Меню Закрыть

Учебное пособие по социальной экологии

Учебное пособие по социальной экологии

Современная экологическая обстановка в отдельных странах и регионах оставляет желать лучшего. Миссия нашего сайте — обеспечить русскоязычных жителей планеты Земля актуальной информацией о защите окружающей среды, экологической безопасности и экологии в целом.

Полезные ресурсы и публикации:

Л.М. Яо
Социальная экология
Учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007. – 280 с.

Пособие посвящено проблемам социальной экологии как междисциплинарной области знания. С социологических позиций автор рассматривает вопросы, имеющие глобальный характер и связанные с нарастанием экологических проблем в мире, в отдельных странах и регионах.

В пособии представлены необходимые дидактические единицы курса: программа, методические указания, конспекты лекций, хрестоматия наиболее значительных научных работ по социальной экологии, словарь экологических терминов, список литературы.

Рекомендуется студентам вузов, обучающимся по специальности «государственное и муниципальное управление», изучающим социальную экологию, социологию, экономику, социальную работу, менеджмент.

Учебное пособие может быть полезным для преподавателей вузов, учителей средних общеобразовательных школ, всем, кто участвует в экологическом образовании и просвещении.

Печатное издание:
Яо Л.М. Социальная экология: учебное пособие. – Казань : Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007. – 280 с.

Министерство общего и профессионального

Томский политехнический университет

И. Б. Ардашкин Социальная экология Учебное пособие

Ардашкин И. Б. Социальная экология: Учебное пособие. — Томск: Изд. ТПУ, 1999. — 120 с.

В пособии в краткой форме изложены теоретические вопросы курса социальной экологии, где выделены наиболее существенные проблемы этой новой междисциплинарной науки. Основное внимание уделено исследованию специфических аспектов предмета социальной экологии: взаимосвязи и взаимодействию общества и окружающей среды. Пособие подготовлено на кафедре философии, соответствует программе дисциплины и предназначено для студентов Центра дистанционного образования.

Печатается по постановлению Редакционно-издательского Совета Томского политехнического университета.

В.Н. Гузаров — доцент кафедры истории и политологии Томского политехнического университета, кандидат исторических наук;

О.Н. Милевский — доцент кафедры всеобщей истории Томского государственного педагогического университета, кандидат исторических наук.

©Томский политехнический университет, 1999

Раздел 1. Социальная экология, ее предмет и роль в обществе

1.1. Возникновение социальной экологии

Экология, ее предмет и структура.Экология — относительно молодая наука 1 . Ряд исследователей считает, что она возникла около 120 лет назад, другие полагают, что 150 лет назад. Впервые термин и общее определение экологии использовал немецкий биолог Эрнст Геккель (1866) в книге «Всеобщая морфология организмов» 2 . Им использовалось это понятие для названия одной из отраслей зоологии, которая бы стремилась изучать целостность взаимоотношений между всеми видами живых существ и окружающей их неорганической и органической средой.

В качестве самостоятельной научной дисциплины экология возникла в рамках биологии 3 . Некоторые считают подлинным ее создателем Ч.Дарвина, основателя учения об органической эволюции. Понятие «борьба за существование», в трактовке Дарвина, по существу включает в себя все переплетения взаимоотношений живых существ как между собой, так и по отношению к условиям неживой природы. А так как эти отношения являются основной задачей экологии, то она, в конечном счете, и является наукой о проявлениях борьбы за существование, понимаемой в широком, дарвиновском смысле. Организм и его среда обитания (живая и неживая) представляют собой две исторически возникшие системы, находящиеся в постоянном развитии. Отношения между ними обязательно должны быть взаимны и подвижны, пронизаны всегда новыми противоречиями, которые в процессе борьбы за существование и естественный отбор непрерывно преодолеваются и вновь возникают, обусловливая процесс постоянного приспосабливания организмов к меняющимся условиям внешней среды.

Сегодня экология — общепризнанная научная дисциплина, значение которой постоянно возрастает. Но как это часто бывает и с другими молодыми науками, нет единого определения ее предмета. Анализ различных определений экологии свидетельствует о том, что понятие «экология» эволюционирует. Ее первоначальное, чисто биологическое, толкование постепенно уступило место более широкому. В то же время основными элементами любой трактовки всегда остаются живые существа, среда (окружение), взаимное влияние живых существ и их отношение к среде. В связи с этим экологию можно определить как науку, предметом изучения которой является отношение живых существ к среде своего обитания, их взаимодействие между собой и влияние среды на них.

Если исходить из определения экологии как науки, изучающей взаимоотношения живых существ и их среды, а также их взаимодействие (вместе со всеми ограничениями, которые касаются отношений человека и среды), и разделить живые существа на растения, животных и людей, то тогда и экологию можно разделить на несколько областей в зависимости от того, взаимоотношения каких живых существ в их среде обитания она изучает. Экология (как наука) делится на экологию растений, экологию животных и гуманную экологию 4 . Экология растений и животных изучает отношения растительного и животного миров к живой и неживой среде. Основной же предмет гуманной экологии — отношение человека к живой и неживой окружающей среде.

Сама гуманная экология — относительно молодая научная дисциплина. Этот термин возникает впервые в 1921 г. (встречается у американских ученых Берджесса и Парка). Вначале под гуманной экологией понимали медицинскую дисциплину, изучающую влияние среды на человека. Однако это влияние рассматривалось не только в рамках медицинских исследований, но фрагментарно и в рамках социологии, техники, архитектуры, экономики и права. Возникновение гуманной экологии непосредственно связано с пониманием того, что экология как наука должна исследовать природу структуры сообществ, появляющихся в различных видах (где есть условия для существования человека — еда, климат и др.), а также отдельные перемены в их рамках. Экосистема человека (самодостаточное, живое сообщество и его физическое окружение, обладающее равновесием и взаимозависимостями, обусловленными изменением энергии и материи) отличается от экосистем других живых существ. Поэтому гуманную экологию определяют как отрасль экологии, изучающую место человека в экосистеме, взаимовлияние человека и экосистемы, перемены, обусловленные этим влиянием. Она как наука, следовательно, изучает не только влияние экосистемы на человека, но и обратное влияние и последствия этих взаимовлияний.

Гуманная экология нередко становится ареной дискуссий и споров. В дискуссиях все чаще отмечается недопустимость переноса биологических законов на объяснение четырех основных проблем исследования: населения, среды, технологии и организации в их взаимосвязи. И действительно, в гуманной экологии применяют категории и методы, взятые из естественных наук и не адаптированные к новым условиям, т.е. к специфике гуманной экологии.

Серьезным шагом к освобождению от влияния биоэкологии на исследование отношений человека и его природной среды стало появление социальной экологии. Область социальной экологии изучает отношения человека и его среды обитания, анализирует социальные процессы (и отношения), учитывая при этом особенности человека как природно-общественного существа, что влияет и на элементы его среды обитания, и на его отношение к ним.

Реймерс Н.Ф. в своем учебном пособии дает несколько иную структуру экологии. В нее он включает: общую экологию (биоэкологию), геоэкологию, прикладную экологию, экологию человека и социальную экологию. Интересующая нас социальная экология имеет следующую структуру: экология личности, экология человечества, «экология культуры», этноэкология. Автором отмечается интенсивное развитие в последнее время именно социальной экологии 5 .

Основные понятия экологии.В науке нет общепринятого трактования понятия «среда», особенно когда речь идет об обозначении этим термином экологической среды и в первую очередь как среды обитания людей. Среда может определяться по-разному: например, как совокупность влияний, модифицирующих и обусловливающих развитие жизни, или как агрегат существующих вещей, условий и влияния. Между тем термин «среда» часто понимается традиционно и пассивно, поэтому требуется более адекватный подход к его определению, который выражал бы совокупность условий, влияний и их развитость. Поэтому приемлемым определением понятия «среды» можно обозначить совокупность взаимозависимых условий и влияний, присутствующих в некоем окружении 6 . Из этого следует, что основными элементами среды являются: окружение, условия, влияния; взаимозависимость условий и влияний; изменчивость условий и влияний, изменения в данном окружении, возникающие как следствие взаимозависимости условий и влияний.

Можно выделить на основании различий двух главных составляющих природу начал (живой и неживой сред), следующие среды: естественную и искусственную. Естественную среду составляет совокупность природных факторов: вода, солнце, ветер, воздух, почва, растительный и животный мир. Земля является центром (средоточием) среды обитания, т.е. центром жизненного процесса и местом обитания животных и растений, и они придают важность почве как основе всего живого на Земле. Искусственная среда — это среда, которую создал человек. В ней присутствуют природные факторы, они имеют влияние, но не являются доминантными. Между природой и искусственной средой нет абсолютной границы. Между ними существует взаимозависимость, которую человек должен учитывать при формировании искусственной среды. Эту взаимозависимость естественной и искусственной среды по-своему выражает понятие «экологическая среда».

При определении понятия «экологическая среда» исходят из понятия «экосфера». Экосфера — это среда обитания, естественное окружение, где обитают живые существа, взаимовлияющие друг на друга. Экосфера состоит из биосферы и техносферы 7 . Биосфера состоит из атмосферы, гидросферы, литосферы и педосферы. Техносфера состоит из населения, сопутствующей инфраструктуры и различных элементов, служащих удовлетворению человеческих потребностей.

Смотрите так же:  Полномочия президента рф понятие характеристика

При определении экологической среды точкой отсчета является биосфера, потому что последняя представляет собой оболочку Земли, где существует весь жизненный мир вместе с человеком. Она как целостность живых организмов и Земли представляет собой единую систему, включающую в себя солнечную энергию, которую биосфера преобразует в химическую при помощи фотосинтеза и распределяет ее, что обеспечивает функциональную структуру биосферы. Поэтому экологическую среду можно определить как естественное или искусственное окружение, в котором живые существа имеют статус субъекта и объекта влияния, а количество этих влияний является условием сохранения или угрозы окружению.

В случае подобного определения экологической среды предметом экологии выступает следующая экологическая система: природная и социоэкономическая. Природная экологическая система — экосфера — результат взаимосвязей, интегральной эволюции живых существ, физических и химических составных элементов земной поверхности. На временной шкале человеческой жизни эволюционное развитие экосферы происходит медленно и реверсивно. Поэтому экосфера невосстановима; если бы она была уничтожена, то никогда нельзя было бы ее воссоздать вновь или заменить естественными процессами или усилиями людей. Социоэкономическая экологическая система включает в себя отношение человека (или социальных групп) ко всей окружающей среде: живой (включая и другие группы людей) и неживой (включая материальную и нематериальную сферу жизни).

Для более адекватного отражения сути экологической среды как природной, так и социоэкономической с 50-х гг. используется понятие «экологический комплекс». Он включает в себя следующие элементы: население, технологию, организацию, окружение. Некоторые сторонники термина «экологический комплекс» считают, что общности людей — самые маленькие экологические комплексы, но тогда когда они замкнуты и изолированы как системы. В этом контексте употребляется и понятие «экологическая система», а иногда «глобальная экосистема», отличающаяся от экосистемы. Экологическая система представляет собой совокупность сообществ живых существ и среды обитания вместе с природой и созданными структурами, но именно совокупность отношений человека и общественных групп ко всему окружению. Таким образом, экологическая система состоит из двух экологических подсистем: экосферы и социоэкономической и экологической подсистемы. В первой подсистеме основной функциональный элемент — экологический цикл, во второй — производственный. В первой доминирует понятие эволюция, во второй — понятие труд.

Начиная с 70-х гг., в экологической литературе в первую очередь все чаще употребляется понятие «ноосфера». Под ноосферой понимается единство, взаимодействие природы и общества, в основе которого лежит общество, точнее, осознанная человеческая деятельность как доминирующий фактор. Это значит, что ноосфера не есть просто «сфера разума», своеобразная «мыслящая оболочка», окружающая планету как атмосфера. Возникновение ноосферы 8 , по Вернадскому В.И.,- это закономерная фаза эволюции самой биосферы, свидетельствующая о том, что человечество должно само построить свой «дом», опираясь на стихийные природные силы. По сути процесс эволюции биосферы в ноосферу не следует рассматривать, что это иногда делается, как возникновение и развитие системы «общество — природа» под властью социальных сил. При этом подчеркивается, что целостность ноосферы определяется осмысленной деятельностью человечества на основе установления оптимальных отношений, гармонии между обществом и природой, т.е. ноосфера возникает как результат сознательной человеческой деятельности.

В контексте такого определения среды вообще и экологической в частности и исходя из понимания человека как природно-общественного существа, меняющего своим трудом природу, можно определять и жизненную среду человека. В самом общем виде она представляет совокупность природных элементов и общественных, в рамках которых человек живет как природное и общественное существо. При таком понимании окружающей среды человек не противопоставляется своему окружению, а рассматривается как часть этого «окружения». Как уже отмечалось, природное существование человека становится человеческим существованием только при возникновении отношений между людьми, т.е. в обществе, являющемся завершенным сущностным единством человека и природы, подлинным воскресением природы.

Экологическая среда может находиться в состоянии равновесия и неравновесия. Она является уравновешенной, когда уравновешены условия и факторы влияния, действующие в среде, не нарушающие жизнь живых существ. Экологическое равновесие нарушено, когда нет уравновешенности условий и факторов влияния в среде. Нарушенное экологическое равновесие проявляется по существу в четырех видах: в осложненном действии условий и факторов влияния; в невозможности их действия; в появлении новых условий и факторов влияния, не ставящих под угрозу действие предшествующих; и появление новых факторов влияния, исключающих действие предшествующих. Каждый из этих видов возникает в основном как следствие активного отношения человека в природе.

С появлением человека начинается процесс разрушения экологической гармонии, так как человек начинает присваивать природу, придавая ей формы, способные удовлетворить его потребности, и таким образом, благодаря своей трудовой деятельности начал творить свою историю.

«Присвоение» человеком природы такими способами, которые нарушают ее основные закономерности, приводило и приводит к угрозе не только здоровью людей, но и их существованию на Земле. Нарушение экологического равновесия (или загрязнение окружающей среды) проявляется в загрязнении атмосферы, грунтовых вод и морей, накоплении твердых отходов и ядовитых веществ в пище; в шуме, повышенном влиянии радиоактивных веществ и т.д. Своей созидательной деятельностью человек нарушил основной экологический принцип, о котором мы говорили выше: все, что человек производит и чего нет в природе, оказывает вредное воздействие на другие живые существа, так как в природе существуют экологическая обусловленность и взаимозависимость. Поэтому для дальнейшего развития человеческой цивилизации требуется новый и более глубокий рациональный подход к освоению природы, основывающийся на новой системе ценностей. Отсюда особое значение для анализа экологических проблем с точки зрения более широкого цивилизационного подхода приобретает стремление рассмотреть эти проблемы с этической позиции, так как размышлять и поступать экологически — это дело этики, как, впрочем, и уважение прав остальных существ. В этом контексте подчеркивается этическая сторона общественного развития в том плане, что основные моральные требования сводятся не только к удовольствиям или материальному благополучию, но состоят прежде всего в собственном развитии и самопознании.

С позиции социологии экологические проблемы являются предметом изучения социальной экологии. Но сегодня уже говорят и о становлении новой социологии — социологии планеты Земля, которая как наука должна быть шире по содержанию и качественно иной, чем современная социология. Одни, например, считают, что «социология планеты Земля» должна выявлять отношения и состояния в обществе и их влияние на природную среду и исследовать эту среду как фактор общественного развития.

Что касается социальной экологии, то считается, что она приобрела права гражданства как особая (социологическая) наука, имеет собственный предмет исследования и должна, исходя из результатов своих исследований, способствовать решению конфликта между обществом и природой, характерного для нашего столетия, когда поставлено под угрозу существование жизни на Земле. Особое внимание она должна обратить на взаимоотношения производственной и окружающей среды. Существует взаимосвязь не только в нарушении, но и защите этих сред от разрушения и превращения их в дегуманизированное окружение человека в сфере труда и всей жизни.

Возникновение и развитие социальной экологии.Социальная экология — молодая научная дисциплина. Нет единого мнения по поводу ее предмета, часто даже оспаривается ее место в системе общественных и тем самым социологических наук 9 . Поэтому необходимо проанализировать процесс ее возникновения и становления как особой общественной, социологической науки. Возникновение и развитие социальной экологии отражают возрастающий интерес социологии к проблемам окружающей среды, т.е. рождается социологический подход к экологии человека или гуманной экологии, а позже — социальной экологии.

Возникновение социальной экологии следует рассматривать в контексте развития биологии, превращения экологии в общественную науку (хотя она осталась и естественной наукой) и стремления охватить широкий круг проблем в сфере управления окружающей средой. Благодаря этому биология постепенно поднялась до уровня широких теоретических концепций, и в процессе ее развития появляются попытки создания единой науки, изучающей взаимоотношения природы и общества.

Социальная экология начала формироваться на стыке естественных, общественных и технических дисциплин. Для ее обозначения часто употреблялись различные названия «созология» или «наука об охране природы», «геосозология», «энвайронментология» или «наука об окружающей среде», «природопользование», «ресурсология», «ноогеника», «натурсоциология», «геосоциология», «созиэкология», «социально-экономическая экология», «социально-географическая экология», «глобальная экология», «инженерная экология», «конструктивная экология», «прикладная экология» и др. Так, к примеру, появляется попытка создания «созологии» как комплексной науки, которая бы методами естественных наук изучала сложные социальные явления. Однако эти термины так и не получили достаточно широкого распространения, поскольку в большинстве своем или отражают лишь один из аспектов проблемы гармонизации взаимоотношений между обществом и природой, или слишком громоздки.

В то же время экологи в отличие от биологов, изучающих отношения между живыми существами и их органическим и неорганическим окружением, начали исследовать и социальную структуру и отношения между людьми как условие сохранения равновесия в природе. В результате экология стала и общественной наукой, продолжая одновременно оставаться естественной наукой. Поэтому термин «социальная экология» оказался наиболее удачным для обозначения названия новой научной дисциплины, так как наиболее точно отображал ее содержание в своем этимологическом звучании 10 .

Возникновение и развитие социальной экологии тесно связано с распространенным подходом, согласно которому физический (природный) и социальный мир нельзя рассматривать изолированно друг от друга, а для защиты природы от разрушения, т.е. для сохранения экологического равновесия требуется создание социоэкономических механизмов, защищающих это равновесие. Чтобы сформулировать социоэкономические механизмы и овладеть экологической проблематикой, необходимо опираться на данные не только естественных, но и общественных наук. Это сделает возможным оказывать влияние на индустриальные системы, которые должны поддерживать предельно допустимый уровень загрязнения окружающей среды, организма человека и общества и не нарушать экологическое равновесие. А это значит, что защита природы должна быть связана с защитой социальной среды. Социальная экология должна исследовать индустриальную систему, ее связывающую роль между человеком и природой, учитывая при этом тенденции в современном разделении труда.

Смотрите так же:  Одаряемый должен заплатить налог

Развитие социальной экологии начинается после первой мировой войны, тогда же появляются и первые попытки определения ее предмета. Одним из первых это сделал Мак Кензи, известный представитель классической экологии человека. Он определил экологию человека как науку о пространственных и временных отношениях людей, на которые воздействуют селективные, дистрибутивные и аккомодационные силы среды. Такое определение предмета экологии человека легло в основу широких исследований пространственного распределения населения и других явлений внутри городских агломераций.

Требование улучшить состояние окружающей среды в 50-ые гг. вызвало повышенный интерес к изучению экологических проблем. Вначале Амос Хоули предложил неортодоксальную концепцию, в которой акцент был сделан на исследовании форм и изменений (территориальном) общности людей. Там он поставил общность и функциональные взаимосвязи, возникающие в процессе коллективной адаптации населения к среде. Позже была создана еще одна концепция экологии человека. Ее создатели Л. Шуор и Д. Дункан назвали ее концепцией о так называемом экологическом комплексе, состоящем, по их мнению, из переменных: популяции, среды, технологии и организации (структуры), которые взаимообусловлены, причинно и функционально взаимозависимы.

Пятидесятые годы были периодом не только экономического роста в высокоразвитых индустриальных странах, но и периодом проявления экологических проблем. Стало очевидным, что экологическими условиями, и если с этим не считаться, игнорировать экологические ограничения, то может возникнуть кризисная ситуация. Ученые начинают активно исследовать соотношение переменных в экологическом комплексе и приходят к выводу о связи экологических проблем с общественными отношениями, т.е. о связи экологического и социального. Исследования экологических проблем выявило необходимость анализа социальных параметров экологических нарушений и их распространенности в промышленных странах.

Подобный подход к экологическим проблемам означал поворот от биологической и естественной проблематики к социальной и перенос акцента на связи между экологической и социальной проблематикой. Это сыграло решающую роль в возникновении социальной экологии.

Социальная экология возникла и развивалась под влиянием биоэкологии. Вначале большинство своих понятий она брала из экологии растений и животных. Социальные экологи (социологи — экологи) использовали пространственно-временной подход социальной географии и экономической теории распределения. Возникновение и развитие социальной экологии при таких обстоятельствах отразились и на определении ее предмета. Однако подход социальной экологии, игнорировавший различие между отношением человека и отношением животных (и растений) к окружающей среде и подчеркивавший обусловленность распределения популяций людей и географии общества конкурентным сотрудничеством, подвергался обоснованной критике. И действительно, если отношение человека к среде идентично отношению любого живого организма, то тогда нет существенных различий в действии общих экологических закономерностей. Но, как считают исследователи в области социальной экологии, технический прогресс постоянно нарушает биотическую и абиотическую среду человека, поэтому он неизбежно ведет к нарушению равновесия в биологической экосистеме и сопровождается ростом числа заболеваний. Всякое дальнейшее развитие общества становится для человека фатальным и ставит под вопрос вообще существование цивилизации. Такое понимание отношения человека и среды неприемлемо 11 .

В то же время развитие экологии человека имело и позитивные результаты для наблюдения и объяснения положения и отношения человека к своей среде. Так экологическая интерпретация при известной психологизации западной социологии и вопреки справедливой острой критике в ее адрес создала предпосылки в 60-ые гг. для новых попыток анализа общественных явлений в общем контексте. Более фундаментальное исследование различий, например, в политическом поведении, требовало учета не только характерных черт индивидов, но и учета особенностей тех территориальных единиц, где они проживают и работают (городской микрорайон, село и т.д.). Так был изложен ряд теоретических и методологических проблем в зависимости от уровня анализа (индивидуальный и коллективный), который в то же время может быть локальным, региональным, национальным и т.д. Тем самым биологические детерминанты были оттеснены, и на первый план вышел анализ отношений между микро- и макроуровнем в процессах структурных изменений в территориальных единицах. В результате появляются условия для становления и развития социальной экологии как общественной науки, особой социологической дисциплины.

Социальная экология как особая отрасль социологии получает «права гражданства» в рамках социологических наук в 60-е гг. Ее развитие ускоряется после Всемирного социологического конгресса (Эвиан, 1966 г.). Развитие социальной экологии после этого конгресса позволило на очередном Всемирном социологическом конгрессе (Варна, 1970 г.) создать исследовательский комитет Международной Социологической Ассоциации по социальной экологии. Тем самым было признано существование социальной экологии как отраслевой социологии, созданы предпосылки для более четкого определения ее предмета. Сегодня социальная экология признана и как учебная дисциплина, а ее развитие стимулируется потребностью в развитии экологического сознания и научного управления развитием окружающей среды и ее защитой от разрушений.

На возникновение и формирование социальной экологии повлияло несколько факторов. Отметим лишь наиболее существенные.

Решающее значение имело появление новых понятий в экологии при изучении человека как общественного существа. С введением новых понятий в экологии (биоценоз, экосистема, биосфера) стала очевидной необходимость в исследовании закономерностей в природе исходить из связи природы и общества, т.е. учитывать данные не только естественных, но и общественных наук 12 . Изучение человека как общественного существа привело не только к исследованию социальных общностей (групп), но и к изучению отдельных типов обществ в их историческом развитии и организации человеческого общества в планетарных масштабах. Эти исследования совпали с тенденцией изучения возможности существования человека в условиях ухудшившегося состояния окружающей среды, вызванного нарушением экологического равновесия.

Таким образом, подчеркивается, что социальная экология, с одной стороны, изучает закономерности взаимодействия общества и природы, а, с другой — на основе этого изучения вырабатывает принципы гармонизации указанного взаимодействия. Ведь благодаря возникновению подобной проблематики появилось понимание того, что угроза экологическому равновесию и его нарушение возникают не только как конфликт индивида или группы с его природной средой, но и как результат сложного взаимоотношения трех совокупностей систем: природной, технической и социальной. Это потому, что соотношение трех систем: природной, технической, социальной (общественной) — изменчиво, а следовательно, изменчивы и их отношения, что в свою очередь зависит от многих обстоятельств, и это, так или иначе, отражается на сохранении или нарушении экологического равновесия. Техническая система по существу является общественной системой, возникающей в процессе трудовой деятельности человека в обществе, поэтому она сохраняет творческие способности человека, а также отношение общества к природе, где что-то создается или используется. Эту сложность взаимоотношений необходимо учитывать не только при стремлении сохранить и усовершенствовать среду обитания, но и при определении предмета социальной экологии.

Учебное пособие по социальной экологии

Социальная экология. Взаимодействие общества и природы: учебное пособие

Кол-во страниц: 544

Социальная экология. Взаимодействие общества и природы: учебное пособие

Безопасность платежа
гарантирует

Учебное пособие представляет собой систематизированное изложение комплекса вопросов, связанных со взаимодействием общества и природы. Большое внимание уделяется описанию биосферы, ее частей, функций, роли и значения для человека, «анатомии и физиологии» общества, включая его производственно-технологическую часть, экономические, правовые и социальные институты. Показывается роль этих институтов в обеспечении экологической безопасности и устойчивого развития. Обсуждаются философские основания социальной экологии, тенденция экологизации ценностных установок, пути формирования экологической этики.
К каждой главе предлагается список контрольных вопросов.
Для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Экология», «Природопользование», преподавателей, а также всех тех, кто интересуется современным состоянием окружающей среды и вопросами экоразвития.

Учебное пособие по социальной экологии

Кафедра теории и методики социальной работы Социально-технологического института;

И. А. Сосунова, доктор социологических наук;

Ю. Е. Серебрянский, доктор медицинских наук.

Э. А. Манукян, кандидат социологических наук.

Малофеев В. И. Социальная экология: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. — 260 с.

В учебном пособии определен предмет социальной экологии, раскрыт понятийный аппарат, дан анализ ключевых социально-экологических проблем, приводятся практические примеры возникновения экологических кризисов и пути их предупреждения с целью обеспечения охраныокружающей среды. Рассматриваются проблемы экологической безопасности в странах мира и в России.

Для студентов высших учебных заведений социального профиля.

Успехи естествознания, биологии, химии, астрономии, географии в раскрытии тайн планеты Земля позволили раздвинуть границы привычных представлений о реальном мире, создали необходимую базу для определений и представления о месте человека в земной системе.

Наукой широко признается, что человеческая деятельность имеет серьезные последствия для всей земной системы и физической среды, обеспечивающей жизнь, хотя это воздействие еще не в полной мере все понимают и оно недостаточно изучено. Чтобы улучшить понимание данного феномена, необходимо объединить исследовательские центры представителей различных социальных наук, в том числе и исследования социальной экологии.

Социальная экология — молодая наука. Она сформировалась на стыке естественных и гуманитарных наук (социология, культурология, философия, психология, история). Ее возникновению способствовали такие факторы, как обострение проблем перенаселения планеты, исчерпание природных ресурсов, загрязнение среды обитания человека отходами промышленного и сельскохозяйственного производства, разрушение естественных ландшафтов в связи с антропогенной деятельностью человека, урбанизацией и т. д., что привело к сокращению многообразия видов, а в некоторых случаях — и их исчезновению.

Состояние окружающей среды и сложившаяся экологическая ситуация в мире вызывают тревогу у людей, которые все чаще задаются вопросом: что будет с планетой Земля через 50, 100, 200 лет? Какое влияние оказывают экологические катастрофы на состояние окружающей среды и здоровье людей? Каковы их действительные и возможные последствия?

Смотрите так же:  Системные требования murdered soul suspect на pc

Действия указанных факторов экологической обстановки в значительной степени повлияли на повышение статуса социальной экологии как науки. В соответствии с недавно введенными стандартами высшего образования экологию должны изучать студенты всех специальностей в блоке общекультурных дисциплин. Вместе с тем, как показывает практика, в деле экологического просвещения населения уровень экологических знаний и культуры большинства людей остается недостаточно высоким.

Самым страшным в современной ситуации является то, что 95% (по оценке А. В. Яблокова, 1997 г.) населения мира, включая его политическую элиту, не понимают угрозы тотальной экокатастрофы для себя и своих потомков и не задумываются о путях выхода из экокризиса.

Это связано с тем, что имеющиеся данные средств массовой информации (радио, телевидение, печатные СМИ, Internet) по вопросам экологии носят, как правило, либо бытовой характер (что можно, а что нельзя употреблять в пищу, как уберечься от радиоактивного облучения, как действует солнечная радиация в связи с образованием озоновых дыр и т. д.), либо дается такой материал, который не соотносится с потребностями и интересами людей и не дает ответа, как удовлетворить запросы их практической деятельности. Это, к сожалению, характерно для содержания экологического образования, осуществляемого в стенах образовательных учреждений различных уровней.

Социальная экология

Экологические книги, издания.

Вернуться в раздел «Эко-книги»

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на Сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в Вашем ведении и компетенции. Аудитория — 6+.

Основные разделы Сайта: экологические новости, экологические выставки и мероприятия, ссылки на экологические ресурсы в сети Интернет, экологическая и природоохранная литература, экологический словарь, справочники и учебные пособия по вопросам промышленной экологии, экологические сказки, статьи об экологической этике, информация о климате, экологический туризм, экология города, экология человека, особо охраняемые территории.

Учебное пособие по социальной экологии

Учебно-методическое пособие способствует формированию у студентов многоплановой реализации экософского подхода в условиях дезинтеграции эколого-социально-биологических основ жизнедеятельности человека.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа».

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 3

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА 4

ЛЕКЦИИ 5
ТЕМА 1. БИОСФЕРА КАК ОБЛАСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ 5
ТЕМА 2. ЭКОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 11
ТЕМА 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ И ЕЕ ПРЕДМЕТ 18
ТЕМА 4. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 25
ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 30
ТЕМА 6. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 46
ТЕМА 7. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РЕШЕНИЯ 52
ТЕМА 8. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 64
ТЕМА 9. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 68

СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 77
ТЕМА 1. ЭКОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 77
ТЕМА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ И ЕЕ ПРЕДМЕТ 78
ТЕМА 3. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 79
ТЕМА 4. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 80
ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 81
ТЕМА 6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РЕШЕНИЯ 82
ТЕМА 7. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 83
ТЕМА 8. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 84

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 86

ПРЕДИСЛОВИЕ

Социальная экология является учебным курсом в разделе общепрофессиональных дисциплин учебного плана для студентов специальности «Социальная работа».
Социальная экология — сложная дисциплина, объединяющая на сегодня многочисленные аспекты науки и практики, направленные в итоге на формирование нового интегративного знания. Его основа — экософский подход в осмыслении сущности и назначения человека с позиций его многоплановой реализации в условиях усиливающихся тенденций дезинтеграции эколого-социально-биологических основ жизни на планете Земля.
Студент вуза в результате изучения данного курса должен получить представление об экологических проблемах, касающихся социальных, экономических и политических аспектов, причинах экологического кризиса, возможных путях решения экологических проблем; владеть теорией и методологией социальной экологии, социологическими аспектами охраны окружающей среды. Предлагаемые учебно-методические рекомендации разработаны в целях оказания практической помощи студентам в изучении данного курса. Они содержат тематический план, представленный соответствующими блоками лекций и семинарскопрактических занятий, а также вопросы к экзамену.
Лекционный материал рассчитан на 36 часов, материал семинарско-практических занятий — на 18 часов.
Каждый лекционный тематический блок содержит:
· программную аннотацию;
· ключевые понятия;
· краткое содержание лекции.
Тематический блок семинарско-практических занятий содержит:
· вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения;
· практические задания;
· список рекомендуемой литературы.

Учебное пособие по социальной экологии

Содержание лекционного курса

Введение. Противоречия социально-экологического развития мировой цивилизации (2/2/0,5 час.)
Современная экологическая ситуация в мире и РФ. Причины и последствия глобального экологического кризиса. Человек и экологическая безопасность. Понятие экологической катастрофы, экологического кризиса, экологического риска. Реакция живых систем и популяций на изменения окружающей среды. Экологические интересы общества.

Тема 1. Предметная область социальной экологии, ее основные задачи, принципы и функции (2/2/0,5 час.)
Зарождение социальной экологии. Предметная область социальной экологии. Сущность отношений в системе «Общество — Природа». Основные задачи и принципы социальной экологии. Функции социальной экологии. Характеристика основных сфер взаимодействия человека, общества и природы: антропосфера, техносфера, социосфера, ноосфера. Основные категории социальной экологии: «природная среда», «биосфера», «биогеоценоз», «коэволюция», «антропогенные факторы».

Тема 2. Основные положения экологической теории социального развития (2/2/0,5 час.)
Проблемы формирования экологических знаний. Природа как «живая» система. Общество как объект природных воздействий. Законы соответствия общества и природы: закон Бауэра; закон Вернадского; закон Г. и Е. Одума; законы Коммонера; законы Реймерса; современные законы социальной экологии. Теории современного развития человеческой цивилизации.

Тема 3. Социальная экология как междисциплинарная наука (2/2/0,5 час.)
Социальная экология как синтез науки, мировоззрения и идеологии. Уровни экологического познания: биоэкология, экология человека, социальная экология, глобальная экология. Основные подходы к структуре социальной экологии. Характеристика и границы действия основных и смежных направлений социальной экологии.

Тема 4. Основные социально-экологические теории
20-х – 30-х годов XX в. (2/2/0,5 час.)
Классическая концепция «экологии человека» Р. Парка. Теория концентрических зон Э. Берджеса (20-е – 30-е гг.).
Р. Маккензи и Л. Вирт – создатели экологии города. Основные экологические проблемы в крупных городах. Теория «экологического комплекса» О. Дункана и Л. Шнорре.

Тема 5. Новая экологическая парадигма (2/2/0,5 час.)
Новая экологическая парадигма Р. Данлепа и У. Кеттона как смена мировоззрения и система ценностей. Типы восприятия состояния окружающей среды. Основные принципы новой экологической парадигмы и пути перехода к обществу рациональной экологии. Направления исследований в рамках новой экологической парадигмы.

Тема 6. Социально-экологические теории 70-80 годов
ХХ века (2/2/0,5)
Зарождение инвайроментальной социологии. Деятель-ность Римского клуба по решению глобальных экологических проблем. Теория «золотого миллиарда». Направления исследо-ваний Римского клуба. Два типа мышления – технократизм и экоцентризм. Источники возникновения «глубокой» экологии.

Тема 7. Концепция устойчивого развития (2/2/0,5 час.)
Понятие «устойчивое развитие». Конференция ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жайнеро (1992г). Модель устойчивого развития. Качество жизни населения как показатель состояния окружающей среды. Основные направления перехода к устойчивому развитию высокоразвитых и слаборазвитых стран. Концепция устойчивого развития в России.

Тема 8. Особенность применения социологических методов в экологических исследованиях (2/2/0,5 час.)
Требования к социально-экологическим исследованиям, их специфика. Характеристика основных направлений социально-экологического анализа. Практика проведения конкретных социально-экологических исследований. Экологи-ческая напряженность и экологический конфликт. Проведение конкретных социально-экологических исследований в Республике Татарстан.

Тема 9. Экологический мониторинг и его основные аспекты (2/2/0,5 час.)
Социально-экологический мониторинг и его основные аспекты. Классификация систем мониторинга. Глобальная система мониторинга окружающей среды. Критерии оценки качества окружающей среды. Проблема экологической оптимизации производства. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ.

Тема 10. Экологическая функция государства (2/2/1 час.)
Критерии, принципы и основные направления экологической политики. Экологическая функция государства. Механизмы реализации экологической функции государства. Основные направления экологической политики Российской Федерации. Принципы экологической политики современной России.

Тема 11. Экологическое законодательство Российской Федерации (2/2/1 час.)
Понятие, предмет, субъекты экологического права. Нормы и принципы экологического права. Экологические функции правоохранительных органов. Дореволюционные природоохранные законы. Природоохранные законы советского периода. Современные экологические законы в РФ.

Тема 12. Экономический механизм осуществления экологической политики (2/2/0,5 час.)
Экологический менеджмент, экологический аудит, экологическое страхование, экологическое лицензирование. Экологические налоги. Различие между экологическим управлением и экологическим менеджментом. Система и методы экологического менеджмента. Экологические стандар-ты. Специфика экологического менеджмента.

Тема 13. Экологическое сознание современного российского общества (2/2/0,5 час.)
Характеристика понятия «экологическое сознание». Сущность, структура и виды экологического сознания. Соотношение экологического сознания, экологической этики, экологической культуры. Состояние экологического сознания населения на современном этапе развития общества. Факторы формирования экологического сознания и экологического мышления.

Тема 14. Экологическое движение в РФ (2/2/0,5 час.)
Характеристика основных этапов экологического движения в РФ. Цели, задачи и методы экологического движения. Типология природоохранных движений. Массовое и альтернативное экологическое движение. Формы общественной активности и опыт самоуправления в экологической сфере.

Тема 15. Международное сотрудничество в сфере экологии (2/2/0,5 час.)
Международное сотрудничество, соглашения, хартии в экологической сфере. Международные экологические организации. Международное экологическое движение, научные экологические программы и исследования. Международная помощь в системе социально-экологической безопасности. Международные встречи на высшем уровне.

Тема 16. Экологические проблемы Республики Татарстан (2/2/1 час.)
Состояние экологии в регионе. Региональная экологическая политика. Региональные организации, законы и программы в экологической сфере. Региональное экологическое движение. Состояние экологического сознания населения в РТ. Качество жизни в РТ.