Меню Закрыть

Договор с рсо и ук

Какие договора должны быть заключены между РСО и УК?

Мы ресурсоснабжающая организация. Предоставляем услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению. Заключили договор ресурсоснабжения с управляющей компанией. Какой договор (агентский или может быть уступки прав) заключить с УК, чтобы РСО непосредственно могла заниматься начислением платежей населению и сбором платежей? И нужно ли отдельно заключать договор с УК на ОДН, т.к. с 01 января 2017 г. плата за общедомовые нужды входит в состав платы за общее имущество.

28 Февраля 2017, 16:32 Юлия, г. Киров

Ответы юристов (3)

Вы можете заключить с УК агентский договор, чтобы заниматься начислением платежей населению и сбором платежей.

Также обращаю внимание на следующий пункт Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124):

30. В договоре ресурсоснабжения предусматривается право:
а) для ресурсоснабжающей организации — на односторонний отказ от договора ресурсоснабжения с исполнителемв части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома — при наличии у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца). Данное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, в том числе путем предоставления им этого вида коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем или напрямую с потребителями, а также путем уведомления потребителей о наличии у исполнителя такой задолженности и возможности выбора собственниками помещений в многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом, иной управляющей организации и заключения договора ресурсоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией в случае выбора непосредственного способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме;

На ОДН расторгнуть договор Вы не вправе, только на снабжение в жилых помещениях.

С Уважением, Олег Рябинин.

Уточнение клиента

Договор на ОДН по горячей воде должен быть заключен отдельным договором или все прописать в договоре ресурсоснабжения (личное потребление о ОДН)?

Можно ли вместо агентского договора на начисление и прием платежей заключить договор цессии, т.к. нам нужно чтоб договор был безвозмездным! Заранее спасибо.

01 Марта 2017, 08:37

Есть вопрос к юристу?

Это в принципе без разницы, можно вместе, а можно отдельно. Как Вам удобней будет, так и заключайте.

Можно ли вместо агентского договора на начисление и прием платежей заключить договор цессии, т.к. нам нужно чтоб договор был безвозмездным!
Юлия

Цессия — это немного другое. Цессия — это просто уступка прав требования (ст.382 ГК):

1. Право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.

Т.е. по цессии Вам УК может передать только права требования, причем уже возникшие (а не на будущее).

Уточнение клиента

Т.е. на безвозмездной основе заключить договор на прием платежей не получится? Ук должно будет оплачивать РСО по агентскому договру? и еще в агентском договоре прописано, что Агент должен перечислитьполучеенные средства на счет принципала. В нашем случае мы сами начисляем и собираем платежи. Как это отразить в агентск5ом договоре?

01 Марта 2017, 09:18

Вы написали два вида работ, которые хотите делать:

  1. Начисление платежей
  2. Сбор платежей

Это немного отдельные работы. Что касается сбора, то есть еще вариант принятия решения на общем собрании о возможности прямых платежей (не путайте с прямым договором).

Что касается агентского договора, то:

По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (ст.1005 ГК).

Как видите, про счета здесь ничего не говорится. Поэтому можно прописать как угодно.

Если Вам нужно подготовить агентский договор между РСО и УК, Вы можете обратиться за соответствующей платной услугой к любому юристу на данном сайте (в чате) или оставить заявку в разделе «Документы».

А на безвозмездной основе заключить договор между УК и РСО вряд ли получится, потому что РСО будет делать работу УК, а за нее нужно платить (пусть немного).

Уточнение клиента

Да нужно подготовить. Договор на начисление платежей, выпуск платежных документов, доставку платежных документов и сбор платежей с населения. Только средства, полученные от населения остаются в РСО, а не перечисляются на счет УК, возможно такое? Вы сможете подготовить такой договор? Сколько это по стоимости?

01 Марта 2017, 10:01

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Договор с рсо и ук

В конце марта этого года Госдума приняла закон о прямых расчетах между собственниками жилья и ресурсоснабжающими организациями. С апреля жильцы многоквартирных домов смогут заключать договоры об оказании услуг ЖКХ без посредничества управляющих компаний.

«РБК-Недвижимость» разъясняет, какова цель законодательных изменений, как заключить прямой договор с РСО и что это даст потребителям.

ЗаконодательствоПочему владельцам жилья разрешили вести расчеты с РСО напрямую

Такая мера введена для борьбы с долгами управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями. По данным Минстроя России, к сегодняшнему дню УК задолжали ресурсникам 250 млрд руб. Эти деньги были собраны управляющими компаниями с потребителей, но РСО так и не перечислены.

Осенью прошлого года премьер-министр России Дмитрий Медведев на встрече с вице-премьерами заявил о «вопиющей ситуации» с долгами, когда люди вовремя платят за услуги ЖКХ, «а дом из-за недобросовестности управляющей компании отключается от теплоснабжения».

Президент Владимир Путин на ежегодной пресс-конференции тоже потребовал отрезать управляющие компании от денежного потока, поскольку они «далеко не всегда расплачиваются вовремя и в полном объеме».

Услуги ЖКХКакие из них теперь можно будет оплачивать напрямую

Законодательство устанавливает возможность заключения договоров на прямую оплату холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, а также на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (вывоз мусора). Расчеты за газ и электричество уже производятся без участия управляющих компаний.

ПлатежиОбязателен ли переход на прямые договоры с РСО

Нет, заключать прямой договор с РСО необязательно. Если жильцов дома устраивает работа управляющей компании или ТСЖ, они могут по-прежнему оплачивать коммунальные услуги через них. Но важно, чтобы УК не имела задолженностей перед ресурсоснабжающими организациями, потому что тогда ресурсники сами откажутся от ее услуг — в одностороннем порядке.

Если средства на оплату услуг ЖКХ собирались с жильцов в течение двух месяцев, но так и не были перечислены поставщику ресурсов, то по решению суда или по акту сверки он может перейти на получение платежей от граждан напрямую.

ДоговорМожет ли собственник квартиры самостоятельно отказаться от управляющей компании

Нет, один человек не сможет перейти на прямой договор с поставщиками. Решение должно быть принято на общем собрании владельцев жилья. Если за это проголосуют собственники, владеющие не менее 50% имущества дома, тогда на прямые договоры будет переведен весь дом целиком.

После проведения собрания жильцы должны передать копии протокола и решения в РСО. Договор будет заключен автоматически, подписывать его каждому жильцу не придется.

СрокиСколько времени потребуется на переход к прямой оплате

Если инициатива исходит от жильцов дома, то ресурсоснабжающая организация может взять три месяца на то, чтобы подготовиться к осуществлению расчетов с этим домом напрямую.

Если сама РСО расторгает договор с управляющей компанией, то она должна перейти на прямые расчеты с собственниками жилья в течение 30 дней с даты направления в УК уведомления об одностороннем отказе от ее услуг.

ВыгодаЧто изменится для потребителя услуг

По идее — ничего. Кроме того, что потребитель будет знать, что выплаченные им деньги ушли к поставщику ресурса, а не осели на счетах управляющей компании или были использованы не по назначению.

ТарифыСтанут ли коммунальные услуги дешевле или дороже, если их оплачивать напрямую

Нет, переход на прямые расчеты никак не повлияет на стоимость услуг. Тарифы будут расти в обычном порядке — сейчас рост в среднем по России составляет 4% в год.

Управляющие компанииКаковы будут последствия для них

По прогнозам Минстроя России, переход на прямые расчеты с поставщиками ресурсов вынудит уйти с рынка ЖКХ около 30% управляющих компаний. Глава Минстроя Михаил Мень заявлял, что рынок покинут как раз те компании, которые использовали деньги не по назначению, «зарабатывали не на управлении жильем, а на управлении деньгами».

23.04.2018 | Предоставление РСО коммунальных услуг собственникам нежилых помещений

С 1 января 2017 года Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» из схемы «нежилое помещение — исполнитель коммунальной услуги (УО/ТСЖ/ЖСК) — ресурсоснабжающая организация» исключены УО/ТСЖ/ЖСК. Теперь собственники нежилых помещений обязаны самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями (РСО) и им же оплачивать потребленные коммунальные ресурсы. Однако, как показывает практика, несмотря на вступление новых норм в силу уже больше года назад, далеко не везде РСО приступили к работе с собственниками нежилых помещений, а многие УО/ТСЖ/ЖСК продолжают предъявлять к оплате таким собственникам стоимость потребленных коммунальных услуг. Попробуем разобраться в проблемах, возникающих при переходе от договоров с УО/ТСЖ/ЖСК к договорам с РСО.

Смотрите так же:  Увольнение за отсутствие рабочем месте

Новые нормы и позиции судов

В соответствии с абзацем 3 пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее — Правила 354) в редакции, действующей с 01.01.2017, поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме (МКД), а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.

Казалось бы, все понятно — с 1 января 2017 года РСО должны предоставлять коммунальные услуги в нежилом помещении, а УО/ТСЖ/ЖСК право предоставления таких услуг с этой же даты, соответстветственно, утрачивают. Однако, необходимо обратить внимание на несколько нюансов.

Абзацем 4 пункта 6 Правил 354 на управляющие организации, ТСЖ, ЖСК возлагается обязанность по уведомлению собственников нежилых помещений о необходимости заключить договор непосредственно с РСО, а в РСО направить сведения о собственниках нежилых помещений. Важно отметить, что срок направления такого уведомления не регламентирован, соответственно, привлечь к ответственности управляющую организацию за ненаправление, несвоевременное направление будет довольно-таки сложно, а скорее всего — невозможно. Однако, именно неисполнение УО/ТСЖ/ЖСК указанной обязанности может приниматься судами как основание для признания действующим договора о предоставлении коммунальных услуг, заключенного именно между УО/ТСЖ/ЖСК и собственником нежилого помещения в МКД, и, соответственно, признания факта отсутствия правоотношений между этим собственником и РСО.

Так, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2018 г. № 13АП-33733/2017 по делу № А56-55921/2017 рассматривался иск о взыскании задолженности по договору теплоснабжения, поскольку товариществом собственников жилья не исполнены обязательства по своевременной оплате отпущенной тепловой энергии. Суть спора заключалась в том, что ТСЖ не осуществлялась оплата по договору теплоснабжения касаемо нежилых помещений. Товарищество ссылалось на пункт 6 Правил 354, однако уведомление собственникам не направило, сведения в РСО не предоставило, иных изменений в договор касаемо нежилых помещений не вносилось. Суд взыскал образовавшуюся задолженность, апелляционным определением постановление суда первой инстанции признано обоснованным и изменению не подлежащим.

В Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05 марта 2018 № Ф01-6032/2017 по делу № А28-3497/2017 суд указал, что «отсутствие прямого договора собственника нежилых помещений с ресурсоснабжающей организацией в спорный период не освобождает управляющую компанию от обязанности оплатить в полном объеме поставленный в многоквартирные дома коммунальный ресурс». Дополнительно суд отметил, что «учитывая то, что пунктом 6 Правил 354 на управляющую компанию возложена обязанность представить ресурсоснабжающим организациям сведения о собственниках нежилых помещений в этом доме, а также направить уведомления собственникам нежилых помещений о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями, неисполнение управляющей организацией указанных обязанностей позволяет в переходный период сохранить ранее существовавший порядок оплаты коммунального ресурса до момента совершения указанных действий управляющей организацией. Таким образом, для исключения объема поставленного коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме из общего объема тепловой энергии, полученной управляющей компанией, последняя обязана доказать выполнение обязанности по предоставлению сведений ресурсоснабжающей организации о собственниках нежилых помещений и направлении последним уведомления о необходимости заключения договоров энергоснабжения». Судом также принято во внимание то, что «поскольку Постановление № 1498 не содержит никаких правил относительно сроков заключения договоров между собственниками нежилых помещений в МКД и ресурсоснабжающими организациями в письменной форме, а также не устанавливает сроков передачи управляющими организациями сведений о собственниках нежилых помещений в РСО, до прекращения заключенного с управляющей компанией договора о предоставлении коммунальных услуг собственник нежилого помещения может вносить плату управляющей компании».

Согласно позиции суда, изложенной в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2018 г. № 13АП-766/2018 по делу № А56-73290/2017 управляющая организация обязана провести мероприятия, направленные на заключение с собственниками нежилых помещений отдельных договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями, к которым относится, в частности, направление уведомлений и сведений, предусмотренных пунктом 6 Правил 354. Указанный перечень мероприятий, установленный пунктом 6 Правил 354, носит исчерпывающий, конкретный характер и должен выполняться Обществом как исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах, находящихся в управлении заявителя. В указанном Постановлении № 13АП-766/2018 отмечено, что «публикация Обществом информационного сообщения общего характера для неограниченного круга лиц на своем сайте не может служить доказательством направления и получения конкретными собственниками нежилых помещений в доме уведомлений о необходимости заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией». Уведомление собственника нежилого помещения должно носить индивидуальный характер, и не может быть предназначено для неопределенного круга лиц. Дополнительное размещение на сайте, в общественных местах МКД данной информации не будет являться нарушением, однако не имеет юридического значения.

Неопределенность даты заключения договора с РСО

Немаловажно учесть, что если уведомление собственнику не направлено или не предоставлена информация в РСО, это не является препятствием для заключения договора. Заключение договора с РСО может инициировать собственник нежилого помещения. Согласно п. 23 Правил 354 собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Стоит указать, что, исходя из толкования норм, «обязанность» быть инициатором заключения письменного договора возложена на собственника нежилого помещения. Однако прямых запретов на то, что инициатором заключения договора может выступить ресурсоснабжающая организация, нет.

Пунктом 18 Правил 354 предусмотрено, что в случае если исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги потребителям в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, не является ресурсоснабжающая организация, собственник нежилого помещения в многоквартирном доме обязан в течение 5 дней после заключения договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями представить исполнителю их копии, а также в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, — данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по указанным договорам.

Стоит упомянуть пункт 7 Правил 354, который предусматривает, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами 354. Казалось бы, из приведенной нормы следует, что сам факт потребления коммунальной услуги потребителем, в том числе собственником нежилого помещения, означает заключение договора предоставления коммунальной услуги. А поскольку лицом, обязанным с 01.01.2017 заключать такой договор с собственниками нежилых помещений, является РСО, то договор между РСО и собственниками нежилых помещений заключен, независимо от его подписания в письменной форме и независимо от действий УО/ТСЖ/ЖСК по направлению уведомлений собственникам нежилых помещений.

Однако, надо отметить, что Правила 354 устанавливают, что между РСО и собственником нежилого помещения заключается не договор предоставления коммунальных услуг, а именно договор ресурсоснабжения. С учетом этого вопрос о возможности заключения договора ресурсоснабжения с РСО путем совершения собственником нежилого помещения конклюдентных действий (потребление коммунального ресурса) становится неоднозначным. Об особенностях договоров ресурсоснабжения, заключаемых между собственниками нежилых помещений и РСО, расскажем в одной из следующих публикаций на сайте АКАТО, в настоящей статье сделан акцент на указании вида договора только с целью предостережения от сомнительного вывода о заключении договора с РСО путем совершения конклюдентных действий.

Заключение

В заключении публикации обозначим, что самым главным в озвученных поправках является утрата права УО/ТСЖ/ЖСК на заключение договоров предоставления коммунальных услуг с собственниками нежилых помещений, а лицом, обязанным заключить договор с собственником нежилого помещения, является РСО. При этом складывающаяся в настоящее время судебная практика придает большое значение факту направления управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК уведомлений собственникам нежилых помещений о необходимости заключить договоры ресурсоснабжения непосредственно с РСО. Конечно, решений Верховного суда РФ еще нет, и говорить об уже сложившейся правоприменительной практике рано. Даже приведенные выше судебные акты содержат сомнительные выводы. Например, непонятно, как после 01.01.2017 на УО/ТСЖ/ЖСК может быть возложена обязанность по предъявлению оплаты коммунальных услуг собственникам нежилых помещений, если Правила 354 не предоставляют права УО/ТСЖ/ЖСК требовать такую оплату? Как можно считать УО/ТСЖ/ЖСК исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственнику нежилого помещения, если в новой редакции Правил 354 в нежилом помещении вообще не потребляются коммунальные услуги, а потребляются коммунальные ресурсы, поставщиком которых УО/ТСЖ/ЖСК являться не может? И каким образом РСО может быть освобождена от обязанности заключения договора ресурсоснабжения с собственником нежилого помещения, если Правила 354 устанавливают, что исключительно такой договор является основанием для потребления коммунального ресурса в нежилом помещении? Кроме того, остается открытым вопрос определения конкретной даты заключения договора между собственником нежилого помещения и РСО. Нет четкого понимания, является ли направление уведомления основанием признания расторгнутым договора предоставления коммунальных услуг между УО/ТСЖ/ЖСК и собственником нежилого помещения, и если является, то с какой даты. Является ли дата расторжения договора предоставления коммунальных услуг между УО/ТСЖ/ЖСК и собственником нежилого помещения одновременно датой заключения договора ресурсоснабжения этого собственника с РСО или датой начала бездоговорного потребления коммунального ресурса в указанном нежилом помещении?

В общем, внесенные поправки создают большое количество вопросов, и вместо упорядочивания процессов потребления коммунальных услуг и коммунальных ресурсов, наоборот, создают путаницу и неопределенность. Вероятно, именно из-за этого по прошествии уже больше года после вступления новых поправок в силу так и не наступило однозначное понимание порядка потребления и оплаты коммунальных ресурсов собственниками нежилых помещений в МКД.

Продолжение темы договоров между РСО и собственниками нежилых помещений по ссылке > > >

Важная информация для РСО!

АКАТО приглашает специалистов РСО на специализированные мероприятия по разъяснению положений федерального закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ («закон о прямых договорах») и ряда других актуальных для ресурсоснабжающих организаций вопросов:

28 июня 2018 года состоится очный семинар в Екатеринбурге «Актуальные вопросы деятельности РСО: “прямые договоры” и другие важнейшие поправки законодательства». Семинар проведет эксперт по юридическим вопросам ЖКХ Игорь Кокин. Подробнее по ссылке > > >

Обязательно ли ТСН заключать прямые договора с РСО на поставку коммунальных услуг?

Здравствуйте! Мы хотим создать ТСН в своем доме и расторгнуть договор с УК ,она же является и РСО.основание расторжение договора будет не соблюдение условий выполнения договора(подделка акта выполненных работ. незаконное списание денежных средств с дома)Так же на первом этаже само ЖЕУ занимает нежилое помещение,у них договор аренды с Комитетом города , и за содержание жилья и за коммуналку они не платят, ссылаясь на то что это всеравно «ИХ КОРМАН»и зачем им платить самим себе?Хотя мы считаем что это деньги дома, и должны идти на содержание нашего дома. Правомерно ли в данном случаи действия УК? УК не хочет нас отпускать. и говорит если, мы все таки от них уйдем, то ТСН должно будет заключить с ними договор на поставку коммунальных услуг.

Смотрите так же:  Кфх налоги отчетность

Обязательно ли ТСН заключать такой договор с РСО? можно ли этого избежать?

Ответы юристов (4)

Если Ваша управляющая компания является еще и ресурсоснабжающей организацией, то в этом случае созданному ТСН нужно будет заключить с ней договоры ресурсоснабжения на поставку тех ресурсов, централизованное снабжение которыми данная компания осуществляет.

Договоры заключаются в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.

Избежать этого не удастся (ведь нужно же будет покупать централизованные коммунальные ресурсы).

С Уважением, Олег Рябинин.

Уточнение клиента

Спасибо . а сам собственник на прямую может ли заключить договор с РСО на коммунальные услуги, если дом находится в ТСН?

02 Мая 2017, 10:32

Есть вопрос к юристу?

ЖК РФ предусматривает возможность не заключения «прямого» договора, а возможность внесения платы напрямую в РСО по решению собрания ТСЖ.

6.3. На основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами — региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (ст.155 ЖК РФ).

Уточнение клиента

т.е ,если я правильно поняла, нам надо провести общее собрание собственников ТСН, ссылаясь на ст.155 ЖК РФ п.6.3. и принять на общем собрании решение,что предоставление коммунальных услуг берет на себя РСО?И таким образом ТСН может не заключать прямой договор с РСО на коммунальные услуги?

02 Мая 2017, 11:25

Юлия, немного не так. Договоры ТСЖ с РСО все равно должна заключить. Просто часть 6.3 статьи 155 предусматривает возможность оплаты по этим договорам «напрямую» собственниками при принятии общим собранием ТСЖ соответствующего решения.

А прямые договоры собственники могут заключить при непосредственном управлении домом, в котором не более 30 квартир (пп.1 п.2 ст.161 ЖК РФ).

Уточнение клиента

Извините, не поняла ,запуталась.В нашем доме 64 квартиры. первый этаж-это нежилые помещения.Значит при создании ТСН, мы заключаем договор на предоставление коммунальных услуг с РСО,но тогда выходит,что наш дом не может ссылаться на пункт 6.3 ?

У нас сейчас напряженные отношения с нашей УК(которая так же является и РСО).после проверки выявился факт хищения денежных средств с дома.так же они не исполняли свои обязательства перед домом.Дом в ужасном состоянии. мы хотим организовать свое ТСН. и привести дом в порядок.но УК не хочет нас отпускать, и ссылается, если мы уйдем то наше ТСН должно будет заключить договор на покупку коммунальных услуг. Для ТСН это означает разорение. т.к. не все собственники вовремя платят за квартиру, т.ь. существует дебиторка.Тем более в нашем доме есть такие собственники, которые вообще не платят за квартиру. и как говориться с них и взять нечего.И за таких собственников долги за коммуналку будут всегда расти, а ТСН не сможет их А им нужна будет 100% оплата по договорам. или они подают на наше ТСН в суд и нас ликвидируют. Мы думали, что согласно п.6.3 каждый собственник заключит договор с РСО. и долги за коммуналку на ТСН не лягут.Помогите пожалуйста нам разобраться. выходит что п6.3 только для домом,в котором меньше 30 квартир?

02 Мая 2017, 19:32

выходит что п6.3 только для домом, в котором меньше 30 квартир?

Пункт 6.3 для всех домов (не только где меньше 30 квартир ), и он не ликвидирует договорные отношения между РСО и ТСН как таковые, а только меняет порядок оплаты (то есть собственник, оплатив «напрямую» в РСО тем самым: во-первых исполнил свою обязанность по оплате перед ТСН, а во-вторых исполнил обязанность по оплате ТСН перед РСО).

С Уважением,
Олег Рябинин.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Никак не подписывают договор с ресурсоснабжающей организацией об оказании услуг

Здравствуйте уважаемые юристы ! В начале февраля 2013г. я подала заявление ресурсоснабжающей организации о заключении договора по теплоснабжению ,при этом я подала им свои расчёты потребления тепла ,сделанные независимой экспертизой ,т.к. невозможно поставить счётчик тепла . Сначала они не соглашались с этими расчётами проверяли, консультировались. Потом вроде согласились, что всё правильно. Вопрос у меня вот в чём : на дворе уже 2014 год. Ни договора, ни счетов на оплату — а ведь прошёл год. Я им звоню постоянно, отвечают — ещё не составили, или кто то не подписал и так тянется время. Но насколько я знаю договор же нельзя подписывать задним числом. А как насчёт оплаты, то бы я каждый месяц платила, а теперь будет огромная сумма. А вообще я слышала, что выходит новый закон, если вовремя не предоставлены счета на оплату, то можно вообще не платить, так ли это?

Ответы юристов (6)

Здравствуйте Васильевна если вы не подписывали договор то у вас нет ни каких обязанностей. в данных отношениях договор служит регулирователем прав и обязанностей сторон если его нет то вы не имейте обязанность платить.

С уважением Арутюн

Уточнение клиента

Но они могут выставить счёт за фактическое пользование ? помещение находится на 1-ом этаже многоквартирного дома , ук тоже счёт не выставляло.Получается -вобще никому не платить ?

10 Января 2014, 09:36

Есть вопрос к юристу?

А где же цена и условия. Это получается следующим образом Я вам приношу фрукты с корзинкой без вашего согласия ставлю у двери, а потом требую высокую цену за нее, вы готовы платить

Прочитайте эту статью

Какие существуют особенности заключения договоров на приобретение коммунальных ресурсов УК и ТСЖ с ресурсоснабжающими организациями?

Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 № 124 были утверждены Правила, обязательные при заключении УК или ТСЖ (ЖСК) договоров с ресурсоснабжающими организациями. Сегодня этот документ действует в полном объеме, поэтому уже можно его рассматривать с точки зрения практического применения.

Заключению договоров с РСО всегда сопутствовали и, конечно же, будут сопутствовать спорные ситуации. Прежде всего, по причине разнонаправленной заинтересованности сторон договора, хотя нужно отметить и наличие противоречий между нормативными документами разных ведомств и уровней.

Надо исходить из того, что договор ресурсоснабжения является публичным договором, в силу чего его заключение является обязательным для каждой из сторон – УК, ТСЖ и РСО, и в случае отказа от заключения или недостижения сторонами согласия, спор решается в судебном порядке. Правила заключения договоров с РСО обязательны для применения всеми исполнителями коммунальных услуг, то есть управляющими организациями, ТСЖ, ЖК и иными специализированными потребительскими кооперативами, где все они называются исполнителями.

Заключение договора ресурсоснабжения начинается с отправки исполнителем соответствующей заявки (оферты) в адрес РСО. К заявке (оферте) исполнителю необходимо приложить определенные документы (пункт 6 Правил). Так, в РСО, кроме правоустанавливающих документов, подаются документы, подтверждающие наличие у исполнителя обязанности по предоставлению соответствующей коммунальной услуги потребителям, пользующимся помещениями в МКД (жилом доме), указанном в заявке (оферте). Для УК такими документами являются протокол общего собрания собственников помещений в МКД, на котором принято решение о выборе управляющей организации и определено, что данная УК обеспечивает предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в МКД и договор управления МКД, если он уже заключен к этому моменту. Если же УК была выбрана не собственниками МКД, а приступила к управлению по результатам открытого конкурса, проведенного органом местного самоуправления, документами, подтверждающими полномочия УК, являются протокол открытого конкурса по выбору УК и (или) договор управления МКД.

Кроме прочего, УК может управлять теми домами, где первоначально созданы ТСЖ или кооперативы. Для таких управляющих организаций в качестве документов, подтверждающих наличие у них обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу потребителям, пользующимся помещениями в конкретном МКД (жилом доме), названы протокол общего собрания собственников помещений в МКД, на котором принято решение о выборе управляющей организации, и (или) договор управления МКД, заключенный между ТСЖ или кооперативом и УК.

Это важный вопрос необходимости проведения общего собрания собственников помещений в МКД. Ранее, до введение в действие Правил, многие ТСЖ самостоятельно через Правление принимали решение о заключении договоров с УК, и судебная практика по-разному оценивала такие ситуации. Новые Правила требуют обязательного проведения общих собраний собственников.

Для ТСЖ и кооперативов документами, подтверждающими наличие у них обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу потребителям, являются протокол общего собрания собственников помещений в МКД (членов кооператива), в котором зафиксировано решение о выборе в качестве способа управления МКД управления товариществом или кооперативом, устав товарищества или кооператива.

Смотрите так же:  Тарифные преференции это льготы

Кроме перечисленных документов, к заявке (оферте) все исполнители прилагают:
1. документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) дома в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса;
2. документы об установке и приеме в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такового);
3. протокол общего собрания собственников помещений в МКД, на котором принято решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно РСО (если такое решение принято);
4. документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в МКД, а также об общей площади помещений в МКД, включая помещения, входящие в состав общего имущества.

Недостатки оформления документов, прилагаемых к заявке (оферте), как и представление этих документов не в полном объеме, не является основанием для отказа в заключении договора ресурсоснабжения (пункт 14 Правил заключения договоров с РСО). В этом случае РСО должна сообщить исполнителю о всех обнаруженных неточностях (на это отведено пять рабочих дней) и порядке их устранения. Рассмотрение заявки (оферты) на это время приостанавливается, но не прекращается. Только если в течение 30 дней исполнитель не представит недостающие документы, оформленные надлежащим образом, РСО вправе прекратить рассмотрение заявки (оферты). Однако это не значит, что исполнитель не сможет повторно обратиться с заявкой (офертой) к той же РСО после устранения всех недостатков в документах.

Практика выявила ряд проблемных моментов, с которыми сталкиваются УК и ТСЖ при оформлении заявки в РСО на заключение договоров энергоснабжения, прежде всего, невозможность сбора определенного набора документов, которые чаще всего отсутствуют, например те же Акты технологического присоединения. Решение данного вопроса может быть разным, но необходимо признать, что УК и ТСЖ в любом случае будут обязаны произвести действия по восстановлению необходимой технической документации на МКД. Соответственно, о невозможности представления спорных документов РСО должно быть уведомлено, чтобы исключить ответственность УК и ТСЖ за несвоевременное заключение договоров энергоснабжения. Уклонение РСО от участия в оформлении нужных документов также необходимо фиксировать документально. Наконец, отметим, что Правила предполагают ситуацию, когда РСО может обратиться в УК и ТСЖ с предложением о заключении договора энергоснабжения. Согласно пункту 10 Правил, если коммунальный ресурс уже подается в МКД без оформления договорных отношений (в письменном виде), РСО может направить исполнителю соответствующую заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого проекта договора, подписанного РСО.

Что касается существенных условий договора ресурсоснабжения, хотелось бы обратить внимание на следующее. Пункт 176 Правил заключения договоров с РСО называет существенные условия любого договора ресурсоснабжения:
1. предмет договора (вид коммунального ресурса);
2. дата начала поставки коммунального ресурса, причем дата начала поставки коммунального ресурса, указанная в договоре между УК (ТСЖ, кооперативом) и РСО, и дата начала предоставления коммунальной услуги согласно договору между УК (ТСЖ, кооперативом) и потребителями должны совпадать;
3. показатели качества поставляемого коммунального ресурса, определяющиеся в соответствии с новыми Правилами предоставления коммунальных услуг. Кроме того, в договоре ресурсоснабжения должны предусматриваться меры ответственности РСО за нарушение показателей качества и объема поставляемого коммунального ресурса, являющееся причиной предоставления исполнителем коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в недостаточном объеме, т.е. УК и ТСЖ получили в руки инструмент для контроля РСО;
4. порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, где также надо ориентироваться на Правила № 354;
5. порядок определения цены договора, исходя из стоимости энергоресурса для населения;
6. порядок оплаты коммунального ресурса в зависимости от того, приняли ли собственники решение об оплате коммунальных услуг непосредственно РСО.

Есть и иные условия договора ресурсоснабжения, которые не считаются существенными, но тем не менее важно их урегулировать именно на уровне договора.

Первое — разграничение ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса, второе — разграничение обязательств по обеспечению обслуживания внутридомовых инженерных систем и центральных систем. Это такие категории, как точка поставки и граница эксплуатационной ответственности. Безусловно, что исполнитель и РСО вправе самостоятельно определить, где проходит граница ответственности. Однако, если этого не будет сделано, они будут руководствоваться общим положением, сформулированным в пункте 18 Правил заключения договоров с РСО, согласно которому РСО несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в МКД.

Граница раздела ответственности (установленная договором или Правилами) определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон. Копии этих актов должны прилагаться к договору ресурсоснабжения.

Что же в итоге? Правительством РФ предпринята попытка упорядочить основополагающие правовые нормы, связанные с заключением договоров энергоснабжения, и адаптировать их к отраслевой специфике отрасли ЖКХ. Даны определенные четкие условия, но при этом свобода договора по существу осталась. Т.е., РСО по прежнему будет навязывать потребителям свои жесткие условия, а УК и ТСЖ относительно успешно с этим бороться. В ближайшее время, очевидно, судебная практика сформулирует несколько новых принципиальных позиций в ту или иную сторону.

Если Вам услуга фактически оказывается по теплоснабжению, то ресурсоснабжающая организация имеет право требования с Вас как потребителя оплату в установленном (согласованном) размере, будь то на основании показаний приборов учёта либо на основании расчётов исходя из установленных формул.

Другое дело, что если нет документа-основания (договора на теплоснабжение), то РО будет проблематично организовать претензионную и судебную работу с Вами.

Что касается возможности заключения договора, где (к примеру), начало его действия (начало правоотношений) находится в прошлом по отношению к дате его заключению, то здесь проблем не вижу: это не есть заключение договора задним числом, это фактически верное узаконивание сложившихся гражданских правоотношений.

Если профильное постановление (306-е, 307-е и частично 491-е) изменено или будет изменено в том ключе, что при невыставленном счете у потребителя появляется право не оплачивать услугу — руководствуйтесь такой нормой, однако имейте в виду, что услугу -то Вы потребили.

И с точки зрения ГК РФ, без учета подзаконных актов и процедурных тонкостей, всегда должен соблюдаться баланс прав и обязанностей исполнителя и потребителя, обеспечивающий в целом равенство сторон, то есть лишь отталкиваясь от нарушения процедуры, от самого факта оказанной (потреблённой ) услуги сторонам не уйти.

Здравствуйте Любовь Васильевна!

В соответствии со ст. 8 Гражданского Кодекса РФ:

1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

6) вследствие причинения вреда другому лицу;

7) вследствие неосновательного обогащения;

8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

2. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Таким образом, обязанность оплачивать потребленную услугу у Вас возникает в результате фактического ее потребления, на основании пп. 8 п. 1 вышеуказанной статьи.

Исходя из того, что помещение находится в многоквартирном доме, применяется ст. 153 Жилищного Кодекса РФ:

1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение;

6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.

Хотя в пп. 5 п. 2 указанной статьи, речь идет о жилых помещениях, тем не менее, возможно применение этой нормы по аналогии закона. Т.е. в отношении собственника нежилого помещения.

Исходя из сказанного, обязанность оплатить услуги теплоснабжения у Вас имеется вне зависимости от заключенного договора.

Договор задним числом подписывать конечно нельзя.

В Вашей ситуации возможен спор с ресурсоснабжающей организацией по поводу размера платежа. В таком случае, Ваши оппоненты, должны будут доказывать в суде, правильность выставленных счетов. В данном случае, Вы поступили весьма предусмотрительно, что провели экспертизу потребления тепла. В случае спора, у Вас будет весомый аргумент.

В отношении того, что теперь придется платить сразу большую сумму. Вы можете просить рассрочку платежа. Тем более, что задержка в выставлении счетов произошла по вине ресурсоснабжающей организации.

Уточнение клиента

Спасибо всем за ответы .Очень хороший сайт !

10 Января 2014, 10:48

Вы можете заключить договор настоящим число, о есть 2014 годом и в отдельном пункте прописать, что данные правоотношения распространяются на сторон например, с 01.02.2013.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.