Меню Закрыть

Федеральный закон службе в армии

Статья 1. Воинская обязанность

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 1 . Воинская обязанность

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее — граждане) предусматривает:

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:

призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

военное обучение в период военного положения и в военное время.

3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ в пункт 6 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

6. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации) и их должностные лица.

7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

Многим соотечественникам хорошо известно, что такое – служба в рядах Вооруженных Сил. Однако не каждый из граждан государства знает, что служба в армии опирается на соответствующий федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». В статье рассмотрены все подробности.

Согласно российскому законодательству, служба в армии является особым видом повинности, который распространяется на граждан Российский Федерации. При этом важно подчеркнуть, что речь идет о лицах, не имеющих при этом гражданства какой-либо иной страны. Каким образом данный закон предписывает проходить службу? Обычно граждане призываются в осенний и весенний призыв, хотя люди, прошедшие срочную службу в армии (или обладающие званием офицера после окончания ВУЗа, где существует военная кафедра) могут пойти служить добровольно. Также не возбраняется служба подданных иностранного государства (однако в данном случае речь идет именно о службе по контракту).

Важно понимать, что служить можно в нескольких видах воинских формирований:

Инженерно-технические войска и иные образования.

ФСБ (включая подчиненные инстанции).

СК России и подчиненные ему инстанции.

Воинская обязанность

Гражданин, который будет служить на благо России, должен пройти совокупность следующих этапов (все или большую их часть):

Постановка на воинский учет.

Призыв на службу.

Пребывание в ВС

Кроме того, ФЗ о воинской службе описывает и процессы, которые необходимо выполнять и соблюдать и во время мобилизации. Например, при объявлении военного положения (времени) в стране повинность несения службы базируется на основе ФЗ или прочих актов/положений. Все вышеуказанные нормативные документы описывают следующие ситуации:

Призыв в военный или мобилизационный период.

Спецобучение и прямое несение

Россиянам, таким образом, все же дается освобождение от армии, однако, опять-таки, лишь на основании нормативных документов федерального уровня. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов возможность альтернативный вариант вместо обычного призыва.

Рекомендуем ознакомиться с нашей книгой — Большое руководство по освобождению от армии, там расписан этот же закон, но в более понятных терминах.

Постановка на учет в армию

Процедура постановки также регламентируется вышеописанным федеральным законом о воинской обязанности. Этот документ описывает сам процесс учета и его организацию. Например, он гласит, что, все граждане РФ обязаны нести службу. Исключение составляют следующие категории:

Лица женского пола.

Российские граждане, отбывающие наказание в местах заключения.

Граждане, которых запрещено призывать в ВС.

Лица, уже пребывающие на службе.

Процедура постановки на воинский учет утверждена руководством страны. Сам учет возлагается на плечи военкоматов, занимающихся этой процедурой по месту жительства каждого призывника. Военкоматы, тем не менее, могут иметь и собственные структурные подразделения. В таких ситуациях все операции по постановке могут осуществляться силами локального самоуправления. Следует оговориться, что вышеописанное подразумевает т. н. первичный учет (когда гражданин ранее не служил в рядах Вооруженных Сил).

В данном случае военные комиссариаты для каждого призывника, обязаны собрать следующие данные:

Наши специалисты помогают избежать службы в армии на основании данного закона. Если вам нужна помощь, запишитесь на бесплатную консультацию по телефону 8-800-775-10-56 или оставьте свой номер здесь.

Подготовка к армии

Соответствующий ФЗ разъясняет, каким образом осуществляется и подготовка военнообязанных лиц. Например, в такую подготовку входит следующее:

Приобретение знаний в сфере обороны.

Воспитание патриотической личности.

Приобретение практических навыков в военной подготовке.

Практические знания по ВУС, касающимся солдат, сержантов, матросов и старшин.

Все призывники обязаны ознакомиться с базовыми знаниями, касающимися Военно-учетной специальности и сферы обороны. Приобретение подобных знаний осуществляется в образовательных учреждениях в рамках среднего образования.

Призыв на службу

Также федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» поясняет, каким образом должен осуществляться призыв будущего защитника Отечества. Военкомат может призывать следующие категории:

Мужчины призывного возраста (18-27 лет).

Военнослужащие вооруженного запаса.

Граждане РФ, уже стоящие на учете.

Лица, не присутствующие в перечнях военнослужащих, однако обязанные стоять на учете.

Ходят слухи об увеличении призывного возраста в России, но это остается всего лишь слухами. Возраст остается таким же, 18-27 лет.

Некоторые категории юношей вправе рассчитывать на освобождение от прохождения армии:

Россияне, служащие в настоящее время в рядах вооруженных формирований России

Граждане, в соответствии с обследованием, являющиеся ограниченно годными по здоровью для службы в рядах ВС.

Кроме того, запрещено призывать на службу следующие категории граждан:

Лица, отбывшие наказания.

Преступник, чья судимость не погашена.

Лица, являющиеся обвиняемыми в уголовных делах.

Некоторые граждане страны вправе рассчитывать на отсрочку от армии, которая предоставляется им на законном основании. Таковыми являются: студенты высших учебных заведений (им дается отсрочка по учебе до завершения ими обучения в ВУЗе); лица, воспитывающие двух или более детей; лица, вынужденные заниматься регулярным уходом за близким человеком (например, по состоянию физического или психического здоровья последнего).

Контрактная служба

Контракт, по сути, служит договором, заключающийся между частным лицом и Минобороны РФ. В этом документе должны отражаться сведения о том, что гражданин желает служить добровольно. Также в контракте описан период прохождения службы, ряд некоторых особенностей.

Началом действия контракта является дата его подписания обеими сторонами. Контракт утрачивает свою силу в тот день, когда гражданин исключается из соответствующего перечня военнослужащих. Каким именно образом осуществляется само заключение такого договора, поясняет как вышеописанный закон, так и прочие законодательные акты и нормативные положения.

Как уже упоминалось, служить в структурах России может и гражданин иностранного государства. Если он готов послужить в рядах ВС РФ, ему понадобится заключение особой медкомиссии. При этом непременным условием для прохождения службы является, хорошее знание русского языка. Также иностранные граждане должны обладать специальным психотипом, что также устанавливается соответствующей медкомиссией.

Обязанности служащих в армии

Главные обязанности, которые ложатся на плечи служащих, также описываются в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Например, гражданин, поступивший на службу в ВС, обязан:

Участвовать в боях, выполнять свою работу при введении в стране военного положения или ЧС.

Содействовать обеспечению интернационального мира и безопасности.

Выполнять базовые обязанности согласно своему текущему служебному положению.

Осуществлять дежурство, выполнять свою работу в составе суточного наряда.

Исполнять приказы/команды от руководства

Участвовать в командировках, связанных с рабочей деятельностью.

При необходимости находиться на лечении.

Участвовать в прохождении сборов.

Прибывать к месту начала службы; выполнять иные возложенные задачи.

Наши специалисты помогают законно избежать службы в армии. Если вам нужна помощь, запишитесь на бесплатную консультацию по телефону 8-800-775-10-56 или оставьте свой номер здесь.

Насчет увольнения из рядов Вооруженных Сил подробные пояснения можно найти в 7-м разделе «О воинской обязанности и военной службе». Здесь можно остановиться на некоторых моментах.

Военнослужащих высшего командного состава имеет право увольнять лишь Президент страны. Практически всегда такие лица отправляются в запас, кроме ситуаций, когда военные покидают службу из-за ухудшения здоровья. Тем не менее, не всем военнообязанным государство предоставляет возможность увольнения с дальнейшим учетом. Это:

Смотрите так же:  Субсидия на жилье в 2018

Лица, отправленные в отставку.

Уволенные/отчисленные из структур лица женского пола.

Граждане зарубежных государств.

Лица, которые после увольнения планируют уехать на ПМЖ в другую страну.

Между тем, также регламентируется ряд причин, на основании которых служащих можно увольнять. Тут можно обратить внимание на следующее:

Достижение военнослужащим возрастом увольнения.

Завершение контракта или периода срочной службы.

Проблемы со здоровьем.

Иначе говоря, ФЗ, касающийся обязанностей служащего, вполне четко поясняет довольно большое число моментов, на основании которых военнослужащего можно уволить.

Вооруженный запас также вполне подробно рассмотрен в законе о несении службы. Это подразумевает возможность оперативного приведения в боевую готовность всех воинских образований России, если для таких действий будет необходимость.

Конкретно понятие подразумевает именно резерв в виде людских ресурсов. В него включены граждане, у которых с Министерством обороны страны есть договор, где описывается нахождение в запасе. Он подлежит развертыванию на основании решения Президента страны или особой территориальной структуры. Подразумевается, что запас формируется и собирается территориально.

Кроме того, само зачисление граждан в запасники производится из уволенных. Кроме этого, туда зачисляются лица, успешно прошедшие обучение в ВУЗах (военные кафедры и специализированные центры).

Наши специалисты помогают избежать службы в армии на основании данного закона. Если вам нужна помощь, запишитесь на бесплатную консультацию по телефону 8-800-775-10-56 или оставьте свой номер здесь.

Статья 51. Основания увольнения с военной службы

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 июля 2006 г. N 105-ФЗ в статью 51 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Статья 51 . Основания увольнения с военной службы

См. комментарии к статье 51 настоящего Федерального закона

1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

а) по возрасту — по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;

в) по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;

г) по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;

д) в связи с лишением его воинского звания;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ в подпункт «д.1» пункта 1 статьи 51 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;

вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в значении, определенном указанным Федеральным законом;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ пункт 1 статьи 51 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом «д.2»

д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 286-ФЗ пункт 1 статьи 51 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом «е.1»

е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт «ж» пункта 1 статьи 51 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

ж) в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 328-ФЗ пункт 1 статьи 51 настоящего Федерального дополнен подпунктом «л»

л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 328-ФЗ пункт 1 статьи 51 настоящего Федерального дополнен подпунктом «м»

м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 132-ФЗ статья 51 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу с 1 января 2018 г.

1.1. Сведения об увольнении военнослужащего с военной службы в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых военнослужащий проходил службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в подпункт «б» пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона внесены изменения

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, войска национальной гвардии Российской Федерации, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 21 марта 2013 г. N 6-П подпункт «в» пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение, допуская досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта о прохождении военной службы военнослужащего, осужденного за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, а также военнослужащего, не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, что подтверждается в том числе наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий, не устанавливает срок, в течение которого, начиная с момента возникновения соответствующего юридически значимого обстоятельства, а именно вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего из дисциплинарных взысканий, такое увольнение может быть произведено

О конституционно-правовом смысле положений подпункта «в» пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона см. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 2013 г. N 6-П

в) в связи с невыполнением им условий контракта;

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

Смотрите так же:  Трудовой кодекс для педагога

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 286-ФЗ подпункт «д» пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

е) как не выдержавший испытание;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ подпункт «е.1» пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ в подпункт «e.2» пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона внесены изменения

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;

О применении подпункта «ж» пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона см. Федеральный закон от 6 июля 2006 г. N 105-ФЗ

ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 328-ФЗ пункт 2 статьи 51 настоящего Федерального дополнен подпунктом «з»

з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 328-ФЗ пункт 2 статьи 51 настоящего Федерального дополнен подпунктом «и»

и) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ пункт 2 статьи 51 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом «к»

к) в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ пункт 2 статьи 51 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом «л»

л) в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 512-ФЗ в пункт 2.1 статьи 51 настоящего Федерального закона внесены изменения

2.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами «а», «в» и «г» пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами «а», «в» и «г» пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом «е.1» пункта 1, подпунктами «в», «д» и «е» пункта 2 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 415-ФЗ статья 51 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.2

2.2. Военнослужащий может быть уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 настоящей статьи, только по заключению аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего, за исключением случаев, когда увольнение по указанному основанию осуществляется в порядке исполнения дисциплинарного взыскания. При этом если военнослужащий имеет судимость или подвергнут судом административному наказанию либо имеет неснятые дисциплинарные взыскания, то такой военнослужащий может быть уволен с военной службы по указанному основанию только до погашения либо снятия судимости или до истечения срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, либо до истечения срока, в течение которого военнослужащий считается имеющим дисциплинарное взыскание.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ в пункт 3 статьи 51 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

Об оспаривании конституционности подпункта «а» пункта 3 статьи 51 настоящего Федерального закона см. Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2000 г. N 66-О

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;

б) по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте «г» пункта 1 настоящей статьи);

См. Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2008 г. N 187-О-О

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 288-ФЗ в подпункт «в» пункта 3 статьи 51 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

в) по семейным обстоятельствам:

в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;

в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка;

в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ в подпункт «г» пункта 3 статьи 45 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.

3.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «г» и «д» пункта 3 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ в пункт 4 статьи 51 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

4. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2 статьи 23 и подпунктами «б», «б.1», «в», «г» и «д» пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона.

5. Утратил силу с 1 января 2010 г.

Информация об изменениях:

6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

7. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, — после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ наименование статьи 23 настоящего Федерального закона изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

Смотрите так же:  Чистые бланки договор займа

Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности

См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона

1. От призыва на военную службу освобождаются граждане:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ в подпункт «а» пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

а) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 111-ФЗ подпункт «г» пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 августа 2013 г.

г) прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

Об освобождении от исполнения воинской обязанности лиц проходивших военную службу или освобожденных от призыва на срочную военную службу в мирное время в соответствии с законодательством, действовавшим на территории страны их предыдущей гражданской принадлежности, в связи с принятием в РФ Республики Крым и образованием в составе РФ новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя см. Федеральный закон от 30 марта 2015 г. N 58-ФЗ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ в пункт 2 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

Согласно статье 5 Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ, вступающей в силу с 1 января 2008 г., граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с настоящей статьей до 1 января 2008 года, пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований

2. Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт «а» пункта 2 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

а) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;

б) являющиеся сыновьями (родными братьями):

военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;

граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

3. Не подлежат призыву на военную службу граждане:

а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ статья 23 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4, вступающим в силу с 1 января 2014 г.

4. Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.

Новый закон о призыве в армию

Вопрос призыва на военную службу стоит достаточно остро у молодых граждан Российской Федерации призывного возраста. Процедура призыва в армию подробно описана в Федеральных законах, но иногда протекает с рядом нарушений. К примеру, производится призыв непригодных к армейским реалиям граждан или тех, кому положена отсрочка. Чтобы избежать подобных казусов, необходимо знать свои права в этой сфере и уметь их защитить. Для этого нужно быть в курсе всех последних изменений в ФЗ о призыве на военную службу.

Новый порядок призыва в армию

Призывной порядок регламентируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» N 53-ФЗ, принятом 20 марта 1998 года. Нормативами настоящего закона определяются права и обязанности граждан Российской Федерации в сфере обязанностей по защите Родины и упорядочивается поступление в ряды армии РФ россиян и иностранных граждан.

Действительный закон о срочной службе в армии гласит, что служить обязаны молодые мужчины возрастом от 18 до 27 лет (ст. 22 ФЗ-53), если они:

  • Объявлены пригодными на основании медицинского заключения;
  • Не пребывают в запасе;
  • Не получили отсрочку на вступление в армию;
  • Не имеют религиозных убеждений, противоречащих принципам армии.

В армию, помимо лиц с медицинскими противопоказаниями, не призываются (ст. 23):

  • Обладатели учёных степеней и высшей квалификации в области науки;
  • Кровные братья и сыновья погибших во время призывной службы граждан;
  • Неоднократно судимые, находящиеся под следствием или имеющие непогашенную судимость граждане.

Согласно действительному закону, отсрочки на исполнение воинского долга можно разделить на 3 условные категории:

  • Социальные — предоставляются отцам-одиночкам, опекунам или родителям детей с особенными потребностями, кормильцам многодетных семей;
  • Государственные — определены для лиц, состоящих на службе в Федеральных органах, депутатов;
  • Образовательные— предоставляются учащимся общеобразовательных школ, студентам-очникам и аспирантам для получения полноценного образования.

Организационный процесс призыва на военную службу

Согласно положениям ст. 36 рассматриваемого закона, призыв на военную службу включает:

  • Прохождение медицинского обследования;
  • Явку на заседание призывной комиссии;
  • Прибытие на место отправления на объект предстоящей военной службы.

Данное мероприятие осуществляется два раза в год — весной и осенью (с 1 апреля до 15 июля и с 1 октября до 31 декабря). Ни один из перечисленных этапов не может быть пропущен или проигнорирован.

Согласно актуальному закону, в процессе медицинского осмотра с целью установления пригодности к службе в армии, определяются следующие категории:

  • А — годен к службе в армии. Ограничительных пунктов по определениям в любые войска нет;
  • Б — ограничения для службы в армии незначительны, призывается в отдельные виды войск;
  • В — определяется в запас армии Российской Федерации по причине частичной непригодности к службе, в мирное время граждане из запаса не призываются;
  • Г— получает отсрочку на 12 месяцев по причине временной непригодности к несению службы в армии;
  • Д — не годен.

Повестка в армию передаётся уполномоченным лицом (участковым, представителем военкомата) непосредственно призываемому гражданину. Документ скрепляется личной подписью призывника под контролем лица, передавшего ему постановление. При передаче повестки через третье лицо или почтовый ящик, призывающийся гражданин считается не уведомленным в призыве на военную службу.

В таком случае гражданин обязан:

  • Встать на учёт в военном комиссариате по месту пребывания;
  • Сообщать военной комиссии сведения о смене места жительства, семейного положения, степени образования и занимаемой должности;
  • В случае правильного предоставления повестки в армию явиться в комиссариат.

Уклонистами считаются уведомленные в призыве граждане, не явившиеся в назначенный срок на мероприятия, включённые в призыв на военную службу. Также в уклонении уличаются лица, признанные пригодными к службе, но отказывающиеся выполнять предписанные в связи с этим обязанности. Неявка по неуважительной причине влечёт за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Уважительными причинами для неявки по повестке в армию являются (ст. 7):

  • Болезнь или увечье призывника;
  • Серьёзное заболевание кого-то из близких членов семьи;
  • Смерть и последующие похороны близкого родственника;
  • Другие уважительные причины, признанные таковыми призывной комиссией или судом.

Изменения в законе о призыве в армию

Наравне с другими Федеральными законами, закон о призыве в армию 53-ФЗ претерпевает периодические изменения, необходимые для поддержания его актуальности. Последние поправки в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» N 53-ФЗ были осуществлены 26 июля 2017 года посредством Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 192-ФЗ.

Актуальные изменения коснулись статьи 28 закона о призыве в армию. Пункт 1 рассматриваемой статьи был дополнен абзацем, гласящим о том, что если гражданин, определённый пригодным к воинской службе, не служил в армии до 27 лет без уважительной причины, от отправляется в запас с постановлением о непрохождении военной службы по призыву без законных оснований.

На заседании призывной комиссии, на котором решается вопрос об определении гражданина как уклониста, может присутствовать он сам и его законные представители. Указанные лица уполномочены оспаривать решение комиссариата, предоставлять опровергающую документацию.

Также претерпевшая изменения статья дополнена пунктом 1.2. Согласно тексту указанного пункта, на обжалование решения комиссариата даётся 5 рабочих дней. По истечении этого срока комиссариат армии РФ уполномочен уведомить о вынесенном в отношении конкретного гражданина Федеральные органы по месту его жительства. Также официальное уведомление отправляется по месту работы лица, уклонившегося от службы в армии.

Узнайте какие изменения были внесены в хоте последней редакции в закон О Ветеранах.

Скачать текст ФЗ

В целях подробного ознакомления с принципами военного аппарата Российской Федерации необходимо обратиться к соответствующему закону. Актуальный текст Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» N 53-ФЗ можно скачать по ссылке: