Меню Закрыть

Выходное пособие судей проект закона

Правительство России

О внесении в Госдуму проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации»

Распоряжение от 22 октября 2012 года №1967-р. Принятие федерального закона направлено на совершенствование процедуры присвоения квалификационных классов судьям и увеличение количества квалификационных классов судей с существенной дифференциацией оплаты за каждый квалификационный класс.

Распоряжение от 22 октября 2012 года №1967-р

Проект федерального закона разработан и внесен Минфином России во исполнение подпункта «д» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. №Пр-2801.

Подпунктом «д» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. №Пр-2801 предусмотрена подготовка изменений в законодательные акты Российской Федерации, предусматривающих совершенствование процедуры присвоения квалификационных классов судьям и увеличение количества квалификационных классов судей с существенной дифференциацией оплаты за каждый квалификационный класс.

В настоящее время постановлениями Верховного Совета Российской Федерации от 21 сентября 1992 г. №3503-1 и от 13 мая 1993 г. №4960-1 установлены порядок присвоения квалификационных классов судьям, их виды (высший квалификационный класс и первый–пятый квалификационные классы) и размеры доплат судьям за квалификационные классы в процентном отношении к должностным окладам от 15% (пятый квалификационный класс) до 30% (высший квалификационный класс).

Законопроектом предлагается увеличить количество квалификационных классов судей с шести до десяти. При этом размеры дополнительных выплат предлагается повысить с 15% до 30% от должностного оклада за низший квалификационный класс и с 30% до 150% за высший. Также предусматривается возможность выплаты судьям премий и оказания им материальной помощи в пределах установленного фонда оплаты труда.

Также законопроектом предлагается установить ежемесячное денежное вознаграждение судье, а также возможность выплаты иных ежемесячных надбавок, ежеквартального денежного поощрения, не входящего в состав ежемесячного денежного вознаграждения, и в пределах установленного фонда оплаты труда выплаты судьям премий и оказания им материальной помощи.

Размер ежемесячного денежного вознаграждения каждого конкретного судьи с учётом ежеквартального денежного поощрения не будет уменьшен по сравнению с оплатой труда, которая ему производится в настоящее время в соответствии с действующим законодательством.

Выплата выходного пособия судьям при увольнении, ежемесячного пожизненного содержания судьям, уходящим в отставку, и 50-процентной ежемесячной надбавки судьям, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, будет производиться из расчёта ежемесячного денежного вознаграждения.

При этом размеры выходного пособия, ежемесячного пожизненного содержания и 50-процентной надбавки судьям, имеющим право на получение пожизненного содержания, но продолжающим работать, не будут уменьшены по сравнению с размерами указанных выплат, рассчитанными исходя из действующих в настоящее время нормативов, в связи с увеличением размеров выплат по квалификационным классам.

Законопроектом учтено положение о пересмотре судьям, пребывающим в отставке на день вступления в силу законопроекта, выплат по ранее присвоенным квалификационным классам согласно таблице соответствия для работающих судей. При этом сохранена норма действующего законодательства, в соответствии с которой пребывающему в отставке судье выплачивается ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% заработной платы работающего по соответствующей должности судьи.

В связи с введением в системе оплаты труда судей нового понятия «ежемесячное денежное вознаграждение» взамен «заработной платы» законопроектом предусмотрено внесение изменений в ряд нормативных правовых актов Российской Федерации в части корректировки понятий.

Кроме того, признаётся утратившим силу ряд нормативных правовых актов, устанавливающих в настоящее время значительное количество различных надбавок и выплат в оплате труда судей.

Принятие федерального закона направлено на совершенствование процедуры присвоения квалификационных классов судьям и увеличение количества квалификационных классов судей с существенной дифференциацией оплаты за каждый квалификационный класс.

Судебную реформу учли в трехлетнем бюджете

В Госдуму внесли проект федерального бюджета на 2019–2021 годы, в нем рассчитано финансовое обеспечение судов на 2019 год. Штатная численность (согласно закону о бюджете от 2018 года), по сравнению с прошлым годом, осталась такой же. Судей судов общей юрисдикции без учета мировых судей останется работать 25 433 человека, работников их аппарата – 68 616 человек. То есть судебная реформа на общую численность сотрудников системы судов общей юрисдикции не повлияла.

В арбитражах бюджет учитывает 4319 судей, работников аппарата – 11 856 человек. В судебном департаменте численность сотрудников без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства составляет 6615 человек, из них 522 являются работниками центрального аппарата. В Верховном суде насчитывается 1392 работника аппарата.

Проект 2019 года учитывает бюджетные ассигнования на выплату выходного пособия судьям, ушедшим или удаленным в отставку «в том числе в связи с отказом судей от перевода в создаваемые кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции». На 2019 год запланировано 4,2 млрд руб., на 2020 год – 5,6 млрд руб., а на 2021 год эта цифра увеличится почти вдвое и составит 9,8 млрд руб. В эти же суммы включены единовременные пособия в связи со смертью судьи, ежемесячные возмещения в связи с гибелью судьи нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении.

В проекте бюджета заложены также ассигнования на выплаты денежных компенсаций истцам по решениям Европейского суда по правам человека. Они не изменились с 2018 года и вплоть до 2021 года составят по 600 млн руб. ежегодно. При этом реальные выплаты эти суммы могут не покрыть – в 2016 году Россия заплатила по решениям суда 500 млн руб., а в 2017 году – уже 1 млрд руб.

Несмотря на проект Минюста, в документе на следующую трехлетку не учитываются отдельной статьей расходы по выплатам для адвокатов по назначению. Проект, который ведомство представляло летом 2018 года, пока не внесен в Госдуму. По закону деятельность защитников по назначению оплачивается из федерального бюджета, однако после 2014 года в правительстве перестали прописывать в целевой статье расходов выплаты вознаграждения адвокатам по назначению.

Законопроект начал проходить профильные комитеты. Запланировано, что первое чтение основной финансовый план пройдет 24 октября.

Как в России решили кадровый вопрос новых судов

Закон о новых судах появился 30 июля 2018 года. Как сообщили в cуддепе «Право.ru», окончательную численность новых судов, а также уже существующих областных утвердили приказом от 9 августа. После этого приказ под номером 122 (он пока не опубликован на сайте суддепа) «спустился» в регионы. Дальше стояло две задачи: сокращение штатов для осуществления реформы и назначение председателей до 15 октября 2018 года. Изначально предполагалось, что переезжать для работы в новых судах откажется 451 судья. Кроме этого, новая система предполагает сокращение 1724 работников аппарата.

Отставки начались с Верховного суда Республики Татарстан в первых числах августа. В других судах к тому моменту они носили единичный характер: об отставке в этот период попросили судья Пермского краевого суда (с 31.08), судья Иркутского областного суда (с 28 сентября), судья Архангельского областного суда (с 10.10), две судьи Смоленского областного суда (дата окончания полномочий не указана).

«На прошлой неделе (прим. последняя неделя августа) в Верховный суд Республики Татарстан пришел приказ генерального директора судебного департамента об утверждении штатной численности судов. В соответствии с ним в Верховном суде РТ сокращаются 16 единиц судей и 21 – государственных служащих (работников аппарата). Изменения связаны с созданием апелляционных и кассационных судов», – рассказали «Право.ru» в пресс-службе Верховного суда Республики Татарстан. Задачу с сокращением решили так: в суде было шесть вакансий, поэтому в отставку ушли 10 судей, девять из них уже подали заявления, которые рассмотрела и одобрила ККС республики. И госслужащие, и судьи будут работать до 15 октября, «при увольнении судьи получают пособие как при уходе в отставку, госслужащие – компенсацию в размере четырёхмесячного денежного содержания». В Воронежский областной суд в начале сентября поступило распоряжение о сокращении девяти судей и 17 работников аппарата.

В пояснительной записке к законопроекту цифра сокращения штата судей основывалась на предполагаемом числе судей, которые могут отказаться от перевода, – 90 и 361, всего – 451 судья. Председатели судов уже установлены на должность. День начала работы судов установит Пленум Верховного суда, как сказано в законе, произойти это должно до 1 октября 2019 года. Суд при этом считается образованным, если в него набрано не менее половины судей от установленного числа.

В законе также прописано, что суды областного звена продолжат рассматривать апелляционные и кассационные жалобы, которые были поданы до 1 октября 2019 года или до момента формирования судов. «Шлейф» для судов областного звена и апелляционных и кассационных жалоб, поданных, например, в конце сентября, может растянуться еще на полгода. Работать суды при этом будут уже урезанным составом.

К осени следующего года предстоит рассмотреть и одобрить кандидатов на 904 судейские должности в кассационных и апелляционных судах. В финансовом обосновании к проекту говорилось, что перевозить оборудование экономически необоснованно. Поэтому, помимо сотрудников, новым судам потребуются здания и полный набор оборудования. На проведение всех госзакупок у судебного департамента будет год.

Смотрите так же:  Трудовой договор менеджера по подбору персонала

Пока массовой отставки судей, несмотря на примеры Татарстана и Воронежа, не было. Сейчас Госдума обсуждает проект закона основного финансового документа на следующую трехлетку, учитывает бюджетные ассигнования на выплату выходного пособия судьям, ушедшим или удаленным в отставку «в том числе в связи с отказом судей от перевода в создаваемые кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции». Такая формулировка используется впервые. Если в 2019 году на эти цели планируют выделить 4,2 млрд руб., в 2020 году – 5,6 млрд руб., то в 2021 году эта цифра увеличится почти вдвое и составит 9,8 млрд руб.

Проект федерального конституционного закона № 25824-5 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военный судах Российской Федерации»

Вносится Правительством Российской Федерации

Внести в Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3170) следующие изменения:

1) часть 3 статьи 26 изложить в следующей редакции:

«3. Военная служба судей военных судов и Военной коллегии приостанавливается в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе.»;

2) статью 27 изложить в следующей редакции:

«Статья 27. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда

Судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к судьям Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». При назначении на должности судей военного суда преимущественное право имеют военнослужащие, имеющие воинское звание офицера, а также граждане, имеющие воинское звание офицера, пребывающие в запасе или находящиеся в отставке.»;

а) части 2 и 3 признать утратившими силу;

б) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. В случае почетного ухода (почетного удаления) в отставку судей военных судов и Военной коллегии с одновременным увольнением с военной службы указанным судьям по их выбору выплачивается либо единовременное пособие при увольнении с военной службы, предусмотренное для военнослужащих федеральным законом, либо выходное пособие, предусмотренное Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».»;

а) часть 1 после слов «и командование воинских частей» дополнить словами «за пределами территории Российской Федерации»;

б) часть 3 признать утратившей силу;

в) часть 6 изложить в следующей редакции:

«6. Медицинское обслуживание судей военных судов (в том числе судей, пребывающих в отставке) и членов их семей, включая обеспечение лекарственными средствами и санаторно-курортное лечение, осуществляется по нормам и в порядке, которые установлены для судей федеральным законом, а судей Военной коллегии — в порядке, установленном для судей Верховного Суда Российской Федерации.»;

г) дополнить частью 6.1 следующего содержания:

«6.1. При отсутствии по месту расположения военного суда медицинских учреждений соответствующего уровня государственной или муниципальной системы здравоохранения медицинское обслуживание, обеспечение лекарственными средствами и санаторно-курортное лечение судей военных судов осуществляются медицинскими учреждениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с оплатой фактически произведенных ими расходов Судебным департаментом.»;

д) часть 7 признать утратившей силу;

а) в части 1 слова «Финансирование военных судов» заменить словами «Финансирование и обеспечение военных судов»;

б) в части 2 слова «, Военной коллегии и соответствующего подразделения Судебного департамента транспортом,», «вооружением,» и «их обслуживание, эксплуатация и охрана,» исключить;

а) часть 4 признать утратившей силу;

б) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. Работники аппаратов военных судов, Военной коллегии и Главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента являются федеральными государственными гражданскими служащими. Права и обязанности указанных работников, а также порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе.»;

в) третье предложение части 6 исключить;

г) в части 7 слова «(в том числе военнослужащих)» исключить;

д) часть 8 признать утратившей силу;

7) статью 35 признать утратившей силу;

8) статью 36 изложить в следующей редакции:

«Статья 36. Воинский учет судей военных судов и работников аппаратов военных судов, уволенных с военной службы

Воинский учет судей военных судов и Военной коллегии, работников аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента, уволенных с военной службы, и хранение их личных дел осуществляются соответствующими военными комиссариатами в порядке, установленном федеральным законом.»;

9) часть 2 статьи 42 признать утратившей силу;

10) приложение к указанному Федеральному конституционному закону признать утратившим силу.

1. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (далее — Военная коллегия), прикомандированные к указанным судебным органам на день вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона, вправе либо уволиться с военной службы по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», либо приостановить военную службу в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом. При этом при наличии их согласия они без переназначения продолжают исполнять свои служебные обязанности на государственных должностях в указанных судебных органах.

3. В целях недопущения снижения уровня материального обеспечения судей военных судов и Военной коллегии, продолжающих исполнять свои служебные обязанности на государственных должностях в указанных судебных органах, за ними сохраняется прежний уровень материального обеспечения и в их заработную плату включаются оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет и ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, установленные для военнослужащих, в том числе при исчислении выходного пособия и пожизненного содержания независимо от времени почетного ухода (почетного удаления) в отставку, в размерах на день вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона.

4. Судьям военных судов и Военной коллегии, которым сохранена выплата процентной надбавки за выслугу лет и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, установленных для военнослужащих, доплата за выслугу лет в должности судьи и надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, предусмотренные для судей Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», не выплачиваются.

5. Судьям военных судов и Военной коллегии, уволенным с военной службы в связи с принятием настоящего Федерального конституционного закона и продолжающим исполнять свои служебные обязанности на государственных должностях в указанных судебных органах, единовременное пособие, предусмотренное для военнослужащих при увольнении с военной службы, не выплачивается.

6. Судьям военных судов и Военной коллегии, продолжающим исполнять свои служебные обязанности на государственных должностях в указанных судебных органах, сохраняется право на оплату проезда один раз в год членов их семей к месту использования отпуска и обратно по основаниям, установленным на день вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона.

7. На военнослужащих, прикомандированных на день вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона к аппаратам военных судов и Военной коллегии, где учреждены должности федеральной государственной гражданской службы, при увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «ж» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при их увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и для граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

8. Финансовое обеспечение обязательств, связанных с исполнением настоящего Федерального конституционного закона, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и судов общей юрисдикции.

Пояснительная записка
к проекту федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации»

Представляемый проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» разработан в рамках выполнения решения Совета Безопасности Российской Федерации от 28 июня 2005 г. и направлен на совершенствование нормативно-правовой базы комплектования и обеспечения деятельности военных судов и судебных органов.

Основные изменения касаются упразднения следующих институтов:

1) прикомандирования военнослужащих к военным судам;

2) прохождения военной службы военнослужащими на должностях в аппаратах судов;

3) привлечения военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации для обеспечения деятельности военных судов и судебных органов.

В соответствии с законопроектом, судьям военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (далее — Военной коллегии) военная служба приостанавливается (по аналогии с депутатами Государственной Думы) на срок их полномочий. Со дня прекращения оснований для приостановления военной службы судья военного суда заключает контракт о прохождении военной службы или увольняется с военной службы.

Приостановление военной службы судьям военных судов, Военной коллегии означает приостановление действия условий заключенного ими контракта о прохождении военной службы.

Судьям военных судов срок приостановления военной службы засчитывается в общий трудовой стаж при назначении пенсии за выслугу лет. В течение данного срока судьям военных судов, Военной коллегии выплата денежного довольствия и иных дополнительных выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также присвоение очередных воинских званий не производятся.

Законопроектом предусматривается, что срок приостановления военной службы в случае продолжения военной службы засчитывается в выслугу лет, дающую право на присвоение очередного воинского звания, надбавку за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет, а также на получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

Смотрите так же:  Как оформить научную работу

Судьи военных судов и Военной коллегии, военная служба которым приостановлена, достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, подлежат увольнению с военной службы.

Согласно законопроекту судьей военного суда может быть назначен гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к судьям Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», преимущественное право при назначении на должности судей военных судов имеют офицеры, офицеры запаса или в отставке.

Социальная защита (медицинское обслуживание), обеспечение лекарственными средствами и санаторно-курортным лечением судей военных судов и членов их семей осуществляются по нормам и в порядке, которые установлены для судей федеральным законом, а судей Военной коллегии — в порядке, установленном для судей Верховного Суда Российской Федерации.

При отсутствии по месту расположения военного суда государственных или муниципальных медицинских учреждений лечение судей военных судов осуществляются медицинскими учреждениями Вооруженных Сил Российской Федерации с оплатой фактически произведенных указанными органами расходов Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу в аппаратах военных судов, увольняются с военной службы. При наличии их согласия они продолжают исполнять свои служебные обязанности в занимаемых должностях в тех же судебных органах.

Должности в аппаратах военных судов предлагается замещать федеральными государственными гражданскими служащими, реестр должностей которых в настоящее время утвержден Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574, вступившим в силу с 1 августа 2006 г., в связи с чем законопроектом предлагается пункт 4 статьи 33 Федерального конституционного закона «О военных судах» признать утратившим силу.

Материальное обеспечение работников аппаратов военных судов устанавливаются как для работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции.

Статьей 2 законопроекта установлено, что судьи военных судов и Военной коллегии, прикомандированные к указанным органам на день вступления закона в силу, вправе либо уволиться с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями или по иным имеющимся у них основаниям, предусмотренным законодательством о воинской обязанности и военной службе, либо приостановить военную службу.

В целях недопущения снижения уровня материального обеспечения судей военных судов и Военной коллегии, продолжающих исполнять свои служебные обязанности на государственных должностях в указанных судебных органах, за ними сохраняется прежний уровень материального обеспечения.

Так, судьям военных судов и Военной коллегии в заработную плату включаются выплаты в размере оклада по воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, установленные для военнослужащих, в том числе и при исчислении выходного пособия и пожизненного содержания, независимо от времени почетного ухода (почетного удаления) в отставку, в размерах на день вступления в силу Федерального конституционного закона.

Судьям военных судов и Военной коллегии, которым сохранена выплата процентной надбавки за выслугу лет и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, установленные для военнослужащих, доплата за выслугу лет в должности судьи и надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, предусмотренные для судей Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», не выплачиваются.

Судьям военных судов и Военной коллегии, уволенным с военной службы в связи с принятием закона и продолжающим исполнять свои служебные обязанности на государственных должностях в указанных судебных органах единовременное пособие, предусмотренное для военнослужащих при увольнении с военной службы не выплачивается.

Судьям военных судов и Военной коллегии, продолжающим исполнять свои служебные обязанности на государственных должностях в указанных судебных органах, сохраняется право на оплату проезда один раз в год членов семьи к месту использования отпуска и обратно, по основаниям, установленным на день вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона.

Статья 3 законопроекта предусматривает, что финансовое обеспечение обязательств, связанных с исполнением Федерального закона, осуществляется за счет федерального бюджета в пределах средств, выделенных на содержание Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Указанные нормы законопроекта предлагается ввести со дня его официального опубликования.

Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации»

В процессе реализации указанного законопроекта может возникнуть потребность в дополнительных бюджетных ассигнованиях на обеспечение следующих мероприятий:

на выплату единовременного пособия при увольнении с военной службы военнослужащих, прикомандированных к Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации (46 человек), работников аппаратов окружных (флотских) военных судов (23 человека) и гарнизонных военных судов (217 человек) из числа военнослужащих — 34 062,5 тыс. рублей.

на выплату выходного пособия при уходе в почетную отставку и увольнении с военной службы судей окружных (флотских) военных судов (128 человек), гарнизонных военных судов (145 человек) — 664 885,3 тыс. рублей.

на выплату ежемесячного пожизненного содержания взамен надбавки к денежному содержанию в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания 78 600,0 тыс. рублей.

начисление единого социального налога на денежное содержание судей и работников аппарата Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и военных судов;

расходы на текущее содержание военных судов, ранее осуществляемые Минобороны России.

Финансовое обеспечение названных мероприятий будет осуществляться из экономии бюджетных средств, образующейся после вступления в силу федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие (в том числе судьи и работники аппаратов военных судов из числа военнослужащих), общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства. До обеспечения жилыми помещениями за указанными военнослужащими сохраняется право на получение части денежного довольствия.

Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившим силу, приостановлению изменению, дополнению или принятию, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для обеспечения действия норм проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах в Российской Федерации»

В случае принятия указанного проекта федерального конституционного закона:

Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»;

Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»;

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 55-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

подлежат признанию утратившим силу:

Федеральный закон от 3 декабря 1994 г. N 55-ФЗ «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции»;

пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 13 апреля 1998 г. N 61-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Заключение Комитета по обороне Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 апреля 2008 г. N 11/1.1 по проекту федерального закона N 25824-5 “О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О военных судах Российской Федерации” (о приостановлении военной службы судей военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации), внесенный Правительством Российской Федерации”

Рассмотрев проект федерального закона N 25824-5 “О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О военных судах Российской Федерации” (о приостановлении военной службы судей военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:

Указанным законопроектом предлагается усовершенствовать нормативно-правовую базу комплектования и обеспечения деятельности военных судов и судебных органов.

Так по аналогии с депутатами Государственной Думы судьям военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации военная служба приостанавливается на срок их полномочий.

Со дня прекращения оснований для приостановления военной службы судья военного суда либо заключает контракт о прохождении военной службы либо увольняется с военной службы.

Законопроектом также предлагается замещать должности в аппаратах военных судов, которые ранее комплектовались военнослужащими, должностями федеральных государственных гражданских служащих.

Законопроектом предусматривается также сохранение гарантий правовой и социальной защиты этих категорий граждан и членов их семей.

Учитывая изложенное, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.

Заключение Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва
на проект федерального конституционного закона N 25824-5 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации», внесенный Правительством Российской Федерации

Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрен представленный законопроект, отмечает следующее.

С июля 2006 года в связи с внесением изменений в законодательство о военной службе упразднен институт прикомандирования военнослужащих к федеральным государственным органам. Тем самым были выполнены требования статьи 6 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», согласно которой военная служба отнесена к одному из видов федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях. Таким образом, исключены основания для прохождения военной службы не на воинских должностях в случае прикомандирования к органом, учреждениям и организациям, что повлекло за собой необходимость упразднения указанного института.

Смотрите так же:  64 налог

Данные изменения означают, что комплектование должностей судей военных судов, Военной коллегии Верховного Суда РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ должно осуществляться лицами, не являющимися военнослужащими.

Однако также необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что деятельность военных судов непосредственно связана с обеспечением обороны страны и безопасности государства, поскольку она направлена на укрепление законности и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации. Эти задачи наиболее полно и эффективно в условиях военной службы способны решать лишь военные суды. Во время пребывания Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории России, в условиях вооруженных конфликтов, в местностях проведения контртеррористических операций, в условиях чрезвычайного и военного положений именно военные суды наиболее качественно подготовлены к успешному решению задач правосудия. При этом, для надлежащего выполнения возложенных задач военные суды должны комплектоваться военнослужащими, имеющими специальное образование, подготовку и опыт военной службы. В этой связи представляется, что наиболее приемлемым вариантом при исключении института прикомандирования из законодательства будет являться приостановление военной службы военнослужащих, назначенных на должности судей военных судов.

Учитывая изложенное, предложение авторов законопроекта о приостановлении судьям военных судов и Военной коллегии Верховного Суда РФ военной службы на срок их полномочий позволит решать обозначенные задачи, не создавая правовых коллизий, и поэтому представляется обоснованным.

Вместе с тем, следует отметить необходимость доработки законопроекта в части определения порядка выплаты судьям военных судов денежного содержания и других социальных выплат на предмет согласованности соответствующих положений законопроекта с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Таким образом, поддерживая концепцию законопроекта, Комитет отмечает необходимость его доработки ко второму чтению.

Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе представленный законопроект одобрить в первом чтении.

Утверждено на заседании Комитета 15 мая 2008 года.

Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 апреля 2008 г. N вн2.2-1/1586
по проекту федерального конституционного закона N 25824-5 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации», внесенному Правительством Российской Федерации (первое чтение)

Изучив проект настоящего федерального конституционного закона, сообщаем следующее.

1. Проектную редакцию части 3 статьи 26 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» (далее — закон о военных судах), предусматривающую приостановление военной службы военнослужащих, назначенных судьями военных судов и Военной коллегии (пункт 1 статьи 1 проекта), следует согласовать с частями 2 и 5 статьи 2 настоящего проекта и статьей 4 одновременно внесенного проекта N 25837-5, предусматривающих альтернативное право таких военнослужащих либо на приостановление военной службы, либо на увольнение с военной службы.

Кроме того, полагаем, что указанное положение не является предметом регулирования закона о военных судах, как и проектной редакции статьи 36 этого же закона (пункт 8 статьи 1 проекта). Детальному регламентированию вопросов, связанных с приостановлением военной службы и вытекающих из этого последствий посвящена статья 45 и частично 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (с дополнениями, вносимыми проектом N 25837-5), а постановке на воинский учет — статья 8 указанного закона.

2. Проектная редакция части 3 статьи 26 и статьи 27 закона о военных судах (пункты 1 и 2 статьи 1 проекта) требует, по нашему мнению, корреспондирующих изменений пункта 2 статьи 26 того же закона, содержащего положение о возможности перевода судьи военного суда без его согласия в военный суд, находящийся за пределами территории Российской Федерации или действующий в местностях, где введено чрезвычайное положение. Согласно пункту 3 статьи 45 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее — закон о военной службе) военнослужащие, военная служба которых приостановлена, не считаются исполняющими обязанности военной службы. В этом случае применение к военному судье положения, базирующегося на том, что он одновременно является военнослужащим, вряд ли является правомерным.

3. Часть 5 статьи 29 закона о военных судах (пункт 3 статьи 1 проекта), регулирующую только один случай выплаты выходного пособия судьям военных судов и Военной коллегии при выходе или удалении в отставку — с одновременным увольнением с военной службы, следует согласовать со статьей 45 закона о военной службе (с дополнениями, вносимыми проектом N 25837-5), согласно которой при выходе в отставку судья военного суда и Военной коллегии вправе продолжить военную службу. Вопрос о соотношении выплаты выходного пособия, предусмотренного законом о статусе судей, и единовременного пособия, предусмотренного для военнослужащих, в этом случае проект оставляет открытым. В новой редакции части 5 этой статьи не сохранено положение, в соответствии с которым судьям военных судов и Военной коллегии, получившим выходное пособие за период работы в должности судьи и оставшимся на военной службе, впоследствии при увольнении с военной службы предусмотренное для военнослужащих единовременное пособие за этот период не выплачивается, что не учитывает положение пункта 13 статьи 45 закона о военной службе о включении срока приостановления военной службы в случае ее продолжения в выслугу лет военнослужащего, дающую право на получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, определяющим статус военнослужащих. Проектная редакция части 5 статьи 29 закона о военных судах требует также согласования с частью 5 статьи 2 проекта, предусматривающей, что судьям военных судов и Военной коллегии, уволившимся с военной службы, но не ушедшим (не удаленным) в отставку с должности судьи, единовременное пособие, предусмотренное для военнослужащих при увольнении с военной службы, не выплачивается. Редакция указанной части 5 статьи 2 проекта нуждается в уточнении, поскольку не учитывает, что судьи военных судов и Военной коллегии могут быть уволены с военной службы не только «в связи с принятием настоящего Федерального конституционного закона», но и по основаниям, установленным законом о военной службе, который не ограничивает право военнослужащего, срок военной службы которого приостановлен, на получение при увольнении с военной службы выплат, установленных федеральными законами для военнослужащих в случае увольнения.

4. При введении института приостановления военной службы для судей военных судов и Военной коллегии возникает вопрос о реализации действующего и не изменяемого проектом положения части 2 статьи 31 закона о военных судах, в соответствии с которым в случае гибели судьи военного суда или Военной коллегии не в связи с его служебной деятельностью, нетрудоспособные члены его семьи имеют право на получение пенсии по основаниям, установленным Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Данное положение следует согласовать с пунктом 1 статьи 2 и статьей 20 закона о статусе судей, не содержащих такой льготы для всех остальных федеральных судей.

5. Положения частей 3 и 4 статьи 2 проекта следует согласовать с пунктом 1 статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — закон о статусе судей), в соответствии с которым доплаты за выслугу лет, за квалификационные классы и доплаты за особые условия труда, которые не могут быть уменьшены, являются составными частями заработной платы судьи.

Положения частей 3 и 4 статьи 2 проекта также следует согласовать с пунктом 1 статье 29 закона о военных судах (в проектной редакции), предусматривающим выплату судьям военных судов и Военной коллегии денежного содержания по основаниям и в размерах, установленных для судей федеральным законом, и статьей 45 закона о военной службе, не устанавливающей право военнослужащих в период приостановления военной службы на получение каких-либо выплат, предусмотренных для военнослужащих. Судьи военных судов и Военной коллегии на сегодняшний день получают выплаты и надбавки как на основании закона о военной службе, так и на основании закона о статусе судей, в связи со своим двойным статусом — статусом военнослужащих и статусом судей.

6. Предусмотренное проектом сохранение судьям военных судов и Военной коллегии права на оплату проезда один раз в год членов их семей к месту использования отпуска и обратно (пункт 6 статьи 2 проекта) требует согласования с пунктом 2 статьи 19 закона о статусе судей, предоставляющим право на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно только судье, но не членам его семьи, и пунктом 3 статьи 45 закона о военной службе, согласно которому приостановление военной службы военнослужащего означает приостановление действия условий заключенного им контракта о прохождении военной службы, в том числе условия, предусматривающего право военнослужащего на соблюдение прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

7. Изменения, вносимые проектом в статью 33 закона о военных судах (пункт 6 статьи 1 проекта), ликвидируют институт прикомандирования военнослужащих к аппаратам военных судов и Военной коллегии, в связи с чем теряет смысл сохраняемое проектом положение части 9 статьи 33 этого же закона об особенностях пенсионного обеспечения работников аппаратов военных судов и Военной коллегии из числа военнослужащих.

8. Проект не вносит изменений в статьи 28 и 41 закона о военных судах, в то время как институт народных заседателей в действующем законодательстве отсутствует.

Замечания юридико-технического характера переданы в рабочем порядке.