Меню Закрыть

Федеральный закон о противодействии коррупции анализ

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

О Генпрокуратуре России

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Противодействие коррупции

Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения.

Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации от имени Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.

Органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных федеральных законов и утверждаемого Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции.

В соответствии со статьей 36 Конвенции ООН против коррупции в 2007 году в составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Аналогичные специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (далее – СППК) созданы на уровне субъектов Российской Федерации.

Организационное и методическое руководство деятельностью СППК в регионах осуществляет управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а оперативное руководство работниками таких подразделений – лично прокуроры субъектов Российской Федерации.

В состав управления входят: отдел по надзору за исполнением федерального законодательства; отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами; организационно-аналитический отдел; старшие прокуроры управления с дислокацией в федеральных округах страны, реализующие надзорные полномочия в отношении государственных органов окружного и межрегионального уровня.

Такое построение призвано обеспечить самостоятельную централизованную структуру в рамках единой прокуратуры Российской Федерации, призванную обеспечить комплексный подход к противодействию коррупции и устойчивую к возможному давлению извне со стороны представителей любых ветвей власти. Установленные для работников подразделений гарантии независимости позволяют эффективно и результативно осуществлять возложенные функции, невзирая на уровень проверяемого органа.

В целях повышения гарантий независимости и самостоятельности таких подразделений для их работников предусмотрена не только особая процедура их назначения на должность и освобождения от должности, но и специальный порядок привлечения таких прокурорских работников к дисциплинарной ответственности.

Назначение на должность производится после тщательного изучения в Генеральной прокуратуре Российской Федерации личности кандидата, который должен иметь не менее пяти лет стажа работы в прокуратуре, обладать необходимыми профессиональными качествами и безупречной репутацией. Отбор кандидатур происходит на заседании специальной комиссии. Состав комиссии в Генеральной прокуратуре Российской Федерации утвержден приказом Генерального прокурора Российской Федерации, возглавляет ее Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации. На региональном уровне такие комиссии возглавляют прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур.

Все отобранные прокурорские работники как на региональном, так и на федеральном уровне назначаются на должность приказом Генерального прокурора Российской Федерации и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности только с согласия его первого заместителя.

Основными функциями специализированных подразделений органов прокуратуры по противодействию коррупции являются:

  • мониторинг и анализ исполнения законодательства о противодействии коррупции и выработка предложений по его совершенствованию;
  • выявление коррупционных проявлений в деятельности различных государственных органов и органов местного самоуправления и проведение по ним соответствующих проверок;
  • возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования, в том числе в отношении юридических лиц, по фактам коррупционных правонарушений;
  • участие в рассмотрении дел судами, обжалование решений, приговоров, определений и постановлений судов;
  • оценка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц на коррупциогенность (антикоррупционная экспертиза);
  • осуществление надзора за соблюдением уголовно-процессуального законодательства в процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции;
  • поддержание государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности;
  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией;
  • участие в международном сотрудничестве с антикоррупционными структурами других стран и международными организациями.
  • соблюдение федеральными государственными органами требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе об организации работы по противодействию коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед этими федеральными государственными органами;
  • соблюдение лицами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы (в том числе получившими отрицательное решение комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов), ограничений при заключении ими после увольнения с государственной или муниципальной службы трудовых и гражданско-правовых договоров;
  • соблюдение органами субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;
  • соблюдение лицами, замещающими должности категории «руководители» в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органах, требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, а также о контроле за соответствием расходов их доходам;
  • соблюдение требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также при осуществлении закупок лекарственных средств и медицинской техники для обеспечения государственных нужд и организации оказания медицинской помощи гражданам.
  • Руководство
  • Структура
  • О Генпрокуратуре России
  • Документы
  • Международное сотрудничество
  • Взаимодействие со СМИ
  • Правовое просвещение
  • Контакты
  • Личная страница Генерального прокурора РФ
  • Защита прав ветеранов
  • Виртуальный музей
  • Интернет-приемная
  • Единый реестр проверок
  • Противодействие коррупции
  • Правовая статистика
  • Карта сайта
  • Научно-методические материалы
  • Вакансии
  • Совет ветеранов ГП РФ
  • Экспертный совет по цифровой трансформации органов прокуратуры
  • Телефон справочной по обращениям
    в Генеральную прокуратуру
    Российской Федерации:
  • +7 495 987-56-56

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

© 2003-2018 Генеральная прокуратура Российской Федерации Все права защищены

Анализ законодательных мер противодействия коррупции;

Федеральный закон № 273-ФЗ помимо определения коррупции содержит несколько статей, имеющих самостоятельное значение. В частности, к ним относятся статьи и положения статей, в которых содержится комплекс мер по противодействию коррупции. К их числу законодатель относит как собственно меры по противодействию (по предупреждению и профилактике) коррупции, так и меры борьбы с коррупцией — меры по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию правонарушений. Развернутый перечень мер по противодействию (по предупреждению и профилактике) коррупции также представлен в Национальном плане противодействия коррупции.

Применительно к возможностям местного самоуправления следует рассматривать и анализировать комплекс мер собственно противодействия коррупции, поскольку меры по борьбе с коррупцией в полном объеме входят в компетенцию федерального уровня власти. Более того, законодатель установил в качестве одного из основных принципов противодействия коррупции – приоритетное применение мер по предупреждению коррупции (пункт 6 статьи 3).

Весь комплекс законодательных мер и способов противодействия коррупции можно разделить на несколько групп: меры нормативного правового регулирования; организационно-управленческие и координационные меры; информационно-методические и др.

К мерам нормативного правового регулирования относятся: антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению; введение антикоррупционных стандартов (установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области); унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

К организационно-управленческим мерам относятся: развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции; совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью; обеспечение независимости средств массовой информации; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения; передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям.

К мерам информационно-методического характера относятся: формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц.

К координационным способам противодействия коррупции можно отнести создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества.

Практический интерес для анализа системы антикоррупционных мер и способов представляют также меры пресечения и предотвращения коррупции, предложенные в выше рассмотренных международных документах и проектах федеральных законов. Их сравнение представлено в Таблице № 2.

Многие меры и способы противодействия коррупции, систематизированные в таблице № 2, получили законодательное закрепление на федеральном уровне. Однако часть из них, как представляется весьма эффективная, не получила такого закрепления. В направлении совершенствования законодательства о противодействии коррупции в число перспективных мер могут быть включены, например, такие как формирование и деятельность специальных органов по борьбе с коррупцией; формирование и применение кодексов или стандартов поведения, добросовестного и надлежащего выполнения публичных функций; введение понятий коррупционно опасного поведения, перечня типичных коррупционно-опасных ситуаций; обеспечение прозрачности в финансировании кандидатур на избираемые публичные должности и финансирования политических партий и др.

В развитие Федерального закона № 273-ФЗ в большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы и нормативные правовые акты о противодействии коррупции. Многие из антикоррупционных законов в субъектах Российской Федерации были приняты в 2007 году. В Саратовской и Пензенской областях, Республике Татарстан законы были приняты в 2006 году. Законы субъектов Российской Федерации отличаются по названию, но практически сходны по содержанию. Большинство законов имеют такое же название, как и федеральный закон – о противодействии коррупции. В некоторых субъектах Российской Федерации законы имеют более «узкое» название: «о мерах по противодействию коррупции», «о профилактике коррупции» или «о предупреждении коррупции». В Новгородской области закон носит узкоспециальное название – о реализации федеральных законов о противодействии коррупции на территории Новгородской области[19]. В Мурманской области принято два специальных закона, посвященных вопросам противодействия коррупции. В некоторых субъектах Российской Федерации нет специальных законов, а нормативное правовое регулирование системы мер противодействия коррупции осуществляется в других законах субъекта Российской Федерации[20].

В законах субъектов Российской Федерации содержались определения коррупции, отличающиеся друг от друга и от определения, позднее принятого на федеральном уровне. После принятия Федерального закона № 273-ФЗ статьи законов, содержащие определения коррупции, были признаны утратившими силу. Типичным определением коррупции являлось определение, содержавшееся в Законе Саратовской области[21]: «Коррупция – использование лицами, замещающими государственные должности области, муниципальные должности, должности государственной гражданской службы области, муниципальными служащими своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей для противоправного удовлетворения корыстной или иной личной заинтересованности посредством принятия неправомерных актов, совершения иных незаконных действий (бездействия), а равно противоправное предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими лицами». В настоящее время более, чем в одной трети законов субъектов Российской Федерации воспроизводится определение коррупции, содержащееся в Федеральном законе № 273-ФЗ.

Смотрите так же:  Какой вид расходов госпошлина

Действие некоторых законов распространяется как на государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, так и муниципальных служащих. В Псковской области такая сфера действия закона отражена непосредственно в его названии – о противодействии коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления[22].

В большинстве законов субъектов Российской Федерации содержится такой же комплекс мер, направленных на предотвращение коррупции, что и в Федеральном законе. В то же время в законодательстве и практике деятельности некоторых субъектов Российской Федерации и правовых актах и практике деятельности некоторых муниципальных образований детализируются и конкретизируются меры противодействия коррупции, установленные Федеральным законом № 273-ФЗ, вводятся новые меры[23]. К такого рода мерам можно отнести следующие:

1) мониторинг коррупционных правонарушений в целом и отдельных их видов;

2) антикоррупционные образование и пропаганда;

3) оказание государственной поддержки формированию и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции;

4) опубликование отчетов о реализации мер антикоррупционной политики;

5) опубликование аналитических материалов о реализации мер антикоррупционной политики;

6) создание банка данных типовых коррупционно-опасных ситуаций в деятельности государственных и муниципальных служащих;

7) организация кинозаписи приема граждан государственными и муниципальными служащими;

8) организация системы открытой связи для граждан с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

9) использование полиграфа при приеме на государственную и муниципальную службу.

В законах субъектов Российской Федерации содержатся достаточно подробные характеристики указанных выше мер, на основе которых могут быть разработаны конкретные программы антикоррупционных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

К организационным мерам, которые содержатся в законе о противодействии коррупции, следует отнести возможность создания по решению Президента Российской Федерации органов по противодействию коррупции. Следует также обратить внимание и на то, что в соответствии со статьей 6 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции каждое государство-участник должно создать специальный орган (или органы) по предупреждению коррупции. По мнению некоторых зарубежных экспертов, только наличие такого органа может свидетельствовать о реальных действиях власти в борьбе с коррупцией[24].

Частью 5 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что в целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по решению Президента Российской Федерации могут быть созданы органы по координации деятельности по противодействию коррупции. К полномочиям таких органов отнесена подготовка проектов актов федерального уровня – указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации. Кроме того, установлено, что по вопросам противодействия коррупции могут издаваться совместные акты федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав органа, созданного Президентом Российской Федерации. Порядок издания (принятия) таких актов не определен. Не определен и хотя бы приблизительный перечень вопросов в сфере противодействия коррупции, подлежащих регулированию указанными актами.

В Федеральный закон № 273-ФЗ необходимо ввести положения, в соответствии с которыми координационные органы по противодействию коррупции могли бы создаваться в субъектах Российской Федерации, в городских округах и муниципальных районах по предложению главы муниципального района (городского округа). Естественно к полномочиям такого органа и на уровне субъекта Российской Федерации, и на местном уровне не могут быть отнесены полномочия по изданию императивных предписаний. Как представляется, главная задача такого органа — установление непосредственного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, прежде всего, с должностными лицами территориальных органов федеральной исполнительной власти. В первую очередь – с представителями правоохранительных органов. К числу задач такого координирующего органа должны быть отнесены информационный обмен и анализ «коррупционной ситуации» в конкретном муниципальном образовании или субъекте Российской Федерации. Указанная координирующая структура может быть наделена полномочиями рекомендательного характера по отношению к федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

Следует отметить, что Президентом Российской Федерации образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции[25]. Одним из полномочий указанного органа является полномочие передавать полученные данные о совершении коррупционных правонарушений в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации[26] президиум Совета наделен функциями комиссии по соблюдению требований к должностному поведению лиц, замещающих некоторые государственные должности Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов.

Федеральный закон № 273-ФЗ не содержит прямых предписаний по формированию «вертикальной» структуры подобных координирующих органов на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Поэтому при формировании аналогичных координирующих органов в субъектах Российской Федерации и муниципалитетах их полномочия не должны вторгаться в полномочия координирующих органов, которые в соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ образуют в субъектах Российской Федерации и муниципалитетах прокуроры, подчиненные Генеральному прокурору Российской Федерации. Следует отметить, что к полномочиям прокуроров относится координация не всех федеральных исполнительных органов власти, а только правоохранительных органов. В соответствии с законом Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.

В законах субъектов Российской Федерации предусматривается также создание специальных координирующих органов по противодействию коррупции, разработка механизмов взаимодействия с общественными объединениями и организациями. В некоторых субъектах Российской Федерации принимаются взаимосогласованные решения о взаимодействии федеральных структур исполнительной власти и структурных подразделений администраций. Так, в Астраханской области подписано соглашение[27], предполагающее оперативный обмен информацией и порядок представления такой информации и меры по сохранению ее конфиденциальности в предусмотренных законом случаях. Координирующие организационные структуры созданы не только в субъектах Российской Федерации, но и во многих муниципальных образованиях[28].

Сформулируем цели создания подобной координирующей муниципальной структуры. Следует сразу отметить, что такая структура, учитывая значимость задач, которые ей предстоит решать, будет действовать довольно продолжительное время. А значит, она может быть создана в форме самостоятельного органа местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Итак, основной целю создания совещательного органа местного самоуправления должна являться координация взаимодействия[29] органов местного самоуправления, представителей органов государственной власти, представителей федеральных правоохранительных органов, представителей судебных органов, экспертов, общественных организации и др. (территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, экспертов, осуществляющих деятельность в сфере противодействия коррупции) по вопросам противодействия коррупции.

Поскольку предполагается, что совещательный орган является структурой, территориальные границы ведения которой распространяются на всю территорию муниципального образования, в названии этой структуры эта особенность должна быть отражена. Например, Городская коллегия по координации взаимодействия между органами публичной власти, институтами гражданского общества, правоохранительными органами по вопросам противодействия коррупции (Антикоррупционная ассамблея района (города), Собрание района (города) по противодействию коррупции,Комиссия по профилактике коррупции («партийно-советское» наименование), Комиссия по предупреждению коррупции и т.д.). Как выше было отмечено, опыт создания подобных структур в муниципальных образованиях весьма разнообразен. Структуры создаются как при представительном органе, так и при администрации, при главе администрации, при главе муниципального образования и т.д.

К основным направлениям (задачам, функциям, вопросам ведения) комиссии должны быть отнесены следующие:

1. Участие в разработке предложений и рекомендаций по реализации приоритетных направлений осуществления органами местного самоуправления государственной и муниципальной антикоррупционной политики на территории муниципального образования.

2. Участие в разработке предложений и рекомендаций по формированию муниципальных программы и планов противодействия коррупции.

3. Подготовка предложений, направленных на реализацию мероприятий по предупреждению и устранению причин и условий, способствующих проявлениям коррупции.

4. Сбор и анализ информации о коррупционных проявлениях для определения приоритетных направлений, целей и задач профилактики коррупции, выработки предложений и рекомендаций по противодействию коррупции.

5 Привлечение партий, общественных организаций и средств массовой информации к сотрудничеству по вопросам противодействия коррупции в целях выработки у граждан и муниципальных служащих нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям.

6. Планирование и проведение антикоррупционной пропаганды.

7. Подготовка предложений и рекомендаций территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления по реализации их полномочий в сфере противодействия коррупции.

8. Подготовка предложений по совершенствованию взаимодействия органов местного самоуправления, партий, общественных организаций, граждан и правоохранительных органов в целях противодействия коррупции.

9. Рассмотрение и анализ информации о возникновении конфликтных и иных проблемных ситуаций, свидетельствующих о возможном наличии признаков коррупции или коррупционно опасного поведения.

10. Информирование правоохранительных органов для принятия мер по фактам коррупционно опасного поведения.

11. Организация обмена опытом в сфере противодействия коррупции.

12. Содействие гражданским инициативам, направленным на противодействие коррупции.

13. Информирование граждан о мерах противодействия коррупции в районе (городе).

14. Участие в подготовке проектов муниципальных правовых актов по вопросам противодействия коррупции.

15. Мониторинг и контроль реализации программы противодействия коррупции.

Специфичность задач, решаемых комиссией, обуславливает необходимость использования довольно сложных способов определения ее состава и процедуры формирования комиссии. Так, состав комиссии целесообразно сформировать из числа членов комиссии с решающим голосом и членов комиссии с совещательным голосом. Членами комиссии с решающим голосом являются представители органов государственной власти и органов местного самоуправления. Членами комиссии с совещательным голосом могут быть эксперты, научные работники, представители средств массовой информации, представители политических партий и общественных организаций, почетные граждане др. Председателем комиссии является Глава муниципального образования по должности.

Решения комиссии должны приниматься на основе консенсуса. Решения комиссии носят рекомендательный характер. Однако, решения комиссии, адресованные органам местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в этих органах. Заседания комиссии должны проводиться в открытом режиме, если ни один из членов комиссии с решающим голосом не ставит вопрос о проведении закрытого заседания. Заседания комиссии по предметам ведения, указанных в пунктах 4, 5, 10-12, проводятся только в открытом режиме, если ни один из членов комиссии с решающим голосом не ставит вопрос о проведении закрытого заседания. Заседания комиссии по предметам ведения, указанных в пункте 8, проводятся в только в закрытом режиме.

Одной из основных функций такого органа должен являться контроль за исполнением муниципальной программы противодействия коррупции. Составной частью такой программы должен являться раздел о подготовке и совершенствовании правовых актов муниципального образования в сфере противодействия коррупции.

Представляется, что программа подготовки проектов нормативных правовых актов на муниципальном уровне должна включать в себя следующие блоки.

1. Комплекс нормативных правовых актов, связанных с обеспечением открытости деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Смотрите так же:  Как уволить беременную женщину по срочному трудовому договору

1.1. Информационная открытость.

1.2. Публичные слушания.

1.3. Участие граждан в обсуждении решения вопросов местного значения.

1.4. Проведение опросов населения.

2. Комплекс нормативных правовых актов, регламентирующих внутреннюю деятельность органов местного самоуправления (должностные регламенты, дисциплинарные меры ответственности и др.).

3. Разработка административных регламентов взаимодействия органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих с гражданами, физическими и юридическими лицами.

4. Комплекс нормативных правовых актов, связанных с реальным использованием института конфликта интересов в муниципальной практике, как одного из механизмов противодействия коррупции.

5. Комплекс нормативных правовых актов, содержащих методические разработки, направленные на формирование общественных институтов противодействия коррупции (подписание Кодекса поведения муниципальных служащих, формирование на муниципальном уровне общественных структур, противодействующих коррупции).

В разработку и обсуждение документов должно быть вовлечено максимально возможное число муниципальных служащих и жителей муниципального образования. Наиболее сложными для реализации представляются документы, направленные на формирование устойчивой «антикоррупционной» культуры в муниципальных образованиях. Важно также, чтобы в процесс обсуждения проектов «антикоррупционых» нормативных правовых актов были непосредственно вовлечены жители муниципального образования. Только тогда возникает причастность граждан и муниципальных служащих к этому процессу, а принятые документы становятся «своими». Граждане и муниципальные служащие становятся активными неформальными «проводниками» в жизнь «антикоррупционной» политики. Этот процесс представляется наиболее важным и трудным в методике разработки и реализации механизма противодействия коррупции на муниципальном уровне. Представляется, что такую же роль могли бы выполнять координирующие муниципальные структуры по противодействию коррупции.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Изменения и поправки

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года

Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции

1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:

1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;

2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;

3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;

4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;

5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.

2. Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции

1. Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

3. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

5. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее — органы по координации деятельности в области противодействия коррупции). Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Статья 6. Меры по профилактике коррупции

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

8) обеспечение независимости средств массовой информации;

9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

Смотрите так же:  Заявление о снятии судимости амнистия

16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

Статья 8. Обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

1. Гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые государственными и муниципальными служащими в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

3. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей для установления либо определения его платежеспособности и платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.

4. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих могут предоставляться для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Проверка достоверности и полноты указанных в части 1 настоящей статьи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

7. Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу.

8. Невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Федеральными законами о видах государственной службы, а также о муниципальной службе для государственного или муниципального служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения.

Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений

1. Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

2. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.

3. Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).

Статья 10. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе

1. Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

2. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе

1. Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

2. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

3. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора

1. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.

3. Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.

4. Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения

1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения

1. В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

3. Положения настоящей статьи распространяются на иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.