Меню Закрыть

Федеральный закон опережающего развития

Оглавление:

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ
«О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 5, 29, 31 декабря 2017 г., 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 23 декабря 2014 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года

Президент Российской Федерации

29 декабря 2014 г.

Принят Закон о территориях опережающего социально-экономического развития в России.

Такой территорией признается часть территории региона, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. Она будет создаваться на 70 лет с возможностью продления данного срока.

Особый режим предусматривает льготные ставки платы за пользование недвижимостью управляющей компании территории, приоритетное подключение к объектам инфраструктуры, применение процедуры свободной таможенной зоны, освобождение от налогов на имущество организаций и земельного налога и др.

Резидентами территории могут быть ИП, юрлицо, являющиеся коммерческими организациями (кроме унитарных предприятий), заключившие соглашение об осуществлении деятельности на территории и включенные в реестр резидентов.

Организации, имеющие статус участника регионального инвестиционного проекта, резидентами быть не могут.

Резиденты не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории.

Закон вступает в силу по истечении 90 дней после официального опубликования.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2014 г., в «Российской газете» от 31 декабря 2014 г. N 299, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 января 2015 г. N 1 (часть I) ст. 26

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 486-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 371-ФЗ

Изменения вступают в силу с 16 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Закон о ТОР — скрытая экспансия на наш Дальний Восток?

Очевидно, что многим российским регионам жизненно необходима комплексная программа экономического развития, но насколько этой цели служит закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». И не превратятся ли благодаря этому закону выбранные территории в своеобразные анклавы для использования иностранцами в ущерб коренному населению?

Незадолго до Нового года, 29 декабря, Путин подписал закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», ранее принятый Госдумой 23 декабря и одобренный Советом Федерации спустя два дня. Законом определяется правовой режим территорий опережающего развития (ТОР), меры господдержки и порядок осуществления деятельности на этих территориях. По решению правительства РФ, ТОР создаются сроком на 70 лет, который может быть в случае необходимости продлен.

В п.3 ст.2 ФЗ устанавливается, что «территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения».

На первых этапах реализация закона в основном направлена на развитие Дальнего Востока. Дело в том, что в течение трех лет со дня вступления закона в силу ТОР могут создаваться только на территориях регионов, входящих в Дальневосточный федеральный округ, а также моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением, включенных в перечень, утверждаемый правительством РФ.

Звучит это вполне себе логично и можно рассуждать о полезности подобного нововведения, если бы не несколько «но».

Логично напрашивается вопрос о том, кто же будет создавать в регионе те самые привлекательные условия. Давайте обратим внимание на статью 18, которая носит название «Особенности трудовой деятельности у резидентов территорий опережающего социально-экономического развития». Моменты, на которые следует обратить более пристальное внимание, я выделил. Итак, пункт первый гласит: «Резиденты территории опережающего социально-экономического развития, осуществляющие функции работодателя, привлекают и используют ИНОСТРАННЫХ граждан для осуществления трудовой деятельности на территории опережающего социально-экономического развития в порядке и на условиях, которые предусмотрены для соответствующих категорий иностранных граждан Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», при этом: 1) получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников НЕ ТРЕБУЕТСЯ; и

2) приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также разрешения на работу иностранным гражданам на территории опережающего социально-экономического развития ВЫДАЮТСЯ БЕЗ УЧЕТА КВОТ НА ИХ ВЫДАЧУ, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». (см. комментарий от редакции)

Фактически, работодатель может привлечь сколько угодно иностранной рабочей силы, а, если мы говорим о Дальнем Востоке, то очевидно, что этой рабочей силой станут китайцы, почасовая заработная плата которых ниже среднероссийской ставки. Вот и депутат Справедливой России, член Комитета ГД по проблемам Севера и Дальнего Востока Федот Тумусов опасается подобного сценария: «А не превратятся ли территории опережающего развития в некие взрывоопасные этнические анклавы? Понятно, что это будет рабочая сила из-за границы, а продукция, вырабатываемая там, будет ориентирована только на экспорт. А как же внутренний рынок?». И что-то мне подсказывает, что житель Якутска не понаслышке знает об уже существующей проблеме китайских трудовых мигрантов на ДВ. Кстати, ко второму чтению Минвостокразвития прописало, что граждане России будут иметь преимущество при устройстве на работу в этих зонах развития. Чтобы привлечь иностранные кадры, резиденты ТОРов должны составить обоснование и направить его в правительство России. Но, будучи реалистами, все ведь мы знаем, что даже в Европе при необходимости подобные обоснования прекрасно составляются таким образом, что претендовать на ту или иную должность может только конкретно выбранный человек, а в нашем случае китаец может быть в силу финансовых запросов более предпочтительным для работодателя.

Смотрите так же:  Бабушке нужна доверенность

При этом, закон допускает принудительное изъятие земельных участков, о чем говорится в 27 статье: «В целях создания и развития объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, при этом решение об изъятии земельных участков на территории опережающего социально-экономического развития может быть принято по ходатайству управляющей компании».

Фактически получается, что «счастливчикам» из ДВ упразднили право собственности. По этому закону у российского собственника могут изъять землю и имущество и передать их в аренду для «создания и развития» объектов инфраструктуры. А проживать на этой территории будут иностранцы, ввозимые в страну для работы. Дело ведь в том, что и сейчас на территории ДВ и России в целом, проживает огромное количество нелегальных трудовых мигрантов, и если бы законом гарантировались права и статус уже проживающих, то это одно дело, но нынешняя формулировка может послужить еще одним магнитом для притяжение как легальной, так и нелегальной рабочей силы.(см. комментарий от редакции).

И еще один момент. Для управления ТОР создается управляющая компания в форме ОАО со 100%-но государственным капиталом. Компетенция этой компании предусмотрена максимально широкая: застройщик территории, обеспечение функционирования инфраструктуры, оказание услуг, необходимых для деятельности резидентов, в том числе бухгалтерских, юридических, таможенных и услуг многофункциональных центров, а также технического подключения к сетям общего пользования и другие полномочия. Помимо этого, закон предусматривает создание «уполномоченного органа», который будет отвечать за выдачу разрешения на строительство, согласование схемы территориального развития субъекта РФ, контроль за правильностью начисления и уплаты налогов резидентами ТОЭСР, предоставление федеральных земель, изъятие земель для нужд ТОЭСР, и «иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия». Своего рода изъятие у региональной и муниципальной власти ресурсов на федеральный уровень. Так что помимо таких проблем как свободное использование иностранной рабочей силы и возможность принудительного изъятия земельных участков, речь идет о фактическом монополизме, объединении в одних руках функции регулятора и участника отношений в области строительства, разрыве связи федерального чиновника, управляющего и граждан, проживающих на территориях ТОЭСР.

Лично у меня подобные нововведения вызывают больше вопросов, чем дают ответов на существующие проблемы. Возможно, прежде чем иностранцев на долгие годы пускать и наши законы на территории РФ отменять, нужно было не только десять раз все просчитать, но и опробовать эту модель на отдельно взятой небольшой территории. А по полученным результатам уже думать о дальнейшем распространении на другие территории и проводить работу над ошибками, кои, на мой взгляд, в этом законе имеются.

Напоминаем, что онлайн-журнал Politrussia.ru является площадкой для различных мнений, и мы не всегда разделяем позицию наших авторов.

В данном случае, как это периодически бывает с нашим уважаемым автором Техномадом, основные тезисы статьи базируются на случайно или намеренно искаженном источнике.

В частности, в тексте принятого Закона, полный официальный текст которого можно прочитать здесь , в статье 18 черным по белому написано, что «Особенности трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов территории опережающего социально-экономического развития, устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации .» Иными словами, текст данной статьи в исполнении нашего уважаемого автора не соответствует действительности, и все потенциальные работники-иностранцы (а также квоты и т.д.) будут подчиняться нашему законодательству.

По поводу статьи об «упразднении собственности» наш уважаемый автор тоже немного накосячил, и для начала перепутал статьи (это к вопросу об отношению к первоисточнику), то есть это статья 28, а не 27, а потом начал привычно кричать «караул!».

Напомним, что аналогичный порядок изъятия участков под государственные нужды давным-давно работает в большинстве западных стран, на которые молятся наши уважаемые либералы, и он также был введен и использовался при подготовке к триумфальной Сочинской зимней Олимпиаде, но уже по этому поводу в так называемой либеральной прессе было целое море негодования.

Иными словами, данная статья просто озвучивает уже работающий механизм, который в случае необходимости может быть задействован в интересах государства. На потенциальные всхлипы о лишении людей нажитой непосильным трудом собственности напомним, что многие собственники участков в Сочи реально озолотились, выставляя государству заоблачные счета на выкуп, в результате чего государство было вынуждено законодательно ограничить их аппетиты. В данном случае таким же образом устанавливается механизм выкупа и компенсации по результатам переговоров с собственниками.

Вывод: читайте внимательнее и не вводите людей в заблуждение!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Подписан закон о территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации

Президент подписал Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 23 декабря 2014 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом определяются правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях.

В Федеральном законе под территорией опережающего социально-экономического развития (далее – ТОР) понимается часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятной среды для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития экономики и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Согласно Федеральному закону ТОР создаётся на 70 лет по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа, при этом срок её существования может быть продлён по решению Правительства Российской Федерации. Решение Правительства Российской Федерации о создании ТОР принимается в форме постановления, которым предусматриваются:

перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим предпринимательской деятельности;

минимальный объём капитальных вложений резидентов ТОР в осуществление соответствующих видов экономической деятельности на этой территории;

положение о применении или неприменении на ТОР таможенной процедуры свободной таможенной зоны, установленной таможенным законодательством Таможенного союза;

описание местоположения границ ТОР;

при необходимости минимальные требования к уровню применяемых резидентами ТОР технологий и методов производства, оборудования для соответствующих видов экономической деятельности.

Федеральным законом определяются порядок создания и прекращения существования ТОР, порядок управления ТОР, меры по созданию и развитию ТОР, правовое положение резидентов ТОР и особенности осуществления ими деятельности на соответствующей территории, а также особенности осуществления на ней полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов.

Предусматриваются также особенности осуществления трудовой, медицинской, образовательной и иных видов деятельности, особенности регулирования имущественных, земельных, градостроительных, экологических и иных отношений применительно к ТОР.

Кроме того, устанавливаются особенности создания и функционирования институтов развития Дальнего Востока, отдельные меры государственной поддержки субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также особенности создания ТОР в монопрофильных муниципальных образованиях Российской Федерации (моногородах).

Смотрите так же:  Uniks auto развод обман

Согласно Федеральному закону в течение трёх лет со дня его вступления в силу ТОРы могут создаваться на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением, включённых в соответствующий перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а по истечении трёх лет – на территориях остальных субъектов Российской Федерации.

Закон “о территориях опережающего развития”. Мнение Бориса Миронова

Миронов Борис Сергеевич – российский государственный, общественный и политический деятель. Член Союза писателей России. В данном видео материале выражает своё мнение относительно Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ “О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации”.

29 декабря 2014 года, Федеральный закон №473 “О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации”. Вот под этим мягким названием “О территориях опережающего социально-экономического развития”… непросто мягко сформулировано, как будто вся страна мощно развивается и будут регионы, которые идут с опережающими темпами. Этот закон принят, подписан Путиным. Это закон о разделе Российской Федерации. Он опубликован, но, к сожалению, очень мало комментируется, практически – активно замалчивается. По нему нашу родную землю открыто делят. Это закон о разделе российской земли, о её сдаче иностранцам! Не в аренду – на совсем!

Хотя сразу же оговаривается, что “территория опережающего социально-экономического развития” создаётся на 70 лет. Но закон такой подлый, что там есть серьёзные оговорки: “территория опережающего социально-экономического развития создаётся на 70 лет, но с возможным продлением срока” . На 70 лет – это уже говорит о том, что тот, кто придёт на территорию, скорее всего уже не уйдёт! Тем более, что в первую очередь придут китайцы. А дальше, растаптывая Конституцию, растаптывая все Федеральные законы, вводится особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, свободная таможенная зона, нет ограничения в привлечении иностранных работников. И самое интересное. Там непонятно, в чём наша выгода. Этого вообще не прописано. Идеология закона отсутствует, потому что нечего прописать. Но самое страшное другое – там через каждое предложение говорится о том, что финансироваться это будет цитирую: “Порядок финансирования, строительства, реконструкции и эксплуатации объектов – за счёт средств федерального бюджета” . И это рассыпано по всему закону!

“Условия предоставления налоговых льгот по уплате налогов на имущества организации, земельного налога… финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры – за счёт средств федерального бюджета”. Вводится новая власть. Очень хитро прописано в законе: “В целях координации деятельности и контроля всех органов власти” создаётся Наблюдательный совет. “К полномочиям Наблюдательного совета относится решение вопроса об определении доли иностранных работников” . То есть Федеральные законы здесь не работают! Там вводится своя законодательная база, там вводится своё правление.

А самое страшное – “В границы территории опережающего социально-экономического развития допускается включать: земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц.” Это не то, что пришли на пустырь и начали строить. Нет! Они приходят туда, куда хотят, и по мере необходимости забирают всё – частное, государственное, муниципальное – неважно, в независимости форм собственности! А все местные управленцы подписывают документы о передаче полномочий.

То, что это будут иностранцы – прописано прямо в законе! “Порядок и основания приобретения и прекращения статуса резидента территории” предусматривает порядок, где значится, “надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документ о государственной регистрации юридического или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства для иностранного лица…” Он придёт сюда ещё и прикрытый законами своего государства! Это принятый закон! Это закон, который сегодня действует! Я специально просматривал, наткнусь или не не наткнусь на какой-то массовый комментарий. С экранов, где льётся кровь юго-востока, где комментируется каждый шажок Украины (“на Украине гривна упала”, “на Украине пенсия снизилась”, “на Украине цена хлеба повысилась”) – это нам всё показывают. А здесь земля российская на корню отдаётся!

А дальше пошло: “Собственники созданных ими объектов недвижимости имеют право выкупа расположенной под указанной недвижимостью земельных участков.” Вы знаете, кто будет определять цену? Они сами! Это прописано в законе! Далее “особенности налогооблажения”… Что значит “особенности”? Это значит вне рамок существующего российского законодательства! А под “особенности” попадает всё: налогообложение, государственный контроль, таможенная процедура, освобождение от уплаты налогов на имущество и земельного налога и “иные особые условия”. Под эту шкуру “иные особые условия” – это что за законы? Под эти иные условия можно загнать всё, что хотите.

Подлость в чём заключается? Даже если бы люди ухватились за этот закон, стали бы говорить об этом законе… одновременно внесены поправки в Земельный кодекс, в Лесной кодекс для осуществления этого закона о “территориях опережающего развития”. И попробуйте за всеми этими “блошками” пробежаться. И самое главное, что Путин подписал в конце декабря поправки (закон был ранее одобрен) о службе в рядах вооруженных сил граждан иностранных государств. Данные поправки связаны в том числе и с этим законом.

Цинично прописано: “Правительство Российской Федерации вправе утвердить особенности допуска лиц, получивших медицинское образование в иностранных государствах к осуществлению медицинской деятельности на территории опережающего социально-экономического развития…” Они отказываются от нашей медицинской помощи, они вводят свою, понимая о том, на сколько бесполезна наша. Они завозят свою медицину. Но не только медицину! “В целях создания условий для применения лучших иностранных методов и стандартов образовательной деятельности, обучения сотрудников… вправе установить особенности лицензирования образовательной деятельности.” Этот закон построил абсолютно независимо от Российской Федерации своё государство, где продумали всё, от образования и медицины до своих документов, правления и так далее. В нашем законодательстве уже прописана норма участия в выборах граждан иностранного государства, постоянно проживающих на данной территории. Они имеют право избираться и быть избранными. Естественно об этом никто не говорит.

“…Вправе устанавливать особенности регулирования отношений в области аквакультуры рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов”. То есть, ещё один кодекс не распространяется на данную территорию. Да ни один не распространяется! Это всё прячется под словом “особенности”.

Как вам такие посылы? “Документация по планировке территорий опережающего развития утверждается без проведения публичных слушаний.” Норма, за которую бились десятилетия, здесь прописана! “Подготовка и утверждение документации по планировке территорий опережающего развития допускается при отсутствии документов территориального планирования”. То есть, есть план развития казалось бы с учётом, но нет! Плевать на всё!

Статья 28, “Принудительное отчуждение земельных участков. Изъятие земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества/иного имущества для государственных нужд, в целях размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития”. “Принудительное отчуждение”! То есть, если ты не хочешь, сопротивляешься. “Решение о принудительном отчуждении принимается уполномоченным федеральным органом по ходатайству управляющей компании”. Они будут определять, что отнимать, что не отнимать! “Управляющая компания обеспечивает оценку изымаемого недвижимого имущества”. Это прописано в законе! “Для размещения объектов инфраструктуры на территории опережающего социально-экономического развития в лесах допускается осуществление выборочных и сплошных рубок лесных насаждений”.

Этот закон, подписанный президентом Путиным, вступивший в силу, создаёт все условия для строительства иностранного государства на территории Российской Федерации! Мы отдаём землю, мы отдаём наших людей, мы отдаём государственное имущество… Для чего это делается? Это сдача нашей земли без боя, без сопротивления, без войны. Такие законы могут приниматься, могут подписываться только врагами России, врагами народа России!

Смотрите так же:  Получение гражданство рф гражданам армении

Закон “о территориях опережающего развития”. Мнение Бориса Миронова

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 371-Ф3 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»»

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 23 ноября 2017 года

Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2017 года

Внести в статью 3 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 26; 2016, N 27, ст. 4185) следующие изменения:

1) часть 1 1 изложить в следующей редакции:

«1 1 . Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), которые включены в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и не являются закрытыми административно-территориальными образованиями, принимаются в соответствии со статьей 34 настоящего Федерального закона.»;

2) дополнить частью 1 2 следующего содержания:

«1 2 . Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего социально-экономического развития на территориях закрытых административно-территориальных образований, в том числе на территориях закрытых административно-территориальных образований, которые являются монопрофильными муниципальными образованиями Российской Федерации (моногородами), включенными в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, принимаются в соответствии с настоящей статьей.».

Президент Российской Федерации В. Путин

Правительство России

О создании территорий опережающего развития на Дальнем Востоке

Справка к совещанию о предварительных результатах работы по созданию территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке в 2015–2017 годах.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) могут создаваться:

а) в течение трёх лет со дня вступления в силу Федерального закона №473-ФЗ (с 30 марта 2015 года):

на территориях субъектов Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;

на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением, включённых в перечень моногородов, утверждённый распоряжением Правительства от 29 июля 2014 года №1398-р;

б) с 1 января 2016 года на территориях закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО);

в) с 1 января 2017 года на территориях моногородов, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения, и моногородов со стабильной социально-экономической ситуацией;

г) по истечении трёх лет со дня вступления в силу Федерального закона №473-ФЗ (с 30 марта 2018 года) – на всей территории Российской Федерации.

ТОР создаются в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Получение статуса резидента ТОР предусматривает предоставление им ряда налоговых льгот, в числе которых применение в течение пяти лет нулевой ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, и ограничение (не более 5%) по ставке указанного налога, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, а также использование пониженных отчислений по страховым взносам (в совокупности 7,6%) в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации в течение 10 лет, но не позднее трёх лет с даты создания ТОР Правительством.

На территории Дальневосточного федерального округа создано 16 территорий опережающего социально-экономического развития:

в Республике Саха (Якутия) – 2 ТОР («Южная Якутия» и «Индустриальный парк “Кангалассы”»);

в Приморском крае – 4 ТОР («Большой Камень», «Нефтехимический», «Михайловский» и «Надеждинская»);

в Хабаровском крае – 3 ТОР («Комсомольск», «Хабаровск» и «Николаевск»);

в Камчатском крае – 1 ТОР («Камчатка»);

в Амурской области – 2 ТОР («Белогорск» и «Приамурская»);

в Сахалинской области – 2 ТОР («Горный воздух» и «Южная»);

в Еврейской автономной области – 1 ТОР («Амуро-Хинганская»);

в Чукотском автономном округе – 1 ТОР («Беринговский»).

В 2016 году в дальневосточных ТОР завершено строительство 2 объектов инфраструктуры и завершены работы по проектированию 33 объектов, начато проектирование по 37 объектам, строительно-монтажные работы начаты на 12 объектах.

По итогам 2015–2017 годов запущено 17 проектов резидентов ТОР с общим объёмом инвестиций около 30 млрд рублей, создано 575 рабочих мест.

К концу 2017 года планируется к вводу в эксплуатацию ещё 27 проектов резидентов ТОР на сумму инвестиций более 100 млрд рублей, в которых будет создано дополнительно около 3,5 тыс. рабочих мест.

Порядок создания территорий опережающего развития в моногородах утверждён постановлением Правительства от 22 июня 2015 года №614 и предусматривает в том числе перечень допустимых видов экономической деятельности, минимальный объём капитальных вложений (не менее 5 млн рублей) и количество новых постоянных рабочих мест (не менее 20 единиц) за первый год реализации инвестиционного проекта.

ТОР в моногородах создаются на 10 лет, причём срок их существования может быть продлён на 5 лет.

Вместе с тем Федеральным законом №473-ФЗ установлено, что ТОР в моногородах, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения, и на территориях моногородов со стабильной социально-экономической ситуацией могут создаваться начиная с 1 января 2017 года по решению Правительства на основании критериев, утверждённых постановлением Правительства от 26 апреля 2017 года №494 и содержащих обоснования целесообразности их создания с учётом действующих льготных режимов на территориях указанных моногородов.

В настоящее время ТОР созданы в 17 моногородах: Набережные Челны Республики Татарстан, Гуково Ростовской области, Усолье-Сибирское Иркутской области, Юрга и Анжеро-Судженск Кемеровской области, Краснокаменск Забайкальского края, Надвоицы Республики Карелия, Краснотурьинск Свердловской области, Тольятти Самарской области, Белебей и Кумертау Республики Башкортостан, Каспийск Республики Дагестан, Чусовой Пермского края, Бакал Челябинской области, Емва Республики Коми, Кировск Мурманской области, Дорогобуж Смоленской области.

В них зарегистрировано 23 резидента, проектами которых предполагается к 2026 году создание более 6,1 тыс. рабочих мест и привлечение 17,3 млрд рублей инвестиций.

В ЗАТО постановлением Правительства от 20 апреля 2017 года №481 создана ТОР в Сарове Нижегородской области.

Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 N 473-ФЗ ст 28 (ред. от 03.08.2018)

Статья 28. Особенности принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд

1. Принудительное отчуждение земельных участков (изъятие земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2. Решение о принудительном отчуждении земельных участков (изъятии земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества на территории опережающего социально-экономического развития принимается уполномоченным федеральным органом по ходатайству управляющей компании.

3. Управляющая компания обеспечивает все мероприятия, необходимые для исполнения решения о принудительном отчуждении земельных участков (изъятии земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, в том числе проведение по поручению уполномоченного федерального органа оценки изымаемого недвижимого имущества, осуществление необходимых кадастровых работ, проведение переговоров с правообладателями изымаемого недвижимого имущества.

4. Отчет об оценке подготавливается оценщиком по заказу уполномоченного федерального органа, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества.