Меню Закрыть

Требования к оформлению орд

Оглавление:

Требования к оформлению ОРД

Правила оформления ОРД основаны на требованиях ГОСТ Р 6.30 — 97 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Для оформления ОРД используют листы бумаги строго определенных форматов: формат А4 (210×297), формат А5 (210×148), формат A3 (420×210), формат А6 (148×105).

Организационно-распорядительные документы имеют стандартные поля: левое — 35 мм (минимум 20 мм), правое — 10 мм, верхнее — 20 мм, нижнее -10 мм.

При подготовке и оформлении документов используются реквизиты. Реквизит — обязательный элемент (составная часть) оформления официального документа.

Современные требования к оформлению организационно-распорядительных документов

Лекторы

  • ЗАРИПОВА Людмила

Посмотреть видеозапись вебинара и скачать презентацию

В рамках вебинара мы обсудим:

На вебинаре сравним структуру и содержание ГОСТ Р 6.30-2003 и нового ГОСТ Р 7.0.97-2016. Сделаем выводы о том:

— какие реквизиты не вошли в новый стандарт;

— какие новые реквизиты вошли в новый стандарт;

— у каких реквизитов изменились только названия, а функции остались прежними.

Особое внимание уделим реквизитам, у которых изменились правила оформления.

Начало вебинара: 11:00 по московскому времени
Длительность вебинара: 1,5 часа

Высшая Школа Секретаря

повышение квалификации онлайн

Все необходимые знания для работы кадровых специалистов

с учетом последних изменений и внедрения профстандартов

Современные требования к оформлению организационно-распорядительных документов (стр. 1 из 24)

на тему: Современные требования к оформлению организационно-распорядительных документов

деятельности органов государственной

власти и местного самоуправления»

Работа допущена к защите:

Глава 1. Общие требования к организационно-распорядительной

1.1. Унификация и стандартизация управленческой документации

1.2. Унифицированная система организационно – распорядительной

1.3. Реквизиты организационно – распорядительных документов

Глава 2. Технология разработки и оформления организационно – распорядительной документации. Организационно – правовые документы

2.1. Распорядительные документы

2.2. Особенности оформления информационно – справочных документов

Перечень источников и литературы

Тема работы является актуальной в настоящее время, так как управленческая деятельность осуществляется с помощью документов, которые являются и источником, и результатом, и инструментом этой деятельности. Среди большого разнообразия видов служебных документов, обращающихся на предприятиях и в организациях, организационно-распорядительная документация (ОРД) занимает особое место, которая затрагивает судьбы миллионов людей. ОРД в равной степени представляют интерес для работников как канцелярии, так и экономических служб. Для упрощения работы с ОРД , ускорения их составления и оформления проведена унификация и стандартизация ОРД по форме и по содержанию. Можно утверждать, что организационная и управленческая деятельность главным образом заключается в разработке и реализации решений, документированных в ОРД. Организационно-распорядительная документация является наиболее широко используемым видом управленческой документации.

Согласно Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД) ОРД систематизированы по следующим функциям:

· создание организации, предприятия;

· реорганизация организации, предприятия;

· ликвидация организации, предприятия;

· приватизация государственных и муниципальных организаций, предприятий;

· распорядительная деятельность организации, предприятия;

· организационно-нормативное регулирование деятельности организации, предприятия;

· оперативно-информационное регулирование деятельности организации, предприятия.

Исходя из перечисленных функций ОРД классифицируют на три группы:

1. организационная документация (уставы, положения, правила, инструкции, штатные расписания);

2. распорядительная документация (приказы, распоряжения, постановления, решения, указания);

3. информационно-справочная документация (письма, телеграммы, факсы, акты, протоколы, докладные и служебные записки и т.п.).

Управленческая документация на сегодня составляет собой основу управления любой организации. Качество управленческой документации, обеспечивающей осуществление организационно-распорядительной деятельности, является важнейшим фактором, определяющим саму возможность и эффективность процесса управления. Унификацию и стандартизацию управленческих документов следует рассматривать как один из факторов повышения производительности управленческого труда.

Оформление организационно – распорядительной документации осуществляется в соответствии с нормами и требованиями ГОСТ Р 6.30-2003. В государственном стандарте определено 30 реквизитов. Стандарт жёстко не оговаривает перечень ОРД, на которые он распространяется. Стандартом установлены: состав реквизитов документов; требования к оформлению реквизитов документов; требования к бланкам документов, включая бланки документов с воспроизведением Государственного герба РФ.

Цель дипломной работы : комплексно проанализировать всю совокупность требований к ОРД, предоставляемых нормативно-правовыми и нормативно-методическими актами к современным организационно-распорядительным документам в РФ и сформировать предложения и выводы, направленные на дальнейшее совершенствование функционирования ОРД.

– рассмотрение требований к организационно-распорядительной документации, предъявляемых современной нормативно-правовой и нормативно-методической базой;

– анализ технологии разработки организационно-распорядительной документации;

– изучение порядка оформления реквизитов организационно-распорядительных документов;

– формирование выводов, направленных на дальнейшее совершенствование ОРД в федеральных и муниципальных органах власти Саратовской области, в частности в администрации г. Балаково.

Научная новизна дипломной работы: состоит в постановке самой проблемы на данном этапе и комплексном ее рассмотрении, а также в тех выводах и предложениях, которые нами даны в работе.

Практическая ценность дипломного сочинения: теоретический материал, материалы анализа и сделанных выводов практической работы по организационно-распорядительной документации могут быть использованы в учебном процессе со студентами – будущими документоведами, а также на семинарах, занятиях и курсах с работниками делопроизводственной сферы.

Источниковедческая база дипломной работы: Конституция РФ, Федеральные законы, Кодексы, Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», Типовая инструкция по делопроизводству (2005г.), Положения, имеющие отношение к ОРД; научно-методические работы по указанной проблематике; публикации в периодической печати, текущее делопроизводство учреждений, предприятий, местных органов власти Саратовской области, в частности в администрации муниципального образования г. Балаково.

Апробация дипломной работы: по содержанию дипломной работы были сделаны сообщения на университетской научной конференции, сделан доклад на предзащите, выполнена курсовая работа, опубликовано в научном сборнике 2 статьи.

Структура дипломной работы: Введение, Глава 1 – Общие требования к организационно – распорядительной документации, Глава 2 – Технология разработки и оформления организационно-распорядительной документации, Заключение, Перечень источников и литературы, Приложения (№№ 1-28).

Глава 1. Общие требования к организационно – распорядительной документации

1.1.Унификация и стандартизация управленческой документации

Управленческая документация на сегодня составляет собой основу управления любой организации. Качество управленческой документации, обеспечивающей осуществление организационно-распорядительной деятельности, является важнейшим фактором, определяющим саму возможность и эффективность процесса управления.

Управленческий документ это документ, который при сохранении всех признаков документа вообще отличается некоторыми видовыми признаками, связанными прежде всего с реализацией организационно-распорядительных функций управления.

Ученые – документоведы на основе анализа практики документирования управленческой информации предложили комплекс требований, которым должен отвечать управленческий документ. Задача состояла в том, чтобы совокупность предложенных требований при ее реализации обеспечила документу такие свойства, которые гарантировали бы совпадение его исходного и интерпретационного смыслов.

Приведем эти требования с некоторой коррекцией текста[1] .

1. Законность. Все сведения, изложенные в документе, не должны противоречить действующим нормативно-правовым актам, определяющим действия участников процесса управления.

2. Достоверность. Сведения, содержащиеся в документе, должны в полной мере отвечать истине о фактах, событиях, людях, которых он касается.

3. Однозначность. Текст документа по смыслу должен быть однозначным, т.е. положения, приведенные в нем, не могут быть истолкованы двояко, по-разному.

4. Конкретность. Текст документа должен отвечать требованиям определенности таким образом, чтобы в нем были приведены все необходимые сведения, порождаемые знаменательными словами текста.

5. Полнота. Текст управленческого документа должен отвечать требованиям полноты, т.е. содержать все сведения, которые необходимы для обеспечения требуемого качества и эффективности управления.

6. Непротиворечивость. Сведения, приводимые в документе, не должны находиться в противоречии друг с другом, быть не согласованными между собой.

7. Понятность. Все сведения документа должны быть изложены языком ясным, понятным, несмотря на то, что он считается административным, официально-деловым.

8. Мотивированность. Содержание документа должно побуждать адресата к осуществлению целей, поставленных автором документа.

9. Юридическая значимость . Управленческий документ для обеспечения его юридической силы должен при оформлении иметь все требуемые, правильно составленные и оформленные реквизиты.

Унификацию и стандартизацию управленческих документов следует рассматривать как один из факторов повышения производительности управленческого труда. Унификация документов – это выбор рациональных структур их построения, приведение документов к единообразию на основе установления рационального количества их форм и типизация построения. Она применяется не только к управленческим документам, но и к новым системам. Так, например, унифицированы проездные, авиационные и железнодорожные билеты.

ГОСТ Р 7.0.97-2016 вместо ГОСТ Р 6.30-2003. Новые требования к оформлению организационно-распорядительных документов

Николай Снегирев, аналитик DIRECTUM

В 2003 году был утвержден и введен в действие ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Этот стандарт устанавливает требования к составу реквизитов организационно-распорядительных документов, оформлению реквизитов и бланкам документов.

За время, прошедшее с 2003 года, практика документирования ушла далеко вперед: все активнее применяются информационные системы, появились новые реквизиты; были приняты Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи»; получает широкое распространение межкорпоративный электронный документооборот. Все это привело к необходимости подготовки нового стандарта, устанавливающего современные требования к оформлению документов.

В 2014 году Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) приступил к пересмотру ГОСТ Р 6.30-2003. (См. статью О подготовке нового ГОСТ Р «УСД. УСОРД. Требования к оформлению документов» взамен ГОСТ Р 6.30-2003)

Правила применения стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», который говорит о добровольности применения документов по стандартизации. При этом для госорганов, компаний с госучастием и многих других использование стандарта является обязательным по внутренним положениям.

Что необходимо изменить, чтобы соответствовать новому ГОСТ

Изменения реквизитов

Продолжая оформлять документы в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003, можно нарушить требования ГОСТ Р 7.0.97-2016. Необходимо обратить внимание на изменение реквизитов:

● код формы документа проставляется в правом верхнем углу рабочего поля документа и состоит из слов «Форма по» (наименование классификатора) и цифрового кода;

● дата документа не допускает запись в последовательности: год, месяц, день месяца;

● в реквизитах «Адресат» и «Текст документа» инициалы ставятся после фамилии;

● при согласовании документа коллегиальным органом, гриф согласования документа заполняется в последовательности: сведения об органе, согласовавшем документ, дате и номере протокола, в котором зафиксировано решение о согласовании;

● печать проставляется, не захватывая собственноручной подписи лица, подписавшего документ;

● отметка об исполнителе включает фамилию, имя и отчество исполнителя, номер его телефона;

● если копия документа выдается для предоставления в другую организацию, отметка о заверении копии дополняется надписью о месте хранения документа, с которого была изготовлена копия («Подлинник документа находится в (наименование организации) в деле № … за … год»), и заверяется печатью организации;

● отметка о направлении документа в дело дополнительно должна содержать год дела, в которое направляется документ, должность лица, оформившего отметку.

Появились новые реквизиты:

● наименование структурного подразделения автора документа;

● наименование должности лица – автора документа.

Был исключен реквизит «Идентификатор электронной копии документа». Это логичное действие, ранее реквизит предполагал указание наименования файла на машинном носителе, код оператора, дату, место изготовления и другие поисковые данные, принятые в организации. Указание пути к файлу – это анахронизм. Большинство систем для работы с электронными документами поддерживают поиск по разным параметрам – по реквизитам документа и тексту, а значит, документам не нужен специфический идентификатор.

Смотрите так же:  Мировой суд иск о защите прав потребителя

Общие требования к документам

В изменениях общих требований к оформлению документов отразилось более экономное отношение к бумаге и понимание сложностей работы архивов:

● документы длительных (свыше 10 лет) сроков хранения должны иметь левое поле не менее 30 мм;

● допускается создание документов на лицевой и оборотной сторонах листа, при котором ширина левого поля на лицевой стороне листа и правого поля на оборотной стороне листа должны быть равны.

Оформление абзацев, строк, шрифтов

Требования ГОСТ более адаптированы под современную реальность использования не печатных машинок, а компьютеров и текстовых редакторов. Конечно, можно усмотреть недоработку в ГОСТе, так как шрифты Times New Roman, Verdana имеют явную принадлежность авторского права зарубежным компаниям.

В новом ГОСТе указано:

● предпочтительными гарнитурами и размерами шрифтов для реквизитов документа являются:

● Times New Roman № 13, 14;

● Calibri № 14 и приближенные к ним;

● при составлении таблиц допускается использование шрифтов меньших размеров.

● абзацный отступ текста документа – 1,25 см;

● заголовки разделов и подразделов печатаются с абзацным отступом или центрируются по ширине текста;

● заголовок к тексту может не составляться, если текст документа не превышает 4-5 строк;

● многострочные реквизиты печатаются через один междустрочный интервал, составные части реквизитов отделяются дополнительным интервалом;

● текст документа печатается через 1-1,5 межстрочных интервала;

● если документ готовится для издания с уменьшением масштаба, текст печатается через два интервала;

● интервал между буквами в словах – обычный;

● интервал между словами – один пробел;

● текст документа выравнивается по ширине листа (по границам левого и правого полей документа);

● длина самой длинной строки реквизита при угловом расположении реквизитов не более 7,5 см;

● длина самой длинной строки реквизита при продольном расположении реквизитов не более 12 см.

Требования к бланкам

С одной стороны, использование бланков упрощает подготовку документов. С другой стороны, дает единство оформления документов, отражает имидж государства в лице ведомства и корпоративную культуру. Для поддержки высоких стандартов особенно удобно использовать электронные бланки и шаблоны. В новом стандарте они поставлены на один уровень с бумажными:

● бланки на бумажном носителе и электронные шаблоны бланков должны быть идентичны по составу реквизитов, порядку их расположения, гарнитурам шрифта;

● бланки документов на бумажном носителе и электронные шаблоны бланков изготавливаются на основании макетов бланков, утверждаемых руководителем организации;

● электронные шаблоны бланков документов должны быть защищены от несанкционированных изменений;

● виды применяемых бланков и их разновидности устанавливаются нормативными правовыми актами.

Дополнительные изменения в оформлении документов

Корпоративные и локальные стандарты

Хотя стандарт и является добровольным, но является ориентиром для всех, в том числе коммерческого сектора экономики, поэтому радует, что есть положения, которые учитывают особенности этого направления.

Наряду с товарным знаком (знаком обслуживания) на бланках документов может указываться коммерческое обозначение юридического лица.

Появился новый реквизит, отражающий наличие в документе информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Код формы документа может проставляться не только в соответствии с ОКУД, но и в соответствии с локальным классификатором.

Нормативными правовыми актами организации может быть предусмотрено выделение реквизитов «адресат», «заголовок к тексту» или «подпись», а также отдельных фрагментов текста полужирным шрифтом.

Нормативные правовые акты организации, а также иные многостраничные документы могут оформляться с титульным листом.

Электронные адреса и отправка электронных документов

Реквизит «Справочные данные об организации» указывается в бланках писем и включает реквизиты из ГОСТ Р 6.30-2003:

● 04 – код организации (ОКПО);

● 05 – основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица;

● 06 – идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП);

● 09 – справочные данные об организации.

Дополнительно может указываться адрес местонахождения юридического лица, если он не совпадает с почтовым адресом.

При отправке письма по электронной почте или факсимильной связи (без досылки по почте) почтовый адрес не указывается.

Отметка об исполнителе содержит фамилию, имя и отчество исполнителя. Дополнительно в отметке об исполнителе может содержаться наименование должности, структурное подразделение и электронный адрес исполнителя. Отметка об исполнителе может оформляться как нижний колонтитул и печататься шрифтом меньшего размера.

Приложением может быть обособленный электронный носитель (компакт-диск, usb-флеш-накопитель и др.), отметка будет выглядеть следующим образом: CD в 1 экз. При этом на вкладыше (конверте), в который помещается носитель, указываются наименования документов, записанных на носитель, имена файлов.

К слову, возможно, скоро не нужно будет указывать не только почтовый, но и электронный адрес заказчика и не придется пользоваться «обособленными электронными носителями». Достаточно будет только некого общего идентификатора в системе обмена юридически значимыми документами. Компании уже начинают понимать преимущества такого обмена над электронной и тем более бумажной почтой.

Нормы обращения и адресования

При заполнении реквизита «Адресат» допускается перед фамилией должностного лица употреблять сокращение «г-ну»/«г-же». При этом повторим, что инициалы в реквизитах «Адресат» и «Текст документа» теперь должны ставиться после фамилии.

В деловых (служебных) письмах могут использоваться:

● Уважаемый господин Председатель!

● Уважаемый господин Губернатор!

● Уважаемая госпожа Захарова!

● Уважаемый Николай Петрович!

В обращении по должности наименование должности пишется с прописной буквы, в обращении по фамилии инициалы лица не указываются.

– заключительная этикетная фраза:

Обращение «господин — господа», имевшее до 1917 года статус официального, в настоящее время широко используется в различных сферах жизни нашего общества. Однако следует помнить, что даже сведенное до индекса вежливости при пофамильном обращении слово это несвободно от лексического значения, включающего представление о социальном статусе адресата. Так обращаются в письмах к деловым партнерам, предпринимателям, банкирам, должностным лицам, деятелям искусства, политикам. При этом совершенно невозможно представить себе ситуацию использования этого обращения по отношению к социально незащищенным группам населения: «господа инвалиды», «господа беженцы», «господа безработные».

ЭДО и новый ГОСТ

ГОСТ Р 7.0.97-2016 учитывает широкое распространение в организациях применения СЭД. Новый стандарт допускает проведение согласования документов в системах электронного документооборота согласно ГОСТ Р ИСО 15489-1. Внесение резолюций по документу можно проводить непосредственно в системе электронного документооборота.

Документ на бумажном и электронном носителях должны выглядеть одинаково, поэтому требования к оформлению реквизитов распространяются на документы на бумажном и электронном носителях.

Новый ГОСТ учитывает, что есть документы, которые существуют только в электронном виде и подписаны электронной подписью. При визуализации электронного документа, подписанного электронной подписью, на бумажном документе помещается отметка об электронной подписи с соблюдением следующих требований:

● место размещения отметки об электронной подписи должно соответствовать месту размещения собственноручной подписи в аналогичном документе на бумажном носителе;

● элементы отметки об электронной подписи должны быть видимыми и читаемыми при отображении документа в натуральном размере;

● элементы отметки об электронной подписи не должны перекрываться или накладываться друг на друга;

● элементы отметки об электронной подписи не должны перекрывать элементы текста документа и другие отметки об электронной подписи (при наличии).

Нумерация и названия реквизитов

Соотношение реквизитов ГОСТов представлено в таблице:

Общие требования к составлению и оформлению организационно-распорядительных документов

Состав организационно-распорядительных документов. Количество печатных знаков на странице формата А4. Требования к официально-деловому стилю документов. Способы утверждения бумаг. Реквизиты, правила их расположения. Пример оформления распоряжения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО»

Общие требования к составлению и оформлению организационно-распорядительных документов (ОРД)

В деятельности каждой организации, учреждения, предприятия (далее — организация) независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности, направления и специфики деятельности создается большое количество организационно-распорядительных документов. Организационно-распорядительный документ — документ, применяемый при оформлении организационной, распорядительной, исполнительной и контрольной функций управления. Организационно-распорядительные документы составляют отдельную подсистему управленческой документации и обеспечивают организацию процессов управления и управленческого труда. Именно поэтому система организационно-распорядительной документации (далее — ОРД) самая массовая.

В состав организационно-распорядительных документов входят:

— организационные документы (устав организации, положение об организации, структура и штатная численность, штатное расписание, правила внутреннего распорядка, положение о структурном подразделении, должностная инструкция работника). Эти документы определяют правовое положение и основные задачи учреждений, организаций, предприятий и их структурных подразделений, работников;

— распорядительные документы (приказ, распоряжение, указание, решение, постановление). Такой документацией оформляется распорядительная деятельность должностных лиц и коллегиальных органов. Распорядительные документы вместе с тем являются средствами передачи письменных указаний подчиненным учреждениям, организациям, предприятиям и конкретным лицам;

— информационно-справочные документы (протокол, акт, письмо, докладная и объяснительная записки, справка, доверенность, телеграмма, телефонограмма и др.). Эти документы инициируют управленческие решения, позволяют выбрать тот или иной способ действия.

— документы по кадрам организации (приём, перевод, увольнение с работы, оформление отпусков, поощрений, взысканий). Эти документы используются в деятельности кадровой службы организации.

Для ОРД установлены два формата бумаги А4 (210 х 297 мм) и А5 (148 х 210 мм).

Для формата А4 установлены следующие размеры полей: : левое- 30 мм, правое — не менее 8 мм, верхнее — 20 мм, нижнее — 20 мм. По ля документов служат для подшивки документов, нанесения отметок, а таке предохраняют текст от преждевременного износа.

С целью экономии бумаги тексты документов, используемых внутри организации, разрешается оформлять на двух сторонах листа (для документов сроком хранения до 3 лет). При печати документа на оборотной стороне листа размер левого поля должен быть не менее 8 мм, правого — не менее 30 мм, верхнего и нижнего — не менее 20 мм.

При оформлении многостраничного документа первая его страница печатается на бланке, а все последующие на чистых листах бумаги одинакового с бланком формата и качества. Второй и последующие экземпляры документа допускается печатать на бумаге, не совпадающей по цвету и качеству с первым, но одинакового с ним формата.

Документы, оформляемые на двух и более страницах, должны быть пронумерованы, начиная со второй страницы. Нумерация выполняется арабскими цифрами без каких-либо знаков, посередине верхнего поля, на расстоянии не менее 10 мм от верхнего обреза листа. При оформлении документа на двух сторонах листа, вторая страница нумеруется при наличии третьей.

Тексты документов, изготавливаемых с помощью печатающих устройств, на бумаге формата А4 оформляют через 1,5 межстрочного интервала, на А5 — через 1 интервал. Тексты документов, изготавливаемые на компьютере, оформляют через 1 интервал.

За единицу измерения машинописных работ принята одна нормально заполненная страница формата А4, напечатанная с одной стороны. Нормально заполненной считается страница, на которой в зависимости от интервала печатания располагается соответствующее количество печатных знаков (Таблица 1).

Таблица 1 — Количество печатных знаков на странице формата А4

Знаков в строке

Знаков на странице

Строки многострочных реквизитов печатаются через 1 межстрочный интервал и выравниваются по левой вертикальной линии. Составные части реквизитов отделяют друг от друга 1,5 — 2 интервалами, а сами реквизиты — 2 -3 межстрочными интервалами. Максимальная длина строки многострочных реквизитов — 28 знаков.

Смотрите так же:  Карта сбербанка кончился срок действия

Набор текста с использованием компьютера осуществляется в текстовом редакторе Microsoft Word, применяется гарнитура шрифта Times New Roman в обычном начертании, размер шрифта — не менее 13 пт. Выравнивание по ширине листа. Реквизиты, состоящие из нескольких строк (кроме реквизита Текст) печатают с интервалом точно 14 пт. Составные части реквизитов Адресат, Гриф утверждения, Гриф согласования, Отметка о наличии приложения, Гриф приложения отделяются друг от друга одинарным интервалом.

Для каждого формата документов предусмотрено два вида расположения реквизитов заголовочной части. Первый — угловое расположение, при котором наименование организации (предприятия), выпустившей документ, ее адрес, телефон и т.д., а также наименование вида документа (приказ, акт и т.д.) размещаются в левом верхнем углу, оставляя в правом углу место для указания сведений об адресате или грифе утверждения. Этот вид используется наиболее часто.

Угловое расположение реквизитов бывает флаговое и центрованное. При флаговом расположении строки реквизитов начинаются от границы левого поля, а правый край строки не выравнивается. При угловом центрованном расположении все реквизиты, расположенные в углу листа, выравниваются (центруются), т.е. находятся на равном расстоянии от границы левого поля и середины листа.

Второй вариант — продольный, при котором реквизиты, включающие сведения об организации, выпустившей документ, наименование документа, размещаются по всей верхней части листа. Этот вариант расположения реквизитов применяют при большом количестве знаков в данных реквизитах.

Языку служебных документов должна быть присуща стилистическая строгость. Служебные документы предприятия связаны с правовой нормой, поэтому объективность в стиле изложения подчеркивается утверждающим и предписывающим характером документа. В официально — деловом стиле не должно быть эмоциональности, субъективной оценочности и разговорности. Официально — деловой стиль документов должен отвечать требованиям:

— краткость и компактность изложения официального документа;

— точность и определенность формулировок;

— однозначность и единообразие терминов;

В ОРД документах должны использоваться общепринятые сокращения (единицы измерения, названия учреждений, территорий и т.д.). Основные требования при использовании сокращений слов в официальных документах:

— сокращенные написания должны быть понятны;

— не должно быть разнобоя в названиях имен, территориальных названиях, терминов, должностей, учреждений и т.д., т.е. написание сокращений должно быть унифицировано.

Для осуществления управленческой деятельности предприятие издает распоряжения и принимает постановления, которые обязательны к исполнению во всех подразделениях, а так же всеми должностными лицами.

При оформлении и составлении распорядительных и иных служебных документов должны соблюдаться требования, обеспечивающие юридическую силу документов, оперативное и качественное их исполнение и поиск, возможность обработки документов с помощью средств вычислительной техники.

Название документа должно присутствовать на любом документе, кроме письма; оно определяется составителем документа, исходя из назначения и содержания последнего, и должно соответствовать виду данного документа (постановление, распоряжение, приказ, акт, инструкция и т.д.).

В зависимости от названия документа выбирается нужная форма изложения текста, определяются характер и степень обязательности реализации его содержания.

Название документа служит целям удобства классификации, контроля и хранения документов.

Исходя из названия документа, устанавливается и перечень необходимых для его оформления других реквизитов.

Заголовок документа составляется к любому документу формата А4 (210 х 297 мм), независимо от его назначения. Заголовок отражает содержание документа и должен быть максимально точным, согласовываться с видом документа.

Раскрывающий содержание документа заголовок позволяет экономить время при его рассмотрении, а главное — устраняет возможность ошибки или вариантности его толкования при вводе сведений о документах в информационно — поисковую систему, облегчает поиск и прохождение документов.

Датирование документа обязательно для придания ему юридической силы. Датой документа является дата его подписания или утверждения:

— датой издания (принятия) постановления, распоряжения, приказа является дата их подписания Главой города, руководителем структурного подразделения;

— датой протокола является дата заседания (принятие решения);

— датой акта — дата события;

— датой отчета, плана и других требующих утверждения — дата их утверждения;

— датой вступления в силу распорядительного документа считается дата его подписания, если иное не указано в самом документе.

В состав даты входит указание числа, месяца, года.

Все служебные отметки на документе, связанные с его созданием, прохождением и исполнением (визирование, согласование, регистрация) и т.д. в обязательном порядке датируются.

Дата должна проставляться лицом, подписывающим или утверждающим документ. На документах, составленных совместно несколькими организациями или юридическими лицами, проставляется единая дата подписания. Место размещения даты зависит от вида документа и определено в форме бланков.

Индекс придает документу юридическую силу, подтверждая факт составления и отправки документа, и предназначен для учета, контроля за своевременным исполнением и организации системы поиска поступающих или создаваемых документов. Индекс документа должен состоять из порядкового номера, который при необходимости дополняется буквенными обозначениями, индексом по номенклатуре дел или другому классификатору — названий документов, вопросов деятельности, корреспондентов, исполнителей и др. Составные части индексов отделяются косой чертой, например: 148/12-15, где: 148 — порядковый номер корреспонденции, 12-15 — индекс дела, где хранится документ.

Текстом документа является выраженное средствами делового языка содержание каких-либо действий или событий. Его содержание должно быть увязано с ранее изданными по данному вопросу документами и отражать точное и правильное освещение событий. Текст документа составляется на основе унифицированных форм, унифицированных сборников текстов, типовых нормативных документов, определяющих содержание конкретных документов. Тексты документов оформляются в виде связного текста, анкеты, таблицы или соединения этих форм.

Рекомендуется разделять тексты на две основные части. В первой части указывается основание составления документа. Во второй части излагаются выводы, предложения, решения, распоряжения или просьбы. Если документ состоит из одной фразы, то в первой части также рекомендуется сообщать основания или причины создания документа, а во второй — решение, распоряжение, просьбу.

В распорядительных документах, действующих на принципах единоначалия или адресованных руководству или органам власти, суда и прокуратуры, используются формы изложения текста от первого лица единственного числа, например: «Постановляю», «предлагаю», «прошу», «обязываю».

В распорядительных документах, издаваемых на принципах коллегиальности, форма изложения текста от третьего лица единственного числа, например: «постановляет», «решил».

В совместных документах используется форма изложения текста от первого лица множественного числа, например: «предлагаем», «решили» и т.д.

Документы, содержащие информацию по различным вопросам деятельности учреждений, организаций и в ней несколько решений, выводов (в докладах, положениях, обзорах), делятся на разделы, главы, пункты, подпункты, которые нумеруют арабскими цифрами. Разделы должны иметь заголовки, выражающие существо содержания документа.

Документы — приложения могут быть трех видов:

— утверждаемые или вводимые в действие соответствующим документом (приложение к правовым актам);

— поясняющие содержание другого документа;

— направляемые с сопроводительным документом адресату.

Согласование является способом предварительного рассмотрения и оценки проекта документа. Согласование проектов документов проводится при необходимости оценки целесообразности документа, его обоснованности и соответствия действующему законодательству и правовым актам. Согласование может проводиться как в УК, ее структурных подразделениях, так и вне ее с подведомственными и неподведомственными организациями, учреждениями.

Внутреннее согласование проектов распорядительных документов называется визированием.

Визирование производится в следующей последовательности:

— с функциональными подразделениями;

— с совещательными органами;

— с общественными организациями;

— с юридической службой;

— с финансовой службой;

— с заместителями Главы города, ведающими вопросами, содержащимися в проекте документа.

Первым проект документа визирует его исполнитель в подтверждение того, что он несет ответственность за его качество. Виза включает в себя личную подпись визирующего и дату согласования. При необходимости могут быть указаны должность визирующего, дата и расшифровка его подписи (инициалы и фамилия) и располагается слева направо во всю ширину листа. Виза проставляется на первом экземпляре и располагается на последнем листе подлинника распорядительного документа ниже реквизита «подпись». Отказ должностного лица от визирования не допускается. При наличии разногласий точка зрения визирующего излагается перед визой или на отдельном листе с указанием об этом в форме: «замечания прилагаются».

Внешнее согласование можно оформлять грифом согласования, справкой согласования или представлением протокола обсуждения проекта документа на заседании коллегиального органа.

Гриф согласования включает в себя следующие элементы:

— слово Согласовано (печатается прописными буквами);

— полное наименование должности и название учреждения;

— инициалы и фамилию лица, с которым документ согласовывается;

Гриф согласования располагают ниже реквизита «подпись» или на отдельном листе согласования, если содержание документа затрагивает интересы нескольких организаций, то согласование может быть на отдельном «листе согласования». На документе делается запись «Лист согласования прилагается». При наличии замечаний по документу визу оформляют следующим образом:

«Замечания прилагаются» (личная подпись) С.И. Иванов

Удостоверение документов является формой выражения ответственности за их содержание и законность. Основными способами удостоверения документов являются подписание, утверждение и проставление печати. Подпись — обязательный реквизит документа. В состав подписи входит: наименование должности подписывающего документ, личная подпись и ее расшифровка. Подлинники постановлений и распоряжений подписывает генеральным директором УК (директором ОП), а в его отсутствие — должностное лицо, исполняющее его обязанности. Документы, направляемые в вышестоящие законодательные и исполнительные органы власти и управления, подписывает только генеральным директором УК, в его отсутствие — или его первый заместитель, или исполняющий его обязанности. Подписывается, как правило, один первый экземпляр документа.

Утверждение документа — особый способ удостоверения документа после его подписания, санкционирующий распространение действия документа на определенный круг учреждений, должностных лиц и граждан. Документ, подлежащий утверждению, приобретает юридическую силу только с момента его утверждения. Документы утверждаются органами или должностными лицами, в компетенцию которых входит решение вопросов, изложенных в документе.

Утверждение производится двумя способами:

— грифом утверждения и утверждается либо генеральным директором, либо должностными лицами, в компетенцию которых входят решение вопросов, изложенных в документах;

— утверждается изданием соответствующего распорядительного документа (постановления, распоряжения, приказа).

Оба способа имеют одинаковую юридическую силу.

Утверждаются следующие документы: положения, правила, порядок, Уставы структурных подразделений, отчеты, планы, штаты и штатные расписания, акты приема и передачи дел и контрольно — ревизионного порядка, акты приема в эксплуатацию законченных строительством или реконструкцией зданий и сооружений, отдельные разновидности протоколов и т.д.

Печать заверяет подлинность подписи должного лица на документах, предусмотренных специальными нормативными актами, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами. Простые круглые печати (без изображения государственной символики) с наименованием структурных подразделений администрации города изготавливаются также в одном экземпляре, хранятся у руководителей соответствующих подразделений администрации города. Простая печать ставится на документах структурных подразделений, требующих подтверждения подлинности факта трудовой деятельности, копиях документов и т.д.

Оттиск печати должен проставляться так, чтобы им были захвачены части наименования должности подписавшего документ лица и часть его личной подписи.

Приказ является правовым актом, издаваемым руководителем компании, руководителями обособленных подразделений, действующим на основе единоначалия, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным структурным подразделением.

Приказ может касаться широкого круга организаций и должностных лиц, отражать основную исполнительно — распорядительную деятельность данного структурного подразделения. Приказы могут издаваться на основании и во исполнение законов РФ и по основным вопросам внутренней деятельности компании и ее подразделений.

Приказы, касающиеся основной деятельности личного состава, издаются отдельно. Проекты приказов готовятся структурным подразделением или отдельным должностным лицом по поручению руководителя. Должностное лицо, подготавливающее проект приказа:

Смотрите так же:  Сокращение пенсионеров пособие

— просматривает все приказы, ранее издававшиеся по данному вопросу;

— согласовывает со всеми заинтересованными руководителями структурных подразделений или отдельными должностными лицами.

Проект визируется на первом экземпляре приказа. Проект приказа печатается на чистом белом листе бумаги формата А4. Формуляр приказа имеет соответствующие реквизиты: заголовок, текст, подпись. Текст приказа по основной деятельности, как правило, состоит из двух частей:

В констатирующей части указываются фактические обстоятельства и мотивы, послужившие основанием издания приказа в соответствии с которым он принимается.

Распорядительная часть приказа издается в повелительной форме и начинается словом Приказываю, которое печатается прописными буквами с отдельной строки. Формулировки распорядительной части приказа должны быть конкретными, четкими, ясными и не допускать различных толкований. Каждое намеченное мероприятие оформляется отдельным пунктом. По каждому пункту указывается исполнитель — должностное лицо или структурное подразделение (в дательном падеже), предписываемые действия и срок исполнения. Заканчивается распорядительная часть приказа указанием в адрес тех, на кого возложен контроль за исполнением данного приказа.

Датой приказа является день его подписания. Подписывается первый изготовленный на бланке экземпляр приказа руководителем аппарата, руководителем структурного подразделения: управления, комитета или отдела (имеющих юридический статус).

Протокол — организационно-распорядительный документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решения на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов. Протокол оформляется на общем бланке формата А4. В протоколе указываются:

— наименование органа, вид документа, номер и дата проводимого мероприятия, место проведения, общее количество присутствующих на заседании, собрании, конференции и т.д.;

— председатель и секретарь проводимого мероприятия;

— повестка дня (с указанием количества вопросов по порядку и их названием);

— основной текст протокола;

Основной текст протокола делится на разделы в соответствии с пунктами повестки дня заседания. Разделы нумеруются арабскими цифрами. Текст каждого раздела состоит из позиций: Слушали, Выступили, Решили, которые пишутся прописными буквами, после них ставится двоеточие. В позиции «Выступили» указываются инициалы, фамилии и должности выступивших по данному пункту повестки дня. В позиции «Решили» излагаются принятые на совещании решения. Если решение оформляется отдельным документом, то пишется: «решение по данному вопросу прилагается».

К протоколу прилагается список присутствующих с указанием:

— фамилии, имя, отчества, должности и места работы;

— при необходимости, указателя, рассылки, выписки из протокола, решений.

Протокол регистрируется составителем, ему присваивается порядковый номер в пределах календарного года, дата проведенного мероприятия. Срок оформления протокола до 3 дней. Подлинник протокола вместе с указателем рассылки, в котором сделана отметка о дате отправки необходимых материалов исполнителям, остается в структурном подразделении, подготовивших его и подлежит хранению согласно номенклатуры дел. Учет протоколов осуществляется поэкземплярно. Протокольные решения доводятся до исполнителей в виде выписок из соответствующих протоколов, которые оформляются на бланке «Выписка из протокола», либо с помощью рассылочного листа. Выписки из протоколов заверяются подписью и учитываются поэкземплярно.

Реквизиты: почтовый адрес отправителя, коммуникационные и коммерческие данные, название вида документа, место составления, правила их расположения

Оформите макет общего бланка и макет бланка для письма с расположением указанных реквизитов для конкретной организации.

К реквизитам заголовочной части документа относятся:

— Государственный герб РБ;

— эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);

— наименование вышестоящей организации;

— наименование структурного подразделения;

— почтовый адрес отправителя;

— коммуникационные и коммерческие данные;

— название вида документа;

— ссылка на регистрационный индекс и дату входящего документа;

— место составления или издания.

Рассмотрим более подробно некоторые реквизиты.

Изображение Государственного герба РБ помещается на бланках документов и угловых штампах государственных органов и иных государственных организаций Республики Беларусь.

Изображение Государственного герба РБ на бланках располагается в центре верхнего поля. Диаметр изображения — не более 17 мм.

Не допускается располагать изображение Государственного герба РБ между бланковыми надписями на двух языках.

Эмблема организации или товарный знак, зарегистрированные в установленном законом порядке, по усмотрению организации помещаются на бланках на левом поле, если в центре верхнего поля расположено изображение Государственного герба РБ.

Организации негосударственной формы собственности помещают эмблему организации или товарный знак на верхнем поле бланка. При продольном расположении реквизитов эмблема организации или товарный знак помещаются в центре верхнего поля бланка, при угловом — над серединой строки реквизита «наименование организации» («наименование вышестоящей организации»).

Наименование организации обозначает автора документа, которым является юридическое лицо, создавшее документ.

Наименование организации — автора документа указывается в точном соответствии с уставом, положением о ней. Сокращенное наименование организации приводится в тех случаях, когда оно закреплено в учредительных документах организации. Сокращенное наименование помещается ниже полного или в скобках.

Почтовый адрес отправителя оформляется в соответствии с действующими правилами оказания услуг почтовой связи.

Пример: ул.Кропоткина, 55, 220002, г.Минск.

Коммуникационные данные (телеграфный адрес, номера телефона, телефакса, с включением кода автоматической междугородней (международной) телефонной связи) помещаются ниже почтового адреса отправителя. Группы цифр в номерах телефонов дефисом или другими знаками препинания не разделяются. Адрес электронной почты и другие сведения указываются по усмотрению организации.

Коммерческие данные включают номер расчетного счета, наименование банка и т.д. и располагаются ниже коммуникационных данных.

Название вида документа определяется его назначением и должно соответствовать компетенции организации, содержанию документируемого управленческого действия, а также Табелю унифицированных форм документов организации. Реквизит «название вида документа» должен содержать каждый документ. Это позволяет выделить искомый документ из всей массы документов, дает самое первое общее представление о нем. На письмах название вида документа не указывается.

Этот реквизит помещается после указания автора документа выше реквизитов «дата» и «регистрационный индекс» и пишется прописными буквами без разрядки, например: ПРИКАЗ, ПРОТОКОЛ, АКТ, РЕШЕНИЕ, ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ, ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА. Вид документа может быть указан заранее при изготовлении бланка (такие бланки называются специальными, т.е. для отдельных видов документов; они изготавливаются на основании общего бланка организации). В остальных случаях для обозначения вида документа на бланке оставляется свободное место, которое заполняется при составлении конкретного документа (такие бланки называют общими). В служебных документах с продольным вариантом расположения реквизитов на бланке название вида документа дается посередине, а при угловом варианте — в левом верхнем углу. При использовании бланка на двух языках название вида документа указывается на этих языках, например: ЗАГАД — ПРИКАЗ, ДАВЕДКА — СПРАВКА. Оформление макета общего бланка (приложение 1). Оформление макета бланка для письма (приложение 2).

Оформите распоряжение по Пинскому райпо об оказании помощив размере месячного оклада ведущему товароведу Симонову В.П.за многолетний и добросовестный труд в системе потребкооперациии в связи с 55-летием со дня рождения (Остальные данные укажите самостоятельно).

Оформление распоряжения представлено в приложении 3.

Составьте письмо-просьбу с угловым расположением реквизитов от имени директора фирмы «Алиса» в адрес «Приорбанка» с просьбой предоставить кредит, который будет использован для выдачи зарплаты на __ месяц ___года сроком на 20 дней. В письме укажите размер кредита. Объясните отсутствие средств на расчетном счете из-за несвоевременной оплаты за отгруженную продукцию.

Оформление письма представлено в приложении 4.

Оформите телеграмму исходя из следующего условия: Молодечненский пищевой комбинат Минского ОПС сообщил Солигорскому райпо о возможности поставки в их адрес 300 литров газированных напитков в ассортименте. В телеграмме дайте согласие на поставку, в том числе напиток «Тархун»30%; «Апельсин» 20%; «Грейпфрут» 25%; «Груша» 5%. Недостающие данные возьмите самостоятельно

Оформление телеграммы представлено в приложении 5.

документ реквизит распоряжение

1. ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. — М.: Изд-во стандартов, 2004.

2. Андреева В.И. Делопроизводство. — М.: АО «Бизнес-школа», 1997.

3. Паневчик В.В. Делопроизводство. — Мн.: Выш.шк., 2004

4. Салазкина Л.П. Основы делопроизводства. Требования к тексту документа. — Кемерово, 2000.

5. Стенюков М.В. Документы, делопроизводство. — М., 1995.

Ул. Тимирязева, 65, 220000, г. Минск, тел./факс 216-25-14,

р/с 301255489 в ЗАО «МТБанк», код 117, г. Миснк, пр. Партизанский,6а

УНП 19105011811 ОКПО 38400485612 _________________________

На № ______ от ________

Общество с ограниченной ответственностью «Пинское райпо»

Об оказании материальной

помощи Симонову В.П.

За многолетний и добросовестный труд в системе потребкооперации и в связи с 55-летием со дня рождения

Симонову Виктору Петровичу, ведущему товароведу ООО «Пинское райпо», материальную помощь в размере месячного оклада.

Директор С.А. Петрова

Ул. Мира,34, 222310, г.Молодечно

Тел./факс 8(0176) 75-75-75

Р/с 301255489 в ЗАО «Приорбанк»

г. Молодечно, код 749

На ____________ от ________

Директору ЗАО «Приорбанк»

Уважаемый Иван Иванович!

Оплата за отгруженную нами продукцию своевременно не поступила на расчетный счет ЗАО «АЛИСА», открытый в Вашем банке.

В связи с отсутствием средств на расчетном счете, прошу предоставить кредит на выдачу заработной платы за май 2012 года в размере 15000000 рублей сроком на 20 дней.

Директор ЗАО «АЛИСА» Ж.А. Жук

МИРА 10 СОЛИГОРСК

СОЛИГОРСКОЕ РАЙПО ИВАНОВУ

ПОСТАВИМ 300 ЛИТРОВ ГАЗИРОВАННЫХ НАПИТКОВ двтч квч ТАРХУН квч тире 30 ПРОЦЕНТОВ зпт квч АПЕЛЬСИН квч тире 20 ПРОЦЕНТОВ зпт квч ГРЕЙПФРУТ квч тире 25 ПРОЦЕНТОВ зпт квч ГРУША квч тире 5 ПРОЦЕНТОВ ДИРЕКТОР КОМБИНАТА ПЕТРОВ 05-04/5.

Пушкина, 85, 222310, Молодечно

Директор комбината О.Д. Петров

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Состав организационно-распорядительных документов. Документирование и организацию работы с официальными документами. Правила оформления распорядительных документов. Основные виды распорядительных документов, примеры оформления постановления, приказа.

курсовая работа [37,9 K], добавлен 29.10.2014

Общие требования к организационно-распорядительной документации. Унификация и стандартизация управленческой документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Реквизиты организационно-распорядительных документов.

дипломная работа [179,7 K], добавлен 10.02.2009

Организационно-распорядительная управленческая документация, ее классификация, процедуры составления, требования к оформлению. Подготовка приказа, внесение изменений и дополнений. Виды распоряжений, их реквизиты. Право издания указания в организациях.

реферат [22,9 K], добавлен 30.03.2015

Требования к оформлению документов по личному составу. Понятие и специфика составления бланка документа, основные требования к нему. Порядок подготовки и оформления распорядительных документов, информационно-справочных документов, их содержание.

учебное пособие [37,5 K], добавлен 24.11.2010

Юридическая сила документа. Функции документа. Основные правила составления и оформления документов. Требования к составлению и оформлению документов. Требования к оформлению реквизитов документов. Требования к бланкам документов.

курсовая работа [73,2 K], добавлен 14.12.2004

Изучение понятия и сущности распорядительных документов, их соответствие с нормативно–правовыми актами. Основые правила составления постановления, распоряжения, решения, приказа. Виды актов и особенности их оформления. Рассмотрение примера телеграммы.

контрольная работа [24,0 K], добавлен 24.03.2014

Понятие и содержание, значение и функции распорядительных документов. Теоретические и методические основы, основные этапы составления и принципы оформления, а также основное содержание некоторых реквизитов распорядительных документов на примере приказа.

контрольная работа [18,2 K], добавлен 27.10.2014

Общие понятия о распорядительных документах. Основные требования к ведению распорядительных документов. Особенности подготовки и оформления отдельных видов документов в Западно-сибирском управлении Ростехнадзора (постановление, приказ, распоряжение).

контрольная работа [43,3 K], добавлен 21.10.2010

Образцы составления студенческих, распорядительных, справочно-информационных документов, приказов по личному составу и деловых писем. Обзор методических рекомендаций по использованию документов в архивах государственных органов и иных организаций.

контрольная работа [40,5 K], добавлен 20.08.2015

Подготовка распорядительных документов организации. Приказы по личному составу, особенности их составления. Требования к оформлению документов. Приказы по основной деятельности и административно-хозяйственным вопросам. Регистрация и хранение приказов.

контрольная работа [40,9 K], добавлен 30.03.2015