Меню Закрыть

Требования строительству парковки

Строительство парковок – одна из самых актуальных услуг нашей компании!

Асфальтирование

Строительство парковок – отражение урбанизации, захватывающей все большую территорию РФ. Машин становится больше, место для стоянки превращается в дефицит. Наблюдается острая потребность в подобных сооружениях. Что говорить о крупных супермаркетах, если даже мало-мальски значимая фирма стремится создать для своих сотрудников стоянку.

Данный вид строительства необычайно ответственен, ведь нужно не просто создать площадку для транспортных средств, но и учесть все нормативы, регулирующие возведение подобных конструкций.

Думаем, вы заметили, что эти сооружения бывают разными:

  • Наземные
    Часто это просто заасфальтированная территория, прилегающая к зданию;
  • Подземные
    Располагаются под крупными магазинами, офисными центрами и другими подобными конструкциями;
  • Структурные
    Представляют собой отдельные здания, построенные рядом с местами скопления целевой аудитории. Например, это может быть бизнес-центр;
  • Ячейковые
    Машины хранятся в боксах, куда доставляются с помощью специального механизма. Это требует минимального пространства, поэтому многие предполагают, что именно за такими парковками будущее;
  • Гостевые
    Представляют собой дополнение к основным площадкам для авто. Предназначены для посетителей;
  • Перехватывающие
    Строятся в очагах скопления транспортных средств.

Есть и иные разновидности. Мы перечислили только самые распространенные. Например: активно ведутся разговоры о необходимости внедрения подводных автостоянок.

Парковка в законе

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ)

специально для ГАРАНТ.РУ

Возможно, скоро порядок организации платных и бесплатных парковок на территории России будет унифицирован. Соответствующий законопроект 1 группы депутатов (далее – законопроект) на прошлой неделе пополнил список внесенных в Госдуму законодательных инициатив. Однако я считаю его излишним, потому что вполне правильная норма о праве собственника дороги вводить или не вводить платную «притротуарную» парковку уже закреплена в законодательстве (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 12-13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Кроме того, на федеральном уровне действуют ПДД, изменения и дополнения к которым традиционно утверждает Правительство РФ. Этого вполне достаточно для регулирования парковочной деятельности. Все прочие вопросы должны решать городские власти, для которых толковые научные рекомендации, основанные на лучших мировых практиках, гораздо полезнее еще одного закона.

Поясню, почему. Депутатские пожелания полностью оторваны от отечественных городских реалий и современных представлений о рациональном градопланировании. Так, законопроектом устанавливаются нормы обеспеченности машиноместами и парковочными местами в зонах жилой застройки в зависимости от обеспеченности общей площадью на каждого жителя дома. Если последний показатель не превышает 30 кв. м на одного жителя, то на каждую квартиру должно приходиться не менее одного машиноместа, при обеспеченности от 30 до 50 кв. м – не менее 1,7 машиномест, свыше 50 кв. м – не менее двух машиномест.

Два и более машиноместа на одно домохозяйство – это принятая в мировой практике норма для низкоплотной застройки односемейными домами. Такая застройка считается ориентированной на доминирование личных автомобилей и фактическое отсутствие общественного транспорта. Она характерна для американских спальных районов, где доля дорог и улиц в общей территории составляет 30% и более. Для российских условий такой тип застройки совершенно не характерен.

Типичная модель для российских городов – плотная многоэтажная застройка, которая по определению и независимо от пожеланий депутатов и защитников автомобилистов ориентирована на доминирование общественного транспорта. Добавлю к этому, что в наших городах доля дорог и улиц в общей территории составляет менее 10%. В этих условиях законодатель может установить какие угодно требования к количеству машиномест на одну квартиру. Вопрос только в том, что автомобили, если рассчитать их количество по предлагаемым нормативам, просто не поместятся на городских улицах. При этом надо понимать, что Москва и все прочие крупные города России не имеют никаких шансов существенно увеличить долю дорог и улиц в составе своей территории в сколько-нибудь обозримом будущем.

Кстати, я считаю, что в пределах придворовой территории устанавливать правила резидентной парковки могут и должны сами жители многоквартирного дома. Напомню, именно они являются собственниками земельного участка, на котором расположен дом (п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ). Во многих городах России (Москва, Санкт-Петербург, Казань и т. д.) идет процесс межевания придворовых территорий – его результаты позволят точно определить границы соответствующего земельного участка.

В случае, если собственники квартир приняли решение о создании на придомовой территории резидентной парковки, им нужно посчитать, сколько парковочных мест поместится в их дворе, и прийти к договоренности о справедливом распределении этих мест. При этом не факт, что всем достанется «по потребности».

А вот за пределами придворовых территорий находится общественное пространство, на которое никто из граждан не имеет каких-либо эксклюзивных прав: ни по факту давнего проживания, ни по факту наличия нескольких автомобилей в семье. Полагаю, здесь город вправе устанавливать любые разумные парковочные регламенты, в том числе – ограничения на парковку в том или ином месте и платную парковку с тарифами, дифференцированными по месту парковки, продолжительности парковочного сеанса и т. д.

Сегодня существуют резидентные льготы на парковку, которые предоставляются лицам, постоянно или временно (но более чем на год) зарегистрированным по месту жительства на территории платной парковки (п. 5.2 постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. № 289-ПП «Об организации платных городских парковок в городе Москве»). Такие льготы – это не более, чем средство сглаживания социальных конфликтов в процессе общего упорядочения парковочного режима. Рано или поздно эти льготы придется урезать или вовсе от них отказаться. Думаю, право на существование сохранит разве что ночная льгота для местных жителей в зонах платной уличной парковки с фактически нулевым ночным трафиком. Увы, под это определение не подпадают многие улицы городского центра с активной ночной жизнью.

Политика установления тарифов за платную парковку вообще должна быть довольно гибкой и ситуативной. Так, по моему мнению, городским администраторам парковочного пространства необходимо вести регулярный мониторинг занятости парковочных мест и на этой основе корректировать парковочные тарифы: скажем, если занятость парковочных мест на конкретном пятачке городской территории превышает, к примеру, 75-80% за несколько дней регулярного наблюдения, то тариф следует увеличить. Если занятость ниже, например, 50%, то тариф необходимо снизить. Тем самым достигается адекватный баланс спроса и предложения, чрезвычайно полезный для тех, кому надо припарковаться для краткой деловой встречи, и запретительный для многих горожан, привыкших оставлять свой автомобиль на 8-10 часов под окнами своего офиса.

Отдельного внимания заслуживает строительство внеуличных паркингов (плоскостных, подземных и многоярусных, в том числе роботизированных). Мировая практика показывает, что такое решение проблемы парковок становится востребованным с точки зрения автовладельцев и окупаемым с точки зрения бизнеса не раньше, чем город вводит платный и жестко контролируемый парковочный режим. На самом деле, если на улице парковка бесплатна, то нет никакого резона вкладывать частные деньги в строительство внеуличного паркинга. Но мировой опыт показывает: если час парковки на улице стоит €3-5 (приблизительно 165-275 руб. по актуальному курсу Банка России), то технология создания парковочных мест в каком-нибудь многоярусном роботизированном паркинге, где парковка обойдется немного дешевле, получит право на существование и шанс на рентабельность. К слову, при таком раскладе вполне реально решить проблему того самого адекватного баланса спроса и предложения на парковочные места в крупных городах, что будет благом и для города, и для водителей.

Еще один злободневный вопрос организации и использования парковок – это сокрытие водителями номеров своих автомобилей с тем, чтобы автоматические средства фиксации не могли их считать. В законопроекте содержится запрет на подобные действия, и я считаю, что это правильно. Водитель, оставивший свой автомобиль на улице со снятым номером, или с номером, укрытым посторонними предметами, должен понимать, что его поведение является общественно опасным и, следовательно, должно жестко наказываться. Правда, здесь есть один нюанс. Летом 2013 года ВС РФ признал установление ответственности за подобное деяние водителей незаконным (Определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 26 июня 2013 г. № 5-АПГ13-20). Надо понимать, что это определение ВС РФ (независимо от формально-юридических оснований для его принятия) – отчетливый и крайне вредный сигнал недобросовестным автовладельцам: мол, прячьте номера своих машин, закон на вашей стороне. Очевидно, что со временем законоведы и законодатели эту коллизию сумеют разрешить.

Следует помнить, что платная парковка – это лекарство, которое города принимают по жизненной необходимости. Поэтому наличие или отсутствие федерального закона о парковках ничего не изменит в процессе утверждения платного парковочного режима во всех крупных городах страны.

Сохранение режима бесплатной парковки – недопустимая роскошь для любого крупного города. Москва начала заниматься администрированием парковочного режима с полувековым отставанием от европейских стран лет и с опозданием на 15-20 лет от своего фактического уровня автомобилизации. Так что ошибки (неполадки с взысканием штрафов «Администратором Московского парковочного пространства», эвакуация автомобилей с нарушением закона и т. д.) на этом этапе неизбежны. Не говоря уже про регионы, где переход к платным парковкам был осуществлен еще позже (например, Екатеринбург и Краснодар). Ничего страшного, научимся.

Смотрите так же:  Как можно оспорить завещание на дом в рб

Кстати, острота проблемы эвакуации автомобилей сильно, по-моему, преувеличена. Повторю, что мы находимся в процессе первоначальной отладки системы администрирования парковочного режима.

Консультант пульс

всегда в курсе событий

Организация парковки во дворе

Право собственности на земельный участок под парковку

Прежде всего, констатируем, что немногие собственники квартир в многоквартирных жилых домах знают, что по закону им принадлежат не только непосредственно их «метры» и места общего пользования (лифты, системы водоснабжения, отопления и т.п.), но и земельный участок, на котором расположен дом. И не только он сам, но и:

· иные объекты, которые имеют своим предназначением обслуживание и эксплуатацию дома.

Все указанное выше имущество принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности. Основание – положения пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса .

Соответственно, жильцы-собственники могут распоряжаться и пользоваться придомовым земельным участком. В том числе, для организации на нем парковки для автотранспортных средств.

Как правило, для начала необходимо узнать точные границы земельного участка, который непосредственно относится к придомовой территории.

Совет из практики: при отсутствии правоустанавливающих документов (что в жизни встречается значительно чаще всего) потребуется обратиться в Комитет (департамент) по земельным ресурсам и землеустройству на основании части 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» . С этой целью пишется заявление о формировании земельного участка многоквартирного дома.

При формировании земельного участка последовательно проводятся следующие мероприятия:

· о формление земельного участка (оформление проводится в общую долевую собственность);

Далее придется провести исследование того участка территории, на котором предполагается создание парковки или «кармана» для автомобилей.

При обследовании земельного участка особое внимание стоит уделить соблюдению разрывов, нормативы по которым обозначены в таблице 7.1.1 раздела 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 от 25 сентября 2007 г. , а также положениями технического регламента о требованиях пожарной безопасности пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ .

После того, как технические мероприятия будут проведены, нужно будет организовать и провести общее собрание собственников жилых помещений .

Имейте в виду: основные регламентирующие нормы для проведения указанного мероприятия – статьи 44 и 47 Жилищного кодекса.

Так, частью 2 статьи 44 Жилищного кодекса предусмотрено, что принятие решений о строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений и сооружений – это компетенция общего собрания собственников.

Обратите внимание: за решение об организации парковки должно быть отдано не менее 2/3 голосов. Таковы требования части 1 статьи 46 Жилищного кодекса .

Общее собрание собственников должно не только принять решение о создании парковочных мест, но и:

· во-первых, определить порядок финансирования проекта;

· во-вторых, выбрать ответственное за реализацию проекта лицо.

Разрабатываем проект паркинга

В общем случае, разработка поручается специализированной организации. Соответственно, с ней надо заключить договор на проведение необходимых работ.

Сам проект автомобильной парковки (что можно указать, например, в техническом задании к договору, если такое задание составляется) должен включать в себя:

· непосредственно план парковочной площадки;

· схему организации дорожного движения на земельном участке;

Обратите внимание: для целей организации дорожного движения первостепенное значение имеют правильная дорожная разметка и установка дорожных знаков. В любом случае, схема такой организации должна полностью соответствовать требованиям действующих правил дорожного движения Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090) .

· план организации благоустройства территории придомового земельного участка.

При необходимости, в проект можно включить также предполагаемое расположение таких объектов как:

· охранные помещения и контрольно-пропускные пункты;

· ограждения, заборы, шлагбаумы и ворота.

Итак, готовый проект надо будет согласовать в таких ведомствах как:

Совет из практики: проектные организации нередко предоставляют услуги по согласованию разработанной документации. При сопоставлении временных и финансовых издержек на оба возможных варианта («через компанию» и «собственными силами») можно сделать вывод, что согласование посредством специалистов значительно более оправдано с точки зрения затрат.

С утвержденным и согласованным на всех уровнях проектом можно подавать заявление в региональный Комитет (департамент) по земельным ресурсам и землеустройству. К данному заявлению прилагается следующий пакет документов:

· документы, подтверждающие право на соответствующий земельный участок;

· протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома;

· кадастровая справка о составе площадей многоквартирного дома и придомовой территории.

После завершения всех указанных процедур останется только выбрать надежного подрядчика и заключить с ним договор на выполнение работ, необходимых для реализации проекта.

Совет из практики: несмотря на то, что действующим законодательством не предусмотрено никаких ограничений при выборе исполнителя работ, предпочтение следует отдавать компаниям, которые имеют определенную историю и уже успели зарекомендовать себя на соответствующем рынке.

Как уже говорилось, порядок, источники и размер финансирования строительства автомобильной парковки определяются на общем собрании собственников жильцов многоквартирного дома.

Требования строительству парковки

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата введения 2000-07-01

1 РАЗРАБОТАНЫ Государственным предприятием «Центр методологии, нормирования и стандартизации в строительстве» Госстроя России с участием ЦНИИСК им. Кучеренко (ГНЦ «Строительство»), ВНИИПО МВД России и Гипроавтотранса

2 ВНЕСЕНЫ Управлением технормирования Госстроя России

3 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 1 июля 2000 г. постановлением Госстроя России от 19 ноября 1999 г. № 64

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие нормы и правила распространяются на здания, сооружения и помещения для стоянки (хранения) автомобилей независимо от форм собственности и устанавливают основные положения и требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, а также к инженерному оборудованию таких зданий и их размещению на территории поселений.

Нормы не распространяются на здания, сооружения и помещения для стоянки (хранения) автомобилей, предназначенных для перевозки взрывчатых, ядовитых, инфицирующих и радиоактивных веществ.

В настоящих нормах применяются основные положения и общие принципы, установленные СНиП 21-01.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящих строительных нормах и правилах использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

НПБ 104-95 Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях

НПБ 105-95 Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности

НПБ 110-99 Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией

НПБ 250-97 Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования

ППБ 01-93* Правила пожарной безопасности в Российской федерации

ОНТП 01-91 Росавтотранса. Общие нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта

ГН 2.2.4/2.1.8.562-96 Минздрава России. Допустимые уровни шума на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки

РД-3112199-98 Минтранса России. Требования пожарной безопасности для предприятий, эксплуатирующих автотранспортные средства на компримированном (сжатом) природном газе.

3.1 Стоянка для автомобилей (далее — автостоянка) — здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные только для хранения (стоянки) автомобилей.

3.2 Надземная автостоянка закрытого типа — автостоянка с наружными стеновыми ограждениями.

3.3 Автостоянка открытого типа — автостоянка без наружных стеновых ограждений. Автостоянкой открытого типа считается также такое сооружение, которое открыто, по крайней мере, с двух противоположных сторон наибольшей протяженности. Сторона считается открытой, если общая площадь отверстий, распределенных по стороне, составляет не менее 50 % наружной поверхности этой стороны в каждом ярусе (этаже).

3.4 Автостоянки с пандусами (рампами) — автостоянки, которые используют ряд постоянно повышающихся (понижающихся) полов или ряд соединительных пандусов между полами, которые позволяют автомашине на своей тяге перемещаться от и на уровень земли.

3.5 Механизированная автостоянка — автостоянка, в которой транспортировка автомобилей в места (ячейки) хранения осуществляется специальными механизированными устройствами (без участия водителей).

4 РАЗМЕЩЕНИЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

4.1 Размещение автостоянок на территории городских и сельских поселений, размеры их земельных участков и расстояния до других зданий и сооружений следует предусматривать с учетом требований СНиП 2.07.01 и СНиП II-89.

4.2 Автостоянки могут размещаться (с учетом требований настоящих норм) ниже и/или выше уровня земли, состоять из подземной и надземной частей (подземных и надземных этажей, в том числе с использованием кровли этих зданий), пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, в том числе располагаться под этими зданиями в подземных, подвальных, цокольных или в нижних надземных этажах, а также размещаться на специально оборудованной открытой площадке на уровне земли.

К подземным этажам автостоянок следует относить этажи при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.

Подземные автостоянки допускается размещать также на незастроенной территории (под проездами, улицами, площадями, скверами, газонами и др.).

4.3 Автостоянки допускается размещать в пристройках к зданиям другого функционального назначения, за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности (по СНиП 21-01) Ф1.1, Ф4.1, а также Ф5 категорий А и Б (по НПБ 105).

4.4 Автостоянки допускается встраивать в здания другого функционального назначения I и II степеней огнестойкости класса С0 и С1, за исключением зданий классов Ф1.1, Ф4.1, Ф5 категорий А и Б. В здания класса Ф1.4 автостоянки допускается встраивать независимо от их степени огнестойкости. В здания класса Ф1.3 допускается встраивать автостоянки легковых автомобилей только с постоянно закрепленными местами для индивидуальных владельцев (без устройства обособленных боксов).

Смотрите так же:  Верховный суд рф состав структура порядок формирования полномочия

Под зданиями класса Ф1.1, Ф4.1 располагать автостоянки не допускается.

4.5 Автостоянки закрытого типа для автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе, встраивать в здания иного назначения и пристраивать к ним, а также располагать ниже уровня земли не допускается.

4.6 Противопожарные расстояния от открытых площадок (в том числе с навесом) для хранения автомобилей до зданий и сооружений предприятий (по обслуживанию автомобилей, промышленных, сельскохозяйственных и др.) должны приниматься:

а) до производственных зданий и сооружений:

I, II и III степеней огнестойкости класса С0 со стороны стен без проемов — не нормируется;

то же, со стороны стен с проемами — не менее 9 м;

IV степени огнестойкости класса С0 и С1 со стороны стен без проемов — не менее 6 м;

то же, со стороны стен с проемами — не менее 12м;

других степеней огнестойкости и классов пожарной опасности — не менее 15 м;

б) до административных и бытовых зданий предприятий:

I, II и III степеней огнестойкости класса С0 — не менее 9 м;

других степеней огнестойкости и классов пожарной опасности — не менее 15м.

Расстояние от площадок для хранения автомобилей до зданий и сооружений I и II степеней огнестойкости класса С0 на территории станций технического обслуживания легковых автомобилей с количеством постов не более 15 со стороны стен с проемами не нормируется.

4.7 Хранение автомобилей для перевозки горюче-смазочных материалов (ГСМ) следует, как правило, предусматривать на открытых площадках или в отдельно стоящих одноэтажных зданиях не ниже II степени огнестойкости класса С0. Допускается такие автостоянки пристраивать к глухим противопожарным стенам 1-го или 2-го типа производственных зданий I и II степеней огнестойкости класса С0 (кроме зданий категорий А и Б) при условии хранения на автостоянке автомобилей общей вместимостью перевозимых ГСМ не более 30 м 3 .

На открытых площадках хранение автомобилей для перевозки ГСМ следует предусматривать группами в количестве не более 50 автомобилей и общей вместимостью указанных материалов не более 600 м 3 . Расстояние между такими группами, а также до площадок для хранения других автомобилей должно быть не менее 12м.

Расстояние от площадок хранения автомобилей для перевозки ГСМ до зданий и сооружений предприятия следует принимать по СНиП II-89 применительно к складам ЛВЖ, а до административных и бытовых зданий этого предприятия — не менее 50 м.

5 ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

5.1 Надземные автостоянки могут предусматриваться высотой не более 9 этажей, подземные— не более 5 подземных этажей.

5.2 Парковка автомобилей может осуществляться:

с участием водителей — по пандусам (рампам) или с использованием грузовых лифтов;

без участия водителей — механизированными устройствами.

5.3 В зданиях автостоянок допускается предусматривать: служебные помещения для обслуживающего и дежурного персонала (контрольные и кассовые пункты, диспетчерская, охрана), технического назначения (для инженерного оборудования), санитарные узлы, кладовую для багажа клиентов, помещения для инвалидов, а также общественные телефоны и устройство лифтов для людей. Их необходимость, состав и площади определяются проектом в зависимости от размеров автостоянки и особенностей ее эксплуатации.

Размеры кабины одного из пассажирских лифтов должны обеспечивать транспортировку инвалидов, пользующихся креслами-колясками.

5.4 Категории помещений и зданий для хранения автомобилей по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять в соответствии с требованиями НПБ 105.

Помещения для хранения легковых автомобилей допускается относить к категориям В1— В4, здания автостоянок легковых автомобилей — к категории В (за исключением автомобилей с двигателями, работающими на сжатом или сжиженном газе).

5.5 Автостоянки, пристраиваемые к зданиям другого назначения, должны быть отделены от этих зданий противопожарными стенами 1-го типа.

Автостоянки, встроенные в здания другого назначения, должны иметь степень огнестойкости не менее степени огнестойкости здания, в которое они встраиваются, и отделяться от помещений (этажей) этих зданий противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа.

В зданиях класса Ф1.3 встроенную автостоянку допускается отделять противопожарным перекрытием 2-го типа, при этом жилые этажи должны быть отделены от автостоянки нежилым этажом (например, техническим).

В зданиях класса Ф1.4 выделение противопожарными преградами встроенной (пристроенной) автостоянки, вмещающей одну легковую автомашину владельца дома, не регламентируется.

Над проемами встроенных в здания другого назначения или пристроенных к ним автостоянок следует предусматривать козырьки из негорючих материалов шириной не менее 1 м с условием обеспечения расстояния от края козырька до низа оконных проемов зданий другого назначения не менее 4 м или противопожарное заполнение указанных проемов (кроме зданий Ф1.4).

5.6 При необходимости устройства в составе автостоянки (по заданию на проектирование) помещений для сервисного обслуживания автомобилей (постов ТО и ТР, диагностирования и регулировочных работ, мойки и т.п.) следует предусматривать для этих целей отдельное здание, помещение или группу помещений. Такие помещения могут предусматриваться в автостоянках (за исключением автостоянок открытого типа и встроенных в жилые здания) и должны быть отделены от автостоянки противопожарными стенами 2-го типа и перекрытиями 3-го типа. Входы и въезды в эти помещения должны быть изолированы от входов и въездов в автостоянку.

Состав и площади помещений, предусматриваемых для выполнения отдельных видов или групп работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей, определяются технологическими требованиями проведения соответствующих видов работ с учетом требований ОНТП 01.

5.7 В помещениях зданий, в которые встроены автостоянки, должен быть обеспечен уровень шума в соответствии с гигиеническими нормативами Минздрава России (ГН 2.2.4/2.1.8.562).

5.8 В автостоянках, встроенных в здания другого назначения, не допускается предусматривать общие обычные лестничные клетки и общие лифтовые шахты. Для обеспечения функциональной связи автостоянки и здания другого назначения выходы из лифтовых шахт и лестничных клеток автостоянки, как правило, следует предусматривать в вестибюль основного входа указанного здания с устройством на этажах автостоянки тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. При необходимости сообщения автостоянки со всеми этажами здания другого назначения следует предусматривать противодымную защиту лифтовых шахт и лестничных клеток в соответствии с 6.17.

Сообщение помещений для хранения автомобилей на этаже с помещениями другого назначения (кроме указанных в 5.3) или смежного пожарного отсека допускается через тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре и устройством дренчерной завесы над проемом со стороны автостоянки.

5.9 Размещение торговых помещений, лотков, киосков, ларьков и т.п. непосредственно в помещениях хранения автомобилей не допускается.

5.10 В многоэтажных зданиях автостоянок для перемещения автомобилей следует предусматривать рампы (пандусы), наклонные междуэтажные перекрытия или специальные лифты (механизированные устройства).

При использовании конструкций, имеющих непрерывный спиральный пол, каждый полный виток следует рассматривать как ярус (этаж).

Для многоэтажных автостоянок с полуэтажами общее число этажей определяется как число полуэтажей, деленное на два, площадь этажа определяется как сумма двух смежных полуэтажей.

5.11 Число рамп и соответственно количество необходимых выездов и въездов в автостоянках определяются в зависимости от количества автомобилей, расположенных на всех этажах, кроме первого (для подземных стоянок — на всех этажах) с учетом режима использования автостоянки, расчетной интенсивности движения и планировочных решений по его организации.

Как правило, тип и число рамп могут приниматься при количестве автомобилей:

до 100 — одна однопутная рампа с применением соответствующей сигнализации;

до 1000 — одна двухпутная рампа или две однопутные рампы;

свыше 1000 — две двухпутные рампы. Въезд (выезд) из подземных и надземных этажей автостоянки через зону хранения автомобилей на первом или цокольном этажах не допускается.

5.12 В автостоянках закрытого типа общие для всех этажей рампы должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей противопожарными преградами, воротами и (или) тамбур-шлюзами с подпором воздуха при пожаре согласно таблице 1.

Как организовать рентабельную автостоянку с нуля?

Платные автостоянки считаются востребованным и рентабельным бизнесом, поскольку в любом мегаполисе всегда ощущается сильная нехватка парковочных мест. Стоянки бывают различного типа: многоэтажные, подземные, открытые, закрытые. Однако больше всего коммерческий успех определяет удачно выбранное место. Такие объекты лучше всего располагать в спальных районах, где спрос на подобные услуги всегда превышает предложение.

Согласно нормам законодательства, деятельность по хранению автотранспорта на платной основе подлежит государственному лицензированию.

Процедуру необходимо пройти тем, кто планирует организовать один из следующих видов паркинга:

  1. Закрытую или открытую автостоянку.
  2. Отапливаемый или неотапливаемый гараж.

Самый важный документ, который необходимо получить, это — одобренный проект автостоянки. Его изготавливают проектные организации, после чего он утверждается в государственных органах.

Полный список документов для открытия автостоянки таков:

  • свидетельство о государственной регистрации — как физическое либо юридическое лицо;
  • договор аренды земельного участка;
  • утвержденный в городском комитете архитектуры проект паркинга;
  • разрешение на строительство, выданное районными властями;
  • заключение Роспотребнадзора;
  • заключение пожарной инспекции;
  • заключение по водостоку;
  • заключение санитарной инспекции;
  • заключение комиссии по природоохране;
  • официальное уведомление о предстоящем строительстве паркинга Отдела по управлению транспортом.

Условия и требования

  • Открытые автостоянки для машин

Этот вид стоянок является наиболее популярным и выгодным как для учредителей бизнеса, так и для клиентов, поскольку строительство объекта не требует крупных вложений, а стоимость последующих услуг никогда сильно не завышается. Автостоянка открытого типа — это участок земли, огороженный только с двух сторон.

Смотрите так же:  Какой налог на прибыль по вкладам

Такие объекты могут функционировать с использованием естественного и искусственного освещения. В темное время суток необходимо включать фонари. К примеру, для площадки размером в 2500 квадратных метра их количество должно быть не менее 15 шт.

В контрольно-пропускных зонах следует установить достаточно яркое освещение, поскольку это участки повышенного риска. Места для передвижения пешеходов снабжаются приборами, гарантирующими освещенность в 100-150 лк.

Открытые автостоянки не нуждаются в системах вентиляции воздуха или дымоудалении.

  • Закрытые автостоянки для автомобилей

Этот тип стоянок отличается от открытых объектов лишь тем, что тут наружное ограждение присутствует по всему периметру. Нормы и требования к организации таких паркингов ничем не отличаются от тех, что предъявляются к открытым стоянкам.

  • Многоэтажные многоуровневые автостоянки

Многоуровневые паркинги по способу исполнения делятся на три типа, определяющие то, как будут располагаться этажи относительно уровня земли:

Такие автостоянки способны вмещать в себя несколько тысяч автомобилей. В них обязательно проектируются рампы, лифты и подъемники, специальные наклонные полы. В зданиях устанавливаются системы пожарной безопасности, дымоотвода и вентиляции, а также качественное освещение.

Поскольку объект рассчитан на обслуживание тяжелых грузовых машин, располагаться он должен на выезде из города. Этот фактор положительно влияет на затраты по организации стоянки, делая бизнес выгоднее.

Площади для такого паркинга должны иметь качественное ограждение и хорошую круглосуточную охрану. Дорожное полотно необходимо покрыть специальным составом, а территорию следует снабдить дренажной системой. Остальные требования такие же, как и для открытой автостоянки.

  • Придомовые автостоянки

Объект представляет собою слабо огороженный, но охраняемый участок земли вблизи многоэтажных домов. Стоянка рассчитана исключительно на автомобили, принадлежащие местным жителям, и желательно, чтобы она обслуживала не менее 20-ти транспортных единиц. Это позволит сделать бизнес прибыльным.

Никаких особых требований к автостоянке нет, а финансовые вложения в дело будут минимальны.

  • Подземные теплые автостоянки для легковых автомобилей

Подземные теплые паркинги требуют внушительных инвестиций и рассчитаны на зажиточных клиентов. Объекты следует располагать вблизи элитных многоэтажных домов или в деловом центре города.

Площадь стоянки вместимостью в 20 машин должна составлять около 500 квадратных метров. Спрос на этот вид услуг возрастает в холодное время года.

Теплые паркинги строятся в соответствии с утвержденными нормами и обязательно включают в себя системы отопления и кондиционирования, освещения, противопожарной безопасности.

Объект очень похож на простую открытую автостоянку. Однако он нуждается в усиленной охране, поскольку автомобили, попадающие на его территорию, состоят на учете у правоохранительных органов. Задержанный транспорт помещается на хранение до востребования, а его выдача производится после уплаты соответствующего крупного взноса.

Такие стоянки часто находятся в собственности у государства, поэтому использовать их в качестве бизнеса не совсем целесообразно.

  • Быстровозводимые модульные автостоянки

Все что нужно для подобной стоянки, это свободный участок земли. Паркинг легко возводится за счет специальных конструкций, которые легко собираются и разбираются, поэтому подходят как для временного, так и для постоянного использования. Модули могут устанавливаться на существующую территорию стоянки, таким образом делая ее многоуровневой.

Земельный участок

Выгоднее всего располагать паркинг в густонаселенных спальных районах. Именно в этих частях города всегда остро ощущается нехватка мест для стоянки автомобилей. Но желательно также провести исследование рынка, чтобы определить уровень заинтересованности местных жителей в подобных услугах.

Стоянка должна размещаться в непосредственной близости от многоэтажных домов. Можно начать бизнес с небольшого земельного участка в 300-600 квадратов, а со временем расширить его. Для этого необходимо заранее узнать о возможности покупки или аренды смежной земли.

Надежнее всего купить участок под автостоянку и не зависеть от срока аренды и условий договора. Однако это может потребовать немалых вложений, поскольку, например, для открытой стоянки на 100 посадочных мест необходима площадь порядка 2500 квадратных метров.

Важно заранее поинтересоваться наличием или отсутствием каких-либо коммуникаций, проходящих под паркингом. Если под землей имеются теплотрассы, трубы или линии электропередач, для строительства объекта придется получить разрешение от Роспотребнадзора и соответствующих коммунальных служб.

  • В черте города Москвы 1 квадратный метр забетонированной открытой площадки можно арендовать по цене от 1800 до 6000 руб. в год.
  • Участки за МКАДом стоят гораздо дешевле — около 800 руб. за 1 квадрат в год.
  • В Санкт-Петербурге аренда земли предлагается по цене от 400 до 1000 руб. за 1 квадратный метрв год, в зависимости от благоустроенности и месторасположения.

Оформляя договор аренды, следует обратить внимание на его условия.

  • Срок аренды (желательно заключать сделку на 49 лет).
  • Возможность последующего выкупа земли.
  • Возможность расширения границ участка (взять в аренду близлежащие территории).

Проектирование автостоянок выполняют специализированные проектные бюро: государственные и частные. Эти организации разрабатывают планировки, визуализации и всю техническую документацию согласно строительным нормативам и прописанным в законе правилам.

Проект автостоянки определяет:

  • тип паркинга;
  • этажность возводимого здания;
  • внутренние планировки помещений;
  • положение паркинга относительно уровня земли;
  • количество выдерживаемых вибрационных и динамических нагрузок;
  • необходимые транспортные развязки;
  • виды коммуникаций и систем пожарной безопасности.

Строительство автостоянок должно вестись с учетом этажности и архитектуры окружающих зданий. Эти параметры утверждаются в государственных органах.

Любой паркинг должен проектироваться согласно принятым строительным нормам. В РФ такие правила регламентирует специальный документ — СНиП 21-02-99.

Рассмотрим пример…

  • Максимальная высота надземных паркингов составляет 9 этажей, подземных — 5.
  • Размер одного парковочного места не может быть меньше 5 метров в длину и 2,3 метра в ширину.
  • В грузовых стоянках вместимость одного блока не должно превышать 100 автомобилей, а ограничение по высоте не позволяет строить такие здания выше 28-ми метров.
  • Ширина корпуса наземной открытой автостоянки не может быть более 40 метров.

Строительные материалы

Все конструкции и материалы, из которых сооружается паркинг, должны быть устойчивы к воздействию вредных вибраций, выхлопных газов и нефтепродуктов. Здание должно обеспечивать повышенную безопасность для клиентов, транспортных средств и работающего персонала.

Здание автостоянки всегда имеет отделку, отвечающую следующим требованиям:

  • стены покрываются материалами, исключающими распространение пламени;
  • полы изготавливаются из компонентов, устойчивых к негативному влиянию нефтепродуктов;
  • рампы и зоны для пешеходов зоны выполняются из материалов, препятствующих скольжению;
  • дорожное полотно обязательно должно состоять из вещества, блокирующего впитывание нефтепродуктов.

Территория автостоянки делится на две условные зоны:

  1. Контрольно-пропускной пункт.
  2. Территория хранения автомобилей.

Для качественного учета всего автотранспорта используют системы видеонаблюдения. Они позволяют соблюдать порядок на объекте, контролировать добросовестность сотрудников и помогают разрешать возможные споры и конфликты с клиентами.

Контроль территории паркинга также нуждается в видеофиксации происходящих событий. Для этого используются видеокамеры и регистраторы, аудиоустройства, системы записи и хранения отснятой информации, системы автономной подсветки.

На въезде в паркинг необходимо расположить рабочее место охраны, контролера и кассира. В качестве ограждений используют автоматические и механические шлагбаумы, барьеры, электронные ворота. Такие устройства могут иметь дистанционное управление.

Место для стоянки транспорта может выглядеть как отдельный бокс или гараж, либо иметь небольшие ограничители — парковочные столбики, барьеры и т. д.

Пожарная безопасность

Пожарная безопасность на объекте гарантируется выполнением следующих правил и мер:

  • обеспечение качественной вентиляции и дымоотвода в помещениях
  • установка систем противопожарной безопасности (датчики, системы тушения огня);
  • использование в качестве строительных материалов составы, препятствующие возгоранию;
  • соблюдение общих правил пожарной безопасности (отсутствие источников открытого огня, запрет курения и т. д.);
  • своевременное инструктирование сотрудников и назначение ответственных за выполнение установленных правил;
  • поддержание в работоспособном состоянии всех необходимых средств пожаротушения;
  • обеспечение помещений специальными пожарными отсеками.

Бухгалтерский учет и налогообложение

Часто налогообложение автостоянки ведется по системе ЕНВД. В этом случае налог будет рассчитываться, исходя из площади паркинга, а не по количеству сотрудников.

Сумма отчислений напрямую зависит от размера земельного участка, указанного в договоре аренды. Например, если территория автостоянки имеет площадь 300 кв. м., а фактически под хранение автомобилей отводится 200 квадратов и это зафиксировано в договоре, то налог будет начисляться только на 200. Если договором аренды не выделены метры «полезной» площади, то оплата будет начисляться, исходя из общей площади.

В случае, когда автостоянка помимо ЕНВД функционирует на упрощенной системе налогообложения, то прибыль, получаемая от коммерческой деятельности, будет облагаться по ставке 6 или 15 %.

Ведение бухгалтерии не требует наличия штатного сотрудника, в периоды отчетности можно приглашать специалиста на сдельной основе. Единственный бухгалтерский документ, который выдается всем клиентам парковки, это — кассовый чек.

Управление автостоянкой не предполагает значительных человеческих ресурсов. Для скромного открытого паркинга понадобится всего несколько охранников, которые будут выполнять охранную и контролирующую функцию.

Для крупного паркинга придется нанять администрацию, например, управляющего, секретаря, менеджера.

В обязанность этих людей могут входить следующие функции:

  • принятие на работу обслуживающего персонала;
  • организация уборки территории;
  • предоставление информации клиентам;
  • проведение рекламных кампаний, развивающих бизнес.

Количество охранников и контролеров также потребует увеличения. На небольших автостоянках эти две должности могут успешно совмещаться, а на солидных объектах разумно отделить обязанности контролеров (учет клиентов, сбор информации, ведение журнала, выдача чеков) от работы охранников (управление системами видеонаблюдения, поддержание порядка, пропуск на территорию).