Меню Закрыть

Информационное обеспечение аис налог включает

Электронная библиотека

Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Основной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой задаче в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе – это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, используемые в процессе автоматизации решения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.

Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей. Они характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д.

Автоматизированная информационная система (АИС) «НАЛОГ» представляет собой форму организационного управления органами Госналогслужбы на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий. АИС «НАЛОГ» позволяет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков. Цели функционирования автоматизированной информационной системы «НАЛОГ» можно сформулировать следующим образом:

1. Повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений.

2. Совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов.

3. Обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве.

4. Повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства.

5. Улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета.

6. Получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет.

7. Анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики.

8. Информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.

9. Сокращение объема бумажного документооборота.

На современном этапе развития экономики страны успех деятельности налоговой системы России во многом зависит от эффективности функционирования АИС. Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующие информационные технологии.

Одной из приоритетных задач налоговой полиции является информатизация налоговых органов, предполагаются использование информационных технологий, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование структуры налоговых органов.

Структура АИС налоговой полиции, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой. Существующая в стране система налоговой службы состоит из большого числа элементов. Вся система и каждый ее элемент обладают обширными внутренними и внешними связями. Для нормального функционирования системы осуществляется управление как отдельными элементами (налоговыми инспекциями), так и системой в целом. В налоговой системе процесс управления является процессом информационным. Как любая экономическая система, АИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.

Функциональная часть отражает предметную область, содержательную направленность АИС.

Задача характеризуется логически взаимосвязанными выходными документами, получаемыми на основе единых исходных данных.

Обеспечивающая часть включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организационного типа.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автоматизации решения функциональных задач.

Техническое обеспечение представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.

Программное обеспечение представляет собой комплекс разнообразных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налоговыми органами.

Автоматизированная информационная система налоговой полиции относится к классу больших систем. К ней, как и к любой подобной системе такого класса, предъявляется ряд требований: достижение целей создания системы; совместимость всех элементов данной системы, как в ее рамках, так и с другими системами, системность, декомпозиция и др. Эти требования предполагают возможность модернизации элементов системы, адаптацию их к меняющимся условиям; надежность в эксплуатации и достоверность информации, однократность ввода исходной информации и многофункциональное, многоплановое использование выходной информации; актуальность информации, хранящейся в базе данных. АИС при минимальных затратах ручного труда должна обеспечить сбор, обработку и анализ информации о состоянии объекта управления, выработку управляющих воздействий, обмен информацией как внутри системы, так и между другими системами одинакового и разных уровней. АИС должна быть оснащена таким комплексом технических средств, который обеспечивал бы реализацию управляющих алгоритмов, связь между системами, простоту ввода исходной информации, разнообразие вывода результатов обработки, простоту и технологичность технического обслуживания, совместимость всех технических модулей, как в программном, так и в информационном аспекте. Существенным требованием является разработка и функционирование системы на базе имеющихся операционных систем различных типов, пакетов прикладных программ, ориентированных на обработку данных и решение функциональных задач, систем управления базами данных, обеспечивающих накопление, ведение и выдачу в обработку информации, необходимой для решения задачи пользователем или удовлетворения его информационного запроса, пакетов программ, обеспечивающих обмен информацией между системами и т.д. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, управляемые СУБД, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями, и т.д.

Создание подобной системы связано с решением целого ряда проблем. Это, прежде всего информационное объединение налоговых служб сетями телекоммуникаций и обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам каждой из них; разработка, создание и ведение баз данных; оснащение налоговых органов вычислительными комплексами с развитой периферией; разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы. В основе создания АИС «НАЛОГ» лежит концепция жизненного цикла программных систем.

На первом этапе осуществляются анализ предметной области и разработка постановки задачи или комплекса задач. Постановка задачи осуществляется при непосредственном участии специалистов налоговой службы, чьи функции подлежат автоматизации. Сущность этого этапа состоит в обследовании организационной и функциональной структуры налогового органа и разработки технического задания, для чего используются методы информационного анализа, исследования операций, теории сложных систем. На основе технического задания разрабатывается технический проект автоматизированной системы. Целью данной стадии является создание информационно-логических моделей системы налогообложения. Важнейшей частью создания технического проекта является выбор программных средств и методов реализации проекта. В качестве критериев выбора можно назвать следующие:

Смотрите так же:  Двойное гражданство в крыму

· оптимальное соответствие информационно-логической модели налогового органа, выполнение основных функций обработки,

· возможность функционирования в различных операционных средах,

· возможность создания информационного интерфейса с другими средами и системами,

· перспективы развития среды с учетом современных тенденций в информационных технологиях и ряд других.

Информационные системы в налоговых органах

Главная > Реферат >Экономика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Реферат на тему:

«Информационные системы в налоговых органах».

Выполнила: студентка 508 гр.

Проверила: Мукин С.В.

1. История и предпосылки развития новых информационных технологий сфере управления налогообложением…………………………………………. 5

2.Информационная система в налоговых органах……………………..……. 8

2.1.Характеристика компьютерной информационной технологии и процедуры обработки налоговой информации……………………….………..12

2.2.Налоговая отчетность через сеть Интернет……………. 15

Системы электронного документооборота………………………….23

3.Особенности информационного обеспечения АИС налоговых органов………………………………………………………………………. ….24

Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Основной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой задаче в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе — это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, используемые в процессе автоматизации решения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.

Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей. Они характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д.

1. История и предпосылки развития новых информационных технологий в сфере управления налогообложением

В момент создания налоговых органов в них была перенесена существующая технология работы финансовых структур.

Основными показателями этой технологии были:

— получение информации от налогоплательщиков при личном контакте налогового инспектора с ними;

— ручная обработка полученной информации, хранение ее только на бумажных носителях;

— нерегламентированность большинства процедур по сбору налогов;

— стихийно развивающаяся информационная система.

Информатизация органов налоговой службы сводилась к обеспечению сотрудников недорогостоящими ЭВМ и принтерами, использованием стандартных текстовых редакторов, электронных таблиц и разрозненных СУБД, не приспособленных к работе с большими объемами информации и построению единого информационного пространства. Такая технология могла существовать только в условиях небольшого количества налогоплательщиков.

В связи с этим прорабатывалось несколько концепций типовых программных комплексов для региональных и муниципальных налоговых органов, отличающихся составом технических средств и прикладным программным обеспечением.

Разработка и внедрение компьютерных технологий и АИС в рамках местного самоуправления длительное время осуществлялась каждым регионом в соответствии с местными регламентирующими документами и нормативными актами по каждому виду учета, что создавало известные проблемы формирования единого информационного пространства, обусловленные их несовместимостью между собой и с АИС «Налог» Проблема усугубляется и тем, что многие объекты учета необоснованно разделены между органами различных ведомств со своими АИС и АИТ. Это особенно проявляется в таком объекте учета, как «недвижимость», составляющие которой — имущество и земля учитываются и регистрируются в трех ведомствах.

Одновременно решалась задача обновления компьютерного парка за счет компьютеров класса Pentium, так как клиентская часть в ряде инспекций реализована в среде DOS.

Проектирующееся внедрение интегрированных комплексов для территориальных налоговых инспекций, обеспечивающий единую систему администрирования баз данных по налогообложению юридических и физических лиц и единое ведение нормативно-справочной информации, обеспечивает:

автоматизацию всех функций по учету налогоплательщиков и налоговых поступлений;

информационное взаимодействие всех структурных подразделений налоговой системы между собой и с внешними ведомствами;

высвобождение трудовых ресурсов, занятых непроизводительной и технической работой;

повышение производительности труда;

оперативность и точность результатов учета, анализа и прогнозирования налоговых поступлений.

Широкомасштабное внедрение безбумажной информационной технологии при взаимодействии с налогоплательщиками и другими ведомствами, было нацелено на повышение эффективности собираемости налогов и платежей за счет:

— уменьшения общей численности сотрудников в территориальной налоговой инспекции, занятых реализацией функций и процедур, связанных с вводом данных.

— сосредоточения деятельности сотрудников территориальных налоговых органов на тех аспектах налогового администрирования, которые требуют непосредственных встреч с налогоплательщиками;

— устранения влияния пиковых ситуаций на работу территориальных инспекций;

— повышения качества камеральных и выездных налоговых проверок

В последние годы наметилась тенденция переноса центра тяжести приема и обработки электронных документов в Центры обработки данных (ЦОД), в которых в свою очередь должны использоваться сканерные технологии ввода информации с бумажных документов, что должно повысить эффективность функционирования территориальных налоговых органов.

Для осуществления работы подразделений ФНС разработана и уже функционирует многоуровневая АИС «Налог», обеспечивающая решение задач накопления и обработки информации в инспекциях. Конечной целью АИС налоговых служб является построение интегрированной информационной системы, объединяющей все структуры налоговой системы на базе единой информационной базы с поэтапной интеграцией в единое информационное пространство административных органов управления, банков, казначейства, таможни, регистрационных центров, служб учета и управления имуществом, земельными ресурсами и др.

Необходимость в этом обуславливается характером АИС налоговой системы, как корпоративной системы открытого типа с множеством внешних связей. Источниками информации, накапливаемой в базах данных АИС ИМНС, являются подразделения государственных органов и учреждения, из которых поступают данные о доходах налогоплательщиков, поступлениях и возвратах налогов и сборов, имуществе, земельных участках и др.

Существующие АИС налоговых служб длительное время выполняли свои функции и соответствовали поставленным при их создании целям -автоматизации основных функций налоговых органов по хранению и обработке информации, поступающей от налогоплательщиков, и повышения производительности труда налогового инспектора.

Но разобщенность средств автоматизации по уровням иерархии налоговых органов, недостаточное развитие телекоммуникационных средств, отсутствие единых средств защиты информации, алгоритмов и средств обмена информацией как внутри АИС ФНС, так и с взаимодействующими с ней АИС, невозможность комплексной обработки информации, хранящейся в различных базах данных, возросшие требования к процессам учета налогоплательщиков, своевременности и полноте сборов налогов и платежей, привели к увеличению нагрузки на должностных лиц налоговых органов и сделали существующую АИС “Налог” неспособной в полном объеме выполнять свои функции. Поэтому, в 2000 году МНС было принято решение о создании АИС “Налог” второй очереди, предусматривающей:

— интеграцию информационных ресурсов;

— максимальное использование системы телекоммуникаций МНС РФ с прямым доступом пользователей к интегрированным базам данных;

— стандартизацию и унификацию компонентов АИС.

Структура АИС налоговой инспекции

АИС налоговой инспекции представляет собой совокупность взаимодействующих прикладных подсистем, решающих определенные группы функциональных задач на основе оперативных баз данных и электронного хранилища данных (далее хранилище данных). Общая структура АИС налоговых органов показана на рис. 6.1.

Среди прикладных подсистем налоговой инспекции можно выделить две основные группы: системы оперативной обработки и системы поддержки принятия решений.

Смотрите так же:  Как проверить пакет документов

Первая группа ориентирована на ввод данных по налогоплательщикам, оперативную обработку и хранение данных. Основными требованиями к таким системам являются высокая производительность обработки транзакций и гарантированная доставка информации при удаленном доступе к базам данных по телекоммуникациям.

Рис. 6.1. Структура АИС налоговой инспекции

6.4. Информационное обеспечение АИС «Налог», характеристика его составляющих

Информационное обеспечение АИС «Налог» представляет собой информационную модель налоговых органов. Она состоит из внемашинного и внутримашинного частей. Внемашинное информационное обеспечение — это совокупность системы показателей, системы классификации и кодирования информации, системы документации и документооборота, информационных потоков. Внутримашинное обеспечение – это представление данных на машинных носителях в виде массивов и баз данных и их информационных связей.

Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей. Они характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д. Показатели содержатся в документах, являющихся наиболее распространенным носителем исходной и результатной информации. В системе налогообложения функционирует унифи­цированная система документации, которая отвечает определенным требованиям к форме, содержанию, порядку заполнения документов.

Документы и содержащаяся в них информация классифицируются по различным признакам. По отношению к входу и выходу различают входные (поступающие в инспекции) и выходные (исходящие из инспекции) документы. По срокам представления документы можно разделить на регламентные (для которых определен срок исполнения и представления) и нерегламентированные (исполняемые по запросам). По функциональным направлениям деятельности налоговой инспекции различают следующие документы: правовые и нормативно-справочные документы (законы, указы, постановления органов государственной власти и управления); организационно-методические документы (приказы, директивы, инструкции, методики, решения коллегий ГНС и т.д.); документы исчисления и учета поступления налогов, сборов и других платежей (лицевые счета плательщиков налогов, банковские документы, налоговые расчеты, декла­рации); документы по контрольной работе инспекции (бухгалтерские отчеты, балансы, акты проверок предприятий и организаций, журналы учета контрольной работы); другие виды документов.

Важной составляющей внемашинного информационного обеспечения является система классификации и кодирования. Единая система классификации и кодирования информации, на которой строится АИС «Налог», включает общероссийские, ведомственные и системные классификаторы. К системным классификаторам относятся: налогов и платежей (КНП); объектов налогообложения (КОН); налоговых льгот (КНЛ); типов льгот по налогам (КТНЛ); штрафных санкций (КШС); идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН); системы обозначения Государственных налоговых инспекций (СОГНИ).

Внутримашинное информационное обеспечение включает все виды специально организованной информации для восприятия, передачи и обработки техническими средствами. Такая информация представляется в виде массивов, баз данных, банков данных. Массивы и содержащиеся в них данные по степени устойчивости можно разделить на переменные и постоянные. Переменные содержат информацию, объем изменений в которой в течение года превышает 20% годового объема. Массивы, содержащие остальную информацию, считаются постоянными (условно-постоянными). В переменных массивах содержится информация: по результатам оперативного контроля, обеспечения полноты и своевременности поступления налогов, сборов, других платежей и отчетности; по анализу и прогнозированию базы налогообложения и поступления налогов, сборов и других платежей; по результатам контрольной работы налоговых органов; по правовой практике налоговых органов и т.д.

В постоянных массивах содержатся: тексты законов, постановлений и указов Президента и Правительства РФ, постановлений местных органов власти, других правовых актов; тексты решений коллегии ГНС РФ, приказов, распоряжений и планов; тексты организационно-методических документов; классификаторы, справочники и словари, используемые в АИС «Налог»; данные Госреестра предприятий и учетные данные налогоплательщиков; нормативно-справочная информация финансового, материально-технического обеспечения, учета и движения кадров.

Основной формой организации данных для их накопления, обработки и хранения в ЭВМ являются базы данных. Различают профессиональные и информационно-справочные базы данных.

К профессиональным БД в налоговых органах относятся: базы исходных и отчетных данных по налоговым поступлениям в разрезе разделов и параграфов бюджетной классификации, бюджетов, территорий, временных периодов по регламентированным отчетным формам; базы оперативных данных по налоговым поступлениям; базы писем, прецедентов, ответов, предложений по налоговому законодательству; базы производных и интегрированных данных на основе отчетных форм; базы документов внутреннего пользования различного назначения и т.д.

К информационно-справочным относятся базы данных: по законодательным и нормативным актам по налогооб­ложению; инструктивных и методических материалов; по общеправовым вопросам. Особенностью этих баз данных является то, что они активно используются всеми подразделениями налоговой инспекции.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 1083 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Особенности информационного обеспечения АИС налоговых органов

Информационное обеспечение АИС «Налог» представляет собой информационную модель налоговых органов. Задачи информационного обеспечения системы налоговых органов зависят от основных функций, выполняемых ее структурами, которые были рассмотрены ранее.

1) по месту составления:

• входные (поступающие в инспекции);

• выходные (исходящие из инспекции);

2) по срокам представления:

• регламентированные — документы, для которых определен срок исполнения и представления;

• нерегламентированные — документы, исполняемые по запросам.

K документам, выдаваемым по регламенту, можно отнести, например, отчеты «О поступлении налогов и других обязательных платежей в бюджеты РФ», «О результатах контрольной работы налоговых инспекций», «Структура поступлений основных видов налогов», «Недоимка по платежам в бюджет» и другие статистические отчеты, составляемые в налоговых органах;

3) по функциональным направлениям деятельности налоговой инспекции:

• правовые и нормативно-справочные документы (законы, указы, постановления органов государственной власти и управления) и организационно-методические документы (приказы, директивы, инструкции, методики и т.д.);

• документы исчисления и учета поступления налогов, сборов и других платежей (лицевые счета плательщиков налогов, банковские документы, налоговые расчеты, декларации);

• документы по контрольной работе инспекции (бухгалтерские отчеты, балансы, акты проверок предприятий и организаций, журналы учета контрольной работы);

• другие виды документов.

Группирование документов по функциональным направлениям в соответствии с особенностями и назначением содержащейся в них информации определяет основные потоки информации в структуре управления функционированием налоговых органов.

Развитие автоматизированных систем не только в налоговой системе, но и в других системах, предусматривающих обмен информацией, предполагает широкое использование унифицированной документации. Среди документов, поступающих в налоговые органы, много унифицированных форм, и прежде всего это формы бухгалтерской отчетности организаций. Однако в налоговых органах, как и в любом другом ведомстве, используется множество внутренних форм документации, которые можно отнести к отраслевым формам, например формы отчетности, которые используются в работе Федеральной налоговой службы.

Важной составляющей внемашинного информационного обеспечения является система классификации и кодирования. Постановлением Правительства РФ утверждено «Положение о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» от 10 ноября 2003 г. № 667.

Положение устанавливает порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов, в том числе в области налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов.

Общероссийские классификаторы разрабатываются по основным видам технико-экономической и социальной информации, используемой при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией.

Применение общероссийских классификаторов обеспечивается путем:

• прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций;

• включения в общероссийские классификаторы дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций.

Применение общероссийских классификаторов необходимо для обеспечения сопоставимости экономико-статистических данных о деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей. B условиях функционирования АИС методы, способы кодирования, рациональная классификация номенклатур должны служить полному удовлетворению запросов пользователей, сокращению временных и трудовых затрат на заполнение документов и эффективному использованию вычислительной техники, так как позволяют снизить объем и время на поиск информации, необходимой для решения задач, облегчить обработку информации. АИС «Налог» должна использовать единую систему классификации и кодирования информации, которая строится на основе применения общероссийских классификаторов.

Кроме того, применяются ведомственные и системные классификаторы, например классификаторы:

• доходов и расходов бюджетов в РФ (КДРБ);

• банковских идентификационных кодов (БИК);

• налогов и платежей (КНП);

• объектов налогообложения (КОН);

• штрафных санкций (КШС);

• идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН) и т.д.

Смотрите так же:  Коллективная материальная ответственность менеджеров по продажам

Используемые в налоговых органах классификаторы разрабатываются по общим правилам и с учетом требований, предъявляемых к построению кодов. Рассмотрим структуру системного классификатора на примере ИНН юридических и физических лиц. Идентификационной номер налогоплательщика — юридического лица представляет собой десятизначный цифровой код, построенный по позиционной системе кодирования:

Понятие информационных систем в налогообложении и их использование в налоговых инспекциях.

Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создана автоматизированная информационная система «Налог», которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

Структура АИС налоговой службы, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой. Каждому уровню налоговой системы соответствует свой состав задач, подлежащих автоматизации. Для нормального функционирования системы осуществляется управление как отдельными элементами (налоговыми инспекциями), так и системой в целом. В налоговой системе процесс управления является процессом информационным. Как любая экономическая система, АИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.

Функциональная часть отражает предметную область, содержательную направленность АИС. Обеспечивающая часть включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организационного типа.

Функциональный и информационный состав БД зависит от специфики каждого рабочего места и от квалификации специалиста. К профессиональным БД в налоговых органах относятся:

► базы исходных и отчетных данных по налоговым поступлениям в разрезе разделов и параграфов бюджетной классификации, бюджетов, территорий, временных периодов по регламентированным отчетным формам;

► базы оперативных данных по налоговым поступлениям;

► базы писем, прецедентов, ответов, предложений по налоговому законодательству;

► базы производных и интегрированных данных на основе отчетных форм;

► базы документов внутреннего пользования различного назначения и т.д.

Работа таких баз данных обеспечивается специальным программным обеспечением.

Значительное место в информационном обеспечении АИС «Налог» занимают информационно-справочные системы. Для их функционирования создают:

· БД по законодательным и нормативным актам по налогообложению;

· БД инструктивных и методических материалов;

· БД по общеправовым вопросам.

Особенностью этих баз данных является то, что они активно используются всеми подразделениями налоговой инспекции.

Автоматизированная информационная система налоговой службы относится к классу больших систем. К ней предъявляется ряд требований: достижение целей создания системы; совместимость всех элементов данной системы как в ее рамках, так и с другими системами, системность, декомпозиция и др.

Создание подобной системы связано с решением целого ряда проблем. Это, прежде всего, информационное объединение налоговых служб сетями телекоммуникаций и обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам каждой из них; разработка, создание и ведение баз данных; оснащение налоговых органов вычислительными комплексами с развитой периферией; разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы.

Важной задачей автоматизации работы налоговой службы является не только возложение на компьютер задач контроля, обработки и хранения информации по начислению и уплате различных налогов, ведение нормативно-правовой базы по налоговому законодательству, формирование отчетности по налоговым органам, но и создание автоматизированного интерфейса с банками, таможенными органами и другими внешними структурами.

19.Понятие информационных систем в страховании и их использование в налоговой деятельности.

Страхование является одним из самых информационно насыщенных и информационно зависимых видов бизнеса. Информационное пространство страховой фирмы, представляемое автоматизированной информационной системой обработки данных, подразделяется на составляющие его объекты.

Автоматизированные информационные технологии деятельности страховой компаниинаправлены на внедрение систем, охватывающих все основные элементы технологического процесса и гарантирующих полную безопасность данных на всех этапах обработки информации. Реализация автоматизированной информационной системы страховой компании заключается в автоматизации решения задач страховой, финансовой, бухгалтерской и других видов деятельности.

Основные функциональные задачи, реализуемые в условиях автоматизированной информационной технологии.

  • Процесс заключения договора страхования.
  • Заключение дополнительного договора.
  • Заключение договора перестрахования.
  • Внесение страховой премии
  • Окончание договора страхования
  • Наступление страхового события.
  • Расторжение договора страхования.
  • Расчет базовых тарифных ставок по видам страхования.
  • Расчет резервного фонда
  • Анализ страхового портфеля
  • Анализ финансового состояния компании
  • Ведение внутренней бухгалтерии

Накопление и обработка информации происходит в различных подразделениях и службах страховой компании: бухгалтерии, отделах — финансово-экономическом, владельцев полисов, выплат, перестрахования, кадров, агентствах и пр.

Однако автоматизированные информационные технологии эффективны и рентабельны при существовании достаточно устоявшегося делопроизводства.

Практика создания и применения АИТ в страховой деятельности подтверждает целесообразность эксплуатации распределенной информационно-вычислительной сети или много уровневой сети, предусматривающей наличие единой технологической платформы, с общей информационной базой для взаимодействия, как с файл-сервером, так и с другими ресурсами сети.

Дата добавления: 2015-09-07 ; просмотров: 353 . Нарушение авторских прав

Информационное обеспечение налоговой системы (учебное пособие). Автор: Мордвинцева А.Д., редактор: Александрова Л.И.

Техническое обеспечение представляет собой комплекс технических средств (КТС) и включает: электронно-вычислительные машины (ЭВМ); периферийное оборудование; сетевое оборудование; средства передачи и защиты данных; каналы связи.

Архитектура КТС определяется структурой Государственной налоговой службы края, района, объемами обрабатываемой и хранимой информации, информационными потоками в системе, содержанием функциональных задач и должна обеспечивать:

1) возможность ввода, хранения и обработки достаточных для решения задач объемов данных в заданные сроки;

2) формирование и ведение распределенных баз данных;

3) программную и техническую совместимость работы ЭВМ в локальной сети и по каналам связи;

4) передачу требуемых объемов информации между уровнями системы;

5) защиту конфиденциальной информации;

6) возможность поэтапного ввода КТС, его перспективного расширения и развития.

АИС «TEXNET», функционирующая в Приморском крае с 1993 года, создана на основе иерархического объединения автономно функционирующих локальных вычислительных сетей (ЛВС), размещенных во всех районных инспекциях. Структура ЛВС каждой инспекции определяется с учетом фактической численности налогоплательщиков, закрепленных за этой инспекцией и с учетом специфики. В краевой налоговой инспекции для ведения больших интегрированных баз данных и повышения оперативности обработки информации в качестве центральной ЭВМ ЛВС необходимо использовать супермини-ЭВМ (аналогичные I ВМ RS-6000 производства фирмы I ВМ, Sparc производства фирмы Sun Microsystem или power-server производства фирмы Acer).

В большинстве ЛВС используется сетевое оборудование ETHER­NET совместно с программным обеспечением фирмы NOVELL.

Взаимосвязь налоговых служб различного уровня между собой, с Налоговой полицией РФ, а также необходимость обмена информацией с финансовыми, банковскими и другими организациями требуют разветвленной системы передачи данных. В настоящее время широко используется передача данных по электронной почте.

Как уже было сказано, в КТС входит периферийное оборудование:

1. Для обеспечения ввода большого объема информации в заданные сроки необходимо использование средств автоматизированного чтения входных документов типа «сканеры» (4–8 комплектов на службу). Обработка деклараций физических лиц практически невозможна вручную без многократного увеличения штата территориальных налоговых служб.

2. Для обеспечения выдачи большого количества документов необходимо использование надежных высокоскоростных печатающих устройств.

3. Для обеспечения надежности работы в сети необходимо предусмотреть систему безаварийного питания или как минимум наличие блоков бесперебойного питания серверов, центральных ПЭВМ.

Программное обеспечение информационной системы налоговой службы города представляет собой комплекс средств системного программного обеспечения (СПО) и прикладного программного обеспечения (ППО).

СПО предназначено для администрирования и диспетчеризации процессов обработки и передачи данных в системе, поддержания общесистемных баз данных, обработки запросов, организации межмашинного обмена информацией в ЛВС, управления работой средств защиты информации, а также управления работой технических средств и средств контроля за правильностью их функционирования.

СПО системы Государственной налоговой службы включает в себя:

· операционные системы (ОС);

· системы управления базами данных (СУБД);

· сетевое программное обеспечение для работ в режиме ЛВС территориально-распределенной сети;

· программное обеспечение криптографической защиты информации.

В качестве ОС могут рассматриваться для использования в системе OS/2, WINDOWS . В качестве СУБД наиболее пригодны по своим характеристикам FOXPRO 2.0, ACСESS. ППО представляет собой совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ аналитической обработки информации, решающую задачи в составе специализированных АРМ.