Меню Закрыть

Договор на подрядные работы для государственных нужд

Договор подряда на работы для государственных нужд

Довольно часто в выполнении каких-либо видов строительных работ нуждается государство, реализующее свои целевые программы по строительству жилья для малообеспеченных слоев населения, созданию объектов жизнеобеспечения, социального обслуживания и т.п. А потому разработано специальное законодательство о подрядных работах для государственных нужд. Все строительные работы, выполняемые по запросу государства и его субъектов, финансируются за счет средств соответствующих бюджетов и выполняются по государственному контракту.

По такому контракту, или договору, подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие виды строительной работы и передать их заказчику, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить или обеспечить их оплату. таким образом, видно, что сторонами договора являются заказчик и подрядчик. В качестве заказчика в этом договоре выступает государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами или организация, имеющая право распоряжаться такими ресурсами (министерства, ведомства, предприятия, наделенные правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчик – юридическое или физическое лицо, имеющее статус предпринимателя и соответствующую лицензию на занятие строительной деятельностью, который определяется на конкурсной основе путем проведения подрядных торгов.

Договор подряда на работы для государственных нужд является консенсуальным, взаимным и возмездным. Договор заключается в простой письменной форме по результатам обязательных подрядных торгов (проведение торгов на строительство для федеральных нужд обязательно).

Выполнение подрядных работ осуществляется на добровольной основе, но в исключительных случаях, предусмотренных законом (например, в отношении предприятий монополистов) и при условии возмещения возможных затрат, допускается принуждение. Кроме того, в законодательстве установлены специальные гарантии возмещения потерь подрядчика, связанных с прекращением финансирования соответствующих работ, изменением условий государственных контрактов. Государственный (муниципальный) заказчик несет ответственность за несвоевременную передачу оборудования для монтажа, если это обязательство по контракту возложено на него. Размер санкций устанавливается при заключении контракта.

Существенным условием договора подряда на работы для государственных нужд является цены, без ее согласования договор считается не заключенным. Цена контракта определяется на основе проведенного конкурса (подрядных торгов) в пределах исходных условий. Специфический характер финансирования работ, выполняемых по государственным (муниципальным) контрактам, обусловил включение специального правила об обязанности сторон изменить условия контракта, если уменьшился объем средств, выделяемых из соответствующего бюджета для финансирования данного заказа. В этих случаях следует изменять сроки, а при необходимости — иные условия контракта. При этом подрядчик может требовать от заказчика возмещения лишь тех убытков, которые возникли в связи с изменением срока выполнения работ.

Еще одним существенным условием данного вида подряда является способ, обеспечивающий исполнение сторонами своих обязательств (п.1 ст. 766 ГК РФ). В зависимости от источника средств финансирования работ обязательства заказчика гарантируются органом управления соответствующего субъекта РФ или Правительством РФ. Возможно также обеспечение банковской гарантией, поручительством, неустойкой, а также их сочетание.

Обязательно в договоре должны быть определены начальный и конечный сроки проведения работ, а также (по согласованию сторон) промежуточные сроки. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

Что касается обязанностей сторон, то подрядчик выполняет работу согласно заданию и требованиям заказчика, а заказчик должен своевременно принять результат работы и оплатить его. За нарушение обязательств, принятых на себя сторонами по договору (контракту), стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Подряд для государственных или муниципальных нужд

  • Свобода договора
  • Договор и порядок его заключения
  • Государственный и муниципальный контракт
  • Условия договора энергоснабжения

Подряд для государственных или муниципальных нужд

Законодатель РФ устанавливает специальные правила, посвященные выполнению работ для государственных или муниципальных нужд (§ 5 гл. 37 ГК РФ). Согласно ст. 768 ГК РФ в части, не урегулированной Кодексом, должен применяться закон о подрядах для государственных нужд. В настоящее время такой закон не принят, но действует Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Правила § 5 гл. 37 ГК РФ распространяются на выполнение строительных, проектных и изыскательских работ, предназначенных для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному контракту подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).

Под государственными нуждами в соответствии с ч. 1 ст. 3 указанного Закона понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее — федеральные нужды), либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее — нужды субъектов РФ).

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков (ч. 2 ст. 3 указанного Закона).

Стороны договора подряда для государственных или муниципальных нужд

Сторонами государственного или муниципального контракта являются:

  • подрядчик;
  • государственный (муниципальный) заказчик.

Подрядчиком может быть физическое или юридическое лицо, обладающее лицензией на осуществление строительно-монтажных, проектных или изыскательских работ.

В качестве государственного заказчика могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ на размещение заказов на выполнение подрядных работ для нужд субъектов РФ бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

По муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также уполномоченные органами местного самоуправления на размещение заказов на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд бюджетные учреждения и иные получатели бюджетных средств при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Порядок и основания заключения государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд в соответствии со ст. 765

ГК РФ устанавливаются теми же нормами, что и для государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд — ст. 527 и 528 ГК РФ, а также вышеназванным Законом.

Размещение заказов на выполнение работ для государственных (муниципальных) нужд возможно в соответствии со ст. 10 указанного Закона:

  • путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
  • без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Существенные условия государственного (муниципального) контракта определены в п. 1 ст. 766 ГК РФ. К таковым относятся объем и стоимость подлежащей выполнению работы, сроки ее начала и окончания, размер и порядок финансирования и оплаты работ, способы обеспечения исполнения обязательств сторон.

Поскольку в соответствии с законом о подрядах для государственных нужд государственные (муниципальные) контракты, как правило, заключаются на торгах или путем запроса котировок, условия государственного (муниципального) контракта будут определяться в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении котировок цен на работы (п. 2 ст. 766).

Договор подряда на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд — подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их заказчику, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Особенности государственного или муниципального контракта:

  • предметом контракта являются результаты строительных и иных работ, связанных с ними (проектных, изыскательских, ремонтных и др.) (п. 2 ст. 763 Гражданского кодекса);
  • заказчиком по контракту выступают государственный или муниципальный орган, обладающий инвестиционными ресурсами, либо организация, имеющая право распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком может быть юридическое или физическое лицо (ст. 764 Гражданского кодекса);
  • основания и порядок заключения определяются по правилам ст. 527 и 528 Гражданского кодекса;
  • к существенным условиям контракта относятся объем и стоимость работы, срок начала и окончания работы, размер и порядок финансирования и оплаты, способы обеспечения исполнения обязательств сторонами (п. 1 ст. 766 Гражданского кодекса);
  • содержание государственного или муниципального контракта, заключенного по результатам конкурса на размещение заказа на подрядные работы, определяется в соответствии с условиями конкурса и предложениями подрядчика, признанного его победителем (п. 2 ст. 766 Гражданского кодекса);
  • подрядные работы, выполняемые по контракту, предназначены для удовлетворения государственных или муниципальных нужд и финансируются за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников (п. 1 ст. 763 Гражданского кодекса);
  • при уменьшении средств бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые условия, а подрядчик вправе требовать от заказчика возмещения убытков в связи с изменением сроков выполнения работ (п. 1 ст. 767 Гражданского кодекса);
  • отношения по государственному контракту регулируются не только Гражданским кодексом РФ, но и законом о подрядах для государственных или муниципальных нужд (ст. 768 Гражданского кодекса).

Договор на подрядные работы для государственных нужд

Абитуриенту и студенту привет! Надеемся, что информация представленная на сайте поможет Вам в выборе будущей профессии, страны и места обучения. Будь в месте с нами в курсе последних событий образования и ЕГЭ. Внезапно наступила сессия? Не беда, шпаргалки на помощь придут всегда!

    Рейтинг французских вузов и стоимость обучения в нихПравила поступления во французский вузОбучение филологии заграницейВыбор страны для овладения высшим образованиемИспанские общежития для студентов
Смотрите так же:  Требования к управленческим решениям и условия достижения

47. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд

Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд– соглашение, в силу которого подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие работы, связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера, и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).
Договор строительного подряда является:
1) консенсуальным – заключение договора происходит с момента достижения сторонами соглашения о его условиях;
2) возмездным;
3) взаимным – наличие субъективных прав и обязанностей у обеих сторон договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
Государственный контракт может заключаться в отношении двух видов подряда: строительного и подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

Предмет договора
– результат деятельности подрядчика, имеющий конкретную овеществленную форму, а также проектные работы
Стороны договора– заказчики и исполнители. Заказчиками могут выступать любые физические и юридические лица, имеющие интерес в получении результатов новых исследований и разработок. Исполнителями могут быть все российские юридические и физические лица, имеющие профессиональные возможности для выполнения НИОКР. Творческий характер работы предопределяет то, что для заказчика имеет значение личность исполнителя, а именно его способность решить поставленную задачу.

Форма договора– письменная.

Права и обязанности исполнителя:
а) обязан выполнить договорную работу в соответствии с техническим заданием и передать ее результат заказчику в установленный срок;
б) обязан своими силами и за свой счет устранить недостатки выполненной работы;
в) обязан согласовать с заказчиком использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, и приобретение прав на их использование;
г) вправе по истечении месяца со дня, когда результат работы должен быть передан заказчику, при условии последующего двукратного предупреждения заказчика продать результат работы, а вырученную сумму, за вычетом всех причитающихся исполнителю платежей, внести в депозит на имя заказчика.

Права и обязанности заказчика:
а) обязан принять результат выполненной работы;
б) обязан оплатить работы по установленной цене и в порядке, предусмотренном договором.

Договор подряда на выполнение работ для государственных нужд

По договору подряда для государственных нужд выполняются строительные, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта РФ и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и небюджетных источников.

В качестве заказчика в договоре выступает государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, имеющая право распоряжаться такими ресурсами (министерства, ведомства, предприятия, наделенные правом распоряжаться такими ресурсами). Подрядчик — юридическое или физическое лицо, имеющее статус предпринимателя и соответствующую лицензию на занятие строительной деятельностью, который определяется на конкурсной основе путем проведения подрядных торгов.

Процедура поставки для государственных нужд состоит из нескольких этапов:

1) определение потребностей (нужд) государства в тех или иных товарах завершается выдачей государственного заказа на его подряд. Этот заказ обычно определяет номенклатуру товаров, примерные сроки и цены, а также другие условия подряда;

2) размещение госзаказа может происходить как открытым способом (путем проведения открытых или закрытых торгов, конкурсов, аукционов), так и закрытым (путем непосредственного выбора конкретного поставщика). В последнем случае поставщик, как правило, принимает заказ добровольно. Однако для поставщиков, занимающих доминирующее положение на рынке соответствующих товаров (монополистов), принятие госзаказа обязательно, если только это не влечет для подрядчика убытков. В этом случае за необоснованное уклонение от принятия заказа (т. е. заключения госконтракта) подрядчик уплачивает госзаказчику штраф в размере стоимости работ, определенной в заказе;

3) принятие госзаказа подрядчиком порождает обязанность заключить соответствующий госконтракт, проект которого обычно разрабатывается государственным заказчиком. Подрядчик, получивший проект госконтракта, обязан в тридцатидневный срок подписать его (и вернуть один экземпляр заказчику) либо уведомить об отказе от заключения госконтракта. В последнем случае государственный заказчик вправе понудить подрядчика к заключению контракта через суд.

При несогласии подрядчика с отдельными условиями проекта госконтракта он обязан в тот же тридцатидневный срок подписать госконтракт и, приложив к нему протокол разногласий, направить заказчику. В течение следующих тридцати дней заказчик должен принять меры по урегулированию возникших разногласий и известить подрядчика о принятии согласованных условий либо уведомить его об отказе от заключения госконтракта.

Такой же порядок согласования разногласий применяется и в том случае, когда проект госконтракта подготавливаетподрядчик, а не заказчик;

4) заключенный госконтракт может предусматривать оказание услуг как непосредственно государственному заказчику, так и покупателю, которого он укажет.

В последнем случае государственный заказчик в тридцатидневный срок со дня подписания госконтракта направляет подрядчику и выбранному покупателю извещения о прикреплении покупателя к подрядчику;

5) извещение о прикреплении является основанием для заключения договора подряда для государственных нужд;

6) при отказе покупателя (полном или частичном) от договора должен незамедлительно уведомить об этом государственного заказчика и вправе требовать от него прикрепления к другому покупателю.

В этом случае государственный заказчик в тридцатидневный срок обязан либо выдать извещение о прикреплении к подрядчику другого покупателя, либо принять обязанности покупателя на себя. В результате этих действий происходит либо заключение договора подряда на выполнение работ для государственных нужд, либо непосредственное выполнение работ на основании госконтракта.

Государственный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. В случае, когда государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на подрядные работы для государственных нужд, условия государственного контракта определяются в соответствии с объявленными условиями конкурса и представленным на конкурс предложением подрядчика, признанного победителем конкурса.

При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

По данному договору предусмотрена повышенная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).

Данная разновидность подряда характеризуется большим спектром правовых актов, регулирующих договорные отношения в этой сфере. Помимо норм ГК РФ к ним применяются нормы БК РФ. В частности, БК РФ устанавливает особенности контракта в части оплаты работ и сроков его действия, порядок изменения условий контракта в случае уменьшения бюджетных средств. Однако по большей части БК РФ отсылает к нормам законодательства о размещении заказов, признавая эти нормы специальными но сравнению с общими нормами Кодекса, имеющими приоритет перед иными федеральными законами [1] .

Не последнюю роль в данной сфере играют положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Предметом рассматриваемого договора являются строительные, проектные и изыскательские работы, выполняемые для государственных и муниципальных нужд.

Следует отметить, что именно целевая направленность подряда для публичных нужд обособила его в самостоятельную разновидность договора подряда. Это не единственная особенность данного договора, но она предопределяет статус его участников.

Сторонами договора подряда для государственных и муниципальных нужд выступают заказчик и подрядчик. Обе стороны лица, отвечающие специальным требованиям.

В качестве заказчиков могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на выполнение работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

На стороне подрядчика могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие специальным требованиям. Эти требования сводятся к следующему: подрядчик не находится в стадии ликвидации или банкротства, его деятельность не приостановлена, отсутствуют задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год.

Другие нормативные акты предъявляют и ряд дополнительных требований. Например, постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2006 г. № 813 «О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства» установлено, что подрядчик должен обладать соответствующими производственными мощностями, технологическим оборудованием, финансовыми и трудовыми ресурсами для выполнения работ, являющихся предметом заказа.

Обратим внимание, что нормы ГК РФ, посвященные подрядным работам для государственных и муниципальных нужд, касаются в основном государственного и муниципального контракта, а именно: основания и порядка его заключения (ст. 765 ГК РФ), содержания контракта (ст. 766 ГК РФ), оснований и порядка его изменения (ст. 767 ГК РФ).

Порядок заключения контракта регламентируется ст. 527 и 528 ГК РФ. Контракт заключается на основе заказа на выполнение работ, размещенного государственным или муниципальным заказчиком. В случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения торгов. Заказчик направляет проект контракта, подрядчик не позднее 30-дневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта.

Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.

Существенными условиями контракта являются условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Несмотря на довольно подробную регламентацию договорных отношений в этой сфере, в судебной практике довольно часто встречаются споры, возникающие из-за несвоевременного финансирования или его фактического отсутствия.

Смотрите так же:  Новокузнецк льготы детям инвалидам

Так, федеральное государственное учреждение «Г.» (заказчик) и ОАО «X.» (подрядчик) заключили договор подряда о выполнении работ по ликвидации лесных пожаров. В соответствии с договором основанием платы за фактически выполненный объем работ является акт приемки выполненных работ с приложением заверенных заказчиком путевых листов подрядчика и оформленный на их основе счет-фактура.

Выставленные подрядчиком счета-фактуры остались не оплаченными заказчиком, и но состоянию на 1 сентября 2003 г. сторонами составлен акт сверки о задолженности. ОАО «X.» в адрес федерального государственного учреждения «Г.» направлена претензия от 24 сентября 2003 г. № 1885. В ответ на эту претензию заказчик сообщил подрядчику об отсутствии финансирования для погашения возникшей задолженности. Как было отмечено судом, в соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства в силу ст. 310 ГК РФ не допускается. В связи с этим судом были удовлетворены требования заказчика.

Суд исходил из доказанности факта имеющейся у заказчика задолженности за выполненные подрядчиком работы.

Однако судом было отказано во взыскании процентов в порядке, который предусмотрен ст. 395 ГК РФ. Поскольку заказчик финансируется из федерального бюджета, то в данном случае отсутствует факт пользования денежными средствами или незаконного их удержания (постановление ФАС Дальневосточного округа от 25 января 2005 г. № Ф03-А73/04-1/4102) [2] .

  • [1]Торосян Д. С. Гражданско-правовые основы регулирования подрядных работ для государственных и муниципальных нужд : автореф. дне. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2009. С. 4.
  • [2]Ситникова Е. Г. Договор подряда для госучреждения: особенности и рекомендации // Бюджетный учет. 2005. № 7. С. 37.

§ 5. Подрядные работы для государственных нужд

1. По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик — принять выполненные работы и оплатить их в полном объеме (п.

Подряду для государственных нужд посвящены в ГК шесть статей (ст. 763 — 768 ГК). В них раскрываются лишь самые общие особенности строительных и проектно-изыскательских работ, в которых на стороне заказчика выступает государство. Лаконичность ГК имеет объективные основания. С одной стороны, нормы § 5 гл. 37 ГК распространяются только на строительные и проектно-изыскательские работы, проведение которых уже урегулировано нормами гл. 37 ГК. С другой стороны, отношения с участием государства сложны и обладают спецификой. С юридической, а тем более с практической точки зрения большое значение в них имеют моменты публично-правового характера (особенности бюджетного финансирования, порядок подготовки к заключению и заключение договоров и др.). Потребностью в установлении четких правил поведения субъектов, а также в создании механизмов, препятствующих злоупотреблениям со стороны государственных чиновников и должностных лиц, обусловлена потребность в сравнительно большем количестве императивных норм, чем для других разновидностей обязательств. Поэтому конкретные правила, касающиеся отношений с участием государства, целесообразнее формулировать на уровне специальных нормативных актов, принимаемых в соответствии с ГК, но носящих, в том числе, комплексный характер и включающих нормы публично-правового характера или отсылки к таким нормам. Не случайно для подряда для государственных нужд ГК предусмотрел принятие специального закона (ст. 768).

Основными особенностями подрядных работ для государственных нужд, из-за которых это правоотношение было выделено в отдельный параграф гл. 37, являются: специальный субъект на стороне заказчика, цели, для которых осуществляются работы, — государственные нужды, особые бюджетные источники финансирования, а также специальные основания и порядок заключения государственного контракта, основания для изменения условий договора, правила о гарантиях и компенсациях убытков подрядчика.

К подрядам для государственных нужд в части, не противоречащей § 5 гл. 37 ГК, применяются нормы § 3 (строительный подряд) и § 4 гл. 37 ГК (подряд на выполнение проектных и изыскательских работ), что вытекает из содержания п. 1 ст. 763 ГК, содержащего отсылку к ст. 740 ГК (строительный подряд) и ст. 758 ГК (подряд на выполнение проектных и изыскательских работ).

Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» предусмотрено, что его нормы распространяются на отношения по оказанию услуг для государственных нужд. Названное часто рассматривается как указание на возможность его применения и для государственных подрядов. Однако различие работ и услуг как самостоятельных объектов гражданского права не дает формального основания использовать этот Закон непосредственно. Наиболее справедлив вывод о том, что нормы о поставках если и применяются по отношению к подряду для государственных нужд, то только по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК) .

СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина) включен в информационный банк согласно публикации — Издательство «Юрайт», 2004.

См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. С. 435.

Среди специальных законов следует упомянуть: Федеральные законы от 6 мая 1999 г. «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» ; от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе» , устанавливающий общие правовые и экономические принципы, порядок формирования, размещения, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа; от 17 июля 1999 г. «О финансировании государственного оборонного заказа для стратегических ядерных сил Российской Федерации» , в котором отражены отдельные особенности финансирования государственного заказчика.

СЗ РФ. 1999. N 19. Ст. 2302.

СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 6; 1997. N 9. Ст. 1012; 1999. N 19. Ст. 2302.

СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3695; 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5132.

БК определяет сумму (2000 минимальных размеров оплаты труда), свыше которой заказ работ бюджетными учреждениями осуществляется исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов (ст. 71); кроме того, дает определение государственного заказа, контракта, условий, подлежащих обязательному включению в контракт (ст. 72).

Наиболее полно специальные правила, относящиеся к подрядным работам для государственных нужд, сформулированы в Основных положениях порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации (далее — Основные положения). Вопросы, связанные с определением направлений и приоритетов в новом строительстве и реконструкции, его финансировании, отражены в Положении о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета . Порядок размещения заказов и заключения государственных контрактов установлен, в частности, в Положении об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд (далее — Положение об организации закупки товаров), а также в письме Министерства экономики РФ от 8 апреля 1999 г. N АС-353/2-301 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем запроса котировок и из единственного источника».

Утверждены Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 812 // САПП РФ. 1993. N 34. Ст. 3189.

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 714 // СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4097.

Утверждено Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 // СЗ РФ. 1997. N 15. Ст. 1756.

2. Основания, порядок и форма заключения государственного контракта. Договор, который стороны заключают на выполнение работ для государственных нужд, назван в ГК «государственный контракт». В соответствии со ст. 765 ГК основания и порядок заключения государственного контракта определяются по правилам ст. 527 и 528 ГК.

Государственный контракт заключается на основании заказа государственного заказчика, принятого подрядчиком. В этом смысле государственный заказ является офертой. Когда речь идет о государственном оборонном заказе, такой заказ признается правовым актом. В большинстве случаев формирование заказа возможно, лишь когда такая возможность предусмотрена непосредственно в бюджете либо в специальных программах, перечень которых утверждается органами государственной власти и обеспечивается необходимым финансированием.

Действие по направлению заказа-оферты названо в ст. 527 ГК размещением заказа. Заказ размещается как в индивидуальном порядке, т.е. направляется только одному подрядчику, так и по конкурсу. В последнем случае размещение производится в форме объявления о проведении конкурса и является односторонней сделкой, порождающей обязанность заказчика заключить договор с лицом, предложившим наилучшие условия (ст. 447 — 449 ГК).

Для заказчика, разместившего заказ, принятый подрядчиком, заключение государственного контракта обязательно. Подрядчик, напротив, свободен в своем выборе, может отказаться от принятия заказа, принять заказ без оговорок либо принять его с разногласиями, т.е. совершить акцепт на иных условиях, представив протокол разногласий заказчику. Согласительные процедуры, а также порядок разрешения преддоговорных споров описаны в ст. 445 ГК. Участие заказчика в согласовании разногласий обязательно. При отклонении протокола разногласий или неполучении ответа от заказчика подрядчик вправе передать разногласия на рассмотрение суда. В отдельных случаях заключение государственного контракта обязательно и для подрядчика, например для государственных унитарных предприятий, организаций, занимающих доминирующее положение на товарном рынке или обладающих монополией на производство работ по оборонному заказу, если ранее этот заказ не удалось разместить по конкурсу (в случае отсутствия претендентов или если ни один из претендентов не был признан победителем; п. 4 ст. 3 Закона «О государственном оборонном заказе»).

Конкурсы на данный момент являются главным основанием заключения государственных контрактов. В соответствии с преамбулой Федерального закона «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» государственный заказчик размещает заказы на выполнение работ путем проведения конкурсов, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1222 «О продукции, закупаемой для государственных нужд без проведения торгов (конкурсов)» установило исчерпывающий перечень работ, контракты на проведение которых могут заключаться без проведения конкурса. Принципы проведения конкурсов (торгов) заложены в ст. 448 ГК и конкретизируются в названном Законе и иных специальных нормативных актах. Исходя из содержания ст. 764 ГК и п. 1 ст. 161 ГК государственные контракты должны заключаться в письменной форме. Протокол, подписываемый организатором и победителем конкурса (если заказ размещается по конкурсу), имеет силу договора. Несоблюдение простой письменной формы государственного контракта не влечет его недействительности.

СЗ РФ. 1997. N 40. Ст. 4591.

3. Сторонами государственного контракта являются государственный заказчик и поставщик.

Государственным заказчиком по государственному контракту выступает государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная правом распоряжаться такими ресурсами (ст. 764 ГК).

Смотрите так же:  Задание 34 налог на прибыль

Говоря об органах государственной власти в качестве стороны государственного контракта, надо иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 125 ГК в лице органов государственной власти в гражданском обороте участвуют Российская Федерация и субъекты Федерации. Государственные органы при этом действуют от имени государства и представляют его в имущественных отношениях. К сожалению, ст. 764 ГК назвала стороной контракта именно государственный орган, не упомянув о том, в каком качестве он действует — от собственного имени или как представитель государства. По этой причине ст. 764 ГК допускает расширительное толкование, предполагая возможность участия на стороне заказчика государственного органа, представляющего интересы государства; государственного органа, действующего от собственного имени, если государственный орган в соответствии с актом, определяющим его статус, является юридическим лицом (хотя эта позиция весьма спорна), а также организации, наделенные государственным органом правом распоряжаться соответствующими инвестиционными ресурсами.

Финансирование организации из строго определенных источников (бюджета, внебюджетных фондов и др.) является необходимым условием для того, чтобы она могла выступить на стороне заказчика в государственном контракте, т.е. денежные средства должны поступить к ней не по гражданско-правовым основаниям (в том числе как выручка, полученная от реализации по договорам, заключенным с государством), а по публично-правовым основаниям.

Ограничений для субъектов, которые могут быть подрядчиками по государственному контракту, ГК не содержит. Подрядчиками вправе выступить юридические лица и граждане, обладающие соответствующей правоспособностью (граждане, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя). В случаях, предусмотренных законом, подрядчик должен обладать лицензией. Иностранные подрядчики могут участвовать в конкурсах, если соответствующие работы не выполняются российскими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо выполнение ими работ экономически нецелесообразно (ст. 6 Федерального закона «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»).

Не является стороной контракта, но участвует в возникающих в связи с заключением государственного контракта правоотношениях организатор конкурса. Организатор конкурса — юридическое лицо, которому государственный заказчик на основании договора передает часть своих функций по проведению конкурса (ст. 2 Федерального закона «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»).

4. Предмет государственного контракта — выполнение строительных, проектных и изыскательских работ для государственных нужд. Под государственными нуждами понимаются потребности Российской Федерации в товарах (работах, услугах), обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования (ст. 2 Федерального закона «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»). Это определение полностью соответствует определению государственных нужд, которое дано в п. 1 ст. 525 ГК. Потребности государства и, соответственно, государственные нужды, как правило, определяются в бюджетах Российской Федерации и ее субъектов, перечнях строек и объектов технического перевооружения, утверждаемых Правительством РФ, целевых программах.

Существенными условиями государственного контракта п. 1 ст. 766 ГК называет объем и стоимость подлежащих выполнению работ, сроки их начала и окончания, размер, порядок финансирования и оплаты работ, способы обеспечения исполнения обязательств сторон.

Объем работ, имеющий непосредственное отношение к предмету договора, равно как начало и окончание сроков работ, определены в качестве существенных условий уже в общих положениях о подряде. Термин «объем», используемый ГК, не совсем точен, поскольку относится только к количественной характеристике работ. Толковать его следует расширительно, понимая под «объемом» в первую очередь перечень работ, с возможно более подробной разбивкой по видам и направлениям и только во вторую очередь — собственно количественную характеристику.

Работы по своей природе трудно поддаются измерению в количественном выражении, и такое измерение, как правило, условно, применяется для установления универсальных единиц, используемых для расчета цены договора. Наиболее распространено измерение работ в единицах трудозатрат. Трудозатраты можно измерить в человеко-часах, т.е. объеме типовых работ, которые выполняет работник определенной квалификации за один час. Другой единицей измерения являются нормо-часы. Они определяют объем типовых работ, который обычно выполняется подрядчиком за единицу времени исходя из технологии и правил работы, утвержденных в нормативных отраслевых актах или локальных актах подрядчика. Измерение объема работ в стандартных единицах распространено в договоре строительного подряда и менее характерно для проектных и изыскательских работ.

Цена работ по строительству и реконструкции объектов для государственных нужд должна фиксироваться в смете (п. 1 ст. 743 и п. 1 ст. 746 ГК). Для проектных и изыскательских работ обязательное составление сметы в ГК не предусмотрено, оформление цены в форме сметы остается на усмотрение сторон. По общему правилу цена (смета) является твердой.

Предельный объем финансирования определяется не сторонами, а на уровне бюджета, целевых программ, т.е. заведомо до момента размещения заказа и, соответственно, до заключения договора. Поэтому стороны изначально связаны заранее заданными финансовыми показателями, отступление от которых для них невозможно. При заключении договора по конкурсу цена определяется по его итогам и фиксируется в протоколе проведения конкурса. Следуя смыслу законодательства, цена, как одно из конкурсных условий, не может быть приблизительной. Приблизительный характер цены приводил бы к нарушению прав и законных интересов участников конкурса, создавал бы неопределенность в критериях определения лучшего условия по цене теми лицами, которые предлагались участвовавшими в конкурсе.

Существенное условие государственного контракта — порядок финансирования и оплаты работ подрядчика. Общее правило — оплата работ авансом. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 июня 1994 г. N 745 «Об авансировании подрядных работ на объектах строительства для федеральных государственных нужд» авансирование части стоимости работ, финансируемых за счет средств федерального бюджета, составляет до 30% устанавливаемого годового лимита капитальных вложений на указанные стройки и объекты. Пунктом 5 Основных положений также предусмотрено, что работы финансируются на авансовой основе. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы устанавливаются при заключении контракта в пределах 95% стоимости работ.

СЗ РФ. 1994. N 9. Ст. 1026.

В отличие от общих положений о подряде, а также от содержания § 3, 4 гл. 37 ГК «Строительный подряд» и «Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ» к существенным условиям государственного контракта относится условие о способах обеспечения исполнения обязательств сторон (п. 1 ст. 766 ГК).

БК (п. 3 ст. 72) требует включать в государственный контракт условие о выплате неустойки при нарушении сторонами обязательств. Основные положения предусматривают штрафную пеню в размере 1/1000 договорной стоимости за каждый день просрочки в случае нарушения подрядчиком сроков выполнения работ.

Предельно общая формулировка п. 1 ст. 766 ГК не дает ответа на вопрос о том, какого рода способы обеспечения исполнения обязательств (помимо установленных в нормативных актах) должны применять стороны и, что самое важное, — как применять. Должны ли выбранные сторонами способы обеспечивать исполнение каждой из обязанностей, которая лежит на каждой из сторон, или достаточно, чтобы обеспечению подлежали лишь основные из них? Пени, к примеру, по своей природе не являются универсальным способом обеспечения и применимы лишь при просрочках. Использовать их в случаях, когда нарушение не связано с просрочкой (например, выполнение подрядчиком работы ненадлежащего качества либо предоставление заказчиком недостоверных исходных данных), невозможно. Другой вопрос — существует ли обязанность обеспечить исполнение обязательства в полной сумме, или, предусмотрев частичное обеспечение (к примеру, банковская гарантия на сумму меньше цены контракта, частичное поручительство, исключительная неустойка), требование ст. 766 ГК будет соблюдено?

Представляется, что обеспечение должно быть максимально универсальным и полным, обеспечивать исполнение каждого из обязательств в полном объеме. Обратное давало бы возможность одной или обеим сторонам злоупотреблять правом выбора способа обеспечения, обеспечивать исполнение обязательств в незначительной части, позволяя формально соблюдать требования п. 1 ст. 766 ГК, но реально отказываться от механизма надлежащего обеспечения.

5. Особые требования устанавливает п. 1 ст. 767 ГК к основаниям и порядку изменения государственного контракта. При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а при необходимости — и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

Возмещение убытков, вызванных изменением сроков, — единственное требование, которое заказчик вправе предъявить подрядчику. Убытки, связанные с уменьшением финансирования как таковым, равно как с изменением других условий контракта, возмещению не подлежат.

Уменьшение финансирования по логике предполагает уменьшение цены работ по контракту. Предмет договора и объем работ, как следует из буквального содержания ст. 767 ГК, при этом не меняются. Обязанность подрядчика выполнить работы сохраняется в полном объеме, но на других условиях. Почему уменьшение финансирования связывается законодателем в первую очередь с изменением сроков — из содержания ГК не ясно.

Изменение сроков не находится в прямой причинно-следственной связи с удешевлением работ и вряд ли компенсирует убытки подрядчика, вызванные недофинансированием. Увеличение сроков защитит интересы подрядчика только в одном случае — если цена работ по контракту останется неизменной, а уменьшение средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования работ в одном бюджетном периоде, будет компенсировано дополнительным финансированием работ в бюджете следующего периода. Только в таком случае правило п. 1 ст. 767 ГК будет действенным механизмом защиты прав и законных интересов обеих сторон государственного контракта.

Изменение государственного контракта по указанному основанию производится не в одностороннем порядке, а только по соглашению сторон. Стороны обязаны согласовать новые сроки и другие условия контракта. По этой причине соглашение о новых условиях будет относиться к договорам, заключение которых для сторон обязательно (ст. 445 ГК). При недостижении согласия спор передается на рассмотрение суда.

Изменение государственного контракта по иным основаниям осуществляется только по добровольному соглашению сторон. Обязанности заключить такое соглашение ни одна из сторон не несет.

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2002 (гл. 3).

Брагинский М.И. Договор подряда и подобные ему договоры. М., 1999.

Кабалкин А.Ю. Договор бытового подряда // Российская юстиция. 1998. N 8.

Коваленко Н.И. Законодательство о капитальном строительстве при переходе к рынку // Гражданское право России при переходе к рынку. М., 1995. С. 178 — 182.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) (под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина) включен в информационный банк согласно публикации — Издательство «Юрайт», 2004.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. М., 2002.

Мейер Д.И. Русское гражданское право (в 2 ч.). М., 2000.