Меню Закрыть

Собственность потребителя стандарт организации

Оглавление:

Собственность потребителя стандарт организации

СТО 12345678-182 – 2015 Система менеджмента качества. Управление собственностью потребителя (заказчика)

Настоящий стандарт устанавливает документированную процедуру для определения средств управления, ответственности и полномочий для действий с собственностью потребителя, включающие в себя контроль, хранение, техническое обслуживание и учет военной продукции:
— принятой отделом ВП и переданной изготовителю на ответственное хранение;
— находящихся на ответственном хранении подлинников КД, утвержденной заказчиком.
ООО WW «WWW» не использует в своей деятельности военную продукцию, поставленной потребителем (заказчиком) для проведения НИР, ОКР, испытаний, в связи с этим порядок управления данной продукцией не устанавливается.
ООО WW «WWW» не осуществляет капитальный ремонт и утилизацию военной продукции, в связи с этим порядок управления военной продукцией, поставленной потребителем (заказчиком) для проведения капитального ремонта и утилизации, не устанавливается.
ООО WW «WWW» не осуществляет монтажные и наладочные работы на месте эксплуатации, в связи с этим порядок управления военной продукцией, поставленной изготовителями для проведения монтажных и наладочных работ на месте эксплуатации, не устанавливается.
В ООО WW «WWW» не находятся на ответственном хранении подлинники ТД и ПД, утвержденной заказчиком, в связи с этим порядок управления этой документацией не устанавливается.
Вышеуказанные исключения обоснованы в Руководстве по качеству на основании требований п. 4.2.2 ГОСТ РВ 0015 – 002 и не влияют на способность или ответственность организации обеспечивать качество военной продукции, отвечающей требованиям потребителей (заказчиков) и соответствующим обязательным требованиям.
Требования стандарта обязательны для всех структурных подразделений организации, участвующих в действиях по управлению собственностью потребителя.
Стандарт разработан с учетом требований ГОСТ ISO 9001 и ГОСТ РВ 0015 – 002.

1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины, определения, обозначения и сокращения
4 Ответственность и контроль
5 Описание процедуры
5.1 Общие положения
5.2 Действия по управлению собственностью потребителя (для продукции, принятой отделом ВП и переданной изготовителю на ответственное хранение)
5.3 Действия по управлению собственностью потребителя (для подлинников КД)
5.4 Критерии результативности процедуры
6 Учет и хранение
7 Внесение изменений
8 Распределение
9 Документы и записи
Приложение А (рекомендуемое) Форма журнала контроля температуры и влажности
Приложение Б (рекомендуемое) Форма акта проверки соблюдения условий хранения подлинников конструкторской документации
Библиография
Лист регистрации изменений

Полезная информация

Выполнение ГОСТ ISO 9001 (ИСО 9001), пункт 7.5.4 «Собственность потребителя»

Организация должна проявлять заботу о собственности потребителя, пока она находится под управлением организации или используется ею. Организация должна идентифицировать, верифицировать, защищать и сохранять собственность потребителя, предоставленную для использования или включения в продукцию. Если собственность потребителя утеряна, повреждена или признана непригодной для использования, потребитель должен быть об этом извещен, а записи должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).

Примечание — Собственность потребителя может включать в себя интеллектуальную собственность.

1. Собственность потребителя должна находиться под управлением организации, при этом организация должна иметь свидетельства осуществления такого управления, а именно:

— идентифицикации собственности потребителя (нанесение идентификационных меток на продукцию, складирование продукции в строго определенных местах или площадках, ведение и поддержание в рабочем состоянии соответствующих записей (журналов, карточек и т.п.);

— верифицикации (проверки) собственности потребителя (проведение входного контроля или приемки собственности потребителя или другой аналогичной деятельности, ведение и поддержание в рабочем состоянии соответствующих записей (журналов, протоколов, актов и т.п.);

— защиту и сохранение собственности потребителя (охрана собственности потребителя от кражи, порчи, несанкционированного использования, копирования и др., а также защита собственности потребителя от повреждения или потери.

2. Организация должна представить свидетельства определения записей (форм записей или ссылки на документ, в котором приведены формы записей, или их содержание), которые ведутся или будут оформляться в случаях утери, повреждении или признании непригодной для использования собственности потребителя (акты, протоколы и т.п.).

Примечание.

К собственности потребителя относятся материальные или интеллектуальные ценности, передаваемые потребителем, за которую организация несет ответственность перед ним (в соответствии с контрактом) Например, для строительно-монтажных организаций собственностью потребителя могут являться трубы, арматура, аппаратура и оборудование, проектно-сметная документация и т.п., приобретенные (разработанные) на средства потребителя и переданные исполнителю для включения такой продукции (результатов услуг) в конечный продукт.

Реализация данного пункта стандарта входит в состав услуг: «Разработка системы менеджмента качества (СМК) по ИСО 9001», «Внедрение системы менеджмента качества (СМК) по ИСО 9001», оказываемых Специализированным консалтинговым центром «Систус Консалт».

Что является «собственностью потребителя» в СМК образовательных услуг?

Поводом обратить внимание на данную тему послужили результаты знакомства автора с Руководствами по качеству (РК) различных образовательных учреждений (ОУ) (см. список литературы). К своему удивлению он вновь обнаружил в них чрезвычайно широкий спектр мнений — теперь уже относительно того, ЧТО в таких организациях относят к «собственности потребителя» и как управляют ею, чтобы обеспечить соответствие требованиям п. 7.5.4 стандарта ISO 9001:2008 применительно к оказанию образовательных услуг.

Несмотря на то что данная статья публикуется после появления новой редакции стандарта ISO 9001, актуальность рассматриваемых в ней вопросов сохраняется, поскольку, во-первых, в течение еще двух лет многие организации могут оставлять в силе сертификаты соответствия своих СМК требованиям стандарта ISO 9001:2008, а во-вторых, понятие «собственность потребителя» в образовательных учреждениях требует методически четкого анализа само по себе.

Список использованной литературы и наименования учебных учреждений, материалы из Руководств по качеству которых были использованы в статье
(с указанием источников в интернете)

Как ISO 9001:2015 регулирует управление собственностью потребителей и подрядчиков?

Опубликовано: 6.11.2014 Рубрика: Вопрос Ответ Автор: Единый Стандарт

В пятой по счету редакции ISO 9001, которая должна быть опубликована Международной организацией по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, – ред.) в 2015 году будет пункт 8.5.3 «Собственность потребителей и поставщиков» (Property belonging to customers or external providers, – ред.). По мнению большинства специалистов, комментирующих различия между черновиком будущей редакции ISO 9001 и его действующим текстом, содержание пункта 8.5.3 перекрывается содержанием пункта 7.5.4 «Собственность потребителей» из ISO 9001:2008. Господствующая точка зрения, похоже, заключается в том, что новый пункт просто пересказывает старый, но другими словами. Таким образом, принципиального значения для соответствия новой редакции стандарта предприятий, сертифицированных по ISO 9001:2008, эта перемена не имеет. Однако стоит отметить, что, если в соответствующем разделе ISO 9001:2008 речь идет только о потребителях, то в новой редакции затронуты также поставщики. Эта особенность имеет, впрочем, исключительно формальное значение, поскольку и согласно действующей редакции ISO 9001 собственность поставщиков должна управляться – просто отражено это в закупках.

Встречается определение, что собственность потребителя и заказчика – это ценности, которые не принадлежат организации, но за которые она несет ответственность в соответствии со своими контрактными обязательствами. Но такая формулировка достаточно узкая. На практике особые условия отраслей или сфер деятельности ставят многих руководителей, которые хотят внедрить у себя стандарт ISO 9001, в тупик. Не всегда просто ответить применительно к конкретной ситуации на вопрос: что является в данном случае собственностью потребителя. На профессиональных форумах качественников выходят из ситуации благодаря формальной логике. Например, объясняют менеджеру по качеству из медицинской клиники, что в случае с медучреждением собственностью потребителя будет и его тело, ведь он предоставляет его на время для проведения необходимых процедур или операций. Еще одной проблемой, с которой в пункте 7.5.4 сталкиваются многие организации, является проблема обоснованности решения об исключении этого пункта из области применения системы менеджмента качества. Напомним, что исключения из ISO 9001:2008 можно делать именно в параграфе №7, однако такое исключение должно быть обосновано и признано необходимым аудиторами. Зачастую внедряющие организации толкуют такие понятия, как «собственность потребителя» или «собственность поставщика» слишком узко. А в результате теряют время, так как аудиторы справедливо не соглашаются с их решением не применять требования о собственности потребителей.

Итак, чего же требует от пользователя стандарта ISO 9001 пункт 8.5.3? Организация должна проявлять заботу о собственности потребителя и внешнего поставщика, которая оказалась в ее распоряжении. Ей необходимо идентифицировать (то есть точно определить все имеющиеся объекты, которые можно отнести к собственности потребителей и поставщиков, – ред.), верифицировать такую собственность, а также обеспечить защиту и сохранность чужой собственности. В том случае, если она претерпела ущерб или была уничтожена, организация должна сообщить об этом потребителю или внешнему поставщику, – владельцам. Этот пункт стандарта венчает примечание, которое дает представление о том, что может быть идентифицировано в качестве собственности потребителей и поставщиков: сырье, комплектующие, инструменты, оборудование, помещения, интеллектуальная собственность и персональные данные.

Реализация принципа менеджмента качества «Ориентация на потребителя» на основе международных стандартов

The implementation of the quality management principle of «Customer focus» based on international standards

Колочева Влада Владимировна
Новосибирский государственный технический
университет, г. Новосибирск

Kolocheva Vlada Vladimirovna
Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk

Аннотация: В современных условиях ведение бизнеса предусматривает применение подходов и принципов, направленных на более полное удовлетворение требований потребителей. Целью исследования являлось изучение и анализ положений международных стандартов ИСО по системам менеджмента качества. В результате проведенной работы были выявлены направления, способы и методы по изучению требований потребителей, воплощению этих требований в выпускаемой продукции и оценке достижения удовлетворенности потребителей.

Abstract: In modern conditions of doing business involves the use of approaches and principles, aimed to better meet consumers’ requirements. The aim of the research was to study and analyze the provisions of the international ISO standards for quality management systems. As a result of the work areas were identified, methods and techniques for the study of customer requirements, translate these requirements into products and assessment of the achievement of customer satisfaction.

Ключевые слова: менеджмент качества, система менеджмента качества, принципы, ориентация на потребителя, стандарты

Keywords: quality management, quality management system, principles, customer focus, standards

Одной из основных задач бизнеса является увязка подходов организации к разработке и изготовлению продукции с интересами и потребностями потребителей. Изготовителя в первую очередь интересует эффективность производства и рентабельность продукции, а потребителя – характеристики и свойства приобретенной продукции. В такой ситуации необходимо найти такое решение, при котором выпускаемая продукция будет удовлетворять требованиям потребителей, а изготовитель при этом получит запланированную прибыль. Достижение такого положения возможно при одновременном воздействии на производственные процессы и корпоративную культуру. Одним из инструментов в решении такой задачи является внедрение систем менеджмента качества (СМК), которые направлены на улучшение результатов деятельности организации и ориентированы на устойчивое развитие.

Организации, внедряющие системы менеджмента качества имеют следующие потенциальные выгоды, такие как [2]: способность постоянно поставлять продукцию и предоставлять услуги, которые отвечают требованиям потребителей, а также применимым законодательным и нормативно-правовым требованиям; развитие возможностей для повышения удовлетворенности потребителей и др.

Системы менеджмента качества регламентируются международными стандартами, которые на протяжении тридцати лет совершенствуются Международной организацией по стандартизации ISO с учетом изменяющихся требований потребителей и других заинтересованных сторон, развития технологий, совершенствования теории управления организацией. В этих стандартах даны основные положения по принципам менеджмента качества, которые используются для разработки и улучшения процессов, а также для достижения поставленных целей организации. Так в стандарте ИСО 9000:2015 [2] приведены семь принципов менеджмента качества (табл. 1), которые широко применяются организациями различных отраслей экономики.

Стандарт организации. Система менеджмента качества. Управление документацией и записями

Стандарт устанавливает порядок и правила управления документацией с целью обеспечения единого методологического подхода в процессе разработки, утверждения, внесения изменений, хранения и изъятия документов. Распространяется на все виды документов и предназначен для всех подразделений института.

Документы по стандартизации

«ЦНИИПСК им. Мельникова»

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ И ЗАПИСЯМИ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ СТРОИТЕЛЬНЫХ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ ИМЕНИ Н.П. МЕЛЬНИКОВА

ЦНИИПСК
им. МЕЛЬНИКОВА

(О снован в 1880 г .)

Система менеджмента качества

УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ И ЗАПИСЯМИ

1 РАЗРАБОТАН и ВНЕСЕН отделом стандартизации ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова»

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ со дня утверждения его директором ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова» 20 февраля 2004 г.

4 Разработка, согласование, утверждение, издание (тиражирование), обновление (изменение или пересмотр) и отмена настоящего стандарта производится отделом стандартизации ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова»

Настоящий стандарт является обязательной документированной процедурой системы менеджмента качества, функционирующей в институте, разработанной в соответствии с требованиями семейства стандартов ИСО 9000 модель ГОСТ Р ИСО 9001-2001 .

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9004-2001 характер и степень документированности организации должны отвечать контрактным, законодательным и другим обязательным требованиям, потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон, а также устраивать организацию.

Настоящий стандарт устанавливает структуру документации, необходимой для разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества и эффективного выполнения производственных процессов, а также порядок управления документацией. Стандарт разработан в развитие п. 4.2 Руководства по качеству.

Директор ЗАО «ЦНИИПСК

___________ В.В. Ларионов

УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ И ЗАПИСЯМИ

Дата введения 2004-02-20

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок и правила управления документацией с целью обеспечения единого методологического подхода в процессе разработки, утверждения, внесения изменений, хранения и изъятия документов.

Настоящий стандарт распространяется на все виды документов и предназначен для всех подразделений института.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированная система организационной распорядительной документации. Требования к оформлению документов

ГОСТ 7.32-2001 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления

3 Термины и определения, сокращения

В настоящем стандарте применены следующие термины и определения:

3.1 нормативный документ: Документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов

(п. 2.1.18 ГОСТ Р 51.1-…)

3.2 техническая документация (на продукцию): Совокупность документов, необходимая и достаточная для непосредственного использования на каждой стадии жизненного цикла продукции

3.3 запись: Документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности

(п. 3.7.6 ГОСТ Р ИСО 9000-2001 )

4 Структура документации

4.1 Структура и состав используемой в институте документации представлены на схеме, приведенной в приложении А .

4.2 Внутренняя документация института включает:

— организационно-распорядительную документацию (Устав; организационная структура; положения о Советах — НТС, диссертационном; положения о подразделениях и должностные инструкции; приказы и распоряжения руководства; внутренняя и внешняя переписка, документы по кадровому учету);

— производственную документацию, в том числе:

· по основной деятельности;

· по системе менеджмента качества (СМК).

4.3 Внешняя документация состоит из:

— законодательной (Федеральные конституционные законы, Кодексы и Федеральные законы, Постановления правительства РФ, нормативно-правовые акты министерств и ведомств, другие правоустанавливающие документы);

— документов в области стандартизации, включающих действующий фонд нормативных документов на период до их отмены и федеральный информационный фонд технических регламентов и национальных стандартов в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» по мере их поступления;

— документов органов государственного надзора (Правила промышленной безопасности ПБ, руководящие документы РД, инструкции, положения, нормативные документы).

Отдельную категорию составляет документация, поставляемая заказчиком.

5 Общие требования к изложению и оформлению документов

5.1 Общим требованием для документов является наличие на каждом листе данных, позволяющих однозначно идентифицировать документ.

В обоснованных случаях данные по идентификации документа наносятся только на титульном листе, где приводят: наименование документа, его шифр (обозначение), фамилии разработчиков и дату разработки.

Смотрите так же:  Налог вычеты с покупки квартиры в ипотеку

Обозначение документов производится в соответствии с порядком, установленным для данного вида документов соответствующими стандартами организации:

СТП 03-95 — обозначение НИР, НИОКР;

СТО СМК 07-2004 — обозначение стандартов организации и стандартов СМК;

СТП 09-03 — обозначение договоров;

СТП 12-00 — регистрация организационно-распорядительной документации;

СТП 15-03 — обозначение рабочей и проектной документации, в том числе отчетной документации по обследованию, экспертизе;

СТП 20-02 — регистрация документов в архиве (присвоение инвентарных номеров хранения).

5.2 Все документы должны иметь один из возможных статусов:

— учтенный (с номером);

— недействующий (со штампом «Недействующий» — приложение Б).

Сотрудники института в своей деятельности должны пользоваться только учтенными документами.

5.3 Для нормативных документов, один из экземпляров регистрируется как «Контрольный экз.», о чем в правом верхнем углу документа производится соответствующая подпись.

5.4 Каждый документ имеет только один контрольный экземпляр.

Учтенные экземпляры документов СМК с номером № 1 и подлинными подписями являются контрольными и хранятся в отдельных папках с надписью «Контрольные экз.» в отделе стандартизации.

5.5 Учтенные экземпляры документов регистрируются под индивидуальными номерами и распространяются поименно. При их отмене они переводятся в статус «недействующих» и подлежат уничтожению. При необходимости хранения этих документов на них проставляется штамп «Недействующий» и они хранятся отдельно от учтенных экземпляров.

В случае издания новой редакции документа (например, редакция 2) на всех копиях документов предыдущей редакции ставится штамп «недействующий» и они хранятся отдельно.

5.6 Все журналы учета документации, которые ведутся в институте, должны иметь следующие данные:

на титульном листе:

название института и его подразделения;

— название журнала, даты начала и окончания;

на первой странице:

должность ответственного за ведение журнала;

— подписи сотрудников института с расшифровкой фамилий, имеющих право заносить записи в данный журнал.

При внесении изменений в записи журнала проставляется подпись лица, внесшего эти изменения, и дата внесения.

Пример оформления журналов учета документации приведен в приложении В.

5.7 Условия хранения документации должны обеспечивать сохранность, рациональное размещение документации, предупреждать ее повреждения и потери, а также исключать свободный доступ посторонних лиц. Порядок и условия хранения документации установлены СТП 20-02.

5.8 Все документы, в зависимости от их вида, имеют единообразную структуру оформления и изложения.

Все документы должны иметь пронумерованные страницы, утверждающие подпись и быть датированы.

Подлинники всех документов подписываются синими чернилами.

5.9 Разработка документов, проверка на адекватность, анализ, актуализация по мере необходимости, пересмотр, согласование и утверждение осуществляется ведущими специалистами института.

Ответственность за ведение, обращение и хранение всех документов несут руководители соответствующих подразделений.

6 Управление документацией

6.1 Управляемыми считаются документы, подготовка, идентификация, рассмотрение, согласование, распределение, хранение и пересмотр которых осуществляется на основе заранее установленных, систематически используемых правил.

6.2 Процедура управления документацией должны предусматривать:

— проверку документов на адекватность до их выпуска;

— анализ и актуализацию по мере необходимости разработки и переутверждения документов;

— идентификацию документов и их изменений;

— хранения и изъятия устаревших документов;

— обеспечение учета версий документов при их пересмотре.

6.3 Порядок управления разрабатываемой и используемой институтом документацией установлен соответствующими стандартами СМК, ГОСТ, РД. Особенности управления отдельными документами изложены в разделах 6 — 8 настоящего стандарта.

6.4 Внутренняя документация

6.4.1 Организационно-распорядительные документы оформляются в соответствии с ГОСТ Р 6.30 и СТО СМК 12-2004.

Для большинства организационно-распорядительных документов разработаны единые формы, бланки, образцы составления.

6.4.2 Положения о подразделениях разрабатываются руководителями подразделений с учетом направления их деятельности, тематики и специфики работы подразделения.

Положения о работе подразделений, организация и управление их деятельностью, основные функции, структурный и кадровый состав устанавливаются с учетом рекомендаций и положений «Справочника проектировщика», выпуски ЦНИОпроект — ИНВЕСТ, 1997 г.

Должностные инструкции разрабатываются руководителями подразделений для подчиненных им сотрудников.

Положения о подразделениях, должностные инструкции утверждаются директором.

6.4.3 Финансово-экономическая документация разрабатывается и ведется на основе действующего законодательства, Трудового и Налогового Кодексов РФ, Положений бухгалтерского учета (ПБУ) и других утвержденных документов.

Порядок заключения договоров и оформления договорной документации установлен СТП 09-03.

6.4.4 Управление документацией по основной деятельности осуществляется соответственно разработанной документации СМК, устанавливающей порядок выполнения производственных процессов и взаимодействий между ними. Степень детализации документации зависит от значимости работ, требуемого уровня контроля, уровня компетентности персонала.

Документальное оформление процедур выполнения работ является необходимым для утверждения и совершенствования производственных процессов, служит источником информации для персонала.

Порядок управления документацией по основной деятельности установлен:

СТО СМК 29-2004, СТП 17-00, СТП 14-02, СТП 15-03, СТП 18-02 — для проектной и рабочей документации;

СТО СМК 21-2004 — для документации по патентно-лицензионной работе;

СТП 22-02 — для документации по авторскому надзору ;

ГОСТ 7.32 — для отчетов по НИР, НИОКР;

Федеральным законом «О техническом регулировании», СТО СМК 07-2004 — для документации по стандартизации.

6.5 Внешняя документация

6.5.1 Базовым уровнем действующей системы менеджмента качества являются законодательные и государственные нормативные документы, требования которых подлежат выполнению при реализации системы.

6.5.2 Законодательная документация (Законы РФ, нормативно-правовые акты правительства РФ, министерств и ведомств и другие правоустанавливающие документы) поступает в институт в виде официальных публикаций в сборниках, газетах, журналах, которые хранятся в ОНТИ и в электронно-цифровой форме программного комплекта «Гарант» в юридическую службу института. Юрисконсульт доводит информацию до сведения руководства и сотрудников института и проводит согласование правомерности документов.

6.5.3 Нормативная документация поступает в ОНТИ, где сформированы фонды:

— нормативной документации национальной системы стандартизации, включая международные и межгосударственные стандарты, ГОСТы и методические документы Госстандарта, отраслевую документацию и др.;

— документации по нормам проектирования в области строительства (СНиП, СП, РД и др.);

— нормативной документации органов государственного надзора — Госгортехнадзора, Госархстройнадзора, Госатомнадзора, Противопожарной службы, Госкомэкологии (ПБ, ППБ, РД, Методические указания и положения, ПНАЭ и др.).

6.5.4 Вся поступающая в фонды документация проходит учет (регистрацию), один из экземпляров регистрируется как «Контрольный». На официальные издания документов, поступающих в одном экземпляре, проставляется штамп «Не выдается».

6.5.5 Нормативная документация в области стандартизации содержится также в программном комплекте «Кодекс», который периодически обновляется.

6.5.6 Изменение и дополнение нормативных документов производится на основе периодической информации Госстандарта (ИУС — «Информационный указатель стандартов») и Госстроя (БСТ — «Бюллетень строительной техники»). Текст изменений размножается и вносится во все экземпляры документов, а также доводится до сведения держателей в отделах.

6.5.7 Актуализация и пополнение фондов осуществляются на основании ежегодной информации «Общероссийского строительного каталога СК-1», «Указателя государственных стандартов», «Перечня действующих нормативных документов Госгортехнадзора России» и других.

6.5.8 Документация, поставляемая Заказчиком, регистрируется сотрудниками подразделений в журналах регистрации данных, поступивших от Заказчика, и доводится до сведения всех исполнителей данного договора.

Поступившая документация хранится и используется исполнителем в течение выполнения данной работы, а затем передается в составе работы на хранение в архив или, по договоренности, возвращается Заказчику.

7 Управление документами системы менеджмента качества

7.1 Управление документами СМК включает требования и особенности управления следующих документов:

— Политика в области качества;

— Руководство по качеству;

— стандартов организации — СТО СМК, СТО;

— записи по качеству, а также порядок внесения изменений в документы.

7.2 Порядок управления Политикой в области качества

7.2.1 Политика в области качества оформляется в виде отдельного документа и в обязательном порядке включается в Руководство по качеству.

Разработка проекта Политики осуществляется согласно СТП 02-03, руководством института, отделом стандартизации с привлечением компетентных специалистов из различных подразделений.

7.2.2 Основанием для пересмотра Политики в области качества являются:

— изменение целей организации;

— результаты внешних и внутренних аудитов;

— результаты анализа руководством производственной деятельности организации;

7.2.3 Разработанный проект Политики проходит обсуждение в подразделениях института, полученные замечания и предложения поступают в отдел стандартизации, который дорабатывает проект и передает уточненную редакцию проекта на рассмотрение директору.

7.2.4 Директор рассматривает, уточняет проект и утверждает Политику ЦНИИПСК им. Мельникова в области качества. Подлинник Политики находится в контрольном экземпляре (№ 1) Руководства по качеству.

7.2.5 Политика размножается и передается согласно листу рассылки во все подразделения института. Для обеспечения понимания, внедрения и следования принятой Политике руководители подразделений доводят ее содержание до каждого сотрудника, добиваясь реализации и соблюдения Политики в каждом подразделении.

7.2.6 Текст Политики вывешивается на видных местах и своевременно заменяется при внесении изменений в Политику.

7.2.7 Пересмотр Политики осуществляется в том же порядке с учетом результатов анализа СМК, проводимого руководством.

7.2.8 Ответственность за работу по организации оформления, рассылки, своевременного внесения изменений и пересмотра Политики несет начальник отдела стандартизации.

7.3 Порядок управления Руководством по качеству

7.3.1 Руководство по качеству является основным руководящим документом в действующей системе менеджмента качества.

Требования к содержанию «Руководства», перечень вопросов, которые должны быть включены в него, установлены п. 4.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и соответствуют системе производственных процессов института, включая процессы управления, основные и вспомогательные.

7.3.2 Порядок управления руководством изложен, должен соответствовать правилам и порядку, установленным для стандартов организации, а также изложенным в п. 7.4 настоящего стандарта.

7.4 Порядок управления стандартами организации — СТО СМК, СТО

7.4.1 Правила построения, изложения, оформления и обозначения стандартов организации установлены СТО СМК 07-2004.

7.4.2 Определение потребности в разработке стандартов или их актуализации производится на основе результатов анализа эффективности действующей СМК и результатов аудитов. С учетом полученных замечаний и предложений отдел стандартизации составляет программу (план) разработки и пересмотра стандартов, где определяются исполнители работ, сроки разработки. Программа утверждается директором института.

7.4.3 Разработанный проект стандарта при необходимости согласовывается с заинтересованными подразделениями. Формой внутреннего согласования может быть визирование проекта. Проект дорабатывается с учетом полученных замечаний, и окончательная редакция утверждается директором.

Стандарт считается введенным в действие с даты его утверждения директором, которая указывается на первом листе стандарта.

7.4.4 Отдел стандартизации производит регистрацию в журнале учета и регистрации стандартов СТО СМК, размножает необходимое количество учтенных экземпляров и передает стандарт подразделениям института в соответствии с листом рассылки. Получение документа подтверждается подписью начальника подразделения.

7.4.5 Специалисты подразделений, имеющие удостоверение в области менеджмента качества, осуществляют обучение сотрудников по использованию и применению новых утвержденных стандартов и введение их в действие.

7.4.6 Ответственность за внедрение стандартов СТО СМК несет руководитель подразделения, на который он распространяется.

7.4.7 Контрольный экземпляр (экз. № 1) — подлинник стандарта хранится в отделе стандартизации, учтенные копии — в подразделениях института согласно листу рассылки.

Подлинник отмененного стандарта СТО СМК подлежит уничтожению не ранее, чем через три года со времени его отмены.

7.4.8 Блок — схема разработки стандартов организации приведена в приложении Г .

7.5 Порядок внесения изменений и изъятия стандартов СТО СМК

7.5.1 Необходимость внесения изменений в стандарты обуславливается.

— накопленным опытом применения;

— задачами совершенствования системы;

— изменением организационной структуры института;

— результатами внутренних и внешних аудитов.

7.5.2 Каждый сотрудник или подразделение института имеет право предложить разработку или изменение стандарта. Предложение передается в письменном виде, в произвольной форме в отдел стандартизации.

7.5.3 Разработка и утверждение изменений проходит в том же порядке и последовательности, как и стандартов. Правила внесения изменений установлены СТО СМК 07-2004.

Отдел стандартизации присваивает утвержденному изменению порядковый номер и вносит его в журнал учета и регистрации стандартов СМК, а также в лист регистрации изменений в подлиннике изменяемого стандарта, прилагаемого к каждому стандарту.

Утвержденное изменение размножается и рассылается подразделениям института в соответствии с листом рассылки данного стандарта.

7.5.4 При наличии значительных изменений, касающихся содержания стандарта, внесения новых требований и положений, стандарт пересматривается и утверждается в новой редакции.

7.5.5 Ответственность за внесение изменений в учтенные экземпляры стандартов и изъятие устаревших несет руководитель подразделения.

7.5.6 Отмененные или утратившие свое действие документы уничтожаются или переводятся в статус «Недействующий».

7.6 Управление записями

7.6.1 Записи по качеству — документы, представляющие объективное доказательство о проделанной работе или достигнутых результатах, в частности доказательство степени выполнения требований к качеству продукции или свидетельство результативности функционирования системы.

Записями по качеству служат отчеты, акты, протоколы заседаний, журналы и другие документы, составляемые исполнителями в ходе выполнения производственных процессов. Они служат основой для последующего проведения анализа, позволяющего выявить тенденции изменения показателей качества, оценивать причины различных несоответствий, назначать корректирующие действия, определять их эффективность.

7.6.2 Процессами управления записями являются:

— регистрация данных о качестве;

— обработка данных о качестве;

— анализ данных о качестве;

— хранение данных о качестве в течение установленного срока;

— изъятие и уничтожение данных о качестве по истечении срока хранения.

7.6.3 Перечень и форма «Записей по качеству», которые должны выполняться в процессе производства работ, представлены в приложении Д .

В приложении приведены разделы и пункты стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 , в которых содержатся требования о регистрации записей о качестве; подразделения института, ведущие записи; документы (записи), фиксирующие данные о проведенном анализе; содержание регистрируемой информации; должностные лица, ответственные за управление записями о качестве.

7.6.4 Записи должны быть четкими, легко идентифицируемыми и поддерживаться в рабочем состоянии. Записи выполняются на бланках и формах установленного образца.

Каждый заполненный (оформленный) документ должен быть подписан ответственным за его составление и датирован. Только при таком условии он считается действительным.

Порядок составления, учета, обращения, хранения и изъятие записей определен в СТП 12-00 Требования к организационно-распорядительной документации.

7.6.5 Записи данных о качестве хранятся в подразделениях, в которых они были выполнены в течение 5 лет или в соответствии с указаниями документов на их разработку.

Оригиналы документов хранятся в местах, защищенных от несанкционированного доступа во избежание их изменений, повреждений или потерь.

7.6.6 Если это отражено в договоре, заказчик имеет право на предоставление ему копий записей по качеству.

8 Ответственность

Ответственность за выполнение установленного порядка управления документацией несут:

— заместитель директора, ответственный за систему менеджмента качества;

Международный стандарт ISO 9001

Главная > Реферат >Менеджмент

В предисловии предоставлена краткая информация об ISO , его функциях, Подкомитете SC 2 «Системы качества» Технического Комитета ISO / TC 176 «Управление качеством и обеспечение качества», некоторых правилах разработки, принятия и публикации стандартов. Подчеркивается, что международные стандарты разрабатываются по правилам, изложенным в части 3 Директив ISO / IEC .

Отмечено, что третья редакция стандарта отменяет предыдущую, включающую стандарты ISO 9002:1994 и ISO 9003:1994. При этом организации, ранее применившие стандарт ISO 9002:1994 и ISO 9003:1994, могут для применения новой версии стандартов исключить некоторые требования в соответствии с п.1.2.

Подчеркнуто, что измененное название стандарта не содержит термина «обеспечение качества», поскольку требования новой версии стандартов кроме обеспечения качества направлены и на повышение удовлетворения потребителей.

Отмечается справочный характер приложений А и Б к стандарту.

Общие положения

Указывается, что принятие системы управления качеством является стратегической целью организации.

Отмечается, что целью стандарта не является обеспечение единообразия структуры систем управления качеством или единообразие документации.

Отмечено также, что требования к системам качества дополняют требования к продукту.

Подчеркивается, что стандарт ISO 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, применяемой организацией:

для достижения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований и применяемых регулирующих норм;

с целью оценки внутренними и внешними сторонами (включая органы по сертификации) способности организации выполнить эти требования.

Указано, что при разработке стандарта учитывались принципы управления качеством, изложенные в стандарте ISO 9004.

Определяется, что любая деятельность, которая получает входные данные и преобразует их выходные, является процессом.

Деятельность организации состоит из ряда взаимосвязанных процессов. При этом выходные данные одного процесса являются входными данными для следующего.

Поэтому процессный подход заключается в систематической деятельности по определению процессов, их последовательности и взаимодействия, управлению процессами и связями между ними.

Пересмотренные стандарты семейства ISO 9000 настоятельно рекомендуют введение процессного подхода к управлению организацией как средства для определения и использования возможностей для постоянного усовершенствования.

Преимуществом процессного подхода является предусмотренный им непрерывный контроль организацией совместимости отдельных процессов в рамках системы, их соединения и взаимодействия.

Смотрите так же:  Трудовой кодекс рф вступил

В примечании отмечается, что для всех процессов применяется терминология «Планирование-Осуществление-Проверка-Действие» ( PDCA – “ Plan — Do — Check — Act ”)

Качество возникает в процессе работы, а не в результате контроля.

Разъясняется, что стандарты ISO 9001 и ISO 9004 являются согласованной парой стандартов. Они разработаны для совместного использования, но каждый из них можно применять и самостоятельно. У них аналогичная структура, но различная область применения.

Отмечено, что стандарт ISO 9001 устанавливает требования к системам управления качеством, которые могут применяться в организациях, с целью сертификации, выполнения условий контрактов.

ISO 9004 рекомендуется как руководство для организаций, которые желают превысить требования ISO 9001 с целью усовершенствования. Четко оговорено, что ISO 9004 не предназначен для сертификации. Целью ISO 9001 является достижение результативности системы управления качеством, а целью ISO 9004 – повышение ее эффективности.

Совместимость с другими системами менеджмента

Отмечается, что ISO 9001 согласуется с ISO 14001. ISO 9001 не содержит требования к другим системам менеджмента (экологический менеджмент, техника безопасности и охрана труда, финансовый менеджмент), но позволяет организации интегрировать свою систему менеджмента качества с соответствующими требованиями общей системы менеджмента.

1. Область применения

Общие положения

Отмечено, что стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества, в тех случаях, когда организации необходимо:

продемонстрировать способность неизменно поставлять продукцию, которая отвечает требованиям потребителей и действующим регламентирующим требованиям;

обеспечить повышение удовлетворенности потребителя за счет эффективного применения системы, в том числе процессов постоянного усовершенствования и обеспечения соответствия требованиям потребителей и действующим регламентирующим требованиям.

Отмечается общий характер всех требований стандарта, которые должны распространяться на все организации независимо от их типа, величины и продукции, которая поставляется.

В случае невозможности применения того или иного требования стандарта вследствие специфики организации, должна быть рассмотрена возможность их исключения.

В случае принятия таких исключений, заявление на соответствие стандарту принимается только в том случае, если исключения не влияют на возможность организации поставлять продукцию, которая отвечает требованиям потребителей и действующим регламентирующим требованиям.

2. Нормативная ссылка

Объясняется, что стандарт ISO 8402:1994, на который есть ссылка в стандарте версии 1994 года, заменен стандартом ISO 9000:2000 Системы менеджмента качества – Основные принципы и словарь.

Организациям предлагается рассмотреть возможность использования последней редакции стандарта.

3. Термины и определения

Далее стандарт включает пять разделов, определяющих виды деятельности, которые необходимо рассмотреть для внедрения системы менеджмента качества. Эти разделы определяют, какие последовательные действия необходимо осуществить организации для того, чтобы произвести продукцию (это могут быть и услуги, технологические процессы, оборудование, компьютерные программы и т.д.), соответствующую требованиям потребителей и законодательным требованиям.


При этом организация должна описать все виды деятельности, используемые для создания и поставки продукции, а также исключить неприменяемые для своих деловых операций части из раздела «Выпуск продукции». Требования остальных четырех разделов применимы для всех организаций. Каждая организация в пособии по качеству и других документах может продемонстрировать как применимы эти требования конкретно для нее.


На сегодняшний день это единственный стандарт в семействе стандартов ISO 9000, в соответствии с требованиями которого внешняя организация может удостоверить свою систему менеджмента качества.

4 Система менеджмента качества

4.1 Общие требования (здесь и далее в тексте значком отмечены пункты стандарта, текст которых приводится в стандарте Iso 9004)

Для организации основные требования заключаются в том, что она должна создать, документировать, внедрить, поддерживать систему качества, обеспечить ее функционирование и постоянно повышать ее результативность в соответствии с требованием стандарта. (Важное дополнение к п.4.2.1. старого стандарта)

Объясняется, что организация для создания системы управления качеством должна:

определить процессы, необходимые для системы управления качеством и их применения во всей организации;

определить последовательность и взаимодействие этих процессов;

определить критерии и методы, необходимые для результативности, как реализации этих процессов, так и управления ими;

обеспечить наличие ресурсов и информации, необходимых для обеспечения выполнения и контроля этих процессов;

осуществлять контроль, измерение и анализ этих процессов;

осуществлять действия для получения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

К организации предъявляется требование управлять процессами в соответствии с требованиями этого стандарта.

В примечании говорится, что к процессам, необходимым для управления системами качества относятся процессы управления, обеспечения ресурсами, создания продукции и измерения.

Отмечается также, что в случае, когда организация использует процессы, предоставляемые другой организацией (субподряд), эти процессы также влияют на соответствие продукции требованиям. Поэтому организация должна предусмотреть управление такими процессами и за своими пределами.

4.2 Требования к документации

4.2.1 Общие положения

Документация на систему качества должна содержать:

изложение политики и целей в сфере качества;

руководство по качеству;

методики, требуемые этим стандартом;

документы, необходимые организации для обеспечения эффективности планирования и исполнения процессов, управления ими;

Объем документации может быть различным в зависимости от:

руководство по качеству

политика и задания

в сфере качества

методики, требуемые этим стандартом

Другие документы (например, инструкции)

протоколы качества

Примечание 1 определяет понятие «Документированная методика» как разработанную, документированную, внедренную и поддерживаемую методику.

Примечание 2 объясняет, что объем и степень детализации документации зависит от:

размера и типа организации, вида их деятельности;

сложности и взаимодействия процессов;

В примечании 3 разрешается размещать документацию на любых носителях (примечание 15 старого стандарта).

4.2.2 Руководство по качеству

(Соответствует п.4.2.1. старого издания)

Стандарт требует от организации, чтобы руководство по качеству включало следующие аспекты:

— содержание системы менеджмента качества с подробным описанием и обоснованием

— созданные для системы качества документированные методики или ссылки на них;

описание взаимодействия между процессами системы качества.

Определение руководства по качеству приведено в п. 2.7.2. ISO 9000 :2000 .

Из всех возможных способов документировать систему управления качеством организация должна выбрать для себя наиболее полезный для результативного функционирования своей системы.

Организация должна документировать свою систему качества таким образом, чтобы наилучшим образом обеспечить ведение работ и удобство для персонала.

Руководство по качеству не обязательно должно быть оформлено в виде отдельного документа. Оно может быть компиляцией документов системы менеджмента качества. Руководство по качеству может быть оформлено в виде отдельного документа или в виде нескольких томов.

4.2.3 Контроль документов

(Подобен п.4.5 старого издания)

Устанавливается требование по осуществлению контроля предусмотренных системой качества документов (кроме протоколов качества).

Документированная методика должна содержать способы контроля, необходимые для:

утверждения документов, как соответствующих требованиям перед их выпуском;

пересмотра документов и, в случае необходимости, их актуализации с повторным утверждением;

обозначения на документах их литеры изменения и номера редакции, т.е. определения текущего статуса пересмотра документов;

обеспечения наличия документов на местах их использования;

обеспечения сохранности документов в состоянии, пригодном для их использования;

обеспечения идентификации внешних документов и управления их распространением;

исключения случайного использования документов, которые устарели, или их идентификации, если они сохраняются для каких-либо целей.

Перечисленные требования почти соответствуют действующим. Новые требования не должны вызвать проблемы у организации, поскольку они могли быть уже учтены в других документально оформленных процедурах управления.

4.2.4 Контроль протоколов качества (записей)

(Содержит основные положения п.4.16 старой редакции)

Стандарт требует оформления и хранения протоколов качества для обеспечения доказательства соответствия требованиям и эффективности функционирования системы управления качеством.

Протоколы качества должны оформляться и сохраняться в виде, пригодном для чтения с возможностью их быстрого поиска и подбора. Должна быть разработана методика, в которой установлены способы контроля, необходимые для идентификации, хранения, подбора, изъятия протоколов качества.

5 Ответственность руководства

5.1 Соблюдение руководством взятых обязательств

Стандарт обязывает руководство предоставлять доказательства соблюдения взятых обязательств по разработке и внедрению системы управления качеством и постоянному повышению ее результативности путем:

доведения до ведома организации идеи важности выполнения требований потребителей и законодательства;

установления политики в области качества;

обеспечения принятия целей в области качества;

обеспечения доступности необходимых ресурсов.

В этом пункте даны расширенные объяснения ответственности руководства по сравнению с п.4.1.1 старой редакции стандарта. Он очень важен и всеобъемлющ, имеет значение для всей концепции стандарта.

5.2 Ориентация на потребителя

Делается ссылка на пункты 7.2.1 и 8.2.1 стандарта.

Ожидания потребителя должны быть:

определены (с учетом требований законодательства);

выражены в виде требований;

выполнены с целью достижения удовлетворения потребителей.

Пункт правильно отображает фундаментальный принцип управления в новом подходе – ориентацию на потребителя, это является его главным отличием от старого п.4.3.

5.3 Политика в области качества

соответствовать целям организации;

содержать обязательства по выполнению требований и постоянному повышению результативности системы управления качеством;

обеспечивать основу для принятия и пересмотра целей в области качества;

доводиться до ведома персонала организации и быть понятой на соответствующих уровнях;

анализироваться на предмет сохранения актуальности.

Требования этого пункта совпадают с п.4.1.1 старой редакции стандарта. Однако, в старой версии 1994 года явно не требовалась пересматривать саму политику и цели в сфере качества в зависимости от изменения обстоятельств. Новое требование выдвигается для обеспечения постоянного движения вперед системы управления качеством с целью сохранения ее актуальности.

Требования старой версии стандарта касались включения целей качества в политику качества. Новое положение требует, чтобы политика качества обеспечивала основу для установления целей качества. В этом требования этого пункта совпадают с требованиями стандарта ISO 14001.

5.4 Планирование

5.4.1. Задания в области качества

Требуется, чтобы высшее руководство обеспечило определение целей в сфере качества, которые:

включают все необходимое для выполнения требований к продукции (ссылка на п.7.1);

устанавливаются для каждой функции и уровня организации;

должны быть соизмеримы и согласованы с политикой в области качества.

Это положение соответствует стандарту ISO 14001, но не требует, в отличие от него, разработки и внедрения специфических программ управления.

Цели (задания) становятся возможными благодаря планированию качества. Цели являются одним из факторов, обеспечивающих непрерывное совершенствование.

5.4.2. Планирование системы менеджмента качества

Требуется, чтобы высшее руководство предусмотрело:

планирование системы менеджмента качества для исполнения требований и целей в области качества;

сохранение целостности системы менеджмента качества, как при планировании, так и при внедрении изменений к ней.

Требования этого пункта усилены по сравнению с п.4.2.3 старой версии. Они ориентированы на достижение целей качества.

Требование к целостности системы управления качеством не допускает возможности ущемления интересов потребителей при ее планировании и проведении изменений в ней.

5.5 Ответственность, полномочия и информирование

5.5.1. Ответственность и полномочия

Высшее руководство должно предусмотреть определение и доведение до ведома персонала организации обязанностей, полномочий и зависимостей между ними.

Соответствует п.4.1.2.1 стандарта 1994 года. Не требуется документировать полномочия, обязанности и зависимости между ними.

5.5.2. Представитель руководства

Один из представителей высшего руководства должен быть назначен ответственным и наделенным соответствующими полномочиями для:

организации, внедрения и исполнения необходимых для системы управления качеством процессов;

отчетности ему по показателям системы управления качеством и необходимости ее усовершенствования;

обеспечения осведомленности о требованиях потребителей во всех подразделениях организации.

Соответствует п.4.1.2.3 стандарта 1994 года. Последнее требование — новое, существенно увеличивает значение представителя руководства.

В примечании оговаривается возможность ответственности представителя руководства за взаимодействие с внешними организациями в сфере управления качеством.

5.5.3 Доведение информации в пределах организации

Требуется осуществление необходимых процессов информирования в пределах организации и проведение информирования про действенность системы управления качеством.

Совершенно новое требование.

5.6 Анализ со стороны руководства

5.6.1 Общие положения

Требуется, чтобы высшее руководство проводило анализ системы управления качеством с запланированной периодичностью для пересмотра ее пригодности, адекватности, результативности.

При анализе необходимо оценивать возможность совершенствования и потребность внесения изменений в систему управления качеством, в том числе политику и задания в сфере качества.

Периодичность анализа не регламентируется.

Система должна развиваться вместе с организацией!

Пункт соответствует п.4.1.3 старой версии, но сформулирован подробнее.

5.6.2 Материалы на входе анализа

Указывается, что материалы на входе анализа должны содержать информацию о:

результатах аудита;

откликах потребителей;

показателях процессов и соответствия продукции;

состоянии предупреждающих и корректирующих действий;

действиях по результатам предыдущего анализа со стороны руководства;

запланированных изменениях, способных отразиться на системе управления качеством;

рекомендациях по усовершенствованию.

Раньше, согласно требованиям примечания 20 к п.4.17 старой версии стандарта, организации предоставляли информацию о результатах внутренних аудитов для анализа со стороны руководства. В новой редакции стандарта требуется, чтобы анализ со стороны руководства включал в себя анализ текущего функционирования и информации о возможности совершенствования.

5.6.3 Материалы на выходе анализа

Определяется, что в материалах на выходе анализа должны содержаться решения о:

повышении действенности системы управления качеством и ее процессов;

усовершенствовании продукции согласно требованиям потребителей;

потребностях в ресурсах.

В том, что руководство должно анализировать и, если возможно, утверждать как выходные данные значительно расширенный объем информации, заключается существенное отличие старой и новой версий стандарта. Таким образом, высшее руководство больше вовлекается в процесс анализа.

6 Менеджмент ресурсов

6.1 Обеспечение ресурсами

Организация должна определить и удовлетворить потребность в ресурсах, необходимых для:

внедрения и обеспечения функционирования системы управления качеством, постоянного повышения ее действенности;

повышения удовлетворенности потребителей за счет выполнения их требований.

Это пункт имеет общий характер и наиболее важен среди действующих требований.

6.2 Людские ресурсы

6.2.1 Общие положения

Определено, что персонал, выполняющий работы, которые отражаются на качестве продукта, должен быть компетентным за счет образования, подготовки, навыков и опыта.

Этот пункт совпадает с п.4.1.2.2 и 4.18 старой версии, но он усилен за счет ввода нового термина: «компетентность».

6.2.2 Компетентность, осведомленность и подготовка

Указано, что организация должна:

определить необходимую компетентность персонала, выполняющего работы, которые отражаются на качестве продукции;

осуществить подготовку персонала;

оценить результативность проведенных мероприятий;

убедиться в том, что персонал осведомлен о необходимости и важности своей деятельности в достижении целей в сфере качества;

вести учет данных об обучении, подготовке, навыках и опыте персонала (дана ссылка на п.4.2.4).

Требования этого пункта соответствуют положениям п.4.18 старой версии, однако добавлены и новые требования. Так, «обеспечение осведомленности» — новое требование, соответствующее стандарту ISO 14001.

Определение необходимой компетентности должно проводится периодически, в зависимости от возникающих изменений во всей сфере бизнеса.

Каким конкретно образом проводить обучение определяет сама организация. Это могут быть теоретические занятия и лекции, практические занятия, передача опыта, тренинг, диспуты, обучение при помощи современных технологий (через интернет, компакт-диски и пр.). Для обеспечения компетентности могут привлекаться эксперты, консультанты, приниматься на постоянную работу или по совместительству новые сотрудники и т.д.

Результативность обучения ранее не выдвигалась как отдельное требование. Оценивать результативность можно также различными способами, которые выбираются самой организацией исходя из конкретных условий, при этом должна выполняться поставленныя цель. Это могут быть экзамены, тесты, периодические проверки, и косвенные показатели: сокращение брака, повышение производительности, эффективности труда.

При документировании обучения могут использоваться свидетельства, дипломы, списки посещаемости, результаты экзаменов и тестов, удостоверения об обучении и т.д.

Эффективность других действий, направленных на обеспечение компетентности, может оцениваться, например, через анализ выполнения работ, оценку финансовых и других показателей, обратную связь с потребителем и пр.

6.3 Инфраструктура

Организация должна определить, образовать и поддерживать инфраструктуру, необходимую для обеспечения выполнения требований к продукции

Это требование расширено по сравнению с п.4.1.2.2, 4.4.2, 4.9, 4.15 старой версии

6.4. Рабочая среда

Требуется, чтобы организация определила и организовала рабочую среду, необходимую для обеспечения соблюдения требований к продукции.

Требование этого пункта связано с п.4.1.2.2, 4.9, 4.18 старой редакции.

Необходимо учитывать все факторы рабочей среды, которые необходимы для обеспечения выполнения всех требований к продукции. К этому пункту не относятся требования законодательства, охраны окружающей среды, техники безопасности и т.д.

7. Создание продукции

Этот пункт содержит требования пунктов 4.3, 4.4, 4.6, 4.7, 4.8, 4.9, 4.10, 4.11, 4.12, 4.19 старой версии.

7.1 Планирование производства продукции

Этот пункт требует от организации планирования и разработки процессов, необходимых для создания продукции. При планировании создания продукции организация должна определить:

задания в сфере качества и требования к продукции;

Смотрите так же:  Собственность субъекты объекты формы в экономике

необходимость разработки процессов и документов и обеспечения специальными ресурсами;

необходимые мероприятия по проверке, утверждению, мониторингу, контролю и испытаниям;

протоколы, необходимые для обеспечения доказательств того, что процессы производства и полученный в результате продукт, удовлетворяют установленным требованиям (ссылка на п.4.2.4).

В примечании 1 программа качества определяется как документ, в котором устанавливаются процессы системы менеджмента качества (включая процессы создания продукции) и ресурсы, используемые для конкретной продукции, проекта или контракта. В примечании 2 организации разрешено применять и требования п.7.3 к разработке процессов создания продукции.

В эти требования включены положения пунктов 4.2.3 и 4.9 старой версии. Этот пункт подчеркивает сущность процессного подхода при разработке системы управления качеством.

7.2 Процессы, связанные с потребителем

Положения этого пункта расширяют и дополняют п. 4.3 старой версии стандарта.

7.2.1 Определение связанных с продукцией требований

Указывается, что организация должна определить:

требования потребителя к продукции, в том числе к поставке и обслуживанию;

требования, потребителем не установленные, но необходимые для предполагаемого использования;

дополнительные требования, выбранные самой организацией.

Законодательные требования — это связанные с продукцией правовые и регламентирующие нормы национального, регионального и международного законодательства. Организация не должна обязательно фиксировать и сохранять у себя тексты таких документов.

В данном контексте имеются в виду только требования, относящиеся к продукции организации, а не все юридические требования, которые должна соблюдать организация в процессе работы. Соблюдение региональных и международных законодательных требований важно, если предполагается поставлять продукцию на внешний рынок.

7.2.2 Анализ требований к продукции

Требуется, чтобы организация анализировала требования потребителя до принятия обязательств по поставке продукции, при этом необходимо убедиться в том, что:

требования к продукции определены;

изменения в требованиях контракта или заказа в сравнении с первоначальными согласованы;

она в состоянии выполнить поставленные требования.

Результаты анализа и последующих действий должны быть документированы (ссылка на п.4.2.4).

Если требования к продукции были изменены, должна быть изменена соответствующая документация, соответствующий персонал должен быть ознакомлен с такими изменениями.

В примечании говорится, что если анализ требований каждого конкретного потребителя в явном виде невозможен, должен проводиться анализ соответствующей информации о продукции (каталоги, реклама и пр.) Положения этого пункта соответствуют п.4.2.3 и 4.3.3 старой версии.

7.2.3 Связь с потребителями

Подчеркивается, что организация должна определить и внедрить действенные связи с потребителем касательно:

информации о продукции;

информации по контрактам, заказам, включая проведение изменений;

отзывов, в том числе жалоб.

Подобное требование содержится в примечании 9 п.4.3. старой версии стандарта с ссылкой на п.4.14 (а).

Обратной связи с потребителем уделяется особое внимание, это требование подробно рассматривается в п.8.2.1 стандарта.

7.3. Проектирование и разработка

Требования этого пункта аналогичны требованиям п.4.4 старой версии, но акцентируется внимание на требованиях к внесению изменений в проект.

7.3.1 Планирование проектирования и разработки

От организации требуется, чтобы она обеспечила взаимодействие между отдельными группами, связанными с разработкой и проектированием и обеспечила действенную связь и четкое разделение обязанностей, а также определила:

стадии проектирования и разработки;

необходимые для каждой стадии анализ, проверку и утверждение;

ответственность и полномочия касательно проектирования и разработки.

Выходные данные планирования при проектировании и разработке должны постоянно актуализироваться.

Требования этого пункта подобны требованиям пунктов 4.4.1, 4.4.2, 4.4.3 стандарта версии 1994 года.

7.3.2 Входы проектирования и разработки

Входные данные должны содержать:

функциональные требования и требования к характеристикам;

действующие правовые и регламентирующие требования;

сведения про аналогичные и предыдущие проектирования;

другие имеющие значение для проектирования и разработки требования.

Входные данные, связанные с требованиями к продукции, должны быть определены и документированы.

Должна анализироваться адекватность входных данных.

Требования на входе должны быть полными, однозначными и не противоречить друг другу.

Положения этого пункта аналогичны п.4.4.4 стандарта версии 1994 года.

7.3.3 Выходы проектирования и разработки

Требуется, чтобы выходы были оформлены в виде, который дает возможность проверить их на соответствие данным на входе.

Выходы должны быть одобрены.

Выходные данные должны:

отвечать входным данным;

содержать необходимую информацию о закупках, производстве, предоставлении услуг;

содержать критерии приемки продукции или ссылки на них;

устанавливать существенные для безопасности и требуемого использования продукции требования.

Требования этого пункта подобны требованиям п.4.4.5 старой версии стандарта.

7.3.4 Анализ проектирования и разработки

Четко определяется цель анализа:

оценка применимости результатов проектирования и разработки для выполнения требований;

определение узких мест и выработка предложений по дальнейшим мероприятиям.

В состав участников анализа должны входить представители подразделений, привлеченных к выполнению проектирования и разработки.

Результаты анализа должны быть документированы.

Требования этого пункта незначительно отличаются от п.4.4.6 старой редакции.

7.3.5 Проверка проектирования и разработки

Проверка необходима для удостоверения в соответствии данных на выходе требованиям данных на входе. Результаты проверки должны быть документированы (ссылка на п.4.2.4).

Пункт совпадает с п.4.4.7 старой редакции.

7.3.6 Утверждение проектирования и разработки

Подробно разъясняется требование п.4.4.8 старой версии.

Говорится, что утверждение проектирования и разработки проводится для удостоверения в способности продукции удовлетворять требованиям, поставленным во время запланированных мероприятий. По возможности, должно проводится до поставки или использования продукции. Должна вестись регистрация результатов (ссылка на п.4.2.4).

7.3.7 Контроль изменений во время проектирования и разработки

Требуется, чтобы изменения во время проектирования и разработки определялись и регистрировались. Перед введением изменения подлежат анализу, проверке и аттестации. Анализ изменений должен проводиться с учетом их влияния на продукцию и ее составные части.

Требования пункта расширяют и усиливают положения п.4.4.9 старой редакции.

Положения этого пункта подобны п. 4.6 прежней версии стандарта.

Организация должна определять поставщиков исходя из их способности поставлять продукцию соответствующую требованиям. При закупке организация должна обеспечить соответствие закупаемой продукции заданным требованиям. Вид и объем контроля поставщика и закупаемой продукции зависит от степени влияния последнего на будущее создание продукции или готовую продукцию.

По сравнению со старой версией изменена терминология: вместо термина «субподрядчик» применен термин «поставщик». Пункт соответствует п.4.6.1 и п.4.6.2 старой версии.

7.4.2 Информация о закупках

Подчеркнуто, что информация должна содержать характеристики закупаемой продукции с указанием, в случае необходимости,:

требований к утверждению продукции, методик, процессов, оборудования;

требований к квалификации персонала;

требований к системе управления качеством.

Перед предъявлением требований к заказчику организация должна убедится в их адекватности.

Формулировка пункта изменена по сравнению с п.4.6.3 стандарта 1994 года, но изменения не должны повлиять на пользователей старой версии.

7.4.3 Проверка закупленного продукта

Организация должна определить и внедрить контроль соответствия закупаемой продукции заданным требованиям. В случаях, когда организация или потребитель ее продукции желает проверить поставщика, она должна указать в информации о закупках предполагаемый порядок проверки и способ выпуска.

Требования пункта соответствуют требованиям пунктов 4.6.4 и 4.10.2 стандарта версии 1994 года.

7.5 Создание и предоставление услуг

7.5.1 Управление созданием и предоставлением услуг

Определено, что организация должна планировать и осуществлять производство и предоставление услуг в управляемых условиях, обеспечивая, если необходимо, (в зависимости от конкретных обстоятельств):

наличие информации о характеристиках продукции;

наличие рабочих инструкций;

использование соответствующего оборудования;

наличие и использование контрольно-измерительной аппаратуры;

внедрение контроля и измерений;

проведение мероприятий по выпуску, поставке и последующему обслуживанию.

Пункт соответствует во многом п.4.9 и 4.19 стандарта старой версии.

7.5.2 Утверждение процессов создания и предоставления услуг

Указывается, что организация должна определить все процессы, выходы которых не поддаются дальнейшему контролю или измерениям, в том числе такие, недостатки которых проявляются только после начала эксплуатации.

В связи с такими процессами необходимо предусмотреть:

определение критериев анализа и аттестации процессов;

аттестацию оборудования и квалификацию персонала;

использование специальных методов и методик;

требование к регистрации данных (ссылка на п.4.2.4);

Этот пункт с некоторыми изменениями соответствует п.4.9 старой версии.

7.5.3 Обозначение и прослеживаемость

В процессе выпуска продукции организация должна предусмотреть ее обозначение принятыми средствами и определить параметры продукции, которые должны контролироваться и измеряться.

Если прослеживаемость является требованием, организация должна обеспечить контроль нанесения на продукт своего обозначения и регистрировать это обозначение.

Пункт представляет собой более четкую формулировку положений п.4.8 и п.4.12 стандарта старой версии.

7.5.4 Собственность потребителя

Подчеркивается, что во время нахождения собственности потребителя под контролем организации или в ее пользовании, она должна обеспечить ее сохранность и поддержание в исправном состоянии.

Организация должна обозначить, проверить и обеспечить защиту и сохранность собственности потребителя, которая предоставлена в пользование или для включения в состав продукции. В случае утраты или повреждения такой собственности, организация должна оповестить об этом потребителя и документировать это.

По сравнению с п.4.7 старой версии, термин «продукция, поставляемая потребителем» заменен на термин «собственность потребителя». В примечании говорится, что к собственности потребителя относятся и интеллектуальные ценности (например, конфиденциальная информация).

7.5.5 Сохранность продукции

Указывается, что организация должна обеспечить соответствие продукции и ее составных частей требованиям потребителя на протяжении выполнения внутренних операций и поставки. Это предусматривает идентификацию продукции, упаковку, хранение, складирование и защиту.

По сравнению с п.4.15 старой версии стандарта, сжата формулировка, но смысл требований сохранился.

7.6 Управление контрольно-измерительной аппаратурой

От организации требуется, чтобы она определила какие виды контроля и измерений необходимы ей для получения доказательств соответствия продукции установленным требованиям (ссылка на п.7.2.1), а также внедрила процессы для того, чтобы быть уверенной в возможности контроля и измерений, их проведения с соблюдением требований к контролю и измерениям.

Для получения убедительных результатов средства измерений подлежат таким операциям:

регулярной калибровке или проверке на соответствие эталонам, соответствующим национальным или международным эталонам, а в случае отсутствия таких эталонов, средства калибровки или поверки должны быть зарегистрированы;

необходимому начальному и последующему регулированию;

нанесению обозначений, которые определяют параметры калибровки;

защите от регулировки, которая может нарушить калибровку;

защите от повреждения.

Должна вестись регистрация результатов калибровки и поверки.

Положения этого пункта соответствуют п.4.11 стандарта версии 1994 года.

В примечании рекомендовано обратится к стандартам ISO 10012-1 и ISO 10012-2.

8. Измерения, анализ и усовершенствование

8.1 Общие положения

Определяется, что организация должна запланировать и внедрить процессы контроля, измерений, анализа и улучшения, необходимые для:

демонстрации соответствия продукции;

обеспечения соответствия системы управления качеством;

постоянного повышения результативности системы управления качеством.

Отмечается, что к этим требованиям относится и определение необходимых методов, в том числе статистических, а также степень их использования.

Требования пункта соответствуют п.4.20 старой версии.

8.2 Измерение и текущий контроль показателей системы

8.2.1 Удовлетворенность потребителя

Это новое требование.

Организация должна прослеживать мнения потребителей о степени выполнения их требований. Методы получения и использования такой информации должны быть определены. Выполнение этого требования — один из показателей результативности системы управление качеством.

8.2.2 Внутренний аудит

Требуется, чтобы с запланированной периодичностью организация проводила внутренние аудиты, определяя:

соответствие системы управления качеством запланированным мероприятиям (ссылка на п.7.1);

требованиям этого международного стандарта (совершенно новое требование, соответствующее стандарту ISO 14001);

требованиям системы управления качеством, принятой организацией;

эффективно ли внедрена и функционирует система управления качеством.

Программа аудита планируется в зависимости от статуса и важности процессов и участков, а также результатов предшествующих аудитов (также соответствует стандарту ISO 14001). Должны быть определены критерии, объем, методы аудита.

Аудиторы не имеют права проверять собственную работу. Подбор аудиторов и проведение аудитов должны обеспечить объективность и справедливость аудита.

Руководство, ответственное за проверяемый участок, должно обеспечить своевременные действия по устранению выявленных недостатков и их причин.

Следующие мероприятия должны включать проверку проведения корректирующих действий и сообщение информации об их результатах.

Ответственность и требования, связанные с планированием и проведением аудитов, сообщением о результатах аудитов и их регистрации, должны быть документированы в виде методики.

В примечании говорится, что соответствующие рекомендации даются в стандартах ISO 10011-1, ISO 10011-2 и ISo 10011-3.

Таким образом, по сравнению со старой версией стандарта (п.4.17) требования сохраняются, но имеются поправки, направленные на повышение роли внутреннего аудита. Для выполнения требований этого пункта, возможно, потребуется повторное обучение аудиторов для организаций.

8.2.3 Контроль и измерение параметров процессов

Организация должна использовать приемлемые методы контроля и, в случае необходимости, измерения параметров процессов системы менеджмента качества, подтверждающие способность процессов обеспечивать запланированные результаты. Если запланированные результаты не достигнуты, требуется внесение корректирующих действий для обеспечения соответствия продукции требованиям.

Это требование новое и очень важное, ранее в п.4.9 ( d ) это требование устанавливалось только к процессам производства, монтажа и обслуживания, теперь – ко всем процессам системы менеджмента качества.

8.2.4 Контроль и измерения характеристик продукции

Указывается, что контроль и измерения характеристик продукции должны проводиться на соответствующих этапах процесса выпуска в соответствии с запланированными действиями (ссылка на п.7.1). Результаты должны быть документированы. В протоколах должны содержаться данные о лицах, санкционировавших выпуск продукции (ссылка на п.4.2.4).

Выпуск продукции или предоставление услуги допускается только в случае успешного выполнения всех запланированных действий (ссылка на п.7.1), если только соответствующим органом не утверждено, или потребителем не разрешено другое.

Этот пункт пересекается с п.4.10 старой версии. Требования упростились и предоставляют возможность более гибко действовать при выполнении требований.

8.3 Контроль продукции, которая не отвечает установленным требованиям

Подчеркивается, что организация должна гарантировать, что продукция, не отвечающая установленным требованиям, не будет допущена для случайного использования или поставки. Должны быть оформлены в виде методики способы контроля, соответствующие обязанности и полномочия на проведение операций с такой продукцией. Для несоответствующей требованиям продукции необходимы:

действия по устранению выявленного несоответствия;

разрешения на ее использование на основании отказа от требований;

действия, направленные на исключение возможности первоначально предполагаемого использования или применения.

Отмечается, что в случае исправления несоответствия продукции она подлежит повторной проверке.

Должны документально оформляться характер несоответствия, дальнейшие действия, в том числе данные об отказе на требования к продукции.

Пункт соответствует п.4.13 старой версии. Прежняя формулировка требований изменена для устранения производственной направленности.

8.4 Анализ данных

От организации требуется определять, собирать и анализировать данные, необходимые для демонстрации результативности и пригодности системы управления качеством, оценивать возможности ее постоянного усовершенствования. Должны использоваться данные, как результатов контроля и измерений, так и из других источников.

На основании анализа должна быть получена информация о:

степени удовлетворения потребителя;

соответствии требованиям к продукции;

характеристиках и направлениях изменений процессов и продукции;

Это новое требование. Требования этого пункта можно рассматривать как дополнение к анализу со стороны руководства.

8.5.1 Постоянное усовершенствование

Организация должна постоянно повышать результативность системы управления качеством, используя для этого:

политику и задания в сфере качества;

корректирующие и предупреждающие действия;

анализ со стороны руководства.

В этом пункте изложено новое требование, важное для всего подхода к управлению качеством. Требование непрерывного совершенствования является фундаментальным требованием систем управления.

Этот пункт вместе с п.5.4 и п.5.5 соответствует положениям стандарта ISO 14001.

8.5.2 Корректирующие действия

От организации требуется предпринимать корректирующие действия, направленные на устранение причин несоответствий с целью предотвращения их повторения. Корректирующие действия должны определяться исходя из степени важности последствий.

Документированная процедура проведения корректирующих действий должна устанавливать требования к:

определению причин несоответствий;

оценке потребности в действиях по исключению возможности повторения несоответствий;

определению и выполнению необходимых действий;

регистрации результатов предпринятых действий;

анализу предпринятых корректирующих действий.

Требования этого пункта повторяют п.4.14.2 старой редакции стандарта. Организации предоставляется большая свобода в выборе корректирующих действий.

8.5.3 Предупреждающие действия

Организация должна определить действия, направленные на устранение причин потенциальных несоответствий для их предупреждения. Предупреждающие действия должны соответствовать степени воздействия несоответствия.

Должна быть принята документированная методика, устанавливающая требования к:

определению потенциальных несоответствий и их причин;

оценки потребности в действиях на предупреждение несоответствий;

определение и обеспечение выполнения необходимых действий;

регистрация результатов совершенных действий;

анализу предпринятых предупреждающих действий.

Требования этого пункта повторяют п.4.14.3 старой редакции стандарта. Требования пунктов 8.5.2 и 8.5.3 изложены таким образом, что относящиеся к ним процессы соответствуют друг другу.