Меню Закрыть

Пособия для хореографа

Учебные и методические пособия

В пособии рассказывается об основных элементах русского народного танца, характере их исполнения, методике преподавания. Курс рассчитан натри года обучения. Данное пособие адресовано педагогам хореографам, балетмейстерам ансамблей народного танца, а также студентам, изучающим хореографическое искусство, режиссуру и педагогику хореографии.
Внимание! Остались последние экземпляры!
Обратите, пожалуйста, внимание: заказ изданий, тиражи которых заканчиваются, возможен ТОЛЬКО НАЛОЖЕННЫМ ПЛАТЕЖОМ!
Перед заказом рекомендуем уточнить наличие по тел. 8(499) 235-73-22 или по адресу [email protected]

Предлагается полный курс методического пособия по народно-сценическому танцу на основе программ хореографических училищ. В пособии даются практические рекомендации для работы педагогов-специалистов и преподавателей народно-сценического танца с учащимися хореографических училищ, школ, студий и студентами вузов.
Подробнее.
Оставьте Ваш отзыв

Классический балет — вершина хоре­ографического искусства, образец грации и физического совершенства. Школа классического танца — уникальная система воспитания тела, формирования осанки и правильных двигательных навыков. «Введение в классический танец» авторов Н. В. Меднис и С. Г. Ткаченко — пособие для тех, кому интересно попробовать свои возможности, изучить азы балетной техники, получить базовые знания о классическом танце. Написанное живым, легким языком, пособие предназначено как для детей, так и для взрослых. Издание сопровождается иллюстрациями.
Подробнее.
Оставьте Ваш отзыв


Если вы не нашли нужное издание на нашем сайте, сообщите нам:

Мы обязательно постараемся вам помочь.

Выберите разделы, которые вас интересуют:

Copyright © Арт-Транзит учебная литература по искусству. Издательский дом «Классика-XXI», 2005-2018
Контактная информация

нужные книги по хореографии и танцам

Ритмика

1. Е.В. Конорова «Методическое пособие по ритмике» выпуск 1 Скачать
2. Е.В. Конорова «Методическое пособие по ритмике» выпуск 2 Скачать
3. А. Луговская «Ритмические упражнения игры и пляски» часть 1 Скачать
4. А. Луговская «Ритмические упражнения игры и пляски» часть 2 Скачать
5. Г.А. Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Скачать
6. Т.Ф. Коренева «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» Скачать часть 1, часть 2 New
7. Е.Н Котышева «Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями» Скачать
8. Т. Образцова «Музыкальные игры для детей» Скачать
9. Лифиц И.В. — Ритмика: Учебное пособие Скачать
10. Т. Суворова «Танцевальная ритмика» № 1 Скачать
11. Т. Суворова «Танцевальная ритмика» № 2 Скачать
12. Т. Суворова «Танцевальная ритмика» № 3 Скачать
13. Т. Суворова «Танцевальная ритмика» № 4 Скачать
14. Т. Суворова «Танцевальная ритмика» № 5 Скачать
15. И. Каплунова И новосельцева «Этот удивительный ритм» Скачать
16. Михайлова, Воронина «Танцы, игры» Скачать
17. М.Б. Зацепина «Музыкальное развитие детей» Скачать
18. Музыкально-ритмические игры Скачать
19. Г.Федорова «Поиграем, потанцуем» Скачать
20. А.Е. Чибрикова-Луговская «Ритмика» Скачать
21. Н.В. Зарецкая «Веселая карусель» Игры, танцы, упражнения для детей 2-4 лет Скачать
22. Раевская «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Скачать
23. Доронин А.М., Шевченко Л.Е., Доронина Н.В. «Ритмика в специальном образовании» Учебно-методическое пособие Скачать New
24. Колодницкий Г.А. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Скачать New

Танцы для детей

1. Н.В. Зарецкая «Танцы для детей младшего дошкольного возраста» Скачать
2. Н.В. Зарецкая «Танцы для детей среднего дошкольного возраста» Скачать
3. Наталия Зарецкая и Зинаида Роот «Танцы в детском саду» Скачать
4. Л. Н. Барабаш «Хореография для самых маленьких» Скачать
5. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Фитнес-данс» 1 часть Скачать
6. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Фитнес-данс» 2 часть Скачать
7. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Фитнес-данс» 3 часть Скачать
8. А. Буренина «Ритмическая мозаика» Скачать
9. Е. В. Горшкова «От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7 лет» Скачать
10. Камертон «Пляски и хороводы для малышей до 3-х лет» Скачать
11. И. Каплунова, И. Новосельцева «Ладушки. Левой-правой. Марши в детском саду» Скачать
12. И. Каплунова, И. Новосельцева «Потанцуй со мной дружок» из серии «Ладушки» Скачать
13. Е.А. Пинаева «Детские образные танцы» Скачать
14. Т. Суворова «Олимпийские танцы» СкачатьТ.
15. Суворова, Л. Казанцева «Спортивные олимпийские танцы. Сочи-2014» Скачать
16. Т. Суворова «Новогодний репертуар» Скачать
17. Элементы характерных танцев (русского, украинского классического) Скачать
18. З. Я. Роот «Танцевальный калейдоскоп» для детей 5-7 лет Скачать
19. Г.В. Немова, А.Н. Малышева «Праздники, игры и танцы для дошкольников» Скачать
20. Т.И. Науменко «В веселом хороводе» Скачать
21. Т.В. Пуртова, А.Н.Беликова «Учите детей танцевать» Скачать
22. И. Каплунова «Топ-топ каблучок. Танцы в детском саду» Скачать
23. А. Буренина «Топ-хлоп малыши» Скачать
24. Слуцкая «Танцевальная мозаика» Скачать
25. Т. Суворова «Танцуй, малыш» выпуск 1 Скачать
26. Т. Суворова «Танцуй, малыш» выпуск 2 Скачать
27. Н.В. Зарецкая «Танцы для малышей» Скачать
28. Л. Богаткова «Хоровод друзей» Скачать
29. Г.Федорова «Танцы для мальчиков» Скачать
30. Е.Г. Ледяйкина, Л.А. Топникова «Чудеса для малышей» Скачать
31. Са-фи денс часть 1 Скачать
32. Са-фи денс часть 2 Скачать
33. Са-фи денс часть 3 Скачать
34. Са-фи денс часть 4 Скачать
35. Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика 6″ Скачать
36. Л.Казанцева «Крошки-ладошки» Скачать
37. З.Я. Ротт «Танцы в начальной школе» 1 часть Скачать
38. З.Я. Ротт «Танцы в начальной школе» 2 часть Скачать
39. Школа танцев для детей 3-14 лет Скачать часть 1, часть 2
40. Театр Танца Усовой. Работа с детьми от 3 до 6 лет Скачать New
41. Г.П. Федорова «Танцы для мальчиков» Скачать New
41. Е.В. Горшкова «От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5_7 лет творчества в танце» Скачать New
42. Е.В. Горшкова «Учебно_методическое пособие О говорящих движениях и чудесных превращениях» Скачать New
43. Танцевальный микс Скачать New
44. Танцевальный микс (книга + музыка) Скачать New

Классический танец

1. Т. Барышникова «Азбука хореографии» Скачать
2. Анастасия Волочкова «История русской балерины» Скачать
3. Ю.А. Бахрушин «История русского балета» Скачать
4. А. Ваганова «Основы классического танца» 1968 г. Скачать
5. Асаф Мессерер «Классический танец» Скачать
6. «Балетная энциклопедия. Часть 1» Скачать
7. «Балетная энциклопедия. Часть 2» Скачать
8. «Балетная энциклопедия. Часть 3» Скачать
9. «Балетная энциклопедия. Часть 4» Скачать
10. Н. Базарова, В. Мей «Азбука классического танца» Скачать
11. Экзерсис на полу Скачать
12. Боб Андерсен «Растяжка для каждого» Скачать
13. Н.Серебренников «Поддержка в дуэтном танце» Скачать
14. А. Ваганова «Основы классического танца» 1980 г. Скачать
15. В.В. Носова «Балерины» Скачать
16. Школа классического танца Скачать
17. Л. Д. Блок «Классический танец. История и современность» Скачать
18. Лукьянова «Дыхание в хореографии» Скачать
19. Лукьянова «Дыхание в хореографии часть 2″ Скачать
20. И.Г. Есаулов «Устойчивость и координация в хореографии» Скачать
21. Т.И. Васильева «Тем, кто хочет учиться балету» Скачать
22. Арнольд Нельсон, Юко Кокконен «Анатомия растяжки» Скачать
23. Основы классики. Методичка Скачать New
24. Позы классического танца. Методичка Скачать New
25. М.Тобиас, М. Стюарт «Растягивайся и расслабляйся» Скачать New
26. Н. Стуколкина «Четыре экзерсиса» Скачать New
27. Большая Российская энциклопедия «Русский балет» Скачать New
28. Балетная гимнастика составитель и научный рук. Нагайцева Л.Г. Скачать New
29. Блог Л.Д. «Классический танец. История и современность» Скачать New
30. Г.Альберт «Александр Пушкин. Школа классического балета» Скачать New
31. Статьи о балете Красовская Скачать New
32. И.Левченко «Балет — это моя настоящая жизнь» Воспоминания современников Скачать New
33. И.Г. Есаулов «Устойчивость и координация в хореографии» Скачать New

Народный танец

1. Т. Ткаченко «Народные танцы. Часть 1» Скачать
2. Ткаченко «Народные танцы. Часть 2″ Скачать
3. Т. Ткаченко «Народные танцы. Часть 3″ Скачать
4. Т. Ткаченко «Народные танцы. Часть 4″ Скачать
5. Л. Богаткова «Танцы разных народов. Часть 1» Скачать
6. Л. Богаткова «Танцы разных народов. Часть 2» Скачать
7. Л. Богаткова «Танцы разных народов. Часть 3″ Скачать
8. Л. Богаткова «Танцы разных народов. Часть 4″ Скачать
9. Л. Богаткова «Танцы разных народов. Часть 5″ Скачать
10. «Болгарские танцы» Скачать
11. «Польские танцы» Скачать
12. «Немецкие танцы» Скачать
13. «Чешские и словацкие танцы» Скачать
14. «Венгерские танцы » Скачать
15. Иванникова «Танцуют все. Народный танцы» Скачать
16. М.А. Козенко «Лексика белорусского народного танца» Скачать
17. Г.П. Гусев «Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка» Скачать
18. Гусев «Танцевальные движения и комбинации на середине» Скачать
19. Г. Настюков «Народный танец на самодеятельной сцене» Скачать New
20. Л. Богаткова «Хоровод друзей» Скачать New
21. Методические указания к ведению урока народного танца Скачать New
22. А.В. Лопухов, А.В. Ширяев, А.И.Бочаров «Основы характерного танца» Скачать New

.
.
Историко-бытовой и современный бальный танец

1. И. Воронина «Историко-бытовой танец» Скачать
2. Учимся танцевать «Ча-ча-ча» Скачать
3. Бальные танцы «Самба» Скачать
4. Бальные танцы «Пасадобль» Скачать
5. Бальные танцы «Румба» Скачать
6. Бальные танцы «Медленный вальс» Скачать
7. Бальные танцы «Венский вальс» Скачать
8. Бальные танцы «Джайв» Скачать
9. Бальные танцы «Танго» Скачать
10. Бальные танцы «Квикстеп» Скачать
11. Бальные танцы «Фокстрот» Скачать
12. Бальные танцы «Ча-ча-ча» Скачать
13. Уолтер Лайред «Техника латинских танцев» Скачать
14. Васильева-Рождественская Историко-бытовой танец Скачать

Смотрите так же:  Трудовой кодекс российской федерации больничный в отпуске

.
.
Современный танец

1. С.С. Полятков «Основы современного танца» Скачать
2. В. Ю. Никитин «Модерн-джаз танец. История. Методика. Практика.» Скачать
3. «Искусство современного танца» Скачать
4. В. Ю. Никитин «МОДЕРН-ДЖАЗ ТАНЕЦ.Этапы развития. Метод.Техника» Скачать New
5. Н. Шереметьевская «Танец на эстраде» Скачать New

Разное

1. В.П. Коркин «Акробатика» Скачать
2. Журнал «Dance» Скачать
3. Санкт-Петербургский Гуманитарный Универсистет Профсоюзов «Основы подготовки специалистов хореогафов. 1 часть» Скачать
4. Санкт-Петербургский Гуманитарный Универсистет Профсоюзов «Основы подготовки специалистов хореогафов. 2 часть» Скачать
5. Юлия Андреева «Танцетерапия» Скачать
6. Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Скачать
7. А.В. Щеткин «Организация театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении» Скачать
8. Е. И. Подольская «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников» Скачать
9. И.А. Шипилина «Хореография в спорте: учебник для студентов» Скачать
10. Основы акробатики Скачать
11. Костюмы разных стран Скачать
12. Пилатес (упражнения на растяжку мышц) Скачать
13. Н.М. Каминская «История костюма» Скачать
14. Р.В. Захаржевская «История костюма» Скачать
15. Ю.А. Бахрушин «История русского балета» Скачать New
16. А. Плещеева «Наш Балет 1673-1896 г.) Скачать New
17. Н. Вашкевич «История хореографии» Скачать New
18. А. Левинон «Мастера балета» Скачать New
19. В.И. Уральская «Рождение танца» Скачать New
20. И. Смирнов «Искусство балетмейстера» Скачать New
21. Л.М. Тухбатуллина, Л.А. Сафина «Маскарадные костюмы для детей и взрослых» Скачать New
22. Джозеф С. Хавилер «Тело танцора» Скачать New

БЕСПЛАТНО книги по хореографии. Электронная библиотека.

Друзья, в этом разделе вы можете скачать и прочитать книги по хореографии БЕСПЛАТНО!

Заказать книги по хореографии в печатном виде очень просто, следуйте по ссылке ➡️ https://vk.com/market-58514926

Если у вас не открывается книга в формате PDF, скачайте бесплатно программу для просмотра файлов по ссылке https://acrobat.adobe.com/ru/ru/acrobat/pdf-reader.html

Если у вас не открывается книга в формате DJVU, скачайте бесплатно программу для просмотра файлов по ссылке
http://comp-security.net/kak-otkryt-djvu-fajl/

Коллеги! Все вопросы по поиску литературы в электронном и печатном виде направляйте, пожалуйста, сюда https://vk.com/topic-58514926_30870545

А все отзывы и благодарности направляйте сюда https://vk.com/topic-58514926_30792396 🙂

Список книг в электронном виде:
1) А. Я. Ваганова «Основы классического танца»
2) М. М. Фокин «Против течения. Воспоминания балетмейстера. Сценарии и замыслы балетов. Статьи, интервью и письма»
3) Т. С. Ткаченко «Народный танец»
4) Ю. А. Бахрушин «История русского балета»
5) Г.А. Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей»
6) Л. Н. Богаткова «Танцы разных народов»
7) Джозеф С. Хавилер «Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки»
8) Г. Прибылов «Методическое пособие по классическому танцу для педагогов-хореографов младших и средних классов»
9) Под редакцией Ф. Ф. Коммиссаржевского Энциклопедия сценического самообразования:
Том 4. «Костюм», 1910 год
10) И. П. Работникова «Русская народная одежда»
11) Р. Захаров «Сочинение танца. Страницы педагогического опыта»
12) И.Рутберг «Пантомима. Движение и образ»
13) Н.Н.Серебренников «Поддержка в дуэтном танце»
14) П.П.Денисович «Народный костюм Воронежской губернии»
15)

Пособия для хореографа

Архивы за месяц: Декабрь 2017

Доброго дня, дорогие мои!
От себя лично и от всей команды проекта horeograf.com поздравляю вас с наступающим 2018 годом!

Желаю вам счастья, здоровья, любви и процветания. Пусть все невзгоды останутся в году уходящем, а в Новом году вас ждет успех и благополучие.
Я благодарна вам за то, что еще один год вы провели с нами. Обещаю, что новый год будет не менее интересным. Мы решили, что пора выходить из статуса онлайн проекта и больше времени уделять живым мероприятиям. Этим и займемся в 2018!

Надеюсь на вашу поддержку в этом!
Ну, а саморазвитие и самообразование педагогов-хореографов, как и прежде, несомненно, остается нашим приоритетом в работе. Нас ждут новые незабываемые встречи.

Творческих вам успехов! Вдохновения! И удачи!

Танец – это маленькая жизнь,
Разных жанров, постановок, стилей.
Каждым мигом танца насладись,
Жизненной его наполни силой!
Пусть приносит Новый Год любовь,
Много ярких, сильных впечатлений.
Ты танцуй и наслаждайся вновь,
Жизнью, полной перевоплощений.

Наталья Довбыш
и команда проекта horeograf.com

Нужны ли в жизни наставники?

День добрый, друзья! Умная статья сегодня у меня, но очень важная. Одной из моих любимых тем (кроме хореографии и женского здоровья) является тема личностного роста.

Учиться я люблю и делаю это постоянно. На данный момент, например, я читаю одновременно 2 книги и изучаю сразу 3 курса в разных сферах. И это не считая обучающих вебинаров, которые я активно посещаю по 2-3 штуки в неделю.

Я считаю, что без этого в наше время невозможно добиться успеха ни в жизни, ни в карьере, ни в отношениях.

Как у меня это получается? Не знаю. Просто мне нравится постоянное, непрерывное саморазвитие. Это одна из причин почему несколько лет назад я оставила работу с детьми и занялась обучением педагогов.

Работая в школе, я начала регулярно ловить себя на мысли, что хожу по кругу. Одни дети уходят, другие приходят и начинается все с самого начала. Из года в год одно и тоже. Плюс начальство, которое постоянно ограничивает, диктует свои правила и не дает развиваться так, как это вижу я.

Мне не хотелось заниматься тем, что мне не интересно и не несет никакой пользы. Заниматься делами, которые делать НАДО, а не те, которые ХОЧУ. Бесконечная бумажная возня, потому что так положено: «А вдруг комиссия!»

Было очень жалко тратить на все это время. Я уже тогда поняла, что время — это мой главный ресурс. И то, что я заложу в свою жизнь сегодня через год-два даст свои плоды. А если буду продолжать в том же духе, то ничего в моей жизни не изменится.

Учебно-методическое пособие для преподавателей хореографии и ритмики дошкольных образовательных учреждений.

Марина Мартемьянова
Учебно-методическое пособие для преподавателей хореографии и ритмики дошкольных образовательных учреждений.

В пособие вошли разделы по музыкально-ритмическому воспитанию

детей, ритмика, сюжетно-образные танцы, а также разделы по основам русского и классического танца и партерная гимнастика с лечебным эффектом. Даны формы и методы проведения занятий.

Пояснительная записка

Хореография — один из ярких видов искусства, ее красочный и эмоциональный язык помогает развить художественно-творческие способности детей, учит красоте и выразительности, формирует фигуру, развивает физическую силу и выносливость.

Задачи физического и эстетического воспитания детей дошкольного возрас на современном этапе, заставляют пересмотреть место и роль танцаего разнообразие форм, в гармоничном развитии личности.

Учебно-методическое пособие рассчитано на детей 4-7 летнего возраста и составлено с учетом физических и психологических особенностей детей. В него вошли как личные наблюдения, знания и опыт, так и методические пособия, авторами которых являются: Н. И. Бочкарева, И. В. Лифиц, М. А. Михайлова, И. Г. Богдан, Е. В. Кель, Г. Л. Иванова.

Тип учебно-методического пособия – развивающий, так как содержание направлено на развитие художественного воображения, творческих и физических способностей ребенка.

Цель данной работы:

художественно-эстетическое и культурное развитие детей дошкольного возраста.

1. Формирование музыкально-ритмических навыков.

2. Совершенствование качества танцевальных движений, пластичности и выразительности.

3. Развитие музыкальности, чувства ритма, внутреннего слуха.

4. Развитие творческой активности и фантазии.

На каждом году обучения дается материал по основным разделам:

2. Музыкально-ритмические задания и упражнения

3. Сюжетно-образные танцы

4. Основы русского народного танца

5. Основы классического танца (подготовительные группы)

6. Партерная гимнастика (с лечебным эффектом)

Все эти разделы связаны между собой, однако, каждый из них имеет свои конкретные задачи.

Первый раздел «Ритмика»

предусматривает активизацию музыкального восприятия детей через движение, развивает координацию движений, ориентацию в пространстве и чувство ритма. К занятиям ритмикой рекомендуется приступать с самого раннего возраста.

Дети подвижны, ярче и эмоциональней воспринимают музыку через движение, получают огромное удовлетворение от свободных и легких движений, а от сочетания музыки с пластикой тела, у ребенка повышается жизненный тонус.

Второй раздел «Музыкально-ритмические задания и упражнения»

включает в себя:

1)упражнения с предметами (мячами, лентами, скакалками, бубнами, обручами

2)образные упражнения под слово

3)задания на свободу и пластику рук

Все это активизивует мелкую моторику и цепкость пальцев, развивает образность мышления, а это в свою очередь снимает «зажатость»и скованность у детей.

Третий раздел «Сюжетно-образные танцы»

развивает художественно-творческие способности – такие как пластичность и выразительность, инициативу и творческую фантазию. Перевоплощаясь в сказочные и реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты и движения, у детей проявляется творческое начало, уверенность в своих возможностях.

Четвертый раздел «Основы русского народного танца»

знакомит с разнообразием танцевальных движений, развивает технику исполнения,выразительность и артистичность, а сочетание русских народных движений с сюжетами детских сказок, мультфильмов и игр раскрывает природные танцевальные способности у детей.

Пятый раздел «Основы классического танца»

включает в себя тренировочные упражнения классического танца, что формирует хорошую осанку, гибкость и координацию, укрепляются мышцы и связки, становятся подвижными суставы, совершенствуются движения.

Смотрите так же:  Ярославль заволга нотариус

В шестом разделе «Партерная гимнастика»

(с лечебным эффектом) уделяется внимание формированию правильной осанки, укреплению мышечного корсета, профилактике плоскостопия, развитию гибкости.

Применение специальных упражнений дает возможность нормализовать кривизну позвоночного столба, угол наклона таза, положение и форму грудной клетки, добиться симметричного стояния пояса верхних конечностей.

Формы и методы проведения занятий

От форм и методов обучения зависит качество усвоения заданий, овладение навыками танцевального искусства и общее развитие ребенка. В детском саду состав детей неоднороден, с разными природными данными, поэтому подход к детям должен быть дифференцированным. Для этого целесообразно использовать такие методы и приемы работы:

— выразительный показ движений

— синхронное и зеркальное восприятие

— речь, опережающая и подтверждающая действия

— правильная ориентация движений на площадке и перевод из одного пространства в другое

— обращение к индивидуальности ребенка

Для эффективности обучения необходимы следующие условия:1. Наличие специально оборудованного зала (зеркала, станок)

2. Обеспеченность занятий музыкальным сопровождением (фортепиано, баян, аккордеон, магнитофон, аудио-кассеты и диски с соответствующим музыкальным материалом)

3. Наличие необходимого инвентаря (мячи, скакалки, обручи, ленты, кубики, платочки, бубны и другое)

h3]Содержание учебно-методического пособия[/h3]

Средние группы (3-4 года)

Овладение элементарными навыками координации движений. Знакомство с некоторыми элементами музыкальной грамоты. Исполнение хлопками ритмических рисунков. Развитие образного мышления и ориентации в пространстве.

1. Элементы музыкальной грамоты

— характера музыки (веселый, грустный)

— темпа (быстрый, медленный)

2. Комплексы упражнений включающие в работу основные группы мышц

а) мышцы верхнего плечевого пояса

б) брюшного пресса

— наклоны и повороты головы

— работа плеч (вверх, вниз)

— наклоны корпуса (вперед, в стороны)

— прыжки (на двух ногах, на месте, в повороте)

3. Упражнения на развитие ориентации в пространстве

— построение в круг

— построение в пары

— движение по кругу

4. Упражнения на развитие художественно-творческих способностей

Галина Безуглая: Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа. Учебное пособие

Аннотация к книге «Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа. Учебное пособие»

Учебное пособие Безуглой Г. А., канд. искусствоведения, зав. кафедрой концертмейстерского мастерства и музыкального образования Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Хореографическое искусство» (бакалавр, магистр). Пособие содержит лекционный материал дисциплин «Анализ танцевальной и балетной музыки», «Музыкальное сопровождение урока танца», а также теоретико-аналитическую составляющую практических занятий. Целью учебных дисциплин является ознакомление с основами анализа музыкальных произведений танцевальных жанров, углубление и систематизация музыкально-теоретических познаний будущих педагогов-хореографов, приобретение навыков практической работы с музыкой.
Учебное пособие также представляет профессиональный интерес для широкого круга лиц, интересующихся вопросами синтеза искусств, музыкально-хореографического взаимодействия.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Методическое пособие по ритмике и хореографии

Уроки ритмики и хореографии.

После окончания Казанской государственной академии культуры и искусств в 1997 году начала работать в гимназии №1 имени Мусы Джалиля города Нижнекамска. В начале своего творческого пути я использовала знания, полученные в академии культуры, а также всевозможные программы («Ритмика и бальные танцы», автор Машкова Е.И.) и методические пособия («Новые бальные танцы», составитель Степанова Л.Г., «О танцах в шутку и всерьез», составитель Школьников Л.С.). Но специфика работы гимназии подтолкнула меня на создание своего методического пособия по ритмике и хореографии. В чем же особенности работы гимназии?

1. Обучение хореографии ведётся в течение всех одиннадцати лет. Первые четыре года – подготовительные классы, где уроки ритмики и хореографии идут в обязательном порядке со всеми детьми. Наряду с этим учащиеся посещают занятия музыки, ИЗО, театра и тем самым имеют возможность апробировать себя в этих направлениях. Таким образом к пятому классу они уже сознательно выбирают определенный вид деятельности по своим способностям и интересам.

2. На пятом году обучения комплектуется хореографический класс и идёт целенаправленная работа по программам школ искусств. Обучение рассчитано на пять лет, в конце которого выдаётся документ об окончании с присвоением квалификации танцора самодеятельного коллектива. Это всё накладывает на хореографа большую ответственность, так как дети должны прийти в хореографический класс осознанно, поняв, что танец — это не только исполнение лёгких движений, но и тяжёлый труд. Естественно, при таких требованиях работать в подготовительных классах по обычной программе ритмики тяжело, так как учащиеся должны прийти в пятый класс с определёнными знаниями, умениями и навыками в хореографии. Поэтому задача хореографа в подготовительных классах, прививая любовь к хореографии, дать усложнённый материал, приучить их к элементам народных танцев, партерному, классическому экзерсису.

3. В гимназии действуют три хореографического ансамбля, работающие по разным направлениям. Руководитель ансамбля «ведёт» учащихся с первого по одиннадцатый классы, осуществляя в 10-11 классах предпрофильную подготовку. Таким образом с первого класса учащиеся приобщаются к концертной деятельности, участвуя во всевозможных концертах, конкурсах и фестивалях. Это также накладывает на хореографа определённую ответственность.

На первом этапе своей работы по созданию пособия главной задачей было заинтересовать учащихся, интересно и своеобразно выстроить ход урока, ввести учащихся в мир танцевального искусства. На уроке ритмики присутствовало более двадцати человек, и необходимо было привлечь внимание каждого ученика. Детям было неинтересно из урока в урок выполнять па «галоп», «подскок», ученики часто отвлекались, и поэтому я стала включать в элементы танцев образы различных героев. Изучив возрастные особенности детей, поняла, что дети манипулируют образами, стала применять маленькие этюды. На одном уроке я знакомила с образом «зайца», разучивали движения, например: храбрый заяц – приседаем, встаем, показываем ручками длинное ухо; пугливый зайчонок – встаем на полупальцы, опускаемся на стопу или топаем ножками; смешной зайчонок — виляем хвостиком. Или же другие образы: девушки «Апипа», «матроса», «куклы», «пингвина», «петуха», «Незнайки», «Знайки», «Буратино». Так же большое внимание стала уделять игровым танцам: «Ручеёк», «Ку-ка-ре-ку», «Летка-енка», «Кантри», «На полянке».

При подготовке к праздникам нужно было обыграть песни движениями. Урок стал наиболее продуктивен. Дети стали участвовать на различных праздниках: «Посвящение в гимназиста», «Праздник букваря», «Новый год», «8 Марта» и т.д. Проведя в конце года контрольный урок, выявилось, что учащиеся, которые раньше отвлекались, не занимались, с удовольствием справляются с программой. В итоге все дети танцевали. Ликвидировалась проблема отбора талантливых и неталантливых детей. Для меня все дети стали талантливы. Тем временем, размышляя, думая, постепенно я шла к тому пособию, по которому работаю сейчас, убеждаясь в правильности выбранного пути.

Учёными и врачами доказано, что увеличение объёма двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функционального состояния сердечно-сосудистой и нервной системы.

Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма.

В результате регулярных занятий создаётся мышечный корсет, и исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие. Таким образом, решается задача общего укрепления и физического развития школьника.

Уроки ритмики и хореографии прививают учащимся культуру общения между собой, в паре, в танце, с окружающими.

Танец — это движение, но не всякое движение можно назвать танцем. Это движение, подчиненное закону ритма. Музыка и танец взаимосвязаны между собой. Испокон веков татары создавали песни, мелодии, частушки, героические легенды, песенные речитативы, посвящая их различным событиям, людям, эпохе. Их мы называем народным творчеством. К сожалению, песни XVII – XVIII в.в., танцы, фольклор дошли до нас в малом количестве, а более ранние и вовсе не сохранились. В этой области другие народы, населяющие Европу, более счастливы и богаты. Постоянно думая об этом, мне захотелось знакомить учащихся с национальной культурой, традициями, обычаями татар, с фольклором. Стала строить уроки так, чтобы в них присутствовал национальный колорит — это был следующий этап моей работы.

В гимназии проводится много фольклорных праздников («Сомбелэ», «Навруз», «Каз омэсе»), где исполняются танцы, песни, музыка, игра на инструментах, старинные напевы, баиты, мунажаты. Мне хотелось превратить эти праздники в хореографическую картинку. Если в первом классе я уделяла больше внимания образам и игровым танцам, то в последующих классах учащиеся познавали культуру своего народа, и поэтому пошел новый этап — национальные элементы и танцы с обыгрыванием, с сюжетом. С учащимися я учила элементы татарского народного танца: «очпочмак», «борма», «читек курсэту», «чалыштыру» и т.д. Далее я начала знакомство с миром танца и хореографии через национальную культуру. При составлении пособия по ритмике и хореографии учитывала возрастные особенности учащихся. Из класса в класс материал усложнялся от простых движений, построенных на хлопках и притопах, до сложных элементов народных танцев.

Материал по ритмике и хореографии рассчитан на 4 года.

Цели и задачи курса:

приобщение школьников к национальной культуре средствами танцевального искусства;

организация двигательного режима школьников;

развитие физических качеств, умственной активности, координации, памяти, внимания, умения «читать» движения, чувства ритма;

увеличение степени подвижности суставов и укреплении мышечного аппарата, укрепление функционального состояния сердечно-сосудистой и нервной системы;

Смотрите так же:  Расчет пособия по уходу за ребенком инвалидом 4 дня

последовательная разработка всех основных групп суставов и мышц: кисти, предплечья, всей руки, или плеч, корпуса, бедра, колени, стопы. Нагрузка регулируется в зависимости от возраста, степени подготовленности детей и насыщенности урока;

выработка внимания выполнять элементы синхронно, умение слышать музыку, ритм;

выработка способности самостоятельно видоизменять, группировать движения и составлять свой танец, выражая свои чувства, эмоции и понимания музыки;

воспитание чувства ответственности, взаимопонимания и дружбы;

воспитание творчески активной саморазвивающейся всесторонне развитой личности, приспособленной к современным условиям жизни.

В 1 классе идет работа над образами. Урок должен быть содержательным, методически продуманным и не скучным. Каждый опытный преподаватель хореографии хорошо знает, что доброжелательный тон, легкость ведения занятия, улыбка педагога, юмор меняют микроклимат урока, освобождают от скованности и, в конечном счете, повышают восприятие и выразительность исполнителя. Особое значение имеет образная подача хореографического материала. Иногда лишь удачно подобранное сравнение, характеризующее то или иное движение, заменяет часы однообразной тренировки. Не случайно даже строгая классическая хореография имеет в своем лексиконе такие термины, как “батман фондю” – тающий батман; “батман пике” – колющий батман. Великолепно найденные определения! Они могут заменить тирады объяснений. В классической терминологии есть и чисто образные сравнения. Достаточно привести два примера: “па де ша” – кошачье движение, “а антр ша сис” — движения козлика. Образная характеристика и умение входить в образ помогает ученикам добиваться высокого исполнительского мастерства.

В 1 классе большое внимание уделяю игровым танцам «Ручеек», «Ку-ка-ре-ку», «Веселые цыплята», «Летка-енка». Изучение этюдов раскрывает возможности ученика слышать, слушать, исполнять всевозможные танцевальные па, развивая и совершенствуя исполнение, в связи с этим растет интерес и внимание к танцу, танцорам, выступающим по телевидению.

Урок строится из нескольких разделов.

Проводится на каждом уроке. Включает работу головы, плеч, корпуса, поднимание на полупальцы, опускание с полупальцев, хлопки, притопы, работа рук, ног. Проводится под современную музыку или же под аккомпанемент баян, что создает благоприятный фон и повышает интерес к упражнениям.

2. Партерный экзерсис.

Проводится сидя или лежа на полу. Включает в себя работу позвоночника, мышц спины, ног, стопы, разработку подъема. Развивает выворотность, гибкость, координацию движений. Используются всевозможные элементы в сочетании с образами животных и сказочных героев.

3. Разучивание элементов.

Проводится на каждом уроке. Включает в себя разучивание элементов татарского танца через образы татарских юношей и девушек, простейшие элементы русского танца через образы сказок, элементы башкирского танца и польки.

4. Перестроения для танцев:

— «линии», «хоровод», «шахматы», «змейка», «круг» и т.д. через образы животных.

5. Теоретические понятия.

В последующих классах разделы урока не меняются за исключением партерного экзерсиса, который заменяется на классический и народно-характерный экзерсис.

Во 2-3 классах учащиеся знакомятся с азбукой музыкального движения, сочетанием синкопированных и несинкопированных ритмов, ритмическими рисунками в движении (сочетание четвертных и восьмых). Учащиеся знакомятся с новыми терминами: плие (приседание), группой батманов ( batmen tendu , batmen tendu jete , grahd battement ), с позициями рук, ног. Далее идет постановочная работа на материале характерных танцев: татарских («Кызлар биюе», «Дэртле бию»), русских («На полянке», «Сказочная гжель»), башкирских («Молодость»).

Переход начальной школы на 4-х годичное обучение позволило расширить объем программного материала по ритмике и хореографии. На базе знаний, полученных в 1-3 классах, идет изучение более сложных движений классического и характерного танцев. Усложняются комбинированные задания за счет быстрой смены элементов и варьирования музыкально-ритмического рисунка внутри комбинации. Углубляются координационные задачи. Продолжается работа над эмоционально – смысловой выразительностью музыкально-хореографических заданий. Расширяя границы знаний, дети знакомятся с некоторыми танцами народов мира.

Содержание разработанного методического пособия по ритмике и хореографии для 1-4 классов является трамплином для более углублённой работы с детьми в 5-9 хореографических классах.

С 1993 года в гимназии действует система дополнительного образования, которая помогла создать в 2000 году действующий по сегодняшний день хореографический ансамбль «Тамчылар». Он является украшением гимназии. Работа по этой программе позволила выставлять младшую группу ансамбля на региональные, республиканские, всероссийские конкурсы, на которых дети получали дипломы за призовые места. Этот результат дал основание утвердиться в правильности выбранного пути. На данный момент вся гимназия с 1 по 11 класс танцует, активно участвует в городских, республиканских мероприятиях («Играй гармонь», Тысячелетие города Казани, Сабантуй). С раннего возраста наши дети приучаются к сцене, учатся не бояться её.

Коллектив преподавателей хореографии нашей гимназии с успехом использует данную программу на своих уроках. Хореографический ансамбль «Тамчылар» за короткое время стал победителем I , II , III степеней в региональных, республиканских («Ритмы детства», «Ватан», «Созвездие»), всероссийских («Юность») конкурсах и дважды принимал участие в фестивалях в Турции.

Система дополнительного образования является настоящей находкой для школ и гимназий. Она обогащает и расширяет внутренний мир учащихся, помогает в выборе профессий и становится духовно – нравственной опорой в жизни.

формирование устойчивых навыков правильной осанки;

развитие чувства ритма, памяти, внимания;

воспитание аккуратности, дисциплинированности.

Организационное занятие: техника безопасности на уроке ритмики и хореографии.

Музыкальное оформление: марши (спортивные, военные), лирические хороводные и быстрые плясовые мелодии.

— Игровые: «Весёлые цыплята», «Ручеёк», «Ку-ка-ре-ку», «Летка-енка», «Зайчата».

— Танцы: «Татарский», «Русский», «Полька», «Матросский», «Апипа».

Разработка всех основных групп суставов и мышц: головы, шеи, плеч, корпуса, всей руки, колена, стопы.

— тянем носочки к себе и от себя;

— открываем ноги в I позицию, закрываем в VI позицию;

— тянем носочки по I и VI позиции;

— круговые упражнения ступней;

— поднимание ноги от пола с вытянутым носком вперед и в сторону;

— согнуть колени, ноги от колена поднять вверх и вернуть в исходное положение.

— «лягушка» лежа на животе;

— работа рук: на плечо, вверх и вернуть в исходное положение;

— поднять правую ногу, вернуть на место;

— поднять левую ногу, вернуть на место;

— поднять и подержать;

— маленькие и большие броски;

Элементы татарского танца:

— «читек курсэту №1»;

— «читек курсэту №2»;

— «читек курсэту №3»;

— основные ходы и продвижения;

— положение рук, корпуса и головы.

Элементы русского народного танца:

— «бег» — высоко поднимая колени;

— основные ходы и продвижения;

— положение корпуса, рук и головы.

4. Перестроения для танцев:

— положение рук в татарском танце;

— положение рук в русском танце;

Тематический план уроков

Развитие творческих способностей учащихся средствами хореографии через национальную культуру.

1. Поклон — приветствие

2. Проверка знаний, умений и навыков.

3. Татарский народный игровой танец «Ручеек» — фрагмент танца как результат постановочной и индивидуальной работы.

умение танцевать в паре;

четкому исполнению движений;

грамотному исполнению ходов и продвижений в танце «Ручеек».

4. Объяснение нового материала.

Изучение татарского народного танца «Апипа». Апипа — имя девушки. Рассказать о том, что девушка в татарском танце скромна, застенчива и поэтому движения ее плавны. Юноши темпераментны, их движения четкие, отточенные. Выучить положения в паре.

Прежде чем приступить к освоению элементов, повторяем:

основные ходы и продвижения в татарском танце;

«очпочмак» (три угла);

«вак тыпырдау» (мелкая дробь);

Выполняя эти движения, все внимание должно быть направлено на развитие мышечного чувства, сознательного отношения к своим движениям.

5. Практическая работа:

положение рук в танце;

Сначала изучаем без музыки под счет.

прослушивание фонограммы «Апипа»;

отработка новых движений.

6. Подведение итогов:

отметить, что нового узнали на уроке;

отметить тех, кто хорошо справился с заданием.

К концу года учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

позици я рук ( I , III , II );

понятия «ритм» и «темп».

проникать в образ;

ориентироваться в пространстве;

различать вступление и основную мелодию;

двигаться в паре.

координация движений (вправо-влево);

ощущение носка, пятки, головы.

совершенствование умения выполнять упражнения в темпе музыки;

развитие памяти и способности самостоятельно выполнять движения;

воспитание чувства взаимопонимания и дружбы.

Организационное занятие: техника безопасности на уроке ритмики и хореографии, постановочная и репетиционная работа, подготовка к праздничным датам, а также беседы на темы: «Танец в нашей жизни», «Человек и доброта».

Во втором году обучения преподается материал первого года в усложнённом виде с добавлением новых элементов.

Музыкальное оформление: марши, польки, татарские и русские плясовые мелодии.

Этюды и танцы: «Яз килэ», «Без биибез», «Дэртле бию».

— работа головы и шеи;

— оттяжка от станка в сторону, назад;

— подъём на полупальцы, опускание с полупальцев;

Элементы татарского танца:

— «чалыштыру» с притопом;

— «читек курсэту» №1;

— «читек курсэту» №2.

Простые и сложные комбинации:

— «очпочмак»+ «бишек» + «борма» + «укчэбаш»;

— «чалыштыру» + «боковое чалыштыру с притопом»;

— «бишек» одинарный + «бишек» двойной;

— «очпочмак» + «бишек» + «чалыштыру» в повороте;

— «присядка» в повороте по точкам + притоп.

Элементы русского танца:

Простые и сложные комбинации:

— «русский бег» + поворот + прыжок;

— боковое передвижение + шаг в сторону + мах + «пятка».

Аналогично первому году обучения.

— особенности метро ритма;

— чередование сильной и слабой доли такта;

Тематический план уроков.

Сложные комбинации: «очпочмак + бишек + чалыштыру»

Основной ход в паре, положение корпуса рук и головы, отработка элементов.

Работа в паре.отрабатывается ведение в паре.

Соло девочек, .соло мальчиков.

«Вак тыпырдау» (мелкая дробь)

Подготовка к контрольному уроку.

«Ике аяк белэн чалыштыру»( двойное захлестывание)