование подразделений центрального аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ, личный опыт диссертанта. Поэтому положения настоящей работы рассчитаны на использование в процессе дальнейшего совершенствования работы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Имеющийся в диссертации материал может найти применение в процессе повышения кадрового уровня состава судей и специалистов арбитражных судов, в организации их профессиональной учебы и реализован в системах образования.

Таким образом, освещение вопросов диссертации имеет практическую значимость и результаты исследования могут быть апробированы на практике в различных сферах деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и системы арбитражных судов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. признать существование самостоятельного арбитражного судопроизводства и внести соответствующие дополнения в часть 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации, а также в статью 4 Федерального закона « Об арбитражных судах в Российской Федерации »;

2. закрепить в законодательстве понятие « экономический спор » и дополнить статью 4 Федерального закона « Об арбитражных судах в Российской Федерации » соответствующим определением;

3. установить в законодательстве право Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимать к своему производству любое дело, подсудное арбитражному суду Российской Федерации, в качестве арбитражного суда первой инстанции при невозможности рассмотрения дела соответствующим арбитражным судом и внести соответствующие изменения и дополнения в статью 10 Федерального конституционного закона « Об арбитражных судах в Российской Федерации » и статью 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ;

4. установить в законодательстве обязанность Высшего Арбитражного Суда РФ по обращению в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом в порядке, предусмотренном статьей 125 Конституции Российской Федерации и внести соответствующие изменения и дополнения в пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона « Об арбитражных судах в Российской Федерации » и пункт 3 части 1 статьи 13 Федерального закона « Об арбитражных судах в Российской Федерации »;

5. более конкретно закрепить в законодательстве правовое положение постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам судебной практики и тем самым разрешить проблему судебного толкования , а также внести дополнения в пункт 1 части 1 статьи 13 Федерального конституционного закона « Об арбитражных судах в Российской Федерации »;

6. систематизировать правовую регламентацию проведения эксперимента с участием арбитражных заседателей и закрепить в законе основы правового положения арбитражных заседателей в Федеральном конституционном законе « Об арбитражных судах в Российской Федерации » и Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации;

7. создать механизм осуществления Высшим Арбитражным Судом РФ контроля за исполнением решений арбитражных судов и дополнить соответствующими положениями статью 7 Федерального конституционного закона « Об арбитражных судах в Российской Федерации » и Раздел IV Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Милованова, Екатерина Викторовна, 2000 год

1. Абова Т.Е., Тадевосян B.C. Разрешение хозяйственных споров . М,.1968.

2. Абова Т.Е. Арбитражный процесс. Понятия, основные принципы. Ответственный редактор A.A. Мельников. М., Наука, 1993.

3. Абрамов С. Еще и еще раз об арбитражных комиссиях // Еженедельник советской юстиции . 1929. № 45. С. 10055-1057.

4. Актуальные вопросы судебно-правовой реформы // Оренбург, гос. агр. ун-т. Юрид . фак. Под ред. Литовченко В Н. Оренбург, 1996.

5. Акутаев P.M. Некоторые вопросы организации и деятельности судебной власти в свете Конституции РФ // ВКС : Вестник Конституционного Суда РФ, М., 1997, № 3. С.40-44.

6. Александров В., Зырянов А., Рыбаков В. О гражданской правосубъектности потребительских обществ и их союзов (по материалам обобщения практики арбитражного суда Чувашской республики) // Хозяйство и право, 1998, № 4. С.42-43.

7. Амосов С. О вероятности и достоверности выводов арбитражного суда // Хозяйство и право, 1997, № 12. С.130-134.

8. Андреева Т. О подведомственности дел арбитражным судом // Хозяйство и право, 1997, № 8. С.161-172.

9. Андреевский И.О. О наместниках, воеводах и губернаторах. С.-Пб.,1864.

10. Анохин B.C. Защита прав предпринимателей в арбитражном суде. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1994.

11. Анохин B.C. По материалам Воронежского областного арбитражного суда ( Госарбитража ) // Хозяйство и право, 1992, № 9. С. 147-158.

12. Анохин В. С. Предприниматель и арбитражный суд. М., 1998.

13. Анохин B.C. Судебная защита прав крестьянского (фермерского) хозяйства // Хозяйство и право, 1993, № 12. С.93-101.

14. Арбитражный суд. Справочник. (Изд-е 3-е, дополненное и переработанное) под ред. В.Ф. Яковлева , М.К. Юкова. М., 1997.

15. Арбитраж . Комментированный сборник важнейших постановлений Правительства и ведомственных распоряжений по вопросам арбитража . Составители: Л.И. Марголин, A.C. Серебренер. Под ред. зам. Главного арбитра при СНК СССР И.К. Гамбурга. М., 1935.

16. Арбитражный суд. М.: АОЗТ «РГ-Пресс», 1995. — 154. С. (Б-ка «Рос. газ.» и журн. «Социал. защита»; 1995. Вып. № 9).

17. Арсенов И.Г. Соотношение законности и обоснованности судебных актов кассационной инстанции // Российский юридич . журнал, Екатеринбург, 1998, № 1. С. 102-105.

18. Архангельский И. Правовая информация: возможности компьютера // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1998, № 6. С.120.

19. Баранов А.Ю. Арбитражный суд: проблемы и перспективы деятельности // Вестник Саратов, гос. акад. права. Саратов, 1995, С.43-48.

20. Барац Г. Очерк происхождения и постепенного затем упразднения в России совестных судов и суда по совести. С.-Пб., 1893.

21. Баталова Л. Окружные арбитражные суды только во благо // Закон, 1995, № 9.С.-58-60.

22. Беляев И. О вызове в суд по древним русским законам до Уложения 1649 г. М., 1860.

23. Биктимиров М.Х. Правовое положение председателя районного (городского) народного суда и его деятельности. Автореф. Дис. . канд. юрид, наук Казань, 1974.

24. Бойков А.Д. Третья власть в России: (очерки о правосудии , законности и судебной реформе 1990-1996 гг.) М., 1997.

25. Бойков О.В. Новое законодательство об арбитражных судах // Российская юстиция , 1995, № 8. С.35-38.

26. Бойков О.В. Споры в арбитражных судах по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды. См. Сборник «Арбитражный суд». М., 1995 г., выпуск № 9. С. 135.

27. Бойков О.В. Часть первая Налогового кодекса РФ: новое для арбитражных судов // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1998, № И. С.101.

28. Борискова И В. Правосудие социальное назначение судьи. Автореф. Дис. . канд.юрид.наук. Воронеж, 1993.

29. Боровиковский А. Отчет судьи . Т. 1-3. С.-Пб., 1891-1894.

30. Бушев А.Ю., Скворцов О.Ю. Обязательные права, удостоверяемые акцией. Вопросы приватизации и акционерное право в судебно-арбитражной практике // Юрид.бюл. предпринимателя. М., 1998, № 4. С. 14-22.

31. Быков А.Г., Витрянский В В. Предприниматель и арбитражный суд. М., 1992.

32. Бюллетень Госарбитража при Совете Министров СССР за 1934-1977гг.

33. Важный этап в осуществлении судебной реформы и становлении арбитражных судов. Хроника Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, 1997, № 4. С.5-9.

34. Васин Н.С. Некоторые вопросы работы квалификационных коллегий судей арбитражных судов // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1995, №7. С.114.

35. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации за 1992-1999 гг.

36. Виноградова Е.А. Альтернативное разрешение споров (О деятельности третейских судов для разрешения экономических споров) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1997, № 8. С.89-96.

37. Витрянский В.В. Защита имущественных прав предпринимателей. М., 1992.

38. Витрянский В.В. Гражданский кодекс и суд. Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, 1997, № 5. С. 108.

39. Витрянский В.В. Новое законодательство о несостоятельности (банкротстве) // Хозяйство и право, 1998, № 3. С.38-48.

40. Витрянский В.В. Новый ГК и суд. О нововведениях в ГК, обусловленных становлением рыночных отношений, и задачах судебных органов, в том числе арбитражных судов по эффективному применению этих норм // Хозяйство и право, 1997, № 6. С.75-86.

41. Витрянский В В. Ответственность банков по договору банковского счета // Закон, 1997, № 1. С.21-24.

42. Витрянский В.В., Герасименко С.А. Судебно-арбитражная практика. Комментарий . М., 1995.

43. Вицин С.Е. Правовое государство, где суд принимает решение // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1995, № 9. С.112.

44. Волин A.A. Сотрудничество и взаимная помощь основа социалистических отношений между предприятиями // Коммунист, 1959, № 3. С.59.

45. Гапеев В.Н. Правосудие и арбитраж / Отв. ред. Филиппов Е.И. Рост, гос. ун-т им. Суслова. Ростов н/Д, 1983.

46. Гапеев В.Н. Сущность арбитражной формы защиты права: Автореф. Дис. . канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 1971.

47. Горобец В.Д. Правовая реформа в Российской Федерации: состояние и перспективы: Автореф. Дис. . канд. юрид. наук. М., Рос. акад. управления, 1992.

48. Грошевой Ю.М. Профессиональное правосознание судьи и социалистическое правосудие. Харьков: Изд-во при Харьк. ун-те. 1986.

49. Демченко Г.В. Из истории судоустройства в Древней России. Варшава, 1909.

50. Дитятин И.И. Устройство и управление городов в России, т. 1. С.-Пб., 1875.

51. Донде А.Я., Шалюпа М П. Государственный арбитраж в СССР. Го-сюридиздат, 1959.

52. Донде А.Я., Фрейдман З.М., Чирков Г.И. Хозяйственный договор и его роль в снабжении народного хозяйства СССР. М., 1953.

53. Добровольская Т.Н. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор в СССР. М., «Знание», 1978.

54. Ельевич М.И. Арбитражные комиссии. // Учен. зап. Ленингр. юрид. ин-та. 1940. Вып. И. С.99.

55. Ерошкин Н.П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России. М., 1960.

56. Жеребцов А. Повышение авторитета судебной власти главное в работе квалификационных коллегий судей // Российская юстиция, 1997, № 8. С.6-8.

Смотрите так же:  Приказ 10 от 15012007

57. Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. / Российская прав. акад. М., Юрид. Бюро «Городец», 1997.

58. Зен С. Конспект торгового права и русского торгового процесса. Составлен согласно последней программе Моск. Ун-та по учебнику проф. Шер-шеневича и Краснокутского. М., Изд-во «Современность», 1917.

59. Зимин А.В. Реформы Ивана Грозного. М., 1960.

60. Иванов В.Н. Арбитраж. Процессуальные сроки. Штрафные санкции . Образцы документов. М., 1999.

61. Из истории судебно-арбитражной практики в России. Торговое право и судопроизводство (выдержки из статьи в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона «Россия»). С.-Пб., 1889. С.125.

62. Информация из судейского сообщества вопросы работы квалификационных коллегий судей арбитражных судов. Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, 1995, № 7.

63. Итоги работы арбитражных судов за 1996 год. Тезисы доклада Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ В.Ф. Яковлева на Пленуме Высшего Арбитражного Суда РФ 7 февраля 1997 г.

64. Каллистратова Р.Ф. Разрешение споров в Госарбитраже . М., Госюр-издат, 1961.

65. Карев Д.С. Демократические основы организации и деятельности советского суда. М., Госюриздат , 1954.

66. Карлин А.Т. Участие в арбитражном процессе важный компонент работы прокурора . // Прокурорская и следовательская практика. М., 1997, № 3. С.71-78.

67. Кипнис С.С., Хохрин В.А. Разрешение хозяйственных споров Госарбитражем . М., 1979.

68. Кизеветтер A.A. История московского купечества. Т.5, в.З. М., 1915.

69. Ключевский В.О. История сословий в России. Соч., т.6. М., 1959.

70. Клеандров М.И. Об эксперименте по рассмотрению дел с участием арбитражных заседателей , // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1998, № 1. С.101-108.

71. Костров Д.Г. Ваш спор в арбитражном суде. Самара, 1996.

72. Конституция РФ: научно-практический комментарий. / Под ред. Б.Н. Топорнина . М., Юрист. 1997.

73. Комментарий к Конституции РФ / Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева . М.,1996.

74. Комментарий к Конституции РФ / Отв. ред. JI.A. Окуньков . М.: БЕК,1996.

75. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Отв. ред. Радченко В.И. М., 1998.

76. Комментарий судебно-арбитражной практики / Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. ВАС РФ; отв. ред.Яковлев В.Ф., Юрид. лит. 1997. Вып.4. ( Бродский И.Л., Васильева Н.В., Громова Н.В.).

77. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Ф. Яковлева. М.К. Юкова . М., Контракт, 1995.

78. Краткое обозрение истории судоустройства и судопроизводства в России. М., 1895.

79. Кулишер И.М. Очерк русской торговли. П., 1923.

80. Кузнецов С. Как выбирать информационную систему по законодательству // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1995, № 7. С.116-119.

81. Ланге Н. Древние русские смесные или вобчие суды. М., 1882.

82. Лившиц Р.З. Теория права. М., БЕК, 1994.

83. Любимова Р.Н. Некоторые вопросы судебной практики по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1997, № 8. С.68-74.

84. Ларин A.M., Мельников А.А., Петрухин И.Л. Конституционные основы правосудия в СССР. М., 1981.

85. Логинов П.В. Решение государственного арбитража. М., 1964.

86. Мальцев Е.А. Надзорный пересмотр решений советского арбитража.: Автореф. Дис. . канд. юрид. наук. Свердловск, 1963.

87. Мартынчик Е.Г. Конституционные основы правосудия. Кишинев,1979.

88. Мартынчик Е., Колоколова Э. Прецедентное право от советской идеологии к международной практике. // Российская юстиция, 1994, № 2. С.20-22.

89. Мировой опыт. Вестник Высшего арбитражного Суда РФ, 1995, № 9.С.87.

90. Мировой опыт рассмотрения торговых споров. Вестник Высшего арбитражного Суда РФ, 1995, № 10. С.64.

91. Московский коммерческий суд. Очерки истории Московского коммерческого суда (1833-1908 гг.) и его современные деятели. С.-Пб., 1909.

92. Моргулис М.И. Вопросы передачи предприятий, зданий, сооружений в практике Госарбитража. М., 1962.

93. Моршакова Г.Г. Судебная реформа : сборник обзоров. Отв. ред. Ананиан A.A. ИНИОН АН СССР, М., 1990.

94. Научно-консультативный совет: поиск ответов на новые вопросы в судебно-арбитражной практике. Материалы заседания Научно-консультативного совета Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.02.93 г.

95. Научная организация труда в аппарате судов и учреждений юстиции / Алексеев В.Б., Кашепов В.П., Пертцик В.А. М., Юрид. лит., 1984.

96. Носов Н Е. Очерки по истории местного самоуправления Русского государства I половины XVI века. M.-JI., 1957.

97. Нихматулаев М.М. Пересмотр постановлений государственного арбитража : Автореф. Дис. . канд. юрид. наук. М., 1974.

98. Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике (Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 августа 1995 г., № С1-7/ОП-506).

99. Обжалование решений арбитражного суда (комментарии, рекомендации, предложения по применению АПК РФ). // Законодательство. М., 1997, № 4. 45-53.

100. Олейник О. Банковский счет: законодательство и практика // Закон, 1997, № 1. С.92-97.

101. Отчет о работе Московской арбитражной комиссии за время с 1 января 1926 г. по 1 Января 1927 г. М., 1927.

102. Орлов Б.М. Судебная система в Российской Федерации. Тюм. юрид. ин-т. Тюмень, 1996.

103. Пашков A.B. Арбитражная судебная защита прав предпринимателей в сфере земельных отношений: Автореф. Дис. . канд. юрид. наук. / Ин-т гос-ва и права РАН . Самара, 1996.

104. Первые итоги работы арбитражных судов и задачи на ближайшее время. Тезисы доклада Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ Яковлева В.Ф. на Пленуме Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.93.

105. Практика Правительствующего Сената по торговым делам с 1899 по 1912 годы включительно с добавлением многих предыдущих годов. Составитель Присяжный Стряпчий при МКС В.Г, Дегтев. М., 1913.

106. Практика арбитражных комиссий. Систематический сборник тезисов, извлеченных из решений арбитражных комиссий. Выпуск 1. M.-JL, 1924.

107. Помазнев В.М. Арбитражный суд России: опыт и проблемы реализации нового законодательства: («Круглый стол» журнала) // Государство и право. М., 1995, № 10. С.3-27.

108. Поленов Г.Ф., Кирьян П.Н. Демократические основы организации и деятельности советского суда. Алма-Ата, Казгосиздат, 1960.

109. Радутная Н.В. Народный судья. Профессиональное мастерство и подготовка. М.: Юрид. лит., 1977.

110. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. М., 1994.

111. Савицкий В.М. Организация судебной власти в Российской Федерации. М., 1996.

112. Сборник инструктивных указаний Госарбитража при Совете Министров СССР. М., Юрид. лит., 1964.

113. Сборник нормативных актов о суде и статусе судей Российской Федерации / Совет судей Российской Федерации. М., 1997. Выпуск 1., ред. Стальнова JI.B., Сафронова Л.Ю.

114. Сборник «Вас защищает закон» Библиотечка «Российской газеты» совместно с газетно-журнальным объединением «Воскресенье», № 9, 1995, № 7, 1997.

115. Сборник постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, выпуск 1. Составитель Б.Я. Полонский.

116. Свод законов Российской Империи для купечества. М.; Университетская типография, 1847.

117. Сравнительное конституционное право. М., 1997.

118. Судебная реформа: итоги, приоритеты, перспективы: Материалы конф. / Науч. ред.: Алексеева Л.Б., Лупинская П.А. М., 1997.

119. Судебно-арбитражная практика. Сборник документов (в 2-х частях).М., 1998. Составитель: Цыганаш В Н.

120. Судебно-арбитражная практика. М., 1997. Составители Л.В. Лапач, Л.Ю. Шепелева, Н.В. Шимбарева .

121. Судебная практика как источник права // Ин-т гос-ва и права РАН. Лившиц Р.З., Жуйков В.М., Иванов С.А. М., 1997 (сер.: Новое в юридической литературе и практике / отв. ред. Топорнин Б.Н.

122. Сборник Постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Под ред. Большовой А.К. М., 1999.

123. Статистические данные о работе арбитражных судов Российской Федерации предоставлены Сектором статистики Организационно-контрольного управления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

124. Свириденко О. Договор банковского счета : ( Арбитражная практика) // Закон, 1997, № 1. С. 113-115.

125. Скворцов О.Ю. О некоторых проблемах и перспективах арбитражного судопроизводства // Юрид. бюл. предпринимателя. 1998, № 1. С.3-5.

126. Силкин Л.С. Из практики рассмотрения дел о правовой охране программ для ЭВМ // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1997, № 8. С.74-79.

127. Тетерев Ю.Д. Из истории создания арбитражных судов России// Юрид. бюл. предпринимателя. М., 1997, № 8. С.5-7.

128. Тимофеев В.Г. Судебная система в Российской Федерации. История становления и развития. Чуваш, гос. ун-т им. И.Н. Ульянова. Чебоксары, 1994.

129. Фалькович М.С. Экономическая реформа и разрешение хозяйственных споров в арбитраже . М., 1970.

130. Фалькович М.С. Передача имущественных споров на рассмотрение государственного арбитража. М., Госюридиздат, 1961.

131. Федоренко Н.В. К юбилею арбитражных судов России // Северокавказский юридический вестник // Ростов-н/Д., 1997, № 4. С.104-109.

132. Фурсов Д А. Судебные арбитражные споры. М., 1997.

133. Фурсов Д А. Процессуальный режим арбитражного суда первой инстанции . М., 1997.

134. Фурсов Д.А. Из опыта работы арбитражных судов. Участие арбитражных заседателей в рассмотрении и разрешении экономических споров // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1998, № 2. С.69.

135. Фурсов Д.А. Из истории арбитражного судопроизводства // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1996, Ха 1. С.113.

136. Фисенко И В. Практика Экономического Суда СНГ // Московский журнал международного права. М., 1997, № 3. С.26-33.

137. Хозяйство и право. Орган Министерства юстиции СССР и Государственного арбитража при Совете Министров СССР. Основан в 1977 году . М., 1977-1991 гг.

138. Хозяйство и право : Ежемесячный журнал для деловых людей. М., 1992-1999 гг.

139. Черемных Г. Суд орган власти или общественного примирения // Право и жизнь. 1997, № 11. С. 13-17.

140. Человек и закон. № 9, 1997. «75 лет российскому арбитражу » в рубрике «Юбилей». С.33.

141. Человек и закон. № 9, 1997. «Семь пятниц на неделе» (интервью с Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ В.Ф.Яковлевым). С.34-39.

142. Шапкина Г,С. Арбитражно-судебная практика применения ФЗ «Об а/о». М., Центр деловой информации еженедельника «Экономика и жизнь», 1997. (Практикум акционирования).

143. Шерстюк В.М. Новые положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. М., 1996.

144. Эрделевский A.M. Комментарий к Части первой Налогового кодекса Российской Федерации ( постатейный ). Юристъ, М., 1999.

145. Юков М.К. Исполнение решений в отношении социалистических организаций. М., Юрид. лит., 1984.

146. Юридическая библиография, издаваемая юридическим факультетом Императорского С.-Пб. университета, 1884, № 2.

147. Яковлев В.Ф. Повышение эффективности правосудия и усиление действенности судебной защиты // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1996, № 4. С.55-61.

148. Яковлев В.Ф Шаг к правовому хозяйствованию. Сборник «Вас защищает закон», 1995, № 9. С.23.

149. Яковлев В.Ф. Арбитражные суды России // Год планеты. М., 1995. С.67-69.

150. Яковлев В.Ф., Юков М.К. Новое в деятельности арбитражных судов // Закон, 1995, № 9. С.52-57.

151. Яковлев В.Ф. Задача арбитражных судов обеспечить судебную защиту участников гражданско-правовых отношений П Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1998, №11. С. 107.

152. Яковлев В.Ф. «Гражданский кодекс и государство», Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, 1997, № 6. С.89.

153. Яковлев В.Ф. Государству необходим правовой порядок // Уголовное право. М., 1997, № 4. С. 15-18.

154. Confirmation hearings on federal appointments. Hearings before the Comm. on the Congr., 1st sees. Wash.: Gov. print, off., 1996.

155. Ensor, R.C.K. Courts and judges in France, Germany and England . London, Oxford university press, 1933.

156. Fricke Graham. Judges of High Court. Hawthorn: Hutchinson of Australia, 1986.

157. Kelsen Hans. What is justice? Justice low and politics in the mirror of science. Cal. essays by H.Kelsen. Berkeley e.a. Univ. Of California press, 1971.

158. Prott Lyndell V. The latent power of culture and the international judge. Abingdon: Professional books, 1979.

159. The American courts: a critical assessment / Ed. by Gates J.B., Johnson Ch.A. Wash.: Congr. guarterly inc., 1991.

160. The role of courts in society / Ed. by Shetreet Sh. Dordrecht etc: Nijhoff, 1988.