Меню Закрыть

Пенсия для инструктора лфк

Апелляционное определение СК по гражданским делам Астраханского областного суда от 17 июня 2015 г. по делу N 33-2083/2015 (ключевые темы: пенсия за выслугу лет — специальный стаж — инструктор по лечебной физкультуре — медицинская сестра по массажу — трудовая пенсия по старости)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Астраханского областного суда от 17 июня 2015 г. по делу N 33-2083/2015

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Авериной Е.Г.,

судей Лапшиной Л.Б.,Поляковой К.В.,

при секретаре Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лапшиной Л.Б.

апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани

на решение Ленинского районного суда г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ

по иску Салимжановой А.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани о признании незаконным отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости,

Салимжанова А.П. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району N N от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду недостаточности стажа. Ее специальный стаж составил 13 лет 11 месяцев 11 дней. Из подсчета специального стажа исключены следующие периоды работы: с 16 июля 1984 года по 9 января 1989 года в должности клинического лаборанта, патронажной медсестры в «данные изъяты» больнице ЦРБ; с 5 марта 1990 года по 31 июля 1990 года и с 2 сентября 1991 года по 1 февраля 1992 года в должности массажиста, с 1 августа 1990 года по 1 сентября 1991 года в должности инструктора ЛФК в «данные изъяты» больнице N N и с 1 января 1993 года

по 5 августа 1996 года, с 5 января 1998 года по 4 мая 1998 года, с 1 января 1999 года по 1 января 2000 года в должности массажиста в «данные изъяты» поликлинике N N, с 20 апреля 1992 года по 5 августа 1996 года, с 5 января 1998 года по 4 мая 1998 года, с 1 января 1999 года по 1 января 2000 года в должности массажиста в «данные изъяты»; с 1 февраля 1992 года по 1 марта 1992 года в должности медсестры невролога и с 2 марта 1992 года по 20 апреля 1992 года в должности массажиста в «данные изъяты»; с 3 января 2000 года по 31 декабря 2000 года, с 1 января 2003 года по 31 декабря 2004 года в должности медицинской сестры по массажу в «данные изъяты» и с 1 января 2007 года по 30 июня 2010 года, с 1 октября 2013 года по 31 марта 2014 года в должности медицинской сестры по массажу в «данные изъяты» «данные изъяты»»; поскольку должности «массажист» и «инструктор ЛФК» не поименованы Списком; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы с 22 марта 1990 года по 20 мая 1990 года, с 28 мая 1990 года по 29 июля 1990 года, с 2 марта 1998 года по 5 апреля 1998 года, с 2 июня 2008 года по 30 июня 2008 года, как не предусмотренные действующим законодательством. С данным отказом не согласна. С учетом уточнений к исковым требованиям, просит признать решение ответчика незаконным, обязать пенсионный орган включить в подсчет специального стажа следующие периоды: с 16 июля 1984 года по 9 января 1989 года в должности клинического лаборанта, патронажной медсестры в «данные изъяты» больнице ЦРБ; с 5 марта 1990 года по 31 июля 1990 года и с 2 сентября 1991 года по 1 февраля 1992 года в должности массажиста «данные изъяты», с 1 августа 1990 года по 1 сентября 1991 года в должности инструктора ЛФК в «данные изъяты», с 1 января 1993 года по 5 августа 1996 года, с 5 января 1998 года по 4 мая 1998 года, с 1 января 1999 года по 1 января 2000 года в должности массажиста в «данные изъяты», с 20 апреля 1992 года по 31 декабря 1992 года в должности массажиста городской «данные изъяты», с 1 февраля 1992 года по 1 марта 1992 года в должности медсестры невролога и с 2 марта 1992 года по 20 апреля 1992 года в должности массажиста в «данные изъяты» с 3 января 2000 года по 31 декабря 2000 года, с 1 января 2003 года по 31 декабря 2004 года в должности медицинской сестры по массажу в «данные изъяты» и с 1 января 2007 года по 30 июня 2010 года, с 1 октября 2013 года по 31 марта 2014 года в должности медицинской сестры по массажу в «данные изъяты» «данные изъяты»»; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы с 22 марта 1990 года по 20 мая 1990 года, с 28 мая 1990 года по 29 июля 1990 года, с 2 марта 1998 года по 5 апреля 1998 года, с 2 июня 2008 года по 30 июня 2008 года, признать незаконным решение ответчика, обязать ответчика включить в подсчет специального стажа и назначить пенсию с 28 июля 2014 года.

Истец Салимжанова А.П. и ее представитель Шумная Н.Б. поддержали уточненные исковые требования.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Астрахани Чернова Г.А. уточненные исковые требования не признала.

Решением Ленинского районного суда г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Салимжановой А.П. удовлетворены.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Астрахани ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку должности «массажист» и «Инструктор ЛФК» не поименованы Списком, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации не могут быть включены в подсчет специального стажа, поскольку действующим законодательством включение данных периодов не предусмотрено.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Астраханского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Заслушав докладчика, объяснения представителя ответчика Черновой Г.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Салимжановой А.П. и ее представителя Шумной Н.Б., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда по указанным в ней доводам.

Из материалов дела следует, что решением комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Астрахани N N от ДД.ММ.ГГГГ Салимжановой А.П. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

Признавая отказ пенсионного органа суд исходил из следующего.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона N 173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях Российской Федерации» (действовавшего на момент спорных правоотношений) трудовая пенсия по старости досрочно назначается ранее достижения возраста, закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности, и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 статьи 27 Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждается Правительством Российской Федерации.

Порядок исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, регулируется Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.

В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 5 указанных Правил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Установлено, что Салимжанова А.П. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет лечебную деятельность в городе.

Согласно статье 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В период с 22 марта 1990 года по 20 мая 1990 года, с 28 мая 1990 года по 29 июля 1990 года, с 2 марта 1998 года по 5 апреля 1998 года, с 2 июня 2008 года по 30 июня 2008 года Салимжанова А.П. находилась на курсах повышения квалификации, за ней был сохранен средний заработок, с которого работодателем произведены удержания, следовательно, указанные периоды правомерно были включены в подсчет льготного стажа.

Смотрите так же:  Налог на автомобиль 2004 года

При этом прохождение работниками ряда специальностей курсов повышения квалификация является обязательным условием дальнейшего исполнения ими должностных обязанностей.

Доводы апелляционной жалобы о незаконном включении в подсчет специального стажа истца периодов работы в должностях массажиста в «данные изъяты»», «данные изъяты», «данные изъяты», медицинской сестры по массажу в «данные изъяты» медицинской сестры по массажу в «данные изъяты»», поскольку должности «массажист» и «инструктор ЛФК» не поименованы Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право медицинским работникам на досрочное назначение пенсии по старости, также являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Еще ранее действовало Постановление Совета Министров от 17 декабря 1959г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Как усматривается из Перечня учреждений, организации и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», право на указанную пенсию имели врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры — все независимо от наименования должности.

В соответствии с названным Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, законодатель относил к лечебно-профилактическим учреждениям больничные учреждения всех типов и наименований, амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований, куда входили и поликлиники. В примечании к Перечню указано, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, было предусмотрено, что право на досрочную трудовую пенсию имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Включая в подсчет специального стажа период работы Салимжановой А.П. с 16 июля 1984 года по 9 января 1989 года в должности клинического лаборанта, патронажной медсестры в «данные изъяты» больнице ЦРБ, районный суд руководствовался вышеприведенными нормами, а также, что письменными материалами дела, записями в трудовой книжке подтверждается, что истец в спорные периоды осуществляла лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения полный рабочий день

Удовлетворяя требования Салимжановой А.П. о включении в подсчет ее специального стажа периодов работы с 5 марта 1990 года по 31 июля 1990 года, с 2 сентября 1991 года по 1 февраля 1992 года в должности массажиста «данные изъяты», с 1 января 1993 года по 5 августа 1996 года, с 5 января 1998 года по 4 мая 1998 года, с 1 января 1999 года по 1 января 2000 года в должности массажиста в «данные изъяты» , с 20 апреля 1992 года по 31 декабря 1992 года в должности массажиста «данные изъяты», с 2 марта 1992 года по 20 апреля 1992 года в должности массажиста в «данные изъяты»», с 1 августа 1990 года по 1 сентября 1991 года в должности инструктора ЛФК в «данные изъяты» с 1 февраля 1992 года по 1 марта 1992 года в должности медсестры невролога и со 2 марта 1992 года по 20 апреля 1992 года в должности массажиста в «данные изъяты», суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормами и исходил из следующего.

Из приказа комитета по здравоохранению администрации города Астрахани N N от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации муниципального учреждения здравоохранения «данные изъяты» следует, что с целью повышения эффективности деятельности муниципального учреждения здравоохранения «данные изъяты» а также во исполнении распоряжения администрации города Астрахани N от ДД.ММ.ГГГГ» «данные изъяты» реорганизована в форме присоединения к ней муниципального учреждения здравоохранения города Астрахани «данные изъяты» Определить муниципальное учреждение здравоохранения «данные изъяты» правопреемником прав и обязанностей присоединяемого к нему муниципального учреждения здравоохранения города Астрахани » «данные изъяты»» в соответствии с передаточным актом.

В соответствии с Положением о «данные изъяты» «данные изъяты» целью создания «данные изъяты» является реализация определенных законодательством задач по охране здоровья граждан в сфере восстановительного лечения и реабилитации больных. Предметом деятельности «данные изъяты» является восстановительное лечение больных, направляемых из других ЛПУ, либо обратившихся самостоятельно; оказание амбулаторно-поликлинической реабилитационной и консультативной помощи (в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому) различным категориям больных в соответствии с «Порядком направления больных в «данные изъяты»»; организационно — методическая работа по вопросам восстановительного лечения и профилактики заболеваний в целом по министерству здравоохранения АО лечебно — профилактическим учреждениям.

Таким образом, письменными материалами дела, записями в трудовой книжке, архивными справками подтверждается, что истец в спорные периоды осуществляла лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения полный рабочий день. Фактически истец выполняла работу медицинской сестры, и ее работа в это время была связана с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными функциональными обязанностями по занимаемой должности, высокой степенью ответственности за результаты работы.

Кроме того, из представленной должностной инструкции инструктора по лечебной физкультуре следует, что при проведении индивидуальных занятий инструктор ЛФК помогает больному занять правильное исходное положение, осуществляет контроль и помощь при выполнении активных учреждений, проводит пассивные упражнения, сочетая их с отдельными приемами массажа, тщательно следит за переносимостью больными занятия.

Истец при проведении лечебной физкультуры использовала приемы пассивной гимнастики, что требует определенной физической нагрузки.

При указанных обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о незаконности решения пенсионного органа в части невключения в льготный стаж периодов работы истца в должности инструктора по лечебной физкультуре в «данные изъяты» и обоснованности заявленных истцом требований.

Доводы подателя жалобы относительно невозможности включения в специальный стаж Салимжановой А.П. периодов ее работы с 3 января 2000 года по 31 декабря 2000 года, с 1 января 2003 года по 31 декабря 2004 года в должности медицинской сестры по массажу в «данные изъяты», с 1 января 2007 года по 30 июня 2010 года, с 1 октября 2013 года по 31 марта 2014 года в должности медицинской сестры по массажу в «данные изъяты» являются не состоятельными, поскольку согласно статье 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.

В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона страхователями являются юридические лица.

Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации (статья 8 Закона).

Из смысла приведенных норм следует, что индивидуальный персонифицированный учет имеет целью упрощение процедуры назначения пенсии застрахованным лицам, а, следовательно, отсутствие данных персонифицированного учета не может служить причиной отказа в назначении пенсии при условии предоставления гражданином документов, подтверждающих его трудовой стаж.

Кроме того, предоставление сведений в органы Пенсионного фонда является обязанностью работодателя. Пенсионный фонд в свою очередь обязан требовать своевременного включения в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных работодателем.

Следовательно, отсутствие данных в сведениях персонифицированного учета не может лишать истца права на включение указанных периодов в ее стаж.

Кроме того, Салимжанова А.П. является добросовестным участником гражданских правоотношений, и ее права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от невыполнения, либо ненадлежащего выполнения работодателем своих обязанностей, возложенных законом. Тот факт, что в системе государственного пенсионного страхования отсутствуют сведения на индивидуальном лицевом счете Салимжановой А.П., не может служить основанием для лишения истца права на включение в трудовой стаж спорных периодов работы.

Смотрите так же:  Штраф 2000 налоговая

Ущемление прав истца на социальное обеспечение недопустимо и иное толкование пенсионного законодательства повлекло бы незаконное ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Поскольку с учетом подлежащих зачету в указанном льготном порядке спорных периодов стаж лечебной деятельности Салимжановой А.П. в учреждениях здравоохранения в городе на 28 июля 2014 года составил более 30 лет, суд обоснованно удовлетворил ее требования о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, всем им в решении дана надлежащая оценка со ссылкой на примененные судом нормы материального права. Оснований для иных выводов у судебной коллегии не имеется. С учетом изложенного апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

решение Ленинского районного суда г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Астрахани — без удовлетворения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Дело № не определено

Судья: Пикин В.П. Дело № 33-208/2015

от 23 января 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Синяковой Т.П.,

судей Худиной М.И., Черемисина Е.В.,

при секретаре Климашевской Т.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Тимофеевой Г. М. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Асиновском районе Томской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, досрочном назначении трудовой пенсии по старости

по апелляционной жалобе Тимофеевой Г. М. на решение Асиновского городского суда Томской области от 31 октября 2014 года.

Заслушав доклад судьи Худиной М.И., судебная коллегия

Тимофеева Г.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Асиновском районе Томской области (далее – ГУ — УПФ РФ в Асиновском районе Томской области), в котором с учетом уточнений просила обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды работы в должности инструктора по лечебной физкультуре в ОГБУЗ «Асиновская районная больница» с 01.02.1999 по 27.02.1999 (27 дней), с 01.11.1999 по 09.02.2014 (14 лет 3 месяца 9 дней), исключив из указанного периода время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет с 01.07.2004 по 14.04.2005, и досрочно назначить ей пенсию по старости с 10.02.2014.

В обоснование исковых требований указала, что решением ответчика от 12.02.2014 №15/2 ей отказано в назначении пенсии в связи с недостаточностью стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, заявленные периоды работы с 01.02.1999 по 27.02.1999 (27 дней), 01.11.1999 по 09.02.2014 (14 лет 3 месяца 9 дней) в должности инструктора по лечебной физкультуре в ОГБУЗ «Асиновская районная больница» не засчитаны в специальный стаж. Полагала, что работа, которую она выполняет, осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента, функциональные обязанности инструктора по лечебной физкультуре по своему содержанию тождественны обязанностям, выполняемым медицинскими работниками, в частности, медицинскими сестрами, работа в должности которых засчитывается в специальный трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании истец Тимофеева Г.М., ее представитель Бескишкина Л.А. исковые требования с учетом их уточнений поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в Асиновском районе Томской области Лебедева О.Ф. в судебном заседании иск не признала, полагала, что период работы Тимофеевой Г.М. с 01.11.1999 по 09.02.2014 в должности инструктора по лечебной физкультуре не подлежит включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, т.к. данная должность не указана в Списках, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

Представитель третьего лица ОГБУЗ «Асиновская районная больница» Клокова С.А. в судебном заседании при разрешении исковых требований Тимофеевой Г.М. полагалась на усмотрение суда.

Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил частично: обязал ГУ-УПФ РФ в Асиновском районе Томской области включить Тимофеевой Г.М. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период нахождения на цикле усовершенствования с 01.02.1999 по 27.02.1999 (27 дней) во время работы в ОГБУЗ «Асиновская районная больница» в должности инструктора по лечебной физической культуре. В удовлетворении иска в остальной части отказал.

В апелляционной жалобе Тимофеева Г.М. просит изменить решение суда в части отказа во включении в ее специальный стаж периода работы в ОГБУЗ «Асиновская районная больница» в должности инструктора по лечебной физической культуре с 01.11.1999 по 09.02.2014 и отказа в досрочном назначении пенсии по старости в связи с медицинской и иной деятельностью по охране здоровья населения, приняв по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Указывает на то, что работу в качестве инструктора по лечебной физкультуре в Асиновской больнице она осуществляет с 1990 года. Ее функциональные обязанности не изменялись, поэтому невключение периода работы с 1999 года в специальный стаж является незаконным. Полагает, что должность инструктора по лечебной физической культуре тождественна должности медицинской сестры, так как выполняемая ею работа осуществляется в условиях контакта с пациентом, способствует лечебному процессу, связана с определенными физическими нагрузками (пассивная гимнастика, пассивная силовая гимнастика, применение приемов массажа), сопровождается повышением профессиональной квалификации. Ей ежегодно предоставляется оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск. В штатных расписаниях 2013, 2006 годов ее указывают медицинской сестрой ЛФК, что также подтверждает тождественность выполняемой ею функции работе медицинской сестры.

В возражениях относительно апелляционной жалобы ГУ-УПФ РФ в Асиновском районе Томской области считает ее не подлежащей удовлетворению.

Судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) рассмотрела дело в отсутствие истца Тимофеевой Г.М. и представителей ответчика ГУ-УПФ РФ в Асиновском районе Томской области и третьего лица ОГБУЗ «Асиновская районная больница», извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в зал суда.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в силу действующего законодательства с 1 ноября 1999 года работа в должности инструктора по лечебной физкультуре в учреждении здравоохранения не включается в специальный стаж, а потому период работы истца с 01.11.1999 по 09.02.2014 инструктором по лечебной физкультуре в ОГБУЗ «Асиновская районная больница» не подлежит включению в специальный стаж по пп.20 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Судебная коллегия считает данный вывод верным, основанным на правильном применении норм материального права.

Так, согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Аналогичное положение содержалось в ст. 81 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 О государственных пенсиях в Российской Федерации, действующего до 1 января 2002 и утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) О трудовых пенсиях в Российской Федерации списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Ранее действующей нормой – ст. 83 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 О государственных пенсиях в Российской Федерации было закреплено, что Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

В Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, были включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Поскольку должность инструктора по лечебной физкультуре относилась к среднему медицинскому персоналу, стаж работы в должности инструктора по лечебной физкультуре на основании данного Постановления засчитывался в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет.

Смотрите так же:  Адвокат ростов отзывы

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения утвержден новый Список, в котором были указаны конкретные наименования должностей, в результате чего лишились права на включение в стаж периодов работы после 1 ноября 1999 г. некоторые категории медицинских работников, которые ранее это право имели, в том числе инструкторы по лечебной физкультуре.

Пунктом 3 данного Постановления установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, а периоды работы после указанной даты — в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Таким образом, с 1 ноября 1999 г. работа в должности инструктора по лечебной физкультуре не дает право на пенсию за выслугу лет.

После введения в действие Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными ч. 2 ст. 27 данного Закона, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29.10.2002 №781 утвердило Список и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» утвержденного Списка приведены конкретные наименования должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В перечень должностей, содержащихся в утвержденном Списке, должность инструктора по лечебной физкультуре не включена.

Довод истца о том, что функциональные обязанности инструктора по лечебной физкультуре по своему содержанию тождественны обязанностям, выполняемым медицинской сестрой, должности которых включены в Список, безосновательны. Такой довод построен на ошибочном мнении истца о равнозначности должности инструктора по лечебной работе должности медицинской сестры, лечебная деятельность которой по сложности, а также по характеру, условиям труда и ее оплате различна в зависимости от занимаемой должности и работы в том или ином учреждении.

Указание Тимофеевой Г.М. медсестрой в приказе № 185К от 23.05.2006 (л.д. 48-49), №277-К от 18.06.2013 (л.д. 74) о предоставлении отпусков является несоответствующим наименованию должности истца согласно записи в трудовой книжке, иных документах, свидетельствующих о ее работе в указанные периоды инструктором по лечебной физкультуре и не доказывает тождественность выполняемой ею функции работе медицинской сестры, так как согласно Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года N 377, а также Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 20.12.2012 г. № 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников», в числе среднего медицинского персонала поименована, в том числе, и должность «инструктор по лечебной физкультуре» должность инструктор по лечебной физкультуре является самостоятельной должностью из числа среднего медицинского персонала.

Как верно указал суд первой инстанции, право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих.

Поскольку трудовые функции медицинской сестры и инструктора по лечебной физкультуре различны, тождественности в характере работы не усматривается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы предоставление истцу дополнительного отпуска за вредные условия труда не свидетельствует о наличии у нее права на включение работы инструктором лечебной физкультуры в специальный стаж, поскольку данные понятия различны по своей правовой природе. Так, вредными условия труда признаются по результатам их специальной оценки, что влечет для лица, работающего в таких условиях, различные правовые последствия, среди которых обязательность включения такого периода работы в специальный стаж на основании пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусмотрена.

Не влияет на правильность судебного решения и довод о том, что истец регулярно проходит курсы профессиональной подготовки, поскольку данная обязанность вменена истцу п.16 должностной инструкции, утвержденной 22.10.2013 (л.д. 26 -27), данное обстоятельство не находится в причинно-следственной связи с правом на назначение досрочной пенсии по старости.

С учетом изложенного вывод суда об отказе истцу в удовлетворении требований о включении в специальный стаж по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода работы с 01.11.1999 по 09.02.2014 в должности инструктора по лечебной физкультуре и отказе в назначении досрочной пенсии по старости является верным, решение суда — законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.

Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

решение Асиновского городского суда Томской области от 31 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тимофеевой Г. М. – без удовлетворения.

Право на досрочную пенсию

С 1983 г. работаю инструктором лфк по 2004 г. В мед учреждении .с 2004 по настоящее время раьотаю мед сестрой по массажу могу ли я получить льготную пенсию

Ответы юристов (1)

Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, (мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам:

1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины;
2) женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;
3) инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
4) инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности: мужчинам, достигшим возраста 50 лет, женщинам, достигшим возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет;
5) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам, достигшим возраста 45 лет, женщинам, достигшим возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;
6) мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера;
7) мужчинам, достигшим возраста 50 лет, женщинам, достигшим возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

Если Вы проработали и прожили все время в Хабаровске, то не имеете право на льготную пенсию, поскольку г. Хабаровск не является местностью, приравненной к району Крайнего Севера.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.