Меню Закрыть

Увольнение с государственной гражданской службы на испытательном сроке

Могу ли я уволиться с госслужбы в связи с выходом на пенсию?

Я являюсь госслужащей. В июле 2017г. мне исполнилось 55 лет. Могу ли я уволиться с госслужбы с формулировкой «в связи с выходом на пенсию», не отрабатывая еще полгода? И в случае увольнения ранее 55 лет 6 месяцев, буду ли иметь право на доплату к пенсии за выслугу лет (стаж 30 лет)?

Ответы юристов (1)

«Я являюсь госслужащей. В июле 2017г. мне исполнилось 55 лет. Могу ли я уволиться с госслужбы с формулировкой „в связи с выходом на пенсию“, не отрабатывая еще полгода? И в случае увольнения ранее 55 лет 6 месяцев, буду ли иметь право на доплату к пенсии за выслугу лет (стаж 30 лет)?»

Ольга, уволиться с формулировкой «в связи с выходом на пенсию», Вы не можете, поскольку в соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН» в 2017 году Вы достигаете пенсионного возраста в 55 лет и 6 месяцев.

Однако, в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации (с изменениями на 1 июля 2017 года)» (ст. 7) Вы можете уволиться с государственной службы по своей инициативе и будете иметь право на пенсию за выслуге лет.

1_1. Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

После увольнения, я думаю, что Вы вправе оформить пенсию по старости.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Увольнение с государственной службы на испытательном сроке

Я написала заявление на увольние ( я на гос. Службе на испытать сроке) мне сказали отработать две недели, я им утверждаю, что на исрытательн сроке, в они отказывают мне.в контракте Права и обязанности в пункте прописан Граждан служащих имеет права, предусмотренные ст,14 и другими положениями ФЗ 79, в том числе расторгнуть контракт и уволиться с граждан службы по собственной инициативе, предупредив нанимателя за две недели. А другом Иные условия служебного контракта ст. 18 сказано настоящий служебный контракт заключается на испытательным сроком 3 месяца в целях проверки его соответствия замещаемой должности

13 Ноября 2017, 08:14 Мария, с. Вад

Ответы юристов (1)

Государственный служащий вправе самостоятельно решить покинуть службу еще до окончания испытания, предупредив об этом начальство за 3 дня до ухода. Так же ст. 71 ТК РФ сокращает время отработки на испытательном сроке до 3 дней. и п. 10 ст. 27 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»​ До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее чем за три дня.​​​

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ. ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Статья посвящена анализу правового регулирования государственной службы с точки зрения социальной защиты государственных служащих. В частности, рассматриваются проблемы правового регулирования одного из основных правовых институтов государственной службы — служебного контракта.

Article is devoted the analysis of legal regulation of public service, from the point of view of social protection of civil servants. In particular, problems of legal regulation of one of the basic legal institutes ofpublic service — the office contract are considered.

Одним из наиболее важных институтов служебного права является институт служебного контракта. В соответствии со статьей 27 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при приеме на должность гражданской службы гражданскому служащему по соглашению сторон государственно-служебного отношения может быть предусмотрено установление испытательного срока продолжительностью от трех месяцев до одного года. В период испытательного срока правовой статус лица, принятого на должность государственной службы, имеет свои особенности. Так, лицам, впервые принятым на государственную службу, классный чин, соответствующий должности, присваивается после успешного прохождения испытательного срока. Для тех гражданских служащих, которые уже имеют классный чин, в период испытательного срока, в отличие от других служащих, установлено дополнительное основание прекращения служебного контракта — неудовлетворительное испытание. При решении вопроса о назначении испытательного срока представитель нанимателя в государственно-служебном отношении должен принимать во внимание тот факт, что для ряда лиц установлены гарантии. В соответствии с частью 3 статьи 27 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» испытательный срок не устанавливается:

1) для беременных женщин — гражданских служащих;

2) для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

3) для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;

4) для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы;

5) в иных случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.

Как видно из приведенного перечня, испытательный срок не устанавливается гражданским служащим, назначаемым на должности гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа в связи с реорганизацией, ликвидацией государственного органа либо сокращения должности гражданской службы. Следовательно, если внешний перевод производится по другим причинам, то такому государственному служащему может быть установлен испытательный срок, что представляется нам не совсем логичным, даже учитывая всю важность труда на должности государственной службы. Испытательный срок, прежде всего, устанавливается для проверки профессиональных качеств государственного служащего или, как указано в законе, «в целях проверки соответствия замещаемой должности». В статье 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» приведены параметры несоответствия гражданского служащего занимаемой должности: это состояние здоровья в соответствии с медицинским заключением и недостаточная квалификация, подтвержденная результатами аттестации. Поскольку служащий переводится из другого государственного органа, он уже замещал должность государственной службы, при этом мог быть принят на нее после испытательного срока. Присвоение такому служащему классного чина свидетельствует о его пригодности к государственной службе, подтвержденной результатами аттестации. Следовательно, установление в данном случае вторичного испытательного срока будет преследовать иную цель, чем проверка профессиональных навыков, например, выявление личностных качеств. Это, в свою очередь, не может гарантировать отсутствия субъективной оценки правоприменителя по отношению к переводимому государственному служащему. В связи с этим мы полагаем, что испытательный срок должен устанавливаться при переводе гражданских служащих на вышестоящую должность.

Кроме того, в тексте Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» никак не регламентирован вопрос об испытательном сроке при внутреннем переводе. В соответствии с пунктом 4 статьи 27 рассматриваемого закона испытательный срок может быть установлен при внешнем переводе государственного служащего. Вместе с тем в пункте 1 названной статьи закреплено, что испытание может быть установлено при назначении на должность гражданской службы (при этом не уточняется, при первичном назначении или, например, внутреннем переводе). Таким образом, право представителя нанимателя устанавливать испытание вытекает из смысла нормы закона, но не зафиксировано в тексте нормативного акта. Кроме того, неудачной представляется редакция пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которой «сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего». Фактически вопрос об установлении испытания относится исключительно к компетенции представителя нанимателя. Лицо, поступающее на государственную службу, либо соглашается с условием испытания, либо нет. В том случае, если согласие на испытание не получено, служебный контракт не заключается. Таким образом, в данной ситуации следует говорить не о «соглашении сторон», а о праве представителя нанимателя устанавливать испытание. Уточнения требует также формулировка перечня лиц, которым не устанавливается испытание. Как указано в пункте 1 перечня, испытание не устанавливается «для беременных женщин — гражданских служащих». Буквальное толкование нормы позволяет сделать вывод о том, что это правило относится только к женщинам, которые уже являются гражданскими служащими. Следовательно, женщины, впервые поступающие на службу, такой льготы не имеют. В этом плане более определенная формулировка использована в пункте 2 перечня, где упоминаются «граждане, окончившие обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающие на гражданскую службу». Эти факты позволяют сделать вывод о необходимости изменения норм Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части, касающейся правил установления испытания, в следующем направлении. В пункте 1 статьи 27 указать, что при назначении на должность гражданской службы представитель нанимателя имеет право устанавливать испытание для гражданских служащих, а также для граждан, впервые поступающих на гражданскую службу, в целях проверки соответствия замещаемой должности. Подпункт 1 пункта 3 статьи 27 изложить в следующей редакции: «для беременных женщин — гражданских служащих, а также впервые поступающих на гражданскую службу». Пункт 4 статьи 27 изложить в следующей редакции: «Для замещения вышестоящей должности гражданской службы, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться срок испытания продолжительностью от трех до шести месяцев».

Смотрите так же:  Gta 5 прекращение работы лицензия

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 в процессе прохождения гражданской службы государственный гражданский служащий может быть по тем или иным причинам переведен на иную должность, в другой государственный орган. Такие переводы по общему правилу допускаются с письменного согласия служащего. Вместе с тем, как указано в пункте 4 рассматриваемой статьи, «не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом». В данной редакции рассматриваемой статьи наблюдается противоречие между ее 1-м и 4-м пунктами, так как в первом пункте изменение должности трактуется как «перевод», а в пункте 4 изменение должности без изменения должностных обязанностей — «перемещение». Таким образом, данная редакция пункта 4 предоставляет право представителю нанимателя фактически переводить гражданского служащего, например, в другой населенный пункт «на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом», во-первых, называя это «перемещением», во-вторых, без согласия гражданского служащего. В целях устранения подобных ситуаций в тексте рассматриваемого закона необходимо четко сформулировать дефиниции «перевода» и «перемещения».

Статья 30 предоставляет право представителю нанимателя переводить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность, в том числе для замещения временно отсутствующего гражданского служащего. По логике данной нормы такой перевод осуществляется без согласия служащего. При этом согласно части 2 рассматриваемой статьи временный перевод возможен на срок не более одного месяца в календарном году. Подобная редакция статьи вызывает ряд закономерных вопросов. Не вызывает сомнения, что в силу своей важности государственная гражданская служба должна функционировать непрерывно. Поэтому отсутствие государственного служащего на рабочем месте должно быть компенсировано путем временного замещения данной должности другим служащим. Срок временного замещения в рассматриваемом случае ограничен одним месяцем. Как быть в том случае, если отсутствие государственного служащего продолжается более месяца? Перемещать на «пустующую» должность другого служащего, не исчерпавшего «лимит» временного замещения? Очевидно, что такое решение непродуктивно с точки зрения теории управления, так как частая смена кадров всегда отражается на качестве выполняемых функций. В связи с этим на основании части 3 статьи 30 представителю нанимателя предоставляется право назначить, но уже с согласия, гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность временно отсутствующего служащего на срок более одного месяца. Однако в тексте части 3 статьи 30 никакие сроки не указаны, поэтому неясно, на какой срок возможно временное замещение. Если отсутствие гражданского служащего связано с болезнью, то согласно пункту 8.1 части 1 статьи 37 это не может быть более четырех месяцев подряд. Если же отсутствие связано с другими уважительными причинами, то оно должно быть ограничено иными сроками.

Обращает на себя внимание отсутствие корреляции между статьями 30 и 27. Поскольку в статье 30 речь идет о переводе на другую должность (хотя и временном), то в соответствии со статьей 27 представитель нанимателя вправе установить испытание замещающему служащему, поскольку в перечень случаев, в которых испытание не устанавливается, не входит временный перевод. Для устранения коллизии, по нашему мнению, статью 27 следует дополнить положением о том, что испытание не устанавливается также и в случае временного перевода, для замещения отсутствующего гражданского служащего. Кроме того, в тексте рассматриваемого закона необходимо сформулировать понятие временного перевода для замещения должности гражданской службы. Например, оно может быть таким: «Временный перевод для замещения иной должности гражданской службы — это исполнение обязанностей по не обусловленной служебным контрактом должности на срок до одного месяца в календарном году либо на больший срок для замещения должности длительно отсутствующего гражданского служащего». Введение приведенной выше дефиниции позволит отграничить перевод временный от постоянного и тем самым повысит уровень правовых гарантий в процессе осуществления государственной гражданской службы.

Статья 30 рассматриваемого закона регламентирует временное замещение иной должности гражданской службы посредством временного перевода гражданского служащего. Как известно, перевод возможен только с одной должности на другую. В таком случае возникает необходимость ответить на вопросы, с какой должности переводится гражданский служащий, замещающий новую для него должность? Кто будет замещать служащего на его постоянной должности? Ответ на эти вопросы дает практика государственной гражданской службы. Как правило, в случае временного отсутствия гражданского служащего выполнение его обязанностей возлагается на другого служащего, при этом приказ о временном замещении (временном переводе) не издается, так как от «своей» должности замещающий служащий не освобождается и при этом доплата за выполнение обязанностей по другой должности не производится. Подобная ситуация объясняется тем, что в тексте анализируемого закона временное замещение должно производиться на основе перевода с одной должности на другую. В этом случае оплата труда должна осуществляться повременно замещаемой должности. В ситуации, приведенной выше, происходит не временный перевод, а совмещение должностей, по которым выполняются функции в рамках одного и того же служебного времени. Поскольку понятия «совмещение должностей» в анализируемом законе не предусмотрено, постольку, соответственно, отсутствуют надбавки или доплаты по этому основанию. Таким образом, в целях повышения социальных гарантий для государственных служащих целесообразно ввести в закон понятие совмещения и предусмотреть механизм его действия.

Принципиально важными с точки зрения гарантий социальной защиты государственных служащих являются нормы, направленные на регулирование случаев прекращения служебного контракта. В соответствии со статьей 36 гражданскому служащему предоставлено право расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, уволившись при этом с гражданской службы, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели. При этом он вправе до истечения срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении с государственной службы отозвать обратно свое заявление, «если на его должность не приглашен другой гражданский служащий или гражданин». Обращает на себя внимание, во-первых, такое противопоставление, как «гражданский служащий или гражданин», так как буквально получается, что гражданский служащий не является гражданином, во-вторых, неясно, какова форма или механизм приглашения другого гражданского служащего либо гражданина? В аналогичной норме Трудового кодекса Российской Федерации (статье 80) имеются, например, два уточнения: форма приглашения другого работника должна быть письменной, работник приглашен в порядке перевода.

1. Ершова Е.А. Трудовые правоотношения государственных гражданских и муниципальных служащих в России: монография. — М., 2011.

2. Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 27.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. — 2010. — № 49.

4. Щур-Труханович Л. В. Изменение Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: снижение и фиксация предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе // СПС «КонсультантПлюс».

5. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / под ред. В. А. Козбаненко // СПС «КонсультантПлюс».

Смотрите так же:  Ип упрощенка отчетность 2018

6. Нуртдинова А.Ф., Ноздрачев А.Ф., Чиканова Л.А. Кадровику госслужбы // СПС «Консультант Плюс».

7. О прекращении трудовых отношений по инициативе нанимателя: рекомендации МОТ от 22.06.1982 г. №16 [Электронный ресурс].

Увольнение госслужащего

Государственный служащий осуществляет деятельность на основании не трудового договора, а служебного контракта, который может быть расторгнут по его инициативе, по решению работодателя или же по независящим от сторон обстоятельствам. Основания для расторжения договора определяются законодательством (ст. 33 №79-ФЗ).

Если увольнение с государственной службы происходит по желанию работника, то в этом случае он предупреждает работодателя за две недели до фактического ухода. В течение двухнедельной отработки он должен сдать все дела государственной службы и подготовить обходной лист.

В случае увольнения с гражданской службы по инициативе работодателя, работнику направляют за две недели до фактического расторжения договора уведомление, которое содержит указание на определенное основание для увольнения и ссылку на соответствующую статью законодательства о государственной службе РФ.

Особенностью увольнения госслужащего выступает тот факт, что помимо трудовой книжки ему на руки выдается памятка о соблюдении требований к служебному поведению, которая содержит сведения о сохранении государственной тайны, если работник имел доступ к ней на протяжении своей деятельности.

Основные аспекты процесса увольнения государственного служащего содержатся в шестой главе Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» (№79-ФЗ). В частности, здесь прописаны:

  • Основания для расторжения контракта (ст. 33);
  • Особенности прекращения трудовых отношений по соглашению сторон (ст. 34);
  • Процесс расторжения срочного договора (ст. 35);
  • Порядок расторжения договора по желанию государственного служащего (ст.36);
  • Специфика увольнения гражданского служащего по решению нанимателя (ст. 37).

В указанном нормативно-правовом акте также содержатся сведения о том, как расторгается контракт при возникновении форс-мажорных обстоятельств или выходе госслужащего из гражданства РФ, а также особенности взаимодействия с профсоюзом по вопросам увольнения гражданского служащего.

Отдельная статья посвящена ситуации, при которой госслужащего увольняют из учреждения по причине утраты доверия в силу выявленных обстоятельств (ст. 59.2).

Общие же вопросы увольнения гражданских служащих описывает ТК РФ, в том числе обязательность двухнедельной отработки и выплат по факту расторжения трудового контракта (ст. 80, 81, 140).

При этом, в самом Трудовом кодексе содержится отсылка к №79-ФЗ, поскольку именно в этом нормативно-правовом документе содержатся детали увольнения работников, состоящих на государственной службе.

При увольнении госслужащего по собственному желанию ему потребуется представить в отдел кадров заявление, в котором необязательно указывать точную причину ухода с занимаемой должности, за исключением ситуаций выхода не пенсию и перевода на выборную должность. Образец заявления на увольнение с государственной гражданской службы можно взять в том учреждении, в котором работник несет службу, поскольку существуют некоторые отличия в зависимости от типа организации.

Дата, указанная им в заявлении (за две недели до фактического ухода), становится конечным числом его пребывания в государственном органе. Аналогичным образом происходит и увольнение с муниципальной службы по собственному желанию. При этом работодатель обязан оформить приказ об увольнении муниципального служащего по собственному желанию, на основании которого заполняется его трудовая книжка и передается на хранение личное дело.

Куда более сложно дело обстоит с расторжением контракта по решению нанимателя. В этом случае гражданский служащий может быть освобожден от выполнения его обязанностей по приведенным ниже причинам.

  1. Несоответствие занимаемой должности

Такое основание может применяться в двух ситуациях:

  • Во-первых, если уполномоченная медицинская комиссия вынесла заключение о неблагоприятном состоянии здоровья госслужащего, которое не позволяет ему продолжать трудовую деятельность в данной должности;
  • Во-вторых, итоги аттестации, которые выявили недостаточный уровень квалификации государственного служащего.

Более того, к этому пункту относится также утрата доверия к работнику, которая стала следствием нарушения им прописанных в нормативно-правовых актах ограничений, неисполнение возложенных обязанностей или возникновения конфликта интересов.

  1. Неоднократное невыполнение обязанностей

В любом государственном или муниципальном учреждении имеются должностные инструкции. Которые достаточно четко прорисовывают обязанности служащих. Это позволяет отследить – приводит ли фактическая деятельность работников к их выполнению.

Увольнение, как дисциплинарное взыскание, в этом случае может применяться, если у госслужащего уже имеются замечания и выговоры по факту невыполнения служебных обязанностей.

  1. Грубое однократное нарушение трудовой дисциплины

Наряду с теми обстоятельствами, которые признаются грубым нарушением трудовой дисциплины обычными работниками (прогулы, появление на работе в состоянии опьянения, разглашение тайны, хищение, нарушение техники безопасности), существуют и иные варианты совершения виновных действий государственными служащими, а именно:

  • Совершение проступков материально ответственными госслужащими, работающими с денежными и материальными ценностями;
  • Принятие необоснованного решения госслужащими, занимающими руководящие должности;
  • Представление нанимателю подложных документов в процессе найма на работу и получения классных чинов;
  • Отсутствие на служебном месте более 4-х месяцев по причине травмы или болезни.

Важно понимать, что в российском законодательстве существует два понятия: освобождение госслужащего от должности и его увольнение с государственной службы. При увольнении трудовой контракт расторгается и трудовые отношения прекращаются, а при освобождении от должности хотя договор и прекращает свое действие, госслужащего зачисляют в резерв (ст. 39 №79-ФЗ).

В каких случаях это возможно при освобождении от должности?

  1. Призыв госслужащего в армию;
  2. Его избрание на должность в профсоюзный орган;
  3. Форс-мажорные обстоятельства (катастрофы, войны и др.).

Если государственного служащего освободили от должности и зачислили в резерв, но по истечении трех месяцев он не начал выполнять обязанности в рамках гражданской должности, то его исключают из кадрового резерва и увольняют.

Когда происходит увольнение госслужащего по инициативе работодателя, то должны быть учтены нюансы этого процесса, а именно:

  • Если госслужащий не соответствует занимаемой должности, то прежде чем расторгнуть контракт следует предложить ему альтернативное место работы в том же учреждении (ст. 37 №79-ФЗ);
  • Если состояние здоровья госслужащего настолько плачевно, что он не в состоянии выполнять какие-либо обязанности в рамках государственной службы, то считается, что его увольнение происходит по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 39 №79-ФЗ);
  • Если работник отказывается занять предложенное ему альтернативное место, то он обязан представить работодателю письменный отказ (ст. 33 №79-ФЗ);
  • Если госслужащий нарушил технику безопасности и это повлекло за собой серьезные неблагоприятные последствия, то этот факт должен быть доказан актом о несчастном случае, экспертным заключением или иными документами (ст. 81 ТК РФ).

Госслужащий также может быть уволен с занимаемой должности в том случае, если он не удовлетворил требованиям, предъявляемым к конкретной должности, в течение испытательного срока. Последний может быть назначен на срок, не превышающий трех месяцев.

В отношении государственных служащих также действуют и стандартные основания для увольнения, которые применяются и в отношении иных категорий работников: смена собственника имущества компании, аморальный поступок, ликвидация учреждения, сокращение должностей гражданской службы (ст.81 ТК РФ).

Существует и весьма специфическое основание для расторжения контракта с сотрудником, состоящим на государственной и муниципальной службе – это прекращение гражданства России. Дело в том, что одним из ключевых требований к занятию вакантных должностей на государственной и муниципальной службе выступает наличие российского гражданства.

Как уже было определено выше, государственный служащий осуществляет свою деятельность на основании служебного контракта. В день его расторжения наниматель выдает на руки госслужащему трудовую книжку и иные бумаги (документы по государственной службе и пенсионному обеспечению). Выплаты госслужащему при увольнении по собственному желанию также предоставляются в день увольнения (ст. 36 №79-ФЗ).

По каким статьям должна рассчитаться с госслужащим бухгалтерия нанимателя?

Оплата труда государственного служащего рассматривается в качестве его денежного содержания, которое состоит из (ст. 50 №79-ФЗ):

  • Месячного оклада в соответствии с его классным чином;
  • Надбавки за выслугу лет;
  • Доплаты за особые условия гражданской службы;
  • Процентной надбавки за использование засекреченной информации (государственной тайны);
  • Премии за исполнение сложных и важных заданий.

При расчете оплаты труда госслужащих принимаются во внимание различные коэффициенты (за работы в пустынных и безводных местностях, в условиях Крайнего Севера, высокогорных районах и т.д.). За работу в особо отдаленных местностях полагается и дополнительная компенсация при увольнении муниципального служащего.

Расчет с госслужащим охватывает отпускные платежи за неиспользованный в текущем году отпуск, а также единовременную материальную помощь к отпуску. Материальная помощь предоставляется за счет фонда оплаты труда гражданских служащих (ст. 46 №79-ФЗ).

Если с момента трудоустройства работник отработал на госслужбе более 11 месяцев, то он имеет право рассчитывать на отпускные выплаты в полном объеме. Целиком получают отпускные и те госслужащие, которые проработали в должности от 5,5 до 11 месяцев и были уволены вследствие:

  • Ликвидации учреждения;
  • Ухода на военную службу;
  • Сокращения штата;
  • Перевода в другой орган;
  • Выявления его непригодности к дальнейшей деятельности.
Смотрите так же:  Call of duty ghosts требования на пк

Что касается материальной помощи, то она, как правило, составляет не более трех окладов государственного служащего. Если работник был уволен из госслужбы по инициативе нанимателя за грубые нарушения дисциплины и правил трудового распорядка, то материальная помощь ему не выплачивается.

Выходное пособие при увольнении государственного служащего выплачивается далеко не при любом расторжении служебного контракта. Оно имеет место в следующих случаях:

  • При ликвидации учреждения или сокращении штата размер выходного пособия равен одному среднемесячному заработку (ст. 178 ТК РФ);
  • При прекращении деятельности учреждения и уменьшении численности его персонала в районах Крайнего Севера (в эту категорию входят и приравненные к ним местности) выходное пособие выплачивается в сумме равной четырем среднемесячным окладам.
  1. Дополнительные компенсации

Существует несколько особых видов компенсаций, на которые в некоторых случаях также могут рассчитывать некоторые категории госслужащих:

  • Во-первых, компенсация в размере четырехкратного среднемесячного оклада при увольнении госслужащего, отказавшегося от занятия иной должности, перевод на которую стал необходимым в связи с ухудшением состояния здоровья (необходимо заключение медицинской комиссии);
  • Во-вторых, компенсация в размере четырехкратного среднемесячного оклада тем работникам государственной службы, которые отсутствовали на рабочем месте более четырех месяцев в связи с болезнью;
  • В-третьих, содержание в размере двухнедельного заработка в случае призыва на военную службу, возвращение временно заменяемого сотрудника, отказом от перевода в иную местность, отказом от работы с изменением существенных условий служебного контракта.

Если работодатель затягивает с предоставлением работнику всех причитающихся ему выплат, то за каждый день просрочки он обязан будет предоставить ему компенсацию в виде процента от среднемесячного заработка (ставка составляет 1/300 ставки рефинансирования Банка России).

Увольнение госслужащего – процесс, сопряженный со множеством бюрократических формальностей. При этом российское законодательство определяет достаточно детально порядок расторжения служебного контракта и предоставления работнику необходимых выплат.

Испытательный срок на госслужбе

Если при принятии на «обычную» работу испытательный срок является скорее преимуществом работодателя, то с государственной службой дело обстоит несколько иначе.

В данной статье мы рассмотрим, что представляет собою испытательный срок на госслужбе, а также:

  • обязателен ли испытательный срок на госслужбе;
  • размер испытательного срока на госслужбе;
  • особенности испытательного срока на госслужбе;
  • увольнение с госслужбы.

Ввиду своей специфики государственная служба отличается от всех прочих работ большим количеством ограничений и ответственности.

Обязателен ли испытательный срок на госслужбе

Согласно положениям Федерального закона N 509-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для граждан, поступающих на государственную гражданскую службу, предусматривается возможное прохождение испытательного срока.

При этом согласно действующему законодательству испытательный срок при приеме на госслужбу не может устанавливаться для таких категорий граждан:

  • служащих, переведенных с одной должности на другую, в связи с сокращением штата;
  • беременных женщин;
  • должностей «руководители» и «помощники», которые принимаются на службу на определенный срок;
  • лиц окончивших учебные заведения и впервые поступающих на госслужбу на основании договоров об обязательном трудоустройстве.

Если сотрудник принимается на работу на условиях прохождения испытательного срока, в трудовом договоре обязательном порядке делается ссылка на его наличие.

Испытательный срок требуется для проверки профессиональных и деловых качеств соискателя на замещение госдолжности.

Во время испытательного срока госслужащий должен изучить и в полном объеме овладеть навыками и знаниями, которые потребуются ему для выполнения государственных задач.

В случаях, когда в служебный контракт не была включена установка испытательного срока, то кандидат, претендующий на замещение должности, считается принятым без необходимости проходить испытательный срок.

Размер испытательного срока на госслужбе

Действующим законодательством период испытательного срока для госслужащих устанавливается в пределах от 1 месяца до 1 года в зависимости от персональных характеристик служащего.

При назначении на госдолжность лица, ранее уже проходившего государственную службу в РФ период испытательного срока может составлять от 1 до 6 месяцев.

Для лиц, впервые поступающих на гражданскую службу, в целях проверки соответствия служащих замещаемой должности, срок можете составлять от 1 месяца до 1 года. Ранее этот период определялся промежутком от 3 месяцев до года.

Особенности испытательного срока на госслужбе

Согласно часть 4 в ред. ФЗ в период прохождения испытательного срока на гражданского служащего распространяются положения действующего Федерального закона, а также других законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе.

При этом после завершения установленного срока испытания в соответствии со ст. 11 настоящего ФЗ при отсутствии у госслужащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина ему присваивается классный чин.

Если по истечению срока испытания гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, он считается прошедшим испытательный срок

В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности служащего и иные периоды, когда он фактически не выполнял свои должностные обязанности.

Увольнение с госслужбы

Увольнение или же освобождение лица с госслужбы регламентируется ст. 37 и ст. 39 ФЗ о государственной гражданской службе и постановлением Правительства № 700 РФ, на основании которых госслужащий вправе уйти с занимаемой должности:

  • по собственной инициативе;
  • по медицинским показаниям;
  • по переводу в другую организацию;
  • в связи с уходом на пенсию;
  • по соглашению сторон.

Вместе с тем, госслужащий, находящийся на испытательном сроке, может быть освобожден от занимаемой должности в случаях, когда им были продемонстрированы неудовлетворительные результаты испытания.

Трудовой контракт может быть разорван с госслужащим также в виду:

  • утраты доверия;
  • неисполнения должностных обязанностей;
  • ликвидации организации;
  • сокращения штатов;
  • завершением срока действия контракта;
  • достижением предельного возраста.

Какие сроки подписания рапорта на увольнение на испытательном сроке?

Муж служит по контракту. Написал рапорт на увольнение, рапорт ушёл на подписание командиру. Какие сроки его подписания? Увольняется на испытательном сроке.

Ответы юристов (1)

Испытание при заключении контракта о прохождении военной службы — новый институт для российского военного права. Традиционно понятие испытания при приеме на работу использовалось исключительно в трудовом праве (ст. ст. 70, 71 ТК РФ, ст. ст. 21 — 23 КЗоТ РФ). В настоящее время испытание также предусматривается при поступлении на государственную гражданскую службу (ст. 27 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ). Однако существует принципиальное отличие испытания при приеме на работу от испытания при заключении контракта о прохождении военной службы: в соответствии с абз. 4 ст. 71 ТК РФ работнику предоставлено право в период испытания расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня, если работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей. Военнослужащий же таким правом в период течения испытательного срока не обладает, так как основания увольнения с военной службы исчерпываются перечнем, содержащимся в комментируемой статье, в котором основание, аналогичное вышеприведенной норме ТК РФ, отсутствует.

Для поступивших на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами (за исключением обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования), в целях проверки их соответствия требованиям федеральных законов, общевоинских уставов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, в соответствии со ст. 34.1 комментируемого Федерального закона устанавливается испытание сроком на три месяца.
Данный срок начинает исчисляться с момента вступления в силу контракта о прохождении военной службы, что происходит со дня (календарной даты) его подписания соответствующим должностным лицом (п. 8 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы).
В срок испытания не засчитываются периоды, когда военнослужащий фактически отсутствовал в воинской части или месте военной службы.

Сроки рассмотрения документов на увольнение с военной службы законодательно не установлены.

Подразумевается, что документы должны рассматриваться оперативно в разумный срок

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОПРОСЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно — не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.