Меню Закрыть

Осаго 20

Оглавление:

ОСАГО на минимальный срок, или Период использования

Все водители-участники дорожного движения на территории РФ обязаны иметь полис ОСАГО . На данный момент стоимость автогражданки можно рассчитать для 3-х категорий транспортных средств:

  1. Для ТС, зарегистрированных на территории иностранных государств.
  2. Для ТС, следующих к месту регистрации (транзитников) или на прохождение техосмотра.
  3. Для постановки ТС на учет в органах ГИБДД и дальнейшего использования на территории РФ.

Соответственно, для каждой категории есть свой минимальный срок страхования. Для первой он составляет от 5 до 15 дней, т.е. за договор ОСАГО, «укладывающийся» в этот интервал, страхователь заплатит одинаковую сумму.

Для водителей, перегоняющих ТС по России к месту постоянной регистрации или следующих на ПИК (техосмотр), срок страхования всегда одинаков – 20 дней, не меньше и не больше.

Последняя, основная группа автовладельцев, заключает стандартный договор ОСАГО, порядок расчета которого един для всех страховых компаний РФ. Остановимся подробнее именно на этом полисе автогражданки.

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Срок страхования и период использования в полисе ОСАГО

Для начала разберемся с терминами, используемыми при оформлении страховки ОСАГО: «Срок действия договора» и «Период использования ТС».

Срок страхования. В правом верхнем углу полиса ОСАГО вписывается «Срок действия договора ОСАГО», и он ВСЕГДА составляет 1 год.

Период использования. Он обозначен в следующей строке полиса и определяет месяцы в течение срока действия договора (полисного года), когда автовладелец будет пользоваться своим ТС, а страховщик нести за него ответственность. Если водитель планирует пользоваться автомобилем весь год, период использования совпадает с годовым сроком действия ОСАГО.

Но далеко не все автовладельцы эксплуатируют свое ТС круглый год. Ограниченный период использования (несколько месяцев в году) актуален, в частности:

  • для «подснежников», пользующихся машиной исключительно в теплый период года;
  • для тех, кто планирует в ближайшее время продать ТС;
  • для автовладельцев, отъезжающих в длительные командировки, отпуск и т.п.

И конечно, чем меньше месяцев в году водитель пользуется своим авто, тем меньше для него стоимость страховки ОСАГО.

Минимальный период использования, или самое дешевое ОСАГО

На сегодняшний день заключить договор по ОСАГО можно минимум на 3 месяца (период использования в рамках годовой страховки, не забывайте).

Вообще, при расчете ОСАГО на несколько месяцев применяется следующая таблица.

Таблица 1. Зависимость стоимости страховки от её длительности.

Cтоимость ОСАГО на 10 и 11 месяцев обойдется в годовую страховку.

Важно:

  • Автовладельцы, оформляющие ОСАГО на несколько месяцев в году, платят больше за каждый месяц, чем те, кто покупает полис на целый год.
  • Стоимость годовой страховки ОСАГО не изменится в течение годового срока страхования, обозначенного в полисе, даже если в течение этого года тарифы возрастут. Оформляя полис на несколько месяцев, обязательно узнайте стоимость годовой страховки ОСАГО, хотя бы для того, чтобы знать последующую доплату (если она потребуется в случае увеличения периода использования).
    Можно застраховаться на несколько месяцев, а потом, при необходимости, доплатить и продлить период использования.
  • Период использования в бланке полиса ОСАГО «разбит» на несколько частей. То есть можно сразу же при оформлении ОСАГО «расписать» весь страховой год вперед.
    Например: 1 месяц зимой, 3 месяца летом, 1 месяц осенью и прочие вариации. При оплате важно лишь общее количество месяцев в году.

Доплата за полис ОСАГО, или как продлить период использования

Арифметика простая. Договор страхования по ОСАГО всегда заключается на год (см. правый верхний угол полиса). Годовая стоимость полиса есть величина неизменная.

Как правило, на минимальный срок – 3 месяца — страхуют свое авто те, кто планирует в ближайшее время его продать. И, как видно из таблицы, за 3 месяца страхователю придется оплатить половину годовой стоимости ОСАГО.

Если же по какой-то причине продажа не состоится, страховку легко можно продлить до конца полисного года. При этом доплата за оставшиеся 9 месяцев составит оставшуюся половину годовой стоимости ОСАГО (столько же, сколько вы заплатили за первые 3 месяца).

Соответственно, как видно из таблицы, заплатив 0,7 годового ОСАГО за первые полгода, за оставшиеся 6 месяцев нужно будет доплатить 0,3 годовой страховки.

Как сэкономить на полисе ОСАГО

Известно, что Правилами ОСАГО , оплата автогражданки в рассрочку не предусмотрена.

Но никто не мешает водителю сначала заплатить за 3 месяца (0,5 годовой страховки), потом продлить полис еще на 3 месяца (0,2 годовой страховки), а затем доплатить за оставшиеся полгода всего лишь 0,3 годовой суммы. По сути, получается та же самая рассрочка. Если не жаль времени, очень даже выгодно при определенных финансовых затруднениях и нашем уровне инфляции.

Главное, не забывать продлевать период использования заранее. В противном случае, страховщик вправе взять за последующие месяцы, как за первые, т.е. с повышающим коэффициентом Кп.

Штраф за управление ТС в период использования, не предусмотренный полисом ОСАГО

Управление ТС в период, не предусмотренный полисом ОСАГО, влечет за собой штраф 300 рублей. На большее не соглашайтесь.

Поясним на примере. Если срок страхования ОСАГО с 5 мая по 4 мая, а период использования — с 5 мая по 4 августа (3 месяца), то управляя ТС после 4 августа и до 4 мая, вы рискуете своим кошельком.

Главное, не путать невыполнение гражданской обязанности застраховаться по ОСАГО, (т.е. полное отсутствие договора ОСАГО), что наказывается штрафом 500-800 рублей или снятием номеров, и забывчивость продлить период использования в рамках страхового года.

Если же в период, не предусмотренный полисом ОСАГО, произойдет ДТП, страховая компания заплатит пострадавшему, но затем предъявит нерадивому страхователю регрессное требование и заставит его возместить свои расходы.

Итак:

  • Заключить договор ОСАГО можно на ограниченный период времени — на 3, 4, 5 и т.д. месяцев.
  • При этом страховая премия за первые месяцы будет рассчитываться с повышающим коэффициентом.
  • Страхователь вправе продлевать период использования на любое количество месяцев, соответственно, доплачивая за них, вплоть до конца полисного года.
  • Общая стоимость ОСАГО за год должна быть одинакова, как при единовременной оплате, так и при оплате частями, по месяцам.

ЦБ утвердил новые тарифы ОСАГО

Банк России утвердил расширение тарифного коридора по ОСАГО на 20%: новые ставки могут начать действовать уже с 1 января 2019 года. При этом весь следующий год будет посвящен серьезному реформированию сферы «автогражданки».

В настоящее время базовые тарифы на ОСАГО находятся внутри вилки в 4118-3432 рублей. После вступления в силу указаний Центробанка коридор будет расширен на 20% в обе стороны для легковых автомобилей физических лиц и составит от 2 746 до 4 942 рублей. При этом для мотоциклов и мотороллеров верхнюю границу поднимут на 10,9 (до 1 407 рублей), а для машин юридических лиц – всего на 5,7%.

Смотрите так же:  Понятие возмещение морального вреда

Помимо расширения тарифного коридора Банк России утвердил еще и изменение системы коэффициентов «возраст-стаж» и «бонус-малус». Если сейчас применяется только четыре ступени градации по возрасту, то ЦБ предлагает довести их число до 58. «Для наиболее рискованного сочетания возраста и стажа коэффициент будет равен 1,87; для наименее рискованного сочетания (автолюбители старше 59 лет со стажем более 3 лет) коэффициент будет фактически в два раза меньше – 0,93, что создаст льготные условия для лиц пенсионного возраста», — говорится в официальном сообщении ведомства.

Что касается коэффициента «бонус-малус», то он, согласно распоряжению ЦБ, теперь будет назначаться раз в год 1 апреля (а не на момент заключения договора ОСАГО) и в течение года не подлежит пересчету. В ЦБ считают, что новая система позволит избежать обнуления скидочного коэффициента при длительном перерыве в вождении.

Документ, подготовленный Центробанком, в ближайшее время должен быть зарегистрирован Минюстом и после этого вступит в силу. В ведомстве считают, что это произойдет еще в нынешнем году.

В 2019 году реформу системы ОСАГО продолжит еще ряд заинтересованных ведомств. Например, Минфин предлагает дать водителям возможность заключать договор ОСАГО сразу на три года вместо одного, как сейчас, и ввести три варианта страховой суммы – 500 000 рублей, 1 млн и 2 млн. Кроме того, ведомство собирается отменить два коэффициента, привязывающие стоимость полиса к региону использования автомобиля и его мощности, позволив страховщикам индивидуально варьировать стоимость полиса в диапазоне 30-40%.

Утверждается, что либерализация системы ОСАГО позволит страховщикам более детально подходить к ценообразованию и варьировать стоимость полиса в зависимости от поведения конкретного водителя. Ранее сообщалось, что, по мнению инициаторов реформы, для законопослушных автомобилистов полис может даже подешеветь. Тем не менее, как утверждают эксперты, в краткосрочной перспективе полисы, вероятнее всего, подорожают, так как страховые компании намереваются компенсировать накопленные за время существования системы убытки.

Как оформить временную страховку ОСАГО. Когда оформляется временная страховка и как рассчитать стоимость.

Для владельцев авто предусмотрена временная страховка ОСАГО, которая предназначена для перевозки авто до места постановки на постоянную регистрацию. Стоимость ее зачастую в 5 раз меньше, чем обычного полиса.

○ Временный (транзитный) полис ОСАГО.

Страховка автомобиля на ограниченный срок до 20 дней предусмотрена для тех случаев, когда автомобиль куплен в другом населенном пункте и на него еще не получены постоянные номера, и требуется транспортировать его в другой регион или город. Связан период действия полиса с действительностью временных номеров – до 20 дней. Условия страховки стандартные, также как перечень допущенных к управлению лиц.

Оформление временного полиса имеет особенности, к которым относятся:

  • Необходимость снятия автомобиля с постоянного места регистрации в ГИБДД для перевозки в другой пункт с транзитным номером.
  • Перегон авто в другой регион для проведения постоянного технического осмотра и получения постоянных номеров.
  • Продажа машины и перегон ее в другой регион для получения новым владельцем и постановки на техучет в ГИБДД.

Таким образом, можно выделить основную особенность временного ОСАГО – это возможность страхования ответственности при отсутствии постоянных номеров. Это позволяет существенно сэкономить на услуге и защитить имущество от рисков, связанных с перевозкой.

○ Преимущества и недостатки транзитного страхования.

При использовании временного полиса отмечаются как плюсы, так и негативные моменты.

К положительным чертам относятся:

  • Экономия на страховых услугах.
  • Возможность получения ОСАГО на время перевозки.
  • Оформление по стандартному пакету документов.
  • Получение страховых услуг на время отсутствия постоянных номеров на авто.
  • Ограниченный срок действия с необходимостью продления в случае задержки транспортировки.
  • Необходимость получения постоянного полиса после смены номеров – дополнительные действия, требующие времени и оформления официальных документов.
  • Отсутствие надобности в оформлении временного полиса при прохождении технического осмотра и получения диагностической карты.

○ Как оформляют транзитную ОСАГО?

Процедура получения временного полиса ОСАГО практически не отличается от выдачи стандартного комплекта страховых услуг. Оформление производится в страховых компаниях, выбирать из которых рекомендуется крупные, гарантирующие выплаты в случае непредвиденных обстоятельств во время транспортировки авто. В рейтинг 7 крупных организаций по России относятся: Альфа-Страхование, ВСК, ВТБСтрахование, Ингосстрах, Макс, РЕСО-Гарантия, Росгосстрах. Выбор на наиболее выгодных условиях поможет осуществить страховой брокер.

○ Срок транзитной страховки.

Временная страхование предусмотрено Законом №40-ФЗ. Срок ее действия установлен в 20 дней, которые при необходимости можно продлить при условии получения нового полиса. Минимальный период выдачи составляет 5 дней.

По прошествии указанного в полисе срока требуется получить страховку по постоянным номерам. При невыполнении этого требования автовладельца ожидают крупные штрафы. Согласно действующему законодательству незаключение договора автогражданской ответственности не влечет наложения штрафов только при нахождении транспорта в собственности менее 5 дней.

○ Стоимость транзитной страховки.

Временный полис позволяет значительно сэкономить при перевозке транспортного средства в связи с ограниченным сроком действия, что намного дешевле, чем приобретение годового комплекта услуг. Однако за каждый день продления цена намного выше, чем в случае с постоянной страховкой.

Стоимость временного ОСАГО рассчитывается с учетом следующих показателей:

  • Владелец ТС – гражданин или юридическое лицо.
  • Тип авто – легковой или грузовой.
  • Мощность двигателя.
  • Возраст управляющего ТС и его стаж вождения.

С учетом представленных данных на примере можно произвести расчет согласно коэффициентов:

  • Мощность легкового авто – 1,1.
  • Срок страхования временный – 0,2.
  • Возраст водителя и стаж – 1,7.
  • Класс – не используется.
  • Прицеп – не предусмотрен.
  • Регион эксплуатации – отсутствует, транзитная перевозка.
  • Период использования – нет.

Базовый тариф, принимаемый во внимание, равен от 3 432 до 4 118 руб. С учетом представленных показателей расчета итоговая стоимость составит от 1 283,57 до 1 540,13 руб.

Таким образом, цена зависит только от периода расчета, остальные показатели используются также как при оформлении постоянной страховки. В среднем стоимость временного полиса на 20% дешевле, чем основного.

○ Где можно оформить?

Помимо офиса страховщика есть несколько других вариантов оформления полиса:

  • У страховщиков, осуществляющих деятельность в режиме 24 часа 7 дней в неделю, следует обращаться к проверенным компаниям во избежание мошенничества.
  • Страховые брокеры – они работают одновременно от нескольких компаний, помогая осуществить выбор услуг на наиболее выгодных условий с учетом обстоятельств страхования, владеют полной информацией о тарифах, местах нахождения офисов компаний, осуществляют консультирование, упрощает процедуру получения полиса.

Есть также возможность подключить страховую услугу онлайн. Для этого необходимо:

  1. Выбрать официальный сайт компании.
  2. Заказать услугу, код будет отправлен на электронную почту для подтверждения.
  3. Заполнение полиса на временное страхование.
  4. Подписание заявления и полиса при помощи электронной подписи.
  5. Через интернет заполненный бланк отправляется страховому агенту, приходит подтверждение на email или по телефонному звонку, иным способом.
  6. При предоставлении подробного расчета производится оплата любым доступным способом – с карты, наличными, банковским переводом и другое.

Если есть сомнения в выборе страховщика, то можно обратиться в официальные представительства крупных компаний для получения списка организаций, предоставляющих услуги по выдаче ОСАГО на временной основе в регионе нахождения.

○ Кто может оформить транзитную страховку?

Оформить договор может любое лицо, имеющее подтверждение собственности на транспортное средство. Это может быть любое дееспособное лицо, на которое оформлен договор купли-продажи или доверенность на управление.

Условия временного страхования не содержат каких-либо ограничений, предъявляемых к личности владельца ТС и страховки. Зачастую эти лица не совпадают. Предоставление доверенности от собственника не обязательно, достаточно документа по осуществлению перевозки авто. Если страховщик требует предоставить этот документ и отказывает в оформлении документа, следует обратиться к другой организации.

Смотрите так же:  Экспертиза воронежская

○ Порядок оформления.

Выдача временного полиса ОСАГО осуществляется при предоставлении следующего пакета документов:

  • Удостоверение личности владельца транспортного средства или лица, допущенного к управлению по доверенности.
  • Свидетельство о регистрации ТС или паспорт на авто.
  • Подтверждение полномочий по управлению транспортным средством лицами в период транзита, доверенность в подтверждение полномочий.
  • Диагностическая карта на авто, за исключением случаев, когда машина приобретена в первичном порядке.
  • Справка из ГИББ, подтверждающая отсутствие аварий, произведенных с участием перевозимого транспортного средства.
  • Водительское удостоверение лица, допущенного к управлению.

При предоставлении всех необходимых бумаг страховая компания обязана оформить полис, но со сроком действия на временной основе не более, чем предусмотрено по закону. При указании в заявлении или бумагах на авто недостоверных сведений к нарушителю применяются санкции в установленном законом размере.

После оформления на руках у перевозчика или владельца будут документы:

  • Оригинал временного полиса ОСАГО.
  • Квитанция об оплате страховых услуг.
  • Правила автострахования.
  • Список компаний, осуществляющих временное страхование в регионе нахождения.
  • Два бланка для заполнения в случае совершения с участием ТС дорожно-транспортного происшествия.

✔ Можно ли оформить страховку по временной регистрации и как это сделать, можно ли оформить не по месту регистрации?

Закон об ОСАГО допускает выдачу полиса на время следования авто к месту постоянной регистрации. Срок временного ОСАГО составляет до 20 дней. Оформление допускается не по месту регистрации, куда следует авто для постановки на постоянный учет. Такой полис называют «транзитным», в связи с особенностями его действия. Стоимость временного ОСАГО на порядок, около 20% дешевле, чем постоянного полиса.

✔ Сколько можно ездить без страховки после покупки авто?

После приобретения ТС законом предоставлен срок в 5 дней на оформление страхового полиса, в течение этого периода можно осуществлять перевозку авто или обеспечивать управление без обращения к страховщикам.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

С 2019 года за ОСАГО придется платить совсем по-новому

Центральный банк России окончательно решил, как 50-и миллионам российских автовладельцев придется платить «страховку-налог» по имени ОСАГО уже в будущем году. Прежде всего, регулятор определился, что «автогражданка» все-таки должна подорожать. Напомним, что сейчас базовый полис может стоить от 3432 до 4118 рублей.

После того, как ЦБ ввел эту вилку тарифов в 2014−2015 годах, абсолютно все страховщики стали продавать полисы по максимально возможной цене, что вызвало рост стоимости ОСАГО примерно вдвое. Сейчас Центробанк решил «расширить коридор» цен базового полиса на 20% — до 2746‒4942 рублей.

Характерно, что работники страховых компаний, с которыми связался портал «АвтоВзгляд», однозначно расценивают этот шаг регулятора, как фактическое разрешение задрать цены. Напомним, что об этом повышении ЦБ заговорил в начале 2018 года, когда страховое лобби голосило о диких убытках в сфере ОСАГО.

Примерно тогда же новый менеджмент крупнейшего на тот момент страховщика России «Росгосстраха» прекратил фактическое разворовывание компании. Благодаря чему уже к середине 2018 года статистика показала резкий рост прибыльности обязательного автострахования в нашей стране — выплаты водителям упали практически на 30% разом!

Это наглядно подтвердило версию, что с помощью «убыточности ОСАГО» страховое лобби маскировало убыточность «Росгосстраха». С такими данными на руках ЦБ взял «тайм-аут на раздумья» в истории с 20-процентным повышением цен ОСАГО. За это время тенденция не изменилась — рынок обязательной автогражданки продолжает радовать страховщиков уверенным падением объемов выплат и ростом прибылей.

И в этой ситуации Центробанк, идя на встречу страховому лобби, решил повысить в 2019 году благосостояние страхового сообщества на 20%. Счастья и достатка вам в Новом году, страховые воротилы!

Веселые старты: тест-драйв кроссовера Skoda Kodiaq Sportline

Тест-драйв Chrysler Pacifica: стремительный утюг

Кроме того, вместо назревшей отмены жульнических коэффициентов, в разы увеличивающих цену миллионов полисов — «территориального» и «за мощность мотора», ЦБ решил изменить способ расчета стоимости ОСАГО с точки зрения водительского стажа и возраста водителя, сокращенно — КВС.

Для опытных водителей старшего возраста КВС будет снижен, а для молодых и неопытных — повышен, радостно рапортует пресс-релиз Банка России. При ближайшем же рассмотрении выясняется, что принципиальных изменений практически нет. Для наиболее рискованного сочетания (юный возраст и минимальный стаж) коэффициент станет равен 1,87. А сейчас он составляет 1,8 — то есть практически то же самое.

Для наименее рискованного сочетания (возраст свыше 59 лет и водительский стаж более 3 лет) коэффициент составит — 0,93. Сейчас он, для справки, практически такой-же — равен единице. Его будущее уменьшение на 0,07 равнозначно снижению стоимости полиса на 7% — фактически для одних только пенсионеров. Какая фантастическая забота о малообеспеченных! Особенно в свете упомянутого выше параллельного роста стоимости ОСАГО на 20%…

Минимальный срок страховки ОСАГО в 2018 году

Рассчитайте стоимость ОСАГО на любой срок страхования

Минимальный срок страхования ОСАГО варьируется от 5 дней до 1 года.

Сроки действия полиса ОСАГО

По закону об автостраховании вы можете оформить договор на:

  • 1 год — для всех владельцев ТС;
  • от 5 до 365 дней — для авто, которые зарегистрированы в другой стране;
  • 20 дней — для перегона автомобиля к месту регистрации или техосмотра.

ОСАГО на 20 дней выдают тем, кто только что купил машину или получил ее в наследство.

Период использования ТС

Период использования ТС в ОСАГО — срок, в течение которого имеете право водить авто. Минимальный срок ОСАГО составляет 3 месяца. Этот промежуток можно разбить на отдельные отрезки времени, например, январь и май—июнь. Такой период использования актуален для:

  • владельцев авто, которые часто и надолго уезжают в командировки;
  • дачников, которые пользуются автомобилем с апреля по сентябрь;
  • новичков, которые ездят только в теплое время года;
  • водителей, которые планируют продать авто.

Если вы установите промежуток пользования ТС, сможете сэкономить от 5 до 50% от стоимости полиса.

Важно! Если в договоре укажите период с мая по август, а сотрудник ГИБДД остановит в ноябре, заплатите штраф от 500 до 800 рублей.

Сколько стоит минимальное ОСАГО

Чтобы узнать точную цену минимальной автостраховки, используйте калькулятор на нашем сайте.

Если длительность эксплуатации ТС увеличивается, стоимость страховки в пересчете на 1 месяц падает.

ОСАГО в России подорожает на 20%

Либерализация ОСАГО получила поддержку на высшем уровне — до конца года цена полисов сильно изменится для всех. Кроме того, могут расширить лимит выплат до 1 млн рублей.

В ближайшее время обязательная страховка сильно изменится. Причем речь идет не только о лимите выплат, но и порядке расчетов стоимости полиса ОСАГО — в конечном счете очередная реформа коснется всех автомобилистов, пишет РБК.

В Совете Федерации 24 сентября состоялись вторые слушания, посвященные вопросам реформирования ОСАГО. Ранее в Госдуме прошли парламентские слушания на эту тему. Абсолютное большинство выступивших заявило, что либерализация ОСАГО необходима. Ожидается, что кардинальные решения для автомобилистов примут уже до конца текущего года.

Как объяснил глава РСА Игорь Юргенс, основная идея либерализации — не просто повышение цен на ОСАГО для всех автомобилистов, а установление справедливого тарифа. То есть те, кто водят машину аккуратно и не устраивают ДТП, должны в дальнейшем получить возможность платить за ОСАГО столько же, как сейчас, или даже меньше. А те, кто водят агрессивно и часто становятся виновниками аварий, должны будут платить за свое поведение на дорогах дороже.

Страховщики признаются, что сейчас нередки случаи, когда даже для аккуратных водителей, не допускающих ДТП, все равно может действовать ряд повышающих коэффициентов. Совершающие по 10 и более аварий в год водители при помощи лазеек, напротив, получают себе выгодные условия и низкие коэффициенты. Такое положение дел назвали в РСА «несусветной несправедливостью». Чтобы избавить добропорядочных водителей платить за страховку дороже из-за наличия таких агрессивных автомобилистов, предлагают множество идей.

Смотрите так же:  Список документов для расторжения договора осаго

Первым шагом уже точно станет расширение тарифных коридоров от минус 20% до плюс 20% к действующим ценам — такую идею ранее предложили в Центробанке для «нивелирования последствий шоковых ситуаций, которые могут произойти в будущем». Сейчас, как уточнили в РСА, размер базового тарифа варьируется от 3431 до 4119 руб., на который в дальнейшем накладываются поправки на мощность двигателя автомобиля, стаж и возраст водителя, регион, а также коэффициент бонус-малус (КБМ) — скидка за езду без ДТП или, наоборот, надбавка за высокую аварийность.

По данным РСА, всего около 16% всех российских водителей имеют сложности в доступе к полисам ОСАГО именно по причине своего характера вождения. При этом стоимость полиса после таких изменений для 80% автомобилистов должна остаться прежней или снизиться, а для 20% цена ОСАГО возрастет. При этом в РСА уверяют, что в ЦБ будут действовать аккуратно и реагировать на любые сигналы со стороны автомобилистов и страховщиков.

«Сначала своими указаниями Центробанк расширит базовый тариф и будет следить за ситуацией. Главное, чтобы при установке тарифов страховые компании не вышли на верхний предел коридора, но мы, наоборот, опасаемся демпинга, — сказал Юргенс. — Только если все пройдет успешно, мы перейдем к законодательной стадии либерализации ОСАГО, то есть к внесению дополнений в закон об ОСАГО и тому подобное. Если на первом этапе общество отреагирует болезненно, то, возможно, второго этапа и не будет».

Многие идеи по либерализации ОСАГО пока находятся на стадии обсуждений — заинтересованные ведомства, депутаты и эксперты предлагают свои решения. Центробанк уже проводит актуарные расчеты, чтобы в дальнейшем обсудить их с представителями страхового сообщества. К примеру, как рассказали в РСА, одно из предложений разработало Министерство финансов. Ведомство считает необходимым увеличить страховое покрытие по ДТП с легковыми автомобилями до 1 млн рублей (сейчас размер максимальной выплаты за ремонт автомобиля ограничен 400 тыс. рублей и 500 тыс. рублей по выплатам за нанесенный вред жизни и здоровью). Как уточнили в пресс-службе РСА, в случае с пассажирским транспортом, например, с автобусами, речь идет уже о 2 млн руб., но все будет зависеть от цены полиса. Также в Минфине предлагают предоставить водителям возможность заключения договора страхования на два года и более. В пакете с этими идеями Минфин выдвигает идею о перестраховании в ОСАГО, что ранее было запрещено.

Еще одна совместная идея Минфина и в меньшей степени Центробанка заключается в необходимости отменить такие влияющие на стоимость ОСАГО коэффициенты, как мощность автомобиля, а также территориальный коэффициент. Здесь у страховщиков с регулятором и Минфином есть некие расхождения, признался Юргенс. В Минфине раздумывают и о возможности перехода от страхования конкретного автомобиля к страхованию ответственности водителя. В РСА, однако, считают, что пока у страховщиков нет возможности делать скидки исходя, например, из характера вождения и пробега, говорить о такой перспективе рано. «ОСАГО — это социальный вид страхования. Так, человек, у которого несколько машин, от этого бы выиграл. Но по статистике на тысячу россиян приходится чуть меньше 400 автомобилей. И до сих пор, особенно в отдаленных регионах, у большинства граждан один автомобиль и три водителя — неправильно было бы заставлять их покупать три полиса», — считает исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Также в процессе рассмотрения находится и предложенная депутатом от партии ЛДПР Ярослава Нилова инициатива, согласно которой в случае ДТП по вине автомобилиста без полиса ОСАГО потерпевший в аварии все равно может получить выплату от своей страховой компании.

В РСА намерены добиться максимального пространства для маневра при определении индивидуальных тарифов для автомобилистов — только так можно будет не утратить рентабельность в случае чрезвычайных событий на макроэкономическом уровне. Речь идет, в том числе, о возможном дальнейшем падении курса рубля и новых антироссийских санкциях. «Страна должна быть готова к ценовым и другим шокам, если будет происходить что-то независящее от страховщиков, — предупредил Юргенс. — Первый ценовой шок случился, как мы помним, когда лимиты по выплатам по ОСАГО выросли до 400-500 тыс. рублей. А в регионах, где продавалось больше всего полисов ОСАГО, заработал безлимитный Европротокол.

И тут заработал санкционный режим, а рубль упал. Сейчас национальная валюта подешевела на 18%. Поэтому у страховщиков должно быть больше свободы действий, чтобы, с одной стороны, тариф был справедлив, а с другой — избежать проблем с доступностью полисов, если что-то произойдет с национальной валютой, с ценой на автомобили, стоимостью лакокрасочного покрытия и другими обстоятельствами, которые могут влиять на тарифы».

Координатор «Общества Синих Ведерок» Петр Шкуматов привел пример, что ему самому при безаварийном вождении на протяжении 12 лет приходится платить за ОСАГО с учетом повышающих коэффициентов, которые в три раза выше, чем у реального водителя, осужденного за повторное пьянство за рулем.

«В ОСАГО должен произойти переход к персональным тарифам, когда у каждого водителя будет своя история, позволяющая установить тариф, справедливый именно для него, — считает Шкуматов. — Тогда маргинально ездить по дорогам станет очень дорого. Если водитель гоняет 300 км/час по МКАД, то страховая должна иметь возможность выкатить такому человеку такой тариф, что мало не покажется».

Что еще меняется

Одновременно с повышением базовых тарифов ЦБ планирует пересмотреть параметры, влияющие на стоимость полиса. Более точным станет коэффициент, учитывающий возраст и стаж водителя: число категорий вырастет с 5 до 50, рассказал Чистюхин. Для части водителей премия вырастет, для кого-то – снизится.

Реформа ждет и коэффициент «бонус-малус» (КБМ), отражающий скидки за безаварийную езду и надбавки за совершенные ДТП. Страховщики будут наказаны за то, что так и не смогли создать нормально работающую единую базу данных о клиентах. Из-за этого при смене страховщика данные старой и новой компании о КБМ часто не совпадают. В таких случаях будет применяться меньшее значение КБМ (более выгодное водителю), заявил Чистюхин.

Еще два коэффициента, определяющие цену полиса, – территориальный и мощность двигателя – остаются в прежнем виде.

ОСАГО остается проблемой

Несмотря на принимаемые ЦБ меры стабилизировать ситуации в ОСАГО, добиться этого не удалось, констатировал Чистюхин. Подтверждением этому жалобы потребителей. За I квартал ЦБ получил 13 500 жалоб на ОСАГО, большая часть которых касалась некорректного применения страховщиками коэффициента «бонус-малус», 25% жалоб пришлось на сложности потребителей с оформлением электронных полисов.

Российский союз автостраховщиков (РСА) в целом поддерживает идею либерализации ОСАГО, говорит президент союза Игорь Юргенс. Предложенные ЦБ меры являются единственным возможным выходом из кризисной ситуации, они своевременны и в буквальном смысле спасут рынок ОСАГО, уверен он.

Спасением меры ЦБ можно назвать с натяжкой: они не удовлетворят ни страховщиков, ни потребителей. По словам Чистюхина, проведенные ЦБ расчеты показали недостаточность тарифа ОСАГО примерно на 47% – убыток всех страховщиков от ОСАГО в 2017 г., по данным регулятора, составил 15 млрд руб. Изменение тарифного коридора на 20% «создаст конкурентные возможности для страховых компаний», заявил Чистюхин. Эта мера будет способствовать повышению доступности ОСАГО, полагает он.

Осенью ЦБ планирует перейти к реализации второго этапа мер, направленных на стабилизацию рынка ОСАГО, сказал Чистюхин. В частности, регулятор надеется на принятие закона, который позволит страховщикам устанавливать индивидуальный тариф для каждого человека, а также законодательно предусмотреть «автоматическое» расширение тарифного коридора, но как часто и на сколько, не уточнил. На третьем этапе — не раньше середины 2020 г. — ЦБ рассмотрит возможность отмены всех ограничений по тарифам в ОСАГО, включая сам тарифный коридор.