Меню Закрыть

Требования к формам ифнс

Виды требований из ФНС и формы ответа на них

Полный перечень требований (документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах) содержится в приказе ФНС от 15.04.2015 ММВ-7-2/[email protected]
На текущий момент чаще всего поступают следующие виды требований:

Если требование относится к НДС, то ответ должен быть только в формализованной электронной форме. По другим налогам обязанности представлять в формализованной электронной форме нет. На это требование всегда есть возможность отправки необходимых документов в составе описи, кнопка Загрузить и отправить документы будет всегда (возможность ответить будет только по НДС). Подробная инструкция по отправке ответа на данное требование

Если поступил любой другой вид требования, необходимо направить квитанцию и ознакомиться с текстом требования (в случае необходимости его исполнить).

ВАЖНО! Квитанция не является ответом на требование, она формируется получателем на любое требование.
Отправка квитанции не подтверждает факт согласия налогоплательщика с содержимым требования, она только подтверждает факт получения требования.

Основные причины отказов в регистрации юрлиц и ИП по новым формам

Татьяна Никанорова,
генеральный директор консалтингового центра «Профдело», главный редактор regforum.ru.

Многим уже известно, что с 4 июля 2013 года были введены в действие новые формы на регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Никаких разъяснений к моменту вступления их в силу юридическое сообщество не получило, и практику пришлось нарабатывать прямо «на ходу». Покатилась волна отказов, как законных, так и незаконных. С тех пор прошло пять месяцев, незаконных отказов становится все меньше, а практики все больше. Так за что сейчас можно получить отказ? Разберем практические случаи.

Неправильно заполнено заявление на регистрацию

Существуют разработанные и утвержденные требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утв. Приказом ФНС России от 25 января 2012 ММВ-7-6/25, далее – Требования). Регламент достаточно подробный, в нем много всего расписано, как нужно заполнять формы, отдельные поля и клеточки, а также указаны общие правила подачи документов на государственную регистрацию. Однако, очень много отказов было в связи с тем, что юристы нарушали эти требования.

Скачать формы и бланки документов для государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей можно на нашем сайте.

Самая распространенная ошибка – не указан ИНН физических лиц (заявителя, учредителя, гендиректора). Закон регламентирует, что ИНН обязаны указать все физические лица, которые получили свидетельство о его присвоении. Дело в том, что ФНС в своих базах данных отмечает факт выдачи свидетельства ИНН. И, если в базе стоит, что свидетельство было выдано, то ИНН указывать обязательно. К сожалению, на практике, часто встречается ситуация, когда документы на регистрацию готовит юрист или бухгалтер, а руководитель на вопрос об ИНН отвечает, что «нет, не получал». Руководитель и понятия не имеет о том, что это может привести к отказу, он просто забыл о том, что получал свидетельство. Кстати, когда свидетельства только начинали выдавать, практиковалось выдавать их родственникам (родителям, женам). Бывшие «дети» за 14 лет, что выдают ИНН, уже подросли, и иногда даже не знают, что их родители получили за них ИНН.

Что же делать в такой ситуации? Сначала я предлагаю проверить, присвоен ли вам ИНН. Сделать это легко через соответствующий онлайн-сервис ФНС России. Если программа покажет ваш ИНН, я рекомендую обязательно проставить его в заявлении на государственную регистрацию. Если же вы не сможете найти свой ИНН, тогда я рекомендую обратиться в ФНС России по месту жительства и получить свидетельство на руки. Делается это несложно: сначала вы приезжаете с паспортом в районную налоговую по месту прописки, берете талончик (ожидание занимает обычно от 2 до 20 минут), и с инспектором заполняете запрос на выдачу свидетельства; через три-пять рабочих дней (официально – пять, но устно иногда сообщают, что могут сделать и раньше) приезжаете в налоговую и забираете готовый документ. Платить ни за что не нужно.

Другая распространенная ошибка – указание кода ОКВЭД тремя знаками. В старых формах было специальное указание, что код ОКВЭД должен указываться не менее трех знаков, к этому правилу все привыкли, а с 4 июля правила поменялись, и код ОКВЭД теперь должен указываться не менее четырех знаков. Налоговая мотивирует необходимость этого изменения тем, что сведения в таком формате требуются ПФР и ФСС РФ. Однако, на практике, бухгалтерам ни один из фондов не регламентировал количество знаков ОКВЭД, и всегда указывали три, и этого было достаточно. Тем не менее, правило четырех знаков прописано в официальных Требованиях, и его надо соблюдать (рис. 1).

Рис. 1. Образец заполнения показателя кода по ОКВЭД

Также ужесточились правила в части указания номера телефона и E-mail заявителя. Напомню, что в соответствии с п. 2.20.4 Требований номер телефона заявителя обязателен для указания в любом случае! А электронный адрес – в случае отправки документов через Интернет (например, через нотариуса или через единый портал государственных услуг). В предыдущих вариантах форм заполняющие привыкли, что номер телефона был не обязателен, также иногда юристы аргументируют тем, что «не у всех есть номер телефона». На мой взгляд, если у физического лица есть домашний номер, или же есть мобильный номер, зарегистрированный на это физическое лицо, то оправдание, что номера телефона нет, не пройдет, ни в налоговой, ни в суде. Предположу, что номера телефона может не быть у малочисленных народов Крайнего Севера, там и вышки-то негде ставить, но и фирму им вряд ли понадобится создавать. А если понадобится, уверена, для такого человека сделают исключение.

Какие еще обычно делают ошибки в документах, подаваемых на госрегистрацию?

  • При написании наименования, которое переносится на вторую строку, не ставят пробел в начале строки, если он необходим (рис. 2);

Рис. 2. Образцы написания наименования юридического лица

  • заполняют заявление НЕ ПРОПИСНЫМИ буквами;
  • не соблюдают формат номера телефона (рис. 3);

Рис. 3. Образцы заполнения номеров стационарного и мобильного телефонов

  • не заполняют нужные разделы;
  • заполняют лишние разделы.

Неправильно распечатаны документы

Очень распространен отказ за то, что документы, подаваемые в регорган, напечатаны на обеих сторонах листа (двусторонняя печать). Особенно часто юристы публикуют решения и протоколы на двух сторонах. В чем же удобство? А в том, что раньше (до 4 июля) все документы, которые подавались в регорган, нужно было сшивать. И, чтобы меньше приходилось сшивать, протокол печатали на обеих сторонах листа. Теперь требование сшивать документы отменено, а печать разрешена только на одной стороне листа. Это требование связано с тем, что налоговые органы готовятся сканировать документы потоковыми сканерами (кладется пачка бумаги, и сканер их все считывает). Очевидно, что если будет двусторонний документ, то сканер его не считает, и данные в реестре будут неполными, а значит, недостоверными. Справедливости ради надо сказать, что пока что потоковыми сканерами документы не считывают, тем не менее, за двустороннюю печать отказывают.

Неочевидные отказы

К сожалению, Требования оказались не идеальными – содержат в себе ошибки, которые ФНС России уже признала, и не регламентируют некоторые ситуации. Так, например, очень много людей получили отказ потому, что не проставили «0» в листе «З» формы 14001, который заполняется в случае выходе участника из общества и распределении этой доли между участниками, или продажи этой доли.

Вы не найдете письмо ФНС НД-3-14/[email protected] от 19 августа 2013 г. в поисковиках и справочно-правовых системах. Документ вы можете скачать только у нас.

История этой ситуации такова, что сначала «0» ставить было не надо. Именно так устно разъясняли в ФНС России. Да и программа формирования документов, используемых при государственной регистрации ФДГР, которую разрабатывает ГНИВЦ для заполнения заявлений на регистрацию, тоже «0» не ставила. Вышли первые документы, и покатилась волна отказов! Народ недоумевал.

Мною был сделан письменный запрос в ФНС России через интернет-обращение, и мне поступил ответ. В Письме ФНС НД-3-14/[email protected] от 19 августа 2013 г. ФНС России разъяснила, что в соответствующем поле этого листа надо ставить «0».

Смотрите так же:  Яростный спор

Неожиданные отказы

А совсем недавно был у нас такой случай, когда одному из юристов отказали в регистрации юридического лица на основании того, что ВРИО нотариуса не числился в федеральной базе нотариусов. Это впервые мы столкнулись с тем, что налоговая инспекция проверяет полномочия лица, заверившего заявление. Нотариус, который заверял то заявление, является одним из известнейших нотариусов Москвы, он всегда был на хорошем счету, и было бы крайне сложно догадаться о том, что с ним будет что-то не так. Но то ли нотариус не успел подать в федеральную базу сведения о своем новом ВРИО, то ли не вовремя продлили своему ВРИО полномочия, но факт остается фактом, заявление, заверенное неуполномоченным лицом, считается неправильным, а значит непредставленным.

Подвох заключается в том, что у заявителей нет легального доступа к федеральной базе нотариусов и их ВРИО. Проверить полномочия нотариуса или его ВРИО можно в нотариальной конторе, запросив на лицо, заверившее (или заверяющее) заявление копию лицензии на право нотариальной деятельности и копию приказа органов юстиции. Также можно воспользоваться онлайн-сервисом информационного портала нотариусов, имея в виду, что база данных нотариусов, доступная на данном информационном портале, не является официальной федеральной базой ФНС России и не обязательно будет с ней совпадать.

Отказы из-за юридических адресов

Отказы из-за неверного указания адреса места нахождения юридического лица были, есть и будут. Таким образом, ФНС России пытается бороться с фирмами-однодневками. Они существуют и по сей день, продавцы «проходных юрадресов» зарабатывают на продаже «воздуха», бизнес в очередной раз клянет и тех, и других. Вот список всевозможных отказов по неверному указанию адресов мест нахождения:

  • по указанному адресу не существует никакого объекта недвижимости (например, дом снесли);
  • собственник не подтвердил предоставление адреса;
  • на адресе стоит «запрет на регистрацию» (собственник написал в ФНС письмо с просьбой не регистрировать на его адрес);
  • фирма не находится по юридическому адресу (представитель ФНС выезжал, на адресе нет таблички);
  • адреса нет в КЛАДР/СОУН (в базе данных ФНС России, например, новостройка).

Какие тут можно дать советы? Лучше всего регистрироваться по реальному, фактическому адресу, где будет находиться фирма – это самый надежный вариант. А если это невозможно, тщательно проверяйте адрес, продавца этого адреса и собственника, который предоставляет адрес, нет ли о них плохих отзывов в Интернете.

В заключение хотелось бы сказать, что большинство отказов, которые получают заявители, происходят из-за ошибок и невнимательности самих заявителей. Так называемых «незаконных» отказов от ФНС России настолько мало, что это вполне укладывается в рамки человеческого фактора. Стоит отметить, что ФНС России стала работать намного лучше и клиентоориентированнее, особенно ее центральный аппарат и московские налоговые. Будем надеяться, что положительные изменения обязательно придут во все регионы, и ФНС России перейдет из категории «противника», в категорию «помощника», хотя бы в отрасли регистрации фирм.

Получили уведомление из ИФНС без печати – все в рамках закона

Добрый день, коллеги!

В новых формах документов, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 8 мая 2015 г. N ММВ-7-2/[email protected] и используемых налоговыми органами при проведении налогового контроля, отсутствует реквизит «место печати».

Формы обязательны для применения всеми инспекциями. Заверение печатью налогового органа данных документов приказ не предусматривает (Письмо Федеральной налоговой службы от 15 июля 2015 г. № ЕД-3-2/[email protected] «О направлении разъяснений»).

Так что при получении «безпечатного» документа не удивляйтесь — все в рамках закона. Если подлинность документа все-таки вызывает у вас сомнения, всегда можно позвонить в инспекцию и узнать, направлялась ли на ваш адрес данная корреспонденция.

Всё равно пока что вижу мало смысла в отказе от печатей, ибо ЭЦП ещё на стадии развития, например.

Странно, печати разрешили не использовать только в хоз. обществах, а ИФНС тоже решили отойти от их постоянного применения? ИФНС это ж по сути тоже юр. лицо, со своими ИНН и КПП.

На документах, используемых налоговыми органами при исполнении своих полномочий, оттисков печатей, а также использование бланков налоговых органов не требуется

В письме ФНС России речь идет о документах, формы которых утверждены приказом от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected] (это, в частности, Требование о представлении пояснений, Уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), Решение о проведении выездной налоговой проверки» и др.

Соответствующие изменения будут внесены в документы для служебного пользования.

Обращено внимание на то, что все ранее оформленные документы на бланках и (или) с оттисками печатей действительны и подлежат исполнению.

Документы ООО и АО, направляемые в налоговые органы, должны приниматься вне зависимости от наличия (отсутствия) на них печатей

Это связано с тем, что с 7 апреля 2015 года общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества вправе, но не обязаны иметь печать (Федеральный закон от 06.04.2015 N 82-ФЗ).

Новое требование о представлении документов не решает вопрос заверения их копий печатью

ФНС России утвердила формы документов, которые применяются налоговыми органами при взаимодействии с налогоплательщиками. Среди них форма требования о представлении документов (информации), используемая, в частности, при запросе сведений в порядке ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ.

Из одного из примечаний, касающихся заполнения названного требования, следует, что подаваемые налогоплательщиком в инспекцию копии документов необходимо заверить. Однако не уточнено, каким образом это должно быть сделано. Напомним, в утвержденной ранее форме указано: копии документов нужно заверить и подписью руководителя (его заместителя, иного уполномоченного лица), и печатью организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Необходимо обратить внимание, что из разъяснений Минфина России следует вывод: в данном случае налогоплательщик руководствуется ГОСТом Р 6.30-2003. Согласно ему документы заверяют печатью организации, при этом на их копиях компания может поставить печать, выбранную по своемуусмотрению. Можно предположить, что разъяснения финансового ведомства применяются и при подаче документов (информации) по новой форме требования.

Поскольку никаких изменений в указанный ГОСТ пока не внесено, вопрос, нужно ли ставить печать на копиях запрошенных инспекцией документов, остается неурегулированным. В связи с этим во избежание споров с налоговыми органами компаниям безопаснее заверять представляемые копии документов печатью. Отметим, что это может быть не круглая печать, а выбранная организацией по своему усмотрению.

Документ: Приказ ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]

Невыполнимые требования ФНС: что делать и кто виноват

Общение бизнеса с Федеральной налоговой службой иногда преподносит сюрпризы. Что делать в случае, если налоговики выдвигают незаконные или невыполнимые требования? Как на них реагировать и чем может грозить отказ их исполнить? Ответы на вопросы в этой статье.

У Федеральной налоговой службы есть право требовать от налогоплательщиков документы и пояснения к ним в правоотношениях, которые касаются налогов и сборов. Порядок направления таких требований определен в статьях 93 НК РФ и 93.1 НК РФ , в одном случае они касаются проведения выездной проверки, а в другом случае — камеральной. Четких ограничений на периодичность направления налоговым органом требований о представлении документов о контрагентах налогоплательщика и перечень истребуемых документов налоговым законодательством не установлены.

Однако, в Налоговом кодексе есть достаточно четкие параметры самих требований и их содержания. Именно на них в первую очередь должны ориентироваться налогоплательщики. Также необходимо помнить, что статья 21 НК РФ дает налогоплательщику право не исполнять требования ФНС, если они являются незаконными или избыточными. Главное – верно определить их признаки и уметь защищать свои права, при необходимости. Ситуации то случаются разные.

Требование с двумя неизвестными

На практике бизнесу приходится разбираться с ситуациями, по которым просто не существует теории. Такие задачи бухгалтеры и руководители вынуждены разгадывать коллективно на тематических форумах. Давайте вместе рассмотрим один из таких реальных случаев общения с налоговой службой.

Организация, работающая на общем режиме налогообложения, реализовывала продукцию и исправно платила НДС. Как и все плательщики этого налога, фирма заявила его к возмещению, поскольку покупала у контрагентов товары, в составе цены которых заложен НДС. И до поры до времени все было нормально, пока не нагрянула выездная проверка из ИФНС. Налоговики изучили представленные им документы и заинтересовались несколькими контрагентами организации, с которыми она работала в 2013 году.

Проверяющим показалось мало первичных документов по совершенным сделкам, которые были у налогоплательщика и они выставили требование о предоставлении дополнительных сведений, апеллируя к необходимости проявлять должную осмотрительность и постановлениям Пленума ВАС РФ и ВС РФ. В числе этих дополнительных сведений были такие документы:

  • Копии свидетельства о регистрации и учредительных документов фирмы-контрагента;
  • Выписка из ЕГРЮЛ о фирме-контрагенте на дату, близкую к дате совершения сделки;
  • Копии о назначении директора и главного бухгалтера фирмы-контрагента;
  • Копии декларации по НДС фирмы-контрагента с отметкой налоговой;
  • Копии платежных поручений об уплате НДС фирмой-контрагентов с отметкой банка;
  • Доверенности на осуществление сделки.
Смотрите так же:  Регистрация по месту жительства и по месту пребывания отличия

Список документов вызвал у налогоплательщика недоумение, поскольку все необходимые первичные документы и отчеты со своей стороны они предоставили, а что касается поставщика, то он был реорганизован в 2014 году, а в 2016, буквально за 2 недели до проверки, была полностью ликвидирована организация, которая являлась правопреемником. Налоговая служба приняла пояснения налогоплательщика, но продолжила требовать документы, обещая в противном случае отменить зачет возмещения НДС по данному поставщику.

Кроме того, налогоплательщик обратил внимание на то, что само требование не соответствует установленным Налоговым кодексом требованиям. Но выход из этой, казалось бы, тупиковой ситуации, найти все же можно.

Когда само требование не соответствует закону

Иногда, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, может истребовать у контрагентов или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), документы (информацию), в порядке статьи 93.1 НК РФ. Непосредственно у проверяемого налогоплательщика документы могут быть истребованы должностным лицом налогового органа при проведении налоговой проверки в порядке, установленном статьи 93 НК РФ. Что это означает? Только то, что закон четко разграничивает порядок истребования документов у разных лиц. Дело в том, что истребование информации у контрагентов происходит обычно в рамках встречной проверки. А вот информацию о контрагентах проверяемого налогоплательщика налоговый орган должен запросить, в первую очередь, в тех отделениях ФНС, в которых они стоят на учете.

Для этих целей предусмотрен специальный документ – поручение об истребовании, которое налоговый орган, проводящий контрольные мероприятия, направляет в налоговый орган по месту учета лица, обладающего документами (информацией) о проверяемом налогоплательщике, проверяемой сделке. Поручение не направляется, если проверяемый налогоплательщик и лицо, связанное с деятельностью проверяемого налогоплательщика, состоят на учете в одном и том же налоговом органе. Такой порядок предусмотрен в приложении 18 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] . Вся процедура истребования документов (информации) у контрагентов или иных лиц, располагающих этими документами (информацией), регламентирована также Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденным в соответствии с п. 7 ст. 93.1 НК РФ приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected] .

Налогоплательщик вправе не исполнять требование налогового органа, которое не соответствует нормам статьи 93 НК РФ или статьи 93.1 НК РФ, поскольку оно является неправомерным. Такое право предоставлено налогоплательщикам нормами статьи 21 НК РФ, в которой сказано, что организации могут не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, если они не соответствуют нормам НК РФ или иным федеральным законам.
Сложившаяся арбитражная практика подтверждает, что требования налоговых органов, не соответствующие вышеуказанным нормам, в которых, в частности, не указано, в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуются документы (информация) или отсутствуют указания на проверяемый период или конкретную сделку, относительно которой истребуются документы (информация) вне рамок проведения налоговой проверки, признаются судами незаконными и необоснованными (постановления ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 N Ф03-5016/2012, от 06.03.2012 N Ф03-306/2012, ФАС Волго-Вятского округа от 22.06.2012 N Ф01-2249/12, от 06.06.2012 N Ф01).

Исходя из этого можно предположить, что в приведенном выше примере налогоплательщику удастся доказать необоснованность требований налоговой службы только на основании несоблюдения ей условий его направления. Но это не отменяет обвинений в отсутствии должной осмотрительности, которые фактически предъявили проверяющие.

Когда ФНС требует документы, которые невозможно предоставить

Налоговики часто запрашивают у налогоплательщиков сведения и документы, которые они не могут предоставить в силу объективных причин. Так, например, в рассматриваемом случае, даже при проявлении полной осмотрительности и наличии копий всех учредительных документов поставщика и выписок из ЕГРЮЛ, налогоплательщик никак не смог бы предоставить в налоговую платежки и отчеты своего контрагента, так как эти документы обычно составляют коммерческую и налоговую тайну и не выдаются на руки всем партнерам. В этом случае, следуя закону, налоговики должны получать необходимые документы у тех лиц, которые ими располагают.

У самой организации они могут требовать только те документы, которые относятся к ее деятельности, а также документы, подтверждающие, что должная осмотрительность все же была проявлена. К сожалению, в судебной практике есть единичные случаи, когда суды сделали выводы о том, что налогоплательщик все же должен истребовать копии налоговых деклараций своего контрагента, чтобы доказать проявление им должной осмотрительности.(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.11.2012 по делу N А53-10315/2010, Постановление ФАС Московского округа от 05.04.2010 N КА-А40/2524-10 по делу N А40-89408/09-127-495,Постановление ФАС Центрального округа от 18.02.2010 по делу N А35-2743/2009, Постановление ФАС Московского округа от 07.02.2013 по делу N А40-53628/12-91-299).

Интересно, что сведения о налоговой отчетности только с 1 июля 2016 года перестали быть налоговой тайной. Такие изменения внесены Федеральным законом от 01.05.2016 N 134-ФЗ . В связи с этим ФНС России выпустила информацию о том, что публикация открытых сведений о компаниях будет проходить в течение года — до 1 июля 2017 г. Каким образом налогоплательщики должны были получать такую информацию, уполномоченные органы умалчивают.

Должная осмотрительность и действительность сделки

Все налогоплательщики должны проявлять должную осмотрительность при заключении сделок с контрагентами. Этот постулат ФНС и Минфин не устают повторять в своих письмах. Однако в Налоговом кодексе прямых указаний на то, какой должна быть такая осмотрительность, нет. Согласно нормам статьи 171 НК РФ , которая регулирует порядок предоставления вычетов по НДС, право на возмещение налога можно получить только в случае проведения сделки с контрагентом, который является плательщиком НДС и должным образом исполняет свои обязанности по его уплате. Поэтому, если контрагент таким условиям не отвечает, вычет получить будет невозможно.

Судебная практика в вопросах проявления должной осмотрительности является очень противоречивой. Суды расходятся во мнениях, какие документы могут подтверждать проявление такой осмотрительности. Так, проверка факта регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) по мнению большинства судов, свидетельствует о проявлении налогоплательщиком должной осмотрительности. Существуют судебные акты, в том числе Постановления Президиума ВАС РФ, которые подтверждают такой подход. Также существуют судебные акты, согласно которым, если налогоплательщик не получил документы о государственной регистрации контрагента, это свидетельствует о непроявлении им должной осмотрительности. (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 18162/09 по делу N А11-1066/2009, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.03.2016 N Ф05-1148/2016, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.01.2016 N Ф09-10478/15 по делу N А60-16399/2015 и др.)

Однако наравне с этими есть судебные акты с выводом о том, что получение налогоплательщиком сведений из ЕГРЮЛ еще не свидетельствует о проявлении им должной осмотрительности. (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.05.2016 N Ф04-1435/2016 по делу N А27-15861/2015, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.04.2016 N Ф06-7061/2016 по делу N А49-6697/2015 и др.)

Таким образом, в отсутствие официальной позиции и единообразной практики по данному вопросу, нельзя уверенно утверждать, какие документы может запросить ФНС в качестве доказательств проявления должной осмотрительности. Но отчаиваться не нужно хотя бы потому, что главным доказательством является реальность сделки. Если налогоплательщик приобрел товары или услуги, которые были предназначены для ведения хозяйственной деятельности в целях получения прибыли, и у него есть пакет документов от поставщика, то он может отказывать налоговому органу в предоставлении дополнительных документов. Ведь, как сказано в письме ФНС от 24 июля 2015 г. N ЕД-4-2/[email protected]:

Правда, такой отказ однозначно приведет налогоплательщика в суд, где ему придется отстаивать реальность сделки и свое право на получение вычета. Но это уже другая история.

Требование от ИФНС о детализации юридического адреса

Получили требование от ифнс о внесении детализации в юридический адрес организации, а именно дополнить его номером офиса.

В договоре аренды номер офиса отсутствует.

Что делать в этой ситуации? Отписаться в адрес ифнс и приложить договор, либо переделывать договор и вносить требуемые изменения.

Копия требования во вложении.

Ответы юристов (11)

Если не хотите долго и упорно бодаться с ФНС — лучше уточните адрес. Вам это, по сути, ничего не стоит. Отсутствие указания конкретного помещения может сделать затруднительным уведомление Вашей организации (по иронии судьбы при этом письма от налоговой Вы исправно получаете).

Уточнение клиента

совершенно верно корреспонденция приходит исправно

24 Января 2017, 13:09

Есть вопрос к юристу?

Александр, добрый день!

Необходимо установить точный адрес и добавить его в договор (можно не переделывая, дополнительным соглашением включить пункт), и подать в налоговую форму Р14001, с указанием в ней адреса.

Смотрите так же:  Образец заполнения заявления на смену фамилии

Уточнение клиента

к форме 14001, копию нового договора или доп соглашения прикладывать нужно?

24 Января 2017, 13:12

Добрый день, Александр.

Формально Вы здесь можете поспорить с налоговой, но на мой взгляд проще и быстрее уточнить адрес, с арендодателем можно подписать дополнительное соглашение, в котором более конкретно прописать адрес арендуемого помещения.

С Уважением.
Васильев Дмитрий.

Александр, здравствуйте! Давайте обратимся к Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»

1. При разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон) адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее — ГК РФ).

В Вашем случае, считаю, что необходимо уточнить данный адрес, и переделать договор аренды. а так же внести изменения в ЕГРЮЛ, поскольку ИФНС может применить санкции, в связи с тем что адрес не отражает полную информацию о месте расположения.

Положениями Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена обязанность регистрирующего органа по проведению проверки достоверности данных, включаемых в государственный реестр (п. 3 ст. 51 ГК РФ).В случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений об адресе места нахождения юридического лица, включаемых в ЕГРЮЛ, в том числе в случае наличия возражений относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, представленных собственником объекта недвижимости, регистрирующий орган проводит проверку достоверности сведений, включаемых в государственный реестр. При этом регистрирующий орган, вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации для проведения соответствующей проверки на срок до одного месяца (п. 4.2, 4.4 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).В целях подтверждения достоверности заявленных при государственной регистрации сведений рекомендуется представлять дополнительные документы, которые, не являются обязательными, но могут повлиять на результат предоставления государственной услуги и сократить сроки рассмотрения документов.Если адресом юридического лица является не здание в целом, а только его отдельные помещения (данное обстоятельство можно установить из свидетельства о государственной регистрации права, договора аренды и субаренды, гарантийного письма), то в представляемом для государственной регистрации заявлении в обязательном порядке указывается конкретный ориентир, который может быть отражен как виде нумерации офиса, помещения, так и нумерации этажа либо отдельного входа, подъезда.Отсутствие в представленном на регистрацию заявлении указания конкретных элементов адреса (адресных ориентиров объекта недвижимости), в котором будет размещаться исполнительный орган юридического лица, влечет за собой принятие регистрирующим органом решения об отказе.В основном при обжаловании таких решений заявители обосновывают свою позицию отсутствием в правоустанавливающих документах отдельных обозначений места положения объекта недвижимости, находящегося в собственности, таких как нумерация соответствующих помещений. Однако необходимо разграничивать адрес объекта недвижимости, необходимый для государственной регистрации права на него, и адрес места нахождения юридического лица, указанный при государственной регистрации, присваиваемый собственником самостоятельно с целью надлежащей идентификации места нахождения юридического лица.Позиция Единого регистрационного центра поддерживается вышестоящим налоговым органом и соответствует позиции, изложенной в судебных актах, например в Определении Высшего Арбитражного Суда от 15.01.2014 № ВАС-19239/13.В отношении решения об отказе в государственной регистрации заявители могут получить разъяснения по телефону, при личном обращении или на личном приеме у заместителя начальника Единого регистрационного центра, курирующего соответствующее направление работы.Позиция Единого регистрационного центра может быть обжалована в соответствии с положениями главы 8.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Преимуществом разрешения споров в досудебном порядке является оперативное устранение спорных ситуаций.

Р14001 Для указания юридического адреса:

Для изменения сведений потребуется страница 001, листы Б и Р. В лист Б вносим сведения о новом адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа (иного органа или лица, действующего по доверенности от имени ООО). Для указания улиц, шоссе, проспектов и т.п., необходимо использовать сокращения, список которых доступен в приведенной выше официальной инструкции в приложении №2.

Да, нужно приложить. Так же отмечу, что необходимо в указанный срок уведомить ИФНС о том, что Вы внесли изменения, отправив новую выписку из ЕГРЮЛ.

Два требования ИФНС в одном письме законны?

Внимание к деталям

Рассмотрим такую ситуацию. Из инспекции в рамках встречной проверки пришло требование о представлении документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Организация вовремя представила документы, однако спустя некоторое время получила из ИФНС акт о правонарушении за непредставление документов.

Стали разбираться, и выяснилось, что ИФНС в одном электронном запросе направила два разных требования. Организация подтвердила их получение одной квитанцией о приеме, но документы представила только по первому требованию. Второе требование бухгалтер не заметила — просто не ожидала, что оно вообще может быть. Ведь сам электронный документ называется «Требование о представлении документов», а не «Требования о представлении документов». Насколько законны такие действия инспекции?

Электронный документооборот между ИФНС и налогоплательщиками

В процессе электронного документооборота при направлении требования о представлении документов и при представлении истребуемых документов по телекоммуникационным каналам связи участвуют различные технологические электронные документ ы п. 4 Порядка, утв. Приказом ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/[email protected] :

• подтверждение даты отправки;

• квитанция о приеме;

• уведомление об отказе в приеме;

• извещение о получении электронного документа.

Любой из этих документов предусматривает указание одного имени файла или нескольких имен файлов, причем наименование каждого файла не включает в себя указание на то, какой именно документ направлен. При этом в одном файле может содержаться несколько файлов, такой файл называется контейнером. Прямой аналог такого файла — электронная папка.

Таким образом, если выполнен порядок направления, передачи и приема файла, содержащего несколько требований о представлении документов (информации), эти требования считаются полученными и подлежат исполнению. Если организация получила в одном файле два различных требования о представлении документов, но исполнила только одно из них, то налоговый орган вправе составить акт о правонарушении.

Отвечаем на запрос

Первое, что нужно сделать вашей организации, если она получила требование о представлении документов в рамках встречной проверки, — это вовремя подтвердить получение требования. Квитанцию о приеме надо передать в инспекцию не позднее 6 рабочих дней считая со дня отправки требования налоговым органо м п. 6 ст. 6.1, п. 5.1 ст. 23 НК РФ . Иначе налоговики могут заблокировать ваш расчетный счет. На это у них есть 10 рабочих дней начиная со дня, когда истек шестидневный срок для направления квитанции. Правда, такая крайняя мера будет применена только в случае, если у вас есть обязанность сдавать электронные деклараци и п. 3 ст. 80 НК РФ .

Дальше у организации есть 5 рабочих дней для того, чтоб ы п. 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 93.1 НК РФ :

• или представить в свою инспекцию истребованные документы;

• или сообщить о том, что таких документов нет.

Если вы не представите вовремя запрошенные документы (имеющиеся у вас), налоговый орган может оштрафовать вашу организацию на 10 000 руб. п. 2 ст. 126 НК РФ

В ходе выездной проверки вашей организации инспекция также может предъявить вам несколько требований о представлении документо в п. 2 ст. 93 НК РФ . И все они могут быть направлены вам в одном электронном сообщении.

Если вы не представите вовремя запрошенные документы, налоговый орган может вас оштрафовать на 200 руб. за каждый непредставленный докумен т п. 1 ст. 126 НК РФ .