Меню Закрыть

Приказ по проверке соединений

Глава 7. Требования по проверке и оценке состояния физической подготовленности военнослужащих Вооруженных Сил (ст.ст. 215 — 264)

Глава 7. Требования по проверке и оценке состояния физической подготовленности военнослужащих Вооруженных Сил

215. Командир (начальник) систематически проверяет, анализирует и оценивает уровень физической подготовленности подчиненных ему военнослужащих, состояние физической подготовки в подчиненных органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил.

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 31 июля 2013 г. N 560 пункт 216 изложен в новой редакции

216. Проверка физической подготовки проводится в целях определения уровня физической подготовленности военнослужащих. Проверка осуществляется:

в течение первых двух недель службы военнослужащих по призыву, прибывших в воинскую часть на ее пополнение;

перед подписанием гражданами контракта о прохождении военной службы и при его продлении;

в период вступительных (экзаменов) испытаний кандидатов при поступлении в военно-учебные заведения Министерства обороны;

ежеквартально (включая контрольную и итоговую) — военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

в процессе обучения курсантов и слушателей в ходе текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации, в ходе инспекторских проверок;

при назначении на вышестоящую должность.

Проверка состояния физической подготовки в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил, а также качества управления физической подготовкой осуществляется в ходе инспекторских, итоговых и контрольных проверок, при этом сроки проведения проверок определяются не менее чем за 3 месяца до начала проверки. Продолжительность проверки составляет: для батальона и ему равного — до 3 суток; для полка и ему равного — до 6 суток; для бригады — до 10 суток; для соединения и ему равного — до14 суток; для органов военного управления — до 6 суток.

217. Проверка физической подготовленности от воинской части и выше проводится с обязательным участием специалистов по физической подготовке.

218. В ходе проверки управлений воинских частей и организаций Вооруженных Сил в обязательном порядке к проверке привлекаются командиры (начальники) и их заместители.

219. В конце периода обучения, учебного года физическая подготовка проверяется до начала итоговой проверки (контрольных занятий) по отдельному плану, в период необходимый для 100%-ного охвата военнослужащих.

220. В военно-учебных заведениях по окончании каждого нечетного семестра обучения проводятся зачеты с оценкой по физической подготовке, в конце четных семестров — экзамены. На экзаменах и зачетах, начиная со 2-го семестра обучения, у слушателей и курсантов дополнительно проверяется теоретическая и организаторско-методическая подготовленность.

221. При проверке военно-учебного заведения оценивается:

уровень физической подготовленности военнослужащих (переменного и постоянного состава);

качество управления физической подготовкой;

уровень теоретической и организаторско-методической подготовленности командиров учебных подразделений, курсантов и слушателей;

состояние физической подготовки и спортивно-массовой работы в проверяемых подразделениях и военно-учебном заведении.

222. В учебных воинских частях в конце обучения проводится выпускной экзамен, на котором проверяется уровень физической подготовленности военнослужащих. У курсантов, обучающихся по программе командиров отделений и им равных, дополнительно проверяется уровень теоретической и организаторско-методической подготовленности.

223. По результатам проверки физической подготовки воинской части оцениваются и определяются:

уровень физической подготовленности военнослужащих;

уровень физической подготовки подразделений;

теоретические знания и организаторско-методические умения командиров подразделений;

качество управления физической подготовкой;

положительный опыт и недостатки в управлении физической подготовкой и их причины;

необходимые меры по улучшению физической подготовки в воинской части и подразделениях.

Проверка и оценка физической подготовленности военнослужащих

224. Военнослужащий в течение учебного года должен быть проверен и оценен по физическим упражнениям программы обучения.

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 31 июля 2013 г. N 560 пункт 225 изложен в новой редакции

225. Для проверки физической подготовленности военнослужащие распределяются на категории в зависимости от особенностей военно-профессиональной деятельности (далее — категории):

категория N 1: военнослужащие подразделений специального назначения, разведывательных, воздушно-десантных, десантно-штурмовых и морской пехоты;

категория N 2: личный состав основных подразделений и подразделений боевого обеспечения (кроме указанных в категории N 1) воинских частей видов (родов войск) Вооруженных Сил, управления соединений, воинских частей; слушатели и курсанты вузов;

категория N 3: военнослужащие подразделений материального, технического и медицинского обеспечения, ремонта и обслуживания, соединений (бригад) надводных кораблей и подводных лодок, военных оркестров, переменный состав учебных воинских частей (военнослужащие по контракту — курсанты). Военнослужащие, проходящие военную службу в органах военного управления (от управления объединения и выше), в организациях Вооруженных Сил.

Содержание категорий конкретизируется в Руководствах по физической подготовке в видах (родах войск) Вооруженных Сил.

Военнослужащие подразделений, не входящих в категории N 1 и 2 относятся к категории N 3.

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 31 июля 2013 г. N 560 пункт 226 изложен в новой редакции

226. Оценка уровня физической подготовленности военнослужащих определяется по сумме баллов, полученных ими за выполнение физических упражнений с учетом выполнения минимального порогового уровня в каждом упражнении, согласно таблице оценки физической подготовленности военнослужащих (приложение N 16 к настоящему Наставлению).

Перечень физических упражнений для проверки и оценки уровня развития физических качеств и двигательных навыков военнослужащих (приложение N 17 к настоящему Наставлению)(далее — Перечень физических упражнений) предлагается специалистами по физической подготовке и утверждается командирами (начальниками), проводящими проверку. Военнослужащим по контракту предоставляется право выбора упражнений из предложенных.

Физические упражнения на общую или скоростную выносливость назначаются для проверки во всех случаях, а остальные — с учетом прохождения программы и этапов военно-профессиональной деятельности согласно Перечню физических упражнений. Уровень развития каждого физического качества и двигательного навыка проверяется не более чем по одному упражнению (кроме военнослужащих органов военного управления от управления объединенного стратегического командования и выше), при этом при проверке по упражнениям N 48, 49, 55, 56 упражнения на выносливость не назначаются и на проверку выносится 3-4 упражнения. Упражнения на ловкость могут заменяться упражнениями на военно-прикладные навыки.

Для военнослужащих органов военного управления от управления объединенного стратегического командования и выше допускается выполнение двух упражнений на выбранное физическое качество с условием обязательного выполнения упражнения N 46 на выносливость.

227. Военнослужащие по призыву, проверяются по упражнениям программы физической подготовки, характеризующим основные физические качества и военно-прикладные навыки, которые определяются в видах (родах войск) Вооруженных Сил.

228. Для выполнения физического упражнения дается одна попытка. При падении со снаряда в упражнениях N 8, 11, 12, 13, 14 проверяемым предоставляется право еще одной попытки на выполнение упражнения.

229. Выполнение физических упражнений в целях улучшения полученной оценки не допускается.

230. В ходе проверки физические упражнения выполняются в следующей последовательности: упражнения на ловкость, упражнения на быстроту, силовые упражнения, приемы рукопашного боя, упражнения на выносливость, преодоление препятствий, плавание и упражнения в составе подразделения.

Все назначенные на проверку физические упражнения выполняются, как правило, в течение одного дня. Упражнения для оценки общей выносливости и военно-прикладных навыков могут выполняться в разные дни.

В отдельных случаях, порядок выполнения физических упражнений может быть изменен.

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 31 июля 2013 г. N 560 в пункт 231 внесены изменения

231. Проверка физической подготовленности военнослужащих проводится, как правило, в спортивной форме одежды, за исключением выполнения физических упражнений, для которых предусмотрена только военная форма одежды.

Для начисления баллов военнослужащим, выполняющим упражнения в усложненных условиях, учитываются поправки к результатам за выполнение упражнения (приложение N 18 к настоящему Наставлению).

232. Военнослужащий, не выполнивший назначенное физическое упражнение оценивается по нему «неудовлетворительно».

При невозможности военнослужащим выполнить физическое упражнение из-за болезни или травмы, проверяющий определяет упражнение того же качества, при этом оценивается индивидуальная практическая подготовленность военнослужащего.

Если военнослужащий отказывается сдавать проверку по физической подготовке без уважительной причины, то он оценивается «неудовлетворительно».

Военнослужащие, задействованные при несении службы в суточном наряде, боевом дежурстве и иных дежурных подразделениях (силах) воинской части к проверке не привлекаются. Им определяется отдельный день для сдачи проверки по физической подготовке.

233. Проверка военнослужащих по плаванию проводится при температуре воды не ниже плюс 18°С; лыжным гонкам и маршу на лыжах — при температуре воздуха не ниже минус 20°С, при ветре 5-10 м/с — не ниже минус 15°С, при ветре 10-15 м/с — не ниже минус 10°С; по другим физическим упражнениям — не ниже минус 15°С, не выше плюс 35°С.

234. Начисление баллов за выполнение физических упражнений осуществляется в соответствии с Таблицами начисления баллов согласно приложениям N 14, 15 к настоящему Наставлению.

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 31 июля 2013 г. N 560 в пункт 235 внесены изменения

235. При отсутствии нормативов, имеющих численное выражение, выполнение упражнений оценивается:

«отлично» — если упражнение выполнено согласно описанию, без ошибок, легко и уверенно, допущены незначительные ошибки при приземлении;

«хорошо» — если упражнение выполнено согласно описанию, уверенно, но были допущены незначительные ошибки (недостаточная амплитуда движений, небольшое сгибание ног и рук, выполнение силового элемента с незначительным махом или махового элемента с незначительным дожимом, касание снаряда без потери темпа);

«удовлетворительно» — если упражнение выполнено согласно описанию, но неуверенно и со значительными ошибками (значительное сгибание и разведение ног, большое сгибание рук и тела, выполнение силового элемента рывком, а махового элемента значительным дожимом, сделана остановка или добавлены лишние махи, отсутствие разгибания в соскоке);

«неудовлетворительно» — если упражнение не выполнено или искажено (пропуск элемента, падение со снаряда, в опорных прыжках — толчок одной ногой или перебор руками).

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 31 июля 2013 г. N 560 пункт 236 изложен в новой редакции

236. Балльный эквивалент оценки военнослужащего по упражнениям, не имеющим численное выражение, определяется:

«отлично» — 75 баллов;

«хорошо» — 60 баллов;

«удовлетворительно» — 40 баллов;

«неудовлетворительно» — 0 баллов.

Оценочный эквивалент баллов по одному упражнению определять согласно приложению N 19 к настоящему Наставлению.

237. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, контракту (1-3-я возрастные группы), курсанты и слушатели военно-учебных заведений в течение учебного года проверяются в выполнении приемов рукопашного боя.

Смотрите так же:  Санитарно технические требования к складам

238. При проверке в объеме начального комплекса рукопашного боя (РБ-Н), общего (РБ-1) и специальных (РБ-2, РБ-3) комплексов военнослужащий последовательно выполняет пять назначенных для проверки приемов. Вместо одного из приемов при оценке по комплексам РБ-1 и РБ-2 по решению проверяющего могут включаться комплексы приемов на 8 счетов с оружием и без оружия.

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 31 июля 2013 г. N 560 в пункт 239 внесены изменения

239. Выполнение отдельных приемов, а также комплексов приемов на 8 счетов с оружием и без оружия оценивается:

«отлично» — если прием выполнен согласно описанию, быстро и уверенно;

«хорошо» — если прием, выполнен согласно описанию, но недостаточно быстро и уверенно;

«удовлетворительно» — если прием выполнен согласно описанию, но медленно и с нарушением слитности движения или допущена потеря равновесия, но конечная цель достигнута;

«неудовлетворительно» — если прием не выполнен или выполнен не в соответствии с описанием.

Дополнительно при оценке комплексов приемов на 8 счетов с оружием и без оружия учитывается время выполнения:

«отлично» — не более 7 с (8 с — с автоматом);

«хорошо» — не более 8 с (9 с — с автоматом);

«удовлетворительно» — не более 9 с (10 с — с автоматом);

«неудовлетворительно» — более 9 с (10 с — с автоматом).

240. Общая оценка по рукопашному бою слагается из оценок за выполнение отдельных приемов, входящих в различные группы комплексов РБ-Н, РБ-1, РБ-2 (приемы боя с оружием; приемы боя рукой и ногой; приемы освобождения от захватов противником; приемы обезоруживания противника; болевые приемы и удушения, броски, специальные приемы) и выставляется:

«отлично» — если более половины оценок отлично, а остальные не ниже хорошо;

«хорошо» — если более половины оценок хорошо, а остальные не ниже удовлетворительно;

«удовлетворительно» — если половина и более оценок удовлетворительно, при отсутствии неудовлетворительных, или если по одному приему оценка неудовлетворительно, при наличии не менее одной оценки не ниже хорошо;

«неудовлетворительно» — если получено более одной неудовлетворительной оценки.

241. При оценке «боевой ситуации» военнослужащий должен выполнить одно из следующих действий: защитно-ответные действия; обезоруживание противника (не зная характера его атакующих действий и вида применяемого оружия); освобождение от захвата, специальные приемы; болевые приемы (броски) сразу после команды проверяющего.

Предварительно военнослужащий становится спиной к «противнику» на расстоянии 2 м от него и после сигнала о своей готовности по команде проверяющего: «ВПЕРЕД» прыжком поворачивается к нападающему, принимает изготовку к бою и выполняет прием (действие). Без поворота выполняются освобождения от захвата сзади или обезоруживание при угрозе оружием в упор сзади и при конвоировании.

Для выполнения бросков и болевых приемов проверяющий вначале называет прием, затем командует: «ВПЕРЕД», после чего военнослужащий поворачивается, сближается с ассистентом и выполняет прием.

Выполнение приема (действия) в «боевой ситуации» оценивается:

«отлично» — если военнослужащий сумел защититься от атаки противника, при этом:

выполнил бросок с завершающим ударом,

выполнил болевой прием или обозначил удушающий прием,

осуществил эффективное конвоирование или «уничтожил» противника.

«хорошо» — если прием (действие) выполнен без остановок, технически правильно, но недостаточно быстро;

«удовлетворительно» — если прием (действие) выполнен с нарушением слитности и быстроты, допущены потеря равновесия при бросках, падение, но конечная цель достигнута;

«неудовлетворительно» — если прием (действие) не выполнен, грубо искажен или военнослужащий не защитился и не провел контратакующие действия.

Оценка военнослужащего по рукопашному бою (РБ-3) слагается из оценок, полученных за выполнение назначенных приемов, комплекса рукопашного боя на 8 счетов и действия в «боевой ситуации».

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 31 июля 2013 г. N 560 в пункт 242 внесены изменения

242. Для оценки военнослужащего по специальному комплексу приемов рукопашного боя (РБ-3) назначается пять предусмотренных программой обучения приемов из различных групп, которые оцениваются согласно ст. 240, один из комплексов приемов рукопашного боя на 8 счетов с оружием или без оружия (оценивается согласно ст. 239) и «боевая ситуация» (оценивается согласно ст. 241).

Общая оценка за выполнение специального комплекса РБ-3 выставляется:

«отлично» — если две оценки отлично (в том числе за «боевую ситуацию») и одна не ниже хорошо;

«хорошо» — если две оценки хорошо (в том числе за «боевую ситуацию») и одна не ниже удовлетворительно;

«удовлетворительно» — если более половины оценок удовлетворительно при отсутствии неудовлетворительных оценок, или если получена одна неудовлетворительная оценка при наличии оценки хорошо за «боевую ситуацию».

Балльный эквивалент оценки военнослужащего по рукопашному бою определяется согласно пункту 236.

243. При проверке военнослужащих по физическим упражнениям, выполняемым в составе подразделения, количество баллов и индивидуальная оценка физической подготовленности военнослужащего определяется оценкой, полученной подразделением.

244. В процессе обучения курсантов и слушателей вузов оценка физической подготовленности военнослужащего может определяться по текущей успеваемости.

245. Оценка и квалификационный уровень физической подготовленности военнослужащего слагаются из количества баллов, полученных им за выполнение всех назначенных для проверки физических упражнений при условии выполнения минимального порогового уровня в каждом упражнении, и определяются в соответствии с Таблицей оценки физической подготовленности военнослужащих согласно приложению N 16 к настоящему Наставлению.

Проверка и оценка военнослужащих, проводящих занятия по физической подготовке, слушателей и курсантов военно-учебных заведений, курсантов учебных воинских частей, готовящих командиров отделений и им равных

246. Теоретическая подготовленность военнослужащих, проводящих занятия по физической подготовке, слушателей и курсантов военно-учебных заведений, курсантов учебных воинских частей, готовящих командиров отделений и им равных, проверяется в соответствии с тематикой теоретических и методических занятий.

Теоретические знания проверяются методом устного или письменного опроса. При проверке военнослужащий отвечает на один вопрос из программы по физической подготовке. Уровень теоретических знаний оценивается:

«отлично» — если ответ на поставленный вопрос по существу правилен и полон;

«хорошо» — если ответ на поставленный вопрос по существу правилен, но недостаточно полон или изложен с несущественными по смыслу ошибками;

«удовлетворительно» — если ответ на поставленный вопрос в основном правилен, но изложен неполно или с отдельными существенными ошибками;

«неудовлетворительно» — если ответ не раскрывает существа поставленного вопроса.

247. Организаторско-методическая подготовленность военнослужащих, проводящих занятия, слушателей и курсантов военно-учебных заведений, курсантов учебных воинских частей, готовящих командиров отделений и им равных, проверяется и оценивается по качеству выполнения методического задания, включающего практические действия по организации и проведению физической подготовки. Конкретное содержание заданий для проверки организаторско-методической подготовленности военнослужащих определяется в соответствии с программами физической подготовки. По решению проверяющего задания выполняются полностью или частично.

248. Качество выполнения методического задания оценивается:

«отлично» — если задание выполнено правильно и уверенно;

«хорошо» — если задание выполнено правильно, но недостаточно уверенно;

«удовлетворительно» — если задание выполнено правильно, но неуверенно, и с незначительными ошибками;

«неудовлетворительно» — если задание не выполнено или выполнено неуверенно и с грубыми ошибками.

При оценке выполнения задания по проведению физической подготовки учитываются:

умение назвать, четко показать и объяснить упражнение, выбрать рациональную методику проведения занятия, методику обучения упражнениям, приемам и действиям, предупреждать и исправлять ошибки, осуществлять страховку и оказывать помощь, определять состояние обучаемых и правильно дозировать их физическую нагрузку.

249. В процессе обучения, в конце периода обучения и учебного года, при инспектировании (комплексной проверке), проведении экзаменов в военно-учебных заведениях при проверке теоретической и организаторско-методической подготовленности военнослужащих составляются экзаменационные билеты.

250. Проверка теоретической и организаторско-методической подготовленности военнослужащих проводится, как правило, до выполнения военнослужащими практических нормативов по физической подготовке.

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 31 июля 2013 г. N 560 в пункт 251 внесены изменения

251. Общая оценка по физической подготовке руководителей занятий, слушателей и курсантов военно-учебных заведений, курсантов учебных воинских частей, готовящих командиров отделений и им равных, слагается из оценок их практической, теоретической и организаторско-методической подготовленности и определяется:

«отлично» — если две оценки отлично (в том числе за практическую подготовленность) и одна не ниже хорошо;

«хорошо» — если две оценки хорошо (в том числе за практическую подготовленность) и одна не ниже удовлетворительно;

«удовлетворительно» — если более половины оценок удовлетворительно при отсутствии неудовлетворительных оценок, или если получена одна неудовлетворительная оценка при наличии оценки отлично за практическую подготовленность;

«неудовлетворительно» — если не выполнены условия для оценки «удовлетворительно».

Проверка и оценка качества управления физической подготовки

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 31 июля 2013 г. N 560 в пункт 255 внесены изменения

255. При проверках воинских частей и военно-учебных заведений оценивается качество управления физической подготовки с определением критерия:

а) «соответствует установленным требованиям»:

своевременно и качественно разрабатываются необходимые приказы, анализируется состояние физической подготовки, и регулярно подводятся ее итоги;

планирование физической подготовки обеспечивает решение общих и специальных задач физического совершенствования военнослужащих; объем времени, выделяемого на физическую подготовку и спортивно-массовую работу, соответствует требованиям руководящих документов;

систематически проводятся теоретические, инструкторско-методические и показные занятия с должностными лицами;

повседневно осуществляется контроль за организацией физической подготовки в подразделениях;

данные учета соответствуют фактическому состоянию физической подготовки и спортивно-массовой работы;

своевременно, по установленным формам, представляются отчетные данные;

состояние учебно-материальной базы позволяет проводить занятия по физической подготовке;

своевременно и организованно проводятся запланированные мероприятия по физической подготовке и спортивно-массовой работе;

своевременно и в полном объеме устраняются недостатки, выявленные в ходе предыдущих проверок.

б) «не соответствует установленным требованиям»:

если не выполнены два и более из перечисленных элементов или данные учета не соответствуют фактическому состоянию физической подготовки и спортивно-массовой работы.

Результаты проверки качества управления физической подготовкой отражаются в акте проверки и докладываются вышестоящим командирам (начальникам).

При оценке качества управления физической подготовкой «не соответствует установленным требованиям» общая оценка органу военного управления, воинской части и организации Вооруженных Сил за физическую подготовку снижается на один бал.

Смотрите так же:  Средняя пенсия в россии размеры

Требования к физической подготовленности граждан, поступающих на военную службу по контракту

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 31 июля 2013 г. N 560 в пункт 260 внесены изменения

260. Физическая подготовленность граждан, поступающих на военную службу по контракту, оценивается по результатам и условиям выполнения трех упражнений, которые выполняются, как правило, в спортивной форме одежды в течение одного дня согласно приложению N 20 к настоящему Наставлению.

Граждане, поступающие на военную службу по контракту, вправе выбрать для выполнения по одному из упражнений на каждое физическое качество.

В случае невыполнения минимального норматива в одном из упражнений, требования к поступающим на военную службу по контракту считаются не выполненными.

Результаты проверки уровня физической подготовленности граждан, поступающих на военную службу по контракту, заносятся в карточку учета результатов практических проверок по физической подготовке и уровня спортивной подготовленности и хранятся до истечения срока службы.

Требования к физической подготовленности военнослужащих по контракту

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 31 июля 2013 г. N 560 в пункт 261 внесены изменения

261. Физическая подготовленность военнослужащих по контракту определяется в соответствии с категорией и возрастной группой, при этом количество упражнений должно соответствовать:

для военнослужащих по контракту: 1 категории — 5-й упражнений для 1-4-х возрастных групп (на ловкость, быстроту, силу, выносливость и военно-прикладные навыки), 4 упражнения для 5-й возрастной группы (на быстроту или ловкость, силу, выносливость и военно-прикладные навыки), 3 упражнения для 6-8-й возрастных групп (на быстроту или ловкость, силу, выносливость);

для военнослужащих по контракту 2 категории — 4 упражнения для 1-4-й возрастных групп (на быстроту или ловкость, силу, выносливость и военно-прикладные навыки), 3 упражнения для 5-8-й возрастных групп (на быстроту или ловкость, силу, выносливость);

для военнослужащих по контракту 3-й категории — 3 упражнения для всех возрастных групп (на быстроту или ловкость, силу, выносливость);

для военнослужащих женского пола — 3 упражнения (на силу, быстроту или ловкость, выносливость);

для военнослужащих по контракту, органов военного управления — 3 упражнения для всех возрастных групп (на физические качества).

262. Данные о физической подготовленности военнослужащих отражаются в служебных характеристиках, аттестационных листах и карточках учета результатов практических проверок по физической подготовке и уровня спортивной подготовленности (по результатам ежегодных проверок), учитываются при назначении на должность, присвоении уровня классности и определению размеров награждения деньгами.

263. Требования к физической подготовленности военнослужащих по контракту для соответствующего вида, рода войск Вооруженных Сил состоят из упражнений программы обучения.

264. Требования к физической подготовленности считаются выполненными, если военнослужащий набрал сумму баллов по таблице нормативов, соответствующую оценке «удовлетворительно» для своей возрастной группы и категории при условии выполнения минимального порогового уровня в каждом упражнении.

ПРИКАЗ Министра обороны СССР от 22.02.77 N 105 «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОЙСКОВОМ (КОРАБЕЛЬНОМ) ХОЗЯЙСТВЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР»

3. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ (СОЕДИНЕНИЯ)

748. Для проведения инвентаризации материальных средств, проверки хозяйственной деятельности, наличия и использования воинских перевозочных документов в воинской части (соединении) назначается внутренняя проверочная комиссия с подкомиссиями по родам войск и службам сроком на один год.

Состав комиссии подбирается заместителем командира воинской части (соединения) по тылу, согласовывается с начальником штаба, заместителями командира, начальниками родов войск и служб и отдается приказом командира части (соединения) за месяц до начала календарного года.

В отдельной роте и ей равных подразделениях создается одна комиссия для проверки всех служб.

749. Председателем внутренней проверочной комиссии назначается офицер по должности не ниже командира роты, а членами комиссии — офицеры, прапорщики (мичманы) и сержанты (старшины) сверхсрочной службы, а также рабочие и служащие воинской части (соединения), знающие организацию и ведение войскового (корабельного) хозяйства и не связанные в служебном отношении с проверяемыми должностными лицами.

На время работы председатель и члены комиссии освобождаются от исполнения своих служебных обязанностей.

Для проверки хозяйственной деятельности воинской части, входящей в соединение, решением командира этого соединения могут привлекаться начальники (офицеры) родов войск и служб других воинских частей соединения.

750. Перед началом работы внутренней проверочной комиссии проводятся следующие мероприятия:

— разрабатывается план инвентаризации или проверки с указанием в нем объектов, подлежащих инвентаризации или проверке (склады, мастерские, подразделения, делопроизводство и т.п.); времени начала и окончания работы по каждому объекту, вопросов, подлежащих проверке; времени представления акта инвентаризации или проверки на утверждение командиру воинской части (соединения);

— проводится инструктаж членов внутренней проверочной комиссии командиром воинской части (соединения) или назначенным им должностным лицом о целях и задачах предстоящей инвентаризации материальных средств или проверки хозяйственной деятельности и о порядке работы комиссии;

— изучаются членами комиссии приказы, директивы, уставы, положения, наставления, руководства и инструкции по вопросам организации и ведения войскового (корабельного) хозяйства, учета и отчетности;

— члены комиссии знакомятся с перепиской родов войск и служб по вопросам хозяйственной деятельности, с заключениями вышестоящего органа по представленным воинской частью (соединением) отчетам, предусмотренным табелями, а также с актами и материалами предыдущей инвентаризации (проверки, документальной ревизии).

План проведения инвентаризации или проверки разрабатывается и подписывается председателем внутренней проверочной комиссии, согласовывается с заместителями командира и начальниками служб и утверждается командиром воинской части (соединения).

751. Внутренняя проверочная комиссия при проведении инвентаризации материальных средств и проверке хозяйственной деятельности имеет право:

— проверять в подразделениях, на складах, в парках и на других объектах наличие, качественное состояние и условия хранения материальных средств;

— проверять все документы, книги и карточки учета материальных средств, отчеты и служебную переписку проверяемых служб;

— требовать от начальников служб и других должностных лиц воинской части (соединения) представления необходимых справок (сведений) и объяснений;

— при обнаружении злоупотреблений изымать подлинные документы и прилагать их к акту инвентаризации материальных средств или проверки хозяйственной деятельности;

— снимать копии с документов, а в случаях необходимости опечатывать дела с документами, а также склады (хранилища).

752. Инвентаризация материальных средств и проверка хозяйственной деятельности воинской части (соединения) проводится по приказу (распоряжению) командира воинской части (соединения), а также вышестоящих командиров (начальников):

— командиром воинской части (соединения) — лично, через штаб, уполномоченных им лиц и внутреннюю проверочную комиссию;

— заместителями командира воинской части (соединения), начальниками родов войск и служб, командирами подразделений — лично;

— вышестоящими командирами (начальниками) — лично и через уполномоченных ими лиц;

— органами народного контроля.

753. Инвентаризация материальных средств как самостоятельная форма контроля в воинской части (соединении) проводится внутренней проверочной комиссией в сроки:

— всех видов материальных средств (кроме горючего, смазочных материалов и спецжидкостей, товарно-материальных ценностей в предприятиях военторга, казарменно-жилищного фонда, коммунальных, аэродромных и других сооружений, а также животных, зверей, птиц, кроликов, семей пчел) — один раз в год по состоянию на 1 января;

— горючего, смазочных материалов и спецжидкостей — не реже одного раза в месяц;

— товарно-материальных ценностей в предприятиях военторга — не менее двух раз в год;

— казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений — один раз в три-четыре года;

— аэродромных и других сооружений — один раз в два года;

— животных (молодняка, на откорме, в нагуле, подопытных, зверей, кроликов), птиц, семей пчел — не менее одного раза в квартал.

Наличие и состояние учета бланков строгого учета обязательно проверяется один раз в месяц.

Кроме того, инвентаризация материальных средств обязательна:

— при приеме (сдаче) должности материально ответственными лицами, а также при убытии в отпуск материально ответственных лиц;

— при передаче, переподчинении, переходе на обеспечение в другую воинскую часть (соединение), при расформировании воинской части (соединения).

754. Инвентаризация материальных средств производится:

— взвешиванием материальных средств, учитываемых по массе (весу);

— пересчетом штучных предметов;

— обмером объема картофеля, свежих овощей, соли и т.п.;

— замером горючего в баках машин, резервуарах и другой таре;

— измерением материалов, учитываемых в метрах.

Данные обмера продовольствия и фуража не могут служить основанием для списания недостач и других записей по книгам и карточкам учета.

По вооружению, боевой и другой технике, кроме проверки наличия и соответствия качественного состояния, производится сверка их заводских номеров с данными учетных документов.

755. Имущество, хранящееся в стандартной упаковке, если последняя не нарушена и отчетливо видна заводская маркировка, проверяется по данным, указанным в маркировке, с проверкой на выборку 10 — 15% мест.

При нарушении маркировки или стандартной упаковки производится полное перевешивание или пересчет материальных средств.

Одновременно с инвентаризацией внутренняя проверочная комиссия проверяет организацию клеймения вещевого имущества, соблюдения сроков консервации вооружения, боевой и другой техники и порядок хранения бланков строгого учета.

756. Результаты инвентаризации по каждому складу, хранилищу, подразделению и т.п. записываются в ведомости наличия и качественного состояния материальных средств, в которых указывается:

— наименование материальных средств;

— количество и качество (категорийность) материальных средств, числящиеся по данным учета;

— фактическое наличие и качество (категорийность) материальных средств;

— выявленные недостачи или излишки.

Ведомости наличия и качественного состояния материальных средств подписываются председателем и членами комиссии, производившими проверку, и материально ответственными лицами, а также командирами проверяемых подразделений.

Материально ответственные лица и командиры подразделений при этом на каждой ведомости заполняют расписку, в которой указывают, что все материальные средства, поименованные в ведомости, проверены комиссией и внесены в ведомость в их присутствии и находятся на их ответственном хранении.

Эту расписку материально ответственные лица скрепляют своей подписью и проставляют на ней дату оформления ведомости.

757. При инвентаризации внутренняя проверочная комиссия, кроме того, выявляет наличие на складах, в хранилищах, подразделениях и т.п. излишних и ненужных воинской части (соединению) материальных средств и докладывает командиру воинской части (соединения) свои предложения по их дальнейшему использованию.

Смотрите так же:  Кузовной осаго

Результаты инвентаризации оформляются актом произвольной формы.

Акт подписывается председателем и членами внутренней проверочной комиссии, а также в порядке ознакомления — начальниками проверяемых родов войск и служб и вместе с ведомостями наличия и качественного состояния материальных средств представляется на утверждение командиру воинской части (соединения).

758. Плановая проверка хозяйственной деятельности воинской части (соединения) внутренней проверочной комиссией проводится по всем родам войск и службам один раз в год по состоянию на 1 июля. Плановая проверка хозяйственной деятельности воинской части (соединения) вышестоящими командирами (начальниками) проводится по планам, силами и средствами этих командиров (начальников).

Проверки фактического наличия материальных средств должностными лицами воинской части проводятся в соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил СССР.

759. Внеплановые проверки хозяйственной деятельности воинской части (соединения) проводятся по решению командира воинской части (соединения) и вышестоящих командиров (начальников) при наличии сигналов о злоупотреблении, крупных недостатках в деятельности служб, жалобах военнослужащих, а также в других необходимых случаях.

Сроки и порядки проведения внеплановых проверок устанавливаются лицами, их назначившими.

760. Документальная ревизия воинской части (соединения) назначается приказом (распоряжением) вышестоящего командира (начальника) и проводится штатными ревизорами (инспекторами) или специально уполномоченными на это должностными лицами, которые выполняют обязанности и пользуются правами, установленными для штатных ревизоров (инспекторов).

761. Документальные ревизии служб проводятся: воинской части — ежегодно, соединения — один раз в два года и должны охватывать их деятельность за время с момента окончания предыдущей документальной ревизии.

К участию в проведении документальной ревизии воинской части (соединения) должна обязательно привлекаться внутренняя проверочная комиссия. Документальная ревизия проводится без предварительного предупреждения командования воинской части (соединения).

762. Результаты проверки хозяйственной деятельности (документальной ревизии) воинской части (соединения) оформляются актом, который подписывается лицами, проводившими проверку (ревизию), а также в порядке ознакомления — проверяемыми командиром, начальниками родов войск и служб воинской части (соединения) и вместе с ведомостями наличия и качественного состояния материальных средств представляется на утверждение вышестоящему командиру (начальнику), по распоряжению которого проводилась проверка (ревизия).

763. Акт проверки хозяйственной деятельности (документальной ревизии) должен быть конкретным и основываться на документально подтвержденных фактах.

Заключения и выводы, не подтвержденные документами, в акт не записываются.

Наряду с недостатками и нарушениями, выявленными в процессе проверки (документальной ревизии), в акте отмечаются и положительные стороны хозяйственной деятельности воинской части (соединения) и отдельных служб, достижения в обеспечении сохранности материальных средств, режима экономии и другие вопросы.

764. Акт проверки хозяйственной деятельности (документальной ревизии) составляется по следующей примерной схеме:

— заголовок акта, состав комиссии, основание для проведения проверки (ревизии), сроки проверки (ревизии), какой период охвачен проверкой (ревизией), ответственные лица за проверяемый (ревизуемый) период;

— состояние служб (службы) и в целом войскового (корабельного) хозяйства по обеспечению постоянной боевой готовности воинской части (соединения);

— организация и состояние подготовки личного состава, организация работы служб и проведения хозяйственных операций;

— обоснованность заявок (требований) на материальные и денежные средства и степень их удовлетворения вышестоящими органами;

— результаты инвентаризации материальных средств на складах, в подразделениях и на других объектах;

— складское хозяйство и организация хранения материальных средств: общее и санитарное состояние складских помещений и их оборудование, организация, состояние хранения и размещение материальных средств, наличие и эффективность использования погрузочно-разгрузочной техники, организация противопожарной охраны; весовое хозяйство и средства измерения, организация операционной деятельности (прием, отправка, выдача);

— законность и целесообразность совершения хозяйственных операций, их оформление первичными документами, своевременность и полнота оприходования поступивших материальных и денежных средств, наличие и качество оформления первичных документов, учет, хранение и использование бланков строгого учета;

— организация учета и отчетности: наличие книг и карточек учета и их оформление, качество и своевременность записей в книгах и карточках, соответствие записей данным первичных документов, правильность выведения остатков и итогов по книгам и карточкам, состояние учета в делопроизводствах, подразделениях, мастерских, складах и других объектах проверки (ревизии), соответствие отчетности данным текущего учета, качество отчетности;

— организация внутреннего хозяйственного контроля и выполнения предложений и рекомендаций предыдущих проверок (ревизий), выполнение всеми командирами и начальниками служб обязанностей по контролю, а также предложений по результатам инвентаризаций, проверок и документальных ревизий;

— полнота доведения до личного состава положенных норм довольствия; правильность эксплуатации, хранения и ремонта вооружения, боевой и другой техники, казарменно-жилищного фонда, мебели, инвентаря, оборудования, сооружений и других объектов войскового (корабельного) хозяйства;

— выводы и предложения: оценка состояния войскового (корабельного) хозяйства в целом и отдельных служб, положительные и отрицательные стороны, оценка работы и уровень специальной подготовки личного состава служб, выявленные недостатки, предложения и мероприятия по их устранению и улучшению работы войскового (корабельного) хозяйства.

При необходимости в акте освещаются и другие вопросы, вытекающие из особенностей работы проверяемой (ревизуемой) воинской части (соединения) или отдельной службы.

К акту, кроме ведомостей наличия и качественного состояния материальных средств, могут прилагаться также объяснения должностных лиц, различного рода справки и другие документы, поясняющие отдельные положения и выводы акта.

765. Результаты инвентаризации (проверки хозяйственной деятельности, документальной ревизии) объявляются в приказе командира воинской части (соединения) с указанием положительных сторон в работе, выявленных недостатков и мероприятий по их устранению.

Контроль за выполнением предложений по акту проверки хозяйственной деятельности (инвентаризации, документальной ревизии) осуществляет командир воинской части (соединения) и вышестоящий командир (начальник), назначивший проверку (инвентаризацию, документальную ревизию).

По результатам проверки (инвентаризации, документальной ревизии) председателем внутренней проверочной комиссии или лицом, осуществлявшим проверку (инвентаризацию, документальную ревизию), проводится разбор с детальным анализом положительных сторон в деятельности воинской части (соединения) или отдельной службы, выявленных недостатков, причин их возникновения и предложений по устранению этих недостатков.

766. Во всех случаях обнаружения незаконного расходования материальных средств или злоупотреблений со стороны должностных лиц воинской части (соединения) председатель комиссии (проверяющий) обязан немедленно приостановить незаконные действия и доложить об этом командиру воинской части (соединения).

767. В случае выявления недостач, превышающих нормы естественной убыли, или излишков председатель комиссии (проверяющий) обязан немедленно доложить об этом командиру воинской части (соединения) для принятия мер.

768. Командир воинской части (соединения) при обнаружении утрат, недостач или незаконного расходования материальных средств назначает административное расследование с целью выявления причин обнаруженных нарушений и виновных в этом лиц.

В зависимости от результатов административного расследования принимается решение о возмещении причиненного ущерба и о степени ответственности каждого из виновных лиц.

При выявлении преступлений, связанных с растратами, хищениями и незаконным расходованием материальных и денежных средств, командир воинской части (соединения) уведомляет о них военного прокурора.

Выявленные при проверке (ревизии или инвентаризации) излишки материальных средств на основании приказа командира воинской части (соединения) записываются на приход, а недостачи, превышающие нормы естественной убыли, записываются в книгу учета недостач, после чего списываются по книгам и карточкам учета.

769. За сокрытие или содействие сокрытию фактов недостач, хищений, порчи, незаконного получения или расходования материальных средств, а также за непредъявление документов или предъявление неправильных документов виновные должностные лица воинской части (соединения) привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности.

770. Председатель и члены комиссии (проверяющие) за сокрытие выявленных нарушений, недочетов и злоупотреблений в деятельности должностных лиц воинской части (соединения), за недобросовестное проведение инвентаризации, проверки и ревизии, а также за неправильное освещение в акте фактических дел несут ответственность в дисциплинарном или уголовном порядке.

771. Хозяйственная деятельность воинских частей (соединений) проверяется также органами народного контроля.

Органы народного контроля в Вооруженных Силах СССР организуют свою работу и осуществляют контроль за ведением войскового (корабельного) хозяйства в соответствии с «Положением об органах народного контроля в СССР», утвержденным ЦК КПСС и Советом Министров СССР.

772. Результаты инвентаризации материальных средств, проверки хозяйственной деятельности и документальной ревизии воинской части (соединения) должны использоваться командиром воинской части (соединения) и вышестоящими командирами (начальниками), а также довольствующими органами для изучения состояния войскового (корабельного) хозяйства в целом и отдельных служб, обобщения и распространения положительного опыта работы служб и должностных лиц, выявления и устранения недостатков и упущений в их деятельности и дальнейшего улучшения состояния войскового (корабельного) хозяйства воинской части (соединения).

773. В целях более глубокого анализа хозяйственной деятельности воинской части (соединения) в целом или отдельных служб могут проводиться также и другие мероприятия: собрания личного состава воинской части, служебные совещания с офицерами и прапорщиками (мичманами), связанными с хозяйственной деятельностью, детальное изучение предложений, жалоб, заявлений и т.п.

Результаты анализа хозяйственной деятельности объявляются, как правило, в приказе командира воинской части (соединения) с указанием мер по устранению выявленных недостатков и внедрению положительного опыта работы служб и должностных лиц.

774. Контроль за работой военторга и его предприятий проводится вышестоящими органами военной торговли, командиром воинской части (соединения), его заместителем по тылу и лицами по назначению командира, а также комиссиями общественного контроля за работой военторга.

К контролю за работой предприятий военторга в гарнизонах привлекаются также широкие массы покупателей путем проведения не менее двух раз в год покупательских конференций с обсуждением работы предприятий военторга.

775. Документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности военторгов и их предприятий, а также инвентаризации товарно-материальных ценностей военной торговли проводятся с обязательным участием представителей комиссий общественного контроля за работой военторга и лиц, назначенных командиром воинской части (соединения). В этой работе могут принимать также участие и представители органов народного контроля.

Заместитель Министра обороны,
Начальник Тыла Вооруженных Сил СССР,
генерал армии
С.КУРКОТКИН

Приложение N 1
к ст. 174 Положения,
введенного в действие
Приказом Министра обороны СССР
1977 г. N 105