Меню Закрыть

Трудовой кодекс о вредности труда

Оглавление:

Статья 147 ТК РФ. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Новая редакция Ст. 147 ТК РФ

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Комментарий к Статье 147 ТК РФ

1. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах,

работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (далее — работы с особыми условиями труда) должна устанавливаться работодателем (с учетом мнения профсоюзного органа) в повышенном размере по сравнению с оплатой труда (тарифными ставками, окладами), предусмотренной для различных работ с нормальными условиями труда.

Размер оплаты труда работников, занятых на работах с особыми условиями труда, установленный работодателем, не может быть ниже размеров, определенных законами и иными нормативными правовыми актами (ст. 147 Трудового кодекса РФ).

Повышение заработной платы производится по результатам проведения аттестации рабочих мест. Порядок проведения аттестации приведен в Постановлении Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда».

Некоторые нормативные правовые акты, регулирующие оплату труда работников, занятых на работах с особыми условиями труда, устанавливают четко определенный размер доплаты за работу в данных условиях труда (например, 40 процентов), другие — относительно определенный размер доплаты (например, 16, 20, 24 процента) или предельные размеры доплаты (например, не более 24%).

Стороны трудового договора могут определить конкретные размеры доплаты за особые условия труда в трудовом или коллективном договоре. Работодатель имеет право самостоятельно определять конкретные размеры доплаты за работу в особых условиях труда, учитывая минимальные размеры доплаты, установленные нормативными правовыми актами, и не ухудшая условий трудовых и коллективных договоров, соглашений.

Повышение заработной платы по основаниям, указанным в статье 147 Трудового кодекса РФ, производится по результатам аттестации рабочих мест. Положение, определяющее порядок аттестации рабочих мест, утверждено Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12.

Работникам бригады чистильщиков, занятых на ручной очистке, промывке и пропарке аппаратуры, резервуаров, цистерн, емкостей, трубопроводов и другого оборудования от остатков нефти, мазута, нефтепродуктов и других вредных химических веществ, в соответствии с коллективным и трудовыми договорами начислены компенсационные выплаты в сумме 20000 руб. за работу во вредных условиях труда.

Компенсацией являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей (ст. 164 Трудового кодекса РФ).

Каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным и трудовым договорами, если он занят на работах с вредными условиями труда (ст. 219 Трудового кодекса РФ).

Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 147 Трудового кодекса РФ). Указанные в нашем примере обязанности относятся к профессиям с вредными условиями труда.

Бухгалтер организации делает такую проводку:

Дебет 23 Кредит 70

— 20000 руб. — начислена доплата за работу во вредных условиях труда работникам бригады чистильщиков.

На основании пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ с доплаты за работу с вредными условиями труда удерживается налог на доходы физических лиц, а согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса РФ эти доплаты являются объектом обложения единым социальным налогом.

К расходам на оплату труда, уменьшающим базу по налогу на прибыль, относятся начисления компенсирующего характера за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 255 Налогового кодекса РФ).

2. Оплата труда в особых условиях

Прежде всего в повышенном размере оплачивается труд лиц, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда. Действующее трудовое законодательство исходит из договорного и локального регулирования доплат за работу с такими условиями труда. Согласно статье 147 Трудового кодекса РФ конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором. При этом условия коллективного договора, трудового договора или положения, принятого работодателем локального акта не могут ухудшать положения работника по сравнению с установленным законодательством. В данном случае это означает, что размеры доплат за работу в особых условиях труда не могут быть меньше установленных действующим законодательством или подзаконными нормативно-правовыми актами.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения должны быть установлены в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время такие доплаты предусматриваются отдельными нормативными актами, например, работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, работникам, занятым на подводных работах (например, водолазам), лицам, занятым на работах с химическим оружием, и т.п. Так, Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 391 «О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей» работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, устанавливается доплата в размере 20 процентов тарифной ставки по Единой тарифной сетке.

Для определения работ с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда и права работника на соответствующую доплату к заработку проводится аттестация рабочих мест по условиям труда. Как уже было сказано выше, Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда было установлено и утверждено Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12.

Другой комментарий к Ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 147 ТК РФ является специальной по отношению к ст. 146 ТК РФ и предусматривает повышенную оплату в связи с особыми условиями труда. Такая оплата производится на работах с тяжелыми условиями труда; на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; на работах с иными особыми условиями труда.

2. В соответствии с ч. 2 ст. 147 ТК РФ минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения должны определяться Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время такие перечни в указанном порядке не определены, поэтому необходимо руководствоваться перечнями, утвержденными в свое время Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС (например, Перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых повышаются часовые тарифные ставки рабочим за условия труда в строительстве и на ремонтно-строительных работах, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 1 октября 1986 г. N 374/22-60 (в ред. от 21 июня 1990 г.) (Экономика и учет в строительстве. 2001. N 4).

3. Статья 147 в прежней редакции связывала повышение заработной платы с результатами аттестации рабочих мест. Настоящая редакция такого порядка не устанавливает, но это не исключает возможности повышения оплаты с учетом аттестации рабочих мест на основании локальных нормативных актов.

Об аттестации рабочих мест см. ст. 209 ТК РФ и далее.

4. Повышение заработной платы работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда, возможно путем установления повышенных тарифных ставок (окладов) или путем установления специальных доплат. Конкретная форма повышения, а также его размеры устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором.

5. В случае если размеры повышенной оплаты установлены законами или иными нормативными правовыми актами, размер повышений, установленный организацией, не может быть ниже.

Смотрите так же:  Расписка не является договором займа

До 1991 г. максимальный размер повышений устанавливался законодательно и составлял 12% тарифной ставки (оклада) за работу с тяжелыми и вредными условиями труда и 24% — за работу с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. Постановлением Правительства РСФСР от 15 ноября 1991 г. было установлено, что впредь размеры доплат за условия труда предприятия устанавливают самостоятельно, но не ниже размеров, установленных решениями Правительства РСФСР или других органов по его поручению.

В настоящее время централизованно установлены:

— повышение в зависимости от группы работ на 100 или на 50% тарифных ставок (окладов) для граждан, занятых на работах с химическим оружием, на основании ст. 4 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»; Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, а также Список профессий и должностей на производствах, постановления Правительства РФ с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, утверждены Постановлением Правительства России от 29 марта 2002 г. N 188 (в ред. от 8 августа 2003 г.);

— надбавки в размере от 5 до 75% должностного оклада (тарифной ставки) в зависимости от степени секретности сведений для работников, допущенных к государственной тайне, на основании Постановления Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны»;

— повышение размеров должностных окладов на 15, 25, 30, 40 и 60% работникам учреждений и структурных подразделений здравоохранения и социальной защиты с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда на основании Постановления Минтруда России от 8 июня 1992 г. N 17 (в ред. от 19 февраля 2004 г.);

— надбавка в размере 30% оклада (ставки) за работу в опасных условиях медицинскому и педагогическому персоналу психиатрических больниц (отделений) специализированного типа и судебно-психиатрических отделений для лиц, содержащихся под стражей, на основании п. 6.3 Положения об условиях оплаты труда работников здравоохранения, утвержденного Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377 (в ред. от 12 апреля 2007 г.);

— надбавки к должностным окладам за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда для работников учреждений здравоохранения, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, — в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». Порядок установления размера надбавок для работников федеральных учреждений здравоохранения определяется Правительством РФ, для работников учреждений здравоохранения субъектов РФ — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации.

Выплаты «за вредность»

Автор: Сергей Кукуев

Кукуев Сергей Юрьевич, практикующий юрист

Подобная гарантия закреплена в ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), которая устанавливает, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учётом мнения представительного органа работников.

Следует отметить, что вредные условия на конкретном рабочем месте для конкретного работника определяются по результатам проведения специальной оценки условий труда (ранее — аттестации). В результате проведения специальной оценки условий труда рабочему месту присваивается соответствующий класс вредности и (или) опасности: 1-й — оптимальный, 2-й —допустимый, 3-й — вредный или 4-й — опасный.

В соответствии с присвоенным классом работодатель определяет: необходимость выплаты повышенной заработной платы, размер повышенной заработной платы в случае отнесения условий труда на рабочем месте к вредным.

Посскольку работодатели не всегда готовы нести дополнительные затраты на выплату заработной платы, они всячески стараются уменьшить класс вредности на конкретном рабочем месте.

Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работник должен быть ознакомлен с результатами оценки условий труда его рабочего места. Кроме того, работник вправе не согласиться с результатами проведённой работодателем оценки, обжаловав её результаты в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также — в суде.

Зачастую основной причиной несогласия работников с результатами специальной оценки является её последствие — получение заработной платы без учёта действительной степени вредности, то есть без причитающейся работнику доплаты.

Следует подробно рассмотреть споры между работником и работодателем, причиной которых явились невыплата работодателем повышенной заработной платы работникам, занятым на работе с вредными и (или) опасными условиями труда.

Одним из таких споров является гражданское дело № 33-12292/2014, рассмотренное Свердловским городским судом 16 сентября 2014 г.

Из материалов дела следует, что работник обратился в суд с иском с требованием признать за ним право на оплату труда на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в повышенном размере, признать за ним право на установление сокращённой продолжительности рабочего времени — не более 36 часов в неделю.

Причиной подачи подобного иска послужило наличие занимаемой им должности в Списк е производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, утверждённом Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22. Также работник утверждал, что результаты аттестации, проводимой на его рабочем месте, устарели, в связи с чем у работодателя нет достаточных оснований отнесения его должности ко 2-му (второму) классу вредности — допустимому, который не предусматривает выплату повышенной заработной платы и сокращённой рабочей недели.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований работника. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, также отказал в удовлетворении апелляционной жалобы работника. Причинами отказа в удовлетворении требований работника послужили: 1) пропуск работником предусмотренного ст. 392 ТК РФ срока для обращения в суд для защиты своих нарушенных прав, 2) недоказанность работником утверждений о наличии вредных условий труда на его рабочем месте.

Следует более детально разобрать причины отказа. Пропуск срока для обращения в суд за защитой своих нарушенных прав не является пресекательным, ограничивающим работника в праве на иск, то есть в праве на защиту своих нарушенных прав в судебном порядке. В случае установленного ст. 392 ТК РФ трёхмесячного срока суды рассматривают дело по существу, но в случае отказа в удовлетворении исковых требований вправе сослаться на пропуск работником указанного срока. Данное правило является общим для всех трудовых споров.

Другое основание для отказа в удовлетворении требований работника представляется как наиболее весомое, послужившее в качестве действительной причины отказа в удовлетворении требований работника.

Работник ссылался, что занят на вредных условиях труда, так как его должность включена в Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, утверждённый Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, а также на то, что результаты проводимой в организации аттестации устарели.

Сам факт отнесения должности работника к так называемой «списочной» не является основанием для присвоения его рабочему месту категории вредности. Единственным основанием для присвоения класса вредности является специальная оценка условий труда (ранее — аттестация рабочего места). Обстоятельство утраты действия предыдущих результатов аттестации рабочего место не может являться поводом для присвоения рабочему месту повышенного класса вредности, позволяющего работнику получать повышенную заработную плату. В то же время подобным доказательством в рамках анализируемого спора могло бы стать заключение эксперта, которым была бы определена классность рабочего места. В связи с тем, что ни одна из сторон не обжаловала результаты аттестации, а также не были заявлены ходатайства о проведении соответствующей экспертизы, установить наличие вредности на рабочем месте иным способом невозможно. В этой связи решение суда представляется верным.

Ещё одним интересным делом является гражданское дело № 33-44606, рассмотренное Московским городским судом 12 ноября 2014 года.

Из материалов дела следует, что прокурором было подано исковое заявление в защиту интереса неопределённого круга лиц, условия труда которых, по мнению прокурора, являются вредными, в связи с чем работникам положена сокращённая рабочая неделя и выплаты повышенной заработной платы.

Причиной подачи подобного искового заявления послужили результаты проводимой у работодателя аттестации рабочих мест, согласно которой на рабочих местах обозначенных работников был присвоен класс условий труда 3.1, 3.2 (вредные).

Суд первой инстанции согласился с доводами прокурора и удовлетворил его требования в полном объёме.

Суд апелляционной инстанции, не согласившись с решением нижестоящего суда, отменил указанное решение, отказав прокурору в удовлетворении его иска в полном объёме.

В качестве мотивов для отмены решения суд вышестоящей инстанции указал, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, а именно положения Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», которыми установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, устанавливающие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Смотрите так же:  Приказ 80 мвд от 2012

Согласно указанным нормативным правовым актам, результаты аттестации, произведённой до даты вступления закона о специальной оценке условий труда, применимы в течение пяти лет, за исключением ряда изъятий.

Суд первой инстанции ошибочно пришёл к выводу о том, что при установлении до дня вступления в силу указанных выше федеральных законов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3-го класса любой степени вредности работник имеет право на получение компенсаций в размерах, не ниже ранее установленных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870.

В настоящем же споре условия труда на указанных в исковом заявлении прокурора рабочих местах отнесены к вредным условиям труда 1-й и 2-й степени (подклассы 3.1 и 3.2), то есть не предоставляющим льгот в виде компенсации и сокращённой продолжительности рабочего времени.

Таким образом, судом была проведена неправильная квалификация обстоятельств дела, неверно определены номы закона, которыми следовало руководствоваться суду при вынесении решения по делу.

Анализ данного дела позволяет сделать вывод о том, что для выплаты дополнительной заработной платы работникам на вредных и опасных условиях труда необходимо присвоение рабочему месту определённой категории вредности, предоставляющей возможность для начисления соответствующей повышенной выплаты.

В этой связи единственным условием начисления дополнительной повышенной заработной платы является присвоение рабочему месту 3-го или 4-го класса вредности по результатам специальной оценки условий труда (ранее — аттестации).

Следует проанализировать ещё одно гражданское дело № 33-3733-2014, рассмотренное Мурманским областным судом 26 ноября 2014 г. Данное дело является образцовым, так как в результате рассмотрения иска работника о взыскании с работодателя выплаты за работу во вредных и опасных условиях труда суд удовлетворил требования работника.

Как и в аналогичных делах, по результатам проведённой у работодателя аттестации рабочих мест рабочему месту истца был присвоен 3-й (третий) класс вредности, который предоставлял работнику право на выплату повышенной заработной платы, а также на сокращённую рабочую неделю в 36 часов.

Работодатель не реализовал свою обязанность по выплате повышенной заработной плате и сокращению рабочей недели.

Суд первой и апелляционной инстанций удовлетворил требования работника, взыскав с работодателя невыплаченную заработную плату.

Подводя итог, следует отметить, что вредные и (или) опасные условия труда — правовая категория, определяемая не работником и работодателем, а независимой и профессиональной организацией, имеющей соответствующую аккредитацию. Подробный перечень требований к организации, уполномоченной проводить специальную оценку условий труда, определён в ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

В зависимости от присвоенного уполномоченной организацией класса вредности работодателем разрешается вопрос о выплате повышенной заработной платы и предоставлении сокращённой рабочей недели.

По спорам между работниками и работодателями решающую роль при вынесении решения будут иметь результаты проведённой у работодателя специальной оценки условий труда или действующие до 31 декабря 2018 года результаты аттестации. Иными доводами суд, как показал анализ практики, не отдаёт должного внимания.

Единственным аргументом сторон в процессе доказывания может послужить ссылка на результаты экспертизы.

В конце следует отметить, что, помимо судебных способов защиты по данной категории дел, работники вправе прибегнуть и к административным методам. С 2015 года в действие вступила ст. 5.27.1. Кодекса об административных правонарушениях, устанавливающая повышенные штрафы для юридических лиц, несвоевременно осуществивших проведение специальной оценки условий труда.

В целом, следует отметить, что, ввиду усиления с 2015 года административной ответственности организаций за нарушение правил охраны труда работников, работодатели всячески будут избегать споров по анализируемой в настоящей статье категории дел.

Список, используемых материалов

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»

Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда.

Апелляционное определение Свердловского городского суда по делу № 33-12292/2014 от 16 сентября 2014 г.

Апелляционное определение Московского городского суда по делу № 33-44606 от 12 ноября 2014 года.

Апелляционное определение Мурманского областного суда по делу № 33-3733-2014 от 26 ноября 2014 г

Статья 147 ТК РФ. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Комментарии к статье

Плата за труд в опасных или вредных условиях

Статья 147 ТК РФ с комментариями 2016 года устанавливает трудящимся на вредном или опасном производстве повышенную плату за работу. Чтобы понять, что условия работы опасные или вредные проводится:

  • специальная оценка трудовых условий
  • или их государственная экспертиза.

Эти два способа проверки установлены ст 219 ТК РФ.

Раньше проводилась аттестация рабочих мест, но с 2014 года она была заменена спец. оценкой условий труда. Однако за теми работниками, которые получают повышенную плату по итогам аттестации (проведенной до 1 января 2014 г.), сохраняется их право. Аттестация действует 5 лет. Специальная оценка может не проводиться на предприятиях, прошедших ранее аттестацию, до истечения этого срока. По желанию работодатель проводит спец. оценку раньше.

Статья 147 ТК РФ с комментариями 2016 года называет только наименьший процент, на который увеличивается оклад работника в связи с вредностью его производства. Это 4% тарифной ставки, установленной для такого же вида работ, но с нормальными трудовыми условиями. Более высокий процент повышения допускается и может быть установлен:

  • в трудовом или коллективном договоре с сотрудником, локальном нормативном акте фирмы (при поддержке профсоюза);
  • в отраслевом Перечне работ, таком как:
    • Перечень тяжелых работ, связанных с угольной промышленностью (установлен отраслевым соглашением на период до 31.03.2016 и продлён до 31.12.2018);
    • Перечень опасных строительных работ (установлен еще в СССР 01.10.86);
    • Перечень работ с тяжелыми и вредными условиями в организациях связи (установлен в СССР 06.02.87)

Доплаты за опасный труд — обязанность работодателей. Невыплата причитающихся компенсаций повлечёт ответственность.

Изменение оплаты за труд в опасных или вредных условиях

Люди, имеющие опасные и вредные производственные условия, получают от работодателя гарантированные законом привилегии:

  • сокращенную рабочую неделю (ст 92 ТК РФ);
  • дополнительный отпуск к основном (ст 117 ТК РФ);
  • более высокую плату за свой труд (ст 146, ст 147 ТК РФ с комментариями 2016 г.).

Наименьшие гарантии в отношении опасного и вредного труда, указанные в ТК РФ, работодатели обязаны соблюдать неукоснительно. Трудовыми договорами и иными официальными документами могут предусматриваться только более весомые привилегии для трудящихся.

В односторонней форме никакие из установленных гарантий изменяться не могут. Внести какие-либо изменения в порядок оплаты опасного труда можно только по взаимному согласию руководства и сотрудника. И, конечно, эти изменения не могут ухудшить положения работника.

Исключением будет случай, когда в организации устраняются вредные и опасные факторы, усовершенствуются трудовые условия. Тогда работодатель может инициировать изменение трудовых договоров со всеми работниками. Из договоров могут быть исключены все гарантии, связанные с вредностью труда, только при полном устранении негативных факторов и переквалификации вредных условий в нормальные или безопасные. О таких изменениях сотрудники предупреждаются заранее — минимум за 2 месяца до введения новых условий труда (ст 74 ТК РФ).

Если условия труда улучшаются в целом, но фактор вредности или опасности производства сохраняется, то установленные привилегии могут быть снижены только до законодательно установленного минимального порога. Оплата труда работников всё рано должна остаться на 4% выше, чем оплата такого же труда в безопасных условиях.

Если при перемене производственных условий неизбежно ухудшение положений трудовых договоров с работниками, то сначала работодателю необходимо внести изменения в коллективный договор. Только после этого можно проводить процедуры, предусмотренные ст 74 ТК РФ: письменно уведомлять сотрудников, при отказе работать на новых условиях предлагать другие вакансии, расторгать договоры или заключать к ним доп. соглашения.

Нормы ТК РФ и комментарии к ним позволяют сделать следующие выводы. Людям, чей труд связан с опасными и вредными факторами, положена более высокая оплата труда, как одна из привилегий. Изменить оплату в большую сторону можно по соглашению сторон. Уменьшить же плату за труд можно только при изменении технологических условий на предприятии:

  • при полном устранении негативных факторов — положенные ранее надбавки к зарплате отменяются;
  • при частичном улучшении условий — положенные надбавки снижаются до минимально допустимого уровня в 4%.

Доплата за вредные условия труда в 2018 году

Под вредными условиями труда понимается совокупность факторов, проявляющихся в производственной деятельности, которые способны оказать негативное воздействие на здоровье персонала. В целях определения наличия вредности, а также ее степени, осуществляется аттестация (оценка) рабочих мест. Основным методом для проведения аттестации (оценки) являются замеры.

Смотрите так же:  Договор поставки по факту реализации

Наличие на производственном предприятии вредных условий труда предполагает возникновение у работодателя обязанности компенсировать сотрудникам работу в подобных условиях. Компенсация осуществляется при помощи предоставления льгот (например, в форме сокращенного рабочего дня, дополнительного отпуска, специального питания, средств защиты, путевок в санатории) и денежных компенсационных выплат. Их предоставление является обязанностью, а не правом работодателя.
Следует помнить, что наличие вредных условий труда ограничивает возможность приема на отдельные должности женщин (ст.253 ТК РФ). В силу ст.265 ТК РФ запрещено использование труда лиц до 18-летнего возраста на работах с вредными условиями. Перечни работ, предполагающих наличие вредных факторов, утверждаются в режиме, который определен Правительством РФ.

Какая работа считается вредной

В числе факторов, определяющих наличие негативного воздействия на здоровье сотрудников, следует отметить превышение нормативов в отношении:

  • тяжести труда, что подразумевает повышенную физическую нагрузку на человеческий организм;
  • напряженности труда, что предполагает повышенную нагрузку на органы чувств и ЦНС;
  • внешних факторов, воздействующих на организм работника (температуры окружающей среды, скорости движения ветра, влажности воздуха);
  • звукового, ультразвукового и вибрационного воздействия;
  • инфракрасного и ультрафиолетового излучения;
  • радиоактивного загрязнения;
  • рентгеновского излучения;
  • воздействия электрических и магнитных полей;
  • уровня освещенности;
  • уровня концентрации химических веществ, бактерий, микроорганизмов.

По всему комплексу негативно воздействующих на работников признаков законодательно условия труда принято подразделять на 4 группы. Исходя из этого, они могут быть:

Степень воздействия на работников вредных факторов может быть различной. В случаях, когда она превышает определенные значения, существующие условия труда признаются вредными. Считается, что при выполнении трудовых функций в подобных условиях существенно нарастает риск получения недугов профессионального характера.

Вредные условия необходимо выделять, проводя границу от опасных условий. Об опасных условиях принято говорить тогда, когда персонал подвергается воздействию факторов, которые прямым образом оказывают негативное воздействие на его здоровье. Примером в данном случае может служить работа маляров в лакокрасочных цехах. При наличии у таких сотрудников необходимого защитного комплекта, условия, в которых они работают, признаются вредными. Работа без защитного комплекта предполагает наличие опасных условий труда.

В целях установления, являются ли условия труда на конкретном рабочем месте опасными или вредными, осуществляются мероприятия по аттестации рабочих мест. В их рамках производятся замеры параметров окружающей среды, а также сравнение полученных результатов с нормативами. Перечень вредных профессий изложен в постановлении №10 от 26.01.1991 года Кабинета Министров СССР.
Следует учитывать, что наименование должностей специалистов, выполняющих работу во вредных условиях, должно точно соответствовать их обозначению в квалификационных справочниках. Данные справочники соответствуют постановлению №10 от 26.01.1991 года и, в свою очередь, подлежат утверждению Правительством РФ. При несоответствии наименований должностей специалистов информации, изложенной в упомянутых справочниках, эти специалисты могут утратить надбавки, льготный стаж, а также иные преференции, полагающиеся для данных категорий сотрудников.

Особенности оплаты труда на вредных и опасных производствах

Регулирование рабочих процессов, выплат и предоставления дополнительных льгот работникам, занятым на вредных производствах, осуществляется статьями 219, 92, 117, 147 ТК РФ. В частности, в соответствии с требованиями, изложенными в ст.147 ТК РФ, в 2018 году сотрудники обладают правом на получение доплат за труд во вредных условиях. Следует учитывать, что в силу ст. 219 ТК РФ установление надбавок гарантируется лишь лицам, непосредственно выполняющим работы при отрицательном воздействии производственных факторов. Таким образом, лица, подвергающиеся негативному воздействию отрицательных факторов, могут рассчитывать на получение оплаты труда в повышенном размере.

Каждый работник, выполняющий свои трудовые функции при негативном влиянии производственных факторов, вправе рассчитывать на получение данных выплат, представляющих собой надбавку к зарплате, если она была установлена по итогам аттестационных мероприятий до начала 2014 года. Данный порог установлен вследствие того, что до 2014 года действовали нормы, требующие обязательной аттестации рабочих мест в целях определения наличия вредных и опасных факторов.

Федеральным законом №426-ФЗ от 28.12.2013 года была произведена замена аттестации оценкой условий труда персонала. При этом в силу ч. 4 ст. 27 названного нормативного акта работодатели обладают правом не подвергать проверке те места работы персонала, которые были подвергнуты оценке менее 5 лет назад. Закон содержит исключение из данного правила: ранее 5 лет производится оценка только тех рабочих мест, где необходим дополнительный внеплановый анализ существующего состояния условий труда.

Отказ в предоставлении работникам, исполняющим свои трудовые функции во вредных условиях, положенной доплаты признается законодательным нарушением и является основанием для привлечения работодателей к юридической ответственности.

Как рассчитать размер доплаты

В России законодательно закреплен размер минимальных выплат работникам, осуществляющим свои трудовые функции под воздействием вредных факторов. Так, величина доплаты в данном случае не может быть менее 4% от величины оклада, который устанавливается для конкретных видов работ, производимых в нормальных условиях.

В качестве базы для выполнения расчетов доплаты за вредность принято пользоваться Типовым положением об оценке условий труда, введенным 03.10.1986 года. В соответствии с ним применяется следующий алгоритм расчетов:

  1. Выявление класса вредности посредством сравнения установленных предельно-допустимых показателей с реально существующими на конкретном производстве параметрами вредности.
  2. Пересчет классов вредности производства (устанавливаемых в отчетных документах по аттестации или оценке условий труда) в баллы на основании следующей таблицы:

Трудовой кодекс: вредные условия труда

Вредные условия труда

Авторы многих учебников, в которых есть главы, посвященные охране труда, определяют понятие «опасные или вредные условия труда», как факторы производственного процесса, которые могут вызвать о работников «профессиональные заболевания», воздействовать на иммунитет, отразится на здоровье детей или внуков. Перечень подобны работ, определяется Правительством РФ, к людям, которым доплачивают за «вредность» относятся работники:

Как компенсирует трудовой кодекс вредные условия труда?

Как разъясняет трудовой кодекс, вредные условия труда компенсируются доплатами, дополнительным отпуском, выдачей молока, уменьшенной продолжительностью смены и многим другим. Большое количество льгот и доплат, которые положены людям, работающим на «вредном» производстве объясняется тем, что многие из них к пенсии «получают» целый «букет» заболеваний. Как указывает трудовой кодекс, вредные условия труда должны быть обязательно прописаны в трудовом договоре, в противном случае, работнику, даже с помощью юристов, не просто добиться льгот и выплат.

Кто определяет доплаты за «вредность»?

Если работник занят на «вредном» производстве, то размер доплаты прописан в трудовом договоре, иногда увеличение тарифов указывается в коллективном трудовом договоре или других локальных актах организации. Перед устройством на работу, узнайте точное название вашей должности, и проконсультируйтесь у специалистов юридической консультации о наличие вредных факторов, связанных с вашим будущим рабочим местом. Кроме того, заработная плата людей, занятых на «вредной» работе, не облагается налогами.

Длительность рабочего времени на производстве

Длтельность рабочей недели на вредном производстве, может быть не больше 36 часов , а рабочая смена – не более 8 часов. Если договором установлена 30-ти часовая рабочая неделя, то положенное время одной смены – 6 часов. Хотя в некоторых случаях допускается увеличение одной смены, но общее количество отработанных часов должно оставаться неизменным.

Особенности отпусков на работе с опасными факторами

Для людей, чья работа связана с факторами, которые могут создать отрицательное влиять на состояние здоровья, законодательством предусмотрены дополнительные отпуска, на срок от 4 до 36 дней. Размер дополнительного отпуска для каждой категории граждан определен федеральным законодательством отдельно. Для медиков, которые занимаются лечением ВИЧ – инфицированных, предусмотрен ежегодный дополнительный отпуск в 36 дней, так как они каждый день сталкиваются с опасностью заражения вируса. Работникам карьеров, угольных шахт положен ежегодный дополнительный отпуск, длительностью от 4 до 24 дней, продолжительность которого, напрямую зависит от «вредного» стажа.

Кроме того, трудовым законодательством запрещено заменять ежегодный отпуск, выплатой денежной компенсации. Иными словами, человек, работающий на вредном производстве должен «отгуливать» отпуск в полном объеме, без возможности монетизации.

Другие гарантии, связанные с опасным и вредным производством

Сотрудники, занятые на опасном или вредном производстве, должны быть обеспечены специальной одеждой и средствами защиты за счет предприятия. Следовательно, если работника попросили самому себе купить противогаз, «спецовку», каску, наушники, то он смело может жаловаться на своего начальника.

Кроме того, предприятие должно организовывать и оплачивать периодические медицинские осмотры своим сотрудникам, чья работа проходит в условиях вредного и опасного производства. Обычно компании заключают договора с многопрофильными частными клиниками, что обследовать своих сотрудников. Периодичность медицинских осмотров определена федеральным законодательством и коллективными трудовыми договорами.

Кто не может работать на вредном производстве?

Трудовым кодексом определен исчерпывающие перечень людей, кто не имеет права работать на вредном и опасном производстве, к ним относятся:

  • беременные женщины,
  • женщины с маленькими детьми (до 1,5 лет),
  • подростки до 18 лет,
  • совместители.

Следовательно, если студентку 1 курса (если не исполнилось 18 лет) медицинской академии отправили в туберкулезный диспансер, то данный действия можно назвать грубым нарушением трудового законодательства.

Руководители многих предприятии не выплачивают сотрудникам положенные по закону денежные компенсации и не предоставляют льготы, но работникам следует бороться за свои права, ведь «вредное» производство «убивает» их здоровье .