Меню Закрыть

Приказ 500 от 22102003

Третье Заявление ассоциации «ГОЛОС» по результатам краткосрочного наблюдения хода избирательных кампаний выборов, назначенных на 14 октября 2012 г.

1 Третье Заявление ассоциации «ГОЛОС» по результатам краткосрочного наблюдения хода избирательных кампаний выборов, назначенных на 14 октября 2012 г. (день голосования) Москва 15 октября 2012

2 Ассоциация «ГОЛОС» провела независимое долгосрочное и краткосрочное наблюдение за избирательным процессом. Наблюдение осуществляли прошедшие подготовку долгосрочные наблюдатели, корреспонденты газеты «Гражданский голос» и активисты Ассоциации. «ГОЛОС» получает информацию из средств массовой информации, из экспертных интервью с представителями политических партий, лидерами НКО, членами избирательных комиссий, а также от граждан, сообщающих сведения о нарушениях в ходе кампаний лично представителям Ассоциации и на горячую линию. Осуществляя наблюдение за избирательным процессом, Ассоциация прежде всего обращает внимание на следующие аспекты: 1. Соблюдение избирательных прав граждан и избирательных процедур; 2. Деятельность избирательных комиссий; 3. Использование административного ресурса в избирательной кампании; 4. Соблюдение равных возможностей для ведения избирательной кампании кандидатами и политическими партиями; 5. Соблюдение процедур голосования, подсчета голосов и объявление результатов голосования. Данное заявление третье в серии заявлений, фиксирующих ход избирательной кампании. Оно охватывает день голосования. По итогам выборов ассоциация «ГОЛОС» издаст аналитический доклад, в котором будут собраны и проанализированы все полученные документы и материалы. Особое внимание будет уделено фактам нарушений принципов свободных и демократических выборов на всех стадиях избирательной кампании. С архивом заявлений и докладов «ГОЛОСа» вы можете ознакомиться в Интернете по адресу: Дополнительная информация Телефон: (495) Электронная почта: Сайт: golos.org Карта нарушений: kartanarusheniy.org Твиттер: twitter.com/golos_org Фейсбук: facebook.com/golos.org ВКонтакте: vkontakte.ru/club Ассоциация «ГОЛОС», 2012

3 14 октября 2012 года в 5 регионах России прошло голосование по выборам губернаторов (Амурская, Белгородская, Брянская, Новгородская, Рязанская области) и в 6 регионах по выборам региональных парламентов (Северная Осетия, Удмуртская Республика, Краснодарский край, Пензенская, Саратовская и Сахалинская области). В Калининграде избран Глава города. Прошли выборы органов местного самоуправления в 7 ми административных центрах российских регионов: в городах Черкесск, Барнаул, Петропавловск Камчатский, Владивосток, Курск, Тверь, Ярославль. Кроме того, проводились дополнительные выборы депутатов региональных парламентов на имеющиеся вакансии по 22 округам в 14 регионах. Наибольшее число выборов депутатов представительных органов и глав поселений прошло в Адыгее, Республике Алтай, Карачаево Черкесской Республике, Республике Коми, Тывы, Якутии, Амурской, Архангельской области, Иркутской области (включая главу города Ангарска), Кировской, Ростовской, Томской областей, Ямало Ненецкого АО, отдельных районов Тверской области, Пермского края. Всего на 14 октября 2012 года по данным информационной базы ЦИК России назначено около 4,8 тысячи различных голосований. 1. ВЫВОДЫ Результаты наблюдения 14 октября свидетельствуют о продолжении практики использования правонарушающих технологий в день голосования. Прежде всего это относится к Саратовской, Рязанской области, г. Барнаулу и Краснодарскому краю. Многие из полученных ассоциацией «ГОЛОС» сведений имеют признаки уголовных преступлений или административных правонарушений. Всего корреспонденты «ГОЛОСа» посетили 1616 избирательных участков. В результате обработки полученных данных по 32 выборам разного уровня в 22 регионах, выявлены факты нарушений избирательных процедур, а также факты существенных недостатков в организации голосования. В день голосования и при подсчете голосов октября 2012 года на Горячую линию ассоциации «ГОЛОС» и Карту нарушений поступило около 850 сообщений (без учета сообщений, которые не прошли модерацию). Это немного больше, чем количество сообщений, поступавших в предыдущие единые дни голосования (от 500 в день голосования до 785 в день голосования ), но уступает числу сообщений во время дней голосования на федеральных выборах (2,5 тысячи и 3,5 тысячи ). Таким образом, следует отметить отсутствие тенденции к снижению числа сообщений о нарушениях. Увеличение числа сообщений связано с повышением уровня гражданской активности после выборов депутатов Государственной Думы в 2011 году, 2

4 увеличением числа идейно мотивированных наблюдателей, повышением уровня их квалификации. С учетом этих обстоятельств нельзя определенно говорить о повышении общего уровня нарушений в день голосования и при подсчете голосов, которое явно наблюдалось в России в течение периода годов. Сигналы о нарушениях в день голосования получены из 39 регионов. Наибольшее количество сообщений о нарушениях поступило из Саратовской области, Краснодарского края, Московской области, Рязанской области и Алтайского края. Следует отметить, что спектр нарушений в день голосования 14 октября остался таким же, каким он был на предыдущих выборах. Он включает в себя такие нарушения как: нарушение прав наблюдателей (точнее лиц, имеющих право присутствовать при работе избирательных комиссий); незаконные недопуски и удаления наблюдателей, ограничение прав на наблюдение и получение информации, угрозы и физическое воздействие на наблюдателей; нарушение принципа добровольности голосования, выражающееся в принуждении к получению открепительных удостоверений, к голосованию не по месту проживания, в нарушении правил проведения голосования вне помещения (использование «списков» вместо реестра заявлений на голосование вне помещения); прямые фальсификации при голосовании: голосование за других лиц по сговору с организаторами выборов («карусели»), «вброс голосов» в различных формах; нарушение процедур подсчета голосов: отсутствие разделения этапов подсчета голосов, несвоевременное занесение данных в увеличенную форму протокола, негласное проведение непосредственного подсчета голосов. Особо отметим, что принятые ЦИК РФ незадолго до дня голосования «Разъяснения порядка ведения наблюдателями фото и (или) видеосъемки в помещении для голосования», как и ожидалось, в силу своей неполноты и неопределенности в некоторых случаях содействовали увеличению напряженности на избирательных участках. К моменту составления данного заявления пока рано говорить о таком традиционном нарушении, как фальсификация протоколов участковых комиссий в непосредственно вышестоящих комиссиях, однако следует отметить, что на Карте нарушений присутствуют сообщения о недопуске наблюдателей в вышестоящие комиссии. Также рано говорить о последствиях проведения видеонаблюдения с помощью веб камер, которое проводилось на небольшой части (примерно одной четверти) задействованных избирательных участков. Имеются сообщения о том, что расположение веб камер в некоторых случаях не соответствовало требованиям 3

5 принятого ЦИК РФ Постановления «О Порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещении для голосования на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации». Кроме того, учитывая огромные затраты на организацию видеонаблюдения на предыдущих выборах, вызывает сожаление отсутствие видеонаблюдения на большинстве избирательных участков и отсутствие прямой трансляции с части участков, оборудованных веб камерами. «ГОЛОС» отмечает повсеместную рекордно низкую явку избирателей на уровне от 13 до 20%, которая стала закономерным следствием общих подходов к организации агитационных кампаний, недостаточного информирования избирателей, и все более массового отказа СМИ от предоставления политическим партиям и кандидатам платного и бесплатного эфирного времени и газетных площадей. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ ПРОЦЕДУР, УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНОМ Корреспонденты ассоциации «ГОЛОС» оценивали выполнение избирательных процедур, предусмотренных законом, отвечая на вопросы, представленные в их анкетных листах. Всего корреспонденты «ГОЛОСа» посетили 1616 избирательных участков. В результате обработки полученных данных по 32 выборам разного уровня в 22 регионах (Амурская, Белгородская, Брянская, Владимирская (г. Александров), Свердловская (города Нижний Тагил, Берёзовский, Первоуральск), Иркутская (г. Ангарск), Рязанская, Калининградская, Кировская, Костромская, Липецкая, Московская, Новгородская, Орловская, Пензенская, Саратовская, Тверская, Челябинская области, Алтайский, Краснодарский, Приморский края, Удмуртская Республика, Республика Татарстан), выявились факты нарушений некоторых избирательных процедур, а также факты существенных недостатков в организации голосования. 1. Нарушения на стадии открытия избирательного участка. Общественные контролеры «ГОЛОСа» встретились с наибольшими трудностями при допуске на участки в Краснодарском крае на 12 участках: 2214, 5815, 4639, 4639, 4353, 3509, 2129, 3727, 5821, 3524, 3405, 4959 и Рязанской области на 5 участках: 396, 1028, 1014, 906, 401. Председатель УИК не предъявил пустые ящики для голосования непосредственно перед началом голосования (Краснодарский край на 2 участках: 2614, 3509, Рязанская область на 4 участках: 1040, 869, 1013, 1013). 4

6 Отказ наблюдателям, членам комиссии с правом совещательного голоса ознакомиться со списками избирателей (Краснодарский край 4 участка: 5815, 2609, 2037, 2129, Рязанская область на 2 участках: 538, 1028). Нарушена процедура выдачи бюллетеней членам УИК под роспись (Краснодарский край на 5 участках 2610, 46, 2615, 4625, 2129, Рязанская область на 3 участка: 1032, 538, 978). Трудности в получении информации наблюдателями (Краснодарский край на 14 участках: 2288, 2113, 4611, 2050, 2296, 2030, 4512, 2609, 2037, 2237, 3727, 5821, 3524, 3405, Рязанская область на 7 участках: 396, 1032, 538, 537, 1040, 869, 401, Республика Татарстан на 2 участках: 1074, 1686, Пензенская область на 3 участках: 2, 207, 115). 2. Нарушения в процессе голосования наиболее распространены в следующих регионах: Трудности при допуске на избирательный участок корреспондентов газеты «Гражданский голос» (Краснодарский край на 18 участках из 331 наблюдаемого: 5815, 4612, 2214, 2099, 5804, 3509, 2008, 2173, 3706, 3707, 2205, 3721, 2206, 2354, 2144, 3524, 2129, 4623, Рязанская область 12 из 114: 1045, 587, 1036, 396, 923, 1014, 1028, 1029, 585, 580, 591, 401, Пензенская область на 16 из 106: 52, 128, 117, 10, 211, 51, 54, 86, 95, 181, 76, 209, 37, 210, 192, 78, г. Барнаул 11 из 183: 94, 28, 67, 119, 117, 69, 114, 163, 41, 143, 152 Агитационные материалы на расстоянии ближе 50 метров от здания, где проходит голосование (в том числе в помещении для голосования) (Краснодарский край на 9 участках из 331 наблюдаемого: 3711, 4413, 4412, 4411, 3515, 4414, 2133, 2614, 4647, г. Химки на 4 из 32: 3018, 3015, 3015, 3015, г. Владивосток на 8 из 128: 145, 139, 145, 199, 149, 244, 242, 243, Рязанская область на 4 из 114: 906, 1029, 580, 591, г. Барнаул 13 из 183: 214, 80, 81, 28, 67, 40, 39, 81, 41, 38, 82, 83, 1911 На участке отсутствует сводный плакат о кандидатах, избирательных объединениях (Краснодарский край на 6 участках из 331 наблюдаемого: 2099, 3509, 4651, 3710, 5807, 4647 Нарушен обзор наблюдателям за местами выдачи бюллетеней, избирательными ящиками и кабинками для голосования (Краснодарский край на 30 участках их 331 наблюдаемого: 3510, 2288, 34, 2121, 21, 2142, 2220, 44, 2009, 2207, 2146, 4441, 2038, 2342, 3008, 2006, 5807, 2210, 2003, 2030, 2147, 2343, 2104, 2128, 2205, 2278, 3524, 3405, 3727, 3412, г. Химки на 3 из 32: 3017, 3018, 3045, г. Ангарск на 5 из 62: 94, 86, 53, 108, 109, Рязанская область на 18 из 114: 906, 961, 883, 972, 881, 1020, 1045, 1019, 1052, 396, 1014, 1028, 1029, 580, 591, 876, 1032, 932, Тверская область на 5 из 73: 987, 1039, 985, 1040, 1038, 5

7 Пензенская область на 6 из 106: 115, 194, 195, 88, 209, 210, г. Барнаул 12 из 183: 94, 89, 119, 117, 118, 137, 138, 139, 115, 33, 34, 37 Сведения о нарушении процедуры выдачи бюллетеней (Краснодарский край на 4 участках из 331 наблюдаемого: 3509, 2113, 3008, 2001, Рязанская область на 6 из 114: 870, 870, 1036, 395, 1032, 932, Пензенская область на 4 из 106: 84, 61, 192, 66, г. Барнаул на 4 из 183: 94, 89, 34, 63 Сведения о том, что на данном участке осуществлялся подвоз избирателей (Краснодарский край на 15 участках из 331 наблюдаемого: 5803, 3716, 2113, 5807, 3514, 2205, 2615, 2237, 2111, 3524, 3405, 5821, 3727, 2103, 3412, Рязанская область на 8 из 114: 1019, 538, 873, 995, 918, 978, 932, 1035, Республика Татарстан на 2 из 25: 1083, 1072, Пензенская область на 5 из 106: 82, 84, 125, 61, 66, г. Барнаул на 12 из 183: 94, 17, 94, 89, 69, 76, 65, 180, 184, 20, 144, 234 Зафиксированы случаи когда списки избирателей не были сброшюрованы (Краснодарский край на 21 участках из 331: 3521, 4441, 3405, 3413, 4525, 3710, 3519, 4448, 4521, 3518, 4437, 4457, 4435, 2325, 4433, 2005, 4521, 2295, 2224, 4426, 4419, Рязанская область на 3 из 114: 945, 1021, 978 Сведения о вбросе бюллетеней, о голосовании за других лиц по сговору с комиссией («карусель», «круизное голосование»), о подкупе избирателей (Краснодарский край на 6 участках из 331: 3701, 2122, 2342, 2039, 2124, 2231, г. Пушкино на 3 участках из 38 наблюдаемых: 2299, 2307, 2318, Рязанская область на 4 из 114, Пензенская область на 17 из 106: 115, 79, 207, 116, 208, 117, 194, 195, 51, 182, 209, 210, 137, 61, 192, 185, 78, г. Барнаул на 11 из 183: 94, 113, 89, 1881, 180, 144, 152, 126, 83, 34, 102 Случаи давления на избирателей при голосовании (Краснодарский край на 6 участках из 331 наблюдаемого: 3509, 4522, 3720, 2135, 3721, 3512 Ограничения по размещению и перемещению наблюдателей в помещении для голосования (Краснодарский край на 33 участках из 331 наблюдаемых 4611, 5802, 2311, 5815, 3508, 3701, 5803, 5804, 3411, 2152, 2207, 2213, 3405, 4623, 2113, 2342, 5807, 2210, 2003, 3706, 2205, 2327, 2124, 2206, 4647, 5925, 2224, 5818, 3405, 5821, 3727, 2129, 4623, г. Пушкино на 3 из 38: 2298, 2304, 2299, г. Химки на 4 из 32: 3017, 3018, 3019, 3015, г. Владивосток на 4 из 128: 199, 244, 174, 245, Брянская область на 6 из 17: 325, 325, 329, 332, 325, 327, Рязанская область на 31 из 114: 900, 906, 869, 994, 961, 970, 883, 537, 881, 885, 998, 1020, 996, 1045, 1019, 538, 1036, 395, 396, 593, 862, 1014, 1028, 585, 580, 591, 919, 876, 1032, 932, 1039, г. Барнаул на 16 из 183: 80, 94, 27, 89, 119, 117, 141, 139, 212, 177, 41, 61, 33, 18, 34, 37) 6

Смотрите так же:  Фнс россии налоговый вычет на квартиру

8 Незаконные ограничения на проведение фото и видеосъемки (Краснодарский край на 21 участках из 331 наблюдаемого: 4612, 2213, 4623, 2113, 2342, 3008, 2003, 4620, 3706, 3714, 2205, 2274, 2124, 2206, 4647, 2224, 3524, 3405, 5821, 3727, 4623, г. Химки на 3 из 32: 3017, 3018, 3019, Рязанская область на 19 из 114: 900, 906, 929, 537, 881, 885, 998, 996, 887, 1045, 538, 396, 585, 580, 591, 876, 1032, 932, 1039, г. Липецк на 7 из 28 3, 5, 10, 4, 14, 8, 9, Пензенская область на 15 из 106: 79, 110, 187, 208, 117, 80, 51, 124, 54, 76, 182, 209, 210, 61, 78, г. Барнаул на 15 из 183: 80, 94, 27, 94, 119, 117, 139, 1889, 60, 41, 61, 83, 33, 34, 37 Проблемы с наблюдением за переносными ящиками для голосования, так как они находятся вне поля зрения наблюдателей (Краснодарский край на 25 участках из 331 наблюдаемого: 3509, 2121, 3522, 21, 2151, 3509, 3411, 2009, 2152, 3716, 2342, 3519, 5807, 2003, 3518, 2128, 3517, 3721, 2335, 2610, 2278, 5818, 3524, 3405, 5821, г. Ангарск на 6 из 62: 134, 106, 55, 55, 125, 89, Рязанская область на 12 из 114: 931, 537, 1026, 587, 594, 1014, 1029, 585, 580, 591, 876, 932 Случаи удаления наблюдателей, отстранения от работы членов комиссии (Краснодарский край на 8 участках из 331 наблюдаемого: 2113, 2342, 2006, 2205, 2109, 2133, 2294, 2129, Рязанская область на 5 из 114: 931, 537, 538, 396, 585 Для выездного голосования использовались списки, поданные собесами, советами ветеранов, главврачами больниц и т.п. (Краснодарский край на 37 участках из 331 наблюдаемого 2014, 2254, 4441, 4442, 4446, 4444, 3524, 4451, 2113, 2253, 2271, 4413, 2137, 2255, 4412, 2256, 2293, 4609, 4457, 4434, 4432, 2295, 2001, 2274, 2110, 2615, 2237, 2340, 2043, 2608, 2610, 2355, 2129, 4426, 4419, 3512, 2609, г. Пушкино на 5 из 38: 2298, 2304, 2330, 2305, 2327, г. Химки на 3 из 32: 3017, 2993, 3002, г. Владивосток на 8 из 128: 1936, 1937, 208, 212, 213, 214, 215, 207, г. Ангарск на 3 из 62: 66, 67, 92, Рязанская область на 15 из 114: 929, 868, 970, 885, 870, 925, 991, 538, 1026, 873, 395, 877, 1014, 401, 394, г. Челябинск на 6 из 24: 803, 793, 1035, 790, 802, 785, Новгородская область на 10 из 104: 443, 463, 456, 43, 462, 290, 453, 454, 468, 463, г. Ярославль на 4 из 151: 222, 220, 230, 247, г. Барнаул на 8 из 183: 66, 39, 87, 81, 234, 41, 153, 57 Случаи отказа наблюдателям в ознакомлении с реестром заявлений на голосование вне помещения (Краснодарский край на 6 участках из 331 наблюдаемых: 4611, 5802, 2113, 2030, 2295, 2609, Рязанская область на 10 из 114: 931, 869, 961, 922, 918, 585, 580, 591, 876, 932, Пензенская область на 9 из 106: 115, 128, 51, 63, 64, 209, 210, 192, Нарушения на стадии подсчёта голосов наиболее распространены являются в следующих регионах: 7

9 При подсчете присутствовали представители администрации (Краснодарский край на 13 участках из наблюдаемых 59: 2037, 2662, 3524, 5821, 3405, 2294, 3702, 2017, 5927, 2203, 2355, 2603, 4419, Новгородская область на 3 из 19: 463, 40, 15, г. Барнаул на 2 из 33: 83, 36). Нарушена процедура оглашения данных подсчета по каждой книге избирателей (Краснодарский край на 26 участках из наблюдаемых 59: 2232, 4441, 2124, 5811, 2219, 2037, 2007, 2111, 2030, 2005, 3504, 2005, 3727, 2662, 3524, 5821, 3405, 2615, 2614, 4609, 3516, 5927, 5812, 2355, 5818, 4647, г. Ангарск на 5 из 22: 80, 63, 134, 131, 105, Рязанская область на 15 из 26: 538, 1039, 932, 537, 394, 1028, 1040, 1014, 998, 961, 401, 1034, 996, 1050, 1034, Новгородская область 5 из 19: 267, 312, 228, 311, 15, Саратовская область на 4 из 7: 302, 1641, 1635, 1639). Были случаи отказа наблюдателям в возможности удостовериться в правильности подсчетов по списку избирателей (Краснодарский край на 16 участках из наблюдаемых 59: 4441, 2124, 2219, 2030, 3727, 2662, 3524, 5821, 3405, 2614, 4609, 5927, 2355, 4610, 5818, 4647, Рязанская область на 9 из 26: 538, 932, 394, 1028, 998, 961, 904, 929, 401). Не объявлялось количество заявлений на голосование вне помещения перед вскрытием каждого переносного ящика (Краснодарский край на 16 участках из наблюдаемых 59: 2278, 2124, 5811, 2005, 3727, 3524, 5821, 3405, 2614, 3703, 3512, 3516, 5812, 2355, 4610, 5818, Рязанская область на 6 из 26: 538, 1039, 932, 1014, 998, 904, Новгородская область на 2 из 19: 424, 15). При сортировке не предъявлялись отметки в каждом бюллетене (Краснодарский край на 19 участках из наблюдаемых 59: 2232, 2124, 5811, 2219, 2030, 3504, 3727, 2662, 3524, 5821, 3405, 3703, 4609, 5927, 5812, 2355, 4610, 5818, 4647, Рязанская область на 9 из 26: 538, 1039, 537, 1028, 1040, 961, 1034, 996, 1034, Новгородская область на 2 из 19: 228, 311, г. Барнаул на 3 из 33: 94, 153, 87). В нарушение процедуры бюллетени в рассортированных пачках подсчитывались не путем перекладывания последовательно в каждой пачке (Краснодарский край на 16 участка из наблюдаемых 59: 2278, 4441, 2124, 5811, 2340, 2037, 2030, 2005, 3727, 3703, 4609, 5812, 4610, 4340, 5818, 4647, г. Ангарск на 4 из 22: 80, 63, 131, 105, Рязанская область на 17 из 26: 538, 1039, 583, 932, 537, 1028, 1014, 998, 961, 929, 401, 1034, 892, 870, 996, 1034, 891, Новгородская область на 5 из 19: 424, 312, 228, 311, 15). Наблюдатели не могли видеть отметки во всех бюллетенях при подсчете голосов (Краснодарский край на 24 участках из наблюдаемых 59: 2232, 2124, 2144, 2149, 2037, 3504, 2005, 3727, 2662, 3412, 3524, 8

10 5821, 3405, 3703, 3512, 3702, 2327, 3516, 5927, 5812, 2355, 4610, 5818, 4647, г. Ангарск на 4 из 22: 80, 63, 131, 136, Рязанская область на 13 из 26: 538, 1039, 583, 932, 537, 1040, 998, 961, 929, 1034, 870, 996, 1034, Саратовская область 3 из 7: 302, 1639, 244, Пензенская область на 2 из 10: 185, 167). Данные не заносились в увеличенную форму протокола СРАЗУ после КАЖДОГО этапа подсчета голосов (Краснодарский край на 28 участках из наблюдаемых 59: 2232, 4441, 2124, 2340, 2162, 2037, 2007, 2111, 2030, 2005, 2005, 3727, 2662, 3412, 3524, 5821, 3405, 2615, 3703, 3512, 3516, 4354, 5927, 2335, 5812, 2355, 4340, 5818, г. Ангарск а 5 из 22: 80, 88, 131, 105, 133, Рязанская область на 15 из 26: 538, 1039, 932, 537, 394, 1014, 998, 961, 929, 401, 1034, 870, 996, 1034, 891, Новгородская область 4 из 19: 267, 228, 40, 15, 35, Саратовская область 4 из 7: 1641, 1635, 244, 1636, г. Барнаул на 2 из 22: 102, 87). Не соблюдалось разделение этапов подсчета голосов (Краснодарский край на 16 участках из наблюдаемых 59: 2232, 4441, 2124, 2007, 2030, 2005, 3727, 3524, 5821, 3405, 2615, 3703, 5812, 2355, 4340, 5818, г. Ангарск на 4 из 22: 80, 63, 88, 131, 105, Рязанская область на 16 из 26: 538, 932, 537, 394, 1028, 1014, 998, 961, 904, 929, 401, 1034, 892, 996, 1050, 1034, Новгородская область на 4 из 19: 267, 312, 40, 15). Протокол УИК составлялся не в помещении для голосования и не в присутствии наблюдателей (Краснодарский край на 14 участках из наблюдаемых 59: 4441, 2340, 2219, 2037, 2005, 2005, 2662, 3524, 5821, 3405, 4609, 2355, 4610, 5818, Рязанская область на 3 из 26: 396, 537, 929 Не были рассмотрены все письменные жалобы, заявления, поданные в УИК (Краснодарский край на 4 участках из наблюдаемых 59: 2007, 3703, 2295, 4647, Рязанская область на 3 из 26: 537, 961, 401). Были отказы в принятии письменных жалоб (Рязанская область на 2 участках из 26 наблюдаемых: 961, 996). Нарушена процедура подписи протокола об итогах голосования (Краснодарский край на 5 участках из 59 наблюдаемых: 2278, 2124, 3524, 5821, 3405). Нарушена процедура и в протокол не внесено количество жалоб, поданных в УИК (Краснодарский край на 3 участках из наблюдаемых 59: 2007, 3703, 2295, Рязанская область на 2 из 26: 396, 537). Нарушена процедура и заверенные копии протоколов не были выданы ДО отбытия первого экземпляра протокола в вышестоящую комиссию (Краснодарский край на 5 участках из наблюдаемых 59: 2340, 2037, 2662, 3703, 5927). 9

11 3. Сообщения, полученные на Горячую линию и Карту нарушений «ГОЛОСа» В течение дня голосования работала бесплатная горячая линия «ГОЛОСа» по приему сообщений о нарушениях и предоставлению юридических консультаций. Информация о нарушениях проходила предварительную первичную проверку и публиковалась на сайте Карта нарушений В итоге на карте было опубликовано 1112 сообщений, из них 847 получены в день голосования и во время подсчета голосов. Сигналы о нарушениях в день голосования получены из 39 регионов. Наибольшее количество сообщений о нарушениях поступило из Саратовской области, Краснодарского края, Московской области, Рязанской области и Алтайского края. 1 Саратовская область Краснодарский край Московская область 89 4 Рязанская область 88 5 Алтайский край 38 6 Пензенская область 34 7 Челябинская область 31 8 Тверская область 31 9 Брянская область Иркутская область Липецкая область Приморский край Республика Татарстан (Татарстан) Самарская область Республика Алтай Республика Саха (Якутия) Новгородская область 7 18 Тюменская область 6 19 Республика Коми 6 20 Амурская область 5 21 Владимирская область 5 22 Ярославская область 5 23 Калининградская область 24 Костромская область 4 25 Удмуртская Республика 4 26 Тульская область Кировская область 4 28 Орловская область 3 29 Ленинградская область 3 30 Свердловская область 3 31 Республика Северная Осетия Алания 32 Томская область 2 33 Вологодская область 1 34 Курская область 1 35 Сахалинская область 1 36 Республика Калмыкия 1 37 Камчатский край 1 38 Белгородская область 1 39 Кемеровская область 1 3 Тип нарушения Нарушение прав наблюдателей, членов комиссии, представителей СМИ Нарушения при голосовании по открепительным, «на дому», незаконное голосование 10 Количество сообщений Иные нарушения в день голосования 231 Нарушение в оформлении участка 79 Принуждение избирателей, нарушение тайны голосования

12 Нарушение правил итогов выборов, искажение результатов 57 Незаконная агитация 50 Невключение в списки избирателей, непредоставление права голоса 11 Нарушение прав наблюдателей, членов комиссии, представителей СМИ Отмечены многочисленные случаи нарушения прав наблюдателей, представителей СМИ и членов комиссий в части права на получение информации. Руководство комиссий отказывает в ознакомлении с документами избирательных комиссий (списки избирателей и реестры голосования вне помещений и т.д.). В некоторых участковых комиссиях от представителей СМИ незаконно требовали дополнительных документов: копию паспорта, свидетельство о регистрации СМИ, редакционное задание (помимо редакционного удостоверения). В некоторых случаях незаконное удаление невозможно оспорить в суде. Например, в Химках незаконно удалили представителя газеты «Гражданский голос» Миняйло Алексея с УИК 3017, а на участке 2996 представителю СМИ «Мой район» Ольге Балабановой в нарушение 67 ФЗ (ФЗГ) запретили вести фото и видеосъемку. Было подано заявление в суд, которое приняли, однако в противоречие ст. 78 ФЗГ их рассмотрят в двухмесячный срок, а не немедленно. Была подана жалоба председателю суда, однако рассмотрит он ее только в четверг. Отмечены случаи удаления членов комиссий с правом совещательного голоса, хотя согласно закону их можно только отстранить от работы, Например, в Саратовской области на УИК 326 удалили двух членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса Екатерину Федорову и Никиту Колпакова. Поступило несколько сообщений, связанных с физическим воздействием на участников выборов. В сообщении с выборов в Совет депутатов г. Богородицка Тульской области говорится, что двое молодых людей на избирательном участке попытались вбросить в ящик для голосования пачку бюллетеней. Наблюдателю Людмиле Егоровой удалось вовремя их остановить, однако в потасовке женщине сломали палец на руке. Корреспондентам «Гражданского голоса» в г. Сараи Рязанской области угрожают физической расправой. Тотально пытаются удалить со всех участков (их в Сараях четыре). Кандидата в депутаты от «Яблока» Сергея Ежова столкнули с лестницы в здании ТИКа (администрации района) после того, как отнёс жалобу на незаконное ограничение в правах его наблюдателей. Постановление ЦИК РФ от 3 октября 2012 года, регламентирующее порядок проведения наблюдателями фото и видеосъемки, как и ожидалось, породило дополнительные разногласия на избирательных участках. Прикрываясь указанным 11

13 постановлением, некоторые председатели комиссий устанавливают неудобные места для ведения съёмки, в некоторых случаях председатели комиссий вводят дополнительные ограничения на фото и видеосъемку, осуществляемую представителями СМИ. Более того, вопреки принятому Постановлению ЦИК имеются случаи запрета съемки и даже удаления наблюдателей в связи с осуществлением ими съемки (Рязань). Нарушения при голосовании по открепительным, «на дому», незаконное голосование (карусели) Принуждение к получению открепительных удостоверений в период избирательной кампании отразилось на дне голосовании. Например, в нашем распоряжении есть видеозапись, в которой сотрудница Бежицкого хлебокомбината Брянска обнародовала факт принуждения к получению открепительных удостоверений с целью 14 октября централизованно (на автобусах) поехать проголосовать на определенный участок города за определённого кандидата. Сообщения о массовом голосовании по открепительным удостоверениям и о доставке на избирательные участки избирателей с открепительными удостоверениями поступили из Брянской (УИК 663, УИК в школе 59), Рязанской (УИК 930, 932, 1002, 1003), Саратовской (УИК 2, 8, 9, 26, 138, 156, 29, 188, 192, 193, 174, 181, 184, 200, 206, 211, 216, 109, 16, 1253, 1259) областей, Краснодарского края (УИК 2325, 2056). Пи проверке фактов раздачи открепительных удостоверений корреспондент телеканала Дождь в Бранске Лола Тагаева стала свидетелем того, как привлекший внимание автомобиль Мерседес из которого якобы выдавали открепительные удостоверения попытались сбить и протащил на капоте около трехсот метров представителя штаба Потомского Руслана Шандрика. Он обратился в ГАИ, и по информации Тагаевой при нем установили, что машина принадлежит депутату городского совета от «Единой России» Виктору Колыхову. В частности, уполномоченный представитель Саратовского отделения партии «Справедливая Россия» Алексей Денисов направил в облизбирком и областное ГУ МВД заявления о нарушении избирательного законодательства. В этих заявлениях сообщается, что на избирательных участках 1253 и 1259 Петровского одномандатного избирательного округа 10 наблюдателями «СР» выявлены факты массового голосования по открепительным удостоверениям, имеющим один и тот же номер Также в Саратовской области рядом с УИК 26 полиция задержала два автобуса, которые возили «карусели». Третий автобус смог скрыться. Саратовское отделение ЛДПР сообщило о поимке кандидатом в депутаты Юлией Абрамовой «карусельщика». По словам партийцев, на участке 199 в 12

Смотрите так же:  Спор читы на спорлинги

14 Ленинском районе Саратова (101 я школа) молодой человек получил бюллетень, не сдав открепительное удостоверение ( выдан на округе 1). Полиция задержала «карусельщика», но вскоре, тот «сбежал». В Рязанской области корреспондент «ГОЛОСа» Батраков Антон на УИК 932 заметил подозрительных граждан, которые массово голосовали по открепительным удостоверениям. Далее он проследил за ними до УИК 930 (в той же школе), там они тоже получили бюллетени и проголосовали повторно. Корреспондент привлек к этому внимание, и одного человека удалось задержать, доказательства инцидента имеются (фотосъемка). Технология каруселей была в массовом порядке зафиксирована в Барнауле (УИК 1902, 1903, 1912, 1913, 90, 17, 89, 100, 109, 110, 100, 92, 23, 132, 1919, 99, 102, 1890, 152, 182, 49, 50, 180. Карусельщики приходили на участки с опознавательными знаками в паспортах. Некоторые нарушители были пойманы с поличным. Вбросы бюллетеней Из шести регионов поступили сигналы о произведенных вбросах бюллетеней или подготовки к ним: г. Барнаул (94), Краснодарский край (УИК 0460, 0249, 2228), Рязанская (1040, 1032), Тюменская (12, 13), Тверская (1050), Саратовская области на УИК 1638, а также пресечена попытка вброса 20 ти бюллетеней 1637 Голосование вне помещения Отмечены многочисленные случаи неправильного составления реестров на голосование вне помещения для голосования. Поступали сообщения о том, что избиратели не подавали заявки, к которым пришли с переносными ящиками. (Номера сообщения на Карте нарушений 1375, 1179, 833, 764, 694, 695). Отказы в работе КОИБ Вопреки заявлениям представителей ЦИК РФ об исключительной надежности КОИБ, на горячую линию поступали сообщения о сбоях в работе КОИБ, а также о том, что тестовые испытания, проводимые непосредственно перед началом голосования, давали в некоторых случаях отрицательный результат. Между тем, следует обратить внимание, что нормативные документы предусматривают, что сбои в работе КОИБ являются достаточными условиями для удовлетворения требований наблюдателей осуществить ручной пересчет голосов. (Номера сообщений на Карте нарушений 830, 854, 1045 Химки). Несоответствующая установка веб камер С некоторых участков поступают сообщения о расположении веб камер, не соответствующем Постановлению ЦИК РФ от 26 сентября 2012 года (о средствах видеонаблюдения на избирательных участках). В некоторых случаях веб камеры не обеспечивают трансляцию и видеозапись изображения общего вида помещения для голосования и избирательных ящиков, а вместо этого показывают совершенно 13

15 другие части помещения для голосования (пол, потолок). В определенной степени это связано с недостатками указанного Постановления, который не предусматривает возможность наблюдателей удостовериться в правильности передаваемого изображения. Например, в Рязанской области УИК 1052 Камера «Урна» показывает комиссию, камера «Комиссия» показывает наблюдателей. При этом урну не видно вообще. Ассоциация «ГОЛОС» достоверно о выборах с 2000 года Ассоциация некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «ГОЛОС» учреждена в 2000 году. «ГОЛОС» выступает за честные, прозрачные и свободные выборы. Ведет активную работу по просвещению избирателей, организует работу горячих линий, проводит долгосрочное и краткосрочное наблюдение за выборами. За 10 лет работы «ГОЛОС» на базе экспертных и практических материалов создал уникальную программу комплексного мониторинга выборов. Проведено наблюдение за четырьмя федеральными и сотнями региональных и местных избирательных кампаний. С 2005 года ассоциация «ГОЛОС» является членом Европейской сети организаций по наблюдению за выборами (ENEMO). С 2008 года «ГОЛОС» работает с ведущими российскими экспертами над созданием Избирательного кодекса России. В 2009 году ассоциация «ГОЛОС» в числе шести уважаемых НКО учредила медаль «Защитнику свободных выборов». В 2010 году «ГОЛОС» вошел в состав Глобальной сети национальных наблюдателей за выборами (GNDEM). Ассоциация «ГОЛОС» приглашает к сотрудничеству избирателей, наблюдателей, журналистов, правозащитников, членов избирательных комиссий, кандидатов и представителей политических партий. Наши стандарты Наблюдая за ходом избирательных кампаний, «ГОЛОС» руководствуется всеобщими универсальными международными избирательными стандартами (Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 6 декабря 1966 г. и вступивший в силу 23 марта 1976 г., Декларация о критериях свободных и справедливых выборов, принятая Межпарламентским Союзом 26 марта 1994 г.), а также региональными международными избирательными стандартами и нормами российского избирательного законодательства. Как организация, руководствующаяся всемирно принятыми стандартами мониторинга выборов, ассоциация «ГОЛОС» определила для себя пять основных принципов работы: прозрачность, профессионализм, объективность, точность и политический нейтралитет, как основные условия независимого и объективного наблюдения за выборами. «ГОЛОС» принимает все возможные меры для того, чтобы обязать своих сотрудников и активистов соблюдать данные принципы. Подробнее об ассоциации «ГОЛОС» на сайте 14

Приказ Минобороны РФ от 19 ноября 2007 г. № 500 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719»

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»* приказываю:

Инструкцию по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему приказу);

Порядок проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, проводимых органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (приложение N 2 к настоящему приказу).

а) общее руководство обеспечением функционирования и координацией деятельности системы воинского учета:

на Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации — в части учета офицеров запаса;

на Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации — в части учета граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе (далее именуются — призывники), солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;

б) обеспечение функционирования системы воинского учета на территории военных округов — на управления военных округов, а на территории Калининградской области — на командование Балтийского флота;

в) размещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке заказов Министерства обороны Российской Федерации на изготовление бланков военных билетов и удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, бланков удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу в периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также бланков извещений о зачислении на специальный воинский учет, бланков удостоверений личности военнослужащих Российской Федерации, бланков военных билетов офицеров запаса по заявкам Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации в части, их касающейся, — на Центр заказов и поставок материальных и технических средств Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации.

3. Военным комиссарам субъектов Российской Федерации, военным комиссарам муниципальных образований, имеющих статус городского поселения, городского округа, внутригородских территорий городов федерального значения, муниципального района, военным комиссарам объединенных военных комиссариатов нескольких муниципальных образований организовать доведение Инструкции и Порядка, указанных в пункте 1 настоящего приказа, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей организаций в части, их касающейся.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (Главное организационно-мобилизационное управление).

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 49 (ч. II), ст. 5220.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 2007 г.

Регистрационный N 10791

Приложение N 1
к приказу Минобороны РФ
от 19 ноября 2007 г. N 500

Инструкция
по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации

1. Настоящая Инструкция определяет организацию и порядок обеспечения функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации (далее именуются — граждане).

2. Контроль за выполнением военными комиссариатами требований Положения о воинском учете, а также за осуществлением органами местного самоуправления первичного воинского учета и за ведением организациями воинского учета осуществляется Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации, Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, командующими войсками военных округов и командующим Балтийским флотом.

3. Порядок проведения органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации и военными комиссариатами контроля за осуществлением органами местного самоуправления первичного воинского учета, показатели, по которым оценивается деятельность органов местного самоуправления по осуществлению первичного воинского учета, и критерии оценки их деятельности приведены в приложении N 1 к настоящей Инструкции.

4. Порядок осуществления органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления контроля за ведением организациями воинского учета, показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критерии оценки деятельности указанных организаций приведены в приложении N 2 к настоящей Инструкции.

5. Методические рекомендации по осуществлению первичного воинского учета в органах местного самоуправления и методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях разрабатываются и утверждаются начальником Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

6. Командующие войсками военных округов и командующий Балтийским флотом в целях обеспечения функционирования системы воинского учета на территории военных округов (Калининградской области):

а) организуют взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с органами внутренних дел, Государственной противопожарной службой, учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, территориальными органами Федеральной миграционной службы и организациями;

б) обеспечивают предоставление ежегодно (до 15 марта) в Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации обобщенных отчетов органов местного самоуправления о результатах осуществления первичного воинского учета в предшествующем году в соответствии с методическими рекомендациями по осуществлению первичного воинского учета в органах местного самоуправления;

в) организуют осуществление контроля за ведением воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в порядке, определяемом настоящей Инструкцией применительно к организациям;

г) организуют контроль за ведением органами местного самоуправления первичного воинского учета, в том числе контроль за целевым использованием субъектами Российской Федерации (органами местного самоуправления) субвенций, в соответствии с установленным порядком его проведения;

д) обеспечивают ежегодное представление в Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации следующих донесений:

ежеквартальных отчетов финансовых органов субъектов Российской Федерации о расходовании предоставленных субвенций в текстовом и электронном виде — в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации;

отчета о расходовании субвенций за прошедший год — ежегодно до 1 февраля согласно приложению N 3 к настоящей Инструкции;

обобщенных и согласованных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведений об органах местного самоуправления поселений и органах местного самоуправления городских округов, на которые возложены полномочия по воинскому учету, а также о планируемом объеме средств, необходимых для финансирования их полномочий по воинскому учету на плановый период*, поступивших от военных комиссариатов субъектов Российской Федерации, с приложением расчетов и обоснований заявленной потребности в бюджетных ассигнованиях — ежегодно до 1 февраля согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции.

7. Военные комиссары субъектов Российской Федерации, военные комиссары муниципальных образований, имеющих статус городского поселения, городского округа, внутригородских территорий городов федерального значения, муниципального района, военные комиссары объединенных военных комиссариатов нескольких муниципальных образований:

а) в установленном порядке организуют взаимодействие с органами внутренних дел, Государственной противопожарной службой, учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по вопросу направления документов воинского учета граждан, проходящих службу в указанных органах и учреждениях на должностях рядового и начальствующего состава, имеющих специальные звания, в военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания указанных граждан для оформления их постановки на специальный воинский учет.

При необходимости личной явки граждан информируют должностных лиц указанных органов и учреждений о необходимости оповещения граждан о личной явке в соответствующие военные комиссариаты;

Смотрите так же:  Заявление на пользование местом общего пользования

б) организуют хранение документов воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава, имеющих специальные звания, в военных комиссариатах в местах, исключающих доступ к ним посторонних лиц, в опечатанном виде;

в) не реже одного раза в год выносят на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, администраций муниципальных образований программу обеспечения устойчивого функционирования системы воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, и анализ выполнения предусмотренных указанной программой мероприятий;

г) организуют и осуществляют контроль за ведением органами местного самоуправления первичного воинского учета в соответствии с установленным порядком его проведения;

д) организуют и осуществляют контроль за ведением организациями воинского учета в соответствии с установленным порядком его проведения;

е) доводят до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, находящихся на обслуживаемой территории, формы документов воинского учета, устанавливаемые настоящей Инструкцией.

8. Военные комиссары муниципальных образований, имеющих статус городского поселения, городского округа, внутригородских территорий городов федерального значения, муниципального района, военные комиссары объединенных военных комиссариатов нескольких муниципальных образований (далее именуются — военные комиссары):

а) назначают ежегодно приказом должностное лицо, допущенное к работе с документами воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава, имеющих специальные звания;

б) производят зачисление на специальный воинский учет граждан, поступивших на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должности рядового и начальствующего состава, имеющих специальные звания, по мотивированным ходатайствам указанных органов и учреждений, направляемым в военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания указанных граждан, с приложением именных списков согласно приложению N 5 к настоящей Инструкции;

в) производят зачисление на общий воинский учет граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, по месту жительства или месту пребывания указанных граждан на основании извещений указанных органов и учреждений согласно приложению N 6 к настоящей Инструкции.

Воинский учет сотрудников подразделений криминальной милиции (уголовного розыска, оперативно-поисковых, по борьбе с организованной преступностью и экономическими преступлениями, специальных технических мероприятий), подразделений органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в которых законом предусмотрена служба, не допускающая разглашения сведений, раскрывающих принадлежность конкретных лиц к кадровому составу, осуществляется по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

г) направляют в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по мотивированным ходатайствам, подписанным руководителями указанных органов и учреждений, личные дела граждан для рассмотрения вопроса об их приеме на службу в данные органы и учреждения на должности рядового и начальствующего состава, а также для исчисления им выслуги лет, присвоения первого специального звания, назначения пенсии при увольнении. Время работы с личными делами в указанных органах и учреждениях не должно превышать при приеме на службу 2 месяцев, а в остальных случаях 1 месяца с момента получения личных дел. По истечении указанных сроков личные дела возвращаются в военные комиссариаты в установленном порядке;

д) производят постановку на воинский учет граждан женского пола, имеющих военно-учетные специальности.

В этих целях устанавливают взаимодействие с организациями и учреждениями, в которых работают или проходят обучение граждане женского пола по соответствующим профессиям, специальностям, направлениям подготовки согласно приложению к Положению о воинском учете.

Указанную категорию граждан женского пола принимают на воинский учет по мере получения соответствующих профессий, специальностей, направлений подготовки на основании именных списков, представляемых образовательными учреждениями согласно приложению N 7 к настоящей Инструкции.

9. Формы документов воинского учета (военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана; военного билета офицера запаса; временного удостоверения, выданного взамен военного билета; временного удостоверения, выданного взамен военного билета офицера запаса; удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу), а также формы документов первичного воинского учета, по которым осуществляется первичный воинский учет в органах местного самоуправления, порядок их ведения и хранения устанавливаются согласно приложению N 8 к настоящей Инструкции.

* Плановый период — очередной год и последующие 2 года.

Приложение N 1
к Инструкции (п. 3)

Порядок
проведения органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации и военными комиссариатами контроля за осуществлением органами местного самоуправления первичного воинского учета, показатели, по которым оценивается деятельность органов местного самоуправления по осуществлению первичного воинского учета, и критерии оценки их деятельности

1. При проведении контроля за осуществлением органами местного самоуправления первичного воинского учета проверяется и определяется полнота охвата граждан первичным воинским учетом, качество осуществления первичного воинского учета, достоверность данных, характеризующих количественное и качественное состояние мобилизационных и призывных ресурсов, организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами органов местного самоуправления требований Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»* и Положения о воинском учете, а также целевое использование субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты (далее именуются — субвенции).

2. Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации осуществляют контроль за состоянием первичного воинского учета в органах местного самоуправления в рамках проведения комплексной проверки (по отдельным элементам (вопросам) штабов военных округов (Балтийского флота) и военных комиссариатов субъектов Российской Федерации или по отдельным планам.

3. Штабы военных округов (Балтийского флота) проверяют осуществление органами местного самоуправления первичного воинского учета в рамках проведения комплексной проверки подчиненных военных комиссариатов субъектов Российской Федерации, при этом проверяется не менее 2% органов местного самоуправления от общего количества органов местного самоуправления, осуществляющих первичный воинский учет граждан на территориях муниципальных образований проверяемого военного комиссариата субъекта Российской Федерации.

4. Военные комиссариаты субъектов Российской Федерации проверяют осуществление органами местного самоуправления первичного воинского учета в рамках проведения комплексной проверки (по отдельным элементам (вопросам) подчиненных военных комиссариатов, при этом проверяется не менее двух органов местного самоуправления, осуществляющих первичный воинский учет граждан на территории муниципального образования проверяемого военного комиссариата.

Военные комиссариаты ежегодно проводят комплексные проверки осуществления первичного воинского учета, в том числе целевого использования субвенций органами местного самоуправления. Проверки производятся за период с 1 января по 31 декабря предшествующего года по утвержденному в установленном военным комиссаром порядке графику. Проверке подвергается не менее 10% органов местного самоуправления от общего количества органов местного самоуправления, осуществляющих первичный воинский учет граждан на территории, на которой осуществляет свою деятельность военный комиссариат. В состав комиссии включаются: военный комиссар либо лицо, им уполномоченное (председатель комиссии), представители отделений военного комиссариата и работники финансовых органов (члены комиссии).

5. Проверка расходования субвенций организуется и проводится совместно с представителями уполномоченных органов субъектов Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. В этих целях в конце года, предшествующего планируемому, график проверок согласовывается с руководителями вышеуказанных органов.

Перечень проверяемых вопросов:

а) расходы на оплату труда и начисления на оплату труда:

освобожденных военно-учетных работников;

военно-учетных работников по совместительству;

б) расходы на материально-техническое обеспечение первичного воинского учета:

на оплату аренды помещений;

на оплату услуг связи;

на оплату транспортных услуг;

на оплату командировочных расходов;

на оплату коммунальных услуг;

на оплату почтовых расходов;

на оплату расходов, связанных с обеспечением мебелью, инвентарем, оргтехникой, средствами связи, расходными материалами.

6. Результаты комплексной проверки оформляются актом. Акт подписывается председателем и членами комиссии, а так же представителями органа местного самоуправления в лице руководителя (должностного лица им уполномоченного) и главного бухгалтера (бухгалтера). Акт представляется в организационно-мобилизационное управление штаба военного округа (Балтийского флота), военный комиссариат субъекта Российской Федерации и военный комиссариат.

Данные о количестве проверок и выявленных финансовых нарушениях отражаются в отчете о расходовании субвенций согласно приложению N 3 к Инструкции.

7. Качество осуществления органами местного самоуправления первичного воинского учета призывников, солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов, офицеров запаса** оценивается по следующим показателям:

а) организация осуществления первичного воинского учета в органах местного самоуправления;

б) полнота и достоверность документов первичного воинского учета в органах местного самоуправления.

8. Организация осуществления первичного воинского учета в органах местного самоуправления оценивается:

«удовлетворительно», если выполнены установленные федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и иными служебными документами обязанности по организации осуществления первичного воинского учета; документы по осуществлению первичного воинского учета разработаны в полном объеме и качественно; спланированные на день проверки мероприятия по осуществлению первичного воинского учета, взаимодействию с военными комиссариатами, органами внутренних дел и организациями, руководству и контролю за состоянием воинского учета в организациях выполнены не менее чем на 80%, не выявлены случаи нецелевого использования средств на осуществление полномочий по первичному воинскому учету;

«неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

9. Полнота и достоверность документов первичного воинского учета в органах местного самоуправления оцениваются:

«отлично», если отсутствуют документы первичного воинского учета*** с нарушениями правил, порядка или требований по их ведению, а также с расхождениями содержащихся в них сведений при практическом оповещении (контроле) с фактическими данными граждан или при контрольной сверке с документами воинского учета соответствующих военных комиссариатов, организаций, а также с карточками регистрации или домовыми книгами;

«хорошо», если количество документов первичного воинского учета с нарушениями правил, порядка или требований по их ведению, а также с расхождениями содержащихся в них сведений при практическом оповещении (контроле) с фактическими данными граждан или при контрольной сверке с документами воинского учета соответствующих военных комиссариатов, организаций, а также с карточками регистрации или домовыми книгами не превышает 5% от числа проверенных;

«удовлетворительно», если количество документов первичного воинского учета с нарушениями правил, порядка или требований по их ведению, а также с расхождениями содержащихся в них сведений при практическом оповещении (контроле) с фактическими данными граждан или при контрольной сверке с документами воинского учета соответствующих военных комиссариатов, организаций, а также с карточками регистрации или домовыми книгами составляет от 5 до 10% от числа проверенных;

«неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

10. Качество осуществления первичного воинского учета призывников и граждан, пребывающих в запасе, в органах местного самоуправления оценивается:

«отлично», если организация осуществления первичного воинского учета оценивается не ниже «удовлетворительно», а полнота и достоверность документов первичного воинского учета — «отлично»;

«хорошо», если организация осуществления первичного воинского учета оценивается не ниже «удовлетворительно», а полнота и достоверность документов первичного воинского учета — «хорошо»;

«удовлетворительно», если организация осуществления первичного воинского учета и полнота и достоверность документов первичного воинского учета оценены не ниже «удовлетворительно»;

«неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

11. Результаты проверок доводятся до глав органов местного самоуправления и отражаются в журналах проверок осуществления первичного воинского учета (приложение к настоящему Порядку), которые ведутся в военных комиссариатах и в органах местного самоуправления.

12. При выявлении серьезных недостатков в организации первичного воинского учета и случаев нецелевого использования средств на осуществление полномочий по первичному воинскому учету в органах местного самоуправления военные комиссары субъектов Российской Федерации сообщают об этом в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, 3030, 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27 (ч. I), ст. 2700; N 46 (ч. I), ст. 4437; N 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30 (ч. I), ст. 3110, 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 29, ст. 3122; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011.

**Далее в тексте настоящей Инструкции, если не оговорено особо, солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы, офицеры запаса будут именоваться гражданами, пребывающими в запасе.

***Проверяется не менее 1% документов первичного воинского учета из каждого состава: призывники, солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы, офицеры запаса от их общего количества. При практическом призыве и поставке мобилизационных людских ресурсов проверяется 100% документов воинского учета оповещаемых и поставляемых граждан.