Меню Закрыть

Ип пособия до 15 лет

ИП в декретном отпуске

Здравствуйте.у меня такой вопрос.не потеряю ли я выплаты по уходу за ребенком до 1.5лет при открытии ИП

Ответы юристов (2)

Если Вы трудоустроены и получаете пособие по уходу за ребёнком до достижения им 1,5 лет от своего работодателя, то Вы можете открыть ИП не потеряв при этом пособие. Индивидуальный предприниматель может иметь основное место работы. А для организации Вы такой же обычный сотрудник как и все другие.

ИП, которые не работают одновременно по трудовым договорам, получают пособие по уходу за ребенком точно так же, как обычные неработающие граждане.

Пособие Вы не потеряете.

В п. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» указано, что назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются по общему правилу по месту работы застрахованного лица.

Законодательство не содержит запрета на одновременное занятие гражданином трудовой и предпринимательской деятельностью. В случае оформления по основному месту работы отпуска по уходу за ребенком, Вы по-прежнему будете считаться лицом, работающим по трудовому договору.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Выплата от ИП ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет

Добрый день.Работаю у ИП.Нахожусь в декретном отпуске.Родила 24.04.14 одного ребёнка(ещё есть старший). Больничный лист был до 9.07.14.Написала заявление на отпуск по уходу за ребёнком на 1,5 года. Работодатель до сих не выплатил ни разу ежемесячное пособие.Объяснение было следующее: бухгалтер подала документы в ФСС в августе, и выплаты будут с сентября(месяц подходит к концу-ничего не получила еще.)Т е.когда им ФСС перечислит,тогда мне и выплатят.Оклад 7000(семь) руб.,соответственно, я буду получать минималку по нашей области.в заявлении на отпуск я указала реквизиты карты Сбербанка и попросила перечислять пособие на неё.

Вопрос: в какие сроки работодатель должен выплачивать это пособие? Имеет ли он право ждать перечисления от ФСС,а потом выплачивать мне?Средства перечислять будет работодатель или ФСС напрямую?

Скажите, а единовременное пособие Вы получали?

Возможно причина в том, что Ваш работодатель-ИП не заключал договор добровольного социального страхования, а значит не делает соответствующих отчислений в ФСС? В таком случае единовременное пособие по беременности и родам Вам не выплатят, что же касается ежемесячного пособия до 1,5 лет, то в случае если Ваш работодатель производит отчисления, Ваше пособие будет рассчитываться исходя из Вашего среднего заработка, если же от Вашего работодателя никаких отчислений в ФСС не поступает, Вы будете получать минимальное пособие, как и все не работающие граждане. ( но поскольку Вы указали, что официальная з/п у Вас минимальная, то и пособие навряд ли будет отличаться от установленного минимума. вопрос в том, кто должен Вам его выплачивать работодатель или напрямую ФСС)

Я бы Вам посоветовала для прояснения ситуации и решения этой проблемы письменно обратиться в ФСС с вопросом: подавал ли Ваш работодатель документы и почему Вы до сих пор не получили выплаты?

Ознакомьтесь с решениями подобных проблем:

Не получаю от работодателя никаких выплат по БиР и пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Что делать? /problem/8279

ФСС отказывается напрямую выплачивать пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет /problem/12272

Это нарушение закона, для выплаты пособий есть сроки, который указаны в ст.15 ФЗ РФ №255-ФЗ от 29.12.2006

Страхователь назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

Т.е. вы можете уже жаловаться в полицию ст.145.1 УК РФ, можете жаловаться в прокуратуру (ГИТ), чтобы работодателя привлекли к адмответственности ст.5.27 КоАП РФ часть 1 и 2. А также, можете обратиться в суд, чтобы вам выплатили пособие с процентами ст.236 ТК РФ и возмещением морального вреда ст.237 ТК РФ.

Примеры, таких судов есть.

Так, что можете обратиться к работодателю в письменном виде — заказным письмом с заказным уведомлением о вручении и описью вложения, указать на нарушение закона и дать срок на погашения долга перед вами, иначе вы обратитесь по инстанциям с отрицательным последствиями для работодателя.

Давайте так, примерный текст работодателю прилагаю:

«Я, ФИО, работаю в «…….» (указываете название организации работодателя и его организационно-правовую форму собственности (ООО, ИП, ОАО и т.д.) на должности «………..» с «___» _______________ 20__ г. по настоящее время.

В нарушение ст.15 ФЗ РФ №255-ФЗ от 29.12.2006, работодатель не выплатил мне пособие по уходу за ребенком до полутора лет. Ребенок родился такого то числа, с такого то числа по такое то находилась в отпуске по БиР, такого то числа подала документы на отпуск по уходу за ребенком и на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет.

Работодателем по настоящее время не было выплачено ежемесячное пособие по уходу за ребенком ни разу.

Однако я бы хотел(а) решить данную ситуацию мирным путем и получить данное пособие в течение такого то срока после получения работодателем данного заявления, данные о получение я узнаю из уведомления о вручение, которое вернется мне в адрес.

В случае если пособие не будет мне выплачено, я буду вынужден(а) обратиться в соответствующие инстанции, что в результате может привести к нежелательным последствиям для организации.

За нарушение трудового законодательства работодатель несет административную ответственность по ст.5.27 КоАП РФ часть 1 и 2.

Уголовную ответственность по ст.145.1 УК РФ за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат.

В суде я буду заявлять выплату пособия с процентами ст.236 ТК РФ и возмещением мне морального вреда ст.237 ТК РФ»

Данное заявление необходимо оправить в адрес работодателя заказным письмом с заказным уведомлением о вручении и описью вложения.

Пособие до 1,5 лет при ликвидации предприятия

Добрый день, с 17 июня 2017 года нахожусь в отпуске по уходу за третьим ребенком (в общей сложности в декрете нахожусь с начала 2014 года), на работе для расчета пособия брали 2012-2013 года когда был доход и пособие составляло 18 тыс. в месяц. 31 июля 2017 года была уволена по статье ликвидация предприятия и при обращении в ФСС за август выплатили минималку (5 тыс.), но насколько я знаю при ликвидации предприятия я должна получать такую же сумму что и через работодателя? Спасибо

Ответы юристов (7)

Работница, уволенная в период отпуска по БИР или в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации имеет право на получение в органах соцзащиты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере 40 процентов среднего заработка по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам). При этом минимальный размер пособия с 01.01.2017 г. составляет 3 065,69 рублей по уходу за первым ребенком и 6 131,37 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 12 262,76 рублей (ст.15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и п.45 Приказа 1012н).

Таким образом Вам должны были назначить пособие, пусть не в полном объеме как Вы получали у работодателя, а максимум, предусмотренный законодательством.

А запись в трудовой книжке у Вас соответствующая (п.1 ч.1 ст.81 ТК)?

Может не все документы предоставили?

Уточнение клиента

Добрый день, запись в книжке соответствующая, справки о доходах за 2012-2013 года предоставила. За последние 12 месяцев предоставить не могу, т.к. находилась в предыдущем декрете, поэтому предоставила за года, когда был доход (2012-2013гг)

09 Сентября 2017, 00:12

Есть вопрос к юристу?

но насколько я знаю при ликвидации предприятия я должна получать такую же сумму что и через работодателя?

Данная гарантия закреплена в приказе Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»

В нем в частности отмечается, что

39. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют:в) матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, матери, уволенные в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, отпуска по беременности и родам в связи с переводом мужа из таких воинских частей в Российскую Федерацию;

Для указанной категории лиц, согласно данному приказу пособие рассчитывается и выплачивается следующим образом:

49. В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исчисленный в соответствии с пунктом 48 настоящего Порядка, суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать:для лиц, указанных в подпункте «в» пункта 39 настоящего Порядка, 100 процентов заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев,предшествовавших месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам.
В случае, если суммированный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исчисленный исходя из среднего заработка, (дохода, денежного довольствия), менее суммированного минимального размера пособия, то размер пособия не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

Смотрите так же:  Приказ 642 погрузочно-разгрузочные работы

Т.е. Вам пособие должно выплачиваться в размере среднего месячного заработка.

Поскольку, как Вы говорите,

За последние 12 месяцев предоставить не могу, т.к. находилась в предыдущем декрете, поэтому предоставила за года, когда был доход (2012-2013гг)

его расчет должен осуществляться по правилам, определенным в

Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922
«Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»

6. В случае если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период или за период, превышающий расчетный период, либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период, равный расчетному.

Как раз в Вашей ситуации из расчетного периода и исключается время нахождение в отпуске по уходу за ребенком. Так согласно п. 5 Положения

5. При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:
б) работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;е) работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, равным расчетному периоду для расчета средней заработной платы, а следовательно и расчет размера пособия должен исчисляться исходя из данных о заработной плате за 2012 — 2013 г.г.

с 17 июня 2017 года нахожусь в отпуске по уходу за третьим ребенком

Екатерина, а первым двум детям у Вас сколько лет?

Уточнение клиента

3 года (двойняшки), с февраля 2014 года в декрете с ними

09 Сентября 2017, 11:08

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2009 N 1100 «Об утверждении Положения об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан»

.1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии со статьей 5.1 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», определяет порядок исчисления среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком следующим категориям граждан:
……
в) матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию, — ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
2. Средний заработок (доход) лиц, указанных в подпункте «в» пункта 1 настоящего Положения, при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком не исчисляется.
При назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком указанным лицам после увольнения учитывается размер пособия, выплачиваемого им по последнему месту работы.

Ранее Ваш случай не регламентировался нормативными актами. Было письмо ФСС от 2007 года (прилагаю) в котором разъяснялось, что для расчета берется оклад работника. Но в данное время эти нормы изменены.

Вопрос: У сотрудницы организации нет данных для расчета среднего заработка за предыдущие 12 месяцев, поскольку она была в отпуске по уходу за первым ребенком, а в настоящее время — в отпуске по уходу за вторым ребенком. Как правильно начислить пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в данной ситуации? Можно ли его рассчитать исходя из минимального размера оплаты труда?
Ответ:
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 июня 2007 г. N 02-13/07-4832
Департамент правового обеспечения социального страхования рассмотрел ваше обращение и сообщает.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» пособие выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (далее — Закон).
Статьей 5.1 Закона и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 870 «Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию» с 1 января 2007 г. исчисление среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, осуществляется в порядке, установленном для исчисления пособия по временной нетрудоспособности.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности. При этом в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с гл. 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплатой труда работника является вознаграждение за труд, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), связанные с трудом.
Следует иметь в виду, что периоды и случаи, когда за работником по месту работы сохраняется средний заработок, не относятся к системе оплаты труда, а в силу ст. 165 Трудового кодекса Российской Федерации являются гарантиями и компенсациями.
В связи с этим при определении средней заработной платы для расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком данные периоды и начисленные за это время суммы исключаются.
К таким периодам, в частности, относятся периоды нахождения работника в ежегодном основном или дополнительном оплачиваемом отпуске, служебной командировке, отпуске по уходу за ребенком и другие (ст. ст. 114, 167, 256 Трудового кодекса Российской Федерации).
Для установления размера пособия средний дневной заработок, рассчитанный в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, умножается на среднемесячное число календарных дней, включая нерабочие праздничные дни (30,4).
Из полученного среднего заработка за календарный месяц определяется сумма (40%), которая составит размер пособия. При этом в случае если размер пособия превышает максимальный размер данного пособия, то применительно к ч. 6 ст. 14 Федерального закона «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» и в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» указанное пособие выплачивается в максимальном размере (6000 руб.). При этом размер пособия не может быть меньше минимального размера пособия (1500 руб.) и минимального размера пособия на второго и последующих детей (3000 руб.). В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры пособия определяются с учетом этих коэффициентов.
При этом если работник за расчетный период и до наступления страхового случая, с которым связано сохранение среднего заработка, не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней в организации, то средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного вознаграждения.
Рассчитанное таким образом пособие назначается на весь период отпуска по уходу за ребенком.

Руководитель департамента
правового обеспечения
Фонда социального страхования РФ
О.В.ТЕРЕЩЕНКО
05.06.2007

В соответствии с Постановление Правительства №375

11. В случае если в 2 календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
11(1). В случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Поскольку у Вас есть заработок за предыдущие годы (до ухода в первый декрет), то п.11(1) не должен применяться.

Поэтому, рекомендую официально обратиться в ФСС за разъяснениями, на основании каких НПА они произвели Вам расчет пособия.
Возможно ошибочно применили недействующие нормы.

В силу разъяснений приведенных в

ФСС РФ от 30.11.2015 N 02-09-11/15-23247

Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) в связи с многочисленными обращениями региональных отделений Фонда, застрахованных лиц и страхователей в дополнение к ранее направленным письмам Фонда по вопросу замены календарных лет (календарного года) в расчетном периоде информирует, что в настоящее время при исчислении размера пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованным лицам необходимо руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам,отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпускепо уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть ЗАМЕНЕНЫ в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом)при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством направлены на частичное возмещение работнику утраченного им заработка при наступлении страхового случая.В связи с этим работнику должен возмещаться его реальный заработок, который застрахованное лицо получало непосредственно перед наступлением страхового случая.
Замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые годы (год) по выбору застрахованного лица, а на годы (год), непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком.
Примеры:1) если страховой случай наступил в 2015 году, но при этом в 2013 — 2014 годах застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, то эти годы могут быть заменены только на 2012 — 2011 годы;
2) если страховой случай наступил в 2015 году, но при этом застрахованное лицо полностью (в 2012 и 2013 годах) и частично (в 2014 и 2011 годах) находилось в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, то все вышеуказанные годы могут быть заменены на календарные годы, непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в указанных отпусках, то есть 2009 и 2010 годами. Либо в расчет может быть взят заработок за 2014 и 2011 годы, но при этом из числа календарных дней в расчетном периоде (730 или 731, если год был високосным) для исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком исключаются периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в отдельных случаях — периоды освобождения от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на эту заработную плату не начислялись страховые взносы (часть 3.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ);
3) если страховой случай наступил в 2015 году, но при этом с ноября 2010 года по июль 2015 года застрахованное лицо находилось в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком, а до ноября 2010 года застрахованное лицо частично работало, то расчетный период по его заявлению может быть сдвинут на 2008 и 2009 годы, либо в расчет может быть взят заработок за 2010 год (где застрахованное лицо частично работало) и за 2009 год, исходя из того, при каком варианте пособие будет больше;
4) если страховой случай наступил в 2015 году, но при этом застрахованное лицо в 2014, 2013 годах находилось в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, а в 2012 году работало, в 2011 и 2010 годах находилось также в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, то расчетный период по его заявлению может быть сдвинут на 2012 и 2009 годы.
Обращаем внимание, что замена лет расчетного периода, в случае если годы (год) расчетного периода состоят (состоит) из исключаемых периодов, является правом застрахованного лица, а не обязанностью.
Следует также отметить, что необходимым условием замены лет расчетного периода является увеличение размера пособия.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона N 255-ФЗ суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).
Неправильное применение страхователем (работодателем) либо страховщиком (территориальным органом Фонда) законодательства Российской Федерации, в том числе Закона N 255-ФЗ при исчислении пособий, счетной ошибкой не является.

Смотрите так же:  Приказ мз калининградской области

Таким образом на основании данного письма Вы можете потребовать замену периода расчета Вашего среднего заработка.

3 года (двойняшки), с февраля 2014 года в декрете с ними

Поскольку как я понимаю в феврале этого года им уже исполнилось три года, то расчет пособия будет производится только на третьего ребенка по следующим правилам:

46. Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется:
а) лицам, указанным в подпунктах «а» — «в» пункта 39 настоящего Порядка (за исключением матерей, уволенных в период отпуска по беременности и родам), — со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку полутора лет;
48.Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размерах, установленных в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах:40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, — лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абзацах шестом — восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона;

Екатерина, вы предоставляли документы о причине, по которой у Вас не было заработка в необходимые 12 месяцев, т.е. документы, подтверждающие, что Вы находились в отпуске по уходу за ребенком?

А документы, подтверждающие, что Вам было начислено пособие по уходу за третьим ребенком по месту работы и в каком размере? Работодатель должен был Вам предоставить такую справку.

Для Вашего случая норма о замене 2-хлетнего стажа не действует, т.к. есть специальная норма, обязывающая начислять пособие исходя из дохода за 12 месяцев, которая, по моему мнению, действует, если не было начислено пособие по месту работы перед увольнением в связи с ликвидацией.
Вам пособие было уже начислено и ФСС должны были воспользоваться п.2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2009 N 1100 «Об утверждении Положения об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан»

2. Средний заработок (доход) лиц, указанных в подпункте «в» пункта 1 настоящего Положения, при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком не исчисляется.
При назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком указанным лицам после увольнения учитывается размер пособия, выплачиваемого им по последнему месту работы. в) матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию, — ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

Данная норма прекрасно применяется в судебных спорах при обжаловании размеров пособий, выплачиваемых соответствующими органами женщинам находящимся в отпуске по уходу за ребенком и уволенным в связи с ликвидацией предприятии.
В соответствии с этой нормой, Вам должны были от Вашего пособия, отнять только разницу между максимальным пособием и назначенным Вам ранее, т.е. выплатить должны были максимальный размер, который я указывала ранее — 12 262,76 рублей

Обращайтесь в ФСС с заявлением о перерасчете и прикладывайте соответствующие документы.

Индивидуальный предприниматель и детские пособия

Давайте вот с этим и разберемся поподробнее – с тем, что положено от государства маме или будущей маме, если она зарегистрирована как ИП.

Как это писал в 19 веке Некрасов о наших женщинах? «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…» Кони сейчас не вполне актуальны, да и избы, к счастью, не горят, но это не останавливает творческих порывов русских женщин, которые умеют совмещать несовмещаемое и сочетать несочетаемое.

Так, еще ни одну женщину, зарегистрированную как индивидуальный предприниматель, сам факт такой регистрации не остановил от рождения ребенка.

Однако, к сожалению, часто предпринимательницы не задумываются о том, что их специфический статус подразумевает и определенную специфику назначения и выплаты пособий на ребенка. Давайте вот с этим и разберемся поподробнее – с тем, что положено от государства маме или будущей маме, если она зарегистрирована как ИП.

Пособия по беременности и родам – почему не полагаются?

Часто будущие мамы – ИП думают, что абсолютно безразлично, ИП они или работали бы по трудовому договору, пособие по беременности и родам все равно будет. Однако, к сожалению, это не так. Дело вот в чем. В соответствии с федеральным законом № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» обязательному социальному страхованию, частью которого является выплата пособия по беременности и родам, подлежат лица по ограниченному списку, давайте посмотрим его:

1) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

И мы видим, что индивидуальных предпринимателей в этом списке нет.

Почему такая несправедливость? Она связана с тем, что в соответствии с законодательством Российской Федерации о взносах во внебюджетные фонды индивидуальные предприниматели не уплачивают и никогда не уплачивали взносы в Фонд социального страхования. Таким образом, индивидуальные предприниматели в силу закона не являются лицами, застрахованными в Фонде социального страхования, и именно поэтому не имеют права на пособие по беременности и родам.

Смотрите так же:  Нужна ли лицензия оценщику

Можно ли все же как-то получить ИП пособие по беременности и родам?

Законом № 255-ФЗ предусмотрен интересный вариант – добровольное социальное страхование. Его правила определены статьей 4.5 данного закона и касаются ИП, адвокатов, нотариусов, членов крестьянских фермерских хозяйств. Однако условия данного страхования не очень благоприятны для ИП.

* Во-первых, нужно дополнительно ко всем налогам еще уплачивать фиксированную сумму в течение года.

* Во-вторых, даже при уплате этой суммы пособие по беременности и родам рассчитывается только исходя из минимального размера оплаты труда (без учета районного коэффициента в 2013 году пособие составит около 24000 рублей). Следовательно, даже если Ваш бизнес приносит Вам намного более значительный доход, исходя из размера фактического дохода получить пособие по беременности и родам невозможно, законодательством такого механизма не предусмотрено вообще.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет – в любом случае минимальный размер

Итак, получается, что мамочка-ИП может быть добровольно застрахована в ФСС для целей получения пособия по беременности и родам, а может и не быть застрахованной (практически так чаще всего и бывает). Однако с 1 января 2007 года в России пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет платится всем, а не только застрахованным лицам. Поэтому давайте запомним – пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в фиксированном (он же минимальный) размере полагается всем, в том числе и индивидуальным предпринимателям.

Но разница в механизме его получения для застрахованных и незастрахованных ИП, конечно, будет. Дайте посмотрим, в чем (еще раз подчеркну – размер пособий в любом случае будет одинаковым – минимальным. Напомню, что в 2013 году в Екатеринбурге эти пособия составляют: на первого ребенка — 2822,02 рубля за полный календарный месяц, на второго ребенка и последующих детей — 5644,03 рубля за полный календарный месяц.)

ИП-застрахованные в ФСС лица:

— получают пособие от Фонда социального страхования;

— получают пособие по уходу за ребенком после окончания отпуска по беременности и родам, как и работающие мамы;

— получают пособие на свой расчетный счет, используемый в предпринимательской деятельности;

— раз в год отчитываются перед ФСС о получении пособия по утвержденной форме 4а-ФСС РФ;

— получение пособия не зависит от того, где прописан ребенок, даже если он прописан не с мамой, пособие будет назначено.

Обычные ИП, не застрахованные в ФСС добровольно:

— получают пособие от органа социальной защиты населения (собеса);

— получают пособие по уходу за ребенком с момента рождения ребенка, как и неработающие мамы;

— получают пособие на банковский счет физического лица (на сберкнижку и т.п.);

— не отчитываются о получении пособий;

— ребенок должен быть постоянно или временно прописан вместе с мамой.

Единовременное пособие при рождении ребенка

Добровольно застрахованные ИП могут запросить данное пособие в Фонде социального страхования, незастрахованные либо получают его в органе социальной защиты населения, либо – в том случае, если отец ребенка работает по трудовому договору – на работе у отца. То есть для данного пособия тоже работает такое правило: добровольно застрахованные ИП получают это пособие по правилам для работающих мам, незастрахованные – по правилам для неработающих мам. А размер пособия одинаков, он фиксирован. (Напомню, что в Екатеринбурге в 2013 году данное пособие составляет 15050, 73 рублей.)

Пособия на ребенка малообеспеченной семьи – есть проблема

Когда родители ребенка работают по найму, для подтверждения права на пособие малообеспеченной семьи они приносят справку от работодателя о начисленных доходах. Когда родители ребенка не работают, они приносят копию трудовой книжки и справку из органов службы занятости о начислении или неначислении пособия по безработице. А кто же выдаст ИП справку о его доходах? Налоговый орган этого сделать не вправе – налоговые декларации ежемесячно не сдаются, а для органов социальной защиты населения обычно нужна справка о доходах помесячно за установленное региональным законом количество месяцев (скажем, в Свердловской области – за три месяца). Кроме того, при таких налоговых режимах, как налогообложение ЕНВД или патентная система, расчет налога и вовсе никак не связан с доходом, а следовательно, налоговый орган даже не видит этих доходов.

Как же тогда подтвердить доходы в том случае, если они невелики и семья имеет право на ежемесячное пособие на ребенка малообеспеченной семьи? Вот что по данному поводу считает Министерство финансов РФ, отвечая на вопрос о социальной защите ИП, применяющего специальные налоговые режимы:

«Вопрос: О порядке расчета дохода ИП, осуществляющим деятельность, облагаемую ЕНВД, а также ИП, применяющим УСН, в целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения, а также о праве указанных налогоплательщиков использовать для подтверждения полученных доходов документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов.

Ответ:

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 31 января 2013 г. N 03-11-10/1925

Пунктом 1 ст. 346.29 Налогового кодекса РФ установлено, что объектом налогообложения для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход признается вмененный доход налогоплательщика.

Согласно ст. 346.27 Кодекса под вмененным доходом понимается потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога на вмененный доход, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога на вмененный доход по установленной ставке.

Базовой доходностью является условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.

Соответственно, налогоплательщик единого налога на вмененный доход рассчитывает данный налог исходя из вмененного дохода, то есть потенциально возможного дохода, а не фактически полученного дохода в связи с осуществлением одного из видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.26 гл. 26.3 Кодекса.

В связи с этим способ определения вмененного дохода налогоплательщика единого налога на вмененный доход не может использоваться при определении его дохода в целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения.

Таким образом, в целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения расчет дохода индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход, должен осуществляться исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения.

Расчет дохода индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в целях назначения мер социальной поддержки также следует производить исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступившего в силу с 1 января 2013 г., экономические субъекты обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ, если иное не установлено данным Законом.

Бухгалтерский учет могут не вести индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

Подпунктом 3 п. 1 ст. 23 Кодекса в обязанность налогоплательщикам вменяется ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Так, ст. 346.24 Кодекса установлено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Поэтому индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета в соответствии с Законом N 402-ФЗ.

Налогоплательщик единого налога на вмененный доход должен вести учет физических показателей, в том числе и их изменений в течение налогового периода.

Учитывая изложенное, индивидуальные предприниматели — налогоплательщики единого налога на вмененный доход подпадают под действие пп. 1 ч. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ и могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с указанным Законом.

При этом для индивидуальных предпринимателей — плательщиков единого налога на вмененный доход, а также применяющих упрощенную систему налогообложения, законодательством о налогах и сборах не предусмотрена обязанность ведения учета доходов в целях, не связанных с налогообложением.

В то же время согласно п. 4 ст. 346.11 и п. 5 ст. 346.26 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок ведения расчетных и кассовых операций в Российской Федерации устанавливается Банком России.

В связи с этим полагаем, что для целей, не связанных с налогообложением, индивидуальный предприниматель, являющийся налогоплательщиком единого налога на вмененный доход или применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе использовать для подтверждения полученных доходов документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (например, расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.).»

Следовательно, требования органов социальной защиты населения представить для подтверждения доходов ИП выписки с расчетного счета и кассовые книги не являются чем-то из ряда вон выходящим – просто у этих органов нет другого инструмента проверки доходов ИП для целей назначения пособий.

А есть ли для ИП налоговые льготы?

Если мама-ИП применяет общую систему налогообложения, она, безусловно, имеет право при подаче налоговой декларации 3-НДФЛ по итогам года заявить стандартные налоговые вычеты на детей по общим правилам, установленным статьей 218 Налогового кодекса РФ.

Напомним, что с 1 января 2012 года данные вычеты составляют, в месяц:

1 400 рублей — на первого ребенка;

1 400 рублей — на второго ребенка;

3 000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка;

3 000 рублей — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Удвоение вычета прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления в брак.

Вычеты предоставляются до момента, когда доход нарастающим итогом с начала года достигнет 280000 рублей.

Это важно! Если ИП применяет специальные налоговые режимы – патент, упрощенную систему налогообложения или ЕНВД – то понятие налоговых вычетов на детей у данных предпринимателей отсутствует. Налоги уплачиваются только исходя из результатов и условий деятельности независимо от состава семьи.