Меню Закрыть

Договор еоус текст

Оглавление:

В.И. Фомичев. Международная торговля

ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УГЛЯ И СТАЛИ (ЕОУС)

Договор о создании Европейского объединения угля и стали (European Coal and Steel Community (ECSC) был подписан 18 апреля 1951 г. и вступил в силу 25 июля 1952 г.

Основной целью образования ЕОУС является содействие экономическому развитию, повышению занятости и уровня жизни населения стран-участниц посредством создания общего рынка сырья и продукции угольной, железорудной и металлургической промышленности. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

обеспечение регулярных поставок необходимого количества угля и стали, а также железной руды, металлолома и кокса;

предоставление всем потребителям одинаковых условий доступа к источникам производства угля и стали;

установление наименьшей цены на уголь и сталь при поддержании доходов от капиталовложений на нормальном уровне;

создание условий, стимулирующих расширение и совершенствование производства при рациональном использовании сырья;

поддержка развития международного обмена и т.п.

Решение вышеуказанных и иных задач, вытекающих из целей ЕОУС, предполагает:

ликвидацию таможенных пошлин и количественных ограничений в торговле сырьем и продукцией указанных отраслей между странами-участницами;

устранение препятствий в свободном передвижении рабочей силы, занятой в этих отраслях;

установление в рамках ЕОУС единых транспортных тарифов на сырье и продукцию данных отраслей;

обеспечение свободной конкуренции.

При создании ЕОУС не предполагалось, установления единого таможенного тарифа в отношении третьих стран.

История создания ЕОУС тесно связана с образованием НАТО в 1949 г. и распространением в то же время федералистских тенденций в Европе. США и Великобритания рассчитывали, что основную роль в НАТО на территории Европы будет играть ФРГ, и стремились к ликвидации в этой стране ограничений на производство стали, установленных после второй мировой войны. Это могло поставить Францию перед угрозой экономической экспансии ФРГ и лишить ее постоянных поставок западнонемецкого угля. Поэтому Франция в 1949 г. была категорически против вступления ФРГ в НАТО. Однако, понимая, что рано или поздно ФРГ войдет в военно-политическую систему Запада и, соответственно, возродится ее металлургическая промышленность, Франция неоднократно выступала с проектами, которые в данных условиях могли бы защитить ее экономические интересы. 9 мая 1950 г. французский министр иностранных дел Р. Шуман предложил проект создания ЕОУС, опирающийся на проекты формирования наднациональных группировок для определенных отраслей западноевропейских стран, которые в то время разрабатывались в различных европейских кругах.

Реализация «плана Шумана» должна была обеспечить равноправие ФРГ с другими участниками этого соглашения в области производства угля и стали при одновременном установлении над этими отраслями в ФРГ контроля, осуществляемого органом, независимым от инструкций отдельных стран, в том числе и ФРГ.

План был поддержан официальными кругами ФРГ, Италии и США. Страны Бенилюкса отнеслись к нему несколько прохладно, а Великобритания решила не вступать в новую организацию, хотя идею поддержала.

Основные аргументы сторонников «плана Шумана» сводились к тому, что создание ЕОУС:

а) станет первым шагом к западноевропейской интеграции, которая охватит также и ФРГ, и одновременно позволит ликвидировать угрозу западнонемецкой экспансии;

б) позволит странам-участницам решать региональные экономические проблемы и повысит их независимость и конкурентоспособность в мировой экономике и политике;

в) будет важным шагом к формированию в Западной Европе силы, способной самостоятельно противостоять СССР.

Договор был подписан 18 апреля 1951 г., а 25 июля 1952 г. вступил в силу. Особенностью создания ЕОУС явилось то, что оно имело органы, отсутствовавшие в то время в других международных организациях, а его главный орган состоял не из представителей стран, а из международных функционеров и имел наднациональные компетенции, т. е. суверенность стран-участниц в значительной степени ограничивалась.

Деятельность ЕОУС привела к образованию общего рынка (10 февраля 1953 г. — угля и железной руды; 15 марта 1953 г. — железного лома; 1 мая 1953 г. — чугуна и стали; 1 августа 1954 г. — специальных сталей). В течение первых 20 лет существования ЕОУС рост производства стали был значительно выше, а падение производства угля и цен на него — значительно ниже, чем в остальных высокоразвитых странах Западной Европы. В 70-е и 80-е гг. развитие данных отраслей в рамках ЕОУС не отличалось от общемирового развития.

ЕОУС активно оказывает предприятиям финансовую помощь как в форме кредитов, так и безвозмездно; проводит экономические исследования; разрабатывает перспективные прогнозы развития производства, потребления, импорта и экспорта угля и стали; поддерживает научно-исследовательские работы в сфере производства и потребления угля и стали; организует консультации и др.

Европейское объединение угля и стали: причины создания, правовой статус. Основные черты и свойства Парижского договора об учреждении ЕОУС 1951 г

Европейским объединением угля и стали называется международная организация, которая объединила металлургическую, железорудную и каменноугольную промышленности Люксембурга, Нидерландов, Бельгии, Италии, ФРГ и Франции, а также заложившая основы последующей экономической интеграции в Европе. Впервые идея формирования ЕОУС была предложена Робертом Шуманом девятого мая 1950 года в качестве пресечения дальнейших военных конфликтов между Францией и Германией. Шуман заявил, что такой шаг будет гарантом немыслимости любых военных операций между этими двумя странами по материальным соображениям. Для достижения этой цели договором в Париже была учреждена первая наднациональная организация, которую кроме Франции и ФРГ пополнили Нидерланды, Люксембург, Бельгия и Италия. В рамках данного договора между государствами формировался общий рынок стали и угля. ЕОУС управлялся независимым Судом, Ассамблеей и Высшим руководящим органом.

Главной задачей объединения являлось способствование экономическому развитию, а также повышению жизненного уровня и росту занятости в государствах-членах при помощи формирования единого рынка сталелитейной и угледобывающей промышленности (также и их производных).

После принятия Декларации от девятого мая 1950 года была собрана межправительственная конференция для подробной разработки текста данного соглашения. А восемнадцатого апреля 1951 года в городе Париж по её результатам был подписан так называемый Парижский договор, вступивший в силу двадцать пятого июля 1952 года. Данное объединение прекратило своё существование двадцать третьего июня 2002 года вместе с истечением срока рассматриваемого договора.

Однако, парижский договор решал не только функциональную проблему общего сотрудничества государств Европы лишь в одной сфере упорядочения и дальнейшего развития производства. ЕОУС тогда стало опытным полем для практической проверки различных концептуальных построений. Прежде всего в нём решалась задача западноевропейской интеграции, в целом. Кроме этого, наравне с этим решалась и ещё одна задача, которая была напрямую связана со сталелитейной промышленностью – внедрение Западной Германии в экономическую систему Западной Европы. Так, сторонами Парижского договора шесть стран приглашали к участию в новой организации и Соединённое Королевство, но Великобритания не возжелала поступаться собственным суверенитетом.

Три главных характеристики ЕОУС:

· ЕОУС был надёлён собственным бюджетом, который формировался по большей части из системы собственных ресурсов, а вовсе не за счёт стран-членов;

· Наднациональные органы ЕОУС имели фискальные полномочия. К примеру, они могли применять штрафные санкции ко всем юр. Лицам стран-членов, когда данные лица нарушали так называемые условия конкуренции на рынке угля и стали;

· Наднациональные органы ЕОУС имели право издания нормативно-правовых актов и при этом не обязывать собственными решениями как страны-члены, так и их частных лиц.

Высший Руководящий Орган способно принимать решения, а также давать заключения и рекомендации. При этом такие заключения носят чисто рекомендательный характер, то есть не обладают обязательной силой. На данный орган возложена обязанность обеспечения достижения целей ЕОУС, а также решение задач, которые связаны с формированием единого рынка стали и угля. Кроме того, данный орган наделён так называемым правом законодательной инициативы и является главным законодательным органом ЕОУС. ВРО состоит из чиновников от каждого государства-члена, одним из основных условий деятельности (и назначения) является их полная независимость от правительств собственных стран. Они должны действовать лишь по учредительному договору.

Общей Ассамблеей называется Совещательно консультативный орган, который осуществляет формально представительные функции, но обладает при этом незначительными правами. К примеру, возможность самостоятельно принимать обязательные решения — полностью исключена.

Специальным Советом Министров называется контрольный (преимущественно) орган, который осуществляет функции контроля над всей деятельностью ВРО и наделён правом участия в процессе некоторых решений.

Суд ЕОУС – это по своей природе наднациональный орган, который изначально является одним из самых важных институтов, которые обеспечивают соблюдение обязательных юр. Предписаний актов и договоров, издаваемых различными институтами ЕОУС. Данный орган создавался путём единогласного назначения судей странами-членами, однако сами судьи при исполнении этих обязанностей являлись полностью независимыми, руководствуясь в собственной деятельности исключительно предписаниями учредительного договора, а также существующими нормативно – правовыми актами.

Договор 1957 о создании Европейского Экономического сообщества

Главная > Реферат >Экономика

Договор 1957 о создании Европейского Экономического сообщества

Подписанный в Риме в марте 1957 года договор об учреждении ЕЭС стал одним из важнейших этапов европейской интеграции. Этому событию предшествовал долгий период выработки приемлемых подходов и поиска путей создания экономического союза между странами «шестерки» — Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, которые еще ранее, в 1951 году, создали европейское объединение угля и стали. Деятельность этого объединения по реструктуризации и возрождению угольной и металлургической промышленности, которые в послевоенное десятилетие, естественно, находились в глубоком кризисе, была настолько успешна, что руководители стран шестерки не могли не начать размышлять о возможности углубления этого союза и расширения спектра его деятельности. Руководителю межправительственного комитета ЕОУС Полю Спааку было поручено подготовить доклад о возможности устройства полномасштабного экономического союза между странами шестерки, который бы включал в себя единый рынок, единую налоговую и денежно-кредитную политику. Проект, представленный в Венеции в 1956 году, был одобрен министрами иностранных дел шестерки и началась кропотливая работа по разработке положений договора, который и был подписан в 1957 году.

Он содержал четкую программу мер по постепенной экономической интеграции, общие цели, принципы и средства, с помощью который предполагалось осуществлять столь грандиозный процесс.

Официальной целью создания ЕЭС было объявлено достижение «всестороннего развития экономической деятельности» в масштабах всего сообщества, «постоянного и равномерного развития, возрастающей стабильности, скорейшего повышения уровня жизни и более тесных связей между государствами, которые оно объединяет», путём создания «Общего рынка». Под «Общим рынком» мыслится такое объединение (интеграция) национальных рынков стран-участниц, в котором предусматривается: постепенное устранение всех ограничений в торговле между ними; введение общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; устранение препятствий для свободного передвижения «товаров, лиц, капиталов и услуг» — создание таких условий в качестве одной из конечных целей римского договора получило название «четырех свобод»; также общий рынок по мысли авторов договора предусматривал проведение общей политики в области транспорта и хозяйства; разработка принципов согласования экономической политики стран-участниц; установление единообразных правил конкуренции, сближение законодательств стран-участниц.

В качестве руководящих органов ЕЭС были образованы Совет ЕЭС, Комиссия европейских сообществ и Европейский парламент. В состав высшего органа ЕЭС — Совета — входят по одному представителю от каждой страны-участницы (обычно министры экономики, финансов или торговли). Главный исполнительный орган — Комиссия — состояла из 9 членов, назначаемых на 4-летний срок правительствами стран, входящих в сообщество.

Смотрите так же:  Пособия по физиогномике

Реализация этих мероприятий должна была осуществляться постепенно, в течение переходного периода длительностью в 12 лет.

Договор еоус текст

Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) — первое интеграционное объединение в Европе, положившее начало процессу европейской интеграции и созданию ЕС.

История создания первого европейского интеграционного объединения.

Причины интеграции

Послевоенная Западная Европа вынуждена была искать свое собственное место в Ялтинско-Потсдамской системе международных отношений, двумя полюсами которой стали СССР и США. Перед Западной Европой стояли задачи экономической и политической реконструкции, недопущения возрождения прежних антагонизмов на континенте, включение Германии (или ее части) в западный блок, все более важной становилась и задача противодействия сталинскому Советскому Союзу. Объединение Западной Европы неизбежно сталкивалось с серьезными трудностями: перепад в уровне политического и экономического развития различных стран; накопившееся недоверие в отношении Германии, в наибольшей степени со стороны Франции; англо-французское соперничество за лидерство.

Два пути объединения

Создание Совета Европы в 1949г. явилось полезной инициативой, но его решения носили рекомендательный характер, а вся его деятельность была затруднена развернувшейся холодной войной.

Дальнейшее развитие западноевропейской интеграции могло развиваться двумя путями. При первом варианте акцент делался на создание военно-политического объединения с участием ФРГ – в таком случае формировалась бы мощная европейская опора НАТО. Попыткой в этом направлении стал план создания Европейского оборонительного сообщества (ЕОС) с соответствующими политическими институтами. Как известно, проект создания ЕОС был провален французским парламентом в августе 1954 г. Стало ясно, что Западная Европа не созрела для политической и военной интеграции на наднациональной основе.

Процесс западноевропейской интеграции пошел по второму варианту: с экономической сферы, чтобы затем включить и политические институты. Экономическая интеграция была призвана ускорить процесс реконструкции, способствовать созданию в Западной Европе стабильной социально-экономической ситуации, включить ФРГ в западный блок и вместе с тем обеспечить Франции некоторые гарантии в отношении ее партнера-соперника.

Зародышем экономической интеграции Западной Европы стала Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), учрежденная в 1948 г. участниками плана Маршалла. Однако она получила лишь координационные функции и не могла вывести процессы экономического возрождения Европы на наднациональный уровень.

Идейным отцом европейской интеграции стал французский экономист Жан Монне, генеральный комиссар по вопросам планирования, он подготовил доклад, легший в основу декларации Шумана.

Декларация Шумана

9 мая 1950 г. министр иностранных дел Франции Робер Шуман выступил с декларацией, в которой заявил о решимости Франции предпринять первый шаг для строительства новой Европы и предложил Германии сыграть в этом деле свою роль. Он заявил: «В результате возникнет новая, единая и сильная Европа, где возрастет жизненный уровень населения, поскольку произойдет объединение производства и расширение рынка, что приведет к снижению цен…». Шуман призвал прекратить долговременное соперничество между Францией и Германией; организовать совместное франко-германское производство угля и стали под управлением Высшего руководящего органа; подготовить создание экономического сообщества, решения руководящих органов которого были бы обязательны для государств-членов.

В переговорах по плану Шумана приняли участие руководители ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Ведущие роли играли сам Шуман, а также главы правительств ФРГ и Италии, К. Аденауэр и Де Гаспери.

В результате переговоров и дискуссий был подготовлен Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Его участниками стали шесть государств: Франция,ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Он был подписан 18 апреля 1951 г. сроком на 50 лет.

По договору о создании ЕОУС, государства-участники обязались поставить производство угля и стали под контроль международного верховного органа, решения которого становились для них обязательными; пошлины на товары, производимые угледобывающей и металлургической промышленностью шести стран, должны были быть ликвидированы в целях объединения экономических ресурсов участников ЕОУС.

Договор нацеливал на создание общего рынка товаров и услуг в сфере добычи и производства угля и стали, а также реконструкцию двух базовых отраслей экономики для повышения их рентабельности.

В рамках ЕОУС и стали впервые в международную жизнь вводились элементы наднациональности через делегирование государствами-участниками части своего суверенитета.

  1. Высший руководящий орган формировался из представителей государств-участников, но действовал независимо от их правительств и получил полномочия принимать решения в общих интересах государств-членов, обязательные для исполнения. Члены руководящих органов назначались по рекомендациям правительств государств-членов и с их согласия. Однако они не должны были следовать инструкциям своих правительств, что и обеспечивало наднациональный элемент в деятельности руководящих органов ЕОУС.
  1. Совет министров состоял из членов правительств соответствующих государств. Именно Высший руководящий орган и Совет министров принимали все решения в рамках ЕОУС.

Создание наряду с Высшим руководящим органом Совета министров обеспечивало необходимый баланс между национальными интересами и элементами наднациональности.

  1. Суд призван был разрешать споры между Высшим руководящим органом и правительствами государств-членов ЕОС.
  1. Ассамблея на первых порах была декоративным представительным органом, ибо она не имела законодательных полномочий и лишь давала свои заключения.

Создание ЕОУС наметило поэтапное развитие западноевропейской интеграции от отдельных отраслей ко всему хозяйству, от экономики к политике. Деятельность ЕОУС была весьма успешной, свидетельством чему стал рост добычи угля в государствах-членах до 250 млн. тонн к 1955 г. и производства стали – до 60 млн. тонн в год.

Европейское объединение угля и стали

Европе́йское объедине́ние угля́ и ста́ли (сокр. ЕОУС) — международная организация, объединявшая каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленности Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга и заложившая основу дальнейшей экономической интеграции в Европе. [1]

Идея создания ЕОУС впервые была предложена 9 мая 1950 года Робером Шуманом, министром иностранных дел Франции, в качестве меры пресечения дальнейших войн между Германией и Францией. Он заявил, что этот шаг «станет гарантией того, что какая либо война между Францией и Германией не только немыслима, но и невозможна по материальным соображениям». [2] Для достижения цели Парижским договором была учреждена первая европейская наднациональная организация, в которую вошли не только Франция и ФРГ, но также Италия и страны Бенилюкса: Бельгия, Люксембург и Нидерланды. В рамках договора между странами создавался общий рынок угля и стали. ЕОУС управлялся Высшим руководящим органом, контролируемый Советом министров, Ассамблеей и независимым Судом.

Объединение прекратило существование 23 июня 2002 года в связи с истечением срока действия договора.

Интеграционные процессы в послевоенной Европе

Процессу интеграции послевоенной Европы мешали неравномерность политического и экономического развития различных стран, недоверие в отношении Германии, а также англо-французское соперничество за лидерство в объединённой Европе.

Зародышем экономической интеграции Западной Европы стала Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), учреждённая в 1948 г. участниками плана Маршалла. Она, однако, располагала лишь координационными функциями.

В 1949 г. была создана первая европейская политическая организация — Совет Европы, однако его решения носили лишь рекомендательный характер, а деятельность СЕ была затруднена развернувшейся холодной войной.

В 1950 году был выдвинут проект создания европейской наднациональной военной организации — Европейского оборонительного сообщества (ЕОС) — наряду с Европейским политическим сообществом. Парижский договор о создании ЕОС был подписан министрами иностранных дел Бельгии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Франции и ФРГ. Этот договор, однако, в августе 1954 г. был отвергнут французским парламентом.

Гораздо больший успех имела интеграция Западной Европы в экономической области. Её идейным отцом стал французский экономист Жан Монне, генеральный комиссар по вопросам планирования, который подготовил доклад, лёгший в основу так называемой декларации Шумана.

Декларация Шумана и учреждение объединения

9 мая 1950 г. министр иностранных дел Франции Робер Шуман выступил с декларацией, в которой заявил о решимости Франции предпринять первый шаг для строительства новой Европы и предложил Германии сыграть в этом деле свою роль. Он заявил: «В результате возникнет новая, единая и сильная Европа, где возрастёт жизненный уровень населения, поскольку произойдёт объединение производства и расширение рынка, что приведет к снижению цен…». Шуман призвал положить конец долговременному соперничеству между Францией и Германией, организовать совместное франко-германское производство угля и стали под управлением Высшего руководящего органа, подготовить создание экономического сообщества, решения руководящих органов которого были бы обязательны для государств-членов.

В результате последовавших межправительственных переговоров и дискуссий был подготовлен Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Его первоначальными участниками стали шесть государств: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Договор был подписан 18 апреля 1951 г. сроком на 50 лет и вступил в силу 25 июля 1952 г..

В соответствии с Договором, в течение 1952—1957 гг. был постепенно сформирован общий рынок угля, железной руды, железного лома, стали, чугуна и специальных сталей государств-участников, внутри ЕОУС были отменены таможенные пошлины на продукцию угледобывающей и металлургической промышленности и количественные ограничения в торговле этой продукцией, введены единые транспортные тарифы на перевозки угля и руды, железного лома и продукции металлургической промышленности.

Уже к 1955 г. добыча угля в государствах-членах выросла до 250 млн тонн, а производства стали — до 60 млн тонн в год.

С 1 января 1973 г. в ЕОУС вошли Великобритания, Дания и Ирландия; с 1 января 1981 г. — Греция. Уже в 1975 году ЕОУС контролировало около 90 % выплавки стали, почти 100 % добычи угля и 50 % добычи железной руды в Западной Европе.

Европейское объединение угля и стали 23 июня 2002 г. прекратило свое существование в связи с истечением Договора о его создании, заключенного на 50 лет и не продлевавшегося сторонами, так как темпы развития Европейских сообществ сделали существование ЕОУС неактуальным. В этот день в Брюсселе был торжественно спущен флаг ЕОУС.

В рамках ЕОУС впервые в международную жизнь вводились элементы наднациональности через делегирование государствами-участниками части своего суверенитета.

  1. Высший руководящий орган формировался из представителей государств-участников, но действовал независимо от их правительств и получил полномочия принимать решения в общих интересах государств-членов, обязательные для исполнения. Члены руководящих органов назначались по рекомендациям правительств государств-членов и с их согласия. Однако они не должны были следовать указаниям своих правительств, что и обеспечивало наднациональный элемент в деятельности руководящих органов ЕОУС.
  2. Совет министров состоял из членов правительств соответствующих государств. Именно Высший руководящий орган и Совет министров принимали все решения в рамках ЕОУС. Создание наряду с Высшим руководящим органом Совета министров обеспечивало необходимый баланс между национальными интересами и элементами наднациональности.

В соответствии с Договором слияния, подписанным в Брюсселе 8 апреля 1965 года и вступившим в силу 1 июля 1967 года, Высший руководящий орган и Совет министров ЕОУС, а также Комиссию и Совет Евратома сменили Комиссия ЕЭС и Совет ЕЭС. Институты трёх европейских сообществ (ЕОУС, ЕЭС и Евратом) таким образом слились воедино. Этот договор рассматривается некоторыми как реальное начало существования современного Евросоюза.

Парижские соглашения, 23 октября 1954 г.

СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ ГЕРМАНИЕЙ И ТРЕМЯ ДЕРЖАВАМИ

ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ

с одной стороны, и

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ,

СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ и

принимая во внимание,

ЧТО мирное и процветающее европейское сообщество народов, тесно связанное в результате признания принципов Устава Объединенных Наций с другими свободными народами мира, может быть осуществлено только путем объединенного содействия и защиты общей свободы и общего наследия,

ЧТО общей целью государств-участников является включение Федеративной Республики на основах равноправия в европейское Сообщество, которое само включено в развивающееся атлантическое сообщество,

ЧТО восстановление полностью свободной и объединенной Германии мирным путем и достижение путем свободных переговоров мирного урегулирования, если даже в настоящее время этому препятствуют мероприятия, находящиеся вне их компетенции, остается основной и общей целью государств-участников,

Смотрите так же:  Заявление о предоставлении сведений о зарплате

ЧТО сохранение Оккупационного статуса с предусмотренными в нем правами вмешательства во внутренние дела Федеративной Республики несовместимо с целями включения Федеративной Республики в европейское сообщество,

ЧТО Соединенные Штаты Америки, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Французская Республика (в дальнейшем именуемые как «Три Державы») решили поэтому сохранить за собой только те особые права, которые, принимая во внимание особенности международного положения Германии, необходимы в общих интересах государств-участников,

ЧТО Федеративная Республика создала политические институты, основанные на принципах свободы и ответственности, и решила сохранять в силе изложенную в ее Основном законе либерально-демократическую федеральную конституцию, обеспечивающую права человека,

ЧТО Федеративная Республика и Три Державы признают новые отношения, которые устанавливаются между ними в результате настоящего Соглашения и дополнительных Соглашений к нему, и Договоры о создании объединенного Европейского Сообщества, особенно Договор о создании Европейского Объединения угля и стали и Договор о создания Европейского Оборонительного Сообщества, значительными шагами по пути осуществления их совместного стремления к воссоединению Германии, включенной в европейское сообщество,

С ЦЕЛЬЮ установления основ их новых отношений заключили следующее Соглашение:

1. Федеративная Республика будет иметь полную власть в своих внутренних и внешних делах за исключением прав, оговоренных настоящим Соглашением.

2. Со вступлением в силу настоящего Соглашения и перечисленных в статье 8 соглашений (в этом договоре именуемых «дополнительными соглашениями») Три Державы отменят Оккупационный статус, упразднят Верховную Союзную комиссию, а также административный аппарат Комиссаров земель.

3. Три Державы будут в дальнейшем поддерживать свои отношения с Федеративной Республикой через послов, которые будут действовать совместно в вопросах, которые Три Державы сочтут как представляющие их общие интересы в соответствии с этим Соглашением и дополнительными соглашениями.

1. Принимая во внимание международное положение, Три Державы сохраняют права, которые они до сих пор осуществляли или которыми пользовались в отношении

а) размещения вооруженных сил в Германии и охраны их безопасности; б) Берлина и с) Германии, как целого, включая воссоединение Германии и мирное урегулирование.

2. Федеративная Республика, со своей стороны, будет воздерживаться от любых мер, которые нарушают эти права, и будет действовать совместно с Тремя Державами, чтобы облегчить осуществление этих прав.

1. Федеративная Республика согласна проводить свою политику в соответствии с принципами, изложенными в Уставе Организации Объединенных Наций, и с целями, установленными в Статусе Европейского Совета.

2. Федеративная Республика подтверждает свое намерение полностью объединиться с сообществом свободных наций путем членства в международных организациях, способствующих достижению общих целей свободного мира. В определенное время Три Державы поддержат обращения Федеративной Республики о приеме ее в члены таких организаций.

3. При переговорах с государствами, с которыми Федеративная Республика не поддерживает никаких отношений, Три Державы будут консультироваться с Федеративной Республикой по вопросам, непосредственно затрагивающим ее политические интересы.

4. По просьбе Федерального правительства Три Державы примут необходимые меры к тому, чтобы представлять интересы Федеративной Республики в ее отношениях с другими государствами и в некоторых международных организациях или на конференциях всякий раз, когда Федеративная Республика не в состоянии сделать это сама.

1. Задачей вооруженных сил, размещенных Тремя Державами на территории Федеративной Республики, явится оборона свободного мира, частью которого являются Федеративная Республика и Берлин.

2. Относительно размещения этих вооруженных сил на территории Федеративной Республики Три Державы будут консультироваться с Федеративной Республикой в той мере, в какой это позволяет военное положение. Федеративная Республика, в соответствии с этим Соглашением и дополнительными соглашениями, будет в полной мере сотрудничать, чтобы облегчить этим вооруженным силам выполнение их задач.

3. Только после согласия Федеративной Республики Три Державы будут размещать на территории Федеративной Республики, как часть своих вооруженных сил, вооруженные силы любого государства, которое в настоящее время не выставляет таких контингентов. Тем не менее такие контингенты, в случае нападения извне или непосредственной угрозы такого нападения, могут быть введены на территорию Федеративной Республики без согласия Федеративной Республики, однако по устранении опасности могут оставаться там только с согласия Федеративной Республики.

4. Федеративная Республика будет участвовать в Европейском Оборонительном Сообществе, чтобы способствовать совместной обороне свободного мира.

1. Три Державы, осуществляя свое право охранять безопасность размещенных на территории Федеративной Республики вооруженных сил, будут соблюдать положения, изложенные в следующих параграфах данной статьи.

2. В случае, если Федеративная Республика и Европейское Оборонительное Сообщество не будут в состоянии справиться с положением, которое возникнет

в результате нападения на Федеративную Республику или Берлин,

подрыва либерально-демократического строя,

серьезного нарушения общественного порядка или

серьезной угрозы возникновения любого из таких положений,

что, по мнению Трех Держав, угрожает безопасности их вооруженных сил, Три Державы могут после возможно более широкой консультации с Федеральным правительством объявить о введении чрезвычайного положения во всей Федеративной Республике или в какой-либо ее части.

3. После объявления чрезвычайного положения Три Державы могут принимать такие меры, которые необходимы для сохранения или восстановления порядка и для обеспечения безопасности вооруженных сил.

4. При объявлении [чрезвычайного положения] будет точно указан район, на который оно распространяется. Чрезвычайное положение не должно сохраняться долее, чем это необходимо для устранения чрезвычайных обстоятельств.

5. В период действия чрезвычайного положения Три Державы будут возможно более широко консультироваться с Федеральным правительством. В равной мере они будут пользоваться поддержкой Федерального правительства и соответствующих германских властей.

6. Если Три Державы не отменят чрезвычайное положение по истечении 30 дней после просьбы об этом Федерального правительства, Федеральное правительство может обратиться в Совет Организации Североатлантического Договора с просьбой расследовать положение и рассмотреть вопрос о том, должно ли быть окончено состояния чрезвычайного положения. Если Совет придет к заключению, что сохранение чрезвычайного положения не является более обоснованным, Три Державы по возможности скорее восстановят нормальное положение.

7. Независимо от чрезвычайного положения, каждый командующий имеет право в случае непосредственной угрозы подчиненным ему вооруженным силам незамедлительно принять такие соответствующие меры защиты (включая применение вооруженной силы), которые окажутся необходимыми для устранения опасности.

8. Во всех других отношениях охрана безопасности этих вооруженных сил определяется положениями Соглашения о правах и обязанностях иностранных вооруженных сил и их личного состава в Федеративной Республике Германии, упомянутого в статье 8 настоящего Соглашения.

1. Три Державы будут консультироваться с Федеративной Республикой по вопросу об осуществлении своих прав в отношения Берлина.

2, Федеративная Республика, со своей стороны, будет сотрудничать с Тремя Державами, чтобы облегчить им выполнение их обязанностей в отношении Берлина. Федеративная Республика будет продолжать оказывать свою помощь в области политического, культурного, экономического и финансового восстановления Берлина; она будет оказывать Берлину в особенности такую помощь, о которой говорится в прилагаемом заявлении Федеративной Республики (Приложение А к данному Соглашению).

1. Федеративная Республика и Три Державы согласились, что главной целью их общей политики является достижение путем свободных переговоров между Германией и ее бывшими противниками мирного урегулирования для всей Германии, которое должно создать основу для длительного мира. Далее, они согласны в том, что окончательное установление границ Германии должно быть отложено до такого урегулирования.

2. До заключения мирного договора Федеративная Республика и Три Державы будут сотрудничать, чтобы мирными средствами осуществить их общую цель: создание объединенной Германии, которая, подобно Федеративной Республике, будет иметь либерально-демократическую конституцию и будет включена в Европейское Сообщество.

3. В случае объединения Германии Три Державы распространят с такими изменениями, о которых может быть достигнуто соглашение, на объединенную Германию права, которые предоставляются Федеративной Республике на основе этого Соглашения и дополнительных соглашений, и, со своей стороны, согласятся с тем, чтобы в равной мере распространить права на основе договоров о создании объединенного Европейского Сообщества, если воссоединенная Германия примет на себя обязательства Федеративной Республики по отношению к Трем Державам или одной из них на основании указанных соглашений и договоров. При отсутствии общего согласия всех государств-участников Федеративная Республика не будет заключать никаких договоров и не будет входить ни в какие соглашения, которые ослабляли бы права Трех Держав, вытекающие из указанных соглашений и договоров, или уменьшали бы обязательства Федеративной Республики, основанные на них.

4. Три Державы будут консультироваться с Федеративной Республикой по всем другим вопросам, которые касаются осуществления их прав в отношении всей Германии.

1. Федеративная Республика и Три Державы заключили следующие дополнительные соглашения, которые вступят в силу одновременно с настоящим Соглашением:

– Соглашение о правах и обязанностях иностранных вооруженных сил и их личного состава в Федеративной Республике Германии;

– Соглашение об урегулировании вопросов, возникших в результате войны и оккупации.

2. Во время переходного периода, предусмотренного в параграфе 4 статьи 6 первой части Соглашения об урегулировании вопросов, возникших в результате войны и оккупации, на права Трех Держав, изложенные в этом параграфе, распространяется оговорка, содержащаяся в параграфе 1 статьи 1 настоящего Соглашения.

1. Настоящим учреждается Арбитражный суд, который будет действовать в соответствии с положениями прилагаемого Устава (приложение В к настоящему Соглашению).

2. Арбитражный суд будет обладать исключительной юрисдикцией в разрешении всех споров, возникающих между Тремя Державами и Федеративной Республикой, в соответствии с положениями данного Соглашения или прилагаемого Устава Арбитражного суда, или одного из дополнительных соглашений, и которые стороны не могут разрешить путем переговоров, если только что-либо иное не вытекает из параграфа 3 этой статьи, из прилагаемого Устава Арбитражного суда или из дополнительных соглашений.

3. Любой спор, касающийся прав Трех Держав, изложенных в статье 2, или действий, проводимых на основании этих прав, или положений, содержащихся в параграфах с 1 по 7 включительно статьи 5, не подлежит юрисдикции Арбитражного суда или иного суда.

Федеративная Республика и Три Державы пересмотрят положения данного Соглашения и дополнительных соглашений:

а) по требованию одного из государств-участников в случае объединения Германии или создания Европейской Федерации; или

b) в случае какого-либо иного события, которое, по мнению всех государств-участников, имеет такой же решающий характер.

Тогда они по взаимному согласию изменят настоящее Соглашение и дополнительные соглашения в той степени, в какой это будет необходимо или целесообразно в результате коренного изменения положения.

1. Настоящее Соглашение и дополнительные соглашения должны быть ратифицированы или одобрены государствами-участниками в соответствии с их конституционной процедурой. Ратификационные грамоты должны быть сданы государствами-участниками на хранение правительству Федеративной Республики Германии.

2. Настоящее Соглашение немедленно вступит в силу, как только

а) все государства-участники сдадут на хранение ратификационные грамоты настоящего Соглашения и всех перечисленных в статье 8 соглашений; и

b) вступит в силу Договор о создании Европейского Оборонительного Сообщества.

3. Настоящее Соглашение и дополнительные соглашения будут сданы на хранение в архивы правительства Федеративной Республики Германии, которое передаст каждому государству-участнику заверенную копию и поставит каждое из этих государств в известность о моменте вступления в силу настоящего Соглашения и дополнительных соглашений.

В ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ВЫШЕИЗЛОЖЕННОГО нижеподписавшиеся представители, должным образом уполномоченные своими соответствующими правительствами, подписали настоящее Соглашение.

Совершено в Бонне 26 мая 1952 года на немецком, английском и французском языках, причем все три текста имеют одинаковую силу.

За Федеративную Республику Германию: Аденауэр

За Соединенные Штаты Америки: Дин Ачесон

За Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии: Антони Иден

За Французскую Республику: Робер Шуман

Перевод с изменениями по изданию: Международная жизнь, 1955, № 1, с. 148-151.

Поправки к Соглашению об отношениях между Федеративной Республикой Германией и Тремя Державами

Заменить нынешний текст следующим текстом:

«Федеративная Республика Германия, Соединенные Штаты Америки, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Французская Республика с целью установления основ их новых отношений заключили следующее Соглашение».

Смотрите так же:  Долгосрочный договор аренды срок

Заменить нынешний текст, следующим текстом:

1. По вступлении в силу настоящего Соглашения Соединенные Штаты Америки, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Французская Республика (именуемые в настоящем Соглашении и в связанных с ним Соглашениях «Три Державы») прекратят режим оккупации в Федеративной Республике, отменят Оккупационный статус и упразднят Верховную Союзную комиссию, а также административный аппарат Комиссаров земель в Федеративной Республике.

2. Таким образом Федеративная Республика будет пользоваться полными правами суверенного государства в своих внутренних и внешних делах».

Заменить нынешний текст следующим текстом:

Принимая во внимание международное положение, которое до сих пор препятствует воссоединению Германии и заключению мирного урегулирования, Три Державы сохраняют за собой права и обязанности, которые они до сих пор осуществляли или которыми пользовались в отношении Берлина и Германии в целом, включая воссоединение Германии и мирное договорное урегулирование. Права и обязанности, которые сохраняют за собой Три Державы в отношении размещения сооруженных сил в Германии и защиты их безопасности, определяются статьями 4 и 5 настоящего Соглашения».

Заменить нынешний текст следующим текстом:

1. До вступления в силу соглашений о вкладе Германии в оборону Три Державы попрежнему сохраняют права, которые они до сих пор осуществляли или которыми пользовались в отношении размещения вооруженных сил на территории Федеративной Республики. Задачей этих сил будет оборона свободного мира, частью которого являются Федеративная Республика и Берлин. При условии соблюдения положений параграфа 2 статьи 5 настоящего Соглашения, права и обязанности этих сил будут определяться Соглашением о правах и обязанностях иностранных вооруженных сил и их личного состава в Федеративной Республике Германии (называемым ниже «Соглашение о вооруженных силах»), на которое ссылается параграф 1 статьи 8 настоящего Соглашения.

2. Права, которые Три Державы до сих пор осуществляли или которыми пользовались и которые и впредь должны быть сохранены за ними в отношении размещения вооруженных сил в Германии, не затрагиваются положениями настоящей статьи, поскольку они необходимы для осуществления прав, указанных в первой фразе статьи 2 настоящего Соглашения. Федеративная Республика согласна с тем, чтобы после вступления в силу соглашений о германском вкладе в оборону в Федеративной Республике могли быть размещены вооруженные силы той же национальности и той же численности, как и в момент их вступления в силу. Ввиду юридического положения Федеративной Республики, как оно определено в параграфе 2 статьи 1 настоящего Соглашения, и ввиду готовности Трех Держав осуществлять свои права относительно размещения вооруженных сил на территории Федеративной Республики только в полном согласии с Федеративной Республикой, поскольку это ее касается, этот вопрос будет урегулирован отдельным соглашением».

Заменить нынешний текст следующим текстом:

1. До вступления в силу соглашений о германском вкладе в оборону в отношении сил, размещенных на территории Федеративной Республики, будут применяться следующие положения:

а) Три Державы будут консультироваться с Федеративной Республикой в той мере, в какой это будет позволять военное положение, по всем вопросам, связанным с размещением этих сил. Федеративная Республика в соответствии с настоящим Соглашением и связанными с ним Соглашениями будет в рамках своего Основного закона содействовать тому, чтобы облегчить этим вооруженным силам выполнение их задач.

b) Только после согласия Федеративной Республики Три Державы будут размещать на территории Федеративной Республики, как часть своих вооруженных сил, вооруженные силы любого государства, которое в настоящее время не выставляет таких контингентов. Тем не менее такие контингенты, в случае нападения извне или непосредственной угрозы такого нападения, могут быть введены на территорию Федеративной Республики без согласия Федеративной Республики, однако по устранении опасности могут оставаться там только с согласия Федеративной Республики.

2. Права, которые Три Державы до сих пор осуществляли или которыми пользовались в отношении защиты безопасности вооруженных сил, размещенных в Федеративной Республике, и которые временно сохраняются Тремя Державами, утратят силу, как только соответствующие германские власти получат с помощью германского законодательства аналогичные полномочия и благодаря этому будут в состоянии принимать действенные меры для защиты безопасности этих вооруженных сил, включая способность противостоять серьезным нарушениям общественной безопасности и порядка. В той мере, в какой эти права могут осуществляться и в дальнейшем, они будут осуществляться только после консультаций с Федеральным правительством, поскольку военное положение не исключает таких консультаций, и только если Федеральное правительство будет согласно с тем, что обстоятельства требуют осуществления подобных прав. В остальном защита безопасности этих вооруженных сил определяется положениями Соглашения о вооруженных силах или положениями Соглашения, которое заменит его, и в соответствии с германским правом, поскольку в каком-либо применимом соглашении не определено иного».

Статья 6, параграф 2.

Снять вторую фразу.

Статья 7, параграф 1.

Заменить слова: » Федеративная Республика и Три Державы » словами «государства-участники».

Статья 7, параграф 2.

Заменить нынешний текст следующим текстом:

«2. До заключения мирного договорного урегулирования государства-участники будут сотрудничать для того, чтобы мирными средствами достичь своей общей цели: создания объединенной Германии, которая, подобно Федеративной Республике, будет иметь либерально-демократическую конституцию и будет включена в Европейское Сообщество».

Статья 7, параграф 3.

Статья 7, параграф 4.

Снять слово: «другим».

Заменить нынешний текст следующим:

«1. а) Государства-участники заключили следующие дополнительные Соглашения:

– Соглашение о правах и обязанностях иностранных вооруженных сил и их личного состава в Федеративной Республике Германии;

– Соглашение об урегулировании вопросов, возникших в результате войны и оккупации.

b) Соглашение о правах и обязанностях иностранных вооруженных сил и их личного состава на территории Федеративной Республики Германии и Соглашение о налоговом режиме, применяемом к вооруженным силам и их личному составу, подписанное в Бонне 26 мая 1952 года и измененное Протоколом, подписанным в Бонне 26 июля 1952 года, останутся в силе до вступления в силу новых урегулирований, определяющих права и обязанности сил Трех Держав и других государств, войска которых расположены на территории Федеративной Республики. Новые соглашения будут основываться на Соглашении между участниками Североатлантического Договора о статусе их вооруженных сил, подписанном в Лондоне 19 июня 1951 года, дополненном положениями, которые стали необходимыми в связи с особыми условими, существующими в отношении вооруженных сил, размещенных в Федеративной Республике.

с) Финансовое соглашение будет оставаться в силе до вступления в силу новых соглашений, о которых ведутся переговоры на основании параграфа 4 статьи 4 настоящего Соглашения с другими правительствами – членами Организации Североатлантического Договора, войска которых размещены в Федеративной Республике.

2. Во время переходного периода, предусмотренного в параграфе 4 статьи 6 первой главы Соглашения об урегулировании вопросов, возникших в результате войны и оккупации, права Трех Держав, которые упоминаются в этом параграфе, будут сохранены».

Статья 9, параграф 1.

Заменить нынешний текст следующим:

«1. Будет учрежден Арбитражный суд, деятельность которого будет регулироваться положениями прилагаемого Устава».

Статья 9, параграф 2.

Заменить нынешний текст следующим:

«2. С оговоркой об исключениях, предусмотренных в параграфе 3 настоящей статьи, в прилагаемом Уставе или в дополнительных Соглашениях, Арбитражный суд один будет компетентен для урегулирования всех спорных вопросов между Тремя Державами и Федеративной Республикой, вытекающих из применения настоящего Соглашения, прилагаемого Устава или дополнительных Соглашений, которые Стороны не смогут урегулировать путем переговоров или любыми другими средствами, согласованными всеми государствами-участниками».

Статья 9, параграф 3.

Заменить следующие слова: «прав Трех Держав, изложенных в статье 2, или действий, проводимых на основании этих прав, или положений, содержащихся в параграфах с 1 по 7 включительно статьи 5» словами: «прав Трех Держав, изложенных в двух первых фразах параграфа 1 статьи 4, в первой фразе параграфа 2 статьи 4 и в двух первых фразах параграфа 2 статьи 5, или действий, проводимых на основании этих прав».

Заменить нынешний текст следующим:

Государства-участники будут пересматривать положения настоящего Соглашения или дополнительных Соглашений:

а) по требованию одного из них, в случае воссоединения Германии, или в случае заключения, с участием или с согласия государств-участников настоящего Соглашения, международного соглашения о мерах, направленных на восстановление единства Германии, или в случае создания Европейской Федерации, или

b) при любом положении, возникшем, по мнению всех государств-участников, в результате коренного изменения условий, существовавших в момент вступления в силу настоящего Соглашения.

В обоих случаях они по взаимному согласию изменят настоящее Соглашение и дополнительные Соглашения в той степени, в какой это будет необходимо или целесообразно в результате коренного изменения положения».

Статья 11, параграфы 1 и 2.

Перевод с изменениями по изданию: Междунарюодная жизнь, 1955, № 1, с. 145-147.

Протокол об окончании оккупационного режима в Федеративной Республике Германии

Федеративная Республика Германия, Соединенные Штаты Америки, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Французская Республика договорились о следующем:

Соглашение об отношениях между Федеративной Республикой Германией и Тремя Державами, Соглашение о правах и обязанностях иностранных вооруженных сил и их личного состава на территории Федеративной Республики Германии, Финансовое соглашение, Соглашение об урегулировании вопросов, возникших в результате войны и оккупации, подписанные 26 мая 1952 года в Бонне, Протокол об исправлении некоторых ошибок в тексте вышеуказанных соглашенияй, подписанный 27 июня 1952 года в Бонне, и Соглашение о налоговом режиме, применяемом к вооруженным силам и их личному составу, подписанное в Бонне 26 мая 1952 года и измененное Протоколом, подписанным в Бонне 26 июля 1952 года, изменяются согласно пяти спискам, прилагаемым к настоящему Протоколу, и вступают в силу в редакции, содержащей данные поправки, вместе с дополнительными договоренностями, которые были достигнуты между государствами-участниками относительно вышеуказанных соглашений, одновременно с настоящим Протоколом.

До вступления в силу соглашений о германском вкладе в оборону действуют следующие постановления:

1) Права в области разоружения и демилитаризации, до настоящего времени принадлежавшие Соединенным Штатам Америки, Соединенному Королевству Великобритании и Северной Ирландии и Французской Республике или осуществлявшиеся ими, в дальнейшем сохраняются за ними и осуществляются ими, и никакое положение одного из Соглашений, указанных в статье 1 настоящего Протокола, не позволяет другому ведомству принимать, изменять, отменять или объявлять недействительными предписания закона или, при условии соблюдения положений параграфа 2 настоящей статьи, административные меры в этих областях.

2) В момент вступления настоящего Протокола в силу Ведомство военной безопасности распускается (меры или решения, принятые им, остаются в силе); контроль в области разоружения и демилитаризации в дальнейшем будет осуществляться Совместной комиссией Четырех Держав, в которую войдут по одному представителю от каждого государства-участника. Комиссия будет принимать решения большинством голосов ее четырех членов.

3) Правительства государств-участников заключат Административное соглашение, которое в соответствии с положениями настоящей статьи урегулирует вопросы касательно создания Совместной комиссии Четырех Держав, назначения ее персонала и организации его деятельности.

1) Настоящий Протокол должен быть ратифицирован или утвержден государствами-участниками в соответствии с их конституционной процедурой. Ратификационные грамоты или грамоты об утверждении должны быть сданы государствами-участниками на хранение правительству Федеративной Республики Германии.

2) Настоящий Протокол и дополнительные договоренности, которые были достигнуты между государствами-участниками, вступят в силу, как только все государства-участники, согласно параграфа 1 настоящей статьи, сдадут на хранение ратификационные грамоты или грамоты об одобрении.

3) Настоящий Протокол будет сдан на хранение в архивы правительства Федеративной Республики Германии, которое передаст всем государствам-участникам заверенные копии и поставит каждое из этих государств в известность о моменте вступления в силу настоящего Протокола.

В ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ВЫШЕИЗЛОЖЕННОГО нижеподписавшиеся представители, должным образом уполномоченные своими соответствующими правительствами, подписали настоящее Соглашение.

Совершено в Париже 23 октября 1954 года на немецком, английском и французском языках, причем все три текста имеют одинаковую силу.

За Федеративную Республику Германию: Аденауэр

За Соединенные Штаты Америки: Джон Фостер Даллес

За Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии: Антони Иден

За Французскую Республику: Пьер Мендес-Франс