Меню Закрыть

Пояснительная записка по здоровьесбережению в доу

Программа здоровьесбережения в рамках реализации ФГОС «Здоровый ребенок»

Жанна Горбатенко
Программа здоровьесбережения в рамках реализации ФГОС «Здоровый ребенок»

ПРОГРАММА

здоровьесбережения в рамках реализации ФГОС

«Здоровый ребенок»

Составитель: Горбатенко Ж. М.

по физической культуре

год разработки 2014

Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Исследования М. Д. Маханевой, В. Г. Алямовской свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т. е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением.

Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада, является здоровьесбережение в ДОУ. Педагогический коллектив дошкольного учреждения чётко определил пути своего дальнейшего развития. В настоящее время в ДОУ прослеживается тенденция личностно-ориентированной модели взаимодействия, поиск конкретных целей и задач, позволяющих детскому саду обрести собственное лицо, создание оптимальных условий для воспитания, образования и развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Разрабатывая программу «Здоровый ребенок», я стремилась к тому, чтобы разработанная мною система оздоровления и физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий.

Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.

Программа «Здоровый ребенок» предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями, узкими специалистами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.

• Закон РФ «Об Образовании».

• Конвенция ООН «О правах ребёнка».

«Семейный кодекс РФ».

• Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.

• ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» №124 – ФЗ от 24 июля 1998 г. (с изменениями от 28 июля 2000 г.)

• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»

• Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Организация детского питания».

• Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г.

• Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23-16 от 14 марта 2000 г.

Особенности осуществления образовательного и воспитательного процесса:

Федеральные государственные требования к условиям осуществления дошкольного образовательного и воспитательного процесса представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования. Результатом реализации условий является создание развивающей образовательной среды, соответствующей целому ряду требований. Воспитание ребенка дошкольного возраста происходит в деятельности ребенка, поэтому важнейшим условием для обеспечения этой деятельности можно считать создание предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда в физкультурном зале имеет свои особенности, связанные со специфической направленностью образовательной области. Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. В физкультурном зале достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.

Оборудование соответствует возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Материалы, из которых изготовлено оборудование, отвечает гигиеническим требованиям, экологически чистые и прочные.

Большинство физкультурных пособий используется детьми в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр. (Приложение 1)

Помещение оборудовано системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями. Проветривание и влажная уборка проводится перед каждым занятием. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В отсутствии детей. Уровень естественного и искусственного освещения соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Видео и аудио аппаратура установлены по нормам СанПина.

Срок реализации:

Программа рассчитана на 2014-2018гг.

План внедрения ФГОС дошкольного образования на 2014–2016 годы На основании приказа Министерства образования и науки Самарской области №42-од от 06.02.2014 «Об обеспечении введения ФГОС ДО в Самарской.

1.Пояснительная записка. «Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье» Н. М.

2 Содержание: 1 Пояснительная записка: 3 2 Актуальность 4 3 Направленность. 4 4 Структура занятий 4 5 Педагогическая целесообразность 4 6 Цель программы 5 7 Задачи программы 5 8 Отличительные особенности. 5 9 Принципы реализации 5 10 Структура программы 6 11 Формы работы 7 12 Работа с родителями 7 13 Формы подведения итогов 8 14 Ожидаемые результаты 8 15 Перспективно-тематическое планирование 9 16 Методическая литература 13

3 1.Пояснительная записка. «Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье» Н. М. Амосов: Здоровье детей будущее страны! В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей, научным центром здоровья детей, академией медицинских наук, показывают, что состояние здоровья детей России за последнее время резко ухудшилось, а число здоровых дошкольников составляет всего около 10%. Поэтому сохранение и укрепление здоровья дошкольников одна из актуальнейших проблем нашего времени. На состояние здоровья наших детей оказывает существенное влияние неблагоприятные социальные факторы, экологические, климатические условия, а именно: наследственность; неблагоприятная экологическая обстановка; электронно-лучевое и «метало -звук», облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая громкая музыка) ; образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья). Отклонения в опорно- двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению оказывают не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка. Наблюдая за детьми на физкультурных занятиях, в свободной деятельности, мы обратили внимание на то, что у некоторых детей неправильная осанка, быстро наступает усталость стоп, дети часто и долго болеют, что является развитию сколиоза и плоскостопия, нарушению функций организма. Это подтверждается врачебными диагнозами, которые фиксируются в медицинских картах детей. На такие мелочи родители не всегда обращают внимание, им кажется, что ребенок еще слишком мал, чтобы у него была красивая осанка и правильная стопа, крепкое здоровье. Именно сейчас, когда ребенок активно растет, а нога и позвоночник испытывают нагрузки, начинается их нарушение. Сколиоз и плоскостопие у детей обнаруживается еще до школы. Проблема неправильного процесса формирования осанки и стопы, заболевания детьми ОРВИ, существует и нашем детском саду. Понимая необходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушения осанки, укрепление здоровья у дошкольников, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста, мы разработали программу физкультурно- оздоровительного кружка «Ручеѐк»

4 Данная программа обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. 2.Актуальность. Актуальность разработки программы обусловлена поиском более эффективных способов педагогических воздействий в физическом и умственном воспитании детей дошкольного возраста при создании здоровьесберегающей среды в ДОУ. В настоящее время в связи с тревожной тенденцией ухудшения здоровья детей существует потребность в успешной интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательный процесс ДОУ. Применение в работе ДОУ физкультурно-оздоровительных методик гарантирует детям правильное развитие функциональных систем организма, красивую осанку, легкую походку, является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия, прививает детям коммуникативные навыки, формирует морально-волевые качества, привычку к здоровому образу жизни. 3. Направленность. Направленность образовательной программы: оздоровительно-развивающая. Содержание программы способствует укреплению здоровья воспитанников, активизации и развитию двигательной деятельности дошкольников, их познавательной и мыслительной сферы средствами игры. 4. Структура занятий. I. Вводная часть. Настрой на занятие. Массаж, точечный массаж. Разминка. II. Основная часть. III. Заключительная часть. Растяжка. Расслабление. Рефлексия. 5. Педагогическая целесообразность. Методики, приемы и технологии, используемые в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии дошкольников. Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности, на основе ненасильственного физического воспитания. Роль педагога заключается в создании игровой ситуации и организации игровой предметнопространственной среды. Педагогическая технология опирается на принцип активности воспитанников, характеризуемый высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющих. Педагогически значимым итогом освоения программы является содействие всестороннему, гармоничному развитию детей старшего дошкольного возраста.

5 6. Цель программы. Укрепление здоровья воспитанников, активизация и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью средствами игры. 7. Основные задачи. 1. Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям; укреплять опорно-двигательный аппарат; 2. Формировать правильную осанку; 3. Укреплять силы мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, т.к. оно может существенно ограничить двигательную активность ребѐнка; 4.Развивать и укреплять все основные мышечные группы; 5. Содействовать повышению функциональных возможностей вегетативных органов; 6. Укреплять сердечно-сосудистую и дыхательную систему, улучшать обменные процессы в организме, оптимизировать пищеварения и теплорегуляцию, и предупреждать застойные явления; 7. Улучшать физические способности: координацию движений, силу, выносливость, скорость; 8. Укреплять и формировать основные жизненно важные двигательные умения и навыки; 9. Повышать устойчивый интерес к занятиям физической культурой; 10. Знакомить родителей с новыми физкультурно-оздоровительными направлениями, развивать у них желание заниматься вместе с детьми. 8. Отличительные особенности программы В программе применена комбинация методик : — фитбол-гимнастика, — ритмическая гимнастика, в сочетании с оздоровительными технологиями: дыхательная, кинезиологическая, пальчиковая, звуковая гимнастики; релаксация, элементы психогимнастики; гимнастика для глаз; игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, цветотерапия; Программа предусматривает вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в открытых занятиях, анкетирование, организацию фоторепортажа. 9. Принципы реализации программы: 1. Принцип индивидуальности. 2. Принцип доступности. 3. Принцип систематичности. 4. Принцип активности, самостоятельности, творчества. 5. Принцип последовательности.

Смотрите так же:  Коллегия адвокатов сызрань

6 6. Принцип эмоционального благополучия каждого ребенка. 7. Принцип научности. 8. Принцип оздоровительной направленности. 10. Структура программы Комплектование группы детей для занятий проводится с учетом общего функционального состояния детей старшего дошкольного возраста, данных медицинского осмотра. Занятия проводятся с учетом предусмотренного учебного плана. Занятия проводятся с октября по май 2 раз в неделю по 30 минут, во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях. В структуру оздоровительных занятий тесно вплетены различные виды деятельности: двигательные упражнения, основные виды движения (ходьба, прыжки, оздоровительный бег, упражнения на равновесие и т. д., дыхательная гимнастика, разнообразные виды самомассажа, упражнения на релаксацию. Способ организации детей на занятии в физкультурно-оздоровительной группе зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На занятиях используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный. Для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей способствует музыкальное сопровождение физкультурнооздоровительных занятий. Создание полноценной физкультурно- оздоровительной среды для работы кружка предусматривает наличие оборудования и инвентаря, (ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, скакалки, гимнастические палки, батут, специальные тренажеры и т. д.) Программа содержит следующие разделы. 1.Профилактика простудных заболеваний. Содержание раздела: самомассаж, точечный массаж, фитнес-комплексы упражнений на все группы мышц, дыхательная гимнастика, развивающие игры. 2.Профилактика нарушений осанки. Содержание раздела: самомассаж, фитнес-комплексы упражнений, упражнения на развитие мышц спины и пресса, игры на профилактику нарушения осанки, укрепление опорно- двигательного аппарата, развивающие игры. 3.Профилактика плоскостопия. Содержание раздела: самомассаж, фитнес-комплексы упражнений на развитие мышц стоп, голени, укрепление опорно-двигательного аппарата, развивающие игры.

7 11. Программой предусмотрены следующие формы работы: Спортивные занятия с элементами фитнес-аэробики в зале и на улице. Дозированная ходьба, оздоровительный бег. Спортивные игры. Дыхательная гимнастика. Индивидуальная работа с детьми. Комплексность мер по подготовке физически одаренных детей предполагает сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами, обязательное включение в комплекс физических упражнений элементов дыхательной гимнастики. При осуществлении физкультурно спортивной работы группы организуется медико педагогический контроль. Слаженная работа педагогических и медицинских кадров способствует тому, что задачи обучения и оздоровления детей решаются с учетом состояния здоровья и развития каждого ребенка. Учет возрастно физиологогических особенностей ребенка предусматривает адекватность физической нагрузки возрасту, полу, уровню физического развития, биологической зрелости и здоровью. Вся спортивная работа кружка строится на основе комфортности. Ребенку необходимы позитивные эмоции от общения со сверстниками, от физических упражнений, победы над своим умением, пониманием того, что он делает что-то очень важное для своего здоровья, ощущение результатов. Средства: бег, ходьба, ритмическая гимнастика, спортивные игры, подвижные игры, воспитывающие самое ценное для спорта больших достижений физическое качество выносливость. Информирование о состоянии здоровья, физическом развитии и подготовленности детей кружка «Крепыш» осуществляется на основе результатов диагностики. Режим работы. Музыкальный зал 1 День недели Старшая группа Подготовительная группа Понедельник Среда Работа с родителями. п/п Название мероприятия Срок выполнения

8 1 Обратить внимание родителей на осанку детей Консультация «С чего начать родителям» 2 Беседа на тему «Как приучить ребѐнка делать зарядку» Папка передвижка «Если хочешь быть здоров». 3 Оформление стенда «Советы родителям». Консультация «Учим ребѐнка следить за своим здоровьем» 4 Беседа на тему «Необходимость прогулок в зимнее время года» 5 День открытых дверей с просмотром работы кружка. Анкетирование на тему: «Ваше мнение о работе кружка «Крепыш» 6 Опрос родителей : «Часто ли вы с ребѐнком посещаете спортзал?» Продолжать обращать внимание родителей на осанку детей. 7 Познакомить родителей с результатами диагностики. Оформление стенда «Самомассаж и его значение». 8 Рекомендовать родителям приобрести в весеннеелетний период для детей скакалки, обручи, велосипеды 13. Форма подведения итогов: 1. Диагностика физической подготовленности. 2. Результаты соревнований. 14.Ожидаемые результаты: 1. Разносторонняя и повышенная физическая подготовленность дошкольников, состоящих в кружке (спортивная выносливость, ловкость, быстрота, гибкость, подвижность). 2. Сформированность начальных организационно-методических умений, необходимые для самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом, организационных навыков. 3. Организованный спортивный досуг дошкольников. 4. Снижение показателей заболеваемости дошкольников, увеличение показателя индекса здоровья. 16. Методическая литература

9 1. О здоровье дошкольника. Родителям и педагогам./сост. П24 Н.В.Нищева. СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Оздоровление детей в условиях детского сада/под ред. Л.В.Кочетковой. М.: ТЦ Сфера, Конспекты сценарии занятий по физической культуре для дошкольников; Учебнометодическое пособие СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./авт.сот., Т.С.Никанорова, Е.М.Сергиенко. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., Харченко Т.Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду.- СПб.:» ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Рабочая программа (старшая группа) по теме:
Программа по здоровьесбережению в ДОУ «Неболейка»

Программа напралена на решение вопросов оздоровления детей дошкольного возраста в комплексе: с участием всех участников воспитательно — образовательного процесса, с учетом условий нашего города и микрорайона. В основу программы легли принципы : научности, доступности и преемственности. Прорамма «Неболейка» реализуется по нескольким направлениям, в каждом из которых определены мероприятия по их реализации и ожидаемые результаты.

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Начальная школа – детский сад №5»

на педагогическом совете Директор МОУ «Начальная

протокол № 1 школа – детский сад № 5

от «___»_______ 20__г. приказ №___

Муниципального образовательного учреждения

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Начальная школа – детский сад №5»

на основе здоровьесберегающей программы

«Образование и здоровье»

Составитель: Черногузова Е.В

1.Основные принципы программы………………………………………8

2. Анализ здоровья и физического развития воспитанников…………..10

3. Оценка результативности системы и содержания оздоровительной работы…………………………………………………………………………….15

3.1 Консультативно – информационное образование детей, персонала, родителей…………………………………………………………………………15

3.2 Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ…………………………18

3.3 Организация полноценного питания………………………………. 20

3.4 Комплексная система физкультурно – оздоровительной работы. 21

Приложение 1 «Функциональные обязанности работников дошкольного отделения в рамках реализации Программы «Неболейка»…. 26

Приложение 2 «Физкультурно – оздоровительная работа»……………29

Приложение 3 «Новые подходы, используемые в физкультурно – оздоровительной работе дошкольного отделения»…………………………. 31

Приложение 4 «Система и содержание оздоровительной деятельности специалистов дошкольного отделения ОУ»…………………………………..32

Приложение 5 «Стратегический план улучшения здоровья детей дошкольного отделения МОУ «Начальная школа – детский сад №5»………35

Приложение 6 «Планирование методической деятельности»………. 37

Приложение 7 «Фотоматериал»………………………………………….39

Программа «Неболейка» на 2011-2015 гг.

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения

Педагогический совет №4 от 29.04. 2011г.

Педагогический совет № 1 от 31.08.2011г.

Основание для разработки Программы

Высокая заболеваемость детей. Повышение заинтересованности родителей в организации сотрудничества с детским садом в проведении физкультурно-оздоровительной работы и профилактических мероприятий по формированию привычки к ЗОЖ..

Педагоги, старшая медсестра, дети, родители

Важнейшие целевые индикаторы Программы

1. Выполнение режима дня с включением в него здоровьесберегающих технологий.

2. Показатели заболеваемости (снижение количества дней пропущенных ребенком по болезни; средней продолжительности болезни одним ребенком при простудных заболеваниях ).

3. Активное участие всех участников образовательного процесса в совместной деятельности по здоровьесбережению.

4. Рабочие материалы по контролю: диагностические карты, опросники, анкеты, циклограммы

Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на 2011-2015гг.

1-й этап- аналитический, апрель-май 2011г., анализ состояния заболеваемости детей и организации оздоровительной работы за 2008-2011гг

2-й этап- разработка проекта программы – май- ноябрь 2011г.

3-й этап- внедрение программы- 2011-2015гг

4-й этап – итогово — диагностический – апрель-май 2015г.

Ожидаемые конечные результаты

1.Рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов и родителей в сохранении и укреплении здоровья детей.

2. Стимулирование внимания дошкольников к вопросам здорового образа жизни, двигательной активности и правильного питания в условиях семьи.

3. Сформированная система контроля выполнения задач программы «Неболейка».

4. Снижение заболеваемости у воспитанников и сотрудников дошкольного отделения.

5. Уменьшение количества дней, пропущенных по болезни одним ребенком до 3-х дней:

Управление программой и осуществление контроля за ее реализацией

Директор МОУ «Начальная школа – детский сад №5» (дошкольного отделения)

Одним из приоритетных направлений государственного национального проекта «Образование» является улучшение качества образования, состояния здоровья детей и профилактика их заболеваний.

Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья — дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека — важный показатель его личного успеха. Если у ребенка появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность в более старшем возрасте. (Из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Д.А.Медведева) [11]

Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, физкультурные занятия, в том числе спортивные досуги, праздники и развлечения, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни — все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья дошколят. В 2011 -2012 учебном году вводится новый норматив занятий физической культурой — не менее трёх занятий в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.[15]

Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных здоровьесберегающих программ, которые разовьют у ребенка интерес к сохранению собственного здоровья. Система образования в обществе на современном этапе ее развития выполняет не только образовательную функцию, но и все больше становится институтом здоровья человека. В современных условиях развития общества проблема сохранения здоровья детей является самой актуальной. Особенно остро этот вопрос стоит в дошкольных учреждениях, где вся практическая работа, направлена на сохранение и укрепление здоровья детей.

Смотрите так же:  Жалоба на постановление гибдд по дтп образец

Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Поэтому считается, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня и деятельность не одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.[1]

Разработка педагогическим коллективом муниципального образовательного учреждения «Начальная школа — детский сад №5» этой программы, привела коллектив дошкольного отделения к переосмыслению работы с дошкольниками и родителями в вопросах отношения к здоровью ребенка, необходимости актуализации внимания воспитателей в вооружении родителей основами психолого-педагогических знаний и их валеологическом просвещении. Роль педагога дошкольного отделения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Программа предоставляет педагогам возможность самостоятельного отбора методик, содержания обучения и воспитания дошкольников, позволяет сочетать в работе как традиционные программы и методики, так и инновационные, способствующие укреплению и сохранению здоровья детей, педагогов и родителей.

Особого внимания заслуживает вопрос о влиянии регионального фактора на физическое состояние детей, проживающих в г.Юрга . Природно – климатические условия Юрги в сочетании с экологическим неблагополучием (наличие в городе предприятий с вредным производством), предъявляют к организму ребенка высокие требования в процессе учебы, труда и отдыха, поэтому значительное количество детей дошкольного возраста имеет различные функциональные отклонения в состоянии здоровья. Программа «Неболейка» направлена на решение вопросов оздоровления детей в комплексе: с участием всех участников образовательного процесса, с учетом условий нашего города и микрорайона.

Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний опре деляется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицатель ным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.

На сегодняшний день в дошкольном отделении практически здоровые дети составляют 5%.

Цель программы: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.

1. Повышение показателей здоровья воспитанников на 5%, за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья детей: осознанного отношения к своему здоровью, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.

2. Воспитание у всех участников образовательного процесса потребности в ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.

3. Разработка системы медико-педагогического контроля за организацией образовательного процесса на его соответствие требованиям здоровьесбережения .

  1. Основные принципы реализации программы

1. Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных программ технологий и методик.

2. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.

3. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

4. Принцип систематичности — реализация лечебно– оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.

5. Принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья воспитанников.

Основные участники реализации программы:

  1. Воспитанники дошкольного образовательного учреждения.
  2. Педагогический коллектив.
  3. Родители (законные представители) детей посещающих ДОУ.

Основные направления программы

1. Консультативно-информационное образование детей, персонала, родителей: раскрываются новые подходы учреждения в организации физкультурно-оздоровительной работы, система работы специалистов, стратегический план улучшения здоровья детей );

2. Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ (кадры, медицинский кабинет, спортивный зал, спортивная площадка);

3. Организация рационального питания;

4. Комплексная физкультурно-оздоровительная работа: раскрываются виды и типы занятий , проводимых в ДОУ, формы организации закаливания дошкольников, способы повышения двигательного режима детей в течение дня, профилактические мероприятия в период повышения ОРВИ и гриппа. Работа по организации и формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

5. Реализация дополнительных образовательных программ:

« Экологическое воспитание» и «Три сигнала светофора».

  1. Анализ здоровья и физического развития воспитанников

Анализ сведений о здоровье воспитанников за период с декабря 2008 по декабрь 2010г. показал неуклонный рост процента заболеваемости детей и рост дней, пропущенных по болезни одним ребенком дошкольного возраста. При этом распределение детей по группам здоровья с 2008г. почти не меняется. Возникает вопрос: если в ДОУ приходят дети с примерно одинаковым уровнем здоровья из года в год, почему количество заболеваний в дошкольном отделении ежегодно растет? Дошкольное отделение открылось в декабре 2008 года. В сад пришли домашние дети из частного сектора, где основная часть домов имеет печное отопление, т.е. в вечернее время температура в помещении имеет высокий показатель, а к утру помещение остывает до t-14-16 0. Дети зачастую ходят дома без комнатной обуви. В связи с резкими перепадами t 0 в домашних условиях – высокие показатели простудных заболеваний в детском саду. В 2009-2010г. высокий процент заболеваемости обусловлен эпидемией ветрянки (более трех месяцев из группы в группу переходил карантин по ветряной оспе), в 2010-2011г.- эпидемия гриппа. Мы пришли к выводу, что здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению должна находиться семья и дошкольное отделение образовательного учреждения, как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».[12]

В дошкольном отделении проводится большая работа по созданию благоприятных условий для адаптации детей к условиям детского сада. При открытии дошкольного отделения на базе начальной школы, дети поступали в детский сад неравномерно, декабрь массово, с января по май постепенно, до 2-3 человек в день в одну группу одновременно. Педагогами осуществлялся весь комплекс адаптационных мероприятий, направленных на создание психологически комфортных условий пребывания ребенка в группе: индивидуальный подход, щадящий режим, консультации для родителей. Для родителей вновь поступающих детей ежегодно в начале сентября проводится организационное родительское собрание «Первый раз в детский сад». Однако положительной динамики по степени легкой и средней адаптации детей к детскому саду не происходит, и это связано с возрастным контингентом детей. В дошкольное отделение поступает большой процент домашних детей в возрасте 3-6 лет. Группы, организованные в дошкольном отделении – разновозрастные и поэтому дети чаще болеют и соответственно адаптация у них затягивается.

В 2010-2011 учебном году выросло количество детей с высоким уровнем физического развития на 7%. Положительная динамика связана с планомерной работой педагогов детского сада, высоким качеством работы с детьми инструктора по физической культуре Бирюковой О.М.

Сравнительный анализ заболеваемости за 2009– 2010 и 2010 – 2011 учебные года

(с сентября по май месяц каждого года) год

Число рабочих дней

Фактическое число детей

Заболеваемость на 1 ребёнка, д/дн.

на 1 ребёнка, д/дн.

на 1 ребёнка, д/дн.

II младшая группа

II младшая группа

Сводная таблица заболеваемости по МОУ «Начальная школа – детский сад №5» (дошкольное отделение)

Заболеваемость на 1 ребёнка, д./ дн.

Простудная заболеваемость д./ дн.

Инфекционная заболеваемость д./ дн.

Прочая заболеваемость д./ дн.

Простудная заболеваемость в % от общей

% часто болеющих детей

% детей с хроническими заболеваниями

Группы здоровья в %

Травматизм детей в ОУ (дошкольное отделение):

Количество случаев травматизма детей

% от общего числа детей в ДОУ

3. Оценка результативности системы и содержания

3.1 Консультативно-информационное образование детей, персонала, родителей.

Администрацией совместно с медицинскими работниками определены основные условия природосообразного, здоровьесберегающего образования у детей — это потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа обоснованного поведения.

Но представление о здоровом образе жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

  1. Привитие стойких гигиенических навыков;
  2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
  3. Формирование элементарных представлений об окружающей среде, опасных ситуациях в быту, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных;
  4. Формирование привычки ежедневных физических упражнений;
  5. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, представлений о том, что полезно и что вредно организму;
  6. Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения; понимать переживаемые чувства других и правильно на них реагировать.

Существуют определенные факторы взаимодействия на формирование у детей привычки к ЗОЖ. Поэтому работа с детьми по формированию привычки к ЗОЖ строится на определенных принципах организации воспитательно – образовательного процесса:

  1. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, личностно — ориентированного общения взрослого и ребенка;
  2. Организация рационального питания и воспитание культуры еды (знание названия блюд, из каких продуктов приготовлено блюдо, полезные свойства продуктов, правила поведения за столом);
  3. Обучение приемам пальчиковой гимнастики, и гимнастике для глаз, занятиям на тренажерах, способах страховки на спортивном оборудовании, закаливанию, правилам личной гигиены на специально организованных занятиях и в повседневной жизни;
  4. Предоставление дополнительных услуг для детей (работа кружка оздоровительной направленности «Экология»;
  5. Проведение тематических занятий на группах;
  6. Проведение физкультурных занятий 3 раза в неделю (одно на свежем воздухе);
  7. Проведение недели здоровья (2 раза в год), организация активного досуга в каникулярные дни.

Работа с педагогическим коллективом – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей. При этом, одной из основных задач, является задача по с озданию системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление психического и физического здоровья каждого ребенка.

Смотрите так же:  Заверяет ли нотариус договора аренды

В педагогическом коллективе внедряются новые системы социального сопровождения дошкольников при выпуске в школу. Внедряются современные методы мониторинга здоровья. Разрабатываются критерии оценки состояния здоровья. При взаимодействии с КШП, внедряется сбалансированное питание (десятидневное меню).

Педагогическим коллективом организуются и проводятся мероприятия по созданию комфортных условий и психологического благополучия во время пребывания ребенка в детском саду:

  1. по созданию условий для формирования у детей привычки к ЗОЖ:
  2. создание развивающей среды в группах;
  3. создание условий для обеспечения активной двигательной деятельности в группе и на прогулке;
  4. спортивные и музыкальные праздники и развлечения;
  5. создание благоприятного психологического климата в группе и дошкольном учреждении в целом;
  6. оптимизация форм общения в педагогическом коллективе (взрослый-взрослый) и общения с детьми (взрослый-ребенок);
  7. предоставление дополнительных услуг (работа кружков оздоровительной направленности) для детей
  8. проведение инструктажей и соблюдение всеми сотрудниками учреждения инструкции по охране жизни и здоровья детей;
  9. проведение с детьми практических занятий по теме «Опасные ситуации»

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями . Проанализировав данные анкет, полученные в нашем дошкольном отделении, мы пришли к выводу, что хотя все родители имеют среднее образование или специальное, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к ЗОЖ у большинства родителей невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривают его только как отсутствие заболеваний, а средство оздоровления детского организма видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального. Поэтому коллектив работает над реализацией следующих задач:

  1. Повышение педагогической культуры родителей.
  2. Изучение и распространение положительного семейного воспитания.
  3. Включение родителей в совместную работу по оздоровлению детей.

Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, семинар-практикум, консультации, анкетирование, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам и т.д.), проводятся и новые формы работы:

  1. Ежемесячный выпуск газеты по здоровьесбережению «Неболейка»;
  2. Создание в уголках для родителей рубрики «Копилка семейного здоровья»; «Советы доктора»;
  3. Консультации узких специалистов образовательного учреждения (логопед, инструктор по физической культуре, медсестра);
  4. Родительские собрания на данную тематику;
  5. Педагогические советы с участием родителей и т.д.

Для приобщения родителей к здоровому образу жизни в дошкольном отделении проводятся совместные оздоровительные мероприятия, занятия, развлечения, досуги, соревнования, выставки, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины и т.д.

Особой популярностью среди родителей в дошкольном учреждении пользуется такой конкурс семейных команд как «Папа, мама, я –спортивная семья!», «Большие гонки», оформление семейных фотоальбомов на тему: «Спорт и семья». Для реализации этой работы используются коллективные и индивидуальные формы деятельности, итогом которой будет индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем, который приведет к оптимальным способам решения проблем воспитания конкретной личности в ДОУ и дома. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.

3.2 Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ

Здоровьесберегающая инфраструктура, п оддерживается благодаря постоянной связи с врачами узкой специализации детской поликлиники. По результатам мониторинга, по назначению участковых педиатров и врачей узкой специализации, планируются и осуществляются оздоровительно-профилактические и лечебные мероприятия. Наше дошкольное учреждение курирует врач-педиатр, по назначению которого дети получают витаминопрофилактику.

Отследить результаты физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном отделении помогает медико-педагогический контроль, в который входят:

  1. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей;
  2. Обследование физического развития детей;
  3. Медико-педагогическое наблюдение за проведением физкультурных занятий;
  4. Медико-педагогическое наблюдение за осуществлением системы закаливания;
  5. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (спортивный зал, участок), оборудования, спортивной одежды , обуви и т.д.

Профилактическо-оздоровительная работа в дошкольном отделении направлена в первую очередь на выполнение правил СанПиН. Большое внимание следует уделяется профилактическим мероприятиям:

  1. Осуществление проветривания помещений, в которых пре бывают дети, в соответствии с графиком;
  2. Дважды в день влажная уборка групповых помещений;
  3. Для обеспечения естественного освещения помещений шторы на окнах укорочены;
  4. 2 раза в год выполняется сушка, выморозка постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял);
  5. 2 раза в год осуществляется чистка ковровых изделий (летом — стирка, зимой — чистка снегом);
  6. Правильно осуществляется подбор и расстановка комнатных растений;
  7. Своевременно (до начала цветения) производится покос газонов и участков;
  8. Соблюдение правил применения (дезинфекции) и хранения моющих средств;
  9. Во время карантинных мероприятий строго придерживаемся санэпидрежима.

В период подъема ОРВИ и гриппа, в группах проводятся профилактические мероприятия:

  1. Своевременное выявление и изоляция детей с первыми признаками заболевания;
  2. Контроль за качеством проведения утреннего приема детей в группах (измерение t 0 тела, осмотр кожных покровов);
  3. Максимальное пребывание детей на свежем воздухе;
  4. Контроль за режимом проветривания в группах, регулярной влажной уборкой;
  5. Введение в меню продуктов, содержащих фитонциды (чеснок, лук);
  6. Использование рециркуляторов для очистки воздуха групповых помещений (люстра Чижевского).

3.3 Организация полноценного питания

При организации питания необходимо придерживаться естественных потребностей малыша, исключить насильственное кормление. Старшие дети определяют свою норму самостоятельно, а малыши с помощью взрослых, по договоренности. Приучать к еде правильной, здоровой пищи.

  1. Систематический контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к пищеблоку;
  2. Контроль за соблюдением ассортимента продуктов;
  3. Соблюдение нормативных требований к качеству и количественному объему пищи в соответствии с возрастом детей;
  4. Обеспечение питьевого режима;
  5. Витаминизация третьего блюда (на период подъема инфекционных заболеваний – гриппа, ОРВИ);
  6. Эстетика организации питания и гигиена приема пищи;

3.4 Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы.

Забота о здоровье детей в дошкольном отделении, складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Поэтому на всех видах занятий статического характера применяются:

  1. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
  2. Гимнастика для глаз;
  3. Физминутки (динамические паузы);
  4. Хождение по дорожкам «здоровья»

Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья. А двигательная активность сочетаться с общедоступными закаливающими процедурами. Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребенка. Воздушное закаливание (физкультурные занятия в зале босиком), соблюдение температурного режима в течение дня, водное закаливание (мытье прохладной водой рук по локоть после дневного сна), утренняя гимнастика (в теплое время года средние, старшие группы на свежем воздухе, младшие в спортивном зале), правильная организация прогулки, ее длительность, дозированный оздоровительный бег на воздухе ( течение года) и многое другое способствует повышению иммунитета ребенка и сопротивляемости детского организма вирусным инфекциям (приложение 1).

Данная программа предлагает системный подход к формированию и укреплению здоровья детей. Стиль жизни, общения и педагогической работы с детьми направлен в первую очередь на сохранение самостоятельности, неповторимости дошкольного периода детства. При планировании оздоровительной работы с детьми необходимо учитывались:

  1. Медико-гигиенические требования к последовательности, длительности и особенностям проведения различных режимных моментов;
  2. Местные, региональные условия (климат, природные условия);
  3. Специфику контингента детей, посещающих группу (время подъёма, характер ухода дома, жилищно — бытовые условия и т.д.);
  4. Индивидуальные особенности каждого ребёнка (пробуждение, свобода участия в той или иной деятельности);
  5. Чередование и соотношение организованной и самостоятельной деятельности детей с обязательным временем для свободных игр -ведущей деятельности ребёнка дошкольного возраста;
  6. Изменение работоспособности детей в течении дня;
  7. Включение моментов, способствующих эмоциональной разрядке. Творческие, доброжелательные, компетентные педагоги, работая по данной программе в системе и в содружестве с семьёй обязательно добьются снижения заболеваемости детей, укрепления их здоровья, сформированности навыков здорового образа жизни и дети будут активнее, самостоятельнее, проявлять инициативу и творчество в разных видах деятельности. Станут более открыты к общению со взрослыми, дружелюбнее и терпеливее по отношению к сверстникам, любознательней и интеллектуально развиты, эмоционально отзывчивыми на красоту окружающего мира, произведений искусства, на состояние других людей, любящие свою Родину, свой народ.

Ведь в здоровом теле — здоровый дух.

1. Гунн Г.М., Современные технологии проблемы охраны здоровья.[Текст]: учебное пособие/ Г.М.Гунн. – СПб.2000.- 192с.

2. Картушина М.Ю., Праздники здоровья для детей 5-6 лет. [Текст]: сценарии для ДОУ/ М.Ю. Картушина — М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128с.

3. Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья. [Текст]: методическое пособие/ М.Ю. Картушина — Архангельск, 2000.- 108с.

4. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В., В стране здоровья. [Текст]:программа эколого – биологического воспитания дошкольников/ В.Т. Лободин , А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова — М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 80с.

5. Маханева М.Д.С физкультурой дружить – здоровым быть. [Текст]: методическое пособие/ М.Д. Маханева – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240с.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6 – е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 208с.

7. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. [Текст]: программа и методические рекомендации/ О.А.Соломенникова. М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112с.

Нормативно – правовое обеспечение Программы

8. Конституция Российской Федерации. – М.: НПП Гаранд — Сервис. 2001. – С. 43,72

9. Семейный кодекс Российской Федерации (новая редакция, испр. и доп.) – М.: Мозаика – Синтез, 2011.- 335с.

10. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 26.01.2011г.

11. Доклад Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010-м году.

12. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666

13. «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений», утвержденная приказом Минздрава РФ № 139 от 04.04.2003г.

14. Письмо Минообразования РФ от 14.03.00 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

15. «Санитарн-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (СанПиН 2.4.1.2791-10) от 20.12.2010, №164