Меню Закрыть

Требования к банку нпф

Банк России уточнил требования к стресс-тестированию НПФ

Негосударственные пенсионные фонды будут проводить стресс-тестирование на основе требований и сценариев , разработанных Банком России. Требования к стресс-тестированию предусмотрены указанием ЦБ от 6 декабря 2017 года № 4636-У «О внесении изменений в указание Банка России от 4 июля 2016 года № 4060-У «О требованиях к организации системы управления рисками негосударственного пенсионного фонда», которое в ближайшее время будет направлено на регистрацию в Минюст, говорится в сообщении регулятора.

Стресс-тестирование позволит оценить финансовую устойчивость фондов в случае наступления некоторых маловероятных, но возможных кризисных явлений. Это позволит фондам не только оценивать свою финансовую устойчивость, но и идентифицировать конкретные источники возможных проблем с исполнением обязательств и предотвращать их, подчеркивают в ЦБ.

Для успешного прохождения стресс-тестирования, которое станет обязательным с февраля 2018 года, НПФ должен будет продемонстрировать способность исполнить свои обязательства перед клиентами не менее чем в 20% проведенных испытаний в каждом сценарии. Порог прохождения стресс-тестирования будет постепенно повышаться и к 1 июля 2019 года составит 75%.

Сценарии предусматривают события, которые могут негативно повлиять на финансовую устойчивость фондов на горизонте ближайших пяти лет, и учитывают динамику показателей, характеризующих развитие экономики и основных рынков, на которых осуществляется инвестирование пенсионных средств: рынков акций, облигаций, недвижимости. При этом сценарии не отражают ожидания Банка России относительно наиболее вероятного развития ситуации.

Сценарии были доработаны с учетом обсуждения методологии стресс-тестирования фондов с профессиональным сообществом, поясняется в сообщении ЦБ. В рамках сценария будет дополнительно проверяться финансовая устойчивость НПФ в условиях роста уровня процентных ставок и снижения стоимости недвижимости. Однако для более точного учета доступной статистики вероятность дефолта по большинству рейтингов, за исключением наиболее низких, была снижена.

Планируется, что Банк России будет пересматривать сценарии раз в полгода, а при значительном изменении рыночной ситуации — по мере необходимости.

Фонды также смогут использовать дополнительные сценарии, разработанные самостоятельно, отмечают в ЦБ.

Нормативные акты и документы, регулирующие деятельность негосударственных пенсионных фондов

Об утверждении типовой формы договора об оказании услуг специализированного депозитария негосударственному пенсионному фонду, осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию, и типовой формы договора об оказании услуг специализированного депозитария управляющей компании в отношении средств пенсионных накоплений
(зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2016 № 44103)

Об утверждении формы предоставления участникам пенсионных договоров досрочного негосударственного пенсионного обеспечения информации о состоянии их именных пенсионных счетов и информации о результатах инвестирования средств для выплаты пенсий по пенсионным договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе о суммах пенсионных взносов работодателя, дополнительных добровольных взносов работников на формирование средств для выплаты этих пенсий
(зарегистрировано в Минюсте России 10.01.2017 № 45143)

Центробанк сформулировал требования к взаимодействию НПФ с потребителями

Негосударственные пенсионные фонды будут обязаны информировать своих клиентов о рисках, связанных с инвестированием или размещением пенсионных накоплений, о реестре агентов фонда (при их наличии), а также о лицах, исключенных из данного реестра. Эти и ряд других требований регулятора лягут в основу базового стандарта по защите прав потребителей услуг НПФ, которые разрабатывают саморегулируемые организации, объединяющие участников этого рынка.

Как поясняется в сообщении, которое опубликовано на сайте Центробанка РФ, в минимальный объем информации, который каждый НПФ будет обязан предоставить своему клиенту, как нынешнему, так и потенциальному, должны войти сведения о доходности фонда в прошлых периодах, о гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ, о принципах инвестирования пенсионных накоплений и распределения дохода от инвестирования, а также о гарантиях исполнения фондом обязательств перед застрахованным лицом.

Регулятор требует, чтобы в базовый стандарт НПФ была включена обязанность фонда информировать застрахованное лицо о порядке и условиях перехода в другой негосударственный фонд или в Пенсионный фонд России, а если клиент намерен перевести свои пенсионные накопления в другой фонд досрочно, то НПФ обязан предупредить его о возможной потере инвестиционного дохода с примерами расчета средств, переводимых другому страховщику.

Согласно требованиям, важная часть базового стандарта должна регламентировать взаимодействие фондов с агентами: от ведения реестра и разработки процедур допуска агентов к работе от имени фонда до установления ответственности агента за неисполнение либо ненадлежащее исполнение данных ему фондом поручений.

Кроме того, потребителям услуг должно быть рассказано о способах и адресах направления обращений и жалоб и о способах защиты своих прав, включая информацию о возможности и способах досудебного урегулирования спора. Базовый стандарт СРО НПФ по защите прав потребителей также должен определить предельные сроки рассмотрения фондами жалоб и обращений граждан.

Смотрите так же:  Договор поставки полистирола

При этом вся информация должна быть доступна клиенту без дополнительных затрат с его стороны, изложена понятным языком и удобочитаемым шрифтом с разъяснением специальных терминов (в случае их наличия).

Разработанный СРО НПФ базовый стандарт направляется на согласование в соответствующий комитет по стандартам при Банке России, а после этого — на утверждение регулятора. Базовые стандарты обязательны для исполнения всеми финансовыми организациями вне зависимости от их членства в саморегулируемой организации.

Правила смены негосударственного пенсионного фонда (НПФ), предлагаемые Центробанком в соответствующем законопроекте, помогут бороться с незаконными переходами граждан. Предполагается, что гражданин должен будет уведомить об этом не только Пенсионный фонд России (ПФР), но и фонд, в котором у него хранятся пенсионные накопления, рассказал директор департамента коллективных инвестиций ЦБ Филипп Габуния в кулуарах Уральской конференции НАУФОР. Сделать это можно будет через портал госуслуг.

Порядок лицензирования НПФ

О порядке лицензирования НПФ (по состоянию на июнь 2015 г.)

Как и вновь созданный, так и преобразованный в рамках реформы негосударственный пенсионный фонд (НПФ) может заниматься своей предметной деятельностью только при наличии государственной лицензии. Решение о лицензировании НПФ принимает Банк России.

Существующий порядок лицензирования НПФ обязывает фонд, получающий лицензию, соответствовать законодательно установленным требованиям, которые приведены в Федеральном законе №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Алгоритм определения этого соответствия и порядок получения лицензии подробно описаны в соответствующем Административном регламенте.

Требования к НПФ для прохождения лицензирования

Лицензирование НПФ требует соответствие соискателей лицензии требованиям, определенным в законе «О негосударственных пенсионных фондах»:

  1. к организационно-правовой форме фонда;
    Лицензируемый НПФ должен быть акционерным обществом, выпускающим только простые акции. В случае создания общества «с нуля» все его акции должны быть полностью оплачены до момента подачи в Банк заявления о предоставлении лицензии.
    В уставе фонда четко оговаривается исключительный характер деятельности последнего, а также запрет на выдачу займов и проведение операций с векселями. Название фонда в обязательном порядке должно включать в себя словосочетание «негосударственный пенсионный фонд».
  2. к наличию и содержанию пенсионных правил фонда и страховых правил фонда (если НПФ намеревается заниматься обязательным пенсионным страхованием);
    Правила разрабатываются специалистами фонда и утверждаются Советом директоров. Их состав и содержание должны соответствовать требованиям законодательства и отражать специфику деятельности конкретного общества. Рекомендуется поручать их разработку опытным юристам, специализирующимся на предоставлении услуг в этой области.
  3. к высшим должностным лицам НПФ:
    Штат соискателя на момент подачи заявления должен быть укомплектован должностными лицами, квалификация и деловая репутация которых соответствуют требованиям законодательства.
  4. к организации внутреннего контроля в фонде;
    Деятельность НПФ должна соответствовать требованиям действующего законодательства. Контроль этого соответствия возлагается на органы внутреннего контроля фонда (единоличные или коллегиальные), подотчётные совету директоров. Контролеры действуют в соответствии с индивидуально разработанными правилами внутреннего контроля.
  5. к размеру уставного капитала и собственных средств фонда.
    На момент подачи заявления уставный капитал НПФ должен составлять не менее 120 миллионов рублей, а собственные средства фонда не могут быть менее 150 миллионов рублей. С 2020 года минимальная величина этих показателей будет увеличена до 150 миллионов рублей и 200 миллионов рублей соответственно.
    Методика расчета величины собственных средств НПО приведена в Указании Банка о порядке расчета собственных средств НПФ №3415-У от 7 октября 2014 года.

Соискатель представляет регулятору документы, подтверждающие его соответствие перечисленным требованиям в качестве приложения к заявлению о предоставлении лицензии. Успешное прохождение процедуры лицензирования НПФ напрямую зависит от того, насколько грамотно будут подготовлены указанные документы.

Порядок лицензирования НПФ

Порядок лицензирования НПФ состоит из двух этапов.

I. Соискатель направляет в Банк заявление о предоставлении лицензии. К заявлению прикладываются документы, на основании которых регулятор будет судить о том, насколько фонд соответствует лицензионным требованиям. Форма заявления и полный перечень документов приведены в упомянутом выше Административном регламенте.

Прилагаемые к заявлению сведения могут быть разделены на две группы. К первой относят те из них, подготовку которых осуществляет фонд.

  • Копии учредительных документов соискателя.
  • Копии документов, подтверждающих создание или назначение высших управляющих органов фонда и структур, осуществляющих надзорные или контролирующие функции (совета НПФ, попечительского совета, директора, главного бухгалтера, контролера и прочее).
  • Документы, отражающие текущее финансовое состояние фонда (завизированные налоговой службой актуальные баланс и отчет о прибылях и убытках). Достоверность финансовых показателей соискателя должна быть подтверждена аудиторским заключением.
  • Подтверждение того факта, что фонд располагает на правах собственника достаточными для осуществления уставной деятельности активами. Оценка стоимости его имущества осуществляется в соответствии с Порядком расчета величины денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности НПФ № 12-34/пз-н, принятым ФСФР 31 мая 2012 года.
  • Сведения о должностных лицах НПФ, подтверждающие их соответствие квалификационным требованиям (копии трудовых книжек, дипломов о профильном образовании, аттестата специалиста финансового рынка). Указанная информация подается в форме, представленной в Административном регламенте.
  • Документы, подтверждающие наличие у НПФ пенсионных правил и страховых правил (для фондов, планирующих заниматься обязательным страхованием). Помимо текста правил необходимо приложить копии протоколов утвердившего их совета. В комплект должны входить также копии типовых форм договоров негосударственного пенсионного обеспечения по каждой указанной в правилах пенсионной схеме.
  • Документы, подтверждающие наличие правил внутреннего контроля фонда, включая контроль противодействия отмыванию денег. Последние разрабатываются в рамках Федерального закона N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года.
  • Документы, подтверждающие оплату государственной пошлины и услуг по рассмотрению заявления соискателя лицензии.
Смотрите так же:  Как оформить уголок потребителя для салона красоты

Вторую группу составляют документы, предоставляемые профильными государственными структурами.

  • Федеральная налоговая служба России подтверждает, что соискатель зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц, поставлен на учет в налоговых органах, и что входящие в его штат должностные лица не подвергались наказанию в виде дисквалификации.
  • МВД России подтверждает отсутствие судимости за предумышленные преступления у должностных лиц фонда.
  • Федеральное казначейство подтверждает факт уплаты государственной пошлины.

Соискатель вправе самостоятельно представлять Банку сведения, входящие во вторую группу.

Основания для отказа в приеме заявления о предоставлении лицензии НПФ законом не предусмотрены. Поданные документы должны быть зарегистрированы в течение двух дней с момента их поступления.

II. Зарегистрированное заявление рассматривается Банком. Документы могут быть возвращены соискателю в течение 10 дней с момента регистрации заявления, если они не соответствуют требованиям оформления или комплектности. Дополнительно затребованные регулятором документы должны быть представлены не позднее 30 дней с момента регистрации запроса.

Порядок лицензирования НПФ устанавливает общий срок рассмотрения заявления, который не должен превышать двух месяцев, при этом в его рамках не учитывается срок приостановления рассмотрения, во время которого ожидались дополнительно затребованные Банком документы.

По истечении указанного срока соискателю направляется уведомление о предоставлении лицензии (или отказе в предоставлении). Срок действия лицензии не ограничен.

​Требования к капиталу НПФ могут быть снижены после стресс-тестов

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) могут получить послабления по размеру собственного капитала, а также расширить возможности инвестирования. Однако сделать они это смогут лишь через год. К этому моменту ЦБ проведет стресс-тестирование фондов, которые работают только с пенсионными резервами, и проанализирует их результаты, пишет «Коммерсант» со ссылкой на концепцию пропорционального регулирования и риск-ориентированного надзора за некредитными финансовыми организациями (НФО).

«Мы должны дождаться полноценной имплементации такого надзорного инструмента, как стресс-тестирование», — пояснил директор департамента коллективных инвестиций и доверительного управления ЦБ Кирилл Пронин. При этом в концепции отмечается, что требование о достаточности активов для исполнения обязательств по результатам стресс-тестов сохраняется.

Согласно представленной ЦБ концепции, по итогам полноценного внедрения стресс-тестирования возможен «постепенный отказ от отдельных ограничений на инвестирование» пенсионных накоплений и резервов. При этом, по словам Пронина, изменения произойдут не раньше чем ЦБ подведет «промежуточные итоги стресс-тестирования» по пенсионным резервам, то есть после первой половины 2019 года.

ЦБ ссылается на инициативы участников рынка. «Ассоциация НПФ неоднократно обсуждала с Банком России введение пропорционального регулирования с целью сохранения на рынке пенсионных услуг небольших устойчивых НПФ, не состоящих в крупных финансово-промышленных группах», — заявил руководитель комитета АНПФ по малым и региональным фондам Алексей Морозов. Это помогло бы таким НПФ, которые не обладают значительными финансовыми ресурсами, провести акционирование, которое должно быть закончено в этом году. Однако если требование к капиталу будет снижено только во второй половине 2019 года, помощи в акционировании это не окажет и фонды будут обязаны нарастить собственные средства.

Как отмечают эксперты, благодаря стресс-тестам регулятор уходит от жесткого надзора к более мягким формам.

Стресс-тестирование негосударственных пенсионных фондов, которое запускает со следующего года Банк России, пойдет по довольно жесткому для отрасли сценарию. Как следует из методики, пороги прохождения проверки на прочность вырастут втрое за полтора года, пишет «Коммерсант». Верхнюю планку пока могут взять лишь три-четыре крупнейших фонда, а остальным, скорее всего, придется увеличивать в портфеле долю гособлигаций.

Требования к банку нпф

установлены ст. 4-7.2 Федерального закона от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

С целью обеспечения сохранности пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах были значительно законодательно ужесточены требования к негосударственным пенсионным фондам:

  • Создание негосударственного пенсионного фонда исключительно в организационно-правовой форме акционерного общества с правом выпуска только обыкновенных акций;
  • Создание негосударственного пенсионного фонда исключительно в организационно-правовой форме акционерного общества с правом выпуска только обыкновенных акций;
  • Негосударственный пенсионный фонд не вправе осуществлять операции с векселями и выдавать займы. Оплата акций негосударственного пенсионного фонда путем зачета денежных требований к негосударственному пенсионному фонду не допускается;
  • Решение о государственной регистрации негосударственного пенсионного фонда при его создании, об изменениях, вноси­мых в устав негосударственного пенсионного фонда, ликвидации негосударственного пенсионного фонда, а также о внесении изменений в сведения о негосударственном пенсионном фонде, содержащиеся в ЕГРЮЛ, принимается Банком России;
  • Руководитель исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда (лицо, занимающее должность единоличного исполнительного органа фонда) должен иметь опыт работы на руководящих должностях в кредитных организациях или некредитных финансовых организациях не менее 2 лет, высшее юридическое или финансово-экономическое образование (либо специальную профессиональную подготовку) и соответствовать установленным Банком России квали­фикационным требованиям;
  • Главный бухгалтер негосударственного пенсионного фонда должен соответствовать требованиям, установленным Феде­ральным законом от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Минимальный размер собственных средств негосударственного пенсионного фонда, рассчитанный в порядке, установлен­ном Банком России, должен составлять не менее 150 млн рублей, а с 1 января 2020 г. — не менее 200 млн рублей;
  • Минимальный размер уставного капитала негосударственного пенсионного фонда должен составлять не менее 120 млн, а с 1 января 2020 г. — не менее 150 млн рублей;
  • Должности единоличного исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда, главного бухгалтера и его заместителей не вправе занимать лица, не соответствующие установленным Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ, квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации. Должности единоличного исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда и контролера (руководителя службы внутреннего контроля) также не вправе зани­мать лица, не соответствующие квалификационным требованиям, установленным Банком России. Члены совета директоров (наблюдательного совета) негосударственного пенсионного фонда должны соответствовать требованиям к деловой репутации, установленным Федеральным законом «О негосудар­ственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ;
  • Лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию предоставляется негосударственному пенсионному фонду Банком России без ограничения срока ее действия. Банк России вправе аннулировать лицензию в случаях, предусмотренных ст. 7.2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ.
Смотрите так же:  Как оформить уголок потребителя для салона красоты

Негосударственный пенсионный фонд должен организовать внутренний контроль за соответствием своей деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхо­ванию требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, регулирующих указанные виды деятельности.

Банк России ужесточил требования к НПФ

Москва, 21 ноября — «Вести.Экономика». Банк России ужесточил требования к инвестициям негосударственных пенсионных фондов (НПФ), снизив лимиты для вложения в акции, облигации и иные активы одного юридического лица, сообщают «Известия».

Банк России. Фото: EPA/MAXIM SHIPENKOV

В новой редакции положения ЦБ об инвестировании средств НПФ содержится требование для фондов сократить долю вложений в один инструмент до 10%. Изначально этот лимит составлял 25%, затем он был снижен до нынешних 15%.

Привести портфели в соответствие с новыми правилами НПФ должны будут к 1 июля 2020 г. НПФ, вложившие в один инструмент более 10% активов, должны будут постепенно сокращать эту долю в течение двух лет.

При этом для вложений в акции установлены более жесткие требования. Доля акций одного эмитента в портфеле НПФ уже сейчас не должна превышать 5%.

Кроме того, Центробанк ввел запрет на покупку бумаг эмитентов, не имеющих рейтингов российских агентств — АКРА или «Эксперт РА».

Сейчас можно покупать бумаги эмитентов, не имеющих рейтинг, только если они входят в высший котировальный список Московской биржи. С 1 января НПФ вообще не смогут приобретать такие бумаги.

Поправки в положение ЦБ были приняты для снижения рисков, после того как ряд НПФ пострадали из-за наличия в их портфелях большого количества бумаг крупных санируемых банков. Так, за девять месяцев 2017 г. НПФ «ЛУКойл Гарант» и «Фонд Электроэнергетики» получили по 10 млрд руб. убытка. Чистый убыток фонда «Будущее» составил 2,6 млрд руб.

Как сообщали «Вести.Экономика», ранее в этом месяце первый зампред ЦБ Сергей Швецов заявил, что регулятор рассматривает возможность инвестирования денег НПФ в иностранные финансовые инструменты. По его словам, пенсионные накопления требуют диверсификации для стабильной и достаточной доходности, и вопрос об инвестициях в иностранные бумаги будет обсуждаться в 2018 г.