Меню Закрыть

Налог ру информация для банков

Оглавление:

Предупреждение клиента о блокировке грозит уголовным делом

Начали появляться публичные свидетельства того, что банки в попытке угодить корпоративным клиентам идут на нарушения и «по секрету» предупреждают о возможной блокировке счета налоговиками. Временной лаг между принятием такого решения налоговой инспекцией и реальной блокировкой составляет сутки, что позволяет клиенту оперативно опустошить счет. В Федеральной налоговой службе (ФНС) за руку никого из банкиров пока не поймали, но намерены пресекать подобные действия и передавать заявления о возбуждении уголовных дел против недобросовестных налогоплательщиков и банкиров.

На днях на профильном бухгалтерском сайте klerk.ru появилась информация о том, что банк «Точка» (работает на лицензии банка «Открытие») заранее предупреждает клиентов о вынесенном в отношении них налоговиками решении о блокировке счета. На сайте размещен скриншот из мессенджера: «На сайте налоговой опубликовано решение…Скоро оно придет в «Точку». И мы будем обязаны заблокировать часть денег на счете».

В «Точке», впрочем, причастность к сообщению не признают: «Банк предупреждает клиента о приостановлении операций по счетам в СМС-сообщении в момент, когда совершение операций банком блокируется на основании решения налогового органа».

Минфин просят разрешить спор между налоговиками и иными взыскателями

Кроме того, на сайте nalog.ru всегда доступны сведения о блокировках по счетам любого юридического лица, подчеркивают в «Точке». Это правда, но клиенту самостоятельно в постоянном режиме мониторить сайт ФНС затруднительно. Поэтому банки, в том числе крупные, нередко оказывают своим клиентам услуги по мониторингу и предупреждению, естественно, неофициально и конфиденциально.

«Актуализация информации о блокировках на nalog.ru производится ИФНС в день вынесения решения одновременно с его отправкой в электронном виде в банк, однако решение идет через СМЭВ и поступает к нам с задержкой примерно на сутки,— рассказывают “Ъ” в банке топ-20.— Складывается ситуация, когда решение есть в открытом доступе, но банк его еще не получил и потому исполнять не обязан». По его словам, настроить специальную программу, которая будет в общем реестре решений налоговиков выискивать ИНН клиента банка, несложно, а значит, можно проинформировать его о грядущей блокировке заранее. «Формально банк ничего не нарушает, решения ИФНС он не получал, запрета на разглашение публичной информации нет»,— уверен юрист в банке топ-50.

Впрочем, у налоговиков иное мнение, они намерены пресекать подобную практику. «Налогоплательщик, не исполнивший обязанность по уплате налогов, узнает о неуплаченных им суммах не в момент их взыскания, а сразу после истечения сроков уплаты»,— отметили в пресс-службе ФНС. Если же клиент банка вывел средства со счета после получения требования об уплате налога, то при определенных обстоятельствах (сумма налогов более 5 млн руб.) материалы дела могут быть переданы в следственные органы для возбуждения уголовного дела по ст. 199.2 УК РФ, отметили в ФНС. Данная статья предусматривает лишение свободы на срок до трех лет. «В рамках уголовного дела следственными органами может быть также рассмотрен вопрос о причастности банков к уклонению клиента от уплаты налога»,— отметили в ФНС.

Предпринимателям-неплательщикам откажут в банках как физлицам

Впрочем, пока налоговикам поймать за руку ни один банк не удалось. «В настоящее время ФНС неизвестно о фактах предупреждения кредитными организациями налогоплательщиков—клиентов банка о предполагаемом приостановлении операций по их счетам до фактического поступления решения о приостановлении операций по счетам в банке»,— сообщили в ФНС. Банки очень осторожны при оказании таких услуг. «Чтобы уличить налогоплательщика и сотрудника банка в подобном сговоре, должны быть веские доказательства, например переписка сотрудника банка с представителями клиента, важно, чтобы была очевидна цель оповещения, если же был телефонный разговор или личная встреча, то это сделать почти нереально»,— говорит партнер BMS Law Firm Тимур Хутов.

Однако, если поставить подобное информирование на поток, риски разоблачения существенно возрастают. «Если оповещение идет в автоматическом режиме, информация останется в компьютерах, и при возбуждении уголовного дела по решению суда сотрудники правоохранительных органов могут провести обыски в банке и выявить копии направляемых сообщений,— отмечает специалист по информационной безопасности крупного банка.— Теоретически банк может удалить эту информацию, но не думаю, что кто-то решится на такое, зная, что копия сообщения есть у второй стороны — клиента».

Недобросовестной практикой предупреждения клиентов о грядущей блокировке счетов налоговиками озабочены не только в ФНС, но и в банковских ассоциациях. «С этической точки зрения любые действия, направленные на обход законодательства, некорректны, даже если оно несовершенно,— отметил вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков.— И поощрять такие действия мы не должны, а вот закрывать дыры, совершенствуя правовое поле, необходимо. Думаю, мы учтем подобную практику при разработке кодекса этики ассоциации».

Блокировка счета — проверить на сайте ИФНС

Блокировка счета — проверить на сайте ИФНС ее наличие или отсутствие у налогоплательщика несложно. Рассмотрим, как это сделать и какие последствия имеет свободный доступ к этой информации.

Причины для блокировки расчетного счета налоговой инспекцией

В качестве одной из мер воздействия на налогоплательщика или налогового агента (юрлицо или ИП), нарушающего требования налогового законодательства, применяется такая процедура, как блокировка расчетных счетов, представляющая собой запрет на пользование денежными средствами, принадлежащими плательщику налога. Налагается такой запрет налоговым органом, и этот же орган снимает его, когда исчезают основания, послужившие причиной для блокировки.

Правила блокировки изложены в ст. 76 НК РФ, входящей в гл. 11 этого документа, посвященную способам, применяемым для обеспечения уплаты налоговых платежей. Однако неплатежи по налогам являются не единственной причиной для наложения запрета на пользование счетами.

Помимо неуплаченного налога (пеней, штрафа) поводом для замораживания расчетных операций становятся (п. 3 ст. 76 НК РФ):

  • несдача налоговой декларации на протяжении 10 рабочих дней с момента окончания срока, отведенного для ее представления, — блокировка счета в этом случае может быть осуществлена на протяжении 3-летнего периода, отсчитываемого от даты, отвечающей 10-му рабочему дню с даты окончания срока, отведенного для подачи декларации;
  • нереализованная обязанность по обеспечению электронного способа взаимодействия с налоговой службой — ответственность здесь наступает, если налогоплательщик не предпринял никаких действий в течение 10 рабочих дней с даты выявления ИФНС такого нарушения;
  • неотправка в ИФНС электронной квитанции-подтверждения в ответ на поступившую из налогового органа информацию на протяжении 10 рабочих дней с даты завершения срока, установленного для направления такого документа (он составляет 6 рабочих дней).

Кроме того, к блокировке счета приводят:

  • неотправка сводного расчета по НДФЛ (форма 6-НДФЛ) на протяжении 10 рабочих дней с даты окончания срока, отведенного для его подачи (п. 3.2 ст. 76 НК РФ);
  • необходимость обеспечить гарантированное выполнение решений по уплате доначислений, сделанных в ходе проведенной налоговой проверки (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Ответственность в виде замораживания счета может быть применена не только к налогоплательщику (плательщику страховых взносов) или налоговому агенту, но и к неплательщику налогов, если он обязан подавать декларации или отчетность по взносам (подп. 3 п. 11 ст. 76 НК РФ).

У кредитной организации отсутствует возможность не выполнить решение налогового органа о блокировке счета (п. 6 ст. 76 НК РФ). При этом она обязана проинформировать налоговый орган об остатках средств на заблокированных счетах (п. 5 ст. 76 НК РФ).

Варианты блокировки счетов

Запрет на расходные операции может быть наложен на любой из счетов, принадлежащих провинившемуся плательщику налога, в т. ч. на счет, открытый в валюте или в драгметаллах. Исключение из этого правила относится к специальным избирательным счетам и спецсчетам фондов референдумов — их блокировать нельзя (п. 1 ст. 76 НК РФ).

О том, возможна ли блокировка залогового счета, читайте здесь.

Заблокированной на счете может оказаться либо какая-то определенная сумма, либо весь имеющийся на счете остаток вне зависимости от его величины и от ее изменения в периоде блокировки. То есть в первом случае пользование счетом возможно, но на нем постоянно должна присутствовать сумма, равная заблокированной или превышающая ее. Воспользоваться средствами, образующими заблокированную сумму, допустимо только для погашения налоговых платежей или тех, очередность перечисления которых окажется более высокой, чем у налогов (п. 1 ст. 76 НК РФ).

Смотрите так же:  Коллективная жалоба на соседей последствия

Ограничение на определенную сумму принимается налоговым органом с целью взыскания неуплаченных налоговых платежей (налогов, взносов, пеней, штрафов), конкретный размер которых определить несложно. В этой ситуации решению о блокировке должно предшествовать решение о взыскании соответствующего платежа (платежей). Фигурировать в нем будет рублевая сумма, на величину которой при замораживании валютного счета или счета в драгметаллах будет пересчитываться, соответственно, блокируемая сумма валюты (по ее курсу) или драгметаллов (по учетной цене). И курс валюты, и учетная цена драгметаллов определяются по их величине, отвечающей дню начала действия запрета на использование средств (п. 2 ст. 76 НК РФ).

Блокировка счетов инвестиционного товарищества при недостаточности средств на общем счете может привести к ограничению возможности использования счета у управляющего товарища, а если и этого окажется недостаточно, то ответственность будет пропорционально налагаться на обычных товарищей (п. 2.1 ст. 76 НК РФ). В консолидированной группе налогоплательщиков аналогичные меры применяются сначала к ответственному участнику, а затем и к иным (п. 13 ст. 76, п. 11 ст. 46 НК РФ), причем последовательность этого привлечения определяет налоговый орган.

Когда же блокировка осуществляется из-за нарушений, оцениваемых не в денежном выражении (несдача отчетности, необеспечение электронной связи с ИФНС или нарушение процедуры подтверждения факта получения информации от налогового органа), счет нельзя будет использовать ни для каких расходных операций. Для консолидированной группы налогоплательщиков, не сдавшей декларацию по прибыли, ответственность в виде блокировки счета может возникнуть одновременно для всех участников (п. 13 ст. 76 НК РФ).

О том, в каких ситуациях замораживание счета окажется незаконным, читайте здесь.

Как сведения о замораживании счета доводят до налогоплательщика

НК РФ (п. 4 ст. 76) предписывает налоговому органу информировать налогоплательщика о замораживании счета не позднее первого рабочего дня, наступающего за днем принятия такого решения. Делается это путем направления ему копии документа, отражающего принятие решения о блокировке, способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения.

При этом сроки направления решения о приостановлении операций по счету в банк в НК РФ не указаны. Регламентированы только (ст. 76):

  • способ отправки этого документа — электронный (п. 4);
  • момент осуществления самой блокировки — он совпадает с моментом получения банком решения налогового органа (п. 7).

Очевидно, что налоговый орган не заинтересован в задержке отправки решения о блокировке на исполнение, и оно направляется в банк сразу после принятия. В то же время на уведомление о применении этой процедуры налогоплательщика отводится дополнительный день. Поэтому чаще всего о замораживании счета он узнает от банка, получившего информацию раньше.

Вместе с тем существует способ, дающий возможность самостоятельно проверить наличие блокировки счета налоговой инспекцией и узнать о ней как минимум одновременно с банком.

Чем еще чревата блокировка, и как узнать о ней онлайн

Что же это за способ? Дело в том, что проверить блокировку счета можно на сайте налоговой службы, создавшей специальный сервис для оперативного отслеживания состояния документооборота между налоговыми органами и кредитными учреждениями.

Этот сервис позволяет видеть на сайте налоговой не только сведения о блокировке счета. Также здесь отражается информация об иных документах, направляемых в банк и из банка. Поэтому опция проверки блокировки счета на сайте ИФНС является одной из нескольких. Однако играет она важнейшую роль, позволяя кредитному учреждению в режиме онлайн проверять наличие блокировки расчетного счета налоговой инспекцией у своего потенциального клиента в других банках. И именно с целью предоставления этой информации, необходимой для выполнения требования НК РФ (п. 12 ст. 76), запрещающего открытие нового счета клиенту, имеющему заблокированные счета, была создана опция, дающая возможность быстро и бесплатно получить данные о наличии (отсутствии) решения о блокировке из первоисточника.

Сведения о приостановлении операций по счету попадают на сайт сразу после принятия ИФНС решения о блокировке. Доступ к ним свободный. Поэтому проверить сведения о блокировке счета на сайте налоговой службы может любое лицо: как сам налогоплательщик, знающий о своих проступках и ожидающий соответствующих санкций, так и его контрагент, намеревающийся осуществить перевод средств на указанный в договоре счет.

Данные этого сервиса могут быть также интересны потенциальным клиентам, рассматривающим проект предлагаемого к заключению договора, поскольку наличие блокировки счета у будущего контрагента чаще всего свидетельствует об имеющихся у него проблемах с денежными средствами.

Процедура проверки блокировки счетов на сайте ИФНС

Что представляет собой процедура проверки блокировки счета на сайте налоговой службы? Она крайне проста и укладывается всего в несколько шагов:

  1. Из предлагаемых типов запросов нужно отметить запрос по решениям о приостановлении.
  2. Указать в предназначенном для этого поле ИНН лица, по которому нужны сведения.
  3. В поле, отведенное для отражения БИК, ввести БИК какого-либо банка.
  4. Ввести в еще одно поле цифровой шифр, служащий защитой от спама.

После непродолжительной обработки сервис выдаст ответ на запрос, в котором будет либо указано на отсутствие действующих решений о приостановлении операций по счетам, либо появится таблица, содержащая данные о номерах и датах вынесенных решений о блокировке, коде налогового органа, принявшего решение, БИК банка, в который оно направлено, и информацию о дате и времени размещения сведений о блокировке на сервисе. Сформированные данные можно распечатать.

Блокировка расчетного счета представляет собой одну из мер воздействия на плательщиков налогов, допускающих нарушения требований НК РФ. Основным поводом для ее применения служат неплатежи по налогам. Однако есть и иные причины, в силу которых счет может оказаться замороженным. Из-за неплатежей по налогам счета блокируют на сумму имеющегося долга. При этом возможность пользования счетом сохраняется, но имеет условием наличие неснижаемого остатка на нем. В иных ситуациях счет замораживается полностью.

Наличие блокировки хотя бы по одному из имеющихся у налогоплательщика счетов влечет за собой запрет на открытие новых. С целью оперативного предоставления банкам такой информации ФНС создан специальный сервис, позволяющий узнать о блокировке счета на сайте налоговой службы. Доступ к сервису свободный и бесплатный, что позволяет воспользоваться им любому заинтересованному лицу. Сама процедура проверки счета на блокировку в налоговой предполагает знание ИНН проверяемого лица и технической сложности не представляет.

Письмо Федеральной налоговой службы от 7 сентября 2016 г. № ЗН-3-1/[email protected] “О рассмотрении обращения”

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение и сообщает следующее.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

Согласно пунктам 1, 7, 7.1 статьи 83 Кодекса физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом. Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в пунктах 1 — 6 и 8 статьи 85 Кодекса, либо на основании заявления физического лица. Физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту пребывания физического лица, вправе обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговых органах.

Статьей 11 Кодекса установлено, что местом жительства физического лица является адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей налогообложения место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В этой связи при определении налогового органа для представления Деклараций физическими лицами — российскими и иностранными гражданами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, получившими доходы от источников в Российской Федерации, подлежащие декларированию в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса, необходимо исходить из следующего.

При получении доходов от продажи на территории Российской Федерации недвижимого имущества или транспортных средств, в случае отсутствия на момент представления Декларации на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания), Декларация представляется в налоговый орган, в котором лицо состоит либо состояло на учете соответственно по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества или транспортных средств.

В случае продажи недвижимого имущества (транспортных средств), место нахождения которых принадлежит территориям, обслуживаемым различными налоговыми органами Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства представляют Декларацию, исходя из совокупности полученных доходов, в любой налоговый орган, в котором они состоят либо состояли на учете по месту нахождения принадлежавшего им недвижимого имущества (транспортных средств), по своему выбору.

Смотрите так же:  Нотариус киров конева 7

Федеральная налоговая служба обращает внимание на то, что в вышеуказанных ситуациях основания для отказа в приеме представленной налогоплательщиком Декларации у налогового органа отсутствуют.

По вопросу уплаты налоговых платежей по указанным декларациям ФНС России сообщает следующее.

В соответствии с положениями статьи 31 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», регулирующего порядок осуществления банковских операций в Российской Федерации, кредитные организации осуществляют международные расчеты в порядке, установленном федеральными законами и правилами, принятыми в международной банковской практике, при наличии соответствующей лицензии Банка России на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и на основании и на основании договоров корреспондентского счета устанавливают корреспондентские отношения с зарубежными банками.

При этом перечисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации плательщиками, находящимися на территории иностранного государства, может быть произведено через корреспондентский счет уполномоченного банка, имеющего корреспондентские отношения с банком, на территории иностранного государства, в соответствии с договорными отношениями и при наличии реквизитов получателя средств и банка получателя.

Информацию об уполномоченных банках можно найти на сайте Центрального банка Российской Федерации (www.cbr.ru) в разделе «Информация по кредитным организациям» в закладке «Расширенный поиск», выбрав статус — «уполномоченный банк».

Учитывая изложенное, перечисление денежных средств в счет уплаты налоговых платежей осуществляется иностранными банками путем представления соответствующего поручения (SWIFT) на перечисление налоговых платежей в зарубежный банк, имеющий корреспондентские отношения с российским банком.

В поручении (SWIFT) должны указываться все реквизиты, необходимые для перечисления налогового платежа в российский банк.

При этом текст поручения может быть набран латинскими буквами с использованием транслитерации, например: Получатель: UFK ро МО (IFNS Rossii ро gorodu Domodedovo МО) INN — 5009018570, КРР — 500901001.

Узнать адрес и реквизиты инспекции по месту учета недвижимого имущества возможно на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru посредством электронного сервиса «Адреса и платежные реквизиты вашей инспекции» (https://service.nalog.ru/addrno.do).

Российский банк на основании информации содержащейся в поручении (SWIFT) формирует расчетные документы в соответствии с Правилами указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утверждены приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации».

При этом, в целях идентификации плательщика, получателя денежных средств, а также платежа в платежном поручении на перечисление налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации в обязательном порядке должны содержаться следующие реквизиты: ИНН, КПП налогового органа — получателя платежа (по месту учета налогоплательщика); реквизиты счета органа Федерального казначейства по соответствующему субъекту Российской Федерации; показатель кода бюджетной классификации (КБК); значение кода ОКТМО.

Обзор документа

При определении налогового органа для предоставления деклараций физлицами, не являющимися налоговыми резидентами России, получившими доходы от источников в нашей стране, необходимо руководствоваться следующим.

При продаже недвижимости или транспортного средства (при отсутствии на момент подачи декларации на территории России места жительства или пребывания) декларация предоставляется в инспекцию, в которой лицо состоит либо состояло на учете соответственно по месту нахождения имущества или транспортного средства.

Если объекты находятся на территориях, обслуживаемых различными налоговыми органами, то иностранцы и апатриды подают декларации исходя из совокупности полученных доходов в любую инспекцию по своему выбору.

Перечисление денежных средств в бюджетную систему плательщиками, находящимися на территории иностранного государства, может быть произведено через корреспондентский счет уполномоченного банка, имеющего корреспондентские отношения с банком, на территории иностранного государства, в соответствии с договорными отношениями и при наличии реквизитов получателя средств и банка получателя.

Информацию об уполномоченных банках можно найти на сайте ЦБ РФ.

Таким образом, денежные средства в счет налоговых платежей перечисляются иностранными банками путем представления соответствующего поручения (SWIFT) в зарубежный банк, имеющий корреспондентские отношения с российским банком.

Узнать адрес и реквизиты инспекции по месту учета недвижимого имущества можно на сайте ФНС России www.nalog.ru посредством электронного сервиса «Адреса и платежные реквизиты вашей инспекции» (https://service.nalog.ru/addrno.do).

Российский банк на основании информации, содержащейся в поручении (SWIFT), формирует расчетные документы.

В целях идентификации плательщика, получателя и платежа в поручении должны содержаться следующие реквизиты: ИНН, КПП налогового органа — получателя платежа (по месту учета налогоплательщика); реквизиты счета органа Федерального казначейства по соответствующему региону; показатель КБК; ОКТМО.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Проверка контрагента на блокировку счета

Проверка контрагента на блокировку счета, осуществленную налоговым органом, — вещь вполне реальная и не требующая особых усилий. Рассмотрим, когда это может оказаться полезным и как осуществить такую проверку.

Кто и на основании чего вправе заблокировать счет

Расчетный счет блокирует тот банк (или другая структура, выполняющая операции с денежными средствами), в котором этот счет открыт. Однако решение о блокировке банк принимает не самостоятельно. Генерированием информации об основаниях, приводящих к замораживанию счета, занимаются две инстанции:

  • налоговая служба, применяющая блокировку в качестве одной из мер наказания лица, подчиняющегося правилам НК РФ и нарушившего некоторые из них;
  • Росфинмониторинг, действующий согласно закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

Первой из этих инстанций достаточно вынести решение о блокировке счета в отношении налогоплательщика, налогового агента или неплательщика, не исполнившего обязательные для него требования НК РФ, и направить это решение в банк. В этом случае наказать можно юрлицо, ИП, адвоката или нотариуса. Счет может быть заморожен любой (рублевый, валютный, в драгметаллах). Исключение делается для специальных избирательных счетов и счетов, имеющих отношение к фондам референдумов.

О том, может ли быть заблокирован залоговый счет, читайте здесь.

Основной причиной для блокировки счета налоговой службой являются налоговые неплатежи (п. 1 ст. 76 НК РФ). Но могут иметь место и такие поводы, как (пп. 3, 3.2 ст. 76, п. 10 ст. 101 НК РФ):

  • несдача обязательной отчетности (декларации или сводного ежеквартального отчета по НДФЛ) по прошествии установленного для ее представления контрольного срока (10 рабочих дней);
  • несоблюдение правил электронного взаимодействия с налоговым органом (необеспечение обязательной для применения связи посредством ТКС, неотправление подтверждения о поступлении электронной информации из ИФНС в течение отведенного для этого контрольного срока, составляющего 16 рабочих дней);
  • обеспечение поступления средств, доначисленных налоговой службой к уплате в результате проведенных контрольных мероприятий.

Закон № 115-ФЗ содержит только два основания для блокировки счета (ст. 3):

  • Владелец счета включен в опубликованный на сайте Росфинмониторинга официальный перечень лиц, подозреваемых в ведении преступной деятельности.
  • Владелец счета не упомянут в списке, опубликованном на сайте Росфинмониторинга, но этот же источник информации приводит решение о блокировке, принятое либо самим Росфинмониторингом, либо уполномоченным им органом (Межведомственной комиссией).

Причем применяются эти основания к любым лицам, имеющим счет (юридическим, физическим, в т. ч. иностранным и не имеющим гражданства).

Сам банк тоже может выявить моменты, заставляющие отнестись к клиенту с подозрением и применить к нему положения закона № 115-ФЗ. Но у него в этом случае не возникает права самостоятельной блокировки счета. Есть возможность лишь приостановить на срок до 5 рабочих дней (п. 10 ст. 7, п. 8 ст. 7.5 закона № 115-ФЗ) выполнение вызвавшей сомнение операции, сообщив о ней в Росфинмониторинг, который примет (или не примет) решение о временной (на срок до 30 суток — ст. 8 закона № 115-ФЗ) блокировке счета. После выяснения всех обстоятельств эта процедура может завершиться включением клиента в список лиц, подозреваемых в ведении преступной деятельности.

Последствия блокировки счета

Замораживание счета по решению налоговой службы имеет два варианта ограничения:

  • распространяется только на определенную сумму средств (т. е. частичная блокировка);
  • полное прекращение операций по счету.

Первая ситуация характерна для блокировки, вызванной налоговыми неплатежами. При ней использование счета допустимо, но с сохранением на нем определенного остатка средств. Допускается использование этого остатка для осуществления платежей с очередностью, соответствующей налоговым перечислениям, или с более высокой (п. 1 ст. 76 НК РФ).

Однако каким бы ни был вариант ограничения на использование счета, наличие блокировки по решению ИФНС влечет за собой невозможность открытия счета где-либо еще (п. 12 ст. 76 НК РФ).

Блокировка по закону № 115-ФЗ всегда приводит к полному запрету на проведение операций по счетам и также не допускает возможности открыть новый расчетный счет (п. 5.2 ст. 7 закона № 115-ФЗ).

Вне зависимости от того, по какому из документов (НК РФ или закону № 115-ФЗ) осуществляется замораживание счета, процесс этот проходит весьма оперативно:

  • Налоговый орган извещает банк о принятом решении электронным способом (п. 4 ст. 76 НК РФ), и банк обязан в день его получения предпринять необходимые действия (п. 7 ст. 76 НК РФ). До виновника таких действий информацию доводят в течение рабочего дня, наступающего за днем принятия решения (п. 4 ст. 76 НК РФ).
  • Информацию об основаниях для блокировки по закону № 115-ФЗ банк отслеживает самостоятельно. Но отреагировать он также должен в течение одного рабочего дня (подп. 6 п. 1 ст. 7, п. 5 ст. 7.5 закона № 115-ФЗ). Информирование клиента в этом случае не предполагается.
Смотрите так же:  Спор хозяйствующих субъектов суд

Таким образом, лицо, расчетный счет которого оказался заблокированным, последним узнает о наличии блокировки.

О том, когда блокировку счета следует расценивать как незаконную, читайте здесь.

Когда лучше проверить наличие блокировки

Несмотря на сказанное выше, возможность самостоятельно отследить факт блокировки по налоговым основаниям, а также осуществить проверку контрагента на блокировку расчетного счета есть. В последнем случае в зависимости от того, кого проверяют, применимыми окажутся такие варианты:

  • Проверить контрагента на блокировку счета налоговой службой сможет любое лицо, имеющее с ним дело. На доступ к этим данным никаких ограничений нет.
  • Информацию, размещенную в отношении контрагента на сайте Росфинмониторинга, может увидеть только банк (или иное лицо, проводящее операции с денежными средствами). Для иных лиц эта информация недоступна.

То есть лица, осуществляющие операции с денежными средствами, смогут воспользоваться обоими способами проверки. В то время как все иные лица могут проверить своего контрагента только лишь на блокировку по налоговым основаниям.

Когда лучше выполнять проверку? Лицам, проводящим операции с денежными средствами, это приходится делать ежедневно, т. к. они обязаны оперативно реагировать на все виды оснований для блокировки: как содержащиеся в законе № 115-ФЗ, так и предусмотренные НК РФ.

Иным контрагентам факт наличия блокировки у партнера может быть интересен в двух аспектах:

  • когда контрагент намерен перевести партнеру деньги и опасается, что получатель не сможет ими воспользоваться;
  • когда он только планирует вступить в отношения и хочет проверить потенциального партнера на присутствие у него проблем подобного рода.

Соответственно, в первом случае наличие блокировки проверяется непосредственно перед переводом денежных средств, а во втором — на стадии проверки потенциального контрагента.

Как можно узнать, заблокирован ли счет

Заблокирован ли счет у контрагента — как узнать? Для этого надо воспользоваться одним из сайтов:

  • ФНС, на котором существует специальный сервис (https://service.nalog.ru/bi.do), предназначенный для отражения информации о документах, направляемых в банк и поступающих из банка в налоговые органы;
  • Росфинмониторинга, где банк (или иное лицо, осуществляющее операции с денежными средствами) открывает личный кабинет, дающий ему возможность знакомиться с данными сайта.

Сервис, созданный на сайте ФНС, изначально предназначался для оперативного и достоверного информирования банков о наличии блокировки счетов клиентов, имеющихся в иных подобных структурах. Однако он допускает использование его любым заинтересованным в подобной информации лицом, не требуя ни особой подготовки, ни специальных знаний для этого.

Процедура проверки на блокировку по ИНН

Заблокирован ли счет у контрагента — как проверить? Какие данные нужны для этого? Сложного здесь ничего нет. Проверить контрагента на блокировку счета можно по ИНН, т. е. по показателю, имеющемуся в общем доступе.

Сама процедура проверки очень проста. На открывшейся на сайте странице необходимо выбрать тип запроса, отвечающий информации по решениям о приостановлении, а затем ввести в имеющиеся поля ИНН контрагента и БИК любого из существующих банков.

После ввода специального кода, обеспечивающего защиту от спама, на сервисе сформируется ответ на запрос, в котором либо будет присутствовать сообщение об отсутствии блокировок, либо отразится таблица с информацией обо всех принятых решениях о блокировке и о том, в какие банки они направлены.

Итоги

Блокировка счета может осуществляться на основании НК РФ и закона № 115-ФЗ. Информация об этом доступна, соответственно, на сайтах ФНС и Росфинмониторинга. На первом из них она находится в общем доступе, на втором знакомиться с ней вправе только структуры, проводящие операции с денежными средствами. Заблокирован ли у контрагента счет — как узнать на сайте ФНС? Для этого достаточно знать ИНН контрагента.

В работе «Личного кабинета налогоплательщика» ФНС отмечаются сбои

Ряд пользователей «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц» (ЛК ФЛ) несколько дней жалуются в Интернете на невозможность войти и провести операции в данном сервисе.

В службе технической поддержки сервисов ФНС России (АО «ГНИВЦ») на запрос журналиста Банки.ру как пользователя «Личного кабинета» ответили, что на текущий момент, действительно, наблюдаются проблемы в функционировании нового ЛК ФЛ.

«Проводятся технические работы. Проблемы решаются, — говорится в сообщении техподдержки. — Разработчики прилагают все усилия для скорейшего решения проблем. Предоставить конкретные сроки возобновления функционирования мы не можем. Приносим свои извинения за доставленные неудобства. Спасибо за понимание!»

Альфа-Банк: интеграция с порталом ФНС России — nalog.ru

С 1 июля 2014 года клиенты Альфа-Банка — пользователи Интернет-банка «Альфа-Клик» могут осуществлять безналичную оплату с помощью сервиса «Выставления счета» налоговых платежей в бюджет Российской Федерации в режиме онлайн.

Оплатить налог в Интернет-банке «Альфа-Клик» очень просто и удобно. Для этого на официальном сайте ФНС России клиенту банка нужно перейти на один из сервисов, которые позволяют сформировать платежный документ и осуществить оплату в режиме онлайн через «Альфа-Клик».

Альфа-Банк основан в 1990 году. Альфа-Банк является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, лизинг, факторинг и торговое финансирование.

По итогам 2014 финансового года согласно данным финансовой отчетности (МСФО) совокупные активы Банковской группы «Альфа-Банк» , куда входят АО «Альфа-Банк» и дочерние финансовые компании, составили 43,6 млрд долларов США, совокупный кредитный портфель — 28,1 млрд долларов США, совокупный капитал — 4,3 млрд долларов США. Чистая прибыль за полугодие 2014 года составила 33 млн долларов США.

По состоянию на 31 декабря 2014 года в Альфа-Банке обслуживается около 162,2 тыс. корпоративных клиентов и 11,4 млн физических лиц. В Москве, регионах России и за рубежом открыто 804 отделений и филиалов, в том числе дочерний банк в Нидерландах и финансовые дочерние компании в США, Великобритании и на Кипре.

Горячая линия Налоговой службы России

Телефон горячей линии

В настоящее время в Налоговую инспекцию обращаются многие граждане. Иногда случается, что нет возможности отправиться в учреждение, но можно с любого телефона позвонить в службу. Что делать, когда сотрудника, компетентного в разрешении какой-то конкретной проблемы, нет на месте? Для поддержки граждан по всем вопросам, связанным с налогами, создана горячая линия. Телефоны для связи следующие:

  • горячая линия бесплатная – 8(800)222-2222 (бесплатный номер);
  • для звонков с других стран — +7(495)276-22-22;
  • контакт налоговой инспекции 8(495)913-00-70.

Теперь позвонить в налоговую РФ можно из любого уголка страны.

Личный кабинет Налоговой службы России

Чтобы получить информацию по сумме к оплате, задолженности, для этого стоит воспользоваться личным кабинетом в интернете, предоставляющим возможность создавать необходимые квитанции. Также в собственном аккаунте каждый налогоплательщик может для налоговой проводить различные финансовые операции. Имеется возможность формировать запросы в службу, затрачивая на это минимум времени. Если возникли сложности при работе в личном кабинете, в таком случае следует связаться со специалистами службы поддержки.

Что можно выяснить по телефону?

Операторы горячей линии максимально оперативно и доступно ответят на различные интересующие вопросы по:

  1. досудебному решению налоговых споров;
  2. банкротству и задолженности;
  3. трансфертному ценообразованию;
  4. налогообложению в Крыму и Севастополе;
  5. законодательным актам;
  6. бухгалтерской/налоговой отчетности и проч.

Специалисты расскажут, какие документы нужно предоставить для проведения процедуры оформления специальной регистрационной карты, ответят на вопросы относительно работы в личном кабинете (https://lkfl.nalog.ru/lk/).

Если утерян пароль или логин от личного кабинета, тогда к нему налогоплательщик теряет доступ. В таком случае нужно отправить обращение в налоговую. Сотрудники дадут пользователю информацию, а также расскажут во всех подробностях, каким образом можно восстановить утерянный доступ к ЛК и продиктуют, какие документы нужны для этого.

Частые вопросы сотрудникам горячей линии касаются именно ЛК налоговой службы. Так, люди путают адреса для авторизации юридических/физических лиц, методы аутентификации, а также отображения, заполнения разделов.

В каком случае поддержка не сможет помочь?

Специалисты службы поддержки оказывают исключительно информационную деятельность, отвечая на различные вопросы налогоплательщиков. Сотрудники горячей линии ничего не решают. Если какие-то проблемы требуют незамедлительного решения, следует как можно быстрее обратиться в ближайшее отделение налоговой службы.

Другие способы связи

[email protected] — электронная почта, на которую можно отправить сообщение с вопросом и получить на него ответ от компетентных специалистов. Также обратиться за помощью можно на страничке https://www.nalog.ru/rn16/service/obr_fts/, где имеются формы для лиц:

  • юридических;
  • физических;
  • индивидуальных предпринимателей и др.

На официальном сайте налоговой инспекции можно записаться на прием, используя для этого специальную online-форму. Для пользователей соцсетей доступны сообщества в:

Компетентность операторов и время ответа

Каждый оператор горячей линии налоговой является компетентным специалистом, который поможет найти оптимальные варианты решения всех вопросов независимо от их сложности. Время ожидания ответа сотрудника службы при звонке по многоканальному телефону всегда разное. В любом случае каждый человек, который позвонил на горячую линию, может не сомневаться, что в кратчайшие сроки получит ответ от квалифицированного специалиста и поймет, как решить собственную проблему.