Меню Закрыть

Как подать в суд на чиновниках

Обжалование в суде действий чиновников

Часто сталкиваясь с произволом чиновников, люди, не знают, что делать дальше: то ли идти к ним снова, то ли жаловаться их начальникам, то ли еще куда-то. Хорошим способом решения проблемы нередко является суд. Однако когда, и в каких случаях можно воспользоваться услугами суда?

По каким поводам пишутся заявления в суд? В суд пишут заявления в нескольких категориях случаев:

· принято решение, которое незаконно и причиняет вред интересам гражданина;

· было совершено действие или бездействие, из-за него права гражданина нарушены;

· прямого нарушения нет, но при этом гражданин или человек не имеют возможности оформить какие-то важные для них документы.

В этот перечень входят требования государственных органов и должностных лиц. К государственным органам и должностным лицам относят чиновников, работающих в федеральных структурах, в муниципальных структурах, в структурах городов федерального значения.

К органам государственной власти также относят и советы или иные представительные органы, созданные на выбранной основе.

В порядке оспаривания решений органов государственной власти оспариваются решения государственных чиновников, если не предусмотрено иного порядка. Например, для административных правонарушений предусмотрены процедуры обжалования КоАПом.

На действия прокуроров жалоба в суд годится при условии, что эти действия не являются частью уголовного процесса (отказы по жалобам на следователя, приобщения доказательств по уголовному делу и т.д.).

В случае с военными, когда имеет место спор о выплатах, с получением жилья, дело смотрится в военном суде, но рассматривается как обычное гражданское дело.

В тоже время, если имеет незаконное действие или решение, обжалование которого уголовно-процессуальным кодексом или КоАП не предусмотрено и при этом не запрещено. Например, оперативники не раскрыли всей информации собранной о человеке в ситуации, когда в возбуждении было отказано, человек вправе жаловаться в суд, оформив гражданский иск, т.к. нет возможности жаловаться на эти действия в порядке уголовного процесса. Вместе с тем нет запрета в УПК обжаловать такие действия.

Когда и в какой суд необходимо идти?

По общему правилу жалоба продается в районный суд, исключение предусмотрено для предпринимателей в арбитражно-процессуальном кодексе (государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Военные должны обжаловать решения начальников или военных органов в военном суде. Военные суды смотрят иные дела, решения по которым приняты военными начальниками в отношении отставных военнослужащих или касающихся иных лиц (вопросы социального и пенсионного обеспечения).

В случае запрета выезда за границу обжалование решения начинается с суда города федерального значения, областного суда или верховного суда республики.

Сроки обращения в суд. На чиновника жалоба должна подаваться не позже 3-х месяцев. Этот срок начинается отсчитываться со следующего дня после того, как стало известно о нарушении прав.

Обычно это подтверждается получением соответствующей бумаги под расписку.

Если же имеет место бездействие по решению какого-то вопроса, то достаточно приобщить почтовые документы (квитанция, опись) подтверждающие факт направление документов в соответствующий орган, обязанного принять по ним решение. Далее отсчитывается срок, отведенный законом на решение вопроса. После добавляются 3 месяца на обжалование.

Если же по каким-то причинам не было возможности своевременно обратиться в суд, и сроки пропущены, то нужно приложив документы, подтверждающие факт болезни, нахождения в командировке, просить суд восстановить срок на обжалование решения в суде.

Если этого не сделать, судья оставит заявление без рассмотрения, а потом вернет иск. Хотя по закону даже в случае пропуска срока, заявление должно быть принято и смотреться судом. Другое дело, что в заявлении может быть отказано, если у заявителя не будет доказательств уважительности пропуска срока.

Как должно выглядеть заявление в суд?

В иске пишется фамилия, имя отчество заявителя, адрес, те же данные об органе или должностном лице, принявшем решение или совершившем действие или бездействие.

Затем излагаются обстоятельства, подтверждающие нарушение прав или создание препятствий в их реализации. С указанием на нормы законодательства, документы, следует обосновать, почему действие или бездействие является незаконным.

Далее пишется после слова «прошу» фраза признать незаконным и далее пишется решение с номером и датой его принятия или действие с датой его совершения. Можно просить и наложить суд обязательство на орган или чиновника выполнить какое-то определенное действие.

К заявлению должны прикладываться копии заявления и материалов к нему приложенных. Комплект для суда и сторон, которые привлекаются. Перед подачей заявления нужно оплатить госпошлину.

Подавать заявление в суд может или сам человек или его представитель по доверенности. В любом случае должен быть документ, который их связывает.

Из материалов иска должно быть видно связь между правами заявителя и решением или действием, которое он оспаривает. Если этой связи нет, в иске отказывают.

В некоторых случаях орган или распущен или реорганизован после обращения гражданина в суд или это происходит в период рассмотрения дела. В такой ситуации место ответчика занимает реорганизованный или новый орган.

Это же касается и случая, когда к делу должна привлекаться дополнительная сторона. Привлечение или замена стороны происходит вынесением определения.

Решение суда, если его не обжаловать вступает в силу через месяц после объявления судьей. После документ направляется в соответствующий орган. В решении указывается, что именно необходимо сделать для восстановления прав гражданина. Это может быть, как отмена какого-то распоряжения, признания каких-то иных действий незаконными, снятие ответственности с гражданина или устранения препятствий.

Сообщение о выполнении решения суда направляется обязательно как судье, вынесшему решение, так и человеку, подававшему заявление в суд.

как подать иск в суд на чиновника?

Скажите пожалуйста, как подать иск в суд на чиновника, покрывающего противоправные действия своих сотрудников?

Обработано вопросов: 100
Отзывы: 1

Добрый день! Подробную инструкцию вы можете найти в нашей статье Как бороться с произволом чиновников? Советы юриста

Ответы на ваши вопросы:
    • Все ответы (14163)
    • Административное право (465)
    • Арбитраж (18)
    • Бухгалтерский учет (65)
    • Военное право (89)
    • Гражданское право (301)
    • Гражданство (116)
    • Защита прав потребителей (1 470)
    • Интеллектуальная собственность (23)
    • Исполнительное производство (382)
    • Конституционное право (79)
    • Корпоративное право (51)
    • Лицензирование (35)
    • Налоговое право (406)
    • Наследство (111)
    • Недвижимость (976)
    • Нотариат (24)
    • Семейное право (1 221)
    • Социальное обеспечение (3 482)
    • Страхование (34)
    • Таможенное право (20)
    • Трудовое право (749)
    • Уголовное право (1 278)
Как мы помогаем:

Вы задаете свой вопрос через простую форму.

Все бесплатно. Форма очень короткая: только сам вопрос, номер телефона и ваше имя. Дополнительно вы можете указать тему вопроса, но это не обязательно.

Вопрос попадает к юристу и рассматривается.

Вопрос попадает к одному из наших юристов, в соответствии с его специализацией. На рассмотрение вопроса уходит до 15 минут.

Всего через 15 минут вам звонит юрист и дает свой ответ.

По указанному номеру с вами связывается наш юрист, и вы обсуждаете полностью интересующий вас вопрос.

Суды с властями и застройщиками. Как подавать иск – в одиночку или всем миром, чтобы привлечь внимание СМИ и сократить затраты

Конфликты между застройщиками и покупателями жилья, увы, регулярно случаются. Да и местные жители нередко протестуют против незаконных сносов и строек и судятся не только с компаниями, но и c чиновниками. В таких случаях интересы пострадавших сходятся, и встает вопрос, как обращаться в суд: каждому в отдельности или всем вместе? Мы сегодня выясняем, можно ли подать в России коллективный иск, стоит ли действовать в суде сообща и в чем плюсы такого подхода.

Коллективные иски: российская практика
Коллективный или групповой иск в суд – это иск, который подает большая группа людей либо от нее выступает третье лицо, действующее в интересах этой группы. Такая практика очень распространена на Западе, в частности в США. «Там коллективные иски позволяют решать проблемы неограниченного круга лиц по различным общественно важным вопросам», — объясняет «Порталу о недвижимости MetrInfo.Ru» адвокат Андрей Комиссаров, заведующий адвокатской консультацией «Санкт-Петербург» Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов.

Но в России не так, в нашем процессуальном праве на самом деле нет даже понятия «коллективный иск». «У нас есть лишь понятие процессуального соучастия (ПС), которое определено статьей 40 Гражданского процессуального кодекса (ГПК), в народе именно это и называется «коллективным иском», — сообщает нотариус Санкт-Петербурга Алексей Комаров. В рамках ПС каждый из истцов по отношению к ответчику выступает в процессе самостоятельно, но тем не менее они могут подавать одно исковое заявление, которое называется «исковое заявление с обширным соучастием». «Причем объединившиеся в группу граждане могут поручить ведение дела профессиональному юристу или одному или нескольким из соучастников, которые будут подписывать исковое заявление и выступать в защиту прав от имени всей группы», — рассказывает адвокат Олег Сухов.

Также «коллективный иск» может появиться в том случае, если несколько истцов независимо друг от друга предъявят претензии одному ответчику (например, застройщику). Так как иски подаются по правилу подсудности согласно статье 29 ГПК, все они могут быть поданы в один суд – по месту нахождения ответчика. «И в этом случае при наличии одного ответчика все иски расписываются к одному судье, который в порядке статьи 151 п. 4 ГПК объединяет заявленные требования разных лиц в одно производство, дабы сократить судебные расходы и число судебных заседаний и исключить вынесение противоречивых решений по одному и тому же вопросу», — разъясняет нотариус Алексей Комаров.

И еще «коллективный иск» согласно статье 46 ГПК могут подать органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане, защищающие права, свободы и законные интересы других лиц. «Субъектами подачи таких исков являются, как правило, государственные органы или прокурор и организации по защите прав потребителей», — уточняет Андрей Комиссаров (адвокатская консультация «Санкт-Петербург»). Они могут выступать как в интересах конкретных людей, причем и по собственной инициативе, и по их просьбе, и в интересах неопределенного круга лиц. «Например, «коллективный иск» может быть подан от имени долевых инвесторов к застройщику Обществом защиты прав потребителей (ОЗПП) в случае нарушения прав дольщиков (при передаче квартиры в собственность и т.д.)», — отмечает Василий Шарапов, юрист девелоперской компании «Сити-XXI век».

Названная выше статья ГПК дает право выступать от имени группы лиц и ТСЖ. «Например, требование ТСЖ в защиту собственников помещений жилого дома о возмещении стоимости затрат по устранению строительных недоделок кровли может быть предметом рассмотрения арбитражного суда, несмотря на отсутствие явного экономического спора между сторонами (ТСЖ и застройщиком)», — говорит Андрей Комиссаров.

Однако полноценного института «коллективного иска», как уже отмечалось, в России нет, а следовательно, нет и четкой процедуры, определяющей как, к примеру, дольщики или граждане, возмущенные незаконным строительством, могут отстаивать свои интересы в суде «всем миром». Так что приходится руководствоваться практикой. «Как правило, ситуация развивается по одному и тому же сценарию. Граждане, участвующие в долевом строительстве, либо местные жители, возмущенные очередной точечной застройкой, объединяются, вырабатывают консолидированную позицию, а затем обращаются к адвокату, который готовит иск и профессионально представляет интересы группы клиентов в суде», — рассказывает адвокат Олег Сухов.

«Либо, чтобы отстаивать свои права в суде, дольщики объединяются в различных неформальных сообществах, обращаются за помощью к квалифицированным юристам, которые разрабатывают правовую позицию и предъявляют иск в суд индивидуально от каждого. Учитывая, что одного иска, успешно прошедшего через апелляционную и кассационную инстанцию, достаточно для предъявления массовых исков от всех дольщиков, данная процессуальная тактика пользуется популярностью, ведь в этом случае все последующие дела разрешаются однотипно и сложностей у судей не вызывают», — говорит Андрей Комиссаров (адвокатская консультация «Санкт-Петербург»).

Граждане, объединяйтесь!
Объединиться для подачи «коллективного иска» можно в самых различных случаях, «если предметом спора являются общие права или обязанности нескольких истцов, либо когда разные по характеру требования истцов основаны на общих юридических фактах», — говорит адвокат Олег Сухов. Например, у всех дольщиков есть право получить объект долевого строительства в срок, указанный в договоре долевого участия, и когда застройщик затягивает сроки строительства, у всех дольщиков появляется требование по соблюдению срока. Вот тут и уместен «коллективный иск». Другой случай — когда дом сдан, но дольщики понимают, что качество квартир не соответствует нормативам, они тоже могут выступать в суде группой, ведь несмотря на то, что недочеты в каждой квартире разные, дело будет базироваться на общем факте – застройщик не обеспечил должное качество строительства. Однако «исходя из того, что у каждого из дольщиков основание для подачи иска индивидуальное (отдельный договор долевого участия), суды общей юрисдикции фактически рассматривают требования каждого субъекта в отдельности. Логика, безусловно, не безупречная, но встречается она повсеместно», — отмечает Андрей Комиссаров (адвокатская консультация «Санкт-Петербург»).

Но в общем-то истцам не так уж важно, какую форму примет их «коллективный иск», важно, что его можно подать, причем при самых разных обстоятельствах: «Согласно практике «Юридического центра Олега Сухова», около 55% коллективных обращений в суд связано с нарушением условий договоров долевого инвестирования в строительство жилья. А самые распространенные причины таких исков — это необоснованное затягивание строительства и нарушение срока сдачи дома, неудовлетворительное качество помещений или их отделки, отказ в регистрации права собственности на квартиры, требование доплаты за дополнительную жилплощадь. Например, недавно дольщикам одного из подмосковных жилых комплексов удалось с помощью коллективного иска защитить свои интересы при передаче строительного объекта от обанкротившейся компании к другому девелоперу. Несмотря на весьма уязвимую позицию покупателей недвижимости, которые приобретали квартиры по «серым» схемам, суд удовлетворил их требования, — рассказывает адвокат Олег Сухов. – А еще около 30% коллективных исков – это жалобы местных жителей на незаконную застройку территории в нарушение градостроительного законодательства и генпланов населенных пунктов. Как правило, население пытается оспаривать действия не только застройщиков, но и чиновников. И известны случаи, когда коллективным истцам удавалось добиться признания незаконными постановлений глав муниципалитетов, выданных местными администрациями разрешений на строительство и пр. Например, недавно в подмосковном Ногинске жителям удалось добиться сноса незаконной двухэтажной пристройки к многоквартирному дому».

Плюсы сообщества
Судебный иск от «группы граждан» может быть намного действенней, чем от «одиночки». Во-первых, как известно, «Вместе – мы сила!». «К коллективному голосу представители власти и застройщики прислушиваются гораздо охотнее, чем к одинокому. Коллективный способ защиты прав эффективнее одиночной судебной тяжбы, особенно при рассмотрении резонансных споров, связанных, к примеру, с массовым строительством жилья. Подобные процессы, как правило, широко освещаются в СМИ и вызывают широкий резонанс в обществе, и, надо отметить, что в таких условиях недобросовестным застройщикам становится практически нереально разваливать дела с помощью подкупа потерпевших, судей и чиновников», — считает адвокат Олег Сухов.

Но надо иметь в виду, что «если законны требования лишь части инвесторов, то удовлетворены судом будут только они, а требования другой части истцов суд отклонит», — предупреждает Василий Шарапов («Сити-XXI век»). В общем, пройти «под шумок» с непонятными претензиями вряд ли получится.

Но если ваше дело – правое, то коллективный иск позволяет сократить затраты, как денег, так и времени. Конечно, если суть иска подразумевает оплату госпошлины (которая, впрочем, по большинству дел дольщиков не требуется, так как к этим делам применяется законодательство о защите прав потребителей), то заплатить ее придется всем истцам. «Поэтому в части уплаты государственной пошлины иски определенной группы лиц от индивидуальных исков ничем не отличаются», — объясняет Андрей Комиссаров (адвокатская консультация «Санкт-Петербург»). «Но при коллективном иске можно сэкономить средства на оплате услуг судебных представителей, так как вместо нескольких десятков адвокатов для каждого истца группе истцов требуется один или два юриста», — говорит Василий Шарапов («Сити-XXI век»).

Смотрите так же:  Как написать заявление на имя президента

Естественно, это не значит, что затраты будут небольшие: «На стоимость услуг адвоката прямое влияние оказывает вид и объем работ, которые ему предстоит выполнить, а не форма иска, то есть если работы много, платить придется больше. Но большинство адвокатских контор по коллективным искам предоставляют существенные скидки. И в любом случае, вклад отдельного гражданина в коллективный иск выходит гораздо меньше, чем затраты на индивидуальный иск по тому же вопросу», — уверяет адвокат Олег Сухов.

И кроме того, коллективные иски сокращают судебные издержки: «Их плюс в так называемой процессуальной экономии. Экономятся ресурсы судов, связанные с осуществлением процессуальных действий, а также время на судебные заседания», — отмечает Василий Шарапов («Сити-XXI век»). Такой подход, в принципе, может настроить суд на более доброжелательный лад, ведь судьи – тоже люди, и им совершенно не хочется рассматривать кучу одинаковых по сути дел. Таким образом может быть сокращено и время рассмотрения дела. Однако основываться на этом, конечно, не стоит.

А вот то, что коллективный иск исключает вынесение противоречивых судебных решений по одним и тем же вопросам, – это очевидно. Индивидуальные иски могут получить разные решения. «А коллективное обращение полностью исключает конкуренцию судебных решений, когда один судья удовлетворяет требования дольщика, а другой отказывает в удовлетворении таких же требований его «товарищу по несчастью», — отмечает адвокат Олег Сухов.

И кроме того, действовать сообща легче психологически, всегда есть поддержка и всегда можно устроить «мозговой штурм», вырабатывая свою позицию вместе с адвокатом. Для многих людей, особенно боящихся судов, это может быть самым большим плюсом.

Небольшие минусы
Но тем не менее у коллективных исков есть и небольшие минусы. И самый главный из них, как ни странно, единственное решение, которое исключает другие. Такое единственное решение хорошо, если оно в пользу истца, а если нет? «Если правовое основание иска плохое, то суд может отказать всем истцам. И это будет положительным результатом уже для застройщика, так как исключит возможность подачи индивидуальных исков, которые могли бы рассматриваться с учетом индивидуальных особенностей каждого гражданина», — отмечает Андрей Комиссаров (адвокатская консультация «Санкт- Петербург»).

Плюс при групповом обращении могут возникать сложности у тех, кто не успел вступить в группу лиц, обратившихся с коллективным иском. «Если гражданин не сможет доказать уважительность пропуска подачи соответствующего заявления, его отдельное исковое заявление может быть оставлено без рассмотрения», — предупреждает Андрей Комиссаров (адвокатская консультация «Санкт-Петербург»). Таким образом, если большинство выступает за коллективный иск, в большинстве случаев благоразумнее присоединяться.

Однако при выборе коллективного иска надо иметь в виду, что даже при решении в пользу истцов могут возникнуть сложности с дальнейшим производством: «На стадии исполнительного производства особенности судебных дел по групповым искам процессуально не отрегулированы», — предупреждает Василий Шарапов («Сити-XXI век»).

Важно знать

Несмотря на предпринимаемые государством усилия, злоупотребления со стороны организаций, управляющих жилым фондом, и низкое качество оказываемых услуг ведут к постоянному росту количества жалоб на них. Однако для того, чтобы чиновники отреагировали на ваше обращение необходимо уметь жаловаться. В этой статье — о том, как это сделать .

Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено за гражданином Конституцией РФ и является одной из действенных форм защиты его прав. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Потребители с целью защиты своих прав могут обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), в органы государственного жилищного надзора (жилищные инспекции), в органы местного самоуправления, в прокуратуру.

Не зависимо от того, в какое из упомянутых ведомств обращается гражданин, процедура рассмотрения обращения одинакова и регламентирована она Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Все обращения граждан закон подразделяет на три разновидности: заявления, жалобы и предложения.

Если гражданин намерен поделиться своими рекомендациями по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества, он вправе обратиться с предложением.

Если гражданин обращается с просьбой о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо направляет сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критикует деятельность указанных органов и должностных лиц, то свое обращение он должен назвать заявлением.

Документ, названный жалобой, должен содержать просьбу гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Что обязательно должно быть в обращении (в жалобе)

В обращении гражданину необходимо указать свои Ф.И.О., точный адрес местожительства с почтовым индексом, контактный телефон и кратко изложить суть вопроса (обращения), при этом желательно, чтобы его объем не превышал одного листа.

Если граждане направляют коллективное обращение, то в нем необходимо указать, кому из подписавших обращение граждан следует направить ответ, сообщив его адрес и контактный телефон.

Обращение оформляется в письменной форме. Писать его текст желательно разборчивым почерком, а лучше напечатать на компьютере, чтобы чиновник не смог воспользоваться данным ему правом и отказать в рассмотрении обращения, которое «не поддается прочтению».

Как передать чиновнику обращение (жалобу)

Сколько ждать ответа

В ходе рассмотрения обращения гражданин имеет право:

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов либо уведомление о переадресации своего обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Когда могут отказать в рассмотрении обращения (жалобы)

К подготовке и составлению обращения необходимо подходить аккуратно и внимательно, потому что закон позволяет чиновникам не рассматривать обращения гражданина в ряде случаев:

— если в обращении гражданин не сообщил данные о себе (фамилию, имя, отчество) и о своем месте жительства — ответ на такое обращение гражданин не получит по вполне понятным причинам;

— если гражданин в своем обращении пытается обжаловать решение, вынесенное судом — такая жалоба будет возвращена с формальной отпиской, в которой ему сообщат о порядке и правилах обжалования судебного решения;

— если письменное обращение будет содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, — гражданину, направившему такое обращение, сообщат о недопустимости злоупотребления правом;

— если текст письменного обращения не поддается прочтению — о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения должны будут сообщить гражданину, но только в случае, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;

— если в письменном обращении содержится вопрос, на который уже неоднократно один и тот же государственный орган (орган местного самоуправления или одно и то же должностное лицо), в ответ на ранее направленные гражданином обращения, давал письменные разъяснения – в таком случае чиновникам дано право считать такое обращение безосновательным и прекратить с ним переписку по данному вопросу. О данном решении гражданина должны уведомить письменно. К слову, этого можно избежать, если привести в обращении новые доводы или обстоятельства, на которые в предыдущих обращениях гражданин еще не ссылался;

— если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица — гражданину обязаны письменно разъяснить, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

Пожалуйте на прием… к руководителю

Руководители любых государственных органов, органов местного самоуправления (и уполномоченные на это лица) обязаны проводить личный прием граждан. Дни и часы приема должны быть четко определены, а информация о них должна быть доступна для граждан.

Идя на прием не забудьте документ, удостоверяющий личность, без него на встречу с руководителем могут и не пропустить. В ходе беседы можно устно изложить причину обращения (которую должны занести в карточку личного приема), а можно передать и письменное обращение – этом случае его обязаны зарегистрировать.

Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение (с согласия гражданина) могут дать устно в ходе личного приема. В остальных случаях придется ждать письменный ответ. Причем чиновникам закон запрещает «лить воду» — ответ должен быть дан непременно по существу поставленных в обращении гражданина вопросов.

Закон не приветствует многократность таких встреч. Если ранее гражданину уже направляли ответ по интересующему его вопросу, то в ходе личного приема могут отказать в дальнейшем рассмотрении обращения.

Куда жаловаться на чиновника

Вместе с этой статьей еще читают:

Муниципальные депутаты и защита прав потребителей

Как подать в суд на чиновниках

Виртуальная галерея художников города Волжского

Поэты и писатели
города Волжского

Фестиваль-семинар
«Новое слово»

ПЕРЕПЛЁТ
книг, дипломов, отчётов
и др. печатной продукции
Ул. Кирова, 20 (у вокзала) вход с торца здания библиотеки №6
с ул. Коммунистической
с 9-00 до 17-00
выходной: суббота, воскресенье
тел.: +7 (8443) 31-29-15, +7 (905) 392-98-72

Жалоба на незаконные действия (бездействие) чиновника: порядок подачи

Виды должностных преступлений и уголовная ответственность за их совершение.

Обращение гражданина – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

Предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

Как указано в ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лица. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

В обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество, адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

По объему информации жалоба должна быть не более 1 — 2 страниц машинописного текста, никаких эмоций, лишней информации по поводу «несправедливости», «безобразного поведения» и т.д. Мысли необходимо излагать по схеме: довод — ссылка на закон — судебная практика.

Можно отнести жалобу собственноручно в канцелярию, чтобы на экземпляре гражданина поставили штамп с входящим номером и датой как подтверждение факта подачи жалобы и ее сроков. По почте лучше отправить жалобу заказным письмом с уведомлением, которое сохранить.

Жаловаться нужно только на действия конкретных должностных лиц, не обвиняя систему в целом (государственный орган в целом, отдел в целом).

С жалобой можно обратиться лишь в том случае, если противоправные действия совершены должностными лицами в отношении лично гражданина. От имени и в интересах несовершеннолетних детей, лиц, признанных судом недееспособными, жалобу могут подавать его законные представители.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

В силу ст. 6 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

В случае если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

Смотрите так же:  Договор на услуги перевозки сыпучих грузов

В силу п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

В соответствии со ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, – влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 (ред. от 09.02.2009) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

— нарушены права и свободы гражданина;

— созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

— незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах. Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива. Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего. Подача жалобы оплачивается государственной пошлиной в установленном размере. Суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить ее размер.

В соответствии со ст. ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом. По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. В отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет меру предусмотренной Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», другими федеральными законами ответственности государственного служащего, вплоть до представления об увольнении. Ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем представлена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений). Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан и подлежит исполнению на всей территории РФ. Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу, государственному служащему, а также гражданину не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу.

Виды должностных преступлений и уголовная ответственность за их совершение.

В статье 1 федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О противодействии коррупции» дано определение коррупции: коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Должностное лицо – это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Санкции за должностные преступления указаны в статьях 285, 286, 288,289, 290, 291, 291.1, 292,292.1, 293, 327 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ). В соответствии со ст. 285 УК РФ – «Злоупотребление должностными полномочиями» использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).

Ответственность по статье 285 УК РФ наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

В соответствии со ст. 286 УК РФ – «Превышение должностных полномочий» совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Те же деяния, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Согласно пункту 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» ответственность за превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);

могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);

совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;

Смотрите так же:  Борьба за наследство безуховых

никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Согласно ст. 288 УК РФ – «Присвоение полномочий должностного лица» присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, -наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Согласно ст. 288 УК РФ – «Незаконное участие в предпринимательской деятельности» учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, – наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Согласно ст. 290 УК РФ – «Получение взятки» получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе – наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере – наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) – наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.

Те же деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления, – наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.

Значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки – превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки – превышающие один миллион рублей.

Статьей 291 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за дачу взятки – дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника – наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере – наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере пятнадцатикратной суммы взятки.

Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) — наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

Те же деяния, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, – наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

Те ж деяния, совершенные в особо крупном размере, – наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Согласно ст. 291.1 УК РФ – «Посредничество во взяточничестве» посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, – наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения – наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

Посредничество во взяточничестве, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, – наказывается штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, – наказывается штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Обещание или предложение посредничества во взяточничестве – наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или штрафом в размере от двадцати пяти тысяч до пятисот миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.

Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

В соответствии со ст. 292 УК РФ – «Служебный подлог» служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, – наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» сказано, что предметом преступления, предусмотренного статьей 292 УК РФ, является официальный документ, удостоверяющий факты, влекущие юридические последствия в виде предоставления или лишения прав, возложения или освобождения от обязанностей, изменения объема прав и обязанностей. К таким документам следует относить, в частности, листки временной нетрудоспособности, медицинские книжки, экзаменационные ведомости, зачетные книжки, справки о заработной плате, протоколы комиссий по осуществлению закупок, свидетельства о регистрации автомобиля. Под внесением в официальные документы заведомо ложных сведений, исправлений, искажающих действительное содержание указанных документов, необходимо понимать отражение и (или) заверение заведомо не соответствующих действительности фактов как в уже существующих официальных документах (подчистка, дописка и др.), так и путем изготовления нового документа, в том числе с использованием бланка соответствующего документа. Субъектами служебного подлога могут быть наделенные полномочиями на удостоверение указанных фактов должностные лица либо государственные служащие или служащие органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.

Согласно ст. 292.1 – «Незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ» незаконная выдача должностным лицом или государственным служащим паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства, а равно внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ, – наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконное приобретение гражданства Российской Федерации, – наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В соответствии со ст. 293 УК РФ – «Халатность» халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, – наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, – наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, – наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Крупным ущербом в данном случае признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

В Волгоградской области существуют телефоны доверия по борьбе с коррупцией, на которые может позвонить каждый гражданин и сообщить о фактах коррупционных действий со стороны должностных лиц: приемная Прокуратуры Волгоградской области – (88442) 38-52-63; дежурный прокурор — 38-53-73; отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Волгоградской области – (88442) 38 52 78; главное управление внутренних дел по Волгоградской области (88442) дежурная часть: 33-24-20; 30-43-45. Круглосуточный «телефон доверия» Главного управления внутренних дел по Волгоградской области – (88442) 30-44-44.

Также в России функционирует немалое количество антикоррупционных общественных организаций: Общественная палата РФ (горячая линия «Стоп коррупция»: 8-800-700-8-800. звонок по России бесплатный), межрегиональная общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет» (телефоны: (495) 692-07-01, (495) 517-53-15), общественная организация «Национальный антикоррупционный комитет» (телефон: (495) 915-50-67), межрегиональная общественная организация «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти» (адрес: г. Москва, Лучников переулок, дом 2, телефоны: (495) 624-39-97, (495) 624-39-07), общероссийская общественная организация «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией» (адрес: Москва, улица Щербаковская дом 50/52, 7 этаж), межрегиональное общественное движение «Против коррупции» (телефон: (495) 684-50-22), межрегиональная общественная организация «Комитет по борьбе с коррупцией» (телефоны: (495) 933-76-07, (495) 978-64-86), «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти», Волгоградское региональное отделение общероссийской общественной организации (адрес: г. Волгоград, ул. 10-й Дивизии НКВД, 1 «А», телефон: +7 902 364-02-97, «Волгоградский антикоррупционный комитет» (адрес: г. Волгоград, 30 лет Победы бульвар, 31, телефон: (8442) 48-29-12 круглосуточный, (8442) 54-31-87).

Материал подготовлен с использованием СПС «Консультант плюс»