Меню Закрыть

Частная собственность на землю в ссср

ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В СССР

Юридическим выражением национализации земли является полная отмена частной собственности на землю и установление на неё исключительной государственной собственности. В противоположность частной собственности на землю в буржуазном обществе, земля в СССР является исключительной собственностью Советского государства. Основой земельного строя Союза ССР, как указывают и «Общие начала землепользования и землеустройства СССР», обеспечивающей возможность социалистического строительства в сельском хозяйстве, а также проведения землеустройства и организации землепользования в интересах основной массы крестьянства – бедняков и середняков, является национализация земли, т. е. отмена навсегда частной собственности на землю и установление на неё исключительной государственной собственности Союза ССР. Это означает, что кроме Советского государства земля никому не может принадлежать на праве собственности – ни отдельным гражданам, ни кооперативным и иным общественным организациям, что субъектом права собственности на землю является только государство. Земля, недра, леса, воды могут быть исключительно собственностью государства, указывает ст. 53 ГК. Другие субъекты права, кроме государства, не являются собственниками земли, они являются только её пользователями. Владение землёй допускается только на правах пользования, гласит ст. 21 ГК.

В связи с тем, что субъектом права собственности на землю является Советское государство, все земли, находящиеся в пределах гос. границ СССР, составляют государственный единый земельный фонд (см.), являющийся объектом права гос. собственности на землю.

Земля изъята из гражданского оборота в том смысле, что всякие сделки, влекущие за собой передачу права собственности на землю или распоряжение землёй, категорически запрещены с первых дней Великой Октябрьской социалистической революции.

В СССР государственная социалистическая собственность на землю в противоположность частной собственности в любом буржуазном государстве лежит в основе производственных отношений, исключающих эксплуатацию человека человеком; земля в нашем социалистическом государстве как всенародное достояние находится либо в пользовании государственных организаций, развивающих на ней отдельные отрасли народного хозяйства, либо в пользовании колхозов и других кооперативных объединений, ведущих на земле своё общественное социалистическое хозяйство, либо в пользовании отдельных трудящихся для удовлетворения их личных нужд, без права применения наёмного труда, без возможности извлечения нетрудового дохода.

Советское государство распределяет земли с таким расчётом, чтобы они наиболее целесообразно были использованы отдельными землепользователями в интересах дальнейшего мощного подъёма народного хозяйства СССР, в целях максимального удовлетворения материальных и культурных потребностей всего общества. Основными пользователями земель с.-х. назначения в СССР являются колхозы, за которыми Советским государством закреплены на вечное и бесплатное пользование сотни млн. га земли. Другим землепользователям земля в Советском государстве также предоставляется, как правило, бесплатно, и в основе возникновения права пользования землёй лежит акт отвода земли, выдаваемый уполномоченными на то органами государства.

Каждый землепользователь, получив землю от государства, несёт перед ним определённые обязанности по использованию земли в тех целях, для которых она ему была предоставлена. Требуя от землепользователя выполнения этих обязанностей, наше государство в то же время наделяет землепользователей определёнными правами (см. Землепользование). Нарушение правил землепользования, а также несоблюдение тех обязанностей, которые возложены на землепользователей, строго преследуется в установленном законом порядке.

Являясь собственником земли, Советское государство освобождено от необходимости покупать земельные участки у частных лиц, как это вынуждено делать капиталистическое государство, для того чтобы, напр., построить фабрику, завод и т. п.

Советское государство, став собственником .земли создало стройную систему земельных отношений в СССР, разработало социальное земельное законодательство, регулирующее земельные отношения, возникающие между государственными, кооперативными и общественными учреждениями, организациями и предприятиями, а также между отдельными гражданами Советского Союза; определило компетенцию отдельных гос. органов власти и управления по распоряжению и управлению единым государственным земельным фондом страны.

Земельные законы, изданные первым в мире социалистическим государством, имеют историческое значение. Они закрепляют совершенно новую социалистическую систему земельных отношений, раскрывают неограниченные возможности роста производительных сил в земледелии и в других отраслях народного хозяйства (см. Земельное законодательство). Наше земельное законодательство и практика социалистического строительства в сельском хозяйстве имеют большое значение для стран народной демократии.

Юридический словарь. — М.: Госюриздат . Главный редактор С.Н. Братусь и др. . 1953 .

Частная собственность на землю в ссср

28 ноября 2016 г. 20:37:53

СССР как социалистическое государство погиб 14 марта 1990 года. Именно в этот день из-под его основания был окончательно выдернут Самый Главный Краеугольный Камень. И это была отнюдь не пресловутая 6-я статья Конституции. Хотя в этот черный день и она была отменена тоже.

Просто после содеянного она утратила всяческий смысл. Судите сами:

1. Был отменен основной принцип советского социализма — 6 марта 1990 года гражданам разрешили получать доход не по труду, а просто по праву владения собственностью. А чудес не бывает — просто факт владения чем-то доход не приносит. Если в одном месте прибыло — в другом убыло. Если один человек получил доход, например, по праву владения акциями — значит те, кто его своими руками создал, не получили часть своей справедливой зарплаты.

2. Тогда же было законодательно закреплено отчуждение работников от результатов их труда.

3. 14 марта 1990 года все граждане СССР были ограблены до нитки — общенародная собственность обрела новых юридических хозяев в лице государства и союзных республик. А также была юридически легализована частная собственность — просто на тот момент она не была еще наполнена практическим смыслом. Он раскрылся чуть позже в результате приватизации.

С того момента и стартовало социальное расслоение — большинство так и остались нищими, какими их сделали 14 марта 1990 года. А немногие избранные граждане в короткое время овладели тем, чего другие лишились.

Кроме того, переоформление общенародной собственности в «неотъемлемое достояние народов, проживающих на данной территории» сняло неодолимый барьер на пути сепаратизма.

Если со дня с момента Октябрьской Революции земля стала общей собственностью и всякий отторгающий часть ее автоматически становился преступником — то после 14 марта 1990 он лишь реализовывал «право народа на пользование его достоянием». В конце концов, он ведь тоже представитель народа.

Именно это изменение и запустило «парад суверенитетов», сразу потребовавший нового Союзного Договора. Что, при наличии почувствовавшего личную выгоду республиканского начальства, изначально было утопией.

Из атомного реакторы выдвинули управляющие стержни и отключили насосы охлаждения. Но глупый маленький человечек с глазами моли все равно заявил, что виноваты не те, кто это сделал, а тот, кто спроектировал и построил атомный реактор. Не думаю, что судить его за эти слова будет Бог. Это в человеческой компетенции.

Этот величайший обман XX века был прикрыт ссылкой на опыт Ленина при запуске НЭП. Сегодня ничего не мешает нам спокойно докопаться до сути и понять, почему это лукавство г-д Горбачева и К было совершенно несостоятельно.

История СССР началась с Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Именно СССР, потому что «Декларация. » была адресована всем, и не только жителям почившей империи:

II. Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах, 3-й Всероссийский Съезд Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов постановляет далее:

1) В осуществление социализации земли, частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования.

Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сел.-хоз, предприятия объявляются национальным достоянием.

2) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, жел-дор. и пр. средств производства и транспорта в собственность Советской Рабоче-Крестьянской Республики подтверждается Советский закон о рабочем контроле и о Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами,

3) Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала.

При анализе документа следует обратить внимание на следующие моменты:

1. Как следует даже из названия, «Декларация. » имела временный, переходный характер. Поскольку после реализации положений «Декларации. » трудящийся народ должен был перестать быть эксплуатируемым. Так и произошло. «Декларация. » задавала направление развитие, которое было реализовано в советском обществе.

2. В «Декларации. » были введены понятия общенародной и государственной собственности. При этом из логики документа вытекал принцип — собственник народ, государство — обеспечивает оперативное управление тем, что требует коллективных усилий. Земля — крестьянам, они знают, что с ней делать, банки и транспорт — государству, тут нужде единое централизованное правление. А само государство -управляется системой народных представителей — «Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству — Советам Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов«

3. В «Декларации. » вообще ничего не было сказано о Партии и ее руководящей и направляющей роли.

Эти же положения были развиты и закреплены в Конституции 1918 года, в которую «Декларация. » вошла составной частью:

Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплоатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти.

37. Совету Народных Комиссаров принадлежит общее управление деламиРоссийской Социалистической Федеративной Советской Республики.

38. В осуществление этой задачи Совет Народных Комиссаров издает декреты, распоряжения, инструкции и вообще принимает все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни.

39. О всех своих постановлениях и решениях Совет Народных Комиссаров немедленно сообщает Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов.

40. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение Совета Народных Комиссаров.

41. Все постановления и решения Совета Народных Комиссаров, имеющие крупное общеполитическое значение, представляются на рассмотрение и утверждение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

Надо признать, что решить вопрос уничтожения эксплуатации путем простого запрета частной собственности на средства производства с наскока не удалось. Было национализировано все — но при этом не получилось ни наладить адекватную и справедливую распределительную систему, ни набрать достаточно управленческих кадров, чтобы управлять экономикой при достигнутой степени национализации. Рыночная система рухнула, а альтернатива ей тогда не возникло.

Для срочного выхода из сложившейся ситуации был провозглашен НЭП.

Для этого в законодательство были внесены следующие изменения (ГК 1922):

Ст.52. Различается собственность: а) государственная (национализированная и муниципализированная), б) кооперативная, в) частная.

Ст.53. Земля, недра, леса, воды, железные дороги общего пользования, их подвижной состав и летательные аппараты могут быть исключительно собственностью государства.

Ст.54. Предметом частной собственности могут быть: немуниципализированные строения, предприятия торговые, предприятия промышленные, имеющие наемных рабочих в количестве, не превышающем предусмотренного особыми законами; орудия и средства производства, деньги, ценные бумаги и прочие ценности, в том числе золотая и серебряная монета и иностранная валюта, предметы домашнего обихода, хозяйства и личного потребления, товары, продажа коих не воспрещается законом, и всякое имущество, не изъятое из частного оборота.

Смотрите так же:  Приказ о переселении

Ст.55. Предприятия, в коих число наемных рабочих выше установленного законом, телеграф и радиотелеграф, а равно и другие сооружения, имеющие государственное значение, могут быть предметом частной собственности не иначе, как на основании концессии, испрашиваемой у правительства.

Следует признать, что это были весьма опасные для социалистического государства изменения, составители ГК это прекрасно понимали и обставляли ограничениями. И уж никто из современников, бывших в своему уме, не считал НЭП «обновленным социализмом». Элементы капитализма прямо назывались элементами капитализма. И они были ликвидированы при первой возможности.

И одновременно со сворачиванием НЭПа начался период стремительного развития страны.

Но тем не менее период НЭПа действительно имел для страны опасные последствия. Посмотрите как были расставлены акценты в Конституции РСФСР 1925 года:

Вся земля, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность Рабоче-Крестьянского Государства на основах, определяемых особыми законами Союза Советских Социалистических Республик и верховными органами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики

В середине 1920-х годов Советская Республика прошла очень близко от того, чтобы сорваться в госкапитализм.

Но тогда — обошлось, и «Сталинская» Конституция 1936 года вышла в новой редакции:

Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.

Статья 5. Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений).

Статья 6. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.

Статья 7. Общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки составляют общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций.

Каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь — согласно устава сельскохозяйственной артели.

Статья 8. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно.

Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.

Статья 10. Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан — охраняются законом.

Статья 11. Хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности.

Здесь было установлено тождество государственной собственности как собственности общенародной и закреплена роль государства как организации, осуществляющее оперативное им управление.

Экономические результаты показывают, что такое устройство экономики представляло собой как экономический, так и психологический оптимум. Все-таки люди по своей природе — индивидуалисты, а самыми лучшими коллективистами становятся, когда это их собственный свободный выбор. Наличие в экономике индивидуального и кооперативного сегмента такую свободу людям обеспечивало.

Интересно, что в «Сталинской» конституции тоже не нашлось статьи о руководящей и направляющей роли коммунистической партии.

Ну и конечно же разбор будет неполным без последней советской «Брежневской» Конституции 1977 года:

Статья 10. Основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.

Социалистической собственностью является также имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач.

Государство охраняет социалистическую собственность и создает условия для ее преумножения.

Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях.

Статья 11. Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности.

В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.

Статья 12. Собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.

Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование.

Государство содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и ее сближению с государственной.

Колхозы, как и другие землепользователи, обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.

Статья 13. Основу личной собственности граждан СССР составляют трудовые доходы. В личной собственности могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность граждан и право ее наследования охраняются государством.

В пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Граждане обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки. Государство и колхозы оказывают содействие гражданам в ведении подсобного хозяйства.

Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества.

Статья 14. Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей.

В соответствии с принципом социализма «От каждого — по способностям, каждому — по труду» государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Оно определяет размер налога на доходы, подлежащие налогообложению.

Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека.

Статья 15. Высшая цель общественного производства при социализме — наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей.

Опираясь на творческую активность трудящихся, социалистическое соревнование, достижения научно-технического прогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства.

Статья 16. Экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны.

Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.

Статья 17. В СССР в соответствии с законом допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества.

Как видим, в экономической части «Брежневская» Конституция во многом повторяет «Сталинскую». В политическом смысле единственное существенное отличие — закрепление особой роли КПСС.

Принятие этого документа не выглядит обусловленным разумными причинами. Скорее всего, этот документ породило желание Хрущева принять вместо «Сталинской» Конституции «Хрущевскую». О необходимости принятия новой Конституции, было объявлено на XXII съезде партии в конце 1961 года, но процесс затянулся и закончился лишь в конце правления Брежнева.

Подводя итог: опыт НЭПа был обусловлен крайней степенью распада народного хозяйства в результате войн и поспешного реформирования. Последующий рост государства был обеспечен наработкой практик успешного реформирования и отказом от аварийных мер вроде реставрации элементов капитализма.

Горбачевские реформы, при всей своей разрушительности, не смогли за отведенный ему срок развалить доставшееся ему от предыдущих поколений народное хозяйство до такой степени, когда применение НЭПа могло бы стать хоть сколько-то оправданным.

Население же СССР попалось в ловушку формулы «государственное=общенародное» и до сих пор в ней пребывает. Эта формула была отменена 14 марта 1990 года. Просто люди предпочли подумать, что от удаления слова «общенародное» суть не меняется. А от этого изменилось все. Пора бы уже это заметить.

Мы действительно вернем наконец эту землю себе?

Частная собственность: Между законом и реальностью

Изъятия властью земель, зачастую с туманными объяснениями государственной потребности в них, не у всех владельцев вызывает ожидаемую радость. Фото PhotoXPress.ru

24 декабря 1990 года Верховный Совет РСФСР принял Закон «О собственности в РСФСР», в котором второй раздел назывался «Право частной собственности». Это означало, что спустя 73 года вернулась одна из важнейших и неотъемлемых человеческих ценностей.

Борьба за этот закон имеет свою драматическую историю, своих героев и своих противников. Более того, этот спор, наверное, никогда не утихнет в общественном сознании России, которая подверглась в ХХ веке в невиданных ранее масштабах социальному эксперименту – по тотальному обобществлению всех основ жизни человека.

Сторонники советского социализма до сих пор считают, что в СССР было право частной собственности. Их оппоненты приводят свои доводы. В этом предисловии к дискуссии, организованной группой народных депутатов РСФСР того времени с участием ученых, политиков и общественных деятелей и прошедшей в Международном университете в Москве (МУМ), мы решили процитировать два закона: «О собственности в СССР». И «О собственности в РСФСР». Пусть читатели сами разберутся в сути документов и в аргументах дискуссии. Заметим только, что оба закона были приняты в 1990 году.

Из закона РСФСР: «Статья 9. Общие положения о собственности гражданина. 1. Собственность гражданина создается и приумножается за счет его доходов от участия в производстве и иного распоряжения своими способностями к труду, от предпринимательской деятельности, от ведения собственного хозяйства и доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги, приобретения имущества по наследству и по иным основаниям, не противоречащим закону. 2. Право наследования имущества гражданина признается и охраняется законом.

Статья 10. Объекты права собственности гражданина. 1. В собственности гражданина могут находиться: земельные участки; жилые дома, квартиры, дачи, садовые дома, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления; денежные средства; акции, облигации и другие ценные бумаги; средства массовой информации; предприятия, имущественные комплексы в сфере производства товаров, бытового обслуживания, торговли, иной сфере предпринимательской деятельности, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иные средства производства; любое другое имущество производственного, потребительского, социального, культурного и иного назначения, за исключением отдельных предусмотренных в законодательных актах видов имущества, которое по соображениям государственной или общественной безопасности либо в соответствии с международными обязательствами не может принадлежать гражданину. 2. Количество и стоимость имущества, приобретенного гражданином в соответствии с законом или договором, не ограничиваются.

Смотрите так же:  Сколько стоит осаго 2018 г

Из Закона СССР: «Статья 4. Субъекты права собственности. Формы собственности. 1. Собственность в СССР выступает в форме собственности советских граждан, коллективной и государственной собственности. В СССР может существовать собственность иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан.

2. Допускается объединение имущества, находящегося в собственности граждан, юридических лиц и государства, и образование на этой основе смешанных форм собственности, в том числе собственности совместных предприятий с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан.

3. Законодательными актами союзных и автономных республик могут устанавливаться иные, не предусмотренные настоящим Законом, формы собственности.

4. Имущество может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности одновременно нескольким лицам, независимо от формы собственности.

5. Государство создает условия, необходимые для развития разнообразных форм собственности, и обеспечивает их защиту.

Как это все прекрасно начиналось

Декабрь 1990 года был тяжелым для страны во многих отношениях. Экономический кризис накладывался на политическую ситуацию, которая, в частности, была вызвана непростыми отношениями Верховного Совета РСФСР с Верховным Советом и Съездом народных депутатов СССР.

Помню, как я убеждал Павла Бунича, известного экономиста и политика той поры, что нужно срочно принимать закон, утверждающий частную собственность на территории СССР, и тогда не будет войны законов между республиканскими и союзным законодательствами, которая отнимала много сил в и без того трудное время.

Павел Григорьевич ссылался на сложность отношения руководства, депутатского корпуса страны к понятию и категории частной собственности. И это было понятно, потому что в то время все ветви союзной власти оставались «глубоко партийными». Но так сложилось, что в Верховном Совете РСФСР уже были разные мнения о реформировании страны. Поэтому Комитет по конституционному законодательству, который возглавлял Сергей Шахрай, и Комитет по экономической реформе и собственности, который возглавлял я, собрали небольшой коллектив авторов для написания необходимого законопроекта. В итоге, несмотря на все наши опасения и слабый расчет на некое чудо (а как иначе, если в составе ВС РСФСР тогда подавляющим большинством были коммунисты?), закон был принят.

Когда я уже ехал после бурного заседания домой, водитель поинтересовался, почему я такой веселый. Помню, как сказал: «Сегодня мне несколько человек пари проиграли. Один из них, американец, теперь бутылку виски должен». Насчет победы в споре с американцем водитель очень обрадовался. Но когда я ему сказал, на что мы спорили, он прореагировал вполне адекватно для того времени: «Ну, приняли вы этот закон, и что? Какая разница, есть у нас частная собственность или нет ее – в магазинах-то все равно пусто!»

Я тогда, наверное, показался водителю большим чудаком, когда сказал, что к следующему году все изменится. И действительно, перемены начались. Особенно когда появился еще указ о свободной торговле.

Но сегодня, отмечая 25-летие, по сути, исторического события, мы должны осмыслить, к чему через четверть века пришла Россия в реализации важнейших идей и стратегий, которые все-таки рождались и закреплялись в столь сложное для страны и общества время. Давайте обсудим, есть ли у нас в России работающее право частной собственности, а если нет, то почему.

Сергей Николаевич Красавченко – ректор Международного университета в Москве.

Чиновник в должности правозаменителя

Перед тем как начать говорить о дне сегодняшнем, все-таки не удержусь от короткого воспоминания. Это был примерно 1996 год, когда я, будучи бывшим уже министром экономики, в один прекрасный вечер встретил возле смоленского гастронома Юрия Николаевича Малышева, тогда уже бывшего главу Агентства по угольной промышленности. Таким образом, снятые со своих постов два покупателя вошли в известный московский магазин, и Малышев, оглядывая заполненные продуктами витрины, сказал мне: «Наверное, все-таки в отношении реформ вы были правы».

Я вспоминаю это не ради своей правоты, а потому, что результаты принятого закона и последовавшие за ним рыночные преобразования видны, ощутимы и сегодня.

Но если сегодня мы посмотрим на реализацию всего того, что касается проблем собственности, рыночных отношений, честной конкуренции и т.д., то нетрудно понять, как мы еще далеки до экономики развитых стран. Больше того, сохранить то, что сейчас еще работает, – тоже проблема. Потому что там, где должно господствовать право, в том числе и право частной собственности, все чаще и больше господствует чиновник. И чем выше его должность, тем этот волюнтаризм опаснее для экономики и общества.

Скажу больше, нынче у нас снова в моде теория национальной самобытности и особого пути России, и ее пропагандируют в разных формах весьма образованные люди. Недавно у меня была дискуссия с одним из таких авторов, который считает Россию страной, способной развиваться прежде всего на основе иерархических отношений с вытекающими отсюда правилами господства и подчинения.

То есть, по его мнению, все, что не укладывается в эту нехитрую схему управления, мешает развитию. И потому как минимум не принимается властью, а то и просто признается вредным.

Поэтому добиться верховенства права, развития конкуренции, независимости судебной системы – это чрезвычайно трудные, но абсолютно необходимые задачи. Но еще тяжелее для сторонников нормального развития страны – это изменить сознание народа, можно сказать, ментальные основы бытия. Изменить не революционным, а мирным, демократическим, если хотите, просветительским путем. И делать это предстоит нынешним молодым и, что очень важно, хорошо образованным людям. Только такие просветители могут спасти наше общество от мифологии опасных «особых путей».

Евгений Григорьевич Ясин – научный руководитель НИУ «Высшая школа экономики».

«Я не верю, что ты ничей.

Когда в стране появились первые кооперативы, я работал на одном секретном предприятии, причем был начальником одного из ведущих отделов. Но к тому времени уже переставали платить зарплаты.

И тут эти самые кооперативы, развитие которых, по сути, взорвало финансовую систему страны. Если вспомнить, то в советские времена были три системы денег, которые между собой очень мало пересекались. Первая – система расчетов, которая была гигантской, распространенной по всей стране на основе договоров. Люди, работающие по этой системе, часто впадали в мечты о том, как бы хоть малую часть предприятие могло бы иметь в реальных деньгах.

Следующая система – наличных денег, которая определялась фондом зарплаты. Работают люди хорошо или плохо – фонд зарплаты был неизменен.

Еще были такие экзотические деньги, как сертификаты Внешэкономбанка. Так называемые вэбовки, первые российские ценные бумаги в иностранной валюте. Для физических лиц, имеющих их, это было что-то вроде долларов.

Так вот кооперативы взорвали такую денежную систему. Кооператив позволял безналичные деньги превратить в наличные. Что тогда началось, в эти первые годы кооперативов, можно только догадываться.

Но массовое сознание такой революции постичь не могло. Доходы доходами, но советский человек всегда должен в какую-то структуру входить, быть ее членом. Помню, как один ведомственный начальник остановил меня в коридоре и сказал: «Ты, говорят, кооператив организовал. Куда он у тебя входит?» Когда услышал, что кооператив никуда не входит, ушел со словами «так не бывает». То есть наши люди не могли постигнуть того, что могут быть частные предприятия, работающие в рамках закона и не входящие в государственную машину.

Другой забавный парадокс был связан с тем, что нашему кооперативу выделили помещение, которое раньше занимал партком, что тоже вызвало изумление общественности предприятия. А напротив, в кабинете с табличкой «Комитет ВЛКСМ», которая, кстати, сохранилась, сидел мой американский партнер, бизнесмен Оги Фабела, без которого «Вымпелкома» в России могло и не быть.

А дальше – больше: я, беспартийный, был отпущен в США для изучения правил выхода на американскую фондовую биржу. Вернулся полный впечатлений и стал рассказывать о невероятных вещах. Например, о том, что на бирже работают гигантские деньги, превышающие бюджет Соединенных Штатов. И в основном это деньги пенсионеров! В эти «длинные» деньги никто из тех, кто меня слушал, поверить не мог.

Что же касается собственности, то мало кто из моих слушателей был в силах понять – как можно продать или купить предприятие. «Там же живые люди работают, это же получается работорговля!»

И наконец, в процессе создания «Вымпелкома», как и большинства первых российских коммерческих проектов, вставал глобальный вопрос – кого записывать в учредители? В те времена в состав основоположников обычно предлагались директора, общественные организации, районные руководители и пр. Потом в ходе работы выяснялась подлинная эффективность этих лиц, и требовалось немало усилий, чтобы как-то устранить несовместимость части людей с той новой парадигмой, в которой они были не в состоянии существовать.

Отсюда вывод: переход из советской системы в рыночную экономику требовал и до сих пор требует буквальной революции – как в общественном сознании, так и в голове отдельного человека.

Должен признать, что, будучи человеком образованным и полагающим себя частью интеллектуальной элиты, я на каждом шагу сталкивался с собственной вопиющей безграмотностью. Да, частная собственность представлялась мне, с одной стороны, предпочтительной. А с другой – вызывала некий внутренний дискомфорт, потому что накладывалась на вбитую в наши головы бестолковую «коллективщину».

И я уверен, те годы, которые мы переживали, и те мучительные осмысления происходящего должны быть обязательно описаны не языком науки, а художественными средствами талантливейших людей. Мне книги об этом пока не встречались.

Дмитрий Борисович Зимин – российский предприниматель, основатель и почетный президент компании «Вымпел-Коммуникации».

Частная собственность на землю в ссср

Право собственности на землю в советский период

Пришедшие к власти революционеры видели решение земельного вопроса иначе, чем это предлагалось П.А. Столыпиным.

Как известно из истории, большевики отстаивали национализацию земли, в то время как меньшевики, левые эсеры — социализацию. В соответствии с программой партии эсеров был составлен Крестьянский наказ о земле. Партия эсеров выступала за социализацию земли, т.е. за изъятие ее из частной собственности отдельных групп и лиц в общенародное достояние на следующих началах: а) все земли поступают в заведование центральных и местных органов; б) пользование землей должно быть уравнительно-трудовым, т.е. обеспечивать потребительскую норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе; в) рента должна быть обращена на общественные нужды; г) земля обращается во всенародное достояние без выкупа.

Эти положения эсеровской программы были развиты в Крестьянском наказе о земле, ставшем частью Декрета «О земле», принятом Вторым съездом Советов рабочих и солдатских делегатов на второй день после свершения Октябрьской революции, т. е. в 2 часа ночи 26 октября (8 ноября) 1917 г.

В соответствии с п.1 Наказа право частной собственности на землю отменялось навсегда; земля не могла быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо иным способом отчуждаема. Право пользования землей должны получать все граждане Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом при помощи своей семьи или в товариществе. Наемный труд не допускался. При окончании пользования землей она поступает обратно в земельный фонд. При этом преимущественное право пользоваться указанными земельными участками получали ближайшие родственники лиц, отказавшихся от них, или иные лица по указанию отказавшихся. Право частной собственности отменялось навсегда, запрещались сделки с землей (купля — продажа, аренда, залог). Вся земля безвозмездно отчуждалась и переходила в собственность всего народа, а все недра земли в собственность государства. Не разделялись лишь участки с высококультурным хозяйством (сады, рассадники, питомники). Они передавались в пользование общин, также в пользование общин передавались животноводческие фермы и заводы. Помимо самой земли конфискации подлежал весь инвентарь (живой и мертвый), исключение делалось для малоземельных крестьян.

Смотрите так же:  Объяснительная примеры на фсс

Землепользование признавалось уравнительным, и земля распределялась по трудовой или потребительской норме. Форма землепользования не определялась, ее определение передавалось на усмотрение общин или селений.

Распределением земли заведовали местные и центральные самоуправления. Земля подвергалась периодической переделки в соответствии с приростом населения отдельной местности. В случаи если же земли не хватало для всего населения, то избыток людей просто подлежал переселению в другую местность со свободной землей. Переселение осуществлялось за счет государства. Причем переселению подлежали в первую очередь безземельные крестьяне, затем порочные члены общины, дезертиры и по жребию или по личному волеизъявлению.

Таким образом, Декрет провозгласил социализацию земли. Причем партия большевиков была, хотя и против социализации, но как выразился В.И. Ленин они решили воздержаться. Как известно они придерживались национализации земли. «Нам говорят, что мы против эсеровской социализации земли и что поэтому мы не сумеем договориться с левыми эсерами. Мы отвечаем на это: да, мы против эсеровской социализации земли, но это не помешает нам быть в честном союзе с левыми эсерами. Сегодня или завтра левые эсеры выдвигают своего министра земледелия и, если он проведет закон о социализации, мы не будем голосовать «против». Мы воздержимся» [35, c.101].

Если Декрет «О земле» имел в основном сельскохозяйственную направленность, то Декретом ВЦИК от 20 августа 1918 г. «Об отмене частной собственности на землю в городах» было отменено право частной собственности на все без исключения участки, как застроенные, так и незастроенные, принадлежащие как частным лицам и промышленный предприятиям, так и ведомствам и учреждениям, находящимся в пределах всех городских поселений [27, c.142].

Таким образом, основные земельные преобразования пост революционного периода сводились: а) к отмене права частной собственности; б) к объявлению земли всенародным достоянием, которое впоследствии стало отождествляться с исключительной собственностью на землю государства; в) к изъятию земли из гражданского оборота и включению ее в чисто административный оборот путем перераспределения между гражданами и юридическими лицами только на основе решений соответствующих органов; г) к закреплению в законодательстве единственного субъективного права, на котором осуществлялось хозяйственное использование земли, — права постоянного (временного) пользования.

Процесс всеобщего огосударствления, в первую очередь сельскохозяйственной сферы, был прерван нэпом, когда в земельных отношениях наметились зачатки гражданского оборота.

Установление национализации земли привело к возникновению и последующему развитию земельного законодательства. Поэтому 27 января (9 февраля) 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов ВЦИК утвердил Декрет “о социализации земли” или как говорится в литературе это Основной Закон о социализации земли. В нем в основном были изложены основные принципы Декрета о земле, Декрет о социализации земли подтверждал национализацию земель, недр, лесов и вод, а так же положение о праве исключительной государственной собственности на землю и ее недра [21, c.407-419].

В 1919 г. ВЦИК принял Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию. Положение впервые ввело понятие единого государственного земельного фонда, который находится в непосредственном заведовании и распоряжении соответствующих органов государственной власти и управления.

В первый же год после Октябрьской революции были предприняты попытки кодификации земельного законодательства. В начале 1918 г. Наркомземом был разработан проект Земельного кодекса РСФСР. Проект включал основные положения Декретов о земле и о социализации земли. В нем предусматривалось закрепление права государственной собственности на землю, впервые давалось определение единого государственного земельного фонда, указывались формы и виды землепользования.

Особое внимание уделялось землепользованию совхозов и коллективных хозяйств. В проекте Кодекса содержались положения о сельскохозяйственных землях, землях городских, землях транспорта. Подробно говорилось о землеустройстве, рассмотрении земельных споров.

На III Всероссийском съезде Советов в декабре 1920 г. говорилось о необходимости перехода к практическим мерам помощи крестьянскому единоличному хозяйству. IX Всероссийский съезд Советов (декабрь 1921 г.) поручил Наркомзему пересмотреть действующее земельное законодательство в целях полного согласования его с основами новой экономической политики и превращения его в стройный, ясный, доступный пониманию каждого земледельца свод законов о земле.

В целях упорядочения и создания устойчивого трудового единоличного хозяйства третья сессия ВЦИК девятого созыва в мае 1922 г. приняла Закон «О трудовом землепользовании» и постановление «По вопросу о кодексе земельных законов». На основе всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что вся земельная политика была направлена: 1) на уничтожение права собственности на землю; 2) на объединение крестьянского труда (будь это товарищества или общины). Чтобы получить, в соответствии с законом о социализации, землю в первую очередь, а не в последнюю, бывшие батраки и безземельные крестьяне должны были объединиться в коммуну или артель, создать коллективное хозяйство.

Четвертая сессия ВЦИК девятого созыва 30 октября 1922 г. утвердила ЗК РСФСР, который вступил в действие 1 декабря 1922 г.

Вскоре земельные кодексы были приняты и в других союзных республиках Союза ССР.

Кодексом довольно подробно регулировалось землепользование совхозов, сельскохозяйственных артелей и коммун, товариществ по общественной обработке земли.

Другая его задача заключалась в правовом регулировании землепользования единоличных крестьянских хозяйств, в обеспечении устойчивости их землепользования, которое, как и все другие виды землепользования, считалось производным от права исключительной государственной собственности на землю. Большое внимание в Кодексе уделено правовому положению земельного общества, способам землепользования в земельном обществе, а также правовому положению крестьянского двора. «Помимо существующих земельных обществ таковыми признаются: сельскохозяйственные коммуны и артели, а также добровольные объединения отдельных дворов или совокупность дворов, выделившихся из прежних обществ.

Первая Конституция СССР, 1924 г., закрепив право исключительной государственной собственности на землю, отнесла к ведению Союза ССР установление общих начал землепользования и землеустройства, а равно пользования недрами, лесами и водами на всей территории СССР.

Практика хозяйствования очень скоро обнаружила многочисленные отступления, и даже грубые нарушения законодательства, объективно подрывавшие начала национализации. Речь шла о многочисленных земельных сделках, маскируемых, как правило, продажей недвижимости.

Выявившиеся уклоны от принципов земельной политики и, прежде всего, начала национализации земли предстояло ликвидировать новому основополагающему документу в области земельных отношений — Общим началам землепользования и землеустройства.

В начале 1926 г. разработка его проекта была поручена Комиссии законодательных предположений при СНК СССР. Предложенный комиссией вариант Общих начал содержал в своих Основных положениях, почти дословно повторяемую установку Директивных указаний на то, что всякого рода сделки, нарушающие в прямой или скрытой форме начало национализации земли (купля-продажа, залог, дарение, завещание, самовольный обмен землей и т.п.), недействительны и влекут за собой лишение участников этих сделок права пользования землей с привлечением их и их пособников к уголовной ответственности.

ЦИК СССР постановлением от 15 декабря 1928 года утвердил Общие начала землепользования и землеустройства, которые урегулировали основной круг земельных отношений: определили цели и задачи земельного законодательства; установили, что субъектом права собственности на землю является СССР; ”Основой земельного строя Союза ССР, обеспечивающей возможность социалистического строительства в сельском хозяйстве, а также проведение землеустройства и организацию землепользования в интересах основной массы крестьянства — бедняков и середняков, является национализация земли, т.е. отмена навсегда частной собственности на землю и установление на нее исключительной государственной собственности Союза ССР» [39, c.591-592].

В результате коллективизации землепользование колхозов и совхозов стало основным и потребовало дальнейшего совершенствования, упорядочения и охраны от каких бы то ни было нарушений. В этот период принимались нормативные акты об устойчивости колхозного и совхозного землепользования. 3 сентября 1932 г. вышло в свет постановление ЦИК и СНК СССР «О создании устойчивого землепользования колхозов», завершившее формирование пакета документов по утверждению коллективных хозяйств на основе сплошной коллективизации. В нем резко осуждалась практика самовольного изменения местными органами власти земельной территории колхозов и подчеркивалась необходимость организации устойчивого и культурного хозяйства на колхозных землях.

II Всесоюзным съездом колхозников-ударников 17 февраля 1935 г был принят Примерный устав сельскохозяйственной артели, который исходил из незыблемости национализации земли. Земля согласно Примерному уставу как общенародное достояние передается колхозам в бесплатное и бессрочное пользование, навечно. Этот принцип был закреплен затем в ст. 8 Конституции СССР 1936 г. и стал, таким образом, конституционным принципом. «Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно» [34, c.63]. Принцип бесплатности пользования землей был распространен на все сельскохозяйственные земли, а также на все виды пользования землей и лесами, сенокошение, пастьбу скота и др.

13 декабря 1968 г. в Союзе ССР было кодифицировано земельное законодательство — были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик.

Верховным Советом РСФСР 22 октября 1970 г. в полном соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик был принят новый Земельный Кодекс РСФСР. Статьей 10 Земельного Кодекса закреплялся принцип бесплатности землепользования.

“В качестве землепользователей выступали колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные предприятия, организации, учреждения; промышленные, транспортные и другие несельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения; граждане СССР”.

Земельным Кодексом 1970 года предусматривалась Уголовная и административная ответственность за нарушение земельного законодательства. Любые сделки касающееся купли — продажи, залога, завещания, дарения, аренды, самовольного обмена земельными участками, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на землю, признавались недействительными.

Одним из важнейших актов рассматриваемого периода были Основы законодательства о земле принятые Верховным Советом СССР 28 февраля 1990 года. Эти основы регулировали земельные отношения и были направлены на создание условий для рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, для равноправного развития всех форм хозяйствования. Основы законодательства о земле не ввели право частной собственности на землю. Но Основы ввели новшество — пожизненное наследуемое владение землей[43, c.10-47]. Это еще не право собственности на землю, но уже одно правомочие как собственника: Основы закрепили передачу земельного участка по наследству.

25 апреля 1991 года принимается Новый Земельный кодекс. Это был принципиально новый документ, который регулировал все земельные отношения. Но он был ограничен действовавшей Конституцией РСФСР 1978 года, в которой как говорилось выше, был наложен десятилетний мораторий на продажу земли. Что касается купли — продажи земли, то можно сказать, что существовали отношения гражданин — государство и государство — гражданин. Одним из основных плюсов нового ЗК явилось установление разбирательства всех земельных споров в суде. До принятия ЗК в судебном порядке рассматривались только споры о пользовании земельным участком его собственниками в городской черте.