Меню Закрыть

Штраф за непроведение спецоценки

Оглавление:

Ответственность работодателя за нарушения порядка СОУТ

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Статья 5.27.1 часть 2 КоАП РФ за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение предусматривает для

Наложение административного штрафа

от 60 тысяч до 80 тысяч рублей

от 5 тысяч до 10 тысяч рублей

Лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

от 5 тысяч до 10 тысяч рублей

Статья 5.27.1 часть 5 КоАП РФ за повторное нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение предусматривает для:

Лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичное административное правонарушение *

Санкция при рецидиве

от 100 тысяч до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

от 30 тысяч до 40 тысяч рублей или

дисквалификация на срок от одного года до трех лет

лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

от 30 тысяч до 40 тысяч рублей или

административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

1.Кто может возбудить дело об административном правонарушении?

2.Кто рассматривает дело об административном правонарушении?

3.Ответственность спец.организации за нарушения порядка СОУТ

Срок давности привлечения к административной ответственности

Срок давности привлечения к административной ответственности за не проведение СОУТ1 год со дня обнаружения административного правонарушения (фиксации в акте проверки ГИТ или прокуратуры).

(см. судебную практику: Решение Пермского краевого суда от 04.04.2016 по делу № 7-559-2016(21-350/2016)

Важные детали

При введении в штатное расписание новой должности позже 01.01.2014 необходимо проводить внеплановую специальную оценку условий труда в течение шести месяцев, в противном случае бездействие работодателя будет квалифицировано по ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

(см. судебную практику: Постановление Новосибирского областного суда от 06.04.2016 по делу N 4а-262/2016)

Довод о том, что СОУТ можно проводить поэтапно и завершить не позднее 31 декабря 2018 года признан судом как неверное толкование норм права — работодатель оштрафован по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ за не проведение СОУТ на всех рабочих местах.

(см. судебную практику: Решение Московского городского суда от 08.04.2016 по делу N 7-2379/2016)

Заключение договора на оказание услуг по СОУТ после выявления правонарушения, то есть после начала проверки ГИТ квалифицировано по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

(см. судебную практику: Постановление Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.05.2016 N 4а-80/2016)

Мы приводим на сайте лишь некоторые детали, которые выявляются в ходе анализа судебной практики по СОУТ!

Без анализа судебной практики и экспертных заключений по результатам экспертизы качества специальной оценки условий труда Вы не можете оценить качество предоставляемых услуг по СОУТ, что приводит Вас к внушительным штрафам (в настоящее время в правовой базе более 1200 судебных актов, затрагивающих вопросы СОУТ)

Мы всегда в курсе актуальной судебной практики по СОУТ!

Выбирая Рострудэксперт в партнеры по СОУТ, вы минимизируете свои риски и получаете гарантированно профессиональную услугу!

С принятием в январе 2014 года Федерального закона «О специальной оценке условий труда» были внесены существенные изменения в порядок проведения оценивания условий труда на рабочих местах, а также в систему формирования страховых тарифов и начисления штрафов за непроведение СОУТ.

Усиление мер было вызвано частыми случаями уклонения работодателей от проведения аккредитации рабочих мест, предшествующей процедуре СОУТ или от предписаний по улучшению условий труда на рабочих местах по итогам проверки СОУТ. Многие руководители просто «экономили» на своих сотрудниках и вполне резонно считали, что заплатить небольшой штраф гораздо выгоднее, чем вкладывать большие суммы в реконструкцию системы охраны труда на предприятии.

На сегодняшний день, как утверждают эксперты Минтруда, с повышением сумм штрафных санкций, тенденция изменилась в лучшую сторону. К тому же, ответственность за качественное проведение СОУТ теперь возлагается не только на работодателя, но и на организацию и экспертов, которые привлекаются для проведения спецоценки.

Административная ответственность работодателя

Статья административно-правового Кодекса РФ 5.27 КоАП имеет градацию на конкретные основания. Каждое основание предусматривает конкретные виды наказаний и установленные суммы штрафов:

общие нарушения нормативных требований по ОТ (за исключением тех, которые будут указаны ниже) чреваты вынесением предупреждения или наложением штрафа в размере:

  • для должностных лиц – от 2 до 5 тыс. рублей;
  • для ИП – от 2 до 5 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 80 тыс. рублей.
  • уклонение от проведения СОУТ или нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки влечет за собой предупреждение или наложение штрафа в размере:
    • для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей;
    • для ИП – от 5 до 10 тыс. рублей;
    • для юрлиц – от 60 до 80 тыс. рублей.
  • допуск к исполнению трудовых обязанностей работников без оформленной медицинской книжки, без проведения обучения по вопросам ОТ, без медицинского освидетельствования психического здоровья, грозит наложением штрафов в размере:
    • для должностных лиц – от 15 до 25 тыс. рублей;
    • для ИП – от 15 до 25 тыс. рублей;
    • для юридических лиц – от 110 до 130 тыс. рублей.
  • отсутствие должного обеспечения сотрудников СИЗ, влечет за собой наложение штрафов в размере:
    • для должностных лиц – от 20 до 30 тыс. рублей;
    • для ИП – от 20 до 30 тыс. рублей;
    • для юрлиц – от 130 до 150 тыс. рублей.
  • наказание за повторное нарушение государственных нормативных требований ОТ будет следующим:
    • для должностного лица – штраф в сумме от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет;
    • для ИП – от 30 до 40 тыс. рублей или же приостановление деятельности организации на срок до 90 дней;
    • для юридических лиц – штрафное взыскание в сумме от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности организации на срок до 90 дней.
  • нарушение сроков подачи результатов СОУТ в Государственную инспекцию труда влечет за собой штрафы в размере:
    • для должностных лиц – от 20 до 50 тыс. рублей или же дисквалификация на срок от 1 до 3 лет;
    • для ИП – от 30 до 50 тыс. рублей;
    • для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.
  • Уголовная ответственность работодателя

    Уголовная ответственность в отношении работодателя наступает в случае его доказанной вины в причинении тяжкого вреда здоровью работника или его смерти. Меры пресечения в таких случаях избираются на основании 3-х частей статьи 143 УК РФ:

    • 1 часть – причинение тяжкого вреда человеку. Наказания за такое преступление может быть следующими:
      • административный штраф – до 400 тыс. рублей;
      • обязательные работы – от 180 до 240 часов;
      • исправительные работы – до 2-х лет;
      • принудительные работы – до 1 года;
      • лишение свободы – до 1 года.
    • 2 часть – те же действия, что предусмотрены частью 1, но повлекшие за собой смерть работника по неосторожности, предусматривают следующее наказание:
      • принудительные работы до 4-х лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3-х лет.
    • 3 часть – правонарушения, повлекшие смерть 2-х и более лиц, влекут за собой такие наказания:
      • принудительные работы сроком до 5-ти лет;
      • лишение свободы до 5 лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься конкретной деятельностью сроком до 3-х лет.

    Ответственность организаций и экспертов, проводящих СОУТ

    С введением новых правил, к Главе 14 КоАП РФ были внесены дополнения, а именно новая статья 14.54 «Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда». Положения данной статьи отражают информацию об административных правонарушениях в отношении организаций по СОУТ и представляющих их экспертов.

    Статья предусматривает следующие меры пресечения:

    • первичное нарушение порядка проведения спецоценки предусматривает административный штраф в размере:
      • для должностного лица – от 20 до 30 тыс. рублей;
      • для юридического лица – от 70 до 100 тыс. рублей.
    • при повторном правонарушении меры будут ужесточаться:

        для должностного лица – штраф от 40 до 50 тыс. рублей или же дисквалификация на срок от 1-го до 3-х лет;

        для юридического лица – от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности организации на срок до 90 дней.

        В судебных разбирательствах по поводу нарушения норм трудового законодательства, эксперт выступает в роли должностного лица. Если судом будет назначена мера наказания в виде отстранения о т должностных обязательств, это может обернуться для эксперта и еще одной неприятностью — лишением сертификата.

        Подытожить информацию об ужесточении уже существующих правил и внесении новых, можно известной поговоркой «не кнутом, так пряником». Ведь только жесткие меры приводят к увеличению исполнительности и ответственности. Как известно, большие перемены начинаются с малого и только наше с Вами желание вывести систему охраны труда на предприятиях страны на должный уровень, будет способствовать смягчению законодательных рамок.

        Клуб профразвития

        Обучающие мероприятия

        (347) 291 20 70

        Самые частые штрафы от трудовых инспекторов

        Штраф за невыплату зарплаты, штраф за её неиндексацию, штраф за непроведение спецоценки. К чему нужно быть готовыми работодателям в связи с массой административных санкций за несоблюдение обязательных требований в сфере труда. А также предлагают способы, как избежать этих санкций.

        Все о «зарплатных» административных штрафах

        Еще в конце прошлого года вступили в силу поправки в ст. 136 ТК РФ (введены Федеральным законом от 03.07.16 № 272-ФЗ), ужесточающие ответственность за невыплату/несвоевременную выплату заработной платы. Согласно действующей редакции этой статьи, заработная плата:

        • выплачивается не реже чем каждые полмесяца;
        • дата ее выплаты не может превышать 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (то есть максимальный срок выплаты аванса — это 30 число месяца, собственно зарплаты — 15 число следующего месяца). Если день выплаты выпадает на выходной или праздник, зарплата выплачивается накануне этого дня.

        В целом срок выплаты должен быть установлен одним из следующих документов:

        • правилами внутреннего трудового распорядка;
        • коллективным договором;
        • трудовым договором.

        Одновременно невыплата зарплаты в срок стала самостоятельным составом административного правонарушения — ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. За это (а также неполную выплату зарплаты или других трудовых выплат (если нет признаков уголовного преступления), должностных лиц могут как предупредить, так и оштрафовать на сумму от 10 до 20 тысяч рублей; индивидуальных предпринимателей — от 1 до 5 тысяч, а юрлиц — от 30 до 50 тысяч рублей.

        Частью 6 ст. 5.27 предусмотрена такая же ответственность за занижение зарплаты — если она составляет меньше МРОТ (с 1 июля 2017 г. — 7800 рублей).

        Если же подобное правонарушение уже совершалось работодателем, руководителем или ИП, то, в соответствии с ч. 7 ст. 5.27 КоАП, штраф для должностных лиц составит от 20 до 30 тысяч (или им грозит дисквалификация на срок от 1 до 3 лет); для предпринимателей — от 10 до 30 тысяч; для организаций — от 50 до 100 тысяч рублей.

        Ранее подобное поведение работодателя квалифицировалось только по ч.1 ст. 5.27 КоАП, причем повторного нарушения предусмотрено не было.

        • увеличили с 3 месяцев до года срок для подачи работниками жалоб на невыплату зарплаты;
        • разрешили работникам подавать иски о восстановлении своих трудовых прав по своему месту жительства, ликвидировав ранее существовавшую исключительную подсудность — по месту нахождения работодателя;
        • установили размер компенсации за задержку зарплаты в размере не менее 1/150 ключевой ставки ЦБ в день от задержанной суммы (ставка ЦБ на сегодня составляет 9.25%).

        Таким образом, если работодатель задержал заработную плату сотрудникам, он выплачивает, помимо тела долга, компенсационную выплату за задержку заработной платы, а также может уплатить штраф, наложенный госинспекцией по труду.

        Учитывая вышесказанное, а также то, что сегодня государственные инспекции труда могут проводить проверки по «зарплатным» жалобам незамедлительно без предварительного согласия органов прокуратуры (всего лишь направляя в прокуратуру извещение о такой проверке), организациям рекомендуется внести изменения в документацию, прописав сроки выплаты заработной платы (не позднее 30 и 15 числа соответственно), стимулирующих выплат — в трудовых договорах, коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка.

        Также рекомендуется проверить наличие подписей работников в зарплатных ведомостях и в дальнейшем внимательно следить за тем, чтобы работники аккуратно расписывались в этих ведомостях.

        Одновременно не лишним будет подписать дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками, согласно которым установить подсудность трудовых споров по месту нахождения работодателя (если действующими договорами подсудность не конкретизирована).

        Штраф за отсутствие локального нормативного акта по индексации зарплаты

        Ст. 134 ТК РФ установлена обязанность работодателя по индексированию заработной платы работника. Но, если бюджетные организации как основание для индексирования используют новые нормы законодательства, то коммерческие организации должны принимать эти нормы сами, и здесь все гораздо хуже. Часто локального нормативного акта, регламентирующего индексацию, ее порядок и размеры, в компании просто не существует. Также об индексации не упоминается ни в коллективном, ни в трудовом договоре (ст. 134 ТК РФ, не устанавливая порядок индексации, тем не менее дает список документов, которые должны ее регламентировать).

        Соответственно, работник не может не только получить, но даже потребовать индексации напрямую у работодателя. Сначала ему придется обратиться в трудовую инспекцию или суд с требованием к работодателю принять необходимый локальный нормативный акт.

        Рассматривавшийся в Госдуме РФ законопроект об обязательной индексации зарплат абсолютно всеми организациями пока не принят. Однако уже сегодня трудовая инспекция, обнаружив в результате плановой либо внеплановой проверки отсутствие локального нормативного акта, регламентирующего порядок индексации, может найти в этом состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ — «нарушение трудового законодательства». В качестве санкций за подобное нарушение предусмотрен штраф для юридических лиц от 30 до 50 тысяч рублей; в случае повторного нарушения — от 50 до 70 тысяч рублей.

        Для того, чтобы избежать штрафа по этой причине, лучще установить порядок индексации (например, положением) и ежегодно индексировать заработную плату в соответствии с индексом роста потребительских цен и оформлять это документально (например, приказами). Величину индекса потребительских цен следует брать с официального сайта Росстата.

        Штрафы за отсутствие спецоценки

        Пожалуй, самые весомые административные штрафы предусмотрены за повторное нарушение правил проведения спецоценки условий труда — до 200 тысяч рублей.

        Спецоценка не проводится только лишь в отношении надомников, дистанционных сотрудников, а также работников, занятых у физических лиц.

        Работодатель обязан проводить плановую (не реже чем один раз в пять лет — ч.4 ст.8 426-ФЗ) и внеплановую оценки (напр., в случаях изменения технологического процесса и других, предусмотренных ч.1 ст.17 426-ФЗ). Если до вступления в силу 426-ФЗ в компании проводилась аттестация рабочих мест, то ее результаты заменят плановую спецоценку на пять лет. Если не проводилась, то спецоценка может осуществляться поэтапно, — но при этом должна быть завершена не позднее 31.12.2018 г.

        Результаты проведения оценки передаются в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда. Госконтроль за проведением спецоценки возложен на Роструд.

        Ответственность предусмотрена как за непроведение спецоценки, так и за нарушение порядка ее проведения (ст. 5.27.1 КоАП РФ). Это:

        • предупреждение или штраф для должностных лиц от 5 до 10 тысяч рублей;
        • для ИП — штраф от 5 до 10 тысяч рублей;
        • для юридических лиц — штраф от 60 до 80 тысяч рублей.

        А за повторное такое нарушение наказания гораздо жестче:

        • 30-40 тысяч рублей штраф либо дисквалификация от года до 3 лет для должностных лиц;
        • для ИП — штраф от 30 до 40 тысяч рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток;
        • для юрлиц — штраф от 100 до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

        Штрафы за ненадлежащую обработку персональных данных

        Федеральным законом от 07.02.2017 N 13-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 1 июля 2017 г., было значительно расширено содержание ст. 13.11 КоАП «Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных». Теперь штрафовать можно не за одно правонарушение в этой области, а за семь. Значительно увеличен размер штрафов: если до 1 июля размер максимального административного штрафа составлял 10 тысяч рублей, то сегодня максимум равен 75 тысячам.

        В организациях с персональными данными работают, как правило, сотрудники отдела кадров и бухгалтерии. В свою очередь, работодатель — оператор персональных данных — обязан обеспечить безопасность этой информации.

        Согласно п. 1 ст. 3, Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Обычно это ФИО человека, его адрес, номер телефона, дата рождения, семейное положение, уровень доходов и др. Организация (оператор), в соответствии со ст. 87 ТК РФ, должна установить и документально закрепить порядок хранения и использования персональных данных работников. Согласно ст. 88 ТК РФ, передача персональных данных работника в пределах одной компании должна осуществляться в соответствии с локальным нормативным актом, с которым работника следует ознакомить под роспись.

        С 1 июля 2017 г. дела об административных правонарушениях вправе возбуждать органы Роскомнадзора. Работодатель и его сотрудник несут ответственность за:

        1. Обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ (штраф для должностных лиц — от 5 до 10 тысяч рублей, для юрлиц — от 30 до 50 тысяч рублей);

        2. Обработку персональных данных без согласия субъекта, данного в письменной форме (штраф для должностных лиц — от 10 до 20 тысяч рублей, для юрлиц от 15 до 75 тысяч рублей);

        3. Невыполнение обязанности по опубликованию или обеспечения доступа документу, определяющему политику в отношении обработки персональных данных (штраф для должностных лиц — от 3 до 6 тысяч рублей, для юрлиц — от 15 до 30 тысяч рублей);

        4. Невыполнение обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся их обработки (штраф для должностных лиц — от 4 до 6 тысяч рублей, для юрлиц — от 20 до 40 тысяч рублей);

        5. Невыполнение оператором в установленные законодательством сроки законного требования субъекта/представителя/уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении данных, их блокировании или уничтожении (штраф для должностных лиц — от 4 до 10 тысяч рублей; для юрлиц — от 25 до 45 тысяч рублей);

        6. Невыполнение при неавтоматизированной обработке данных обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих сохранность персональных данных (в случае, если это повлекло доступ к ним, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование и др.) — штраф для должностных лиц — от 4 до 10 тысяч рублей, для юрлиц — от 25 до 50 тысяч рублей.

        7. Невыполнение обязанности/ненадлежащее выполнение обязанности по обезличиванию персональных данных (только для государственных или муниципальных органов) — предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 6 тысяч рублей.

        Штраф также может быть наложен за разглашение информации с ограниченным доступом — по ст. 13.14 КоАП РФ (для граждан от 500 до тысячи рублей, для должностных лиц — от 4 до 5 тысяч рублей).

        Обратите внимание, что административная ответственность по большей части наступает в случае отсутствия признаков уголовного деяния.

        Во избежание штрафов по ст. 13.11 КоАП РФ компании следует разработать весь пакет документов, регламентирующих обращение с персональными данными:

        1. Положение о защите персональных данных (утверждается и вводится в действие приказом руководителя);

        2. Политику в отношении обработке персональных данных;

        3. Приказ о назначении ответственных лиц за работу с персональными данными;

        4. Приказ о назначении ответственных лиц за обеспечение безопасности персональных данных;

        5. Обязательства о неразглашении персональных данных от сотрудников, имеющих доступ к таким данным (кадровиков, бухгалтеров и пр.);

        6. Заявления работников о согласии на обработку их персональных данных.

        Политику в отношении обработки персональных данных необходимо опубликовать (напр., на странице компании в сети интернет) либо обеспечить к ней неограниченный доступ иным способом, в том числе опубликовать во внутренней сети компании, — во избежание штрафа по ч.3 ст. 13.11 КоАП РФ.

        Если обработка персональных данных осуществляется исключительно в соответствии с трудовым законодательством, уведомление о начале обработки персональных данных в Роскомнадзор подавать не нужно в соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

        В случае, если какая-то сторонняя организация запрашивает сведения о бывшем или настоящем работнике, следует требовать у нее заявление о передаче данных о работнике от самого работника либо запрос с приложением письменного согласия работника. В противном случае должностное лицо и организация могут быть оштрафованы по ч.2 ст.13.11 КоАП РФ (обработка персональных данных включает также их передачу).

        Штраф за непроведение спецоценки

        Проведение спецоценки урегулировано Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о спецоценке). Методика проведения спецоценки, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по заполнению утверждены Приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н.

        На основании ч. 3 ст. 3 Закона о спецоценке оценке подлежат условия труда всех работников, кроме надомников, дистанционных работников и трудящихся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

        Периодичность спецоценки – раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона о спецоценке). При этом ч. 4 ст. 27 Закона установлено, что если до дня его вступления в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

        Отметим, что не все работодатели торопятся сделать спецоценку, включая и тех, кто не проводил аттестацию рабочих мест. Они руководствуются ч. 6 ст. 27 Закона о спецоценке, согласно которой в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 данного Закона , специальная оценка может осуществляться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31.12.2018.

        Но на практика инспекторы ГИТ уже не раз накладывали штрафы на таких работодателей, причем немалые. Санкции Стаей 5.27.1 КоАП РФ установлены следующие санкции за нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение:

        Причем контролеры не рассматривают даже, имеются ли у работодателя рабочие места с вредными или опасными условиями труда, названные в ч. 6 ст. 10 Закона о спецоценке. Основание для применения санкций – непроведение аттестации.

        Между тем ВС РФ в Постановлении № 57-АД16-5 указал, что при применении мер административной ответственности к работодателям, не проводившим спецоценку, ГИТ необходимо исследовать вопрос о том, предусмотрены ли штатным расписанием организации рабочие места, относящиеся к названным в ч. 6 ст. 10 Закона о спецоценке, и есть ли основания для внеплановой спецоценки (например, организация нового рабочего места). Только при наличии первого или второго фактора наказание за непроведение спецоценки законно.

        Таким образом, по мнению ВС РФ, спецоценка может осуществляться поэтапно до 31.12.2018. Причем в этот срок ее вправе провести даже те компании, которые ранее не проводили аттестацию рабочих мест.
        В заключение скажем, что не стоит все-таки затягивать с проведением спецоценки, поскольку нужно установить фактические условия труда, внести их в трудовой договор (этого требует ст. 57 ТК РФ) и предоставлять гарантии и компенсации в случае необходимости. Но если к вам пришел инспектор и штрафует за непроведение спецоценки, а рабочие места в компании в основном предназначены для офисных работников, рекомендуем обжаловать решение контролера. Скорее всего, суд встанет на вашу сторону.


        Источник публикации: Тарасов В.Д. Непроведение спецоценки – что грозит работодателю? // Отдел кадров коммерческой организации. 2016. № 10 . с. 40 – 41 (статья также была размещена в СПС КонсультантПлюс); электронный ресурс: www.consultant.ru .

        Штраф за отсутствие СОУТ 2018

        Ответственность работодателя за нарушения в области спецоценки урегулирована положениями ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Этот раздел данного нормативного акта предусматривает следующие величины штрафов за отсутствие специальной оценки условий труда в 2018 году:

        • для представителей руководящего состава, виновных в невыполнении спецоценки, — штраф 5-10 тыс. руб.;
        • для индивидуальной категории предпринимателей, работающих без образования юрлица, — 5-10 тыс. руб.;
        • для организаций — 60-80 тыс. руб.

        Штрафные меры при нарушении действующих требований к порядку спецоценки определяются аналогичным образом. При этом во внимание принимаются не только требования основного 426-ФЗ, но и специальных нормативных документов, устанавливающих правила проведения СОУТ. К ним относятся приказ Минтруда № 33н и другие.

        Повторные нарушения в области проведения спецоценки наказываются гораздо более значительными штрафами. Предполагается, что работодатель, допустивший первичное нарушение, мог сделать это по незнанию, отсутствию необходимых навыков применения законодательства и т.д. Однако повторение нарушения в этой сфере свидетельствует о его недостаточно серьезном отношении к исполнению своих обязанностей. При этом не имеет значения, имеют ли первичное и повторное нарушение идентичный характер или связаны с различными требованиями закона. Поэтому в случае, если за компанией уже числится штраф за проступок в этой области, следует особенно внимательно контролировать соблюдение актуального порядка проведения СОУТ.

        Размер штрафа за непроведение СОУТ в 2018 году при повторном нарушении, а также штрафов за другие повторные нарушения в этой сфере, определяется положениями ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП. Он составляет:

        • для должностных лиц, допустивших вторичное нарушение правил СОУТ или ее невыполнение, — штраф 30-40 тыс. руб. Указанная мера может быть заменена дисквалификацией на период от 1 года до 3 лет;
        • для индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юрлица, — штраф 30-40 тыс. руб. Он может быть заменен такой мерой как приостановка деятельности в административном порядке на период до 90 суток;
        • для организация — штраф размером 100-200 тыс. руб. Такое наказание также может быть заменено приостановкой работы на период до 90 суток.

        Штраф за непроведение специальной оценки условий труда

        Похожие публикации

        Согласно законодательству, работодатель обязан обеспечить каждому работнику безопасные для жизни и здоровья условия труда. Соблюдаются эти нормы не всегда: на одних предприятиях из-за безответственности работодателя, на других – в силу специфики производства.

        Несколько лет назад система проверок безопасности рабочих мест, создаваемых работодателями подверглась серьезным изменениям. Теперь специальную оценку условий труда, или сокращенно СОУТ, обязаны поводить все без исключения фирмы и ИП, имеющие сотрудников. Игнорирующие СОУТ работодатели должны быть готовы к значительным суммам штрафа за непроведение специальной оценки условий труда.

        Порядок проведения аттестации рабочих мест

        В первых версиях закона работодатели осуществляли «аттестацию» рабочих мест, которая позднее переросла в «специальную оценку». По действующей ныне редакции стало гораздо легче попасть под штраф за отсутствие аттестации рабочих мест. Еще в 2015 году аттестации подлежали не все рабочие места, теперь же СОУТ должна проводиться для всех.

        Проводить оценку не нужно для вакантных рабочих мест, а также для надомных и дистанционных сотрудников. Первое связано с тем, что оцениваться должны условия труда конкретного работника, штатные производственные процессы, которые не ведутся, если данное рабочее место вакантно. По второму моменту важно, чтобы дистанционный режим работы был прописан в трудовом соглашении с сотрудником.

        Экспертиза рабочих мест проводится независимой организацией, которая должна входить в специальный реестр Минтруда РФ. Суть процедуры в выявлении наличия или подтверждения отсутствия вредных или опасных производственных факторов. В случае предполагаемой вредности, проводится комплекс мероприятий (замеров, исследований) для определения степени вредоносности. В результате рабочему месту присваивают класс опасности. В зависимости от этого класса определяются меры предосторожности, компенсации сотруднику, дополнительные выплаты соцфондам, обязательность спецодежды и т.д.

        В трудовую инспекцию свой отчет экспертная комиссия передаст сама. А организации-заказчику достаточно оформить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Данные из экспертного отчета переносятся в бланк статистики № 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

        Как часто нужно проводить СОУТ

        Специальную оценку условий труда следует проводить не реже, чем 1 раз в пять лет. Это касается прежде всего действующих рабочих мест.

        Помимо этого, есть ряд ситуаций, когда проверка должна быть проведена внепланово. Это, например, ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, получение работодателем соответствующего предписания государственного инспектора труда, изменение технологического процесса или замена производственного оборудования, означающее довольно заметное изменение условий труда, произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или выявленное профессиональное заболевание (это просто аннулирует действующий документ о соответствии рабочего места) и, наконец, поступление мотивированных предложений от рабочего профсоюза.

        При наступлении одного из перечисленных оснований внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев.

        В случае несоблюдения сроков проведения СОУТ работодатель должен быть готов к штрафу за не аттестацию рабочих мест. Это относится в том числе и к ситуациям, когда работодатель игнорирует необходимость внеочередных оценок.

        Стоимость проведения экспертизы

        Каждая специализированная организация устанавливает свои расценки. Минимальная стоимость (около 700 рублей) устанавливается для оценки рабочих мест, где предполагается полное отсутствие вредных факторов. Экспертиза рабочих мест, требующая дополнительных замеров, химического анализа и иных сложных исследований может обойтись работодателю в сумму до 3000 рублей за каждое рабочее место.

        Некоторая экономия возможна при наличии равнозначных рабочих мест. При высоком сходстве условий труда разрешено оформлять одну карту СОУТ на несколько рабочих мест. Ограничение: необходимо оценить не менее 20% от общего числа схожих одинаковых рабочих мест (но не менее двух).

        Работодателю, который сочтет расходы на специальную оценку условий труда чрезмерной, стоит учесть в числе расходов грядущие штрафы за специальную оценку условий труда.

        Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест

        Объем ответственности для нарушителей определяет Кодекс об административных правонарушениях (ч.1 ст. 5.27.1). Так, индивидуальные предприниматели и должностные лица будут оштрафованы на сумму от 5 до 10 тысяч рублей. Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда для организации-работодателя существенно выше и достигает 60 000 – 80 000 рублей (п. 2 ст 5.27_1 КоАП РФ). В сравнении с прежними показателями суммы санкций значительно возросли: штраф за аттестацию рабочих мест в 2015 году составлял 1-5 тысяч рублей для ИП и 30-50 для организаций.

        При систематических нарушениях штраф за непроведение СОУТ для юридических лиц вырастают до 200 тысяч рублей, для ИП и должностных лиц – до 40 тысяч. Альтернативой может стать приостановка деятельности предприятия до 90 суток и дисквалификация должностных лиц на срок до 3х лет.

        Если же в результате непроведенной спецоценки будет причинен тяжкий вред здоровью работника, работодатель попадает под действие ст. 143 Уголовного кодекса. В таком случае наказание составит от 400 000 рублей в виде штрафа. В наиболее тяжелых случаях, например, при смертельном исходе, встанет вопрос лишения свободы для работодателя на срок от 1 до 5 лет.

        Какие штрафы предусмотрены за непроведение специальной оценки условий труда?

        Опубликовано: 9.01.2014 Рубрика: Вопрос Ответ Автор: Единый Стандарт

        Специальная оценка условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) была разработана взамен аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.). Отменить традиционную процедуру, которая ведет свое начало с периода советских времен, решили из-за того, что в стране на сегодняшний день официально зарегистрирован 21 млн. работников, которые работают во вредных и опасных условиях труда, а количество профзаболеваний увеличивается ежегодно на 5-7 тыс. человек. На рабочих местах большинства из них АРМ проводилась, но улучшения, которое ожидалось, не произошло. Количество подобных рабочих мест все еще продолжает расти. Поэтому в целях замещения рабочих мест с неудовлетворительными условиями труда было решено изменить подход к оценке. Новые требования содержатся в Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

        Примечательно то, что с изменением порядка оценки условий труда, изменяется ряд нормативных положений. К примеру, кардинальные изменения вносятся в статью 5.27 КоАП РФ. И теперь для работодателей, которые бездействуют, будет ужесточаться и дифференцироваться система штрафов и санкций. Дифференцируются, значит, подразделяются на виды. То есть, отдельный штраф за несоблюдение требований охраны труда, за непроведение СОУТ, за непроведение медосмотров, необеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ, – ред.) и т.д. Подобное разделение было сделано впервые. Ранее существовал единый вид правонарушения и размер выплат, вне зависимости от того, что совершил работодатель – нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

        Касаемо процедуры спецоценки предусмотрены следующие размеры штрафов. За непроведение спецоценки или нарушение работодателем установленного порядка проведения процедуры влечет предупреждение или наложение штрафа на должностное лицо – от 5 000 до 10 000 рублей, на индивидуального предпринимателя (ИП, – ред.) – от 5 000 до 10 000 рублей, на юридическое лицо – от 60 000 до 80 000 рублей.

        В случае повторно выявленного правонарушения для должностного лица предусмотрен административный штраф в размере от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3-х лет, для ИП – от 30 000 до 40 000 рублей или приостановление деятельности сроком до 90 суток, для юридического лица – от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на тот же срок, что предусмотрено для ИП.

        Для организаций, проводящих СОУТ, также предусмотрена административная ответственность. В случае нарушения установленного порядка проведения процедуры на должностное лицо может быть наложен штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц – от 70 000 до 100 000 рублей.

        К сведению. Для эксперта организации, проводящей спецоценку, административная ответственность была введена впервые, и в случае нарушения порядка он будет привлекаться к административной ответственности как должностное лицо.

        За аналогичное правонарушение должностное лицо будет привлекаться к административному штрафу в размере от 40 000 до 50 000 рублей, юридическое в размере от 100 000 до 200 000 рублей или же административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

        Ответственность для организаций и экспертов предусмотрена для того, чтобы еще раз подчеркнуть независимость по отношению к деятельности работодателя и фиксировать именно те показатели и результаты, которые были выявлены в ходе исследования условий на рабочих местах. Если они не будут соответствовать действительности, и работодатель, и организация по СОУТ обоюдно будут нести ответственность. Чья именно в том вина – покажет уже впоследствии проверка Роструда.

        Новые административные санкции начнут действовать с 2015 года. Переходный период был предусмотрен Минтрудом для того, чтобы у работодателей была возможность привести в должный порядок всю документацию и провести все необходимые мероприятия, предусмотренные трудовым законодательством.

        Судя по удвоенным размерам предусмотренных штрафов, работодателю гораздо выгоднее провести спецоценку. Тем более при действующей СОУТ работодателям, у которых выявляются безопасные условия труда, периодическую проверку через каждые пять лет проходить не нужно. Достаточно, чтобы в работе организации не было зафиксировано несчастных случаев, инцидентов, профзаболеваний.

        Подробнее об изменении системы штрафов Вы можете узнать в материале: «Штрафы и санкции при специальной оценке условий труда».

        Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

        Смотрите так же:  Как оформить социальная карта пенсионера