Меню Закрыть

Договор о создании нато был подписан

Оглавление:

Создана Организация Североатлантического договора (НАТО)

Ряд событий 1947-49 годов обострили международную обстановку. Угрозы суверенитету ряда европейских стран, переворот в Чехословакии 1948 года, блокада Западного Берлина.

Подписав весной 1948 года Брюссельский договор, западноевропейские страны – Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция – создали общую систему обороны. Затем последовали переговоры с США и Канадой о создании единого Североатлантического союза.

4 апреля 1949 года в Вашингтоне правительствами 12 европейских и североамериканских государств был подписан Североатлантический договор, что стало датой создания НАТО. Изначально членами Организации Североатлантического договора (НАТО) стали США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Португалия, Дания, Норвегия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Исландия.

НАТО – международная политическая и военная организация, которая расширялась шесть раз. В 1952 году в нее вступили Греция и Турция, через три года – Германия (ФРГ; с 1990 года — объединенная Германия), в 1982 году – Испания, в 1999 году – Венгрия, Польша, Чехия, в 2004 году – Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония, в 2009 году – Албания и Хорватия. Россия не является членом НАТО, но сотрудничает с организацией по ряду проектов.

Целью организации является «обеспечение коллективной безопасности своих членов в европейско-атлантическом регионе». Согласно уставу НАТО, она открыта для вступления новых членов, способных развивать принципы договора и вносить свой вклад в коллективную безопасность.

Среди направлений деятельности – развитие международного сотрудничества и действия, направленные на предотвращение конфликтов между ее членами и членами-партнерами, защиту ценностей демократии, свободы личности, экономики свободного предпринимательства и верховенства закона.

Высший руководящий орган НАТО – Североатлантический совет, чисто военными вопросами занимается Комитет военного планирования. Официальные языки НАТО – английский и французский, а штаб-квартира НАТО расположена в Брюсселе (Бельгия).

В современной международной ситуации в Европе и мире в целом Организация Североатлантического договора расширяет географию своего участия в различных миротворческих операциях, продолжает процесс расширения.

Договор о создании нато был подписан

НАТО (NATO — англ. North Atlantic Treaty Organization , Организация Североатлантического альянса) — военно-политический блок государств Европы и Северной Америки. Основан 4 апреля 1949 года.

[править] История

Блок НАТО был создан при активном участии США и государств Западной Европы для противостояния Восточному блоку во главе с СССР. Договор о создании организации был подписан 4 апреля 1949 года.

18 февраля 1952 года произошло первое расширение НАТО. В блок вступили Турция и Греция. В ходе второго расширения 9 мая 1955 года в НАТО вступает Западная Германия (ФРГ).

После падения в Испании фашистского режима произошло третье расширение НАТО, в него вступила Испания (30 мая 1982 года).

После распада Восточного блока и СССР активизировались процессы по расширению НАТО. 12 марта 1999 года в блок входят бывшие участники Организации Варшавского договора — Польша, Чехия и Венгрия.

29 марта 2004 года произошло крупнейшее расширение НАТО в его истории, к организации присоединилось 7 государств, часть из которых ранее являлась членами Организации Варшавского договора, а также входили в состав СССР. Вошли в НАТО: Литва, Латвия, Эстония, Словения, Словакия, Болгария и Румыния. 1 апреля 2009 года в НАТО вошли Хорватия и Албания.

[править] Дальнейшее расширение НАТО

Имеются планы по включению в состав НАТО Боснии и Герцеговины, Черногории, Македонии. С 2005 по 2010 годы выражала желание вступить в НАТО Украина, с 2004 года — Грузия. Российская Федерация, Республика Беларусь, Армения, Казахстан, Сербия не планируют вступать в НАТО в ближайшей перспективе, но они сотрудничают с НАТО по некоторым вопросам. Швейцария, Австрия, Ирландия, Швеция и Финляндия придерживаются политики нейтралитета.

[править] Армии членов НАТО

Большинство государств-членов НАТО формируют армии на добровольной основе (в том числе США, Канада, Франция, Германия, Испания и др.). Призывная система формирования армии сохраняется в 5 из 28 государств-членов. Это Греция, Турция, Эстония, Дания и Норвегия.

[править] Участие в войнах

Государства-члены НАТО принимали участие в следующих военных кампаниях:

ОРГАНИЗА́ЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИ́ЧЕСКОГО ДОГОВО́РА

  • В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 339

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ОРГАНИЗА́ ЦИЯ СЕВЕРОАТЛАН ­ Т И́ ЧЕ ­ СКО ­ ГО ДОГОВ О́РА [НАТО; англ. North Atlantic Treaty Organization (NATO), франц. Organisation du traité de l’Atlan­tique Nord (OTAN)], во­ен­но-по­ли­тич. со­юз 28 ев­ро­пей­ских го­су­дарств, США и Ка­на­ды (2011). Об­ра­зо­ва­на по ини­циа­ти­ве пра­ви­тель­ст­ва США. До­го­вор о со­з­да­нии НАТО под­пи­сан в апр. 1949 в Ва­шинг­то­не ми­ни­ст­ра­ми иностр. дел 12 стран: Бель­гии, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Да­нии, Ис­лан­дии, Ита­лии, Ка­на­ды, Люк­сем­бур­га, Ни­дер­лан­дов, Нор­ве­гии, Пор­ту­га­лии, США и Фран­ции (в 1966 вы­шла из во­ен. ор­га­ни­за­ции). В 1952 к бло­ку при­сое­ди­ни­лись Гре­ция (в 1974–80 не уча­ст­во­ва­ла в во­ен. ор­га­ни­за­ции) и Тур­ция, в 1955 – ФРГ, в 1982 – Ис­па­ния, в 1999 – Венг­рия, Поль­ша, Че­хия, в 2004 – Бол­га­рия, Лат­вия, Лит­ва, Ру­мы­ния, Сло­ва­кия, Сло­ве­ния, Эс­то­ния, в 2009 – Ал­ба­ния, Хор­ва­тия. Штаб-квар­ти­ра ор­га­ни­за­ции – в Брюс­се­ле (Бель­гия). Офиц. язы­ки – анг­лий­ский и фран­цуз­ский.

    НАТО было основано 65 лет назад 4 апреля: отдел науки «Газеты.Ru» и эксперты вспоминают, как эта организация менялась со временем

    4 апреля исполняется 65 лет с момента основания НАТО. Отдел науки «Газеты.Ru» вспоминает, как формировалась Организация Североатлантического договора, какие цели она преследовала и как они изменились со временем.

    От сдерживания к экспансии

    4 апреля исполняется 65 лет с момента основания Организации Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organization), или НАТО. Предпосылки для появления организации появились незадолго до окончания Второй мировой войны, когда стало ясно, что союзникам придется заниматься переделом территорий освобожденной Европы.

    Ученые опубликовали в научном журнале две статьи с подсчетами количества жертв в Ираке до и после 2003 года

    Созданию Североатлантического альянса предшествовал конфликт между югославским лидером Иосипом Брозом Тито и Иосифом Сталиным, показавший, что даже у стран социалистического блока могут быть коренные разногласия.

    Окончательному сближению стран — участниц будущего блока способствовала введенная Советским Союзом в 1948 году блокада Западного Берлина, которая подтолкнула страны Западной Европы в объятия Соединенных Штатов Америки. Уже спустя месяц после ее начала в Вашингтоне в обстановке строжайшей секретности начались переговоры между США, Канадой и пятью европейскими державами — Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией и Великобританией — участниками Брюссельского пакта. Переговоры продолжались на протяжении трех месяцев и привели к тому, что участники переговоров, а также некоторые другие страны Западной Европы и Скандинавии были готовы признать США в качестве гаранта безопасности от военной агрессии.

    Заключенный 4 апреля 1949 года Североатлантический договор являлся не только инструментом сдерживания военной агрессии со стороны Советского Союза, но и средством консолидации разделенных противоречиями европейских стран.

    Первоначально в состав организации вошли 12 стран — Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Окончательно же договор вступил в силу 24 августа 1949 года, когда его ратифицировали правительства стран-участниц. Кроме того, была создана международная организационная структура, которой подчинялись военные силы в Европе и по всему миру.

    Войска в Крыму: какие есть и какие могут быть у России, Украины, США и стран — членов НАТО

    В качестве противовеса НАТО в мае 1955 года была создана Организация Варшавского договора, в которую входили Албания, Болгария, Венгрия, Восточная Германия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия.

    Как и Североатлантический договор, подписанное странами социалистического блока соглашение подразумевало право стран-участниц на коллективную безопасность.

    Тем не менее между созданием НАТО и заключением Варшавского договора прошло почти шесть лет. Появление нового блока было ответом не на появление НАТО, но на его расширение — в 1952 году к НАТО присоединились Греция и Турция, а в 1955 году и Западная Германия. Более того, Организация Североатлантического договора с самого начала позиционировала себя как средство предотвращения советской угрозы.

    К началу 1960-х на первый план вышла проблема ядерной безопасности. В частности, Карибский кризис вынудил США передать часть своего ядерного арсенала в совместное использование странам-союзникам. Несмотря на то что страны — участницы НАТО имели общие цели и задачи, прошло совсем немного времени, прежде чем начали проявляться разногласия, носящие основополагающий характер.

    В 1966 году тогдашний президент Франции Шарль де Голль решил не передавать французскую армию под контроль НАТО. Более того, он отказался размещать на территории Франции и военные базы НАТО.

    Фактически произошла конфронтация между Парижем и Вашингтоном, в результате которого Франция вышла из комитета военного планирования и группы ядерного планирования НАТО, сохранив право проводить испытания ядерного оружия и иметь независимую армию. В то же время Франция осталась элементом политической структуры организации.

    В то же время открытой конфронтации не было. Корейская война, война во Вьетнаме и ряд других конфликтов прошли при гласной и негласной поддержке со стороны СССР и США, а также их союзников. Более того, посредством своих союзников стороны обеспечивали оружием третьи страны. Например, договор о поставках советского оружия в Египет реализовывала Чехословакия, а СССР формально сохранял нейтралитет в арабо-израильском противостоянии вплоть до Суэцкого кризиса 1956 года.

    За периодом напряженности последовала эра разрядки. В 1973 году в Вене прошли переговоры о сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе, участие в которых приняли Бельгия, Великобритания, Канада, Люксембург, Восточная Германия, Нидерланды, Польша, СССР, США, Западная Германия и Чехословакия. Тем не менее из-за непримиримости позиций СССР и США переговоры оказались малоэффективными. Двусторонние контакты продолжались вплоть до 1979 года, когда Советский Союз ввел войска в Афганистан.

    В ответ на это силы альянса приняли решение о размещении на территории нескольких стран Западной Европы новых американских систем ракетно-ядерного оружия.

    Смотрите так же:  Трудовой договор что это значит

    В 1980-х годах НАТО стало вновь расширять сферы своего влияния, пользуясь тем, что Советский Союз постепенно отказывался от поддержки некогда дружественных режимов. В то же время в 1982 году в ряды НАТО вступила Испания. Еще одной важной вехой стало подписание в 1990 году Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Этот договор, заключенный странами — участницами НАТО и государствами Варшавского договора, устанавливал равновесие обычных вооруженных сил и препятствовал созданию потенциала для внезапного нападения и ведения крупномасштабных наступательных действий в Европе.

    24 марта исполняется 15 лет с момента начала войны НАТО против Югославии

    Тем не менее 15 лет назад, в марте 1999 года, силы НАТО начали военную операцию против Югославии. Формальным поводом для бомбардировок стала гуманитарная катастрофа, начавшаяся в крае. В короткий срок около миллиона албанцев-косоваров покинули край и перебрались в соседние Албанию и Македонию. Происшедшие в Югославии события и последовавшее за ними создание Международного уголовного суда стали ярким свидетельством того, что мир стал однополярным.

    После распада СССР в зону расширения НАТО, несмотря на обещания, данные Михаилу Горбачеву, вошли страны постсоциалистического лагеря.

    В 1999 году в НАТО вошли Венгрия, Польша и Чехия, а в 2004 году — Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония. Кроме того, в 2009 году членами НАТО стали Албания и Хорватия. Это стало возможным благодаря системе кандидатства: сначала кандидатам было необходимо присоединиться к плану действий по членству в НАТО, реализовать их и, наконец, присоединиться к альянсу.

    Еще одним камнем преткновения между Россией и странами НАТО стало решение разместить на территории Европы элементы системы национальной противоракетной обороны США. Обострила отношения и агрессия Грузии в отношении Абхазии и Южной Осетии в 2008 году. Наконец, последние события на Украине привели к тому, что НАТО прекратило практическое сотрудничество с Россией, а Россия, в свою очередь, отозвала главного военного представителя при НАТО.

    НАТО всегда будет заниматься реальными угрозами

    Накануне 65-летнего юбилея НАТО «Газета.Ru» побеседовала с директором Информационного бюро НАТО в Москве Робертом Пшелем.

    — Обращаясь к истории, как бы вы могли оценить эволюцию НАТО, цели, которые организация преследует?

    — Это большая тема — 65 лет.

    Если мы говорим об эволюции НАТО, то это в каком-то смысле парадокс.

    Комплекс «Нитка» в Крыму возвращается в собственность ВС РФ: «Газета.Ru» рассказывает о том, в чем уникальность этого комплекса

    Потому что, с одной стороны, основа НАТО, а конкретно я имею в виду то, что НАТО являлось и является организацией коллективной обороны, прежде всего имея в виду пятую статью Вашингтонского договора (вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, в случае если подобное вооруженное нападение произойдет, каждая из них будет иметь право на индивидуальную или коллективную самооборону. — «Газета.Ru»), не изменилась.

    Есть еще и другие элементы — в том смысле, что НАТО — это международная, межгосударственная организация в классическом смысле (все решения принимаются на основе консенсуса) и что это военно-политическая организация. Это не изменилось.

    С другой стороны, очень изменился мир за эти 65 лет.

    НАТО, я думаю, показало за время своего существования, если мы говорим прежде всего об эволюции организации после окончания «холодной войны», что союзники полностью готовы взаимодействовать и менять текущие приоритеты организации. А это еще одно крупное изменение: в начале 1990-х в НАТО было 16 государств, а теперь 28. Речь идет о безопасности стран-членов. Это главная задача, главная цель, благодаря которой НАТО существует.

    Но чтобы реализовать эту функцию, необходимо считаться и с новыми угрозами, например кибератаками и современными формами терроризма, а также с новыми типами кризисов, о которых основатели НАТО не могли даже и догадываться.

    Это вопрос эволюции и истории.

    Ученые опубликовали в научном журнале две статьи с подсчетами количества жертв в Ираке до и после 2003 года

    Знаете, 90-е годы — серьезный кризис на Балканах, последнее время — Афганистан и другие вызовы. Короче говоря, я думаю, что здесь есть такой элемент, что основой, еще раз повторяю, является самый главный принцип, что это организация, основанная на ценностях, на том, что является самым важным для стран-членов. НАТО всегда будет заниматься реальными угрозами, которые стоят перед международным сообществом в данный момент.

    Я думаю, даже последние события доказали, что НАТО полностью готово заниматься теми приоритетами, которые считает важными для стран-членов.

    Вот так, очень коротко, я хотел бы охарактеризовать эволюцию НАТО. Почему я считаю это важным? Потому что это организация, к которой принадлежат демократические страны. У каждой есть своя история, свои особенности, свои точки зрения. Есть большие, средние и даже маленькие страны. Но тем не менее что-то их объединяет, и они ведут различные дискуссии. Не бывает такого, чтобы союзники встречались за столом переговоров со стопроцентным консенсусом: у них разные точки зрения, имеют место дискуссии и дебаты.

    Быть может, это прозвучит нескромно от чиновника НАТО, но обычно союзники умеют достигнуть общего понимания и выработать общую позицию по тем темам, которые они считают главными и в которые организация может внести свой вклад. Если бы этого не было, то в течение 65 лет члены НАТО, общество и люди, которые платят налоги, могли бы давно прийти к выводу, что организация не нужна. Но к такому выводу вопреки всему люди не пришли, и это самое хорошее доказательство того, о чем мы говорим.

    — А как вы оцениваете отношения между Советским Союзом и НАТО, а также его преемником — Россией?

    — Здесь нужно быть осторожным, делая сравнения с историей, и переносить это буквально на сегодняшние события. Я думаю, что благодаря этим условиям и принципам, о которых я говорил, — привязанности к ценностям и готовности к диалогу и спору с точки зрения безопасности союзников и международного сообщества, — баланс между коллективной обороной, защитой безопасности стран-членов и партнерскими отношениями, тоже построенными на основе совместных ценностей, сохраняется. Это включая и страны, с которыми у нас раньше была крупная конфронтация. В таком смысле ничего не изменилось.

    Еще раз хочу подчеркнуть, что для членов НАТО готовность к партнерству, развитию диалога и сотрудничеству тоже зависит от готовности полного соблюдения международных принципов и международного права у наших партнеров.

    Так оно было в 1949 году, так оно осталось и сейчас, спустя 65 лет.

    Основа НАТО — вооруженные силы США

    «Газета.Ru» побеседовала о НАТО и деятельности альянса с российским ученым-американистом, заместителем директора Института США и Канады РАН Виктором Кременюком.

    — Как бы вы могли бы оценить эволюцию Североатлантического альянса за последние годы, против кого он был сформирован, почему он сформировался именно в такой форме?

    США создают летающего робота для переброски военной техники по воздуху

    — Прежде всего, существование такого альянса предотвратило очередные европейские конфликты, когда они образовывались в конце XIX — начале XX века: Англия, Германия, Франция и так далее.

    Вот это все Североатлантический союз снял.

    Второе — это какая-то консолидация Западной Европы перед лицом советской угрозы.

    Если без пропаганды, то, конечно, одним из вариантов советской политики в Европе был удар группировкой, которая у нас находилась в Германии. То, что там создали НАТО, позволило смягчить эту угрозу, но не ликвидировать полностью.

    Третье — это более сложное — это расширение НАТО, когда в НАТО начали принимать кого угодно и из него начали делать противника России.

    Это уже более сомнительная роль, потому что, как правило, у России были хорошие отношения с НАТО, но почему-то вопрос о расширении НАТО с Россией не обсуждался.

    Отсюда возникновение двух проблем, которые были у России с НАТО: первая — применение силы в Европе, вторая — это проблема расширения. Эти две проблемы НАТО не захотело решать с Россией. И поэтому появился новый раскол Европы, так сказать, на «натовское» и «ненатовское» — фактически Россию. Это были основные функции.

    — Как вы оцениваете события последних лет, начиная с программы «Восточное партнерство» и до сегодняшних заявлений в Брюсселе представителями НАТО по поводу сворачивания сотрудничества с Россией?

    — НАТО, конечно, здесь следует отчетливо указаниям от Вашингтона, которому не нравится, что Россия принимает какие-то самостоятельные шаги, не согласовывая и не обсуждая их с Западом. То есть мы исключаем право НАТО и США на поступки и действия, не согласованные с Россией, а они, в свою очередь, не признают право России на не согласованные с НАТО поступки. Ситуация тогда

    возникает довольно тревожная: обе стороны не могут договориться о каких-то правилах поведения в Европе.

    Что касается других аспектов, например участия НАТО в войне в Афганистане, то они оказывают мало влияния. А вот основное — это то, что НАТО до сих пор считает, что вопросы общеевропейской безопасности с Россией согласовывать не обязательно. С нашей точки зрения, это является неприемлемым.

    — Роль США оставалась довольно сильной в принятии решений?

    Кто платит, тот и заказывает музыку. Основа НАТО — это не европейские разрозненные силы, а вооруженные силы США и их военные возможности.

    Бюрократия есть бюрократия, они определяют цвет петличек, ширину лампасов. Но все основные политические решения принимаются в Вашингтоне — и больше нигде.

    Организация Североатлантического договора (англ. North Atlantic Treaty Organization – сокращенно NATO) — военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года. Тогда государствами-членами НАТО стали 12 стран — США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.

    ВАШИНГТОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1949 Г. И ОБРАЗОВАНИЕ НАТО

    Президентские выборы ноября 1948 г. в США и победа на них кандидата демократической партии Г.Трумэна, оставшегося президентом на второй срок (первый срок он исполнял обязанности президента после смерти в 1945 г. Ф.Д.Рузвельта как его вице-президент) и развязали руки американской администрации. Это позволяло осуществить рывок к закреплению американского преобладания в Западной Европе не только экономическими, но и военно-политическими методами. В новой администрации пост государственного секретаря занял Дин Ачесон, который придерживался более наступательных взглядов, чем заболевший и удалившийся от дел Дж. Маршалл. Он устремился к реализации самой революционной внешнеполитической идеи США со времен вильсоновской Лиги Наций – плану создания в Европе в мирное время и на постоянной основе военно-политического союза под главенством США. После принятия «резолюции Ванденберга» в 1948 г. реализовать такую идею было проще, так как резолюция создала правовую базу для отказа США от изоляционизма. Оставалось сломить колебания западноевропейских союзников.

    Смотрите так же:  Приказ о создании приемочной комиссии по объекту

    Участником блока предполагалось сделать и Канаду, формально остававшуюся британским доминионом, но на деле давно ставшую независимой во внешней политике. В мае 1948 г., как уже отмечалось, американские дипломаты стали обсуждать практические аспекты возможных американских гарантий безопасности для стран Европы с представителями Франции и Британии. США, Канада и страны Брюссельского пакта начали переговоры о создании нового военно-политического блока.

    14 января 1949 г. представители госдепартамента США впервые открыто заявили о существовании угрозы для безопасности стран Западной Европы и о неэффективности ООН из-за принципа единогласия постоянных членов Совета безопасности. 18 марта 1949 г. был опубликован проект Североатлантического договора, а уже 4 апреля в Вашингтоне собралась конференция с участием США, стран Западного союза, Канады, а также Дании, Исландии, Норвегии и Португалии. В Вашингтонской конференции приняла участие и Италия, которая впервые после окончания войны вернулась в семью западных стран, откуда она исключила себя, вступив перед войной в союз с Германией. В тот же день делегаты подписали Североатлантический договор. Термин НАТО и выражение «Организации Североатлантического договора» появились позже, впервые он был употреблен в конвенции, подписанной в развитие договора между его участниками в Оттаве 20 сентября 1951 г.

    Несколько лет союз существовал как политико-правовой феномен, организации как таковой не было. Но в начале 50-х годов НАТО превратилась в систему политической и военной администрации во главе с генеральным секретарем. Возникло объединенное командование, в распоряжение которого были выделены контингенты различных родов войск, созданы военные полигоны, налажено совместное производство вооружений и проведена их стандартизация. В дальнейшем, в 1952 г. к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. – ФРГ, в 1982 г. – Испания (она не входила в военную организацию НАТО до 1997 г.), в 1998 г. после распада СССР и Варшавского договора – Чехия, Венгрия и Польша.

    По формулировкам Вашингтонский договор был сильным. Он содержал весьма жесткие военные обязательства. В его тексте (ст. 5) говорится: «. Вооруженное нападение на одну или более сторон в Европе или Северной Америке будет считаться вооруженным нападением на всех их вместе; . и если такое вооруженное нападение произойдет, то каждая из сторон . окажет помощь стороне или сторонам, подвергшимся нападению, посредством немедленного принятия индивидуально или совместно с другими сторонами мер, которые окажутся необходимыми, включая применение вооруженной силы. »

    Такая формулировка означала, что страны-участницы должны оказывать друг другу военную помощь незамедлительно, как если бы нападению подверглись они сами. Между тем, как правило, союзные договоры, которые заключали США, предусматривали в случае нападения на одну из сторон или угрозы такого нападения проведение странами-участницами консультаций о принятии совместных мер защиты в соответствии с конституционными процедурами. Это означало, что прежде чем начать оказание практической помощи какой-либо стране администрация США должны была получить разрешение сената, что не было гарантированно и могло потребовать много времени.

    Но в случае, если нападению подвергались сами Соединенные Штаты, президент США мог отдать приказ о применении силы немедленно, одновременно запросив у сената санкцию на решение, которое он принял. Сенат сохранял право согласиться или не согласиться с решением администрации. В случае несогласия сената администрация должна была отменить свое решение и в течение 30 дней вернуть американских военнослужащих в места постоянной дислокации. Согласно ст. 5 Североатлантического договора получалось, что президент США мог использовать американские вооруженные силы для защиты западноевропейских стран и Канады, действуя по упрощенной процедуре, как если бы нападению подверглись сами США.

    Участники договора обязались развивать между собой военно-политическое и военно-техническое сотрудничество, на цели которого американский конгресс в августе 1949 г. выделил огромную по тем временам сумму в 4 млрд долл. Соединенные Штаты приняли на себя основную часть расходов по военному строительству в странах Западной Европы, что делало Североатлантический договор очень привлекательным для западноевропейских государств. Штаб-квартира НАТО была размещена в Париже.

    Вашингтонский договор было знаком победы атлантического начала в обеспечении европейской безопасности.

    История международных отношений (1918-2003) / под ред. А.Д. Богатурова.

    ОБРАЗ НАТО В СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ

    Зайчишка получил от Волка приглашенье

    Пожаловать к нему с супругой на банкет.

    Другой бы отписал: «…Примите уверенья…

    Я нездоров… Мерси… Пардон… Привет…»

    Но данный Волк, хоть не был гуманистом,

    На зайцев не рычал, когда встречал,

    Их не травил в лесу, не трогал в поле чистом,

    На их поклон поклоном отвечал…

    Вот почему, польщённый приглашеньем,

    Сказав Зайчихе: «Причешись! Пойдём!»,

    Придумав громкий тост, предвидя угощенье,

    И, преисполненный почтенья,

    Явился Заяц к Волку на приём.

    Хозяин гостю рад: «Как долго не видались!

    Да вы поправились!» —

    «На целый килограмм!»

    Пока в прихожей зайчики топтались,

    Хозяин подмигнул зубастым поварам…

    Я тот банкет описывать не буду.

    Для полной ясности я лишь сказать могу,

    Что повара к столу подали блюдо,

    И это было… заячье рагу!

    Сравнение моё, быть может, грубовато,

    Но я имел в виду зайчат в системе НАТО.

    СССР И НАТО ПОСЛЕ СМЕРТИ СТАЛИНА

    После смерти И.В.Сталина во внешней политике Советского Союза произошли серьезные изменения. Успешные разработки СССР в области создания атомной и водородной бомб ликвидировали монополию США на обладание оружием массового уничтожения. В международных отношениях острая конфронтация с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции — в Берлинском кризисе и Корейской войне — сменилась некоторым потеплением.

    В марте 1954 года советское правительство обратилось к правительствам США, Великобритании и Франции с предложением о создании системы коллективной безопасности в Европе — заключении Общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе и возможном вступлении СССР в НАТО. В мае Москва получила ноты западных держав, аналогичные по содержанию, с отрицательным ответом на свои предложения. В последующие месяцы 1954 года обмен мнениями продолжился: за нотой советской стороны от 24 июля последовали ноты трех держав от 10 сентября, на которые СССР, в свою очередь, откликнулся 23 октября.

    Можно предположить, что, несмотря на публичные заявления с критикой угрожающих действий НАТО, отношение Москвы к этому блоку не было исключительно осуждающим. В статье Н.И.Егоровой приводится запись беседы И.В.Сталина с послом Франции Л.Жоксом 25 августа 1952 года. На свой вопрос о характере НАТО, с точки зрения Ш. де Го л ля, советский лидер услышал ответ о мирном характере союза и заключении его в рамках Устава ООН. «Сталин рассмеялся и спросил присутствовавшего на беседе Вышинского, не следует ли в таком случае СССР к нему присоединиться. Скорее всего, это была просто ирония, но не исключено, что. у Сталина имелись какие-то скрытые намерения», — пишет Егорова.

    Вряд ли можно согласиться с этим тезисом об иронии Сталина; скорее, факты позволяют говорить о «скрытых намерениях» кремлевского лидера. На предварительном совещании в Париже заместителей министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции А.А.Громыко неоднократно (25 мая и 21 июня 1951 г.) заявлял: «Если бы этот пакт был направлен против возрождения немецкой агрессии, СССР сам бы присоединился «к НАТО. Примечательно, что основные положения вышеуказанных заявлений и директив содержались в записке Третьего Европейского отдела министру от 29 марта 1954 года. Кроме того, необходимо отметить, что вопрос о возможном присоединении СССР к НАТО поднимался даже до формального создания последнего. Например, в английском Парламенте с подачи представителей Компартии и независимых лейбористов в первые месяцы 1949 года велась дискуссия, направлять ли приглашение Советскому Союзу.

    10 марта 1954 года А.А.Громыко направляет В.М.Молотову проект докладной записки в Президиум ЦК КПСС Г.М.Маленкову и Н.С.Хрущеву (подготовленный Г.М.Пушкиным, А.А.Соболевыми А.А.Солдатовым соответственно в Третьем Европейском отделе, Отделе стран Америки и Отделе по делам ООН). В нем в рамках работы по продвижению проекта основ Общеевропейского договора констатировалось: «В качестве главного аргумента против нашего предложения выдвигается тезис о том, что советский проект направлен на вытеснение США из Европы и на то, что СССР, заняв место США, стал бы доминирующей державой в Европе». В этой связи авторы документа считали целесообразным внести «изменения, предусматривающие равноправное участие США в Общеевропейском договоре».

    Направляя записку в Инстанцию, МИД предложил не заявлять в ноте «прямо о готовности СССР присоединиться к Североатлантическому договору, а ограничиться выражением готовности рассмотреть совместно. вопрос об участии СССР» в договоре (в одном из рабочих проектов был заметно отличающийся вариант — «ограничиться лишь указанием на такую возможность, что не мешало бы Советскому Союзу в дальнейшем, в случае если вопрос о присоединении. не нашел бы положительного разрешения, продолжать борьбу против него, как агрессивного договора»).

    О значении, которое придавалось советским руководством данной инициативе, можно судить и по такому факту. При формировании подкомитета Комиссии ООН по разоружению в указаниях советскому представителю А.Я.Вышинскому в начале апреля 1954 года сообщалось: «Именно в данный момент мы не заинтересованы в развертывании работы Комиссии по разоружению. попытка оживления Комиссии. может быть использована для отвлечения внимания от нашей ноты 31 марта».

    После получения ответных нот трех держав в МИД была развернута работа по подготовке новых дипломатических документов (были составлены План ответной ноты советского правительства на ноту правительства США от 7 мая 1954 года, Указания для печати и т.д.). Их содержание убедительно показывает, что главным направлением действий в условиях категорического неприятия Западом советских идей о системе коллективной безопасности в Европе становится пропаганда.

    «Основной мыслью» новой ноты должно было стать обоснование «цели советских предложений — вместо создания противопоставленных друг другу военных группировок, что ведет к войне, создать систему коллективной безопасности в Европе, что ведет к упрочению мира». Предполагалось также «отвести довод трех держав об Атлантическом пакте как об организации «одинаково мыслящих стран», «показать возможность и необходимость сотрудничества в деле поддержания мира. государств с различным общественным строем». Один из пунктов проекта Указаний для печати определял, что «главный упор выступлений в печати и радио следует направлять на разоблачение расхождений между миролюбивыми словами и немиролюбивыми делами правящих кругов США». Вполне понятны и призывы, что «выступления в печати должны быть боевыми, наступательными». Пропагандистский уклон появился в положениях проекта ответной ноты СССР, где разъяснялся смысл «политики силы» США: «. во взаимоотношениях между государствами на первый план выдвигается не принцип сотрудничества между странами, а принцип диктата, причем переговоры между государствами все более и более пытаются заменить угрозами и ультиматумами».

    Смотрите так же:  Налог с киоска

    В завершение уместно привести весьма красноречивое описание сложившейся ситуации, данное в одном из первых проектов ответа (от 16 мая 1954 г.) на ноту трех держав: «Можно было ожидать, что правительство США, а также правительства Англии и Франции, поскольку они заявляют о своем стремлении способствовать разрядке в международных отношениях и укреплению мира, положительно отнесутся к этой инициативе советского правительства. Однако на деле получилось иное».

    Таким образом, сравнительный анализ архивных документов (в том числе проектов записок и прилагающихся к ним нот) позволяет сделать вывод о том, что во внешнеполитическом ведомстве, рассматривая перспективы реализации данной инициативы, не исключали категорически возможного вхождения в состав НАТО. В то же время при выработке дипломатических решений неизменным постулатом был агрессивный, наступательный характер блока.

    Организация Североатлантического договора (НАТО)

    Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organisation, NATO) — военно политический союз европейских государств, США и Канады, созданный 4 апреля 1949 года подписанием в Вашингтоне Североатлантического договора.

    Учредителями и первоначальными членами НАТО были 12 государств: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Соединенные Штаты Америки и Франция.

    В соответствии с Договором 1949 года, главной задачей НАТО является защита свободы и безопасности его государств-членов политическими и военными средствами. Заявленной целью организации является обеспечение коллективной безопасности своих членов в европейско-атлантическом регионе. Нападение на одного из членов организации рассматривается как нападение на союз в целом.

    Фактически, начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие Советскому Союзу и позднее странам-участницам Организации Варшавского договора (ОВД, с 1955 года).

    В период с 1949 года до начала 1980 х годов к Североатлантическому союзу присоединились четыре страны (Турция и Греция в 1952 году, Германия в 1955 году, Испания в 1982 году).

    В 1958 году президент Франции генерал Шарль де Голль провозгласил курс на выход страны из состава НАТО. В марте 1959 года французский флот в Средиземном море был выведен из-под командования НАТО, средства противовоздушной обороны были переданы под национальный контроль. В 1966 году Франция приняла решение о выходе из состава военных командных структур НАТО. Из страны были выведены многочисленные военные базы США, французские войска перестали участвовать в военных операциях НАТО.

    В феврале 1990 года, в ходе переговоров о воссоединении Германии, Запад дал обещание СССР, что НАТО не будет расширяться на Восток. Однако обязательства были нарушены.

    Самым значительным, как с точки зрения числа новых членов, так и в плане политических последствий, стало расширение НАТО после окончания «холодной войны».

    В 1999 году в НАТО вошли бывшие страны-участницы Организации Варшавского договора — Венгрия, Польша и Чехия («Четвертое расширение НАТО»), в 2004 году — бывшие участницы ОВД Болгария, Румыния и Словакия, а также Латвия, Литва, Словения и Эстония («Пятое расширение НАТО»).

    На саммите НАТО в Бухаресте 2008 году было принято решение о включении в НАТО Хорватии и бывшей участницы ОВД Албании. 1 апреля 2009 года они стали полноправными членами Организации Североатлантического договора («Шестое расширение НАТО»). Также на саммите в Страсбурге Франция вернулась во все покинутые ранее структуры НАТО.

    В настоящий момент в НАТО входит 28 государств, ведутся переговоры о вступлении Македонии, Грузии, Украины, Сербии, которые находятся в различной степени завершенности.

    Официальными кандидатами на вступление в альянс являются Черногория и Босния и Герцеговина, которые присоединились к так называемому «плану действий по подготовке к членству в НАТО» (Membership Action Plan) в 2009 и 2010 годах соответственно.

    В своей деятельности НАТО руководствуется принятой главами государств и правительств на саммите Североатлантического альянса в Лиссабоне (Португалия) 19-20 ноября 2010 года Стратегической концепцией Североатлантического союза.

    Стратегическая концепция определяет первостепенные задачи НАТО следующим образом:

    — выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

    — служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;

    — осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств членов НАТО;

    — способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;

    — содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

    В рамках НАТО существует ряд программ, важнейшая из которых «Партнерство ради мира». Ее политической основой является Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), который объединяет 50 стран, из них 28 — это государства члены НАТО и 22 — страны партнеры, в том числе Россия.

    В мае 1997 года в Париже был подписан основополагающий акт Россия-НАТО, в котором было отмечено, что Россия и НАТО «не рассматривают друг друга как противников».

    Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет (Совет НАТО), который состоит из представителей всех государств членов и проводит свои заседания под председательством генерального секретаря НАТО.

    Высшим военно-политическим органом организации является Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны.

    Министры обороны стран НАТО также проводят регулярные заседания в рамках Группы ядерного планирования (ГЯП), где они обсуждают конкретные политические вопросы, связанные с ядерными силами.

    Основными элементами военной структуры НАТО являются Военный комитет, в состав которого входят начальники генеральных штабов стран членов НАТО, его исполнительный орган — Международный военный штаб, и структура органов военного управления НАТО, состоящая из Стратегического командования по операциям и Командования по трансформации ОВС НАТО.

    Повседневную деятельность всех структур НАТО организует Международный секретариат во главе с генеральным секретарем, назначаемым правительствами стран членов. Генеральный секретарь является номинальным председателем Совета НАТО и всех других главных комитетов НАТО.

    С 2009 года генеральным секретарем НАТО был Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen).

    В октябре 2014 года генеральным секретарем НАТО стал Йенс Столтенберг (Jens Stoltenberg).

    Штаб квартира организации находится в Брюсселе (Бельгия). Официальное открытие штаб-квартиры состоялось 16 октября 1967 года.

    Военные расходы стран НАТО в 2012 году составили 988 миллионов долларов, это около 56 процентов от всех мировых военных расходов.

    За время существования альянса было проведено несколько крупномасштабных военных операций в странах Европы и Ближнего Востока.

    В 1995 году была проведена первая крупномасштабная военная акция НАТО — операция «Обдуманная сила» в Боснии и Герцеговине. Поводом для массированного бомбового удара по военному потенциалу самопровозглашенной Республики Сербской стал взрыв на центральном рынке Сараево, в котором обвинили сербов.

    Операция проводилась при формальном отсутствии резолюции Совета Безопасности ООН. Основы военной операции НАТО в Боснии заложил «Меморандум о взаимопонимании между главнокомандующим объединенными силами НАТО в южной зоне Европы и командующим силами ООН по охране в бывшей Югославии». С текстом документа, в котором фактически речь шла о порядке проведения военно-воздушных операций против сербов в соответствии с подготовленным списком «стационарных целей», не были ознакомлены два постоянных члена СБ — Китай и Россия.

    В 1999 году в нарушение Устава ООН и без санкции Совбеза ООН была проведена военная операция «Союзная сила» против Югославии. Официальным поводом начала военных действий было объявлено присутствие сербских войск на территории Косово и Метохии. Сербские власти были обвинены в этнических чистках.

    За время операции силами НАТО было совершено, по различным данным, от 37,5 до 38,4 тысяч боевых вылетов, в ходе которых было атаковано более 900 целей на территории Сербии и Черногории, сброшено более 21 тысячи тонн взрывчатых веществ. В ходе авиаударов были использованы запрещенные типы боеприпасов с радиоактивными примесями, главным образом, обедненным ураном (U 238).
    Число военных и гражданских лиц, погибших в ходе операции, до сих пор точно не установлено. По оценкам властей Сербии, за время бомбардировок погибли порядка 2,5 тысяч человек, включая 89 детей. Ранения получили 12,5 тысяч человек.

    Правозащитная организация Human Rights Watch подтвердила 90 инцидентов, в ходе которых в результате бомбардировок НАТО погибло гражданское население.

    По данным организации, во время операции «Союзная сила» было убито от 489 до 528 мирных жителей.

    В 2001 году начата военная операция «Несокрушимая свобода» на территории Афганистана, в которой приняли участие вооруженные силы

    США и контингент Международных сил содействия безопасности (ISAF) под командованием НАТО. До сих пор в Афганистане остается около 87 тысяч военных из состава ISAF.

    С 2001 года в Афганистане были убиты около 92 тысяч человек, из них более 26 тысяч мирных жителей, ранены около 100 тысяч человек.

    В 2011 году международной коалиции под командованием НАТО провела военную операцию в Ливии. Операция Североатлантического альянса получила название «Объединенный защитник».

    Совет безопасности ООН 17 марта 2011 года резолюцией №1973 санкционировал военное вмешательство в Ливию под предлогом защиты населения от гибели в результате подавления властями страны вооруженной оппозиции.

    Это дало возможность НАТО проводить воздушные операции против существовавшего более 40 лет режима. В результате гражданской войны лидер ливийской Джамахирии Муамар Каддафи был свергнут и 20 октября убит близ своего родного города Сирт, скрываясь от преследования оппозиции.

    Операция НАТО в Ливии завершилась 31 октября 2011 года.

    В ходе операции были убиты 25 тысяч человек, ранены 60 тысяч человек, искалечены 3 тысяч человек.

    Отношения НАТО с Россией обострились в марте 204 года, на фоне присоединения Крыма к России.

    5 марта 2014 года генсек альянса Андерс Фог Расмуссен заявил, что НАТО решило пересмотреть все отношения с Россией, при этом встречи на уровне Совета Россия-НАТО продолжатся.

    1 апреля 2014 года главы МИД стран НАТО подтвердили решение приостановить все практическое и военное сотрудничество между НАТО и Россией, но решили сохранить контакты Совета Россия-НАТО (СРН) на уровне послов и выше.

    В мае 2015 года генсек альянса Йенс Столтенберг заявил, что количество учений и патрулирований на восточных границах НАТО будет увеличено и что планируется крупнейшее «усиление альянса со времен холодной войны» в свете угрозы безопасности для стран-членов блока на восточной и южной границах.

    Опрошенные РИА Новости эксперты считают, что высказывания генсека НАТО Йенса Столтенберга о готовности расширить обеспечение защиты стран Балтии, а также о планах увеличить количество учений на восточных границах подтверждают то, что члены альянса намерены пересмотреть основополагающий акт РФ-НАТО, подписанный в 1997 году.

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников