Меню Закрыть

Размер пособия по уходу за ребенком до 3х лет

Оглавление:

Пособие на ребенка до 3 лет увеличат в 2018 году

Минтруд России солидарен с премьер-министром Дмитрием Медведевым в том, что с детским пособием до 3 лет «нужно определяться». Пока чиновники определились, что повысить выплату необходимо уже в этом году, но вот на сколько, пока никак не могут решить. Обсуждение продолжается, как и выплаты по 50 рублей в месяц на каждого малыша.

Минтруд пообещал общественности и журналистам, что пособие на ребенка в возрасте до 3 лет существенно увеличится уже в этом году. О сумме чиновники еще договориваются, но дело в том, что компенсационную выплату по уходу за ребенком до 3 лет платят из своих средств работодатели, и никто им ее не возмещает. Однако у министерства есть поручение главы правительства, и оно намерено его исполнить. Об этом, в частности, рассказал вновь назначенный глава Минтруда Максим Топилин:

У нас есть поручение разобраться с пособием в размере 50 рублей. Вы помните, когда Дмитрий Анатольевич Медведев, выступая в Госдуме, сказал, что нужно определиться с этим пособием. Я думаю, что до конца этого года мы должны это поручение реализовать.

50 или 10 000 рублей?

На сегодняшний день сумма пособия составляет всего 50 рублей и позволяет купить разве что литр молока или полтора батона. Размер выплаты не изменялся с 1997 года. При этом получают ее матери детей, которые продолжают находиться в отпуске по уходу за ребенком и после достижения им возраста 1,5 лет. То есть фактически матери тех детей, которые не попали в садик.

Эксперты рассказали журналистам, что для того, чтобы такое пособие могло хотя бы минимально удовлетворить жизненные потребности самого ребенка, его размер должен составлять не менее 10 000 рублей в месяц. Но если выплата, как и сейчас, будет осуществляться за счет средств работодателей без компенсации со стороны Фонда социального страхования (ФСС), то сколько организаций смогут себе это позволить? И как воспримут такую новую серьезную (для многих предпринимателей) нагрузку бизнесмены? Скорее всего, отрицательно. Ведь даже минимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, которое фактически платит ФСС России, по состоянию на 1 мая 2018 года составляет:

  • за первого ребенка — 3 142 рубля 33 коп.;
  • за второго и последующих детей — 6 284 рубля 65 коп.

Что гораздо меньше заявленной экспертами суммы 10 000 рублей. Правда, назначить такой размер чиновники, вероятнее всего, не решатся — не только из заботы о работодателях, но и принимая во внимание необходимость выплачивать аналогичные суммы неработающим женщинам за счет средст все того же ФСС. Это несколько смущает представителей Минфина, ведь денег, как мы все помним, нет. Поэтому чиновники, а вместе с ними и общественники попросту предлагают уравнять два детских пособия и установить для них общий размер в 40% заработка матери. Но для малоимущих семей общественники все же предлагают назначить пособие размером в 10 000 рублей, ведь это почти установленный законодательством МРОТ (11 163 рубля), а присматривать за ребенком — это непростая работа.

Кстати, официальной статистики о том, сколько в России детей в возрасте до 3 лет, у Росстата нет, служба приводит данные только по детям в возрасте до 4 лет. В 2017 году в России проживало 9,5 млн таких малышей. И тем из них, кому уже исполнилось 1,5 года, каждый месяц платят по 50 рублей. Но только в том случае, если для них не нашлось места в детском садике, а их мамы не вышли на работу. Возможно, что до конца года эта сумма все же возрастет, и пособия будет хватать на игрушки, фрукты и прочие необходимые маленьким детям вещи.

Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году

Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году выплачивается лицам, которые осуществляют уход за ребенком во время одноименного отпуска.

Обращаем внимание, что отпуск предоставляется до достижения ребенком трех лет, а пособие выплачивается лишь до полутора. В период от полутора до трех лет выплачивается не пособие, а ежемесячная компенсация в размере 50 рублей.

Кому выплачивается пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет

В отличие от пособия по беременности и родам, которое выплачивается только матери ребенка, пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году могут получать и иные родственники: отец, бабушка и т.д., главное – что они фактически осуществляют уход за ребенком и поэтому лишены возможности получать заработную плату или иной доход. Если за малышом ухаживают двое или несколько родственников, право на пособие получает кто-то один, по их выбору.

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», право на пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году имеют:

родственники ребенка, подлежащие обязательному социальному страхованию

матери–военнослужащие по контракту

уволенные в связи с ликвидацией организации: матери — в период беременности либо отпуска по беременности и родам, другие родственники – в период отпуска по уходу за ребенком

матери, отцы, опекуны (в том числе которые являются студентами-очниками)

родственники, не подлежащие обязательному социальному страхованию (в случае смерти матери и (или) отца, лишения их родительских прав и т.п.)

Право на пособие по уходу за ребенком сохраняется при работе во время отпуска на условиях неполного рабочего времени либо на дому

Если работник является совместителем, проработавшим в пределах двух последних лет у одних и тех же работодателей, пособие по уходу за ребенком ему платит один из них, кто именно – решает работник.

Если совпали по времени два вида отпуска – по уходу за ребенком и по беременности и родам, женщине предоставляется право выбрать один из видов одноименных пособий.

Пособие по уходу за ребенком выплачивают либо работодатель, либо, в отдельных случаях, органы соцзащиты.

Получение пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет

Для получения пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году понадобятся:

заявление в свободной форме

свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, а также предыдущих детей, и копии этих документов

справка с места работы о том, что второй родитель не получает данное пособие

при необходимости – справка от прежнего работодателя о сумме заработной платы для исчисления пособия (понадобится, если в течение двух предыдущих лет претендент на пособие менял работу).

Если работник является совместителем, дополнительно необходимо представить справку о том, что по другим местам работы пособие не назначалось

Документы можно представить в электронном виде.

Размер пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет

По общему правилу, размер пособия по уходу за ребенком составляет 40 % от среднего заработка. В некоторых случаях выплата производится в фиксированной сумме.

С 1 февраля 2018 года минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком составляет 3 142 рубля 33 копейки, за вторым и последующими детьми – 6 284 рубля 65 копеек, а максимальный размер пособия по уходу24 536 рублей 57 копеек. Право на пособие в указанном размере имеют:

матери, уволенные в период беременности в связи с ликвидацией организации

матери, отцы, опекуны, обучающиеся по очной форме

родственники, ухаживающие за ребенком в случае лишения матери и (или) отца родительских прав

Расчет пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет

Для удобства представим алгоритм расчета пособия по уходу за ребенком в 2018 году в виде схемы:

Пособие по уходу за ребенком

равно
средний заработок за два предыдущих календарных года (не должен превышать за каждый год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС: в 2016 году – 718 000 рублей, в 2017 году – 755 000 рублей, то есть для расчетов выбираем сумму, которая меньше)
делим
на число календарных дней в этом же периоде (исключая периоды временной нетрудоспособности, отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком, период освобождения от работы с сохранением зарплаты). Получаем средний дневной заработок, который не может быть больше контрольной величины (= сумме предельных величин (см. выше), поделенной на 730)
умножаем
на 30,4
умножаем
на 40 %

Сроки выплаты пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет

Обратиться за пособием по уходу за ребенком в 2018 году можно не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

Обратите внимание: независимо от даты подачи заявления пособие в 2018 году будет выплачиваться за весь период со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1.5 лет.

Пособие назначается в течение десяти календарных дней со дня предоставления необходимых документов. Если пособие выплачивает работодатель, выплата будет приурочена ко дню выдачи заработной платы. Если же пособие платит территориальный орган ФСС, то он вышлет пособие почтой или выплатит его через кредитную организацию.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет

Молодые матери должны знать, что им полагается пособие по уходу за ребенком до 3 лет. Эти выплаты осуществляются или из бюджета города, или из денег предприятия, или из государственных средств. Государство выплачивает пособие женщинам-военнослужащим, остальные же претенденты на денежную помощь должны подавать заявку об ее начислении на свое предприятие. Для получения пособия на ребенка до 3 лет молодая мать должна написать соответствующее заявление.

Смотрите так же:  Приказ осень зима 2018 об увольнении

Полезно помнить, что статья описывает наиболее частые ситуации и не учитывает многие тонкости и нюансы. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию через форму онлайн-консультанта или по телефону:

Звоните прямо сейчас, это быстро и бесплатно.

Сроки выплат и размер пособия по уходу за ребенком до 3 лет

До 1,5 лет молодые мамы имеют право получать пособие по уходу за ребенком, а дальнейшем, с 1,5 лет мама получает лишь компенсацию в 50 рублей ежемесячно до момента, пока не выйдет на работу или до 3 лет малыша. Но в некоторых регионах уже выплачивается пособие по уходу за ребенком не до 1,5, а до 3 лет. Уточнить сроки выплат можно в уполномоченных органах своего региона.

Кто имеет право получать пособие по уходу за ребенком до 3 лет

  • Работающие матери.
  • Отцы или другие родственники, ухаживающие за малышом вместо матери.
  • Мамы, которые являются военнослужащими и работают как в России, так и в других странах, согласно контракту.
  • Безработные мамы, которые потеряли работы из-за ликвидации предприятия.
  • Женщины, которые являются частными предпринимателями.

Лица же, уволенные с работы, не имеют право на получения пособия от 1,5 до 3 лет и от рождения до 1,5 лет. Также это права лишаются лица, получающие иные виды социальной помощи.

Документы для получения пособия на ребенка до 3 лет

К заявлению, которое Вы отправите на предприятие, следует приложить следующие документы:

  • оригинал, а также копию свидетельства рождения малыша;
  • оригинальный документ и копию трудовой;
  • оригинальную справку из службы занятости с информацией от том, что молодая мать не получает пособие как безработная.

Вышеуказанные документы можно лично отдать работниками предприятия, военным или социальным службам, но можно и отправить их по почте. В последнем случае отправьте посылку с уведомлением. Так Вы будете твердо знать, что ваши документы доставлены на предприятие.

Порядок выплат пособий на ребенка до 3 лет

  • Куда обращаться. Заявление на получение пособия следует подавать в орган, который будет его выплачивать: свое предприятие или в военные службы. Если Вы были уволены, то Вы не сможете получить помощь. Женщины-индивидуальные предприниматели должны написать заявление о материальной помощи в органы социальной защиты ее района.
    Если же Вы трудитесь по совместительству, то Вы можете выбрать, на каком из предприятий Вы желаете получать выплаты на ребенка с 1,5 до 3 лет и с рождения до 1,5 года. При этом Вы должны обязательно принести документ о том, что на других предприятиях никакой помощи не получаете.
  • Сроки оформления. С того момента, как малышу исполняется 1,5 года, Вам дается шесть месяцев на подачу заявления о выплате пособия. Если Вы все сделаете вовремя, то обязательно получите помощь. Даже если Вы напишете заявление в течение шести месяцев от исполнения ребенку 1,5 лет, Вы все равно получите пособие за весь срок от рождения до 1,5 лет малыша.
  • Сроки получения пособия. В течение всего 10 дней от вашего заявления с прилагаемыми к нему документами должно быть назначено пособие. Если его выплачивает ваш работодатель, то деньги Вы будете получать в день зарплаты. Если же выдачей пособия для Вас занимается территориальный орган ФСС, то Вы будете получать помощь почтой или через кредитную организацию.

Досрочное прекращение выплат пособия на ребенка

Выплата пособия может быть досрочно прекращена если:

  • получатель уволился по собственному желанию, и ему было назначено пособия по безработице;
  • получатель пособия прерывает свой отпуск по уходу за ребенком и выходит на полный рабочий день;
  • у женщин в отпуске по уходу за ребенком, наступает отпуск по беременности и родам (из декрета в декрет);
  • ребенок перешел на полное государственное обеспечение;
  • родителя, осуществляющего уход за ребенком, лишили родительских прав.

Ежемесячная компенсационная выплата прекращается начиная со следующего месяца, после наступления указанных обстоятельств. О наступлении подобного случая получатель должен сам уведомить своего работодателя или соцзащиту.

Свежие новости: продлить выплаты на детей до 3 лет

Госдума предложила принять закон о продлении пособия на ребенка от 1.5 до 3 лет в 2017 году. Соответствующий законопроект уже разработал депутат Сергей Вострецов. Предполагается, что если мама не захочет или не сможет выйти на работу, то она продолжит получать пособие в размере 40%, либо минимальных выплат до трех лет.

По оценкам экспертов 77 000 матерей остаются в декретном отпуске. Они являются потенциальными получателями нового пособия.

Пособие до 7 лет на детей, которые не ходят в детский сад

Из-за острой нехватки мест в детских садах, особенно в крупных городах родители вынуждены либо бросать работу, либо оставаться в отпуске дольше. Таким семьям новый закон предусматривает выплаты до 3 тысяч рублей, как компенсацию за непосещение садика.

Внимание! Закон внесен в думу в апреле 2017 года, но решение по нему депутаты еще не приняли.

Полезно помнить, что статья описывает наиболее частые ситуации и не учитывает многие тонкости и нюансы. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию через форму онлайн-консультанта или по телефону:

Звоните прямо сейчас, это быстро и бесплатно.

Продлят ли пособие по уходу за ребенком до 3 лет малоимущим

В 2015 году Премьер-министр РФ дал поручение Правительству рассмотреть возможность введения с 2016 года социальных выплат матерям, которые воспитывают детей в возрасте от 1.5 до 3 лет, на основе принципов адресности и нуждаемости.

Отвечая на вопросы участников форума, Премьер высказался о необходимости нововведений в сфере государственной поддержки матерей с детьми до 3-х лет. Медведев отметил необходимость следующих шагов:

  • выделение категорий семей, которые нуждаются в адресной помощи — малообеспеченные (малоимущие), неработающие и т.п.;
  • стимулирование работодателей на создание подходящих гибких условий занятости для таких женщин;
  • логическое завершение программы по созданию достаточного количества мест в детсадах и переход на строительство и развитие ясельных учреждений.

Также в рамках проведенного форума Дмитрий Медведев выделил ключевые направления партийной социальной политики. Среди них были отмечены развитие господдержки семей с детьми, защита интересов матерей и необходимость внедрения новых направлений соцпомощи.

Премьер призвал членов кабинета министров разработать предложения по изменению законодательства о детских пособиях в рамках проводимой антикризисной программы.

Проблемы содержания матери ребенка до 3 лет

В настоящее время России начала выравниваться демографическая ситуация (в последние годы даже наблюдается естественный прирост населения), решаются проблемы с соцподдержкой граждан, в том числе семей с детьми, и строятся детские дошкольные учреждения. Однако в социальном законодательстве и его практическом применении имеются ряд недостатков, которые не позволяют полноценно обеспечить интересы матерей с детьми возрастом 1.5-3 года.

В частности, на упомянутом выше форуме соцработников был озвучен ряд проблем, с которыми в текущих условиях сталкиваются матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Среди них:

  • чрезвычайно малый размер пособия (компенсации) по уходу за ребенком между 1.5 и 3 годами, которое составляет 50 рублей (меньше $1 по среднему курсу 2015 года) и выплачивается работодателем;
  • недостаточность региональных выплат матерям на содержание детей;
  • недостаток мест в социальных яслях, куда мама могла бы отдать ребенка младше 3-х лет при желании выйти на работу.

Даже при условии выделения средств из федерального бюджета на организацию новых ясельных учреждений и создание достаточного количества мест, маленькие дети не смогут беспроблемно посещать эти учреждения: ребенок в этом возрасте должен пройти период адаптации и переболеть всеми «коллективными» болезнями прежде, чем у него установится иммунитет. Вряд ли даже самым терпеливым работодателям захочется держать на работе сотрудницу, которая будет постоянно уходить на больничный.

Некоторые дети до 3 лет из-за особенностей здоровья вообще не смогут ходить в ясли, то есть часть женщин будут не способны выйти на работу. Осложняет ситуацию социальный статус матери-одиночки, неполучение от отца ребенка алиментов на его содержание или невозможность переложить часть забот по уходу на бабушек или дедушек для того, чтобы пойти работать.

Продлят ли пособие на ребенка с 1.5 до 3 лет нуждающимся?

В июне 2015 года состоялся круглый стол представителей «Единой России», посвященный реализации поручений вышеупомянутого форума социальных работников. Присутствующие вновь высказались за крайнюю необходимость продления срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3-х лет. В условиях демографического подъема даже устранение нехватки яслей не решит проблемы всех женщин с маленькими детьми. Инициативу, касающуюся поддержки матерей, одобрили и через Общественную палату РФ направили на рассмотрение в Госдуму и федеральное правительство.

Члены Общественного совета при Минтруде обсудили законопроект, разработанный по заданию Премьера и касающийся определения критериев нуждаемости. Полномочия выделить категории граждан, нуждающихся в соцподдержке, планируется возложить на регионы, поскольку в каждом субъекте федерации свои показатели уровня жизни, не позволяющие установить «усредненные» общероссийские стандарты.

Топилин также отметил важность применения принципа адресности при перераспределении финансов. Ведь далеко не все женщины, воспитывающие детей до 3-х лет, по мнению чиновников в Правительстве нуждаются в дополнительных мерах социальной поддержки.

Пособие до 3 лет принципу адресности и нуждаемости

Члены Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты отреагировали на представленный проект закона понимающе, но с целым рядом озвученных опасений. Несмотря на заявление Топилина о перераспределении денежных ресурсов в пользу граждан, у представителей Совета свое мнение на этот счет:

  • в создавшейся экономической ситуации отдавать регионам право определять порог нуждаемости неоправданно;
  • «оптимизация» средств в дефолтных и преддефолтных регионах может не только не обеспечить интересы нуждающихся семей, но и наоборот — ухудшить их уровень жизни.

Озвученные Топилиным 50 миллиардов рублей ежегодно — сумма немалая. Станет ли она подъемной для бюджета в 2016 году и к чему в конечном итоге приведут предложенные министерством инициативы на фоне социальной политики «Единой России»?

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет

В 2018 году гражданам России, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, предоставляется ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка, но только в течение первых полутора лет. Далее вот уже на протяжении почти двух десятилетий по уходу за ребенком до 3 лет семьям с детьми предоставляется только «смешная» ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей, никак не соответствующая современному уровню цен, что составляет большую проблему для родителей с учетом острой нехватки ясельных групп (а отдать ребенка в детский сад в большинстве регионов можно только после 3 лет).

Меню для навигации по странице

Ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в размере 50 рублей производятся на основании Указа Президента РФ от 30.05.1994 г. № 1110 (последняя редакция документа от 01 июля 2014 года). В 2018 году размер этой компенсации по-прежнему составляет 50 рублей (хотя до конца года Правительство все-таки планирует пересмотреть это пособие с учетом современных реалий). Столь «щедрые» денежные средства полагаются матерям или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком, при условии пребывания в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет:

  • состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • женщинам-военнослужащим.
Смотрите так же:  Ответственность опекунов попечителей и органов опеки и попечительства

Примечательно, что в исходной редакции указа, подписанного первым Президентом РФ Борисом Ельциным в 1994 году, речь шла о компенсационных выплатах «в размере 50 процентов минимального размера оплаты труда». Однако в 2001 году в соответствии с указом Владимира Путина № 136 от 08.02.2001 г. величина компенсации была установлена в фиксированном размере — 50 рублей (что на тот момент как раз составляло 50% МРОТ, поскольку базовая сумма для исчисления пособий, компенсаций и иных социальных выплат согласно ст. 4 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2001 года была установлена в размере 100 руб.). После этого размер выплаты ни разу не индексировался (вот уже 17 лет).

Необходимо отметить, что в каждом отдельно взятом регионе до достижения ребенком 3 лет могут устанавливаться иные, дополнительные региональные детские выплаты, обращаться за которыми можно в органы социальной защиты населения (Собес) по месту жительства.

Особо востребованы среди родителей детей в возрасте от 1.5 до 3 лет компенсации за непредоставление места в детском саду, сопоставимые с суммой ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Однако подобные выплаты до сих пор устанавливаются исключительно по инициативе региональных властей с учетом возможностей местного бюджета. Федеральным законом подобное обязательство до сих пор не предусмотрено, хотя соответствующие законопроекты неоднократно вносились в Госдуму на рассмотрение.

Более того — с 2016 года ранее повсеместная компенсация родительской платы за посещение детского сада устанавливается во многих регионах страны исключительно на основании принципа адресности и критерия нуждаемости, что приведет к существенному сокращению числа ее получателей.

С 2015 года на высшем уровне также начал обсуждаться вариант продления срока выплаты обычного ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет на основании критерия нуждаемости малообеспеченным семьям. Для введения нового пособия, по оценкам Минтруда и соцзащиты, может потребоваться более 50 млрд. рублей из федерального бюджета, что сложно в условиях жесткой экономии.

Вопрос об отмене компенсационной выплаты находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет

Выше было сказано, что ежемесячное детское пособие, выплачиваемое в виде компенсации в размере 50 руб., назначается в России с 1994 года, причем за прошедшие два десятилетия указанная сумма ни разу не индексировалась. В настоящее время предоставляемой компенсации на период отпуска по уходу за ребенком с учетом ежегодной инфляции во многих регионах не хватает даже для оплаты проезда за оформлением пособия на общественном транспорте. С учетом требуемого для ее назначения пакета документов предоставляемая работодателем компенсация (600 руб. за год) часто становится и вовсе невостребованной.

Вопрос о продлении до 3 лет выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

В последние годы на фоне оживленного общественного обсуждения неоднократно поднимался вопрос о продлении на законодательном уровне срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Среди них — правовые инициативы действующих депутатов Государственной Думы.

Следует также отметить, что дополнительную остроту и актуальность вопрос о продлении срока ежемесячной выплаты в виде пособия по уходу за ребенком до 3 лет в России приобрел в 2014 году после присоединения Крыма и Севастополя, поскольку на территории Украины аналогичное пособие предоставляется до достижения ребенком не полутора, а именно трех лет.

Однако в конечном итоге было принято решение не изменять правила выплаты федерального ежемесячного пособия, а вместо этого с 1 января 2015 года компенсировать крымчанам и севастопольцам утрачиваемые детские начисления широким набором региональных пособий.

Законопроект № 1174985-6 от 15 сентября 2016 года

Накануне очередных выборов в Госдуму 18.09.2016 г. депутаты от ЛДПР внесли проект федерального закона № 1174985-6, предусматривающий:

  • продление срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет;
  • увеличение его минимального размера кратно величине минимального размера оплаты труда (МРОТ):
    • в размере одного МРОТ (9489 руб. с 1 января 2018 г.) — на первого ребенка;
    • двух МРОТ (15000 руб.) — на второго ребенка и последующих.

По мнению законодателей, только в этом случае будет обеспечен «минимально необходимый уровень ухода за ребенком» будут выполнены требования международной Конвенции от 20.11.1989 г. о правах ребенка.

Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не установлена, однако в связи с тем, что документом предполагается значительное увеличение расходов федерального бюджета, в соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции для его внесения в Госдуму требуется одобрение Правительства РФ, которое авторами документа, вероятнее всего, получено не было. На этом основании уже было отклонено немало хороших предложений, внесенных в предыдущие годы.

Таким образом, это может рассматриваться как нарушение регламента работы Государственной Думы, и более того — такой закон не может сейчас вообще быть одобрен Правительством ввиду сложной экономической ситуации (вспомним знаменитое «денег нет» в исполнении премьер-министра Дмитрия Медведева). Поэтому пока рассматривать этот документ иначе как предвыборное обещание, к сожалению, не приходится.

10 октября этот закон был возвращен депутатам на доработку, а 8 ноября 2016 года он был повторно внесен в Госдуму и зарегистрирован под номером 22852-7. В этот раз авторы законопроекта постарались выполнить все формальности и получили заключение Правительства — к сожалению, отрицательное. Правительство не поддержало этот законопроект, поскольку в его финансово-экономическом обосновании не указывается источник на дополнительное финансирование выплаты пособия из федерального бюджета.

Законопроект № 648289-6 от 11 ноября 2014 года

Депутатами Государственной Думы от фракций КПРФ и Справедливая Россия 11 ноября 2014 года внесен очередной законопроект с инициативой продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Кроме того, документом, зарегистрированным под номером № 648289-6, также предусматривается установление минимального гарантированного размера данного вида государственной социальной помощи кратно величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в целом по Российской Федерации:

  • на первого ребенка — в размере одного прожиточного минимума;
  • на второго ребенка и последующих детей — в размере двух прожиточных минимумов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1291 величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по России за III квартал 2016 года установлена в размере 10678 руб., что в 3.5 раза превышает действующий в 2018 году минимальный размер выплат на первого ребенка в виде ежемесячной суммы 3065,69 руб.

Минимальные ежемесячные пособия, эквивалентные на начало 2018 года суммам 10678 руб. (при осуществлении присмотра и ухода за первым ребенком) и 21356 руб. (за вторым и последующими) в соответствии с действующим законом предлагается устанавливать:

  • гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе безработным и студентам), а также матерям, уволенным во время беременности в связи с ликвидацией организации;
  • работающим гражданам во время пребывания в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет при условии низкой продолжительности страхового стажа или низкой официальной заработной платы.

Кроме того, законопроектом предусматривается максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере четырех прожиточных минимумов трудоспособного населения (42712 руб. в суммах, эквивалентных на начало 2018 года) для отдельных категорий граждан:

  • лицам, проходящим военную службу по контракту или иную приравненную к ней службу;
  • лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, а также матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации.

При этом в соответствии с действующим законом максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для данных категорий граждан в 2018 году составляет 12262,76 руб. (что в те же 3.5 раза меньше предлагаемого депутатами от КПРФ и Справедливой России).

Дата рассмотрения законопроекта № 648289-6 в первом чтении на настоящий момент не установлена. Справедливости ради необходимо отметить, что предлагаемые к выплате суммы слишком велики в сравнении с другими выплатами семьям с детьми, чтобы быть правдой.

Законопроект № 558761-5 от 28 июня 2011 года

Еще в июне 2011 года депутатами Госдумы от фракции Справедливая Россия Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, О.Л. Михеевым (Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей) был внесен законопроект № 558761-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком».

С целью постепенного увеличения финансовой нагрузки на Фонд социального страхования и федеральный бюджет предлагалось поэтапное введение в действие положений законопроекта на территории Российской Федерации:

  • первый этап (21 субъект федерации с 2012 года) — в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва, Камчатском крае, Красноярском крае, Архангельской области, Астраханской области, Волгоградской области, Еврейской автономной области, Иркутской области, Калининградской области, Курганской области, Московской области, Омской области, Сахалинской области, Томской области, Ульяновской области, Ярославской области, Ненецком автономном округе, Ханты-мансийском автономном округе — Югра, Ямало-Ненецком автономном округе;
  • второй этап (24 субъекта федерации с 2013 года) — в Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Республике Карачаево-Черкесская, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Удмуртия, Алтайском крае, Забайкальском крае, Краснодарском крае, Приморском крае, Ставропольском крае, Воронежской области, Ивановской области, Кемеровской области, Костромской области, Курской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Псковской области, Самарской области, Свердловской области, Смоленской области, Тверской области;
  • третий этап (38 субъектов федерации с 2014 года) — в Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Северная Осетия — Алания, Республике Татарстан (Татарстан), Чеченской Республике, Чувашской Республике — Чувашия, Пермском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Вологодской области, Калужской области, Кировской области, Ленинградской области, Липецкой области, Магаданской области, Мурманской области, Новгородской области, Оренбургской области, Орловской области, Пензенской области, Ростовской области, Рязанской области, Саратовской области, Тамбовской области, Тульской области, Тюменской области, Челябинской области, Москве, Санкт-Петербурге — городах федерального значения, Чукотском автономном округе.

В заключении на законопроект, представленном Правительством РФ, указывается, что его финансово-экономическое обоснование не содержит полной оценки финансовых последствий реализации предлагаемых решений. Кроме того, в проекте закона не учитываются повышение расходов федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, проходящим военную службу и службу в федеральных министерствах (МВД, противопожарная служба, таможенные органы и т.п.). В этой связи Правительством РФ указанная инициатива поддержана не была.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет на принципах нуждаемости

27 марта 2015 года председатель Правительства Дмитрий Медведев в ходе рабочей поездки в Ярославль принял участие во Всероссийском форуме социальных работников, на котором в очередной раз был поднят вопрос об увеличении размера пособия (компенсации) по уходу за ребенком до 3 лет.

Смотрите так же:  Пособие по рождению ребенка студенткам

Премьер-министр отметил свою позицию по существующей ситуации следующими словами:
«Мы не должны размазывать все это тонким слоем по всем категориям людей. Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».

С учетом этого было предложено направление для возможного повышения суммы ежемесячной выплаты с учетом комплексного адресного подхода. Для этого было предложено:

  • выработать критерии «нуждаемости» семей с детьми в дополнительной материальной поддержке (по мнению премьер-министра Медведева, не все мамы нуждаются в выплате пособия до 3 лет, и уже при достижении ребенком 1.5 лет многие из них находят возможность для возобновления трудовой деятельности по месту работы);
  • выделить с учетом выработанных критериев категории нуждающихся в ежемесячной выплате на ребенка до 3 лет (например, мать-одиночка в регионе с нехваткой ясельных групп в детских садах или малообеспеченная семья с детьми);
  • разработать механизм финансирования выявленных семей на «совершенно других началах», в том числе с привлечением возможностей работодателей.

В дополнение к этому Дмитрий Медведев отметил, что в рассматриваемом контексте целесообразно пересмотреть нормы действующего трудового законодательства для стимулирования выхода мамы на работу при достижении ребенком полутора лет и создания благоприятных рабочих условий для обеспечения возможности получения заработка и содержания семьи и ребенка, в частности:

  • предоставление родителям с детьми до 3 лет права на неполный рабочий день;
  • законодательное урегулирование права таких семей на гибкий рабочий график.

Кроме того, премьер анонсировал интенсивное строительство в стране дошкольных учреждений, содержащих ясельные группы, в рамках существующей программы по строительству новых детских садов «ударными темпами», каких здесь не наблюдалось ни в советский период, ни в постсоветский.

Порядок оформления

Одно из самых важных дел для любой мамы — это оформление различных пособий и государственных субсидий по случаю беременности, рождению детей, осуществлению ухода за ребенком и его воспитания. Важно отметить, что позаботиться об этом необходимо еще в период беременности: после рождения крохи у молодой матери не будет времени на сбор различных документов для оформления социальных выплат.

Следует помнить, что любое детское пособие возможно получить только при сборе полного пакета документов, что занимает немало времени. Компенсация до 3 лет положена матерям, но может быть назначена и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Для того, чтобы получить детское пособие (компенсационную выплату) до трех лет, вам надо запланировать и пройти несколько этапов.

  1. Первый этап. Сбор документов
    Работодатель предоставляет компенсацию родителям (маме или папе), находящимся в декретном отпуске, имеющим ребенка в возрасте до 3 лет, а также другим родственниками или опекунам. Поэтому вам необходимо написать заявление установленного образца в бухгалтерию вашего предприятия на предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и выплатой ежемесячной компенсации 50 рублей.
  2. Второй этап. Подача документов
    Вы должны принести документы по месту работы или в Соцзащиту и удостовериться, что пакет документов полностью собран.
  3. Третий этап. Ожидание выплаты
    В течение десяти дней со дня подачи заявления оно должно быть рассмотрено, после чего в случае принятия положительного решения будет произведено начисление компенсации в день получения заработной платы.

Продление пособия по уходу за ребенком от 1.5 до 3 лет в 2018 году

В 2018 году в России на высшем уровне вновь возобновилось обсуждение вопроса о выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения 3 лет. Соответствующее поручение еще весной поручил реализовать премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе своего выступления в Госдуме с ежегодным отчетом о работе Правительства. При этом в настоящее время рассматриваются два возможных варианта решения этой проблемы:

  • продлить срок выплаты обычного ежемесячного пособия по уходу за ребенком от 1.5 до 3 лет, которое выплачивается в размере 40% от заработной платы за два календарных года, предшествующих рождению ребенка;
  • пересмотреть размер печально известной ежемесячной компенсации в отпуске по уходу до 3 лет, которая была установлена президентским указом в 1994 году и с 2001 года выплачивается в размере 50 рублей.

В настоящее время ни один из представленных выше вариантов не получил официального одобрения Правительством. Более того, открытое публичное обсуждение этого вопроса в последние месяцы практически не ведется несмотря на то, что на сентябрь 2018 года в Госдуме было запланировано рассмотрение сразу двух законопроектов (№ 478277-7, № 278518-7), предлагающих свои варианты решения этой проблемы (их рассмотрение не состоялось и было перенесено на более поздний срок).

В чем состоит позиция Правительства?

11 апреля 2018 года Дмитрий Медведев выступил в Государственной Думе с докладом о результатах работы Правительства за предыдущие 6 лет, после завершения которого все желающие депутаты могли задать премьер-министру свои вопросы. Заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева (депутат от «Единой России») обозначила как важную нерешенную проблему ежемесячное пособие в размере 50 рублей гражданам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет:

После этого 21 мая глава Минтруда Максим Топилин, выступая в Москве на конференции «Направление 2026», организованной партией «Единая Россия», сообщил, что его министерство планирует до конца 2018 года выполнить поручение премьер-министра о пересмотре пособия на ребенка в возрасте от 1.5 года до 3 лет, которое сейчас выплачивается из средств работодателей: «У нас есть поручение разобраться с пособием в размере 50 рублей. Я думаю, что до конца этого года мы должны это поручение реализовать», — отметил министр труда и соцзащиты населения России в своем выступлении.

Справедливости ради нужно отметить, что о необходимости замены этого пособия в Правительстве говорят уже несколько лет. Например, еще в 2015 году Максим Топилин сообщал, что Минтруд работает над «адресной» заменой пособия в размере 50 рублей, которые сейчас «несущественны и никому не нужны». При этом отмечалось, что в будущем адресатами аналогичной выплаты должна будет стать ограниченная группа людей, которая действительно нуждается в таком виде дополнительной поддержки. Только в этом случае, отмечали в Минтруде, новая ежемесячная выплата могла бы быть более существенной в своем размере и востребованной.

Пособие на ребенка от 1.5 до 3 лет в 2018 году — принят ли закон?

Пока Правительство до сих пор продолжает «прорабатывать вопрос» замены ежемесячного пособия в размере 50 рублей, различные инициативные группы в Госдуме предлагают свои варианты решения этой проблемы. Одно из наиболее свежих предложений поступило от депутатов фракции «Справедливая Россия» в Международный день защиты детей 1 июня 2018 года.

Напомним, сейчас это пособие выплачивается до достижения ребенком 1.5 лет в следующем размере:

Это пособие выплачивается ежемесячно по день достижения ребенком возраста 1.5 года несмотря на то, что отпуск по уходу за ребенком согласно Трудовому кодексу (ТК) РФ предоставляется до 3-летнего возраста. В связи с этим в законопроекте № 478277-7 депутаты от «Справедливой России» отмечают, что внесение предложенных ими изменений приведет в соответствие закон о детских пособиях с положениями ТК РФ о сроках предоставления отпуска по уходу за ребенком (до 3 лет).

Рассмотрение законопроекта в первом чтении изначально планировалось на 26.09.2018 г., однако в этот и последующий день депутаты были заняты более острым вопросом — принимали в окончательном виде закон о повышении пенсионного возраста с 1 января 2019 года. Поэтому инициатива, касающаяся продления детских пособий до 3 лет, рассмотрена не была, и ее обсуждение перенесли на октябрь.

Однако профильный Комитет по вопросам семьи, женщин и детей подготовил свое заключение, в котором предложил отклонить законопроект, поскольку предлагаемые им изменения «финансово не обеспечены», и принятие закона в таком виде приведет к «нарушению бюджетного баланса и неисполнению государством уже принятых на себя социальных обязательств». Однако при этом отмечается, что проблема эта обсуждается уже много лет и имеет большую социальную значимость.

Необходимо отметить, что подобные законопроекты уже не раз вносились в Госдуму, и все они были отклонены. С большой уверенностью можно сказать, что в текущей ситуации подобный закон может быть принят только в качестве инициативы Правительства или лично Президента России. А пока руководство страны в большей степени пытается решать эту проблему косвенным образом:

  • введением других дополнительных мер поддержки семей с детьми в возрасте до 3 лет (например, ежемесячные выплаты в размере регионального прожиточного минимума на третьего и последующих детей в регионах с низкой рождаемостью);
  • решением проблемы с нехваткой ясельных групп в России, переобучением и занятостью женщин в отпуске по уходу за ребенком, чтобы они могли выйти на работу после достижения ребенком 1,5 лет.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет исходя по принципам адресности и нуждаемости

Еще один законопроект под номером № 278518-7, который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме, был внесен еще в октябре 2017 года инициативной группой, которую представляют депутаты С.А. Вострецов («Единая Россия») и С.М. Катасонов (ЛДПР).

Этим законом предлагается продление ежемесячного пособия по уходу за ребенком на срок до 3 лет (и даже далее до достижения 7 лет) в случае отсутствия места в дошкольной образовательной организации:

  • от 1.5 до 3 лет — при отсутствии места в яслях;
  • от 3 до 7 лет — в случае непредоставления места в детском саду.

В обоих случаях (до 3 и до 7 лет) ежемесячное пособие предлагается выплачивать в размере 3000 рублей на каждого ребенка при наличии соответствующего документа, подтверждающего отсутствие места в государственном или муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Этот проект федерального закона также планировалось рассмотреть в первом чтении в сентябре 2018 года, однако из-за большой повестки в сентябре в связи с пенсионной реформой документ не рассматривался, и его рассмотрение было перенесено на неопределенный срок.

Между тем, профильный Комитет Госдумы рекомендовал отклонить этот законопроект в первом чтении из-за его существенных недоработок и необходимости значительного бюджетного финансирования, что «негативно отразится на возможности Российской Федерации выполнять свои обязательства перед другими категориями граждан».

Кроме того, в заключении профильного Комитета отмечается, что во многих регионах России уже предусмотрены дополнительные региональные выплаты на детей, не посещающих дошкольные образовательные организации, в том числе предоставляемые в возрасте от 1,5 до 3 лет (например, в Самарской области). Поэтому принятие такого закона также маловероятно — аналогичные законопроекты ранее уже также рассматривались Госдумой и были отклонены.

Таким образом, если быть реалистами, необходимо еще раз признать — чтобы такой закон был принят в сложившихся условиях, инициатива продления пособия по уходу за ребенком от 1.5 до 3 лет должна исходить от самого Правительства или даже лично Владимира Путина (который в конце 2017 года уже выступал со своей новой демографической программой).

В самом Правительстве отмечают, что проработка этого вопроса уже ведется, и по крайней мере есть официальное намерение принять до конца 2018 года решение по «никому не нужной» ежемесячной компенсации в размере 50 рублей, пересмотреть ее размер. А какое пособие придет ей на замену (придет ли вообще) и в каком размере — это покажет время. Следите за нашими новостями!