Меню Закрыть

Федеральный закон 135 об оценочной деятельности 2018

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ
«Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

21 декабря 2001 г., 21 марта, 14 ноября 2002 г., 10 января, 27 февраля 2003 г., 22 августа 2004 г., 5 января, 27 июля 2006 г., 5 февраля, 13, 24 июля 2007 г., 30 июня 2008 г., 7 мая, 17 июля, 27 декабря 2009 г., 22 июля, 28 декабря 2010 г., 1, 11 июля, 21, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 28 июля 2012 г., 7 июня, 2, 23 июля 2013 г., 12 марта, 4, 23 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 8 июня, 13 июля, 29 декабря 2015 г., 26 апреля, 2, 23 июня, 3 июля 2016 г., 29 июля 2017 г., 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года

Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года

Настоящий Федеральный закон применяется с учетом положений Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 181-ФЗ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Определены правовые основы оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки. Установлено, что Российская Федерация, ее субъекты или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов. Под оценочной деятельностью закон определяет деятельность, направленную на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Определяет понятие «рыночной стоимости» объекта оценки, а также случаи, когда проведение оценки объектов является обязательным.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 6 августа 1998 г. N 148-149, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3813

Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 июля 2016 г. N 15-П положение части первой статьи 24.18 настоящего Федерального закона признано противоречащим Конституции РФ в той мере, в какой оно препятствует органам местного самоуправления оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории, в случаях, когда по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 274-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 6 статьи 4 изменений, вступающего в силу с 1 июля 2017 г.

Действие статей 24.12 — 24.17 настоящего Федерального закона приостановлено с учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 июня 2015 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением отдельных изменений, вступающих в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 225-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Часть 25 и часть 26 статьи 24.10 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении девяноста дней после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 225-ФЗ

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 249-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением отдельных изменений в статью 21.1 и часть вторую статьи 21.2, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положений статей 16.2, 21.1, 21.2, частей четвертой и седьмой статьи 24.2, частей четвертой — шестой статьи 24.6 настоящего Федерального закона приостановлено со дня официального опубликования названного Федерального закона до 1 июля 2013 г. для лиц, включенных в состав экспертных советов саморегулируемых организаций оценщиков решениями органов управления саморегулируемых организаций оценщиков до 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 346-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, для которых статьей 4 установлены иные сроки вступления их в силу

Изменения в части дополнения статьей 17.1 и в статью 22.1 вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения в части дополнения статьями 16.2, 21.1, 21.2, частями четвертой — шестой статьи 24.6, а также в части отдельных изменений в статью 24.2 вступают в силу с 1 октября 2011 г.

Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, для которых установлен иной порядок вступления в силу

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 343-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 91-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2007 г. N 129-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 157-ФЗ

Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликованияв названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

С 01.04.2018 года вступает в действие статья ст. 4 Федерального закона №135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в соответствии с которой, оценщик может осуществлять оценочную деятельность по направлениям, указанным в квалификационном аттестате.

Данные изменения были учтены и в требованиях Банка к оценщикам, которые также вступают в силу с 01.04.2018:

1 — Оценщик, занимающийся частной практикой, должен иметь квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости»

Смотрите так же:  Договор купли продажи оптом образец

2 — Оценочная организация должна иметь в штате не менее двух оценщиков (для которых данная организация является основным местом работы), при наличии у каждого из них квалификационного аттестата в области оценочной деятельности. При этом хотя бы один из оценщиков должен иметь аттестат по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости»

Для подтверждения соответствия оценочной компании/частнопрактикующего оценщика требованиям законодательства и Банка и подтверждения возможности дальнейшего сотрудничества при кредитовании физических лиц просим вас в срок до 01.04.2018 г. на электронную почту Уполномоченным сотрудникам для разъяснений по техническим вопросам в Территориальных банках предоставить следующие документы:

Для частнопрактикующего оценщика:

— Заверенная копия квалификационного аттестата по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости»
— Согласие на обработку персональных данных

Для оценочной организации не менее чем по двум оценщикам (для каждого из них):

— копии квалификационных аттестатов в области оценочной деятельности, при этом хотя бы один из аттестатов должен быть по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости»;
— копии трудовых книжек;
— согласие на обработку персональных данных.

Копии документов (перед сканированием) должны быть заверены печатью оценочной организации и подписью руководителя оценочной организации.

В случае не предоставления указанных документов начиная с 01.04.2018г. взаимодействие Банка с оценочной организацией/оценщиком, занимающимся частной практикой, будет приостановлено (с указанием соответствующей информации на сайте Банка) до предоставления указанных документов.

В срок до 30.04.2018г. указанные выше документы должны быть предоставлены на бумажном носителе Уполномоченным сотрудникам для разъяснений по техническим вопросам в Территориальных банках.

В случае если на текущий момент у сотрудников вашей компании / частнопрактикующего оценщика квалификационные аттестаты отсутствуют, но будут получены позднее, вы можете предоставить указанные выше документы в Банк после их получения Уполномоченным сотрудникам для разъяснений по техническим вопросам в Территориальных банках. После получения данных документов взаимодействие с оценочной компанией / частнопрактикующим оценщиком будет восстановлено в полном объеме.

ООО «Центр недвижимости от Сбербанка» входит в группу компаний Сбербанка и выступает под брендом «ДомКлик». ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015 г.

Федеральный закон 135 об оценочной деятельности 2018

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Закон об оценочной деятельности в РФ № 135-ФЗ

Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.08.2018 N 312-ФЗ, вступившими в силу с 14 августа 2018 года (ред. 48).

Первоначальный текст Федерального закона № 135-ФЗ был опубликован в «Собрании законодательства РФ» 03.08.1998 (N 31), «Российской газете» 06.08.1998 года (N 148-149).

Оценочная деятельность — профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости (статья 3 закон № 135-ФЗ).

С момента введения закона об оценочной деятельности в действие, в него внесены десятки поправок, наиболее важными из которых являются следующие:

Членство в СРОО вместо лицензии

В 2006 году из числа оценщиков исключены юридические лица, оценщиком может быть физическое лицо.

Лицензирование оценочной деятельности в РФ прекращено с 1 июля 2006 года.

Вместо лицензирования для оценщиков введено обязательное членство в саморегулируемой организации оценщиков (СРОО).

Саморегулируемая организация оценщиков — некоммерческая организация, созданная в целях регулирования оценочной деятельности и контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов РФ в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков (статья 22 закона № 135-ФЗ).

Закон об оценочной деятельности устанавливает порядок и критерии для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков, названы функции СРОО, указаны основные права и обязанности СРОО, приведен перечень оснований для отказа в принятии в члены саморегулируемой организации.

Кадастровая оценка объектов недвижимости

В 2010 году закон № 135-ФЗ дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», содержащей положения о порядке проведения оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости, утверждении ее результатов и оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Разъяснения по вопросам, возникающим у судов при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости см. в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»

29 июля 1998 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
16 июля 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
17 июля 1998 года

Оценочная деятельность 2018

Советуем прочитать наш материал Оценочная деятельность, а эту статью разбиваем на темы:

Оценочная деятельность 2018

В условиях рыночной экономики и продавец, и покупатель, совершая сделки на «свой страх и риск», хотели бы знать заранее о возможном результате, о цене продаж интересующего их объекта. Однако рыночная цена становится известной только в результате состоявшейся сделки.

И ни одному блестящему уму за всю историю человечества, от Аристотеля до наших дней, не удалось найти способ определения точной величины рыночной цены.

Вместе с тем, в основе рыночной цены сделки, являющейся результатом согласования цены продавца и цены покупателя лежит внутренняя величина — стоимость, которая будучи количественно определенной в условиях конкретного рынка, представляет собой так называемую рыночную стоимость. В дальнейшем мы познакомимся с различными определениями рыночной стоимости. Здесь же нам важно понять ее отличие от рыночной цены. Именно эту величину чаще всего и пытается определить эксперт-оценщик.

«Под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной собственности».

Определяя стоимость объекта оценки, оценщики используют информацию, представленную заказчиком, также полученную из внешних источников, в том числе касающуюся состояния рынка в целом, и того сегмента, на котором «торгуется» оцениваемый объект.

На основе полученной информации рассчитывается величина, отражающая в денежном эквиваленте затраты на создание объекта, генерируемый им доход, риски, сопровождающие получение этого дохода и другие факторы. Полученная величина может совпадать с будущей ценой сделки, а может и отличаться от нее.

Более того, выполняя заказ покупателя и заказ продавца на оценку одного и того же объекта, оценщик скорее всего получит различные величины в силу отличия информационной базы и ожиданий заказчиков. Однако указанное расхождение не должно получиться существенным.

Следовательно, величина, определяемая оценщиком,— это и не рыночная цена, и не стоимость как свойство товара. Она занимает промежуточное положение между ними, органично соединяя специфические характеристики оцениваемого объекта и существующие на момент оценки общерыночные параметры, выражая первое через второе. Поэтому любая стоимостная оценка «привязана» к конкретной дате.

Для целей настоящего комплекса целесообразно дать более развернутые определения оценочной деятельности, позволяющие понять ее сущность и специфику.

Оценка стоимости бизнеса, как и любого другого объекта собственности, представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.

Несколько громоздкое, на первый взгляд, определение сущности оценки стоимости раскрывает тем не менее основные (сущностные) черты данного процесса. Давайте разберем каждую из них.

Итак, во-первых, оценка стоимости бизнеса (предприятия) — это процесс, то есть для получения результата эксперт-оценщик должен проделать ряд операций, очередность и содержание которых зависят от цели оценки, характеристик объекта и выбранных методов.

Вместе с тем, можно выделить общие для всех случаев этапы оценки, например, определение цели оценки, выбор вида стоимости, подлежащего расчету; сбор и обработка необходимой информации; обоснование методов оценки стоимости; расчет величины стоимости объекта, внесение поправок; выведение итоговой величины, проверка и согласование полученных результатов.

Ни один из этапов нельзя пропустить или «переставить» на другое место. Такие вольности приведут к искажению конечного результата. Отсюда вытекает сущностная характеристика оценки, а именно то, что этот процесс упорядоченный, то есть все действия совершаются в определенной последовательности.

В-третьих, оценка стоимости — процесс целенаправленный. Эксперт-оценщик в своей деятельности всегда руководствуется конкретной целью.

Естественно, что он должен рассчитать величину стоимости объекта. Но вот какую стоимость определить, зависит как раз от цели оценки, а также от характеристик оцениваемого объекта. Например, если расчет стоимости бизнеса производится с целью заключения сделки купли-продажи, то рассчитывается рыночная стоимость, если же целью оценки является определение стоимости бизнеса в случае его ликвидации, то рассчитывается ликвидационная стоимость.

Четвертая черта процесса оценки стоимости заключается в том, что оценщик всегда определяет величину стоимости как количество денежных единиц, следовательно, все стоимостные характеристики должны быть выражены количественно, независимо от того, насколько просто они поддаются точному измерению и денежному выражению.

Пятая сущностная черта стоимостной оценки заключается в ее рыночном характере. Это означает, что оценщик не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта, его технические характеристики, местоположение, генерируемый им доход, состав и структуру активов и обязательств и т. п. оцениваемого объекта.

Он обязательно учитывает совокупность рыночных факторов: рыночную конъектуру, уровень и модель конкуренции, рыночное реноме оцениваемого бизнеса, его макро- и микроэкономическую среду обитания, риски, сопряженные с получением дохода от объекта оценки, среднерыночный уровень доходности, цены на аналогичные объекты, текущую ситуацию в отрасли и в экономике в целом.

Основными факторами являются время и риск. Рыночная экономика отличается динамизмом, отсюда время — важнейший фактор, влияющий на все рыночные процессы, включая оценку стоимости бизнеса (предприятия). Время получения дохода или до получения дохода измеряется интервалами, периодами. Интервал или период, может быть равен дню, неделе, месяцу, кварталу, полугодию или году.

Продолжительность прогнозного периода влияет на величину рыночной стоимости, прежде всего потому, что учитывается при дисконтировании.

Рыночная стоимость бизнеса изменяется во времени под влиянием многочисленных факторов, поэтому она определяется только по состоянию на конкретный момент времени.

Уже через несколько месяцев она может быть иной. Следовательно, постоянная оценка и переоценка объектов собственности необходима в условиях рыночной экономики.

Другим существенным фактором рыночной стоимости является риск. Под риском понимаются непостоянство и неопределенность, связанные с конъюнктурой рынка, с макроэкономическими процессами и т. п. Иными словами, риск — это вероятность того, что доходы, которые будут получены от инвестиций в оцениваемый бизнес, окажутся больше или меньше прогнозируемых. При оценке важно помнить, что существуют различные виды риска, и что ни одно из вложений в условиях рыночной экономики не является абсолютно безрисковым.

Результатом произведенной оценки является рассчитанная величина рыночной стоимости или ее модификации. Рыночная стоимость — это «наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства…».

Шестая черта. Рыночная стоимость определяется обязательно в денежном выражении, например, в рублях или долларах. При этом необходимые для расчета стоимости вычисления целесообразно проводить сразу в выбранной валюте, так как это позволит провести более точные расчеты и избежать или существенно уменьшить погрешность, возникающую при переводе итогового результата из одной валюты в другую.

Определяя величину стоимости, оценщик старается учесть всю полноту влияния основных факторов, к числу которых относятся доход генерируемый оцениваемым объектом, риски сопровождающие получение этого дохода, среднерыночный уровень доходности на аналогичные объекты, характерные черты оцениваемого объекта, включая состав и структуру активов и обязательств (или составных элементов), конъюнктура рынка, текущая ситуация в отрасли и в экономике в целом.

Отличительной чертой рыночной оценки стоимости и одновременно обязательным требованием является ее привязка к конкретной дате.

Сам термин «оценка» используется в экономике, да и не только в экономике достаточно часто. Популярными являются словосочетания «оценка деятельности», «аудиторская оценка», «бухгалтерская оценка», «рейтинговая оценка».

Закон об оценочной деятельности 2018 года

Федеральный закон направлен на приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с постановлением Конституционного суда Российской Федерации № 15-П, в соответствии с которым некоторые положения Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они препятствуют органам местного самоуправления оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории, в случаях, когда по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена в результате установления рыночной стоимости.

Федеральным законом предусматривается, что решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, которым кадастровая стоимость земельного участка определена в размере его рыночной стоимости, может быть оспорено в суде органом местного самоуправления, органом государственной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования либо указанных городов федерального значения, но расположенного на соответствующей территории.

В частности, такое решение может быть оспорено в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования либо города федерального значения, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет или бюджет соответствующего города федерального значения.

Кроме того, Федеральным законом вносятся корреспондирующие изменения в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, а также уточняются его положения, регулирующие вопросы оспаривания решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Сдать экзамен необходимо до 1 апреля 2018 года, иначе оценщик будет лишен права работать по профессии. Ситуация осложняется еще тем, что прием экзаменов осуществляет подведомственное Минэкономразвитию России Федеральное бюджетное учреждение «Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров (ФБУ «ФРЦ») всего в четырех городах России — в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Екатеринбурге. Никакие другие организации полномочий на прием экзамена не имеют. Все оценщики практически единодушно в ходе обсуждения новых требований к их образованию в рамках XIX Международного конгресса оценщиков предлагали выступить с инициативой к Регулятору срочно принять решение о переносе крайнего срока на 1 января 2019 года. Однако, как рассказала президент Российского общества оценщиков Светлана Табакова, отодвигать сроки экзаменов пока не планируется. То есть оценщикам нужно поторопиться.

Напомним, что Федеральным законом № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены поправки в закон об оценочной деятельности, согласно которым квалификационный экзамен для оценщиков стал обязательным. При этом к нему допускается претендент, имеющий высшее образование или прошедший профессиональную переподготовку в области оценочной деятельности (ч. 4 ст. 21.1 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ). Так, согласно ст. 21 Закона № 135-ФЗ профессиональное обучение оценщиков осуществляется образовательными организациями высшего образования по программам магистратуры, профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Однако, как отметила заведующая кафедрой оценочной деятельности и корпоративных финансов Университета «Синергия» Ирина Косорукова, профессиональным стандартом «Специалист в оценочной деятельности» (приказ Минтруда России № 539н) предусмотрено, что для определение стоимости объектов I категории сложности достаточно высшего образования по программе бакалавриата. «Такое противоречие недопустимо. Необходимо привести к единообразию требования к подготовке оценщиков в Законе № 135-ФЗ и профессионального стандарта «Специалист в оценочной деятельности», – считает эксперт.

Как рассказали эксперты, перечень экзаменационных вопросов для проведения квалификационного экзамена уже сформирован. Для подготовки к экзамену на сайтах Минэкономразвития России и ФБУ «ФРЦ» размещены темы вопросов, перечень нормативных правовых актов, учебных пособий, примеры индивидуальных заданий по каждому направлению оценочной деятельности, глоссарий основных терминов. Однако и к нему имеются замечания. В частности, Ирина Косорукова не согласна с тем, что в перечень экзаменационных вопросов включена тема «Участие специалиста-эксперта в судебной экспертизе». Мы квалицифируемся как оценщики или как судебные эксперты? Также она отметила, что имеются ошибки в глоссарии основных терминов. «Такого понятия как «нормализация прибыли» нет, существует «нормализация финансовой отчетности.

Добавим также, что каждый оценщик должен сдать три экзамена: оценка недвижимого имущества, оценка движимого имущества и оценка бизнеса. То есть теперь предлагается деление оценщиков по трем направлениям. Совмещения одного направления с другим не предусмотрено. При этом, как рассказали эксперты, для оценки объекта придется приглашать несколько специалистов, так как один сможет оценивать только движимые активы, другой – недвижимые, третий – сам бизнес, либо же найти того, кто все же получил три соответствующих аттестата. Напомним, что сейчас все оценщики универсальные. Бизнес, как правило, включает в себя недвижимость. Тогда, как можно быть экспертом в области оценки бизнеса, но при этом не быть экспертом в области оценки недвижимости? Квалификационные экзамены, к сожалению, эти области разделяют. При этом оценщик теперь обязан раз в три года подтверждать квалификацию путем сдачи квалификационного экзамена (ч. 8 ст. 21.2 Закона № 135-ФЗ).

Проблемы оценочной деятельности в 2018 году

На сегодняшний день уже ни у кого не вызывает сомнения, что оценочная деятельность в России является составной частью общего процесса реформирования экономики и создания правового государства. Оценочная деятельность обеспечивает информационную основу структурной перестройки экономики и формирования конкурентной рыночной среды, призвана давать объективную информацию для принятия хозяйственных управленческих решений.

Можно выделить некоторые особенности и принципы, объективно присущие оценочной деятельности.

Оценочная деятельность является самостоятельным видом предпринимательской деятельности и самостоятельным научным направлением, со своей методологией, терминологией, принципами исследований.

Оценочная деятельность имеет межведомственный и междисциплинарный характер. Вопросы распределения полномочий по регулированию оценочной деятельностью между федеральным уровнем управления и субъектами Федерации, место и роль частной и государственной оценки имеют важное значение. Развитие оценочной деятельности желательно на основе общего правового, методологического и информационного пространства. Создание возможных специфических, специализированных нормативных и других документов должно основываться на общероссийской системе оценки.

Мероприятия по развитию оценочной деятельности должны отвечать текущим потребностям проводимых экономических реформ.

Необходимо создавать и развивать национальную систему оценки, учитывающую богатый зарубежный опыт. Но недопустимо как полное копирование западных методик, так и изобретение национального «велосипеда».

В рамках настоящей записки невозможно полностью осветить все направления применения оценочной деятельности.

Поэтому кратко перечислим только важнейшие из них:

• Оценка для целей повышения эффективности управления федеральной собственностью и собственностью субъектов Федерации.
• Оценка и переоценка основных фондов.
• Оценка земли и недвижимости, оценка для целей ипотечного кредитования.
• Оценка нематериальных активов, включая интеллектуальную собственность.
• Оценка бизнеса, оценка активов и капитализации действующих предприятий, оценка стоимости акций, оценка неденежных взносов в уставный капитал.
• Оценка для целей финансового оздоровления, реструктуризации предприятий или банкротства.
• Оценка ущерба при чрезвычайных ситуациях.
• Оценка для целей налогообложения, исполнительного производства, ареста имущества и судопроизводства.

Из существенных проблем оценочной деятельности, которые необходимо решить в ближайшее время, можно отметить следующие:

• Необходимость гармонизации системы оценки с системами бухгалтерского учета и налогообложения, в том числе международными системами бухучета.
• Отработка взаимодействия оценщиков, аудиторов и специалистов по финансовому консалтингу.
• Определение роли и места государственных и частных оценщиков в системе оценочной деятельности.

Современное состояние оценочной деятельности позволяет следующим образом сформулировать цели развития оценочной деятельности.

Ближнесрочная цель — завершение создания нормативно-правовой базы, обеспечивающей полноценное включение оценочной деятельности в социально-экономические процессы.

Стратегическая цель — создание в РФ саморазвивающейся и адаптивной к внешним условиям системы оценочной деятельности, обеспечивающей качественные услуги по оценке стоимости, признаваемые и используемые всеми субъектами права, в том числе и международными.

На текущий момент на регулирование оценочной деятельности оказывают влияние, с одной стороны, система государственного регулирования оценочной деятельности, с другой стороны, системы добровольных сертификации качества услуг по оценке, стандартов по оценке различных общественных объединений и ассоциаций оценщиков и участников рынка.

Система государственного регулирования оценочной деятельности на федеральном уровне состоит из Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» уполномоченного федерального органа в лице Министерства по имущественным отношениям, подкомитета по оценочной деятельности комитета по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности Государственной Думы, Межведомственного совета по вопросам регулирования оценочной деятельности.

На стадии окончательного согласования находится Постановление Правительства о федеральном лицензировании оценочных фирм, готовятся к выпуску стандарты по различным видам оценочной деятельности, идет согласование учебных программ и аккредитация учебных заведений по подготовке и переподготовке специалистов.

Система регулирования оценочной деятельности на уровне субъектов Федерации применяется в ряде регионов, например в Москве. Здесь существует закон г. Москвы об оценочной деятельности, уполномоченный орган по регулированию (комиссия при Мэре г. Москвы), система обязательного лицензирования оценочных фирм, система официальной (государственной) аттестации физических лиц (экспертов и специалистов), система добровольной аккредитации оценочных фирм при Правительстве Москвы.

Однако в большинстве регионов регулирование на уровне субъектов РФ отсутствует.

Система регулирования оценочной деятельности со стороны общественных организаций, объединений, учебных заверений и т.п. носит, естественно, добровольный характер, но на качество оценочных работ оказывает достаточно большое влияние.

Из наиболее известных организаций необходимо отметить Российское общество оценщиков, Торгово-промышленную палату РФ (комитет ТПП РФ по оценочной деятельности). Московское общество оценщиков.

Изменения в оценочной деятельности в 2018 году

На общественное обсуждение вынесен проект профессионального стандарта для оценщиков.

Стандарт предполагает следующие обобщенные трудовые функции:

• вспомогательная деятельность при определении стоимостей. Должности – ассистент или помощник специалиста или оценщика, образования достаточно среднего, требований к опыту не предъявляется;
• определение стоимостей объектов I категории сложности (не отнесенных ко второй и третьей категориям). Требуется профильное высшее образование (бакалавриат, специалитет) или непрофильное того же уровня при наличии профпереподготовки, опыт работы не менее года;
• определение стоимостей объектов II категории сложности (в том числе уникальных объектов недвижимости, судов и ряда других объектов). Требуется профильное высшее образование (магистратура, специалитет) или непрофильное (бакалавриат, специалитет) при наличии профпереподготовки, опыт от трех лет;
• определение кадастровой стоимости объектов недвижимости. Требования аналогичны предъявляемым к предыдущей функции;
• определение стоимостей объектов III категории сложности (организаций финсектора, транснациональных организаций). Требования к образованию аналогичны изложенным выше, а к опыту — от пяти лет;
• экспертиза/проверка при определении стоимостей. Требования такие же, как и к предыдущей функции;
• методологическая и научно-исследовательская деятельность в области определения стоимостей. Требования все те же;
• управление структурным подразделением или оценочной организацией. Помимо изложенных выше требований, опыт должен включать не менее трех лет на руководящих должностях.

Руководитель Роструда Всеволод Вуколов заявил о необходимости ограничить сроки оценки предприятий-банкротов. Об этом он сообщил, выступая на Неделе российского бизнеса, организованной РСПП.

«Сегодня арбитражные управляющие не несут никакой ответственности, годами проводят оценку на банкротных предприятиях, задолженность не гасится. Хочу обратить внимание, что у нас в законодательстве не решены вопросы, связанные с тем, в какие сроки надо проводить оценку предприятия. Это приводит к тому, что граждане не получают заработную плату, и не решаются те проблемы, которые стоят», — заявил руководитель Роструда.

Фрагментарность информации Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и жесткие требования обязательных методических указаний по проведению кадастровой оценки затрудняют работу государственных бюджетных учреждений (ГБУ), получивших в 2017 году монополию на выполнение этих работ. По словам собравшихся вчера в Госдуме участников процесса, результатом этого может стать волна массового оспаривания результатов оценки недвижимости ее владельцами, что создаст угрозу самой системе кадастровой оценки.

Проблемы кадастровой оценки недвижимости вчера обсуждали в Госдуме на заседании профильной рабочей группы. Напомним, принятый закон «О государственной кадастровой оценке» передал соответствующие полномочия от частных оценщиков специализированной сети госучреждений — они должны появиться в каждом регионе до 2019 года.

Замдиректора ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки» Егор Кизякин сообщил на заседании, что одной из главных проблем при проведении оценки является отсутствие данных, позволяющих провести точный расчет ценообразующих факторов, как того требуют утвержденные методические указания. В ЕГРН нет сведений о 50% границ населенных пунктов РФ, а для Подмосковья эта цифра достигает 91%. Не имеют зафиксированных границ и 40% земельных участков и 95% зданий и сооружений региона. Отсутствие данных по границам участков не дает возможности учесть при оценке наличие коммуникаций. «Никто в этом не виноват: это такое наследие, так у нас формировался кадастр»,— отметил господин Кизякин.

Чтобы снять эту проблему, методику оценки вчера было предложено привести в соответствие с фактическим состоянием ЕГРН. Иначе, говорили вчера в Госдуме, ГБУ просто не смогут правильно выполнять свою задачу, а это создаст предпосылки для массового оспаривания результатов кадастровой оценки. Решить этот вопрос могли бы официальные разъяснения Минэкономики и Росреестра, на которые будут опираться оценщики, полагает господин Кизякин.

Замминистра имущественных отношений Московской области Юрий Лавряков, в свою очередь, считает, что решить проблему можно в ручном режиме, напрямую общаясь с собственниками, например через личный кабинет налогоплательщика, а также запрашивая у органов самоуправления сведения по фактическому использованию земельных участков, внося потом уточненные сведения в ЕГРН. «Если нет данных, давайте добывать их все вместе»,— сказал замминистра.

По словам замглавы Росреестра Надежды Самойловой, информацию по границам населенных пунктов, муниципальных образований и субъектов местные власти должны передать ее ведомству до 2020 года. Для уточнения границ земельных участков могут также проводиться комплексные кадастровые работы, которые субсидируются из федерального бюджета. Недостатки системы учета недвижимости связаны с самим его механизмом: пока система регистрации основывается на заявительном принципе, невозможно заставить гражданина внести какую-то информацию о своем объекте, подчеркнула госпожа Самойлова. Например, Росреестр может просто не располагать информацией о ранее возникших правах, зарегистрированных БТИ в 1990-е годы.

Президент ассоциации СРО оценщиков «Экспертный совет» Алексей Каминский полагает, что статус нынешних методических указаний следует поменять на рекомендательный — иначе кадастровую оценку до тех пор, пока ЕГРН не будет приведен в идеальное состояние, просто невозможно будет проводить. По словам директора департамента контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Минэкономики Надежды Машковой, ведомство регулярно проводит консультации с ГБУ, однако предложений о смене статуса документа от них не поступало. «Ожидать, что такой огромный документ сразу заработает правильно и идеально для всех регионов, невозможно»,— сказала она. В министерстве обещают, что изменения будут вноситься постепенно с учетом наработанного опыта. Начальник управления оценки объектов недвижимости Росреестра Андрей Берестянский также считает, что методика может быть скорректирована в порядке «интерактивной обратной связи» от ГБУ — они должны получить право действовать более гибко при принятии конкретных решений и без смены статуса документа.

Юрий Лавряков, в свою очередь, призвал ориентироваться в первую очередь на рыночную ситуацию, на ожидания населения и бизнеса. «Если будет поток жалоб со стороны населения и это в очередной раз поднимется на уровень президента, головы полетят у всех»,— заключил он.

Российские оценщики не успевают сдать обязательный квалификационный экзамен и могут потерять работу с 1 апреля 2018 года. Об этом говорится в сообщении Министерства областного имущества по итогам слушаний Общественной палаты.

Сдать квалификационный экзамен до 1 апреля 2018 года должны 22 тыс. Без подтверждения квалификации оценщик будет исключен из профорганизации и не сможет продолжать свою профессиональную деятельность. Экзаменация оценщиков началась в августе этого года.

«Основная проблема заключается в том, что Генпрокуратура РФ обязала Минэкономразвития внести поправки в порядок проведения квалификационного экзамена, которые вступят в силу только с февраля будущего года. Таким образом, оценщики, которые не успели сдать экзамен до решения Генпрокуратуры, не смогут пройти аттестацию до февраля», — говорится в сообщении.

По словам министра имущественных отношений Московской области Андрея Аверкиева, в настоящее время экзамен сдали только 500 человек по всей России. «Получается, что остальные 80% должны успеть пройти аттестацию в промежуток с февраля по апрель. Положение усугубляется еще и тем, что сдача экзамена на настоящее время доступна только в Москве, а пересдача возможна лишь через 90 дней. Учитывая, что за месяц экзаменаторы могут охватить только 500 человек, становится ясен масштаб проблемы», — подчеркнул он.

Как отмечается в сообщении, участники обсуждения предлагали решить проблему путем продления срока аттестации специалистов до сентября 2019 года, уменьшения срока допуска к повторной сдаче экзамена с 90 до 30 дней или заменой квалификационного экзамена на обязательное повышение квалификации.

Ранее министр экономического развития России Максим Орешкин в беседе с ТАСС рассказал, что квалификационный экзамен поможет «очистить» рынок оценочной деятельности. Министр уверен, что каждый профессионал справится с экзаменом и успешно продолжит работу.

ОКВЭД оценочная деятельность 2018 года

В России закончился двухлетний переходный период, когда действовали Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007.

С нового года действует только Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (далее – ОКВЭД 2).

ОКВЭД 2 содержит новые коды, касающиеся осуществления профессиональной оценочной деятельности. Коды деятельности содержатся в разделе «М» ОКВЭД 2 – «деятельность профессиональная, научная, техническая и прочая».

Основная группировка, к которой отнесены оценщики — 74.90. «Соседями» оценщиков по кодам являются специалисты, которые осуществляют деятельность по подготовке метеорологических прогнозов, консультированию в части безопасности, консультированию в области сельского хозяйства и экологии, а также агентства и агенты, действующие от имени физических лиц и претендующие на долевое вознаграждение от участия своих клиентов в съемках в кинофильмах, спектаклях и иных развлекательных мероприятиях. В целом, это неплохая компания.

Ниже представлены основные коды ОКВЭД 2, касающиеся оценочной деятельности.

Группировка кодов основана на положениях ст.5 Закона об оценочной деятельности, в которой перечислены объекты оценки:

Деятельность, направленная на установление рыночной или иной стоимости (оценочная деятельность), кроме оценки, связанной с недвижимым имуществом или страхованием

Деятельность, направленная на установление рыночной или иной стоимости отдельных материальных объектов (вещей)

Деятельность, направленная на установление рыночной или иной стоимости совокупности вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия)

Деятельность, направленная на установление рыночной или иной стоимости права собственности или иных вещных прав на имущество или отдельные вещи из состава имущества

Деятельность, направленная на установление рыночной или иной стоимости прав требования, обязательств (долгов)

Деятельность, направленная на установление рыночной или иной стоимости работ, услуг, информации

Деятельность, направленная на установление рыночной или иной стоимости иных объектов гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте

Если планируется регистрация новой оценочной компании, то необходимо использовать только новые коды из ОКВЭД 2.

Всем ранее зарегистрированным оценочным компаниям и индивидуальным предпринимателям (которые скоро станут частнопрактикующими оценщиками) нужно продолжать планомерно захватывать рынок оценки.

В обязательном порядке вносить изменения в коды ОКВЭД не нужно. По крайней мере, нормативными актами такая обязанность не предусмотрена.

Как разъясняет ФНС России на официальном сайте, приведение сведений о видах экономической деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесенных в ЕГРЮЛ и ЕГРИП до 11 июля 2016 года, в соответствие с ОКВЭД 2 пройдет автоматически без их участия. Аналогичная информация представлена в письмах ФНС России № СА-4-14/16465, № ГД-4-14/[email protected]

Для целей автоматического перехода на ОКВЭД 2 Минэкономразвития России разработало переходные ключи между старыми и новыми кодами.

Отчетность ИП 2018
Оформление дома 2018
Оформление земельного участка 2018
Оформление квартиры 2018
Оформление собственности 2018

Назад | | Вверх