Меню Закрыть

Требования русской правды пестеля

История России XIX–XX вв.

«Русская Правда» П. Пестеля

Конституционный проект Южного общества известен под названием «Русская Правда» в память об известном древнерусском памятнике права. Авторство «Русской Правды» полностью принадлежит П. Пестелю. Первый набросок этого документа он сделал еще в 1820 г., но сам документ не сохранился и о нем известно по показаниям Н. Муравьева во время следствия. После создания Южного общества Пестель создал новый вариант проекта, с которым члены общества познакомились в январе 1822 г. Текст этого документа также не сохранился. Через год на съезде общества в Киеве Пестель вновь докладывал о содержании «Русской Правды». Следовательно, можно утверждать, что работа над проектом велась долго.

По замыслу П. Пестеля «Русская Правда» должна была включать 10 глав: о границах; о населении, разделяя ее на «коренной народ Русский и на Племена подвластные»; о сословиях и способах ликвидации; о политическом положении народа и о равенстве всех пред законом; о гражданских правах; о верховной власти; о правительстве и местном управлении; об армии, полиции внешних сношениях и других вопросах внутренней и внешней безопасности; о финансах, народном хозяйстве, просвещении; наказ для составления Уложения или Свода законов, т. е. конституции. Название последней из глав показывает, что «Русская Правда» непосредственно не является конституцией и механически не может быть привнесена в жизненные условия России начала XIX в. Многое объясняет и полное название «Русской Правды»: «Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветам для усовершенствования Государственного устройства России и самодержавия Верный Наказ как для Народа, так и для Временного Верховного Правления», т. е. это – обширная программа социально-государственных изменений в стране, которая должна быть положена в основу временного правительства после свержения самодержавия. П. Пестель был сторонником диктатуры временного правления продолжительностью 10–15 лет. Следовательно, и проект должен был быть реализован в эти сроки. Из 10 намеченных глав «Русской Правды» написано было только 5 и поэтому в целом о планах Южного общества можно судить, привлекая другие документы. Особенно помогает в этом «Конституция – государственный завет» – краткий вариант «Русской Правды», написанный для Общества соединенных славян.

«Русская Правда» – республиканский проект. Провозглашались неприкосновенность личности, свобода слова, книгопечатания, передвижения и занятий. Предполагалась новая судебная система: суд равный для всех, гласность судопроизводства и право обвиняемого на защиту. Вместе с тем, в «Русской Правде» категорически запрещалось создание тайных обществ. Таким образом, декабристские тайные общества, не успев развиться, сами отвергали правомерность их существования или, по крайней мере, допускали их существование для себя. П. Пестель строго придерживался принципа разделения властей, как системы противовесов для предотвращения деспотизма. Государственную власть он делил на три относительно независимые ветви: законодательную, исполнительную и блюстительную, то есть контролирующую точное соблюдение конституции. Законодательная власть принадлежала однопалатному Народному Вече, избираемому на 5 лет. Народное Вече должно было решать все законодательные вопросы за исключением конституционных, которые, по мысли Пестеля, могут решаться только всем народом на Плебесците (референдуме). Последнее для начала XIX в. было очень радикальной мерой не только для России, но и для всей Европы. Исполнительная власть принадлежала Державной Думе, состоящей из 5 человек, избираемых на пять лет Народным Вече. Державной Думе подчинены все министерства. Блюстительная власть принадлежала Верховному Собору, состоящему из 120 бояр, избираемых пожизненно. Окончательно утверждались все законы, рассматривая их на соответствие конституции. Верховный совет назначал главнокомандующего. Местные органы власти – областные, окружные, уездные и волостные – по демократическим и организационным основам повторяли Центральные органы, но избирались ежегодно. Государство по «Русской Правде» должно быть строго централизованным с твердой вертикалью власти. Принципы федерализма П. Пестель отвергал, считая что это ослабляет государство. Политические права распространялись на всех граждан без ограничений. Все сословные привилегии уничтожались. В политической жизни страны могли участвовать все граждане, т. е. мужчины, достигшие 20-летнего возраста. Временно лишались права гражданства лица, находящиеся в личном услужении – по распространяемому тогда в Европе мнению такие лица не обладали достаточной самостоятельностью чтобы выражать свой голос.

П. Пестель не признавал национальной проблемы. Все малые по численности народы должны слиться с государствующим народом, составляя с ним только один народ. Такую позицию Пестель объяснял тем, что «маленькие народы, между большими находящиеся, служат всегдашними поприщем военным действиям, разорениям и гибельным действиям»[10]. Никаких национальных особенностей для отдельных территорий он не допускал, за исключением Польши.

Большое место в «Русской Правде» занимал крестьянский вопрос, в основе разрешения которого лежали два принципа: безусловное уничтожение крепостного права и признание земли общественным достоянием. П. Пестель считал, что каждый гражданин имеет право бесплатно получить земельный надел. Наряду с этим признавалась и частная собственность на землю, поэтому весь земельный фонд страны делился на две части: земля общественная и собственная. По «Русской Правде» трудно судить, какая часть из них была больше, можно лишь предполагать, что общественный фонд преобладал. Общественная земля не могла быть реализована (продана, заложена, обменена и т. д.) и служила гарантией прожиточного минимума. Частная земля – для «изобилия». Пестель пытался ответить на вопрос о создании общественного земельного фонда: из части казенных земель, монастырских и помещичьих. Обращалось особое внимание на порядок отчуждения помещичьих земель (об этом есть сведения в отрывке «Дележ земель»). У помещиков, владевших более 10 тыс. десятин, половина земли конфисковывались безвозмездно; у владевших от 5 до 10 тыс. десятин половина отчуждалась на условиях частной компенсации. Владельцы имевшие до 5 тыс. десятин за отчуждаемую половину земель получали полную компенсацию. В связи с этим следует отметить, что на момент составления «Русской Правды» не менее трети помещичьих земель находилось в руках помещиков-владельцев более 10 тыс. десятин, следовательно, значительная часть земли изымалась безвозмездно. К этому следует добавить, что в первой четверти XIX в. в России было огромное количество пустующих земель, особенно в степной полосе. Иногда проекту Пестеля пытаются придать черты уравнительности. Это не соответствует тексту. В «Русской Правде» он прямо писал:

«Богатые всегда будут существовать и это очень хорошо, но не надобно присоединять к богатству еще другие политические права и преимущества»[11]. Несомненно, это общедемократическое требование, весьма радикальное для той эпохи. Помимо этого Пестель специально останавливался на свободе конференции, ликвидации монополий, цехов, гильдий и др.

Говоря в целом о «Русской Правде» необходимо подчеркнуть, что основополагающие ее принципы носят демократический характер. Внутреннее ее содержание содержит некоторые противоречия, но общая радикальность не вызывает сомнений и поэтому практическое воплощение «Русской Правды» не могло произойти эволюционным путем, предполагая только революционный переворот.

НазадОглавление Далее

«Русская правда» Пестеля

Формирование мировоззрения, а также политико-правовых идей П.И. Пестеля, обстоятельства и этапы протекания. «Русская правда»: общая характеристика данного проекта и его положения, вопросы государственного устройства, земельного и крепостного права.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

право крепостной мировоззрение политический

Значительным фактом общественно — политической истории Российской империи первой половины XIX века является движение декабристов, положившее начало первому этапу революционного выступления дворянства против царского самодержавия. Выступление декабристов было единственным внешним и наглядным проявлением кризиса существующего политического строя, резко поставившим вопрос об отмене крепостничества в Российской империи.

Одним из главных представителей движения декабристов, бросивших вызов российскому царизму, является Павел Иванович Пестель. Личность этого человека, его деятельность и идейное наследие всегда привлекали внимание исследователей российского революционного движения. П.И. Пестель по своим взглядам был одним из наиболее радикальных декабристов. Его государственно-правовые взгляды нашли свое выражение в составленной им «Русской правде» — одном из наиболее подробных и развёрнутых проектов преобразования государственного строя России в первой половине XIX века.

На нынешнем этапе развития нашей страны, как и во все другие периоды русской истории, задача совершенствования государства и общественного строя по-прежнему остаётся в центре внимания общества. Многие проблемы современной России имеют истоки в её историческом прошлом, поэтому при их решении во внимание должен приниматься весь исторический опыт России. Учитывая эти обстоятельства, политические и правовые взгляды П.И. Пестеля актуальны и в наши дни.

Целью нашей работы является рассмотрение основных этапов формирования политико-правовых идей П.И. Пестеля, наиболее важных положений «Русской правды» и ее значения в истории развития политико-правовой мысли России.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть политическую обстановку России начала XIX в., выявить основные моменты, повлиявшие на формирование мировоззрения П.И. Пестеля; проанализировать проект «Русской правды».

1. Формирование мировоззрения П.И. Пестеля

Павел Иванович Пестель родился в Москве 24 июня 1793 года. Будущий декабрист получил блестящее и разностороннее образование: до 12 лет он обучался дома, затем 2 года — в Дрездене, а завершил учёбу в петербургском Пажеском корпусе. В 1811 году П.И. Пестель выпущен из Пажеского корпуса в лейб-гвардии Литовский полк прапорщиком, участвовал в Отечественной войне 1812 года. За храбрость, проявленную в Бородинском сражении, он был награждён золотой шпагой. 19-летний офицер был тяжело ранен, но продолжил службу адъютантом фельдмаршала П.Х. Витгенштейна, участвовал в Заграничных походах 1813-1814 гг., и ещё не раз отличился в боях, имел высокие награды России, Австрии и Пруссии.

По возвращении в Россию П.И. Пестель служил в резервной армии у П.Х. Витгенштейна в Митаве со штаб-квартирой в Тульчине. В 1816 году он вернулся в Петербург, где вместе с несколькими другими будущими декабристами слушал частный курс политических наук у профессора К.Ф. Германа, состоял в масонских ложах «Соединённых друзей» и «Трёх добродетелей». К этому же времени относится и вступление П.И. Пестеля в «Союз спасения» — первую тайную политическую организацию, которую создали в феврале 1816 года молодые офицеры Александр и Никита Муравьевы, Матвей и Сергей Муравьёвы-Апостолы, Сергей Трубецкой и Иван Якушкин. Небольшая строго законспирированная группа заговорщиков своими главными задачами объявляла свержение тирании, уничтожение крепостничества, учреждение конституционной монархии. Но среди членов тайной организации выявились серьёзные разногласия в видении путей к свободе, и в конце 1817 года Союз ликвидировался. Именно этот период стал для П.И. Пестеля настоящей политической школой, побудив его к активной деятельности по изменению российской жизни. У него складываются конституционно-монархические взгляды, которые впоследствии под влиянием различных факторов окружающей жизни претерпят значительные изменения и станут революционно-республиканскими.

На смену «Союзу спасения» пришёл «Союз благоденствия», организованный в январе 1818 года. П.И. Пестель был активным членом Союза спасения и Союза благоденствия, одним из организаторов ячейки Союза благоденствия в Тульчине. Устав «Союза благоденствия» отражал настроение самой умеренной части организации: постепенно, мирными методами готовить общественное мнение как силу, способную добиться преображения отчизны. На формирование «общего мнения» отводилось примерно 20 лет, после чего можно было подумать о революции, «безболезненной и мирной».

Направления деятельности Союза не выходили за рамки «человеколюбия», или благотворительной работы. Предусматривалось создание широкой сети легальных и нелегальных литературных, научных, педагогических, женских, молодёжных и других общественных организаций. Члены Союза пытались бороться с судебным произволом, занимая не престижные в их среде гражданские посты судей и заседателей. Армейские офицеры не позволяли прибегать к телесным наказаниям, гуманно обращались с солдатами. Однако многим из них практическая деятельность Союза казалась недостаточной, а срок, необходимый для достижения конечной цели, — слишком длительным. Радикально настроенные члены организации требовали более активных действий.

В 1820 году в Петербурге собралось совещание Союза для обсуждения его программы. П.И. Пестель выступал на совещании с докладом «О выгодах и невыгодах монархического и республиканского правления», сыгравшим важнейшую роль в развитии декабристкого движения. После доклада тайная организация высказалась единогласно за предложенное Пестелем республиканское будущее России. Впервые в истории русского освободительного движения «Союз благоденствия» принял такое радикальное решение. Огромная заслуга в этом принадлежала П.И. Пестелю, проявившему огромную силу убеждения. Именно ему, а также Никите Муравьеву было поручено составление конституционных проектов.

Смотрите так же:  Договор о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг

Таким образом, в период с 1818 по 1820 годы сложились твердые революционно-республиканские убеждения Павла Ивановича Пестеля. Ему удалось сначала создать мощную революционную организацию в Тульчине, а затем распространить свое влияние на значительную часть «Союза благоденствия».

На созванном в январе 1821 года съезде Союза в Москве его немногочисленные делегаты договорились распустить организацию.

На основе Союза благоденствия весной 1821 года возникли сразу две крупные революционные организации: Северное общество в Петербурге и Южное общество в Украине. Северное общество, чьи установки считались более умеренными, возглавил Никита Муравьёв. Более революционное и решительное Южное общество возглавил Павел Иванович Пестель.

Пестель принял самое активное участие в создании на базе Тульчинской управы Южного общества декабристов. Декабристы уважали Пестеля «за необыкновенные способности», «честность, бескорыстие, равнодушие к материальным выгодам». Но почти все знавшие П.И. Пестеля отмечали наряду с холодным логическим умом, волей и смелостью надменную уверенность в правоте собственного суждения, непомерное честолюбие, находя в нём сходство с Наполеоном.

На учредительном съезде новой организации он осуждал решение Московского съезда о роспуске «Союза благоденствия», подтвердил свою приверженность республиканским идеалам и призвал всех идти на любые жертвы ради достижения поставленной цели. Все единодушно одобрили его предложение об организации после революции Временного революционного правительства. Руководящий орган общества получил название Директории. В нее были избраны П.И. Пестель, А.П. Юшневский и заочно введен Н. Муравьев, один из учредителей и руководителей Северного общества. Пестель поддерживал с Муравьевым переписку, в которой подчеркивалось общность задач обоих обществ и необходимость их совместных действий. Особенно на этом настаивал Пестель, неустанно боровшийся за объединение Южного и Северного обществ на идейной платформе южан. Взгляды Муравьева были вначале схожими с пестелевскими, но после 1821 года они стали более умеренными. Эти различия нашли свое отражение в составленных ими конституционных проектах — «Русской правде» Пестеля и «Конституции» Муравьева.

Итак, нами были рассмотрены основные моменты, оказавшие наибольшее влияние на формирование политического мировоззрения великого декабриста. Революционно-республиканские убеждения П.И. Пестеля в полной мере нашли свое выражение в подробном проекте преобразования государственного устройства России — «Русской правде».

Общая характеристика «Русской правды»

Проект «Русской правды» разрабатывался П.И. Пестелем в период с 1820 по 1824 годы. В процессе работы над проектом, он изучил огромное количество исторической, политической и юридической литературы, особенно широко им были использованы тексты английской и американской конституций. Друг П.И. Пестеля, секретарь Южного общества, Н.И. Лорер вспоминает: «В квартире, во всю длину его немногих комнат тянулись полки с книгами, более политическими, экономическими и вообще учёного содержания, и всевозможные конституции. Не знаю, чего этот человек не прочёл на своём веку на многих иностранных языках». Первоначально проект носил название «Конституция. Государственный Завет».

Основные положения конституционного проекта обсуждались на первом съезде руководства Южного общества в Киеве в январе 1822 г., на котором было решено предоставить всем его членам год на обдумывание пестелевских предложений. На втором съезде в январе 1823 г. после доклада Пестеля проект был обсужден по всем пунктам и принят голосованием, став программным документом Южного общества. Свое же полное название проект получил в 1824 г., как «Русская правда или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая Заветом для Усовершенствования Государственного устройства России и Содержащая Верный Наказ как для Народа, так и для Временного Верховного правления»

Проект был назван в честь древнего законодательного памятника Киевской Руси XI-XII вв. — Русской правды Ярослава Мудрого. Этот период П.И. Пестель, считал наиболее благополучным в жизни русского народа, поскольку тогда еще феодальные отношения находились в зародыше и сохранялись пережитки первобытного строя с равенством всех членов общины. Название «Русская правда», таким образом, ассоциировалось со справедливым общественным устройством России.

Изначально в «Русской правде» планировалось 10 глав:

· «О границах государства»;

· «О различных племенах, российское государство населяющих»;

· «О сословиях государства»,

· «О народе в отношении к приуготовляемому для него политическому или общественному состоянию»;

· «О народе в отношении к приуготовляемому для него гражданскому или частному состоянию»;

· «Об устройстве и образовании верховной власти»;

· «Об устройстве и образовании местной власти»;

· «Об устройстве безопасности в государстве»;

· «О правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве»;

· «Наказ для составления государственного свода законов»

Однако из вышеперечисленных глав написаны и окончательно отделаны были лишь две первые главы и большая часть третьей, четвертая и пятая главы остались в виде черновых подготовительных отрывков.

В «Русской правде» также имелось введение и заключение. Во введении Пестель говорит о необходимости коренных преобразований в России, целью которых является установление всеобщего равенства и для проведения которых после победы революции должно быть установлено Временное Верховное Правление, наделенное диктаторской властью сроком на 10 лет. Временное Верховное Правление должно было быть гарантом от попыток реставрации монархии. По окончании десятилетнего срока оно слагает свои полномочия, и на основе «Русской правды» принимается новая конституция. В кратком заключении содержались «главнейшие определения и постановления, Русскою Правдою учинённые».

Основные положения «Русской правды»

В «Русской правде» нашли свое отражение политико-правовые идеи П.И. Пестеля, касаемые вопросов государственного устройства, земельного вопроса и крепостного права, особое внимание было уделено вопросу правового статуса не только граждан России, но и народов, населяющих ее территорию. Перейдем к более полному рассмотрению вышеперечисленных положений конституционного проекта П.И. Пестеля.

Государственное устройство. П.И. Пестель являлся сторонником введения в России республики, а не конституционной монархии, к которой склонялись многие из декабристов. Он был убеждённым противником самодержавия, называя его «разъярённым зловластием». В «Русской правде» он выражает желание уничтожить даже само воспоминание о прежнем торжестве этой тирании. Поэтому самодержавие, по проекту П.И. Пестеля, решительно уничтожалось, и не только сам институт самодержавия, но и весь царствующий дом.

Так же следует отметить, что федеративное устройство Пестель считал губительным для России, ссылаясь при этом на исторический пример феодальной раздробленности на Руси, которую называл «видом федеративного устройства».

Историческим прообразом демократической системы для П.И. Пестеля служило вече Новгородской республики. Но вече всего Российского государства собрать было невозможно, в связи с этим планировалось всю страну разделить на 10 областей, состоящих из 5 округов (губерний). Округа в свою очередь делились на уезды (поветы), а те — на волости. Столицей России становился Нижний Новгород, переименованный во Владимир — в честь киевского князя, крестившего Русь, тогда как город Владимир переименовывался в Клязьмин — по названию реки, на которой он расположен.

Государственное управление в России основывалось на принципе разделения властей.

Верховная законодательная власть принадлежала Народному вечу, избираемому на 5 лет, путем двухстепенных выборов (сначала жители волости избирают представителей в Окружное наместное собрание, а те — депутатов в Народное вече) в числе 500 человек Ежегодно 1/5 часть народных представителей переизбиралась. Председатель выбирался из членов, пребывающих в составе Народного вече последний год. Только Народное вече имело право издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Никто не имел права роспуска Народного веча, так как оно представляло «волю» и «душу народа в государстве. Роль органа, исполняющего функции Народного веча между его сессиями, отводилось Временной комиссии.

Верховным исполнительным органом являлась Державная Дума, состоявшая из 5 человек, избиравшихся Народным вече на 5 лет. Ежегодно один из членов Думы выбывал из её состава ввиду истечения своего срока и заменялся другим по выбору. Председателем Державной Думы являлся её член, заседающий в ней последний (пятый) год. Державная Дума «ведёт войну и производит переговоры, но не объявляет войны и не заключает мира. Все министерства и вообще все правительствующие места состоят под ведомством и начальством Державной Думы».

Помимо законодательной и исполнительной власти в государстве, по мнению П. И Пестеля, должна быть и власть блюстительная, которая контролировала бы точное исполнение законов в стране и следила бы затем, чтобы две другие ветви власти не выходили за рамки, установленные законом. Высшая контрольная («блюстительная») власть принадлежала Верховному собору, состоящему из 120 бояр, избиравшихся пожизненно.

Председатель выбирался на год самим собором. Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор, который не входит в его рассмотрение по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех необходимых формальностей и только после утверждения Верховным собором закон получает юридическую силу. Собор имеет серьёзные контрольные функции, так как назначает по одному из своих членов в каждое министерство и в каждую область.

Распорядительную власть на местах получали областные, окружные, уездные и волостные наместные собрания. Исполнительная же власть на местах осуществлялась соответствующими наместными.

Таким образом, в соответствии с «Русской правдой» Пестеля будущая Россия провозглашалась республикой со строго-централизованным устройством, «неразделимым государством»

Земельный вопрос. Начиная рассмотрения предложений Пестеля по решению земельного вопроса в России первой половины XIX в., первоначально следует обратить внимание на вопрос крестьянский, которому в «Русской правде» уделялось особое внимание. П.И. Пестель предусматривал полную отмену крепостного права, при этом освобождение крестьян без земли, т.е. предоставлении им только личной свободы, он считал неприемлемым. Решение вопроса о распределении земли было компромиссным. Пестель исходил из того, что земля есть общественное достояние, из которого каждый гражданин имеет право получить земельный надел, но вместе с тем он признавал и частную собственность на землю. Он стремился согласовать эти два принципа путем деления всего земельного фонда страны на две части — землю общественную и землю частную. Общественная земля, говорилось в проекте, передается в распоряжение волости и не может быть продана, она предоставляется в безвозмездное пользование всякому, кто желает заняться сельским хозяйством. При этом к общественным землям относились крестьянские наделы, часть казенных и все монастырские земли. Частная земля находится в свободном товарном обращении и должны была содействовать развитию частной предпринимательской инициативы.

Для осуществления своего аграрного проекта П.И. Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной её конфискации. Имело место отчуждение земли за вознаграждение, имело место и безвозмездное отчуждение, конфискация. «Если у помещика имеется 10 тысяч десятин или более, тогда отбирается у него половина земли без всякого возмездия. Если имелось менее 10 тысяч десятин, но более 5 тысяч десятин, то половина отбиралась за вознаграждение в виде денег или земли в другой волости, но чтобы общее количество земли не превышало 5 тысяч десятин». Таким образом, помещичье землевладение при полном уничтожении крепостного права частично сохранялось. При этом помещичья земля могла быть сдана в аренду. Сохранение частной земли вместе с общественной должно было, по мнению Пестеля, стимулировать крестьян к увеличению доходов при обработке общественных земель. Эти деньги могли бы позволить им приобрести земли из частного фонда.

Также при решении аграрного вопроса Пестель указывал, что полученная крестьянами земля, не должны ими выкупаться, «вознаграждение» помещикам выплачивалось самим государством. К тому же предполагалось, что будущая Российская республика будет иметь банки и ломбарды, дающие крестьянам ссуду на первоначальное обзаведение и расширение частного хозяйственного предпринимательства.

Также при рассмотрении аграрного проекта Пестеля следует отметить, что правительство новой России должно было всемерно поддерживать предпринимательство. В связи с чем, им была предложена новая налоговая система, основным принципом которой была замена всякого рода натуральных и личных повинностей (продуктами или работой) денежными. Налоги должны быть «взимаемы с имущества граждан, а не с лиц их.

Для своего времени аграрный проект П.И. Пестеля был чрезвычайно радикальным. Так, накануне реформы 1861 года крестьянская запашка занимала лишь 1/3 обрабатываемых земель — 2/3 были под барской запашкой. П.И. Пестель же отдавал площадь всей обрабатываемой в государстве земли крестьянам, ничего у них не «отрезав». Таким образом, в аграрном проекте Пестеля были заложены основные положения, реализация которых, в полной мере бы способствовало буржуазному развитию страны.

Смотрите так же:  Отказаться от пособия на погребение

Национальный вопрос и правовой статус граждан России. Одной из важнейших задач конституционного проекта П.И. Пестеля является достижение единства в государстве. Основу принципа единства составляет политическое единство государства, заключающееся в том, что во всех частях государства действуют одни и те же законы, один и тот же образ правления, а само государство состоит из частей, однородных в политическом смысле. Национальное единство рассматривается им как производное от политического. Оно включает в себя требования слияния всего населения в единую нацию (русский народ), использования единого языка (русского), принятия единой веры (православия), распространения единых обычаев и нравственных представлений, перехода к одинаковому образу жизни. При этом важно отметить, что для П.И. Пестеля достижение политического и национального единства — не самоцель, а необходимое средство создания процветающего государства.

Анализируя правовое положение народов России, П.И. Пестель сделал вывод, что практически все они обладали теми же правами, что и русские, но помимо этого некоторые из них пользовались важными привилегиями. Так, например, финны и поляки жили в соответствии со своими законами, не неся каких-либо расходов и обязанностей по поддержке Российского государства; мусульманские правители Кавказа в лучшем случае выплачивали символическую дань. В связи с этим в «Русской правде» был закреплен принцип соответствия прав и обязанностей. П.И. Пестель считал необходимым обеспечить справедливое распределение прав и обязанностей между национальными группами, уравнять эти права и обязанности, отказаться от этнических и религиозных привилегий отдельных групп населения в тех случаях, когда они вступают в явное противоречие с интересами государства в целом или его граждан.

Также в конституционном проекте уделялось внимание вопросам гражданства. Так, никаких ограничений по национальному, религиозному или языковому признаку в получении российского гражданства и пользования гражданскими правами «Русская Правда» не предусматривала. Однако претенденты на получение гражданства должны были согласиться с двумя основными требованиями: принятие на себя всех установленных законом обязательств перед государством и скорейшим вступлением в русский народ, что подразумевало овладение русским языком и восприятие русской культуры.

Одним из главных принципов взаимоотношения гражданина и государства у П.И. Пестеля является требование независимости граждан России от иностранных государств. Это требование преимущественно проявляется в недопустимости двойного гражданства для россиян; в запрете вступления их в иностранную службу без предварительного разрешения Верховной власти; в запрете иностранным подданным занимать государственные должности в России; в запрете деятельности тех религиозных (и прочих) организаций, которые признают над собою управление, находящееся вне России.

При этом приобретение гражданства и пользование правами гражданства — это, в трактовке П.И. Пестеля, не одно и то же. Человек начинает пользоваться всеми гражданскими правами, когда он становится способным исполнять все установленные законом обязанности перед государством. Поэтому политические права для личности предусматривались после достижения совершеннолетия, а для этнической группы в целом — когда она достигнет необходимого культурного уровня.

Теперь перейдем к рассмотрению правового статуса граждан России. «Русская правда» провозглашала всеобщее равенство перед законом и важнейшие общедемократические права и свободы граждан России: свободу личности, неприкосновенность жилища, свободу слова, печати, совести, свободу собраний, передвижений; право собственности, которое было объявлено «священным». За содержание печатных изданий виновные могли отвечать только перед судом.

Избирательное право признавалось за мужским населением, достигшим двадцатилетнего возраста, при этом оно не ограничивалось имущественным или образовательным цензами.

В «Русской правде» закреплялась отмена рекрутских наборов и введение всеобщей воинской повинности для мужчин, достигших двадцатилетнего возраста. Срок службы сокращался с 25 до 15 лет. От службы освобождались единственные сыновья у родителей, кормильцы семей.

Также ликвидировался старый сословный строй, все сословия (дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство) слились в «единое сословие — гражданское». Предполагалось уничтожить и сословные привилегии. Все россияне объявлялись одинаково «благородными»», то есть «рождёнными во благо». Следовательно, провозглашалось равенство всех перед законом и признавалось «неоспоримое право» каждого гражданина участвовать в государственных делах. Немедленно уничтожались гильдии, цехи, а также военные поселения, «одна мысль о которых наполняла каждую благомыслящую душу терзанием и ужасом». С этим связана отмена сословного суда, и появление гласного суда присяжных заседателей, равного для всех граждан. Таким образом, новая судебная система становилась бы гарантом защиты прав и законных интересов граждан, а не аппаратом репрессий.

Касаемо вопроса вероисповедания положения «Русской правды» были лояльны. Каждая вера могла свободна исповедоваться в государстве, но запрещались некоторые религиозные обычаи, например многоженство у мусульман. Также П.И. Пестель отмечал в своем проекте, что новое российское правительство должно было использовать авторитет самых разных религий для пользы государства. Не только православные, но и священнослужители всех иных вероисповеданий, которые будут допущены в государстве, должны числиться государственными чиновниками. Поскольку религии исполняют полезные для государства обязанности, они допустимы и пользуются покровительством государства. Однако на православную церковь возлагается гораздо большая обязанность перед государством, чем на все остальные, поэтому она и должна пользоваться большими правами. Религиозные организации, потенциально враждебные государству, могли быть запрещены. Также, П.И. Пестель проводил различие между «внутренней верой» человека, которая является его личным делом и в которую государству не следует вмешиваться, и внешними проявлениями этой веры, которые не должны противоречить интересам других людей, общества и государства.

Требования русской правды пестеля

Проекты конституций П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева

«Русская Правда» Пестеля П. И.

П естель был сторонником диктатуры Временного верховного правления во время революции, считал диктатуру решающим условием успеха. Диктатура, по его предположениям, должна была длиться 10-15 лет. Его конституционный проект «Русская Правда» был наказом Временному верховному правлению, обличенному диктаторской властью. Полное название этого проекта гласит: «Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления».
Работа Пестеля над конституционным проектом длилась почти десять лет. Его конституционный проект показал, что он был в курсе движения политической мысли своего времени.

Конституционный проект Пестеля не только многократно обсуждался на заседаниях и съездах руководителей Южного общества, но и к самой работе над текстом проекта привлекались отдельные члены общества. Речь шла не только о стиле в узком смысле слова, но и о содержании; вносили свои поправки и другие декабристы. На Киевском съезде 1823 года основные положения «Русской Правды» были обсуждены и единогласно приняты руководителями Южного общества. Таким образом, «Русская Правда», представляя собой плод огромного личного труда Пестеля, в то же время является идейным памятником целой революционной организации, обсужденным и принятым единогласно. Это — крупнейший памятник революционного прошлого первой четверти XIX века.

Революцию нельзя было, по его мнению, успешно совершить без готового конституционного проекта.

Особенно тщательно разработал Пестель мысль о Временном верховном революционном правлении, диктатура которого, по Пестелю, была оплотом от «ужасов безначалия» и «народных междоусобий», которых он хотел избежать.

«Русская Правда», — писал Пестель в своем конституционном проекте, — есть наказ или наставление Временному верховному правлению для его действий, а вместе с тем и объявление народу, от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может. Она содержит обязанности, на верховные правления возлагаемые, и служит для России ручательством, что Временное правление единственно ко благу Отечества действовать будет. недостаток в таковой грамоте ввергнул многие государства в ужаснейшие бедствия и междоусобия, потому что в оных правительство действовать всегда могло по своему произволу, по личным страстям и частным видам, не имея перед собою ясного и полного наставления, коим бы обязано было руководствоваться, и что народ между тем никогда не знал, что для него предпринимают, никогда не видел ясным образом, к какой цели стремятся действия правительства.

«В «Русской Правде» намечалось 10 глав: первая глава — о границах государства; вторая — о различных племенах, Российское государство населяющих; третья — о сословиях государства; четвертая — «о народе в отношении к приуготовленному для него политическому или общественному состоянию»; пятая — «о народе в отношении к приуготовленному для него гражданскому или частному состоянию»; шестая — об устройстве и образовании верховной власти; седьмая — об устройстве и образовании местной власти; восьмая — об «устройстве безопасности» в государстве; девятая — о правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве; десятая — наказ для составления государственного свода законов. Кроме того, в «Русской Правде» имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции и краткое заключение, содержавшее «главнейшие определения и постановления, Русскою Правдою учиненные».

По свидетельству Пестеля, написаны и окончательно отделены были лишь две первые главы и большая часть третьей, четвертая и пятая главы были написаны начерно, а последние пять глав вовсе написаны не были, материал к ним остался лишь в виде черновых подготовительных отрывков. Поэтому приходится привлекать добавочный материал для того, чтобы составить представление о конституционном проекте Пестеля в целом: показания о «Русской Правде», данные Пестелем и другими членами тайного общества на следствии, а также краткое изложение основных начал «Русской Правды», продиктованное Пестелем декабристу Бестужеву-Рюмину.

Разберем, прежде всего, вопрос о том, как разрешался в проекте Пестеля вопрос о крепостном праве, а затем перейдем к вопросу об уничтожении самодержавия. Это два основных вопроса политической идеологии декабристов.

Пестель чрезвычайно и высоко ценил личную свободу человека, будущее России, по Пестелю, — это общество прежде всего лично свободных людей. «Личная свобода, — говорится в «Русской Правде», — есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства. На ней основано все сооружение государственного здания, и без нее нет ни спокойствия, ни благоденствия».

Освобождение крестьян без земли, то есть предоставление им только личной свободы, Пестель считал совершенно неприемлемым. Он полагал, например, что освобождение крестьян в Прибалтике, при котором они получили земли, есть лишь «мнимое» освобождение.

Пестель стоял за освобождение крестьян с землей. Его аграрный проект подробно разработан в «Русской Правде» и представляет значительный интерес.

В своем аграрном проекте Пестель смело объединил два противоречивых принципа: с одной стороны, он признавал правильным, что «земля есть собственность всего рода человеческого», а не частных лиц и поэтому не может быть частной собственностью, ибо «человек может только на земле жить и только от земли пропитание получать», следовательно, земля — общее достояние всего рода человеческого. Но, с другой стороны, он признавал, что «труды и работы суть источники собственности» и тот, кто землю удобрил и — 4 обработал, имеет право владеть землей на основе частной собственности, тем более что для процветания хлебопашества «нужно много издержек», и их согласится сделать только тот, который «в поной своей собственности землю иметь будет».

Признав за правильные оба противоречивых положения, Пестель положил в основу своего аграрного проекта требование разделения земель пополам и признания каждого из этих принципов лишь в одной из половин разделенной земли.

Вся обрабатываемая земля в каждой волости «так предполагалось называть наиболее мелкое административное подразделение будущего революционного государства» по проекту Пестеля делится на две части: первая часть является общественной собственностью, ее нельзя ни продавать, ни покупать, она идет в общинный раздел между желающими заниматься земледелием и предназначена для производства «необходимого продукта»; вторая часть земли является частной собственностью, ее можно продавать и покупать, она предназначена для производства «изобилия». Часть общинная, предназначенная для производства необходимого продута, делится между волостными общинами.

Каждый гражданин будущей республики обязательно должен быть приписан к одной из волостей и имеет право в любое время безвозмездно получить причитающийся ему земельный надел и обрабатывать его. Это положение должно было, по мнению Пестеля, гарантировать граждан будущей республики от нищенства, голода, пауперизма. «Каждый россиянин будет совершенно в необходи- мом обеспечен и уверен, что в своей волости всегда клочок земли найти может, который ему пропитание доставит и в коем он пропитание сие получать будет не от милосердия ближних и не оставаясь в их зависимости, но от трудов, кои приложит для обрабатывания земли, ему самому принадлежащей яко члену волостного общества наравне с прочими гражданами. Где бы он ни странствовал, где бы счастия ни искал, но все же в виду иметь будет, что ежели успехи стараниям изменят, то в волости своей, в сем политическом своем семействе, всегда пристанище и хлеб насущный найти может». Волостная земля общинная земля.

Смотрите так же:  Договор займа понятие виды

Крестьянин или вообще любой гражданин в государстве, получивший земельный надел, владеет им на общинном праве, не может ни дарить его, ни продавать, ни закладывать.

Вторая часть волостных земель, предназначенная для производства «изобилия», находится в частной собственности, частью же может принадлежать и государству. Лишь эти земли могут покупаться и продаваться. Казенная доля этой земли также может быть продана: «Казна является в отношении к казенной земле в виде частного человека, и потому продавать казенные земли право имеет». Каждый россиянин, желающий расширить свое земельное хозяйство, может прикупить землю из этой второй части земельного фонда.

Для осуществления своего аграрного проекта Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной ее конфискации. Иначе его проект и не мог быть осуществлен: — 5 ведь в каждой волости надо было отдать во владение крестьян половину земли, эта земля отчуждалась от ее владельцев, в первую очередь от помещиков. Имело место отчуждение земли за вознаграждение, имело место и безвозмездное отчуждение, конфискация. «Если у помещика имеется 10000 десятин земли или более, тогда отбирается у него половина земли без всякого возмездия», — говорится в одном незаконченном отрывке «Русской Правды», озаглавленном «дележ земель». Если у помещика имелось менее 10000, но не более 5000 десятин, то тогда половина земли у него тоже отбиралась, но за нее давалось «возмездие» — или денежного характера, или земля где-нибудь в другой волости, но с тем условием, чтобы общее количество десятин у него не превышало 5000. Таким образом, помещичье землевладение (при полном уничтожении крепостного права!) все же частично сохранялось. Беспощадно сметая устои феодально-крепостного общества, стремясь глубоко перестроить государство на буржуазный лад, Пестель тем не менее не решался отстаивать лозунг передачи всей земли крестьянам.

Пестель доказывал антинародность самодержавия: «прежняя верховная власть (для Пестеля она в момент составления «Русской Правды» была теперешней!) довольно уже доказала враждебные свои чувства противу народа русского».
Самодержавие в России по проекту Пестеля решительно уничтожалось. Уничтожался не только самый институт самодержавия, но и физически истреблялся весь царствующий дом: Пестель был сторонником цареубийства, казни всех без исключения членов царского дома в самом начале революции.

«Русская Правда» провозглашала республику. Шестая глава «Русской Правды», по свидетельству Пестеля, еще не была написана; в ней и должно было говориться об организации верховной власти. Но была ли эта глава не написана или была она просто уничтожена, неизвестно. Мы не имеем изложения этого вопроса в «Русской Правде». Общие республиканские установки Пестеля наиболее ясно сформулированы в «Государственном завете» — кратком изложении его конституции и в показаниях Пестеля на следствии: «Я сделался в душе республиканец и ни в чем не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении». Пестель и его единомышленники «входили в восхищение и, сказать можно, в восторг», когда представляли себе «живую картину счастия, коим бы Россия по нашим понятиям тогда пользовалась», — так показывал Пестель.
Пестель — сторонник идей революционной верховной власти народа: «Народ российский не есть принадлежность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства».

Все сословия в государстве должны были быть решительно уничтожены и слиты «в единое сословие гражданское». Никакая группа населения не могла отличаться от другой какими-либо социальными привилегиями. Дворянство уничтожалось вместе с другими сословиями, и все россияне объявлялись одинаково «благородными», т.е. «рожденными во благо». Объявлялось — 6 равенство всех перед законом и признавалось «неоспоримое право» каждого гражданина участвовать в государственных делах.

Гражданского совершеннолетия россиянин по конституции Пестеля достигал в возрасте 20 лет. Все граждане мужского пола, достигшие этого возраста, получали избирательные права (женщины избирательных прав не имели) . В конституции Пестеля отсутствовал какой бы то ни было имущественный ценз; враг «аристокрации феодальной», Пестель был не меньшим врагом «аристокрации богатств», т.е. политических цензовых преимуществ, которые получали капиталисты-собственники в некоторых буржуазных государствах. Чтобы избрать и быть избранным, надо было быть лишь совершеннолетним гражданином Российской республики. Пестель предполагал, что избиратели отдадут предпочтение более просвещенным людям, но ценза грамотности у него в конституции не было: и грамотный и неграмотный имели одинаковое право голосования.

Пестель был врагом всякого федерального устройства и сторонником единой и нераздельной республики с сильной централизованной властью.

Республика Пестеля делилась на губернии или области, которые в свою очередь делились на уезды, а уезды — на волости. Ежегодно в каждой волости должно было собираться общее волостное собрание всех жителей, так называемое земское народное собрание, которое выбирало своих депутатов в различные «наместные собрания», т.е. местные органы власти, а именно:
1. в свое наместное волостное собрание,
2. в свое наместное уездное собрание,
3. в свое наместное окружное или губернское собрание.

В эти три органа власти выборы были прямые. «Из всего явствует, — пишет Пестель, что все наместные собрания как волостные, так и уездные и окружные или губернские будут состоять из членов, назначенных в оные прямо и непосредственно от земских собраний, чем самым и будут все члены всех наместных собраний по всей точности и в полной мере самим народом избираемы». Главой наместного волостного собрания был выборный «волостной предводитель», а главой уездного и губернского наместных собраний — «выборные посадники».

Компетенция наместных собраний была довольно широкой: они выслушивали отчеты исполнительных органов власти в волости, уезде, губернии — волостных, уездных и земских правлениях, принимали и рассматривали жалобы на местное начальство, выбирали новых чиновников местного управления и утверждали прежних, и вообще занимались всеми делами местного значения, «до волости или уезда касающимися». Окружные наместные собрания выбирали, кроме того, представителей в высший законодательный орган власти — Народное вече. Таким образом, выборы в верховный орган власти в республике Пестеля намечались двухстепенные.
Народное вече являлось органом верховной законодательной власти в государстве, оно было однопалатным: принципа двухпалатной системы Пестель не признавал. Исполнительная власть в государстве вручалась Державной думе.

Народное вече предполагалось составить из народных представителей, выбранных на пять лет. Каждый год переизбиралась одна пятая часть Народного веча. Председатель выбирался ежегодно вновь из членов, пребывающих в составе Народного веча последний год. Только Народное вече имело право издавать законы, объявлять войну и заключать мир.

Никто не имел права роспуска Народного веча, так как оно представляло «волю» и «душу» народа в государстве.
Державная дума состояла из пяти членов, избранных Народным вечем на пять лет. Ежегодно один из членов Державной думы выбывал из ее состава ввиду истечения своего срока и заменялся другим по выбору. Председателем Державной думы являлся то ее член, который заседает в ней последний (пятый) год.

Кроме законодательной и исполнительной власти Пестель выделял власть блюстительную, которая должна была контролировать точное исполнение конституции в стране и следить за тем, чтобы законодательная и исполнительная власти не выходили из пределов, поставленных им законами.

Центральным органом блюстительной власти был намечен по конституции Пестеля Верховный собор, который должен был состоять из 120 членов, вызывавшихся «боярами» и избиравшихся пожизненно. Верховный собор назначал, кроме того, главнокомандующего армией во время войны.

Столицей Российской республики по «Русской Правде» должен был стать Нижний Новгород. Он намечался в качестве столицы по пяти причинам: во-первых, он был расположен в центре страны; во-вторых, находился на удобных торговых путях (на Волге) ; в-третьих, Макарьевской ярмаркой он соединял Европу с Азией в сухопутных торговых отношениях; в-четвертых, «освобождение России от ига иноплеменного через Минина и Пожарского из сего города произошло»; в-пятых, «все воспоминания о древности нижегородской дышат свободою и прямой любовью к Отечеству, а не к тиранам его».

Конституция Пестеля провозглашала буржуазный принцип священное и неприкосновенное право собственности. Она объявляла полную свободу занятий для населения, свободу книгопечатания и вероисповедания. За содержание печатных изданий виновные отвечали только пред судом. Каждая вера могла свободно исповедоваться в государстве, но запрещались некоторые религиозные обычаи, например многоженство у мусульман. Сословный суд, разумеется, отменялся и вводился гласный суд присяжных заседателей, равный для всех граждан.

Пестель был сторонником широкого развития промышленности в стране, хотя утопическое наделение всех граждан землей мешало бы в его будущей республике образованию пролетариата.
Он был врагом всякого принуждения в промышленности, считая, что «одни вольнонаемные работники должны бы при всяких заводах быть употребляемы».

Пестель отстаивал самую широкую и неограниченную свободу торговли. Границы Российской республики должны были по конституционному проекту раздвинуться до своих «естественных пределов». Взгляды — 8Пестеля на национальный вопрос были своеобразны и носили на себе печать дворянской ограниченности. Права отделения от Российского государства других национальностей Пестель не признавал: все народы, населявшие Россию, должны были, по его мнению, слиться в единый русский народ и потерять свои национальные особенности. Пестель не понимал значения национального развития угнетенных народов и не сумел найти путей к разрешению национального вопроса. Правда, формально русский народ не имел каких-нибудь преимуществ перед нерусскими народностями, по конституции Пестеля; все жители России независимо от национальности получали одинаковые политические права. Но в этой же конституции намечались жестокие меры против «буйных» кавказских народов. «Русская Правда» предлагала «разделить все сии кавказские народы на два разряда — мирные и буйные. Первых оставить в их жилищах и дать им российское правление и устройство, а вторых силою переселить во внутренность России, раздробив их малыми количествами по всем русским волостям». Пестель считал желательной и христианизацию нерусских народов, и вселение на земли других национальностей русских колонистов.

Что касается польского вопроса, то Пестель признавал за Польшей право отделения от России, но при следующих условиях: в Польше должна произойти революция, уничтожающая феодальное угнетение крестьян и сословий, должна быть провозглашена республика на тех же основаниях, что и в России, по принципам «Русской Правды»‘, со всеобщим избирательным правом, «дележом земли» и пр. После этого Польская республика получала право на самостоятельное политическое существование, отделялась от России, но сохраняла с ней самый «тесный союз» на мирное и военное время, «вследствие коего бы Польша обязалась все войско свое присоединить на случай войны к российской армии, дабы тем в полной мере доказать, что чувства искренней дружбы и преданности к России питает т питать будет». План отделения Польши введен был в «Русскую Правду» «в предположении, что Польша заслужит самостоятельную независимость поступками своими и образом своего действия в роковое время Российского возрождения и государственного преобразования».

Таков был конституционный проект Пестеля — «Русская Правда». Это был революционный проект буржуазного переустройства крепостной России. Он уничтожал крепостное право и самодержавие, учреждал республику вместо отсталого абсолютистского государства. На нем лежит некоторая печать дворянской ограниченности, но в целом от представляет собой своеобразный план сильного продвижения вперед отсталой феодально-крепостной России. Это был самый решительный, радикальный из конституционных проектов, созданных революционерами-дворянами.