Меню Закрыть

Договор о сетевой форме реализации образовательной программы

Договор о сетевой форме реализации образовательной программы

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

1. В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[1] (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. Такой форме реализации образовательных программ посвящена статья 15 комментируемого федерального закона, в которой содержатся базовые принципы организации сетевой формы реализации образовательных программ. Комментируемая статья предусматривает сетевую форму реализации любого вида образовательных программ.

В соответствии с частью 1 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» законодателем выделено два типа организации сетевой формы реализации образовательных программ (далее – сетевая форма):

1) реализация программы только одной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием ресурсов других организации, в том числе иностранных. В соответствии с подпунктами 18–20 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к организации, осуществляющей образовательную деятельность, относят образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение (см. подробнее комментарий к статье 31 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Таким образом, первый тип сетевой формы может быть реализован организациями, осуществляющими образовательную деятельность и имеющими лицензию на осуществление такой деятельности. Именно такая организация и ведёт образовательную деятельность в рамках сетевой формы. В рассматриваемой ситуации, образовательная программа разрабатывается и утверждается непосредственно организацией, осуществляющей образовательную деятельность, которая реализует свою образовательную программу с использованием ресурсов других организаций. Иные же организации могут не иметь лицензии на осуществление образовательной деятельности, поскольку используются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, предоставляют некоторые необходимые для организации такой образовательной деятельности ресурсы, и непосредственно образовательной деятельностью не занимаются. К таким организациям могут быть отнесены научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. В этом случае необходимо отметить несовершенство юридической техники Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которая не позволяет в некоторых случаях отграничить договор сетевой формы реализации образовательных программ от обычного гражданско-правового договора. На практике, например, это приводит к резонному вопросу: если организация только предоставляет помещение или оборудование для проведения занятий, то является ли это сетевой формой реализации образовательных программ? С точки зрения изложенного выше, это договор сетевой формы с привлечением ресурсов сторонней организации, так как такая организация непосредственно образовательной деятельностью не занимаются. С другой стороны, с точки зрения гражданского законодательства это арендные или подобные им отношения, а значит, нормы комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не применимы. Ещё больше усиливает коллизионность в рассматриваемом ракурсе норма пункта 6 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[2] заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество организациям, осуществляющим образовательную деятельность. Представляется необходимым внести в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» изменения, которые позволили чётко разграничить договор сетевой формы реализации образовательных программ от обычного гражданско-правового договора;

2) реализация образовательной программы совместно несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность. В такой ситуации образовательная программа разрабатывается и утверждается названными организациями совместно. При этом каждая из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, самостоятельно реализует определенную договором о сетевой форме часть образовательной программы. В этом случае требование о наличии лицензии на ведение образовательной деятельности предъявляется к любой организации, на которую возложена даже частичная реализация образовательной программы.

Комментируемая статья также предусматривает реализацию с использованием сетевой формы дополнительных профессиональных программ. Согласно Письму Минобрнауки России от 21 апреля 2015 года № ВК-1013/06[3] «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» сетевая форма реализации дополнительных профессиональных программ – это организационное решение, обеспечивающее использование ресурсов одновременно нескольких образовательных и иных организаций в реализации процесса дополнительного профессионального образования в целях профессионального развития и личностного совершенствования педагогических и руководящих работников системы образования. В письме Минобрнауки также подчёркивается, что при реализации дополнительных профессиональных программ в сетевой форме могут быть использованы ресурсы зарубежных организаций, при условии заключения соответствующего договора между зарубежной организацией и российской организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

2. В соответствии с частью 2 комментируемой статьи использование сетевой формы осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1 комментируемой статьи. Договор о совместной деятельности образовательных и иных организаций составляет правовую основу сетевой формы реализации образовательных программ. Предметом такого договора является сотрудничество сторон в процессе реализации образовательных программ.

Обращаясь к теории гражданского права, отметим, что договор о сетевой форме относится к непоименованным договорам. В поддержку своей позиции приводим пункт 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс РФ), согласно которому стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 статьи 421 Гражданского кодекса РФ, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса РФ) к отдельным отношениям сторон по договору.

Экономическое содержание сетевого взаимодействия организаций, участвующих в процессе реализации образовательных программ, составляет оказание услуг (предоставление ресурсов) организациями, располагающими необходимыми для реализации образовательной деятельности, организации-исполнителю, заключившей договор об образовании с заказчиком. Договоры, на основании которых осуществляется взаимодействие между организациями, совместно реализующими образовательные программы в сетевой форме при оказании платных образовательных услуг, в практике хозяйственной деятельности представляют собой договоры возмездного оказания услуг.

Как уже отмечалось, организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализующие образовательные программы совместно посредством сетевой формы также совместно разрабатывают и утверждают такие образовательные программы.

3. В соответствии с частью 3 комментируемой статьи договор о сетевой форме реализации образовательных программ должен содержать указание на:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы. В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы. При этом согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» уровень образования – это завершённый цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. В соответствии с пунктом 25 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» направленность (профиль) образования – это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая её предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

2) статус обучающихся (см. подробнее комментарий к Главе 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») в организациях, указанных в части 1 комментируемой статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы. Локальным нормативным актам, содержащим нормы, регулирующие образовательные отношения, посвящена статьи 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 комментируемой статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы. Одним из часто задаваемых вопросов в этой области является: если обучающиеся организаций, участвующих в сетевом взаимодействии, обучаются за счет средств бюджета, то как в этом случае делится норматив финансирования между данными организациями? Представляется, что ответ на вопрос зависит от распределения обязанностей между организациями, указанными в части 1 комментируемой статьи, а также используемого объёма ресурсов в соответствии с договором о сетевой форме. Таким образом, приведённый вопрос должен быть урегулирован договором о сетевом взаимодействии, согласно которому часть норматива одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, перечисляется другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, в качестве оплаты по договору;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы. Документам об образовании и (или) о квалификации, а также документам об обучении посвящена статья 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также:

— Письмо Минобрнауки России от 2 сентября 2013 года № АК-1879/06 «О документах о квалификации»[4];

Смотрите так же:  Транспортный налог в марий эл 2018

— Письмо Минобрнауки России от 21 февраля 2014 года № АК-316/06 «О направлении рекомендаций»[5] вместе с «Методическими рекомендациями по разработке, заполнению, учету и хранению бланков документов о квалификации»;

— Письмо Минобрнауки России от 12 марта 2015 года № АК-610/06 «О направлении методических рекомендаций»[6] вместе с «Методическими рекомендациями по разработке, порядку выдачи и учету документов о квалификации в сфере дополнительного профессионального образования»;

— Письмо Минобрнауки России от 4 июня 2015 года № 05-2038 «О документах, подтверждающих наличие образования»[7];

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Договор о сетевой форме реализации образовательной программы

Новый этап социально-экономического развития страны ставит перед системой высшего образования новые стратегические задачи. Указ Президента России № 599 [6] и Постановление Правительства России № 211[3] направлены на вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов, согласно мировому рейтингу университетов. С первого сентября текущего года вступила в силу новая редакция Закона об образовании [7].

К ключевым мероприятиям, направленным на продвижение вузов в международных рейтингах, относятся реализация совместных образовательных программ с другими зарубежными вузами, привлечение иностранных профессоров для обучения наших студентов, развитие международной академической мобильности для студентов и преподавателей вузов и др.

Сетевая форма образовательных программ [7] дает возможность реализации программ международной и внутрироссийской академической мобильности научно-педагогических работников в форме стажировок, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и других форм; внедрения в вузах новых образовательных программ совместно с ведущими зарубежными и российскими университетами и научными организациями; привлечения студентов из ведущих иностранных университетов для обучения в российских вузах, в том числе путем реализации партнерских образовательных программ с иностранными университетами и ассоциациями университетов.

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) является победителем открытого конкурса, объявленного 8 мая 2013 года в рамках реализации положений Указа Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 [6]. Помимо этого НИЯУ МИФИ является стратегическим партнером и базовым вузом Госкорпорации «Росатом» в сфере кадрового и научно-инновационного обеспечения атомной отрасли, призванной оказать мультипликативный эффект на экономику России и упрочнить ее позиции на мировых рынках. Укрепление конкурентоспособности НИЯУ МИФИ является научно-образовательной частью стратегии развития Госкорпорации «Росатом». Одним из ключевых аспектов развития университета является активная диверсификация и укрепление позиций не только в области ядерных, но и других технологий, таких как ядерная медицина, радиационно-стойкая электроника, композиты, сверхпроводящие устройства, кибернетические технологии, а также в области менеджмента и экономики. Диверсификация позволит в дальнейшем упрочить позиции НИЯУ МИФИ как ведущего мультидисциплинарного мирового образовательного и исследовательского центра [5].

В этой связи, анализ различных моделей взаимодействия организаций, направленных на реализацию сетевых образовательных программ высшего образования, в том числе на международной основе, и формирование нормативно-методической базы взаимодействия является особо актуальным с точки зрения повышения конкурентноспособности не только НИЯУ МИФИ, но и всего отечественного высшего образования.

Задачи сетевого обучения и сетевые образовательные программы

В соответствии с новой версией Федерального закона об образовании [7], сетевая форма реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) обеспечивает возможность ее освоения обучающимся с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Основными характеристиками сетевой формы обучения являются следующие:

  • организуется преимущественно по перспективным (уникальным) образовательным программам, как правило, междисциплинарного характера в целях подготовки кадров для крупных отраслевых, научных и иных проектов;
  • позволяет сформировать уникальные компетенции, востребованные, прежде всего, в быстроразвивающихся отраслях экономики;
  • обеспечивает возможность использования в образовательной деятельности наряду с ресурсами образовательных организаций, материальных и кадровых ресурсов иных организаций: научных, производственных, медицинских, организаций культуры и др.

Задачами сетевого обучения являются:

  • подготовка кадров с уникальными компетенциями, востребованными на рынке труда приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда;
  • повышение качества образования за счет интеграции ресурсов организаций-партнеров по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития в соответствии с международными стандартами;
  • внедрение лучших образцов отечественных и зарубежных практик в образовательный процесс для развития прикладных исследований для нужд предприятий отрасли и региона.

Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по сетевой образовательной программе, порядок организации академической мобильности обучающихся, осваивающих сетевую образовательную программу;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

В сетевой форме реализации образовательных программ могут участвовать, согласно закону об образовании:

  • образовательные организации, т.е. организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность, в том числе иностранные, т.е. образовательные организации и организации, осуществляющие обучение (организации, осуществляющие на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности);
  • иные (ресурсные) организации, как то: научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и т.д., т.е. обладающие необходимыми ресурсами для реализации обучения, практики и т.д.

На основании вышесказанного, предлагаются к рассмотрению следующие основные модели сетевой формы реализации образовательных программ:

  • образовательная организация ­– образовательная организация, когда обе имеют лицензии на реализацию программ высшего образования;
  • образовательная организация – организация, осуществляющая обучение. В этом случае для второй организации обучение не является основным видом деятельности и она может иметь лицензию на реализацию только дополнительных профессиональных программ. К этой же категории относятся иностранные организации, осуществляющие образовательную деятельность.
  • образовательная организация – ресурсная организация, не имеющая лицензии на реализацию образовательных программ.

Сетевая форма реализации образовательных программ допустима для всех уровней образования. В соответствии с Приказом Минобрнауки России N 499 г. [4], повышение квалификации может осуществляться не только для людей, имеющих квалификацию, но для студентов старших курсов. Наиболее гибкие возможности предоставляются для сетевой формы на уровне магистратуры и аспирантуры (ординатуры, адъюнктуры), так как в этом случае возможна выдача документов об усвоении дополнительных профессиональных программ (переподготовка).

Сетевая образовательная программа – образовательная программа, совместно реализуемая образовательными, научными, производственными и иными организациями на основе договора по единому учебному плану. Организация обучения по сетевой образовательной программе может быть охарактеризована следующим образом.

  • Цели, задачи, содержание сетевой образовательной программы, порядок ее реализации регулируются договором (соглашением), который подписывают все организации-партнеры.
  • В учебном плане сетевой образовательной программы указываются организаторы организации-партнеры, ответственные за конкретные модули (дисциплины, циклы дисциплин).
  • Набор на сетевую программу осуществляет базовый вуз, который координирует мероприятия по реализации программы, контролирует выполнение учебного плана, организует итоговую аттестацию.
  • По итогам обучения студенту выдается диплом базового вуза. В приложении к диплому перечисляются модули, дисциплины, практики, которые студент прошел в других вузах или организациях (с указанием количества академических кредитов).
  • Общая продолжительность обучения в базовом вузе должна составлять не менее 40% нормативного срока (трудоемкости) освоения всей образовательной программы.
  • Срок обучения по сетевой образовательной программе не может превышать сроки освоения образовательной программы соответствующего направления подготовки (специальности).
  • В случае обучения по программе совместных или двойных дипломов составляется два учебных плана для двух различных вузов, где ряд учебных дисциплин взаимно засчитываются, а ряд дисциплин может реализовываться совместно (научно-исследовательская работа, выпускная квалификационная работа и т.д.). По результатам обучения студенту выдается два диплома. В этом случае продолжительность обучения в каждом вузе должна составлять не менее 40% нормативного срока (трудоемкости) освоения образовательной программы, а общее увеличение трудоемкости для учащегося не превышает 25% в год.

Направленность сетевых образовательных программ

Для реализации сетевых образовательных программ в самом вузе, заключающем партнерские соглашения, расширяется функционал инновационно-образовательных центров и подразделений, включая ДПО; учебно-методических советов; центров повышения квалификации преподавателей; региональных и отраслевых центров компетенций; служб маркетинга и трудоустройства выпускников. По своей направленности сетевые образовательные программы могут быть:

  • компетентностно-ориентированные, направленные на формирование уникальных компетенций для подготовки квалифицированных кадров для приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда;
  • научно-инновационные, ориентированные на развитие прикладных исследований для нужд предприятий отрасли и региона;
  • отраслевые, предназначенные для подготовки высококачественных выпускников по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития на основе международных образовательных и профессиональных стандартов.

В случае создания компетентностно-ориентированных сетевых образовательных программ партнерские структуры расширяются центрами и подразделениями довузовской подготовки, центрами профориентации, профильными учебными классами и кабинетами, для того, чтобы начинать формирование уникальных компетенций как можно раньше.

В случае научно-инновационных сетевых образовательных программ очень важна создаваемая инновационная инфраструктура, когда ресурсы вуза объединяются с ресурсами учебно-исследовательских центров, центров коллективного пользования научным оборудованием, технопарков и бизнес-инкубаторов. В этом случае создается информационная научно-образовательная среда, неотъемлемым участников которой становится вуз (рис. 1).

Смотрите так же:  Ответственность сторон за нарушение договора купли-продажи

Рис. 1. Взаимодействующие организации в рамках сетевых научно-инновационных образовательных программ

Для реализации отраслевых сетевых образовательных программ в структуре вуза создаются учебно-производственные центры и подразделения, включая отраслевые (базовые) кафедры; опытно-конструкторские производства и инновационно-технологические центры отраслевой направленности. Таким образом, создается лабораторно-производственная база для совместного обучения (рис. 2).

Рис. 2. Взаимодействующие организации в рамках сетевых отраслевых образовательных программ

Совместные и двойные дипломы при сетевой форме обучения

С точки зрения международной практики, существует несколько определений понятия «совместный диплом». На официальном сайте Болонского процесса под совместным дипломом понимается свидетельство о высшем образовании (квалификация, степень), выданное совместно двумя или более вузами на основе совместной программы обучения [2]. Совместный диплом может выдаваться в виде:

  • отдельного документа, выдаваемого в дополнение к одному или нескольким национальным вузовским дипломам;
  • общего единого документа, выданного вузами, осуществлявшими обучение по данной образовательной программе, не сопровождаемого выдачей национальных дипломов;
  • одного или более национальных дипломов, выдаваемых параллельно и одновременно в подтверждение полученной квалификации.

Как правило, такие образовательные программы могут быть междисциплинарными, основанными на принципах интеграции содержания образования в различных предметных областях, профилях, направлениях подготовки, находящихся на стыке отраслей знаний. Такие программы называют одноуровневые двойные (или более) образовательные программы.

Одноуровневые двойные программы реализуются как две образовательные программы разных направлений на одном уровне подготовки, при этом присваивается две степени по разным направлениям подготовки. В этом случае формируется интегрированный учебный план, где базовые дисциплины удовлетворяют обоим направлениям подготовки и являются взаимозаменяемыми (взаимнозачитываемыми). Вариативные дисциплины позволяют разработать гибкие программы подготовки по двум направлениям одновременно.

Привлекательность одноуровневых двойных программ, по сравнению с последовательным обучением по двум разным программам, состоит в экономии времени обучения, углублении универсальных компетенций (общенаучных, инструментальных) за счет увеличения объема фундаментальной подготовки, расширении профессиональных компетенций за счет одновременной специализации в двух избранных сферах деятельности, а также в снижении финансовых затрат на обучение[1].

Виды учебной деятельности сетевых образовательных программ, реализуемых организациями совместно

В соответствии со Статьей №15 Федерального закона об образовании [2], для реализации образовательной программы заключают договор о сотрудничестве организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Для каждой образовательной программы выделяются академическая (теоретическое обучение) и исследовательская составляющие. Исследовательская составляющая включает в себя научно-исследовательскую работу студентов, различные виды практик, подготовку выпускной квалификационной работы и т.д. Таким образом, при сетевой форме обучения, с учетом типов взаимодействующих организаций и наличие у них образовательных лицензий, можно выделить следующие виды учебной деятельности, которые могут реализовываться совместно: теоретическое обучение; научно-исследовательская работа; обучение в виде стажировки; практика в виде стажировки; научно-исследовательская работа в виде стажировки.

Необходимость введения стажировок в данном случае связана с тем, что в качестве партнера вуза могут выступать организации, реализующие дополнительные профессиональные программы: программы повышения квалификации и переподготовки.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России N 499 [4], дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

Стажировка в данном случае является правомерным видом учебной деятельности, носит индивидуальный или групповой характер и может включать в себя:

  • самостоятельную работу с учебными изданиями;
  • приобретение профессиональных и организаторских навыков;
  • изучение организации и технологии производства, работ;
  • непосредственное участие в планировании работы организации;
  • работу с технической, нормативной и другой документацией;
  • выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера) и т.д.

Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ. Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно, исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится. По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

При реализации дополнительных профессиональных программ организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Условия и порядок осуществления образовательной деятельности в рамках сетевой формы взаимодействия прописывается в заключаемом договоре. А именно: устанавливаются условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы; указываются выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы.

Модель взаимодействия «образовательная организация – образовательная организация»

В этом случае обе организации имеют лицензии на реализацию как программ высшего образования, так и дополнительных профессиональных программ. Виды учебной деятельности, по которым возможно сотрудничество между двумя вузами: теоретическое обучение; научно-исследовательская работа; обучение в виде стажировки; практика в виде стажировки; научно-исследовательская работа в виде стажировки, выполнение выпускной квалификационной работы.

Используя сценарный подход, определим минимальные значения на длительность различных видов образовательной деятельности, реализуемых партнерами вуза.

Сценарий № 1 (антисимметричное взаимодействие). Данный сценарий ориентирован на повышение мобильности учащихся. Рассматриваем двух партнеров:один – основной вуз, куда зачисляются студенты. Партнером выступает второй вуз, который предоставляет свою ресурсную базу для краткосрочного обучения (Табл. 1).

Табл. 1. Совместная реализация видов учебной деятельности двумя вузами при антисимметричном взаимодействии

Договор о сетевой форме реализации образовательных программ: как оформить?

Вопрос-ответ по теме

Школа не имеет мастерских для мальчиков, поэтому на уроки технологии они ходят в другую школу. Педагог из другой школы принят по совместительству. Как правильно оформить договор с другой школой?

Необходимо заключить договор о сетевой форме реализации образовательных программ, определяющий условия использования мастерской.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) сетевая форма реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в т. ч. иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Таким образом, сетевая форма предусматривает использование ресурсов нескольких юридических лиц, в т. ч. не относящихся к сфере образования.

В договор о сетевой форме реализации образовательных программ включайте условия и порядок осуществления образовательной деятельности по реализуемой образовательной программе, в том числе:

  • распределение обязанностей между организациями-участниками;
  • порядок реализации образовательной программы;
  • характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы.

Договор о сетевой форме реализации образовательных программ заключайте в письменной форме путем составления одного документа, который подписывают организации-участники. Минобрнауки Росси в письме от 28 августа 2015 г. № АК-2563/05 предложило две формы договоров о сетевой форме реализации образовательной программы, которые заключают в случаях:

Определите условия использования мастерской в образовательных целях в выделенной форме договора (только мастерской, так как педагог уже работник организации). Договор может быть как возмездным, так и безвозмездным. Форма является примерной, изменяйте её под имеющиеся условия.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

Договор о сетевой форме реализации образовательной программы

С момента введения нормы сетевой формы реализации образования вступившем в силу в 2013 году новом Законе об образовании прошло немного времени. Но актуальность ее введения уже назрела давно. Поэтому с первых дней практиками образования она была взята в работу, в том числе в сети федеральных университетов, в попытке построить сетевое взаимодействие с работодателем. Нами давно осознана необходимость участия работодателя в учебном процессе и своей материально-технической базой, и кадровой, а главное, экспертно-содержательной. Особо эта потребность обозначена при подготовке инженерных кадров для развивающихся действующих производств. Реализация сетевых образовательных программ потребовала разработки локальной нормативной базы в университете, которая была апробирована на уровнях бакалавриата и магистратуры.

Имея опыт многолетнего содружества с разными работодателями, представленными своими подразделениями в регионе, мы сталкивались с проблемой отсутствия у них позиции партнерства и тем более сотрудничества с разделением ответственности за процесс и результат. При этом, как правило, работодатель имеет четко выраженные позиции по неудовлетворенности результатом обучения [1]. Сетевая форма реализации образовательной программы, на наш взгляд, позволяет решать указанную проблему результативного взаимодействия вуза и работодателя. В основе такой работы лежит сетевой договор. Работа по договору до его заключения проводится достаточно большая и достаточно незнакомая и для вузов, и для работодателей. Мы разработали подходы к такой работе. Рассмотрим их.

Сначала необходимо найти и желательно формально закрепить такого работодателя, который уже готов вместе содержательно работать по учебному процессу. Это не просто заказчик выпускников и не тот, кто принимает к себе на практику всех студентов, кого ни отправят, и не тот, кто оказывает спонсорскую помощь по оборудованию и другим материально-техническим вопросам, и не тот, кто работает в составе ГАК и ставит подписи под разработанными ООП, читая готовый вариант. Это те
реальные производства, которые очень болезненно ощущают «голод» в подлинно квалифицированных кадрах (единичные случаи), или те, кто уже имел многолетний опыт сотрудничества с университетом по отдельным позициям содержания учебного плана, делегировал в вуз своих специалистов для ведения занятий и т.д., получая опыт непосредственного влияния на содержание образования. Таких производственников не очень много, и, чтобы перевести взаимодействие в сетевой контекст, часто плохо понимаемый работодателем, нужна предварительная работа вуза с высшим уровнем управления этим производством. Как правило, это первые лица предприятия либо их заместители. В рамках достигнутых договоренностей в такой работе удобно четко определить и конкретное направление подготовки, его уровень, а главное, ценность такого нового взаимодействия.

Смотрите так же:  Оформить цифру 2

Образовательная деятельность по программе, реализуемой посредством сетевой формы, может осуществляться в случае соблюдения следующих обязательных условий указанных в договоре:

– кадровая, учебно-методическая, материально-техническая обеспеченность основной образовательной программы высшего образования соответствует требованиям образовательного стандарта, лицензионным и аккредитационным требованиям в организациях – участниках сети;

– наличие договора между организациями о сетевой форме реализации образовательной программы.

Стороны в договорных отношениях принимают на себя следующие совместные обязательства:

– выбор направления подготовки и образовательной программы, в соответствии с актуальными задачами развития сторон;

– создание основной образовательной программы;

– согласование профессиональных компетенций выпускников;

– создание базовой кафедры под задачи инновационного развития сторон;

– обеспечение базовой кафедры современным оборудованием;

– поиски и согласование мест для практик-стажировок;

– согласование требований к поступающим на образовательную программу;

– участие в информационно-презентационных мероприятиях по продвижению программ.

Реальная включенность работодателя в конкретную сетевую образовательную программу начинается с определения ее результативных показателей: что конкретно хотим получить, в каком количестве и качестве. В настоящее время такой результат целесообразно выразить в компетенциях. Эту работу удобно начинать с компетенций, приведенных в стандарте, предложив работодателю их ранжировать, оценить в баллах, конкретизировать формулировки и дополнить. Наш опыт показывает, что это совместная работа преподавателей и реальных производственников на понимание результатов учебного процесса и происходит она за несколько итераций. В результате получается некий документ с перечнем компетенций, оценкой их значимости и круг лиц со стороны вуза и работодателя, договорившихся о целях и ценностях конкретной образовательной программы на определенный ее жизненный цикл.

Такая деятельность является базисом для начала работы по сетевому договору. Обычно он содержит пункт «Права и обязанности Сторон». Принципиальным в этом пункте становится фраза «Стороны при ведении образовательной деятельности вправе передавать реализацию части образовательной программы другой стороне по настоящему договору». При таком подходе встает вопрос о степенях доверия и праве вмешательства одной стороны в деятельность другой. Мы исходим из позиции признания профессионализма друг друга. Поэтому настаиваем, чтобы в сетевом договоре был пункт «Стороны вправе самостоятельно определять порядок организации образовательного процесса, выбирать формы и технологии образовательной деятельности в части образовательной программы, реализуемой одной из сторон». При этом ставится обязательное условие повышения квалификации для сторон сети: преподавателей на предприятии, а сотрудников предприятия – по педагогическим программам [2].

После определения результатов образовательной программы необходимо построить матрицу компетенций, которая учитывает оценку и ранг каждой компетенции, распределяя компетенции по уровням их развития и годам обучения. В ходе создания этой матрицы появляется необходимость отдельные позиции еще раз согласовать с работодателем. На ее основе строится учебный план. Он получается с серьезными отличиями от существующих ранее. Удивляет в этом плане авторов от вуза то, что теряют необходимость своего присутствия в нем целые дисциплины, либо части дисциплин, появляются новые, под которые обнаружились компетенции, не обеспеченные учебной деятельностью, меняется место дисциплины в учебном плане, либо представляется отдельными модулями,
распределенными по всему учебному плану, и др.

Когда создан первый проект учебного плана, его вновь необходимо дорабатывать с работодателем. Потому что именно на основе этого плана и получится сетевое взаимодействие. Для реализации этого согласования стороны распределяют кадры для ведения разных частей учебного плана либо указывают совместную ответственность, как, например, за практику. В совместном обсуждении выбирается территория проведения занятий и наличие на ней необходимой материально-технической базы. Вполне может получиться, что сотрудник предприятия ведет занятия в стенах университета, а преподаватель использует производственную базу предприятия. В развитии учебного плана в образовательной программе указывается роль работодателя в темах курсовых, дипломных работ, задач на практике и др. Вся эта деятельность приводит к вопросам создания базовой кафедры на предприятии, в которой функционально появляются исполнители из числа сотрудников предприятия и университета, несущие ответственность и организующие учебный процесс вне университета.

Поэтому в сетевом договоре появляются позиции для вуза и работодателя. Вуз в рамках договора принимает на себя следующие обязательства:

– подобрать кандидатуру менеджера образовательной программы с целью организационного обеспечения дея-
тельности;

– ввести в учебный план ценностно­образующие курсы с целью самоопределения в инженерной сфере;

– создавать индивидуальные учебные планы с гибкой технологией представления образовательной услуги для целевой группы студентов;

– обеспечить образовательную программу кадрами в соответствии с разделами учебного плана;

– подготовить рабочие программы учебных дисциплин;

– подготовить ООП в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и утвердить её в установленном порядке;

– создать базовую кафедру для реализации проекта с новыми образовательными практиками;

– обеспечить базовую кафедру штатами;

– обеспечить выполнение учебного плана в полном объеме;

– организовать повышение квалификации кадров образовательной программы;

– организовать набор на образовательную программу с реализацией требований к качеству контингента абитуриентов, определенных предприятием;

– провести публичное представление результатов практики, тем исследований и планируемых результатов будущей выпускной работы;

– обеспечить организационное и финансовое сопровождение практик-стажировок [3].

Предприятие в рамках договора принимает на себя обязательства:

– подобрать кандидатуру руководителя образовательной программы из числа ведущих специалистов инновационной сферы развития предприятия;

– рекомендовать в основной состав преподавателей в части обеспечения профессиональной подготовки в соответствии с учебным планом;

– согласовать содержание и объемы учебных дисциплин, рабочие программы с целью достижения согласованных компетенций;

– вести учебные курсы специалистами предприятия по дисциплинам специализации, не менее 2 дисциплин в учебном году;

– обеспечить проведение производственной практики на предприятии в полном объеме по дополнительному соглашению к договору;

– формировать целевые группы для обучения по программе и создавать условия для сочетания обучения и работы целевой категории студентов;

– организовать для студентов и их руководителей ознакомительную практику продолжительностью с целью определения тем исследования, актуальных для предприятия;

– принимать участие в профориентационной работе с абитуриентами и приемной кампании, проводимой вузом;

– определить требования к качеству контингента абитуриентов для образовательной программы;

– обеспечить экспертное участие в мониторинге процесса подготовки специалистов 2 раза в учебном году.

Реализация сетевой формы в стране еще делает первые шаги. И ряд вопросов требует государственных решений и подзаконных актов, которых еще нет. В том числе не решены нормативно вопросы финансового взаимодействия между участниками образовательной сети. Поэтому в договоре указано, что финансирование части образовательной программы реализуемой каждой из сторон производится за счет собственных средств сторон.

Наш первичный опыт апробации такого договора с отдельными работодателями в целом, показывает его необходимость и успешность. Он формирует определенный базовый уровень понимания возможностей и ответственности за учебный процесс совместно с предприятием. Особый интерес в апробации сетевого договора у нас вызвали публичные мероприятия, когда студенты предъявляли результаты своих текущих и итоговых работ, а их экспертами были реальные сотрудники предприятий, не занятые в реализации образовательной программы [4]. Так, например, при защите работ по магистерской программе, реализуемой на базовой кафедре ОАО «Информационные спутниковые системы» речь шла о недавно запущенных спутниках или о тех, которые готовятся к запуску. Участие в обсуждении работ магистрантов и постановку им вопросов осуществляли действующие конструкторы предприятия. Это позволило создать атмосферу реального производственного диалога и существенно продвинуть выполнение работ учащимися в рамках реальных задач производства. Практика студентов в сетевой форме образовательной пр ограммы перестает быть шаблонной и происходит практически постоянно на протяжении всей образовательной программы. Каждый решает свою персональную задачу, актуальную для производства. Студенты имеют возможность создать о себе мнение у работодателя с перспективой трудоустройства уже на конкретное место, где была практика, выполнились проектные и исследовательские работы [5].

Сетевая форма образовательного взаимодействия набирает объемы в попытке найти свое результативное место в образовательной практике. Мы предполагаем ее ценность в разных направлениях, объемах и уровнях образования от школьников до президентских программ. Наша задача на текущем этапе развития этого явления определить «точки сетевости» и начать их отработку.

Рецензенты:

Кольга В.В., д.п.н., профессор, проректор по внеучебной работе, ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск;

Шершнева В.А., д.п.н., доцент, профессор, кафедра прикладной математики и компьютерной безопасности Института космических и информационных технологий, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск.