Меню Закрыть

Конструктивный спор по кратохвилу

Конструктивный спор по кратохвилу

Сущность методики состоит в том, что супругам предлагают разыграть реальную или гипотетическую (согласно предложенному психологом исходному сценарию) конфликтную ситуацию, а затем с помощью специального опросного листа (оценочного формуляра) оценить эффективность своего поведения в только что разыгранной конфликтной ситуации.

В качестве исходных сценариев можно предложить, например, следующие ситуации [Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 461-463]:

Вам больше 30 лет. По профессии вы инженер. Характер работы бюрократический, не требующий особых профессиональных знаний. Заработок низкий, нерегулярный. Привычный, годами сложившийся коллектив. Рутина. Вы давно замужем. С мужем познакомились в институте. Есть ребенок, который сейчас находится у бабушки. Вам кажется, что с момента создания семьи муж занял позицию иждивенца, стороннего наблюдателя. «Настоящий, увлеченный, активный он там — на работе, с сослуживцами, друзьями». Дома предпочитает ни во что не вмешиваться.

Летний день. Один из многих в вашей жизни. Сегодня с утра было холодно, поэтому вы оделись в теплое шерстяное платье. Днем потеплело. Вы возвращаетесь домой после работы, едете в душном транспорте. В каждой руке у вас по тяжелой сумке с продуктами. Приходите домой и видите, что муж лежит на диване с книгой в руках. То ли читает, то ли спит. В кухне, куда вы зашли, ворох грязной посуды в мойке, грязь на полу.

Вы испытываете очень сильное чувство. Такое чувство, что. Многие мысли промелькнули в голове. Вы начинаете действовать в соответствии с этим вашим состоянием.

Вам за 30. Вы инженер одного из НИИ, занимаетесь научной и конструкторской работой. Вас это захватывает. Подчас задерживаетесь на работе, так как вам хочется обсудить свои идеи с коллегами, доделать то, что не успели. В коллективе вас уважают как специалиста, хотя вы и не сделали карьеры. Заработок низкий, он вас не удовлетворяет, но сам характер работы «все искупает». Общественной работы вы сторонитесь. У вас семья, с женой познакомились в институте. Один ребенок, сейчас у бабушки.

КОНСТРУКТИВНЫЙ СПОР

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое «КОНСТРУКТИВНЫЙ СПОР» в других словарях:

Спор — У этого термина существуют и другие значения, см. Спор (зарод). Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

ПСИХОТЕРАПИЯ В САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛОВИЯХ — Важным звеном лечебно реабилитационных мероприятий в нашей стране является санаторно курортный этап, так как больные, нуждающиеся в психотерапии, составляют значительный процент лиц, направляемых в санаторий. И. З. Вельвовским (1968), А.… … Психотерапевтическая энциклопедия

Проблема принадлежности южных Курильских островов — Спорные острова с российскими и японскими названиями Проблема принадлежности южных Курильских островов (яп. 北方領土問題 Хоппо: рё:до … Википедия

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ — [Соединённое Королевство Великобритании и Сев. Ирландии; англ. United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland], гос во Сев. Зап. Европы. Состоит из 4 географических и исторических частей Англии, Шотландии, Уэльса и Сев. Ирландии. Территория … Православная энциклопедия

Письмо десяти академиков — Эта статья находится в режиме поиска консенсуса. В настоящее время вокруг статьи происходит сложный конфликт участников, из за которого администраторы перевели её в особый режим. Существенные правки … Википедия

Пшеница — (Wheat) Пшеница это широко распространенная зерновая культура Понятие, классификация, ценность и питательные свойства сортов пшеницы Содержание >>>>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

МАКЕДОНИЯ. ИСТОРИЯ — Древний период. В начале II тысячелетия до н.э. район, который позже стал называться Македонией, был заселен главным образом иллирийцами на западе и фракийцами на востоке. Спустя тысячелетие горные районы Орестиды (близ нынешней Кастории) и… … Энциклопедия Кольера

ГЕРМАНИЯ — (Федеративная Республика Германия) государство в Западной Европе. По форме государственного устройства ФРГ федерация, в составе которой 16 земель (без каких либо национальных оснований). Каждая земля имеет собственную конституцию, выборный… … Энциклопедия юриста

Германия — Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… … Географическая энциклопедия

Чернов, Виктор Михайлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Чернов. Виктор Михайлович Чернов … Википедия

Правила конструктивного спора

Под конструктивным спором мы будем понимать коммуникацию, которая происходит по определенным правилам. Участники такого спора ставят перед собой цель найти лучшее решение, прийти к истине, ведя доказательство своей точки зрения по законам логики и теории аргументации, уважая и признавая мнения своего оппонента. Спор без правил не несет в себе никакой цели. Он легко превращается в конфликтную ситуацию, склоку, ругань или пустую болтологию.

Устанавливая в начале беседы с собеседником определенные правила, мы тем самым выводим спор на абсолютно другой уровень. Если стороны принимают правила «игры», они избавляют себя от возможных нападок, использования манипулятивных приемов, полемических уловок и всякого рода психологического давления. Для того чтобы спор был конструктивным, необходимо соблюдать несколько простых правил. Своеобразный кодекс конструктивного спора можно свести к следующим рекомендациям.

  • Вступая в общение, стороны должны сразу признать, что их точки зрения могут в чем-то или полностью расходиться. А значит, априори необходима свобода мнений.
  • Стороны должны определить цель спора. Например, найти лучшее решение, определить истину, прийти к компромиссу, сформировать коллективное мнение, рассмотреть вопрос со всех сторон, установить наибольшее количество «за» и «против» и т.д.
  • Любой спор должен иметь свою тему, которая не должна меняться или подменяться другой на протяжении всей коммуникации, чтобы не возникали логические ошибки тезиса, т.е. его потеря, подмена, сужение, расширение, смягчение или утяжеление. Тема тезиса должна быть понятна обеим сторонам.
  • Определите общее мнение сторон по вопросам обсуждения и то, что их разделяет. Это необходимо для конкретного и конструктивного общения по существу. Логично в ходе спора сначала пройтись по пунктам, объединяющим стороны спора, и только потом переходить к тем, что вызывают несогласие.
  • Старайтесь во время спора постоянно подчеркивать все виды общности с партнером, например сходство интересов, единую цель спора, согласие по некоторым положениям.
  • Подчеркивайте значимость партнера в ваших глазах.
  • Проявляйте гибкость и уступчивость – это главные принципы достижения успеха в споре.
  • Участники должны установить одно из главных и самых простых правил — не перебивать собеседника и дать ему высказаться в полной мере, не нарушая регламента выступлений (если это предусмотрено форматом встречи).
  • Если участники спора не до конца поняли, что сказал оппонент, они должны переспросить и уточнить. Домысливание и интерпретация не допускаются.
  • Стороны должны избегать явной конфронтации и превышения допустимого уровня эмоционального накала спора.
  • В случае своей неправоты каждая сторона спора обязана немедленно ее признать. Это относится, в том числе, и к вам!
  • Прежде чем критиковать оппонента, убедитесь, правильно ли вы его поняли. Используйте открытые и уточняющие вопросы.
  • Стороны должны быть ориентированы на совместный и взаимовыгодный поиск выхода из сложившейся ситуации, если спор, например, зашел в тупик или достиг своего эмоционального апогея.
  • Спорящие должны прибегать к лояльным и дозволенным приемам, предусмотренным теорией аргументации и продиктованным логикой. Никакого умышленного нарушения логических основ спора, использования уловок, манипуляций, давления на своего собеседника и никаких прочих «ударов ниже пояса» в конструктивном споре допускать нельзя.
  • Ни в коем случае нельзя переходить на личности. Спор нужно вести, основываясь на принципе взаимного уважения.
  • Собеседники должны четко понимать, что цель любого спора — если не разрешить, то, по крайней мере, прояснить обсуждаемую тему или проблему.
  • В конструктивном споре стороны должны проявлять эмпатию.
  • Сторона спора не должна упорствовать, если тезис доказан по правилам логики и теории аргументации.
  • Если есть возможность решить вопрос каким-либо другим образом, лучше, воспользовавшись советом Дейла Карнеги, уклониться от спора.

Лучше не спорить, если:

  • нет предмета спора;
  • нет достаточных знаний по теме спора;
  • у сторон нет общего понимания правил ведения конструктивного спора;
  • собеседник не хочет вести конструктивный спор и соблюдать принципы взаимного уважения;
  • у сторон нет противоположных мнений. Основные пункты разногласий должны быть понятны обеим сторонам. Часто оказывается, что собеседники спорили-спорили, а у них изначально были схожие или вообще одинаковые мнения по вопросу обсуждения;
  • сторона не желает найти лучшее решение, докопаться до истины. Спор ради спора допускается, если это входит в зону ваших интересов и используется в целях усовершенствования полемических навыков убеждения;
  • ваш оппонент спорит со всеми по поводу и без повода. Избегайте таких завзятых спорщиков, фанатов эристики, поскольку спор с ними ни к чему полезному не приведет;
  • вы знаете, что оппонент никогда не признает своей ошибки.
Смотрите так же:  Жидкий каштан развод для лохов

Спор — не просто столкновение мнений. Это важный элемент межличностного общения и взаимодействия людей. Полного совпадения мнений и позиций по всем вопросам не бывает в принципе. Конструктивный спор способствует прояснению и пониманию вопросов, вызывающих у собеседников разногласия, позволяет определить степень понимания партнером позиции оппонента. Даже если стороны не приходят к консенсусу, спор помогает им лучше понять собственные позиции, критично их оценить и сопоставить. Конструктивный спор делает нас богаче, ведь после столкновения и прояснений мнений мы критично оцениваем все «за» и «против», получаем новую информацию, предложения и идеи. Спор учит нас мыслить критично, уходить от шаблонности и стереотипности, а также умению слушать и слышать своего собеседника.

На главную страницу

Клуб директоров

Стратегии конструктивного и деструктивного поведения в конфликте

Деструктивные стратегии поведения в конфликте

Типичными деструктивными приемами воздействия на партнера в конфликтной ситуации является использование угроз, «эмоциональных ударов» (унижения, оскорбления в адрес противника), ссылка на авторитет (или его отрицание), уклонение от обсуждения проблемы, лесть и т. д. Рассмотрим несколько примеров деструктивных приемов.

1. Запугивание и угрозы. Общая формула: «потому что я сильнее тебя», «потому что если ты не…, то я …» Примеры: «У меня есть возможности оказать на вас влияние», «Если вы не решите мой вопрос, мне придется обратиться к вашему руководству».

2. Унижение партнера, оскорбления в его адрес. Общая формула: «потому что ты (делаешь это всегда неправильно; никогда не можешь ясно объяснить, что ты хочешь; никогда не доводишь дело до конца; просто дурак; ничего в этом не понимаешь)». Примеры: «Вы даже не в состоянии понять проблему», «Вы постоянно делаете ошибки в самых простых ситуациях».

3. Ссылки на свой авторитет или отрицание авторитета другого. Общая формула: «потому что я… (здесь решаю; лучше вас в этом разбираюсь)», «потому что вы… (совсем не так компетентны, правы, как думаете)». Примеры: «Поверьте, мне уже неоднократно приходилось принимать подобные решения», «Не думаю, чтобы вы в этом разбирались лучше других».

4. Уклонение от обсуждения проблемы. Примеры: «По-моему, вы драматизируете ситуацию», «Я вообще не вижу здесь никакой проблемы».

5. Лесть. Примеры: «Вы настолько лучше меня в этом разбираетесь, что вам нетрудно будет найти правильное решение проблемы», «Неужели ты не пойдешь мне навстречу, ведь ты же все можешь и тебе это ничего не стоит».

Стратегии конструктивного поведения
Одно из наиболее известных описаний приемов взаимодействия — это правила ведения конструктивного спора по Станиславу Кратохвилу (табл. 1 и 2), включающие описания позитивных и деструктивных приемов вербальной коммуникации в конфликтной ситуации.

Таблица 1. Конструктивный спор по Кратохвилу: стиль спора
(плюсы и минусы указаны — Илья Рабченок)
1. Конкретность
+ В споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению.
— Обобщение: поведение называется «типичным», ссылка на события прошедшие или не имеющие отношения к делу.
2. Вовлеченность
+ Оба увлечены, наносят и получают сильные «удары».
— Один из участников не задействован, находится в стороне от спора, оскорбляется, прекращает спор преждевременно и т. д.
3. Коммуникация
+ Ясная, открытая, каждый говорит за себя, думает то, что говорит. Его можно понять и ответить ему. Хорошая «обратная связь».
— Слишком частое повторение своих доводов и невнимание к доводам другого. Скрытые признаки непонимания, намеки, неясности «шум».
4. «Честная игра»
+ Не допускаются «удары ниже пояса» и принимается во внимание, сколько может вынести партнер.
— Аргументы не относятся к предмету спора, но нацелены в чувствительное место.

Что такое конструктивный спор? И что конкретно его отличает от неконструктивного спора?

Конструктивный спор должен быть конкретным, посвященным определенной проблеме, а его участники должны искренне хотеть решить эту проблему в ходе спора. Конструктивный спор подразумевает взаимную вежливость, честность участников, аргументированность каждого утверждения.

Грубо говоря, спор о том, кто виноват, едва ли будет конструктивным, а спор о том, что делать, имеет некоторые шансы оказаться таковым.

Приемы конструктивного взаимодействия

Практика взаимодействия в противоречивых ситуациях — соревнованиях, конфликтах, спорах, диспутах — сформировала и конструктивные традиции деятельности. Именно так, например, возникает специфический принцип «негативного сотрудничества»: «Агонистический принцип — это принцип борьбы при соблюдении определенных норм и правил, принцип честного соревнования, достойного ведения дискуссий, диалогического спора, предполагающего уважение к оппоненту. Соблюдение этого принципа предполагает спор, но не личную ссору, борьбу по правилам, но не грубую агрессивность, соревнование, но не бесстыдную конкуренцию, уважение человеческого достоинства оппонента или противостоящей коалиции и отрицание всякого антигуманизма в диалогическом взаимодействии».

Однако как уже отмечалось, приемы конструктивного взаимодействия в конфликте менее очевидны, сколь бы парадоксальным это ни казалось.

Традиции классиков в этой области — Аристотеля, Шопенгауэра, Поварнина — продолжены современными исследователями. Из наиболее известных описаний приемов взаимодействия — это правила ведения конструктивного спора по С. Кратохвилу (табл. 2. и 3.), включающие описание позитивных и деструктивных приемов вербальной коммуникации в конфликтной ситуации.

Таблица 2. Конструктивный спор по Кратохвилу. Стиль спора

В споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению «здесь и теперь».

Обобщение: поведение называется «типичным», ссылка на события прошедшие или не имеющие отношения к делу.

Оба увлечены, наносят и получают сильные «удары».

Один из участников не задействован, находится в стороне от спора, оскор — бляется, прекращает спор преждевременно и т.д.

Ясная, открытая, каждый говорит за себя, думает то, что говорит. Его можно понять и ответить ему. Хорошая «обратная связь».

Слишком частое повторение своих доводов и невнимание к доводам другого. Скрытые признаки непонимания, намеки, неясности, «шум»

Не допускаются «удары ниже пояса» и принима — ется во внимание, сколько может вынести партнер.

Аргументы не относятся к предмету спора, но нацелены в чувствительное место.

Таблица 3. Конструктивный спор по Кратохвилу. Результат спора

Что-то узнал или получил, научился чему-то новому.

Не узнал ничего нового.

Исчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснены претензии.

Напряжение не исчезло, а осталось или усилилось.

Спор привел к взаимопониманию и сближению партнеров. Есть ощущение, что это их касается, что так и должно быть. Сохраняют свое достоинство.

Партнеры более отдалены, чем прежде. Ощущение, что они не поняты или сильно обижены.

Устранение проблемы, разрешение ситуации, оправдания, извинения, планы на будущее.

Ничего не решено, участник не старается ничего исправить или оставляет это другому и не хочет его простить.

Наиболее распространенными приемами ведения обсуждения и предъявления своей позиции являются аргументы и контраргументации. К техникам аргументации обычно относят предъявление аргументов, развертывание аргументов и метод положительных ответов, а к техникам контраргументации — «перелицовку» аргументов партнера, их расчленение и встречное развертывание аргументации. Например, метод положительных ответов предполагает постановку конкретных вопросов, с помощью которых по каждому отдельному пункту достигается согласие оппонента и тем самым оба партнера постепенно приходят к одному выводу. Метод перелицовки направлен на подведение партнера к противоположным выводам с помощью постепенного прослеживания решения проблемы вместе с ним. Метод расчленения предполагает конкретизацию и разделение аргументов партнера с их последующей проработкой и т.д.

В эффективной реализации конфронтации Сидоренко различает следующие стадии: сообщение о своих чувствах, вызванных действиями партнера, усиление послания (в случае неэффективности первой попытки), выражение пожелания или просьбы, назначение санкций, реализация санкций.

Психологическое противостояние, помимо конфронтации, контраргументации, конструктивной критики, включает в себя приемы «психологической самообороны» и др. к техникам психологической самозащиты автор относит «технику бесконечного уточнения», «технику внешнего согласия» и «технику испорченной пластинки», когда участник общения в ответ на не устраивающие его действия партнера задает уточняющие вопросы, соглашается, не меняя своей позиции, повторяет одно и то же и т.д.

Приемы конструктивного и деструктивного взаимодействия в конфликте

Наталья Владимировна Гpишинa, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета.

Стратегии поведения, избираемые участниками конфликта, имеют решающее значение для его последующего развития, а зачастую и для конечного результата, исхода конфликта. Различают следующие стратегии поведения участников конфликта:

Доминирование (конкуренция, соперничество, борьба, напористость);

Уход (избегание, игнорирование);

Уступчивость (иногда обозначается как приспособление);

Сотрудничество (кооперация, интеграция).

Деструктивные приемы взаимодействия в конфликте

Типичными деструктивными приемами воздействия на партнера в конфликтной ситуации является использование угроз, “эмоциональных ударов” (унижения, оскорбления в адрес противника), ссылка на авторитет (или, напротив, его отрицание), уклонение от обсуждения проблемы, лесть и т. д. Рассмотрим несколько примеров деструктивных приемов.

Запугивание и угрозы. Общая формула: “потому что я сильнее тебя”, “потому что если ты не…, то я…”. Примеры: “У меня есть возможности оказать на вас влияние”, “Если вы не решите мой вопрос, мне придется обратиться к вашему руководству”.

Смотрите так же:  Федеральный закон n 148-фз

Унижение партнера, оскорбления в его адрес. Общая формула: “потому что ты (делаешь это всегда неправильно; никогда не можешь ясно объяснить, что ты хочешь; никогда не доводишь дело до конца; просто дурак; ничего в этом не понимаешь)”.Примеры: “Вы даже не в состоянии понять проблему”, “Вы постоянно делаете ошибки в самых простых ситуациях”.

Ссылки на свой авторитет или отрицание авторитета другого. Общая формула: “потому что я… (здесь решаю; лучше вас в этом разбираюсь)”, “потому что вы… (совсем не так компетентны, правы, как думаете)”.Примеры: “Поверьте, мне уже неоднократно приходилось принимать подобные решения”, “Не думаю, чтобы вы в этом разбирались лучше других”.

Уклонение от обсуждения проблемы. Примеры: “По-моему, вы драматизируете ситуацию”, “Я вообще не вижу здесь никакой проблемы”.

Лесть. Примеры: “Вы настолько лучше меня в этом разбираетесь, что вам нетрудно будет найти правильное решение проблемы”, “Неужели ты не пойдешь мне навстречу, ведь ты же все можешь и тебе это ничего не стоит”.

Проводившиеся нами эмпирические исследования, анализ конкретных ситуаций в трудовых коллективах, где возникало противостояние администрации и работника, позволяют проанализировать некоторые приемы силового воздействия, с использованием деструктивных приемов.

Среди наиболее часто и типично использовавшихся была выделена своеобразная “психологическая редукция”, сведение возникшей конфликтной ситуации к “плохому характеру” участника (или участников) конфликта. Работник жалуется на плохую организацию труда или несправедливость руководителя, а его обвиняют в “скандальности”. С помощью этого приема занятая человеком позиция интерпретируется как следствие тех или иных его личностных особенностей и тем самым обесценивается. При этом ему наносится “эмоциональный удар”, нередко вынуждающий его занять позицию защиты и оправдания себя.

Другой прием – это “привязывание” неустраивающего поведения работника к интересам группы, состоящее в противопоставлении интересов отдельной личности и группы в целом. В этом случае возникает потенциальная возможность давления на человека со стороны группы.

Следующий прием ослабления позиции партнера – это его компрометация, причем какие бы зоны ни затрагивались, она в целом способствует снижению доверия к человеку, что, в конечном счете, ослабляет его позицию.

Кроме упомянутых приемов воздействия на “конфликтующего” мы сталкивались и с другими тактиками “силового” воздействия на человека (“застать врасплох”, “найти уязвимые места у партнера и воспользоваться его слабостью”, наконец, использование угроз и других способов наиболее грубого давления). Все они, однако, связаны с применением силы и направлены на то, чтобы “подавить” партнера.

Однако методы воздействия на партнера могут включать в себя “мягкие” приемы и разнообразные формы манипулирования, позволяющие “переиграть” партнера. Все приемы манипулирования направлены на создание ситуаций, помогающих манипулятору использовать партнера для достижения своих целей.

Е. Доценко на основе анализа работ разных авторов выделил пять групп признаков, характеризующих манипуляцию:

Психологическое воздействие как родовой признак понятия;

Отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственных целей;

Стремление получить односторонний выигрыш;

Скрытый характер воздействия;

Использование (психологической) силы, игра на слабостях.

Приемы конструктивного взаимодействия

Одно из наиболее известных описаний приемов взаимодействия – это правила ведения конструктивного спора по С. Кратохвилу (табл. 1 и 2), включающие описания позитивных и деструктивных приемов вербальной коммуникации в конфликтной ситуации.

Таблица 1. Конструктивный спор по Кратохвилу: стиль спора

Таблица 2. Конструктивный спор по Кратохвилу: результат спора

Наиболее распространенными приемами ведения обсуждения и предъявления своей позиции являются приемы аргументации и контраргументации. К техникам аргументации обычно относят предъявление аргументов, развертывание аргументов и метод положительных ответов, а к техникам контраргументации – “перелицовку” аргументов партнера, их расчленение и встречное развертывание аргументации. Например, метод положительных ответов предполагает постановку конкретных вопросов, с помощью которых по каждому отдельному пункту достигается согласие оппонента и тем самым оба партнера постепенно приходят к одному выводу; метод перелицовки направлен на подведение партнера к противоположным выводам с помощью постепенного прослеживания решения проблемы вместе с ним; метод расчленения предполагает конкретизацию и разделение аргументов партнера с их последующей проработкой и т. д.

Интересные материалы:

Основные стратегии поведения в конфликтеМихаил Анатольевич Гончаров, доктор экономических наук, профессор кафедры государственного управления и менеджмента РЭА им. Г. В. Плеханова. В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: что я выиграю, что я потеряю, какое значение имеет предмет спора для соперника. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение.

Приемы исследования природыA. Н. Кондратьев В. В. Митрофанов в своей книге [13] представил систему приемов решения научных задач (“7 нот”). В книге они описаны на интереснейшем фактическом материале. Эти приемы родились в результате многолетней работы и успешного решения конкретных научных задач. Приемы использовались и используются в той или иной интерпретации другими исследователями. Ценность книги Митрофанова состоит в том, что в ней доходчиво.

Особенности конструктивного исполнения и функционального применения персональных ЭВМСодержание Введение………………………………………………………………………………. стр. 2 Теоретическая часть……………………………………………………………… стр. 3 История создания персонального компьютера……………….. стр. 3 Основные блоки в составе персонального компьютера…… стр. 4 Логическое устройство компьютера………………………………. стр. 5 Внешние устройства компьютера………………………………….. стр. 7 Особенности применения персональных компьютеров……. стр. 8 Практическая часть……………………………………………………………… стр. 10 Задача на ПЭВМ, решаемая с использованием пакетов Электронных таблиц…………………………………………………….. стр. 10 Задача на ПЭВМ, решаемая с использованием систем.

Приемы управления вниманием в деловом общенииАвтор: Илья Исакович Аминов, кандидат психологических наук, психолог-консультант. Для успешного взаимодействия необходимо настроить собеседника на правильное восприятие информации, пробудить интерес к теме разговора и к происходящим событиям, сформировать готовность к пониманию и анализу сообщения. Для этого инициатору необходимо владеть приемами активизации и управления вниманием человека. Под активизацией внимания понимаются пробуждение активности восприятия человека, усиление его мыслительной деятельности и чувств. Конечно.

Разработка архитектурно-конструктивного проекта станции нейтрализации промышленных стоковСодержание 1. Введение 1.1 Исходные данные 1.2 Технология производства 2. Архитектурно-строительная часть 2.1 Объемно-планировочное решение 2.2 Архитектурно-конструктивное решение 2.2.1 Фундаменты 2.2.2 Фундаментные балки 2.2.3 Колонны 2.2.4 Подкрановые балки 2.2.5 Покрытие и перекрытия 2.2.6 Стены и перегородки 2.2.7 Лестницы и рабочие площадки 2.2.8 Окна 2.2.9 Двери, ворота 2.2.10 Полы 2.2.11 Кровля 2.2.12 Водосток 2.2.13 Внутренняя отделка 2.2.14 Водоотвод и канализация 2.3.

Речевые приемы манипуляции и тайного искажения информацииРечевые приемы манипуляции и тайного искажения информации Тaтьянa Пaвлoвнa Aвдулoвa, кандидат психологических наук, дoцент кaфедры вoзрастной пcихологии Moсковского государственного педагогического университета. Люди редко задумываются, насколько часто причиной непонимания нами друг друга служат ошибки, возникающие при передаче сообщения. Они запоминают в основном смысл сообщения, а не слова, которыми оно передавалось. Если смысл неправильно понят, то дальше возникнут ошибки. Тогда на входе.

Исследование влияния конструктивного выполнения проволочных резисторов на величину их паразитной емкостиИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОВОЛОЧНЫХ РЕЗИСТОРОВ НА ВЕЛИЧИНУ ИХ ПАРАЗИТНОЙ ЕМКОСТИ 1. Сущность проволочных резисторов Проволочные резисторы находят широкое применение в различной радиоэлектронной аппаратуре, измерительной технике, вычислительных и других устройствам, что обусловлено высокой стабильностью их электрических характеристик, незначительным уровнем собственных шумов, высокой точностью номинальной величина сопротивления, работоспособностью при высоких температурах и т. д. Однако следует знать, что проволочные резисторы, как.

Приемы рекламного воздействияВ различных подходах, сферах деятельности встречаются самые разные определения понятия “реклама”. Однако с практической точки зрения основная цель и предназначение коммерческой рекламы заключается в стимулировании продаж сейчас и/или в будущем тех или иных товаров или услуг. Для этого реклама воздействует на покупателя и способствует его действиям по приобретению рекламируемых товаров и услуг. При этом используется целый ряд различных методов и.

Неявные определения и приемы, заменяющие определениеЭссе На тему: “Неявные определения и приемы, заменяющие определение” По “Логике” Выполнил: студент __ курса Специальность: ______ Москва – 2010 Неявные определения и приемы, заменяющие определение Определение через род и видовое отличие – это очень удобный и эффективный инструмент раскрытия содержания понятий. Однако, как и любое другое орудие, этот вид определения имеет ограничения. Так, нельзя определить при помощи обращения к.

Приемы запоминания информацииОтто Эренберг Слово “мнемоника” происходит от греческого mnemonika – память и обозначает различные приемы, способствующие запоминанию информации. Такие упражнения использовались в Древнем Египте, Индии, Греции и Риме и дошли до нас во многих видах. Вы, наверное, знаете определенные приемы, которым вас учили в школе, для запоминания грамматических правил или исключений из них. К примеру, вас, возможно, учили следующему мнемоническому упражнению.

Основные приемы самовоспитанияЭксперт Михаил Иванович Станкин Очень непросто управлять чувствами и обуздывать их, но и этому можно научиться. Саморегуляция позволяет сдержанно относиться к другим людям и терпимо воспринимать их недостатки, вырабатывая умение не раздражаться в самых критических ситуациях. В выработке нравственной культуры, мужества, в формировании эрудиции и в умении руководить людьми немалую роль играют приемы самовоспитания: самооценка, самоприказ, самовнушение, самоодобрение, самокорректировка, саморегуляция.

Смотрите так же:  Выписаться из квартиры в никуда 2018

Этнографические приемы в маркетинговых исследованияхСЕРГЕЙ СОБОЛЕВ Допустим, у нас есть две во многом очень схожие марки… ну хотя бы растворимого кофе. Они практически ничем не отличаются по своим продуктовым характеристикам, находятся в одной ценовой категории, но при этом их потребители совершенно разные. Одни лояльны первой марке, другие – второй, и обе эти аудитории никак не пересекаются. Понятно, что у двух марок разные образы, это.

Стадии конфликтного противоборства: приемы, тактикиВладимир Георгиевич Зазыкин, доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной академии акмеологических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Действия многих оппонентов конфликта, независимо от его вида (за исключением внутриличностного), отличаются стереотипностью: применяемые тактики и приемы сменяют друг друга в определенной последовательности, сами они не отличаются разнообразием. Тем не менее многие участники конфликтов считают, что они действуют оригинально.

Психологические приемы спаивания населения РоссииПсихологические приемы спаивания населения России Московская государственная академия приборостроения и информатики 2012 г. Введение. За последние полвека наша страна превратилась из мирового лидера в порабощенную страну. Под угрозу поставлено существование нашего государства и выживание титульной нации – русского народа. Сначала нашим западным врагам удалось превратить страну, которая двигалась вперед семимильными шагами сначала в страну, топчущуюся на одном месте. Затем наша.

Сущность и типы педагогического регулирования взаимодействия детей дошкольного возраста. В. Н. Белкина Взаимодействие детей в группе сверстников, являясь по своей сути социальным взаимодействием, может по-разному влиять на становление личности ребенка. Фактически это та микросреда, которая наряду с взрослым окружением определяет направление и характер изменения его внутреннего мира. В этих условиях педагог занимает по отношению к контактам детей двуединую позицию: взаимодействуя в качестве субъекта с каждым ребенком в отдельности.

Художественные и технические приемы пения “на подобен”Архимандрит Гусейнова З. М. Пение “на подобен”, то есть по образцу какого-либо песнопения, проявляется в церковно-певческом искусстве в жанре стихир в трех основных видах1. 1. Пение по стандартному образцу-подобну, подборки которых фиксировались, как известно, в русских рукописях с древнейших времен (рукопись “Типографский Устав с Кондакарем”), затем в переломный момент в XV веке (две подборки подобнов в рукописи Российской национальной библиотеки.

Общие приемы и принципы естественно-научных исследованийМетоды и приемы естественно-научных исследований Понятие методологии и метода В современном понимании методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В частности, методология естествознания – это учение о принципах построения, формах и способах естественно-научного познания. Метод – это совокупность приемов, или операций, практической или теоретической деятельности. Метод неразрывно связан с теорией: любая система объективного знания может стать.

Технические приемы (АХД)Технические приемы (методы) АХД. Группировка и аналитические таблицы. Группировка показателей осуществляется по тем или иным признакам и необходимо для размещения показателей по месту и времени (по месту-предназначена для распределения показателей по объектам, цехам, участкам; по времени-предназначена для распределения показателей по периодам времени и необходима для быстрого, качественного и своевременного анализа экономических показателей работы предприятия). Аналитические таблицы отражают сгруппированные данные в.

Приемы сканированияЕсли Вы хотите получать по настоящему качественные изображения, придется смириться с тем, что сканирование – очень сложный процесс. Основная часть работы находится в последующей обработке изображений в программном пакете. В данной статье мы не будем досконально объяснять процесс, но приведем ряд приемов, которые будут полезны вам. Конечно, если у вас есть свои интересные идеи, мы с удовольствием включим их в.

Тактические приемы контрпропагандыЕлена Кузьменко Россия в настоящее время находится на переломном этапе развития: быстрыми темпами идет формирование отличных от прежних социальной и политической структур, складывается новая политическая элита, отрабатываются механизмы экономического и политического управления. Проведение честных выборов, обеспечение процесса голосования в рамках закона, проведение подсчета голосов без фальсификации – важнейшие элементы демократии. Они становятся не только формальной юридической процедурой, но, что гораздо.

Методы и приемы осуществления краеведческого принципа в преподавании географииМетоды и приемы осуществления краеведческого принципа в преподавании географии Константин Федосеевич Строев Осуществление краеведческого принципа в преподавании географии требует умелого сочетания разнообразных методов и приемов учебной работы. В одних случаях усвоение географических понятий происходит в процессе непосредственного изучения края; в других – из рассказов, чтения литературных и научных произведений о своем крае или из бесед о родных местах на уроках.

Приемы воспитательного аспекта образовательного процессаБондарь Инесса Леонидовна, заместитель директора педагогической гимназии №3 г. Минска В современной педагогике, начиная с 80-х годов, существует проблема определения приоритетных целей образования. Что важнее: знания или развитие личности ученика, его воспитание? Большинство, конечно, соглашается с тем, что, безусловно, важнее воспитание и развитие личности ребенка, а знания – одно из средств достижения этой цели. Однако в реальной школьной практике воспитательные.

Основные приемы работы в среде ТРАктюбинский Политехнический колледж Отчет По учебной практике По программированию Выполнила: Волоснова А. С Учащаяся Группы 202АС Проверила: Гайсагалеева Б. М Актобе 2010 ДНЕВНИК. ДАТА ТЕМА ПРОДЕЛАННАЯ РАБОТА ПРОВЕРКА 14.06.10 Виды загрузки. Основные приемы работы в среде ТР. Редактирование текста программы, процесс отладки. Изучили основные виды загрузки и приемы работы в ТР и процесс отладки. 14.06.10 Изучение команд редактирования отладки программ.

Приемы управления автомобилем в особо опасных условияхДнепропетровский государственный университет Внутренних дел Кафедра “Тактико-специальной подготовки” Реферат С “Автомобильной подготовки” На тему: “Приемы управления автомобилем в особо опасных условиях” Выполнил: Курсант 301 учебной группы Рядовой милиции Онищенко В. В. Проверил: Преподаватель кафедры “Тактико-специальной подготовки” Макаревич В. В. Днепропетровск 2007 План 1.Движение на скользкой дороге. 2. Движение в дождь. 3. Движение в зимнее время. 4. Движение в условиях горных.

Приемы языковой игры в детской журналистике Веселые картинки и МурзилкаМинистерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО “Кемеровский государственный университет” Кафедра журналистики и русской литературы ХХ века Шагимулина Дина Рамильевна Приемы языковой игры в детской журналистике (Веселые картинки” и “Мурзилка”) Курсовая работа Научный руководитель – Мохирева С. В. Оценка_______________ “____”_________2010 г. Кемерово 2010 Оглавление – Введение………………………………………………………………………1 – Глава 1. Исторический, композиционный, лексико-стилистический аспекты формирования детской прессы (на примере журналов.

Препятствия для эффективного взаимодействияТеперь, когда мы лучше понимаем элементы взаимодействия между людьми, нам осталось ответить на еще один вопрос: что препятствует передаче сообщения от индивидуума А к индивидууму Б и нахождению ими обоими общего мнения о его значении и важности. Мы уже говорили, что порядка 80 процентов рабочего времени у человека проходит во взаимодействии с другими людьми. Исследования показывают также, что около 50.

Социально-психологические аспекты взаимодействия групповых субъектовСоциально-психологические аспекты взаимодействия групповых субъектов Евгений Коханов Взаимодействие групповых субъектов является итогом эволюционного развития различных уровней организации общества. Их соответствующая роль и влияние сохраняются в скрытой или очевидной форме в любом акте взаимодействия. Важным с точки зрения функционирования PR, включенного в сеть межгрупповых отношений, является социологический уровень организации взаимодействия групп, то есть уровень конкретной реализации межгрупповых отношений. Такое понимание PR.

Дискурсные единицы, уровни, приемы и принципы речевого воздействия в когнитивном аспектеШуберт Элла Эдуардовна Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Краснодар 2006 Работа выполнена на кафедре теоретической и прикладной лингвистики Кубанского государственного университета Актуальность темы. Язык, как известно, обладает огромной воздействующей силой, и невозможно не реагировать на нее. Когда человек получает информацию, то он старается извлечь из нее какой-нибудь смысл и поэтому сразу начинает неосознанный поиск подходящего значения.

Принципы взаимодействия со СМИСодержание Введение. 3 1 Основные принципы взаимодействия со СМИ.. 4 2 Базовые PR-документы в отношениях со СМИ.. 4 2.1 Пресс-релиз. 4 2.2 Информационное письмо (backgrounder)4 2.3 Фактическая справка (fact sheet)4 2.4 Заявление для прессы.. 4 2.5 Пресс-кит. 4 2.6 Занимательная статья (feature)4 2.7 Случай из жизни (case story)4 2.8 Авторская статья (by-liner)4 2.9 Обзорнаястатья (round-up article)4 Заключение. 4 Список литературы.

Физико-химические методы анализа, их классификация и основные приемыФизик-химические методы анализа, их классификация и основные приемы Физико-химические методы анализа (ФХМА) основаны на использовании зависимости физических свойств веществ (например, светопоглощения, электрической проводимости и т. д.) от их химического состава. Иногда в литературе от ФХМА отделяют физические методы анализа, подчеркивая тем самым, что в ФХМА используется химическая реакция, а в физических – нет. Физические методы анализа и ФХМА, главным образом.

Зараз ви читаєте: Приемы конструктивного и деструктивного взаимодействия в конфликте