Меню Закрыть

Лицензия на экспорт китай

Документы, необходимые для экспорта товаров из России

Вопрос о том, какие документы нужны для экспорта обычно возникает после того, как сформировалось общее представление о проекте, товаре и стране, в которую он будет экспортироваться.

Однако, эта формальность может не только повлиять на сроки реализации экспортного проекта, но также и существенно затронуть показатели его доходности и даже целесообразности.

Если проблему можно решить за деньги, то это не проблема, а расходы

(народная мудрость одного мудрого народа)

Последнее время все популярнее становится идея экспорта из России продуктов питания и пищевого сырья в Китай и страны Средней Азии.

Безусловно, вывоз пищевых продуктов требует больших затрат на подготовку разрешительной документации, но иногда эти затраты могут стать очень велики – например, когда речь идет об экспорте алкоголя, для которого требуется лицензия и как минимум, уплата гос. пошлины в размере 800 000 р.

Но, не будем о крайностях и рассмотрим общий перечень документов, необходимых для подготовки к таможенному оформлению при вывозе товаров в режиме экспорта.

  1. сертификат о происхождении товара в отношении товаров, если указанный сертификат необходим по условиям контракта, по национальным правилам страны ввоза товаров или если наличие указанного сертификата предусмотрено международными договорами;
  2. документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений на вывоз (сертификаты соответствия, ветеринарные, радиационные, паспорта изделия и т.п., разрешение от правообладателя товарного знака);
  3. документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию (договор на оказание услуг таможенного представителя);
  4. документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки (международный контракт, инвойс) , а в случае отсутствия такойсделки — иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;
  5. упаковочный документ, позволяющий определить количество, массу и объем вывозимого товара;
  6. документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по ТН ВЭД (описания, инструкции, руководства по эксплуатации);
  7. документы, подтверждающие соблюдение требований в области валютного контроля — банковская выписка, подтверждающая поступление авансового платежа (если таковой предусмотрен условиями контракта), копия паспорта экспортной сделки, оформленного в банке, заверенная печатью и подписью руководителя продавца (при стоимости контракта свыше USD50 000);
  8. в случае первичного совершения экспортной операции, также необходимы документы, подтверждающие его правоспособность.

На основании указанных документов таможенный представитель заранее подготовит экспортную таможенную декларацию.

При подаче таможенной декларации на вывоз товара за пределы ЕАЭС, таможенный представитель также должен будет представить в таможню следующие документы:

  1. транспортные (перевозочные) документы (автомобильная накладная, CMR, ж/д накладная, авианакладная, багажная накладная);
  2. подтверждение уплаты вывозных таможенных пошлин и сборов (если нет льгот), если платеж осуществляется непосредственно экспортером;
  3. иные документы в зависимости от специфики товара.

Документы для экспорта предоставляются в оригиналах или копиях, но следует учитывать, что таможенный орган вправе потребовать предоставления оригиналов для сверки.

Данный перечень документов для экспорта является универсальным и применим как для экспорта в Китай, так и в Монголию, в страны Европы, Узбекистан и другие среднеазиатские страны.

На что следует обратить внимание перед началом подготовки пакета документов для экспорта:

  • экспорт в некоторые страны может потребовать предварительной подготовки продукции к ввозу, например, наклейки этикеток и упаковки с информацией на государственном языке страны ввоза;
  • наличие товарного знака на товаре потребует согласие правообладателя на вывоз товара из России;
  • некоторые страны устанавливают перечни российских производителей товаров, для которых разрешен импорт товара. Так, например, Китай утвердил Перечень российских, предприятий, прошедших ветеринарно-санитарное обследование на соответствие требованиям Китая, включение в который является обязательным условием для разрешения на ввоз их продукции животного происхождения в Китай. Для того, чтобы экспортировать в Китай продукцию других производителей, потребуется прохождение ими такой аккредитации.

Экспорт в Казахстан и другие страны ЕАЭС

С постепенным расширением границ Евразийского экономического союза, вопрос об экспорте российских товаров в страны-участники ЕАЭС встает все чаще.

С точки зрения Таможенного кодекса ТС, который применяется на территории ЕАЭС до тех пор, пока не будет утвержден аналогичный кодекс ЕАЭС, экспортом признается таможенная процедура вывоза товаров за пределы ЕАЭС для постоянного нахождения там.

Поэтому вывоз товаров из России в Казахстан, Киргизию, Армению или Белоруссию не признается экспортом в смысле таможенного законодательства, не требует оформления экспортных деклараций, сертификатов и уплаты таможенных пошлин.

Однако российское налоговое законодательство, в силу раздельности налоговых бюджетов стран-участниц ЕАЭС, все еще разделяет налогообложение экспортных операций в пределах ЕАЭС и за его пределы.

Это обстоятельство может потребовать тщательного контроля оформления документов при вывозе товаров из России в союзные страны, если поставщик намерен сэкономить и воспользоваться нулевой ставкой НДС.

Комментируйте этот материал на нашей странице в FB
или поделитесь с друзьями

Экспортная лицензия

В Управлении торгово-промышленной администрации Китая, производители и продавцы товаров получают свидетельство на право деятельности. В этом свидетельстве разграничиваются права на экспорт товаров. Экспорт может быть разрешен или запрещен.

Когда может понадобиться?

Если производитель или продавец, с которым сотрудничает наш клиент, не получил разрешения на экспорт, то произведённые товары нельзя вывезти с территории Китая. В этом случае мы поможем. Наша компания зарегистрирована как компания-экспортёр на территории Китая. Мы имеем необходимую экспортную лицензию и выступим в качестве посредника. Это также может помочь для возврата китайского НДС.

Если у наших клиентов много поставщиков на территории Китая, им удобнее работать, заключая единый договор с нами. Мы в этом случае выступаем единым контракто-держателем. Это позволяет работать с несколькими поставщиками по единому договору. Упрощается таможенное и валютное оформление в России. Снижаются юридическая и бухгалтерская нагрузка.

Обязательна ли лицензия на экспорт из Китая?

Иностранные покупатели часто сталкиваются с аудиторскими компаниями, советующими, конечно, за определенную плату, заказать у них проверку наличия у китайского продавца лицензии на экспорт. Есть ли у поставщика из Поднебесной ее нет, вы не сможете сотрудничать с ним, отмечают специалисты.

Бывают и другие случаи, когда фабрика выпускает заманчивую для покупателя продукцию по выгодным ценам, но из-за ориентации на внутренний рынок страны предприятие не имеет нужной лицензии для отправки товаров за рубеж.

Конечно, отсутствие бумаг — вещь неприятная, но вполне решаемая на территории Поднебесной. В таких случаях, бизнесмену нужен посредник в Китае, имеющий документы, позволяющие ведение ВЭД (внешнеэкономической деятельности) в КНР. Опытным предпринимателям наверняка приходилось сталкиваться с сопроводительными бумагами на груз где в поле «поставщик» была указана не та организация, у которой он на деле покупал товар. Это и есть так называемый агент — посредник, имеющий лицензию на экспорт. Стоимость услуг таких компаний начинается от 1% от стоимости заказа и т.д.

Смотрите так же:  Жалоба r в танках

Вы можете задать вопрос: Законна ли деятельность агентов?

Через посредников работают многие китайские поставщики, не имеющие разрешения на экспорт. Вместо того чтобы пройти процедуру получения лицензии, они предпочитают оплатить услуги сторонней организации, профессионально занимающейся экспортом-импортом на международных направлениях. Разумеется, оформляя документы на транспортировку груза, посредник оставляет свой след в документах. Это нормальная процедура для Китая. Она полностью законна.

Почему производители предпочитают использовать агентов на международных направлениях?

1. Предприятию проще заплатить консалтинговой компании, чем тратить время, силы, персонал на организацию международных поставок за границу своей продукции.

2. Организации, занимающиеся импортом-экспортом профессионально, решают быстро и грамотно проблемы с возвратом, контролем движения груза по маршруту, они знают, как готовить бумаги для таможни и прочие детали.

Проблема качества китайских товаров

Ошибка считать, что предприятия, работающие на экспорт, производят лучшую продукцию, чем те, которые создают изделия для внутреннего рынка. Разница может наблюдаться в стандартах и местных ГОСТах, но это дело поправимое. При желании можно договориться с производителем о соблюдении определенных требований к техническим особенностям изделий, а качество товара перед покупкой необходимо тщательно проверять независимо от ориентации фабрики на внутренний или внешний рынок. Для этого также нужен посредник, способный провести ревизию изделий предприятия.

Каким образом проходит проверка товара?

В идеале инспекция должна проводиться еще на этапе изготовления продукции. В этот момент проще исправить дефекты, поменять сырье, подправить качество деталей, чтобы не «печатать» на станке новый брак. Ревизор-посредник проведет тестирование продукта, сфотографирует образец и отправит отчет заказчику-иностранцу. Если экземпляр устроит бизнесмена, производство будет продолжено.

В следующий раз посредник проведет инспекцию товара уже в момент его подготовки к отправке за границу, когда его привезут на склад. На этом этапе проверяется упаковка и маркировка груза, технические и качественные характеристики образцов выборочно или всей партии. Ревизия необходима перед отправкой товара за рубеж. При получении партии на родине отправить брак обратно в Китай будет весьма проблематично. Это связано с очень дорогой стоимостью транспортировки возврата до места назначения. Также никогда не стоит забывать проводить элементарную проверку надёжности китайских компаний.

Восточное Полушарие

Автор Тема: Экспорт из Китая (Прочитано 9012 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Страница сгенерирована за 0.031 секунд. Запросов: 40.

Административные меры по получению Генеральной лицензии на экспорт товаров и технологий двойного назначения

Глава I Общие положения

Статья 1 Данные меры разработаны в соответствии с Законом Китайской Народной Республики о внешней торговле и соответствующими административными правилами с целью соблюдения интересов государственной безопасности и общественных интересов и улучшения регулирования экспорта товаров и технологий двойного назначения.

Статья 2 Выведенные здесь соответствующие административные правила относятся к правилам КНР по контролю экспорта ядерной продукции и технологий двойного назначения правилам КНР по контролю экспорта биологических веществ, оборудования и технологий двойного назначения, правилам КНР по контролю экспорта ракет и связанных с ними товаров и технологий двойного назначения и мерам по контролю экспорта определенных химических веществ и связанных с ними технологий и оборудования.

Указанные здесь товары и технологии двойного назначения относятся к товарам и технологиям, контролируемыми указанными административными правилами.

Статья 3 Общая лицензия на экспорт товаров и технологий двойного назначения в настоящем документе относится к акту, в котором Министерство торговли проверяет применение оператором товаров и технологий двойного назначения в соответствии с соответствующими административными правилами и мерами и позволяет оператору принять ответ министерства на общую лицензию на предметы и технологии двойного назначения для получения лицензии на экспорт товаров и технологий двойного назначения в учреждение-эмитент, как это предписано в «Мерах по администрированию лицензий на импорт и экспорт товаров и технологий двойного назначения» ( Постановление №29 Министерства торговли и Главного таможенного управления в 2005 году) в течение соответствующего периода

Экспортер должен согласно соответствующим административным правилам пошагово обращаться за лицензией на экспорт, если ему не удалось получить генеральную лицензию на экспорт предметов и технологий двойного назначения.

Статья 4 Общенациональным органом, отвечающим за выдачу генеральных лицензий на экспорт товаров и технологий двойного назначения является Министерство торговли

На уровне провинций компетентный торговый орган, уполномоченный Министерством Торговли, в соответствии с действующими мерами берет на себя ответственность за повседневный надзор за генеральными лицензиями на экспорт товаров и технологий двойного назначения в своем районе

Статья 5 Генеральные лицензии на экспорт предметов и технологий двойного назначения подразделяются на генеральную лицензию класса А и генеральную лицензию класса В.

Генеральная лицензия класса А позволяет экспортеру в течение допустимого периода экспортировать один или несколько конкретных товаров и технологий двойного назначения одному или нескольким конечным потребителям в одну или несколько конкретных стран (или регионов).

Генеральная лицензия класса B разрешает экспортеру в течение допустимого периода многократно экспортировать один и тот же вид конкретных товаров и технологий двойного назначения постоянному конечному потребителю той же конкретной страны (или региона).

Статья 6 Период действия генеральной лицензии на экспорт товаров и технологий двойного назначения не превышает трех лет.

Глава II Реализация Генеральной Лицензии

Статья 7 Государство осуществляет строгий контроль за реализацией генеральной лицензии на экспорт товаров и технологий двойного назначения.

Обладатель генеральной лицензии на экспорт товаров и технологий двойного назначения(далее в тексте – обладатель генеральной лицензии ”)должен отвечать следующим требованиям:
1.Быть легальным внешнеторговым дилером
2.Иметь на предприятии систему внутреннего контроля над товарами и технологиями двойного назначения
3. Быть занятым экспортом товаров и технологий двойного назначения более двух лет (включая два года)
4. В случае, если экспортер подает заявку на получение генеральной лицензии класса А, он должен иметь количество ходатайств о лицензировании экспорта товаров и технологий двойного назначения в количестве более 40 штук подряд (включая 40 штук) последовательно в течение двух лет (включая два года); В случае подачи заявки на получение генеральной лицензии класса B он должен иметь количество заявок на один и тот же вид предметов и технологий двойного назначения на экспорт более 30 штук (в том числе 30 штук) подряд более двух лет (включая два года );
5. Не иметь уголовных наказаний или административных санкций в соответствующих секторах в течение последних 3 лет
6. Иметь достаточно фиксированный канал продаж товаров и технологий двойного назначения и конечных потребителей.

Статья 8 Владелец генеральной лицензии должен подать в Министерство торговли ходатайство о получении генеральной лицензии подать в соответствующий торговый отдел уровня провинции, уполномоченный Министерством Торговли следующие материалы:
1.Форму заявки на экспортную лицензию на товары и технологии двойного назначения
2.Описание организации и работы внутренней системы предприятия для товаров и технологий двойного назначения и соответствующие подтверждающие документы
3.Подтверждение службы безопасности об отсутствии уголовных наказаний или административных санкций в соответствующем секторе за последние три года
4.Подтверждающие документы для легального внешнеторгового оператора
5.Описание участия в экспорте товаров и технологий двойного назначения, включая заявления о применении и использовании лицензии на экспорт товаров и технологий двойного назначения за последние два года; заявления о продажах товаров и технологий двойного назначения и заказчиках, в том числе об отношениях с дилерами, ситуации с торговлей, импортерах и конечных пользователях
6.Категория генеральной лицензии на экспорт товаров и технологий двойного назначения, на которые подается ходатайство и соответствующие документы по техническому описанию
7.Документ о безопасности, полученный от конечного пользователя или представителей конечного пользователя и подтверждающие документы и конечном использовании перед выполнением каждого договора в соответствии с действующими административными правилами
8.Другие документы, представляемые по запросу компетентных органов.

Смотрите так же:  Лицензия справки гибдд

Единообразная форма заявки на генеральную лицензию на экспорт товаров и технологий двойного назначения разрабатывается Министерством Торговли.

Статья 9 Cоответствующий торговый орган уровня провинции, уполномоченный министерством торговли, подает материалы заявки в министерство торговли в течение 10 рабочих дней после получения документов, как это предусмотрено в статье 8 этих мер, а Министерство торговли в соответствии с действующими административными правилами проводит экспертизу самостоятельно или совместно с соответствующими отделами и принимают решение о выдаче или не выдаче разрешения. В случае предоставления разрешения Министерство торговли подписывает и выдает ответ на генеральную лицензию на экспорт товаров и технологий двойного назначения; В случае невыдачи разрешения, указываются причины отказа.

При проведении экспертизы министерство торговли или его уполномоченный торговый орган уровня провинции, проводят, как это предусмотрено, собеседования с главным управленческим персоналом предприятия , чтобы понять создание и внедрение системы внутреннего экспортного контроля на предприятии и при необходимости проводят проверку на месте.

При проведении экспертизы министерство торговли может поручить экспертам и консультантам провести оценку создания и функционирования системы внутреннего экспортного контроля на предприятии Эксперты и агентства-консультанты должны быть утверждены Министерством торговли о чем сообщается путем публичного объявления.

Статья 10 Генеральная лицензия не выдается в следующих случаях:
1)Предприятие создало полную систему внутреннего контроля, но не обеспечила ее эффективное функционирование
2)Компетентные административные органы полагают, что существует возможность распространения экспортного риска и возникновения других ситуаций, не позволяющих выдать генеральную лицензию.

Статья 11 Владелец генеральной лицензии должен в соответствии с соответствующими административными правилами, в случае, если нет возможности судить, соответствуют ли экспортируемые товары и технологии соответствующим административным правилам, или же товары и технологии, подлежащие экспорту, находятся в пределах действия генеральной лицензии, обращаться за лицензированием экспорта пошагово,

Статья 12 Строго запрещается подделывать, изменять, торговать или передавать ответ на Генеральную лицензию на экспорт товаров и технологий двойного назначения. Использование ответа на генеральную лицензию на экспорт товаров и технологий двойного назначения вне сферы действия разрешения или незаконная деятельности в виде нарушения правил рыночной конкуренции путем использования ответа на генеральную лицензию на экспорт товаров и технологий двойного назначения строго запрещается .

Глава III Обращение за лицензией на экспорт товаров и технологий двойного назначения

Статья 13 Владелец генеральной лицензии должен передать ответные документы, снабженные официальной печатью предприятия, в орган, выдающий лицензию на экспорт товаров и технологий двойного назначения, как это предписано в «Мерах по администрированию лицензий на импорт и экспорт товаров и технологий двойного назначения» для подачи заявки на лицензию на экспорт товаров и технологий двойного назначения после получения ответа Министерства торговли по поводу генеральной лицензии на экспорт предметов и технологий двойного назначения.

Другие процедуры для подачи заявки на лицензию на экспорт товаров и технологий двойного назначения прописаны в «Мерах по администрированию лицензий на импорт и экспорт товаров и технологий двойного назначения»

Глава IV Oбязательства владельца генеральной лицензии

Статья 14 Владелец генеральной лицензии должен, осуществлять эффективную систему внутреннего контроля на предприятии в соответствии с государственной политикой, законами и правилами, относящимся к контролю экспорта.

Статья 15 Владелец генеральной лицензии должен честно предоставлять материалы заявки и надлежащим образом хранить инструменты безопасности в соответствии с административными правилами или характеристиками для конечных потребителей и конечного применения, а также контракты, счета-фактуры, бухгалтерские книги, квитанции, записи, документы, деловую переписку и другие материалы в течении пяти лет

Статья 16 Владелец генеральной лицензии должен незамедлительно приостановить или прекратить соответствующие экспортные операции, принять необходимые меры для исправления ситуации и своевременно доложить Министерству торговли и его доверенному торговому органу коммерции уровня провинции если ему известно, или предположительно известно, или он был уведомлен Министерством торговли или его уполномоченным торговым органом уровня провинции, или при обнаружении риска нарушения государственной безопасности и социальных общественных интересов при экспорте товаров и технологий двойного назначения.

Статья 17 Владелец генеральной лицензии в течение срока действия общего лицензирования должен проявлять инициативу, с тем, чтобы быть в курсе политики, законов и правил контроля в отношении экспорта товаров и технологий двойного назначения и участвовать в соответствующих тренингах организуемых соответствующими торговыми органами.

Статья 18 Владелец Генеральной лицензии должен, основываясь на требованиях системы внутреннего контроля проверять статус внедрения системы в действие, правдиво сообщать Министерству торговли и его доверенному полномочному органу торговли уровня провинции о незаконной деятельности предприятия и вести согласованные действия с Министерством Торговли и его уполномоченным соответствующим торговым органом уровня провинции, с тем, чтобы совместная работа была эффективной.

Статья 19 Владелец генеральной лицензии, должен в течение 6 месяцев с начала времени действия генеральной лицензии, и через 30 дней после истечения времени действия генеральной лицензии сообщить в Министерство Торговли и соответствующий уполномоченный орган уровня провинции о статусе использования генеральной лицензии, включая время экспорта товаров и технологий двойного назначения, категорию товаров, характеристики, количество, вид торговли, экспортирующую страну (регион) импортера, конечного потребителя конечное использования, маршрут транспортировки и порт очистки.

Глава V Надзор и Управление

Статья 20 Министерство торговли должно своевременно издавать политические акты, законы и нормативные акты, связанные с управлением и контролем экспорта, через «административную платформу управления контроля экспорта» или через иные средства массовой информации и проводить обучение соответствующим политическим актам, законам и положениям владельцев генеральной лицензии.

Статья 21Министерство торговли и уполномоченный им торговый орган уровня провинции и его доверенный консультант экспорту могут в соответствии с требованиями владельца генеральной лицензии проводить соответствующие тренинги и осуществлять техническое руководство.

Статья 22 Министерство торговли и уполномоченный им торговый орган уровня провинции могут осуществлять надзор и инспекцию владельца генеральной лицензии, а при необходимости проводить проверку на месте. Владелец генеральной лицензии должен предложить помощь и оказывать содействие, а также правдиво представлять сложившееся положение и материалы.

Статья 23 Министерство торговли или уполномоченный им торговый орган уровня провинции могут осуществлять инспекцию функционирования системы внутреннего контроля предприятия путем опроса соответствующего персонала, консультаций и копирования хранящихся данных, как это предписано в статье 14 «Мер» и учета всех мнений при проведении инспекции на месте.

Статья 24 Число инспекторов должно быть не менее двух, при проведении инспекции на месте они должны предъявить соответствующие документы. В случае, если инспекторов менее 2 человек, или в случая не предъявления ими документов, владелец генеральной лицензии имеет право отказаться от инспекции.

Смотрите так же:  Как насчитывается пенсия инвалидам 3 группы

Статья 25 В случае, если экспортная деятельность наносит ущерб государственной безопасности, общественным и государственным интересам, Министерство торговли или уполномоченный им торговый орган уровня провинции должны, в согласно соответствующим нормативным актам и мерам потребовать от владельца генеральной лицензии на экспорт товаров и технологий двойного назначения приостановить или прекратить экспорт соответствующих товаров и технологий, могут отозвать его генеральную лицензию или предпринять иные необходимые меры для сохранения государственной безопасности, общественных и государственных интересов.

Глава VI Юридическая ответственность

Статья 26 В случае, если владелец генеральной лицензии экспортирует товары и технологии двойного назначения без генеральной лицензии, либо подделывает, изменяет, торгует или передает ответ на генеральную лицензию на экспорт товаров и технологий двойного назначения или получает генеральную лицензию на экспорт товаров и технологий двойного назначения путем обмана или применения иных незаконных способов, или экспортирует товары и технологий двойного назначения , на которые действия лицензии не распространяются, то он подвергается наказанию согласно действующим нормативным актам, если же в его действиях имеется состав преступления, то он проводится уголовное расследование .

Статья 27 В случае если владелец генеральной лицензии нарушает Главу VI данных мер, министерство торговли может дать ему время на исправление нарушений, если же случай представляется серьезным, то генеральная лицензия на экспорт отзывается, и накладываются санкции, предусмотренные соответствующими нормативными актами.

Глава VII Дополнительные положения

Статья 28 За толкование мер отвечает Министерство Торговли.

Статья 29 Меры вступают в действии с 1июля, 2009 года

Экспортная лицензия

У нашего нового китайского партнера был сделан заказ. Пока образцы шли, были запрошены документы. Поставщик представил свидетельство о регистрации компании и сертификаты. А вот экспортной лицензии у него не оказалось. Заказ был оформлен на поставку бытовых вентиляторов. По мнению партнера, лицензия на экспорт этой продукции не нужна (ведь государством контролируется только вывоз текстиля, предметов искусства и т.д.). Насколько прав наш партнер?

Поставка грузов без лицензии на экспорт не возможна. Исключение составляют мелкие розничные партии товара и пробные экземпляры. Если вы согласитесь на сотрудничество без лицензии на экспорт, то сделав предварительную оплату за товар, вы его не получите. Он зависнет на границе. У всех посредников есть такая лицензия. Вот её образец.

Лицензия на экспорт китай

Прежде чем начать бизнес с китайскими партнерами необходимо понять и принять базовые постулаты современной международной торговли — В современных условиях международная торговля не ограничивается лишь функцией реализации дефицитных товаров в одной стране за счет их перемещения из других стран. Сегодня экспорт товаров стал обязательным в структуре продаж любой компании, которая хочет наращивать объемы реализации. Ограничивать наращивание этих объемов одной территорией – ошибочная стратегия. Современный бизнес обязан расширять рынки сбыта и оптимизировать использование ресурсов.

Рынок Китая настолько велик для российских производителей, что в нем нетрудно затеряться. Как следствие, конкуренты, разбирающиеся в особенностях китайского бизнеса, могут эффективнее использовать имеющиеся инструменты ведения внешней торговли с Китаем.

Для начала хотелось бы дать краткую справочную информацию о товарах, которые Китай импортирует особенно охотно. Экспорт в Китай из России имеет следующую структуру:

Первая категория – сырье (в том числе частично переработанное)

Топливо минеральное, включая нефть и продукты перегонки, а так же битуминозные вещества и минеральные воски составляют 74,5% российского экспорта в Китай. Следующая позиция — древесина и изделия из нее, а так же древесный уголь 6,6%. Руда, шлак и зола(которые условно можно отнести к этой категории) — 2,8%. Масса из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов; регенерируемые бумага или картон (макулатура и отходы) — 1,9%. Органические химические соединения – 1 %. Пластмассы и изделия из них — 0,8%. Каучук, резина и изделия из них -0,3%. Удобрения -2,5%.

Вторая категория – оборудование

Основными товарами здесь выступают ядерные реакторы, котлы, оборудование и механические устройства, и их части — 3,3%

Третья категория – экспорт продовольственных товаров в Китай

Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные — 2,4%.

Еще есть товары, не обозначенные в других категориях. Их доля в экспортной внешней торговле из России в Китай — 0,8%.

В связи с понижением курса рубля по отношению к мировым валютам российские компании проявляют интерес к экспорту сельхозпродукции. В частности в последнее время увеличился экспорт меда в Китай, а так же экспорт из России в Китай кондитерских изделий, зерна, муки и других продуктов питания.

Внешняя торговля России с Китаем серьезно регулируется со стороны властей КНР. Китайские власти при экспорте из России применяют и лицензирование, и квотирование. Существует система экспертизы и карантина.

Все товары экспортируемые из России в Китай можно разделить на 4 категории:

  1. Товары, запрещенные к экспорту и импорту.

(Перечень товаров запрещенных к экспорту в Китай содержит более 150 видов товаров, из них 33 вида запрещены к импорту и экспорту, а еще около 120 видов товаров ограниченны к взаимному перемещению).

  1. Товары, подлежащие обязательному лицензированию и квотированию. (В частности, для экспорта в Китай осетровых рыбы и полученные из них продукты необходима лицензия Минэкономразвития. Для экспорта растений и семян нужен фитосанитарный акт Россельхознадзора, а чтобы экспортировать в Китай боеприпасы и оружие надо получить разрешение от МВД. Всего список товаров для обязательного лицензирования при экспорте включает почти 50 видов товаров).
  2. Товары с ограниченным количеством, допустимые к экспорту и импорту;
  3. Товары, которые можно свободно импортировать и экспортировать.

Так же нужно учитывать, что при экспорте из России в Китай существуют группы товаров, которые облагаются льготными пошлинами. Это регламентируется вступлением России в ВТО. Кроме этого при экспорте из России в Китай, некоторые виды товаров облагаются пошлинами по особым ставкам и регламентируются особыми квотами. Это относится, например, к рису, кукурузе, сахара, удобрений. А также, есть товары облагаемые временными пошлинами, как например, дизтопливо, керамическая посуда, шины, соевый соус и др.

За последние 5 лет по некоторым группам товаров, которые импортирует Китай произошел значительный рост. Увеличение импорта в процентах на некоторые товары представлено ниже.

  • Предметы искусства и коллекционирования (+7,061%)
  • Злаки (+477%)
  • Молочные продукты, яйца, мед (+402%)
  • Сахар (+395%)
  • Мясо и морепродукты (+278%)
  • Одежда (+209%) Животные (+209%)
  • Кофе, чай, специи (+199%)
  • Драгоценные камни и металлы, монеты (+180%)
  • Хлопок (+179%) Медикаменты (+151%)
  • Алкогольные напитки (+175%)
  • Какао (+173%)
  • Кожа (+169%)
  • Продукты помола зерна (+166%)
  • Одежда, изготовленная на заказ и этническая одежда (+163%)
  • Транспортные средства (+161%)
  • Натуральный и искусственный мех (+159%)
  • Дерево (+158%)
  • Молочные и зерновые полуфабрикаты (+155%)
  • Масло (+54%)
  • Другие пищевые полуфабрикаты (+150%)

Если ваша компания заинтересована в том, чтобы начать поставки своих товаров на рынок Китая, отправьте нам заявку. Наши менеджеры оперативно оценят перспективы импорта вашей продукции в Китай и приступят к поиску заинтересованных импортёров.