Меню Закрыть

Заявление по месту жительства заявителя

Регистрация по месту жительства

Разделы:

Что такое «место жительства»?

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-I) к понятию «место жительства» относятся: жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Как видно, акцент законодатель делает на том, что зарегистрироваться гражданин может исключительно в жилом помещении. Данная норма вступает в противоречие с п. 1 ст. 20 ГК РФ, который определяет понятие «место жительства» как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, не устанавливая ограничений по признаку признания помещения жилым.

Что такое «жилое помещение»?

Жилым помещением, в соответствии с ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. К жилым помещениям относятся жилые дома (и их части), квартиры (и их части), комнаты.

В случае, если помещение формально не признавалось жилым, в нем невозможно получить регистрацию. Судебное обжалование отказа в регистрации по месту жительства в таком помещении не дает результатов. Так, апелляционным определением Саратовского областного суда от 11 сентября 2013 года по делу № 33-5850 было указано, что в удовлетворении иска о признании дома пригодным для проживания и возложении обязанности зарегистрировать по месту жительства отказано правомерно, поскольку истцом не соблюдена установленная законом процедура признания принадлежащего ему жилого строения пригодным для проживания граждан.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 года № 7-П и Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 года № 13-П регистрация граждан по месту жительства может осуществляться в строениях, пригодных для постоянного проживания, расположенных на садовых земельных участках, относящихся к землям населенных пунктов и землям сельскохозяйственного назначения.

При этом необходимо обратить внимание на использование выражения «пригодных для постоянного проживания«. Так, апелляционным определением Московского областного суда от 31 июля 2013 года по делу № 33-16491/2013 было установлено, что в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в регистрации по месту жительства, отказано правомерно, поскольку при обращении в миграционный орган по вопросу регистрации в садовом доме никаких сведений о том, что спорный дом пригоден для постоянного проживания в нем, заявитель не представил.

Аналогичным апелляционным определением Пермского краевого суда от 31 июля 2013 года по делу № 33-7153 было установлено, что суд предыдущей инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований о возложении обязанности на администрацию муниципального образования принять решение о регистрации заявителя по месту жительства, поскольку отсутствуют доказательства того, что жилое строение, расположенное в садоводческом товариществе, является жилым домом, пригодным для постоянного проживания. При этом суд указал, что даже регистрация права собственности на дом с указанием на то, что его назначение жилое не исключает того, что спорный дом по своим техническим характеристикам не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предназначенным не для временного пребывания, а для постоянного проживания в них граждан.

В то время, как суды отказывают гражданам в праве на регистрацию в домах на дачных участках, по результатам нашего опроса 29% опрошенных хотели бы зарегистрироваться в своем дачном доме.

Сроки и порядок регистрации по месту жительства

Следует помнить, что в отличие от регистрации по месту пребывания (проживание без которой допускается в течение 90 дней), при изменении места жительства граждане обязаны в семидневный срок подать заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6. Этот срок установлен ст. 6 Закона № 5242-I.

При этом необходимо предъявить:

  • паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
  • документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение (письменное заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ, подтверждающий наличие права пользования жилым помещением). Достаточно представления одного из перечисленных документов или его надлежащим образом заверенной копии.

В настоящее время действующее законодательство не требует обязательно обращаться в территориальный орган МВД России по прежнему месту жительства с заявлением о снятии с регистрационного учета. Снятие с регистрации могут оформить одновременно с регистрацией по новому месту жительства. Однако граждане, самостоятельно снявшиеся с регистрационного учета по прежнему месту жительства вправе представить для регистрации по новому месту жительства адресный листок убытия по форме № 7, выданный уполномоченным органом по прежнему месту жительства.

Можно не предъявлять и документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, если сведения, содержащиеся в нем, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством РФ в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, заявление, а также иные перечисленные документы могут быть представлены в форме электронных документов и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Должностные лица, ответственные за регистрацию, в трехдневный срок со дня обращения к ним передают заявление гражданина и представленные документы, в том числе документ, удостоверяющий личность, в орган регистрационного учета.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее 3 дней. При этом, в паспорте гражданина производится отметка о регистрации по месту жительства, а тем, кто предварительно не обращался с заявлением о снятии с регистрации по прежнему месту жительства, одновременно проставляют оттиск штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства и оттиск штампа о регистрации по месту жительства.

Регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

Согласие собственников жилого помещения на регистрацию по месту жительства

Несмотря на то, что п. 26.1 Приказа Федеральной миграционный службы от 11 сентября 2012 г. № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» предусматривает в качестве документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение договор (то есть, в том числе и договор аренды или найма), органы ФМС России, когда полномочия по регистрационному учету еще не перешли к МВД России, требовали письменное согласие собственника даже при наличии договора аренды или найма. При этом, судебная практика иногда складывалась не в пользу законопослушных арендаторов.

Так, Апелляционным определением Московского городского суда от 26 сентября 2013 г. по делу № 11-31434 было указано, что в иске о признании права пользования жилым помещением, обязании зарегистрировать по месту жительства отказано правомерно, так как договор найма жилого помещения не содержит волеизъявления наймодателя и собственника жилого помещения на регистрацию истца по месту жительства. При этом суд проигнорировал факт того, что договор найма был заключен представителем собственника.

Однако Верховный Суд Российской Федерации придерживается иной правовой позиции, в соответствии с которой договор является самостоятельным основанием для вселения и регистрации в жилом помещении, а поэтому, исходя из смысла нормы права, при наличии договора на пользование жилым помещением у гражданина возникает право на регистрацию в предусмотренном договором жилом помещении. Подпись лица в договоре свидетельствует о его волеизъявлении на предоставление жилья гражданину и согласии на его регистрацию. Данная позиция нашла отражение в Решении ВС РФ от 27 августа 2003 года № ГКПИ03-894, которое было оставлено без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № КАС 03-489.

Аналогичный смысл имеет апелляционное определение Курского областного суда от 27 сентября 2012 года по делу № 33-2255-2012, который указал, что заявление об оспаривании действий по отказу в регистрации по месту жительства удовлетворено правомерно, так как заявителем был соблюден порядок обращения к УФМС для регистрации по месту жительства, поскольку были представлены документы, подтверждающие наличие между собственником и нанимателем квартиры соглашения о порядке пользования жилым помещением. При этом, суд отметил, что суд первой инстанции обоснованно применил положения ст. 20 ГК РФ и ст. 6 Закона № 5242-I, правильно указав, что договор найма жилого помещения является основанием для вселения в жилое помещение гражданина и для регистрации последнего по месту жительства.

Стоит отметить и выраженную в Определении КС РФ от 28.03.2003 г. № 102-О позицию: «Указав, что регистрационный учет носит уведомительный характер и органы регистрационного учета не вправе отказывать в регистрации, Конституционный Суд Российской Федерации вместе с тем подтвердил, что регистрация граждан по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Предъявление указанных документов является подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении, и одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в данном жилище.

Кроме того, нормы законодательства, которые регламентируют правовой режим жилого помещения, права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, не содержат оснований отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства

Смотрите так же:  Строгие требования перевод

Кроме того, необходимо обратить особое внимание, что если жилое помещение имеет несколько собственников, то согласие должно быть получено от каждого из них. Так, Апелляционным определением Московского городского суда от 14 августа 2013 года по делу № 11-25951 было определено, что в удовлетворении исковых требований о регистрации по месту жительства отказано правомерно, поскольку для регистрации по месту жительства необходимо согласие всех сособственников спорного жилого помещения, между тем согласия второго собственника жилого помещения истцом не было представлено.

По аналогичному спору было вынесено Апелляционное определение Московского городского суда от 14 июня 2013 года по делу № 11-16620, которым было установлено, что в удовлетворении заявления о признании отказа миграционного органа в регистрации по месту жительства незаконным и обязании зарегистрировать по месту жительства отказано, поскольку заявитель не представил в миграционный орган письменное согласие на вселение и регистрацию в квартире, правовые основания для регистрации и проживания заявителя в спорном жилом помещении отсутствовали. Следует отметить, что в данном случае согласие второго собственника не было получено ввиду его смерти, однако суд посчитал, что поскольку его права и обязанности переходят к наследникам, то получать будет необходимо их согласие после вступления в права наследования.

Ходатайство о передаче материалов административного дела по месту жительства заявителя (образец)

Мировому судье судебного участка № 84

судебного района г. Сызрани Самарской области

Адрес: 446000, Самарская область, г.Сызрань, ул. Советская, 47А

Заявитель: Иванов Иван Иванович , 01.01.1980 г.р.

Адрес регистрации: Самарская область, г. Самара,

мкр. Крутые Ключи, д. *****, кв. *****

Ходатайство

о передаче материалов административного дела

по месту жительства заявителя

В соответствие с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Указанная норма предусматривает альтернативную подсудность рассмотрения дел об административных правонарушениях, в т.ч. согласно ст. 47 Конституции РФ — никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Поскольку я проживаю по адресу: Самарская область, г. Самара, мкр. Крутые Ключи, д. *****, кв. *****, что подтверждается Свидетельством о регистрации по месту пребывания № ***** от ***** г., рассмотрение дела по месту совершения административного правонарушения сильно затруднит ознакомление с материалами дела, привлечение защитника, т.е. ущемит мои права на защиту.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 24.4, ч. 1 ст. 25.1, ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ,

ПРОШУ:

  1. Передать материалы административного дела, возбужденного в отношении меня по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ — мировому судье судебного участка по месту моего жительства
  2. В случае отказа в удовлетворении ходатайства, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ и с учетом требований ст. 29.12 КоАП РФ вынести решение в виде мотивированного определения и приобщить его к материалу дела
  3. Приобщить указанное ходатайство к материалам дела.

Получение загранпаспорта не по месту прописки

Часто случается, что фактическое место проживания российских граждан не соответствует месту официальной регистрации в паспорте. Переживания и опасения относительно того, Получение загранпаспорта, напрасны, поскольку подавать заявление можно в любой точке России независимо от официального места проживания. Однако некоторые особенности оформления не по зарегистрированному месту жительства всё же есть.

Законодательство РФ

В изучении темы, нужна ли регистрация для получения загранпаспорта, в первую очередь нужно руководствоваться Административным регламентом предоставления ФМС услуги по выдаче заграничных паспортов российским гражданам, утвержденным приказами ФМС Российской Федерации от 15.10.2012 № 320 и 26.03.2014 № 211.

В данном регламенте четко прописаны сроки ожидания, условия, ограничения, причины отказа, а также порядок того, как происходит замена загранпаспорта. Основная информация, которую нужно принять к сведению в этом вопросе, – это что граждане РФ имеют право получить заграничный документ не по месту регистрации. Однако здесь стоит учитывать различия во времени ожидания готовности документа.

Получение загранпаспорта в другом городе

Если вы зарегистрированы по месту жительства в одном городе, а подаете заявление по месту фактического пребывания в другом, то изготовление заграничного паспорта может занять в четыре раза больше времени.

С учетом этих условий гражданин Российской Федерации может поменять загранпаспорт не по месту прописки. Процедура замены старого документа полностью соответствует процессу изготовления нового. В случае замены необходимо заново проходить все этапы по сбору и подаче документов. Помимо этого, вне зависимости от места вашего проживания, при замене загранпаспорта необходимо заново заполнять заявительную анкету и оплачивать госпошлину.

Получение по месту временной регистрации

Загранпаспорт с временной пропиской в 2018 году оформляется в соответствии с теми же требованиями, что и по месту постоянного жительства. Единственное отличие – сроки получения, поскольку основной процесс по обработке документов всё же должен происходить по месту жительства. То есть время ожидания готовности паспорта при получении не по месту проживания может значительно превышать время изготовления по месту прописки.

Соответственно, россиянам с иногородней пропиской нужно обязательно учитывать при подаче бумаг дату ближайшей поездки за границу и планировать отъезд не раньше, чем через четыре месяца после принятия заявления на рассмотрение сотрудниками ГУВМ МВД. Но главное, что для обращения в органы по выдаче загранпаспортов в городе временной регистрации нет никаких ограничений.

Получение по месту фактического пребывания

Для того чтобы получить загранпаспорт по месту пребывания, заявителю требуется подготовить стандартный список бумаг. Этот список не меняется при подаче заявления в месте, не соответствующему адресу постоянного жительства.

После сбора всех бумаг нужно лично обратиться в подразделение Главного управления по вопросам миграции МВД по месту пребывания. Кроме того, можно подать документы на загранпаспорт не по месту прописки после того, как вы составите заявление на портале Госуслуги, указав в нём всю требуемую информацию. После останется только в строго назначенные день и время прийти и подать документы в подразделении МВД без очереди.

Узнать больше по данному вопросу можно в статье «Получение загранпаспорта».

Сроки изготовления и госпошлина

Если вы подаете заявление по месту постоянной регистрации, то заграничный паспорт будет готов в течение месяца. Если вы решили оформить загранпаспорт не по месту прописки, то ожидать его изготовления, по нормам Админрегламента, следует в течение четырёх месяцев.

Помимо этого, если вы по роду деятельности имеете или имели в прошлом доступ к сведениям государственной важности, то сотрудники миграционной службы могут задержать рассмотрение вашего заявления и увеличить время проверки данных до трёх месяцев.

При обращении в органы выдачи загранпаспортов не по месту постоянной регистрации стоимость госпошлины не увеличивается.

Как при подаче по месту жительства, так и при подаче по месту пребывания стоимость стандартного заграничного паспорта для взрослых россиян составляет 2 000 рублей, а биометрического – 3 500 рублей.

Стоимость заграничного паспорта старого образца для заявителей до 14 лет составляет 1 000 рублей, нового образца – 1 500 рублей.

Получение не по месту жительства для детей

Условия получения заграничных паспортов детьми, подающими заявление не по месту жительства, такие же, как и для взрослых. Для этого требуется предоставить свидетельство о рождении несовершеннолетнего и гражданский паспорт родителя или опекуна, имеющего гражданство РФ. Если вы хотите получить готовый паспорт не позже, чем через месяц, то прописка для получения загранпаспорта ребенку должна соответствовать месту подачи заявления. В ином случае процесс может растянуться до четырех месяцев.

Узнать более подробно о том, как гражданину РФ сделать детский загранпаспорт.

Отказ в выдаче заграничного паспорта возможен, но никак не по причине подачи заявления не по месту регистрации. Отказать в выдаче документа могут в случае следующих несоответствий требованиям закона:

  • заявитель состоит или состоял на государственной работе, в ходе которой он имеет или имел доступ к секретным сведениям, приравниваемым к государственной тайне;
  • заявитель является осужденным в совершении преступления или подозреваемым;
  • заявитель отказывается выполнять обязательства, назначенные судебным решением;
  • заявитель предоставил неправдивую информацию в документах;
  • заявитель является военнослужащим, сотрудником ФСБ или находится на альтернативной гражданской службе.

Заниматься вопросом оформления заграничного паспорта можно как по месту постоянной регистрации, так и по месту временной прописки. Кроме того, россияне могут подавать заявление на получение загранпаспорта по месту фактического места нахождения без регистрации.

Главное, что нужно учитывать при обращении в МВД не по месту жительства, это сроки изготовления, так как подача заявления в этом случае сопровождается длительным процессом рассмотрения документов.

Время ожидания готового документа составляет до одного месяца по месту жительства и до четырех месяцев в случаях обращения не по месту постоянной регистрации.

Получение загранпаспорта при отсутствии постоянной регистрации: Видео

Статья 28 ГПК РФ. Предъявление иска по месту жительства или месту нахождения ответчика

Иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.

Комментарий к статье 28 ГПК РФ. Предъявление иска по месту жительства или месту нахождения ответчика

В статье 28 ГПК РФ определено общее правило территориальной подсудности гражданских дел. Для физических лиц – это их место жительства, для юридических лиц – это место нахождение организации.

Местом жительства гражданина признается то место, где он постоянно проживает, где находятся его вещи, которое он считает своим домом. Местом жительства может быть квартира, дом, комната, служебное жилое помещение, специализированное жилое помещение (такое как дом-интернат, общежитие, приют и другие). В судебной практике местом жительства гражданина в основном признается место регистрации по месту жительства. Однако суд может установить, что ответчик проживает по другому адресу, если будут представлены подтверждающие это доказательства.

Место жительства ответчика в исковом заявлении должен указать истец, суд розыском ответчиков не занимается, за исключением случаев предусмотренных статьей 120 ГПК РФ. Если место жительства ответчика не известно истцу, то исковое заявление можно подать по последнему известному месту жительству или месту нахождению имущества ответчика (статья 29 ГПК РФ).

Место нахождение юридического лица определяется местом нахождения его исполнительных органов. Эта информация закрепляется в учредительных документах. Следует отметить, что государственная регистрация юридических лиц происходит по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа этого лица. Фактически выяснить адрес юридического лица можно запросив сведения о его регистрации в ЕГРЮЛ. Аналогичная информация в отношении индивидуального предпринимателя содержится в ЕГРИП. Получить информацию можно запросив справку в налоговом органе.

Смотрите так же:  Договор об учреждении общества учредительный документ

При определении подсудности следует учитывать, что правила установленные статьей 28 ГПК РФ не применяются для случаев установленных:

  • статьей 29 ГПК РФ которая определяет подсудность по выбору истца;
  • статьей 30 ГПК РФ при наличии исключительной подсудности;
  • статьей 31 ГПК РФ при наличии договорной подсудности.

Не соблюдение установленного правила подсудности влечет отмену судебного постановления и передачу дела на рассмотрение в суд, полномочный рассматривать это дело.

Регистрационный учет

Государственная услуга по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы МВД России.

Оплата регистрации по месту пребывания и месту жительства

Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

Что такое место пребывания?

Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Что такое место жительства?

Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина.

Что такое фиктивная регистрация?

Фиктивной регистрацией гражданина по месту пребывания или по месту жительства является регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания или месту жительства в пределах Российской Федерации

Граждане Российской Федерации, прибывшие для временного проживания в жилые помещения, не являющиеся их местом жительства, или изменившие место жительства, обязаны обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Также граждане вправе направить заявления о регистрации по месту пребывания или по месту жительства в орган регистрационного учета в форме электронного документа через Единый портал предоставления государственных и муниципальных услуг или по почте (только для регистрации по месту пребывания).

Регистрация новорожденных детей по месту жительства

Правовое основание

Закон Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон) обязывает граждан Российской Федерации независимо от возраста регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (статья 3).

Порядок регистрации несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, регламентируется пунктом 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713.

Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» устанавливает обязанность подачи родителями заявления о рождении ребенка в орган записи актов гражданского состояния.

Обязанность по регистрации и сроки

Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» устанавливает обязанность подачи родителями заявления о рождении ребенка в орган записи актов гражданского состояния (ЗАГС) не позднее, чем через месяц со дня рождения ребенка.

После этого родители должны обратиться в установленном порядке с заявлением о регистрации по месту жительства ребенка не позднее семи дней со дня получения на него свидетельства о рождении.

Выбор места регистрации ребенка

Если родители проживают раздельно, при выборе места жительства ребенка им следует руководствуются требованиями гражданского (статья 20 ГК РФ) и семейного (статья 65 СК РФ) законодательства Российской Федерации.

Ответственность за отсутствие регистрации ребенка

В том случае, если родители допустили проживание ребенка без регистрации свыше установленного Правилами срока, необходимо иметь в виду, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за данный вид правонарушения предусмотрен штраф в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей (статья 19.15).

Относительно проживания такого ребенка без регистрации по месту жительства (по месту пребывания) свыше установленного Правилами срока, он не подлежит административной ответственности во-первых, потому что не достиг 16-летнего возраста (часть 1 статьи 2.3 КоАП РФ), а во-вторых потому, что не достижение лицом указанного возраста на момент совершения противоправного действия (бездействия) является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

На основании изложенного, а также учитывая, что в бездействии родителей, допустивших проживание без регистрации их малолетних детей, не наступают общественно-опасные последствия, к ним (родителям) возможно применение статьи 2.9 КоАП РФ.

Регистрация граждан, не достигших 14-летнего возраста

Заявление о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, а также о снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны).

Документы, удостоверяющие личность граждан Российской Федерации

Документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации (далее именуются — документы, удостоверяющие личность), необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:

паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации;

свидетельство о рождении — для лиц, не достигших 14-летнего возраста;

паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, — для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации (только при регистрации по месту пребывания).

Правовая основа

Конституция Российской Федерации (статья 27);

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»;

Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания.

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:

документ, удостоверяющий личность;

заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;

документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

В случае регистрации по месту пребывания на основании договора социального найма жилого помещения, заключенного в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, или свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение гражданин вправе не предъявлять эти документы, а только указать в заявлении о регистрации по месту пребывания их реквизиты.

В таком случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления информацию о таких документах и производит регистрацию гражданина по месту пребывания.

Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в установленном порядке и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.

По желанию гражданина свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания.

Также гражданин может уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства.

Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:

документ, удостоверяющий личность;

заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Гражданин вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации и производит регистрацию гражданина по месту жительства.

Смотрите так же:  Требования к котировочным заявкам

Регистрации в жилых строениях, расположенных на садовых участках

Регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства (по месту пребывания) в жилых строениях, расположенных на садовых и дачных земельных участках возможна.

Правовое основание

Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 г. № 7-П и от 30 июня 2011 г. № 13-П признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 27 (часть 1) и 55 (часть 3) абзац второй статьи 1 Федерального Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в той части, в какой им исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям населенных пунктов или сельскохозяйственного назначения.

Конституционный Суд постановил до принятия соответствующих нормативных правовых актов в сфере регистрационного учета граждан в жилых строениях, осуществлять признание данных жилых строений пригодными для постоянного проживания в них собственников и членов их семей судами общей юрисдикции в порядке установления факта, имеющего юридическое значение.

Признать жилое строение пригодным для проживания также может уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Кем и где осуществляется регистрация

Регистрация осуществляется территориальными органами ГУВМ МВД России по месту жительства собственников жилых строений.

Необходимые документы

Осуществляется регистрация собственников жилых строений и членов их семей при поступлении от них:

  • заявлений о регистрации по установленной форме
  • паспортов, удостоверяющими их личности,
  • судебных решений о признании принадлежащих им жилых строений пригодными для постоянного проживания, вступивших в законную силу, либо распоряжений глав местных администраций о признании данных жилых строений пригодными для постоянного проживания.

Устанавливается порядок уведомления органа регистрационного учета о проживании граждан без регистрации по месту пребывания или по месту жительства

В случае, если собственник (наниматель) готов зарегистрировать по месту пребывания или по месту жительства гражданина, проживающего в жилом помещении, но тот по каким-либо причинам отказывается регистрироваться, то собственник (наниматель) жилого помещения по истечении 90 дней для регистрации по месту пребывания и 7 дней для регистрации по месту жительства обязан уведомить в течение 3 рабочих дней орган регистрационного учета о проживании гражданина в указанном жилом помещении по установленной форме при личном обращении, по почте или по Интернету, в том числе и через Единый портал госуслуг.

В случае неуведомления о проживании такого гражданина, собственник (наниматель) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частями 3 и 4 статьи 19.15.2 КоАП РФ влечет:

наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от четырех тысяч до семи тысяч рублей (для территории Российской Федерации);

наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семи тысяч до десяти тысяч рублей (для города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга).

Если уведомление направлено, то подобная административная ответственность наступает в отношении гражданина, проживающего без регистрации.

В том случае, если гражданин своевременно был зарегистрирован в жилом помещении по месту пребывания или по месту жительства собственнику (нанимателю) жилого помещения уведомлять орган регистрационного учета о проживании такого гражданина не нужно.

Снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства

Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, медицинских организациях, на туристских базах и в иных подобных учреждениях — по их выбытии.

При досрочном убытии гражданина из жилого помещения, не являющегося его местом жительства, этот гражданин либо лицо, предоставившее ему жилое помещение для временного проживания, обращается с заявлением в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если такая дата известна) либо направляет заявление почтовым отправлением или через Единый портал в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Собственник (наниматель) жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, может подать заявление в произвольной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:

а) изменения места жительства — на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства или о снятии его с регистрационного учета по месту жительства.

б) признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;

в) смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

г) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;

д) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда;

е) выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства — на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

При снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «в», «г» и «д» соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами.

О порядке подачи заявления о регистрации по месту пребывания по почте

При направлении в орган регистрационного учета почтовым отправлением заявления о регистрации по месту пребывания по форме
№ 1ПР , подписанного заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, гражданин одновременно направляет:

копию документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении, заверенную нотариально либо лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.

Одновременно с указанными документами направляется адресный листок прибытия по форме № 2 и статистический листок прибытия по форме № 12П (заполняется при регистрации на срок от 9 месяцев и выше).

В случае волеизъявления гражданина оформленное свидетельство о регистрации по месту пребывания выдается ему на руки в приемные дни непосредственно в подразделении, либо направляется органом регистрационного учета почтовым отправлением по адресу жилого помещения, указанному гражданином в заявлении о регистрации по месту пребывания.

Собственнику (нанимателю) направляется письменное уведомление об оформленной регистрации по месту пребывания в его жилом помещении гражданина.

Изменение правил регистрации в соответствии с постановлением № 809 от 15 августа 2014 г.

Вносятся изменения в Правила регистрации и снятия граждан России с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Кроме того, предусматривается устранение предпосылок для фиктивной регистрации граждан в жилых помещениях, различных спекуляций в данной сфере и злоупотребления своими правами недобросовестных нанимателей (собственников) жилых помещений.

Вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации 15 августа 2014 г. № 809 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713» (далее — Постановление). Постановление разработано в целях реализации Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 387-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Уведомление о проживании в помещении граждан без регистрации

Постановлением устанавливается порядок уведомления органа регистрационного учета о проживании граждан без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.

В случае, если собственник (наниматель) готов зарегистрировать по месту пребывания или по месту жительства гражданина, проживающего в жилом помещении, но тот по каким-либо причинам отказывается регистрироваться, то собственник (наниматель) жилого помещения по истечении 90 дней для регистрации по месту пребывания и 7 дней для регистрации по месту жительства обязан уведомить в течение 3 рабочих дней орган регистрационного учета о проживании гражданина в указанном жилом помещении по установленной форме при личном обращении, по почте или по Интернету, в том числе и через Единый портал госуслуг.

В том случае, если гражданин своевременно был зарегистрирован в жилом помещении по месту пребывания или по месту жительства собственнику (нанимателю) жилого помещения уведомлять орган регистрационного учета о проживании такого гражданина не нужно.

Ответственность собственника и проживающего гражданина при отсутствии регистрации

В случае неуведомления о проживании такого гражданина, собственник (наниматель) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частями 3 и 4 статьи 19.15.2 КоАП РФ влечет:

— наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от четырех тысяч до семи тысяч рублей (для территории Российской Федерации);

— наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семи тысяч до десяти тысяч рублей (для города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга).

Если уведомление направлено, то подобная административная ответственность наступает в отношении гражданина, проживающего без регистрации.

Лица, принимающие документы и передающие в органы регистрационного учета

Постановлением утвержден Перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В целях оптимизации процесса регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства и снижения коррупционных рисков определены полномочия лиц, осуществляющих первичный прием от граждан заявлений установленной формы и других предусмотренных законодательством Российской Федерации документов.