Меню Закрыть

64 налог

Оглавление:

Организация находится в Москве, у нее имеется движимое имущество (зарегистрировано также в г. Москве)? Каков порядок заполнения Расчета по налогу на имущество организации за I квартал 2018 года в части движимого имущества (строка 130)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Ваша организация вправе воспользоваться льготой, установленной в отношении движимого имущества.
При этом строка с кодом 130 заполняется следующим образом:
2012000 / 000400010031.

Обоснование вывода:
На основании ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций (далее — Налог) устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты Налога, определяют особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Пунктом 25 ст. 381 НК РФ предусмотрено, что освобождаются от налогообложения организации — в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц; передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.
С 1 января 2018 года в силу п. 1 ст. 381.1 НК РФ налоговая льгота, указанная в п. 25 ст. 381 НК РФ, применяется на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ.
Таким образом, норма, указанная в п. 25 ст. 381 НК РФ, применяется во взаимосвязи с нормами соответствующего закона субъекта РФ по местонахождению организации.
В этой связи налогоплательщики, зарегистрированные в г. Москва, вправе применить налоговую льготу, предусмотренную п. 25 ст. 381 НК РФ, при условии, что законом города Москвы с 2018 года установлена данная льгота по Налогу. Аналогичное мнение нашло отражение в письме Минфина России от 15.01.2018 N 03-05-05-01/1199.
Законом г. Москвы от 21.02.2018 N 4 (далее — Закон N 4) были внесены изменения в ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций», часть 1 которой была дополнена п. 31 следующего содержания:
— организации — в отношении движимого имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ.
Статья 2 Закона N 4 определяет, что Закон N 4 вступает в силу со дня его официального опубликования, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года, и утрачивает силу с 1 января 2019 года.
Учитывая изложенное, считаем, что в настоящее время Ваша организация вправе применять налоговую льготу, предусмотренную п. 25 ст. 381 НК РФ.
Форма налогового расчета по авансовому платежу по Налогу (далее — Расчет) и порядок его заполнения (далее — Порядок) утверждены приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/[email protected]
Согласно пп. 5 п. 5.3 Порядка при заполнении Раздела 2 Расчета по строке с кодом 130 указывается составной показатель, в первой части которого приводится код налоговой льготы в соответствии приложением N 6 к Порядку.
Вторая часть показателя по строке с кодом 130 заполняется только в случае, если в первой части показателя указан код налоговой льготы 2012000 (налоговые льготы по налогу, устанавливаемые законами субъектов РФ, за исключением налоговых льгот в виде понижения ставки для отдельной категории налогоплательщиков и в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет).
Во второй части показателя последовательно приводятся номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта РФ, в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота (для каждой из указанных позиций отведено по четыре знакоместа, при этом заполнение данной части показателя осуществляется слева направо и если соответствующий реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знакоместа слева от значения заполняются нулями).
Принимая во внимание пример заполнения, приведенный в Порядке, а также нормы Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64, считаем, что строка с кодом 130 Расчета в Вашем случае будет заполнена следующим образом:
2012000 / 000400010031.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

9 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В России снижен налог на недвижимость

В России изменяется порядок расчёта налога на недвижимость граждан, сообщает «Российская газета». Обновленное законодательство, которое призвано сдержать рост платежей собственников, вызванный кадастровой реформой, вступило в силу с 8 августа.

Поэтапный переход на расчёт налога не по инвентаризационной, а по кадастровой стоимости недвижимости, которая ближе к рыночной, начался в стране еще в 2015 году. За это время реформа стартовала уже в 64 из 85 регионов России. Подобная формула исчисления налога подразумевала ежегодное увеличение платежа на 20%.

В первый год применения кадастровой стоимости граждане платили налог с повышающим коэффициентом 0,2, затем 0,4, 0,6 и 0,8 соответственно. К 2018 году в 28 регионах, включая Москву и Подмосковье, Татарстан, Новосибирскую, Новгородскую области, повышающий коэффициент успел вырасти до 0,6. Еще в 21 субъекте, которые перешли на новые правила чуть позже, он увеличился до 0,4.

Новый закон подправит механизм исчисления налога по кадастровой стоимости: коэффициент будет доходить до значения 0,6 и больше расти не будет. Кроме того, поправки вводят ограничение в 10% по части увеличения суммы налога к платежу за предыдущий год. Ещё одно новшество: задним числом перерасчёт сделать будет нельзя, если он не в пользу собственника.

Также они исключают возможность пересчета налога «задним числом», если корректировка не приводит к уменьшению платежа. Отмечается, что если налоги были начислены неверно, и собственник сумел это доказать, новая кадастровая стоимость должна будет рассчитываться не с того года, в котором было подано заявление о несогласии с результатами оценки, а с момента, когда ошибочная стоимость начала применяться.

Кадастровая оценка будет проводиться по единой методике на всей территории России. Закон предусматривает переход на новые правила с 2020 года, однако регионы по своему желанию могут сделать это уже в 2018 году.

64.Налоги, гос. бюджет и фискальная политика. Кривая Лаффера.

Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную с пра­вительственными расходами и налогами. Под правительственными расходами по­нимаются расходы на содержание государства, а также государственные закупки товаров и слуг.

Недискреционная фискальная политика — это автоматическое изменение налогов и государственных расходов, вызываемое переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программ. Основным инструментом недискреционной фискальной политики служат встроенные стабилизаторы: пособия по безработице, пособия по бедности, пропорциональный подоходный налог, которые воздействуют на увеличение или сокращение дефицита государственного бюджета в зависимости от состояния экономики. Например, в условиях кризиса доходы населения и предприятий падают, а значит, пропорциональные налоги взимаются по более низким ставкам и поступления в государственный бюджет автоматически сокра­щаются. И наоборот, в условиях экономического подъема доходы граждан и предприятий растут, пропорциональные налоги взимаются по более высоким ставкам. Следовательно, автоматически увеличи­вается сумма налоговых поступлений в бюджет. Эффективность фискальной политики на практике может снижаться в результате ее временного запаздывания по отношению к потребностям конкретной экономической ситуации, что может быть обусловлено внешнеэкономическими факторами (сокращением возможностей наращивания экспорта товаров, изменениями в валютном курсе). Важнейшими составляющими фискальной политики государства являются государственные расходы и налоги. Налоги составляют основу государственных регуляторов экономики. Бюджетно-налоговая политика — это совокупность мер правительства по регулированию государственных расходов и налогообложения, направленных на обеспечение полной занятости и производство равновесного ВНП.

Смотрите так же:  Взятки в ифнс

Налоги (сборы, пошлины) — это обязательные платежи в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществля­емые физическими и юридическими лицами в порядке и на условиях, установленных законодательными актами. Совокупность взимаемых государством налогов, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Налоговая система должна выполнять такие функции: — фискальную, т.е. служить источником дохода госбюджета;- распределительную, т.е. перераспределять национальный доход от богатых к бедным, из одних отраслей в другие;- стимулирующую, т.е. через систему налоговых льгот и привилегий способствовать ускорению научно-технического прогресса, расширению экспорта, выравниванию развития территорий, увеличению занятости населения; -регулирующую, т.е. изменяя условия налогообложения правительство способствует решению важнейших социально- экономических задач, стоящих перед обществом. Государство через налоговый механизм может воздействовать на хозяйственную конъюнктуру, поощряя или сокращая совокупный спрос или предложение. В практике экономического развития производства и использования ВНП были установлены закономерности, влияющие на величину налогообложения, эффективность налоговой политики. Было установлено, что размер налоговых ставок и сумма собранных налогов связаны определенной зависимостью.

Теоретически эти положения были предъявлены американским экономистом Артуром Лаффером. Согласно его концепции, стремление пра­вительства пополнить казну, увели­чивая налоговый пресс, может при­вести к противоположным результа­там. Это и продемонстрировал аме­риканский ученый при помощи сво­ей известной кривой.

Как видно из графика, рост налоговых ставок выше точки m приведет к сокращению общих налоговых поступлений с уровня М до N.

Причем и низкие и чрезмерно высокие уровни ставок налогов (> m) обеспечивают совершенно одинаковые налоговые поступления в бюджет (т.L и т.М). Снижение налогового бремени с производителей освободит часть прибыли от перечисления в бюджет. На эти деньги предприниматели смогут расширить производство, их доходы увеличатся, следовательно, возрастут и налоговые поступления в бюджет.

Ст. 64 НК РФ (2017): вопросы и ответы

Ст. 64 НК РФ: официальный текст

Ст. 64 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 64 НК РФ посвящена условиям получения переноса сроков уплаты налоговых платежей, сборов и (с 2017 года) страховых взносов. Для того чтобы понять, какие условия необходимо соблюсти, советуем внимательно ознакомиться с данной статьей, в которой будут даны ответы на все основные вопросы.

Кто имеет право заплатить налоги позже установленного срока?

Исходя из п. 2 ст. 64 НК РФ, воспользоваться возможностью по отсрочиванию платежей в бюджет может тот налогоплательщик, который в силу своего финансового состояния не имеет возможности произвести обязательный платеж в установленный налоговым законодательством срок, но у которого в скором будущем такая возможность появится.

Заявляя о предоставлении льготы в виде перенесения сроков налоговых платежей, плательщик налогов должен подтвердить, что у него имеются основания для такого обращения.

К таким основаниям относят (п. 2 ст. 64 НК— так далее по тексту обозначается Налоговый кодекс):

  1. Получение убытков от форс-мажорных обстоятельств, таких как техногенные катастрофы, разнообразные стихийные бедствия и прочие.
  2. Недополучение бюджетных компенсаций, финансирования или субвенций.
  3. Возможность обанкротиться при уплате всех необходимых платежей в бюджет.
  4. Шаткое финсостояние, которое не позволяет единомоментно уплатить всю сумму налогов.
  5. Сезонность хоздеятельности налогоплательщика.
  6. Предусмотренные Таможенным кодексом возможности по перенесению сроков по оплате различных обязательных платежей при пересечении товарами границы.

Консолидированная группа налогоплательщиков не может претендовать на перенос сроков платежей по налогу на прибыль (п. 3 ст. 62 НК).

Также на перенос срока уплаты налогов не смогут рассчитывать налоговые агенты (п. 9 ст. 61 НК).

Об особенностях начисления налога на прибыль агентами читайте в нашей статье «Кто является налоговым агентом по налогу на прибыль (обязанности)?».

Физлица – плательщики налогов, не зарегистрированные как ИП, имеют право на получение рассрочки по налогам, которые они обязаны самостоятельно уплачивать (кроме тех доходов, с которых удержание налогов производится налоговыми агентами). Для оформления переноса сроков уплаты НДФЛ такие заинтересованные лица должны обратиться в свою ИФНС по адресу прописки. Основанием для переноса сроков оплаты для такого физлица является стесненное материальное положение, которое не позволяет сразу уплатить всю сумму налога.

С 2017 года к налоговым платежам относятся страховые взносы, и на них распространены правила ст. 64 НК, о чем указано в п. 13 этой статьи. Но именно на взносы, исчисленные с 01.01.2017 — см. «Налоговики не дадут рассрочку по прошлогодним взносам».

На какой срок может быть отсрочен налоговый платеж?

В соответствии с п. 1 ст. 64 НК перенос сроков оплаты налоговых платежей для любого из типов налогоплательщиков (в т. ч. для физлиц) обычно предоставляется на срок, не превышающий 1 год. При этом оговаривается необходимость поэтапной уплаты долга (рассрочка) либо же единовременного платежа в конце установленного срока (отсрочка).

При предоставлении переноса сроков оплаты налогов в федеральный бюджет может оговариваться срок от 1 до 3 лет.

Как вычислить размер льготы?

В п. 3 ст. 64 НК говорится о том, что перенос сроков налоговых платежей может быть предоставлен как по одному, так и по нескольким налогам. Для определения максимального размера льготы следует сначала выяснить, на каком основании она будет предоставляться.

Если рассрочка/отсрочка налогового платежа запрашивается по всем вышеуказанным основаниям, кроме несвоевременного поступления бюджетного финансирования, то ее размер не может превышать совокупный размер чистых активов юрлица, которое можно взыскать (п. 2.1 ст. 64 НК). Для определения размера чистых активов надлежит воспользоваться порядком, утвержденным приказом Минфина от 28.08.2014 № 84н.

При этом налогоплательщику начисляются проценты на срок действия отсрочки в размере ½ ставки рефинансирования Центробанка (п. 4 ст. 64 НК). Проценты начисляются на всю сумму долга. Исключением для начисления процентов являются случаи, когда налоговая льгота запрашивается в связи с форс-мажором или из-за отсутствия бюджетного финансирования.

Что нужно сделать для перенесения срока платежа?

Для того чтобы получить право на предоставление налоговой отсрочки/рассрочки, налогоплательщику необходимо подать заполненное заявление в соответствующий уполномоченный орган. А затем в течение 5 дней передать копию данного документа в местную ИФНС.

Заявление заполняется по форме, утвержденной приказом ФНС от 28.09.2010 № ММВ-7-8/[email protected] В этом заявлении его податель принимает на себя обязательство уплатить в том числе и начисленные проценты (п. 5.2 ст. 64 НК). Подача заявления вместе с подтверждающими документами — это обязанность лица, заинтересованного в получении перенесения срока уплаты налогов.

Заинтересованное лицо может вместе с заявлением подать ходатайство, в котором содержится просьба о приостановлении необходимости уплаты налога до момента принятия решения по заявлению.

Законами субъектов Федерации могут быть уточнены условия переноса сроков по уплате местных налогов в виде установления иных оснований и дополнительных условий для предоставления льготы.

Уполномоченными органами являются (ст. 63 НК):

  • в отношении уплаты федеральных налоговых платежей, сборов и страховых взносов (кроме таможенной пошлины и региональной части по налогу на прибыль) — ФНС;
  • в отношении платежей при импорте/экспорте — ФТС;
  • в отношении местных налогов — ИФНС;
  • в отношении уплаты пошлин — должностные лица и организации, осуществляющие действия, за которые взимается пошлина.

О том, как можно рассчитать налоговую нагрузку, приходящуюся на налогоплательщика, читайте в этой статье.

Какие документы предоставляют для получения льготы?

К заявлению следует приложить документы (п. 5 ст. 64 НК), большинство из которых оформляется в справочной форме:

  • банковские справки о денежных оборотах (помесячно — за предыдущие 6 месяцев), а также о помещенных в картотеку неоплаченных документах, справки об остатках на счетах клиента;
  • документы для подтверждения того, что есть основания для предоставления отсрочки/рассрочки;
  • список дебиторов с указанием суммы долга и срока его уплаты (плюс копии договоров с этими дебиторами) – он не нужен физлицу (но не ИП), обращающемуся за отсрочкой;
  • письменное обязательство заинтересованного в рассрочке/отсрочке лица о выполнении всех условий по новым срокам уплаты налогов, а также график уплаты налоговых платежей.

Рассмотрим, какие документы следует прикладывать для подтверждения наличия каждого из оснований (п. 5.1 ст. 64 НК):

  1. В случае указания такого основания для предоставления отсрочки, как стихийное бедствие или другой форс-мажор, для документального подтверждения может быть предоставлен акт оценки ущерба. Такие акты составляют муниципальные или госорганы, а также организации, которым делегированы полномочия по работе в сфере гражданской обороны и защиты населения от ЧС.
  2. Если отсрочка запрашивается в связи с запаздыванием получения бюджетных денег, тогда к заявлению следует приложить документ, выданный распорядителем бюджетных средств, с указанием сумм ассигнований, которые не были своевременно предоставлены налогоплательщику.
  3. Если основанием является угроза возможного банкротства, то заинтересованное лицо должно предоставить финансовую документацию для проведения анализа по специальной методике его финсостояния госорганом, уполномоченным для контроля в сфере уплаты налогов. Методика для анализа финсостояния налогоплательщика разрабатывается специальной федеральной службой, ответственной за выработку госполитики в сфере финоздоровления и банкротства.
  4. Не имеющий средств для единовременного погашения всех налоговых обязательств налогоплательщик-физлицо должен к заявлению приложить информацию о наличии доступного к отчуждению имущества (и движимого, и недвижимого).
  5. Для подтверждения зависимости бизнеса от сезонности потребуется предоставить составленный заинтересованным в рассрочке/отсрочке лицом документ (в виде справки-расчета), из которого бы следовало, что доходы от сезонных видов деятельности составляют не менее половины общей доходности. Перечень сезонных видов деятельности указан в правительственном постановлении от 06.04.1999 № 382. В качестве документального основания могут быть предоставлены договоры с контрагентами, в которых бы явно прослеживалась сезонность работы налогоплательщика. При этом получения официального подтверждения от госслужб не потребуется (письмо Минфина от 02.03.2010 № 03-02-07/1-87).
Смотрите так же:  Пособие ремонт холодильных установок

Уполномоченный орган, которому заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении отсрочки/рассрочки, также может потребовать дополнительные документы об имуществе, которое может быть передано в залог, о поручительстве либо оформленную банковскую гарантию (п. 5.3 ст. 64 НК).

Что касается банковской гарантии, то при принятии такого обязательного условия предоставления обеспечения следует обратить внимание, что гарантия должна быть:

  • предоставлена уполномоченным банком;
  • безотзывной;
  • достаточной по сроку ее действия и сумме (чтобы соответствовала сроку и сумме уплаты налогового долга);
  • выполнимой — без содержания условий, которые бы не были перечислены в ст. 74.1 НК.

В случае появления такого требования от уполномоченного органа, как предоставление обеспечения, оно должно быть исполнено (приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-8/[email protected]) — см. «ФНС изменила формы документов, связанные с предоставлением отсрочки по уплате налогов».

О процедуре отсрочки платежей по налогам для физлиц подробнее читайте в материале «Какой срок уплаты налога на имущество физических лиц?».

В какие сроки принимается решение уполномоченным органом?

Уполномоченный орган, которому было подано заявление о переносе срока уплаты налогов, обязан принять решение об ее предоставлении или отказе в течение 30 дней. Решение (в копии) направляется лицу, подавшему заявление, а также в ИФНС в 3-дневный срок после его принятия.

В случае предоставления заявителем ходатайства об остановке срока по уплате налога до окончания рассмотрения заявления уполномоченный орган может принять решение об остановке срока уплаты налоговой задолженности.

Копия такого решения в 5-дневный срок направляется в ИФНС, к которой прикреплено заинтересованное лицо.

При принятии решения местными ИФНС они должны получить одобрение у финансовых органов. Подробнее о порядке принятия таких решений указано в приказе ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-8/[email protected]

Что должно быть указано в положительном решении?

В решении о переносе срока уплаты налогов должно быть указано:

  • сумма долга по конкретному виду налога;
  • срок уплаты данной суммы долга и порядок уплаты как самой задолженности, так и процентов (график);
  • в ряде случаев — документы на имущество для залога, поручительства или оформления банковской гарантии.

Решение вступает в силу с той даты, которая в нем прописана. Если за тот промежуток времени, что прошел с граничной даты уплаты налога до момента принятия решения, насчитана пеня, то эта сумма добавляется к размеру основного долга по налогу. В том случае, если в решении содержится условие о заключении договора залога/поручительства, то решение вступает в силу лишь после подписания этих обеспечительных соглашений.

Когда в переносе срока могут отказать?

Однозначный отказ в предоставлении отсрочки/рассрочки по уплате налоговых платежей можно ожидать в таких случаях, когда в отношении заинтересованного лица ведется:

  • расследование уголовного дела, возбужденного в отношении должностных лиц заявителя по ст. 199–199.2 УК России;
  • производство в отношении допуска налоговых правонарушений, административных и иных правонарушений, связанных с нарушением налогового и таможенного законодательства;
  • расследование по подозрению в уклонении от уплаты налогов либо при наличии такого подозрения у уполномоченного ведомства.

Также в новой отсрочке/рассрочке будет отказано, если по предыдущему решению налогоплательщиком были допущены нарушения условий. Анализируется 3-летний период до даты обращения с заявлением.

Как обжаловать отказ?

В п. 9 ст. 94 НК говорится о том, что отказное решение должно быть обязательно мотивированным. Заинтересованное лицо, получившее отказ в предоставлении отсрочки/рассрочки, может его обжаловать в порядке, прописанном в АПК России, в частности, такая возможность прописана в ст. 198 указанного процессуального кодекса.

О порядке обжалования решений налоговой читайте в нашей статье «Не согласны с инспекцией? Спорьте!».

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди.

Транспортный налог на мотоцикл, квадроцикл и снегоход в 2018 году

Несмотря на то что владельцы мотоциклов, снегоходов и квадроциклов не пользуются своими ТС круглый год, это не освобождает их от уплаты транспортного налога (ТН). Автоналог рассчитывается по тем же правилам, что и для автомобилей, и должен быть уплачен не позднее 1 декабря. Стоимость ТН отличается в зависимости от региона проживания владельца и количества лошадиных сил, но посчитать его не так уж и сложно.

Вычислить, какой налог на мотоциклы, квадроциклы и снегоходы ожидает в этом году, вам поможет онлайн-калькулятор на нашем сайте. А в статье ниже мы расскажем, как рассчитать налог вручную, без калькулятора, а также в чем проблема расчета автоналога для квадроцикла и как ее решить.

Чтобы узнать, какой в этом году вам придется уплатить налог воспользуйтесь бесплатным онлайн-калькулятором нашего сайта. Так как налоговые ставки, используемые для расчета, отличаются по регионам, чтобы рассчитать дорожный налог на мотоцикл, выберите из этого списка свой регион и введите необходимые данные в калькулятор на новой странице.

Казань готовится ввести налог на туризм

19.09.2018, 13:52 просмотров: 765

Вице-мэр Казани Евгения Лодвигова считает необходимым введение туристического сбора в столице Татарстана.

«Такой налог может существенно помочь дальнейшему развитию сферы туризма, он шёл бы на благо города. Налог чаще всего не так ощутим для туриста, в большинстве городов он не превышает евро с человека, но это было бы хорошим подспорьем для развития отрасли», – подчеркнула Евгения Лодвигова, выступая на VII глобальном саммите ЮНВТО по городскому туризму, который проходит в эти дни в Сеуле.

Напомним, ранее вице-премьер Ольга Голодец, пока ещё курирующая сферу туризма, заявила, что «знаковые туристические города должны быть абсолютно доступны для граждан РФ». И в среде профессионалов турбизнеса такая позиция находит поддержку – эксперты справедливо полагают, что платить налог в случае его введения должны только иностранные туристы.

Кто освобождается от уплаты налога на имущество?

Кто освобождается от уплаты налога на имущество? Этот вопрос задают налогоплательщики, желающие снизить налоговое бремя. Основные виды льгот, а также кто освобождается от уплаты налога на имущество согласно налоговому законодательству, рассмотрим в представленном материале.

Кем предоставляется право на освобождение от налога на имущество?

Некоторым категориям налогоплательщиков предоставляется право на льготу по налогу. Данная льгота позволяет оплачивать только часть налога либо освобождает от него полностью (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Законодательно права на льготы и освобождение от налога закреплены в Налоговом кодексе, а также устанавливаются актами субъектов Российской Федерации (ст. 56, ст. 372 НК РФ).

Условно льготы по налогу на имущество можно разделить на 2 группы:

  • льготы, содержащиеся в положениях Налогового кодекса, — действуют во всех субъектах РФ, где установлен налог на имущество;
  • льготы, вводимые органами местной власти и действующие только на территории соответствующего региона (муниципалитета).

Льготы, установленные Налоговым кодексом, имеют силу на всей территории России и не требуют дополнительного утверждения в законах субъектов РФ (определение Верховного суда РФ от 05.07.2006 № 74-Г06-11).

О том, как кодируются льготы в отчетности по налогу, читайте в статье «Коды налоговых льгот по налогу на имущество — 2010257».

Какие фирмы не являются плательщиками налога на имущество организаций согласно федеральному законодательству?

Перечень льгот, установленных Налоговым кодексом, приводится в ст. 381 этого документа. Условно их можно сгруппировать по некоторым объединяющим группу признакам.

Смотрите так же:  Квартальная бухгалтерская отчетность представляется

В пп. 1–4 ст. 381 НК РФ перечислены организации, которые имеют право на освобождение от уплаты налога на имущество. Но такое право им дается только при целевом использовании имущества. Сюда относятся:

  1. Организации и учреждения в сфере уголовно-исполнительного производства. Имущество должно использоваться исключительно для реализации закрепленных за ними функций (п. 1 ст. 381 НК РФ).
  2. Организации, связанные с религиозной деятельностью. Имущество должно использоваться при ведении религиозной деятельности (п. 2 ст. 381 НК РФ).
  3. Организации с уставным капиталом, состоящим из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов. Причем среднесписочная численность инвалидов должна быть от 50% численности всех работников, а их доля в фонде оплаты труда — от 25% общей заработной платы (п. 3 ст. 381 НК РФ). Имущество такой организации должно использоваться для производства и сбыта товаров (за исключением минерального сырья, подакцизных товаров и товаров из перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2004 № 90), работ и услуг (исключение составляют брокерские и посреднические услуги).
  4. Общероссийские общественные организации инвалидов. Количество инвалидов и их законных представителей должно составлять 80% и более от всех членов. Деятельность должна осуществляться в соответствии с уставом.
  5. Организации, собственником имущества которых является Общероссийская общественная организация инвалидов. Деятельность от использования имущества должна иметь социальную направленность (образовательную, культурную, лечебно-оздоровительную, реабилитационную), а также должно вестись оказание какой-либо помощи инвалидам (п. 3 ст. 381 НК РФ).
  6. Организации, занимающиеся производством фармацевтической продукции (п. 4 ст. 381 НК РФ).

Компании освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в части определенных активов, а именно:

  • федеральных автомобильных дорог общего пользования (п. 11 ст. 381 НК РФ);
  • имущества, используемого организацией — резидентом особой или свободной экономической зоны в этой зоне и приобретенного именно для этой цели, с ограничением срока (10 лет с месяца, следующего за месяцем принятия к учету), дающего право на такую льготу (пп. 17, 26 ст. 381 НК РФ);
  • объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в течение 3 лет с даты принятия имущества на учет (п. 21 ст. 381 НК РФ);
  • имущества, используемого для строительства судов в особой экономической зоне в течение 10 лет с даты регистрации организации-судостроителя в качестве резидента зоны и 10 лет с даты принятия имущества на учет, но не больше срока существования особой зоны (п. 22 ст. 381 НК РФ);
  • недвижимости управляющих компаний особых экономических зон, созданной с целью работы в такой зоне, в течение 10 лет с месяца, наступающего за месяцем принятия имущества на учет (п. 23 ст. 381 НК РФ);
  • имущества, используемого во внутренних морских водах РФ для разработки месторождений углеводородов не менее 90 календарных дней в течение 1 календарного года (п. 24 ст. 381 НК РФ);
  • движимого имущества, приобретенного после 01.01.2013, кроме полученного в результате реорганизации (ликвидации) или от взаимозависимого лица, при этом ограничения не распространяются на железнодорожный подвижной состав, произведенный после 01.01.2013 (п. 25 ст. 381 НК РФ).

Помимо вышеперечисленных выделяют те организации, что освобождены от уплаты налога на имущество полностью:

  • протезно-ортопедические предприятия (п. 13 ст. 381 НК РФ);
  • коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации (п. 14 ст. 381 НК РФ);
  • государственные центры научной деятельности (п. 15 ст. 381 НК РФ);
  • организации, имеющие отношение к инновационному центру «Сколково» в качестве управляющих компаний или участников проекта по осуществлению исследований (пп. 19, 20 ст. 381 НК РФ).

В письме Минфина России от 14.05.2010 № 03-05-04-01/29 отмечено, что могут устанавливаться дополнительные льготы, которые будут действовать только на территории субъектов РФ. К числу таких льгот с 2018 года относятся освобождения, предоставляемые пп. 24 (имущество месторождений углеводородов) и 25 (движимое имущество, приобретенное после 01.01.2013) ст. 381 НК РФ. В отношении них регионам дается право самостоятельно принимать решение о том, будут ли такие льготы действовать в регионе (п. 1 ст. 381.1 НК РФ) и какими окажутся нюансы применения льготы по движимому имуществу (п. 2 ст. 381.1 НК РФ). Если соответствующего законодательного решения о применении нет, то не будет и льготы.

Имущественный налог: льготное налогообложение в субъектах РФ

В полномочия органов местного самоуправления входит самостоятельное установление льгот. Согласно Налоговому кодексу льготы по налогу на имущество не носят индивидуального характера и не устанавливаются в зависимости от формы собственности организации (ст. 3, 56 НК РФ).

В соответствии с определением Верховного суда РФ от 07.06.2006 № 59-Г06-9 нельзя установить льготу по имущественному налогу, если ее использование зависит от доли иностранного участия в уставном капитале налогоплательщика, поскольку прослеживается зависимость от места происхождения капитала, что противоречит российскому налоговому законодательству.

Законодательство субъектов РФ не может идти вразрез с Налоговым кодексом, соответственно, льготы по налогу на имущество не могут быть установлены в качестве изменения элементов имущественного налога (гл. 30 НК РФ).

Законодательные органы субъектов РФ могут формировать дополнительные условия, позволяющие применять льготы.

Примером является Московская область, где налогоплательщики при использовании льгот обязаны предоставлять расчет суммы высвободившихся средств по итогам налогового периода и отчет по их использованию. Данное положение закреплено в п. 3 ст. 4 закона Московской области «О льготном налогообложении…» от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ.

Кто освобождается от налога на имущество согласно региональному законодательству?

Рассмотрим примеры имущественных льгот для организаций, которые действуют в субъектах РФ:

1. От налогообложения всего принадлежащего имущества освобождаются определенные категории налогоплательщиков.

Такая льгота представлена в Санкт-Петербурге. Освобождаются от налога организации, основным видом деятельности которых является изготовление специального оборудования для обеспечения жизнедеятельности и реабилитации инвалидов (подп. 1 п. 1 ст. 4.1 закона Санкт-Петербурга «О налоге на имущество организаций» от 26.11.2003 № 684-96).

В Красноярске похожая льгота предоставляется организациям, осуществляющим производство первичного алюминия в регионе, в отношении вновь создаваемого или приобретаемого имущества, принимаемого к бухучету в качестве основных средств после 2012 года (подп. «т» п. 3 ст. 2 закона Красноярского края «О налоге на имущество организаций» от 08.11.2007 № 3-674).

2. При целевом использовании имущества допустимо применение льгот.

Например, в Москве принят закон «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 № 64, который освобождает от уплаты имущественного налога организации железнодорожного транспорта общего пользования в отношении объектов движимого и недвижимого имущества, использующегося для перевозок по Малому кольцу Московской железной дороги (подп. 28 п. 1 ст. 4). Перечень такого имущества устанавливает правительство Москвы.

3. От налогообложения освобождаются налогоплательщики в отношении определенного вида имущества.

Данная льгота, например, введена для имущества, используемого для осуществления деятельности по организации отдыха и оздоровления детей до 18 лет в Ленинградской области (подп. «д» п. 1 ст. 3_1 закона Ленинградской области «О налоге на имущество организаций» от 25.11.2003 № 98-оз) и Хабаровском крае (п. 12 ст. 3 закона Хабаровского края «О региональных налогах и налоговых льготах…» от 10.11.2005 № 308). В последнем случае она применима при условии, что в иные периоды попадающее под нее имущество находится на консервации.

Во Владимирской области установлена льгота для автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения (п. 2 ст. 2.1 закона Владимирской области «О налоге на имущество организаций» от 12.11.2003 № 110-ОЗ).

4. Определенные категории налогоплательщиков имеют право на уменьшение суммы налога.

Примерами могут служить:

  • Московская область, где организациям, являющимся участниками религиозных объединений, разрешено уплачивать 50% от исчисленной суммы налога (п. 2 ст. 14 закона Московской области «О льготном налогообложении…» от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ);
  • Челябинская область в части благотворительной деятельности. Размер льготы также составляет 50% (п. 2 ст. 3 закона Челябинской области «О налоге на имущество организаций» от 27.11.2003 № 189-ЗО).

В соответствии с Налоговым кодексом в субъектах РФ допустимо применение пониженных ставок по налогу на имущество (п. 2 ст. 372, п. 2 ст. 380 НК РФ). Однако пониженную ставку нельзя считать льготой.

Использование налоговых льгот является правом налогоплательщика, поэтому необходимо иметь неоспоримые основания на применение данного права. Налоговые органы могут затребовать у налогоплательщика подтверждающие и оправдательные документы по применению имущественных льгот (ст. 88, 89, 93 НК РФ).

О том, будут ли запрашиваться документы при применении пониженных ставок, читайте в материале «Дифференцированная ставка по налогу — не льгота» .

Существует ли освобождение от налога на имущество для ИП и ООО на спецрежимах?

Да, существует. Среди тех, кто освобождается от налога на имущество, — организации и ИП-спецрежимники. При этом должны быть соблюдены следующие условия: