Меню Закрыть

Япония и сша мирный договор

Лавров: без понимания отношений Японии с США трудно обсуждать заключение мирного договора

МОСКВА, 11 февраля. /ТАСС/. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что без понимания аспектов отношений Японии с США трудно обсуждать вопросы заключения мирного договора между Москвой и Токио.

«Мы бы хотели заключить мирный договор, как об этом договаривались в 1956 году, когда СССР и Япония принимали совместную декларацию, — сказал он в интервью для программы «Действующие лица с Наилей Аскер-заде» на телеканале «Россия-1». — Мы исходим из того, что решение любой проблемы, в том числе мирного договора (а японцы прямо связывают с ним решение так называемого вопроса о четырех островах, как они их называют «северные территории», но это южная курильская гряда), возможно в максимально благоприятных условиях, которые создаются углублением сотрудничества между соответствующими странами во всех без исключения сферах: торгово-экономической, политической, гуманитарной и международной».

По словам министра, торгово-экономические отношения имеют очень серьезный потенциал, который далеко не исчерпан. «Я убежден, что взаимодополняемость наших экономик, сырья, географических возможностей и японских технологий — бездонный потенциал для дальнейшего взаимного прогресса», — добавил глава МИД РФ.

Отношения с США

Как отметил Лавров, отношения Японии с США также имеют немалое значение в вопросах заключения мирного договора между Москвой и Токио. «Договор, который США заключили с Японией по вопросам безопасности в 1960 году, предполагает, что Соединенные Штаты Америки имеют право размещать свои базы на любой части японской территории, — напомнил министр. — Мы хотели бы просто понимать, как это все сказывается на общей ситуации в сфере безопасности в этом регионе, потому что без понимания этих аспектов очень трудно конкретно обсуждать вопросы мирного договора».

Незыблемость итогов

«Самое, наверное, принципиальное для нас, о чем мы с нашими японскими друзьями неоднократно говорили, самый первый вопрос, который возникает, когда начинает обсуждаться проблема мирного договора, — это незыблемость итогов Второй мировой, — обратил внимание глава МИД РФ. — Наши японские коллеги не признают незыблемыми итоги Второй мировой войны в том, что касается этих четырех островов. Они прямо нам говорят, что это была несправедливость».

Министр напомнил, что в Уставе ООН записано, что все, что было сделано державами-победительницами, является незыблемым и не подлежит никакому пересмотру. «Это также вопрос, который имеет прямое отношение к развитию данной темы, потому что мы неоднократно говорили, что Россия как государство — продолжатель СССР привержено декларации 1956 года, в которой содержится обязательство после заключения мирного договора не вернуть, как просят японские коллеги, а в порядке жеста доброй воли передать Японии два самых южных острова, — заметил Лавров. — Причем вопросы о том, когда эта передача состоится, на каких условиях, конечно же, еще подлежат дополнительному обсуждению».

«Но смысл этой декларации, которую мы подтверждали неоднократно устами президента Российской Федерации, именно в том, что она опирается на незыблемость итогов Второй мировой войны, — сказал министр. — И здесь у нас с японскими коллегами, конечно же, еще предстоят достаточно серьезные консультации и дискуссии».

«Договор безопасности»

• «Договор безопасности» санкционировал прямое вмешательство США во внутренние дела Японии в случае непосредственной угрозы существующему строю: в нем предусматривалось использование американских войск «для подавления крупных внутренних бунтов и беспорядков».

И Сан-Францисский мирный договор, и японо-американский «договор безопасности», серьезно ущемлявшие суверенитет Японии, вызвали резкие протесты демократических сил страны. Коммунистическая и Рабоче-крестьянская партии, многие профсоюзы и другие массовые демократические организации выступили против ратификации обоих договоров.

Полную поддержку договорам оказывали правящая Либеральная партия (Дзиюто), образовавшаяся в марте 1950 г. на базе Демократическо-либеральной партии, а также другая буржуазная партия — Народно-демократическая (Кокумин минсюто), созданная в апреле 1950 г. в результате слияния Демократической и Народно-кооперативной партий.

Отношение к договорам вызвало острые разногласия внутри Социалистической партии. Правое крыло СПЯ при поддержке части центристов сумело в октябре 1951 г. провести на заседании ЦИК партии незначительным большинством свою линию, предусматривавшую поддержку мирного договора и несогласие с «договором безопасности», вопреки возражениям левого крыла, выступавшего против обоих договоров.

Для определения окончательного отношения партии к заключенным договорам в октябре 1951 г. был созван внеочередной VIII съезд СПЯ, большая часть делегатов которого, представлявшая местные партийные организации, поддерживала левых социалистов. Правые покинули съезд, который так и не принял никакого решения. На раздельных заседаниях правой и левой группировок были избраны их руководящие органы. Председателем Левой СПЯ стал Судзуки, правой — Каваками. Из парламентской фракции социалистов на долю правых приходилось 60 депутатских мест в обеих палатах, левых — 46.

В октябре 1951 г. палата представителей ратифицировала мирный договор 307 голосами против 47. Японо-американский «договор безопасности» был ратифицирован 289 голосами против 71.

В соответствии с «договором безопасности» 28 февраля 1952 г. США и Япония заключили административное соглашение, установившее конкретные условия размещения американских войск на японской территории.

В первое время после заключения административного соглашения на весь личный состав вооруженных сил США фактически распространялся статус экстерриториальности. Лишь в сентябре 1953 г. США согласились внести поправки в соглашение, в результате чего японские власти получили ограниченную уголовную юрисдикцию над личным составом американских войск на территории Японии.

После заключения Сан-Францисского мирного договора США всячески побуждали Японию как можно скорее нормализовать отношения с Тайванем и Южной Кореей. В этом они видели путь к укреплению своих позиций на Дальнем Востоке.

Однако начатые в октябре 1951 г. переговоры Японии с южнокорейским режимом Ли Сын Мана оказались безрезультатными из-за острых противоречий между Токио и Сеулом в экономической области. США потребовали от Японии признания чан- кайшистского правительства и отказа от каких-либо отношений с КНР в качестве условия ратификации Сан-Францисского договора американским конгрессом.

Мирный договор Японии с чанкайшистским режимом на Тайване был подписан в апреле 1952 г. Он осложнил отношения Японии с КНР, на многие годы отодвинул нормализацию японо- китайских отношений.

Сан-Францисский мирный договор, японо-американский «договор безопасности» и административное соглашение вступили в силу 28 апреля 1952 г. Они создали правовую основу военно-политического союза США и Японии — так называемой Сан-Фран- цисской системы. Эта система закрепила неравноправное положение Японии в союзе с США, привязала ее к агрессивной политике американского империализма, противопоставила Японию социалистическим и освободившимся от колониального гнета развивающимся странам Азии.

С вступлением в силу Сан-Францисского мирного договора завершился оккупационный период, хотя американские войска продолжали оставаться на территории Японии. Контроль оккупационных властей над политической и экономической деятельностью японского правительства ликвидировался.

The National Interest: США не дают Японии подписать мирный договор с Россией

Главное препятствие в вопросе подписания мирного договора между Россией и Японией — существующие рамки американо-японского альянса. Страны могут заключить соглашение в том случае, если Япония будет реже оглядываться на Вашингтон при принятии решений. Об этом говорится в материале американского издания The National Interest, перевод которого опубликовали ИноСМИ.

Фото: Wikimedia Commons

В частности, авторы текста напоминают об идее президента РФ Владимира Путина, который предложил премьер-министру Японии Синдзо Абэ заключить мирный договор между странами без любых предварительных условий. В Японии эту инициативу не поддержали.

The National Interest отмечает, что в случае, если бы Абэ принял предложение Путина, это вызвало бы недовольство среди населения.

«В действительности неожиданное предложение Путина заключить мирный договор, возможно, является важным испытанием для американо-японского альянса, внутри которого Токио постоянно оглядывался на Вашингтон в процессе принятия геополитических решений. Теперь, когда президент США Дональд Трамп существенно ослабил глобальные альянсы Вашингтона, переизбранный на новый срок Абэ столкнулся с такой геополитической реальностью, в которой у Токио нет иного выхода кроме как избавиться от зависимости от своего американского союзника во многих стратегических вопросах, включая его сложные отношения с Москвой», — говорится в материале.

Издание подчеркивает, что с учетом «бесконечной драмы» в Белом доме президента США Дональда Трампа Токио фактически «освобождается от возможных предостережений и увещеваний со стороны Вашингтона».

Смотрите так же:  Договор дарения квартиры ребенку образец 2018

«Теперь, когда Абэ вступает в свой последний срок в качестве премьер-министра, он вполне может изменить свои позиции, приняв предложение Путина и при этом продолжив настаивать на территориальных уступках в будущем», — отмечают авторы материала.

Заключение мирного договора между РФ и Японией является одной из главных проблем в отношениях двух стран. Документ не подписан из-за того, что Япония претендует на Курильские острова.

Японо-американский договор 1951

Япония от А до Я. Энциклопедия . EdwART . 2009 .

Смотреть что такое «Японо-американский договор 1951» в других словарях:

Японо-американский договор безопасности — Японо американский договор безопасности(Japan United States Securely Treaty) (1951), междунар. оборонительное соглашение между Японией и США. Разработанный как часть пакета договоренностей, сопровождавших офиц. возвращение независимости Японии… … Всемирная история

Японо-американский договор 1960 — (о взаимном сотрудничестве и гарантии) безопасности 1960 г. соглашение между США и Японией, юридически оформившее двусторонний военно политический союз. Подписан в Вашингтоне 19 января 1960 г. вместо пересмотренного Японо американского договора… … Вся Япония

Сан-Францисский договор 1951 — года сепаратный мирный договор 49 государств с Японией, подписанный 8 сентября на конференции в Сан Франциско. Был подготовлен, вопреки Потсдамской декларации 1945 и ряду союзнических соглашений, правительствами США и Великобритании без… … Википедия

Сан-Францисский договор 1951 — сепаратный мирный договор 48 государств с Японией, подписанный 8 сентября на конференции в Сан Франциско. Был подготовлен, вопреки Потсдамской декларации 1945 (См. Потсдамская декларация 1945) и ряду союзнических соглашений,… … Большая советская энциклопедия

Сан-Францисский мирный договор (1951) — Сан Францисский договор 1951 года мирный договор 49 государств с Японией, подписанный 8 сентября на конференции в Сан Франциско. Был предварительно подготовлен правительством США до начала работы конференции с целью не допустить изменения текста… … Википедия

Сан-Францисский мирный договор 1951 — Сан Францисский договор 1951 года сепаратный мирный договор 49 государств с Японией, подписанный 8 сентября на конференции в Сан Франциско. Был подготовлен, вопреки Потсдамской декларации 1945 и ряду союзнических соглашений, правительствами США… … Википедия

Сан-Францисский мирный договор — 1951 г. с Японией подписан 8 сентября 1951 г. США, Великобританией, Францией и рядом других государств, как участвовавших, так и не участвовавших в войне с Японией. Формально вступил в действие с 28 апреля 1952 г. Мирная конференция в Сан… … Вся Япония

ЯПОНИЯ — (япон. Ниппон, Нихон) гос во в зап. части Тихого ок., на группе о вов, главные из к рых Хонсю, Хоккайдо, Сикоку, Кюсю. Площ, ок. 372,2 тыс. км2. Нас. 110,9 млн. чел. (март 1975). Столица Токио. Я. конституц. монархия. Действующая конституция… … Советская историческая энциклопедия

Япония — (япон. Ниппон, Нихон) I. Общие сведения Я. государство, расположенное на островах Тихого океана, вблизи побережья Восточной Азии. В составе территории Я. около 4 тыс. островов, протянувшихся с С. В. на Ю. З. почти на 3,5 тыс.… … Большая советская энциклопедия

Мирный договор гораздо больше нужен Японии, чем России

Позиция Японии по поводу Южных Курил, похоже, несколько изменилось — Токио надеется в первую очередь получить два острова, а не четыре, как это декларировалось ранее. И, разумеется, Япония настаивает на заключении мирного договора с Россией. Что мешает такому соглашению — да и нужен ли вообще сейчас России мирный договор с Японией?

При обсуждении мирного договора с Японией важна тема союзнических обязательств Токио, – заявил накануне пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Так он прокомментировал обещание Синдзо Абэ не размещать базы США на Южных Курилах в случае их передачи (или, как считают японцы – возвращения) Японии.

«Союзнические обязательства», упомянутые Песковым, – безусловно, обязательства Токио перед Вашингтоном. Японо-американский договор 1960 года дает США возможность использовать территорию Японии для размещения американских военных баз и вооруженных сил. Если допустить, что Южные Курилы вернутся под японскую юрисдикцию, то этот договор явно окажется весомее нынешнего обещания Абэ.

Американо-японский «договор о безопасности» 1960 года – такое же «эхо войны», как и отсутствие мирного договора между Японией и Россией. Если о разрыве договора с США, равно как и о пересмотре статуса американских военных объектов никто, включая Абэ, не заикается – то о заключении мирного договора с Россией в Японии говорят всё чаще. Причем сейчас эти разговоры как будто приобрели новое качество.

В конце октября японский премьер Абэ сообщал о намерении заключить мирный договор с Россией «на основе отношений доверия между мной и президентом России». Менее чем через месяц Абэ дает упомянутое выше обещание не пускать заокеанских союзников на «северные территории». Москва демонстрирует готовность пойти навстречу. На сентябрьском пленарном заседании ВЭФ президент Владимир Путин предложил Токио заключить мирный договор уже до конца 2018 года без предварительных условий и лишь потом решать спорные вопросы, «как друзья».

Абэ активно апеллирует к советско-японской совместной декларации 1956 года, которая устраивает далеко не всех в Японии. Это можно тоже счесть демонстрацией стремления к компромиссу. Ведь, исходя из декларации, предметом торга становятся не все четыре «спорных объекта» Южных Курил, а лишь два: маленький остров Шикотан и еще меньшая гряда островков Хабомаи. Впрочем, стремление Абэ к компромиссу не надо переоценивать: он, напомним, уточнил, что Япония будет стремиться на переговорах с Россией решить вопрос о принадлежности всех Южных Курил.

Очевидно, что Япония ищет пути не к тому, чтобы заключить мир с Россией через 70 лет после завершения Второй мировой, а к тому, чтобы «переиграть» некоторые итоги войны.

«Япония не мыслит подписание договора без получения четырех островов, которые она называет своими северными территориями, – сказал газете ВЗГЛЯД руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. – Поэтому у меня твердое убеждение, что Японии нужен не сам договор, а острова. Нам японцы навязывают тезис о том, что как только мы подпишем договор, сразу отношения наши улучшатся и откроются широкие ворота для того, чтобы экономическое сотрудничество поднять на новую высоту».

«Фактически, декларация 1956 года и есть мирный договор,

хотя и называется иначе», – отметил Кистанов. Он напомнил: по результатам этой декларации, прекратившей состояние войны между СССР и Японией, были не только подведены итоги войны, восстановлены дипломатические и консульские отношения, достигнута договоренность о репатриации японских военнопленных, – но и был дан старт торгово-экономическим переговорам бывших противников.

Уже в следующем 1957-м, был подписан Торговый договор, которые до сих пор регулирует российско-японские экономические отношения. Любопытно, что в 1970-е, в разгар холодной войны, Япония вышла на первое место среди торговых партнеров Советского Союза из числа промышленно развитых капстран. В 1982 году в Японии был принят закон о Южных Курилах, закрепивших претензии на «северные территории».

Но претензии претензиями, а бизнес – бизнесом. В середине 1980-х главным фигурантом скандала с поставкой в СССР станков с цифровым управлением в обход ограничений КоКом оказалась японская Toshiba Machine. В те же 1986-87 годы СССР купил японских станков на сумму 55 млн рублей – деньги по тем временам более чем серьезные. Всему этому продуктивному сотрудничеству, заметим, не мешала ни «память об утрате северных территорий», ни даже союзнические обязательства перед США.

Сейчас, впрочем, экономическое взаимодействие с Японией куда скромнее. По данным Федеральной таможенной службы, за 1-е полугодие 2018 года, доля Японии в российском импорте составила всего 3,6%, а наш экспорт в Страну Восходящего Солнца чуть превышает 2,7%. Товарооборот между двумя странами за прошлый год – около 18 млрд долларов. Для сравнения, оборот с другой бывшей страной-противником — Германией — достиг 50 млрд долларов. Объем прямых немецких инвестиций в Россию – 18 млрд долларов, а японских – около 2 млрд. Резонно предположить, что дело не в наличии или отсутствии исторических обид, а в объективных экономических условиях.

«Есть такое мнение: если Россия и Япония заключат мирный договор, закроют эту тему, то польются японские инвестиции и так далее. На мой взгляд, этого не будет, потому что экономика работает по своим законам, и заставить бизнес куда-то вкладывать деньги не получится», – сказал газете ВЗГЛЯД старший научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Олег Казаков.

Нельзя, впрочем, сказать, что для стимуляции того, чтобы «бизнес пошел», ничего не делается. К примеру, 2016-м, перед очередной встречей Путина и Абэ, на межправительственном и корпоративном уровне было подписано 80 соглашений. Среди них,например, документ о сотрудничестве Газпрома и корпораций «Мицуи Буссан» и «Мицубиси» и о строительства нового завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) в рамках проекта «Сахалин-2». А в начале ноября – как раз когда активизировались разговоры о мирном договоре – у соседей-японцев побывала дальневосточная делегация во главе с полпредом в ДФО, вице-премьером Юрием Трутневым. «Буду стараться разбираться, что необходимо для того, чтобы японских инвестиций пришло в Россию, на Дальний Восток больше, что надо сделать для поддержки проектов», – пообещал Трутнев в интервью РИА Новости.

Смотрите так же:  Как оформить журнал учета выставленных счетов-фактур

Заметим, что наличие или отсутствие мирного договора, очевидно, не влияет на количество и качество таких контактов. «Мы торгуем, обмениваемся делегациями, ведем политический диалог, сотрудничаем на международной арене. Что изменится? Подписание мирного договора, я считаю, особых кардинальных изменений для России не принесет. Впрочем, как и для Японии», – уверен японовед Валерий Кистанов.

«У нас нет никаких нерешенных проблем после Второй мировой войны. Остался лишь вопрос по линии границы, но лишь японская сторона увязывает этот вопрос с заключением мирного договора», – сказал газете ВЗГЛЯД заведующий кафедрой востоковедения МГИМО Дмитрий Стрельцов.

Значит ли это, что мирный договор нужен лишь одной стороне, Японии, и лишь для одной цели – «отжатия» хотя бы Шикотана и Хабомаи и, главное, прилегающих к ним вод? Отчасти так.

«Другое дело, что у нас с Японией нет базового договора по основам наших отношений, подобного тому договору о мире и дружбе, который Япония заключила со своим бывшим противником, Китаем в 1978 году», – отмечает Стрельцов. «Заключение подобного договора отвечало бы интересам России, – указывает эксперт. – Еще Советский Союз неоднократно выдвигал Японии предложения заключить договор о мире, дружбе и добрососедстве – который отличался бы от мирного договора, поскольку не имел бы отношения к итогам Второй мировой, а отражал бы ситуацию на сегодняшний день.

Насколько я понимаю, и предложение Путина касательно заключения договора безо всяких условий имело в виду именно такой договор о дружбе, а не договор по итогам Второй мировой войны, как это предлагает японская сторона».

«Такой договор, прежде всего, будет полезен с точки зрения интересов нашей дипломатии в Азии, в целях улучшения отношений с Китаем, другими партнерами, – подчеркивает Стрельцов. – Имея такого перспективного партнера, как Япония, мы можем укрепить отношения с другими странами. Урегулирование линии границы с Японией также было бы неплохо для целей российской дипломатии».

Другое дело, что на заключение такого договора Япония вряд ли пойдет без заключения мирного договора в собственных интересах. И опять-таки, можно предположить, что препятствием для него станут особые отношения Токио и Вашингтона.

База для дискуссий: Россия и Япония вырабатывают новый подход к урегулированию споров и заключению мирного договора

Российский лидер Владимир Путин предложил премьер-министру Японии Синдзо Абэ до конца 2018 года заключить мирный договор между двумя странами. С такой инициативой глава государства выступил на полях Восточного экономического форума (ВЭФ) во Владивостоке.

«Давайте заключим мирный договор — не сейчас, но до конца года — без всяких предварительных условий. А потом на основании этого мирного договора, как друзья, продолжим решать все спорные вопросы», — предложил президент.

«Мне кажется, что это облегчило бы нам решение всех проблем, с которыми мы не можем справиться на протяжении 70 лет», — отметил Путин.

Такое заявление он сделал в ответ на слова японского премьера, который констатировал необходимость изменения подходов к решению данной проблемы. По словам Абэ, путём достижения этой цели является совместная хозяйственная деятельность на Курилах.

«Мы договорились, что необходимо менять наши подходы с тем, чтобы наши народы понимали значение того, что мы намерены решить все имеющиеся проблемы и заключить мирный договор. Именно совместная хозяйственная деятельность является путём к этой цели. Благодаря совместной деятельности наши народы начнут глубже понимать друг друга, создадут хорошие, дружеские отношения. И мы сейчас ведём переговоры для практического применения этого подхода», — рассказал Абэ.

Глава японского правительства заявил, что на современных политиках лежит ответственность за то, чтобы «полностью убрать из Северо-Восточной Азии весь послевоенный пейзаж и изменить будущее, наполнив его надеждой».

«Господин президент Путин, давайте ещё раз подтвердим нашу решимость, наши намерения перед многочисленными свидетелями, перед всей нашей аудиторией. Если мы этого не сделаем сейчас, то когда же? Если этого не сделаем мы, то кто же это сделает, кроме нас?» — отметил премьер.

Синдзо Абэ также подчеркнул, что у него и Владимира Путина совпадают мнения относительно того, что отсутствие мирного договора между Россией и Японией — это «ненормальная ситуация».

«Между Японией и Россией есть общая позиция и твёрдая решимость — и у меня, и у президента Путина — решить наши общие территориальные вопросы. И для этого необходимо чаще встречаться и уточнять общие позиции», — сказал Абэ.

В свою очередь, российский лидер отметил, что для урегулирования спорных моментов необходимо создать обстановку, в которой было бы комфортно решать насущные вопросы.

«Я не пошутил по поводу того, чтобы заключить договор без всяких предварительных условий. Можно ведь прописать сразу в договоре, что мы будем стремиться к урегулированию всех вопросов. Уверен, когда-нибудь это сделаем. Нам нужно убрать всё, что нам мешает для выстраивания отношений», — заявил президент.

«Если это не подходит, мы договорились с премьер-министром Абэ, что мы вместе будем работать над тем, чтобы организовать нашу совместную хозяйственную деятельность. Нам нужно создать обстановку, в которой было бы комфортно решать эти вопросы», — добавил Путин.

По его словам, в Москве понимают чувствительность вопроса Курильских островов для обеих сторон и рассчитывают, что рано или поздно этот вопрос будет урегулирован.

«Создать атмосферу, необходимую для решения сложных проблем»

Напомним, что территориальные претензии Токио на несколько островов Курильской гряды (на Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу островов Хабомаи) являются главной проблемой заключения мирного договора между Россией и Японией. В Москве неоднократно подчёркивали, что не торгуют своими территориями и в принципе не рассматривают сложившуюся после Второй мировой войны ситуацию как территориальный спор.

Вместе с тем в последние годы заметны определённые подвижки в этом направлении. Так, в середине декабря 2016-го Владимир Путин и Синдзо Абэ договорились о совместном хозяйственном освоении Южных Курил и возобновлении контактов по военной линии. Тогда российский лидер призвал прекратить «исторический пинг-понг» в отношении судьбы Курил и подчеркнул важность мирного договора.

С тех пор Путин и Абэ регулярно проводят двусторонние переговоры на высшем уровне, и в мае 2018 года японский премьер обозначил намерение поставить точку в вопросе заключения мирного договора при нынешнем поколении.

Возвращаясь к последнему предложению президента России, в японском МИД воздержались от комментариев относительно заявлений Владимира Путина по мирному договору. Представитель внешнеполитического ведомства заявил РИА Новости, что позиция Токио по-прежнему заключается в первичности урегулирования вопроса Курильских островов.

«Японское правительство знает об упомянутом вами выступлении Путина. Мы воздерживаемся от комментариев публичных высказываний президента Путина. Но в правительстве Японии нет изменений относительно того, чтобы на базе основного направления упорно продолжать переговоры о заключении мирного договора после решения проблемы принадлежности четырёх северных островов», — сообщили в МИД.

В свою очередь, замминистра иностранных дел России Игорь Моргулов заявил, что переговорный процесс вокруг заключения мирного договора не прекращался и ведётся на постоянной основе.

«Будем продолжать его, в том числе на основе прозвучавшего из уст президента предложения. Оно позволит создать атмосферу, необходимую для решения сложных проблем в наших отношениях, в этом логика», — отметил дипломат.

Вместе с тем он добавил, что создание нового формата для ведения диалога по мирному договору избыточно.

«У нас есть устоявшийся канал диалога, и мы продолжим его на уровне заместителей министров иностранных дел. В рамках этого существующего канала мы будем обсуждать предложение президента России», — сказал Моргулов.

«Наши позиции по договору принципиально расходятся»

Говоря об экономическом потенциале заключения мирного договора между Россией и Японией, губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко на полях ВЭФ констатировал, что это событие позитивно отразится на регионе.

«В любом случае любые мирные договоры отражаются положительно. Это дополнительный импульс к развитию и реализации проектов», — заявил Кожемяко.

Японский премьер отметил, что эксперты должны изучить проект строительства моста между Сахалином и Хоккайдо с точки зрения его рентабельности и технических возможностей, а также перспектив сооружения транспортного перехода с Сахалина на материк.

Смотрите так же:  Как подать заявление в полицию о клевете

«Что касается этого проекта, то соединение железнодорожным переходом материковой части России и Сахалина может впоследствии дойти и до Японии. Для этого необходимо прежде всего тщательно изучить на экспертном уровне технические возможности и экономическую рентабельность проекта», — сказал Абэ.

По словам заведующего Центром изучения Юго-Восточной Азии Института востоковедения РАН Дмитрия Мосякова, предложение российского лидера о скором заключении мирного договора без дополнительных условий в целом совпадает с видением этой ситуации японским премьером. Как напомнил эксперт в беседе с RT, Абэ говорил, что ситуация находится в определённом тупике, который фактически закрывает другие возможности для расширения и развития двустороннего сотрудничества.

«Уже готовы практически 150 крупных проектов по инвестированию японского капитала и его приходу и на Дальний Восток, и в Сибирь, и вообще в Россию. Отсутствие формального документа, который свидетельствует о том, что отношения между Россией и Японией находятся в состоянии определённой стабильности и мира, конечно, служит препятствием на пути дальнейшей реализации планов Японии и совместных проектов. Поэтому совершенно объективный процесс — искать новые и неожиданные развязки», — заявил Мосяков.

Его оптимизм не разделяет руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов, который в разговоре с RT усомнился, что мирный договор будет заключён в обозримом будущем, из-за принципиального расхождения позиций двух стран по этому вопросу.

«Япония считает, что она должна сначала получить четыре южнокурильских острова, на которые она претендует, называя их своими северными территориями, а потом подписывать мирный договор. Мы стоим на противоположных позициях. Говорим, что надо, чтобы Япония признала послевоенные реалии, то есть законность владения и перехода этих островов к России, а потом уже будем заключать мирный договор. Это противоречие не будет устранено в ближайшие годы», — сказал эксперт.

По словам собеседника RT, Синдзо Абэ делает ставку на Владимира Путина, полагая, что только он может решить эту проблему в России. При этом эксперт отметил, что мирный договор принципиально ничего не меняет в текущих реалиях. Более того, в случае гипотетической передачи Японии части островов нет никакой гарантии, что Токио не разместит на их территории американское вооружение.

«Конечно, американцы используют Японию как плацдарм для создания восточноазиатского звена своей глобальной противоракетной обороны, нацеленной на Россию», — заявил Кистанов.

«Сейчас в Японии будут размещаться две сухопутные системы американского производства Aegis. Японцы говорят, что это против Северной Кореи и её ядерной угрозы, а мы считаем, что это часть американской глобальной противоракетной обороны антироссийского свойства. Эта проблема учитывается нами при ведении переговоров о территориальной проблеме, о мирном договоре и в целом о наших отношениях», — добавил эксперт.

«В обстановке взаимного понимания и доверия»

Как отметил посол России в Японии Михаил Галузин, озвученное на ВЭФ предложение президента полностью лежит в русле той линии, которую Москва проводила в отношениях с Токио на протяжении последних лет.

«Мы рассматриваем Японию как важного и надёжного партнёра, считаем, что российско-японские отношения сегодня развиваются исключительно успешно — прежде всего благодаря тем договорённостям, которые достигнуты между нашими лидерами», — заявил Галузин RT на полях ВЭФ.

«Что может быть лучше для отношений между надёжными партнёрами, чем наличие такой фундаментальной договорно-правовой базы, как мирный договор. Мы исходим из того, что столь сложная, эмоциональная проблема, как территориальная, должна решаться в обстановке дружбы, сотрудничества, взаимного понимания и доверия. Эту атмосферу нам ещё предстоит сформировать, и мирный договор стал бы ключевым фактором её формирования», — добавил дипломат.

Вместе с тем он подчеркнул, что Россия не претендует на то, чтобы диктовать какому-либо суверенному государству, как ему выстраивать свою политику в области безопасности, однако имеет своё мнение о том, к каким последствиям для безопасности страны может привести этот выбор.

«В Японии сохраняется значительное военное присутствие США. У них есть договор о безопасности, который позволяет размещать на её территории такие массированные вооружённые силы Соединённых Штатов. Япония, к сожалению, участвует в создании азиатско-тихоокеанской глобальной системы ПРО США, которая способна подорвать стратегическую стабильность и которая нацелена (как показывают объективные расчёты) против стратегического военного потенциала России», — обрисовал ситуацию посол.

В то же время, несмотря на имеющиеся противоречия, Москва, по словам Галузина, остаётся приверженцем развития отношений с Токио, в том числе в военной сфере, и рассчитывает достичь с японскими коллегами взаимопонимания.

Песков: союз Японии и США будет учтен при обсуждении мирного договора

СУХУМ, 18 ноя — Sputnik. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Россия при проведении переговоров с Японией по проблеме мирного договора будет учитывать союзнические обязательства Токио перед США, передает РИА Новости со ссылкой на телеканал «Россия 1».

«Россия — страна наученная, имеющая горький опыт в плане НАТО. Вспомним Михаила Сергеевича Горбачева, Германию, США. Вспомним ползучую экспансию НАТО, в том числе военной инфраструктуры в сторону наших границ, которая продолжается по сей день. Имея такой богатый опыт, Россия не может не принимать во внимание союзнические отношения Японии с другими странами, в первую очередь с США», — сказал Песков, реагируя на слова ведущего о том, что руководство России не поверит на слово Японии, что при передаче части Курильских островов на них не будет американских военных баз.

Песков отметил, что такой вариант принимается во внимание.

«В ходе переговоров, конечно, нужно будет найти ответ на этот вопрос. Без этого будет просто невозможно сдвинуться с места», — сказал пресс-секретарь президента.

Однако вопрос мирного договора России и Японии может и должен быть разрешен, несмотря на все трудности, что подтверждает опыт переговоров по территориальным вопросам с Китаем, отметил пресс-секретарь президента.

«Этот вопрос может быть решен. Такие сложные темы все равно решаемы, и это показал, например, опыт переговоров по территориальным вопросам с Китаем. Путин неоднократно приводит этот пример, он постоянно апеллирует к тем переговорам, которые шли несколько десятилетий», — подчеркнул Песков.

Договор с Японией особенно важен для России, потому что это откроет широкие возможности для сотрудничества двух стран.

«Япония важный партнер, несмотря на проявляемый последовательный подход к активизации отношений с нашей страной, но для Японии отсутствие мирного договора является неким ограничителем, и в полной мере мы не можем задействовать весь потенциал наших двусторонних отношений», — сказал Песков.

Он подчеркнул, что Япония придерживается санкции в отношении России.

«Это другой вопрос, который тоже не может остаться не затронутым в ходе переговоров. Безусловно, потребуется компромисс, который не будет вступать в конфликт с национальными интересами ни одной из сторон», — сказал Песков.

При этом он подчеркнул, что президент России и японский премьер находятся в постоянном диалоге, а на повестке их переговоров стоит множество совместных проектов. Он также высоко оценил интенсивность контактов между лидерами двух государств.

Более того, Песков напомнил о невозможности заключения каких-либо «сепаратных сделок» по вопросу Курильских островов. Принятие советско-японской декларации 1956 года не означает автоматической передачи Японии острова Шикотан и группы островов Хабомаи, считает пресс-секретарь.

Переговоры с Японией

В сентябре во время Восточного экономического форума Владимир Путин предложил японской стороне заключить мирный договор без предварительных условий. В ответ премьер-министр Синдзо Абэ пояснил, что Токио не может согласиться на это.

При этом в Японии предложение российского лидера расценили как желание сдвинуть буксующие переговоры с мертвой точки.

На минувшей неделе японские СМИ сообщили, что Абе хочет предложить Путину ускорить переговоры по решению территориального вопроса. По информации газеты «Майнити», речь шла о перспективах достижения мирного соглашения на основе Совместной советско-японской декларации 1956 года. Согласно документу, Москва соглашалась рассмотреть возможность передачи Японии островов Хабомаи и Шикотан, а судьба Кунашира и Итурупа не затрагивалась.

Абэ намерен подписать мирный договор до конца премьерского срока, который истечет осенью 2012 года.

Территориальный вопрос

Отношения России и Японии долгое время омрачает отсутствие мирного договора по окончанию Второй мировой войны.

Японская сторона претендует на четыре острова Курильской гряды — Кунашир, Шикотан, Итуруп и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. В 1956 году стороны подписали Совместную декларацию.

Россия рассчитывала, что документ поставит точку в споре, однако в Японии посчитали соглашение лишь частью решения проблемы, не отказываясь от претензий на все острова.