Меню Закрыть

Полномочия органа осуществляющего уведомительную регистрацию

Статья 50 ТК РФ. Регистрация коллективного договора, соглашения

Новая редакция Ст. 50 ТК РФ

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения — соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Комментарий к Статье 50 ТК РФ

Согласно статье 50 Трудового кодекса РФ коллективный договор и соглашение должны быть направлены на уведомительную регистрацию в течение семи дней со дня подписания их сторонами. Вступает в силу соглашение вне зависимости от факта их уведомительной регистрации. При осуществлении указанной процедуры соответствующие органы выявляют условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, и сообщают об этом представителям сторон, подписавшим соглашение (договор).

Другой комментарий к Ст. 50 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Государство устанавливает обязательность государственной регистрации коллективного договора, соглашения. Обязанность направления коллективного договора, соглашения на государственную регистрацию возложена на работодателя, представителя работодателя (работодателей).

Органом, осуществляющим регистрацию коллективного договора, соглашения, является соответствующий орган по труду федерального, регионального или территориального уровней (министерство, комитет по труду и т.п.).

Уведомительная регистрация отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, проводится Федеральной службой по труду и занятости (п. 5.3.2 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324).

Коллективный договор, соглашение направляются на регистрацию в течение семи дней со дня их подписания.

2. Государственная регистрация коллективного договора, соглашения носит уведомительный характер. Отсутствие государственной регистрации не влияет на юридическую силу коллективного договора, соглашения, которые вступают в силу со дня подписания или со дня, определенного в самом коллективном договоре, соглашении.

3. Орган, осуществляющий регистрацию коллективных договоров, соглашений, проводит проверку соответствия положений коллективного договора, соглашения законодательству о труде. В случае выявления условий коллективного договора, соглашения, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, данный орган обязан сообщить об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, для устранения допущенного нарушения прав работников. Одновременно о выявленных нарушениях законодательства извещается соответствующая государственная инспекция труда. О полномочиях государственной инспекции труда см. гл. 57 ТК РФ и комментарий к ней.

4. Для признания недействительности условий коллективного договора, соглашения, ухудшающих положение работников, не требуется принятия особых решений государственных органов. Такие условия недействительны с момента их принятия и не подлежат применению сторонами коллективного договора, соглашения.

Процедура регистрации коллективного договора: сущность и проблемы

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2007, N 10

Процедура регистрации коллективного договора: сущность и проблемы

При возникновении социальных конфликтов по поводу толкования соглашений, заключаемых на федеральном уровне, никто не несет ответственности за то, что на стадии регистрации данного рода правовых актов, имеющих договорную природу, не были выявлены двусмысленные положения о регулировании трудовых отношений.

Поводом для написания данной статьи послужили публикации ряда авторов, посвященные современному институту коллективного договора . В них по какой-то причине не затронуты актуальные проблемы нормативного обеспечения всех элементов данного института. Поскольку эти проблемы связаны с достаточно большим количеством этих элементов, то в качестве примера выбран один элемент, поименованный в заголовке.

Анисимов А. Эффективное средство укрепления трудовых отношений. — Вопросы трудового права, 2007, N 5; Бородин И. МОТ: регулирование трудовых отношений. — Кадровик, 2007, N 5; Чижов Б. Содержание и сущность коллективного договора. — Вопросы трудового права, 2007, N 5.

Кроме того, рассмотрение процедуры регистрации коллективного договора обусловлено двумя факторами. Во-первых, работодателям и их представителям необходимо обратить внимание на институт уведомительной регистрации коллективного договора, предусмотренный современным трудовым законодательством. Это необходимо в силу того, что данный институт не совершенен.

Во-вторых, как любая процедура, предусмотренная современным трудовым законодательством, регистрация коллективного договора имеет свои юридические последствия.

Каковы эти последствия и однозначны ли они? Ответы на эти вопросы, на наш взгляд, будут небезынтересны читателям.

Поскольку Трудовой кодекс РФ предусматривает единый правовой механизм регистрации коллективных договоров и соглашений разного уровня социального партнерства, то сущность и проблемы государственной регистрации названных правовых актов будут раскрыты несколько своеобразно. Нами будут даны комментарии к ст. 50 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ).

Несмотря на то что комментируемая статья претерпела изменения, эти редакционные изменения трудно охарактеризовать как положительные. Так, изменения нормы ч. 1 ст. 50 ТК РФ не добавили четкости в определении субъектности лиц, направляющих коллективный договор и соглашение соответствующего уровня социального партнерства на уведомительную регистрацию.

Более того, существует еще несколько замечаний, имеющих практическое значение. В новой редакции нормы комментируемой статьи не дают ответы на следующие вопросы.

Обязаны ли лица, участвовавшие в процессе коллективных переговоров по изменению и дополнению коллективного договора и соглашения соответствующего уровня социального партнерства, направлять эти вступившие в действие правовые акты на уведомительную регистрацию?

Означает ли юридическое выражение «коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня их подписания направляются на уведомительную регистрацию», что соответствующему органу по труду должен быть представлен полный правовой акт во всем его объеме, то есть с учетом всех приложений, согласованных в качестве неотъемлемой части этих правовых актов?

Что означает термин «соответствующие органы по труду»?

Но самым главным является следующий вопрос. С какой целью должна осуществляться уведомительная регистрация, если результат ее проведения или непроведения не влияет на юридическую силу коллективного договора и соглашения любого уровня социального партнерства?

Более того, в норме ч. 3 ст. 50 ТК РФ законодатель использовал термин «соответствующая государственная инспекция труда», который уже устарел. Центральная роль в осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, отводится органам федеральной инспекции труда (см. ст. ст. 354 — 365 ТК РФ).

Главным же недостатком комментируемой статьи является использование оценочной категории, которая, с одной стороны, задает вектор регистрации коллективных договоров и соглашений, а с другой — создает потенциал социальных конфликтов в социально-трудовой сфере общественных отношений.

Конкретный пример реального конфликта приведен ниже, но в данном контексте следует пояснить, какая оценочная категория имеется в виду.

По смыслу нормы ч. 3 ст. 50 ТК РФ регистрация коллективных договоров и соглашений базируется на анализе этих правовых актов, имеющих договорную природу, с целью установления, не ухудшено ли положение работников за счет заключения и вступления в юридическую силу конкретного коллективного договора и соглашения соответствующего уровня социального партнерства.

Категория «ухудшение положения работников» является оценочной, и при этом Трудовой кодекс РФ не содержит ни одного критерия, на основании которого можно было бы единообразно и объективно осуществлять указанный анализ.

Известно, что социально-трудовым отношениям присуще противоречие между двумя основными экономическими категориями — занятостью граждан трудовой деятельностью и заработной платой. На практике в случае, если организации необходимо за счет внутренних резервов повысить эффективность своей экономической деятельности, перед менеджментом возникает дилемма — обеспечивать ли прежний уровень занятости работников или добиться роста заработной платы работников путем высвобождения занятых. Данная дилемма стоит и перед субъектами, вступающими в коллективные переговоры по заключению коллективного договора и соглашения соответствующего уровня социального партнерства.

Если же субъекты взаимодействия самостоятельно нашли компромисс в регулировании социально-трудовых отношений в широком понимании этого термина, то никакой орган власти не вправе эмпирически определить, ухудшено ли положение работников в результате достигнутого и формализованного компромисса в виде заключенного коллективного договора и соглашения.

В современных условиях правовой механизм регистрации коллективных договоров и соглашений таков, что вопрос, ухудшено ли положение работников в связи с введением в действие коллективного договора и соглашения, отдан на откуп чиновникам, представляющим интересы органов исполнительной власти соответствующего уровня государственного управления.

По существующей традиции, начиная с введения в действие Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях», инкорпорированного в КЗоТ Российской Федерации, субъекты взаимодействия, заключившие коллективный договор или соглашение одного из предусмотренных видов, направляют этот правовой акт на уведомительную регистрацию в соответствующий государственный орган.

Сам институт уведомительной регистрации в государственных органах не имеет юридического значения, поскольку если регистрация не проведена, то юридическая сила коллективного договора или соглашения, заключенного на соответствующем уровне социального партнерства, не меняется.

В этой связи можно предположить, что отчасти процедура уведомительной регистрации в государственных органах по труду необходима как предварительный этап контроля, возложенного на данные органы нормой ч. 1 ст. 51 ТК РФ. Данная процедура также необходима для осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Объясняется это тем, что норма ч. 3 ст. 50 ТК РФ предусматривает извещение соответствующей государственной инспекции труда о том, что в результате уведомительной регистрации выявлено ухудшение положения работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Все названные цели не имеют никакого отношения к реальной защите интересов работников. Причин тому несколько:

Смотрите так же:  Отдел опеки дзержинского района новосибирск

1) коллективный договор или соглашение, заключенное на соответствующем уровне социального партнерства, имеют юридическую силу и без проведения процедуры уведомительной регистрации;

2) в основные полномочия федеральной инспекции труда (ст. 356 ТК РФ) не входит выдача предложения субъектам договорных отношений пересмотреть содержание действующего коллективного договора или соглашения, заключенного на соответствующем уровне социального партнерства.

Анализ нормы ч. 3 ст. 50 показывает, что при условии того, что норма ч. 1 ст. 50 ТК РФ определяет характер регистрации коллективного договора и соглашения любого уровня социального партнерства как уведомительный, по сути, речь идет об обязательной государственной регистрации. Поскольку задачей государственной регистрации является сопоставительный анализ текста вступившего в действие коллективного договора или соглашения с действующим трудовым законодательством с целью ответа на вопрос, не ухудшают ли условия указанных правовых актов, имеющих договорную природу, положения работников.

Если в результате указанного анализа будет установлено, что в результате распространения на работников действия указанных правовых актов, имеющих договорную природу, ухудшается их положение по сравнению с действующим трудовым законодательством, то должны применяться меры государственного воздействия для того, чтобы такие акты не подлежали применению.

Однако такие меры самим Трудовым кодексом РФ не предусмотрены. Например, гл. 9 ТК РФ об ответственности сторон социального партнерства ситуацию с ухудшением положения работников в результате распространения на них действия зарегистрированного коллективного договора и соглашения любого уровня социального партнерства просто не предусматривает.

По смыслу нормы ч. 1 ст. 50 ТК РФ в целях проведения уведомительной регистрации коллективный договор или соглашение одного из видов, предусмотренных ст. 45 ТК РФ, в течение семи дней со дня подписания направляется работодателем (его представителем) или объединением работодателей (его представителем) в соответствующий государственный орган по труду.

В данной норме содержится две неопределенности. Во-первых, законодатель недостаточно четко определил срок направления коллективного договора или соглашения на уведомительную регистрацию, поскольку нет ясности — в норме ч. 1 ст. 50 ТК РФ речь идет о календарных или о рабочих днях.

Во-вторых, не ясна суть выражения «соответствующий орган по труду». По этому поводу необходимо обратить внимание на следующее. Норма ч. 1 ст. 50 ТК РФ, по сути, повторяет нормы ст. 12 и ст. 20 Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях».

Из ст. 12 указанного законодательного акта вытекает, что коллективный договор подлежал направлению на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации. А в соответствии с нормой ч. 5 ст. 20 соглашение, заключенное на федеральном уровне социального партнерства, подлежало направлению на уведомительную регистрацию в Министерство труда и социального развития Российской Федерации, а заключенное на уровне субъекта Российской Федерации — в орган по труду субъекта Российской Федерации.

В период до принятия Конституции РФ в стране была система управления социально-трудовыми отношениями, которая предусматривала вертикаль и горизонталь управления.

В современных условиях система государственного управления социально-трудовыми отношениями может существовать только как гипотеза, поскольку нет единого реестра передачи полномочий федеральных органов исполнительной власти по труду по вертикали вниз, то есть сначала субъектам Российской Федерации, а потом еще ниже — органам местного самоуправления.

На современном этапе соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, как правило, направляются в Минздравсоцразвития России, одной из функциональных обязанностей этого федерального органа исполнительной власти является не регистрация этих правовых актов, а принятие нормативного правового акта о порядке регистрации соглашений и коллективных договоров (см. п. 5.2.83 Положения о Министерстве) .

См. Собрание законодательства РФ, 2004, N 28. Ст. 2898.

Какой орган регистрирует генеральное соглашение и регистрируется ли оно вообще, не известно.

Отраслевые соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, подлежат регистрации Федеральной службой по труду и занятости. Регистрация этого вида соглашений входит в полномочия названного органа исполнительной власти (см. п. 5.3.2 Положения о Федеральной службе), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 .

См. Собрание законодательства РФ, 2004, N 28. Ст. 2901.

Очевидно, что коллективные договоры подлежат регистрации органами местного самоуправления. В целом ст. 50 ТК РФ расширяет круг полномочий органов по труду, муниципального управления. Объясняется это двумя причинами.

Причина первая. Органы муниципального управления обязаны осуществлять свою деятельность на основании Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» . Но в сферу их ведения не входят вопросы, связанные с регулированием трудовых отношений.

См. Собрание законодательства РФ, 2003, N 40. Ст. 3822.

Более того, названный Федеральный закон не содержит норм прямого действия о полномочиях органов местного самоуправления по принятию ими нормативных правовых актов, направленных на регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Но процедура регистрации должна быть формализована соответствующим актом органа муниципального управления.

Ранее отмечалось (см. § 3 комментария к ст. 35.1), что ст. 7 ТК РФ об актах органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права, утратила силу после принятия Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ.

Причина вторая. Сущность уведомительной регистрации коллективных договоров такова, что в процессе ее проведения на практике федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления фактически выходят за рамки внутриведомственного государственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Правоспособность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по осуществлению внутриведомственного государственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, установлена нормой ч. 3 ст. 353 ТК РФ.

Ключевыми словами в указанной норме являются «осуществление внутриведомственного государственного контроля». Внутриведомственный контроль предполагает его осуществление только в рамках тех организаций, которые подведомственны непосредственно федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

Наделение соответствующими полномочиями органов муниципального управления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству, а условия и порядок проведения контроля определены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На практике органы муниципального управления, как правило, самостоятельно определяют, в какое структурное подразделение административного управления входит отдел по труду, в функции которого входит регистрация коллективных договоров.

Единообразия в решении данного вопроса не придал и Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», поскольку в соответствии с нормой п. 1 ст. 2 автономные учреждения подлежат созданию только в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта . Из данного перечня сферы общественных отношений видно, что в сфере социально-трудовых отношений не предусмотрено создание автономных учреждений.

См. Собрание законодательства РФ, 2006, N 45. Ст. 4626.

Напомним, что наделение соответствующими полномочиями органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации происходит в порядке, предусмотренном законодательством этих субъектов с учетом норм Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» .

См. Собрание законодательства РФ, 1999, N 42. Ст. 5005.

В ч. 3 ст. 50 ТК РФ предусмотрена норма, раскрывающая содержание цели регистрации коллективного договора и соглашения любого уровня социального партнерства, а также императивная норма, по сути дублирующая норму ч. 2 ст. 9 ТК РФ.

Несмотря на то что в ч. 1 ст. 50 характер регистрации коллективного договора и соглашения любого уровня социального партнерства определен как уведомительный, выявление соответствующим органом по труду характера названных правовых актов относительно основ трудового права показывает, что эта процедура по своей природе присуща обязательной государственной регистрации.

На наш взгляд, на практике ревизии (экспертизе) со стороны органов, осуществляющих государственную регистрацию, должны подвергаться не все положения коллективного договора или соглашения, присланного на уведомительную регистрацию, а только часть из них.

В контролируемую часть коллективных договоров обязательно должны входить разделы, содержащие льготы и преимущества работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (ч. 3 ст. 41 ТК РФ).

Данное предложение может стать одним из элементов порядка уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений разного уровня социального партнерства.

В данном контексте следует обратить внимание на то, что правовая экспертиза условий заключенных коллективных договоров, соглашений, задачей которой является ответ на вопрос, не ухудшено ли положение работников по сравнению с действующим законодательством, должна проводиться специалистами высокой квалификации и с привлечением экспертов в области права и экономики труда. Это обусловливает необходимость решения вопроса финансового обеспечения муниципальных органов по труду.

Поскольку по юридической природе соглашения любого уровня социального партнерства (ст. 45 ТК РФ) не содержат положений, включающих в себя льготы и преимущества работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, то целесообразность проведения их уведомительной регистрации весьма сомнительна.

В буквальном прочтении нормы ч. 3 ст. 50 ТК РФ вторым элементом процедуры уведомительной регистрации является направление соответствующим органом по труду в адрес представителей сторон, подписавших коллективный договор или соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда (ст. 353) результата ревизии договорного акта.

Следует обратить внимание на то, что по сути рассматриваемой нормы указанное сообщение результата уведомительной регистрации коллективного договора или соглашения должно быть осуществлено соответствующим органом по труду независимо от характера результата — выявлены или не выявлены условия, которые предопределяют цель уведомительной регистрации.

Часть 3 ст. 50 ТК РФ включает в себя императивное правило, по сути аналогичное тому, что предусмотрено нормой ч. 2 ст. 9 ТК РФ. В буквальном смысле данное правило таково: те условия коллективных договоров и соглашений, которые в результате уведомительной регистрации соответствующим органом по труду признаны в качестве ухудшающих положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Данное правило в корне изменило ранее существовавшую идеологию уведомительной регистрации, которая была отражена в соответствующих нормах Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях».

Все дело заключается в том, что по отношению к условиям коллективных договоров и соглашений выражение «недействительны и не подлежат применению» буквально означает, что действие положений договорных актов соответствующего уровня социального партнерства подлежит отмене по решению, вынесенному не органами судебной власти, а государственными органами по труду, то есть административными органами.

Смотрите так же:  Пакет документов для регистрации права собственности на дом

При такой оценке характера регистрации коллективных договоров и соглашений становится ясно, по какой причине законодатель обязал соответствующие органы по труду доводить свое решение не только до субъектов социального партнерства, заключивших регистрируемый коллективный договор или соглашение, но и до федеральной инспекции труда (ст. 354 ТК РФ).

Сущность процедуры регистрации коллективных договоров и соглашений при юридических последствиях указанного характера не имеет ничего общего с понятием «уведомительная регистрация».

Кроме того, при таком положении дела можно считать, что в договорное регулирование трудовых отношений осуществляется вмешательство со стороны государственных органов, которое противоречит общепризнанному международному правилу запрета подобного вмешательства.

Данное правило сформулировано в преамбуле Конвенции МОТ N 150 «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация» (1978 г.), которая была ратифицирована Российской Федерацией 2 июля 1998 г.

В данном контексте следует обратить внимание на правило, содержащееся в ст. 10 ТК РФ. Статьей 10 ТК РФ императивно определено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Регистрация коллективных договоров и соглашений на практике дозволяет государственным органам власти самостоятельно вмешиваться в решения, самостоятельно принятые субъектами социального партнерства в договорном порядке. Отличительной чертой этого процесса является то, что регистрация не основана на заранее установленных национальным законодательством критериях легитимности соответствующих правовых актов социального партнерства. Все это обусловливает вывод о том, что ст. 51 ТК РФ входит в противоречие с международным правом как составной частью правовой системы Российской Федерации (см. ст. 10 ТК РФ).

В целях подтверждения приведенного вывода приведем один пример из современной социальной действительности.

В 1999 г. Федерация профсоюзов авиационных диспетчеров России (далее — ФПАД России) вынуждена была в судебном порядке опротестовывать действия Минтруда России, чиновники которого эмпирическим путем установили, что в результате вступления в действие профессионального соглашения ухудшено положение работников, занятых в одной из существенных подотраслей гражданской авиации.

В результате шестимесячных коллективных переговоров было заключено профессиональное соглашение между Государственной корпорацией по организации воздушного движения Российской Федерации и ФПАД России на 1998 — 2000 гг.

Не проведя никаких консультаций с субъектами социального партнерства, заместитель министра труда Российской Федерации единолично принял решение о недействительности ряда положений данного профессионального соглашения (Письмо от 18 января 1999 г. N 307-АР). Ради справедливости отметим, что объективные основания для вынесения этого решения не были доведены до сведения сторон соглашения; их просто не существовало.

Еще более странным выглядело заявление заместителя министра труда Российской Федерации о том, что соглашение не может быть квалифицировано в качестве профессионального, поскольку «не содержит перечня профессий, на которые распространяется его действие». Подобное заявление не могло быть сделано компетентными, профессиональными лицами, поскольку указанное соглашение четко определяло круг работников и представителей работодателей, на которых распространялось его действие.

Вмешательство Минтруда России во взаимодействие двух сторон социально-трудовых отношений в области единой системы управления воздушным движением зашло так далеко, что в указанном Письме заместителя министра предписывалось считать утратившими силу все ранее существовавшие договоренности между субъектами взаимодействия, которые были формализованы соответствующими протоколами.

Попытка лидеров ФПАД России отменить решение Минтруда России, изложенное в Письме от 18 января 1999 г. N 307-АР, ни к чему не привела. В такой ситуации Исполнительный комитет ФПАД России вынужден был обжаловать действия Минтруда России путем обращения по данному вопросу в Климовский городской народный суд (Письмо от 16 февраля 1999 г. N 031/1).

Анализ ст. 50 ТК РФ был бы не полным, если бы не было уделено внимание такой особенности нормативного регулирования регистрации коллективных договоров и соглашений, как отсутствие регламентации порядка и формы принятия решения соответствующих органов по труду (ч. 1 ст. 50 ТК РФ) о завершении регистрации.

Данная особенность ст. 50 ТК РФ непосредственно связана с проблемой ответственности лиц, осуществляющих регистрацию указанных правовых актов, имеющих договорную природу. Это ведь важно в тех случаях, когда при реализации указанных правовых актов, имеющих договорную природу, на практике возникают социальные конфликты по поводу их толкования, в том числе конфликты между работодателями и государственными органами надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства (ст. 353 ТК РФ) .

В системе Министерства путей сообщения Российской Федерации в 2001 — 2002 гг. были зафиксированы конфликты по поводу толкования п. 2.2 Отраслевого тарифного соглашения по федеральному железнодорожному транспорту на 2001 — 2003 годы.

Регистрация соглашений, заключаемых на федеральном уровне, ранее входила в компетенцию Минтруда России . Однако Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации не было предусмотрено предоставление права министру на принятие решения о завершении регистрации соглашений, что позволяло усомниться в юридической силе подписей заместителей названного должностного лица, которые фиксировали факт регистрации соглашений.

См. Положение о Министерстве труда и социального развития. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. N 480. Собрание законодательства РФ, 1997, N 17. Ст. 2019 (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2001 N 919).

Поскольку пока нет нормативного правового акта о порядке регистрации соглашений, то остается неясным, какой орган управления — единоличный или коллегиальный, вправе принять решение о результате регистрации и в каком виде это решение подлежит формализации — в виде директивного письма или в виде соответствующего нормативного правового акта.

Порядок регистрации соглашений, заключаемых на федеральном уровне, очевидно, должен включать в себя положения о надлежащем органе Минздравсоцразвития России, правомочном принять решение об окончании процедуры регистрации соглашения. Надлежащим органом может быть как коллегиальный орган управления — коллегия Минздравсоцразвития России, так и единоличный орган — министр.

В противном случае при возникновении социальных конфликтов по поводу толкования соглашений, заключаемых на федеральном уровне, никто не несет ответственности за то, что на стадии регистрации данного рода правовых актов, имеющих договорную природу, не были выявлены двусмысленные положения о регулировании трудовых отношений.

1. Институт уведомительной регистрации коллективного договора, предусмотренный современным трудовым законодательством, далек от совершенства.

2. Качество государственной регистрации коллективных договоров сомнительно. Причиной этому является использование законодателем оценочной категории «ухудшение положения работников» в условиях, когда в Трудовом кодексе РФ нет ни одного критерия, на основании которого можно было бы единообразно и объективно осуществлять анализ соотношения содержания коллективного договора с действующими соглашениями разных уровней социального партнерства, а также с трудовым законодательством в целом.

3. Целесообразность государственной регистрации коллективных договоров сводится к простой фиксации соответствующими органами по труду факта заключения коллективного договора конкретным работодателем.

Вместо заключения. В начале статьи было сказано о существовании ряда актуальных проблем современного института коллективного договора. Возможно, некоторым читателям интересно, какие проблемы входят в этот ряд и есть ли конкретные предложения о совершенствовании нормативного обеспечения коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. В связи с этим автор сообщает, что издательство «Альфа-Пресс» подготовило и выпускает в свет его книгу «Коллективный договор, или Как достичь успеха в проведении коллективно-договорной кампании».

Полномочия органа осуществляющего уведомительную регистрацию

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. 3 Издание ›
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ ›
  • Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда ›
  • Глава 7. Коллективные договоры и соглашения ›
  • Статья 50. Регистрация коллективного договора, соглашения

Статья 50. Регистрация коллективного договора, соглашения

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения – соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Согласно статье 50 Трудового кодекса РФ коллективный договор и соглашение должно быть направлено на уведомительную регистрацию в течение семи дней со дня подписания его сторонами. Отраслевые и межрегиональные соглашения направляются на регистрацию в Министерство труда и социального развития РФ. Региональные соглашения регистрируются соответствующим органом по труду субъекта федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления (например, комитета по труду администрации муниципального образования) полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений. Вступает в силу соглашение вне зависимости от факта их уведомительной регистрации. При осуществлении указанной процедуры соответствующие органы выявляют условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, и сообщает об этом представителям сторон, подписавших соглашение (договор).

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. До участников соглашения оно доводится, как правило, в месячный срок. После вступления в силу соглашения стороны в разумные сроки могут разработать планы по реализации его положений.

В трудовом законодательстве существует иерархия соглашений и коллективных договоров, согласно которой нижестоящее соглашение или коллективный договор не может ухудшать положение работников по сравнению с вышестоящим соглашением. Вышестоящие соглашения могут содержать в себе рекомендации и требования к содержанию нижестоящих соглашений, коллективных и индивидуальных договоров.

В этой связи стоит отметить Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 марта 2012 г. N 192н).

Смотрите так же:  Нотариус беспалова пермь

Согласно Регламенту государственная услуга предоставляется по запросам заявителей (представителей работодателей – получателей государственной услуги), которыми являются:

общероссийские объединения работодателей;

Регистрации в рамках предоставления государственной услуги подлежат соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства.

Информация о правилах предоставления государственной услуги предоставляется заявителям в местах, предназначенных для предоставления государственной услуги, с использованием средств телефонной связи, электронного информирования, размещается на официальных сайтах органов, участвующих в предоставлении государственной услуги, в сети Интернет, публикуется в средствах массовой информации, распространяется в виде информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.), а также другими способами.

Информация о правилах предоставления государственной услуги предоставляется представителям заявителей на приёме при личном обращении, по телефону, по электронной почте, а также по каналам факсимильной и электронной связи. В Регламенте также указаны все возможные контакты Роструда: сайт www.rostud.ru телефон 84956988204, адрес в Москве – Биржевая площадь, д. 1. Информация о правилах предоставления государственной услуги предоставляется бесплатно. При этом, при личном обращении заявителя, последний не должен ждать более 40 минут.

Государственная услуга по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства – также предоставляется Рострудом. Результатом предоставления государственной услуги является уведомительная регистрация отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства:

занесение в Журнал учета запросов заявителей по регистрации в уведомительном порядке отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства*(6), информации о регистрационном номере соглашения и дате регистрации либо об отказе в приёме документов;

направление заявителю письменного уведомления о регистрации соглашения и занесение соответствующей информации в Журнал учета запросов заявителей.

Максимально допустимые сроки предоставления государственной услуги не должны превышать 30 календарных дней с момента регистрации запроса заявителя в Роструде.

В случае необходимости получения дополнительной информации и уточнения имеющихся сведений, необходимых для предоставления государственной услуги, сроки предоставления государственной услуги могут быть продлены руководителем Роструда либо уполномоченным на то лицом не более чем на 30 календарных дней с сообщением заявителю о продлении срока предоставления государственной услуги.

Для получения государственной услуги необходимо направить в Роструд запрос заявителя, оформленный в соответствии с требованиями Административного регламента (приложение N 2 к Административному регламенту), при этом запрос может быть направлен в форме электронного документа.Запрос заявителя адресуется на имя руководителя Роструда и оформляется на бланке письма заявителя, за подписью уполномоченного представителя заявителя. Документы, необходимые для предоставления государственной услуги, должны быть четкими для прочтения, оформлены в машинописном виде на русском языке, при этом не допускается использование сокращений слов и аббревиатур.

В запросе заявителя должна содержаться следующая информация:

1) наименование и правовой статус заявителя;

2) почтовый адрес заявителя, по которому должен быть направлен ответ;

3) контактные телефоны и адрес электронной почты заявителя (последнее – при наличии).

4) просьба заявителя об уведомительной регистрации соглашения;

5) фамилия, имя, отчество представителя заявителя (последнее – при наличии);

6) информация о второй стороне коллективных переговоров (наименование, правовой статус, почтовый адрес, контактные номера телефонов, адрес электронной почты (при наличии), фамилия, имя, отчество и должность представителя;

7) дата составления запроса, личная подпись представителя заявителя, его должность или статус согласно полномочиям.

К запросу заявителя должны прилагаться:

1) соглашение на бумажном носителе (подлинник), пронумерованное, прошитое и скрепленное печатями сторон соглашения;

2) соглашение в форме электронного документа;

3) для общероссийского объединения работодателей (дополнительно), заверенные надлежащим образом копии устава и свидетельства о регистрации, а также состав членов объединения на момент подписания соглашения.

Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:

предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги;

предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В приеме документов отказывается по одному из следующих оснований:

1) заявителем не представлены документы, необходимые для предоставления государственной услуги, предусмотренные Административным регламентом;

2) представленные заявителем документы не соответствуют требованиям к оформлению документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренным Административным регламентом.

3) обращение заявителя не относится по существу к предоставлению государственной услуги;

4) правовой статус заявителя не соответствует требованиям, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации и пунктом 2 Административного регламента;

5) текст запроса заявителя не поддается прочтению.

Оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги не имеется.

Государственная услуга предоставляется бесплатно.

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче представителем заявителя запроса о предоставлении государственной услуги

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявителем запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги не должен превышать 40 минут.

Срок и порядок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги, в том числе в электронной форме

Срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги не должен превышать 30 минут.

Учет запросов заявителей осуществляется специалистом Роструда в Журнале учета запросов заявителей.

Поступившие письменные заявления (в том числе в электронном виде) регистрируются в течение рабочего дня с момента поступления в структурном подразделении, на которое возложены функции по документальному обеспечению Роструда, и передаются в структурное подразделение, на которое возложены функции по предоставлению государственной услуги, в день регистрации.

В Журнале учета запросов заявителей в письменном виде фиксируется информация о процедуре исполнения государственной услуги.

Ведение Журнала учета запросов заявителей осуществляется также в электронном виде.

Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной и текстовой информации о порядке предоставления такой услуги

Прием заявлений от получателей государственной услуги (их законных представителей) и их регистрация осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях.

Каждое рабочее место специалиста, ведущего прием получателя государственной услуги, оборудуется персональным компьютером с возможностью доступа к информационным базам данных, печатающим, а также сканирующим устройством (по возможности).

Специалисты, осуществляющие прием получателей государственных услуг, обеспечиваются личными нагрудными идентификационными карточками (бэйджами) и (или) настольными табличками.

Кабинеты приема получателей государственных услуг оснащены информационными табличками (вывесками) с указанием номера кабинета.

В помещениях, в которых предоставляется государственная услуга, для ожидания приема получателей государственной услуги (их законных представителей) оборудуются места (помещения), имеющие стулья, столы (стойки) для возможности оформления документов, санитарно-технические помещения (санузел), в том числе для инвалидов, а также лиц с ограниченными физическими возможностями, и места хранения верхней одежды посетителей.

Количество мест для ожидания приема получателей государственной услуги определяется исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в здании.

Помещения оборудуются системами кондиционирования (охлаждения и нагревания) воздуха, средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайных ситуаций.

На стенах оборудуются стенды с информацией о правилах предоставления государственной услуги.

Текстовая и мультимедийная информация о порядке предоставления государственной услуги размещается на информационном стенде в помещении Роструда для ожидания и приема граждан (устанавливаются в удобном для граждан месте), а также на официальном интернет-сайте Роструда.

Оформление текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления государственной услуги должно соответствовать оптимальному зрительному и слуховому восприятию этой информации гражданами.

Основным показателем качества и доступности государственной услуги является оказание государственной услуги в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Оценка качества и доступности государственной услуги должна осуществляться по следующим показателям:

– степень информированности граждан о порядке предоставления государственной услуги (доступность информации о государственной услуге, возможность выбора способа получения информации);

– возможность выбора заявителем формы обращения за предоставлением государственной услуги (лично, посредством почтовой связи, в форме электронного документооборота через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций);

– своевременность предоставления государственной услуги в соответствии со стандартом ее предоставления, установленным Административным регламентом.

Показатели доступности и качества государственной услуги определяются на основе ежегодного мониторинга, путем сравнительного анализа нормативных значений показателей с фактическими значениями показателей в отчетном году.

к Административному регламенту предоставления Федеральной

службой по труду и занятости государственной услуги по

уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых)

соглашений, заключенных на федеральном уровне социального

партнерства, утвержденному приказом

Министерства здравоохранения и социального развития РФ

от 2 марта 2012 г. № 192н

На бланке письма Руководителю

заявителя Федеральной службы

по труду и занятости

Прошу предоставить государственную услугу по уведомительной регистрации _________________________________________________________________________________________________________________

(полное наименование отраслевого (межотраслевого) соглашения,

заключенного на федеральном уровне социального партнерства)

Дата подписания соглашения сторонами коллективных переговоров ______________________________________________________________

Наименование и правовой статус заявителя

Почтовый адрес заявителя (по которому должен быть направлен ответ) ________________________________________________________

Адрес электронной почты заявителя ___________________________

Контактные номера телефонов заявителя ______________________

Информация о второй стороне коллективных переговоров ___________________________________________________________________________________________________________________________________

(наименование, правовой статус, почтовый адрес, контактные номера телефонов, адрес электронной почты (при наличии), фамилия, имя, отчество и должность представителя)

(дата составления запроса)

(должность) (статус согласно полномочиям)

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

к Административному регламенту предоставления

Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги

по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых)

соглашений, заключенных на федеральном уровне

социального партнерства, утвержденному приказом

Министерства здравоохранения и социального развития РФ

от 2 марта 2012 г. № 192н

Показатели доступности и качества государственной услуги

Наименование показателей доступности и качества

Нормативное значение показателя (%)

Фактическое значение показателя в отчетном году (%)

1.1. Количество заявителей, удовлетворенных информацией о порядке предоставления услуги и способами ее* получения

1.2. Количество правильно заполненных заявителем документов, сданных им с первого раза

1.3. Количество форм, информация о заполнении которых доступна через Интернет

1.4. Количество случаев предоставления услуги в установленный срок с момента сдачи документов заявителем

1.5. Количество заявителей, ожидавших получения услуги в очереди более максимального срока, установленного регламентом

2.1. Количество заявителей, удовлетворенных качеством процесса предоставления услуги

2.2. Количество правильно оформленных документов сотрудником Роструда в процессе оказания услуги

2.3. Количество обоснованных жалоб к общему количеству обслуженных заявителей

2.4. Количество обоснованных жалоб, рассмотренных в установленный срок

2.5. Количество заявителей, удовлетворенных установленным порядком, в т.ч. сроками обжалования