Меню Закрыть

Налоговые льготы для организации использующих труд инвалидов

Организации, использующие труд инвалидов, возможно, будут платить НДС

Минпромторг России подготовил проект 1 закона, которым предлагается юрлиц, использующих труд инвалидов, перевести на исчисление НДС по пониженной ставке. В настоящее время они освобождены от уплаты данного налога.

Законопроект был разработан во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства РФ Ольги Голодец от 10 апреля 2017 года.

Как отмечают законодатели, имеющаяся льгота в виде освобождения от НДС для организаций, которые массово используют труд инвалидов в процессе производства комплектующих и компонентов, экономически неэффективна. В связи с этим такие организации проигрывают в конкурентной борьбе с другими производителями, что ведет к сокращению рабочих мест для людей с инвалидностью. В то же время возможность использования пониженной налоговой ставки НДС позволит им улучшить свои конкурентные преимущества и финансовое положение. Это будет способствовать увеличению количества рабочих мест для людей с инвалидностью. Соответственно, лица с ограниченными возможностями смогут вести активную социальную жизнь и быстрее адаптироваться в обществе.

Планируемый срок вступления в силу закона – ноябрь 2017 года.

Напомним, что в настоящее время реализация товаров, работ, услуг (за некоторым исключением), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%, освобождена от налогообложения НДС (подп. 2 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса).

Для плательщиков НДС покупка товаров у такого рода поставщиков не подразумевает вычета по НДС.

Вместе с тем сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как общая сумма налога, уменьшенная на сумму налоговых вычетов (п. 1 ст. 173 НК РФ).

О применении льготы по НДС организациями, использующими труд инвалидов


О применении льготы по НДС организациями, использующими труд инвалидов

М.Н. Хромова,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России

В налоговом законодательстве изначально предусматривались социально значимые льготы для организаций или предприятий, использующих труд инвалидов.

С течением времени в условиях совершенствования налогового законодательства менялся характер данной льготы по НДС.

Если обратиться к законодательству по НДС, действовавшему до 1 января 2001 года, то есть до введения в действие главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), то необходимо иметь в виду следующие нормы, регулирующие порядок применения НДС для организаций, использующих труд инвалидов.

Согласно подпункту «х» п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 02.01.2000 N 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”») от НДС освобождались товары (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производившиеся и (или) реализовавшиеся организациями, не менее 50 % общей численности работников которых были инвалидами и уставный капитал которых полностью состоял из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов.

К сожалению, практика применения данной льготы в 2000 году, то есть непосредственно перед введением в действие НК РФ, свидетельствовала о негативном отношении к этой норме со стороны большого количества организаций, которые использовали в то время труд инвалидов, но не имели в уставном капитале вкладов общероссийских организаций инвалидов (ВОИ, ВОС, ВОГ) и, соответственно, не имели права применять льготное обложение НДС при осуществлении своей деятельности.

Учитывая подобное отношение организаций, применявших труд инвалидов, а также в целях поддержки социально не защищенных слоев населения, при подготовке главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ предлагалось установить льготу по НДС независимо от наличия вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов в уставный капитал. В результате проведенной работы данное предложение было поддержано, и льгота по НДС для организаций, использующих труд инвалидов, претерпела существенные изменения.

Вместе с тем установленный с 1 января 2001 года главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ порядок применения льготного обложения НДС организаций (предприятий), использующих труд инвалидов, имеет свои особенности.

Со времени введения в действие НДС организациям, использующим труд инвалидов, предоставлялось право выбора применения или неприменения данной льготы.

Существует такая норма и в НК РФ.

Так, согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 данной статьи (в том числе подпунктом 2) Кодекса, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. При этом он должен выполнить определенные условия. Такой отказ возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами п. 3 ст. 149 НК РФ. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг). Не допускается отказ от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

Согласно подпункту 2 п. 3 ст. 149 НК РФ с 1 января 2001 года от НДС освобождается реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:

— общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %;

— организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников этих организаций составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %.

Кроме того, в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (далее — Закон N 118-ФЗ) с 1 января 2001 года до 1 января 2002 года льгота по НДС предоставлялась и иным организациям, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляла не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 % при реализации производимых такими организациями товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг). При этом в соответствии с указанной статьей Закона N 118-ФЗ перечень таких организаций должен быть утвержден Правительством РФ.

Таким образом, согласно ст. 149 НК РФ льготный режим обложения НДС установлен для товаров, производимых и реализуемых организациями, использующими труд инвалидов, при соблюдении условий, предусмотренных подпунктом 2 п. 3 данной статьи Кодекса. Что касается операций по реализации закупленных товаров, осуществляемых вышеуказанными организациями, то такие операции облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Перечень товаров, подлежащих налогообложению при их реализации общественными организациями инвалидов, а также организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, определен постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 N 884 «Об утверждении перечня товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а также при производстве и (или) реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога (взноса)» (далее — Постановление N 884).

В соответствии с действующим порядком подготовки документов МНС России утвердило приказом от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Методические рекомендации).

Пунктом 21 Методических рекомендаций предусмотрен порядок льготного обложения НДС организаций, использующих труд инвалидов. При применении освобождения от налогообложения организациями, перечисленными в подпункте 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, следует иметь в виду, что торговая, брокерская и посредническая деятельность всех перечисленных в указанном подпункте организаций [за исключением посреднической деятельности по реализации товаров (услуг), приведенных в п. 1, подпунктах 1 и 8 п. 2 и подпункте 6 п. 3 ст. 149 НК РФ] облагается НДС.

Организации, указанные в подпункте 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, освобождаются от уплаты налога также при осуществлении ими операций по передаче товаров, выполнению работ, оказанию услуг для собственных нужд.

С введением в действие данной нормы организации, среди работников которых инвалиды составляют не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %, имеют право на налоговое освобождение вне зависимости от территориальной сферы деятельности общественных организаций, сформировавших их уставный капитал.

При определении права на освобождение от налогообложения указанными организациями среднесписочная численность работников определяется в соответствии с инструкцией Госкомстата России от 07.12.1998 N 121 «По заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения», согласно которой при определении среднесписочной численности не учитывается численность внешних совместителей и лиц, не состоящих в штате, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера.

Смотрите так же:  Транспортный налог 2018 ставки тверская область

В целях определения права на освобождение от налогообложения принимаются фактические показатели среднесписочной численности работающих на конец налогового периода.

Известно, что у организаций, использующих труд инвалидов, всегда возникали проблемы при применении льготы по НДС. Так, например, изменчивость среднесписочной численности этой группы работающих (то есть инвалидов) на том или ином предприятии создает сложности в определении среднесписочной численности инвалидов для целей льготного налогообложения до начала налогового периода. Особенно это касалось общественных организаций инвалидов.

В целях упрощения льготного обложения НДС для такой группы предприятий, имевших в течение налогового периода непостоянное количество инвалидов, предлагалось предоставить право общественным организациям инвалидов, применяющим освобождение от обложения НДС, не уплачивать этот налог в бюджет в случаях взимания НДС с покупателей товаров (работ, услуг).

Согласно подпункту 2 п. 5 ст. 173 НК РФ в случае предъявления покупателям товаров (работ, услуг) НДС налогоплательщиками, применяющими освобождение от налогообложения, сумма налога, указанная ими в соответствующем счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.

Очевидно, что принятие данного предложения привело бы к потерям доходов федерального бюджета, поскольку суммы НДС, которые указывались бы в счетах-фактурах продавцами товаров (работ, услуг) и, соответственно, принимались бы у покупателей к вычету, в бюджет не поступали бы. Кроме того, принятие решения о специальном порядке применения НДС организациями, использующими труд инвалидов, поставило бы их в неравные условия с другими налогоплательщиками, реализующими товары (работы, услуги), освобожденные от налогообложения.

Что касается сложности определения до начала налогового периода среднесписочной численности инвалидов для целей льготного налогообложения, то согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС, в том числе общественные организации инвалидов, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, предоставив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации.

С момента введения в действие главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ (то есть с 1 января 2001 года) при конкретном рассмотрении нормы ст. 26 Закона N 118-ФЗ у организаций, использующих труд инвалидов, льготное налогообложение которых регулировалось этой статьей, возникал вопрос о скорейшем утверждении перечня таких организаций, использующих труд инвалидов и, соответственно, имеющих право на применение льготы по НДС.

Во время создания перечня таких организаций было рассмотрено много предложений, в том числе по созданию подобного перечня конкретных организаций в отдельном регионе (например по г. Москве).

В результате проведенных исследований организаций, использующих труд инвалидов и применяющих льготное налогообложение в соответствии со ст. 26 Закона N 118-ФЗ, с учетом такого важного фактора, как значительное и непостоянное количество организаций, использующих труд инвалидов, а также принимая во внимание изменчивость среднесписочной численности работающих в них инвалидов и их доли в фонде оплаты труда, была определена согласованная позиция ряда организаций в отношении нецелесообразности утверждения такого перечня организаций, использующих труд инвалидов.

Таким образом, своеобразным итогом данной работы стало принятие Федерального закона от 15.12.2001 N 165-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах”» (далее — Закон N 165-ФЗ).

Согласно Закону N 165-ФЗ с 1 января 2001 года до 1 января 2002 года от НДС освобождались операции по реализации (в том числе передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых организациями, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляла не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %. При этом действие Закона N 165-ФЗ распространялось на правоотношения, возникшие с 1 января 2001 года.

С введением в действие данной нормы Закона N 165-ФЗ в целях освобождения от обложения НДС утверждать перечень организаций, использующих труд инвалидов, необходимости уже не было.

Как уже упоминалось, перечень товаров, подлежащих налогообложению при реализации их общественными организациями инвалидов, а также организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %, установлен Постановлением N 884.

В целях унификации норм законодательства по НДС организациям, применяющим труд инвалидов и освобожденным от обложения НДС в соответствии с Законом N 165-ФЗ, следовало применять перечень товаров, установленный Постановлением N 884.

Учитывая вышеизложенное, дополнительных решений по реализации норм Закона N 165-ФЗ не потребуется.

Сотрудник-инвалид: страховые взносы

Сотрудник-инвалид: страховые взносы

Похожие публикации

Инвалиды – это нуждающаяся в социальной защите категория лиц, имеющих приобретенные или врожденные нарушения здоровья, сопровождающиеся стойким расстройством каких-либо функций организма. Инвалидность устанавливается специальными медучреждениями после проведения медико-социальной экспертизы. Работающие инвалиды имеют определенные льготы, в отличие от остальных сотрудников. В этой статье мы выясним, по льготным или обычным тарифам должен начислять работодатель на выплаты сотруднику-инвалиду страховые взносы.

Тарифы страховых взносов с выплат инвалидам в 2017 году

До 2015 года работодатели, принявшие на работу инвалидов I, II или III групп, начисляли страховые взносы на выплаты этим лицам в пониженном размере (ст. 58 закона от 24.07.2009 №212-ФЗ). Но с 1 января 2015 года льготные тарифы к выплатам сотрудников-инвалидов больше не применяются, это право утратили как общественные, так и обычные организации, а также индивидуальные предприниматели, использующие труд инвалидов. Теперь страховые взносы на выплаты работникам данной категории следует начислять по общим тарифам.

Статья 426 НК РФ устанавливает в 2017 — 2019 годах следующие тарифы для начисления страхвзносов работодателями, в том числе и за инвалидов, работающих у них:

  • 22% — ставка для обязательных пенсионных взносов, пока доход работника, на который начисляются взносы, не превысит предельный лимит (в 2017 году — это 876 000 рублей), а далее пенсионные взносы начисляются на сумму превышения лимита по тарифу 10%;
  • 2,9% — тариф для страховых взносов на случай временной нетрудоспособности или материнства, применяемый до тех пор, пока облагаемый доход не превысит допустимого лимита (в 2017 году – 755 000 рублей), с суммы превышения доходного лимита взносы в соцстрах начислять не нужно;
  • 5,1% — тариф для страхвзносов на обязательное медстрахование, которые начисляются без ограничения максимальной суммы облагаемого дохода.

Таким образом, на выплаты, получателем которых является сотрудник-инвалид, страховые взносы начисляются в общем порядке и никаких льгот для них законодательством не предусмотрено.

Страховые взносы на «травматизм» за работника-инвалида

Что касается взносов на обязательное страхование от производственных несчастных случаев и профзаболеваний (взносы на «травматизм»), уплачиваемых в ФСС, то здесь льготы для работодателей все еще действуют.

Тарифы взносов на «травматизм» на 2017 год для организаций и предпринимателей установлены законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ в зависимости от класса профессионального риска, и составляют от 0,2% до 8,5%.

Если в организации трудятся работники-инвалиды I, II или III групп, то взносы за них уплачиваются в размере 60% от установленного тарифа (ст. 2 закона № 179-ФЗ). Если, к примеру, организации присвоен третий класс профриска и она применяет тариф 0,4%, то взносы на «травматизм» на выплаты работнику-инвалиду будут начисляться по сниженной ставке 0,24% (0,4 х 60% = 0,24).

Индивидуальные предприниматели, на которых трудятся наемные сотрудники-инвалиды, страховые взносы на «травматизм» за них вправе начислять в пониженном размере, аналогично организациям. Статья 2 Закона от 19.12.2016 № 419-ФЗ устанавливает ставку для таких ИП тоже в размере 60% от применяемого тарифа.

Как видим, в 2017 году применение льгот для ИП и организаций, имеющих работников из категории инвалидов, возможно, но только в части страхвзносов на «травматизм». К остальным видам обязательных страховых начислений за сотрудников-инвалидов применяются обычные тарифы взносов.

Льготы организациям использующим труд инвалидов

Сегодня только треть граждан РФ имеют трудоспособный возраст. При этом медицинские показания значительного количества инвалидов позволяют им трудиться и финансово обеспечивать себя. Но по статистическим сведениям работает только третья часть таких граждан. Многие эксперты считают, что использовать труд этой социальной категории выгодно для развития рынка рабочей силы. При такой нехватке квалифицированных сотрудников будет расточительством пренебрегать сотнями тысяч работников.

Акция. Консультация юриста 2500 рублей БЕСПЛАТНО до 31 декабря

Какая работа подходит инвалидам

Инвалидность присваивают гражданам, имеющим врожденные или приобретенные устойчивые нарушения различного характера, ограничивающие их социальную активность относительно других лиц. Заключение о предоставлении лицу соответствующего статуса выносит медико-реабилитационная экспертная комиссия. МРЭК также выдает трудовые рекомендации с перечислением должностей и мест, на которые может претендовать данное лицо.

Законодательство не предусматривает особых ограничений касательно должностей, которые могут занимать на предприятии граждане с ограниченной возможностью трудиться. Решая эту проблему, помимо рекомендаций ВТЭК, следует руководствоваться уровнем образования, практической подготовленности такого человека. Характер порученной ему работы должен убеждать, что он может с ней управляться. При этом предоставляются определенные льготы инвалидам – трудовые льготы.

Таким гражданам необходимо предоставить работодателю:

  1. справку, подтверждающую их статус;
  2. индивидуальную программу реабилитации.

Квоты для инвалидов

Сегодня в РФ каждое крупное предприятие, имеющее свыше 100 сотрудников, должно выделять места для инвалидов. Данная квота на рабочие места (в пределах 2-4%) зависит от среднесписочного числа работников. Общественные организации инвалидов, уставный капитал которых зиждется на вкладе общественного объединения данной категории граждан, освобождаются от квотирования.

Даже если работодатель не располагает зарезервированными рабочими местами для данной категории лиц или упомянутой квотой, он обязан принять инвалида, если он претендует на должность с условиями труда, которые соответствуют параметрам индивидуальной программы его реабилитации. При этом работодатель может выдвигать иные условия приема, не противоречащие ТК РФ: наличие требуемой квалификации, определенного образования, опыта работы.

Смотрите так же:  Единовременное пособие по смерти родственника

Льготы предприятиям

Предприятия, принимающие на работу инвалидов, имеют право получать определенные льготы. Но система их предоставления довольно сложная. На функционирование данного направления социальной деятельности влияет форма собственности предприятия, количество занятых инвалидов.

Основные льготы для работодателей, использующих на предприятии труд инвалидов, представляют собой возможность заплатить меньше налогов. В послаблениях налогообложения для организаций инвалидов проявляется господдержка малозащищенных слоев населения. Предприятие, в свою очередь, осуществляет важную социальную функцию, выделяя на это деньги.

Государство также гарантирует послабления при уплате страховых взносов. При этом учитывается вид деятельности предприятия и состав участников.

Предоставляя различные льготы и гарантии организациям, которые примут на работу инвалидов, государство преследует цель обеспечить таким гражданам трудоустройство.

Налоговые льготы

Общественные организации инвалидов (при условии, что такие граждане составляют минимум 80% членов организации) могут не платить НДС, а принадлежащее им имущество и земля не облагаются налогами.

Аналогичные льготы распространяются на предприятия, уставный капитал которых формируется из вкладываемых общественными организациями инвалидов средств. Эта категория должна составлять минимум половину всех штатных сотрудников, а на их зарплату должно уходить не менее четверти соответствующего фонда. При этом работники, заключившие гражданско-правовые договоры, не учитываются.

По той же схеме некоторые льготы получают организации, которые нанимают на работу много граждан с нарушенными возможностями. Имущество организаций, половина общего числа работников которых инвалиды, налогом не облагается. Также может быть уменьшена база, облагаемая налогом на прибыль.

Если среднесписочное число инвалидов в очередном отчетном периоде не достигает 50 %, НДС исчисляется по общеустановленному правилу. Работающие на предприятии инвалиды ВОВ в расчет не берутся. Работодатель, применяющий труд людей с нарушенными возможностями, сам решает, применять ли ему данную льготу.

Не платят налог на прибыль:

  1. общественные организации инвалидов;
  2. предприятия, уставный капитал которых полностью формируют вклады таких организаций.

Данная льгота недействительна в отношении прибыли, полученной от производства и продажи:

  • подакцизных товаров;
  • минерального сырья;
  • других полезных ископаемых.

Льготы, связанные с социальным страхованием

  • Если налоговые льготы организациям распространяются только на определенные группы учреждений, то в сфере соцстрахования подобные ограничения отсутствуют.
  • Предприятиям, которые предоставили работу инвалидам I, II, III степени, разрешается платить пониженные страховые взносы.
  • С выплат работникам I- III групп инвалидности не удерживаются отчисления в следующие фонды:
    • Пенсионный;
    • Страховой;
    • медицинского страхования.

Это положение распространяется только на выплаты работнику годовым размером до 100 тыс. руб. Сумма превышения подлежит соответствующему налогообложению в обычном порядке.

Недоработки в законодательстве

Практическая сторона вопроса такова, что предоставляемые предприятиям льготы недостаточно стимулируют работодателей активно принимать на работу инвалидов. Рабочее место для них необходимо оборудовать особым образом, а это дополнительные затраты, которые не будут компенсированы государством.

Наличие специального рабочего места подразумевает особенную организацию труда, включая адаптацию оборудования (основного, вспомогательного), оснащения (технического, организационного, дополнительного), обеспечение техническими приспособлениями, которые соответствуют индивидуальным возможностям инвалидов.

Кроме того, соблюдение всех требуемых санитарных норм иногда оказывается для компаний невозможным. Поэтому проще вовсе не трудоустраивать человека с ограниченными способностями.

Ситуация на рынке труда изменится в лучшую сторону, если законодательство предоставит предприятиям дополнительные льготы, которые бы полностью окупили понесенные ими финансовые убытки.

Акция! Консультация юриста 2500 рублей БЕСПЛАТНО до 31 декабря

8 (800) 550-72-89 горячая линия для регионов России

Сотрудники — инвалиды: как рассчитать страховые взносы

Рассмотрим особенности труда работников-инвалидов: положены ли им льготы, а также исчисление страховых взносов с их заработка.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

​Под инвалидом принято понимать лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Установлением инвалидности занимаются специальные федеральные учреждения — бюро медико-социальной экспертизы.

Как принять на работу сотрудника-инвалида

Компании принимают инвалидов к себе на работу в добровольном порядке, однако для некоторых организаций прием таких лиц к себе в штат обязателен в пределах установленной для них квоты.
Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%). Таким образом, государство гарантирует инвалидам право на трудоустройство. Например, в г. Москве и Московской области квота для приема на работу инвалидов составляет 2 — 4% среднесписочной численности работников. Дифференциация в процентах зависит от средней численности работников.

За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты работодателя могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ в размере от 5000 до 10 000 руб.

Условия труда инвалидов следующие:

  • Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда (ст. 92 ТК РФ). Ограничения по продолжительности ежедневной работы (смены) для инвалидов устанавливается в медицинском заключении, например в индивидуальной программе реабилитации (ст. 94 ТК РФ).
  • Работника-инвалида можно привлечь к сверхурочным работам, работе в выходные и праздничные дни и ночное время только с его согласия и при условии, что такие работы ему не запрещены по состоянию здоровья. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в неурочное время. Согласие работника необходимо также получить в письменной форме. Никаких особенностей в оплате за сверхурочные работы, работы в выходные и праздничные дни и ночное время не предусмотрено.
  • Инвалидам предоставляется удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск, он составляет не менее 30 календарных дней. Лица, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
  • Работникам-инвалидам по семейным обстоятельствам или иным уважительным причинам на основании письменного заявления работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ).

Нарушение прав работников-инвалидов влечет ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ).

Страховые взносы с заработной платы сотрудников-инвалидов

В соответствии со ст. 427 НК РФ в 2017 г. пониженный тариф для организаций, где работают инвалиды, не предусмотрен. Тарифы страховых взносов установлены ст. 426 НК РФ и составляют:

  • 22% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
  • 10% свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ПФР в 2017 г. — 876 000 руб. нарастающим итогом с начала календарного года (Постановление Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255, п. 3 ст. 421 НК РФ);

2) в ФСС РФ — 2,9% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ по нетрудоспособности и материнству составляет 755 000 руб. нарастающим итогом с начала календарного года (Постановление Правительства РФ № 1255). Свыше этой величины страховые взносы в ФСС РФ не уплачиваются (п. 3 ст. 421 НК РФ);

3) в ФФОМС — 5,1%. Данные взносы организация обязана уплачивать со всей суммы вознаграждения, поскольку предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФФОМС на 2017 г. не утверждена.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Трудоустройство инвалидов экономически выгодно! (часть 2)

Трудоустройство инвалидов экономически выгодно? Да, конечно, выгодно. Только для того, чтобы это было выгодно, нужно изначально подготавливать правильно все соответствующие документы.

При использовании компании инвалидов необходимо предельно ответственно отнестись к критериям предоставления льгот — численности работников-инвалидов и отнесение организации к производителю товаров, работ, услуг. Малейшая небрежность может обернуться признанием применения льгот незаконным и, соответственно, штрафами.

Учитывая, что применение льготы по налогам является правом налогоплательщика, то и обязанность по доказыванию правомерности применения налоговой льготы возлагается на налогоплательщика

В этом материале я хочу вернуться к перечню в моей предыдущей статье «Трудоустройство инвалидов экономически выгодно?», в которой кратко перечислено, какие действия будет производить налоговая инспекция для подтверждения правомерности использования льгот организациями, использующими труд инвалидов, и какие документы следует подготовить для проверки.

Итак, организации, использующей труд инвалидов, необходимо иметь следующие документы:

Согласно учетной политике, по операциям, подлежащим налогообложению, в т.ч. по облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, и операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения), ведется раздельный учет посредством применения аналитических статей к счетам бухгалтерского учета, регистров аналитического и синтетического учета в разрезе облагаемых и необлагаемых операций.

Раздельный учет обеспечивается как по самим хозяйственным операциям, включая учет себестоимости (стоимости приобретения), в том числе основных средств, нематериальных активов и имущественных прав, так и по суммам НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых, так и необлагаемых операций.

2. Документы, подтверждающие зачисление в штат и увольнение работников-инвалидов, а также справки, выданные учреждениями медико-социальной экспертизы и врачебно-трудовыми экспертными комиссиями работникам-инвалидам.

В соответствии с действующим российским законодательством, инвалидом считается человек, у которого есть нарушения здоровья со стойкими функциональными нарушениями, ограничениями жизнедеятельности и который нуждается в мерах социальной защиты.

Законодательством РФ установлены некоторые особенности приема на работу инвалидов.

Смотрите так же:  Пособия на второго ребенка в 2018 в ярославле

Во-первых, инвалид должен показать справку, подтверждающую факт установления инвалидности. В справке указываются группа инвалидности и степень ограничения к трудовой деятельности. Таких степеней три, и конкретная степень должна быть указана в справке учреждения МСЭ.

Во-вторых, инвалид должен предъявить «Индивидуальную программу реабилитации инвалида» по специальной форме. В этом документе должно быть ясно изложено, какие требования к содержанию и условиям труда обязан соблюсти работодатель, принимающий на работу инвалида.

Конечно же, должны быть оформлены приказы о приеме на работу, приказы о расторжении трудового договора, личные карточки работников, приказы о переводе работников на другую работу, приказы о представлении отпуска. Наличие этих документов подтверждает зачисление сотрудника в штат предприятия.

2. Подтверждение или неподтверждение среднесписочной численности инвалидов среди работников.

Согласно п.84 Порядка заполнения формы NП-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, т.е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля — по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

Численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. При наличии двух или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд численность работников списочного состава за каждый из этих дней принимается равной численности работников списочного состава за рабочий день, предшествовавший выходным и праздничным (нерабочим) дням.

Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора.

В соответствии с п.85 Порядка заполнения формы NП-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода.

В списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации.

3. Должностные инструкции работников, включенных в штатное расписание.

Эти документы в нашем случае должны быть обязательно. Обязанности, прописанные в должностных инструкциях, не должны расходиться с обязанностями, прописанными в трудовом договоре.

4. Трудовые договора.

Обязательный документ при принятии на работу инвалида – это трудовой договор, который заключается по общим правилам. Обязательные условия, которые предусмотрены Трудовым кодексом, непременно должны присутствовать в трудовом договоре. Дополнительные условия вносятся в текст договора по усмотрению сторон.

Одним из обязательных условий трудового договора является место работы.

Следующим обязательным условием является трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работы).

Если в трудовом договоре не прописаны в полном объеме должностные обязанности, необходимо дать ссылку на должностную инструкцию, в которой эти обязанности поименованы.

Обязательным условием является и дата, с которой работник приступает к трудовой деятельности. К обязательным относятся и условия об оплате труда. Также необходимо указать, является ли работа по данному трудовому договору основным местом работы или совместительством (ст. 282 ТК РФ).

6. Табели учета рабочего времени.

Так как расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора, то наличие и правильное заполнение этого документа обязательно.

Для того, чтобы не было выявлено несоответствие между фактической ситуацией и условиями трудовых договоров, а также данными, отраженными в табелях учета рабочего времени, расчетах списочной, среднесписочной численности работников организации необходимо табели заполнять своевременно, учитывая вышеназванные документы.

7. Штатное расписание.

Оно должно быть в наличии, количество штатных единиц должно соответствовать количеству принятых сотрудников, или в штатном расписании должно быть большее количество.

9. Трудовые книжки – подтверждение того, что инвалид-сотрудник работает по основному месту работы.

Перечень документов, необходимых для заключения трудового договора, приведен в ст. 65 ТК РФ. Прежде всего, это паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Следующий документ — трудовая книжка. Законодатель устанавливает лишь три случая, когда трудовая книжка может не представляться:

— работник поступает на работу на условиях совместительства;

— трудовой договор заключается впервые (в этом случае работодатель обязан сам оформить новому сотруднику трудовую книжку);

— трудовая книжка утрачена или повреждена (по письменному заявлению работника (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) ему должны оформить новую трудовую книжку).

Кроме этого, налоговая инспекция может проводить среди сотрудников компании следующие опросы:

— на предмет действительности работы инвалидов в организации.

Работники-инвалиды в случае опроса налоговыми органами, должны четко представлять в какой организации они работают, где находится организация, где находится их рабочее место и т.д. Не редки случаи, когда инвалиды, числящиеся на предприятии, даже не подозревают о том, где они работают.

— на предмет выяснения, действительно ли инвалид работал больше одного дня в месяц в организации.

Работники-инвалиды в случае опроса налоговыми органами должны четко представлять, сколько часов и дней они работают на предприятии.

Наконец, при проверке ФНС также может проводить следующие мероприятия:

1. Запрос технологических карт выпускаемых товаров, маршрутных карт производимых изделий, документов, содержащих описание технологических процессов изготовления производимых товаров, ТЭО на выпускаемую продукцию, актов экспертизы за проверяемый период.

Это будет сделано с целью выявления отсутствия человеческих ресурсов, в т.ч. основного производственного персонала, в количестве, необходимом для осуществления производственного процесса выпуска товарной продукции. И даже если вы, сославшись на то, что эти документы не являются обязательными для ведения налогового учета, не предоставите их, налоговые органы будут действовать согласно следующему пункту.

2. Запрос организациям, проводившим экспертизы происхождения товаров.

Налоговые органы сделают свои выводы, основанные исключительно на Акте экспертизы происхождения товара, на основании той выписки из штатного расписания, которую вы предоставите в соответствующие организации. Но ведь вы предоставляете выписку в данном случае на максимально возможное количество сотрудников. Предоставление документов организациям, проводившим экспертизы происхождения товаров, осуществляется с целью определить возможность предприятия по производству заявленных изделий и соответствие продукции критериям достаточной переработки. То есть, чтобы определить производственную мощность.

Понятие производственной мощности используется для характеристики производственного потенциала предприятия или его структурного подразделения. Производственная мощность – это показатель, отражающий максимальную способность предприятия (подразделения, объединения или отрасли) по осуществлению выпуска товарной продукции в натуральных или стоимостных единицах измерения, отнесенных к определенному периоду времени (смена, сутки, месяц, квартал, год).

Этот показатель позволяет осуществить:

— сравнение производственного предприятия или его подразделения с другими аналогичными производствами;

— выявление резервов увеличения выпуска продукции путем увеличения загрузки оборудования;

— сравнение использования производственных возможностей предприятия в различные периоды времени.

Граница производственных возможностей предприятия определяется однозначно: при определенных объемах производства всех продуктов, кроме одного, объем производства этого продукта может быть рассчитан исходя из того, что все свободные ресурсы будут употреблены для его производства.

В связи с этим предприятие представляет организациям, проводившим экспертизы происхождения товаров выписку из штатного расписания, составленного с максимальным включением сотрудников, необходимых для производства товара с максимальным использованием производственных мощностей. Соответственно, акт данной экспертизы подтверждает лишь наличие возможности выпуска продукции в определенном максимальном объеме. В связи с этим, данные из Акта экспертизы неправомерно использовать для исчисления среднесписочной численности сотрудников на предприятии.

3. Расчет возможности выпуска товарной продукции только с использованием работников организации.

В этом случае данные, необходимые налоговой инспекции для проверки, также могут быть взяты из акта экспертизы.

4. Сопоставление среднего количества основного производственного персонала организации и средней численности основного производственного персонала (ОПП), необходимого для товарного выпуска .

В этом случае данные также могут быть взяты из акта экспертизы.

5. Выяснение отсутствия у организации трудовых ресурсов в размерах, необходимых для выпуска товарной продукции, путем рассмотрения заключенных договоров со сторонними организациями, предметом которых являлось осуществление операций технологического процесса изготовления продукции выпускаемой организацией или обеспечение осуществления производственного процесса.

А вот здесь должно быть четкое разграничение: что относится к производственному процессу, а что нет. И предприятие должно доказать, что собственными силами осуществляло основной производственный процесс.

Предприятие самостоятельно должно осуществлять закупку комплектующих для производства продукции, что должно подтверждать наличие заключенных контрактов с поставщиками. А так же движение денежных средств в оплату договоров. А так же предприятие должно вести бухгалтерский учет по выпуску готовой продукции, что должно подтверждать распечатка Оборотно-сальдовая ведомость по счету 43.

Кроме того, факт осуществления предприятием производства продукции может подтверждать наличие ранее существовавших судебных дел, где к предприятию предъявлялись претензии как к производителю продукции, и предприятие было признано производителем. Так называемый преюдициальный факт — обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу.

6. Выяснение наличияпроизводственных и складских помещений и оборудования, в размерах, необходимых для производства товарной продукции .

Даже если предприятие не имеет собственных производственных мощностей: производственных помещений, производственного оборудования и инвентаря, это не значит, что предприятие не является производителем. Так как предприятие может иметь арендованные производственные помещения, производственное оборудование, а также на балансе организации может находиться производственное оборудование и инвентарь.

7. Рассмотрение договоров со стороны организаций, представлявших в аренду оборудование, инвентарь и другое движимое имущество, оказывавших услуги по выполнению основных технологических операций изготовления товаров и услуги по осуществлению административно управленческих функций.

Если организация, использующая труд инвалидов, правильно и своевременно оформляет все документы, ей экономически выгодно будет пользоваться льготами, предоставляемыми таким компаниям.