Меню Закрыть

Бухгалтерская отчетность в 2011 году форма

Бухгалтерский баланс — Форма 1. С 2011 по 2014 год

Бухгалтерский баланс – документ, характеризующий общее состояние активов и пассивов предприятия на определенный момент (дату) в денежном выражении. Баланс содержит обобщенные данные о финансовом положении организации. Код формы по ОКУД 0710001.

Данные бухгалтерского баланса информируют владельца предприятия о материальных ценностях, величине запасов, инвестициях и капитале, которыми он владеет. Бухгалтерский баланс – необходимый документ для руководства и работников аналитического отдела. С помощью баланса можно составлять планирование на краткосрочную, а иногда и долгосрочную перспективу.

Данная Форма 1 бухгалтерского баланса используется начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год. Утверждена новая форма для применения с 2015 годау.

Бухгалтерский баланс предприятия состоит из двух разделов.

1. Актив баланса, который содержит в себе информацию о ресурсах организации. Данный раздел, в свою очередь, состоит из двух частей:

  • внеоборотные активы;
  • оборотные активы.

2. Пассив баланса раскрывает суть источников формирования ресурсов организации. Пассив, в свою очередь, содержит в себе следующие составляющие:

  • капитал и резервы;
  • долгосрочные обязательства;
  • краткосрочные обязательства.

Итоги пассива и актива бухгалтерского баланса всегда должны быть одинаковыми.

Бухгалтерский баланс имеет типовую форму, которая регламентируется приказом Минфина от 2 июля 2010 г. № 66н (в редакции приказа от 05.10.2011 N 124н). Тем не менее, любое предприятие может самостоятельно разработать удобную в применении форму бухгалтерского баланса, сохранив при этом, все необходимые графы и разделы, утвержденные в типовой форме. Это касается и кодов итоговых строк, строк разделов и групп статей. Они должны в обязательном порядке совпадать с кодами, указанными в типовой форме.

При составлении бухгалтерского баланса необходимо обратить внимание на следующие правила:

  • зачет между статьями активов и пассивов, а так же убытков и прибылей не допускается;
  • данные баланса на начало календарного года должны совпадать с данными на конец прошлого года;
  • статьи баланса в обязательном порядке должны подтверждаться данными, составленными в процессе инвентаризации имущества, а так же данными определенных расчетов и обязательств.

Показатели статей, приведенные в бухгалтерском балансе, как правило, приводятся в тысячах рублей (исключая десятичные знаки). Если же предприятия имеет операции, сумма которых значительно превышает тысячи рублей, то данные, в таком случае, могут приводиться в миллионах рублей (исключая десятичные знаки).

Новые формы бухгалтерской отчетности за 2011 год

Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н (далее — Приказ N 66н) утверждены новые формы бухгалтерской отчетности организаций, применяемые при составлении бухгалтерской отчетности за 2011 г. Они заменят формы бухгалтерской отчетности, которые были утверждены Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

В состав бухгалтерской отчетности включены бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках (Приложение N 1), а также приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (Приложение N 2). Такой состав предусмотрен п. 5 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н).

Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках включают в себя формы отчетов об изменении капитала, о движении денежных средств, о целевом использовании полученных средств.

Вместо приложения к бухгалтерскому балансу (ф. N 5) организации должны будут составлять пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в виде таблиц. Причем разрабатывать соответствующие таблицы организациям придется самостоятельно. Пример составления подобных пояснений приведен в Приложении N 3 к Приказу N 66н.

Напомним, что все указанные формы следует использовать при составлении бухгалтерской отчетности за год. В состав квартальной бухгалтерской отчетности включаются только бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках (п. 49 ПБУ 4/99). Финансисты привели в Приложении N 4 к Приказу N 66н Коды строк бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, которые необходимо указывать при представлении этих форм в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти.

Новые формы бухгалтерской отчетности не имеют тех номеров, которые были присвоены им Приказом от 22.07.2003 N 67н.

В отличие от прежних в новые формы добавлены новые строки и графы. При этом детализацию показателей по статьям отчетов организации будут определять самостоятельно.

Организации — субъекты малого предпринимательства могут формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе. Это значит, что в бухгалтерском балансе и в отчете о прибылях и убытках дополнительная детализация по статьям не требуется, а в приложении к этим формам приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс теперь состоит только из одной таблицы, которая, в свою очередь, состоит из двух частей — актива и пассива.

Заметьте, что в новой форме бухгалтерского баланса отсутствует Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах. Таким образом, остатки по забалансовым счетам в новых формах годовой бухгалтерской отчетности отражать не придется.

В таблице появились новые графы. Слева от графы «Наименование показателя» (графа 2) находится графа «Пояснения» (графа 1), где бухгалтер должен указывать номер соответствующего пояснения к бухгалтерскому балансу. Заполнять эту графу следует составлять только при формировании годовой бухгалтерской отчетности.

В графе «Код» (графа 3) отражается код строки, приведенный в Приложении N 4.

В прежней форме необходимо было указывать значение показателей на начало года (графа 3) и на конец отчетного периода (графа 4). В новой форме бухгалтерского баланса необходимо будет приводить значение показателей на 31 декабря двух лет, которые предшествуют отчетному периоду (графа 5 и 6), а также на отчетную дату текущего отчетного периода — 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря (графа 4).

Пример. При составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г. организация подготовила следующие пояснения к бухгалтерскому балансу в соответствии с Примером, приведенным в Приложении N 3 к Приказу N 66н:

1.1. Наличие и движение нематериальных активов.

1.2. Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией.

1.3. Нематериальные активы с полностью погашенной стоимостью.

1.4. Наличие и движение результатов НИОКР.

1.5. Незаконченные и неоформленные НИОКР и незаконченные операции по приобретению нематериальных активов.

2.1. Наличие и движение основных средств.

2.3. Изменение стоимости основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации.

2.4. Иное использование основных средств.

3.1. Наличие и движение финансовых вложений.

3.2. Иное использование финансовых вложений.

Помимо этого, в состав пояснений были включены таблицы, разработанные организацией самостоятельно:

10. Формирование и погашение отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств.

При заполнении разд. 1 «Внеоборотные активы» бухгалтерского баланса были указаны номера пояснений.

В графе 4 отражены показатели на конец отчетного года, а в графе 5 и 6 — показатели на конец двух лет, предшествующих отчетному.

В разд. 1 «Внеоборотные активы» новой формы бухгалтерского баланса исключена статья «Незавершенное строительство» и добавлена строка «Результаты исследований и разработок». При составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г. сальдо по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» следует отражать в составе показателя «Прочие внеоборотные активы».

В прежней форме бухгалтерского баланса расходы на исследования и разработки отражались в составе показателя «Прочие внеоборотные активы».

В разд. 2 «Оборотные активы» теперь не приводится расшифровка запасов, а дебиторская задолженность отражается по одной статье как долгосрочная, так и краткосрочная.

В разд. 3 «Капитал и резервы» появилась новая строка «Переоценка внеоборотных активов», по которой отражается дооценка объектов основных средств и нематериальных активов. В прежней форме бухгалтерского баланса эти суммы включались в состав показателя «Добавочный капитал».

Из разд. 5 «Краткосрочные обязательства» исключены статья «Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате дохода», а также расшифровка по статье «Кредиторская задолженность».

Отчет о прибылях и убытках

В Отчете о прибылях и убытках необходимо приводить данные за отчетный период текущего года (графа 4) и за аналогичный период прошлого года (графа 5).

Организация может включать в состав годовой бухгалтерской отчетности пояснения к Отчету о прибылях и убытках. Номера пояснений к показателям Отчета о прибылях и убытках указывают в графе «Показатели» (графа 1) при составлении бухгалтерской отчетности за год.

В графе «Код» (графа 3) необходимо указывать коды строк, которые приведены в Приложении N 4.

Состав показателей Отчета о прибылях и убытках, начиная от показателя «Выручка» до показателя «Прибыль (убыток) до налогообложения«, не изменился. Другими стали коды строк.

В новой форме отсутствует раздел «Расшифровка отдельных прибылей и убытков».

Кроме того, изменилась и та часть таблицы Отчета о прибылях и убытках, которая заполняется после показателя «Прибыль (убыток) до налогообложения».

В частности, в новой форме Отчета о прибылях и убытках показатели «Текущий налог на прибыль», «Изменение отложенных налоговых активов» и «Изменение отложенных налоговых обязательств» расположены в обратной последовательности.

Изменились и названия строк: вместо «Отложенные налоговые активы» — «Изменение отложенных налоговых активов», вместо «Отложенные налоговые обязательства» — «Изменение отложенных налоговых обязательств».

Показатель «Постоянные налоговые обязательства (активы)» в новой форме Отчета отражается как составная часть показателя «Текущий налог на прибыль«. В прежней форме отчета о прибылях и убытках этот показатель отражался в разделе «Справочно».

В разделе «Справочно» новой формы Отчета о прибылях и убытках рассчитывается показатель «Совокупный финансовый результат периода», который отражает изменение показателя «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за отчетный период. Для его расчета в разделе «Справочно» необходимо указать два показателя:

— результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода;

— результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода.

Совокупный финансовый результат рассчитывается путем суммирования этих показателей и показателя «Чистая прибыль (убыток)», то есть строк 2400, 2510, 2520 (таблица N 1).

Состав показателей Отчета о прибылях и убытках

Бухгалтерская отчетность в 2011 году форма

Дагестанстат доводит до вашего сведения разъяснения по разработке годовой бухгалтерской отчетности

Годовая бухгалтерская отчетность

· Федеральный закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 года № 402 — ФЗ «О бухгалтерском учете».

· Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02 июля 2010 года № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

· Приказ Федеральной службы государственной статистики от 31 марта 2014 № 220 «Об утверждении Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности».

· Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 05 октября 2011 года № 124н «О внесении изменений в формы бухгалтерской отчетности организаций, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02 июля 2010 года № 66н».

Смотрите так же:  Договор лизинга сбербанк лизинг

· Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 186н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившем силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 года N 3».

· Приказ Федеральной налоговой службы от 03.09.2013г. № ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронном форме».

· Приказ Федеральной налоговой службы от 03.09.2013г. № ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности социально ориентированных некоммерческих организаций в электронном форме».

· Приказ Федеральной налоговой службы от 03.09.2013г. № ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме».

Кто должен отчитываться

· Бухгалтерская отчетность представляется в обязательном порядке территориальным органам государственной статистики в соответствии со ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 6 декабря 2011 года № 402 — ФЗ «О бухгалтерском учете».

· Обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», при представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

· Бухгалтерскую отчетность представляют все юридические лица, (кроме банков, страховых, религиозных организаций и бюджетных учреждений), в том числе предприятия, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, независимо от формы собственности и численности работающих, на основе образцов форм бухгалтерской отчетности, приведенных в приложениях к приказам Министерства финансов РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 05.10.2011 № 124н и от 17.08.2012 № 113н).

· Субъекты малого предпринимательства представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н (в ред. приказа Минфина России от 17.08.2012 № 113н).

· Организации, не осуществляющие финансовую деятельность в течение всего отчётного года, должны представить «нулевую» бухгалтерскую отчетность.

· В соответствии со ст.58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. При осуществлении реорганизации организаций, утвержденными приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. № 44н, реорганизованное путем преобразования юридическое лицо составляет заключительную годовую отчетность о деятельности с начала года до момента реорганизации; вновь возникшее юридическое лицо – вступительную годовую отчетность о деятельности с момента регистрации до конца отчетного года.

Кто не отчитывается

· организации государственного сектора — государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

· банки, страховые и религиозные организации .

Ответственность за непредставление бухгалтерской отчетности

· Непредставление или несвоевременное представление в органы государственной статистики сведений, представление которых предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа в соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. N 195-ФЗ: на должностных лиц – от 300 до 500 рублей; на юридических лиц – от 3000 до 5000 рублей. Дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 19.7 настоящего Кодекса, рассматриваются в судебном порядке.

· Бухгалтерскую отчетность за 2014 год представляют в органы государственной статистики не позднее 1 апреля 2015 года.

· В соответствии с п.6 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» при наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в статье 1 8 настоящего Федерального закона, организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

· Представление годовой бухгалтерской отчетности в электронном виде в органы государственной статистики осуществляется на основе XML шаблонов, утвержденных приказами ФНС России от 3 сентября 2013 N ММВ-7-6/[email protected], от 3 сентября 2013 N ММВ-7-6/[email protected], от 3 сентября 2013 N ММВ-7-6/[email protected]

Состав годовой бухгалтерской отчетности

1. Форма N 1 БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

2. Форма N 2 ОТЧЕТ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ (ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ)

3. Форма N 3 ОТЧЕТ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ КАПИТАЛА

4. Форма N 4 ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

6. Форма N 6 ОТЧЕТ О ЦЕЛЕВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОЛУЧЕННЫХ СРЕДСТВ (для общественных организаций)

Организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства , в состав годовой бухгалтерской отчетности включают:

Форма N 1 БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

Форма N 2 ОТЧЕТ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ (ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ)

Коммерческие организации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства , в состав годовой бухгалтерской отчетности включают:

Форма N 1 БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

Форма N 2 ОТЧЕТ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ (ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ)

Форма N 3 ОТЧЕТ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ КАПИТАЛА

Форма N 4 ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

осуществляющие предпринимательскую деятельность, в состав годовой бухгалтерской отчетности включают:

Форма N 1 БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

Форма N 2 ОТЧЕТ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ (ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ)

Форма N 3 ОТЧЕТ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ КАПИТАЛА

Форма N 4 ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Форма N 6 ОТЧЕТ О ЦЕЛЕВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОЛУЧЕННЫХ СРЕДСТВ

не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в состав годовой бухгалтерской отчетности включают :

Форма N 1 БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

Форма N 2 ОТЧЕТ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ( ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ)

Форма N 6 ОТЧЕТ О ЦЕЛЕВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОЛУЧЕННЫХ СРЕДСТВ

Общественные организации (объединения), в состав годовой бухгалтерской отчетности включают:

Форма N 1 БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

Форма N 2 ОТЧЕТ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ (ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ)

Форма N 3 ОТЧЕТ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ КАПИТАЛА

Форма N 4 ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Форма N 6 ОТЧЕТ О ЦЕЛЕВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОЛУЧЕННЫХ СРЕДСТВ

Садоводческие товарищества, ГСК, ЖСК, ДСК , в состав годовой бухгалтерской отчетности включают:

Форма N 1 БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

Форма N 2 ОТЧЕТ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ (ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ)

Основание: (Постановление Правительства РФ от 27.06.1996 г. N758 «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств».)

Телефоны для консультации : (872) 264-30-73

Бухгалтерская отчетность за 2011 год по новым формам. Рекомендации лектора из Минфина

Лектор семинара: И. Р. Сухарев
к.э.н., начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности
Департамента регулирования государственного финансового контроля,
аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности
Минфина России

План видеосеминара:

1.Детализация показателей в отчетности.

2. Как определить существенность показателя.

3. Кодировка строк.

4. «Прочее» в названиях статей отчетов.

В марте большинство бухгалтеров заканчивают подготовку годовой бухгалтерской отчетности. Теперь она готовится на основе новых форм. Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н вышел уже полтора года назад, но до настоящего времени его положения были опробованы лишь на промежуточной отчетности. Годовая бухгалтерская отчетность российских организаций обретает свой новый облик только сейчас.

Детализация показателей в отчетности

Знакомство бухгалтеров с новыми формами отчетности на практике уже выявило ряд вопросов, которые сразу после выхода приказа оставались незамеченными. Сейчас, по прошествии времени, при подготовке годовой отчетности они требуют обратить на себя особое внимание. Многие из таких вопросов нашли освещение в Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 год. Они содержатся в письме Минфина России от 27 января 2012 г. № 07-02-18/01.

Сегодня я остановлюсь на одном из таких вопросов. Выбрал я его потому, что он показался мне наиболее важным с практической точки зрения для подготовки годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год, да и на ближайшие несколько лет. Полагаю, что его решение автоматически снимет большое количество производных вопросов. Вопрос заключается в том, как формировать отдельные статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и приложений к ним.

Обратим внимание на пункт 3 приказа № 66н. В соответствии с ним организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Многие либо не обратили внимания на это требование, либо прочитали его, не поняв содержания.

В формах, содержащихся в приложениях к приказу № 66н, фигурируют не статьи, а группы статей. В отношении бухгалтерского баланса это становится очевидным, если на форму баланса посмотреть в контексте пункта 20 ПБУ 4/99 (утверждено приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н. – Примеч. ред.). В отчете компании должны быть конкретные статьи, а не группы статей. Конечно, в ряде случаев отдельная статья может составлять целиком группу, но отдельные случаи – это не общее правило. В общем и целом бухгалтерский баланс или отчет о прибылях и убытках конкретной организации не может быть заполненной копией приложений к приказу № 66н.

Подпункт «а» пункта 6 приказа № 66н разрешает не детализировать отчеты до статей только субъектам малого предпринимательства. Все остальные должны требование о детализации выполнять. Причем нельзя сказать, что данное требование впервые введено приказом № 66н. Оно уже второй десяток лет содержится в пункте 11 ПБУ 4/99.

Как определить существенность показателя

Главным критерием детализации информации по статьям является существенность. Хочется подчеркнуть, что существенность всегда определяется по совокупности количественных и качественных параметров. Поэтому определение существенности не может быть сведено к фиксированному процентному значению от одного показателя, например 5 процентам от валюты баланса. Статья, несущественная по одному базису, может оказаться существенной по другому параметру. Например, имущество, сдаваемое в аренду, может быть незначительным по своей балансовой стоимости, но при этом приносить в форме арендной платы значительную долю прибыли организации. В таком случае доходные вложения в материальные ценности должны быть выделены в отдельную статью бухгалтерского баланса, несмотря на относительно небольшое количественное значение показателя данной статьи.

При определении существенности необходимо рассматривать потенциальных пользователей бухотчетности. В частности, таких пользователей, как налоговые инспекции. Например, в балансе в группе статей «Основные средства» отдельные статьи , отражающие объекты, не принятые к учету в качестве основных средств, такие как незавершенное строительство и др., на мой взгляд, следует обособлять независимо от их количественного значения . Стоимость принятых к учету ОС формирует налоговую базу по налогу на имущество, а для расчета налоговой базы понятие существенности в принципе неприемлемо.

Кодировка строк

Требование к детализации показателей по статьям отчетов учитывается в кодировке строк годовой бухгалтерской отчетности, которую компании сдают. Не случайно в приложении № 4 к приказу № 66н использована четырехзначная кодировка, и группы статей кодированы тремя цифрами с четвертой последней цифрой «0». Предполагается, что при детализации показателей по статьям компания заменит этот ноль цифрой для обозначения каждой выделенной статьи в соответствующей группе.

Конечно, при этом может оказаться, что одна и та же статья у двух разных организаций будет обозначена кодом с разными последними цифрами. Но в таких потенциальных расхождениях нет ничего страшного. Невозможно заранее установить унифицированный список статей для всех компаний. Самый умелый кодификатор вряд ли сможет это сделать даже в рамках одной отрасли. Что же тогда говорить о компаниях всех отраслей во всем разнообразии экономических и юридических аспектов их деятельности.

Смотрите так же:  Требования строительству парковки

«Прочее» в названиях статей отчетов

С выполнением процитированных выше требований ПБУ 4/99 и приказа № 66н тесно связано использование термина «прочие» в названиях статей отчетов. Сложность этого вопроса заключается в том, что термин «прочее» используется в бухгалтерском учете в двух разных значениях – как синоним понятия «нестандартное» и как синоним понятия «несущественное». Для адекватного применения этого термина необходимо четко понимать, какое именно значение ему придается в каждой конкретной ситуации. Синонимом «нестандартного» термин «прочее» может служить в тех случаях, когда речь идет о классификации объектов бухгалтерского учета. Если же речь идет о наименовании отдельной статьи отчета, включаемого в состав бухотчетности, термин «прочее» может использоваться только как синоним понятия «несущественное».

На это было обращено внимание аудиторов уже год назад в Рекомендациях из письма Минфина России от 27 января 2012 г. № 07-02-18/01. В частности, там подчеркнуто, что при формировании в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках показателей по статьям «Прочие» (общей суммы) недопустимо включать в их состав данные об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах, хозяйственных операциях, существенные для понимания результатов деятельности организации.

Если говорить о наименовании группы статей «Прочие внеоборотные активы» в форме бухгалтерского баланса из приложения № 1 к приказу № 66н, то необходимо понимать, что здесь термин «прочие» используется как синоним понятия «нестандартные». Это название означает внеоборотные активы, не включенные в поименованные выше группы статей.

Когда компания представляет в бухгалтерском балансе строку, называя ее «Прочие внеоборотные активы», она может использовать термин «прочие» только как синоним понятия «несущественные». Это значит, что в сумму по строке с таким названием бухгалтер не вправе включать существенный показатель, невзирая на то, что он не был включен в другие группы статей внеоборотных активов. Такой нестандартный, но существенный показатель должен быть представлен отдельной строкой бухгалтерского баланса. Название строки компания дает самостоятельно: так, чтобы содержание показателя было понятно пользователю бухгалтерской отчетности. Например, «Инвестиции в произведения искусства». При этом для кодировки таких строк можно использовать коды группы 1170, 1171, 1172 и т. д.

При определении детализации и наименования показателей целесообразно исходить из сущности отражаемого актива, характера и условий деятельности компании, необходимости обеспечить представление в отчетности объективной и полезной информации. В частности, важно, чтобы смысл наименования показателя был ясен для пользователя бухгалтерской отчетности.

То же самое касается и отчета о прибылях и убытках. Обратимся к понятиям «прочие доходы» и «прочие расходы», используемым в ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 (утверждены приказами Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н и № 33н. – Примеч. ред.). Там термин «прочие» обозначает доходы и расходы за рамками обычной деятельности организации. Однако когда конкретная компания представляет в своем отчете о прибылях и убытках строки, называя их «Прочие доходы» и «Прочие расходы», она опять же должна использовать термин «прочие» как синоним понятия «несущественные».

Это значит, что доход или расход, являющийся существенным, должен показываться в отдельной строке с собственным наименованием, даже если он является прочим с точки зрения классификации доходов и расходов по ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. Наименование строки должно отражать сущность дохода или расхода, например «Курсовые разницы». В форме отчета о прибылях и убытках из приказа № 66н уже обособлены некоторые наиболее распространенные доходы и расходы, классифицируемые по ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 как прочие: доходы от участия в других организациях, проценты к получению, проценты к уплате.

Это справедливо и для показателя «Прочее» в составе статей, характеризующих налогообложение прибыли. Если какой-то из показателей, таких как «Штрафы и пени по налогу на прибыль», «Единый налог на вмененный доход», «Результат изменения ставки налога на прибыль» и т. п., является существенным, он должен быть показан отдельной строкой. И лишь совокупность несущественных величин может быть показана по строке, именуемой «Прочее».

Подытоживая, хочу отметить, что подготовку бухотчетности нельзя сводить к механическому заполнению готовых шаблонов. У каждой компании свои показатели. Если отчетность всех организаций свести к единому шаблону, то она перестанет быть бухгалтерской отчетностью в ее классическом понимании.

Кто по каким формам отчитывается

Теперь не надо готовить форму № 5 – приложение к бухгалтерскому балансу. Информация, которая там раньше отражалась, теперь приводится в пояснениях. Для них в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках добавлена специальная графа «Пояснения». В эту графу вносится номер соответствующего пояснения к балансу и отчету о прибылях и убытках. В пояснительной записке вся информация из графы «Пояснения» должна быть собрана и структурирована в соответствии, например, с присвоенными пояснениям порядковыми номерами. Вид нумерации пояснений компания определяет самостоятельно.

Если компания представляет собой общественную организацию, не осуществляющую предпринимательскую деятельность, то ей надо готовить также отчет о целевом использовании полученных средств. Если организация относится к разряду малых, то в соответствии с пунктом 6 приказа № 66н она обязана представить только бухгалтерский баланс, а также отчет о прибылях и убытках. Если компания подлежит обязательному аудиту, в налоговую инспекцию и Росстат она также обязана представить аудиторское заключение.

Место проведения: г. Москва

Тема: «Как правильно подготовить бухгалтерскую отчетность»

Форма бухгалтерского баланса в 2011 году

По какой форме сдавать бухгалтерский баланс за квартал, полугодие и 9 месяцев в 2011 году?

Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (далее — приказ № 66н) утверждены формы бухгалтерской отчетности, которые вступают в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год. По логике буквального прочтения получается, что если новые формы вступают в силу лишь с годовой отчетности, то промежуточную бухгалтерскую отчетность следует представлять по старым формам? Так как момент вступления в силу данного приказа привязан к годовой отчетности, у бухгалтеров возникали вопросы, по какой форме представлять промежуточную бухгалтерскую отчетность. Напомним, что промежуточная отчетность включает в себя месячную и квартальную бухгалтерскую отчетность и состоит из бухгалтерского баланса и отчета и прибылях и убытках. Формируется промежуточная бухгалтерская отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, а годовая — не позднее 90 дней по окончании года.

Порядок организации и ведения бухучета, а также представления бухгалтерской отчетности регламентируется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, а общие требования к промежуточной бухгалтерской отчетности, содержание ее составляющих установлены Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 06 июля 1999 г. № 43н.

Разберемся по-порядку

Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому (п. 34 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности). Кроме того, в соответствии с пунктом 9 ПБУ 4/99 при составлении бухгалтерского баланса и отчета и прибылях и убытках организация должна придерживаться принятых ею форм последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятой формы бухгалтерского баланса допускается в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности. Полагаем, что к таким исключительным случаям можно отнести и принятие новой формы бухгалтерского баланса на законодательном уровне нормативным правовым актом.

Также следует обратить внимание на такой момент: до принятия приказа № 66н организации были вправе самостоятельно разработать формы бухгалтерской отчетности, а в соответствии с принятым приказом № 66н теперь организации самостоятельно определяют лишь детализацию показателей по статьям бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

К тому же организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года (п. 29 Положения по ведению бухучета и бухотчетности).

То есть если бухгалтерский баланс за I квартал вы сдадите по старой форме, а годовую отчетность по новой форме, установленной приказом № 66н, то нарушается данный принцип поддержания принятой формы баланса последовательно в каждом отчетном периоде. Значит, если новые формы бухгалтерской отчетности вступают в силу с представлением годовой отчетности, то формы промежуточной бухгалтерской отчетности также должны соответствовать формам, представляемым за год — то есть утвержденным приказом № 66н.

Настаивают на этом и налоговики в письмах ФНС России от 18 апреля 2011 г. № КЕ-4-6/6116, от 18 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/6116, где однозначно заявляют, что формы промежуточной бухгалтерской отчетности 2011 года должны соответствовать формам годовой бухгалтерской отчетности за этот год. И за I квартал, полугодие и 9 месяцев 2011 г. в налоговые органы должна представляться бухгалтерская отчетность, составленная по формам, утвержденным приказом № 66н. Ссылаются финансисты при этом на письмо Минфина России от 24 января 2011 года № 07-02-18/01, в котором разъясняется, что при формировании промежуточной бухгалтерской отчетности нарастающим итогом с начала года содержание включаемых в ее состав бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках должно соответствовать формам и содержанию бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, включаемых в состав годовой бухгалтерской отчетности.

Также в пользу применения новых норм при представлении промежуточной бухгалтерской отчетности говорит тот факт, что показатели промежуточной и годовой отчетности должны быть сопоставимы, поскольку промежуточная отчетность является составной частью годовой отчетности и формируется нарастающим итогом с начала года. Естественно, что при представлении квартальной отчетности по старым формам, а годовой — по новым в силу прямого указания этот принцип сопоставимости показателей нарушится. Поэтому необходимо использование одинаковых норм при формировании бухгалтерской отчетности за отчетные периоды и за год.

Ответственность за нарушение правил представления бухгалтерской отчетности

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность.

Формы промежуточной бухгалтерской отчетности 2011 года должны соответствовать формам годовой бухгалтерской отчетности за этот год, а значит, за I квартал, полугодие и 9 месяцев 2011 года в налоговые органы должна представляться бухгалтерская отчетность, составленная по новым формам, утвержденным приказом № 66н.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации (п. 5 ст. 13 Федерального закона от 21 октября 1996 г. № 129-ФЗ).

Также главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 7 Закона № 129-ФЗ).

За грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности установлена административная ответственность для должностных лиц в виде штрафа размере от 2000 до 3000 рублей (ст. 15.11 КоАП РФ). То есть:

  • за искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;
  • за искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
Смотрите так же:  Заявление в загс подают оба или один может

Помимо этого непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов, в частности форм бухгалтерской отчетности, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ) либо влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц — от 300 до 500 рублей (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

В. Якубова, налоговый консультант

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Новые формы бухгалтерской отчетности: что изменилось

Автор: Елена Ковалева

Ковалева Елена Владимировна, аудитор ООО »Иваудит»

Промежуточная бухгалтерская отчетность в 2011 г. должна представляться по новым формам, утвержденным приказом Минфина России от 2.07.2010 г. № 66н. Такой официальной позиции придерживается Федеральная налоговая служба (письмо ФНС России от 18.04.2011 г. № КЕ-4-3/[email protected]). Минфин России также рекомендует уже при составлении промежуточной отчетности использовать новые формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Итак, рассмотрим наиболее важные новшества в составе, содержании и порядке представления новых форм бухгалтерской отчетности в текущем году.

– Почему новые формы бухгалтерской отчетности нужно применять уже с 1 квартала 2011 г.?
– Новые формы бухгалтерской отчетности, как вы знаете, утверждены приказом Минфина России от 2.07.2010 г. № 66н (далее – Приказ № 66н), вступающим в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год. Казалось бы, промежуточную отчетность за месяц, квартал, полугодие и 9 месяцев 2011 г. можно составлять по старым формам, утвержденным приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н. Однако позиция контролирующих органов такова, что промежуточную бухгалтерскую отчетность следует составлять по тем же формам, которые будут применяться при формировании годовой бухгалтерской отчетности, хотя в Приказе № 66н об этом прямо не сказано. Какие же аргументы приводятся ведомствами по этому поводу?
Минфин России в своем письме от 24.01.2011 г. № 07-02-18/01, в котором даны рекомендации аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2010 год, отмечает, что формы промежуточной отчетности за 2011 год должны соответствовать формам годовой бухгалтерской отчетности за этот год. Объясняется это тем, что при формировании промежуточной бухгалтерской отчетности, включающей данные об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее деятельности нарастающим итогом с начала года, содержание включаемых в ее состав бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках должны соответствовать формам и содержанию бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, включаемых в состав годовой бухгалтерской отчетности. Только в этом случае будет выполнен принцип последовательного отражения данных и обеспечена сопоставимость информации, представленной в отчетности, о которых сказано в ПБУ 4/99.
ФНС России придерживается такой же позиции, о чем и сообщила в письме от 18.04.2011 г. № КЕ-4-3/[email protected] По мнению ведомства, составлять промежуточную отчетность надо только по новым формам, поскольку она является неотъемлемой частью годовой отчетности. В противном случае при формировании годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год у бухгалтера возникнут большие трудности, т. к. заново придется структурировать все показатели, сформированные в течение отчетного года нарастающим итогом в промежуточной отчетности.
Кроме того, обращаем ваше внимание, что приказом Федеральной налоговой службы от 01.04.2011 г. № ММВ-7-6/[email protected] утвержден формат бухгалтерской отчетности для передачи в электронном виде в налоговые органы (в соответствии с новыми формами бухгалтерской отчетности, утвержденными Приказом № 66н). Приказ вступает в силу для бухгалтерской отчетности в электронном виде за первый отчетный период 2011 г. Отчетность по старым электронным форматам приниматься налоговыми инспекциями не будет.
Таким образом, считаем, что новые формы бухгалтерской отчетности безопаснее и удобнее использовать уже при сдаче промежуточной отчетности в текущем году.

– Как изменился состав и объем форм бухгалтерской отчетности с 2011 г.?
– Первое, на что хотелось бы обратить ваше внимание: новые формы бухгалтерской отчетности теперь не являются «рекомендуемыми». Это значит, что все организации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) обязаны при составлении бухгалтерской отчетности руководствоваться Приказом № 66н. Однако степень детализации показателей по статьям новых форм отчетности бухгалтер может выбрать теперь по-своему усмотрению с учетом специфики деятельности, особенностей бизнеса и, конечно же, принципа существенности. Порядок детализации статей фиксируется в учетной политике организации. Например, группу статей «Основные средства» бухгалтерского баланса можно детализировать статьями «Земельные участки и объекты природопользования» и »Здание, машины, оборудование и другие основные средства».
Согласно Приказу № 66н в состав бухгалтерской отчетности с 2011 г. включены следующие формы:
– бухгалтерский баланс,
– отчет о прибылях и убытках,
– отчет об изменениях капитала,
– отчет о движении денежных средств,
– отчет о целевом использовании полученных средств (для общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг).
Вместо прежней формы № 5 – Приложения к бухгалтерскому балансу бухгалтер должен составлять пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в виде таблиц (или в текстовой форме). Причем разрабатывать соответствующие пояснения придется самостоятельно, специальной формы для них не предусмотрено. При выборе бухгалтером табличной формы пояснений за основу берется пример оформления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, приведенный в Приложении № 3 к Приказу № 66н. А для того чтобы удобнее было ориентироваться в отчетности, в формах перед показателями статей теперь предусмотрена графа »Пояснения», в которой напротив каждого показателя баланса и отчета о прибылях и убытках делается ссылка на соответствующий пункт пояснений, где детализируется информация, относящаяся к данному показателю. Например, сведения о наличии и движении основных средств обобщены бухгалтером в таблице 2.1 пояснений, тогда в балансе напротив строки »Основные средства» в графе »Пояснения» указывается ссылка на данную таблицу »2.1».
Напомним, что все вышеперечисленные формы следует применять при составлении годовой бухгалтерской отчетности. В состав квартальной бухгалтерской отчетности включаются только бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках (п. 49 ПБУ 4/99 »Бухгалтерская отчетность организации»).
Теперь, представляя отчетность в органы статистики и другие госорганы (в т. ч. и в налоговые инспекции), в формы добавляется еще одна дополнительная графа »Код», где указываются соответствующие коды показателей согласно перечню, приведенному в Приложении № 4 к Приказу № 66н. Например, в бухгалтерском балансе строка »Основные средства» закодирована под цифрой »1130», строка »Коммерческие расходы» в отчете о прибылях и убытках – под цифрой »2210», строка »Чистые активы» в отчете об изменениях капитала – под цифрой »3600» и т. д.
Существенным изменением, на наш взгляд, является так же и то, что сведения в бухгалтерском балансе будут представляться на отчетную дату текущего отчетного периода (31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря), а также на 31 декабря предыдущего года и 31 декабря года, который ему предшествует. Для этого теперь предусмотрено три графы, вместо прежних двух: на начало отчетного года и на конец отчетного периода. Таким образом, новая форма бухгалтерского баланса предоставит пользователям более полную и сопоставимую информацию об имущественном и финансовом положении организации.

Отдельно остановимся на изменениях в отношении порядка составления и представления бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства.
Для малых предприятий, как и прежде, предусмотрен упрощенный порядок формирования бухгалтерской отчетности. Субъект малого предпринимательства, как вы знаете, может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме. Кроме того, он вправе раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства.
В Приказе № 66н теперь четко определено, что организации – субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
– в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
– в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Заметим, что порядок детализации информации в отчетности определяется, прежде всего, особенностями бухгалтерского учета на предприятии и основан на профессиональном суждении бухгалтера.
При этом за малым предприятием остается право формировать бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке, без каких-либо сокращений (п. 6 Приказа № 66н). Однако в любом случае при составлении бухгалтерской отчетности нужно помнить о том, что она должна давать пользователям достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету (п. 6 ПБУ 4/99).
Напомним, что критерии, по которым компанию можно отнести к категории субъектов малого предпринимательства, определены Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ »О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее Закон № 209-ФЗ). Это компании, у которых:
– суммарная доля государственной собственности, иностранных юридических лиц и граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, а также доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале составляет не более 25% (пп.1 п.1 ст.4 Закона № 209-ФЗ);
– средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек (пп.2 п. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ);
– выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 400 млн. рублей (пп.3 п. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 556 »О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).

Итак, кардинальных изменений в формы бухгалтерской отчетности, на наш взгляд, не внесено. Структура форм бухгалтерской отчетности в целом сохранена, объем новых отчетных форм незначительно сокращен. Изменения, которые внесены в состав и содержание бухгалтерской отчетности, направлены, с одной стороны, на приведение в соответствие с требованиями ПБУ 4/99 представление информации в отчетных формах; с другой стороны, за счет более детальной расшифровки отчетных показателей, раскрываемых в пояснениях к балансу и отчету о прибылях и убытках, значительно расширен объем информации, представляемой пользователям бухгалтерской отчетности.

Внимание:
1. Промежуточную бухгалтерскую отчетность в 2011 г. представляем по новым формам.
2. Самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности теперь нельзя, можно лишь определять детализацию показателей по статьям показателей отчетности.
3. Для малых предприятий предусмотрена упрощенная система формирования бухгалтерской отчетности.