Меню Закрыть

Налог на имущество на стоянку

Суд защитил предпринимателей от ФНС, освободив от налога встроенные парковки

Авторы: Алина Михалева, Ирина Кондратьева

Суд облегчил бизнесу налоговое бремя: постановлением московской кассации многоэтажные парковки освобождаются от налога на имущество, существенно возросшего после пересчета кадастровой стоимости недвижимости. О позиции суда, возможностях, открытых делом ООО «Гашека Риэлти» для бизнеса, а также сохранившихся для предпринимателей сложностях – на Право.Ru

Суд на стороне бизнеса

27 июля 2015 года Арбитражный суд Московского округа в рамках дела №А40-162157/2014 признал, что в Москве для освобождения от налога на имущество автопарковок достаточно того, чтобы, во-первых, они были многоэтажными, а во-вторых, соответствовали своему предназначению – являлись гаражом-стоянкой. «Своим решением суд практически встал на сторону предпринимателей, защитив их от ФНС, которая часто пыталась оспорить фактический статус помещения, являющегося гаражом», – говорит Антон Толмачев, генеральный директор юридической компании «ЮрПартнерЪ».

Сам спор по этому делу начался с того, что ООО «Гашека Риэлти», будучи собственником 14-этажного нежилого здания с тремя подземными этажами в Москве на ул. Гашека, д. 6, сочло, что имеет право на льготу по пп. 9 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций». Согласно этой норме организации освобождаются от уплаты налога в отношении многоэтажных гаражей-стоянок. В здании «Гашека Риэлти» были размещены сдаваемые в аренду офисы, а также парковочные места на подземных этажах (32 % от общей площади недвижимости).

Однако ИФНС №10 по г. Москве с этим не согласилась. По ее мнению, льгота может применяться, только если льготируемый объект – это именно отдельно стоящий многоэтажный гараж-стоянка, а не составная часть нежилого офисного здания, и именно на него выдано свидетельство о госрегистрации права собственности, а не на все здание в целом. При этом руководствовалась налоговая письмом Департамента финансов г. Москвы от 29 января 2014 года №90-01-01-04-04/14, согласно которому установление льготы направлено на стимулирование строительства современных отдельно стоящих многоэтажных гаражей-стоянок, а основанием для ее предоставления является свидетельство о госрегистрации права собственности, в котором объектом права является многоэтажный гараж-стоянка. Свидетельство же о госрегистрации на нежилые здания вне зависимости от наличия или отсутствия в них парковочных площадей не является основанием для ее применения, указывается также там. В итоге ИФНС по результатам камеральных проверок налоговых деклараций за 2010 -2012 г.г. в мае 2014-го доначислила «Гашека Риэлти» 32,5 млн руб. налога на имущество. Такая сумма – не признанная инспекцией льгота на автопарковку по пп. 9 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы №64.

Судья Арбитражного суда г. Москвы Лариса Шевелева такой подход не поддержала и признала решение налоговой недействительным. К обратным выводам пришла коллегия 9-го ААС (Рашит Нагаев, Олег Мишаков и Елена Солопова): решение суда первой инстанции она отменила и в требованиях «Гашека Риэлти» отказала. Впрочем, все на свои места вернула кассационная коллегия АС Московского округа в составе Светланы Тетёркиной, Натальи Буяновой и Веры Черпухиной. 27 июля этого года судьи оставили в силе решение АСГМ, признав таким образом правомерность освобождения от налога на имущество многоэтажных автопарковок.

Изучив постановление кассации округа, Толмачев выделил позиции, представляющие наибольший интерес. «Первая позиция, говорит о том, что раз получение специального свидетельства о праве собственности на многоэтажную стоянку в качестве условия для применения льготного режима налогообложения действующим законодательством не предусмотрено, то критериями для освобождения имущества от налогообложения служат только количественные и качественные характеристики имущества, а именно: многоэтажность имущества (здания, помещения) и назначение использования имущества – гаражи-стоянки», – рассказывает юрист. Второе – раз на сегодняшний день Закон г. Москвы №64 и НК РФ не указывают порядок расчета налоговой базы по налогу на имущество организаций, в состав которого входят не подлежащие налогообложению помещения, то в случае парковки, по аналогии закона, базу необходимо рассчитывать пропорционально доле, которую составляет площадь гаража в общей площади здания, продолжает Толмачев.

Подобные выводы суда могут сильно повлиять на существующее положение вещей, полагает Толмачев. «Можно ожидать от бизнесменов попыток представить налоговой просторные нежилые помещения в качестве многоэтажного гаража-стоянки», – иронизирует он.

Возможности и сложности

Льгота в отношении многоэтажных гаражей-стоянок была установлена Законом еще в 2005 г., напоминает Дмитрий Малкин, юрист налоговой практики Goltsblat BLP, однако именно сейчас, в условиях кризиса и высокой кадастровой стоимости недвижимости (которая с 2014 года является налоговой базой для налога на имущество), ее применение стало как никогда актуально для налогоплательщиков.

Льгота – отличная возможность для компаний снизить расходы, сделать бизнес более конкурентоспособным. «В свою очередь, это позволит бюджету Москвы пополняться за счет роста среднего бизнеса, представители которого, как правило, являются арендаторами офисных помещений и парковок и заинтересованы в снижении стоимости аренды», – поясняет Малкин.

При этом применение льготы может быть связано с различными юридическими и техническими трудностями. «У каждого налогоплательщика учет встроенной парковки может отличаться. Нельзя говорить о том, что сегодня есть единый подход, который позволит каждому собственнику освободить свою парковку от налогообложения, – рассказывает Малкин. – Каждая ситуация индивидуальна, и все зависит не только от выработки правовой позиции юридической командой, но и от индивидуальных характеристик конкретной парковки, которые могут касаться ее расположения, особенностей ее использования и конструктивной обособленности».

В совокупности такие индивидуальные характеристики парковки должны подтверждать, что парковка представляет собой гараж-стоянку, который является многоэтажным, как и указано в законе. Если же указанные требования закона к этажности и функциональному предназначению не будут выполняться в полной мере, говорить о применении льготы не приходится. Именно поэтому перед предъявлением льготы важно провести предварительный комплексный анализ гаража-стоянки, заключает Малкин.

Судебных решений по подобным делам пока не так много: по словам Малкина, сегодня известно только о трех актах на уровне окружной кассации (параллельно с делом «Гашека Риэлти» рассматривались аналогичные дела с участием ООО «Серебряный город» (№А40-163052/2014) и ООО «Квартал 674-675» (№А40-162145/2014), но нельзя исключать, что в первой инстанции уже находится несколько дел на рассмотрении.

При этом стоит отметить, что в АС Московского округа даже в рамках дела «Гашека Риэлти» единодушия в судьях не было – председательствующий судья Тетеркина написала особое мнение на этот счет. По ее мнению, прав был именно апелляционный суд, который «правомерно» пришел к выводу об отсутствии оснований для применения льготы. «В Законе г. Москвы №64 не указано, что следует подразумевать под многоэтажными гаражами-стоянками в целях освобождения от налогообложения, – рассуждала Тетеркина. – Полномочия по разъяснению порядка применения законодательства города Москвы о налогах и сборах предоставлены Департаменту финансов г. Москвы». И именно последний в своем письме №90-01-01-04-04/14 фактически сообщил волю законодателя, которое следует понимать таким образом: законодатель отдает предпочтение именно организациям, владеющим специализированными гаражами-стоянками, а не всем владельцам зданий (независимо от целевого назначения), в которых имеются подземные многоуровневые парковки. «Такое сужение сферы применения Закона №64 объяснимо с точки зрения различного наполнения инфраструктурой отдельно стоящих гаражей-стоянок, предлагающих чаще всего минимум удобств и не предполагающих извлечение из занятых площадей иной коммерческой выгоды, – указывала судья. – В данном же случае входящие в нежилое здание автостоянки не предназначены для общественного хранения легковых автомобилей и не являются отдельно стоящими гаражами-стоянками».

«Безусловно, подход, примененный АС МО будет воспринят судами Московского округа положительно. Но нельзя не учитывать и особое мнение судьи Тетеркиной, которое также может оказывать влияние как на арбитражные суды, так и на налоговые органы, которые рассматривают вопросы применения льготы на первом этапе», – заключает Малкин.

Работа на перспективу

Налоговая нагрузка на предпринимателей растет, и оспаривание кадастровой стоимости в последнее время пользуется популярностью как выгодное в долгосрочной перспективе. Решения в пользу оспаривающих выносятся достаточно часто. По данным Росреестра, а также по иным статистическим данным, за прошлый год и за первое полугодие этого года вынесено около 30 % положительных решений по оспариваемой кадастровой стоимости именно применительно к торговым и офисным бизнес-центрам (коммерческой недвижимости), говорит Вадим Байбуз, партнер юридического бюро «Байбуз и партнеры». При этом на данный момент ситуация такова, что собственник вполне может снизить кадастровую стоимость в суде до 30%, а иногда даже более, рассказывает Толмачев.

Тем не менее говорить о сформированной судебной практике применительно к данной категории споров с учетом произошедших изменений пока рано, считает Вадим Байбуз: совсем недавно вступили в силу правила о подсудности таких споров судам общей юрисдикции. Кроме того, остается и много спорных моментов. Так, определение кадастровой стоимости зданий проводится раз в два года, а сравнительный подход, который применяется в данном случае, не учитывает большое количество нюансов, поясняет юрист. Например, этажи подземных паркингов считаются по полной стоимости, а доход, который реально они приносят, не сопоставим с доходами предпринимателя от сдачи в аренду торговых и офисных площадей. «Каким-либо образом стабилизировать данную ситуацию смогут только детальные и подробные разъяснения Верховного суда РФ с учетом большого количества споров данной категории», – делает вывод Байбуз.

Смотрите так же:  Когда встать на учет усн

Налог на имущество за автостоянки могут пересчитать

ФНС уточнила, как налоговые органы должны считать налог на имущество физических лиц в отношении автостоянки (письмо от 19.06.2018 N БС-4-21/[email protected]).

Ведомство напоминает, что налоговые органы считают налог на имущество физических лиц на основании сведений, полученных из органов, осуществляющих кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимость в ЕГРН.

При этом в НК РФ объект с наименованием «автостоянка» не выделен в самостоятельный вид объекта налогообложения. Это значит, что автостоянка может относиться к «прочим» объектам и облагаться налогом на имущество по ставке 0,5%.

Вместе с тем, в ФНС считают, что для объектов с наименованием «автостоянка», права на который были зарегистрированы до 1 января 2017 года, допускается применять налоговую ставку, установленную для машино-мест, то есть не более 0,1%.

Такой порядок допускается, если сведения, полученные налоговым органом, свидетельствуют о наличии в ЕГРН хотя бы одной характеристики данного объекта в качестве «машино-места».

Например, такой характеристикой может быть вид или дополнительное наименование с указанием слов «машино-место», адрес с номером машино-места и т.п..

Как поясняют в ФНС, это связано с требованиями федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ, который установил, что объект недвижимости, который отвечает требованиям и характеристикам машино-места и права на который были зарегистрированы до 1 января 2017 года, признается машино-местом.

Кроме того, в ФНС отмечают, что если ранее в ЕГРН были зарегистрированы доли в праве общей собственности на автостоянку, то каждый участник может осуществить выдел в натуре своей доли посредством определения границ машино-места.

После этого собственник может зарегистрировать право собственности на машино-место.

Организация забетонировала площадку: нужно ли начислять налог на имущество?

Автор: Т. Ю. Кошкина

Комментарий к Письму Минфина России от 20.03.2017 № 03-05-05-01/15677.

Согласно п. 25 ст. 381 НК РФ от обложения налогом на имущество организаций освобождено движимое имущество, принятое с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, за исключением объектов, принятых на учет в результате:

реорганизации или ликвидации юридических лиц;

передачи (приобретения) имущества между взаимозависимыми лицами.

При этом ни гл. 30 «Налог на имущество организаций», ни другие главы НК РФ не разъясняют, какие объекты признаются движимым имуществом. В подобных ситуациях в силу п. 1 ст. 11 НК РФ понятия и термины для целей налогообложения необходимо использовать в том значении, в каком они используются в других отраслях законодательства. Следовательно, налогоплательщик вправе обратиться к ст. 130 ГК РФ и правовым позициям ВС РФ и ВАС, разъясняющим ее применение.

Высшие суды неоднократно признавали движимым имуществом не только асфальтированные площадки, но и мелиоративные системы (сеть проложенных в земле труб). Арбитры указывают, что асфальтированные площадки не имеют самостоятельного функционального назначения в отрыве от земельного участка, не являются объектом недвижимости, право собственности на них не подлежит государственной регистрации (определения ВС РФ от 27.06.2016 № 308-ЭС16-7027 по делу № А53-30546/14, от 14.06.2016 № 310-ЭС16-5946 по делу № А68-6239/2014, от 30.12.2015 № 304-КГ15-8395 по делу № А67-8170/2012).

К сведению.

Применительно к мелиоративным системам ВАС отметил: экспертизой установлено, что спорные сооружения представляют собой систему открытых проводящих каналов (канавы, выложенные железобетонными лотками) и закрытой осушительной сети, состоящей из асбестоцементных труб различного диаметра, уложенных на глубине 0,9 м. Сооружения прочно связаны с землей, их перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно. Таким образом, спорные объекты не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживают только земельный участок, на котором они расположены, поэтому являются его неотъемлемой частью и в силу ст. 135 ГК РФ должны следовать судьбе этого земельного участка (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 4777/08 по делу № А56-31923/2006).

В отношении автостоянок в Определении ВС РФ от 26.04.2016 № 310-ЭС16-3361 по делу № А54-1292/2015 указано:

организация не представила доказательств создания стоянки под автомобильный транспорт как недвижимого имущества с получением всей необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил;

стоянка не введена в эксплуатацию как объект недвижимости (в установленном законом порядке);

укладка определенного покрытия (песок, щебень, асфальт) для проезда и стоянки автомобилей не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка, по существу несет вспомогательную функцию, а не основное значение по отношению к недвижимому имуществу;

асфальтовое покрытие не обладает индивидуально-определенными или родовыми признаками;

стоянка под автомобильный транспорт не отвечает признакам объекта недвижимости.

В другом деле арбитры отказались признать недвижимостью объект «Благоустройство инженерного корпуса и предзаводской территории» площадью 19 тыс. кв. м. В Определении ВС РФ от 10.06.2016 № 304-КГ16-761 по делу № А45-12706/2014 отмечается, что исходя из характеристик (основание – щебеночная подушка, толщиной 20 см; покрытие – асфальтовое, толщиной 7 см; наличие железобетонного бордюра и озеленения – газоны с кустарниками и отдельно стоящими деревьями) объект:

соответствует признакам благоустройства земельных участков;

выполняет не самостоятельную функцию по отношению к иному недвижимому имуществу, а обслуживает это имущество, создает места для стоянки автомобильного транспорта и озеленения территории.

Важной для целей применения п. 1 ст. 130 ГК РФ является позиция, изложенная в п. 38 Постановления Пленума ВС РФ № 25[1]. В нем, в частности, указано:

государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости;

замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью.

Напомним, согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Как сказано выше, ВАС признал мелиоративную систему движимым имуществом при наличии заключения эксперта, который указал: сооружения прочно связаны с землей, их перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно. Такую же характеристику можно дать и разного рода замощениям (асфальтированным, бетонированным и т. п. площадкам, дорожкам и др.). Тем не менее высшие судьи не раз указывали, что и эти объекты не являются самостоятельными объектами недвижимости, а лишь улучшают полезные свойства других объектов недвижимости – земельных участков. Данная позиция основана в том числе на том, что объекты по смыслу ГрК РФ не признаются объектами капитального строительства (в частности, разрешения на их строительство и ввод в эксплуатацию не выдавались).

Как следует из комментируемого письма, организация направила в Минфин вопрос: правомерно ли признать движимым имуществом и не включать в базу для расчета налога на имущество бетонированную площадку, созданную на принадлежащем организации на праве собственности земельном участке? Организация сослалась на Определение ВАС РФ от 21.11.2012 № ВАС-11337/12 по делу № А65-5399/2011, согласно которому бетонированная площадка может быть признана недвижимым имуществом только в случае, если одновременно выполняются следующие условия:

имеет самостоятельное назначение, а не дополняет полезные свойства зданий и сооружений;

создана на предоставленном под строительство объекта недвижимости земельном участке;

на строительство получена разрешительная документация.

Соответственно, в случае, если не соблюдается хотя бы одно из перечисленных условий, бетонированная площадка не признается недвижимым имуществом и может быть освобождена от обложения налогом на имущество на основании п. 25 ст. 381 НК РФ. Однако Минфин не дал однозначного ответа, указав, что он не оценивает конкретные хозяйственные ситуации и не проводит экспертизу присланных организациями документов. Одновременно чиновники напомнили, что решение суда, вынесенное по конкретному делу, не может быть использовано для урегулирования отношений в других, даже аналогичных по содержанию, ситуациях.

С формальной точки зрения ответ Минфина не вызывает никаких вопросов. Действительно, существует много судебных решений, в которых площадки с твердым покрытием не были признаны объектами недвижимости. В то же время нельзя исключить ситуацию, когда объект будет квалифицирован как сооружение – самостоятельный объект недвижимости и гражданских прав либо как часть единого недвижимого комплекса (ст. 133.1 ГК РФ). Практика многообразна. Полагаем, именно поэтому Минфин уклонился от прямого ответа на вопрос организации.

Недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др.), либо расположенных на одном земельном участке, если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь (ст. 133.1 ГК РФ).

Итак, ответ чиновников не имеет практической ценности для налогоплательщиков. Как же поступить бухгалтеру: начислить налог на имущество или нет? В подавляющем большинстве случаев (когда твердые покрытия создаются в целях благоустройства территории) организация вправе воспользоваться налоговой льготой, предусмотренной п. 25 ст. 381 НК РФ. Не исключено, что налоговый орган будет придерживаться противоположного мнения и обоснованность неначисления налога придется доказывать в судебном порядке. Нам не удалось найти решений окружных судов по данной проблеме. Тем не менее считаем, что шансы организации на успех в налоговом споре можно оценить как высокие (аргументы приведены выше). Дополнительно представим выводы, сделанные в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 № 10АП-16211/2016 по делу № А41-59010/14. Арбитры сослались на позицию ВС РФ, изложенную в Определении от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520 по делу № А51-12453/14, и указали следующее.

Смотрите так же:  Ндс при уступке права требования по договору займа

Покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. Покрытие (площадка), улучшающее свойства земельного участка, обычно используется совместно со зданиями, строениями или сооружениями, дополняет их полезные свойства при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности собственника зданий и сооружений.

При этом твердое покрытие (площадка) имеет вспомогательное, а не основное значение по отношению к остальному недвижимому имуществу.

Тем самым площадки, покрытые асфальтом и обустроенные тротуарным покрытием из бетонной брусчатки, нельзя рассматривать в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества. Укладка определенного покрытия (из бетона, асфальта, щебня), в том числе для прохода, проезда или стоянки автомобилей, не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка (несет вспомогательную функцию по отношению к назначению земельного участка) и является лишь элементом благоустройства участка.

Сама по себе укладка определенного покрытия (из асфальта или иного строительного материала) для целей складирования, удобства разгрузки, стоянки транспортных средств, его благоустройства или иных подобных целей не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка, на котором выполнено такое замощение.

Как видим, суды последовательны в своем мнении.

И последнее – для тех читателей, которые сомневаются в возможности применения норм гражданского права к налоговым правоотношениям, в частности для целей квалификации объектов в качестве движимых и недвижимых. В конце прошлого года ФНС Письмом от 10.11.2016 № БС-4-21/[email protected] направила нижестоящим налоговым органам для использования в работе письма Минфина России от 26.10.2016 № 03-05-04-01/62406 и Минэкономразвития России от 11.10.2016 № Д23и-4847. Тема разъяснений – об отнесении линейных объектов к объектам движимого имущества для целей использования льготы, предусмотренной п. 25 ст. 381 НК РФ – не является для нас принципиальной. Важно, что выражая свое мнение, Минэкономразвития исходил из следующего:

положений названных выше ст. 130 и 133.1 ГК РФ;

норм ГрК РФ, устанавливающих обязанность получения разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию;

позиции ВАС и ВС РФ о том, что недвижимыми признаются вещи, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

[1] Постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Бизнес лишат налоговых льгот на паркинги и гаражи

«Отмена льгот по налогу на имущество для парковок и гаражей торговых и офисных центров, безусловно, повысит нагрузку на бизнес, который, в свою очередь, переложит ее на посетителей этих учреждений», – считает член Совета Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ Алексей Небольсин.

Ранее Мосгордума одобрила в окончательном чтении изменение параметров налога на имущество для торговых и офисных центров, по которым эти учреждения не смогут пользоваться льготой на имущество для своих парковок и гаражей, а также еще ряд поправок в налоговое законодательство.

Как отметил руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Максим Решетников, сейчас в Москве налогом на имущество организаций не облагаются многоэтажные гаражи-стоянки. Эта льгота была введена 12 лет назад и была призвана стимулировать гаражное строительство. С 2014 года в Москве вступили в силу изменения в налог на имущество организаций, и для крупных торговых и офисных центров введен налог на имущество от кадастровой стоимости. Однако крупные ТЦ часто выводят парковки и стоянки из своего комплекса для использования данной льготы, хотя при начислении налога от кадастровой стоимости учет неполезных площадей, таких как стоянки, холлы и лифтовые зоны, позволяет снизить размер налога для крупных объектов.

«Таким образом, мы предлагаем, что если в целом объект находится на кадастровом налогообложении, то он этой льготой воспользоваться не может. Отдельно стоящие объекты смогут по-прежнему пользоваться указанной льготой», – сказал Решетников.

По словам А. Небольсина, законодатели, обнаружив, что собственники торговых и офисных центров активно применяют так называемый коэффициент масштабности (понижающий коэффициент) и за счет этого снижают себе нагрузку по налогу на имущество, лишили владельцев торгово-офисной недвижимости этой возможности с 1 января. 2016 года.

«Если раньше для торгово-офисного центра иметь собственный паркинг было нормой, то отныне это будет роскошь», – отметил эксперт.

Алексей Небольсин предположил, что вслед за повышением налоговой нагрузки на собственников паркингов и гаражей вырастут и цены на пользование такими парковками для посетителей торговых и офисных центров.

«Получается, что Москва, с одной стороны, снижает темпы роста налога на имущество, а с другой стороны, лишает бизнес действующей льготы», – заключил Алексей Небольсин.

По мнению председателя Комитета по бытовому обслуживанию МГО ОПОРЫ РОССИИ Дмитрия Несветова, повышение издержек собственников недвижимости, безусловно, отразится на арендаторах, особенно в торговых центрах:

«У всех издержки на пределе, и арендодатели не станут понижать свою норму прибыли из-за отмены льготы, они просто переложат расходы на арендаторов – на малый и средний бизнес», – полагает Д. Несветов.

Омичам не придется платить налог за парковку у дома

Его придется оплачивать за место в офисах и подвалах.

Год назад – с первого сентября 2017 года – на федеральном уровне был принят закон о земельном налоге. Лишь теперь его обсуждение и внесение коррективов произошло в нашем регионе.

Изменения были приняты на вчерашнем заседании городского совета и стали частью обсуждения налога на имущество физических лиц.

Спикер горсовета Владимир Корбут разъяснил: «Были внесены изменения в федеральное законодательство по предложению прокуратуры. Мы должны принять изменения в наше решение. Ставка в 0,1% будет применяться к частям квартир, комнатам. А к жилым домам, частям домов и машино-местам будет 0,3%, как и было раньше. Ставки не меняются, меняется название объектов налогообложения».

Некоторых функционеров смутило, что жителям фактически придется оплачивать как жилье, так и вносить сумму за придомовую территорию.

Так, депутат Дмитрий Петренко заметил: «Человек и так заплатил за квартиру, еще и должен платить за парковку. Это общедомовое имущество. Давайте вынесем вопрос на комитет».

Однако его тут же заверили, что привычно поставить машину у дома омские автовладельцы смогут в соответствии с ранее принятым законодательством. Устанавливать дополнительные сборы для этих территорий законодатели и не планировали.

– Парковка возле дома не является собственностью дома. Если жильцы принимают решение оформить парковку в собственность, то в этом случае каждый автолюбитель платит земельный налог. Это разные налооблагаемые базы. Двойного налогообложения не происходит, – уточнила мэр города Оксана Фадина. Ее поддержал депутат Юрий Федотов. «Добавлю, что здесь речь идет о машино-местах в жилых или офисных помещениях, а не о площадках на придомовых территориях», – сказал он.

После таких уточнений поправки в закон были приняты безоговорочно.

Налог на имущество физических лиц

Последние изменения в налоговом законодательстве относятся к 1 января 2016 года. С этого времени все владельцы объектов недвижимости, в том числе комнат в доме, гаражей и недостроенного жилья, должны оплачивать налог по кадастровой стоимости. До этого в расчет бралась инвентаризационная стоимость объекта. Узнать кадастровую стоимость можно в отделениях Росреестра, которые имеют доступ к государственной базе кадастра.

Изменения в 2016 году в порядке эксперимента были введены только в 18 субъектах РФ, остальные так и продолжили опираться в расчетах налога на стоимость жилья по инвентаризационной ведомости. В этом случае платежи физических лиц проводятся с учетом коэффициента-дефлятора, который учитывает ежегодные изменения потребительских цен.

В статье мы рассмотрим, как начисляется налог на имущество физических лиц, поговорим о сроках оплаты и правилах расчета налоговых взносов.

За что требуется платить жилищный налог?

Налоговое законодательство РФ обязывает каждого гражданина страны оплачивать налог на недвижимость.

Что подходит под определение объекта недвижимости?

  • Частный дом, который может быть использован для проживания, в том числе любые постройки на дачных и садовых участках;
  • Квартиры, комнаты, доля в квартире;
  • Помещения коммерческого назначения, включая торговые площади и помещения для размещения офисов, столовых, кафе и ресторанов, объекты административного назначения;
  • Гаражи, машино-места и иные помещения для стоянки автомобиля, на которые установлено право собственности;
  • Недостроенная жилая площадь, включая недвижимые комплексы, на которые уже оформлены права собственности;
  • Прочие недвижимые объекты, которые зарегистрированы в Налоговой инспекции.

Правила расчета налога на имущество физических лиц

С 2016 года налог на имущество физических лиц необходимо оплачивать до 1 декабря, распространяется это и на 2018 год. Уведомление о налоге приходит на адрес регистрации собственника недвижимости или в личный кабинет на сайте ФНС.

Новые правила подсчета налога наиболее остро почувствуют физические лица, которые владеют старым жильем, построенным еще в период Советского Союза. Его кадастровая и инвентаризационная стоимость может отличаться в десятки раз. Наименее уязвимы к новому способу налогообложения владельцы небольших квартир в новостройках. За счет налоговых вычетов они в некоторых случаях погасят налог на имущество даже в меньшем размере, чем ранее.

В это время сумма налога будет постепенно увеличиваться. Каждый год на протяжении этих 4 лет налог будет повышаться на 20% от суммы разницы между инвентаризационной и кадастровой стоимостью. То есть на этот период введены пониженные коэффициенты на налог на имущество физических лиц.

В 2018 году коэффициент равен 0,6, в 2019 – 0,8 и т.д.

Федеральное законодательство позволяет субъектам РФ самостоятельно уменьшать налоговую ставку или повышать ее (не более чем в 3 раза). Это означает, что власти на местах вправе устанавливать свои ранги для налога на имущество физических лиц.

Смотрите так же:  Налог на имущество физических лиц в томске 2018

Для наглядности, жители Москвы будут закрывать налог на недвижимость физических лиц в размере 0.1% от стоимости жилья (для жилья стоимостью до 10 млн. рублей) и 0.15% для квартир стоимостью 10 – 20 миллионов. Максимальная налоговая ставка, которая может быть установлена – 0,3%.

Жители элитных домов и квартир с кадастровой стоимостью более 300 млн. рублей выплачивают налог в размере 2% (так называемый налог на роскошь).

Основания для присвоения налоговой льготы физического лица

  • кавалеры ордена Славы или Герои Советского Союза и России;
  • ветераны ВОВ или войны в Афганистане;
  • инвалиды – с детства и первых двух групп;
  • испытатели ядерного оружия и лица, пострадавшие от ликвидации радиоактивных аварий;
  • пенсионеры, в том числе военные (уволенные в запас по выслуге 20 лет).

Льготы по налогу на имущество физических лиц предоставляются только на жилые объекты, которые не связаны с получением коммерческой выгоды. Для освобождения от налога предстоит подать заявление в местное отделение ФНС РФ. Льгота предоставляется только на один объект недвижимости из каждой группы. Простыми словами, только на один дом, на одну квартиру или гараж.

Если у физического лица несколько квартир, то он имеет право выбрать одну из них и оформить на нее льготу. За остальные квартиры предстоит выплатить налог на общих основаниях. Если льготник не выберет объект для присвоения льготы самостоятельно, ФНС назначит его на помещение наибольшей кадастровой стоимости.

Правила определения налогового вычета

В налоговом уведомлении об оплате имущественного налога в колонке с налоговой базой указывается сумма платежа по кадастровой стоимости объекта недвижимости, с которой уже сделан налоговый вычет. Что это значит?

Налоговый вычет предоставляется всем владельцам недвижимости, то есть каждый собственник оплачивает налог на квартиру за вычетом 20 квадратных метров ее стоимости (кадастровой), на дом – 50 квадратных метров и комнату – 10 квадратных метров. То есть владелец дома с площадью 85 квадратных метров платит налог только за 35 из них. Указанные вычеты могут быть увеличены местными властями. Эта мера применяется во многих регионах для поддержки социально незащищенных групп граждан.

Как рассчитывается налог на имущество физических лиц?

После введения новых правил в начале 2018 года и утверждения понижающих коэффициентов, платить налог следует по следующему алгоритму:

  1. берем кадастровую стоимость объекта недвижимости;
  2. сравниваем ее с суммой предыдущих налоговых выплат на основании инвентаризационной стоимости;
  3. высчитываем разность выплат между двумя способами расчета;
  4. полученную разность умножаем на установленный пониженный коэффициент, который в 2016 году равен 0,2, а затем каждый год будет увеличиваться на 0,2 (до 2020 года);
  5. к полученной цифре прибавляем сумму по инвентаризационной выплате (пункт 2).

Описанный алгоритм лучше рассмотреть на конкретном примере. Допустим, речь идет о налоге на имущество от физических лиц за квартиру площадью в 60 квадратов, стоимость которой 4 млн. рублей.

Если в расчет взять инвентаризационную стоимость на уровне 300 тыс. рублей и налоговую ставку в 0.1% (этот процент может быть изменен по решению местных властей), то величина налога будет равна:

2,6 млн. рублей * 0,1% = 2600 рублей

Инвентаризационная налоговая стоимость:

300 тыс. рублей * 0,1% = 300 рублей

В указанном примере мы взяли одинаковую налоговую ставку в размере 0,1% и для кадастровой, и для инвентаризационной стоимости. На практике ставка для двух этих сумм может отличаться.

В итоге, налог на имущество будет рассчитан по формуле:

((2600 рублей – 300 рублей) * 0,2 + 300 рублей) = 760 рублей

Именно эту сумму должен отдать собственник квартиры в первый год после введения новых правил определения налоговых сумм. Соответственно, если речь идет о 2018 годе, то понижающий коэффициент уже будет равен 0.2.

Где узнать о сумме начисленного налога на имущество?

Имущественный налог подлежит уплате каждый календарный год, при этом крайней датой по погашению имущественного налога является 1 декабря. Так, за 2015 год налог на недвижимость к текущему моменту уже должен быть уплачен. Налоговые уведомления должны были быть высланы всем налогоплательщикам еще до 20 октября. В следующем, 2019 году, изменений в этих сроках не предвидится.

Расчет суммы налога и рассылка налоговых уведомлений – обязанность ФНС. Каким способом уведомление доходит до налогоплательщика?

  • по почте в заказном письме;
  • лично в руки при обращении в налоговое отделение;
  • через электронную почту или другим способом через интернет;
  • с помощью личного кабинета налогоплательщика.

Личный кабинет налогоплательщика – это сервис, который находится на официальном сайте ФНС РФ (www.nalog.ru). 1 июля 2015 года в НК РФ было внесено изменение, в соответствии со ст. 11.2 личный кабинет был признан источником официальной и достоверной информации о налогах физлиц, а также организаций и ИП.

Как получить доступ к личному кабинету в 2018 году?

  1. Получить логин и пароль с помощью регистрационной карты. Карта выдается при личном обращении с заявлением в местную инспекцию ФНС. Вместо налогоплательщика сделать это может и его доверенное лицо (при наличии нотариально заверенной копии). Вместе с заявлением необходимо представить гражданский паспорт и копию свидетельства о присвоении ИНН;
  2. Воспользоваться квалифицированной электронной подписью или специальной электронной картой, выданной специализированным центром по лицензии Минкомсвязи. Электронный ключ хранится на любых съемных носителях информации, включая смарт-карты;
  3. Ввести данные учетной записи федерального портала Госуслуги. Использовать для входа в личный кабинет данные портала Государственных услуг могут лишь те налогоплательщики, которые получили их с помощью личного обращения в одно из отделений Почты России, МФЦ и прочие места присутствия операторов портала.

Сайт www.nalog.ru используется не только для проверки задолженности, с его помощью можно и оплатить налог. Через личный кабинет есть возможность распечатать налоговую квитанцию, а затем оплатить ее в любом банковском отделении. На сервисе доступна оплата долга в онлайн режиме. Подобные услуги предлагает и другой официальный сайт ФНС РФ – Заплати налоги. Описанные налоговые сервисы позволяют получить информацию об имущественном налоге еще до отправления налогоплательщику официального уведомления.

Для погашения налога на имущество от физических лиц можно использовать банкоматы многих отечественных банков – Сбербанк, Запсибкомбанк, Сургутнефтегазбанк и пр. Для оплаты следует найти раздел с налогом на имущество физических лиц, а затем ввести свой ИНН.

Если долг по имущественному налогу был передан в ведомство судебных приставов, то получить информацию о нем, а заодно и погасить его можно на сайте службы судебных приставов. Поиск по единой базе данных исполнительных производств делается при указании Ф.И.О, даты рождения и региона, в котором зарегистрирован налогоплательщик.

Скачать полный перечень лиц, которые освобождаются от оплаты имущественного налога

Налог на имущество льготы 2018 — ссылка Формат doc ; Размер 67,5 кб

Налог на имущество льготы 2018 — ссылка Формат xls ; Размер 14,5 кб (рекомендуемый файл)

Налоги на машиноместо

Машиноместо стало объектом недвижимого имущества с 01.01.2017 года после вступления в силу № 315-ФЗ.

об это мы сообщали в 2016 году: Машиноместо является недвижимостью, предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

База для начисления налога на машиноместо

При расчете налога на имущество физических лиц за машиноместо исходя из кадастровой стоимости применяется налоговая ставка не более 0,3%.

  • ФНС России обращает внимание, что для исчисления налога налоговые органы используют сведения, представленные органами Росреестра.
  • Так как до сих пор четкого определения машиноместа в федеральном законодательстве не было, права на такие объекты могли оформляться как на часть или на долю в нежилом помещении без указания его конкретного назначения. Соответственно, такие объекты облагались налогом как нежилые помещения: налоговая ставка составляла до 0,5%, налоговые льготы не применялись.
  • Налог на машиноместо уплачивается ежегодно на основании требования ФНС.

Как перевести недвжимость в машиноместо

Если в свидетельстве о государственной регистрации права собственности указано наименование объекта — машиноместо, то такой собственник может обратиться в налоговую инспекцию, в том числе через «Личный кабинет налогоплательщика», за перерасчетом налога либо предоставлением налоговой льготы.

Если же в свидетельстве о собственности не указано, что объект является машиноместом, однако фактически он отвечает требованиям, предъявляемым законодательством к машиноместам, то для изменения наименования объекта собственник может обратиться с заявлением в органы Росреестра, начиная с 2017 года. После этого информация поступит в налоговые органы для расчета налога на имущество физических лиц.

Машиноместо – часть стоянки, имеющая разграничительные отметки в виде конструкционных элементов или разметочных линий, предназначенная для размещения одного автотранспортного средства. Данный термин, не смотря на частое упоминание в постановлениях правительства Москвы, стал юридически значимым только после вступления в силу Постановление Правительства Москвы от 20.02.2007 N 99-ПП.

Машиноместом считается часть автостоянки, занимаемая 1 автотранспортным средством и расположенная в специально предназначенном для этого здании, сооружении (или части здания, сооружения) или на специальной открытой площадке, предназначенной только для организованного хранения (временной стоянки) транспортных средств.

Общее понятие «автостоянка», а так же нормы, которые должны быть соблюдены при строительстве или планировке здания под автостоянку прописаны в СНиП 21-02-99 . Однако данные правила не имеют указание на размер одного машиноместа. Машиноместо может являться отдельным объектом имущества и подлежит регистрации владельцем в качестве собственности в установленном порядке. Владелец прописывается в свидетельстве на право собственности на парковочное место. Среднее значение площади машиноместа 3.5 кв.м для существующих зданий.