Меню Закрыть

Пособие по уходу за ребенком налог на прибыль

Расходы на пособие по уходу за ребенком до 3-х лет и налог на прибыль

По какому п, пп, какой статьи главы 25 учитываются затраты на оплату пособия по уходу за ребенком до 3-х лет (50=) и первые 3 дня больничного листа.

Пп. 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ:

«48.1) расходы работодателя по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;»

Больничные листы: новый порядок начисления и выплаты: Практическое пособие

18. Налогообложение пособий

Налогообложение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеет свои особенности. Рассмотрим, каким образом пособия влияют на различные налоги.

Налог на доходы физических лиц не удерживается с государственных пособий, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам. Так гласит п. 1 ст. 217 НК РФ.

Таким образом, удержать НДФЛ с сумм больничного, в том числе выданного за счет предприятия, придется.

Не облагаются налогом на доходы с физических лиц следующие пособия:

— пособие по беременности и родам;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

— единовременное пособие при рождении ребенка;

— ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

— единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

— единовременное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

— ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Указанные пособия выплачиваются в соответствии с Законом N 81-ФЗ.

При расчете налога на прибыль в расходы не включаются государственные пособия, которые выплачиваются за счет средств ФСС РФ. Ведь при выплате этих пособий организация никаких расходов не несет. Это касается как детских пособий, так и больничных, а вот пособие по временной нетрудоспособности, которое выдано организацией, за первые два дня нетрудоспособности будет учитываться при налогообложении прибыли согласно подп. 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Организация по своему усмотрению может выплатить работнику больничные или декретные в размере, превышающем максимально установленный, — произвести доплату до среднего заработка. Такие доплаты можно учитывать при расчете налога на прибыль. Такой точки зрения придерживается Минфин России в письме от 15 июня 2004 г. N 03-02-05/4/19. Специалисты этого ведомства разъяснили: сумму доплаты до среднего заработка можно учесть при налогообложении прибыли. Это касается и суммы превышения фактически выплаченного пособия над его максимальным размером.

В ст. 183 ТК РФ указано, что размеры пособий и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами. Это не означает, что фактический размер пособия не может превышать лимита. Сумму превышения фактически выплачиваемого пособия над его максимальным размером можно учесть при расчете налога на прибыль. То есть разница также будет считаться пособием, только выплачивать его организация будет за свой счет.

Единым социальным налогом и страховыми взносами пособия по временной нетрудоспособности, а также детские пособия не облагаются. Не облагаются единым социальным налогом и пособия, выплаченные за счет работодателя. Об этом сказано в подп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ, также на их сумму не начисляют страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, поскольку согласно п. 2 ст. 10 Закона N 167-ФЗ базой для исчисления пенсионных страховых взносов служит та же, что и для расчета единого социального налога.

Согласно п. 2 Перечня выплат, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 765, взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не облагаются пособия по временной нетрудоспособности, а также государственные пособия гражданам, имеющим детей.

Доплата до фактического заработка при расчете больничных и пособия по беременности и родам также считается пособием.

Организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения, могут учесть сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности при расчете единого налога.

Организации, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами, вправе включить в состав расходов сумму выплаченных в соответствии с законодательством пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных за счет средств фирмы (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Уменьшить налогооблагаемые доходы на сумму пособий (в т.ч. и детских), выданных за счет средств ФСС РФ (не больше одного МРОТ за полный календарный месяц), нельзя. Ведь больничные, декретные и иные государственные пособия на детей за счет соцстраха расходами организации не являются.

Пособия учитываются при налогообложении в порядке, установленном для налога на прибыль, а именно ст. 255 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). При налогообложении можно учесть пособие, выплаченное за счет средств фирмы, в т.ч. сверх максимального размера, но в пределах среднего заработка.

Если организация решит добровольно уплачивать взносы в ФСС РФ, то вся сумма по больничным листам будет выплачиваться за счет средств соцстраха. В этом случае организация не сможет уменьшить на сумму выплаченных пособий полученный доход, поскольку это не ее расходы.

Организации, которые рассчитывают налог с доходов, могут также уменьшить его величину на сумму пособий, выплаченных за счет собственных средств фирмы (п. 3 ст. 346.21 НК РФ). В НК РФ прямо это не сказано: «Сумма налога (авансовых платежей по налогу). уменьшается. на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. » Однако в декларации по единому налогу (утв. Приказом Минфина России от 17 января 2006 г. N 7н) в строке 110 указано, что единый налог уменьшают выплаченные работникам в течение налогового (отчетного) периода из средств налогоплательщика пособия по временной нетрудоспособности.

Если организация переведена на уплату ЕНВД, то она в соответствии со ст. 346.32 НК РФ вправе уменьшить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, на величину выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. Налог при этом уменьшают только те больничные, что выплачены за свой счет.

У плательщиков единого сельскохозяйственного налога в целях налогообложения также учитываются расходы на оплату больничного листа. Об этом сказано в подп. 6 п. 2 ст. 346.5 НК РФ. В расчет берется только та часть пособия, которая выплачена за счет фирмы.

Налог на прибыль организаций

6.6. Налог на прибыль и пособия по социальному страхованию

Социальное страхование в общепринятом понимании представляет собой установленную, контролируемую и гарантированную государством систему обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных за счет государственного страхового фонда, а также коллективных и частных страховых фондов.

Объектами государственного социального страхования являются социальные (профессиональные) риски, связанные с имущественными и иными интересами застрахованных лиц, обусловленные наступлением страхового случая.

Субъектами государственного социального страхования являются физические и юридические лица, находящиеся в правовых отношениях в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании: государство (в лице органов соответствующей исполнительной власти), страховщики, страхователи, застрахованные лица.

Мы расскажем об учете в целях налогообложения прибыли организаций сумм пособий по социальному страхованию, выплачиваемых застрахованным лицам.

Отношения в системе обязательного социального страхования Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон N 165-ФЗ). Названный Закон определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль их уплаты, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц, помимо Закона N 165-ФЗ, регулируются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Видами социальных страховых рисков, согласно ст. 7 Закона N 165-ФЗ, являются необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Законодательством Российской Федерации установлены виды пособий, выплачиваемые за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС РФ), к которым относятся:

— пособие по временной нетрудоспособности;

— пособие по беременности и родам;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

— единовременное пособие при рождении ребенка;

— ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

Смотрите так же:  Технико-экономические требования

— ежемесячное пособие на ребенка;

— единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

— пособие при усыновлении ребенка;

— оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами;

— пособие на погребение.

Следует отметить, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя-работодателя по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора, что установлено ст. 9 Закона N 165-ФЗ.

Пособие по временной нетрудоспособности

Порядок, размеры и условия обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее — Федеральный закон N 255-ФЗ).

Обратите внимание, что названный Закон не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 25 ноября 2008 г. N 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (далее — Закон N 216-ФЗ), максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) за полный календарный месяц не может превышать в 2009 г. 18 720 руб. В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия определяется с учетом этих коэффициентов.

Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, разъяснены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. N 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию».

Пособие по беременности и родам,

пособие при усыновлении ребенка

В соответствии со ст. 255 ТК РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

Пособие по беременности и родам, согласно ст. 11 Федерального закона N 255-ФЗ, выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка.

Размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год.

Максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать в 2009 г. 25 390 руб., что установлено ст. 8 Закона N 216-ФЗ.

Работникам, усыновившим ребенка (детей), назначается и выплачивается пособие при усыновлении ребенка в порядке и размере, которые установлены для выплаты пособия по беременности и родам, что установлено п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 719 «Об утверждении Порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка».

Единовременное пособие женщинам,

вставшим на учет в медицинских учреждениях

в ранние сроки беременности

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях на ранних сроках беременности (до 12 недель), имеют право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам.

Выплачивается пособие с учетом размера индексации, которая устанавливается Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (далее — Федеральный закон N 204-ФЗ). В соответствии с п. 2 ст. 11 названного Закона с 1 января 2009 г. размер индексации равен 1,13.

Таким образом, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, с 1 января 2009 г. составляет 374,62 руб.

Единовременное пособие при рождении ребенка

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее (ст. 11 Закона N 81-ФЗ). В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка данное единовременное пособие не выплачивается.

Базовый размер единовременного пособия при рождении ребенка составляет 8000 руб. С учетом индексации, о которой мы сказали в предыдущем разделе, с 1 января 2009 г. размер единовременного пособия при рождении ребенка составляет 9989,86 руб.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Перечень лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, указан в ст. 13 Федерального закона N 81-ФЗ и в п. 35 Постановления от 30 декабря 2006 г. N 865 «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей».

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определен ст. 15 Федерального закона N 81-ФЗ.

Минимальный размер пособия гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, и неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком, составляет с учетом индексации с 1 января 2009 г. 1873,1 руб. (по уходу за первым ребенком) и 3746,2 руб. (по уходу за вторым и последующими детьми).

Максимальный размер пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, составляет с 1 января 2009 г. 7492,4 руб.

Ежемесячное пособие на ребенка

В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 81-ФЗ размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 г. N 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб. на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

при передаче ребенка на воспитание в семью

При передаче ребенка на воспитание в семью в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными) и тому подобное, согласно ст. 12.1 Федерального закона N 81-ФЗ выплачивается единовременное пособие.

Размер пособия с 1 января 2009 г. составляет с учетом коэффициента индексации 9989,86 руб.

Оплата дополнительных выходных дней

для ухода за детьми-инвалидами

Для ухода за детьми-инвалидами по письменному заявлению одного из родителей (опекуна, попечителя) предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению (ст. 262 ТК РФ).

Порядок предоставления и оплаты дополнительных выходных дней установлен Постановлением Минтруда России N 26, ФСС РФ N 34 от 4 апреля 2000 г. «Об утверждении Разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами».

Оплата каждого дополнительного выходного дня работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и детьми-инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет производится в размере дневного заработка за счет средств ФСС РФ.

Пособие на погребение

На основании ст. 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение. Пособие выплачивается в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем 4000 руб., с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.

Выше мы говорили о том, что размер пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из средств ФСС РФ, не может превышать максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год. Также и размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год.

Таким образом, если фактически начисленный размер пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за полный календарный месяц превышает сумму законодательно установленного максимального размера пособий, то из средств ФСС РФ выплачивается только сумма в размере 18 720 руб. (25 390 руб.). Если размер пособия определяется в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, то из средств ФСС РФ выплачивается сумма пособия с учетом этих районных коэффициентов.

Следует отметить, что пособия, выплачиваемые за счет средств ФСС РФ, не являются расходами организации. Но некоторые организации выплачивают работникам пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в размере их фактического среднего заработка, то есть в размере, превышающем установленный максимальный размер.

Могут ли быть учтены данные доплаты в целях налогообложения прибыли организаций?

Существует две точки зрения по этому вопросу. Рассмотрим каждую из них.

Прежде всего напомним, что в соответствии со ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в расходы налогоплательщика (работодателя) на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. В частности, к расходам на оплату труда, согласно п. 15 ст. 255 НК РФ, относятся расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации.

При решении вопроса о возможности отнесения организациями в целях налогообложения расходов в виде суммы превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического (среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств ФСС РФ, необходимо руководствоваться Постановлением Президиума ВАС Российской Федерации от 3 июля 2007 г. N 1441/07. Согласно названному Постановлению, п. 15 ст. 255 НК РФ применяется до 1 января 2005 г. только к случаям оплаты пособия по временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ с 1 января 2005 г. обязанность работодателей выплачивать пособия по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки исключена из ст. 24 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Поэтому с 1 января 2005 г. организации лишены возможности учитывать доплату до фактического заработка, превышающую максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, в составе расходов в соответствии с п. 15 ст. 255 НК РФ.

Смотрите так же:  Пособия на второго ребенка в 2018 в ярославле

Иной позиции придерживается Минфин России, который в Письмах от 12 февраля 2009 г. N 03-03-06/1/61 и от 12 февраля 2009 г. N 03-03-06/1/60 утверждает, что, если размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому договору, превышает сумму 18 720 руб., работодатель имеет право отнести в соответствии с п. 15 ст. 255 НК РФ к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях налогообложения прибыли, сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического (среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из ФСС РФ. При этом отнести суммы вышеуказанных доплат к расходам при исчислении налогооблагаемой прибыли работодатель сможет при условии, что такие доплаты предусмотрены локальными нормативными актами, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Таким образом, можно сделать вывод, что организации необходимо самостоятельно принять решение, учитывать или нет указанные доплаты в составе расходов на оплату труда. При этом следует отметить, что независимо от принятого решения, организации нужно быть готовой отстаивать свою позицию в суде.

Что касается отнесения организациями в целях налогообложения расходов в виде суммы превышения фактически выплачиваемого пособия по беременности и родам над максимальным размером пособия, выплачиваемого за счет средств ФСС РФ, следует обратить внимание на Постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 июня 2007 г. по делу N А56-14309/2006. В данном Постановлении суд указал, что суммы доплаты до среднего заработка к пособиям по беременности и родам выплачены работникам за счет собственных средств организации. Выплата осуществлялась на основании приказа генерального директора, трудовых договоров с работниками. Согласно п. 25 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях налогообложения налогом на прибыль относятся другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором. Таким образом, в силу п. 25 ст. 255 НК РФ данная доплата уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.

Вместе с тем в Письме Минфина России от 4 июля 2005 г. N 03-03-04/1/49 сказано, что расходы на доплату до фактического заработка при выплате пособия по беременности и родам работодатель имеет право отнести к расходам на основании п. 15 ст. 255 НК РФ. Аналогичное мнение Минфин высказал в Письме от 16 февраля 2005 г. N 03-05-02-04/26.

Обратите внимание! Организации могут выплачивать работникам ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере их фактического среднего заработка, то есть в размере, превышающем установленный максимальный размер. Однако в связи с тем, что случаи начисления сумм доплат до фактического заработка, превышающих максимальный размер пособия, налоговым законодательством не предусмотрены, по мнению автора, у организаций, выплачивающих такие доплаты своим работникам, могут возникнуть налоговые риски по налогу на прибыль.

В случае утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения (далее — заболевание или травма), пособие по временной нетрудоспособности, согласно п. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ, выплачивается работнику за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, применяющего общую систему налогообложения (то есть уплачивающего единый социальный налог в соответствии с гл. 24 НК РФ), а за остальной период, начиная с третьего дня временной нетрудоспособности, — за счет средств ФСС РФ.

При этом расходы работодателя по выплате пособия работнику за первые два дня его временной нетрудоспособности в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. На это указывает пп. 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ, согласно которому к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы по выплате пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности работника в соответствии с законодательством Российской Федерации в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности.

Ежемесячная компенсация в размере 50 рублей в отпуске по уходу за ребенком

Матерям*, состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам — военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, положены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей.

*Или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Данная норма установлена Указом Президента РФ от 30.05.1994г. №1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» и действует начиная с 1 января 2001 года.

Конечно, 50 рублей — это не слишком большая сумма, с другой стороны, за время отпуска по уходу за ребенком до трех лет «набежит» чуть больше 1500 руб. – сумма тоже не огромная, но и лишней для многих молодых мам она не будет.

Несмотря на то, что выплата компенсации является обязательной, в настоящее время многие ее не получают, т.к. ими не соблюдается важное условия ее получения: компенсация выплачивается только по заявлению сотрудницы. Соответственно, если заявления сотрудницы на выплату компенсации нет, то работодатель компенсацию не выплачивает и при этом ничего не нарушает.

В нашей статье будут рассмотрены:

    Порядок назначения и выплаты компенсации в размере 50 рублей матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста,

Источник выплаты данной компенсации и порядок налогообложения НДФЛ.

Порядок назначения и выплаты компенсации в размере 50 рублей

    матерям (отцу, усыновителю, опекуну, бабушке, дедушке, другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от их организационно-правовых форм;

    матерям, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел;

    матерям, проходящим военную службу по контракту, и матерям из гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;

    нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.

При этом не имеет значения, работает ли обращающийся за компенсацией сотрудник по основному месту работы или является совместителем.

В соответствии с положениями ст.287 ТК РФ, совместители имеют право на те же гарантии и компенсации, что и основные работники. А законодательные акты, устанавливающие особенности назначения данной компенсации не устанавливают соответствующих ограничений (в отличие от пособия по уходу за ребенком, которое можно получать только по одному из мест работы).

Для назначения (и последующей выплаты) компенсации, необходимо подать заявление о назначении ежемесячных компенсационных выплат по месту работы (службы). К заявлению необходимо приложить копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.

Заявление составляется в произвольной форме и может выглядеть следующим образом:

«Генеральному директору ООО «Ромашка» Иванову М.М. от Петровой В.В.

Заявление.

На основании положений Указа Президента РФ от 30.05.1994г. №1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан», прошу назначить мне ежемесячную компенсационную выплату в размере 50 руб. в месяц, как матери, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.»

В случае, если заявление подается с опозданием, его можно дополнить фразой «В том числе за 6 месяцев, предшествующих настоящему обращению».

Обратите внимание:Нетрудоустроенные лица подают заявление в орган социальной защиты населения по месту жительства.

Решение о назначении ежемесячных компенсационных выплат принимается администрацией организации в 10-дневный срок со дня поступления документов. В случае отказа в назначении ежемесячных компенсационных выплат заявитель письменно извещается об этом в 5-дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причины отказа и порядка его обжалования.

Ежемесячные компенсационные выплаты назначаются:

    со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня предоставления указанного отпуска.

При обращении за назначением ежемесячных компенсационных выплат по истечении 6 месяцев со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком они назначаются и выплачиваются за истекшее время, но не более чем за 6 месяцев со дня подачи заявления о назначении этих выплат (п.15 Постановления №1206).

Это означает, что если сотрудница, например, ушла в отпуск по уходу за ребенком с 01.01.2012г., а заявление о назначении и выплате компенсации написала 01.01.2013г., то ей выплатят компенсацию за предыдущие 6 месяцев (с 01.07.2012 по 31.12.2012г.) и далее будут выплачивать ежемесячно до достижения ребенком возраста 3х лет.

Смотрите так же:  Нормативные требования курсы

Выплата ежемесячных компенсационных выплат осуществляется за текущий месяц в сроки, установленные для выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет*.

*В соответствии с п.51 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009г. №1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается в сроки, установленные для выплаты заработной платы (иных выплат, вознаграждений).

В соответствии с п.4 ст.136 ТК РФ, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячных компенсационных выплат, в частности:

    увольнение работника по собственному желанию,

назначение пособия по безработице,

нахождение ребенка на полном государственном обеспечении,

лишение родителя, осуществляющего уход за ребенком, родительских прав,

выплата ежемесячных компенсационных выплат прекращается начиная с месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства (п.17 Постановления №1206).

Так же, безусловно, основанием для прекращения компенсационных выплат является окончание отпуска по уходу за ребенком (достижение ребенком 3х летнего возраста, выход матери на работу и т.п.).

При этом, если дата окончания отпуска по уходу за ребенком до 3х лет, приходится, например, на 2 января, выплата компенсации прекращается лишь с февраля месяца. А за январь она будет осуществляться в полном размере.

В соответствии с п.18 Постановления №1206, получатели ежемесячных компенсационных выплат обязаны извещать администрацию организации обо всех изменениях, влияющих на их выплату.

Согласно п.19 Постановления №1206, назначенные ежемесячные компенсационные выплаты, не полученные своевременно, выплачиваются за прошлое время в размерах, предусмотренных законодательством РФ, на каждый соответствующий период, если обращение за их получением последовало в течение трех лет со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком.

Таким образом, мать может получить всю сумму назначенной компенсации в конце отпуска по уходу за ребенком до 3х лет.

Ежемесячные компенсационные выплаты, не выплаченные своевременно по вине работодателя, их назначающего и выплачивающего, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда организациями независимо от их организационно-правовых форм. То есть – за счет собственных средств работодателя.

При этом, для лиц, работающих, проходящих службу, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер ежемесячных компенсационных выплат определяется:

    с применением этих коэффициентов независимо от места фактического пребывания получателя в период отпуска по уходу за ребенком.

Споры по вопросам назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат разрешаются вышестоящим органом или судом в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Порядок учета компенсационных выплат в размере 50 руб. для целей бухгалтерского учета и налога на прибыль

В соответствии с положениями п.5 и п.8 ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходы на выплату компенсации в размере 50 рублей необходимо отражать:

    по дебету соответствующего счета учета затрат на производство или расходов на продажу (например, по счетам 20, 23, 25, 26, 44) и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Что касается налога на прибыль, то для целей налогового учета компенсационные выплаты в ежемесячном размере 50 рублей, включаются в состав расходов на оплату труда в соответствии с положениями ст.255 НК РФ и п.4 ст.272 НК РФ.

Аналогичную позицию изложил Минфин в своем Письме от 15.09.2009г. №03-03-06/4/78:

«В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 N 1206 утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан.

Так, п.15 Порядка предусмотрено, что ежемесячные компенсационные выплаты назначаются со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня предоставления указанного отпуска.

На основании п.20 Порядка ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда организациями независимо от их организационно-правовых форм.

В соответствии с положениями ст.255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Пунктом 7 ст.255 Кодекса установлено, что к расходам на оплату труда в целях гл. 25 Кодекса относятся расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, ежемесячные компенсационные выплаты женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, состоящим в трудовых отношениях с организацией, назначаются со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, осуществляются за счет средств, направленных на оплату труда, и учитываются в составе налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии со ст.255 Кодекса.»

Аналогичной позиции Минфин придерживался и ранее. Например, в своем Письме от 16.05.2006г. №03-03-04/1/451.

НДФЛ и страховые взносы с компенсационных выплат в размере 50 руб

    Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ следующие виды доходов физических лиц:

    Государственные пособия (за исключением пособий по временной нетрудоспособности, включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

Компенсационные выплаты не облагаются страховыми взносами:

    на обязательное пенсионное страхование,

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,

на обязательное медицинское страхование,

так как согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений гражданско-правовых договоров, предметом которых является:

Такой вывод изложен в Письме Минздравсоцразвития РФ от 05.08.2010 №2519-19:

«На основании Указа Президента Российской Федерации от 30.05.1994 №1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» (далее — Указ №1110) матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с организациями, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, производится ежемесячная компенсационная выплата в размере 50 руб.

Указанную выплату работодатель производит в силу обязательного предписания, закрепленного в Указе №1110, независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.

Учитывая изложенное, суммы ежемесячной компенсационной выплаты в соответствии с Указом №1110 не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений ст.7 Федерального закона №212-ФЗ.»

При этом, в настоящее время нет четкого ответа на вопрос – следует ли облагать компенсационные выплаты в размере 50 руб. страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно положениям ст.20.1 федерального закона от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», объектом обложения страховыми взносами признаются:

    выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

При этом в законе №125-ФЗ не содержится определения «выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений».

Соответственно, трактовать эту норму можно по разному. Если в качестве облагаемых страховыми взносами выплат рассматривать только те выплаты, которые напрямую связаны с выполнением работником его трудовой функции, то компенсационные выплаты по уходу за ребенком до 3х лет, безусловно, к таким выплатам не относятся. Соответственно, компенсация не является объектом для начисления страховых взносов на страхование от несчастных случаев.

Такой же вывод можно сделать, проведя аналогию со страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование.

Однако вполне возможна (со стороны представителей ФСС) и другая позиция:

    облагать страховыми взносами нужно все выплаты в пользу работников, кроме напрямую указанных в ст.20.2 Закона №125-ФЗ.

Ведь согласно п.2 ст.20.1 закона №125-ФЗ, база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.

Сложность заключается в том, что компенсация в размере 50 рублей, выплачиваемая матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3х лет в статье 20.2 закона №125-ФЗ не поименована.

Соответственно, если исключить данную компенсацию из базы для расчета страховых взносов на страхование от несчастных случаев, то существуют определенные налоговые риски (не слишком значительные из-за размера компенсационной выплаты).