Меню Закрыть

Рынок и государственная собственность

Собственность и рынок.

Наличие разнообразных форм собственности объективно обусловливает необходимость экономической их реализации через продажу товаров и присвоение доходов в разнообразных опять-таки экономических формах (заработной платы, прибыли, ренты, процента). Это в свою очередь ведет к установлению экономических взаимосвязей между обособленными собственниками — товаропроизводителями. Рыночные механизмы позволяют выявить наиболее жизнеспособные формы собственности применительно к определенным отраслям и сферам хозяйственной деятельности натом или ином этапе социально-экономического развития общества.

При этом надо признать, что современное производство, достигшее высокого уровня обобществления, характеризуется взаимной дополняемостью функционирования многих форм собст-венности. В частности, на основе корпоративной собственности функционируют многочисленные производственные, научно-производственные, производственно-торговые и другие виды объединений. Последние, несмотря на колоссальные масштабы своей хозяйственной деятельности, вынуждены прибегать к кооперационным соглашениям с предприятиями, базирующимися на индивидуальной, партнерской, коллективной, государственной формах собственности, на поставку им тех или иных полупродуктов, полуфабрикатов либо привлекать их к сотрудничеству в области продвижения товаров к потребителю, проведения тех или иных тех нических, экономических или рыночных исследований. Поэтому современные социально-экономические системы базируются на, смешанной экономике, способной к реализации ускоренных структурных сдвигов, достижений научно-технического прогресс са, новых организационно-управленческих форм функционирования различных видов хозяйственной деятельности.
Наконец, развитие товарно-денежных отношений обусловлено не только многообразием форм собственности, но и наличием опосредованных форм реализации отношений присвоения через владение и распоряжение. Реализация отношений собственности предполагает развертывание коммерческих отношений между кредиторами и заемщиками, землевладельцами и арендаторами, между владельцами и распорядителями ценных бумаг. Вне отношений владения и распоряжения невозможно объяснить многие экономические отношения современного общества.

Управление государственной собственностью в условиях переходной экономики

§ 1.2. Рынок государственной собственности

В качестве основы процесса обращения государственной собственности, как правило, используется классификация собственности в системе определений ГКРФ: объекты, субъекты, формы и права собственности. Обращение к ГК РФ в качестве логической первоосновы для определения собственности как объекта управления, а в дальнейшем для определения допустимых правовых и других операций – класса управляющих воздействий на собственность понимается как гарантия строгого, законодательно обоснованного правового пространства управления собственностью.

Система определений собственности

Рассмотрим систему определений собственности (объектов, субъектов, форм и прав собственности), опираясь на систему определений Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Объекты гражданского права классифицированы в ГК РФ в следующей последовательности: виды объектов гражданского права, недвижимые и движимые вещи (ст. 128, 130, 132, 138) (рис. 1.4):

Рис. 1.4. Объекты гражданского права

Структура объектов движимого и недвижимого имущества может в свою очередь классифицироваться на несколько достаточно крупных блоков. Это позволяет выделить следующие составляющие движимого и недвижимого имущества (рис. 1.5, 1.6).

Рис. 1.5. Виды недвижимого имущества

1. Кроме указанного к недвижимости, в порядке исключения, отнесены подлежащие регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (ст. 130). Ключевым в отнесении этих объектов к недвижимости явилась общность требуемых процедур государственной регистрации.

2. К недвижимости относятся также отдельные, составные части сложных объектов недвижимости (зданий), как квартиры и помещения.

Известно, что ГК РФ как основополагающий законодательный документ дает только базовые определения и регулирующие положения, которые при необходимости, более подробно раскрываются в других законодательных документах: кодексах и законах. В их числе: водный и лесной кодексы, законы о недрах, градостроительном развитии, строительстве и т.д.

Например, Водный кодекс РФ (подписан Президентом РФ 16.11.95) приводит следующую систему определения водных объектов (ст.1):

Водный объект – сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.

Водохозяйственный объект – сооружение, связанное с использованием, восстановлением и охраной водных объектов.

Обособленный водный объект (замкнутый водоем) – небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

Статья 22 ВК РФ определяет оборотоспособность водных объектов так: «. продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов (всех видов, кроме обособленных водных объектов), не допускаются. Обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации . «.

Приведенная система определений из ВК РФ позволяет видеть тесную связь всех типов водных объектов с земельными участками и участками недр. В то же время, эта система выделяет ограничительные признаки обособленного водного объекта в сравнении с остальными водными объектами.

Рис. 1.6. Виды движимого имущества

В свою очередь, из законодательных определений таких объектов, как участки недр и леса, также следует их тесная взаимосвязь с земельными участками и, соответственно, с регулирующими положениями фактически первенствующего для всех названных типов объектов недвижимости земельного законодательства.

Движимые вещи Гражданским кодексом РФ определены как вещи, не относящиеся к недвижимости.

Предприятие как имущественный комплекс

Очень важным является определение в ГКРФ (ст. 132) предприятия как некоего имущественного комплекса. В состав такого имущественного комплекса, согласно ГКРФ, включают все виды движимого и недвижимого имущества, обеспечивающие деятельность данного предприятия (рис. 1.7).

Рис. 1.7. Структура имущества предприятия как имущественного комплекса

1. Права обозначения индивидуализируют предприятие и его продукцию, работы и услуги. Это могут быть, например, товарные знаки, фирменные наименования – нематериальные активы.

2. Права требования, в том числе обязательства предприятия (облигации и векселя).

Более детальное наполнение содержания имущественного комплекса предприятия, включая подробные финансовые аспекты, можно найти в документации бухгалтерского учета, как например, в позициях 120-122 и 131 (в разделе Активы) бухгалтерского баланса предприятия, выполненного в соответствии с текущей нормативной базой Министерства финансов РФ.

Понятие имущественного комплекса как сложной вещи, объединяющей неразрывно связанные недвижимые и движимые компоненты, является очень важным. К подобной схеме можно привести такие сложные объекты недвижимости, как:

· памятники истории, культуры и архитектуры,

· ландшафтные комплексы и т.п.

Общим для приведенного перечня может быть неразрывная связь составляющих их отдельных объектов недвижимости (как земельные участки, здания и сооружения, обособленные водные объекты и многолетние насаждения) и движимых вещей (как выдающиеся элементы интерьера, культурные ценности, исторические вещи, уникальные библиотеки и коллекции, именные знаки принадлежности и т.д.).

Конструктивной, по нашему мнению, является идея распространения приведенного определения сложного имущественного комплекса на такие крупномасштабные объекты, как Государственное (федеральное и субъектов Федерации) и муниципальное (городское) имущество.

Тогда, например, комплекс городского имущества можно трактовать как следующую совокупность:

а) множества объектов недвижимости, в том числе:

· участков недр (с подземными инженерными коммуникациями и иными подземными сооружениями типа метро, переходов, хранилищ), множества зданий и сооружений, городских лесов и многолетних насаждений, обособленных и иных водных объектов, множества сложных имущественных комплексов (различного рода предприятий, обществ и организаций, ландшафтных и культурно-исторических охранных зон и памятников) в рамках установленных границ города;

б) множества движимых вещей, составляющих неотъемлемые части отдельных из перечисленных сложных объектов недвижимости, и уникальных символов обозначения имен городов и местностей, отдельных объектов.

Схема оборота собственности представлена на рис. 1.8. На схеме показано взаимодействие форм собственности (ст. 212 ГК РФ): государственной (федеральная собственность и собственность субъектов Российской Федерации), муниципальной, частной и иной на рынке собственности.

Оборот собственности на рынке включает прямые и обратные процессы трансформации (перехода, передачи) собственности:

· ФС ó ФС, ФС ó ССФ, ФС ó МС, ФС ó ЧС, ФС ó ИС;

· ССФ ó МС, ССФ ó ЧС, ССФ ó ИС;

· МС ó ЧС, МС ó ИС;

· ЧС ó ЧС, ЧС ó ИС;

ФС – федеральная собственность;

ССФ – собственность субъектов Российской Федерации;

МС – муниципальная собственность;

ЧС – частная собственность;

ИС – иная собственность.

Рис. 1.8. Схема оборота собственности

На рынке собственности возможны любые процессы трансформации собственности. Они приводят к концентрации собственности, оптимальной с точки зрения собственников, ее распаду или банкротству.

Как правило, концентрация собственности приводит к образованию высокоинтегрированных структур – корпораций (ФПГ, холдингов, ассоциаций, концернов и др.), в том числе со смешанной формой собственности и балансом корпоративных интересов их участников: государства и других собственников.

Анализ показывает, что в 1991 – 1996 годах проходили только прямые процессы трансформации собственности из ФС в другие виды: ССФ, МС и ЧС (приватизация, акционирование). С 1997 года в субъектах федерации начались обратные процессы трансформации собственности: ЧС в ССФ и МС (национализация и деприватизация).

Формы и субъекты собственности

В Российской Федерации, согласно ГК РФ (ст. 212), в равной степени признаются несколько форм собственности (рис. 1.8).

В операциях над собственностью могут участвовать следующие субъекты собственности, указанные на рис. 1.9:

Среди хозяйственных субъектов (коммерческих организаций) государственной и муниципальной собственности важное место принадлежит унитарным предприятиям (ст. 113 ГК РФ). Унитарное предприятие не наделяется правом собственности на закрепленное за ним государственное или муниципальное имущество (оно принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

Рис. 1.9. Участники рынка собственности

Статья 217 ГК РФ предусматривает возможность приватизации государственного и муниципального имущества – передачу его в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством о приватизации. В принципе существует и обратная приватизации процедура (как национализация или отчуждение/выкуп частной собственности в соответствии с возникающими общественными потребностями).

Если процедуры приватизации сопровождаются определенным наполнением государственного бюджета, то национализация и выкуп, как правило, должны сопровождаться различными компенсациями частному собственнику.

Иные формы собственности – это, как правило, формы смешанной собственности, а также собственности общественных и других некоммерческих организаций. Именно в группе форм смешанной собственности можно найти многообразие современных хозяйственных образований:

· совместные предприятия (долевое объединение имущественных комплексов иностранных и отечественных собственников, в том числе государственных и муниципальных);

· кондоминиумы (объединенное имущество, подразделяемое на индивидуальные частные владения и различные элементы совместной собственности);

· корпорации, тресты и концерны (объединения предприятий и обществ с различными уровнями юридической и хозяйственной самостоятельности) и др.

Справочно. Общественные и религиозные организации, а также благотворительные и иные фонды, являющиеся собственниками приобретенного или переданного им имущества, могут использовать его (пускать в оборот) на рынке собственности только для определенных их уставами целей.

Понятие рынка собственности

«Рынок – это некая структура, посредством которой покупатели и продавцы собираются вместе, чтобы установить цену, по которой товар может быть обменен»[1].

В рыночной экономике функционирует множество типов рынков: рынки труда, капитала, собственности, в том числе недвижимости, ценных бумаг, товаров, услуг (маркетинговых, консалтинговых, менеджмента), ресурсов и др. Каждый из рынков, как правило, имеет сложный иерархический и многосекторный характер.

В определенном смысле многие рынки могут быть связаны между собой или обобщены, в частности: единым географическим пространством, различными социально-экономическими условиями и признаками. Например, существуют рынки азиатского региона и рынки европейского сообщества, региональные рынки развивающихся стран, стран с переходной экономикой и др.

В соответствии с этим формируют и используют региональные (в ряде случаев – предметно ориентированные) и мировые информационные структуризации рынков как по типам товаров, так и типам рыночных отношений и операций.

Любой вид объектов гражданского права (вещи недвижимые и движимые, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага) из различных форм собственности как товар может формировать свой тип рынка, с присущей только ему системой управления, своеобразной иерархической и разветвленной ее структурой, органами управления, их функциями, связями и отношениями, региональными и прочими признаками.

В настоящее время на рынке собственности России обращаются достаточно активно только некоторые ее виды: недвижимость и ценные бумаги, хотя в развитых экономических странах обращается все формы и виды собственности.

Справочно. Отсутствует единая система законодательства по управлению рынком собственности, включающая Федеральные законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, другие нормативные правовые документы, регулирующие деятельность субъектов рынка. Есть Гражданский Кодекс Российской Федерации, Федеральные законы о приватизации, банкротстве, и т. д., но нет законов о собственности и управлению ею, законов о земле, об оценке, о трасте (доверительном управлении), залоге, ипотеке и др.

Система управления рынком собственности

Процессами, протекающими на рынке собственности и его секторах управляют системы управления. С точки зрения теории систем управления они характеризуются своими субъектами, с их функциями, связями и отношениями.

Смотрите так же:  Нотариус ул Отрадная

Процессы на рынке собственности можно моделировать используя модели межрыночных балансов, модели типа «гибель – размножение», а также модели Ланчестера, Боулдинга и др.

Государство управляет рынком собственности с помощью управляющих воздействий: экономическими (налоговая политика, финансовая: инвестиционно-кредитная политика, тарифная, промышленная, социально-экономическая и другие политики) и административными методами (законодательное, нормативное правовое обеспечение и др.).

Если система управления замкнута, рынок собственности сбалансирован и эффективно управляется государством, то процессы на нем протекают стабильно (спрос = предложению). При малых входных сигналах рынок самостоятельно или с участием государства отрабатывает их и также приходит в устойчивое состояние.

Если на вход системы управления подается большой сигнал, который вызывает большое отклонение рынка от устойчивого состояния и регулятор (государство или другой регулирующий орган) не может привести систему в устойчивое состояние, то рынок становится неустойчивым.

Поэтому главная задача государства как регулирующего органа рынка собственности с помощью управляющих сигналов эффективно им управлять и поддерживать его в устойчивом, стабильном, предсказуемом состоянии. Это приведет к росту доходов всех субъектов рынка, в том числе и бюджета Российской Федерации.

Анализ показывает, что структуры систем управления секторами рынков государственной и федеральной собственности на федеральном уровне практически совпадают, при этом некоторые субъекты системы выполняют разные функции. Например, субъекты Российской Федерации управляют сектором рынка государственной собственности – рынком собственности субъекта, а на рынке федеральной собственности только принимают участие как субъекты рынка.

В качестве рекомендаций по повышению эффективности системы управления федеральной собственностью предлагается процессы на рынке федеральной собственности регулировать Правительству Российской Федерации через Координационный Межведомственный совет.

Как показывает мировой опыт, в странах с переходной экономикой регулирующие функции государства на рынке собственности выполняет единый орган, которому государство или делегирует эти полномочия или наделяет его этими полномочиями.

Каждый из органов системы управления регулирует свой сегмент рынка собственности или выполняет отдельные функции на нем. Например, ФКЦБ России регулирует рынок ценных бумаг, РФФИ продает федеральную собственность, а ФСДН и ФО выполняет функцию банкротства несостоятельных субъектов рынка или их финансового оздоровления.

Место и роль государственной собственности в рыночной экономике

Секция: Экономика

XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Место и роль государственной собственности в рыночной экономике

В настоящее время доля государственного сектора в экономике России играет весомую роль. Поэтому проблема рассмотрения сущности государственной собственности является актуальной. Это объясняется специфическими функциями российского государственного сектора; структурой объектов собственности; неэффективной моделью управления государственной собственностью и т.д.

Собственность – это имущественная принадлежность объекта кому- или чему-либо. Согласно Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности [1, ч.2, ст.8].

Под государственной собственностью в Гражданском кодексе РФ определяется имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью [2, ч. 1, 2, ст. 214].

В некоторых источниках государственная собственность рассматривается как синоним публичной, однако, следует помнить, что публичная собственность включает в себя не только государственную, но и муниципальную. В свою очередь государственная собственность делится на собственность, принадлежащую непосредственно Российской Федерации и собственность субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что границы государственной собственности в условиях рыночной экономики весьма условны. Как правило, определение этих границ зависит от текущей конъюнктуры рынка, приоритетов экономической политики государства и многих других факторов.

Регулирование имущественных отношений, помимо Гражданского кодекса, находит свое отражение и в иных нормативно-правовых актах отраслевого законодательства. Так, в Земельном кодексе РФ прописано, что Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством [3, ч. 3, ст. 3]. Налоговый кодекс, в свою очередь, определяет особенности налогообложения различных видов имущества. Бюджетный кодекс также содержит некоторые положения относительно регулирования имущественных отношений. В частности, ст. 79 БК РФ предусматривает возможность бюджетного инвестирования в объекты государственной (муниципальной) собственности [4, ст. 79].

Понятие «государственная собственность» фигурирует в трудах многих авторов. Это связано с тем, что данное понятие включает множество аспектов и его изучение требует разностороннего подхода.

По мнению Н. Кононковой, государственная собственность является важнейшей составляющей современной смешанной экономики. Без нее не функционирует и не может функционировать ни одно государство. Без него, как показала практика, не может развиваться даже рынок [5, с. 141]. С этим трудно не согласиться, так как дозированное вмешательство государства в экономику необходимо по ряду объективных причин. Так, отличительной особенностью государственной собственности является её преобладание в сферах экономики, имеющих высокое национальное значение, но приносящих низкую прибыль, что абсолютно невыгодно частному бизнесу. Поэтому государство в целях обеспечения общества наиболее значимыми товарами и услугами, которые не может, а в большинстве случаев не хочет частный сектор должно иметь преимущественное право собственности в этих отраслях экономики.

Данную точку зрения разделяет и Мартышов Е.П., утверждая, что наличие государственной собственности помогает обеспечивать благоприятные макроэкономические условия для успешной работы частного сектора. Также государственная собственность гарантирует функционирование некоммерческой социальной среды. Эта собственность поддерживает национальную безопасность страны (от финансирования органов правопорядка до содержания армии) [6, с. 15]. Однако, необходимо помнить, что участие государственного и частного сектора должно быть сбалансировано. В противном случае государственный сектор будет подавлять рынок, что повлечет за собой разрушение тщательно выстраиваемых рыночных отношений.

Существует и полярная точка зрения. Рахманов И.А. считает, что доля государственного сектора в условиях рыночной экономики должна быть минимальной [7, с. 64]. С этим утверждением можно поспорить, так как государственный сектор играет немаловажную роль на современном этапе развития экономики, в частности, это формирование экономического потенциала страны, обеспечивающего хозяйственную жизнь общества в рыночных условиях; создание «точек роста» в экономике; развитие социальной сферы; поддержание занятости и обеспечение доступности услуг; сохранение целостности экономики.

Анализируя законодательство и научную литературу, можно заметить отсутствие системного подхода к определению принадлежности объектов собственности к конкретным формам. Даже в Конституции и Гражданском кодексе Российской Федерации при перечислении существующих форм собственности используется понятие «иные» формы собственности, однако сущность этого понятия нигде не раскрывается, и не даются критерии, по которым можно выделить не прописанную в законодательстве форму собственности.

Как показывает практика, при разделении форм собственности по уровням управления (на федеральную, региональную и муниципальную) также нет четкого определения объектов собственности к каждой из этих форм и, соответственно, прав и полномочий субъектов собственности.

По мнению Е.П. Константиновой, в современных условиях развития рыночных отношений данная проблема остается острой. Это связано с тем, что подход к разделению объектов собственности на указанные формы является ограниченным. Во-первых, он не способен охватить огромное количество объектов собственности (отсутствует даже полный реестр таких объектов). Во-вторых, значительное количество объектов собственности находится в совместном ведении субъектов управления разных уровней, без четкого разграничения прав и полномочий их органов. В-третьих, жесткое законодательное закрепление конкретных объектов за конкретными субъектами мешает переходу объектов из одной формы собственности в другие [8, с.155].

Данные проблемы, как было отмечено автором, вытекают, прежде всего, из недостаточного регулирования законодательством. Ни в одном нормативно-правовом акте нет четкого закрепления исчерпывающего перечня объектов, относящихся к той или иной форме собственности, что вызывает у органов государственной власти Российской Федерации и её субъектов, а также органов местного самоуправления затруднение при определении своих полномочий в сфере управления публичной собственностью.

Таким образом, проанализировав достаточное количество точек зрения относительно понятия и сущности государственной собственности, можно заметить, что нет однозначного подхода к определению её границ. Как показывает практика, эти рамки могут сдвигаться в зависимости от состояния экономики. При этом необходимо помнить, что нормальное протекание экономических процессов во многом определяется созданием правильного баланса между государственным и частным сектором. В данном контексте государственная собственность должна выступать как гармоничное дополнение к частной. Государство должно выражать интересы народа, поэтому и государственная собственность должна использоваться для удовлетворения общенародных потребностей, что рынок по объективным причинам не может взять на себя.

Государственная собственность и ее роль в современной экономике

Главная > Курсовая работа >Экономическая теория

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра экономической теории

На тему: “Государственная собственность и ее роль в современной экономике”

1. Понятие, сущность и система государственной собственности…………….4

1.1. Виды государственной собственности…………………………………. 4

1.2. Отношения между государственной и частной собственностью……….6

2. Роль и значение государственной собственности в России…………………9

2.1. Проблемы эффективного использования государственной собственности в России…………………………………………………………..9

2.2. Дальнейшие перспективы развития государственного сектора в России…………………………………………………………………………. 15

3. Государственная собственность за рубежом и в Росси – сравнительный анализ……………………………………………………………………………..17

3.1. Государственная собственность в Европе………………………………17

3.2. Сравнительный анализ государственной собственности в России и Европе…………………………………………………………………………….23

Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Везде и всюду мы постоянно наталкиваемся на один общий коренной вопрос: кому принадлежит экономическая власть, кто является хозяином земли, фабрики, духовного богатства?

Общепризнанно, что вопрос собственности – это один из самых главных вопросов, определяющих существования и пути развития человеческого общества. От того, как и кем, он поставлен, решается и регулируется в данный момент времени, в том числе и в данный исторический промежуток времени, зависит благополучие, а очень часто и само существование любого общества.

Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества.

Собственность как экономическое отношение начало формироваться еще на заре становления человеческого общества. На монополизации различных объектов собственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду.

Экономическое принуждение к труду исходит из собственности на капитал.

Освобождение от личной зависимости привело, с одной стороны, к юридическому равноправию всех граждан, а с другой стороны, к новому типу отношений: экономической власти одних и экономической зависимости других.

Государство как социальное явление существует уже не одно тысячелетие. За это время оно показало себя как эффективное средство организации жизни людей. Помимо политических и социальных функций у государства также есть экономическая. Государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями, некоторыми особо важными отраслями народного хозяйства. Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.

В данной курсовой работе рассматривается именно государственная собственность, проводится исследование и анализ структуры собственности: ее социальной, юридической и экономической сторон; рассматриваются формы государственной собственности; изучается взаимодействие государственной и частной собственности; проводится сравнительный анализ государственной собственности в России и Европе.

1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В экономике ХХ века большое внимание уделяется государственной собственности. В нее входят обычно некоторые крупные промышленные предприятия, банки, а также предприятия тех отраслей, которые обслуживают производство и социально-бытовую сферу — грузовой транспорт, энергетика, связь и т.д. Создание государственных предприятий обусловлено отчасти желанием ускорить научно-технический прогресс. Вместе с тем государство иногда берет на себя перевооружение слабых звеньев экономики. Государственным предприятием признается унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе и между работниками предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве оперативного управления или хозяйственного ведения и отражается на самостоятельном балансе.

1.1. Виды государственной собственности

Основой любой экономической системы являются соответствующие ей отношения собственности. Собственность как экономическая категория включает следующие моменты:

– Субъекты собственности – стороны отношений собственности;

– Объект собственности, по поводу которого складываются отношения между субъектами;

– Система отношений между субъектами;

– Экономическая реализация сложившихся отношений между субъектами на микроуровне – через конкретные способы присвоения объектов и на макроуровне – через функционирование системы хозяйства в совокупности ее элементов.

Выделяют экономическое и юридическое содержание собственности. Экономическое содержание собственности на средство производства отражает способ соединения факторов производства – труда (работника) со средствами производства (капиталом, землей) – внеэкономический или экономический (прямой или опосредованный отношениями найма).. Основные этапы эволюции способов соединения факторов производства:

Смотрите так же:  Налог на дачу физических лиц

1. Внеэкономический способ соединения факторов производства, присущий эпохам рабовладения и феодализма, основывается на положении работника как объекта собственности владельца основного фактора производства – земли.

2. Экономическое, опосредованное соединение факторов производства появляется в условиях экономической свободы работника, вынужденного для соединения с принадлежащим капиталисту средствами производства продавать свой фактор производства – труд, рабочую силу.

3. Ренессанс внеэкономического соединения в условиях тоталитарного государства, когда работник должен обладать штампом о прописке в паспорте для соединения со средствами производств, являющимися государственной собственностью, распределение специалистов, ведомственное жилье, борьба с тунеядством и др.

4. Прямое экономическое соединение работника-собственника с принадлежащими ему средствами производства, получившее широкое распространение в условиях возрождения малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой и в постсоциалистических странах.

Экономическая собственность существует там, где она реализуется. Формами реализации собственности выступают: присвоение дохода со своих факторов производства и участие в управлении использованием собственности. Ниже приведена таблица «Структура форм собственности» 1 .

Выделяют следующие виды государственной собственности:

1. Федеральная государственная собственность – находится в ведении центральных, общегосударственных органов управления.

2. Региональная государственная собственность – находится в ведении органов региональных органов управления: республик, краев, областей и других образований в составе государства.

3. Муниципальная государственная собственность – находится в ведении органов местного самоуправления. Объектом муниципальной собственности могут быть предприятия местной промышленности, коммунального хозяйства, объекты бытового обслуживания, местный транспорт.

Можно также выделить смешанную собственность – она одновременно находится в ведении частных лиц и государственных органов управления разного уровня с разной долей участия.

1.2. Отношения между государственной и частной собственностью

Рассмотрение системы отношений собственности позволяет ответить на вопрос, в чьих интересах осуществляется экономическая деятельность

Система отношения собственности включает, прежде всего, два полюсных отношения – присвоение и отчуждение. Присвоение как элемент системы отношений собственности выражается в том, что никто не может использовать средства производства, не вступая в отношения с их собственником. Отчуждение – это лишение данного лица возможности использовать некий предмет в потреблении, что и происходит в процессе продажи объекта собственности. Между этими полюсами внутренней структуры отношений собственности располагаются отношения владения, пользования и распоряжения. Владение представляют собой неполной присвоение, позволяющее владельцу присваивать часть дохода от использования не принадлежащих ему средств производства. Пользование объектами собственности – это оперирование средствами производства в производственном процессе. Под распоряжением объектами собственности понимается управление использованием собственности, которое в настоящее время является прерогативой менеджеров.

В разных странах и в разные периоды истории соотношение между частной и государственной собственностью различно и постоянно меняется с помощью процессов национализации и приватизации.

Национализация – перевод собственности из ведения частных лиц в государственное ведение. В частности, применяется, когда значительно повышается стратегическая значимость для государства объектов данной собственности, когда частные собственники не могут обеспечить производство необходимого для государства и общества продукта или когда они в результате преступного или небрежного руководства разрушают предприятия, производящие необходимый государству и обществу продукт.

Приватизация – процесс перехода от государственной к частной собственности путем выкупа или передачи имущества государственных предприятий трудовым коллективам, отдельным гражданам с одновременным переводом в акционерные, коллективные, частные предприятия. Целью приватизации может быть повышение эффективности экономической системы и разгрузки государственных органов управления на основе создания и расширения частной формы собственности на средства производства и класса собственников. Критериями приватизации и передачи предприятия в конкретные руки, в частности, могут быть максимальная уплачиваемая будущим собственником цена и сохранение или повышение показателей эффективности предприятия, таких, как: объем выпуска и качество продукции, величина издержек, объем уплачиваемых в государственный бюджет налогов, число занятых, модернизация предприятия, уровень заработной платы работников.

Одна из точек зрения предполагает, что свободный доступ всех к ресурсам общества означал бы нехозяйственное, неэффективное использование. Отношения собственности необходимы, поскольку ресурсы общества ограничены. Ограниченность ресурсов требует, чтобы у них были конкретные хозяева, т.е. собственники. Собственник или субъект собственности – это, прежде всего хозяин, т.е. тот, кто ценит ресурсы выше других и поэтому способен наиболее эффективно использовать их и извлекать из них максимальную пользу. И в этой точке зрения более значимая, ведущая роль отводится частной собственности на средства производства.

Выделяя отдельные элементы исторического опыта, некоторые авторы считают, что, когда экономическая система функционирует на базе государственной собственности на средства производства, ее эффективность ниже, чем в том случае, когда основу составляет частная собственность на средства производства. В настоящее время не существует экономических систем, базирующихся только на каком-либо одном виде собственности. Каждый из этих видов необходим и играет определенную роль.

2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ

В каждом государстве установилось свое соотношение между различными формами собственности, а в каждой отрасли хозяйства, в материальном производстве и в нематериальной сфере утвердилось преимущество тех или иных форм.

Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

2.1. Проблемы эффективного использования государственной собственности в России

С конца 80-х годов в социалистических странах обозначился переход к коренному преобразованию присущих прежнему типу экономики отношений. Сложившуюся в СССР и в других социалистических странах экономическую систему отличал целый ряд устойчивых признаков от всех прежних и параллельно существующих в мире систем.

Экономическая система, основанная на общественной собственности, позволяла концентрировать материальные и людские ресурсы общества на важнейших направлениях и обеспечивать мощные прорывы на решающих участках хозяйственной деятельности. Однако исторически эта система была обречена на поражение. Нормальное функционирование усложняющегося хозяйства пришло в противоречие с централизованным директивным управлением. СССР оказался не в состоянии в полной мере освоить достижения научно-технической революции, во второй ее части и экономика страны вступила в стадию угасания. Возникла необходимость в изменении отношений собственности как основы всей системы экономических отношений.

Возрождение различных форм частной собственности путем разгосударствления предприятий началось с конца 80-х годов. Приватизация была направлена на повышение эффективности хозяйственной деятельности через развитие рынка и формирование слоя частных собственников-предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и создание конкурентной среды, привлечение иностранных инвестиций, содействие демократизации экономики. Сложный хозяйственный комплекс с установившимися связями был рывком брошен в рыночную стихию. В рыночные отношения страна вступила не подготовленной ни в экономическом, ни в социальном плане.

В России приватизация началась в октябре 1992 г. Первым ее этапом стала так называемой доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.

Второй этап – ваучерная приватизация. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50% до 80% стоимости пакетов акций и выкупаемого иму­щества оплачивалось приватизационными чеками. Одной из задач этого этапа было формирование класса собственников, который по уровню доходов превратился бы в зажиточный «средний класс».

По официальным данным за период ваучерной приватизации (до 1.06.1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35%.

С 1 июля 1994 г. был объявлен третий – денежный этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. При этом преследовалась основная цель — способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство, и вложат в него средства, повышающие эффективность хозяйственной деятельности. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление «стратегических» инвесторов. Этому мешал ряд обстоятельств:

1. 75% предприятий находились в собственности трудовых коллективов, которые не собирались продавать свою долю какому-то другому лицу.

2. Большое количество акций приобрели за ваучеры мелкие собственники. Они заинтересованы только в получении высоких дивидендов и не вкладывают деньги в производство.

3. Инвесторы не хотят вкладывать деньги в убыточные и малоприбыльные предприятия.

Четвертым этапом приватизации стали залоговые аукционы. Государство, для покрытия дефицита государственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что госу­дарство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не ре­зервирует средства на возвращение кредитов.

Результаты приватизации: в 1993 году из 86 тыс. предприятий приватизировано 39 тыс. предприятий, путем акционирования — 31%, продажи — 69%, общей стоимостью 753 млрд. рублей. На сегодняшний день контрольный пакет акций остался у государства в 4,1% предприятий. 2

К 1997 г. сложилась ситуация, которая может спровоцировать новое масштабное перераспределение прав собственности, т. е. новый этап приватизации и переприватизации. Система неплатежей, в которую «вползли» практически все отрасли реального сектора экономики, после резкого повышения мас­штаба цен с 1992 г. привела к тому, что большинство предприятий, включая це­лые отрасли жизнеобеспечения государства, оказались хроническими должниками. Покупателями в новых условиях могут быть банки и иные финансовые структуры, обладающие денежным капиталом.

В переходной экономике России наметились тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную. Примерами могут служить многочисленные факты возвращения приватизированного жилья в муниципальную собственность; объединение паев акционированных сельскохозяйственных предприятий; приобретение муниципальными органами власти контрольного пакета акций приватизированных предприятий с целью подъема производства и др.

Несмотря на то, что пройдены крупные этапы в процессе приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено. Не найдена еще оп­тимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц, даю­щая наиболее эффективные формы функционального движения собственности. Критерий экономической эффективности должен выдвинуться на передний план в процессе перераспределения прав собственности на новых этапах преобразования собственности.

Уже давно стало известным, что бюрократическая государственная собственность является основным камнем преткновения на пути к радикальным экономическим реформам. При этом, как правило, совершаются две крупные ошибки: отождествляются, во-первых, государственная собственность с бюрократической, и, во-вторых, экономические реформы с обязательной приватизацией и переходом к частной собственности. Между тем существуют эффективные и более или менее демократически управляемые предприятия. Существуют и варианты экономических реформ, при которых государственная собственность остается преобладающей, а мелкий бизнес и другие формы частной собственности развиваются параллельно с ним и, что особенно важно, не как результат приватизации. Так, например, проходят реформы в Китайской Народной Республике и в ряде других юго-восточных стран, где государственная собственность играет значительную роль в экономике. Кроме того, абсолютное отрицание влияния государственной собственности на экономику страны, может повлечь тяжкие последствия, как получилось в первые годы реформ в России. Ведь известно, что базис, на котором держится экономика ведущих индустриальных стран, — это большой государственно-корпоративный сектор.

В то же время у этой формы собственности имеется ряд проблем, характерных, в том числе и для России, ключевой из которых является бюрократизация, создание иерархических структур, что отрицательно сказывается на эффективности экономики и неприязни данной формы собственности со стороны населения. В описанном явлении скрыто внутреннее противоречие между статусом государства как представителя интересов всего общества, и как обособленного института, способного подчинять общество.

Между тем, развитие государственной собственности возможно и в направлении дебюрократизации, которая позволяет преодолеть основные пороки прежней системы отношений собственности, но не разрушить те преимущества, которые характерны для государственной формы собственности. Статус предприятия как народного предполагает, что народ обладает реальными правомочиями в распоряжении своим богатством (конкретным предприятием, станками, оборудованием, выпускаемой продукцией). Следовательно, появляется важнейшая проблема распределения полномочий между государством, представляющим единые интересы граждан страны, и коллективом данного предприятия.

Смотрите так же:  Договор на закупку медикаментов

В настоящее время при переходе к рынку происходит разгосударствление экономики России и разгосударствление собственности.

Разгосударствление — это процесс перевода собственности в иные её формы. Разгосударствление экономики представляет собой процесс передачи большинства функций по управлению предприятиями от государства самими предприятиями.

Предприятия остаются государственными. В большинстве случаев это происходит через коммерциализацию деятельности государства. Разгосударствление собственности — это процесс перевода государственной собственности в иные формы, в том числе и частные. Перевод государственной собственности в частную собственность называется приватизацией. Таким образом, приватизация — составная часть разгосударствления. Исторический опыт дает факты, которые свидетельствуют о сильной растянутости приватизации во времени, и аргументацию в защиту постепенности. Главный из этих аргументов состоит в том, что скорость справедливой приватизации обязана соотноситься с возможностями накопления денежных капиталов, в частности, сбережений населения. А они таковы, что выделение на это мероприятие более 1-2% национального дохода в год нарушает стабильность экономики. Учитывая, что общая стоимость накопленных зданий, сооружений и оборудования в стране обычно значительно больше годового национального дохода, продажа всех основных фондов легко может растянуться на многие десятилетия. Теперь не трудно понять причину сложившийся критической ситуации в России после попытки в кратчайшие сроки уничтожить громадный государственный сектор экономики. Очевидно, что политики, которые решили покончить с полным огосударствлением экономики и которые полагают, что только всеохватывающая приватизация поможет создать эффективную систему хозяйствования, оказываются перед трудным выбором: или растянуть переход от одного экономического режима к другому на добрые полвека, или раздать средства частным лицам бесплатно, или же, наконец, создать условия для принудительного перераспределения дохода из фонда потребления в фонд накопления. В России ожидалось, что приватизация изменит ситуацию в экономике, выведет страну из кризиса. Но этого не произошло и не могло произойти, так как на первом этапе осуществлялась в основном механическая передача государственного имущества физическим и юридическим лицам.

2.2. Дальнейшие перспективы развития государственного сектора в России.

Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность бу­дет полностью свернута. Есть такие отрасли народного хозяйства, кото­рые нецелесообразно дробить на элементы.

Это относится, прежде всего, к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства. Очевидно, что в России энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны оставаться в сфере государственной собственности. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.

Мировая практика показывает, что государственная собственность может быть эффективной, так как имеет определенные преимущества по сравнению с другими формами собственности, обусловленные ее функциями: способностью осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированной, в ко­нечном счете, на человека.

Преобладание же государственной формы собственности в экономике стра­ны (в России 90% основных производственных фондов находилось до недавнего времени в госсобственности) ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Государственное предприятие высту­пает в качестве монополиста. В результате такого положения мы имеем «вымывание дешевого ассортимента», «навязывание потребителю выгодного для производителя ассортимента», занижение качества товара, нарушение сроков и объемов по­ставок, отказ от заключения договоров поставок, сокращение производства, возникновение дефицита продукции, неудовлетворенный массовый спрос.

Таким образом, речь может идти не об устранении государственной собственности, а об отмене ее монопольного положения. Резко сократившись (в России более чем в 2 раза), государственная собственность в общенациональной, республиканской и муниципальной формах будет играть существенную роль в экономике

Важная проблема в развитии государственной собственности — преодоление монополизма, характерного для административно-командной системы. К концу 1990 г. в машиностроении бывшего СССР доля монополизированного производства достигла 72%. С превращением бывших республик в независимые государства монополизм еще более усугубился, так как многие предприятия-дублеры оказались по разные стороны новых государственных границ.

Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров.

В преодолении монополизма может играть положительную роль исполь­зование опыта стран Запада. Во многих из них действуют антимонопольные законы. В частности, в США в 1890 г. был принят закон Шермана («хартия экономической свободы»), в 1914г. — закон Клейтона, запрещавший гори­зонтальное слияние фирм, если оно могло уничтожить конкуренцию. Закон Целлера-Кефовера (1950 г.) распространил это запрещение на вертикальные слияния. За нарушение антимонопольных законов предусмотрена уголовная ответственность (штраф до 100 тыс. долл. с должностного лица и тюремное заключение до 3 лет). Суд может заставить компенсировать убытки в тройном размере для фирмы, пострадавшей от монополизма.

В ряде стран Запада действуют административные запреты на высокую степень монополизма. В США при монополизации одной фирмой 90% рынка предусмотрен принудительный раздел этой фирмы, при 60% и выше монополист ставится под контроль государства. В ФРГ один предприниматель может владеть не более чем 30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы — не более чем 50%, 4-5 — не более 70%. Верхняя планка для одной фирмы в Великобритании установлена на уровне 20% рынка, в Норвегии и Индии-25%. 3

Тем не менее, одной из главных теоретических и практических проблем явилось разгосударствление, определение и использование наиболее рациональных путей, моделей приватизации.

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ – СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.

Имущество, составляющее государственную собственность, предназначено для удовлетворения общественных интересов собственника имущества- государства, его органы и службы, местные органы управления.

Для государственного имущества в целом установлен общий принцип не отчуждаемости. Неприменим срок давности к оспариванию приобретения доли государственного имущества.

Государство может экспортировать или реквизировать необходимое ему имущество. Например, среди способов приобретения права собственности, используемых государством, в Законе о государственном имуществе 1964 год (Испания) названы возмездное приобретение, дарение, экспроприация, захват. В большинстве развитых капиталистических стран в рамках государственной собственности выделяется так называемая публичная собственность.

3.1. Государственная собственность в Европе.

В Великобритании публичной собственности соответствует «имущество короны». К ней относятся: территориальные воды, морские берега, наиболее ценные полезные ископаемые.

Закон об имуществе короны 1961 года относит к нему землю, которую суверен использует, находясь у власти. Эти земли включают в себя:

1. Участки, изначально принадлежавшие короне или перешедшие к ней в последствии;

2. Береговую полосу, затопляемые во время прилива, наплывы, шахты;

3. Земли и права на землю, перешедшие к короне в качестве выморочного имущества или в результате конфискации.

Корона владеет всеми землями, примыкающими к побережью или судоходным рекам, землями береговой полосы, землями между уровнем прилива (высшим) и уровнем отлива, примыкающими к морским заливам.

Корона обладает исключительным правом на разработку полезных ископаемых на морском дне и в недрах (подробно порядок разработки месторождений урегулирован в Законе о континентальном шельфе 1964 года, а также в Законе о юрисдикции над территориальными водами от 1878 года).

Короне принадлежит исключительное право на:

1)разработку месторождений золота и серебра, располагающихся на землях короны или на землях подданных английской королевы;

2)разработку соляных месторождений;

3)изыскание и разработку месторождений нефти, минеральных масел и природного газа.

Статья 132 Конституции Испании (1978) гласит, что » государственной собственностью является имущество, определенное законом, а также во всех случаях: прибрежная зона, пляжи, территориальные воды, природные ресурсы экономической зоны и континентальный шельф. Использование, защита и сохранность государственной и национальной собственности регулируется законом «.

Гражданский кодекс Испании (1889 г.) устанавливает, что к имуществу, находящемуся в общем, пользовании, относятся дороги, каналы, реки, водопады, порты и мосты, построенные государством, берега, пляжи, и редуты. Помимо указанных выше объектов, Закон о государственном имуществе 1964 года относит к государственной собственности:

1. Имущество, находящееся в собственности государства и предназначенное для общего пользования;

2. Вечные права, вытекающие из аренды, принадлежащих государству объектов;

3. Все иные права, вытекающие из владения государственным предприятием;

4. Имущество, предназначенное для какой-либо государственной службы или для развития национального богатства;

5. Права на совместную собственность, принадлежащую государству.

Во Франции в состав исключительной собственности государства французский гражданский кодекс включает:

1. Дороги и улицы, за состоянием которых следит государство,

2. Реки, судоходные и сплавные речки, берега, морские наплывы, порты, гавани, рейды и любые участки территории Франции, которые не могут находиться в частной собственности;

3. Ворота, стены, рвы, оборонительные сооружения укреплений и крепостей.

Бесхозное имущество, то есть имущество, никем не освоенное, и имущество лиц умерших без наследников, также принадлежит государству. Исключительной собственностью государства являются большие озера Ле-Берте и Линесен.

Французское законодательство относит к числу объектов государственной собственности воздушное пространство, недра земли, шахты и недвижимое имущество, предназначенные для их эксплуатации.

Гражданский кодекс Бельгии практически без изменений воспроизводит положения Французского Гражданского Кодекса об объектах, находящихся в исключительной собственности государства.

Для включения имущества в состав государственного достояния необходим специальный закон. Имущество, которое используется всеми, считается государственным достоянием.

Правому положению государственного имущества посвящена глава II книги III Гражданского кодекса Италии. Статья № 822 причисляет к государственной собственности следующее: морские побережья, рейды и порты, реки, озера, другие воды (в соответствии с положением специальных законов), а также изделия, предназначенные для национальной обороны.

В состав государственного имущества также входят:

1. Принадлежащие государству дороги, автодороги и железные дороги, аэропорты, акведуки;

2. Здания, представляющие историческую, археологическую или художественную ценность;

3. Собрания музеев, архивов, библиотек;

4. Другое имущество, отнесенное к разряду государственного специальными законами.

Если виды имущества, перечисленные выше, приобретены регионами на любых законных основаниях, то такое имущество подчиняется правовому режиму, установленному Государственным Кодексом Италии для государственного имущества (статья №281 от 16 мая 1970 года).

Имущество, входящее в состав государственного, неотчуждаемо, на него может быть обращено взыскание в пользу третьих лиц, лишь в случаях, установленных законом, относящихся к этому имуществу.

Органы государственной власти осуществляют управление государственным имуществом. Защиту права собственности на это имущество они осуществляют в порядке, установленном административным и гражданским законодательством.

Имущество, принадлежащее провинциям и коммунам, подчинено тому же режиму, что и прочее государственное имущество. Этот же правовой режим распространяется на коммунальные рынки и кладбища.

В состав государственного имущества входят принадлежащие государству, провинциям и коммунам права на имущество, принадлежащее другим лицам, в тех случаях, когда это имущество необходимо для достижения целей, представляющих общественный (государственный) интерес.

Частью имущества государства является:

1. Леса, шахты, карьеры и торфяники, разрабатываемые месторождения;

2. Объекты, найденные в земле и представляющие историческую, археологическую, палеонтологическую или художественную ценность;

3. Имущество, предоставляемое президенту Республики;

4. Казармы, вооружение, военные самолеты и корабли.

В состав имущества государства, провинций и коммун входят здания, предназначенные для размещения в них государственных учреждений, а также иное имущество, предназначенное для осуществления государственной службы.

Государству принадлежит бесхозное имущество.

Имущество государства, регионов и коммун подчиняется правовому режиму, установленному него Гражданским Кодексом и специальными законами.

Передача имущества из состояния государственного достояния в собственность государства на основании заявления, сделанного государственным органом. Сообщение о такой передаче имущества публикуется в официальном издании. Переход части государственного достояния к имуществу провинций доводится до сведения общественности в соответствии с правилами, установленными регламентами коммун и провинций.

3.2. Сравнительный анализ государственной собственности в России и Европе.

Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.

При относительно большой величине государственной собственности в России (по сравнению с другими странами) доходы от ее использования занимают небольшой удельный вес в доходной части консолидированного бюджета. Так доля государственных и муниципальных предприятий в общем объеме промышленной продукции в 2002году составляла 9,5%, в 2003 г.-9,3%. При этом в доходной части консолидированного бюджета РФ их вклад составлял, по данным ФСГС, лишь 3,6 % и 4,4% соответственно. Мала отдача и от других объектов, находящихся в государственной собственности – земли, лесов, водных ресурсов.

Уровень государственной собственности в отраслях зарубежных стран и России. табл.1 4