Меню Закрыть

Налог на имущество предприятий составляет

Налог на имущество предприятий

Имущественный налог удерживается с предприятий, которые содержат на своем балансе недвижимое и движимое имущество. Еще сюда относится имущество, находящееся в доверительном управлении или то, что было передано во временное владение. Имущественный налог относится к региональным взносам и взимается с отечественных и иностранных организаций, работающих на территории России.

Руководствуясь налоговым законодательством, компетентные органы признают налогоплательщиками предприятия, обладающие недвижимостью на территории страны. Получить освобождение от уплаты обозначенного налога могут компании, функционирующие в рамках специализированного налогового режима.

Характеристика объектов и правила расчёта

Объектом, облагающимся налогом считается имущество, которое находится на балансе фирмы и имеет статус основного средства. Бухгалтерский учет имущества осуществляется в рамках ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ. При этом налогоплательщикам необходимо учитывать положения НК РФ. Имущественный налог исчисляется по итогам налогового периода путем умножения налоговой базы на соответствующую ставку.

Для исчислений налога используются следующие схемы:

Сумма, установленная к оплате по результатам отчетного периода, вычисляется как разница между объемом средств, начисленных в течение года и авансовым платежом за истекший период. Расчет выполняется по следующей схеме:

  • годовая сумма податей = объём начисленного взноса за 365 дней – аванс.

Размер аванса определяется отдельно в каждом из периодов и составляет ¼ от общей суммы вносимых средств, отражающей среднюю цену на имущество, облагаемое налогом. Расчет подобных платежей производится по унифицированной схеме:

  • аванс = (усредненная цена на имущество × ставку) / 4.

Действующие льготы

От уплаты налога освобождаются следующие предприятия:

  • исполнительная уголовная система;
  • религиозные организации;
  • общественные организации инвалидов всероссийского масштаба;
  • компании, производящие фармацевтическую продукцию;
  • объекты культурного наследия;
  • адвокатские конторы и научные центры.

Имущественный сбор могут не уплачивать на протяжении трех лет, компании, которые ввели в эксплуатацию объект недвижимости, обладающий повышенной энергетической эффективностью. Льготы дополнительно получают судостроительные предприятия, имеющие право не вносить сбор за имущество, применяемое с целью восстановления кораблей. Максимальный срок действия налоговой льготы составляет десять лет, с момента получения статуса резидента.

Независимо от действующего статуса, основным фактором, влияющим на размер имущественного налога, является налоговая база. Цена предметов подлежащих амортизации, рассчитывается исходя из их остаточной стоимости. Имущество, не подвергающееся амортизации, облагается налогом исходя из его первоначальной цены и степени износа.

Объектами налогообложения не признаются:

  • земельные наделы, относящиеся к объектам природопользования;
  • предметы, управляемые исполнительными или федеральными органами власти;
  • объекты культурного наследия;
  • ядерные установки – применяемые в научных целях;
  • ледоколы;
  • морские и речные суда – находящиеся в отечественном интернациональном реестре;
  • космические аппараты.

Полный перечень льгот, предоставляемых правительством, указан в ст.381 НК РФ. Субъекты федерации вправе устанавливать собственные льготы с целью снижения налоговой нагрузки на предприятия.

Порядок начисления и уплаты

Отчётным периодом считается 1-3 квартал календарного года. При этом правительство может исключать отдельные периоды, позволяя не вносить средства по истечении первого квартала или полугодия. Подобные решения обычно направлены на послабление налогового бремени. Однако вся сумма имущественного налога должна быть уплачена налогоплательщиком по итогам года. Устанавливать иные периоды, кроме тех, что утверждены федеральным законодательством, запрещено.

Размер налоговой ставки устанавливается законодательными актами субъектов РФ, но не может быть больше 2,2%. Кроме того, могут быть установлены дифференцированные ставки, позволяющие разделять предприятия на категории. Оплата подати осуществляется в следующем порядке:

  • сбор, вносимый до истечения налогового периода, уплачивается ежегодно до 30 марта;
  • аванс перечисляется спустя 30 суток после истечения соответствующего отчётного периода;
  • декларация предоставляется до 30 марта.

Форма налоговой отчетности утверждена приказом ФНС от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895. Сегодня правительство имеет ряд законодательных инициатив, направленных на уменьшение налоговых нагрузок. Одной из них является законопроект об освобождении от подати движимого имущества. Законодатель планирует дать регионам новые полномочия, касающиеся регулирования размера налоговых ставок. Тогда как налоговую базу хотят определять исходя из размера кадастровой стоимости недвижимости. Однако сейчас принимают во внимание только остаточную цену объекта. Если правительство поддержит указанные инициативы, то это позволит сэкономить организациям около 80 млрд. руб.

Правила ведения учёта

Бухучет осуществляется с использованием счета 68 «Расчеты по налогам…». Еще предусмотрено открытие субсчета в категории «Имущество». Сумма отчислений за весь период и авансовые платежи учитываются по кредиту расчетного счета 68. Дополнительно применяется счет 91, в рамках которого ведут учет имущественных активов в корреспонденции – «Прочие расходы с доходами». Если в субъекте федерации предусмотрены выплаты квартальных авансов, то проводки осуществляется в рамках каждого отчетного периода:

  • дт 91 кт 68 – начисление имущественной подати;
  • дт 68 – оплата имущественного налога.

Необходимые операции выполняются бухгалтерией, которая должна обеспечивать строгий учет всех налоговых отчислений. Уклонение от уплаты сборов влечет за собой налоговую или уголовную ответственность.

Глава 30 НК РФ Налог на имущество организаций

Стоит начать с того, что согласно НК РФ, налог на имущество организаций является региональным и устанавливается определенный порядок расчета и уплаты принятым помимо Налогового Кодекса законами субъектов РФ. То есть, в соответствии с регистрацией имущества и привязкой к региону. Налог достаточно распространен и его могут уплачивать спец. режимные предприятия.

Плательщики налога на имущество организаций

Плательщиками налога на имущество являются организации, имеющие имущество, как недвижимое так и движимое, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с НК РФ, соответственно и порядок расчета будет разным. Объекты налогообложения, в отношении которых предусмотрен налог на имущество организаций, отражены в статье 374 НК РФ

Основание для расчета налога на имущество:

• Если это движимое имущество и учитывается на счетах бухгалтерского учета 01 «основные средства» или 03 ««Доходные вложения в материальные ценности» и не входит в классификатор по 1 и 2 группам амортизации, а также предприятие на ОСНО.

• Если это недвижимое имущество, учитываемое на 01 и 03 счетах бухгалтерского учета, для расчета налога на имущество организаций следует учитывать среднегодовую стоимость согласно НК РФ ст. 375 п. 1 или же кадастровую стоимость, которая и является базой для расчета данного имущества при определении налога на имущество. Этот налог учитывают и спец. режимные предприятия.

Ставки налога на имущество организаций

В случае расчета базы для налогообложения, как среднегодовой стоимости, то ставка налога составляет 2,2% п. 1 ст. 380 НК РФ, когда же расчет ведется по кадастровой стоимости, налог составляет максимум 2% п. 1.1 ст. 380 НК РФ. Нужно отметить, что региональное самоуправление может вносить поправки в ставки по налогу на имущество организаций.

Период и сроки предоставления отчетности по налогу на имущество организаций

Период для исчисления и уплаты признается 1 квартал, полугодие, 9 месяцев и год по среднегодовой. А вот имущество, определяемое по кадастровой стоимости признается период 1 квартал, 2 квартал, 3 квартал. (ст. 379 НК РФ)

Сроком сдачи признавать следует дату, не позднее 30 дней с момента сдачи соответствующего периода, а именного 1, 2, 3 кварталы и не позднее 30 марта при сдаче годовой (налоговой) отчетности. Попадание дат сдачи на праздничный или выходной день, переносят на первый из рабочих дней (п. 7 ст. 6.1 НК РФ)

Значимость налога

При введении налога на имущество организаций на территории РФ были определены основные мотивы. В первую очередь, формирование у организаций заинтересованности в реализации имущество, которое не используется, а также стимуляция эффективного использования, находящегося на балансе предприятия имущества.

Конечно же очевидным преимуществом для государства применение налога на имущество организаций является регулярность поступлений в бюджет, а также прозрачность в контроле и исчисления. Также при изначальном формировании налоговой системы было предусмотрено, что определение порядка отчислений в виде налога на имущество предприятиями, будет передано в администрирование региональным органам власти. Как итог налоговой реформы, отчисления в виде данного налога стали существенным источником формирования финансовых поступлений в региональный бюджет. Налог на имущество организаций оправдано занимает одну из лидирующих позиций среди других региональных налогов и играет ощутимую роль в формировании бюджета субъектов Российской Федерации.

Налог на имущество организаций (региональный налог)

Глава 30 НК РФ «Налог на имущество организаций»

Налог на имущество организаций вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Законодательные органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК, порядок и сроки уплаты налога. Субъекты РФ могут также устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества и налоговые льготы.

Организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Не признаются налогоплательщиками:

    организации, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, в отношении имущества, используемого в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи (применяется до 1 января 2017 г.)

лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, — в отношении имущества, используемого исключительно в связи с организацией и (или) проведением XXII Олимпийских игр XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочии развитием города Сочи как горноклиматического курорта. (применяется до 1 января 2017 г.)

  • FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
    • конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в т.ч. Российский футбольный союз), Организационный комитет «Россия-2018», дочерние организации Организационного комитета «Россия-2018», производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении имущества, используемого ими только в целях осуществления соответствующих мероприятий.

    Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства — движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

    Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства — находящееся на территории РФ и принадлежащее иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

    Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по остаточной стоимости.

    Налоговая база в отношении следующих объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода:

    • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
    • нежилые помещения, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для этих целей;
    • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства и объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства;
    • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

    Налоговая база определяется отдельно в отношении:

    • имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации),
    • имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс,
    • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации (обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс), или постоянного представительства иностранной организации,
    • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации,
    • в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения,
    • в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость,
    • имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

    Налоговая база определяемая как среднегодовая стоимость имущества уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях РФ, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (кроме системы централизованной заправки самолетов, космодрома). Это положение не применяется в отношении законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости объектов до 1 января 2010 года. (пункт применяется до 1 января 2025 года)

    Особенности определения налоговой базы:

    1. по договору простого товарищества (договора о совместной деятельности)
    2. по имуществу, переданному в доверительное управление, в паевой фонд, по концессионному соглашению
    3. в отношении отдельных объектов недвижимого имущества

    Налоговый период: календарный год.
    Отчетные периоды:

  • первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
  • для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости: 1й квартал, 2й квартал и 3й квартал календарного года.

    Органы власти субъектов РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

    Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%, если иное не предусмотрено НК РФ.

    В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

  • для г. Москвы в 2016 году и последующие годы — 2% ;
  • для иных субъектов РФ в 2016 году и последующие годы — 2%.

    Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и имущества.

    В отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью данных объектов, налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ, не могут превышать:

    В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, установленным ст. 380 НК РФ.

    Ряд организаций освобождается от налогообложения налогом на имущество.

    При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

    Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение налоговой ставки и налоговой базы за налоговый период.

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года = исчисленная сумма налога минус сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

    Сумма налога исчисляется отдельно в отношении:

    1. имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации),
    2. имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс
    3. каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации (обособленного подразделения), или постоянного представительства иностранной организации, имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения,
    4. облагаемого по разным налоговым ставкам.
    5. имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость (см. особенности)

    Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

    Орган власти субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.

    Налог и авансовые платежи подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

    В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи, если законом субъекта не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога за год.

    Иностранные организации в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи в бюджет по месту постановки представительств на учет . В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, не имеющей представительств в РФ, налог и авансовые платежи уплачиваются по местонахождению объекта недвижимого имущества.

    Особенности исчисления и уплаты налога и авансовых платежей в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации:

    1. в отношении обособленных подразделений организации
    2. в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения
    3. в отношении резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области
    4. в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения
    5. в отношении объектов, налог по которым вычисляется с их кадастровой стоимости

    Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного периода представлять в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество в срок не позднее 30 дней с даты окончания отчетного периода.

    По окончании налогового периода налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию по налогу в срок не позднее 30 марта следующего года.

    Раздел обновлен: 08.05.16г.

    Налог на имущество предприятий составляет

    ПАМЯТКА ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

    Налог на имущество организаций

    Налог на имущество организаций установлен гл. 30 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) и вводится в действие в соответствии с Кодексом и законами субъектов РФ.

    Налог на имущество организаций относится к региональным налогам.

    Таким образом, организациям при решении вопросов о порядке исчисления и уплаты налога на имущество следует руководствоваться не только нормами Кодекса, но и положениями закона Ярославской области «О налоге на имущество организаций в Ярославской области» от 15.10.2003 N 46-з.

    Налогоплательщики налога на имущество организаций

    Плательщиками налога на имущество в соответствии с п. 1 ст. 373 Кодекса признаются:

    — иностранные организации, если они осуществляют деятельность в России через постоянные представительства и (или) владеют на праве собственности недвижимым имуществом, находящимся на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

    К российским организациям относятся все юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, плательщиками налога на имущество организаций являются и коммерческие, и некоммерческие российские организации.

    К иностранным организациям относятся иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также филиалы и представительства таких юридических лиц и организаций.

    В то же время не признаются налогоплательщиками организаторы Олимпийских и Паралимпийских игр в отношении имущества, используемого ими в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи и развитием его как горноклиматического курорта.

    Для российской организации объектом налогообложения является любое движимое и недвижимое имущество, которое учтено на ее балансе в качестве объектов основных средств. При этом в объект налогообложения включается и то имущество, которое вы передали другим лицам во временное владение, пользование, распоряжение, в доверительное управление или внесли в совместную деятельность (п. 1 ст. 374 Кодекса).

    Отметим, что с 1 января 2009 г. к объекту налогообложения также отнесено имущество, которое получено российской организацией по концессионному соглашению и отвечает указанным выше условиям.

    Объект налогообложения для иностранных организаций различается в зависимости от следующих критериев:

    1) ведет организация или нет деятельность в РФ через постоянное представительство;

    2)имеет ли организация недвижимое имущество в РФ, если постоянного представительства у нее нет.

    Если иностранная организация ведет деятельность в России через постоянное представительство, то объектом налогообложения для нее будет любое движимое и недвижимое имущество, которое относится к основным средствам по правилам бухгалтерского учета.

    Для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в России, объект налогообложения возникает, только если они имеют имущество, которое отвечает определенным условиям (п. 3 ст. 374 Кодекса), а именно:

    1) имущество является недвижимым;

    2) имущество находится на территории РФ;

    3) имущество принадлежит иностранной организации на праве собственности.

    С 1 января 2009 г. к объекту налогообложения отнесено также недвижимое имущество, которое получено иностранными организациями по концессионному соглашению и находится в России.

    К объекту налогообложения не относится следующее имущество:

    — иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).

    Отметим, что Кодекс не содержит понятий «объекты природопользования», «природные ресурсы», «водный объект». В этом случае можно обратиться к отраслевому законодательству, которое регулирует соответствующие правоотношения (п. 1 ст. 11 Кодекса).

    Так, понятие природных ресурсов содержится в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». При этом к природным ресурсам отнесены не только естественные природные объекты, но и объекты, созданные человеком, если они обладают свойствами природных объектов и имеют рекреационное и защитное значение (так называемые природно-антропогенные объекты).

    Чтобы определить понятие «водный объект», можно обратиться к Водному кодексу РФ.

    Согласно п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток и иной объект, сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Виды водных объектов указаны в ст. 5 Водного кодекса РФ. К ним относятся реки, ручьи, каналы, озера и т.д.

    Объектом налогообложения не признается также имущество федеральных органов исполнительной власти, если одновременно соблюдаются следующие условия (п.п. 2 п. 4 ст. 374 Кодекса):

    — имущество принадлежит указанным органам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

    — в федеральном органе исполнительной власти законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

    — имущество используется для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

    Налоговая база и порядок определения налоговой базы.

    Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

    Налоговая база для каждой категории плательщиков налога на имущество определяется по-разному. Так, она различается (ст. 375 Кодекса):

    — для российских организаций;

    — иностранных организаций, которые ведут деятельность через постоянное представительство в РФ;

    — иностранных организаций, у которых нет постоянного представительства в РФ, но имеется в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

    Российские организации определяют налоговую базу самостоятельно по результатам налогового или отчетных периодов.

    По итогам налогового периода налоговая база исчисляется исходя из среднегодовой стоимости имущества, которое относится к объектам налогообложения (п. 1 ст. 375, п. 3, п. 4 ст. 376 Кодекса).

    Налоговая база по итогам отчетных периодов — I квартала, полугодия, 9 месяцев исчисляется по истечении каждого из них. Налоговая база за отчетный период определяется как средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 4 ст. 376, п. 3 ст. 379, п. 6 ст. 382 Кодекса).

    Налоговая база (база для исчисления авансовых платежей) рассчитывается по всему имуществу организации в целом.

    Однако есть исключения. Так, налоговая база рассчитывается отдельно в отношении (п. п. 1, 2 ст. 376 Кодекса):

    — имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

    — недвижимого имущества, расположенного вне места нахождения организации (обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс);

    — имущества, которое облагается налогом по разным ставкам;

    — недвижимости, фактически находящейся на территориях разных субъектов РФ.

    Для исчисления налоговой базы (среднегодовой и средней стоимости имущества) необходимы данные бухгалтерского учета об остаточной стоимости основных средств, которые являются объектами налогообложения.

    Средняя стоимость имущества за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

    Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

    Иностранные организации определяют налоговую базу самостоятельно (п. 3 ст. 376 Кодекса). При этом налоговая база рассчитывается отдельно в отношении (п. п. 1, 2 ст. 376 Кодекса):

    — имущества постоянного представительства иностранной организации, которое облагается по месту постановки представительства на учет в налоговых органах;

    — недвижимого имущества, находящегося вне постоянного представительства иностранной организации;

    — имущества, которое облагается по разным ставкам;

    — недвижимого имущества, которое находится на территориях разных субъектов РФ либо частично в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ.

    Ставки налога на имущество

    Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.

    Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

    На территории Ярославской области Законом ЯО от 15.03.2003 N 46-з (с изменениями и дополнениями) установлена налоговая ставка по налогу на имущество организаций в размере 2,2 процента.

    При этом для организаций коммунального комплекса в отношении имущества, используемого для сбора, очистки, распределения воды, удаления и обработки сточных вод (в том числе его ремонта и обслуживания), у которых в общей выручке от реализации водоснабжения и водоотведения доля выручки от услуг бюджетным учреждениям и населению непосредственно и (или) через управляющие организации составляет более 40 %, налоговая ставка установлена в размере 1,1 процента.

    Для организаций коммунального комплекса в отношении имущества, используемого для сбора, очистки, распределения воды, удаления и обработки сточных вод (в том числе его ремонта и обслуживания), у которых в общей выручке от реализации водоснабжения и водоотведения доля выручки от услуг бюджетным учреждениям и населению непосредственно и (или) через управляющие организации составляет более 70 % налоговая ставка установлена в размере 0,6 процента.

    Льготы по налогу на имущество устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) соответствующими законами субъектов РФ (п. 3 ст. 56, п. 2 ст. 372 Кодекса).

    Таким образом, льготы по налогу на имущество можно условно разделить:

    — на льготы, которые установлены положениями Налогового кодекса РФ и применяются во всех субъектах РФ, где введен налог на имущество организаций;

    — льготы, которые предусмотрены соответствующим законом субъекта РФ и действуют только на территории этого субъекта.

    При этом льготы по налогу на имущество, установленные Налоговым кодексом РФ, действуют на всей территории РФ и не требуют повторного закрепления в законе субъекта РФ.

    Перечень льгот по налогу на имущество приведен в ст. 381 Кодекса.

    Так, освобождаются от налогообложения:

    1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

    2) религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

    3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

    организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

    учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

    4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

    5) организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

    6) организации — в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

    7) организации — в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

    8) организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;

    9) организации — в отношении космических объектов;

    10) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

    11) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

    12) имущество государственных научных центров;

    13) организации — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества;

    14) организации — в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

    Помимо льгот, предусмотренных ст. 381 Кодекса, законом Ярославской области от 15.03.2003 N 46-з установлены другие налоговые льготы.

    Так, на территории Ярославской области не облагается налогом на имущество организаций движимое и недвижимое имущество, составляющее казну Ярославской области и муниципальную казну (в том числе автомобильные дороги регионального, межмуниципального и местного значения), за исключением имущества, используемого государственными, муниципальными и иными предприятиями, учреждениями и организациями для осуществления деятельности в соответствии с их уставными и иными целями.

    От уплаты налога на имущество организаций освобождаются:

    — организации — в отношении объектов внешнего благоустройства, содержание которых осуществляется за счет средств местного бюджета, и жилищного фонда;

    — предприятия общественного питания, обслуживающие школьные столовые, столовые при высших и средних учебных заведениях, больницах;

    — аэропорты международного класса;

    — участники инвестиционной деятельности, реализующие приоритетные инвестиционные проекты Ярославской области, в соответствии с законодательством Ярославской области об инвестиционной деятельности на территории Ярославской области;

    — сельскохозяйственные товаропроизводители при условии, что в общей выручке от реализации товаров этих товаропроизводителей доля выручки от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов;

    — религиозные организации, зарегистрированные в соответствии с федеральным законодательством на территории Ярославской области, — в отношении имущества, используемого для осуществления уставной деятельности, за исключением имущества, участвующего в осуществлении предпринимательской деятельности;

    — организации — в отношении имущества детских оздоровительных лагерей (центров);

    — товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

    — организации, имеющие спортивные объекты с искусственным льдом, отвечающие требованиям для проведения соревнований по международным правилам.

    Налоговый период. Отчетный период.

    Налоговым периодом является календарный год.

    Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

    Декларацию представляют все лица, которые признаются плательщиками налога на имущество организаций.

    Обязанность подавать декларацию сохраняется и в том случае, если у организации отсутствует объект налогообложения. В данном случае нужно представить «нулевую» декларацию.

    Налогоплательщики обязаны представить декларацию в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 Кодекса).

    Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу налогоплательщики представляют не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

    В зависимости от статуса организации, вида имущества и места его нахождения декларация может представляться в разные налоговые инспекции (п. 1 ст. 386 Кодекса, п. 1.2 разд. I Порядка заполнения декларации). В частности:

    — по месту нахождения российской организации;

    — по месту постановки на учет постоянного представительства иностранной организации;

    — по месту нахождения каждого обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс;

    — по месту нахождения каждого объекта недвижимого имущества;

    — по месту постановки на учет крупнейшего налогоплательщика.

    Формы отчетности по налогу на имущество организаций

    Приказом Минфина России от 20.02.2008 г. N 27н «Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения» утверждены формы налоговой декларации и налогового расчета по налогу на имущество организаций.

    Налог на имущество организаций 2017

    Основание и правовые основы

    Налог на имущество организаций установлен Налоговым кодексом России. Это региональный налог — он вводится в действие НК РФ и законами субъектов РФ. Основы налога на имущество организаций установлены главой 30 НК РФ. Субъекты Российской Федерации имеют право определять налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога — в рамках, указанных в Налоговом кодексе.

    Налогоплательщики

    Налогоплательщики — организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.

    От уплаты налога на имущество освобождены организации, которые применяют специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД и др.). Также для отдельных категорий организаций на федеральном или региональном уровнях устанавливаются льготы — об этом см. пункт «Налоговые льготы».

    Обращаем внимание!

    С 1 января 2017 года из числа налогоплательщиков больше не исключены:

    • организации — организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи;
    • организации — маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета (МОК).

    Однако согласно ст. 379 НК РФ налог в отношении имущества, необходимого для проведения мероприятий, по-прежнему не платят:

    • FIFA и ее дочерние отделения, а также ряд иных организаций, участвующих в подготовке и проведении в чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.

    «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Объект налогообложения

    Движимое и недвижимое имущество (в том числе переданное во временное владение, пользование, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность, или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе как основные средства.

    Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

    Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признаются находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

    Не являются объектами налогообложения:

    • земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы;
    • имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба, если оно используется для нужд обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ;
    • объекты, признаваемые культурным наследием (памятниками истории и культуры) народов РФ;
    • ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
    • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
    • космические объекты;
    • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
    • объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.

    Необходима для расчета авансовых платежей по налогу.

    По общему правилу налоговая база определяется организацией самостоятельно как среднегодовая стоимость имущества, относящегося к объектам налогообложения. Учитывается по его остаточной стоимости. Если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих затрат, связанных с данным имуществом, его остаточная стоимость для целей исчисления налога на имущество организаций определяется без учета таких затрат.

    Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимости может определяться как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода. В этом случае она исчисляется в соответствии с правилами статьи 378.2 Налогового кодекса.

    Налоговая база рассчитывается исходя из кадастровой стоимости в отношении следующих объектов недвижимости:

    • административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также помещений в них;
    • нежилых помещений, которые в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета предназначены или фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания (фактическим использованием нежилого помещения в данных целях признается использование не менее 20% площади помещения для размещения указанных объектов);
    • объектов недвижимости иностранных организаций, которые не осуществляют деятельности в России через постоянное представительство, либо объектов, не относящихся к деятельности иностранной компании в РФ через постоянное представительство;
    • жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета;
    • унитарные предприятия.

    Законодательные органы субъекта РФ наделены полномочием устанавливать особенности определения налоговой базы по региональным налогам, а значит, и по налогу на имущество организаций (статья 12 НК РФ). В частности, им разрешено утверждать перечни объектов, налоговая база по которым определяется исходя из их кадастровой стоимости. Перечни такого имущества утверждаются не позднее 1 января года, в течение которого будут действовать установленные правила.

    Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества:

    • подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);
    • каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
    • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;
    • входящего в состав Единой системы газоснабжения;
    • налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость;
    • облагаемого по разным налоговым ставкам.

    Если фактическое местонахождение налогооблагаемых объектов находится в разных субъектах РФ, налог исчисляется с учетом ставок, принятых в соответствующих субъектах РФ.

    Особенности исчисления налоговой базы участниками простого товарищества (по договору о совместной деятельности), а также в отношении имущества, переданного в доверительное управление, определены статьями 377 и 378 главы 30 НК РФ.

    (ред. от 29.11.2013) «О налоге на имущество организаций» (принят ЗС СПб 26.11.2003)

    Налоговый и отчетные периоды

    Налоговый период — календарный год.

    Отчетные периоды — первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

    Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

    Устанавливать свои отчетные периоды, отличные от указанных в Налоговом кодексе, субъекты РФ не вправе.

    Налоговая ставка

    Ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ — с учетом норм, установленных статьей 380 Налогового кодекса РФ. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

    (ред. от 29.11.2013) «О налоге на имущество организаций» (принят ЗС СПб 26.11.2003)

    Налоговые льготы

    Перечень организаций, которым предоставляются льготы по уплате налога на имущество, установлен статьей 381 НК РФ. Согласно ей от уплаты налога освобождаются:

    1. организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
    2. религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
    3. общероссийские общественные организации инвалидов:
      • среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
      • уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных и некоторых иных), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
      • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
    4. организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов;
    5. организации:
      • в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;
      • в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного для использования на территории ОЭЗ при ведении деятельности в рамках заключенного соглашения (в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества);
      • признаваемые управляющими компаниями инновационного центра «Сколково»;
      • получившие статус участников проекта «Сколково» по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов;
    6. имущество:
      • специализированных протезно-ортопедических предприятий;
      • коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
      • государственных научных центров;
      • и другие — полный список см. в статье 381 НК РФ.

    Обратите внимание!

    С 1 января 2017 года субъекты РФ наделены правом устанавливать на своей территории льготу в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

    Исключение составляют движимые объекты, принятые на учет при:

    • реорганизации или ликвидации;
    • передаче друг другу взаимозависимыми лицами.

    Однако эти исключения не применяются в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного с января 2013 года. Изменения внесены в пункт 25 статьи 381 НК РФ.

    Кодекс также дополнен статьей 381.1 НК РФ, которая установила: если регион не воспользуется этим правом, то с 2018 года эта льгота на его территории действовать больше не будет. Льгота, установленная п. 24 ст. 381 НК РФ (в части имущества, расположенного в российском секторе дня Каспийского моря) также будет применяться с 1 января 2018 года только при принятии субъектом соответствующего закона.

    Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

    «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    (ред. от 03.04.2013) «О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов»

    (ред. от 28.12.2013) «Об инновационном центре «Сколково»

    (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359) (дата введения 01.01.1996) (ред. от 14.04.1998)

    (ред. от 29.11.2013) «О налоге на имущество организаций» (принят ЗС СПб 26.11.2003)

    «О налоговых льготах»

    (ред. от 11.12.2013) «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции»

    Порядок и сроки уплаты налога, отчетность

    Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

    Налог, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между полной суммой налога, исчисленного за год, и суммами авансовых платежей, уплаченных в течение налогового периода. Исчисляется отдельно в отношении имущества:

    • подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);
    • каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
    • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;
    • входящего в состав Единой системы газоснабжения;
    • налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость;
    • облагаемого по разным налоговым ставкам.

    Авансовые платежи по налогу на имущество уплачиваются три раза в год, по итогам каждого отчетного периода — I квартала, полугодия и 9 месяцев.

    Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества.

    Особенности исчисления налога и сумм авансовых платежей в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется по его кадастровой стоимости, изложены в ст. 378.2 Налогового кодекса.

    Обращаем внимание!

    Для имущества, в отношении которого налог определяется исходя из кадастровой стоимости, месяц перехода права считается полным для нового владельца, только если право возникло до 15-го числа включительно. В таком случае прежний собственник этот месяц при расчете не учитывает. Если же переход права собственности зарегистрирован после 15-го числа, налог за этот месяц не платит новый собственник.

    Сроки и порядок уплаты налога и авансовых платежей установлены законами субъектов Российской Федерации.

    По общему правилу в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи подлежат уплате в бюджет по местонахождению организации-налогоплательщика. Особые случаи – см. статьи 384, 385, 385.1, 385.2 Налогового кодекса РФ.

    Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

    В отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи уплачиваются по месту нахождения недвижимого имущества.

    Налоговые декларации по итогам года представляются не позднее 30 марта следующего года. В этот же срок уплачивается сумма налога за истекший год.

    Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу утверждены Приказом ФНС РФ от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895. Представляются как в бумажном, так и в электронном виде.

    Обращаем внимание!

    Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

    Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть здесь.

    С полным списком федеральных операторов электронного документооборота, действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

    (ред. от 05.11.2013) «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения» (вместе с «Порядком заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций», «Порядком заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций»)

    (ред. от 29.11.2013) «О налоге на имущество организаций» (принят ЗС СПб 26.11.2003)

    100% зачисляется в бюджет субъекта РФ.

    Налог на имущество организаций в Санкт-Петербурге

    Налог на имущество организаций в Санкт-Петербурге введен Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96. Им утверждены налоговые ставки, особенности определения налоговой базы, сроки и порядок уплаты авансовых платежей, а также дополнительный перечень льгот по налогу.

    Налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества:

    • нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв.м, которые фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения;
    • нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв.м, которые фактически используются в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
    • нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв.м, которые фактически используются одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
    • нежилых помещений площадью свыше 3000 кв.м, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
    • объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства;
    • объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.

    Налоговая ставка установлена в размере 1 % от кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Налоговая ставка в отношении объектов недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, устанавливается в размере 0,7%.

    Перечень льгот, предоставляемых по налогу на имущество, включает более 20 позиций. Например, от уплаты налога освобождены:

    • органы государственной власти Санкт-Петербурга,
    • организации, основным видом деятельности которых является изготовление специального оборудования, обеспечивающего жизнедеятельность инвалидов, а также технических и иных средств реабилитации инвалидов,
    • жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы, товарищества собственников жилья, товарищества домовладельцев — в отношении жилых помещений, а также общего имущества жилого дома и имущества, используемого для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома,
    • садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан — в отношении имущества, используемого в целях обеспечения социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства,
    • организации — в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения,
    • органы местного самоуправления — в отношении имущества детских и спортивных площадок, ограждений газонов и иных зеленых насаждений,
    • гаражно-строительные кооперативы — в отношении находящегося на их балансе имущества,
    • и еще ряд довольно приличный список организаций — полный их перечень указан в статье 4-1 закона 26.11.2003 N 684-96.
    • Налоговые расчеты по авансовым платежам представляются налогоплательщиками не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. В те же сроки уплачиваются авансовые платежи.
    • С 1 января 2016 года организации — в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, фактически используемых ими для размещения бань и включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

    (ред. от 29.11.2013) «О налоге на имущество организаций» (принят ЗС СПб 26.11.2003)

    «О налоговых льготах»

    Налог на имущество организаций в Москве

    Налог на имущество организаций в Москве введен Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64. Им утверждены налоговые ставки, особенности определения налоговой базы, сроки и порядок уплаты авансовых платежей, а также дополнительный перечень льгот по налогу.

    Налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении:

    1. административно-деловых центров и торговых центров общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них, если эти здания, за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, использование которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
    2. отдельно стоящих нежилых зданий общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
    3. расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, площадь каждого из которых свыше 3000 кв. метров, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания;
    4. объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в России через постоянные представительства.

    Налоговая ставка по общему правилу установлена в размере 2,2%. Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается в размере 1,3 процента.

    Сроком уплаты налога признано 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

    Дополнительные налоговые льготы установлены статьей 4 закона от 05.11.2003 N 64. Например, освобождены от уплаты налога на имущество в Москве:

    • автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы и внутригородских муниципальных образований
    • органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления в городе Москве;
    • организации городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного) и метрополитена, получающие ассигнования из бюджета города Москвы;
    • организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, жилищные кооперативы;
    • жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья;
    • и ряд других организаций — полный список см. в статье 4 закона.

    Также предусмотрены льготы в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

    (ред. от 20.11.2013) «О налоге на имущество организаций»

    Налог на имущество организаций в Ленинградской области

    Налог на имущество организаций в Ленинградской области введен Областным законом Ленинградской области от 25.11.2003 N 98-оз. Им утверждены налоговые ставки, сроки и порядок уплаты авансовых платежей, а также дополнительный перечень льгот по налогу.

    Налоговая ставка налога на имущество организаций установлена в размере 2,2%. Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, устанавливается в размере 2,0%.

    Налоговая ставка в отношении государственных унитарных предприятий, оказывающих инженерные услуги (сбор, очистка и распределение воды, прием стоков, передача пара и горячей воды, передача электроэнергии, услуги железнодорожного транспорта) предприятиям, осуществляющим свою хозяйственную деятельность на территории Ленинградской области, в части имущества, не используемого в производстве, а также не приносящего иного дохода имущества при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), устанавливается в размере 0,4%.

    Налоговая ставка для научных организаций, заключивших государственный контракт на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также научных организаций Российской академии наук и других академий наук, имеющих государственный статус, — в отношении их имущества, за исключением имущества, сдаваемого в аренду или переданного другим юридическим и(или) физическим лицам на иных основаниях, устанавливается в размере 1,1%

    Сроки уплаты налога и сдачи отчетности.

    Авансовый платеж по налогу по итогам отчетного периода уплачивается не позднее 35 дней по окончании отчетного периода.

    Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается налогоплательщиками до 10 апреля следующего года.

    В Ленинградской области освобождены от налогообложения налогом на имущество целый ряд организаций. Например:

    • бюджетные и автономные учреждения Ленинградской области жилищные кооперативы;
    • жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья организации по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции;
    • религиозные организации;
    • некоторые организации поддержки субъектов малого предпринимательства;
    • организации народных художественных промыслов;
    • и другие предприятия — их полный перечень установлен в статье 3-1 закона 98-оз.

    (ред. от 29.12.2012) «О налоге на имущество организаций» (принят ЗС ЛО 25.11.2003)

    Налог на имущество организаций: что нового в 2017 году?

    С 1 января 2017 года субъекты РФ наделены правом устанавливать на своей территории льготу в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

    Исключение составляют движимые объекты, принятые на учет при:

    • реорганизации или ликвидации;
    • передаче друг другу взаимозависимыми лицами.

    Однако эти исключения не применяются в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного с января 2013 года. Изменения внесены в пункт 25 статьи 381 НК РФ.

    Кодекс также дополнен статьей 381.1 НК РФ, которая установила: если регион не воспользуется этим правом, то с 2018 года эта льгота на его территории действовать больше не будет. Льгота, установленная п. 24 ст. 381 НК РФ (в части имущества, расположенного в российском секторе дня Каспийского моря) также будет применяться с 1 января 2018 года только при принятии субъектом соответствующего закона.

    Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

    Обращаем внимание!

    При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней — это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

    Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

    • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
    • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

    При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

    При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

    «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Смотрите так же:  Акт приема передачи доли квартиры по договору купли-продажи