Меню Закрыть

Ответственность за нарушение требований по электробезопасности

«ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И ТЕКУЩЕМ РЕМОНТЕ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ХОДУ. ПОТ РО-32-ЦТ-668-99» (утв. МПС РФ 31.05.99)

10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ

10.1. Ответственными за состояние охраны труда, организацию безопасной работы, связанной с ТО и ТР ТПС и кранов, за пожарную безопасность, а также за соблюдение требований настоящих Правил в соответствии со своими должностными обязанностями являются:

руководитель, заместитель руководителя, отвечающий за охрану труда (главный инженер), и другие заместители руководителя Департамента локомотивного хозяйства МПС России;

начальник, главный инженер и заместители начальника службы локомотивного хозяйства железной дороги;

начальник, главный инженер и другие заместители начальника отделения железной дороги;

начальник отдела локомотивного хозяйства, начальник производственно-технического отдела отделения железной дороги;

начальник, главный инженер и другие заместители начальника локомотивного депо;

начальник мастерских по ремонту кранов;

главные механики, старшие мастера, мастера самостоятельных подразделений и участков, начальники баз топлива и нефтепродуктов, мастера смен, бригадиры, дежурные по депо и другие руководители работ по ТО и ТР ТПС и кранов.

10.2. Руководитель, заместитель руководителя, отвечающий за охрану труда (главный инженер), и другие заместители руководителя Департамента локомотивного хозяйства МПС России, начальник, главный инженер и другие заместители службы локомотивного хозяйства железной дороги, начальник, главный инженер и другие заместители начальника отделения железной дороги, начальник отдела локомотивного хозяйства, начальник производственно-технического отдела отделения железной дороги несут ответственность за выполнение обязанностей, установленных для них Нормативами участия в работе по охране труда руководителей железнодорожного транспорта.

10.3. Начальники, главные инженеры и другие заместители начальника локомотивного депо, мастерских по ремонту кранов несут ответственность за:

выполнение нормативов участия в работе по охране труда;

выполнение требований настоящих Правил, действующих технологических процессов ТО и ТР ТПС и кранов;

проведение мероприятий, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда и механизацию производственных процессов, на их соответствие требованиям действующих стандартов, санитарных норм и правил, правил пожарной безопасности;

исправное состояние зданий, сооружений, производственного оборудования, машин и механизмов, защитных ограждений, наличие необходимого инструмента, предохранительных приспособлений и санитарно-технических устройств;

прием на работу в соответствии с трудовым законодательством, соблюдение порядка и сроков периодического медицинского освидетельствования работников, соблюдение установленных режимов труда и отдыха;

обучение работников правильным приемам выполнения работы, правилам обращения с СИЗ и предохранительными приспособлениями, правилам оказания первой помощи, действиям в аварийных ситуациях и своевременное проведение инструктажей работников и проверку знаний по охране труда;

выполнение мастерами, бригадирами и другими работниками требований положений, стандартов предприятия, инструкций и правил внутреннего распорядка;

соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний, пожаров, загораний и аварийных ситуаций;

выдачу согласно действующим нормам молока, мыла, СИЗ и других предохранительных приспособлений, а также своевременный ремонт, стирку и химчистку спецодежды;

обеспечение мест производства работ наглядными пособиями по технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, а также аптечками и инструкциями.

10.4. Главные специалисты, старшие мастера, мастера, мастера самостоятельных подразделений и участков, начальники баз топлива и нефтепродуктов, мастера смен, бригадиры, дежурные по депо и другие руководители работ по ТО и ТР ТПС и кранов являются ответственными за выполнение требований техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности на своих участках работ и несут ответственность за:

своевременное проведение инструктажей работников на рабочем месте и проверку знаний правил и инструкций, разработку инструкций по охране труда для работников;

проведение трехступенчатого контроля;

безопасное выполнение работ;

правильную расстановку работников в соответствии с утвержденным технологическим процессом;

немедленное прекращение работ в случаях, угрожающих жизни и здоровью работников, устранение обнаруженных в процессе работы недостатков и сообщение об этом своему непосредственному руководителю;

исправное состояние и своевременные профилактические осмотры и ремонт технологического оборудования, машин, механизмов, грузоподъемных кранов, приспособлений и другого оборудования;

испытание в установленные сроки грузоподъемных машин, механизмов, сосудов, работающих под давлением, контрольно-измерительных приборов и приспособлений;

состояние рабочих мест, производственных, вспомогательных и бытовых помещений;

своевременную очистку площадок и территорий своих подразделений и участков от мусора, снега, льда;

исправность применяемого инструмента, ручных фонарей, спецодежды, спецобуви и других СИЗ;

проведение работ с повышенной опасностью, перечень которых должен быть утвержден руководителем предприятия.

10.5. Ответственность за соблюдение требований электробезопасности возлагается на инженерно-технического работника, назначенного приказом по предприятию и имеющего группу по электробезопасности не ниже четвертой.

10.6. Должностные лица, допустившие нарушение требований нормативных актов по охране труда и пожарной безопасности, с учетом последствий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С введением в действие настоящих Правил Правила по охране труда при техническом обслуживании и текущем ремонте тягового подвижного состава и грузоподъемных кранов на железнодорожном ходу, утвержденные МПС СССР 30.12.89 N ЦТ-4769, Правила техники безопасности и производственной санитарии при ремонте паровозов в депо, утвержденные МПС СССР 17.10.63 ЦТ-2337, на территории Российской Федерации не применяются.

Ответственность за нарушение требований по электробезопасности

Ответственность за электробезопасность описывается правилами охраны труда. Охрана труда это система сохранения жизни и здоровья сотрудников в процессе работы, содержащая правовые, социальные, экономические, организационные, технические, санитарные, гигиенические, лечебные, профилактические и прочие мероприятия.

Закон утверждает об электробезопасности следующее:
Нарушение правил электробезопасности является нарушением правил охраны труда. При наступлении несчастных случаев при производстве работ по договору с тяжелыми последствиями или повлекшими смерть, они расследуются государственными инспекторами труда по заявлению от пострадавшего или его доверенных лиц с привлечением всех необходимых инстанций (статьи 227-231 Трудового Кодекса РФ, Постановление Министерства Труда и Социального развития 73 от 05.12.2002). Материалы собранные инспектором направляются в суд для установления характера правовых отношений сторон по договору. На основании решения суда инспектор принимает решение об оформлении несчастного случая. Нарушение электробезопасности может повлечь за собой дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с Федеральными Законами.
За совершение дисциплинарного нарушения, то есть ненадлежащего исполнения своих обязанностей работодатель вправе применить следующие взыскания:
1. Замечание
2. Выговор
3. Увольнение

Дисциплинарное взыскание может быть применено не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка. При этом время болезни и отпуска не учитывается. Также определенное время может быть отведено на учет мнения профсоюза. Взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев с момента совершения, а по результатам ревизии позднее 2 лет. Время производства по уголовному делу в эти сроки не включается. За один проступок полагается только одно взыскание.

К административной ответственности привлекаются юридические, должностные лица и граждане, в случае нарушения ими Кодекса об административных правонарушениях (195-ФЗ от 30.12.01) и законов субъектов Российской Федерации.
Административные наказания:
1. Предупреждение
2. Штраф
3. Возмездное изъятие орудия или предмета нарушения
4. Конфискация орудия или предмета нарушения
5. Лишения ранее предоставленных специальных прав
6. Административный арест
7. Дисквалификация

Сумма штрафа составляет от 5 до 50 МРОТ. При повторном аналогичном нарушении происходит дисквалификация на срок от 1 до 3 лет.

Уголовная ответственность налагаемая по УК РФ:
1. За нарушение правил охраны труда
2. За преступления против жизни и здоровья
3. За преступления против интересов службы, суда, органов дознания, надзора и контроля.

Ответственность ответственного за электрохозяйство устанавливается одним из вышеуказанных способов.

© Все материалы защищены законом РФ об авторских правах и ГК РФ. Запрещено полное копирование без разрешения администрации ресурса. Разрешено частичное копирование с прямой ссылкой на первоисточник. Автор статьи: коллектив инженеров АО Энергетик

Административные штрафы за нарушения требований охраны труда

В 2015 г. вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), значительно увеличивающие ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства, в том числе и за нарушения требований охраны труда.

В новой статье 5.27.1 перечислены нарушения законодательства об охране труда, за которые трудовые инспекторы могут оштрафовать компанию (должностное лицо) или вынести предупреждение.

Среди наиболее важных изменений — диверсификация ответственности за нарушения требований охраны труда, а также значительное увеличение размеров штрафов за подобные нарушения (теперь они варьируются от 60 000 до 200 000 руб.).

Извлечение из КоАП

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2–4 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Смотрите так же:  Как уволить беременную женщину по срочному трудовому договору

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1–4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Законодатель отдельно выделил следующие нарушения требований охраны труда:

  • нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение;
  • допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения: обязательных медицинских осмотров; обязательных психиатрических освидетельствований;
  • нарушение обучения и проверки знаний работника требований охраны труда;
  • необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты.

Значительно возросла административная ответственность за неисполнение предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) за соблюдением трудового законодательства. За неисполнение предписания руководитель может быть оштрафован до 50 тыс. руб. или дисквалифицирован, штраф в отношении юридического лица — до 200 тыс. руб.

В таблице представлены виды нарушения требований охраны труда, размеры штрафов, указаны нормативные акты, за нарушение которых предусмотрена ответственность.

Штрафы за нарушение нормативных требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ)

Вид нарушения

Размер штрафа, руб.

Наименование основных законодательных актов за невыполнение которых накладывается штраф

для должностных лиц

для юридических лиц

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение

От 5000 до 10 000

От 60 000 до 80 000

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 01.05.2016);

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (в ред. от 07.09.2015)

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения:

От 15 000 до 25 000

От 110 000 до 130 000

обязательных медицинских осмотров

ст. 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников» ТК РФ;

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (в ред. от 05.12.2014) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (в ред. от 05.12.2014)

обязательных психиатрических освидетельствований

ст. 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников» ТК РФ;

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 (в ред. от 25.03.2013) «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» (в ред. от 25.03.2013)

обучения и проверки знаний работника требований охраны труда

Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

Необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты

От 20 000 до 30 000

От 130 000 до 150 000

ст. 221 «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты» ТК РФ;

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (в ред. от 12.01.2015);

Типовые нормы выдачи СИЗ

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда

От 2000 до 5000

От 50 000 до 80 000

Все законодательство регулирующее вопросы охраны труда

Перечисленные нарушения совершены лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение

От 30 000 до 40 000

От 100 000 до 200 000

Практика работы Государственной инспекции труда в Волгоградской области и судебная практика говорит о том, что ст. 5.27.1 КоАП работает в полной мере.

Также уже есть обширная практика по обжалованию решений инспекторов. Она, как правило, не в пользу предприятия — судьи встают на сторону Государственной инспекции труда и закона.

Судебная практика

В суде Приморского краевого суда была рассмотрена жалоба генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» на решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Жалоба оставлена без удовлетворения.

Суть дела. Постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП в отношении генерального директора ООО «Водоканал-Сервис».

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае от 28.05.2015 № 4-525-15-ППР/000062/12/2-02661 генеральный директор ООО «Водоканал-Сервис» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.

Решением судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015 по жалобе генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» обжалуемое постановление оставлено без изменения, жалоба — без удовлетворения.

В жалобе на судебное решение ООО «Водоканал-Сервис» просил отменить его и прекратить производство по делу.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора о законности судебного решения, судья пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу решений.

За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для должностных лиц в виде штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

Статьей 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

В силу ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Как следует из материалов дела, 23.04.2015 прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности ООО «Водоканал-Сервис», в ходе которой установлено, что работникам ООО «Водоканал-Сервис» определены вредные условия труда. При этом названные работники допущены к работе без прохождения периодических медицинских осмотров.

В силу положений ст. 2.4 КоАП РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Установив, что на предприятии допущено нарушение норм трудового законодательства, образующее объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, судья признал вывод государственного инспектора по труду о привлечении к ответственности директора общества обоснованным.

Смотрите так же:  Заявление на налоговый вычет при покупке квартиры образец

Событие административного правонарушения и вина генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:

постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении;

актом проверки исполнения требований трудового законодательства от 23.04.2015;

приказом генерального директора от 03.09.2013 № 14-к о назначении на должность;

свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения;

должностной инструкцией генерального директора ООО «Водоканал-Сервис»;

свидетельством о государственной регистрации юридического лица;

трудовым договором от 03.05.2015 № 4, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

дополнительным соглашением к указанному договору;

приказом генерального директора от 30.03.2015 № 1 о приеме на работу по внешнему совместительству;

трудовым договором по внешнему совместительству от 30.03.2015 № 1, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

договором об оказании услуг по проведению периодического медицинского осмотра от 12.11.2014 № 115 и приложениями к нему;

картами аттестации рабочего места по условиям труда;

списком работников организации.

Решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015

Штрафы за нарушения требований охраны труда сейчас настолько большие, что работодателю выгоднее исполнять требования охраны труда чем не реагировать на них.

Практика работы государственной трудовой инспекции и судов показывает, что статья 5.27.1 КоАП РФ работает в полную силу.

В. А. Сенченко, руководитель Волгоградского центра охраны труда и экологии

Ответственность за нарушения в сфере охраны труда

За нарушения в сфере охраны труда предусмотрены следующие виды ответственности:

  • Административная (в соответствии с «Кодексом РФ об административных правонарушениях»).
  • Уголовная (в соответствии с «Уголовным кодексом РФ»).
  • Материальная и дисциплинарная (в соответствии с «Трудовым кодексом РФ»)

Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

На должностное лицо штраф от 1 000 – 5 000 рублей

На юридическое лицо 30 000 – 50 000 рублей

Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями

на граждан 3 000- 5 000 рублей;

на должностное лицо 10 000 – 20 000 рублей

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем

на должностное лицо 10 000 – 20 000 рублей;

на ИП 5 000 – 10 000 рублей

На юридическое лицо 50 000 – 100 000 рублей

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

На должностное лицо 10 000 – 20 000 рублей;

На юридическое лицо 50 000 – 70 000 рублей

Совершение административных правонарушений, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

на граждан 5 000 рублей; На юридическое лицо 100 000 – 200 000 рублей

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ

На должностное лицо штраф 2 000 – 5 000 рублей

На юридическое лицо 50 000 – 80 000 рублей

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение

На должностное лицо Предупреждение или штраф 5 000 – 10 000 рублей

На юридическое лицо 60 000 – 80 000 рублей

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований ОТ, а также обязательных предварительных и периодических медосмотров, обязательных медосмотров в начале рабочего дня

На должностное лицо 15 000 – 25 000 рублей

На юридическое лицо 110 000 – 130 000 рублей

Не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

На должностное лицо 20 000 – 30 000 рублей

На юридическое лицо 130 000 – 150 000 рублей

Уголовная ответственность

Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека

Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц

Принудительные работы на срок до четырех лет либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

Принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

Глава 1.2. ОБЯЗАННОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛ

Глава 1.2. ОБЯЗАННОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛ

1.2.1. Эксплуатацию электроустановок Потребителей должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал.

В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации электроустановок у Потребителей создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации электротехническим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию электроустановок по договору со специализированной организацией.

1.2.2. Потребитель обязан обеспечить:

  • содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов (далее — НТД);
  • своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования;
  • подбор электротехнического и электротехнологического персонала, периодические медицинские осмотры работников, проведение инструктажей по безопасности труда, пожарной безопасности;
  • обучение и проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала;
  • надежность работы и безопасность эксплуатации электроустановок;
  • охрану труда электротехнического и электротехнологического персонала;
  • охрану окружающей среды при эксплуатации электроустановок;
  • учет, анализ и расследование нарушений в работе электроустановок, несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электроустановок, и принятие мер по устранению причин их возникновения;
  • представление сообщений в органы госэнергонадзора об авариях, смертельных, тяжелых и групповых несчастных случаях, связанных с эксплуатацией электроустановок;
  • разработку должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала;
  • укомплектование электроустановок защитными средствами, средствами пожаротушения и инструментом;
  • учет, рациональное расходование электрической энергии и проведение мероприятий по энергосбережению;
  • проведение необходимых испытаний электрооборудования, эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учета электрической энергии;
  • выполнение предписаний органов государственного энергетического надзора.

1.2.3. Для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель Потребителя (кроме граждан — владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В) соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации (далее — ответственный за электрохозяйство) и его заместителя.

У Потребителей, установленная мощность электроустановок которых не превышает 10 кВА, работник, замещающий ответственного за электрохозяйство, может не назначаться.

Ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначаются из числа руководителей и специалистов Потребителя.

При наличии у Потребителя должности главного энергетика обязанности ответственного за электрохозяйство, как правило, возлагаются на него.

1.2.4. У Потребителей, не занимающихся производственной деятельностью, электрохозяйство которых включает в себя только вводное (вводно-распределительное) устройство, осветительные установки, переносное электрооборудование номинальным напряжением не выше 380 В, ответственный за электрохозяйство может не назначаться. В этом случае руководитель Потребителя ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок может возложить на себя по письменному согласованию с местным органом госэнергонадзора путем оформления соответствующего заявления-обязательства (Приложение N 1 к настоящим Правилам) без проверки знаний.

1.2.5. Индивидуальные предприниматели, выполняющие техническое обслуживание и эксплуатацию электроустановок, проводящие в них монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения по договору, должны проходить проверку знаний в установленном порядке и иметь соответствующую группу по электробезопасности.

1.2.6. Ответственный за электрохозяйство обязан:

  • организовать разработку и ведение необходимой документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок;
  • организовать обучение, инструктирование, проверку знаний и допуск к самостоятельной работе электротехнического персонала;
  • организовать безопасное проведение всех видов работ в электроустановках, в том числе с участием командированного персонала;
  • обеспечить своевременное и качественное выполнение технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов и профилактических испытаний электроустановок;
  • организовать проведение расчетов потребности Потребителя в электрической энергии и осуществлять контроль за ее расходованием;
  • участвовать в разработке и внедрении мероприятий по рациональному потреблению электрической энергии;
  • контролировать наличие, своевременность проверок и испытаний средств защиты в электроустановках, средств пожаротушения и инструмента;
  • обеспечить установленный порядок допуска в эксплуатацию и подключения новых и реконструированных электроустановок;
  • организовать оперативное обслуживание электроустановок и ликвидацию аварийных ситуаций;
  • обеспечить проверку соответствия схем электроснабжения фактическим эксплуатационным с отметкой на них о проверке (не реже 1 раза в 2 года); пересмотр инструкций и схем (не реже 1 раза в 3 года); контроль замеров показателей качества электрической энергии (не реже 1 раза в 2 года); повышение квалификации электротехнического персонала (не реже 1 раза в 5 лет);
  • контролировать правильность допуска персонала строительно-монтажных и специализированных организаций к работам в действующих электроустановках и в охранной зоне линий электропередачи.

В должностной инструкции ответственного за электрохозяйство дополнительно следует указывать его права и ответственность.

1.2.7. Назначение ответственного за электрохозяйство и его заместителя производится после проверки знаний и присвоения соответствующей группы по электробезопасности:

  • V — в электроустановках напряжением выше 1000 В;
  • IV — в электроустановках напряжением до 1000 В.

1.2.8. По представлению ответственного за электрохозяйство руководитель Потребителя может назначить ответственных за электрохозяйство структурных подразделений (филиалов).

Взаимоотношения и распределение обязанностей между ответственными за электрохозяйство структурных подразделений и ответственным за электрохозяйство Потребителя должны быть отражены в их должностных инструкциях.

Смотрите так же:  П101 пдд возмещение ущерба

1.2.9. За нарушения в работе электроустановок персональную ответственность несут:

  • руководитель Потребителя и ответственные за электрохозяйство — за невыполнение требований, предусмотренных Правилами и должностными инструкциями;
  • работники, непосредственно обслуживающие электроустановки, — за нарушения, происшедшие по их вине, а также за неправильную ликвидацию ими нарушений в работе электроустановок на обслуживаемом участке;
  • работники, проводящие ремонт оборудования, — за нарушения в работе, вызванные низким качеством ремонта;
  • руководители и специалисты энергетической службы — за нарушения в работе электроустановок, происшедшие по их вине, а также из-за несвоевременного и неудовлетворительного технического обслуживания и невыполнения противоаварийных мероприятий;
  • руководители и специалисты технологических служб — за нарушения в эксплуатации электротехнологического оборудования.

1.2.11. Нарушение настоящих Правил влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Каждый работник, обнаруживший нарушение настоящих Правил, а также заметивший неисправности электроустановки или средств защиты, должен немедленно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, а в его отсутствие — вышестоящему руководителю.

1.2.12. Государственный надзор за соблюдением требований настоящих Правил осуществляется органами государственного энергетического надзора.

Электробезопасность: штрафы

Общий порядок безопасной организации работ с применением промышленного электрооборудования регулируется двумя основными нормативными документами:

  • приказ Минэнерго № 6, который определяет правила производственной эксплуатации специальной электротехники;
  • приказ Минтруда № 328н, который устанавливает правила в области охраны труда персонала, занятого выполнением работ с использованием такого оборудования.

Требования, содержащиеся в данных правовых актах, являются обязательными для всех предприятий, технологический процесс которых предполагает использование электроаппаратуры. Несоблюдение указанных требований расценивается как нарушение действующего законодательства, которое влечет за собой наступление ответственности.

Просроченный срок аттестации по электробезопасности и другие нарушения

На практике работодатели достаточно часто допускают различные нарушения в области безопасности выполнения работ с использованием электрооборудования. Одной из самых распространенных является ситуация, когда у работника просрочено удостоверение по электробезопасности. В данном случае это означает, что работодатель допустил к выполнению специальных работ персонал, не обладающий подтвержденным уровнем необходимой квалификации.

Такое нарушение классифицируется с применением положений ст. 9.11 КоАП РФ. Эта статья содержит перечень санкций, которые применяются в различных случаях невыполнения требований безопасности при эксплуатации электроустановок. Поэтому такие нарушения как несоблюдение техники безопасности, отсутствие у работника удостоверения в процессе выполнения работ и проч. также рассматриваются в рамках данной статьи.

Наказание за нарушение правил электробезопасности

Характер наказания за такое нарушение дифференцируется в зависимости от категории виновника:

  • представители линейного персонала подвергаются наложению штрафа размером 1-2 тыс. руб.;
  • руководящие сотрудники, ответственные за сложившуюся ситуацию, уплачивают штраф размером 2-4 тыс. руб. В качестве ответственных работников в данной ситуации рассматриваются директор предприятия и сотрудник, занимающий должность ответственного за электрохозяйство в организации;
  • предприниматели, осуществляющие свою деятельность без создания юрлица, уплачивают штраф в аналогичном размере – 2-4 тыс. руб. Однако для них такое наказание может быть заменено приостановкой работы, продолжительность которой составляет до 90 суток;
  • организации наказываются штрафом в размере 20-40 тыс. руб. Для них также предусмотрена возможность замены данной меры на приостановку деятельности в административном порядке на срок до 90 суток.

Указанные меры применяются в случае, если допущенные нарушения не имели выраженных серьезных последствий. В случае наступления таких последствий, например, гибели человека, к виновникам применяются положения ст. 143 УК РФ.

Нарушение требований электробезопасности при работе в действующих электроустановках

Мировой судья судебного участка № 1 Зимовниковского района Ростовской области с участием государственного обвинителя – помощника Сальского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры рассмотрела в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по обвинению и.о. начальника тяговой подстанции П. в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 143 Уголовного кодекса Российской Федерации.

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА
Суд установил, что, исполняя обязанности начальника тяговой подстанции ЭЧЭ-801 станции Зимовники Сальской дистанции электроснабжения Ростовского отделения – структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги – филиала ОАО “РЖД” (далее – ЭЧЭ-801), П. по собственной инициативе принял решение произвести покос травы на территории компенсирующего устройства (далее – КУ ОРУ-27,5) ЭЧЭ-801. Для выполнения этой работы он устным распоряжением привлек подчиненного ему электромонтера Л. и отправился вместе с ним на территорию КУ ОРУ-27,5.

И.о. начальника тяговой подстанции ЭЧЭ-801 П. (далее – и.о. начальника П.) открыл калитку ограждения, отжав шток электромагнитной блокировки, предотвращающей несанкционированный доступ на территорию КУ ОРУ-27,5.

Оказавшись на огражденной территории, он и электромонтер Л. приступили к покосу травы с помощью электрического триммера (электрической машины для кошения травы) в непосредственной близости от конденсаторных батарей, находящихся под рабочим электрическим напряжением.

И.о. начальника П., являясь действующим руководителем и находясь при исполнении должностных обязанностей, нарушил требования:
1) Должностной инструкции начальника тяговой подстанции станции Зимовники Сальской дистанции электроснабжения, в соответствии с которой он обязан:

  • обеспечивать охрану труда в пределах вверенного участка работ и производственной территории (п. 2.1);
  • осуществлять контроль за состоянием условий и охраны труда на объектах (п. 2.7);

2) Межотраслевых Правил по охране труда (Правил безопасности) при эксплуатации электроустановок ПОТ Р М-016-2001, РД 153-34.0-03.150-00 (утв. постановлением Минтруда России от 05.01.2001 № 3, приказом Минэнерго России от 27.12.2000 № 163) , согласно которым:

  • работы в действующих электроустановках должны проводиться по наряду-допуску, по распоряжению, по перечню работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации (п. 1.4.1);
  • не допускается самовольное проведение работ, а также расширение рабочих мест и объема задания, определенных нарядом или распоряжением либо утвержденных перечнем работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации (п. 1.4.2);
  • организационными мероприятиями, обеспечивающими безопасность работ в электроустановках, являются оформление работ нарядом, распоряжением или перечнем работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации; допуск к работе; надзор во время работы (п. 2.1.1);
  • началу работ по наряду или распоряжению должен предшествовать целевой инструктаж, предусматривающий указания по безопасному выполнению конкретной работы в последовательной цепи от выдавшего наряд, отдавшего распоряжение до члена бригады (исполнителя). Без проведения целевого инструктажа допуск к работе не разрешается (п. 2.7.7);

3) Инструкции по безопасности при эксплуатации электроустановок тяговых подстанций и районов электроснабжения железных дорог ОАО “РЖД” (утв. ОАО “РЖД” 18.03.2008 № 4054), в п. 5.3.1 которой указано, что работы на фидерном выключателе и трансформаторах тока необходимо выполнять по наряду со снятым напряжением.

И.о. начальника П., зная о том, что нахождение на территории КУ ОРУ-27,5 без снятия электрического напряжения запрещено нормативными документами, т. к. угрожает жизни и здоровью людей, не отключив вакуумный выключатель и шинный разъединитель, указывающий на видимый разрыв электрической цепи, не установив заземлений и не сняв при помощи штанги остаточный заряд конденсаторных батарей КУ ОРУ-27,5, а также понимая, что его действия могут повлечь общественно опасные последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человека, без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал, что такие последствия не наступят.

В тот момент, когда электромонтер Л. В ходе покоса травы оказался в непосредственной близости от конденсаторных батарей, находившихся под рабочим напряжением, произошло короткое замыкание, которое повлекло возникновение электрической дуги и взрыв четырех банок конденсатора. В результате этого электромонтер Л. получил удар током и ожог пламенем электродуги, что причинило тяжкий вред его здоровью в виде травм, несовместимых с жизнью.

Таким образом, и.о. начальника П. допустил нарушение требований правил охраны труда и иных нормативных актов по охране труда, которое повлекло по неосторожности смерть подчиненного ему работника.

В судебном заседании и.о. начальника П. свою вину в инкриминируемом ему преступлении, предусмотренном ч. 2 ст. 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), признал полностью и пояснил суду, что обвинение ему понятно, он с ним согласен и в содеянном раскаивается. При этом подсудимый и его защитник поддержали заявленное ранее ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства. И.о. начальника П. подтвердил, что данное ходатайство было заявлено добровольно, и он осознает последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства.

Государственный обвинитель не возражал против применения особого порядка принятия судебного решения. Потерпевшая сторона также не была против рассмотрения уголовного дела в особом порядке.

С учетом изложенного суд счел необходимым квалифицировать действия подсудимого по ч. 2 ст. 143 УК РФ – нарушение правил техники безопасности, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности смерть человека.

При определении вида и размера наказания суд принял во внимание общественную опасность совершенного и.о. начальника П. преступления и личность подсудимого, который положительно характеризуется по месту жительства и по месту работы, в содеянном раскаивается, ранее не судим. Обстоятельствами, смягчающими наказание в соответствии с ч. 1 п. “и” ст. 61 УК РФ, суд признал активное способствование раскрытию преступления. С уче том всех данных о личности подсудимого суд счел возможным его исправление без изоляции от общества, что может быть достигнуто путем назначения условной меры наказания.

Однако в связи с тем, что и.о. начальника П. совершил преступление при исполнении своих служебных обязанностей, а также с учетом характера, степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признал невозможным сохранить за ним право занимать определенные должности.